Метафора или олицетворение? Как их отличить? В чем разница между олицетворением и метафорой


Чем метафора отличается от олицетворения? Примеры

Метафора отли­ча­ет­ся от оли­це­тво­ре­ния слож­но­стью сво­ей струк­ту­ры и мно­го­знач­но­стью создан­но­го обра­за на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва.

Чтобы понять, чем отли­ча­ет­ся мета­фо­ра от оли­це­тво­ре­ния, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти лите­ра­ту­ро­вед­че­ские тер­ми­ны, как они воз­ни­ка­ют в худо­же­ствен­ной речи.

Метафора — образное выражение

Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. Одним из них явля­ет­ся мета­фо­ра. Метафора — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, образ­ный обо­рот речи, как и сле­ду­ю­щие тро­пы:

и т. п.

Метафора — это образ­ное сло­во или выра­же­ние, осно­ван­ное на сопо­став­ле­нии пред­ме­та с новым пред­ме­том или явле­ни­ем на осно­ве их сход­ства в чем-либо.

Например:

  • заря жиз­ни;
  • воро­бьи­ная прыть;
  • камен­ное лицо

Олицетворение — прием в литературе

Часто писа­те­ли и поэты при­бе­га­ют к одной из раз­но­вид­но­стей мета­фо­ры — оли­це­тво­ре­нию, что­бы создать ёмкий и яркий образ при­ро­ды или явле­ния. Художники сло­ва наде­ля­ют нежи­вые пред­ме­ты свой­ства­ми и каче­ства­ми чело­ве­ка. Так воз­ни­ка­ет оли­це­тво­ре­ние. Предметы оста­ют­ся нежи­вы­ми, но у них появ­ля­ют­ся чело­ве­че­ские каче­ства. Явления или пред­ме­ты, живот­ные, пти­цы ведут себя как люди: раз­го­ва­ри­ва­ют, дума­ют, печа­лят­ся или раду­ют­ся.

Могучий день при­шел. Деревья вста­ли пря­мо,Вздохнули листья. В дере­вян­ных жилахВода зака­па­ла.

Н. Заболоцкий. Утренняя пес­ня.

Олицетворение — лите­ра­тур­ный при­ем, осно­ван­ный на том, что чело­ве­че­ские каче­ства, свой­ства, осо­бен­но­сти пове­де­ния при­пи­сы­ва­ют­ся неоду­шев­лен­ным пред­ме­там.

Метафора и оли­це­тво­ре­ние — это тро­пы, кото­рые исполь­зу­ют­ся в худо­же­ствен­ной речи. Тем не менее это раз­ные образ­ные средcтва. Как их отли­чить друг от дру­га? Какие основ­ные отли­чия мета­фо­ры от оли­це­тво­ре­ния?

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с дру­гим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, напри­мер:

Летний вечер  тих и ясен;Посмотри, как дрем­лют ивы;Запад неба бледно-красен,И реки бле­стят изви­вы.

А. А. Фет

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень;
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солн­це.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и про­зрач­но:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок сме­ет­ся;
  • буря воет — волк воет;
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злит­ся.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же одно­знач­но.

И гре­зит пруд, и дрем­лет тополь сон­ный,Вдоль туч сколь­зя вер­ши­ной заост­рен­ной,Где воз­дух, свет и думы — заод­но,И грудь дро­жит от стра­сти неми­ну­чей.И вет­кою все про­сит­ся паху­чейАкация в рас­кры­тое окно!

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Марины Цветаевой:

И корот­кую пес­ню раз­лу­ки паро­воз­ные пели гуд­ки.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

Чем отличается метафора от олицетворения

Речь – мощное средство воздействия на человеческую психику и в то же время тонкий инструмент формирования мировосприятия. Выразительность речи достигается многими способами, в том числе и активным использованием тропов – слов и выражений, употребленных в непрямом, переносном значении. Такой перенос всегда основан на подобии, которое может быть выражено в большей или меньшей степени в зависимости от цели речи и ее образного строя.

Наиболее распространенными в живой речи и художественных литературных текстах считаются метафора и сравнение.

Определение

Метафора – слово или выражение, наделенное непрямым значением, в котором заключается сравнение объектов речи на основе сходства внешних признаков или внутреннего содержания.

Олицетворение – троп, благодаря которому свойства характера и особенности поведения человека переносятся на неодушевленные предметы или животных по схожести проявлений в субъективном восприятии: воет ветер (звуковое сходство), клонит голову береза (сходство по типу движения).

к содержанию ↑

Сравнение

Метафорические образы рождаются как непрямое сравнение, которое подразумевает, но не называет общие признаки или качества объектов речи. Метафора всегда ассоциативна. Ее содержание обладает многозначностью и многоплановостью. Восприятие и понимание метафоры зависит от возможности чувствовать разницу между прямым смыслом высказывания и скрытым подтекстом, в котором и заключается содержательная ценность метафорического образа.

Олицетворение имеет более простую структуру и прямо называет характерные для человека черты или действия, перенесенные в мир неодушевленных предметов или объектов и явлений живой природы.

МетафораОлицетворение
Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

(С. Есенин)

Дремлет взрытая дорога… (С. Есенин)
Это душевное безветрие рождало скупость мыслей, ограничивало горизонты и приручало к дивану.В трубе завывает ветер. Диван вздохнул и скрипнул пружинами. Горизонт убегал, но манил и сулил перемены.
Этой ночью за парком знобило трясину. (Б. Пастернак) Зябко ежатся сыроежки, веселятся рыжики.

В олицетворении очевидно переносное значение ключевого слова: дорога дремлет, то есть находится в покое, по ней никто не ездит. Ветер производит звуки, похожие на вой. Горизонт – условная черта, которой невозможно достичь при любой скорости движения.

Метафорическое значение гораздо сложнее. Оно разворачивается в многоступенчатую фразу: выражение «знобило трясину» вызывает ассоциации с холодом, осенней сыростью, преддверием зимы, неуютностью ноябрьского пейзажа и с тем, что в жизни заканчивается какой-то по-настоящему светлый, наполненный радостью и яркими ощущениями период. Внешний признак дрожащей болотистой местности переносится в сферу психологического восприятия недобрых перемен и рождает в воображении далекую от реальной картину, вовсе не связанную ни с трясиной, ни с осенними холодами.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Метафора – троп, в котором перенос значения не содержит прямого указания на объект сравнения. В олицетворении называется конкретное человеческое качество или действие, перенесенное на неодушевленный объект речи.
  2. Метафора имеет более сложную по сравнению с олицетворением структуру.
  3. Олицетворение однозначно. Метафора отличается многозначностью и во многих случаях может быть истолкована в соответствии с субъективным восприятием.

thedifference.ru

Объясните, разницу между олицитворением и метафорой

олицитворение- это кгда к неодушевленным предметам приписывают свойства одушевленных. А метафора- это красочное сравение чего либо. Наиболее распространены метафоры, образованные по принципу ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, когда НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ предмет получает свойства ОДУШЕВЛЕННОГО, как бы приобретает лицо.

1). Обычно два компонента метафоры-олицетворения представляют собой подлежащее и сказуемое: «вьюга злилась» , «ночевала тучка золотая» , «играют волны» . «Злиться» , то есть испытывать раздражение, может лишь человек, но «вьюга» , метель, погружая мир в холод и мрак, тоже приносит "зло". «Ночевать» , спокойно спать ночью, способны лишь живые существа, «тучка» же олицетворяет молодую женщину, нашедшую неожиданный приют. Морские «волны» в воображении поэта «играют» , подобно детям.

ПРИМЕРЫ метафор такого типа мы часто находим в поэзии А. С. Пушкина: Не вдруг восторги бросят нас… Над ним летает смертный сон.. . Промчались дни мои… Жизни дух проснулся в нем.. . Отечество тебя ласкало… Пробуждается поэзия во мне… Буря мглою небо кроет…

2). Многие метафоры-олицетворения построены по способу управления: «лиры пенье» , «говор волн» , «любимец моды» , «счастья баловень» и др. Музыкальный инструмент подобен человеческому голосу, и он тоже «поет» , а плеск волн напоминает тихую беседу. «Любимец» , «баловень» бывают не только у людей, но и у своенравной «моды» или у переменчивого «счастья» . ПРИМЕРЫ: «зимы угрозы» , «бездны глас» , «утеха грусти» , «день уныния» , «сын лени» , «нити… веселья» , «брат родной по музе, по судьбам» , «жертва клеветы» , «соборов восковые лики» , «радости язык» , «скорби груз» , «надежду юных дней» , «страницы злобы и порока» , «святыни голос» , «волею страстей» . Итак, большая часть метафор создается по принципу ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, которое может считаться ОСОБЫМ ВИДОМ ТРОПА. II. Но существуют метафоры, образованные иначе. Критерий различия здесь - принцип одушевленности и неодушевленности. Неодушевленный предмет НЕ получает свойств одушевленного.

1). Подлежащее и сказуемое: «кипит желанье» , «глаза горят» , «сердце пусто» . Желание в человеке может проявляться в сильной степени, бурлить и «кипеть» . Глаза, выдавая волнение, сияют и «горят» . Сердце, душа, не согретые чувством, могут стать «пустыми» . ПРИМЕРЫ: «я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем» , «не вдруг увянет наша младость» , «полдень… пылал» , «луна плывет» , «текут беседы» , «рассказы расстилались» , «любовь… угасла» , «я тень зову» , «жизнь упала» . 2). Словосочетания, построенные по способу управления, тоже могут, являясь метафорами, НЕ являться олицетворением: «кинжал измены» , «гробница славы» , «цепью облаков» и др.

otvet.mail.ru

Метафора или олицетворение? Как их отличить?

Метафора или олицетворение? Как их отличить?

  • И метафора, и олицетворение похожи, но по-своему различаются. Олицетворяют чаще всего неживой предмет, сравнивая его с личностью, с человеком. Метафора же применима абсолютно ко всему, она усиливает и подчеркивает свойства предмета или характер человека, скажем.

  • Метафора это перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков,-Пушкин выразилсяquot; пока свободою горимquot;- горим и есть признак метафоры, то есть, инопланетянину надо объяснять, что стремимся и сильно желаем свободы. А олицетворение это- разновидность метафоры, тут уже явления природы или неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ. Есенин блестяще этим владел,- руки милой- пара лебедей, в золоте моих волос ныряют.

    Сколько всего в одном...В вопросе олицетворение в каком-то скрытом сравнении, плывет- движется воздушным потоком.Если бы облака, как белые гуси плыли по синему озеру неба,тогда можно и по разбирать, а плыть много чего может и не факт- живое.

  • Олицетворение в какой-то мере тоже метафора, но она основана

    Олицетворение применяют к описанию природы. Наверное, это и есть главный отличительный признак. Посмотреть, какие есть примеры метафор и олицетворения в тексте известных произведений можно здесь.

  • Для того чтобы отличить метафору от олицетворения, давайте рассмотрим определения этих двух средств языковой выразительности. Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении, которое заключается в сравнении предметов или явлений, обладающих схожими признаками. Олицетворение - это литературный прием, при котором особенности поведения свойства характера человека присваиваются неодушевленным предметам по принципу схожести проявлений. Метафора и олицетворение являются художественными тропами.

    Отличия метафоры от олицетворения

    1. В метафоре перенос значения не имеет прямого указания на сравниваемый объект. В олицетворении называется качество человека или его действие, перенесенное на неодушевленный предмет.
    2. Метафора многозначна, во многих случаях может быть истолкована по-разному в связи с субъективным восприятием действительности. Олицетворение однозначно.
    3. Метафора по сравнению с олицетворением обладает более сложной структурой.

    Выражение quot;облако плыветquot; - это метафора, а не олицетворение. Плыть может не только человек, но и неодушевленный предмет (корабль, лодка, соломинка, пластмасса и т.д.).

  • Основные признаки метафор и олицетворений известны нам со школы, но для наглядности я приведу их краткие определения:

    Метафорой называют использование слова или нескольких слов, когда автор применяет переносный смысл, руководствуясь похожестью одного явления или предмета на другой по любому из выбранных признаков. Например: quot;заря жизниquot;.

    Олицетворением называют троп, сущность которого состоит в том, что автор приписывает тому или иному неодушевлнному явлению или предмету то или другое свойство живого существа. Например: quot;ветер воетquot;.

    _

    Как видим, метафора и олицетворение, по сути дела, находятся в гиперонимо-гипонимических лексических отношениях. Если проще - то олицетворение - это вид метафоры (очень часто - сухой, окаменевшей метафоры).

    _

    quot;Облако плывтquot; - это не олицетворение, поскольку плыть может не только живое существо, но и кусочек бумаги, соломинка или сгоревшая спичка. Но так как основным значением глагола quot;плытьquot; является quot;передвигаться на воде или в водеquot;, а облако в воде не находится, сочетание quot;облако плывтquot; является тропом. Это метафора. Достаточно сухая, стртая с лингвистической точки зрения.

  • Метафора - это лишь усиление какого-либо качестве предмета или героя повести, чтобы подчеркнуть эту характеристику. А олицетворение - это когда изначально неживое или выдуманное существо приобретает свойства живой личности.

    Пример олицетворения: quot;Береза в лесу начала шептаться с другими деревьями от нежного колыхания ветра.quot;

    Пример метафоры: quot;Береза была белее снега, аж смотреть было тяжко.quot; (пример слабый, но надеюсь, что логику вы поняли).

  • Начнем с олицетворния. Олицетворение -- это художественный прием (троп) в литературе, когда неживой предмет наделяют свойствами живого существа. Например: сосулька плачет (то есть тает) --ребнок плачет; вулкан проснулся -- хозяин проснулся; человек отдыхает -- природа отдыхает.

    Метафора ,как художественный троп, основана на переносе свойств одного предмета на другой по принципу их СХОДСТВА в чем-то ( есть какие-то точки пересения в лексическом смысле, функции, форме, цвету и др. двух явлений).Вот примеры метафор:

    1) по форме: копна сена -- копна волос;

    2) по направлению, очертаниям: подошва башмака -- подошва горы; шляпка гриба -- элегантная шляпка;

    3) по функции : наш дворник -- автомобильные дворники;

    4) по цвету: розовые лепестки -- розовые очки и т.д.

    По большому счету, олицетворение -- это вид метафоры, но она появляется,когда неживому объекту приписываются, как я уже отметила выше, качества или действия живого человека.На мой взгляд, понятие метафоры гораздо шире, чем олицетворения.

    Облако плывет -- корабль плывет.Я бы отнесла это словосочетание к метафоре: как плывет судно по морской равнине, так и облако плывет по синему небу, похожему на океан.

  • Олицетворение и метафора - это тропы, которые используются для придания выразительности художественного текста.

    Под олицетворением понимают такой прием, когда неодушевленные предметы и животные наделяются чертами и свойствами человека.

    Например: Ива плачет.

    Весна пришла.

    Под метафорой понимают такой прием, когда слово употребляется в переносном значении для подчеркивания сходства с другим предметом или явлением.

    Например: Золотые косы.

    Солнечная улыбка.

    Музыка волн.

    Предложение quot;Облако плыветquot; более относится к метафоре, облако сравнивают с кораблем. А плыть могут не только одушевленные предметы, так что это не олицетворение.

  • Метафора с олицетворением имеют скажем так одинаковую функцию, но разные значения.

    Олицетворение(Персонофикация) имеет свойства оживлять неживые предметы, улучшая их качество. Когда к примеру какой то неживой предмет, можно оживить таким способом, пример:

    А Метафора может красить все, Метафора - это перенос явления или предметы действительности на другие, между ними должно быть контрастность. Вот пример:

    А по вашему вопросу quot;облако плыветquot; ответ будет разный, в зависимости от предложения, в котором он написан.

  • И то и другое относится к тропам, придают поэтическую образность повествованию. Отличить бывает непросто, но только не тому, кто понимает что оЛИЦЕтворение - когда неживому объекту приписываются качества или действия живого человека - почувствуйте это определение.

    • окно дышит, живой узор, отговорила роща, бежит время, встала река, говор волн, слепая ярость, язык хромает и др.

    А метафора прежде всего построена на ассоциациях схожих признаках, в какой-то мере синонимичных усилениях:

    • ледяное сердце, железные нервы, глаз-алмаз, quot;заяцquot; про безбилетника, солнечная улыбка, роща золотая, лабиринты любви, бронза мускулов и проч.
  • info-4all.ru

    Разница между метафора и олицетворение

    Язык - мощное средство воздействия на человеческую психику и в то же время тонкий инструмент формирования мировосприятия. Выразительность речи достигается многими способами, в том числе и активным использованием тропов - слов и выражений, принятых в косвенном, переносном смысле. Такой перенос всегда основано на подобии, которое может быть выражено в большей или меньшей степени в зависимости от цели речи и ее образного строя.

    Наиболее распространенными в живой речи и художественных литературных текстах считаются метафора и олицетворение.

    Что такое метафора и олицетворение

    Метафора - это слово или выражение, наделенное косвенным значением, которое заключается в сравнении объектов вещания на основе сходства внешних признаков или внутреннего содержания.

    Олицетворение - это троп, благодаря которому свойства характера и особенности поведения человека переносятся на неодушевленные предметы или животных по схожести проявлений в субъективном восприятии: воет ветер (звуковая сходство), клонит голову береза (сходство по типу движения).

    Сравнение метафоры и олицетворения

    В чем же разница между метафорой и олицетворением?

    Метафорические образы рождаются как косвенное сравнение, которое подразумевает, но не называет общие признаки или качества объектов языка. Метафора всегда ассоциативная. Ее содержание должно многозначность и многоплановость. Восприятие и понимание метафоры зависит от возможности чувствовать разницу между прямым смыслом высказывания и скрытым подтекстом, в котором и заключается содержательная ценность метафорического образа.

    Олицетворение имеет более простую структуру и прямо называет характерные для человека черты или действия, перенесены в мир неодушевленных предметов или объектов и явлений живой природы.

    В олицетворении очевидно переносное значение ключевого слова: дорога дремлет, то есть находится в покое, по ней никто не ездит. Ветер производит звуки, похожие на вой. Горизонт - условная черта, которой невозможно достичь при любой скорости движения.

    Метафорическое значение намного сложнее. Оно разворачивается в многоступенчатую фразу: выражение «лихорадило трясину» вызывает ассоциации с холодом, осенней сыростью, накануне зимы, неуютность ноябрьского пейзажа и с тем, что в жизни заканчивается какой-то по-настоящему светлый, наполненный радостью и яркими ощущениями период. Внешний признак дрожащей болотистой местности переносится в сферу психологического восприятия нехороших изменений и рождает в воображении далекую от реальной картину, совсем не связанную ни с трясиной, ни с осенними холодами.

    Таким образом, различие метафоры от олицетворение заключается в следующем:

    1. Метафора - троп, в котором перенос значения не содержит прямого указания на объект сравнения. В олицетворении называется конкретная человеческая качество или действие, перенесенное на неодушевленный объект языка.
    2. Метафора имеет более сложную по сравнению с олицетворением структуру.
    3. Олицетворение однозначно. Метафора отличается многозначностью и во многих случаях может быть истолкована в соответствии с субъективным восприятием.

    fizika-ili-himija.ru

    Метафора и олицетворение разница — Объясните, разницу между олицитворением и метафорой — 22 ответа

    

    В разделе Домашние задания на вопрос Объясните, разницу между олицитворением и метафорой заданный автором Край Сна лучший ответ это Метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.Олицетворение (персонификация, прозопопея) — троп, присвоение свойств одушевлённых предметов к неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.примеры метафор: Пластилин (прежде, чем что-то вылепить, необходимо разогреть) .Говорящий попугай (бездумно повторяющий одни и те же приемы) .Ветки вишни (благодаря гибкости, сбрасывают с себя мокрый снег) .Бумеранг (энергия атаки возвращается и поражает агрессора) .Свойства ртути (текучесть и восстанавливаемость при высоком весе) .Айсберги тают в теплых морях, хотя рождены в Антарктиде.Рыбы в аквариуме - не всплывают и не тонут (метафора равновесия) .Источник:

    Ответ от 22 ответа[гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Объясните, разницу между олицитворением и метафорой

    Ответ от Европеоидный[гуру]олицитворение- это кгда к неодушевленным предметам приписывают свойства одушевленных. А метафора- это красочное сравение чего либо.Наиболее распространены метафоры, образованные по принципу ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, когда НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ предмет получает свойства ОДУШЕВЛЕННОГО, как бы приобретает лицо.1). Обычно два компонента метафоры-олицетворения представляют собой подлежащее и сказуемое: «вьюга злилась» , «ночевала тучка золотая» , «играют волны» .«Злиться» , то есть испытывать раздражение, может лишь человек, но «вьюга» , метель, погружая мир в холод и мрак, тоже приносит "зло". «Ночевать» , спокойно спать ночью, способны лишь живые существа, «тучка» же олицетворяет молодую женщину, нашедшую неожиданный приют. Морские «волны» в воображении поэта «играют» , подобно детям.ПРИМЕРЫ метафор такого типа мы часто находим в поэзии А. С. Пушкина:Не вдруг восторги бросят нас…Над ним летает смертный сон.. .Промчались дни мои…Жизни дух проснулся в нем.. .Отечество тебя ласкало…Пробуждается поэзия во мне…Буря мглою небо кроет…2). Многие метафоры-олицетворения построены по способу управления: «лиры пенье» , «говор волн» , «любимец моды» , «счастья баловень» и др.Музыкальный инструмент подобен человеческому голосу, и он тоже «поет» , а плеск волн напоминает тихую беседу. «Любимец» , «баловень» бывают не только у людей, но и у своенравной «моды» или у переменчивого «счастья» .ПРИМЕРЫ: «зимы угрозы» , «бездны глас» , «утеха грусти» , «день уныния» , «сын лени» , «нити… веселья» , «брат родной по музе, по судьбам» , «жертва клеветы» , «соборов восковые лики» , «радости язык» , «скорби груз» , «надежду юных дней» , «страницы злобы и порока» , «святыни голос» , «волею страстей» .Итак, большая часть метафор создается по принципу ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, которое может считаться ОСОБЫМ ВИДОМ ТРОПА.II. Но существуют метафоры, образованные иначе. Критерий различия здесь - принцип одушевленности и неодушевленности. Неодушевленный предмет НЕ получает свойств одушевленного.1). Подлежащее и сказуемое: «кипит желанье» , «глаза горят» , «сердце пусто» .Желание в человеке может проявляться в сильной степени, бурлить и «кипеть» . Глаза, выдавая волнение, сияют и «горят» . Сердце, душа, не согретые чувством, могут стать «пустыми» .ПРИМЕРЫ: «я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем» , «не вдруг увянет наша младость» , «полдень… пылал» , «луна плывет» , «текут беседы» , «рассказы расстилались» , «любовь… угасла» , «я тень зову» , «жизнь упала» .2). Словосочетания, построенные по способу управления, тоже могут, являясь метафорами, НЕ являться олицетворением: «кинжал измены» , «гробница славы» , «цепью облаков» и др.

    Ответ от 2 ответа[гуру]

    Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

     

    Ответить на вопрос:

    22oa.ru

    Чем метафора отличается от сравнения. Примеры

    Метафора и срав­не­ние, осно­ван­ные на сопо­став­ле­нии пред­ме­тов, име­ют ряд отли­чий как образ­ные сред­ства язы­ка — троп и сти­ли­сти­че­ская фигу­ра. Выясним, чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от срав­не­ния.

    В язы­ке про­из­ве­де­ний рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры очень рас­про­стра­не­ны мета­фо­ры и срав­не­ния, чем отли­ча­ет­ся худо­же­ствен­ный стиль от дру­гих сти­лей речи. Оба сред­ства образ­но­сти речи, мета­фо­ра и срав­не­ние, име­ет неко­то­рое сход­ство, так как осно­ва­ны на сопо­став­ле­нии при­зна­ков пред­ме­тов или явле­ний. Проанализировав, что вклю­ча­ют в себя эти линг­ви­сти­че­ские тер­ми­ны, опре­де­лим основ­ные отли­чия мета­фо­ры от срав­не­ния.

    Метафора в художественной речи

    Для уси­ле­ния образ­но­сти речи худож­ни­ки сло­ва широ­ко исполь­зу­ют такой образ­ный обо­рот речи, как мета­фо­ра.

    Метафора — это троп, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на сопо­став­ле­нии при­зна­ков пред­ме­тов или явле­ний пр прин­ци­пу схо­же­сти в чем-то (раз­ме­ра, про­тя­жен­но­сти, фор­мы, рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, функ­ции и др.).

    В резуль­та­те исполь­зо­ва­ния мета­фо­ры воз­ни­ка­ет пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва. Можно утвер­ждать, что семан­ти­ка сло­ва за счет это­го рас­ши­ря­ет­ся, ведь к основ­но­му зна­че­нию лек­се­мы добав­ля­ет­ся пере­нос­ное, мета­фо­ри­че­ское зна­че­ние, напри­мер:

    золо­той харак­тер — харак­тер, как золо­то.

    Сквозь язы­ко­вую приз­му пере­осмыс­ле­ния зна­че­ния сло­ва воз­ни­ка­ет этот троп, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на срав­не­нии, сопо­став­ле­нии ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­нии общих их при­зна­ков:

    • желез­ный гвоздь — желез­ная воля;
    • брон­зо­вый под­свеч­ник — брон­зо­вый загар;
    • бога­тыр­ское тело­сло­же­ние — бога­тыр­ское здо­ро­вье.

    Метафора — это все­гда срав­не­ние, но не явное, а скры­тое, кото­рое мож­но раз­вер­нуть и пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

    • бога­тыр­ское здо­ро­вье — у него отлич­ное здо­ро­вье, как у насто­я­ще­го бога­ты­ря;
    • зер­ка­ло озе­ра — гладь озе­ра засты­ла, как насто­я­щее зер­ка­ло.

    Сравнение — стилистическая фигура речи

    Сравнение отно­сят к фигу­рам речи — сти­ли­сти­че­ским или рито­ри­че­ским обо­ро­там, высту­па­ю­щим в каче­стве образно-выразительных и уси­ли­тель­ных средств язы­ка. Одной из самых рас­про­стра­нен­ных фигур речи явля­ет­ся срав­не­ние.

    Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ем, осно­ван­ный на образ­ном сопо­став­ле­нии двух пред­ме­тов, явле­ний или состо­я­ний души чело­ве­ка, при­ро­ды и пр.

    При срав­не­нии опре­де­лен­ный пред­мет или явле­ние непо­сред­ствен­но срав­ни­ва­ет­ся с дру­гой реа­ли­ей дей­стви­тель­но­сти. При этом часто упо­треб­ля­ют­ся срав­ни­тель­ные сою­зы «как», «слов­но», «буд­то», «точ­но», что» и пр. В таком слу­чае срав­не­ние син­так­си­че­ски оформ­ля­ет­ся в виде срав­ни­тель­но­го обо­ро­та.

    На небе ярко сверк­ну­ла, как живой глаз, пер­вая звез­доч­ка, и в окнах домов замель­ка­ли огонь­ки (И. Гончаров).

    Отличие метафоры от сравнения

    Выяснив зна­че­ние линг­ви­сти­че­ских тер­ми­нов «срав­не­ние» и «мета­фо­ра», мож­но сде­лать неко­то­рые выво­ды об их отли­чии.

    1. Это раз­ные язы­ко­вые сред­ства выра­зи­тель­но­сти:

    • мета­фо­ра — это троп;
    • срав­не­ние — сти­ли­сти­че­ская фигу­ра.

    2. Оба образ­ных сред­ства выра­зи­тель­но­сти речи осно­вы­ва­ют­ся на сопо­став­ле­нии черт, при­зна­ков, свойств  или состо­я­ний пред­ме­тов, но

    • срав­не­ние выра­жа­ет­ся явно, пря­мо ука­зы­вая на сход­ство в чем-то ана­ли­зи­ру­е­мых пред­ме­тов;
    • мета­фо­ра — это скры­тое, зашиф­ро­ван­ное, опо­сред­ство­ван­ное срав­не­ние.

    3. Метафора созда­ет­ся на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва и рас­ши­ря­ет его лек­си­че­ское зна­че­ние. Сравнение сопо­став­ля­ет реаль­ные пред­ме­ты в их пря­мом зна­че­нии.

    4. Метафора — это более широ­кое, глу­бо­кое и объ­ём­ное срав­не­ние в отли­чие от пря­мо­го срав­не­ния как фигу­ры речи, в кото­рой вопло­ща­ют­ся отдель­ные, ино­гда слу­чай­ные при­зна­ки двух пред­ме­тов. Сравнение может быть состав­ля­ю­щим эле­мен­том раз­вер­ну­той мета­фо­ры.

    5. Различается язы­ко­вое оформ­ле­ние мета­фор и срав­не­ний. Сравнение часто тре­бу­ет ввод­ных слов в виде сою­зов, слов «напо­ми­на­ет», «похо­жий», «подо­бен» и пр. или оформ­ля­ет­ся фор­мой  тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го:

    Её пыш­ные воло­сы лег­ли на пле­чи, точ­но китай­ский шёлк.

    Это дерев­це похо­же на куд­ря­вую шеве­лю­ру.

    В этой ком­па­нии она чув­ству­ет себя бед­ной Золушкой.

    СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

    russkiiyazyk.ru



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"