Роль имени прилагательного в предложении (определение). В предложении имя прилагательное является


в предложении имя прилагательное чаще всего является



В предложении имя прилагательное является

В разделе Домашние задания на вопрос русский язык, имя прилаг. заданный автором Европейский лучший ответ это 7)Б8)Б9)а10)а11)в

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: русский язык, имя прилаг.

Ответ от Опороситься[гуру]В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.Имя прилага?тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.К чужОму берегу.младшЕЙ сестрой_____________________Значение и грамматические признаки имени прилагательного.Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?Примечание.Под признаком в грамматике принято понимать свойства, принадлежность, количества и тд., характеризующие предметы.По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные).В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые.Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.Полная форма прилагательного обозначает признак, мыслимый вне времени (крутой берег, весёлая девочка, круглое лицо) . Краткая форма прилагательного обозначает признак предмета в данный конкретный момент времени (крутой берег — берег крут, весёлая девочка — девочка весела, круглое лицо — лицо кругло) .Прилагательные в краткой форме не изменяются по падежам, но изменяются по родам и числам, то есть принимают соответствующие окончания мужского, женского, среднего рода и множественного числа, которые присоединяются к основам полных прилагательных.При образовании кратких форм мужского рода могут наблюдаться следующие особенности: 1) появление беглых гласные о или е (крепкий — крепок, гладкий — гладок, вредный — вреден, больной — болен) ; 2) вытеснение кратких форм мужского рода на -енен краткими формами на -ен (бесчувственен — бесчувствен, бессмысленен — бессмыслен, многочисленен — многочислен) .В предложении краткая форма обычно служит именной частью составного сказуемого, например: Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота (А. Блок) . Может также выступать в роли обособленного определения, относящегося к подлежащему. Например: Дика, печалъна, молчалива как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой (А. Пушкин) .Следы косвенных падежей кратких форм сохранились в некоторых устойчивых словосочетаниях, а также в фольклоре: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, от мала до велика; добру молодцу, красну девицу, зелена вина.Некоторые прилагательные (рад, горазд, должен, люб, надобен и пр. ) употребляются в современном русском языке только в краткой форме. В предложениях, как и большинство кратких форм, являются частью сказуемого. Например:Рад забыть, да не забуду; Рад заснуть, да не усну.

Ответ от Georgy .[гуру]даданетда

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

какую роль играет имя прилагательное в предложении?

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како́й» , «кака́я» , «какое» , «каки́е» , «чей» . В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Бывает три разряда прилагательных: качественные, относительны, притяжательные

В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Бывает три разряда прилагательных: качественные, относительны, притяжательные.

Прилагательные имеют огромную роль в русском языке. С их помощью мы описываем предметы, действия, и всё что есть на Земле. Прилагательные украшают предложение, без них речь была бы скучная и не такая приятная на слух, была бы не полнота действий и соответственно не был бы до конца раскрыт смысл того, что хотели до нас донести .

touch.otvet.mail.ru

Прилагательное в роли сказуемого в предложении. Примеры

Прилагательное может быть ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний, в кото­рых  при­ла­га­тель­ное в раз­ных фор­мах выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го.

Грамматическую осно­ву пред­ло­же­ния состав­ля­ют его глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет то, о чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Подлежащее отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

Оно обыч­но выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в име­ни­тель­ном паде­же:

  • (Кто?) Воробей сел на вет­ку.
  •  (Кто?) Она зани­ма­ет­ся гим­на­сти­кой.

Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие, состо­я­ние или при­знак под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы: что дела­ет пред­мет? что с ним про­ис­хо­дит? каков пред­мет? что он такое? кто он такой?

  • Воробей (что дела­ет?) чири­ка­ет весе­ло.
  • Бабушка (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет.
  • Наша кош­ка (како­ва?) игри­ва.

Как видим, ска­зу­е­мое может обо­зна­чать при­знак под­ле­жа­ще­го, кото­рый выра­жа­ет­ся име­нем при­ла­га­тель­ным. При этом в пред­ло­же­нии нет гла­го­ла, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, напри­мер:

  • Небо над голо­вой (како­во?) без­дон­ное и глу­бо­кое.
  • Маленькие котя­та (како­вы?) шалов­ли­вы и игри­вы.

Обратим вни­ма­ние, что ска­зу­е­мое, выра­жен­ное при­ла­га­тель­ным, как пра­ви­ло, нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го, что свой­ствен­но рус­ско­му язы­ку. На пер­вом месте сто­ит под­ле­жа­щее, а за ним упо­треб­ля­ет­ся ска­зу­е­мое, хотя быва­ют слу­чаи непря­мо­го поряд­ка слов.

Сравним пред­ло­же­ния:

Глубокое озе­ро.

Наше озе­ро глу­бо­кое.

В пер­вом слу­чае при­ла­га­тель­ное «глу­бо­кое» нахо­дит­ся перед под­ле­жа­щим, оно обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та:

озе­ро какое? глу­бо­кое. Это опре­де­ле­ние.

Во вто­ром слу­чае при­ла­га­тель­ное нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го «озе­ро», и от него зада­ет­ся к при­ла­га­тель­но­му вопрос:

озе­ро како­во? глу­бо­кое.

Это ска­зу­е­мое, выра­жен­ное при­ла­га­тель­ным. Оно назы­ва­ет­ся состав­ным имен­ным, так как глав­ным в нем явля­ет­ся имя при­ла­га­тель­ное. При нем могут быть глаголы-связки, утра­тив­шие пол­но­цен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние и толь­ко ука­зы­ва­ю­щие на грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки вре­ме­ни, чис­ла, рода, напри­мер:

Вода в реке была холод­ная.

Ветер стал поры­ви­стым и силь­ным.

Сказуемое-прилагательное в разных формах

Сказуемым в пред­ло­же­нии может высту­пать при­ла­га­тель­ное в раз­ных фор­мах. Рассмотрим эти слу­чаи. Приведем при­ме­ры из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, когда сказуемое-прилагательное может быть в пол­ной, крат­кой фор­ме или иметь сте­пе­ни срав­не­ния.

Полное прилагательное в роли сказуемого

Прилагательное может иметь фор­му име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа.

Роса была холод­ная, обиль­ная — насто­я­щая сен­тябрь­ская роса (К. Паустовский)

Река тоже при­ня­ла осо­бен­ный вид. Вода в ней кажет­ся свин­цо­вой (И.С. Тургенев).

Шорох листьев в воз­ду­хе казал­ся мне таким же неправ­до­поб­ным, как рас­ска­зы о том, что вес­ной слыш­но, как про­рас­та­ет тра­ва (К.Паустовский)

Это Лешачий омут. Днём, даже под бью­щим в упор солн­цем, вода тут чёр­ная, без про­све­та… А вода тёп­лая, за ночь не успе­ва­ет осты­нуть (В. Тендряков).

Прилагательное в краткой форме в роли сказуемого

Оно упо­треб­ля­ет­ся как в оди­ноч­ку, так и в паре с глаголом-связкой, не име­ю­щем пол­но­цен­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния: был, будет, являть­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся и пр. Краткое при­ла­га­тель­ное может нахо­дить­ся перед под­ле­жа­щим в отли­чие от пол­ной фор­мы.

Странный звук неожи­дан­но про­нес­ся по лесу. Он был про­тя­жен, низок и гармонично-печален и, каза­лось, выхо­дил из-под зем­ли (А.Куприн)

Река осо­бен­но хоро­ша по утрам (В. Закруткин)

Обширна и мно­го­об­раз­на родив­шая нас стра­на. Неиссякаемы и пол­но­вод­ны реки, пере­се­ка­ю­щие её про­стран­ства. Обширны, зеле­ны леса, высо­ки горы, бли­ста­ю­щие веч­ны­ми лед­ни­ка­ми (И. Соколов-Микитов)

…я сорвал на память пучок рос­ших у моих ног цве­тов. Каждый цве­ток был похож на насто­я­щий мак, и от них пах­ло вес­ною ( И. Соколов-Микитов)

Хороши так­же лет­ние туман­ные дни, хотя охот­ни­ки их и не любят (И.Тургенев)

Чист и про­зра­чен воз­дух. Далеко слыш­ны зву­ки, и отчет­ли­во раз­но­сят­ся голо­са (И. Соколов-Микитов)

Прилагательное в форме сравнительной степени в роли сказуемого

А ввер­ху без кон­ца и пере­ры­ва тянул лес­ной шум, точ­но смут­ные вздо­хи ста­ро­го бора. Но теперь вздо­хи ста­но­ви­лись всё глуб­же, силь­нее (В. Короленко).

Вода в них (род­ни­ках) все­гда была чище воды рек, озер и дру­гих поверх­ност­ных источ­ни­ков (А. Порядин).

И всё же голод стал силь­нее стра­ха. В мгно­ве­нье ока воро­бей ока­зал­ся на сто­ли­ке, быст­ро, в то же вре­мя огля­ды­ва­ясь, замо­ло­тил клю­ви­ком по зёр­нам (В. Хлиманов).

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

Имя прилагательное.Синтаксическая роль в предложении

Эм. В предложении может являться определением или сказуемым (если в краткой форме) . Реже подлежащим. Распустился красивый цветок - что? (цветок - подлежащее) , что сделал? (распустился - сказуемое) , цветок какой? (красивый - определение) . Цветок красив. (Цветок каков? - красив - сказуемое) . Если это тест, то правильный ответ в.

Имя прилагательное — это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? , чей? Синт. роль: В предложении прилагательное чаще всего выступает в роли определения или именной части составного именного сказуемого.

чаще всего определение, но может быть и подлежащее

даааааааааааааааааа

будет ответ : А)

Краткие имена прилагателные, их роль в предложении?

Как второстепенный член предложения, прилагательное является определением. (Пример: растёт зелёная трава.) Но оно может быть и главным членом предложения, а именно сказуемым, но для этого оно должно быть в краткой форме. (Пример: Лес молчалив.)

милые дети это не так

я с тобой согласен

Синтаксическая роль прилагательных В предложениях имя прилагательное может выступать определением или именным сказуемым (частью именного сказуемого). В русском языке синтаксическая роль прилагательного в предложении зависит от его формы – краткой или полной. Полные прилагательные, как правило, в предложениях выступают в качестве определения. Примеры: Мама испекла яблочный пирог. Черный котенок спит на мягком коврике. В редких случаях полные прилагательные в форме И. п. или Т. п., а также в формах сравнительной и превосходной степени, могут использоваться в роли именного сказуемого (части именного сказуемого). Примеры: Андрей умный. Маша была нерешительной. Эта улица самая шумная. Краткие прилагательные в предложениях могут выступать только в функции именного сказуемого (части именного сказуемого). Примеры: Девушка красива и молчалива. Путь был долог и тернист. Щенки были игривы. Обратите внимание! Некоторые формы кратких прилагательных среднего рода совпадают по написанию с наречиями, поэтому их можно спутать. Сравните: озеро (каково?) глубоко нырнуть (куда?) глубоко Поэтому важно запомнить, что синтаксической ролью имен прилагательных может быть только определение или именное сказуемое, обстоятельством прилагательное не может выступать ни при каких условиях. Подробнее: <a rel="nofollow" href="http://all-biography.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskaya-rol-prilagatelnogo-v-predlozhenii#ixzz4gUM6hoVP" target="_blank">http://all-biography.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskaya-rol-prilagatelnogo-v-predlozhenii#ixzz4gUM6hoVP</a>

touch.otvet.mail.ru

Роль имени прилагательного в предложении (определение).

Урок русского языка в 3 классе 

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

  1. Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.
  2. Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.
  3. Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер -  ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет, друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!

   «Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

- Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.

  1. Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

-Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!

       - Что вы знаете об имени прилагательном?

 - Поделитесь своими знаниями с нами!

         (уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

          на какие вопросы отвечает, что обозначает,

          какой речью является, как изменяется.

          С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

- Что называется именем прилагательным?

- Как изменяются имена прилагательные?

- В речи употребляются…. ( прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

- определение.

Обобщение: ( слайд 7)

•     Самостоятельная часть речи.

•     Обозначает признак предмета.

•     Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

  1.  Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:

          м. р.,                   ж. р.                  с. р.    

        белый               зелёная            холодное

        пушистый          нежная             жёлтое

        первый             маленькая         яркое  

 мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» - подбери антонимы

      Белый – чёрный

      Кривой – прямой

     Длинный – короткий

     Горячий – холодный

     Толстый – худой (тонкий)

     Мягкий – твёрдый

     Сытый – голодный

3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами

4 группа «Осень» - «собери»  предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.

 

Физминутка

 «Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

 - Закройте глазки и представьте себе ,что нос стал длинным.

 - Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

    (цвет тепла, радости, спокойствия..) 

 « Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

 - Быстро глазками отыскать предмет .

    (окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта ,потолок ,ручка)

 Дыхательная гимнастика.

- На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох ,

   на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,

   1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.

  1. Работа по теме урока.
  1. Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16 )
  2. Минутка чистописания
  3. Словарная работа « Загадки»

- ответы записываем в тетрадь ( запись на доске )

*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный  зелёный,  а в кадке желтый соленый. (огурец)

*В сенокос горька ,а в мороз сладка. Что за ягодка? ( рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. ( земляника )

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. ( берёза )

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. ( баран )

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. ( корова )

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. ( воробей )

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза )

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако )

*Сам деревянный, а голова железная. ( молоток )

- Проверь себя: (слайд 30)

   4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

        Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!

- вставь пропущенные имена прилагательные;

- определи падеж прилагательных;

- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

-Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ   О П Р Е Д Е Л Я Е Т    признак предмета!

-как  можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

-определим, каким членом предложения являются прилагательные.

- Какие у вас есть предположения?

- нам известно: 

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

   сказуемое – это глагол – что делает?)

- прилагательные являются второстепенными членами предложения.

Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132

  1. Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак - ,  если с утверждением не согласны; )

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  имя прилагательное – это часть слова;

2.  имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3.  имя прилагательное обозначает признак предмета;

4.  имя прилагательное изменяется по родам;

5.  имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6.  имя прилагательное не изменяется по числам;

7.  имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8.  имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;

9.  имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;

Взаимопроверка

VI. Подведение итогов урока.

- О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

- Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

- Как имя прилагательное обозначается в предложении?

 Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. ( хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)

-я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII. Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа «Роль имени прилагательного в предложении (определение). »

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

  1. Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.

  2. Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.

  3. Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер - ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет, друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!

«Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

- Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.

  1. Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

-Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!

- что вы знаете об имени прилагательном?

- Поделитесь своими знаниями с нами!

(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

на какие вопросы отвечает, что обозначает,

какой речью является, как изменяется.

С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

- Что называется именем прилагательным?

- Как изменяются имена прилагательные?

- В речи употребляются…. ( прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

- определение.

Обобщение: ( слайд 7)

  • Самостоятельная часть речи.

  • Обозначает признак предмета.

  • Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:

м. р., ж. р. с. р.

белый зелёная холодное

пушистый нежная жёлтое

первый маленькая яркое

мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» - подбери антонимы

Белый – чёрный

Кривой – прямой

Длинный – короткий

Горячий – холодный

Толстый – худой (тонкий)

Мягкий – твёрдый

Сытый – голодный

3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами

4 группа «Осень» - «собери» предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.

Физминутка

«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

- Закройте глазки и представьте себе ,что нос стал длинным.

- Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

(цвет тепла, радости, спокойствия..)

« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

- Быстро глазками отыскать предмет .

(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта ,потолок ,ручка)

Дыхательная гимнастика.

- На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох ,

на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,

1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.

  1. Работа по теме урока.

  1. Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16 )

  2. Минутка чистописания

  3. Словарная работа « Загадки»

- ответы записываем в тетрадь ( запись на доске )

*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый. (огурец)

*В сенокос горька ,а в мороз сладка. Что за ягодка? ( рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. ( земляника )

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. ( берёза )

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. ( баран )

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. ( корова )

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. ( воробей )

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза )

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако )

*Сам деревянный, а голова железная. ( молоток )

- Проверь себя: (слайд 30)

4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!

- вставь пропущенные имена прилагательные;

- определи падеж прилагательных;

- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

-Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!

-как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

-определим, каким членом предложения являются прилагательные.

- Какие у вас есть предположения?

- нам известно:

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

сказуемое – это глагол – что делает?)

- прилагательные являются второстепенными членами предложения.

Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132

  1. Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак - , если с утверждением не согласны; )

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

+

+

+

+

+

+

нет

-

-

-

-

1. имя прилагательное – это часть слова;

2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3. имя прилагательное обозначает признак предмета;

4. имя прилагательное изменяется по родам;

5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6. имя прилагательное не изменяется по числам;

7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;

9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;

Взаимопроверка

VI. Подведение итогов урока.

- О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

- Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

- Как имя прилагательное обозначается в предложении?

Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. ( хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)

-я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII. Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.

kopilkaurokov.ru

Когда в предложении прилагательное может быть сказуемым?

Когда в предложении прилагательное может быть сказуемым?

  • В предложении прилагательное является сказуемым, если оно стоит после подлежащего и нри этом нет глагола. Задается вопрос какова?, каковы?, каков? или каково? Например:

    Вода холодна. Вода какова? холодна. Здесь quot;холоднаquot; является сказуемым.

  • Прилагательное, стоящее после подлежащего при отсутствии глагола в предложении, чаще всего и будет сказуемым.

    Рассмотрим примеры:

    Голубое небо.

    Небо голубое.

    В первом предложении от слова quot;небоquot; мы спросим какое? и ответим quot;голубоеquot;. Это определение. Такие предложения называются односоставными назывными. В них констатируется факт, что существует голубое небо. Глагола нет и быть не может.

    Во втором предложении от слова quot;небоquot; мы зададим вопрос: небо каково? или что говорится о небе?

    Небо (есть) голубое. Вот в таких случаях прилагательное является сказуемым.

    Приведу еще примеры:

    Тихая ночь. (назывное предложение).

    Ночь (какова?) тихая. (сказуемое)

    Старое, сухое дерево.

    Дерево старое, сухое. (сказуемое)

    Май холодный, совсем не по-весеннему.

    Май (каков?) холодный.

  • Прилагательное может быть сказуемым в предложении в случае, когда имеется глагол-связка либо, когда он пропущен. При этом прилагательное будет употреблено либо в творительном, либо в именительном падеже. А что касается формы прилагательного, то она может быть как полной, так и краткой. Пример. Этот парень красив (Этот парень был красив). Наша Катя самая добрая девочка (Наша Катя является самой доброй девочкой).

  • Прилагательное может быть сказуемым, когда между ним и существительным пропущен глагол связка (чаще всего быть или есть): Яблоко красное. Или если используется краткое прилагательное: Водух свеж и чист.

  • Думаю, Вы знаете, что в русском языке есть три типа сказуемого. Поэтому перечислять их не буду.

    Имя прилагательное может быть только именной частью составного именного сказуемого, при этом прилагательное употребляется и в полной форме, и в краткой, а также в форме любой степени сравнения.

    Например. Девушка БЫЛА ВЫСОКОЙ, СТРОЙНОЙ И КРАСИВОЙ (полные прилагательные). Глаза ее ПРЕКРАСНЫ И ЗАГАДОЧНЫ (краткие прилагательные). Она БЫЛА ВЫШЕ своей подруги. Думаю, что и в классе она САМАЯ ВЫСОКАЯ (в этих двух предложениях именная часть выражена разными степенями сравнения прилагательных).

    Прилагательное может быть именной частью и осложненного составного именного сказуемого, например: Она очень ХОТЕЛА КАЗАТЬСЯ еще и УМНОЙ. Здесь осложненность получается за счет введения вспомогательного глагола.

  • Имя прилагательное может быть сказуемым в предложении,если является кратким.Например,quot;Старик был беденquot;.Это краткая форма.Если бы это было полное имя прилагательное,то предложение звучало бы так:quot;Старик был бедныйquot;.Поэтому распознать не трудно.Надеюсь,что объяснила понятно.

  • info-4all.ru

    Прилагательное

    Значение и грамматические признаки имени прилагательного.

    Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?

    Примечание. Под признаком в грамматике принято понимать свойства, принадлежность, количества и тд., характеризующие предметы.

    По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся. Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные). В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого. Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.

    Качественные прилагательные.

    Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.

    Качественные прилагательные обозначают признак предмета по:

    • форме (прямой, угловатый)
    • размеру (узкий, низкий)
    • цвету (красный, лимонный)
    • свойству (прочный, вязкий)
    • вкусу (горький, соленый)
    • весу (тяжелый, невесомый)
    • запаху (пахучий, ароматный)
    • температуре (теплый, прохладный)
    • звуку (громкий, тихий)
    • общей оценке (важный, вредный)
    • и др.

    Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы. Полная форма изменяется по падежам, числам и родам. Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые. Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, рад, должен, надобен. Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами, обозначающие высокую степень признака, и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл).

    Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы. Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий.

    Сравнительная степень. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак появляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

    Превосходная степень. Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому - либо признаку.

    Относительные прилагательные.

    Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов. Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).

    Относительные прилагательные обозначают:

    • материал (деревянная ложка, глиняный горшок)
    • количество (пятилетняя дочь, двухэтажный дом)
    • место нахождения (речной порт, степной ветер)
    • время (прошлогодний план, январские морозы)
    • назначение (стиральная машина, пассажирский поезд)
    • вес, длину, меру (метровая палка, квартальный план)
    • и др.

    Притяжательные прилагательные.

    Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам.

    Морфологический разбор имени прилагательного.

    I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая и полная форма; 2) У всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род. III. Синтаксическая роль.

    Другие заметки по русскому языку и литературе

    edu.glavsprav.ru



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"