7 Временные виды искусства - Музыка. Виды искусства музыка примеры


лекция Музыка как вид ис-ва

 Музыка как вид искусства. Своеобразие музыкального искусства

 

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Музыка - это искусство. Музыка обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. Она обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.

Искусство - это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах. Художественный образ - то общее, что характерно для любого вида искусства, то, что отличает искусство от других форм человеческой культуры, и то, что образует музыкальное искусство в частности. Художественный образ - «ядро», «сердце» произведения искусства.

Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального искусства, выделим его основные и неповторимые черты.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир.

Одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. «С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главнуюже основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека».

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей (музыкальный образ лишен непосредственной, конкретной видимости,, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни).

В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Сила воздействия музыки на человека заключается в ее способности в определенные моменты сближать людейв едином настроении, переживаний, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством»

При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительностии помогает ее преобразованию, изменению. Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия,организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку.

К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперуи др.

Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскрывающей ее содержание. Программой может служить заглавие,указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение. В качестве примера можно привести фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», произведения малых форм и написанные для детей, других композиторов («Клоуны» Д. Кабалевского, «Весенний ручей» А. Живцова и пр.). Автор музыки, предлагая заглавие, ориентирует воображение слушателя и исполнителя в определенном направлении.

Программа и музыка программного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.

Знание программы - необходимое условие адекватного восприятия музыкального произведения. «Музыка (программная) дает возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разнообразных идей, образов, событий, но лишь при одном условии: если само это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием, как может быть никаким другим путем. В этом мощь музыки, в этом ее великое познавательное значение».

К непрограммным инструментальным произведениям относятся, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т.д. Содержание непрограммной музыки составляют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживаний, но отражает через эмоции. Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства. Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

Особенности музыки как искусства, по мнению Н. Ветлугиной:

- возможность отображать пе­реживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе.

- другая особенность музыки — объединить людей в еди­ном переживании, стать средством общения между ними

- третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими про­изведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

- еще одна ее особен­ность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея опреде­ленный опыт слушания.

- еще одна особенность музыки — воздей­ствовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав неж­ный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция поз­воляет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Музыка - самое сложное из искусств. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмо­ций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе дела­ют содержание и язык музыки закрытым для че­ловека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художест­венных образов, а значит, дать возможность их пережить.

 

http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart

studfiles.net

7 Временные виды искусства - Музыка » СтудИзба

§№8. Временные виды искусства. Музыка.

Вопросы для повторения:

l  Что такое скульптура, к какому        виду искусства она относится?

l  Какие материалы применяются в скульптуре?

l  Чем отличается «ваяние» от «пластики»?

l  Что означают термины: круглая скульптура, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф?

 

Му́зыка (греч. Μουσική от греч. μούσα — муза) — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. Музыка - вид временного искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'.

 

Средства выразительности музыки.

l  В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.

l  Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.

l  Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов – интервалов) или музыкальных тем во времени.

l  Музыка - искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации.

История происхождения музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера.

1         гипотеза – мифологическая.

Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было.

В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса.

2 гипотеза – коллективно-трудовая

Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

3 гипотеза - эволюционная

Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Влияние музыки на живых существ.

Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и человека.

В дpевности выделяли 3 напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Считается, что мyзыка может yсиливать любyю pадость, yспокаивать любyю печаль, смягчать любyю боль и даже изгонять болезни.

Установлено, что у человека, кроликов, кошек, морских свинок и собак под действием музыки изменяется кровяное давление, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается ритм и глубины дыхательных сокращений.

Проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку, сокращается на 50-20 %.

Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться.

Даже среди животных одного вида есть различия: определённая часть равнодушна к музыке, часть — весьма чувствительна и восприимчива, а некоторые оказываются способными к активному музыкальному творчеству.

В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели.

В конце 80-х годов было убедительно показано, что прослушивание классической музыки помидорной рассадой ускоряет ее рост приблизительно на тридцать процентов. А также повышает ее (рассады) устойчивость к различным заболеваниям!

Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.

Исходя из исследований бельгийских ученых из медицинского университета Брюсселя, "музыкальные произведения стилей "тяжелый рок" и "хэви-металл" могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу - состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать".

Еще один интересный факт, отмеченный психологами, - это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме.

Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под первый.

 

Виды музыки:

l  Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;

l  Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

l  Этническая (и традиционная) – фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.

l  Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

l  Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

l  Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.

l  Авангардная (экспериментальная) – общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.

l  Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки

Функции музыки:

1. Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, кино-музыка и т.д.

2. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.;

3. По отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т.п.

Стили в музыке:

l  Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками.

l  Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард; в классической музыке: рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т.п.

Музыкальные инструменты.

Музыкальный инструмент — обычно предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

l  Струнные щипковые: балалайка, домра, уд, гусли, гитара, лютня, бузуки и подобные им.

l  Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также виола да гамба, виола д'амур,баритон, шведский народный инструмент никельхарпа и норвежская традиционная скрипка хардангерфеле.

l  Медные духовые инструменты: труба, корнет, тромбон, валторна, туба, геликон, сузафон

l  Язычковые духовые инструменты: Варган (хомус, дрымба…), Губная гармоника, Аккордеон, Баян, гармонь.

l  Деревянные духовые инструменты: Диджериду, Трембита, Альпийский рог, Дудка, Дудук, Флейта, Флейта Пана, Флейта-пикколо, Кларнет, Бас-кларнет, Гобой, Фагот, Контрафагот, Курай, Шэн и примкнувший к ним саксофон (при том, что сам он металлический, язычок в нём деревянный).

l  Ударные инструменты: Самое многочисленное семейство музыкальных инструментов. Ударные подразделяются на 3 основных вида:

l  С неопределенной высотой звучания, среди них: Инструменты с мембраной : барабаны, бубны, гавалы, гоша нагара, думбек, дарбука и пр.

l  Инструменты с самозвучащим корпусом : треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и мараки, деревянные коробочки, флексатон и т. д.

l  С определенной высотой звучания, то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др.

l  Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, челеста, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты, предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий.

l  Клавишные духовые инструменты: орга́н, фисгармония; баян, аккордеон и гармонь (тем не менее, клавиатура последних трёх отличается друг от друга).

l  Клавишные струнные инструменты: Струнный клавишный инструмент — всем известное фортепиано, существующее в горизонтальной (рояль) и вертикальной (пианино) разновидностях, а также клавесин, вёрджинел, спинет и клавикорд.

l  Электромузыкальные инструменты: Развитие электроники в начале XX века повлекло за собой возникновение электромузыкальных инструментов; первый из них (терменвокс) был создан в 1917 году. Современные синтезаторы звука имитируют звучание всех известных музыкальных инструментов, а кроме того, и всевозможных шумов (например, пение птиц, раскаты грома, звук проходящего поезда и т. д.).

 

Изображение музицирования и музыкальных инструментов

в мировом изобразительном искусстве.

Др.Египет.

   

 

 

Индия. Китай.

§  Кришна с флейтой. Индия.

§  Музыканты. Керамика. Китай. VI-VII вв.

 

Др.Греция, др. Рим.

 

Средневековая музыка.

  

 

Древняя Русь.

 

Ренессанс.

 

Поющие ангелы. Фрагмент Гентского алтаря. Художник Я. ван Эйк. 1422-1432 гг

Европа нового и новейшего времени.

 

Лютня и виола. Картина неизвестного итальянского художника. XVII в.

Оперный оркестр. Художник Э. Дега. Около 1868-1869 гг.

 

 

Две девушки у пианино. Художник О. Ренуар. 1892 г.

 

Практическая работа:

Ответьте на следующие вопросы:

l  Какое из прослушанных в течение урока музыкальных произведений вам понравилось более всего и почему?

l  К какому виду (стилю, жанру) относится это произведение?

l  Какие инструменты в нём звучат, по вашему мнению?

l  Какую музыку любите вы и почему?

l  Есть ли связь музыки с другими видами искусства? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Источники информации:

l  www.krugosvet.ru

l  ru.wikipedia.org

l  www.imbf.org/320-vliyanie-rok-muzyki.html

 

 

 

studizba.com

Статья "Связь музыки с другими видами искусства"

3

«Взаимосвязь музыки с другими видами искусства»

ЭПИГРАФ

СОДРУЖЕСТВО    МУЗ 

И к  Слову  "нить"  протягивает  Звук,И  Краски  линий  вновь  несут  Движенье …

В  содружестве  прекрасных  вечных  МузРождается  мечты  восторг и вдохновенье!

Поэт   - Художнику , а Музыкант  -  Танцору,На языке  эмоций , вздохов,  взглядов,  чувств ,- Симфоний  витражи,картины   танцев  и  поэм  узоры  - Творцы  земли   Искусству  славный  Гимн  поют  !

Ева Яблокова

На протяжении многих лет работы учителем музыки в школе, я пытаюсь выявить параллели взаимосвязи музыка-живопись, музыка – литература, музыка и танец и музыка-архитектура и использовать их в своей работе.

Применение на уроке связи музыки с другими видами искусства позволяет решать следующие задачи:

- образовательные - искусство помогает познавать окружающий мир, знакомит с музыкальными произведениями, художественными, обогащает духовный мир, формирует и оказывает влияние на развитие личности ребёнка.

- воспитательные - воспитывает любовь к видам искусства.

- развивающие - развивает кругозор, эрудицию, творческие возможности.

Искусство - одна из форм общественного сознания. В этом плане к искусству относят живопись, музыку, архитектуру, скульптуру, художественную литературу. В широком смысле слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается мастерски. В отличие от науки, искусство выражает представления об окружающем мире не через понятия, а через художественные образы. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик человека, воспитывает человека, расширяет кругозор, пробуждает творческие способности. Воспринимая произведения искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное, проводим ассоциативные параллели. Субъективное видение присуще не только художнику, но и зрителю.

Любой из нас обладает индивидуальными особенностями восприятия. Но индивидуальность  восприятия обогащает наше эстетическое видение мира в целом.  Окружающий нас мир очень многогранен, интересен и неповторим. Каждый  человек чувствует, видит и воспринимает его через чувства, мысли, слова, звуки, движения - это и есть жизнь, которая ни на минуту не останавливается. Пусть это дождь, который барабанит по карнизу, или искристый первый снег, припорошивший землю, либо завораживающее пение птиц за окном, или завывающая вьюга в поле - всё это проявление и торжество жизни, окружающей нас, которая не оставит равнодушным ни одного человека. Каждый человек когда-нибудь испытывал восхищение, восторг от красоты выпавшего первого снега или наоборот становилось  грустно в дождливый осенний  день. Или вдруг становилось на душе необыкновенно легко как будто «душа поёт» и всё вокруг « звучит»! Это необыкновенные состояния могут с лёгкостью отражать в своих работах художники, передавая в ярких палитрах красок то, что тронуло их, растрогало. Или же музыканты - композиторы, отражая через гармонию в звуках видение окружающего мира,  поэты создают словесные  образы, архитекторы запечатлеют на века прекрасное мгновение, а хореографы в танце « рисуют» телом образы, «рассказывая» под музыку, донося до нас сюжеты  тех или иных литературных  произведений. Таким образом, мы наблюдаем тесную  взаимосвязь искусств, которые дополняют  друг друга, помогают воссоздавать и объединять в единое целое и музыку, и литературу, и архитектуру, и танец.

Музыка на протяжении всей истории своего развития не существовала сама по себе, всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Мелодическая ткань многих инструментальных концертов, сонат, симфоний часто оказывалась насыщенной речевыми интонациями, даже ораторским пафосом. Композиторы при сочинении тех или иных опусов обращались к литературным образам и сюжетам. Такое обращение привело к созданию особой ветви музыкального искусства - так называемой программной музыки. Принцип программности проводили в жизнь композиторы-романтики. Многие произведения романтической музыки имеют литературную основу либо в виде развёрнутого сюжета, повествования, как в «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза либо в виде идейно- образного фундамента, литературной «почвы», из которой вырастают литературные образы. В этом случае композитор как бы рассказывает о своих впечатлениях от литературного произведения языком инструментальной музыки. Возможна также в музыке и передача сложных, философских идей. Уникальный опыт создания музыкальных произведений, в основе которых лежат такого рода идеи, принадлежит гениальному русскому композитору Александру Николаевичу Скрябину. В некоторых его фортепианных и оркестровых сочинениях заложен целый комплекс идей, волновавших русскую интеллигенцию на рубеже 19-20 веков. Таковы темы творчества, любви, творческого вдохновения, которые в авторских ремарках были названы: « тема творений», « тема самоутверждения», «тема томления», « тема ритмов тревожных».

Отсюда видно, что результаты воздействия литературы на музыку не только значительны, но и интересны. Обратное влияние - музыки на литературу - не менее результативно.

Известно, что многие романтики считали музыку самым романтическим из искусств и стремились приблизить другие виды искусства к музыке. Музыка понималась как язык человеческих чувств, как зеркало души. И поэтому все остальные искусства тоже трактовались в этом ключе. Проза, а тем более поэзия становились лирическими, превращались в «биографию чувств». Поэзия романтиков становится музыкальной. В ней усиливается ритмическое и интонационно- мелодическое начало. Г. Гейне писал, что поэтическим «…чувствам соответствует рифма, музыкальное значение которой особенно важно. Необычайные, яркие рифмы как бы содействуют более богатой инструментовке, которая призвана особенно выделять то, или иное чувство в убаюкивающем напеве, подобно тому, как нежные тона лесного рога внезапно прерываются трубными звуками». Так появился термин «инструментовка стиха», узаконенный в литературоведении.

Иллюстрацией такой инструментовки могут служить многие произведения поэтов-романтиков. Например, стихотворение « В путь» из поэтического цикла «Прекрасная мельничиха» немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Этот цикл был положен на музыку композитором Ф.Шубертом.

Впечатления движения, свободного, лёгкого течения передаётся не только смыслом слов, но и упругим, лёгким ритмом, повторами слов, рифмой.С искусством слова – поэзией, литературой – у музыки много общего. Им свойственно передавать жизнь в движении и развитии. Общим является то, что эти искусства человек воспринимает при посредстве слуха. Это более всего относится к стихам. Стихотворная речь особенно близка музыке.

Можно привести много примеров музыкального звучания стихов А. Пушкина, М. Лермонтова.

Музыкальность нередко присуща и прозе, например, у Гоголя.

Многие русские поэты, писатели, живописцы, обращаясь к теме дороги, воссоздавали образ русской тройки. Дорога, тройка, колокольчики воспеты в песнях ямщиков и в стихах Пушкина и Некрасова и других поэтов. П. Чайковский не раз обращался к этой теме. Среди его фортепианных пьес «Времена года» – поэтических картинок русской природы мы находим пьесу «На тройке» с эпиграфом из Некрасова:

«Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?...

Насыщенным драматизмом, передающим средствами музыки картины великих исторических битв, решающих судьбы целых народов. Превосходным примером являются оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Война и мир» Прокофьева. Или «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, где композитор применил ряд изобразительных приемов: мы слышим топот конницы, звон и лязг мечей, кованых доспехов. В основу характеристики русского войска композитор положил две татарские мелодии, а тему русской народной песни «Про татарский полон». Здесь татарское нашествие передано как бы через восприятие русского народа.

Приведенные примеры свидетельствуют о широте выразительных возможностей музыки и о разнообразии форм и жанров.

Известно, что внутренние психологические стороны жизни человека отражаются через выражение. Так музыка прекрасно выражает чувства, эмоции, настроения, состояние, характер, волевое действие, безволие, кипучую энергию, бессилие и т.д.

Чтобы понимать музыку, прежде всего, нужно слушать ее. И слушать ее как можно больше.

Теперь давайте посмотрим как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Музыканты и музицирование, музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох.

Античные барельефы и вазы с изображением музыкантов, играющих на авлосах и кифарах, сменяются средневековыми фресками и иконами с изображением музицирующих ангелов. В Эпоху Возрождения художники пишут картины, персонажи которых соучастники концертов. Например, «Сельский концерт» художника Джорджоне. В Эрмитаже экспонируется одна из лучших картин итальянского художника XVII в. Караваджо «Лютнист». Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и для современных живописцев. На полотнах Пикассо, например, можно часто увидеть отдельные фрагменты в разных ракурсах.

Внутренний мир композиторов, многогранность их личности раскрывает портрет Ф. Шопена работы художника Э. Делакруа, М.П. Мусорского и А.П. Бородина, созданные И.Е. Репиным и др.

Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказывалось возможным потому, что в музыкальной и живописной композиции часто действуют сходные закономерности: для живописи, например, так же важно значение ритма, движения, как для музыки – колорита, симметрии. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве и о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там, и здесь.

Музыка и сама великолепно умеет живописать, рисовать. Уже в XVII-XVIII вв. существовали жанры музыкальной зарисовки. В фортепианном цикле «Карнавал» Р. Шуман нарисовал портреты своих выдающихся современников: скрипача Н. Паганини, композитора Ф. Шопена. В XIX в. появляется особый жанр симфоническая картина. Замечательно изображает море в «Садко» Римский-Корсаков, фантастичны сказочные персонажи А.К. Лядова.

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М. Сарьян (1880–1972) писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Особое явление у композиторов – цветной слух, при котором отдельные тона и тональности музыкального произведения ассоциируются с определенными цветами.

Цветным слухом обладали Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков. В поэме А.Н. Скрябина «Прометей» в нотах выписана специальная цветовая строка. По замыслу автора, исполнение поэмы должно было сопровождаться проецированием на экран цветовой гаммы.

Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Э. Денисову (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.

Между тем о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чюрлениса (1875-1911) – выдающегося литовского художника и композитора. Наиболее известные его картины «Сонаты» (состоящие из полотен Allegro, Andante, Scherzo, Finale) и «Прелюдии и фуги» несут на себе отпечаток музыкального восприятия автором окружающей действительности. Из музыкального наследия М. Чюрлениса, в котором живописное начало проявляется наиболее оригинально, выделяются его симфонические поэмы («В лесу», «Море») и фортепианные пьесы.

 Музыкальность живописи – это не только угадываемые, предполагаемые звуки- звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такая связь живописи и музыки конечно же метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.

"Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве... Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре - музыку", - это уже из ХХ века, мнение Ле Корбюзье. 

"Музыка близка архитектуре огромной значимостью в ней ритма, - пишет Ю. Борев, - и далекой от форм самой жизни формой своих образов, и высокой степенью абстрагирования от конкретного художественного материала, входящего в образ в "снятом" виде, и наконец, особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно её сердцевины».

Звуки, чередуясь, сливаются в одну мелодию. Ритм - он един для всего! В архитектуре так же присутствует повторяемость и ритм ( колонн, барельефов. Окон, балконов и т.д.) Если говорить о формальном аспекте ( не вспоминая о духе, смысле и т. д.)- это и есть элементарный, внешний и банально – очевидный уровень сопоставлений. Архитектура - это не набор кубиков, а музыка не сводится к пьесам для ударных. И в архитектуре наличествует пластика, рисунок, многообразие контуров, светотень. И в музыке есть великое многообразие мелодий, полифония, нюансы динамики, фактура и т.д. Такие эмоции как грусть, или веселье, возвышенность или загадочность, которые приносит нам музыка, можно испытать и любуясь на архитектурные шедевры.

Красота здания может поражать воображение не меньше, чем живопись или поэзия. А если человек окружен гармонией, то физическое и духовное его состояние улучшается. 

Выражение "архитектура - это застывшая музыка" стало крылатым. Оно не является результатом строгого научного анализа, это скорее всего итог образного, интуитивного ощущения некой связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией.

Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе - временная упорядоченность звуков. В основе архитектурной композиции – пространственная упорядочность.

Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.

Танец и его взаимосвязь с музыкой.

Танец любого народа мира всегда имеет музыкальное сопровождение. Тематика музыки зависит от рода исполняющихся танцев, ни один из которых нельзя отъединить от музыки. Смысл музыки заключается в ее позитивном влиянии на танцующих, она поднимает настроение, располагает к веселью и танцу. Понять связь музыки и танца можно при углублении в историю древнего мира. Все интересное и новое в человеческой жизни сопровождается музыкой капель дождя, танцем огня, мелодией ветра, напевами журчащей воды, трелями птиц, движением облаков. Неудивительно, что для выражения собственного эмоционального состояния человек воспользовался инструментами и движениями, соединив их в танец с музыкальным сопровождением. Понять танец другого народа, уловить не ложащиеся на слух звуки музыки дает возможность соприкоснуться с душой этой страны. Если вы хотите поближе познакомиться с культурой страны, то вам необходимо потанцевать под песни национальных мелодий. Музыкальное сопровождение вальса отражает его воздушность и легкость, музыка для танго распространяет вокруг ауру страсти , музыка под стиль хип - хопа рассказывает о проблемах и жизненных переменах. Исполняя танец живота с просторов далекого Востока, ощущаешь всю загадочность и таинственность восточной музыки. Большинство греческих народных мелодий танцевальные, поэтому и танцы под их аккомпанемент овеянные радостью жизни. Музыка и танец – это две стороны одной медали. Они рассказывают о жизни народа одну историю, просто разными способами. Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование. В начале XX века эти положения оформились в концепцию. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально- ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.   Если у вашего ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, вы не ошибетесь с выбором, если определите его на занятия детскими танцами. Основная цель занятий любым видом танцев –всестороннее развитие ребенка. Занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Несмотря на большое количество школ и студий танцев, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Таков вкратце итог размышлений о взаимодействии музыки с другими видами искусства, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. В этом диалоге с различными видами искусства музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.

Список использованной литературы:

1. «Основы теории художественной культуры»- под общей редакцией Л.М. Мосоловой, Санкт-Петербург, 2001 год.

2. «Уроки МХК»- М.И. Картавцева, И.С. Чернышёва, ТЦ « Учитель», Воронеж, 2003 год.

3. «Мировая Художественная Культура»- Г.И.Данилова. - М.: Издательство «интербук», 1999.-248с.:ил.

4. Ванслов В.В.Изобразительное искусство и музыка: черки.2-е изд. Л.: Художник РСФСР,1983.

5. Дмитриева Н.М. Изображение и слово. М.: Искусство,1971.

6. Левина Л.И. Музыка в системе культуры как актуальная проблема музыкознания. М.: Государственная библиотека СССР, 1984.

7. Аркина Н.Е. Языком танца. М.: Знание, 1975.

kopilkaurokov.ru

«Музыка и другие виды искусства»

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература”-17 ч.

1 четверть Тема: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»,

1 урок. Тема: «Музыка рассказывает обо всем»   

Цели и задачи: Рассказать о роли музыки в жизни, в искусстве, о её влиянии на другие виды искусства. Разучивание «Гимн России»

2 урок. Тема: «Искусство открывает мир».    Цели и задачи: сформулировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи. Разучивание песни «Лето» музыка В. Локтевой.

3 урок. Тема: «Два великих начала искусства». Цели и задачи: показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне. Русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Во кузнице».

4 урок. Тема: «Искусства различны, тема едина». Цели и задачи: познакомить с жанрами вокализ, инструментальная песня. «Вокализ», «Мелодия» С. Рахманинова.

5 урок. Тема: «Стань музыкою слово!» «». Цели и задачи: Показать возможности возрождения песни в новом жанре. М.Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок», М. Балакирев пьеса-фантазия «Жаворонок».

6 урок. Тема: «Песня – верный спутник человека». Цели и задачи: познакомить с жанром кантаты, показать особенности строения и исполнения. С. Прокофьев «А.Невский», Г. Свиридов «Поэма памяти С. Есенина»

7 урок. Тема: «Что я знаю о песне». Заключительный урок.. Цели и задачи: познакомить с вокально-хоровыми номерами кантаты, показать особенности строения и исполнения. С. Прокофьев «А.Невский». Викторина по музыкальному материалу кантаты Прокофьева.

8-9 урок. Тема: Мир русской песни». Цели и задачи: познакомить с жанром русской песни, показать особенности строения и исполнения. Разучивание песни «Некогда стареть учителям» музыка Ю.Чичкова, слова М.Пляцковского. Исполнение знакомых русских народных песен.

2 четверть Тема: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

10 урок. Тема: «Песни народов мира». Цели и задачи: показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира. Пение и разучивание народных песен разных стран.

11-12 урок. Тема: «Романса трепетные звуки». Цели и задачи: продемонстрировать возможности музыки «читать между строк». Понятия сатира, юмор, юмореска. Анализ фрагмента произведения А. Бородина «Квартет №2».

13 – 14 уроки. Тема: «Народная хоровая музыка».

Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.» Цели и задачи: показать значение хоровой музыки в раскрытии темы любви к родному краю, ознакомить с содержанием хоровых произведений Рахманинова, Бортнянского, Свиридова. Викторина.

15 урок. Тема: «Мир песни». Заключительный урок. Цели и задачи: показать роль слова и музыки, музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет чувства, вызывает эмоциональный отклик

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”

3 четверть Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?»

16 урок. Тема: «Самый значительный жанр вокальной музыки». Цели и задачи: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни. Знакомство с произведением: Н. Римскиий -Корсаков «Три чуда»

17 урок. Тема: «Из чего состоит Опера». Цели и задачи: познакомить с особенностями оперного искусства на примере фрагментов опер: М. Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».

18 урок. Тема: «Единство музыки и танца. Балет». Цели и задачи: показать взаимосвязь музыки, хореографии, литературы, живописи. Их особенности и взаимодействие в жанре балета. Знакомство с балетами: П. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

19-20 урок. Тема: «Русские сезоны в Париже». Цели и задачи: познакомить с выступлениями русских артистов данного периода, дать оценку их творчеству. Познакомить с великими артистами, музыкантами, художниками-декораторами и деятелями: Дягилевым, Шаляпиным.

21 урок. Тема: «Музыкальные сюжеты в литературе». Цели и задачи: сопоставить произведения живописи и музыки. Познакомить с творческим содружеством «Могучая кучка».

22-23 урок. Тема: «Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Музыкальный портрет». Цели и задачи: сопоставить произведения музыки и живописи на примерах творчества Репина, Мусоргского. Прослушать цикл пьес «Картинки с выставки», проведя параллель с творчеством художника Гартмана.

23 урок. Тема: «Картины музыки в природе». Цели и задачи: дать понятие «музыкальный пейзаж». Познакомить с фрагментом «Рассвет на Москва-реке» Мусоргского из оперы «Борис Годунов».

24 урок. Тема: «Может ли музыка выразить характер человека?». Цели и задачи: закрепить понятие «музыкальный портрет». Познакомить с пьесами М.Мусоргского.

25 урок. Тема: «Образы природы в музыке». Цели и задачи: закрепить понятие «музыкальный пейзаж», обобщить представление о связи живописи и музыки. Творческая работа «Музыка и живопись».

4 четверть Тема: «Можем ли мы услышать живопись?»

26 -27 Урок. Тема: «Музыкальные краски». Цели и задачи: провести параллель музыкальные краски и живописные оттенки. Знакомство со средствами музыкальной выразительности, их влияние на создание образов музыки и картины. Анализ произведений М. Равеля «Хабанера», Я. Френкель «Погоня».

28 урок. Тема: «Ты помни, никогда не забывай»». Цели и задачи: знакомство с произведениями искусства, оказавшими влияние на людей в годы войны: плакат «Родина мать зовёт», знакомство с творчеством Д. Шостаковича на примере «Ленинградской симфонии»

28 урок. Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка». Цели и задачи: познакомить с импрессионизмом, особенностями стиля, историей возникновения. Познакомить с произведениями К.Монэ, Э. Манэ, К. Дебюсси, М. Равеля.

29 урок. Тема: «Сказочные герои в музыке. Волшебная сказочность музыкальных сказок». Цели и задачи: показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни. Анализ произведений И.Билибина, А.Бородина, М.Мусоргского.

30-31 урок. Тема: «Богатырские образы в искусстве». Цели и задачи: показать образы музыкального и изобразительного искусства, воплощённые в произведениях с «богатырской» тематикой: «Богатырская симфония» А. Бородина, 21 урок. Тема: «Героические образы в искусстве». Цели и задачи: показать значение музыки в создании героических образов. Проанализировать произведения, вызывающие чувства героизма и патриотизма: Л. Бетховен «Эгмонт», С. Прокофьев «Вставайте, люди русские», рок-группа «Алиса» «Небо славян»

32-34 урок. Тема: «Хорошая живопись – это музыка», «Музыкальность живописи». Цели и задачи: знакомство с вокальными произведениями сопоставимыми по настроению с произведениями русских живописцев, советских и российских художников. Обобщение темы года. Закрепление основных понятий.

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз.

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой? Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

studfiles.net

МУЗЫКА (вид искусства) - это... Что такое МУЗЫКА (вид искусства)?

 МУЗЫКА (вид искусства) МУЗЫКА (вид искусства) МУ́ЗЫКА (от греч. musike, букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад (см. ЛАД), ритм (см. РИТМ), метр (см. МЕТР (в музыке)), темп (см. ТЕМП (в музыке)), громкостная динамика (см. ДИНАМИКА (в музыке)) , тембр (см. ТЕМБР), мелодия (см. МЕЛОДИЯ), гармония (см. ГАРМОНИЯ (в музыке)), полифония (см. ПОЛИФОНИЯ), инструментовка (см. ИНСТРУМЕНТОВКА). Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая (древнейшая из сохранившихся ныне — музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма (см. НОТНОЕ ПИСЬМО), музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты (см. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией (см. ХОРЕОГРАФИЯ), театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия (см. МОНОДИЯ)) и многоголосную (гомофония (см. ГОМОФОНИЯ), полифония (см. ПОЛИФОНИЯ)). Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал (см. ХОРАЛ), танец, марш (см. МАРШ (музыкальный жанр)), симфония (см. СИМФОНИЯ), сюита (см. СЮИТА), соната (см. СОНАТА) и др. Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры (см. Музыкальная форма (см. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА)).

Энциклопедический словарь. 2009.

  • МУЗОНИЙ РУФ Гай
  • МУЗЫКА (издательство)

Смотреть что такое "МУЗЫКА (вид искусства)" в других словарях:

  • Цирк (вид искусства) — Цирк. Как вид искусства Ц. сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений ‒ преодоление сложнейших физических препятствий …   Большая советская энциклопедия

  • Музыка (значения) — В Викисловаре есть статья «музыка» Музыка: Музыка  вид искусства. Музыка  старейшее музыкальное издательство России. Музыка вокально инструментальный ансамбль СССР 60 80х годов (худ. рук. Н. Воробьев) …   Википедия

  • Музыка —    вид искусства, создающий посредством звуков обобщенные образы различных внутренних переживаний человека и состояний внешнего мира.    Онтологические основания музыки. В древних культурах издавна существовали устойчивые традиции государственной …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Музыка — (гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно …   Энциклопедия культурологии

  • МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… …   Современная энциклопедия

  • МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз)         вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз)         вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыка —         (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Музыка как вид искусства. Учебное пособие, Холопова Валентина Николаевна. Учебное пособие "Музыка как вид искусства" для музыкальных вузов и вузов искусств, музыкальных училищ и колледжей искусств В. Н. Холоповой, профессора Московской консерватории им. П. И.… Подробнее  Купить за 958 руб
  • Музыка как вид искусства. Учебное пособие. Гриф Министерства Культуры, Холопова Валентина Николаевна. Книга `Музыка как вид искусства` для музыкальных вузов и вузов искусств, музыкальных училищ и колледжей искусств В. Н. Холоповой, профессора Московской консерваторииимени П. И. Чайковского,… Подробнее  Купить за 614 грн (только Украина)
  • Музыка как вид искусства. Учебное пособие. Гриф Министерства Культуры, Холопова Валентина Николаевна. Книга «Музыка как вид искусства» для музыкальных вузов и вузов искусств, музыкальных училищ и колледжей искусств В. Н. Холоповой, профессора Московской консерватории имени П. И. Чайковского,… Подробнее  Купить за 597 руб
Другие книги по запросу «МУЗЫКА (вид искусства)» >>

dic.academic.ru

Музыка как вид искусства

ГЛАВА 4. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Музыка как вид искусства

Планируемый результат: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; выражать своё отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  •  выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека;
  •  приводить примеры преобразующего влияния музыкального искусства;
  •  распознавать интонационно-образные и жанровые осно­вы музыки как вида искусства, понимать их взаимосвязь с формой музыкальных произведений.

Умение: устанавливать ассоциативные связи между художе­ственными образами музыки и произведениями литературы, изобразительного искусства.

Задание 6 (комплексное, базовый

и повышенный уровни)        бЦД^ЦсО

Прочитай стихотворение.                                    V_

Осыпаются листья в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нём Показались повсюду просветы, И красив он в уборе своём, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука... Осень веет тоской, Осень веет разлукой.

(И. Бунин)

Назови созвучное его художественному образу музыкаль­ное сочинение. Выбери наиболее близкую ему по художест­венному образу репродукцию из трёх предложенных (по вы­бору учителя). Поясни, что объединяет эти сочинения.

Произведения живописи

(с учётом особенностей программы могут быть

заменены учителем на равноценные) Т. Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. В. Делфтский. Девушка, читающая письмо. Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ. В. Борисов-Мусатов. Осенняя песнь; Майские цветы. А. Головин. Осень. И. Левитан. Весна. Большая вода. П. Филонов. Формула весны.

М. Врубель. Царевна-лебедь; Ангел с кадилом и свечой. М. Менъков. Симфония (скрипка). К. Чюрленис. Знаки зодиака; Сотворение мира.

Примечание. Для аргументированного ответа можно воспользо­ваться приведённой ниже таблицей и кратко охарактеризовать вы­разительные средства музыки и живописи.

 

Мелодия

Линия

Лад

Колорит

Метроритм

Ритм

Тембр

Цвет

Форма

Композиция

Описание правильного ответа: Базовый уровень:

  1. После чтения стихотворения названо музыкальное произве­ дение лирического характера и соответствующего настроения (например, «Осенняя песня» П. И. Чайковского, или «Осень» из музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пуш­ кина «Метель», или какая-либо песня и др.).
  2. Выбрана одна из предложенных учителем картин, созвучная музыкальному произведению.
  3. На основе таблицы, приведённой в задании, даны краткие пояснения о взаимосвязи между художественными образами музыки, литературы, изобразительного искусства.

Повышенный уровень:

1. После чтения стихотворения названо не менее двух музы­кальных произведений лирического характера и соответствую­щего настроения (например, «Осенняя песня» П. И. Чайковско­го, или «Осень» из музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», или какая-либо песня и др.).

 

  1. Выбрана одна из предложенных учителем картин, созвуч­ ная музыкальному произведению.
  2. На основе таблицы, приведённой в задании, даны развёрну­ тые пояснения о взаимосвязи между художественными обра­ зами музыки, литературы, изобразительного искусства.

Критерии достижения планируемого результата: Базовый уровень:

  1. Верно названо одно музыкальное сочинение, соответст­ вующее художественно-образному содержанию прочитанного стихотворения.
  2. Верно   подобрано   произведение   живописи,   созвучное художественно-образному содержанию музыки.
  3. Даны краткие  пояснения  о том,  что объединяет эти произведения различных видов искусства.

Повышенный уровень:

  1. Верно названо не менее двух музыкальных сочинений, соответствующих художественно-образному содержанию про­ читанного стихотворения.
  2. Верно   подобрано   произведение   живописи,   созвучное художественно-образному содержанию музыки.
  3. Даны развёрнутые  пояснения о том,  что  объединяет эти произведения различных видов искусства.

Примечание. В задании допускаются варианты. Например, мо­жет быть предложено музыкальное произведение, к которому уча­щиеся подбирают созвучный поэтический и живописный образы, или репродукция картины, к которой надо подобрать музыкаль­ное произведение. Например: какое из музыкальных произведе­ний — «Весна» А. Вивальди, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, «Весенние воды» С. В. Рахманинова, «Весна» Г. В. Свиридова -в большей степени созвучно картине И. И. Левитана «Весна. Боль­шая вода» (или картине П. Н. Филонова «Формула весны»)?

 

 

Конспект урока:

Ребята, на доске написано стихотворение Ивана Бунина про осень. После того, как мы с вами его прочитаем, вы определите, какому рисунку из ниже приведенных она больше подходит. (читаю стих.)

Прочитай стихотворение.

Осыпаются листья в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нём

Показались повсюду просветы,

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой

В этих чащах не слышно ни звука...

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой.

(И. Бунин)

Назови созвучное его художественному образу музыкальное сочинение. Выбери наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх предложенных (по выбору учителя). Поясни, что объединяет эти сочинения.

 

Произведения живописи:

В. Делфтский. Девушка, читающая письмо.

А. Головин. Осень.

К. Чюрлёнис. Сотворение мира.

Итак, какие картины больше по смыслу подходят для этого стихотворения? И второе задание: какие музыкальные произведения известных композиторов вы можете привести в пример? И почему ты так думаешь?

Сейчас послушаем произведение ,а выберете к какой картине будет подходить данная музыка.

1. «Осенняя песня» П. И. Чайковского

Просмотр содержимого документа «Музыка как вид искусства»

multiurok.ru

1 Классификация видов искусства » СтудИзба

Семинар 1

  1. Классификация видов искусства

 

          Список литературы.

1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.2. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974.3. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.4. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.5. Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63.6. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

         Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусство пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, архитектура), временные (музыка, словесное искусство) и синтетические, пространственно-временные (театр, кино, танец), технические (кино, фотография,  телевидение)

Каждое из этих видов образует «семейства» искусства внутри которых можно выделить разновидности или роды. Так, например, в пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т.п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).

В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).

С точки зрения теории знаков, в которых воплощается и с помощью которых сообщается художественный образ зрителям и слушателям, искусства бывают изобразительные (живопись, графика, скульптура и др.), выразительные (музыка, танец, архитектура и др.) и словесные (литература), а также смешанные, синтетические (театр, кино и др.).

Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т.д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

В теории искусства встречаются классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов «псевдоискусств». Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны «иллюзия», «игра», но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства – порнография, история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства – искусство, как «магия», это – религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности – это искусство, как «загадка», когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как «инструкция» типа рекламы или пропаганды, как «проповедь».

Сходным образом в современной социологии искусство различаются: искусство, которые в качестве социального института выполняют специфические социальные функции. Примером такого деления может быть различение «великого», «магического» и иллюзорного искусства.

Основной целью «великого» искусства провозглашается описание «истинных» действий в человеческом поведении вообще, в поведении определенных групп и институтов, в индивидуальных действиях. Поведение в соответствии с истиной есть свобода. В демократическом обществе задача такого искусства – создавать символические образцы для такого поведения, для воображаемого «проигрывания» жизненных ситуаций, для «социализации эмоций». Например, символическое выражение сексуальных потребностей позволяет выразить сексуальные стремления социально-приемлемым образом, т.е. с учетом «истинного» понимания ролевой структуры семьи, брака и т.п. «Великое» искусство создает также мифы, легенды, поэмы будущего, призванные помогать действовать в настоящем.

Если с помощью «великого» искусства исследуются средства и цели «истинного» действия и осуществляется их сознательный выбор, то задача «магического» искусства – «побуждать» людей к практическим действиям, соответствующим господствующим в обществе социальным институтам.

Искусство используется в качестве символического средства манипуляции поведением масс в политических и коммерческих целях. Понимаемое таким образом «магическое искусство» во многом совпадает по своим функциям с «массовой культурой». Основные потребности, к которым апеллирует такое искусство – это секс и социальный статус.

В отличие от «великого» и «магического» «иллюзорное» искусство имеет своей целью предотвратить как поиск истины, так и практическое действие. Главное – это «рассеять» желание, представляющее угрозу для общественной системы (побуждения к убийству, насилию и т.п.), дать эмоциональную разрядку. Эту функцию выполняют истории ужасов, детективная литература, мемуары преступников и т.п. Восприятие «иллюзорного» искусства дает ощущение соучастия в символических действиях, напоминая детскую игру по определенным правилам. Еще одна важная функция этого искусства – компенсировать социальную ущербность. Символическое приобщение к чужому «успеху» создает иллюзию преодоления реальных противоречий жизни и питает несбыточные надежды. «Иллюзорное» искусство лишено воспитательного заряда, присущего «великому» искусству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

studizba.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"