Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев. Во сколько новорожденный начинает улыбаться

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Когда ребенок начинает осознанно улыбаться в ответ маме

Любые тяготы послеродового периода, постоянное недосыпание и невероятная усталость мамы, накопившаяся к концу первого месяца жизни малыша, теряют свое значение, когда ребенок начинает улыбаться ей в ответ.

Первые улыбки

Сначала улыбка ребенка имеет рефлекторную природу и не связана с тем, что он способен видеть или слышать. Неосознанно улыбаться кроха может даже через несколько дней после своего рождения. Эта улыбка не играет пока еще социальной роли и просто показывает, что малышу хорошо и спокойно в этот момент. Нередко увидеть ее можно на лице малютки, когда он спит, купается или сразу после кормления.

Для того чтобы она стала осознанной, должно пройти определенное время. И это неудивительно, ведь в возникновении улыбки принимает участие более десятка лицевых мышц. Самое же главное, что ее появлению предшествует сложная мозговая деятельность, включающая распознавание эмоций близкого человека, передачи нервных импульсов в нужную зону мозга и последующее расслабление мышц лица. Обычно ребенок начинает улыбаться осознанно, когда проходит период от 4 до 8 недель с момента рождения.

Когда младенец улыбается?

К концу первого месяца, а также в течение второго месяца жизни малыша его улыбка может уже являться реакцией на:

  • какое-то приятное или увлекательное событие (мама хлопает в ладоши, напевает песенку, агукает с ребенком) Когда малыш начинает агукать?;
  • выраженную мимику взрослого (иногда реакция может последовать даже на четкое изображение лица, например, другого малыша на журнале для мам или на любимой игрушке с достаточно большими глазами, носом и ртом).

Малыш постепенно учится поддерживать зрительный контакт со взрослым, реагировать на интересные звуки и ласковые прикосновения, поэтому улыбку ребенка могут предопределять теперь и внешние факторы. Хотя кроха еще не умеет внимательно слушать, полезно в это время с ним не только ласково разговаривать, но также включать спокойную музыку (например, классику), размещать над детской кроваткой мобиль с забавными игрушками и приятной мелодией.

Мамам на заметку:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной - Минус 20 килограммов за месяц? Легко!

Улыбаемся и развиваемся

Одновременно с тем, как ребенок начинает активно улыбаться маме и другим близким людям, он может размахивать ручками и ножками, постепенно начинать «гулить» в ответ на обращение к нему.

Все эти явления составляют то, что называется комплексом оживления. Заключается он в том, что малыш способен зафиксировать приятный для него звук или лицо и отреагировать на них улыбкой, радостными вскриками, двигательной активностью, учащенным дыханием.

В зависимости от ситуации (например, взрослый проявляет свои эмоции более или менее выражено), младенец также может усиливать или уменьшать интенсивность своего поведения. Также кроха может начать улыбаться, издавать разнообразные звуки, выгибать спинку и двигать ножками еще до того, как взрослый к нему обратился. Тогда комплекс оживления является своеобразным призывом к общению, что со временем помогает малышу учиться применять все более и более разнообразные способы для контакта с родителями.

Считается, что формируется этот комплекс где-то с третьей недели жизни крохи и наибольшего развития достигает к 3-м или 4-м месяцам, после чего поведение ребенка становится более сложным. Если к 2-м месяцам ваш ребенок не начал активно улыбаться, это вовсе не значит, что развитие его происходит не так, «как надо». Дети все разные и редко кто из них развивается «по всем правилам».

Тем не менее, учеными давно было замечено, что недостаток эмоционального и телесного контакта мамы с малышом прямо сказывается на его развитии. Составляющие комплекса оживления выражены слабее, некоторые компоненты, такие как радостное гуление, могут вообще отсутствовать.

Пока ребенок еще не открыл для себя улыбку как способ взаимодействия с близкими ему людьми, постарайтесь ему помочь. Для этого достаточно всего лишь почаще брать малыша на руки, поглаживать его, нежно с ним разговаривать, рассказывать ему стишки, петь песенки и, конечно, чаще улыбаться. Такие нехитрые действия со стороны мамы, безусловно любящей своего ребенка, рано или поздно приведут к тому, что малыш в один прекрасный день широко распахнет свои глаза и просияет маме в ответ на ее улыбку своей доверчивой и радостной улыбкой.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Что умеет ребенок в 1 год?

razvitie-krohi.ru

Когда ребенок начинает улыбаться | Первая улыбка новорожденного младенца в ответ родителям

По задумке природы с момента появления на свет младенец общается с миром только лишь посредством плача. Иногда это приводит в отчаяние молодых родителей. Но всему свое время, и до демонстрации положительных эмоций малышу нужно дорасти.

Все сложности послеродового периода и усталость мамы утрачивают свою значимость, когда младенец улыбается ей. Поэтому всех родителей интересует вопрос «Во сколько малыш начинает улыбаться?»

Выражение положительных эмоций является показателем нормального развития крохи. Часто бывает, что новорожденный улыбается совсем скоро после рождения. Он это делает и во сне, и в минуты бодрствования, но такая первая улыбка новорожденного является физиологической, неосознанной и с радостными эмоциями не связана. Появляется она потому, что ребеночку комфортно. Часто ее можно наблюдать на лице крохи, когда он купается либо непосредственно после кормления.

В каком возрасте ребенок улыбается осознанно зависит от тонкостей его индивидуального развития. Только когда младенец станет задерживать взгляд и выделять среди прочих объектов мамино лицо, тогда улыбка на его личике станет знаком радости.

В большинстве случаев первая улыбка у ребенка появляется в возрасте 7-8 недель. Обычно это улыбка в ответ на появление мамы. Младенец начинает улыбаться на речь взрослого, оживленно размахивать ручками и ножками, надолго фокусирует взгляд на любимом человеке. Это означает, что малыш уже различает родное лицо среди других, стал определенно узнавать маму. На втором месяце жизни детки начинают улыбаться и агукать,общаясь с окружающим миром.

Общеизвестно, что чем активнее и продолжительнее родители общаются с младенцем, тем быстрее кроха научится демонстрировать радостные эмоции. Отмечено, что даже малыши, которые не имеют возможности видеть или слышать, расплываются в улыбке, чувствуя ласковые прикосновения или слыша нежный голос родителей. А малыши, которым уделяется мало времени, заметно отстают в психическом развитии.

Можно ли научить младенца улыбаться?

Иногда бывает так, что новорожденный даже у ласковых и общительных родителей мало улыбается или вовсе не проявляет радостных эмоций. Не нужно паниковать, так как все детки развиваются в своем темпе и характер у них разный. Если к 2 месяцам ребенок не радует маму своей улыбкой, можно научить его улыбаться.

Чтобы спровоцировать у крохи ответную улыбку, нужно подобрать время, когда дитё уравновешено и довольно. Необходимо взять младенца на ручки, нежно погладить, ласково улыбаясь, поговорить с ним. Почти наверняка младенец пожелает быть похожим на родного человека, он повторит мамину (папину) мимику и расцветет в ответной улыбке. Чтобы малыш не прекратил улыбаться, нужно непрерывно одаривать его своей радостью. Демонстрация материнской радости дает ребенку понять, что окружающий мир безопасен и благосклонен.

Когда малыш освоил улыбку, он начинает так приветствовать самых любимых и близких – маму и папу, а позже и всех остальных. К 4-5 месяцам ребенок начинает улыбаться и смеяться. Бывает, что кроха, услышав свой смех, сначала пугается. Потом он осознает, что сам генерирует эти звуки и начинает «тренироваться». При этом стороннему наблюдателю кажется, что младенец хохочет без причины.

Как идет психологическое развитие малыша дальше

Со временем кроха учится удерживать зрительный контакт с другими людьми, реагировать на необычные звуки и нежные поглаживания, то есть улыбку ребенка вызывают внешние факторы. Поэтому необходимо с грудничком часто разговаривать, включать классическую музыку, можно повесить мобиль со звуком и яркими игрушками.

Постепенно малыш начинает не только улыбаться людям, но и «гулить» в ответ на ласковую речь. Если взрослый активно проявляет свои эмоции от общения с младенцем, кроха усилит гуление.

Ребенок может активно двигать ручками, начать улыбаться и гулить и еще до того, как взрослый начал с ним разговаривать. В таком случае оживление малыша является призывом к общению.

Стоит проявить немного терпения, и любимое чадо просияет маме своей доверчивой улыбкой и порадует заливистым смехом.

rebenokmama.ru

во сколько младенец это делает

Говорят, ничто в мире не стоит слезинки ребенка, и это так! А первая улыбка новорожденного – это ни с чем не сравнимое счастье, которое запоминается на всю жизнь. После того, как малыш в первый раз улыбнулся маме и папе, они готовы забыть все – бессонные ночи, капризы, усталость, ведь это настоящая награда за их заботу и любовь.

Первые улыбки неосознанные!

Первую улыбку мамочка начинает фиксировать уже через несколько дней после рождения малыша. Но необходимо понимать, что первые 2-3 недели своей жизни младенцы выражают свои чувства неосознанно, рефлекторно. Пока что улыбка крохи — это всего лишь сигнал о том, что ему хорошо, что он чувствует себя комфортно. По сути, мы увидим легкое искривление губ, похожее на улыбку, направленное в никуда и ни к кому не обращенное. Малыш еще не смеется, это спонтанные, неконтролируемые проявления мимики его лица.

Когда малыш начнет улыбаться осознанно?

Осознанная улыбка — явление более позднее. Чтобы она появилась, ребенку нужно «дозреть» физически (десятки лицевых мышц участвуют в ее появлении), интеллектуально (она является результатом сложной работы мозга), а также психически. Чтобы он начал улыбаться осознанно, ему нужно научиться обрабатывать получаемую им информацию извне.

Дети начинают дарить нам свои первые осознанные улыбки в разное время — все очень индивидуально. Но не раньше конца первого месяца. Только к 6-й – 8-й неделе, а то и позже, когда у новорожденного малыша более или менее разовьется зрение, и он сможет сфокусировать взгляд на маме и папе, можно ждать первых эмоций радости и удовольствия, выражаемых улыбкой.

Он начинает отвечать на улыбку, на взгляд матери, на ее прикосновения, объятия. Улыбается во время кормления, купания, пеленания. Чем больше общаться с грудничком, агукать, строить ему рожицы, тем скорее может появиться его первая улыбка. Когда новорожденный начнет улыбаться целенаправленно, этого не пропустишь!

Улыбка ребенка – это счастье для мамы

Улыбка как средство общения

Первые улыбки быстры и мимолетны, ведь ребенок еще не умеет надолго концентрировать внимание на чем-либо. Но постепенно малыш начинает отличать человека, который заботится о нем, и отвечать ему.

Младенец 10-ти – 12-ти месяцев от роду уже хорошо отличает живое от неживого. Это дает ему возможность эмоционально реагировать на живой объект – активно двигать и сучить ручками и ножками при его появлении, смотреть в глаза. Педиатры называют это «рефлексом оживления». Рефлекс оживления свидетельствует о нормальном развитии грудничка.

Многократные исследования и наблюдения за детьми первого года жизни показали, что улыбаться они начинают, как бы отражая ласковое обращение, мимику, улыбки матери и других окружающих. Такие улыбки являются первыми признаками не только физического («я сыт, мне тепло»), но и эмоционального общения («мне хорошо, я доволен») с окружающим миром.

Какие действия взрослых способствуют появлению улыбки младенца?

Почему некоторые действия взрослых вызывают улыбку у детей? Этим вопросом задавались не только родители, бабушки и дедушки, но и специалисты детской психологии и педиатрии. Так, детский психолог, специалист в области общения детей со взрослыми М. И. Лисина, выявила закономерности активизации взаимодействия в следующих ситуациях:

  • взрослый находится в поле видимости ребенка, но ведет себя пассивно – новорожденный активно пытается привлечь к себе внимание звуками, мимикой, движениями, причем, чем пассивнее взрослый, тем активнее ребенок;
  • взрослый находится в поле зрения ребенка и улыбается – малыш оживляется, старается улыбаться в ответ;
  • взрослый вступает в общение с ребенком посредством разговора – ребенок реагирует на речь кряхтением, гулением, другими звуками;
  • взрослый вступает в общение посредством поглаживаний, похлопываний, других прикосновений – ребенок замирает, прислушивается к ощущениям, он спокоен, может длительно гулить;
  • взрослый общается с ребенком комплексно, включая вербальный, тактильный контакт и улыбку – ребенок успокаивается, улыбается в ответ.
При помощи улыбки младенец выражает свое хорошее настроение

Каждая мать инстинктивно чувствует свое чадо, что дает ей возможность применять к нему не отдельные элементы, а все в комплексе. Слова, произносимые мягким, приветливым голосом, нежные тихие песенки, душевные объятия, поглаживания, легкие массажи, покачивания, баюканья начинают зарождать в ребенке первые коммуникативные навыки, которые впоследствии помогут ему в общении в социуме.

Малыш начинает улыбаться чаще, если мама и папа разговаривают с ним с добрыми интонациями, привлекают к себе внимание ласковой мимикой и нежными прикосновениями. Это уже не просто физиологическая реакция, а начало общения малыша, его вступление в осмысленный контакт с окружающим миром, взаимная связь с одушевленным существом, словом, жизненная адаптация.

Как ускорить появление улыбки

  1. Ускорить появление первой улыбки поможет ласковое, радостное обращение мамы и других членов семьи к новорожденному.
  2. Улыбка мамы и папы – своеобразная «обучающая» программа для малыша, и не важно, во сколько месяцев ее начинать применять. Если он будет видеть каждый день улыбающиеся лица близких людей, то вскоре сам начнет копировать такое поведение.
  3. Фактом является также то, что те новорожденные, родители которых достаточно времени уделяли эмоциональной атмосфере общения, а именно носили малыша на руках, разговаривали с ним, пели детские песенки, развивались быстрее, а значит и улыбка у них появилась раньше. Невероятно, но такие дети начинают излучать улыбки уже к 5-й неделе жизни.

Итак, все очень просто: для появления улыбки на личике вашего ребенка необходимы внимание, любовь, интерес к нему.

Все дети разные!

Многие новорожденные дети улыбчивы от природы, а от некоторых малышей родители ждут улыбки долго. Все зависит от темперамента, характера. Не стоит пугаться, если малыш редко улыбается. Возможно, это его природная особенность.

Озаботиться проблемой стоит только в том случае, если новорожденный не улыбается вообще, а ему уже 2 месяца. Тогда рекомендуется посоветоваться с педиатром.

mladeni.ru

Когда ребенок начинает улыбаться осознанно маме в ответ

Время, когда малыш начинает осознанно улыбаться приходится на конец первого месяца, многое зависит от окружения, поведения родителей, поэтому возраст бывает разным.

Когда ребенок начинает улыбаться?

По статистике, малыш, который получает полноценное питание и уход, начинает улыбаться с первых дней жизни. А мама, увидев очаровательную гримасу на лице крохи, испытывает ни с чем несравнимую радость. Однако такая реакция еще не является осознанной. Новорожденный еще не умеет хорошо управлять лицевыми мышцами, поэтому все их движения происходят спонтанно.

К окончанию первого месяца жизни младенец уже способен четко разграничивать эмоции из двух противоположных категорий: «Я счастлив!» и «Мне плохо!». Он демонстрирует чувства, ощущая родной запах мамы и разглядывая ее радостное лицо и куксится, если голоден и хочет спать.

Издавать воркующие звуки ребенок начинает с первых недель жизни и, постепенно тренируясь, к 3-4 месяцам превращает гуление в затейливую песенку. Вариации издаваемых звуков становятся такими интересными, что вызывают у родителей малыша массу положительных эмоций.

Что значит улыбка младенца?

С первых дней, когда ребенок начинает улыбаться, родители пристально наблюдают за ним. Изначально такая реакция не связана с эмоциями, она является тренировкой мимических мышц лица и спонтанное их сокращение. Неонатологи определили интересный факт, что недоношенные дети в первые месяцы жизни улыбаются чаще.

Первые утренние улыбки и реакции на звуковые и визуальные раздражители вы заметите ближе к трем месяцам. В случае отсутствия эмоций обратитесь к неврологу. Уже к полугоду кроху можно будет рассмешить. Выделяют следующие виды младенческих улыбок:

  1. Малыш радуется, находясь у маминой груды. Грудничок сыт, ему сухо и комфортно.
  2. Кроха смотрит маме в глаза, ощупывает взглядом её лицо и растягивает рот в гримасе, демонстрируя свои эмоции: «Я узнал тебя! Я люблю тебя!».
  3. Улыбка, сопровождаемая гулением, активным движением ручек, ножек и даже попыткой рассмеяться, говорит о высшей степени счастья. Младенец радуется родителям и близким, которые ласково заговорили с ним, песенке, игрушке. Он счастлив на прогулке на свежем воздухе испытывает бурю эмоций после любого приятного события.

С 8-9 месяцев кроха будет практиковать и социальное использование своих чувств. Когда малыш начнет улыбаться, глядя в лицо родителей, необходимо отзеркаливать мимику, так дитя будет лучше ощущать контакт с мамой и папой.

База знаний для продвинутых мам:

Почему малыш не улыбается?

В ситуации где грудничок не демонстрирует эмоции в установленные педиатрами сроки не повод для паники. Обратите внимание на общие показатели развития ребенка. К возрасту 1-2 месяца проблем не замечено, нет поводов для беспокойства. В данный период кроха должен:

  • хорошо держать голову, стараться приподнимать ее на короткое время;
  • учиться переворачиваться и опираться на ручки в положении лежа на животе;
  • хорошо набирать вес и расти;
  • активно сосать грудь;
  • пытаться воспроизводить различные звуки.

Получили положительный ответ на половину вопросов, не стоит зацикливаться на улыбке. Причины ее отсутствия всего две: генетическая предрасположенность и недостаточная эмоциональность родителей.

Свойства психики

Характер передается младенцу от родителей, как другие способности и генетические особенности. Благодаря им малыш может взрослеть в индивидуальном темпе, и его развитие на протяжении определенного периода времени будет немного отклоняться от общепринятых «табличных» норм.

Например, мама и папа в детстве были серьезными и сосредоточенными, проявляли чувства крайне редко, то же произойдет и с их чадом. В случае сильного беспокойства в отношении здоровья малыша следует обратиться к педиатру и неврологу. Специалисты определят настоящие причины задержки психо-эмоционального развития.

Отличным помощником в определении возможной неврологической проблемы является УЗИ головного мозга. Анализ проводится практически во всех клиниках сразу после рождения крохи. Не всегда в родильном доме предусмотрена такая услуга, невролог назначит обследование на первом, третьем месяце жизни. Сделайте процедуру в возрасте до года, пока не зарос родничок. Ультразвук покажет правильность развития полушарий головного мозга и даст точную информацию о состоянии здоровья младенца.

Хмурые родители

Когда вы редко открыто радуетесь и часто выглядяте сосредоточенными и задумчивыми, не стоит требовать от малыша выраженных чувств. Получить ответную реакцию от ребенка можно, регулярно демонстрируя ему искреннюю улыбку.

Младенец, как губка, впитывает в себя все действия окружающих людей. Глядя на родителей, перенимает у них выражение лица в той или иной ситуации. Поэтому редко проявляемые эмоции отца и матери, научат малыша сдержанности. Ради эксперимента, попробуйте регулярно кривляться перед ним, показывая выражения восторга, смеха, удивления не только голосом, но и мимикой лица, грудничок скопирует их и будет выражать при необходимости.

Как научить кроху улыбаться?

Научить ребенка новому навыку очень просто. Требуется посвятить крохе большую часть своего свободного времени, отложив дела по дому. Можно почитать короткие стихотворения, подстегивая слова мимикой. Нужно петь, играть, делать массаж и демонстрировать положительные эмоции.

Когда новорожденный начинает улыбаться, родители почувствуют, что уделенное время не прошло даром. Также это будет полезным опытом, доказывающим, что все дети копируют действия окружающих. Не стоит об этом забывать, чтобы потом не удивляться тем или иным поступкам ребенка.

Автор: Жанна Тебенькова

krohapuzz.ru

Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев, мышечная гопотония когда ребенок начинает улыбаться осознанно

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного. К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша. 

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев Отклонения в развитии Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам. В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

www.baby.ru

Когда ребенок начинает улыбаться и агукать осознанно?

Первый месяц после появления малыша на свет – очень сложный период для мамы. Бессонные ночи, не очень приятные воспоминания из родильного дома, плач крохи, затекшая спина – все эти тяготы сопровождают каждую женщину. Однако первая детская улыбка затмевает любую невзгоду, неудивительно, что родители часто интересуются, в каком возрасте дети начинают улыбаться. Из нашей статьи вы узнаете, как это происходит и осознанны ли первые проявления позитивных эмоций у ребенка

.

 

Молодые мамочки воодушевляются, обнаружив вместо привычного плача улыбку. Иногда она возникает уже на вторые-третьи сутки, но поначалу имеет абсолютно рефлекторное происхождение. Счастливое детское лицо можно заметить после приема пищи (так называемая желудочная улыбка), во сне, во время водных процедур. Это не эмоциональный отклик, а просто отражение спокойного состояния новорожденного.

Особенности развития младенцев

Новорожденные дети дальнозорки. Их зрение значительно отличается от возможностей взрослых. Младенцы могут видеть только тени, свет, двигающихся людей, очертания вещей, а вот скопировать мамину улыбку у них пока не получается.

 

В психологии есть такое понятие – комплекс оживления. Это совокупность реакций, обращенных к родителям и другим близким людям, которая включает в себя:

  • узнавание лиц;
  • счастливая улыбка;
  • суетливые движения;
  • гуление (вытягивание отдельных звуков).
Комплекс оживления в норме появляется в три-четыре недели. Однако сроки возникновения зависят от того, родился ли малыш доношенным или нет. Неонатологи отмечают, что родившиеся раньше срока груднички начинают улыбаться несколько позже тех малышей, которые родились вовремя.

К восьми месяцам дети уже осознают, кто находится перед ними – родной человек или незнакомец. Они тянутся к родителям, улыбаются, выказывают только позитивные эмоции, но в ответ на улыбки чужих людей могут и расплакаться.

Во сколько дети начинают улыбаться осознанно?

И все же, во сколько месяцев у новорожденных появится осознанная улыбка? Обычно в 6-8 недель, когда кроха научается фокусировать внимание. Врачи считают нормой и интервал от 5 до 12 недель, когда малыш эмоционально реагирует на человеческое лицо.

«Настоящая» улыбка подразумевает, что ребенок начинает разграничивать неодушевленные предметы, вещи и людей. Это умение показывает, что он развивается правильно. Когда малыш улыбается, идет сложнейшая психическая деятельность, состоящая из:

  • распознавания чувств, настроения и эмоций родных и близких; ​
  • передачи сигналов в определенные зоны головного мозга; ​
  • работы мышц лица.
Любопытная информация: в «создании» улыбки принимают участие 17 лицевых мышц. Кроме того, ребенок распознает лицо мамы, ее голос и эмоции. Он никогда не будет улыбаться в ответ на ее недовольные окрики.

 {reklama2}

Улыбка и гуление

Еще одним важным показателем нормального развития являются речевые навыки, которые тесно связаны с эмоциональным состоянием. Вот почему родители часто интересуются, когда ребенок начинает гулить и улыбаться. Именно гуление (или агуканье), формирующееся в возрастном промежутке от 2 до 7 месяцев, относится к первым признакам становления речи.

 

Сначала дети произносят простейшие гласные звуки: «у-у-у» и «а-а-а». Затем они постепенно трансформируются в звукосочетания, которые чем-то напоминают слоги: «ма-ма», «да-да», «а-гу» и т. д. Между собой родители называют это гулением, а педиатры и логопеды – вокализацией.

Первые звуки кроха произносит больше для себя, чем для родителей. Он как будто разговаривает сам с собой, «смакует» новые впечатления и возможности. Затем с помощью звуков малыш привлекает внимание мамы, а когда она откликается, начинает улыбаться.

Многие родители переживают, не дождавшись того момента, когда ребенок начинает улыбаться и агукать. Волноваться по поводу отсутствия агуканья следует только после 8 месяцев. Если педиатр и узкие специалисты говорят, что малыш развивается нормально, улыбается, но молчит, его можно научить агукать.

Побудить кроху к беседе поможет мамина беседа с ним, комментирование всех его и своих действий. Родители должны говорить эмоционально (не громко, а именно с эмоциями), плавно, четко и ласково. Когда младенец подключится к разговору, нужно повторять его звуки, добавляя в его «репертуар» новые слоги и слова.
Кроме того, пальчиковые гимнастические упражнения, массаж рук и ладоней помогут простимулировать те участки коры больших полушарий, которые отвечают за эмоциональное и речевое развитие.

Когда нужно беспокоиться?

Отсутствие улыбки в частности и комплекса оживления в целом можно считать признаком нарушенного развития, если оно сопровождается дополнительными физиологическими симптомами. Говорить об отклонениях можно, если неврологи отмечают у неулыбчивого малыша: ​

  • неспособность держать головку;
  • отсутствие желания общаться и взаимодействовать с окружающими людьми;
  • неумение сфокусировать внимание на каком-либо предмете даже на непродолжительное время.
В этом случае потребуется квалифицированная помощь, поскольку самостоятельно справиться с вышеперечисленными трудностями у родителей не получится. Педиатр посоветует пройти комплексное исследование детского организма, чтобы определить причину нарушений.
Если же ребенок развивается нормально, но не радует маму улыбкой, переживать не следует. Во-первых, каждый малыш развивается в своем собственном темпе. Во-вторых, дети отличаются по темпераменту или, точнее, по типу высшей нервной деятельности. Кто-то с рождения более эмоционален, а кто-то – более выдержан. Ну и наконец, возможно, родители сами сдерживают свои эмоции.

Как научить младенца улыбаться?

Не секрет, что малыши копируют поведение и привычки своих родителей и прочих значимых взрослых. Психологи уверены, что скорее начнет улыбаться и смеяться тот младенец, который окружен улыбающимися родственниками. Если вы хотите увидеть радостное детское личико, соблюдайте два несложных правила.

Правило № 1. Обмен улыбками

Специалисты рекомендуют больше улыбаться крохе, общаться с ним, демонстрировать свою радость от его присутствия в вашей жизни. А когда он начнет радоваться и умилительно агукать, нужно дарить ему ответную улыбку.
По мнению специалистов по раннему развитию, обмен улыбками является первым осознанным диалогом, который становится основой будущих социальных контактов ребенка с окружающими людьми. То есть детская улыбка (впрочем, как и плач) – это начальный опыт по выработке отношений с внешним миром.
Любопытно, что у женщины при виде улыбающегося сыночка или дочки начинается вырабатываться гормон счастья эндорфин. Вот почему взаимные улыбки, прикосновения, поглаживания полезны не только новорожденному ребенку, но и его матери.

 

Правило № 2. Хороший настрой

Безусловно, каждой маме хочется, чтобы ее карапуз как можно скорее научился улыбаться и смеяться. В дело идут и забавные рожицы, и веселые песенки, и щекотка, и тормошение. Это действительно помогает, но только если выбрано правильное время.

 

Не ждите улыбок от голодных или сонных ребятишек, особенно если их мучают колики. Чтобы развеселить малыша, необходимо соблюдать несколько условий – ребенок должен быть сытым, сухим, выспавшимся и в хорошем настроении. Да, встречается такое не слишком часто, но нужно постараться поймать этот момент. Итак, первые детские улыбки – это настоящее счастье для родителей. Обычно они появляются в 6-8 недель, однако точно ответить на вопрос, когда ребенок начинает улыбаться, очень сложно.

 

Не равняйтесь на сверстников, которые развиваются с опережением. Если ребенок здоров, растет в эмоционально стабильной атмосфере, взрослые окружают его любовью и нежностью, значит, совсем скоро он одарит маму и папу счастливой и довольной улыбкой.

luckymummy.ru

Первая улыбка малыша. Когда ребенок начинает улыбаться?

Плакать и заходиться в крике по каждой уважительной причине — всё это любой карапуз умеет с первых минут рождения, поскольку на этом этапе у него ещё нет других средств общения с вами.

Плакать и заходиться в крике по каждой уважительной причине — всё это любой карапуз умеет с первых минут рождения, поскольку на этом этапе у него ещё нет других средств общения с вами. 

А вы, как ещё не вполне опытная, но уже заботливая мама, тоже можете в ответ обидеться и, не в силах более выносить душевные страдания, расплакаться на пару с «неблагодарным» ребёнком. 

Но не спешите растрачивать нервы попусту, лучше наберитесь терпения и немного подождите. 

Так уж решила матушка-природа, что радостные чувства ваш малыш сможет выражать не сразу, этой премудрости ему ещё предстоит научиться. И он сделает это так скоро, что вы даже не успеете оглянуться, ведь счёт уже идёт на дни.

Радость малютки — признак ума

Взрослые контролируют свою улыбку сознательно, они могут ею делиться, а могут прятать, могут вызывать её усилием воли или дарить другим. Смех без причины народная молва приписывает обычно людям с не очень большими умственными способностями. У грудных детей всё иначе. Любое проявление их положительных эмоций — это однозначный сигнал о прогрессирующем интеллектуальном развитии.

Малыш учится улыбаться

Присмотритесь к своему сокровищу. Сначала он начнёт слегка кривить губки, пока ещё безадресно и неумело. О чём в эту минуту думает ваша загадочная крохотная Мона Лиза, угадать сложно. Но оспорить тот факт, что ваш малыш испытывает и начинает выражать свои эмоции, уже нельзя. 

Посмотрите, как он включает «призывную сирену», когда его что-либо не устраивает, и как блаженно уголки его маленького ротика растягиваются сами собой, когда детёнышу сухо, тепло, уютно и сытно. Это пока ещё только прообраз улыбки или, как говорят психологи, «праулыбка», она является рефлекторной, или физиологической. 

Говоря другими словами, как наполненность мочевого пузыря младенца приводит к непроизвольному мочеиспусканию, так и нахождение в полном комфорте и довольстве жизнью рисует на его губках что-то, напоминающее улыбку. В среде специалистов принято считать, что сознание к этому процессу отношения ещё не имеет.

Ответь маме, кроха!

Демонстрировать свою радость многие детки могут уже на 6–8 неделе жизни. Они двигают ручками, ножками, могут долго смотреть вам в глаза. Медики называют это «рефлексом оживления». Это значит, что малыш отличает людей от неживых предметов, а следовательно, с умственным развитием у него всё в полном порядке. Давно замечено, что тесное общение взрослых с ребёнком помогает развитию этого рефлекса, а нежелание родителей и близких дарить крохе своё тепло и участие могут привести к задержке в его психическом развитии.

Но иногда происходит так, что вы любите своё сокровище всей душой, а он пока почему-то не собирается вам дарить свою улыбку. А ведь по срокам уже пора, да и все его ровесники уже улыбаются своим счастливым мамочкам… Только без паники! Все дети рождаются с неповторимой индивидуальностью и имеют право начать улыбаться, когда им захочется — кто-то на четвёртой неделе, кто-то на седьмой-восьмой, а кто-то и на двенадцатой. 

Подумайте сами — у вашего дитяти тысяча важнейших дел: ему ещё нужно научиться управлять своими ножками, ручками, родителями и бабушками с дедушками! Вот и не надо требовать, чтобы он бросил все свои неотложные дела и начал «заниматься ерундой». Придёт очередь — всё будет!

А пока лучше помогите ему в этом: ласкайте, носите на ручках, разговаривайте с малюткой. Почаще улыбайтесь сами, чтобы маленькому хотелось откликнуться и стать похожим на вас, повторить вашу мимику. Неужели вы считаете, что так легко задействовать одномоментно 17 лицевых мышц? Как только у него это получится, ваш малыш сразу же превратится в самого счастливого крошку-енота из детского мультика и будет дарить вам свои улыбки целый день.

Чудо свершилось!

Но это произойдёт тогда, когда малыш начнёт видеть дальше своего кнопочного носика (и в прямом смысле тоже, ведь все младенцы близоруки). Он заметит, наконец, вас, любящую и преданную мамочку, склоняющуюся над его колыбелькой, и улыбнётся только вам одной. 

С этой торжественной минуты начнётся его превращение в homo sapiens, или в Человека Разумного. «Вот сейчас меня всё устраивает. Мне хорошо и приятно. Всем спасибо. Я рад, что вы у меня есть» — всем своим видом сообщает вам ваше маленькое чудо.

Эта первая осознанная улыбка, идущая из самой глубины крошечного родного сердечка, как благодарность маме за всё. За её токсикозы, схватки, потуги, заботы о малыше, муже и всём домашнем хозяйстве, за всё, что на неё свалилось разом и о чём ещё свежи воспоминания. И тогда сладко и остро защемит сердце от нахлынувших чувств, а на душе станет спокойно и волшебно, вы осознаете, что любите этого маленького человечка так, как не любили никогда и никого в жизни. И сейчас произошло именно то, о чём вы всегда мечтали.

Выберите время

Вполне понятно ваше желание с этого момента видеть улыбку своего маленького каждую минуту. Но тискать его, стимулировать и пытаться вызвать улыбку лучше всего в подходящее для этого время. 

Если вы видите, что ему хочется спокойно посопеть в две дырочки — лучше не тормошите, оставьте это мероприятие на потом. 

Как узнать, что малыш готов к общению? Вот основные признаки:

  • Ему не лежится спокойно на месте;
  • Он гулит;
  • Он крутит головкой в разные стороны и смотрит, широко раскрыв глазки;
  • Малыш старается схватить пальчиками всё что ни попадя.

Считается, что с тех пор, когда малыш начнёт осознанно улыбаться, каждое появление на пороге хорошо знакомого ему существа, особенно папы и мамы, будет вызывать у него настоящий экстаз. 

Многие «сомневающиеся» психологи объясняют это бурное ликование не избытком тёплых чувств у ребёнка, а его желанием привлечь внимание и привязать вас к себе крепкими узами. Ведь теперь в его арсенале есть такое мощное средство для этого — улыбка. Не стоит обвинять малыша так безоглядно в чёрствости и эгоизме. 

На самом деле его маленькая душа полностью открыта для вас и способна на самые светлые чувства — искреннюю благодарность и привязанность. А чуть позже вас будет ждать ещё одна радость — после 3-х месяцев ваш малыш начнёт проявлять свои эмоции громким смехом. 

Говорят, что счастливые дети делают это до 300 раз в сутки! Пусть ваш малыш смеётся ещё чаще, и пусть счастливые улыбки всех членов семьи озаряют ваш дом!

www.babyblog.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"