Зарождение Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры в Древней Греции. В каком году проводились первые античные олимпийские игры


Олимпийские игры — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2018; проверки требуют 2 правки.

Современные Олимпи́йские и́гры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в четыре года под эгидой Международного олимпийского комитета. Медаль, завоёванная на Олимпийских играх, считается одним из наивысших достижений в спорте.

Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 года до н. э. по 393 год н. э., всего было проведено 156 🦁🦁🦁Олимпиады в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название игр.

Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

Спустя несколько дней после проведения Олимпийских игр на тех же спортивных сооружениях принимаются

ru.wikipedia.org

в каком году были проведены 1 олимпийские игры

Олимпийские игры ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н. э. по 394 н. э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. С Олимпийских игр 776 до н. э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления» , введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц» , начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год. Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря. Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе) , победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр. Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям. На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады)

otvet.mail.ru

Зарождение Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры в Древней Греции

Олимпийские игры - самые значительные в мире спортивные соревнования. Проводятся они раз в четыре года. О победе в этих состязаниях мечтает каждый спортсмен. Зарождение Олимпийских игр относится к античным временам. Они проводились еще в седьмом столетии до нашей эры. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? В какой стране они проводились впервые?

Миф о зарождении Олимпийских игр

В древнейшие времена это были величайшие национальные празднества. Кто является основателем античных Олимпийских игр - неизвестно. В общественной и культурной жизни древних греков немалую роль играли мифы и сказания. Эллины верили в то, что зарождение Олимпийских игр относилось ко временам Кроноса - сына первого бога Урана. В состязании между мифическими героями Геракл победил в беге, за что был награжден венком из оливы. Впоследствии победитель настоял на том, чтобы спортивные соревнования проводились каждые пять лет. Такова легенда. О зарождении Олимпийских игр существуют, конечно, и другие сказания.

К историческим источникам, подтверждающим проведение этих празднества в Древней Греции, относится "Илиада" Гомера. В этой книге упоминается гонка колесниц, которую устраивали жители Элиды - области на Пелопоннесе, где располагалась Олимпия.

Священное перемирие

Простым смертным, который сыграл немалую роль в развитии древнегреческих Олимпийских игр, был царь Ифит. Во времена его правления промежуток между проведением соревнований составлял уже четыре года. Возобновив проведение Олимпийских игр, Ифит объявив священное перемирие. То есть во время этих празднеств нельзя было вести войну. Причём не только в Элиде, но и в других частях Эллада.

Элида считалась священным местом. Вести войну с ней нельзя было. Правда, позже элейцы сами вторгались в соседние области неоднократно. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? Во-первых, проведение этих состязаний было связано с именами богов, которых весьма почитали древние греки. Во-вторых, на месяц было объявлено вышеупомянутое перемирие, которое имело особое название - ἱερομηνία.

О видах спорта в Олимпийских играх, проводимых эллинам, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Существует мнение, что первоначально спортсмены состязались только в беге. Позже к видам спорта в Олимпийских играх добавили борьбу и гонки на колесницах.

Участники

Среди граждан в Древней Греции были те, что подверглись публичному бесчестию и презрению окружающих, то есть атимии. Они не могли стать участникам в соревнованиях. Только уважаемые эллины. В античных Олимпийских играх не принимали участие, конечно, и варвары, которые могли быть лишь зрителями. Исключение было сделано только в пользу римлян. На древнегреческих Олимпийских играх женщина не имела права даже присутствовать, если она не являлась жрицей богини Деметры.

Число и зрителей, и участников была огромно. Если при первых Олимпийских играх в Древней Греции (776 год до нашей эры) проводились соревнования только в беге, то позже появились и другие виды спорта. А со временем состязаться в своем мастерстве получили возможность поэты и художники. Во время проведения празднеств друг с другом соперничали даже депутаты в обилии приношений мифическим божествам.

Из истории возникновения Олимпийских игр известно, что эти мероприятия имели довольно важное общественное и культурное значение. Совершались сделки между купцами, художники и поэты знакомили публику со своими творениями.

Проводились состязания в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Продолжались пять дней. Определённая часть времени отводилась обрядам с жертвоприношениями и общественному пиру.

Виды состязаний

История возникновения Олимпийских игр, как уже было сказано, полна сказаний и легенд. Однако относительно видов состязаний существуют достоверные сведения. При первых Олимпийских играх в Древней Греции спортсмены состязались в беге. Этот вид спорта был представлен следующими разновидностями:

  • Бег на дистанцию.
  • Двойной бег.
  • Долгий бег.
  • Бег в полном вооружении.

Первый кулачный бой состоялся на 23-й Олимпиаде. Позже древние греки добавили такие виды единоборства, как панкратион, борьбу. Выше было сказано, что женщины не имели права принимать участие в состязаниях. Однако в 688 году до нашей эры, были созданы особые состязания для самых целеустремленных жительниц в Древней Греции. Единственным видом спорта, в котором они могли соревноваться, были конные бега.

В четвертом столетии до нашей эры в программу Олимпийских игр добавили состязание между трубачами и герольдами - эллины полагали, что эстетическое наслаждение и спорт имеет логическую связь. Художники выставляли на рыночной площади свои произведения. Поэты и писатели, как было сказано выше, читали свои сочинения. Скульпторам иногда после завершения Игр заказывали статуи победителей, лирики в честь самых сильных и ловких слагали хвалебные песни.

Элланодоны

Как назывались судьи, которые наблюдали за ходом соревнований и присуждали награды победителям. Назначались элланодоны при помощи жребия. Судьи не только вручали награду, но и заведовали устройством всего мероприятия. При первых Олимпийских играх их было всего два, затем девять, ещё позднее десять. Начиная с 368 года до нашей эры элланодонов было двенадцать. Правда, позже число судей сократилось. Элланодоны носили особую одежду пурпурного цвета.

С чего начинались состязания? Спортсмены доказывали зрителям и судьям, что предшествующие месяцы посвятили исключительно предварительной подготовке. Они давали клятву перед статуей главного древнегреческого бога - Зевса. Родственники желающих состязаться - отцы и братья - также давали клятву. За месяц до соревнований спортсмены демонстрировали свое мастерство перед судьями в Олимпийской гимназии.

Порядок соревнований устанавливался посредством жребия. Затем герольд во всеуслышание объявлял имя выходящего на состязание. Где проходили Олимпийские игры?

Святилище Древней Греции

Где проходили Олимпийские игры, понятно уже из названия. Олимпия находится в северо-западной части в Пелопоннесского полуострова. Здесь когда-то располагался храмово-культурный комплекс и священная роща Зевса. На территории древнегреческого святилища имелись культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, в которых жили участники и гости. Это место являлось центром греческого искусства вплоть до четвертого столетия до нашей эры. Позже спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II.

Олимпийский стадион строился постепенно. Он стал первым в Древней Греции. В пятом столетии до нашей эры этот стадион принимал около сорока тысяч зрителей. Для тренировок использовался гимнасий - сооружение, беговая дорожка которого равна была по длине той, что находилась на самом стадионе. Ещё одна площадка для предварительной подготовки - палестра. Она представляла собой квадратное сооружение с внутренним двором. Здесь тренировались преимущественно спортсмены, которые состязались в борьбе и кулачном бою.

Леонидойон, выполнявший функции олимпийской деревни, был построен в пятом столетии до нашей эры по проекту известного в Древней Греции архитектора. Огромное здание состояло из двора, окруженного колоннами, и включало множество комнат. Олимпийские игры играли важную роль в религиозной жизни эллинов. А потому здесь местные жители воздвигли несколько храмов и святилищ. Сооружения пришли в упадок после землетрясения, произошедшего в шестом веке. Окончательно ипподром был уничтожен во время наводнения.

Последние Олимпийские игры в Древней Греции состоялись в 394 году. Запрещены императором Феодосием. В христианскую эпоху эти мероприятия расценивались как языческие. Возрождение Олимпийских игр произошло спустя два тысячелетия. Хотя уже в XVII веке состязания, напоминавшие олимпийские, проводились неоднократно в Англии, Франции и Греции.

Возрождение древнегреческих традиций

Предшественниками современных Олимпийских игр стали "Олимпии", проводившиеся в середине XIX столетия. Но они, конечно, были не столь масштабны и мало общего имели с состязаниями, которые в наше время свершается раз в четыре года. Значительную роль в возрождении Олимпийских игр сыграл французский общественный деятель Пьер де Кубертен. Почему вдруг европейцы вспомнили о традициях древних греков?

В середине XVII столетия в Олимпии были проведены археологические исследования, в результате которых учёные обнаружили остатки храмовых сооружений. Работы продолжались более десяти лет. В это время в Европе пользовалось популярностью всё, что имело отношение к Античности. Желанием возродить олимпийские традиции заразились многие общественные и культурные деятели. При этом наибольший интерес к культуре проведения спортивных состязаний в Древней Греции проявляли французы, хотя археологические открытия и принадлежали немцам. Это можно легко объяснить.

В 1871 году французская армия потерпела поражение, которое существенно подорвало патриотический дух в обществе. Пьер де Кубертен полагал, что причина была в слабой физической подготовке солдат. Он не пытался вдохновить своих соотечественников на борьбу с Германией и другими европейскими державами. Французский общественный деятель много говорил о необходимости улучшения физической культуры, но также ратовал за преодоление национального эгоизма и установление международного взаимопонимания.

Первые Олимпийские игры: новое время

В июне 1894 года в Сорбонне состоялся конгресс, на котором Кубертен представил мировой общественности свои мысли о необходимости возрождения древнегреческих традиций. Его идеи поддержали. В последний день конгресса было решено провести Олимпийские игры через два года. Состояться они должны были в Афинах. Комитет по проведению международных соревнований возглавил Деметриус Викелас. Пьер де Кубертен занял должность генерального секретаря.

Олимпийские игры 1896 года стали крупнейшим спортивным событием. Государственные деятели Греции выдвинули предложение о проведении Олимпийских игр исключительно у них на родине. Однако комитет решил иначе. Место проведения Игр меняется кадые четре года.

В начале XX столетия олимпийское движение не пользовалось широкой популярностью. Отчасти это объясняется тем, что в это время в Париже проводилась Всемирная выставка. Некоторые историки полагают, что олимпийские идеи спасти удалось благодаря промежуточным играм 1906 года, проведённым снова в Афинах.

Отличия современных Игр от древнегреческих

Состязания были возобновлены по образцу античных спортивных соревнований. Современные Олимпийские игры объединяют спортсменов всех государства, по отношению к отдельным лицам не допускается дискриминация по религиозным, расовым, политическим мотивам. В этом, пожалуй, заключается главное отличие современных Игр от древнегреческих.

Что заимствовали современные Олимпийские игры от древнегреческих? Прежде всего, само названия. Заимствовано была и периодичность проведения состязаний. Одно из предназначений современных Олимпийских игр - служение миру, установление взаимопонимания между странами. Это созвучно с идеями древних греков о временном перемирии в дни проведения состязаний. Олимпийский огонь и факел - символы Олимпиады, которые возникли, конечно, в античности. У древних греков заимствованы также некоторые термины и правила проведения состязаний.

Есть, конечно, несколько существенных отличий между современными Играми и античными. Древние греки проводили спортивные состязания исключительно в Олимпии. Сегодня Игры организовываются каждый раз в другом городе. В Древней Греции не существовало такого понятия, как "зимние Олимпийские игры". Да и состязания были другими. В античности в Олимпийских играх участвовали не только спортсмены, но и поэты.

Символика

О том, как выглядит символ Олимпийских игр, известно всем. Пять скрепленных колец чёрного, голубого, красного, жёлтого и зелёного цвета. Однако немногие знают, что эти элементы не относятся к какому-либо конкретному континенту. Девиз Олимпийских игр звучит на латыни, в переводе на русский означает "быстрее, выше, сильнее". Флаг представляет собой белое полотнище с изображением колец. Он поднимается на всех Играх с 1920 года.

И открытие, и закрытие Игр сопровождаются грандиозной, красочной церемонией. К разработке сценария привлекаются лучшие организаторы массовых мероприятий. В этом зрелище стремятся поучаствовать знаменитые актеры, певцы. Трансляция этого международного мероприятия привлекает к телевизионным экранам десятки миллионов зрителей по всему миру.

Если древние греки полагали, что в честь Олимпийских игр стоит приостановить любые военные действия, то в двадцатом столетии происходило всё наоборот. Спортивные состязания отменяли по причине вооруженных конфликтов. Игры не проводились в 1916-м, 1940-м, 1944-м. В России Олимпиада проходила дважды. В 1980 году в Москве и в 2014 году в Сочи.

fb.ru

Как проводились олимпийские игры в древности

История Олимпийских игр берет свое начало в Древней Греции. Первые исторические упоминания об этом мероприятии датируются 776 годом до н.э. Интересно, что Олимпийские игры в древности проводились не только как спортивные состязания, но еще и как религиозная церемония. Изначально игры устраивались каждые четыре года и длились они всего один день. Согласно одной из легенд, первым участником древнегреческих олимпийских игр стал Геркулес.

Древнегреческая Олимпия была единственным местом, где проходили Олимпийские игры древности. Это крупнейшее святилище на Пелопоннесе было выбрано не случайно – оно имело форму естественного, природного амфитеатра, который располагался среди лесистых равнин и склонов, между реками Клавдия и Алфей. Благодаря удобному расположению поселения Олимпия, участники из далеких земель прибывали на игры на кораблях.

Исторические документы свидетельствуют, что Олимпийские игры в древности проходили только в мирное время – за месяц до начала игр между всеми враждующими городами объявлялось перемирие, чтобы все участники смогли безопасно прибыть в Олимпию. Любой город, который нарушал закон о перемирии, наказывался путем запрета его спортсменам участвовать в дальнейших соревнованиях.

В Олимпии не только проводились Олимпийские игры - история рассказывает о том, что там проходил и древнегреческий религиозный фестиваль. Во время религиозной церемонии народ славил Зевса, а также павших героев. Сами игры начинались с молитвы и ритуального жертвоприношения.

В год, когда должны были проводиться Олимпийские игры, в древности во все уголки Греции направлялись гонцы с факелами, которые объявляли о перемирии. Много веков спустя несение факела стало неотъемлемым ритуалом, предшествующим началу современных Олимпийских игр.

Соискателями на чемпионство в соревнованиях могли быть только свободнорожденные греки или рабы, получившие освобождение и помилование. Спортивные соревнования устраивались отдельно для мужчин и отдельно для мальчиков. Юношей группировали на несколько категорий, исходя из их возраста, телосложения и силы.

Хоть женщинам и запрещено было участвовать в физических соревнованиях, но они могли показать свои умения в конноспортивных состязаниях, однако для этого должны были владеть колесницей или лошадью.

Олимпийские игры в древности изначально включали в свой регламент только пять видов спортивных соревнований: метание копья, метание диска, прыжки в длину, борьбу и бег. Впоследствии прибавились скачки, гонки на колесницах, бокс и панкратион. В первый день Олимпиады проводились религиозные церемонии, а также древнегреческие спортсмены принимали присягу о соблюдении честных правил игры. Сами состязания начинались на следующий день.

Победителей соревнований венчали коронами из оливковых листьев из храма Зевса. Кроме этого, победитель мог изваять в Олимпии собственную статую. После возвращения в родные края чемпиона ждали слава и почет – он получал различные привилегии в виде бесплатного питания и лучших мест на общественных мероприятиях.

На Олимпийских играх были предусмотрены только первые призовые места, поэтому спорт в Древней Греции с самого раннего детства культивировался и почитался так же, как и гуманитарное образование.

fb.ru

Первые олимпийские игры в Древней Греции, победители, олимпиада

Одной из самых ярких отличительных черт античной греческой цивилизации является ее ориентация на всестороннее развитие человеческой личности. Даже боги в ней уподобляются людям – они антропоморфны. Отнюдь не грозные с виду – наоборот, они красивы. Древние эллины любуются своим богами, воплощая в их изображениях свои представления о красоте человека.

В честь богов совершаются религиозные действия. Ими могли быть обычные для всех древних обществ жертвоприношения, моления (хотя в обществе древнегреческом они имели свои особенности). А могли быть игры.

История зарождения олимпийского движения в Древней Греции

Фото с сайта ru.wikipedia.org

В честь богов в Элладе античных времен с самых начал ее истории устраивались состязания. Первые их проявления встречаются уже, кажется, в минойской цивилизации. Именно там, на фресках Кносса, изображены первые в истории человечества так называемые «игры с быками».

Когда же мир минойских и ахейских дворцовых государств пришел в упадок и на его обломках утвердилось новое государство в виде гражданской общины, игры в честь богов постепенно приобретают новый оттенок.Если вначале они, как и на Крите, имеют характер сакрального действа, то постепенно в них все больше и больше проявляется страсть человека к игре, к состязаниям.

Состязание (по-гречески агон) пронизывает все сферы жизни древнегреческого общества времен Гомера и архаики. Особенно это характерно для древнегреческой знати, аристократии. В ее среде происходит никогда не прекращаемая борьба за первенство. Первоначально – это стремление быть первым на войне, важнейшем общем деле всей общины граждан. Гомеровские герои состязаются в кровавых поединках с троянцами за славу. Друг Ахиллеса, Патрокл, погибает в сражении с Гектором. Ахиллес благородный знает, что ему суждена смерть на войне, и идет на смерть, желая погибнуть, но гибелью своею добыть звонкого металла славы.

Состязаются аристократы и в гражданских делах. Кто будет избираться на высшие должности в своих общинах. Кому будут воздаваться высшие почести за благодеяния народу. Кто сильнее – быстрее пробежит дистанцию, дальше бросит камень, метнет копье, диск… Кто больше знает стихов, кто лучше продекламирует гомеровские поэмы…

Из духа состязания, агонального духа древнегреческого общества и родятся игры нового типа в Древней Греции. Они тоже, как и раньше, будут проводиться под патронатом богов. В Дельфах это будут Пифийские игры в честь бога Аполлона. На Истме, невдалеке от Коринфа, установятся игры в честь Посейдона, Истмийские игры. А в честь бога Зевса, верховного бока древнегреческого пантеона, установятся игры Олимпийские. Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции вполне, таким образом, соответствовало духу античной греческой цивилизации.

Где проводились древнегреческие Олимпийские игры

Резиденция Зевса и всего сонма греческих богов была на укрытом вечными снегами Олимпе. Но игры Олимпийские отношения к самой этой горе прямого не имеют. Названы так они в честь Зевса-Олимпийца, а проводятся в нескольких сотнях километров к югу от Олимпийского кряжа. В Южной Греции, на Пелопоннесе, в области Элида, где на берегу Алфея был некогда построен Храм Зевса Олимпийского.

Вот там, на устроенном подле храма стадионе (площадке для состязаний длиною в стадий), и будут проводиться самые знаменитые игры, игры Олимпийские.Историческая традиция подтверждает тесную связь состязаний в Олимпии с религиозными культами.

Согласно преданиям, систематизированным впоследствии древнегреческими так называемыми логографами, а затем и историками, они были учреждены еще в счастливый век Кроноса наиболее популярным греческим героем Гераклом.

Представление о золотом веке Кроноса связано с поисками разочарованными в настоящем греками утопического идеала, и поэтому какие-либо твердые даты в этом случае вряд ли уместны. Отметим только, что в хронике позднейшего, уже христианского автора Евсевия устроенные Гераклом игры относятся еще к десятым годам тринадцатого века до н. э.

Проводимые затем каждые пять лет, они в период так называемых «темных веков» (по-другому он еще называется гомеровским или же предполисным периодом) были забыты. И лишь в самом конце IХ в. до н. э. царь Элиды Ифит вместе с Ликургом, – великим реформатором и царем Спарты, – возобновил их проведение. Проводятся они теперь уже не через пять лет, а каждые четыре года. Участники этих игр состязались в беге на один стадий (чуть больше ста метров). По имени победителей в этих состязаниях назывались поначалу и сами игры; нумеровать начнут их позже.

Вот в связи с этой нумерацией вновь учрежденных Игр и определена была изначальная их дата. Первые олимпийские игры в Древней Греции, согласно позднейшим вычислениям греческих историков, были проведены в 776 году до Рождества Христова. Год этот не совсем согласуется с датировкой жизни самих учредителей, – Ифита и Ликурга, – но все же стал отправной точкой для греческого летоисчисления по олимпиадам.

Что означал в Древней Греции термин олимпиада

Термин олимпиада в Древней Греции означал не только и не столько сами игры, но и временные циклы в четыре года, которые отделяли их друг от друга. Счет лет производился по олимпиадам. Первая олимпиада, вторая олимпиада, … двадцать пятая олимпиада. … Ну и так вплоть до 394 г. н. э., когда Феодосий запретил проведение Олимпийских игр, борясь с язычеством в уже на тот момент значительно христианизированной Римской империи.

Поскольку Игры проводились каждые четыре года, то годы в промежутке между ними отсчитывались как, например: первый год первой олимпиады, второй год первой олимпиады, третий год первой олимпиады, ну и так далее.

Олимпийские игры в истории античной цивилизации

Фото с сайта www.studfiles.ru

С течением времени Игры в Олимпии приобрели панэллинское, всегреческое значение. Сначала их участниками были граждане находящихся в Элиде гражданских общин (или городов государств, как их обычно и не совсем точно называют) – полисов. Затем к ним присоединились сначала полисы Пелопоннеса, Балканской Греции, а затем и всего мира античной эллинской цивилизации. Быть допущенным к участию в Играх означало автоматически признание греческого происхождения участника. Даже цари расположенной за олимпийским кряжем Македонии подчеркивали впоследствии свое родство с греками участием в их проведении!

К завершению архаической эпохи, т. е к концу VI в. до н. э., жизнь мира античных полисов в значительной мере определяли восстановленные древнегреческие игры. Олимпиады праздновались и признавались во всей Элладе.

Этот дух проводимого в честь бога Зевса праздника подчеркивался несколькими обстоятельствами:

  • игры проводились возле храма Зевса Олимпийского, в котором со временем будет помещено одно из «семи чудес света» – статуя самого этого бога, исполненная другом и современником знаменитого Перикла
  • на время проведения Олимпийских игр и в ознаменование празднества Зевса Олимпийского жрецами провозглашалось священное перемирие; под страхом отлучения от Игр и проклятия прекращались все войны, которые греческие полисы вели друг с другом практически беспрерывно.

Победители олимпийских игр в Древней Греции считались любимцами и избранниками бога Зевса. Их имена заносились в специальные списки, которые были упорядочены и сведены воедино неким Парабаллоном. Но и после него эти списки пересматривались, уточнялись в течение всех веков существования античной греко-римской цивилизации.

В Олимпии победителей награждали венками из дикорастущей оливы. Говорят, что персидский царь, – Великий царь царей, как он официально величался в титулатуре, – немало подивился, узнав об этой награде победителям! Царь, однако, не учел, что главной наградой был не просто венок их олив. Высшей наградой была слава, которую стяжали победители. На их родине, в полисах античной Греции, их почитали как героев. Им воздвигались статуи , они изображались на античной керамике. Имена их заносились в списки почетных, выдающихся граждан, их потомки гордились своими славными предками. На пути следования победителя на олимпийских играх, олимпионика, сносились городские укрепления: герой-победитель не мог пройти через городские ворота – вместе с ним в город вступал сопровождающий его Зевс! Ведущий войну с неприятелями полис, в ополчении которого находился олимпионик, побеждал почти непременно – рядом со своим любимцем, в первых рядах гражданского ополчения сражался сам Бог!

Не удивительно поэтому, что авторитет олимпиоников в родных полисах подвигал их к борьбе за первенство и в общественных делах, в политической борьбе. Олимпиоников и действительно часто избирали на высшие государственные должности. Из них, однако же, вырастали и древнегреческие тираны. Пользуясь личным авторитетом, выступая в качестве любимчиков Зевса, а зачастую еще и заручившись поддержкой дельфийского оракула, при поддержке демоса (или, по крайней мере, при его непротиводействии).

Одним из таких олимпиоников был и Килон. Пользуясь смутой и гражданскими неурядицами в Афинах, он задумал тоже стать тираном. Пифия (дельфийская пророчица) укрепила его в этих намерениях, провозгласив от имени Аполлона благоприятный оракул: Килон-де сможет установить тиранию, если сделает это он во время праздник на честь Зевса!

Дождавшись, когда в афиняне начнут чествовать бога, он и предпринял попытку установить единоличное правление. Попытка эта, однако, оказалась неудачной. Афинская знать, – соперники Килона, иногда известные не менее чем он, – сплотились и воспрепятствовали узурпации власти. Килон бежал, а его сторонники были убиты. Надежда на покровительство бога в этом случае себя не оправдала. Виноват, впрочем, как выяснилось позже, был не столько бог, сколько сам Килон. В Афинах существовало два праздника в честь Зевса. Одни из них – праздник Зевса Олимпийского, покровителя олимпиоников. Вот тогда Килону и следовало совершать попытку переворота! Он же не угадал своей судьбы.

Первые олимпийские игры в Древней Греции послужили началом славной череды олимпиад. Круг их участников непрерывно расширялся. Со времен установления римского владычества участие в них принимали даже римские императоры.

Увеличивалось и число соревнований. К первоначальному бегу на один стадий постепенно прибавились и другие состязание в беге. Введены были и набирали огромную популярность различные конные ристалища, соревнования атлетов.

Фото с сайта ru.wikipedia.org

После запрещения Олимпийских игр их проведение прекратилось на многие столетия. Лишь в конце девятнадцатого века, когда новая Европа, следуя античным образцам, обратилась к спорту, по инициативе Пьера де Кубертена были возрождены и состязания, столь популярные в античной греко-римской цивилизации. То были Олимпийские игры. Примечательно, что одно из любимейших в античности состязаний, – древнегреческая борьба панкратион, – олимпийский вид спорта и в программе современных Олимпиад.

Античность, с ее идеалом всесторонне развитой личности утверждается все больше и больше. Особенно это чувствуется во время проведения каждых новых Олимпийских игр. Своим духом борьбы, состязания, в которой, вопреки всему, высшей наградой остается слава победителя, они вполне напоминают олимпийские игры в Древней Греции. Картинки, которые мы наблюдаем с экранов телевизора, мониторов компьютеров или с трибун олимпийских стадионов, – лучшее тому подтверждение!

perstni.com

Античные Олимпийские игры. История.

 Античные Олимпийские игры

Часть 1. История

Олимпийские игры — древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.

Однако есть свидетельства о возникновении Олимпиад из другого культа — спортивных игр в честь Пелопса (попытка первая). Здесь уместно сделать небольшой шаг в сторону греческих мифов, чтобы напомнить читателям об истории этого героя. Пелопс был сыном печально известного Тантала — того самого, что по сию пору испытывает муки в царстве Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной смертью и чудесным спасением — отец его в ослеплении вседозволенностью (он был сыном Зевса), решив проверить проницательность олимпийских богов, пригласил их на пир, одно из блюд на котором было приготовлено из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала, боги не коснулись страшного кушанья, только лишь Деметра, скорбящая о потере дочери Персефоны, не обратив внимания, съела плечо мальчика. Однако Гермес своими чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой кости сделал ему новое плечо. Тантал был наказан, а юный Пелопс получил власть в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось ему править — войной пошел на него могущественный царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден был покинуть родину (не забыв при этом свои сокровища). В сопровождении отряда земляков он отправился на юг Греции, где поселился на полуострове, до сих пор носящем его имя, — Пелопоннесе. Увидев однажды дочь царя города Писы Эномая красавицу Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее в жены. А надо сказать, сие желание не было оригинальным, но жуткое предсказание Эномаю о его смерти от руки зятя являлось препятствием в этом мероприятии. Не имевший равных себе во всей Греции в искусстве управления колесницей и владевший самыми быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал соискателям руки и сердца дочери скачки через весь Пелопоннес — от Писы до Коринфа. Побежденный жених оплачивал проигрыш своей жизнью. Но даже это не останавливало желающих — настолько хороша была Гипподамия. Головы несчастных жертв красоты Эномай прибивал к воротам своего дворца. Не миновала бы чаша сия и нашего героя, но... Унаследовавший от отца гордыню, коварство и изобретательность, Пелопс сделал ход конем — наобещав возничему Эномая Миртилу золотые горы, сын Тантала заручился его обещанием не вставлять чеки в оси колесницы, что должно было задержать царя Писы в дороге. Замысел удался на славу — на всей скорости колеса соскочили с осей, колесница опрокинулась, и гордый Эномай бесславно погиб в пыли не единожды покоренной им трассы. Победитель торжественно вернулся в Пису, взял в жены Гипподамию, а заодно сел на престол убитого им тестя. Все бы хорошо, да тут Миртил вспомнил, кому должен быть благодарен Пелопс за так неожиданно доставшийся ему приз, и потребовал аж полцарства (по другой версии — первую брачную ночь с Гипподамией). В Пелопсе вновь проснулись Танталовы жадность и коварство. Истории неизвестно, какой такой уловкой заманил Пелопс Миртила на высокую скалу, однако итог встречи был печален — новоявленный монарх столкнул возничего в море. По греческой традиции Миртил успел сделать единственное, на что у него хватило времени падения, а именно — проклясть Пелопса и все его потомство. В честь себя любимого Пелопс и учредил данные игры, по свидетельству Павсания, "более блестящие, чем кто-либо до него".

Археологи нашли подтверждение связи культа Пелопса с Олимпийскими играми. На так называемом священном участке Зевса в Олимпии — городе проведения игр — они обнаружили остатки святилища Пелопса приблизительно конца 2-го тысячелетия до н. э.

Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу. Как мы помним, шестым подвигом Геракла было очищение "авгиевых конюшен" — скотного двора Авгия. (Ох, и фантазия была у работодателя Геракла — Эврисфея.) Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно — стада. Триста белоногих быков, двести — красных, как пурпур, двенадцать — белоснежных, как лебеди, и один — сияющий, как звезда (забавно, но в легендах нет ни слова о лошадях). Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. И вот эту помойку и предложил Авгию очистить Геракл всего за один день и десятую долю его стад. Авгий согласился на столь выгодное предложение и, как оказалось, прогадал. Геракл, не мелочась, направил на скотный двор потоки двух элидских рек — Алфея и Пенея, а после просто восстановил разрушенные водой стены. Тут мы снова сталкиваемся с прямо-таки патологической греческой жадностью — не захотел Авгий расставаться со своими любимыми зверушками и выгнал Геракла. Последний оказался весьма злопамятным парнем, через несколько лет вторгся в Элиду с большим войском и убил своего должника. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.

Но это все легенды, а вот что история говорит о третьей — самой удачной — попытке. Первые Олимпиады были событием весьма локального характера и привлекали не слишком много как участников, так и зрителей — только жителей Элиды и Спарты: имена победителей первых одиннадцати Олимпийских игр принадлежат уроженцам Западного Пелопоннеса. Кстати, традиционно считается, что правила и порядок проведения игр установили Ликург (правитель Спарты, осуществлявшей протекторат над Элидой), Клеосфен (правитель Писы) и Ифит (правитель Элиды). Текст этого договора об олимпийских состязаниях был запечатлен на бронзовом диске, о котором в IV веке до н. э. сообщал Аристотель и который во II в. до н. э. видел Павсаний. В самой первой Олимпиаде было единственное состязание — забег юношей на короткую дистанцию в 1 стадий (185 м). История сохранила нам и имя первого победителя-олимпионика (от греч. Ника — богиня победы) — им стал повар из Элиды Кореб.

Начиная с 660-го г. до н. э. — то есть, с 30-х игр — к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний. Олимпийские игры завоевали широкую популярность, а победители могли рассчитывать на щедрый приз, почести и всенародную славу. Олимпионик "короновался" хрестоматийным оливковым венком (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью. Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. Также в честь атлетов-победителей устанавливались скульптуры — иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя. Однако согласно Плинию, сходство эти скульптуры имели только с трехкратными победителями Олимпиад, остальные же могли довольствоваться лишь идеалистическим образом в свою честь. Родина не оставалась в долгу перед своими героями — они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении, что, согласитесь, более приятно и полезно, чем изваяние, не имеющее к тому же фактического сходства. Медные статуи Зевса (на дорическом диалекте называвшиеся занами), посвященные опозорившим себя участникам (например, уличенным в мошенничестве, подкупе и пр.) игр, выполнялись на деньги, полученные в виде штрафов, и ставились по сторонам дороги, ведущей на олимпийский стадион. Греки очень любили вещественные напоминания о событиях.

С 15-й Олимпиады — 720 г. до н. э., Спарта, имевшая характер военно-организованного родового союза, становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720—576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 — спартанцы. Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во "взрослую" категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.

В Спарте особое внимание уделялось вопросам физического воспитания граждан-воинов, чтобы с помощью оружия и военной силы закреплять свое господство над покоренными местными жителями. Спартанцы вообще отличались весьма строгими нормами поведения, а также неукоснительным их соблюдением. Например, несовместимым с честью спартанца считалось признание поражения. В связи с этим спартанцам было запрещено публично выступать в соревнованиях по кулачному бою и панкратию, ибо по правилам этих состязаний участник должен был или победить, или признать свое поражение. Сохранилась также легенда об одном старике, запоздавшем к началу соревнований. Весьма неудачно он пытался найти себе хоть какое-нибудь место среди осыпавших его насмешками и оскорблениями зрителей. Эти попытки привели его к группе спартанцев, сидевшей на "трибунах" — склонах холма Кроноса. Как один, спартанцы встали, уступая старику место. Растроганный, он сказал: "Все греки знают правила приличия, но выполняют их только спартанцы!".

В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова. На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов. На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.

Гегемония спартиатов в списках победителей заканчивается к 50-й Олимпиаде. Среди западно-греческих городов выделяется основанный на юге Италии Кротон. Знаменитый Милон Кротонский был шестикратным чемпионом по борьбе Олимпийских (532—512 гг. до н. э.) и шестикратным же — Пифийских игр. Современники сравнивали его с Гераклом и Ахиллом, его феноменальная сила стала легендой. Публика ревела от восторга, когда он, неся на плечах живого быка, появлялся на стадионе. Убив быка затем одним ударом в голову, Милон целиком съедал его в течение дня. Погиб Милон Кротонский очень глупо — решив в очередной раз испытать свою силу, застрял в расщепленном дереве и был сожран волками заживо. Всего же в период с 564 по 510 гг. до н. э. в списках победителей мы находим 13 кротонцев. Сложилась даже пословица, что последний из кротонцев равен первому среди остальных греков.

Чемпион пятиборья 444 г. до н. э. Икк из Тарса стал впоследствии тренером и прославил свое имя (помимо побед, разумеется) первым в истории спорта руководством по тренингу спортсменов. Весьма новаторскими для того времени были рекомендации специальной диеты, отказ от излишеств, а также запрет на сексуальные отношения непосредственно перед состязаниями. Только вот десятикратный чемпион игр между 328 и 292 годами до н. э. Геродор из Мегары наверняка не читал рекомендация Икка. Говорят, что во время обычных своих тренировок он съедал за раз по 15 фунтов хлеба с мясом и выпивал несколько галлонов разбавленного вина.

Вполне закономерно, если у читателей возник вопрос, а откуда известны поименно эти чемпионы? Софист, математик и астроном V в. до н. э. Гиппий впервые опубликовал список победителей прошедших за три века Олимпиад. Юлий Африкан также приводит перечень победителей Олимпийских игр вплоть до своего времени, т. е. до 217 г. н. э — 249-й Олимпиады включительно. Евсевий Памфил Кесарийский, епископ и историк, нигде об этом не упоминая, столетием позднее переписал список Африкана в своей "Хронике".

Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей. Его девятитомная Хронография (Chronographiai) охватывала период от разрушения Трои (датированного автором 1184/83 гг. до н. э.) до смерти Александра (323 г. до н. э.).

Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI—IV вв. до н. э. — Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия — центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства. Также и система физического воспитания, популяризируемая Олимпийскими играми, дала свои плоды: греки были явно успешнее в поединках, навыки бега, кулачной борьбы, панкратия пригодились в битвах.

Популярность и успех Олимпийских игр привели к тому, что уже к началу VI в. и в других частях Греции стали проводить подобные соревнования. В 590 (или 582) г. до н. э. были реорганизованы Пифийские игры в Дельфах, в 573 г. до н. э. — Немейские игры в Арголиде, в 572 г. до н. э. — Истмийские игры близ Коринфа. Все эти игры проводились раз в два или четыре года с таким расчетом, чтобы на каждый год выпадали какие-либо состязания. Атлет, побеждавший на всех четырех играх в течение одного периода, получал звание периодоника. В истории сохранились имена спортсменов, ставших периодониками даже несколько раз. Упоминавшийся выше Милон Кротонский занимает среди них первое место — периодоником он был шесть раз. В списках олимпийских победителей присутствует 46 периодоников.

В этот же период появляется звание "триаст" — тройной победитель, одержавший победу в сразу трех состязаниях, проходивших в один день — в беге, двойном беге и в беге с оружием. Два раза звание триаста завоевывал родосец Леонидас, получивший на 4 Олимпиадах подряд 12 венков победителя.

Совершенно очевидно, что состязания, имеющие столь большую популярность, не могли обойтись без определенных, специально разработанных правил и условий их проведения. Ну, а долгая история наверняка способствовала рождению традиций. 

© Ulli Uletova, 2004    

ancient.gerodot.ru

Олимпийские игры (античные) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

АНТИ́ЧНЫЕ ОЛИМПИ́ЙСКИЕ И́ГРЫ — в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп и холма Кроноса — Крониона. По мифологическому преданию, Олимпийским играм предшествовали погребальные игры в честь героя Пелопса, впоследствии возобновленные Гераклом. Пелопс и Геракл считались также учредителями первых видов состязаний: скачек на колесницах, бега и борьбы. В 4 в. до н. э. на основании реконструкции списков победителей была условно определена дата первых Игр — 776 до н. э. Установление порядка их проведения приписывалось в древности царю Элиды Ифиту, спартанскому законодателю Ликургу и ахейцу из Писы Клеосфену, заключившим (с одобрения дельфийского оракула) священный союз. Текст договора о правилах состязания был записан на бронзовом диске, о нем в 4 веке до н. э. сообщает Аристотель, во в 2 веке в храме Геры его еще видел Павсаний.В Играх, поначалу имевших местный характер, с 15-й Олимпиады принимают участие жители Пелопоннеса, с 30-й всей Греции, начиная с 40-х Игр к участию в состязаниях допускаются малоазийские греки и греки Великой Греции (Южная Италия) и Сицилии. Варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей. После завоеваний Филиппа II Македонского (4 в. до н. э.), в эпоху эллинизма и во время господства Рима (со 2 века до н. э.) участниками Игр могли быть даже выходцы из самых дальних окраин. Замужним женщинам, за исключением жрицы богини Деметры, запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.

Дата проведения Игр, начинавшихся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, определялась особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами — спондофорами. С этого момента начиналась экехерия — священное перемирие, длившееся два месяца (апполоний и парфений по элейскому календарю), когда прекращались все военные действия и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх.

Агонотесией — организацией праздника — с 572 до н. э. ведали граждане Элиды, из числа которых на каждую Олимпиаду выбирали от 1 (в раннее время) до 12 (в позднейшую эпоху) судей — элланодиков, деятельность которых контролировал Олимпийский Совет — буле. Порядок на празднике поддерживали рабдохи-палочники. Для тренировок предназначались палестры, для состязаний — стадион, гипподром и гимнасион с помещениями для атлетов, вокруг которого располагались площадки для борьбы. У алтаря Зевса Горкия атлеты приносили клятву в соблюдении правил олимпийских состязаний; статуя державшего в обеих руках молнии Зевса в булевтерионе была призвана внушать страх нарушителям законов Игр. У входа на стадион на каменной террасе были выставлены Заны — медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов — нарушителей правил соревнований.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й — состязания мужчин, в 4-й — конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Долихос

Апене

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192, 27 м). В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) — борьба и пятиборье, или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23 Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю — впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.) — верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен бег в полном вооружении — гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.) — кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.) — синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.) — бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200 до н. э.) — панкратий для мальчиков.

Олимпионик

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград. Имя победителя-олимпионика, имя его отца торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й — им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

Храм Зевса в Олимпии

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы — теоры — представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах).В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада — 80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого. В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.
  • Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
  • Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.
  • Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.
  • Пиндар. Вакхилид: Оды. Фрагменты. М., 1980.
  • Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
  • Mezo F. Geschichte der Olympischen Spiele. Muenchen, 1930.
  • Curtius E. Olympia. Berlin, 1935.

megabook.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"