Живая и неживая природа как фактор жизни человека. Живые неживые


Живое и неживое | Дистанционные уроки

05-Июл-2013 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Помните, в детстве была такая игра: «Живое—неживое«?

 

 

Биология — это наука о живых организмах «науку о живых организмах», поэтому  прежде всего надо  определить такие понятия, как «живое» и «неживое».

 

Вообще, граница между живым и неживым достаточно условна..на эту тему есть много теорий и мнений…

 

Для начала определимся, что такое “организм”.

 

Это просто. Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!

 

А “неживой”? Это скалы, камни, вода…

 

 А вирусы? Вирусы могут быть в активной — живой форме, а могут в виде кристаллов находиться под землей или в ледниках сотни лет…

 

Уже надо определить, что такое “жизнь”.

 

Отличие живого от неживого

 

Каковы признаки  живых организмов, каковы основные признаки живого? В каком случае мы четко можем определить, к какому типу отнести систему?

 

Одна моя знакомая писательница считает, что признак живого — душа. Красиво, конечно, но не научно, а биология — это наука.

 

Основные признаки живого

 

1. Клеточное строение.

 

Почти все организмы состоят из  клеток. Каждая клетка — “кирпичик” живого организма, и то как организм живет — скоординированные функции всех его клеток.

 

Организмы могут быть одноклеточные — некоторые водоросли или бактерии, или многоклеточные — человек, например.

 

А вот вирусы не считаются клеточной формой жизни. Они легко встраиваются в чужие клетки, а могут вообще кристаллизоваться и  веками в таком состоянии находиться.

 

2. Обмен веществ

 

По-научному — метаболизм 

 

Во всех живых организмах происходит обмен веществ.

 

В животных и растениях — само собой; у вирусов, когда они в активной форме, обмен веществ тоже есть; а вот у воды и камней — нет. (Есть теория, что у камней тоже есть обмен веществ, но оооочень медленный)

 

3. Гомогенность (однородность)

 

Живые организмы не гомогенны, они состоят из различных частей, выполняющих различные функции; т.е. сложно организованны

 

Неживые системы гомогенны — у воды, например, состав не меняется.

 

Давайте подведем итог:

 

Основные признаки живых организмов

 

 

  1. обмен веществ (это самый главный признак)
  2. клеточное строение
  3. негомогенность строения
 

Организм можно считать живой системой, если у него присутствуют все три характеристики. В противном случае он считается неживым:

 

 

 

 

  • примеры вопросов А1 ЕГЭ по этой теме
  • примеры вопросов ГИА (ОГЭ) по этой теме

 

 

Еще на эту тему:

Обсуждение: "Живое и неживое"

(Правила комментирования)

distant-lessons.ru

2 класс. Окружающий мир. Неживая и живая природа - Неживая и живая природа

Комментарии преподавателя

Рас­смот­ри­те кар­тин­ку:

Рис. 1. Объ­ек­ты при­ро­ды

 

Слева рас­по­ло­же­ны объ­ек­ты живой при­ро­ды, а спра­ва - то, что было со­зда­но че­ло­ве­ком. Мы можем сде­лать вывод, что при­ро­да – это все то, что не со­зда­но ру­ка­ми че­ло­ве­ка, и мы сами.

Что же у них об­ще­го? Камни, реки, озера су­ще­ству­ют в при­ро­де давно. Гвоз­ди, ма­ши­ны, ве­ло­си­пе­ды сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­ка, и все это нежи­вые пред­ме­ты.

Рас­смот­ри­те кар­тин­ку с изоб­ра­же­ни­я­ми живых ор­га­низ­мов:

Рис. 2. Живые ор­га­низ­мы

 

Живые ор­га­низ­мы еще можно на­звать живой при­ро­дой.

Рас­смот­ри­те схему:

Рис. 3. Связь между живой и нежи­вой при­ро­дой

 

Стрел­ки на ней по­ка­зы­ва­ют, что живая и нежи­вая при­ро­да тесно свя­за­ны между собой. Солн­це слу­жит ис­точ­ни­ком тепла и света для живых су­ществ. А еще живым су­ще­ствам необ­хо­дим воз­дух и вода.

Чем же живая при­ро­да от­ли­ча­ет­ся от нежи­вой? Вот ос­нов­ные при­зна­ки живой при­ро­ды:

1. Все живое дви­га­ет­ся. На­при­мер, рас­те­ния по­во­ра­чи­ва­ют­ся к свету, сво­ра­чи­ва­ют и раз­во­ра­чи­ва­ют ли­стья, рас­кры­ва­ют цветы;

2. Любой живой ор­га­низм спо­со­бен к росту и раз­ви­тию. На­при­мер, из се­меч­ка вы­рас­та­ет де­ре­во, из мла­ден­ца – взрос­лый че­ло­век;

3. Живые ор­га­низ­мы нуж­да­ют­ся в пи­та­нии. На­при­мер, рас­те­ния про­сят воды, а жи­вот­ные – пищи;

4. Живые су­ще­ства раз­мно­жа­ют­ся.

Если рас­те­ния не по­ли­вать, а жи­вот­ных не кор­мить и не уха­жи­вать за ними, они могут по­гиб­нуть. Все живые ор­га­низ­мы дышат, пьют воду, пи­та­ют­ся, раз­мно­жа­ют­ся.

Бе­ре­ги­те при­ро­ду. Пом­ни­те, что жизнь на нашей пла­не­те невоз­мож­на без при­ро­ды, и че­ло­век дол­жен бе­речь и охра­нять ее.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/nezhivaya-i-zhivaya-priroda

источник презентации -http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/14540-nezhivaya-i-zhivaya-priroda-yavleniya-prirody-2-klass.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=y0Qd6GuLSMQ

http://www.youtube.com/watch?v=F99kqShquQc

http://www.youtube.com/watch?v=iCVpAWH7IEc

www.kursoteka.ru

Связь живой и неживой природы

Все, что нас окружает: земля, воздух, вода, животные, растения — это природа. В природе существуют как живые организмы (растения, животные), так и неживые тела (горы, вода, Луна и Солнце). Одни живут, размножаются, растут и питаются, другие не изменяются тысячелетиями.

Но все они — объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности. Так, растение — это объект живой природы, но Солнце обогревает его лучами, из воздуха оно получает углекислый газ, который запускает процесс питания, вода наполняет растение питательными веществами, а ветер разносит его семена, помогая размножению.

Объекты живой и неживой природы

Первыми на нашей планете появились объекты неживой природы. Под влиянием Солнца, ветра и воды горные породы постепенно превращались в почву, солнечная энергия позволила образоваться в воде первым микроорганизмам, которые постепенно учились дышать, питаться, размножаться.

Поскольку объекты неживой природы первичны, то для начала определим свойства, характерные для них.

  1. Для тел, составляющих неживую природу, характерны три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Твердые — статичны в своих формах, очень устойчивы к воздействию окружающей среды. Это камни, почва, скалы, горы, ледники, айсберги, сосульки и снежинки, градины или песчинки. Жидкие не имеют определенной формы: вода, нефть, капли дождя, туман, облака. К газообразным относят воздух, воздушные массы, пары.
  2. Все объекты неживой природы не нуждаются в питании, им не нужно дышать, они не размножаются. Да, они способны увеличиваться в объеме или уменьшаться, но только за счет добавления или отделения материалов извне. Например, кристаллы увеличиваются, присоединяя такие же кристальные структуры. Или камень под воздействием ветра постепенно теряет свои частички, уменьшаясь в размерах.
  3. Однажды появившись на Земле, эти объекты уже никуда не исчезают, то есть тела неживой природы бессмертны. Со временем они могут переходить из одного состояния в другое, но при этом не умирают. Яркий пример — вода: зимой, от воздействия холодной температуры она становится твердой (лед), в обычное время — жидкая (вода), под жаркими лучами Солнца испаряется, превращаясь в пар.
  4. Объекты неживой природы очень устойчивы. А наиболее крупные по размерам практически не изменяются на протяжении многих тысячелетий.
  5. Двигаться объекты неживой природы могут только при воздействии извне.

Живая природа возникла на нашей планете благодаря особому сочетанию условий внешней среды и особому, уникальному взаимодействию объектов неживой природы — почвы, воды, Солнца.

Главные отличительные признаки объектов живой природы — это те, которые определяют их жизненный цикл.

  1. Все живые организмы питаются и дышат.
  2. Они рождаются, растут и развиваются. Так, из семечка вырастает целое дерево, из эмбриона развивается и появляется на свет детеныш животного или человека.
  3. Объекты живой природы способны к размножению — то есть могут воспроизводить себе подобных. Так, например, гора не способна образовать такую же гору, а растение или животное находится в бесконечном цикле смены поколений.
  4. Завершив свой жизненный цикл, объекты живой природы переходят в класс объектов неживой. Опавшие листья уже не нуждаются в солнце и воде, труп животного разлагается, трансформируясь в молекулы и атомы, которые потом составят минералы и элементы почвы или воды.

Примеры объектов живой природы: растения, водоросли, грибы, бактерии, паразиты, рыбы, птицы, животное и человек.

Схема взаимодействия между живой и неживой природой

Схема показывает, насколько тесно связаны в нашем мире все объекты живой и неживой природы. Возьмем для примера птицу — утку. Она строит гнездо в зарослях камыша и этим связана с растениями. Она добывает пищу в воде — связь с объектом неживой природы. Ветер помогает ей летать, солнце и звезды помогают определять свой путь. Растения и микроорганизмы служат для нее пищей, солнечный свет и вода способствую росту птенцов. Уберите из этой системы хоть одну связи и сразу нарушится жизненный цикл утки.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Растения это живые или неживые создания?

Как и всякий живой организм, растения обладают раздражимостью. Они отвечают на изменения, происходящие в окружающей их среде. Уменьшение или увеличение интенсивности света, повышение температуры вызывают у растения ответные действия (реакции) . Правда, у некоторых растений они внешне не проявляются. Но если рассмотреть в микроскоп листья водного растения элодеи (водяной чумы) , которую часто разводят в аквариумах, то легко заметить, что внутреннее содержимое клеток медленно движется. Выставим ту же элодею на свет и опять посмотрим в микроскоп — движение усилилось. Способностью отвечать на раздражения живое растение отличается от тел неживой природы. В растениях, тесно связанных с окружающей их неживой природой, происходят сложные процессы. Растение усваивает из воздуха и почвы необходимые для жизни вещества, перерабатывает их в своем теле и одновременно выделяет вещества, ненужные ему. В растении происходит обмен веществ. В результате этих процессов оно растет и развивается. Обмен веществ — характерное свойство всего живого. Все эти сложные процессы, происходящие внутри растения, и их взаимосвязь с окружающими условиями изучает наука физиология растений.

Живые конечно, с ними даже разговаривать можно, а некоторые вообще насекомыми питаются

живые!плохо ты биологию знаешь...

Питается, растет , размножается - значит живые.

Конечно живые.

nezhivie!!! i kto skazal chto oni zhivie

Растения — это живые существа, которые требуют ухода.

Растения - живые существа. К живым относятся не только разумные. Хотя не знаю - применимо ли здесь слово "существа"...

Конечно, это живой организм! Стремится увеличить энтропию, участвует в обмене веществ и т. д.

Существует несколько подходов к определению живого вещества: 1. выделение основных свойств, отличающих живое от неживого - питание, дыхание, самовоспроизводство, а также различные оптические свойства живого и неживого: живое всегда оптически активно, т. е. молекулы обладают общей асимметрией и поляризуют свет, косное же вещество - минералы - имеют разные виды симметрии; 2. витализм (греч. vita - жизнь, vitalis - жизненный) - всё живое обладает душой (некоторые религии, впрочем, лишь человека наделяют душой) ; сущность и явления жизни объясняются наличием в организмах некоего нематериального начала - жизненной силы, души, энтелехии (греч. entelecheia) - последний термин имеется в философии Аристотеля и означает достижение цели, осуществляемое нематериальным деятельным началом, движителем материи; 3. редукционный подход - основан на клеточном строении организмов, клетка - это основа единства живых организмов. Разумеется, этими тремя путями не исчерпываются все мнения.. . Свойства живых систем Составные части организма - клетки, ткани, органы - в сумме ещё не представляют собой организм. Лишь их соединение в порядке, исторически сложившемся в процессе эволюции, и их взаимодействие образуют целостную систему - организм, которому присущи определённые свойства: - единство химического состава - в состав живых организмов входят те же элементы, что и в объекты неживой природы, но в ином соотношении: в живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента - С-углерод, O-кислород, N-азот, H-водород; живые организмы построены в основном из 4 крупных групп сложных органических молекул - нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов и жиров; - обмен веществ: все живые организмы поглощают из окружающей среды необходимые для жизни вещества и выделяют продукты жизнедеятельности, при этом происходят химические превращения веществ (в отличие от неживой природы, где обмен веществами представляет собой их простой перенос с одного места на другое или изменение агрегатного состояния) ; обмен веществ обеспечивает гомеостаз - постоянство химического состава и строения частей организма и, соответственно, постоянство их функционирования; - самовоспроизведение, или репродукция - образование новых структур на основе информации, заложенной в ДНК; это одно из основных свойств живого, тесно связанное с явлением наследственности; наследственность - способность организма обеспечивать передачу своих признаков из поколения в поколение; - изменчивость - способность организмов приобретать новые свойства и признаки; эта способность лежит в основе естественного отбора; рост и развитие; способность к развитию - всеобщее свойство материи, в результате развития возникает новое качественное состояние системы; развитие живых форм представлено онтогенезом - индивидуальным развитием, и филогенезом - историческим развитием видов; - раздражимость - свойство живых организмов избирательно реагировать на внешние воздействия; - дискретность, жизнь на Земле проявляется в виде дискретных форм: любой вид организмов состоит из отдельных особей, тело каждой высокоорганизованной особи - из обособленных и ограниченных в пространстве, но тем не менее тесно взаимодействующих между собой частей, органы состоят из отдельных тканей и клеток и т. д. ; - саморегуляция (авторегуляция) - способность организмов обеспечивать постоянство своего химического состава и физиологических процессов в постоянно меняющихся условиях среды; - ритмичность - периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний ; - энергозависимость - живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступает энергия и материя из окружающей среды, т. е. являются открытыми системами Теперь, я думаю, понятно, что они - ЖИВЫЕ!

Исследователи считают, что растения наделены чувствами, интеллектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь; способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения людей; излучение, испускаемое ими, может быть зафиксировано датчиками. Они не могут убежать в случае опасности. Им приходится быть внимательнее и следить за тем, что происходит вокруг них.

но конечноже живые

touch.otvet.mail.ru

Живая и неживая природа для самых маленьких

Долго я готовила себя к тому, чтобы начать географию с моим сыночком. Она появлялась в наших занятиях в изучении марок автомобилей с их страной производителем, в изучении флагов всех стран и их столиц, и даже Космос, с расположением Земли в нем, мы более или менее узнали по карточкам «Мир на Ладошке» .

Ну что же пора действительно вводить географию, чтобы ребенок понял что же означают страны, которые он выучил с флагами и эмблемами автомобилей. Что такое Япония, Китай, Франция? Но с чего начать? Как правильно подвести ребенка, двух лет шести месяцев, к этой огромной теме?

Прошу набраться терпения, пост будет длинным, но надеюсь полезным. Опишу наши занятия подробно, чтобы у вас создалась полная картина. Во время прочтения подумайте о том какие материалы у вас есть дома для этой темы, какие игры для развития логики, мелкой моторики, творчества вы могли бы предложить своему ребенку. Учитывайте возраст, умения, а самое главное интересы вашего собственного ребенка. Ну а если наши занятия подойдут вам в полной мере, то значит я не зря потратила время на написание этого материала.

Итак начнём. Обложившись имеющимися книгами и осмотревшись по сторонам в поисках материалов на эту тему, я постаралась составить план наших занятий. Сначала была идея плодотворно пройтись по материкам, интерес же Александра толкал меня к «путешествию» по Италии. Но интуиция подсказывала, что чего-то не хватает, скачок по материкам или сразу в какую-то страну мог не дать полной картины мира.

И я решила начать с объяснения — что такое живая и неживая природа. Взяв эту тему, я всё же постаралась учитывать, что ребенок третьего года жизни наделяет душой и способностью чувствовать всё, что его окружает. Способность видеть живое в неживом — это одно из проявлений работы воображения, которое в свою очередь тесно связано с творческим мышлением. Другими словами, я объясняла больше что относится к живой природе, всего в паре слов упоминая, что относится к неживой. Тем не менее ребёнок смог сделать выводы сам.

Энциклопедические знания

Эти знания нам помогли получить книги.

Первая из них Занимательная география издательства Белый город. Начали мы с главы «Планета по имени Земля». Прочитали, поговорили о том, что Александр живет в своей комнате, своей квартире, здании, улице, городе, стране — это наш маленький дом. А затем как и в книге перешли на идею, что страна располагается на континенте (наша на острове). Континент — в определенной части света. Часть света — на полушарии. А полушарие — на планете Земля. Получается, что твой дом — это вся Земля.

Мне кажется такая позиция правильна для ребенка, тогда он лучше понимает зачем и почему нужно охранять Землю. Из этой же книги мы узнали, что наша планета как космический корабль, который всё время движется, ни на минутку не останавливаясь. Конечно же повторили расположение нашей планеты относительно солнца, как она вращается, с какой скоростью. В этом нам помог глобус, который наш папа принёс нам из офиса. Глобус черно-белый, но как наглядное пособие подойдёт.

Вторая книга Чудесная планета. Чтение этой книги мы начали с «Формы Земли» и «Каковы размеры Земли». Брали наших человечков из Лего, чтобы они «обошли» Землю (глобус) и идти им нужно было целых 2 года по 10 часов в день. Брали машинки Александра, чтобы они «объехали» Землю. Самолетик, у нас Боинг 747, облетал земной шар всего за 2 дня. В общем, постарались читать темы в книге и обыгрывать их для наглядности. Александру было очень весело в таких играх-занятиях.

Так же прочли о воздухе, который нас окружает и о вращении Земли вокруг Солнца (тут времена года, сутки и четыре стороны света). Сейчас уже не вспомню где впервые прочла о том, что можно взять фонарик (Солнце) и направляя его на глобус наглядно показать, что в один и тот же момент времени в четырех концах света разное время суток. Так мы и сделали, попутно рассматривая картинки в книге, где в Нью-Йорке ребенок просыпается, в Париже обедает, в Китае ужинает, а в Австралии спит.

Так как мы опять коснулись темы времен года, то с удовольствием прочли «Круглый год» Маршака из Всё самое лучшее детям. Я долго подбирала книги со стихами в нашу библиотеку. И хотя у нас их много, но вот эта книга нам обоим нравится, так как в ней собрано много произведений для деток нашего возраста. Иллюстрации достаточно красочные, а главное соответствующие тексту.

Вообще, когда пытаешься объяснить ребенку о живой и неживой природе, можно использовать разные книги, даже те, которые казалось бы не относятся к теме. Вот например, Как растут овощи? Ну где еще, как не в саду, можно найти множество представителей живой природы?! Здесь и растения, и птички, и насекомые.

Идеально можно объяснить на красочных иллюстрациях как именно деревья и цветы питаются. Ведь дети не видели корней своими глазами и, когда мы объясняем, что цветочек пьёт воду от дождя и кушает витамины с минералами из земли…а где ротик у цветочка? Конечно чуть позже детки замучают нас своими вопросами и наверное это будет один из первых. Но сейчас, проходя тему природы, ища все признаки живой природы в объектах, мне показалось удачным разобрать этот вопрос в данной книге.

Еще один пример, Кротик большая книга. Читаем «Кротик и ракета»: кротик несётся ввысь, а дома внизу становятся всё меньше и меньше….да вот же она география на картинке в книге! Город на берегу моря, остров в море (мой маленький дом). Тут же и неживая природа с развитием фантазии ребенка.

«Интересно, — думал кротик, —  какие облака на самом деле: мокрые или сухие, тёплые или холодные, а может быть они сладкие?» И тут ракета полетела вниз, оставив ребенка со всеми этими вопросами…. . Идеальный момент поговорить об облаках, примерить к ним признаки живой природы, пофантазировать какие они. А кто же гонит облака? Конечно ветер. Ну так давай проведем физ. разминку:

Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише,Деревцо все выше, выше, выше.

Тут Александр долго утверждал, что ветер живой. И даже, что тот дышит. Несколько раз пришлось задать вопросы если ветер рождается, дышит, питается, размножается и умирает? И даже в этих вопросах ответ был «Да». Тогда задала вопросы по другому: У ветра есть нос? Что кушает ветер? Как зовут детей ветра? В итоге ребенок согласился, что ветер мы отнесём к неживой природе.

Скачивание книжки по теме живая и неживая природа

Уверена, что есть книжки для детей где говорится о живой/неживой природе, но у нас таковых не оказалась, поэтому пришлось сделать самостоятельно. Первая книжка по Доману называется «Пять признаков живой природы». Она предназначена для самостоятельного чтения ребенком. В ней я постаралась объяснить на более доступном языке, как мы можем определить, относится ли объект к живой природе или нет. В конце даётся задание ребенку определить по признакам если медведь, бабочка, цветок и дети являются живыми.

Тему нужно было развивать и в итоге у нас появилась одна большая книга под названием «Природа» состоящая из 4 частей. Распечатала я ее на лазерном принтере, скрепила на спирали и поставила обложку. Уверена, что книга будет служить нам долгое время, так как тема живой/неживой природы будет рассматриваться в старших группах дет. сада и в школе. Что же еще находится в этой книге? Начинается она с иллюстрированного стихотворения. Александр читал его 2 раза, а на третий уже рассказывал сам, очень легкая и приятная рифма.

Посмотри мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса.Человек и время года –Это все вокруг…ПРИРОДА.

После стихотворения книга продолжается как раз «Пятью признаками живой природы». Затем часть «Как животные и человек приспособились к смене сезонов». Сделала по Доману, но эту тему как и следующую, я читала ребенку сама, чтобы мог лучше сосредоточиться на содержании. Да и текста в последних двух частях чуть больше. И заканчиваем главой «Живая природа», где подытоживаем всё, что узнали из начальных глав. Говорим о том, что природу нужно беречь и, что никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.

Книжка объясняющая дошкольникам — что относится к живой и неживой природе. Её нужно скачать и распечатать.

Эту книгу вы можете скачать став моим подписчиком. Заполните форму внизу и на указанный электронный адрес вам автоматически будет отправлено письмо. Если в течении десяти минут вы его не получите, проверьте папку спама. Так как книга большая, мне пришлось разделить её на две части.

Политика конфиденциальности

Эксперимент для самых маленьких

Ну наверное экспериментом это сложно назвать, тем не менее, чтобы закрепить материал мы в парке кормили голубей, рыбок. Обсуждали что они двигаются, растут, питаются, умирают и размножаются. Предложила покормить хлебушком камень, чтобы прийти к выводу, что он не питается, а значит неживой. Александр сразу воспринял это со смехом. Он понимал, что камень не будет кушать хлеб и смеялся надо мной . Мой малыш смеясь выдал мне: «Мама, камень не кушает, он же не живой». Занавес, эксперимент закончен .

В парке поговорите с ребенком, к живой или неживой природе относятся: камень, голуби, пруд.

Логика

Как всегда нас выручила «Большая книга тестов для развития интеллекта малыша».

Тут можно брать любые задания, где есть представители живой или неживой природы. Т.е. проводится задание о времени года например, после чего разбираем к чему относится небо, птицы, деревья, лужи, дети. Задание: что произошло раньше бутон или раскрывшийся цветок? Вот пример для ребенка о движении у цветов — раскрывание бутона. И даже «что должно быть нарисовано в пустой клетке?» — отличный пример для того, чтобы поговорить к какой природе относится гриб, ёлка и снежинки.

Мелкая моторика рук

1. Сюда я отнесла работу по «Это может ваш малыш» Бумажные крошки.

Творческая работа для развития мелкой моторики, где ребенок изучает живую природу.

Разрываем «хлеб». Бумага для разрывания такого же качества как и сами альбомные листы. Детки конечно же разные, порвать случайно лист книги при перевороте, это наверное у всех случается. А вот порвать эту страничку на крошки, для детских ручек действительно работа. Ну и конечно же в течении работы обсуждалась тема птичек, которые питаются, летают, размножаются..т.е. живые. Опять же движение нашей планеты; время года зима; снег, который закрывает еду для птичек; люди, которые помогают живой природе в такие трудные моменты.

Работая с ребенком, не концентрируйтесь только на процессе разрывания бумаги или приклеивания её в нужные места. Включайте свою фантазию, обсуждайте с ребенком сюжет увиденный на страничке и подводите его к теме по которой вы работаете. В нашем случае это живая и неживая природа.

2. Пальчиковая игра с обсуждением кто относится к живой природе.

(Ручки на голове, как ушки у зайчика)Это зайка — белый бок.Зайка, зайка — скок, скок (прыгаем)Это гусь — га-га-га.Га-га-га, иди сюда(руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями).Вот коза — ме-ме-ме.Дай воды, Алекс, мне(Большие пальцы подняты вверх как рожки, остальные сжаты в кулачки).Это белка — прыг-скок(Ручки прижаты к груди как лапки)Белка, белка — рыжий бок.

Музыка о природе

Нам очень нравятся видео «Времена года» Вивальди. Композиции, в которых отлично подобраны сюжеты природы под звучащую музыку. Слушали по 1 в день, так как раньше мы их уже слышали и видели, занимаясь именно музыкой, то на этот раз мы еще и вели обсуждение природы во время просмотра. Даже наш папа к нам присоединился, так ему понравилось чем мы занимаемся.

Мультфильм о живой природе

Получение информации ребенком через сказочных персонажей переоценить сложно. Поэтому я всегда подбираю мультфильмы к тематическим неделям. Наилучшим, как мне кажется к этой теме, будет сериал «Уроки живой природы от тетушки совы».

Разговорная речь: чистоговорки о природе

В течении одного дня мы 4-5 раз после окончания еды произносили вот такие коротенькие чистоговорки:

  • Ять — ять — ять — Природу нужно охранять.
  • Ля — ля — ля — мы спасем тебя Земля.
  • Ождь — ождь — ождь — Не нужен нам кислотный дождь.

P.S. По поводу кислотного дождя пришлось объяснить отдельно.

Творчество с обсуждением живой и неживой природы

1. Из «Чудо-пчелки» выбрала работы по неживой природе. Итак, взяли «Салют в ночном небе» изменили на звезды; «Пруд»; «Тучки»; «Дождик». Все работы Александр выполнял сам, затем обсуждали принадлежность объектов к живой или не живой природе.

Обсуждайте живую и неживую природу на творческих работах ребенка: дождь, лужа, звезды, тучи, лягушки…

2. На прогулке у нас всё происходит быстро. Мама задумывает что-то, а Александр поддается идее на несколько минут, так как вокруг очень много всего интересного и хочется просто гулять и играть. Идея была поговорить о песке, камнях, веточках, листиках и создать некую картинку из всего перечисленного. Но всё что успели сделать в совместной работе, это камни, песок и изображение солнца над домиком. Выяснили к чему относятся эти материалы и мой ребенок убежал кататься на горках.

На детской площадке в игре обсудите с ребенком, к живой или неживой природе относятся камни, песок, упавшие листья.

3. После чтения книги «Наш сад» решили сделать наш цветок с корнями. Работу Александр выполнял сам с моими подсказками. Мне было приятно видеть, что пальчики у моего мальчика окрепли достаточно для техники размазывания. На нашу удачу в аптеке оказались в продаже семечки подсолнуха (здесь с этим сложно) и мы включили их в нашу экспозицию.

На примере цветка с корнями легко объяснить почему цветок живой. А техника размазывания укрепит пальчики ребенка.

4. Из «100 шедевров» для сравнения, где живая и где неживая природа, я выбрала четыре репродукции:

Первыми на доску повесила Клод Моне Уголок сада в Монжироне и Анри Фантен-Латур Цветы в вазе. Немножко сложно в понимании для ребенка, но всё же нужно объяснить, что цветы, которые срезаем и срываем перестают быть живыми. Так как мы читали книгу «Наш сад» с объяснением строения цветка и делали творческую работу цветка с корнями, то мне удалось в достаточно лёгкой форме рассказать, что цветочки не могут «кушать», когда у них нет корней, они постепенно увядают и мы их выбрасываем. Из этого конечно же следует, что лучше любоваться и нюхать живые цветы и без надобности их не срывать .

Когда обсуждали картину Уголок сада в Монжироне, я спрашивала, а что на этой картине живое? Александр перечислил все живые объекты, а на вопрос что неживое, ответил, что дом. Вот тему «что сделано руками человека» я специально опустила, так как в неё попали бы и все игрушки . Но как я написала выше, ребенок сам сделал выводы по неживой природе и в эту категорию включил некоторые вещи, как дом, сделанные человеком.

Во втором обсуждении участвовали также 2 картины: Константин Крыжицкий Ранняя весна и Виктор Борисов-Мусатов Весна. Здесь мой ребёнок оставил маму с открытым ртом. Он сам начал перечислять неживые предметы изображённые на картине «Ранняя весна» — горы, снег, река, небо, а живые — деревья. Всё, тема усвоена!

Закладываем положительные зрительные образы и учимся определять на них живую и неживую природу.

Настольная игра для малышей

Настольную игру «Накорми белочку» я заказала до нашей поездки в Дисней по Интернету. И она так замечательно подошла к нашей теме. Игра развивает мелкую моторику, так как белочку нужно сдавить, чтобы она взяла в лапки желуди. Учит ребенка соблюдать очередность в игре, конечно же повторение цветов и соревновательность. А если без шуток, то Александр действительно у меня выиграл, собрал желуди в дупло первым . Конечно же поговорили о дереве и белочке примерив к ним свойства живой природы.

Данная игра позволяет развить мелкую моторику и объяснить ребенку, что белочка живая потому что питается.

Как я писала в начале, зная что относится к живой природе ребенок способен сделать вывод о том, что относится к неживой. Надеюсь, уважаемые читатели, вам понравилась статья. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими впечатлениями о ней.

Вам также будет интересно:

Занятие 2. Океаны и стороны светаЗанятие 3. Изучаем географию играя с морямиОпыты по географииИзучаем флаги всех стран мира

www.millionairekids.ru

Живая и неживая природа как фактор жизни человека

Как часто мы употребляем слово «природа», иногда не понимая до конца, что оно обозначает? Мы говорим о том, что природа нас окружает, что собираемся поехать на природу, что ее сила велика, но не безгранична.

Порой мы даже забываем о том, что есть живая и неживая природа.

Так что же такое природа? Чем живые организмы отличаются от неживых объектов или явлений природы? Живая и неживая природа – это единое целое, к которому относится весь материальный мир Вселенной. Природа – основной и единственный предмет, который исследуют все естественные дисциплины, все то, что появилось и здравствует независимо от человечества.

Все, что нас окружает, и есть живая и неживая природа. Примеры безграничны: природа – это человек и растение, вирусы и цветы, камни и воздух, вода и грибы.

Живая и неживая природа отличаются друг от друга. Основной характеристикой всего живого является, выражаясь научным языком, способность к генетическим изменениям, развитию, мутациям и репликациям.

Если говорить проще, то все живое постоянно растет, развивается, дышит и размножается. Все организмы обладают общими признаками: они нуждаются в энергетическом обмене, способны поглощать и синтезировать химические вещества, обладают собственным генетическим кодом. Живая и неживая природа различаются также способностью первой передавать генетическую информацию всем последующим поколениям и мутировать под действием окружающей среды.

Неживая природа не обладает генетическим кодом, а, следовательно, не способна к передаче генетической информации. Объекты неживой природы, к которым относятся камни, горы, химические элементы, космические тела, молекулы и т. п., могут существовать веками, а изменяться только под действием стихий. Например, химические элементы способны вступать в реакции и создавать новые, но тоже неживые вещества. Скалы могут выветриваться, океаны – пересыхать. Однако ни один из этих объектов не способен размножаться, умирать, развиваться или мутировать. Это и есть то главное, чем отличаются друг от друга живая и неживая природа.

Однако все сказанное выше не означает, что между понятиями «живой» и «неживой» лежит пропасть. Вовсе нет. Наш мир устроен таким образом, что живое неразрывно связано с неживым. Уничтожение неживой природы влечет за собой гибель всего живого. Примеров того в истории Земли немало. К сожалению, одним из главных факторов уничтожения природы является человеческая деятельность.  Наши грандиозные проекты по изменению русла рек не раз приводили к гибели сотен видов животных. Превращение Аральского моря в соленую пустыню привело к уничтожению более двадцати видов рыб, нескольких десятков видов животных, сотни видов разных растений. Сегодня под угрозой находится не только здоровье, но и генофонд местного населения. 

Есть и обратный пример. Уничтожение воробьев в Китае привело к размножению вредителей и гибели урожая и, как следствие, к опустыниванию земель.

Прекрасный и огромный мир, в котором мы появились и живем, природа, живая и неживая, находятся в состоянии очень хрупкого равновесия. Об этом нужно помнить, отстреливая на охоте животных, собирая первоцветы, ломая маленькую веточку городского кустарника. Стоит нарушить этот непрочный баланс, и от прекрасного мира может остаться только хаос, неспособный породить ни живое, ни мертвое.

fb.ru

Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

fb.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"