Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт). Военное училище вертолетное


Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в городе Сызрань
Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиковГоды существования Страна
c 1940 года.
СССР, Фла

ru.wikipedia.org

Лётные училища России. Высшие военные авиационные училища лётчиков и штурманов

Стать летчиком непросто. Такая профессия требует полной самоотдачи и специального образования. Перед тем как принять решение поступить в определенное учебное заведение, стоит изучить список летных училищ России. В представленных ниже заведениях можно получить качественное и доступное образование.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации

Высшие летные училища России выбирают те абитуриенты, которые желают получить лучшее образование. Ульяновское ВАУ ГА является одним из крупнейших учебных заведений в этой категории.

Училище было основано в 1935 году. Изначально представляло собой курсы летной подготовки, которые базировались в разных городах России.

Свой современный облик Ульяновское ВАУ ГА приобрело в 1992 году после того, как распался СССР, и новым руководством страны был издан указ о создании в г. Ульяновске на базе существовавших ранее заведений авиационного училища высшей категории.

Ульяновское ВАУ ГА имеет три факультета и четырнадцать кафедр, обучающих специалистов по управлению и обслуживанию воздушного транспорта разных типов.

Филиалы Ульяновского ВАУ ГА

Летные училища гражданской авиации России являются филиалами других учебных заведений. Наиболее крупные филиалы указанного в подзаголовке учреждения находятся в г. Сасово, Красный Кут и в Омске.

В городе Сасово находится одно из училищ гражданской авиации, которое обучает специалистов по летной эксплуатации различных летательных аппаратов. Также подготавливает технический персонал для ремонта и обслуживания летной техники, пилотажно-навигационных комплексов, двигателей и электрифицированных систем.

Краснокутское летное училище специализируется на подготовке пилотов летательных аппаратов гражданской авиации. За время своего функционирования выпустило много специалистов, среди которых есть пилоты, отмеченные почетными государственными наградами.

Летно-технический колледж в Омске входит в те немногие летные училища гражданской авиации России, которые обучают пилотированию вертолетов МИ-8 и готовят технический состав для их обслуживания. Преподаватели училища обучают, кроме пилотов гражданской авиации, еще авиационных механиков и специалистов авиационного, а также радиоэлектронного оборудования.

Остальные летные училища России представлены в качестве филиалов других вузов, но также готовят специалистов в разных направлениях.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Санкт-Петербургский ГУГА)

В послевоенные годы началось стремительное развитие воздушного транспорта и наращивание оборотов авиаперевозок. Существующие учебные центры не могли обеспечить необходимое количество кадров. В 1955 году руководство СССР приняло решение о создании нового учебного заведения, которое займется обучением пилотов. Статус университета был присвоен учебному заведению в 2004 году после успешного прохождения аккредитации.

Санкт-Петербургский ГУГА подготавливает специалистов по нескольким направлениям: пилотов, технический персонал, диспетчеров. В университете имеется несколько факультетов. Отдельно выделен деканат по работе с иностранными студентами, который специализируется на помощи иностранным гражданам в получении образования.

Некоторые летные училища России являются филиалами Санкт-Петербургского ГУГА. Они имеют более узкие специализации, но также позволяют получить образование технического направления.

Филиалы Санкт-Петербургского ГУГА

Летное училище в Бугуруслане готовит квалифицированных пилотов для гражданской авиации. Подготовка кадров осуществляется только на очной форме образования, что обеспечивает достаточный уровень квалификации.

Гражданские летные училища России на базе Санкт-Петербургского ГУГА расположены еще в нескольких городах страны: в Выборге, Красноярске, Хабаровске, Якутске.

Якутский филиал Санкт-Петербургского ГУГА носит название авиационного технического училища и интересен тем, что с 2012 года занимается обучением кадров по специальности "Пилотирование вертолета МИ-8". Таких учреждений в России немного, поэтому заведение пользуется популярностью. Также училище осуществляет подготовку технического персонала для обслуживания летательных аппаратов разных типов.

В Красноярском филиале Санкт-Петербургского ГУГА производится обучение специалистов по управлению полетами и эксплуатации аэропортов. При этом училище работает авиационный учебный центр, который осуществляет переподготовку специалистов по другим направлениям и повышение квалификации.

Московский государственный технический университет гражданской авиации (Московский ГТУ ГА)

Высшие летные училища России призваны обеспечить страну нужным количеством специалистов авиационной отрасли. Одним из таких учреждений является Московский ГТУ ГА.

Он был основан в 1971 году как ответ на требование отечественной авиации в высококвалифицированных специалистах. И по сей день прекрасно справляется с поставленными задачами.

Это учебное заведение подготавливает специалистов эксплуатационного направления. Все крупные летные училища гражданской авиации имеют филиалы в других городах России. Московский ГТУ ГА не исключение и имеет 2 филиала и несколько колледжей.

Филиалы Московского ГТУ ГА

Филиал Московского ГТУ ГА в Иркутске готовит специалистов в сфере обслуживания авиационных систем, комплексов и эксплуатации летательной техники. В его состав входит Центр по повышению квалификации персонала и переподготовки кадров.

Ростовский филиал ведет подготовку специалистов по технической эксплуатации двигателей и летательной техники, пилотажно-навигационных комплексов и авиационных электрических систем, транспортного радиооборудования.

Авиационный технический колледж в Егорьевске осуществляет подготовку технических кадров для гражданской авиации. На базе колледжа основано отделение для иностранных студентов подготовительного направления, где они могут освоить русский язык и некоторые общие дисциплины.

В состав Московского ГТУ ГА также входят авиационные колледжи в г. Рыльске , Иркутске, Кирсанове и Троицке.

Образовательных заведений, которые занимаются подготовкой военных летчиков, в России немного.

Абитуриентам, которые желают поступать в военные летные училища России, стоит сначала рассмотреть, чем отличается военная авиация от гражданской.

Гражданская авиация предназначена для осуществления транспортных перевозок населения и грузов и носит коммерческий характер. Военная авиация является государственной и используется в оборонительных целях либо для выполнения боевых задач и перебрасывания войск и технического вооружения. Летные училища военной авиации России подготавливают кадры для транспортной, истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации.

Высшее военное авиационное училище летчиков в Краснодаре (Краснодарское ВВАУЛ)

Краснодарское ВВАУЛ в настоящее время является филиалом Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Было основано в 1938 году в качестве школы пилотов военной авиации.

В современном Краснодарском ВВАУЛ полностью функционируют три факультета, которые осуществляют подготовку специалистов в нескольких направлениях военной авиации. За время своего существования в виде летной школы училище выпустило множество кадров, которые впоследствии добились высоких званий в военной сфере.

Практически все летные училища России в годы Великой Отечественной войны осуществляли подготовку военных пилотов. Но по окончании ее большинство из них были уволены в запас либо переквалифицированы в пилотов гражданской авиации. Кроме Краснодарского ВВАУЛ, подготовкой пилотов военных летных аппаратов в настоящее время занимается еще одно учебное заведение.

Высшее военное авиационное училище летчиков в Сызрани (Сызранское ВВАУЛ)

Уникальность Сызранского ВВАУЛ состоит в том, что это единственное военное училище, которое занимается подготовкой летного состава боевых вертолетов. В настоящее время на базе училища существует один вертолетный полк, базирующийся на аэродроме в Сызрани. Раньше их было три. Но остальные полки расформировали.

Летные училища России пользуются популярностью у студентов ближайших стран. В стенах Сызранского ВВАУЛ также проходят подготовку иностранные специалисты, которые не имеют возможности тренироваться в своем государстве.

Военные летные училища России в своем немногочисленном количестве на данный момент отвечают потребностям военной авиации страны и ее ближайших соседей. За годы своей работы они выпустили много специалистов своего дела.

fb.ru

филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань)

История филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань) начинается с Саратовской военной авиационной школы пилотов, сформированной 20 марта 1940 года на основании Директивы ГУКА от 16.03.1940 года. Эта школа произвела лишь один выпуск на самолетах Р-5. 

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала особо подготовленных пилотов-планеристов для выполнения специальных заданий в тылу противника. На основании приказа НО СССР от 4.09.1941 года школа пилотов была переформирована в планерную школу ВДВ КА и всю войну занималась подготовкой пилотов-планеристов. Во времена войны было подготовлено более 600 боевых планеристов. Семь выпускников школы, участников Великой Отечественной войны, удостоены звания Героев Советского Союза, а один из них – Т. Я.Бегельдинов, удостоен этого звания дважды. 

В 1946 году училище перебазируется в г.Пугачёв (Саратовская обл.), преобразуется в планерное училище (Директива ГШ МВС от 8.06.1946г.) и занимается подготовкой командиров тяжёлых планеров. 

В мае 1952 года училище переименовано в 160-е военное авиационное училище лётчиков и с осени 1952 года приступило к освоению принципиально новой авиационной техники – вертолета. В 1960 году оно перебазируется в г. Сызрань, в 1963 году получило наименование Сызранское военное авиационное училище лётчиков и в 1966 году становится высшим.

В 1998году постановлением Правительства РФ №1009 от 29.08.1998 года Сызранское ВВАУЛ преобразовано в Сызранский военный авиационный институт. В июле2004 года распоряжением Правительства РФ № 937-р Сызранский ВАИ преобразован в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт). На основании распоряжения Правительства РФ от 24.12.2008 г. №1951-р. Сызранское ВВАУЛ (ВИ) было реорганизовано в филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань).

Последовательно обучение курсантов производилось на вертолетах Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-24, Ка-27, Ансат-У. 

Школа пилотов, планерная школа, планерное училище, военное авиационное училище летчиков, высшее военное авиационное училище летчиков, военный авиационный институт и снова высшее военное авиационное училище летчиков – такие ступени прошел филиал за эти годы. 

В мае  2015 года училище торжественно отметило свое 75-летие.

За 75 лет в Сызранском ВВАУЛ (филиале ВУНЦ ВВС «ВВА») произведено 83 выпуска военных специалистов, в т.ч.: на самолётах – 4, на планерах  – 18,на вертолётах – 61 (по среднему профилю – 22, по высшему профилю –45). За эти годы подготовлено более 21 500 специалистов, среди которых более 18 500 вертолётчиков. 

На протяжении всей истории училища его выпускники всегда показывали себя профессионалами высочайшего класса. Так было при выполнении специальных заданий по спасению людей и по перевозке грузов во время весенних паводков, обеспечении поиска и эвакуации космических объектов, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в огненном небе Афганистана и Северного Кавказа. 

Сегодня филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань) является уникальным военным учебным заведением. Специалистов для ВВС, авиаций силовых структур и ВМФ РФ такого профиля как здесь, не готовят больше нигде. Сейчас обучение и летная практика курсантов проходят в городах Сызрани, Саратове (п.Соколовый). 

В стенах филиала проходили и проходят подготовку военнослужащие армий ближнего зарубежья – Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, а также дальнего зарубежья – Анголы, Бурунди, Вьетнама, Гвинеи, Джибути, Китая, Лаоса, Монголии, Никарагуа, Мали, Мозамбик.

Сведения о почётных наименованиях, отличиях и наградах.

В декабре 1982 года Сызранскомувысшему  военному авиационному училищу лётчиков приказом Министра обороны СССР было присвоено почетное наименование: «Имени 60-летия образования СССР».

Данные об известных выпускниках. 

Семь выпускников планерной школы Воздушно-десантных войск Красной Армии, участников Великой Отечественной войны, удостоены звания Героев Советского Союза, а один из них – Т. Я. Бегельдинов, удостоен этого звания дважды. 

51 выпускникучилища (филиала)удостоен звания Герой Советского Союза, Социалистического труда и России.

Настоящей проверкой летного мастерства, мужества, героизма и отваги авиаторов училища стало их участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. 28  участников этих боевых действий удостоены высокого звания Героя Российской Федерации, 9 из них –  посмертно.

59 выпускников стали генералами, 177 – удостоены почётных званий «Заслуженный летчик-испытатель» и «Заслуженный военный летчик». 124 выпускника окончили СВВАУЛ с золотой медалью. 

Начальником армейской авиации Вооруженных сил Российской Федерации с 1989 по 2002 год был Герой Советского Союза генерал-полковник ПАВЛОВ Виталий Егорович –выпускник училища 1965 г., в настоящее время - председатель совета ветеранов Ветеранской организации Армейской авиации. С 1995 года авиацию МЧС возглавлял генерал-лейтенант ЗАКИРОВ Рафаэль Шакурович–выпускник 1972 г. Авиацией ФСБ руководил генерал-лейтенант ГАВРИЛОВ Николай Фёдорович–выпускник 1979г. Начальником службы авиации РВСН являлся полковник ДОЛМАТОВ Сергей Александрович – выпускник 1979 г.

Хронология подготовки военных кадров

Год образо-вания вуза

Наименование учебного заведения

Специальностиподготовки кадров

1940

Саратовская военная авиационная школа пилотов (СВАШП)

Пилотирование самолётов (Р-5)

1941

Саратовская военная авиационная планерная школа (СВАПШ)

Пилотирование планеров

1946

Пугачёвское авиационное планерное училище ВДВ

Пилотирование тяжёлых планеров

1952

160 военное авиационное училище лётчиков (г.Пугачёв)

Пилотирование самолётов (Ли-2) Командная тактическая вертолётов (Ми-4)

1963

Сызранское  военное авиационное училище лётчиков

Командная тактическая вертолётов (Ми-4)

1966

Сызранское  высшее военное авиационное училище лётчиков

Пилотирование и эксплуатация летательных аппаратовКомандная тактическая вертолётной авиации (Ми-4, Ми-8, Ми-24)

1998

Сызранский  военный  авиационный  институт

Боевая повседневная деятельность авиационных подразделений. Эксплуатация воздушных судов и управление воздушным движением.Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

2004

Сызранское  высшее военное авиационное училище лётчиков (военный  институт)

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движенияТехническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

2009

«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия» МО РФ  (филиал г.Сызрань)

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движенияТехническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

2010

«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия (г.Воронеж) МО РФ  (филиал г.Сызрань)

Лётная эксплуатация воздушных судов.   Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов (2011 г.)Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

 

2012

 

«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия (г.Воронеж) МО РФ  (филиал г.Сызрань)

Лётная эксплуатация воздушных судов.   Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов (2011 г.)Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

Дата вручения боевого Знамени и грамоты, годовые праздники и юбилеи.

Саратовской военной авиационной планерной школе (СВАПШ) Приказом Наркома обороны СССР №048 от 5 февраля 1941 года установлен «Годовой праздник школы» – 1 мая. 

Боевое Знамя училищу было вручено 25 мая 1942 года. 12 декабря 1944 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР  училищу вручено Красное Знамя.

17 декабря 2014 года Филиалу ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (г.Сызрань, Самарская область) вручены Боевое (Георгиевское) Знамя и Грамота Президента Российской Федерации, подписанная 10 декабря 2014 года.

xn----7sbajajhyox3duj.xn--p1ai

«Вертолетное училище остается в Сызрани»

[size=13]    В минувшую субботу СВВАУЛ вновь оказалось в центре событий. Визит в Сызрань главнокомандующего Военно-Воздушными Силами РФ генерал-полковника Александра Зелина. Его заместителя по воспитательной работе генерал-лейтенанта Сергея Шевченко, а также ряда сопровождавших их лиц можно было бы считать рядовым и плановым, если бы не чрезвычайная важность вопроса, который в последнее время на слуху буквального у каждого из нас: быть или не быть в городе единственному в России вертолетному училищу? Вердикта главкома ждали, затаив дыхание, сотни людей. И высшее начальство наконец поставило точку в решении этого вопроса.[/size]

[size=13]    На аэродроме делегацию встречали начальник СВВАУЛ генерал-майор Виктор Уколов, глава г. о. Сызрань Виктор Хлыстов, глава городской администрации Юрий Кобякин, депутаты местной Думы Владимир Разенков, Николай Лядин и другие. Затем в здании учебно-летного отдела состоялась встреча гостей с ветеранами училища, после чего все перешли в актовый зал, где собрались офицеры, прапор-щики и гражданский персонал.

    Для Александра Зелина - это четвертый визит в наш город. С особой теплотой он вспоминал, как приезжал в Сызрань на 65-летие СВВАУЛ. Затем главком обрисовал нынешнюю ситуацию в Вооруженных Силах, рассказал о ближайших перспективах и пообещал ответить на все возникшие вопросы.

    Прежде всего генерал-полковник заверил всех присутствовавших, что никто не имеет целью сократить или упразднить Сызранское ВВАУЛ. «.Мы занимаемся лишь реорганизацией органов управления», - сказал А. Зелин. В качестве примера он привел Военно-воздушные академии имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Последняя, расположенная в Монино, станет головным заведением. Однако оставшиеся в Москве учебные фонды будут использоваться по-прежнему. Основная цель подобного укрупнения, по мнению Александра Зелина, - оптимизация руководящего командного состава. Таким образом, меняется лишь название. «Никаких революций в ближайшее время не предвидится», - подчеркнул командующий.

    Набор курсантов в 2009 году планируется в Ейске, Краснодаре, Челябинске. Сызрань вовсе не исключена из этого списка. Впрочем, о подробностях будет известно позже. «Итак, оптимизации и реструктуризации будет подвергаться лишь управленческий, но никак не преподавательский состав», - повторил А. Зелин.

    Относительно перспектив по техническому обеспечению ВВС на собрании прозвучала информация главкома о том, что уже в текущем месяце будет дано техническое заключение об эксплуатации вертолета «Ансат». Речь о том, что добрые старые Ми-2 отслужили свое, велась давно. Но, похоже, в нынешнем году им на смену действительно придет более совершенная техника. Судите сами: двигатели канадского производства на новых вертолетах имеют ресурс шесть тысяч часов! Александр Зелин поделился личными позитивными впечатлениями от полетов на «Ансате». Руководящий и инструкторский составы СВВАУЛ должны будут пройти соответствующую переподготовку. А дальше придет черед учиться курсантам.

    Завершаются государственные испытания Ми-28Н. Готовится к выпуску Ка-52, отличающийся высокой зачетностью полетов, который будет пригоден для выполнения спецопераций. Предполагаются дальнейшая моделизация вертолета Ми-2б, а также работа над Ми-38 и Ка-60.

    Как известно, бюджет Министерства обороны тратится на содержание войск и на закупку вооружения и техники. И совершенно неоправданно превышение первой статьи, расходов над второй.

    «Армия должна быть компактной, мобильной и подготовленной к решению различных поставленных задач, -сказал А. Зелин. - Именно этими соображениями мы и руководствуемся, проводя данную реорганизацию. Никто, в том числе и я, не ставит целью закрыть ваше училище. Считаю, что со своей главной задачей - подготовкой квалифицированных кадров - вы успешно справляетесь. Теперь необходимо совершенствоваться и дальше. Думаю, что вам это под силу».

    [b]Елена ЛЕНКОВА «Волжские Вести»[/b][/size]

www.svvaul.ru

Обращение коллектива Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков к вертолетчикам Вооруженных Сил Украины

Обращение коллектива Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков к вертолетчикам Вооруженных Сил Украины

 

Вопреки воле народа Украины, ее нынешняя власть вписывает позорную, трагическую страницу в архивы своей истории. Нарушая все нормы международного права, она задействовала против своего народа свои Вооруженные Силы. На юго-востоке страны грохочут танки, истребители на бреющем полете проносятся над головами женщин и детей, разбрасывая ракеты и бомбы, а вертолеты обстреливают незащищенное мирное население… И это происходит в стране, с которой тесно и плотно связана Россия и ее вертолетное сообщество.

Личный состав и ветераны Сызранского ВВАУЛ обращаются прежде всего к вертолетчикам Вооруженных Сил Украины с вопросом: какой Присягой и каким Уставом предусмотрена стрельба и бомбометание по мирным жителям, старикам и детям, по больницам, школам и детским садам…?

Что же могло затмить вам мораль и нравственность, совесть в конце концов?

Вы же сейчас выполняете волю ЦРУ США, которое дало отмашку нынешним правителям Украины на боевые действия против своего народа.

Война закончится, а жизнь- то будет продолжаться, и как вы – «боевые ассы» будете смотреть своим согражданам в глаза, и как вы будете уживаться со своей совестью, выполняя сегодня роль палачей и убийц мирного населения? Что после этого будете говорить своим внукам и правнукам?

Опомнитесь! Воюйте, как требует этого Присяга и воинский долг, с вооруженным противником, но не с мирным населением.

Мы, - вертолетчики училища недоумеваем и не понимаем вас! Нам стыдно за то, что мы именуемся вместе с вами вертолетным содружеством, братьями по винту за то, что мы со многими из вас обучались в одной Альма Матер…

 

Обращение обсуждено и утверждено в коллективе Сызранского ВВАУЛ.

 

Председатель совета ветеранов СВВАУЛ

Заслуженный военный летчик России

полковник в отставке

В. Рудиков

www.svvaul.ru

Начальники училища - СВВАУЛ

Полковник Куличев Иван Андреевич Командовал училищем с 1958 по 1960 год.

Родился 29 августа 1920 года на станции Верхний Баскунчак, ныне Ахтубинского района Астраханской области, в семье рабочего. Детство и школьные годы его прошли в Уральске  ( Казахстан ). Трудовую деятельность начал без отрыва от занятий в рабфаке. Сначала работал счетоводом, затем бухгалтером топливного склада Уральского отделения железной дороги. С 1940 года в рядах Красной Армии, призван РВК города Ташкента  ( Узбекистан ). Был курсантом Московской школы пилотов первоначального обучения, затем Пермской военной авиационной школы пилотов, которую окончил в 1943 году.

С июля 1941 года в действующей армии, защищал Москву. С 26 июля 1943 года служил в составе 155-го Гвардейского ШАП. Сражался на Воронежском фронте, по 20 октября 1943 года - на Степном фронте, затем - на 2-м Украинском. Участвовал в освобождении Украины, Румынии, Чехословакии, разгроме врага на его территории. 31 января 1944 года был ранен в шею и голову.К концу июня 1944 года командир звена 155-го Гвардейского штурмового авиационного Киевского полка  ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная Красноградская дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант И. А. Куличев совершил 103 боевых вылета, уничтожил 8 танков, 38 автомашин, 5 железнодорожных вагонов, подавил огонь 3 зенитных батарей, сбил в воздушных боях 2 самолёта противника  ( 1 лично и 1 в паре ), ещё 3 уничтожил вместе с товарищами на аэродромах.26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 186 успешных боевых вылетов, нанеся большой урон живой силе и технике противника. Войну закончил в Праге.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. Занимал ряд командных должностей, в том числе ответственный пост командующего ВВС Сибирского военного округа. Удостоен почётного звания "Заслуженный военный лётчик СССР". Был начальником факультета Военно - Воздушной инженерной академии. Генерал - лейтенант авиации.

Умер 28 августа 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; 10 медалями, иностранными наградами. Имя Героя носит школа № 7 в городе Уральске.

Генерал-майор Базаров Алексей Фёдорович Командовал училищем с 1986 по 1999 год.Родился 12 октября 1945 года в Новгородской области в семье крестьянина. После окончания средней школы поступил в Сызранское ВАУЛ, которое успешно окончил в 1966 году. В 1980 году закончил Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина с золотой медалью, в 1994 году - академию народного хозяйства при Правительстве РФ и Самарский госуниверситет в 1996 году.Проходил службу в Приволжском и Средне-Азиатском военных округах, служил в Сызранском, Саратовском и Уфимском авиационных училищах на лётных должностях, непосредственно связанных с обучением курсантов. Освоил 10 типов летательных аппаратов, налетал около 5000 часов. Заслуженный военный лётчик России, лётчик-снайпер. Мастер вертолётного спорта.В 1986 году был назначен начальником Сызранского ВВАУЛ. В период его руководства училищем, одна эскадрилья 484 увп (г. Сызрань) была переведена на обучение курсантов на вертолёте Ка-27. В 1998 году Сызранское ВВАУЛ было преобразовано в Сызранский военный авиационный институт и перешло на пятилетний срок обучения курсантов. С 1990 по 1993 год избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Награждён орденами "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-ой и 3-ей степени, "За военные заслуги" и многими медалями. В 1999 году генерал-майор А.Ф.Базаров убыл для дальнейшего прохождения службы в Северо-Кавказский военный округ на должность начальника авиации. Принимал активное участие в организации деятельности армейской авиации по уничтожению незаконных бандформирований на территории Чеченской республики. После окончания службы в рядах Вооружённых Сил РФ продолжал трудовую деятельность начальником авиационного учебного центра ОАО "Роствертол". Последние годы Алексей Фёдорович жил в Москве. Похоронен Алексей Фёдорович в Сызрани 29 февраля 2012 года. Генерал-майор Уколов Виктор Григорьевич Командовал училищем с 2004 года по октябрь 2009 года.Уколов Виктор Григорьевич родился 3 октября 1956 года в с.Н.Маза Радищевского района Ульяновской области. После окончания средней школы поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил с отличием в 1977 году. После окончания училища был назначен на должность лётчика-штурмана вертолёта Ми-8 отдельного вертолётного полка Одесского военного округа, затем освоил Ми-24 и был назначен командиром вертолёта. С марта 1980 по август 1981 года принимал участие в боевых действиях в Республике Афганистан. Совершил 264 боевых вылета. За оказание интернациональной помощи афганскому народу награждён орденом Красной Звезды.После непродолжительной службы в ГСВГ поступил в Военно-воздушную академию им.Ю.А.Гагарина, которую с отличием закончил в 1987 году. После академии - выполнение обязанностей командира эскадрильи и заместителя командира отдельного транспортно-боевого вертолётного полка в При6ВО. С 1988 по 1989 год - направлялся в командировку в Народную Республику Мозамбик. В 1994 году был назначен на должность командира отдельного вертолётного полка Северо-Кавказского военного округа. За период с 1994 по 2001 год прошёл путь до должности начальника управления авиации СКВО. Совершил 240 боевых вылетов. За мужество и отвагу, проявленные при восстановлении конституционного строя и ликвидации незаконных бандформирований награждён двумя орденами Мужества, орденом «За военные заслуги» и именным огнестрельным оружием от Министра обороны РФ. Имеет квалификацию - «военный лётчик-снайпер».В 2001 году Указом Президента РФ ему было присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации».Генерал-майор В.Г.Уколов освоил вертолёты Ми-2, Ми-6, Ми-8Т, Ми-8ТВ, Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-24Д, Ми-24В, Ми-24П и его общий налёт составляет около 4000 часов.В 2003 году был назначен на должность заместителя начальника Сызранского военного института, а в 2004 году стал начальником Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков (военного института).Указом президента № 945 от 18.09.2009 г. генерал-майор В.Г.Уколов назначен на должность начальника управления Армейской авиации ВВС.

Полковник Асанов Александр АлександровичКомандует училищем с июля 2013 года по настоящее время.

Александр Александрович родился 7 июля 1966 года в г. Прокопьевске Кемеровской области. В 1983 году поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1987 году.Офицерскую службу начал с должности лётчика-инструктора в 437 увп Саратовского ВВАУЛ в п.Озинки, затем - проходил службу в 198 учебном вертолётном полку Уфимского ВВАУЛ в г.Давлеканово и 851 учебном вертолётном полку Уфимского ВВАУЛ в п.Безенчук.В 1999 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и был назначен на должность заместителя командира эскадрильи в 484 учебный вертолётный полк Сызранского военного авиационного института в г. Сызрани. Затем проходил службу на различных лётных должностях в 109 (п.Безенчук) и 131 (п.Сокол) учебных вертолётных полках Сызранского военного авиационного института.В 2006 году был назначен командиром 626 учебного вертолётного полка Сызранского ВВАУЛ (ВИ) в городе Пугачёве.В апреле 2012 года полковник А.А. Асанов был назначен заместителем начальника филиала ВУНЦ ВВС ВВА, а в июне 2013 году – начальником филиала ВУНЦ ВВС Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г.Сызрань).Лётчик-инструктор 1-го класса. Освоил вертолёты Ми-2, Ми-8Т и Ми-24. Имеет налёт около 3000 часов. Принял участие в лётной подготовке более 1000 курсантов Саратовского, Уфимского и Сызранского ВВАУЛ.

www.svvaul.ru

В Саратове восстановят вертолётное училище

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков осмотрел возможные перспективные площадки для строительства вертолетного училища в Саратове. Высокопоставленному чиновнику передали более 20 тыс. подписей жителей областного центра, поддерживающих идею воссоздания военного вуза в городе. Депутаты утверждают, что это создаст новые рабочие места, а также отмечают заинтересованность регионального правительства в проекте.

Как рассказали в региональном правительстве, визит 7 июня министра обороны РФ Анатолия Сердюкова был посвящен строительству, а точнее, восстановлению вертолетного училища в областном центре. Господин Сердюков осмотрел перспективные площадки под строительство будущего вуза. Также, находясь в военном училище в пос.Соколовый Саратовского района, он провел совещание по вопросу создания лётного учебного заведения.

В качестве одной из возможных площадок для расположения училища называется территория расформированного в прошлом году Cаратовского высшего военного института радиационной, химической и биологической защиты. Окончательное решение о площадке примет Министерство обороны.

Напомним, в январе саратовцы собирали подписи под обращением к Владимиру Путину с просьбой восстановить закрытое 20 лет назад Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. В документе, который планировалось отправить председателю правительства РФ, было сказано, что письмо — это «реакция на сокращение вооруженных сил и в первую очередь военных учебных заведений (вузов) России».

Депутат Государственной думы Николай Панков утверждает, что под переданным вчера министру обороны обращением стоит более 20 тысяч подписей.

«В последнее время правительством Российской Федерации много сделано, разрабатываются современные системы вооружения, в войска поступает новая военная техника, проводятся масштабные военные учения и маневры, построено большое количество жилья для уволенных в запас военнослужащих. Однако еще остаются серьезные проблемы у нашей оборонной промышленности. Это признается и руководством страны. Военная наука находится не в лучшем положении — на ее развитие не хватает средств. Все это может понизить потенциал обороноспособности государства», — говорилось в тексте обращения.

Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков (Саратовское ВВАУЛ) — летное училище в городе Саратов. Существовало с 1969 по 1991 годы и специализировалось на подготовке летчиков для Армейской авиации.

Лётная подготовка курсантов училища велась в трех учебных вертолетных полках, базировавшихся на аэродромах: «Сокол» Саратовской области — существует в составе Сызранского ВАИ, «Озинки» Саратовской области — расформирован, «Сердобск» Пензенской области — расформирован.

В 1991 году училище было расформировано, а курсанты переведены в Уфимское ВВАУЛ.

Инициатором возрождения военного вертолетного училища был глава Саратова Олег Грищенко. В феврале этого года на совещании в Министерстве обороны РФ предложение было поддержано. Сам господин Грищенко, комментируя событие, утверждал, что «такое решение очень важно для Саратова, ведь за последние 20 лет были закрыты четыре военных учреждения из пяти, а потребность в профессионалах сейчас очень велика, есть и те, кто готов работать там преподавателем, и очень много желающих получить эту специальность».

Николай Панков также делает акцент на социальную составляющую нового проекта. «Для региона это значительные инвестиции, новые рабочие места. У наших ребят появится возможность получать профессиональную подготовку в современных условиях, не выезжая за пределы области», — говорит он. Его коллега Ольга Баталина утверждает, что «в области накоплен богатейший опыт подготовки летчиков, сформированы профессиональные традиции, действуют учебно-тренировочные базы».

«Анатолий Сердюков отметил, что видна серьезная поддержка этой идеи в регионе, искренняя заинтересованность в том, чтобы проект был успешно реализован, ощущается совместная, командная работа губернатора региона Валерия Радаева, депутатов Госдумы, представителей Саратовского гарнизона, летчиков», — добавила она.

Отметим, что сейчас в России осталось лишь одно вертолетное училище — Сызранское ВВАУЛ в Самарской области. До последнего времени военному вузу грозило расформирование, однако 13 января этого года штаб Военно-воздушных сил России принял решение о сохранении вертолетного училища в Сызрани.

/Сергей Петунин, kommersant.ru/

army-news.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"