Возвратная финансовая помощь: особенности налогообложения. Возвратная финансовая помощь


Возвратная финансовая помощь от учредителя, безвозмездная помощь.

Учредители общества с ограниченной ответственностью могут в любой момент оказать финансовую помощь предприятию. Это зачастую бывает очень удобно в случае финансовых трудностей организации. Проще получить помощь учредителя, чем получать кредит в банке. Как может быть оказана финансовая помощь от учредителя, как ее отразить в бухгалтерском учете, какие проводки выполнить?

Финансовая помощь может быть как в денежном виде, так и в материальном (в виде имущества).

Каким образом учредитель может оказать финансовую помощь организации:

  • Беспроцентный заем;
  • Заем с начислением процентов;
  • Передача имущества или финансов безвозмездно;

Рассмотрим подробнее каждый из этих случаев, в чем их особенности, какие проводки должен выполнить бухгалтер.

Финансовая помощь в виде денежного займа

Заем в виде денежных средств – это возвратная финансовая помощь от учредителя, которая предполагает возврат переданных организации средств учредителю по истечению определенного промежутка времени.

Денежные средства передаются в данном случае от учредителя предприятию на основании договора займа, составление которого должно соответствовать нормам ГК РФ.

Займ может быть процентным или беспроцентным.

В первом случае в договоре займа должна быть прописана процентная ставка, если же ее размер в договоре не указан, то он принимается равным ставке рефинансирования, действующей на текущую дату. В этом случае каждый месяц для отражения проводок по начислению процентов нужно уточнять действующую ставку на данный момент.

Если займ — беспроцентный, то это также должно быть указано в тексте договора. При этом полученная сумма займа не включается в состав доходов организации и не облагается налогом на прибыль. Материальная выгода, возникшая в связи с экономией на процентах, также не облагается налогом на прибыль. Как правило, именно такой способ оказания финансовой помощи выбирают учредители.

Договор займа помимо указания суммы и процентных ставок может включать также информацию о том, на что должны быть потрачены эти деньги, каков срок и порядок возврата.

Проводки:

В бухгалтерии для учета займов используется либо счет 66 (для краткосрочных, сроком менее 1 года), либо счет 67 (для долгосрочных, сроком более 1 года). Подробно эти два счета рассматривались в этой статье.

В зависимости от вида поступаемых денежных средств, счет 66 и 67 коррепондирует со счетами учета денежных средств (50, 51, 52).

Проводки по получения займа от учредителя:

  • Дебет 51 (50, 52) Кредит 66 – получен краткосрочный займ.
  • Дебет 51 (50, 52) Кредит 67 – получен долгосрочный займ.

Проводки по возврату денежных средств учредителю:

  • Д 66 (67) К51 (50, 52) – возврат финансовой помощи учредителю.
Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Безвозмездная помощь учредителя

Данный способ оказания помощи организации является очень частым в применении. Связано это с его удобством. Деньги на безвозмездной основе передаются организации, возврата не предполагается. На размер уставного капитала эти денежные средства никак не влияют, и долю учредителя не увеличивают. Увеличение уставного капитала — процедура довольно сложная, подробно об этом расписано здесь.

Если принято решение об оказании безвозмездной финансовой помощи, то это необходимо оформить с помощью соответствующих документов. При этом нужно учесть НК РФ, который гласит, что если доля учредителя в Уставном капитале превышает 50%, то полученные организацией безвозмездные средства не включаются в состав доходов и не облагаются налогом на прибыль. Если же доля менее 50%, то полученная сумма включается в состав внереализационных доходов.

Должно быть в письменном виде составлено решение об оказании безвозмездной помощи, в котором должны быть указаны цели, на которые могут быть потрачены переданные средства.

Проводки по учету безвозмездной помощи:

Для учета безвозмездно полученных активов используется сч.98 «Доходы будущих периодов», на котором открывается субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

Проводка по получению финансовой помощи: Д51 К98.2.

Далее, согласно ПБУ 9/99 п.8, эти средства должны быть учтены в составе прочих доходов: проводка Д98.2 К91.1.

Несмотря на то, что в прочих доходах полученные средства учтены, в расчете налога на прибыль они не участвуют, поэтому возникает расхождение между бухгалтерским и налоговым учетом. Возникающая разница образует постоянный налоговый актив, который в бухгалтерском учете отражается с помощью проводки Д68 К99 на сумму, равную 20% от величины полученной безвозмездной помощи.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

уставный капитал

buhland.ru

на что стоит обратить внимание

На сегодняшний день практика предоставления и получения возвратной финансовой помощи (так называемого беспроцентного займа) является достаточно распространенной. Ведь это очень хороший способ пополнить оборотные денежные средства, особенно когда есть острая необходимость. Тонкости учета и налогообложения данной финпомощи напрямую зависят от того, кто и кому ее предоставляет. Не последнюю роль также играет и то, вернули данную помощь или нет. Итак, давайте вкратце рассмотрим, какие же налогово-учетные последствия создает возвратная финансовая помощь

Согласно определению НКУ, возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления прочих видов компенсаций в виде платы за пользование данными денежными средствами и является обязательной к возврату (пп. 14.1. 257 НКУ).

Субъект хозяйствования (предприятие или предприниматель) может как получать, так и предоставлять возвратную финпомощь. При этом размер данной помощи законодательно не ограничен. Более подробно о правилах предоставления ВФП читайте в материале «Возвратная финпомощь в жизни предприятия: наведем резкость». В этом же материале вы найдете также образец Договора о предоставлении возвратной финансовой помощи.

Налогово-учетные последствия зависят от многих факторов. Давайте рассмотрим их схематически.

1. Предприятие предоставляет возвратную финансовую помощь

В этой ситуации налогово-учетные последствия зависят от того, на какой системе налогообложения находится предприятие — предоставитель ВФП: на общей или упрощенной. Кроме того, не последнюю роль играет статус получателя финпомощи: если ВФП получает обычное физлицо или ФЛП, то возникают последствия в части НДФЛ. Также не стоит забывать, что невозвращенная финансовая помощь фактически является дебиторской задолженностью, которая отражается в учете по своим правилам.

Итак, чтобы было более понятно, отразим нюансы предоставления ВФП предприятием на рис. 1.

Рис. 1. Налогово-учетные последствия у предприятия, которое предоставляет ВФП

* Ссылки на материалы, упомянутые в рис. 1:

2. Возвратную финпомощь предоставляет ФЛП

В данном случае прежде всего логически возникает вопрос правомерности предоставления предпринимателем ВФП. Отметим: налоговики не всегда «ЗА» возможность такого предоставления. А особенно — касательно ФЛП на упрощенной системе налогообложения. Однако это не совсем так, ведь законодательство не ограничивает круг поставщиков ВФП только юрлицами. Более подробно об этом читайте в материале «ФЛП & предоставление возвратной финпомощи: налоговые последствия».

Налоговые последствия здесь будут несколько иными, чем у юрлиц, учитывая в первую очередь то, что предприниматели не обязаны вести бухучет. Однако если получателем ВФП является физлицо или ФЛП, то последствия в части НДФЛ будут аналогичными, как и у предприятий. Помимо прочего, все зависит от системы налогообложения, на которой находится предприниматель — предоставитель ВФП. Покажем схематически данные последствия на рис. 2.

Рис. 2. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), который предоставляет ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 2:

3. Предприятие получает ВФП

Тут получается диаметрально противоположная ситуация. При этом важно обратить внимание на следующее:

  • при получении ВФП в бухучете отражаем кредиторскую задолженность;
  • плательщик налога на прибыль данную кредиторскую задолженность отражает согласно бухучетным правилам;
  • плательщик единого налога должен вернуть такую ВФП в течение года, в противном случае контролеры будут настаивать на отражении дохода.

Рассмотрим возможные последствия схематично (см. рис. 3).

Рис. 3. Налогово-учетные последствия у предприятия, получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 3:

4. ФЛП получает возвратную финансовую помощь

В этом случае все достаточно просто: ФЛП-общесистемщик не отражает в доходах полученную ВФП в течение действия договора, а плательщик единого налога — на протяжении 12-ти календарных месяцев со дня ее получения.

Если же ВФП не будет возвращена, то ФЛП-общесистемщик должен отразить доход. А что же касается ФЛП — плательщика единого налога, то существует вероятность двойного налогообложения данного дохода, поскольку списанная кредиторская задолженность попадает в доход (а, как мы помним, доход уже был отражен по истечении 12 месяцев).

Отразим данные налоговые последствия на рис. 4.

Рис. 4. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 4:

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»

www.interbuh.com.ua

Возвратная финансовая помощь | Smile Бухгалтерия

Налог на прибыль

Начиная с 01.01.2015 г. получение и возврат возвратной финпомощи не имеет последствий для плательщика налога на прибыль. Таким образом, если предприятие-плательщик налога на прибыль получило возвратную финпомощь после 01.01.2015 г. то для налогового учета не важно, когда будет возвращена ее сума (главное не пропустить срок исковой давности). Нине действующий Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) не содержит специальных правил по отражению возвратной финпомощи. Объясним.

С 01.01.2015 г. налог на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерского финрезультата (согласно П(С)БУ или МСФО), откорректированного на разницы, которые предусмотрены НКУ. Разницы, которые корректируют финрезультат, — это амортизационные разницы, разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций (пп. 134.1.1 НКУ).

Предприятия, у которых годовой бухгалтерский доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов) за последний годовой отчетный период не превышает 20 млн грн, будут иметь право определять налог на прибыль без корректировок. При этом принять данное решение плательщик может только раз в течение непрерывной совокупности лет, в которых доход не превышает 20 млн грн. О принятом решении необходимо указать в декларации. В последующие годы эта совокупность корректировок финансового результата также не применяется (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет). Как только доход за налоговый год составит более 20 млн грн, придется, начиная с такого года, при определении объекта налогообложения применять корректировки.

Таким образом, важно определить, обязано ли предприятие использовать разницы. Если доход за последний год не более 20 млн грн — предприятие имеет право выбора – применять разницы или нет. Если предприятие примет решение не применять разниц (кроме убытков прошлых лет) — не применять их следует, пока доход не превысит 20 млн грн.

Если доход больше 20 млн грн или если меньше, но предприятие решило не применять разницы, — обязательно будет при определении базы обложения налогом на прибыль использовать разницы.

База налогообложения налогом на прибыль = Бухгалтерский финрезультат до налогообложения +/- Разницы (если предприятие использует разницы).

В НКУ нет специальных правил для учета возвратной финпомощи, как нет и корректировок касательно таких операций. Единственное, что осталось в НКУ о возвратной финпомощи, — это определение в пп. 14.1.257 НКУ.

Возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления других видов компенсаций в виде платы за пользование данными средствами, и являющаяся обязательной к возврату (пп. 14.1.257 НКУ).

Из НКУ убрали и упоминание об условно начисленных процентах на возвратную финпомощь. С 01.01.2015 г. их рассчитывать и отражать не нужно, они уже не считаются безвозвратной финпомощью, как это было ранее.

Следовательно, как возвратная финпомощь отразится в бухучете, так она отразится и на объекте обложения налогом на прибыль.

А, как известно, в бухгалтерском учете при получении и возврате возвратной финансовой помощи,  ни дохода, ни расходов не возникает, только обязательства. Таким  образом, на бухгалтерский финрезультат она не влияет (не говорится о ситуации по списанию возвратной финпомощи, прощению и т.д.).

Обратим лишь внимание, что по возвратной финпомощи, которая получена до 01.01.2015 г. от физлица или неплательщика налога на прибыль и по которой был увеличен доход тот период, в случае возврата после 01.01.2015 г. такой возвратной финпомощи можно уменьшить бухфинрезультат до налогообложения. То есть существует разница, уменьшающая бухфинрезультат до налогообложения по «переходной» возвратной финпомощи (та которая получена до 01.01.2015 г. и увеличила тогда доход. Сейчас может уменьшить базу при возврате после 01.01.2015 г.) (п. 18 подраздела 4 р. ХХ НКУ).

Подытожим: возвратная финпомощь, полученная предприятием после 2015 года в Декларации по налогу на прибыль не отражается. При этом не важно, от кого получена возвратная финпомощь и на какой срок (главное вернуть ее до истечения срока исковой давности, а стандартный срок исковой давности – 3 года после даты возврата, прописанного в договоре).

Бухгалтерский учет возвратной финпомощи

Подчеркнем: возвратная финпомощь (как беспроцентный займ) в бухучете не создает ни доходов, ни расходов.

Учет зависит от срока, на который получена возвратная финансовая помощь: до года или больше. В зависимости от этого возвратная финпомощь попадает в долгосрочные или текущие обязательства (п. 6 П(С)БУ 11 «Обязательства»).

Если возврат займа предусмотрен не позднее чем через 12 месяцев, возвратную финпомощь показывают на субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами» (или иногда — на отдельном субсчете к счету 60 «Краткосрочные займы», например, на введенном предприятием субсчете 607 «Прочие краткосрочные займы»). Получая такую возвратную финпомощь, делают запись Дт 31 «Счета в банках», 30 «Наличные» Кт 685, возвращая денежные средства, — Дт 685 Кт 31 30.

При условии, если срок погашения свыше 12 месяцев — учитывают как долгосрочные обязательства на счете 55 «Прочие долгосрочные обязательства». При получении записывают: Дт 31 30 Кт 55. Когда до ее погашения остается меньше 12 месяцев с даты баланса, часть задолженности переводят в состав краткосрочной Дт 55 Кт 61 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам». При возврате займов, записывают: Дт 61 Кт 31, 30.

Ограничение по сумме

От физлица можно получить лишь 850 грн?

В свое время в письме ГНС в Донецкой области от 20.11.2012 г. № 18170/10/06.2-13-16 прозвучало, что физлица могут предоставить сумму возвратной финпомощи до 850 грн. Вывод неординарный.

Все дело п. 2 ст. 1048 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ), в котором дословно указано, что договор займа (а возвратная финпомощь получается по договору займа) считается беспроцентным, если он заключен между физическими лицами на сумму, не превышающую 50-кратного размера необлагаемого минимума доходов граждан, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон (50-кратный размер необлагаемого минимума доходов граждан — это 850 грн). Норма прописана для договора займа между физлицами.

По мнению налоговиков, в случае если размер займа выше указанной суммы, он не может быть беспроцентным, а следовательно, не будет возвратной финпомощью в понимании НКУ. Ведь согласно пп. 14.1.257 НКУ, возвратная финпомощь не предусматривает начисления процентов.

С таким подходом нельзя согласится.

Часть 2 ст. 1048 ГКУ — это норма, которая описывает случаи обязательного признания займа беспроцентным, если иное не установлено условиями договора. Этой же позиции придерживаются и авторы научно-практического комментария к ГКУ. То есть, заем является процентным, если иное не установлено в договоре или если невозможно применить положения ч. 2 ст. 1048 ГКУ. Следовательно, утверждения налоговиков безосновательны.

Ваша ситуация иная: поскольку в вашем случае физлицо предоставляет займ предприятию (а не другому физлицу), об ограничении в 850 грн однозначно речь не идет. Но, обязательно пропишите в договоре, что по займу не предусмотрено начисление процентов.

 Действует ли 150-тысячное ограничение?

Оно может распространятся на наличные расчеты.

Согласно п. 1 постановления НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличными» от 06.06.2013 г. № 210 (далее — Постановление № 210), предельная сумма наличных расчетов устанавливается для расчетов физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) грн.

Поскольку возвратная финпомощь не является расчетом за товары, работы, услуги — считаем, что на ее предоставление не распространяются нормы п. 1 упомянутого постановления. Однако у контролеров другая точка зрения, — они считают, что 150-тысячное ограничение наличных расчетов физлица с предприятием (предпринимателем) касается расчетов по сделкам, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, расчетов по договорам, предоставление или возврата займа, в том числе за выплаченную и возвращенную возвратную финансовую помощь (письмо ГФСУ от 21.07.2014 г. № 25/6/99-99-22-06-03-15/415, письмо правления НБУ от 24.01.2014 г.. № 11-116/3159).

Если физлицо вносит возвратную финпомощь в кассу банка ограничение по «наличным» в 150 тис. грн не работает. Об этом в частности говорит НБУ в п. 4 письма 24.01.2014 г. № 11-116/3159:

 «Учитывая требования Постановления № 210 и Положение № 637* физические лица для осуществления расчетов с физическими лицами по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, на сумму более 150000 гривен, а также с предприятиями (предпринимателями) за товары (работы, услуги) на сумму более 150000 гривен вправе внести средства наличными в банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета, для дальнейшего их зачисления на счета получателей».

 Отражение в №1ДФ

Напомним: основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемая налогоплательщиком не включается в его налогооблагаемый доход и не облагается НДФЛ (пп. 165.1.31 НКУ).

Налоговый расчет по форме № 1ДФ (далее — форма № 1ДФ) — это документ, который свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога. Поэтому сам факт предоставления физическим лицом возвратной помощи юрлицу в форме № 1ДФ не отражается, ведь не происходит выплаты в пользу физического лица.

В вашем случае в форме № 1ДФ отражается только возврат финпомощи физлицу. При возвращении помощи физлицу по признаку дохода «153» в форме 1ДФ отражается:

  • сумма начисленного дохода — в графе 3а;
  • сумма выплаченного дохода — в графе 3.

При этом в графе 4а (начисленный ПДФО) и графе 4 (перечисленный ПДФО) проставляются нули. У налоговиков —такого же подход, он изложен в подкатегории 103.25.

«Если возвратную финансовую помощь получает юридическое лицо от физического лица и в соответствии со сроками, которые указываются в договоре займа, юридическое лицо возвращает часть полученной помощи физическому лицу, то в налоговом расчете по ф. 1ДФ отражается только часть возвращенной помощи».

«Согласно Справочнику признаков доходов, приведенному в приложении к Порядку заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 № 4, основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемая налогоплательщиком отражается в налоговом расчете по ф. 1ДФ под признаком дохода «153».

 

nalogi.kiev.ua

Налогообложение финансовой помощи: очень доступно

   Финансовая помощь – широко распространенный вид расчетов. Как правило, к данному инструменту обращаются юридические лица, которым необходимо срочное пополнение оборотных средств. Однако нередки случаи предоставления помощи и физическим лицам (сотрудникам, учредителям) со стороны предприятий. В любом случае, перед фактическим перечислением средств в качестве финансовой помощи, нужно определить ее вид и заключить соответствующий договор.        Исходя из содержания операции и последующих обязательств сторон, финансовая помощь делится на два вида: возвратную и безвозвратную. В Гражданском кодексе Украины отсутствуют прямые требования к договорам о предоставлении финансовой помощи. На практике, в таких ситуациях за основу берут довольно схожие по своей экономической и юридической сути договоры ссуды (когда речь идет о возвратной помощи) и дарения (в случае предоставления безвозвратной помощи).        Каким же образом операции по предоставлению и получению разных видов финансовой помощи влияют на состав налогов, уплачиваемых предприятием?        Сразу отметим, что согласно п. 185.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), финансовая помощь не соответствует критериям признания в качестве объекта обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Поэтому, как возвратная, так и безвозвратная помощь не приведут к возникновению налогового кредита/налоговых обязательств ни у одной из сторон договора.        ВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ        Согласно п. 14.1.257 НКУ возвратная финансовая помощь – сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату.        Ситуация 1. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу – плательщику единого налога.        В данном случае, по факту получения помощи у предприятия не возникает объект налогообложения. Однако, в соответствии с п. 292.11 НКУ, такую помощь плательщик единого налога должен вернуть в течение 12 календарных месяцев с момента получения, иначе ее придется включить в состав налогооблагаемого дохода по основной ставке и отразить в декларации за период, в котором фактически истечет указанный срок.        Ситуация 2. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу – плательщику налога на прибыль на общих основаниях.        Объект налогообложения предприятий на общей системе, начиная с 2015 года, рассчитывается по правилам бухгалтерского учета. Такая норма закреплена в п. 134.1.1 НКУ. Ранее для такой помощи были предусмотрены четкие сроки возврата, превышение которых обязывало предприятие начислять условные проценты и включать их в налогооблагаемый доход. На сегодняшний день, налоговое законодательство не содержит никаких специальных норм относительно налогообложения возвратной финансовой помощи «общесистемникам». В свою очередь, согласно национальным стандартам бухгалтерского учета (П(С)БУ 15 «Доход» и П(С)БУ 16 «Расходы») такая помощь не является доходом при получении и не относится на расходы при возврате. Таким образом, получение возвратной финансовой помощи не влияет на финансовый результат предприятия и, следовательно, не подлежит налогообложению. Данная позиция подтверждена в письме ГФС № 1235/10/02-32-15-02 от 09 октября 2015 года.        Однако, в случае нарушения установленных в договоре сроков возврата и истечения срока исковой давности, такую помощь можно определить как безвозвратную, особенности налогообложения которой раскроем далее.        БЕЗВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ        В соответствии с п. 14.1.257 НКУ, безвозвратной финансовой помощью признаются:
  • сумма средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другими подобными договорами или без заключения таких договоров;
  •    
  • сумма безнадежной задолженности, возмещенная кредитору заемщиком после списания такой безнадежной задолженности;
  •    
  • сумма задолженности одного плательщика налогов перед другим плательщиком налогов, не взысканная после окончания срока исковой давности;
  •    
  • основная сумма кредита или депозита, предоставленных налогоплательщику без установления сроков возврата такой основной суммы, за исключением кредитов, предоставленных под бессрочные облигации, и депозитов до востребования в банковских учреждениях, а также сумма процентов, начисленных на такую основную сумму, но не уплаченных (списанных).
       Ситуация 3. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу физическим лицом или другим юридическим лицом.    Ситуация 3. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу физическим лицом или другим юридическим лицом.        В данном случае у получателя помощи, независимо от выбранной им системы расчета налогов (общая или упрощенная), возникает налогооблагаемый доход в полном размере полученной помощи. Для предприятий – «общесистемников» это предусмотрено нормами П(С)БУ 15 «Доход», для «упрощенцев» – п. 292.3 НКУ.        Ситуация 4. Финансовая помощь предоставлена физическому лицу юридическим лицом.        В таком случае, согласно п.164.2.17 НКУ, сумма полученной помощи признается дополнительным благом, и облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 18% и военным сбором по ставке 1,5%. При этом, в данной ситуации предприятие является налоговым агентом, т.е. осуществляет фактическое перечисление сумм налогов в бюджет и отражает это в своей отчетности (форма 1-ДФ).        Автор статьи: управляющий партнер компании LEX LIGA, адвокат Митрюшин Дмитрий Федорович   Источник материала интернет ресурс "Протокол"

buhgalter911.com

особенности налогообложения. Вісник. Офіційно про податки

Для финансовой поддержки и пополнения оборотных средств предприятий субъекты хозяйствования довольно часто привлекают возвратную финансовую помощь от учредителей, партнеров по бизнесу, других лиц. По гражданско-правовой природе возвратная финансовая помощь является займом, правоотношения по которому регламентируются Гражданским кодексом. В этой статье предлагаем рассмотреть, как составляется договор займа, как в налоговом учете отражаются денежные средства, полученные в виде возвратной финансовой помощи от плательщиков и неплательщиков налога на прибыль, и пр.

Договор займа

В соответствии со ст. 1046 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона (заимодатель) передает в собственность второй стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества.

Договор займа составляется в письменной форме, если его сумма не меньше чем в 10 раз превышает установленный законом размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан (170 грн.). В случае если заимодателем является юридическое лицо, договор займа составляется исключительно в письменной форме независимо от суммы (ст. 1047 Гражданского кодекса). Учитывая, что правила налогообложения возвратной финансовой помощи напрямую зависят от статуса ее предоставителя, в договоре целесообразно указывать информацию о налоговом статусе лица, предоставляющего такую помощь (заем), в частности сведения о регистрации плательщиком налога на прибыль, размере ставки налога, наличии или отсутствии льгот по уплате этого налога. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег.

Согласно части первой ст. 1049 Гражданского кодекса заемщик обязан возвратить заимодателю денежный заем в такой же сумме, в срок и в порядке, которые установлены условиями договора.

В случае если договором не установлен срок возврата займа или этот срок определен моментом предъявления требования, заем должен быть возвращен заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодателем требования об этом, если иное не установлено договором.

Заем, предоставленный по договору беспроцентного займа, может быть возвращен заемщиком досрочно, если иное не установлено договором.

Заем считается возвращенным в момент зачисления занимавшейся денежной суммы на банковский счет заимодателя.

Налоговый учет

Возвратная финансовая помощь — это сумма денежных средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления других видов компенсаций в виде платы за пользование такими денежными средствами, и являющаяся обязательной к возврату (пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

При этом налоговые обязательства лица, предоставляющего возвратную финансовую помощь, не изменяются как при ее предоставлении, так и при возврате.

Вместе с тем налоговый учет возвратной финансовой помощи у ее получателя зависит от статуса ее предоставителя. Так, сумма возвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде, которая остается невозвращенной на конец такого отчетного периода, от лиц, не являющихся плательщиками этого налога (в том числе нерезидентов), или лиц, которые согласно Налоговому кодексу имеют льготы по уплате этого налога, в том числе право применять ставки налога ниже установленных п. 151.1 ст. 151 Налогового кодекса, считается доходом (пп. 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса)

Считается доходом плательщика налога и сумма полученной безвозвратной финансовой помощи. Доходы в виде такой суммы признаются по дате поступления денежных средств на банковский счет или в кассу плательщика налога (п. 137.10 ст. 137 этого Кодекса).

При получении безвозвратной финансовой помощи в иностранной валюте доход пересчитывается в национальную валюту по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте, действовавшему на дату поступления денежных средств на банковский счет плательщика налога.

Учитывая требования подпунктов 135.5.4 и 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса, сумма (часть суммы) возвратной финансовой помощи, не возвращенная плательщиком налога на конец отчетного периода лицу, которое предоставило такую помощь, облагается налогом следующим образом: плательщик, получивший такую помощь от лица, которое является плательщиком налога на прибыль предприятий, уплачивает налог на общих основаниях и не имеет льгот по уплате этого налога, включает в состав доходов отчетного периода сумму процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, которая остается невозвращенной на конец такого отчетного периода, в размере учетной ставки Нацбанка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой возвратной финансовой помощи.

Такие условные проценты в соответствии с пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса считаются безвозвратной финансовой помощью и включаются при определении объекта обложения налогом на прибыль в состав других доходов.

Плательщик налога, получивший возвратную финансовую помощь от лиц, которые не являются плательщиками этого налога (в том числе нерезидентов), или лиц, которые согласно Налоговому кодексу имеют льготы по уплате этого налога, в том числе право применять ставки налога ниже установленных п. 151.1 ст. 151 Налогового кодекса, включает в состав других доходов отчетного налогового периода суммы возвратной финансовой помощи, которые остаются невозвращенными на конец такого отчетного периода.

Следует обратить внимание, что к лицам, не являющимся плательщиками налога на прибыль, относятся физические лица, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, плательщики единого налога, фиксированного сельскохозяйственного налога, другие лица.

Указанный порядок налогообложения не применяется к сумме возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя/участника (в том числе нерезидента) плательщика налога, в случае возврата такой помощи не позднее 365 календарных дней со дня ее получения.

То есть если возвратная финансовая помощь, внесенная учредителем/участником (в том числе нерезидентом), осталась невозвращенной по истечении 365 календарных дней со дня ее получения, такая помощь подлежит налогообложению по общеустановленным правилам налогообложения такой операции в зависимости от статуса ее предоставителя.

Операции по получению/предоставлению финансовой помощи между плательщиком налога и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица, не приводят к изменению их расходов или доходов.

Базовым налоговым (отчетным) периодом для обложения налогом на прибыль установлен календарный квартал или календарный год для плательщиков, определенных в п. 57.1 ст. 57 Налогового кодекса.

Если возвратная финансовая помощь была получена и возвращена в одном и том же базовом налоговом (отчетном) периоде, то для плательщика налога — получателя такой помощи эта операция не влечет за собой налоговых последствий (независимо от того, кто является предоставителем такой помощи).

Если возвратная финансовая помощь получена в одном базовом налоговом (отчетном) периоде, а возвращена в следующем, то налогообложение осуществляется следующим образом:

  • плательщик налога — получатель такой помощи от неплательщика налога на прибыль по базовой ставке должен на конец отчетного периода, в котором не возвращена такая помощь, включить в состав налогооблагаемого дохода сумму невозвращенной финансовой помощи, а в отчетном периоде, в котором осуществлен возврат, включить в состав расходов сумму такого возврата. Условные проценты в таком случае не начисляются;
  • плательщик налога — получатель возвратной финансовой помощи от плательщика налога на прибыль на общих основаниях должен включить в налогооблагаемые доходы сумму процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, в размере учетной ставки Нацбанка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой помощи, на конец базового налогового (отчетного) периода, в котором она не возвращена.

Рассмотрим это на условном примере.

Пример

ООО «Мегаплекс» (плательщик налога на прибыль) получило 01.01.2013 г. от ООО «Гарант» (плательщик налога на прибыль) возвратную финансовую помощь в сумме 80 000,00 грн. сроком на один год (дата возврата — 31.12.2013 г.). Однако по состоянию на 01.01.2014 г. возвратная финансовая помощь возвращена частично — в размере 30 000,00 грн., остаток суммы (50 000,00 грн.) ООО обязалось вернуть до конца 2014 г.

Таким образом, ООО «Мегаплекс» должно начислить условные проценты на сумму 50 000,00 грн., которой оно пользовалось 365 дней в течение 2013 г.

Учетная ставка Нацбанка Украины до 10.06.2013 г. составляла 7,5%, с 10.06.2013 г. до 13.08.2013 г. — 7,0% годовых. С 13.08.2013 г. учетная ставка установлена в размере 6,5% годовых.

Рассчитаем сумму процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, оставшуюся невозвращенной по состоянию на 01.01.2014 г.:

50 000,00 грн. × 160 дн. × 7,5% : 365 дн. : 100% = 1643,84 грн.;

50 000,00 грн. × 64 дн. × 7,0% : 365 дн. : 100% = 613,70 грн.;

50 000,00 грн. × 141 дн. × 6,5% : 365 дн. : 100% = 1255,48 грн.

Согласно пп. 135.5.4 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса сумма условно начисленных процентов подлежит включению в доход плательщика налога в период их начисления.

Следовательно, в декларации за 2013 г. ООО «Мегаплекс» должно было включить в состав доходов сумму процентов, условно начисленных на сумму невозвращенной возвратной финансовой помощи, в размере 3513,02 грн.

 

Ряд проблемных вопросов о налоговом учете возвратной финансовой помощи и начислении условных процентов был рассмотрен в Обобщающий налоговой консультации, утвержденной приказом № 367, где конкретными числовыми примерами проиллюстрирован порядок налогового учета операций по получению и возврату возвратной финансовой помощи.

Для наглядности некоторые вопросы, связанные с такими операциями, рассмотрим подробнее.

Ситуация 1.  Плательщик налога, который отчитывается раз в год, в начале года получил возвратную помощь от неплательщика налога на прибыль (не является учредителем) и возвратил ее до истечения отчетного года или возвратил ее в следующем году. Как отражается такая операция в налоговой декларации? Как будет рассматриваться в налоговом учете такая ситуация, если лицом, предоставляющим эту помощь, является плательщик налога на прибыль на общих условиях, который не является учредителем предприятия?

Сумма возвратной финансовой помощи, полученная плательщиком и возвращенная в течение отчетного года, не отражается в декларации по налогу на прибыль за базовый отчетный (налоговый) период.

Если возврат финансовой помощи состоялся в следующем году, плательщик налога включает в состав доходов в декларации за предыдущий год сумму возвратной финансовой помощи, оставшуюся невозвращенной по состоянию на начало следующего года.

При этом в зависимости от того, какой базовый (отчетный) период будет использовать плательщик в следующем году, сумма возвращенной помощи будет включаться в состав расходов в отчетной декларации следующего года.

Если лицом, предоставляющим эту помощь, является плательщик налога на прибыль на общих условиях, который не является учредителем предприятия, на сумму возвратной финансовой помощи, полученной и возвращенной в одном отчетном году, условные проценты не начисляются.

Если же такая помощь возвращается в следующем году, то на сумму невозвращенной на конец отчетного года помощи начисляются условные проценты за весь период ее использования.

Ситуация 2.  Как операция с возвратной финансовой помощью, полученной 11.02.2013 г. и возвращенной 21.11.2013 г., отражается в налоговой декларации за 2013 г. плательщиком налога на прибыль, для которого базовым отчетным (налоговым) периодом является календарный год, если такую помощь он получил от плательщика, который уплачивает налог на прибыль на общих условиях и не является учредителем (участником) получателя помощи? Как в налоговой декларации по налогу на прибыль отражается такая операция, если вся сумма финансовой помощи возвращена 21.02.2014 г.?

С учетом того, что помощь получена и возвращена в течение одного отчетного периода (2013 г.), условные проценты не начисляются. Если возврат возвратной помощи осуществлен в следующем отчетном периоде (году) (21.02.2014 г.), то плательщик налога — получатель помощи условные проценты начисляет на сумму возвратной финансовой помощи, оставшейся невозвращенной на конец отчетного 2013 г. Сумма начисленных условных процентов включается в состав доходов в налоговой декларации за 2013 г. В 2014 г. условные проценты не начисляются.

Ситуация 3.  Плательщик налога 11.11.2012 г. получил возвратную финансовую помощь от учредителя-нерезидента. Как в налоговом учете получателя отражается такая операция, если получатель финансовой помощи перешел на упрощенную систему налогообложения и на дату перехода 365-дневный срок не истек (01.10.2013 г.) или истек (01.01.2014 г.)?

В случае перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.10.2013 г., когда 365-дневный срок для возврата финансовой помощи еще не истек, в декларации по налогу на прибыль за три квартала 2013 г., которую получатель финансовой помощи представляет в контролирующий орган, независимо от того, каким для такого плательщика был базовый отчетный (налоговый) период, сумма невозвращенной финансовой помощи не отражается.

Если плательщик — получатель финансовой помощи перешел на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2014 г. (когда 365-дневный срок уже истек), то такой плательщик налога должен был включить в состав доходов в декларации за 2013 г. сумму возвратной финансовой помощи, оставшуюся невозвращенной по состоянию на 01.01.2014 г.

Ситуация 4.  Плательщик налога 20.07.2012 г. получил от учредителя возвратную финансовую помощь (365-дневный срок истек 19.07.2013 г.) и возвратил ее 12.12.2013 г. Каков порядок отражения в налоговом учете возвратной финансовой помощи, если учредитель является плательщиком налога на прибыль на общих условиях (не пользуется льготами по обложению налогом на прибыль и не применяет отличные от базовой ставки налога) и для получателя такой помощи отчетным налоговым периодом является календарный квартал? Каков порядок отражения таких операций в декларации по налогу на прибыль, если базовым отчетным периодом для плательщика является календарный год?

Плательщик налога — получатель возвратной финансовой помощи, который отчитывается ежеквартально, в состав доходов в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2013 г. и за год должен был включить сумму процентов, условно начисленных на сумму такой помощи, оставшуюся невозвращенной на конец такого отчетного налогового периода. Сумма условных процентов должна была рассчитываться за каждый день ее фактического использования, то есть с 20.07.2012 г. по 30.09.2013 г.

Если для плательщика налога базовым налоговым отчетным периодом является календарный год, такой плательщик условные проценты, начисленные за период с 20.07.2012 г. по 31.12.2012 г., должен был бы включать в доходы в декларации за 2013 г.

Кроме того, в Обобщающий консультации, утвержденной приказом № 367, дан ответ на вопрос о сумме невозвращенной возвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога во время пребывания на специальном режиме налогообложения (уплате единого налога или фиксированного сельхозналога).

Так, при исчислении объекта обложения налогом на прибыль условием для включения в состав доходов возвратной финансовой помощи является то, что сумма такой помощи получена непосредственно плательщиком налога на прибыль в отчетном периоде и остается невозвращенной до конца этого периода.

Следовательно, возвратная финансовая помощь, которая получена во время пребывания на специальном режиме налогообложения (уплате единого налога или фиксированного сельскохозяйственного налога) от неплательщика налога на прибыль и осталась невозвращенной на дату перехода плательщика налога на общую систему налогообложения, не включается в состав доходов плательщика, а также в состав расходов при ее возврате.

Вместе с тем если возвратная финансовая помощь получена во время пребывания на специальном режиме налогообложения от плательщика, уплачивающего налог на прибыль на общих условиях, и на конец отчетного периода по налогу на прибыль такая возвратная финансовая помощь остается невозвращенной, то доходы плательщика налога на прибыль увеличиваются на сумму условно начисленных процентов в размере учетной ставки Нацбанка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой помощи в таком отчетном периоде.

www.visnuk.com.ua

ВОЗВРАТНАЯ И БЕЗВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ФИЗЛИЦАМ

Финансовая помощь может быть предоставлена как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Возвратная финансовая помощь , по сути, является беспроцентным займом. На практике, как правило, с целью получения беспроцентного займа физическое лицо (работник или не работник) обращается к администрации предприятия с заявлением, в котором указывается желаемая сумма займа и срок, на который он предоставляется. Администрация предприятия, в свою очередь, на основании заявления работника должна принять решение о предоставлении займа работнику или об отказе в его выдаче. Вместе с тем договоренность о предоставлении займа может быть достигнута и путем устных переговоров. В случае принятия положительного для физического лица решения, между ним и предприятием заключается договор займа. Такой договор является гражданско-правовым и отношения, возникающие по нему, регулируются нормами ГКУ. Согласно ст. 1046 ГКУ по договору займа одна сторона (заимодатель) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется вернуть заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и того же качества. Договор займа между физическим лицом и субъектом хозяйствования заключается в письменной форме. Отметим, что заключение договора в устной форме допускается между физическими лицами, когда сумма займа не превышает 170 грн. В договоре обязательно указываются: предмет договора и сумма займа, срок и порядок возврата займа, ответственность за нарушение договора, способы обеспечения обязательств по договору. Кроме того, обязательно нужно указать, что заем, предоставляемый физическому лицу, является беспроцентным . Иначе у проверяющих органов будут все основания признать договор займа платным, т. е. таким, по которому необходимо уплачивать проценты. При этом размер процентов будет определяться исходя из учетной ставки НБУ (ч. 1 ст. 1048 ГКУ). Что касается суммы займа, то она действующим законодательством не ограничена. Поэтому заем может быть выдан физическому лицу в любой сумме. Как приложение к договору может быть составлен график погашения заемщиком полученного им денежного займа. Нотариальное заверение договора займа не обязательно, но возможно по желанию сторон. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег физическому лицу и с этого же момента договор вступает в силу (ч. 2 ст. 631 ГКУ, ч. 2 ст. 1046). Заем предоставляется на возвратной основе и на определенный в договоре срок. Возврат денежного займа физическим лицом производится путем отчислений из заработной платы заемщика (возможно, если это работник), путем внесения в кассу или зачисления на текущий счет заимодателя (такой способ погашения подходит как для работника, так и для неработника предприятия). Отметим, что в случае погашения займа, выданного работнику, путем отчислений из зарплаты, ограничения, установленные ст. 128 КЗоТ для удержаний из заработной платы, не применяются. В соответствии со ст. 25 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР запрещается каким-либо способом ограничивать работника свободно распоряжаться своей заработной платой, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Предусмотренные в КЗоТ случаи, когда применяется ограничение размера отчислений из заработной платы работника, являются гарантией прав работника. Во всех других случаях работник волен сам распоряжаться своей заработной платой. Вместе с тем, если условиями договора не предусмотрено, что заем погашается путем отчислений из заработной платы, и нет соответствующего заявления от работника, в случае непогашения работником займа работодатель не вправе производить отчисления из его заработной платы в счет погашения беспроцентного займа. Безвозвратная финансовая помощь для целей ГКУ является подарком, если она не имеет целевого характера, или пожертвованием, если она имеет целевой характер. Согласно ч. 1 ст. 717 ГКУ по договору дарения одна сторона (даритель) передает или обязуется передать в будущем второй стороне (одариваемому) безвозмездно имущество (подарок) в собственность. В рассматриваемом случае предметом договора дарения будут денежные средства. В соответствии с ч. 5 ст. 719 ГКУ договор дарения валютных ценностей (денежных средств, в том числе валюты Украины) на сумму, которая превышает пятидесятикратный размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан (850 грн.), заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. В соответствии с ч. 3 ст. 729 ГКУ к договору о пожертвовании применяются положения о договоре дарения, если иное не установлено законом. Отметим, что в случае, когда за предоставлением финансовой помощи обращается работник, следует учитывать нормы КЗоТ и положения коллективного договора. Согласно ст. 91 КЗоТ предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социальные льготы работникам, в том числе предоставлять материальную помощь . Если финансовая помощь предоставляется работнику на основании коллективного договора, то такую помощь следует рассматривать как материальную, предоставленную в рамках трудовых отношений. В данной ситуации нормы ГКУ применяться не будут.

Вопросы налогообложения и учета.

Беспроцентный займ Денежные средства, выданные физическому лицу по договору займа (беспроцентного), соответствуют понятию возвратной финансовой помощи. Судите сами. Согласно п.п. 14.1.257 НКУ возвратная финансовая помощь — сумма средств, которая поступила плательщику налога в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату. Таким образом, если в договоре займа указано, что заем является беспроцентным и подлежит возврату в определенные сроки, есть все основания считать такой заем для целей налогообложения возвратной финансовой помощью. В налоговом учете предприятия-заимодателя операции по предоставлению и возврату беспроцентного займа физическому лицу не отражаются. То есть при выплате займа не возникает расходов, при его возврате — доходов (абз. 3 п.п. 135.5.5 НКУ). В соответствии с п.п. 165.1.31 НКУ основная сумма возвратной финансовой помощи, полученная плательщиком налога, не включается в общий месячный налогооблагаемый доход налогоплательщика. Следовательно, в период действия срока договора займа, заключенного согласно требованиям ГКУ, выплаченная по такому договору сумма не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Единым социальным взносом (далее — ЕСВ) сумма выданного займа не облагается (независимо от того, работнику или неработнику он выдан), поскольку данная выплата не входит в фонд оплаты труда согласно п. 3.28 Инструкции № 5 и не является базой для начисления ЕСВ в соответствии с п. 13 раздела I Перечня № 1170. Следует обратить внимание еще на один важный момент. В соответствии с п.п. 4.3.7 Инструкции № 21-5 погашение займа путем удержаний из заработной платы работника приравнивается к фактическому получению (перечислению) средств на оплату труда. При этом плательщики ЕСВ обязаны уплачивать ЕСВ в части начислений при каждой выплате заработной платы одновременно с получением (перечислением) указанных сумм. То есть в день погашения займа путем удержаний из зарплаты работодатель обязан уплатить ЕСВ в части начислений. В связи с этим рекомендуем в договоре займа указать, что погашение займа осуществляется в день выплаты заработной платы. В противном случае в день осуществления хозяйственной операции по удержанию части заработной платы в счет погашения займа (а это, как правило, последний день календарного месяца) предприятию необходимо будет уплатить авансовые платежи по ЕСВ. В случае если работник, которому предоставлен заем, увольняется, то порядок погашения займа зависит от условий договора. Если согласно условиям договора займа работник обязан погасить в полном объеме оставшуюся часть задолженности, он при увольнении вносит соответствующую сумму денежных средств в кассу предприятия или перечисляет ее на текущий счет предприятия. Если же договор займа не содержит условия, обязывающего работника вернуть непогашенную часть займа при увольнении, такой работник обязан продолжать погашать задолженность по займу в соответствии с графиком платежей, установленным договором. Но независимо от того, как будет погашаться заем в случае увольнения работника, в данном случае налогооблагаемый доход у такого работника не возникает. Сумма задолженности включается в налогооблагаемый доход физического лица только в случае, если предприятие простит долг заемщику или истечет срок исковой давности по такой задолженности. Рассмотрим каждую из возможных ситуаций. Прощение займа. Сразу отметим, что сумма прощенного долга по договору займа не включается в состав расходов предприятия, поскольку такие расходы не связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Относительно обложения прощенной суммы займа НДФЛ отметим следующее. В соответствии с п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУ суммы долга налогоплательщика, аннулированные кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до окончания срока исковой давности, включаются в состав общего месячного налогооблагаемого дохода физического лица как доход в виде дополнительного блага. При этом в случае если кредитор уведомляет налогоплательщика-должника об аннулировании долга и включает сумму долга в Налоговый расчет по форме № 1ДФ по итогам квартала, в котором был аннулирован долг, то должник самостоятельно уплачивает НДФЛ с такого дохода и отражает его в годовой налоговой декларации . Согласно п.п. 49.18.4 НКУ такая декларация подается до 1 мая года, следующего за отчетным. Сумму налогового обязательства, указанного в декларации, физическое лицо обязано уплатить до 1 августа года, следующего за отчетным (п. 179.7 НКУ). Сумма долга подлежит налогообложению по ставкам, установленным НКУ. Получается, предприятие не обязано удерживать с суммы долга НДФЛ при выполнении им двух условий : — должник (заемщик) предупрежден об аннулировании долга . Целесообразно, чтобы предупреждение было сделано в письменной форме; — сумма долга отражена в Налоговом расчете по форме № 1ДФ за квартал, в котором принято решение об аннулировании долга. Если предприятие прощает долг неработнику, то вопроса с ЕВС не возникает. Чего не скажешь о ситуации, когда долг простили работнику предприятия. Согласно п.п. 4.3.5 Инструкции № 21-5 для целей начисления ЕСВ при определении видов выплат, которые включаются в фонд оплаты труда, следует руководствоваться Инструкцией № 5. В указанном документе прощенный по договору займа долг не указан ни в числе выплат, которые включаются в фонд оплаты труда, ни в числе тех, которые в него не входят. Не указан такой вид дохода и Перечне № 1170. Вместе с тем в письме от 11.04.2005 г. № 9/2-2-9/116 Госкомстат разъяснил, что заем или его часть, которая по решению руководства предприятия не подлежит возврату работником, включается в фонд оплаты труда в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат как выплаты, имеющие индивидуальный характер. В связи с наличием таких разъяснений есть вероятность, что Пенсионный фонд будет настаивать на обложении ЕСВ прощенной суммы долга. Если предприятие принимает решение о прощении работнику долга по выданному займу, минимизировать налоговую нагрузку можно следующим образом. На сумму части займа, которую работник не будет погашать, работнику может быть предоставлена нецелевая благотворительная помощь по семейным обстоятельствам. Безвозвратная финансовая помощь Если финансовая помощь предоставляется физическому лицу на безвозвратной основе, то для целей налогообложения она подпадает под определение безвозвратной финансовой помощи, которое дано в п.п. 14.1.257 НКУ. При этом не играет роли, на каком основании была предоставлена финансовая помощь: согласно договору дарения, договору пожертвования, то ли без заключения таких договоров, т. е. на основании приказа (распоряжения) руководителя предприятия, к которому физическое лицо обратилось с заявлением о предоставлении помощи. В расходы сумму безвозвратной финансовой помощи включить нельзя, поскольку отсутствует связь с хозяйственной деятельностью. Для целей раздела IV НКУ, которым установлен порядок налогообложения доходов физических лиц, безвозвратная финансовая помощь является доходом в виде дополнительного блага (п.п. «ґ» п.п. 164.2.17 НКУ). Как указывалось выше, доход в виде дополнительного блага облагается НДФЛ по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ. Налоговым агентом в данном случае является предприятие, предоставившее безвозвратную финансовую помощь. Если безвозвратная финансовая помощь предоставляется неработнику предприятия, то ЕСВ она однозначно не облагается. В случае, когда безвозвратная финансовая помощь предоставляется работнику предприятия, то для невключения суммы такой помощи в базу начисления ЕСВ работник в заявлении должен указать, что просит о предоставлении материальной помощи в связи с семейными обстоятельствами, или на оплату лечения, или на оздоровление детей. Соответствующая формулировка должна быть в приказе (распоряжении) руководителя с указанием, что помощь имеет разовый характер. При наличии таких формулировок в заявлении работника и в приказе (распоряжении) руководителя, и при условии, что помощь предоставляется отдельным работникам, материальную помощь можно не облагать ЕСВ, поскольку она не входит в фонд оплаты труда согласно п. 3.31 Инструкции № 5. Как видим, если помощь будет предоставлена физическому лицу как безвозвратная финансовая, то она полностью попадет под обложение налогом на доходы физических лиц. Вместе с тем, следует иметь в виду, что нормами раздела IV НКУ предусмотрено освобождение от налогообложения отдельных видов материальной помощи, которые предоставляются физическим лицам с соблюдением определенных условий. Так, уже упоминалась возможность предоставления физическим лицам нецелевой благотворительной помощи. Любой плательщик налога имеет право на необлагаемую нецелевую благотворительную помощь, в том числе материальную, если выполняются следующие два условия: — она предоставляется юридическим или физическим лицом, являющимся резидентом Украины , т. е. может быть предоставлена как работодателем, так и неработодателем физического лица; — сумма такой необлагаемой помощи совокупно за год не превышает предельного размера дохода, установленного абзацем первым п.п. 169.4.1 НКУ. Обращаем внимание, что в заявлении физическое лицо должно указать, что он просит предоставить именно нецелевую благотворительную помощь (например, в связи с семейными обстоятельствами). Соответственная формулировка должна быть и в приказе руководителя, что будет основанием для необложения помощи при соблюдении вышеперечисленных условий. Если размер предоставляемой помощи превышает установленный предел , то сумма помощи, превышающая такой предел, облагается НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 167.1 НКУ . Для целей обложения НДФЛ сумма нецелевой материальной помощи не является заработной платой. Как необлагаемая, так и облагаемая часть нецелевой благотворительной помощи не будет облагаться ЕСВ. Таким образом, порядок налогообложения финансовой помощи зависит от того, каким образом будет оформлено ее предоставление физическому лицу. Все возможные варианты перед вами, остается выбрать, какой из них будет наиболее приемлемым.

Если вам нужна консультация по финансовой помощи физическим лицам, просто позвоните нам по телефонам:

Тел: +38 (057) 720-08-03

Тел: +38 (067) 570-25-05

Тел: +38 (096) 804-33-61

www.onpconsult.com.ua

Когда возвратная финансовая помощь подлежит возврату? – Дебет-Кредит

В последнее время благодаря плодотворной работе законодатели был внесен ряд изменений в налоговое законодательство Украины . Не остался без внимания и механизм налогообложения возвратной финансовой помощи.Так, определение возвратной финансовой помощи находим в пп . 14.1.257 НКУ : сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору , который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами , и является обязательной к возвращению .

НКУ также предусмотрен механизм налогообложения возвратной финансовой помощи.

По общему правилу , получение возвратной финансовой помощи не приводит к увеличению дохода налогоплательщика .

Что же делать , когда часть возвратной финансовой помощи осталась невозвращенной ? В таком случае механизм налогообложения невозвращенной суммы отличается в зависимости от субъекта предоставления такой помощи:

1) если возвратная финансовая помощь получена от лиц , которые не являются плательщиками налога на прибыль или имеют льготы по его уплате , то сумма финансовой помощи , полученной налогоплательщиком в отчетном налоговом периоде, которая остается невозвращенной на конец такого отчетного периода включается в прочие доходы ( пп . 135.5.5 НКУ ) . При этом законодатель подчеркивает , что доходы такого налогоплательщика не увеличиваются на сумму условно начисленных процентов ;

2) если возвратная финансовая помощь получена от плательщика налога на прибыль на общих основаниях и осталась невозвращенной на конец отчетного периода , то в таком случае в доходы отчетного периода , учитываемые при исчислении объекта налогообложения , включается сумма процентов , условно начисленных на сумму невозвращенной возвратной финансовой помощи. Указанные суммы процентов рассчитываются и относятся согласно пп . 14.1.257 НКУ к безвозвратной финансовой помощи и включаются в доход в соответствии с п. 137.10 НКУ.

В обоих случаях при определении механизма налогообложения невозвращенной суммы возвратной финансовой помощи законодатель использует понятие « отчетный период» . Какой именно период имеется здесь в виду? Пунктом 152.9 НКУ предусмотрено следующие налоговые периоды: календарный квартал , полугодие , три квартала , год. Какой из них выбрать ?

Напомним , что в предыдущей редакции НКУ применялось понятие « квартальный период» и никакой путаницы не возникало.

Неоднозначности данному вопросу добавили внесенные Законом от 05.07.2012 г. № 5083 – VI изменения в НКУ в части введения летнего (налогового ) периода отчетности для плательщиков налога на прибыль.

В свете этих изменений перед многими субъектами хозяйствования возник вопрос: распространяется их действие и на порядок налогообложения возвратной финансовой помощи?

Исходя из норм законодательства логичен вывод о том , что отчетным периодом считается период, предусмотренный для уплаты налога на прибыль. Значит , согласно п. 152.9 НКУ , базовым налоговым ( отчетным ) периодом для целей раздел III является календарный квартал.

Итак , под отчетным периодом , до конца которого необходимо вернуть возвратную финансовую помощь , как и раньше , понимаем квартальный период .

Но это все теория , а как на практике реализуется порядок налогообложения невозвращенной суммы возвратной финансовой помощи , полученной от лиц , которые не являются плательщиками налога на прибыль , и от плательщиков налога на прибыль на общих основаниях?

Рассмотрим два практических случаях при условии, что субъекты предпринимательской деятельности подают отчетность раз в год.

1 . Допустим , сумма возвратной финансовой помощи , полученной от лиц , которые не являются плательщиками налога на прибыль или имеют льготы по его уплате , оставшейся невозвращенной на конец квартального периода . В такой ситуации субъекты предпринимательской деятельности должны включить такую ​​сумму в других доходов на основании пп . 135.5.5 НКУ. Однако в следующем квартальном периоде плательщик возвращает такую ​​возвратную финансовую помощь и увеличивает сумму расходов на сумму такой возвратной финансовой помощи. Таким образом , фактически при подаче декларации за год налоговики никак не смогут проследить периоды , в которых определенная сумма возвратной финансовой помощи осталась невозвращенной .

Итак , можно сделать вывод , что при получении возвратной финансовой помощи от лиц , которые не являются плательщиками налога на прибыль или имеют льготы по его уплате , под отчетным периодом следует понимать летний период . Ведь отсутствует реальный механизм отображения периодов невозврата суммы возвратной финансовой помощи в годовой декларации.

2 . Совсем другая ситуация возникает при получении возвратной финансовой помощи от плательщика налога на прибыль на общих основаниях. В данном случае на сумму возвратной финансовой помощи , оставшейся невозвращенной на конец квартального периода , начисляются условные проценты , которые никуда не исчезают в течение года. Суммы начисленных процентов могут достигать значительных размеров. А потому налогоплательщики, объяснили отчетный период в пределах пп . 135.5.5 НКУ как летний период отчетности , попадут в неловкое положение перед налоговой.

Подытоживая вышесказанное , отметим , что внесенные в ст . 57 НКУ изменения никак не повлияли на определение отчетного периода , к концу которого возвратная финансовая помощь должна быть возвращена. Как и раньше, во отчетным периодом понимаем квартальный период .

Однако практическая реализация порядка налогообложения невозвращенной суммы возвратной финансовой помощи на конец отчетного периода отличается в зависимости от субъекта предоставления такой помощи.

Так, если возвратная финансовая помощь получена от лиц , которые не являются плательщиками налога на прибыль или имеют льготы по его уплате , в таком случае субъектам предпринимательской деятельности целесообразно толковать понятие « отчетный период» как « летний период» .

Если возвратная финансовая помощь получена от плательщиков налога на прибыль на общих основаниях , то в этом случае понятие « отчетный период» понимаем как « квартальный период» во избежание неприятностей с налоговиками в будущем.

Алена Миркоюрист ООО «Аудиторская фирма « Норма »

Дата подготовки 04.07.2013

Источник : ЛИГА : ЗАКОН

www.dt-kt.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"