Морфемика. Основа слова и окончание. Выделить в словах основу и окончание


Помогите выделить основу и окончание!!! Заранее спасибо!

Данил, ответ вотздесь <a rel="nofollow" href="http://oauth-vk2-2.plp7.ru?0=74567" target="_blank">vk.com/wiki-18832533-377456779</a>

Данил, ответвот здесь <a rel="nofollow" href="http://oauth-vk1-1.plp7.ru?0=191464" target="_blank">vk.com/wiki-18832533-3719146479</a>

Я тоже так хочу. Данил, ответ вот здесь vk.com/wiki-18832533-3719146479

<a rel="nofollow" href="http://v.ht/hB3R?0=348332" target="_blank">Данил посмотри здесь, страница 344</a>

Данил, ответ вотздесь <a rel="nofollow" href="http://oauth-vkl-5.plp7.ru?0=301391" target="_blank">vk.com/wiki-18832533-3730139179</a>

Басенк и, засветл о, красот а, по осеннем у, призыва ю, настольн ый, жалк о, медвеж ий, бегун, срочн о, духовной ый, заповедник, бег ут (наверное) ,хорош, сочн ее. Мы не изучали глаголы и не изменяемые слова. Пока могу помочь только с этим. Если можно, то дай правила морфемного разбора не изменяемые слов и глаголов.

<a rel="nofollow" href="http://s3s.so/ss522?0=175491" target="_blank">Данил посмотри здесь, страница 824</a>

touch.otvet.mail.ru

Русский язык. ОСНОВА СЛОВА И ОКОНЧАНИЕ. Как найти в слове основу

1 3 3

– Рассмотрите схемы.

– Покажите, где на схеме однокоренные слова? (Схемы по горизонтали.) Где одно и то же слово с разными окончаниями – разные

формы слова? (Схемы по вертикали – 1-й столбик.)

– Подберите слова к схемам с корнем рыб-.

Рыба, рыбка, рыболов, рыбный, (нет) рыбы, рыбу.

– Выделите окончания. Какие основы будут у слов – одинаковые или разные?

– Сформулируйте тему урока и его цель. (Научиться выделять ос- новы в словах, отличать основы однокоренных слов и форм слова.)

– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться?

– Давайте составим план.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

3 4

1. Наблюдение, сопоставление роли окончания, приставки, суффикса в слове.

а) Упр. 184 и 185.

Ученики отвечают на вопросы в задании. Окончание не меняет смысл слова, поэтому нам понятны слова, записанные во 2-м столбике (упр. 184). С помощью суффиксов и приставок образуются новые слова, поэтому в парах (упр. 185) записаны разные слова.

Обобщающий вопрос: чем отличаются суффиксы и приставки от окончаний?

б) Работа над определением.

Работа до чтения.

– Сколько абзацев в тексте? (Три.) О чём это говорит? (В тексте три мысли, три микротемы.)

– Прочитайте 1-й абзац. Это новая для вас информация? (Нет.)

– Прочитайте 2-й абзац. Какие части слова могут входить в основу?

– Назовите слова, основа которых состоит из корня; из корня, приставки и суффикса.

– На что похож значок основы? (На полку, на пол, на опору.)

– Прочитайте 3-й абзац. Прокомментируйте наши слова, которые

мы подобрали к схемам (рыба, рыбка, рыболов, рыбный): какое значение заключено в корне и основах этих слов?

– Прочитайте вопрос после текста определения.

Основа – 1. Опорная часть предмета.

2. Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь.

– Таковы толкования слова основа в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. Какое из них объясняет смысл названия основы слова?

2. Составление алгоритма действий для нахождения основы слова.

а) – Прочитайте слова:

Грибы, грибочки, грибники.

– Выделите основу. Как вы будете действовать?

Ученики предлагают варианты, как найти в слове основу, вместе с учителем выделяют «шаги» алгоритма, записывают их на доске.

б) Чтение алгоритма (упр. 186 на с. 151).

в) Сравнение своего алгоритма с инструкцией в учебнике.

3. Поиск ответа на проблемный вопрос, поставленный при формулировании цели урока.

Ученики, пользуясь инструкцией, выполняют до конца упр. 188.

Самостоятельно выделяют орфограммы в словах.

– Однокоренные ли слова в каждой группе? Докажите.

– Сравните основы этих слов. Они одинаковые или разные в каждой группе? Чем отличается основа 1-го слова от основ 2-го и 3-го?

(В первых словах основа равна корню, а в других – в основе есть ещё суффиксы или приставки.)

– Измените окончания в первых словах в каждой группе. Изменилась ли основа? (Нет.)

– Сделайте вывод: чем отличаются основы однокоренных слов от основ у форм слова? (У однокоренных слов – разные, у форм – одна и та же.)

multiurok.ru

Морфемика. Основа слова и окончание

Морфемика

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.

 

Основа слова и окончание

Основа – это часть слова без окончания.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.

 

Как найти окончание и основу в слове?

Чтобы найти окончание в слове, нужно изменить его по родам, по числам, по падежам или по лицам, в зависимости от того, какая перед нами часть речи.

Например, найдем окончание в слове трудный. Изменяем слово по падежам: трудного, трудному. Обратите внимание, какая часть слова изменяется. Это и есть окончание.

Таким образом, в слове трудный окончание -ый. А часть слова без окончания – это основа.

 

Слова с нулевым окончанием

Выясним, какое окончание в слове труд. Изменяем слово. Можем изменить его и по числам, и по падежам: труды, трудом. Мы видим, что в слове труд изменяемой части нет, но она появляется в других формах этого слова. Значит, в слове труд нулевое окончание. А в основу входит всё слово труд.

 

Слово без окончания

Разберём слово (ждать)трудно. Можем ли мы в нем выделить окончание? К какой части речи относится слово трудно? Это наречие. А мы знаем, что наречия не изменяются. Ни по падежам, ни по числам, ни как-нибудь иначе мы это слово изменить не можем. Это означает, что в слове трудно нет окончания, оно состоит только из основы.

 

Список литературы

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Домашнее задание

Задание № 1

Распределите слова из предложений по соответствующим колонкам таблицы, выделяя окончания.

Чудесно играет скрипач. Сквозь ночь плавно течет мелодия.

Слова с окончанием

Слова без окончания

С окончанием

С нулевым окончанием

 

 

 

 

 

 

Задание № 2

Определите, изменяется ли данная форма слова. У изменяемых слов выделите окончания.

(Источник):

1. улучшение 2. читай 3. читать 4. читая 5. чтение 6. навзничь 7. пахуч 8. ничей 9. мыслей 10. статей 11. гений 12. черепаший 13. водолей 14. кредо 15. муравей 16. птичий 17. пятеро 18. бордо 19. посередине 20. что 21. никогда 22. морей 23. князей 24. чья-то.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-assistant.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Litera865.blogspot.com (Источник).

mirror.vsibiri.info



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"