Красивый почерк — советы для улучшения навыков письма. Упражнения для почерка для детей


Как исправить почерк ребенка - обзор методик и упражнений для школьников

По мнению ученых, ровный, красивый почерк свидетельствует о развитой мелкой моторике рук, о четкой взаимосвязи левого и правого полушария мозга, о связи логического и образного мышления. Детские психологи всеми силами пытаются убедить родителей, что «корявый» почерк ребенка – это повод задуматься о его психологическом состоянии.

О чем может рассказать родителям почерк их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость. Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе.
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв. Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв.
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • Пальчиковые игры. Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия.  Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы

Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.

Вниманию родителей мы хотим предложить еще ряд довольно простых упражнений, которые помогут детям лучше освоить навык письма.
  • Попросите ребенка положить ладошки на стол. По команде он должен поднимать и опускать попеременно каждый пальчик, переходя с одной ладони на другую. Это упражнение напоминает игру на пианино. Затем ребенок должен поднимать поочередно одинаковые пальцы на обеих руках.
  • Попросите ребенка зажать карандаш между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладонь, нарисовать любой рисунок.
  • Разложите на столе карандаши и дайте задание ребенку собрать их в кулак. Однако предупредите его, что делать это он должен при помощи только одной руки. Это упражнение можно повторять несколько раз, меняя руки.
  • Разжимая и сжимая кулачки, ребенок должен вращать кистями рук.
  • Попросите ребенка покатать теннисный мячик по столу, не сгибая при этом ладонь.

Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.

Некоторые педагоги рекомендуют родителям первоклашек заранее приобрести специальную насадку для правильного захвата ручки.

Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неправильное положение тела при письме.

Правильная поза при письме:

  • посадка должна быть максимально прямой;
  • позвоночник, плечи и голова должны находиться в ровном положении;
  • пишущий должен спиной опираться на спинку стула;
  • ноги должны стоять прямо, стопы ног удобно расположены на полу или на специальной подставке;
  • ребенок не должен опираться на стол грудью;
  • локти выступают за край стола.

Три недели занятий и правильная посадка при письме станет для ребенка привычной.

Неправильное положение тетрадки на столе

Чтобы рука ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна лежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.

Неправильная обложка на тетради

Обложка не только сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время письма. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.

Ручка для письма

Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не годятся ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка дополнительных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.

Многие специалисты для детей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук советуют приобрести игру «Пальчиковый твистер». Правила этой игры очень просты и дети охотно в нее играют.

Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Поэтому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало больше пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во время перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры достаточно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей мелкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.

Еще раз хотим напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторону – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новые черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начале процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во время старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально помочь ребенку в ее освоении.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Как изменить и улучшить почерк ребёнка: полезные советы родителям

Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!

Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание:

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?

Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.

Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.

Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.

Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?

Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте (опираемся о край стола),

Правая рука на месте (опираемся о край стола):

Можно начинать писать!

И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?

Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.

Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.

Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.

Какой именно должна быть ручка для школьника?

Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.

Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся дл

www.shaleny-ravlyk.com

Как улучшить почерк ребёнка: советы экспертов

Когда первоклассник обучается письму, он учится красиво и правильно выводить буквы. Однако далеко не у всех детей почерк остается каллиграфическим, что не может не тревожить родителей. Что делать в этом случае, как изменить ситуацию? Прежде всего, разобраться, не преувеличиваете ли вы проблему, а также исключить наличие заболевания, которое вызывает расстройство процесса письма. И уже после этого работать над улучшением почерка вашего ребёнка. Как именно? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Есть ли проблема?

Младшие школьники могут иногда писать неаккуратно и неразборчиво. Переживать из-за этого не стоит: постепенно почерк должен измениться. Если вы можете легко прочитать слова в тетрадке, нет серьезных ошибок, – мучить школьника не стоит. Перфекционизм – это не всегда хорошо. Постоянно критикуя ребёнка и добиваясь идеального написания, вы можете добиться обратного эффекта: у него появится отвращение к письму. К тому же, психологи отмечают, что родители, заставляющие много раз переписывать задания, приучают ребёнка к шаблонному поведению, и у него со временем может пропасть желание проявлять инициативу.

Ещё один важный момент: почерк связан и с психологическим состоянием ребёнка. Если до этого он писал аккуратно и красиво, а потом его буквы стали неразборчивыми и кривыми, – возможно, в жизни школьника появились проблемы. Например, изменились отношения в семье, или же у него не складываются отношения со сверстниками. Сильный нажим при письме может свидетельствовать о повышенной тревожности. Если к этому добавится и прессинг со стороны родителей, которые следят за тем, чтобы чадо каждую букву писало так, как они считают нужным, – у ребёнка может развиться комплекс неполноценности.

Ещё один тревожный «звоночек» – это отросток буквы «р». Если ребёнок пишет текст, который должен показать родителю или сверстнику, и отросток этой буквы слишком короткий, – это может быть знаком того, что он боится человека, которому адресовано послание. В этом случае важно поработать над отношениями в семье, создать атмосферу доверия и взаимоподдержки.

Что такое дисграфия, и как её выявить

У некоторых детей плохой почерк бывает потому, что они страдают дисграфией. В этом случае малыш не виноват, так как ошибки в его словах – результат недостаточной сформированности или распада психических функций, отвечающих за письменную речь. В этом случае ему требуется помощь логопеда, невролога, хорошие результаты даёт физическая активность. Расскажем о характерных симптомах дисграфии:

  • ребёнок постоянно делает ошибки, даже если хорошо знает правила русского языка;
  • он чаще всего путает буквы «ш» и «щ», «в» и «д», «т» и «ш», «м» и «л», а также вместо «б» пишет «п», вместо «д» – «т», вместо «г» – «к», вместо «ш» – «ж»;
  • он может пропускать отдельные буквы, переставлять их местами, добавлять лишние буковки, и т.д.;
  • такие дети пишут очень медленно;
  • читающему трудно разобрать, что они написали.

Говорить о том, что у ребенка дисграфия, можно только тогда, когда он овладеет техникой письма, то есть не раньше 8 или 8 с половиной лет. Если диагноз подтвердится, ребёнка обязательно нужно сводить к логопеду, а также готовиться к серьезной работе. При должном усердии есть все шансы осилить эту беду. Сегодня доступны пособия, рабочие тетради, аудио- и видеокурсы для дисграфиков. Чтобы справиться с дисграфией, придется потрудиться не только специалистам, но и самому школьнику, и его родителям. Важно также заручиться поддержкой школьного учителя.

Причины, из-за которых портится почерк

Итак, вы уверены, что проблема не надумана, и ваш ребёнок действительно пишет из рук вон плохо, хотя у него нет психологических проблем или дисграфии. В этом случае надо разобраться, в чем причина такого плохого почерка, и действовать по ситуации.

Следите за тем, как ребенок сидит

Посмотрите на то, как написаны буквы: у них неверный наклон, они «смотрят» в разные стороны, элементы букв – непараллельные, в словах наклон то в одну, то в другую сторону? Если это ваш случай, то ребёнок садится за пару так, как ему удобно. Учите школьника правильно сидеть за партой в школе или же дома.

Подавайте ребёнку пример: если вы сами сутулитесь при чтении и письме, то чадо не воспримет ваши замечания всерьёз. Начните работать над собой, и тогда дети потянутся за вами. Итак, какова правильная посадка:

  • туловище, голова и плечи – ровные;
  • ноги согнуты, ступни – на полу или специальной подставке;
  • нельзя ложиться на парту – можно опираться только руками;
  • руки выступают за край.

Следите за тем, чтобы школьник всегда сидел за столом правильно, не забывайте об этом, и уже через 3 недели он начнет сам принимать правильную позу.

Правильно располагайте тетрадь и держите ручку

Бывает, что буквы или «убегают» вверх и располагаются над строчкой, или же, наоборот, вниз, получаются разными по высоте или ширине.

Если проблема именно в этом, то вам необходимо научить ребёнка правильно располагать тетрадку:

  • Она должна лежать на столе под небольшим уклоном в 10-15°.
  • Когда ребёнок пишет в верхней части листа, нижнюю он придерживает рукой, а потом постепенно перемещает тетрадь вверх.
  • Наклон должен быть вправо, если пишет правша, и влево – для левши.

Не забудьте про обложки. Они не только помогают оставаться тетрадям опрятными, но и не дают тетрадке скользить. Поэтому лучше покупать недорогие полиэтиленовые обложки, так как более жёсткие, хотя и смотрятся лучше, не справляются с этой функцией.

Важно купить удобную ручку и научить её держать

На что обратить внимание при выборе ручки:

  • Она должна быть около 15 см, слишком короткие или очень длинные покупать не стоит.
  • Не давайте ребёнку сувенирные ручки, четырехгранные: они красивые, но неудобные. Школьник будет тратить немало усилий, чтобы её удержать, а ему нужно и писать, поэтому покупайте только круглые ручки.
  • Толстоватые ручки тоже не подходят: диаметр не должен превышать 7 мм.
  • Сейчас выпускают специальные ручки для школьников младших классов: с резинкой, которая не дает пальцам скользить, и с пупырышками, стимулирующими нервные окончания.
  • Покупайте немаркие ручки, чтобы они не размазывали пасту. Проверить это легко: в магазине сделайте несколько чёрточек ручкой на бумаге, а потом проведите по ним пальцем. На коже не должно остаться чернил.

Если вы подобрали ручку, учите ребенка правильно ее держать. Она лежит на 3 пальце, слева её удерживает большой пальчик, прикрывает – указательный. При желании указательный палец можно легко приподнять – ручка не должна упасть. Расстояние от пальцев до стержня – 2 см. Не стоит сильно зажимать ручку, прогибая указательный палец. Если у вас ребёнок неправильно держит ручку, можно купить ему специальную насадку, которая поможет его переучить.

Развивайте мелкую моторику

Если ребёнок ходил в садик, с ним должны были заниматься воспитатели, в том числе и развивать мелкую моторику. Вам как родителям тоже стоило находить время для развивающих занятий с сыном или дочкой. Но если не получилось уделить этому должное внимание, то ваше чадо могло прийти в школу с плохо развитой мелкой моторикой. У такого ребёнка не так подвижны пальчики и кисти рук, и из-за этого ему сложно писать элементы букв, у которых есть закругления, ему трудно даются изогнутые линии. Изучите тетрадку ребёнка: если у него не получается написать буквы с изогнутыми элементами, надо поработать над мелкой моторикой. Как это сделать:

  • как можно больше рисовать, используя различные техники;
  • соединять точки, чтобы потом получилась фигура;
  • штриховать;
  • постоянно лепить;
  • играть с мозаикой или конструктором, с другими мелкими деталями.

Упражнения для улучшения почерка

Вы создали все условия, чтобы ваш ребёнок начал писать красиво: проследили за тем, как он сидит, держит ручку, расположил тетрадь. Однако у него уже выработался некрасивый почерк. Как его исправить? Выполнять специальные упражнения. Но перегружать ребёнка не стоит. Если он учится в начальной школе, достаточно уделять занятиям 15-20 минут, не больше. Нужно подобрать интересные для ребёнка тексты по 4-6 строк и переписывать их, стараясь делать это красиво.

Обратите внимание, какие именно буквы или элементы у ребёнка получаются корявыми, и больше работайте над ними. Можно начинать переучивать с прописей, учите школьника заново писать различные крючочки и палочки, а потом пусть он их под вашим присмотром соединяет в буквы.

Есть ещё один простой способ, который тоже помогает сделать почерк более красивым. Он не занимает много времени. Возьмите тетрадку в клеточку и попросите ребёнка нарисовать кружок, не отрывая руки. И так – много раз, пока не получится (можно заниматься по 5 минут в день). Когда он научится рисовать один кружок, добавляете второй, чуть смещая руку вправо, но следите, чтобы ваши кружочки не выходили за пределы клетки. У вас получится фигура, похожая на «дымок».

Только регулярные занятия, старания самого школьника, его желание писать красиво, – помогут сделать почерк ребёнка красивым. Здесь важно не перегнуть палку, не заставлять его часами просиживать за прописями, а иначе вы добьетесь обратного результата. Он должен не только заниматься, но и играть, отдыхать. Также стоит как можно чаще хвалить маленького труженика. При таком подходе вы не только справитесь с проблемой, но и сохраните дружеские отношения с сыном или дочкой.

legkopolezno.ru

Упражнения и советы для улучшения почерка

Как-то мой сын первоклашка задал мне довольно резонный вопрос: «Мама, а зачем красиво писать? Ты на компьютере набираешь часто, а от руки пишешь редко. И вообще, за такой почерк, как у тебя, надо в угол ставить». Я пару минут обдумывала ответ и попыталась объяснить ему такую важную вещь, как необходимость суметь написать важную информацию разборчиво, чтоб другие могли ее понять. Я приводила разные примеры из книжек и из жизни — и записку с координатами необитаемого острова, на который ты попал после кораблекрушения, и рецепт понравившегося торта. А еще мы посмотрели в интернете, как по почерку судят о характере человека. Потратив на всё обсуждение полчаса, я смогла убедить сына в необходимости уметь писать красиво. Вот так началась наша совместная работа по улучшению почерка.

В этой статье вы узнаете всю информацию, которая помогла нам с сыном продуктивно трудиться в нужном направлении:— основные требования к почерку;— влияние почерка на выполнение заданий;— причины плохого почерка;— практические рекомендации по улучшению почерка.

Основные требования к почерку.

Педагоги считают основным требованием к почерку – разборчивость. Для достижения этого необходимо следить за следующими показателями:— буквы должны быть размещены на линиях строки;— правильность написания букв;— различие заглавных и строчных букв;— расстояние между словами и буквами в слове. В среднем, на строке должно помещаться не более восьми слов;— начиная с восьми лет, требуют слитного написания рукописного текста;— аккуратность написанного текста в течение всего времени, а не только на поздравительной открытке.

Влияние почерка на выполнение заданий.

Когда у детей что-то не получается, они расстраиваются. Также обстоят дела и с плохим почерком — детям стыдно, поэтому они спешат поскорее покончить с домашним заданием. Иногда нежелание писать подталкивает детей на некрасивые поступки – истерики, крики, ложь. Приступая к выполнению домашней работы, затягивают время, становятся рассеянными и уставшими, что сразу сказывается на результатах. Иногда на выполнение заданий тратится так много времени, что не остается на подвижные игры, необходимые для восстановления сил.

Есть и другая крайность – ребенок так сильно старается писать красиво и аккуратно, что в его памяти не остается места для осознания смысла текста, орфографии и пунктуации, в результате возникают ошибки по невнимательности.

Часто дети, у которых есть проблемы с почерком, пишут только требуемый минимум и не хотят выполнять дополнительные задания. О таких говорят, что они учатся удовлетворительно, но без удовольствия. Письменная работа у такого ребенка часто выполнена на уровень ниже, чем устные задания.

Причины плохого почерка.

Основной причиной плохого почерка часто считают лень ребенка. «Ну, неужели так сложно остановиться и подумать о том, что ты пишешь! Лучше не спешить, а сразу сделать качественно» — часто восклицают родители и некоторые педагоги. То, что воспринимается, как лень, на самом деле вершина айсберга. Вспомним, как происходит написание текста школьником с проблемным почерком. Даже когда ребенок старается, его всё равно часто исправляют, отчитывают, упрекают, иногда угрожают и унижают. Позвольте, а вам не хотелось бы скорее закончить эту неприятную процедуру? Вот и ребенок спешит закончить неблагодарный труд.

Основными причинами плохого почерка, если верить ученым, является проблема пространственного восприятия и плохо развитая моторика рук, когда плохо налажена связь «глаз – рука». От пространственного восприятия зависит возможность мозга воспринимать предметы в пространстве – их расположение, размер, форму.

Посредством мелкой моторики мозг получает и посылает сигналы от малых мышц в теле, которые находятся в кистях рук, ступнях ног, шее, лице. От крупной моторики зависят сигналы от крупных мышц, которые находятся в руках, ногах и туловище. Часто бывает, что развиты навыки крупной моторики, а над навыками мелкой моторики необходимо поработать. Развивать моторику рук всегда актуально, так как этот навык управляет почерком, рисованием, лепкой. Часто дети не просто ленятся застегивать пуговицы, и шнуровать обувь – им тяжело дается этот вид деятельности.

Если проблемы с почерком носят серьезный характер, ребенку могут поставить диагноз «дисграфия» (дис – «затруднение», графия – «письмо»). Обычно эти нарушение наблюдается в комплексе с другими расстройствами речи и психических функций – например, синдром дефицита внимания, гиперактивность или аутизм. Если вам кажется, что ребенку крайне сложно писать, было бы уместно нанести консультационный визит к специалисту для определения причин. Некоторые из родителей, видя, что трудности с письменными заданиями не катастрофичны, предпочитают переждать пару лет. Они надеются, что ребенок перерастет эти трудности и всё будет замечательно. Конечно, с возрастом навыки мелкой моторики становятся лучше, но за это время у ребенка сформируются плохие привычки. Именно поэтому, я считаю, что навыки мелкой моторики надо методично улучшать и оптимальным вариантом являются ежедневные короткие упражнения.

Практические рекомендации по улучшению почерка.

Когда мой сын ужасно писал в чистовике, я сердилась и бранилась. Скажу честно, я неоднократно заставляла его переписывать домашнюю работу, но это не приближало желаемый результат. Ребенок писал неаккуратно, обидевшись на мое суровое поведение и причитая о несправедливости. И тогда я начала искать способы, как достичь старания и аккуратности, и при этом не ссориться с ребенком. Лично нам помогли советы Ноэль Дженис – Нортон.

Совет 1. Чтобы добиться конкретного результата, мы должны вначале объяснить, как это сделать, а затем научить и проконтролировать запоминаемость – только так можно сформировать привычку делать правильно. Например:— ребенок путает буквы, будет логичным спрашивать: «А как понять, что это буква «б», а не буква «в».— возникают проблемы с написанием заглавных букв, можно спросить: «Как ты думаешь, что из прочитанного является именем?»

Совет 2. Перед тем, как начать какую-либо тренировку, обсудите поставленную задачу и сроки ее выполнения.

Совет 3. Самые первые буквы лучше писать крупными, детям очень нравится писать мелками на доске – это может помочь привить интерес к письму. Дайте детям выбрать слова, которые они хотят научиться писать. Обычно выбирают имена — свое, родственников или друзей; иногда — названия домашних животных (кот, пес). Попробуйте написать слова сами, а ребенку разрешите обвести ваши буквы другим цветом.

Совет 4. Предложите ребенку поиграть в сыщиков. Дайте ему в руки любую газету, журнал и попросите найти какую-нибудь определенную букву на целой странице. Моему сыну нравилось обводить, а затем считать, сколько раз он был внимательным.

Совет 5. Упражнения для улучшения почерка лучше выполнять карандашом – это позволит стереть неудачный момент, а не переписывать слово заново.

Совет 6. Начните работать над аккуратностью написания, потому что детям легче написать буквы не выходя за границы строчек, чем точно передать соразмерность и изгибы. Если заметили неправильное написание, вам стоит немедленно вмешаться. Это нужно сделать в дружелюбной форме, рассказывая конкретно об ошибке. Ни в коем случае не стоит унижать ребенка, даже если он методично допускает одну и ту же ошибку. Например: «Ты верно написал заглавную букву, но она того же размера, что и строчная. Подумай, как это написать правильно».

Совет 7. Следите за ногами ребенка, так как от этого зависит осанка ребенка. Ноги должны уверенно стоять на полу, потому что только в таком положении ребенок будет сидеть ровно, удобно и сможет написать красивые буквы.

Совет 8. Работайте над пространственным восприятием. Очень полезным и удобным способом являются карточки с буквами, которые можно купить или сделать своими руками. Разложив карточки в ряд, вы можете проанализировать вместе с ребенком, что у букв общего и чем они отличаются. Приведу примеры:— сгруппируйте все высокие буквы;— сгруппируйте все хвостатые буквы;— найдите все буквы, в которых есть овал;— подумайте, какие буквы можно перепутать, если небрежно написать («п» и «г»; «о» и «с»; «н» и «п»).

Совет 9. Не скупитесь на похвалу! Чем чаще вы будете хвалить буквы, подробно описывая их положительные качества, тем скорее ребенок начнет сам различать те буквы, которые требуют исправлений. Примеры похвалы:— все буквы поместились на линии, как птички на ветке;— теперь буква «а» явно отличается от «о», потому что ты написал ей уверенный хвостик;— большая буква «Б» оповестила всех, что Борис – это имя.

Детям очень нравится, когда их хвалят, поэтому смело можем это использовать на благое дело.

Совет 10. Старайтесь все навыки тренировать в игровой форме. Примеры наших игр.

«Волшебная палочка». Пишите буквы и слова в воздухе – это поможет улучшить координацию глаз и руки. Размашистые движения делать проще, чем мелкие движения кистью руки, а тренировка навыка идет полным ходом.

«Автогонщик». Вы рисуете две параллельные полосы – дорогу, задача ребенка – вести карандаш посередине, не выходя за границы и не вылетая в кювет. Чем уже дорога и больше поворотов, тем сложнее быть асом.

Не бойтесь фантазировать и играть – это всегда веселее, чем методично добиваться вершин мастерства. Если хотите, чтобы ребенок полюбил писать, можно предложить ему переписываться с вами на доске мелками или листиками на холодильнике. Моей знакомой восьмилетней девочке понравилась идея вести яркий ежедневник, а моему сыну – оформлять альбом с анкетами для друзей. Можно ввести в обиход новую традицию – оформлять и подписывать поздравительные открытки всем одноклассникам и знакомым. И пусть эти творения не поставят в рамочку для примера изящной каллиграфии, но с каждой открыткой у ребенка будет накапливаться опыт и расти уверенность. Верьте в успех – и он появится!

Автор: Елена Князева-Гладуш

zavodila.com

Как исправить почерк ребенку?

Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии — а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.

У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.

Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы

Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие — писать еще неаккуратнее.

Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».

Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей...расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму — от расстройства, и начнет врать.

— Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал...

Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.

— Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!

— Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу...

— Не придумывай и быстро за уроки.

Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, — с плохим почерком.

Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя

  1. Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.

  2. Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.

  3. Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.

  4. Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние — страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.

Причины проблем с почерком у детей

Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?

Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.

Моторика рук Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы — все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.

Дисграфия Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.

Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.

Как улучшить почерк?

Если речь не идет о серьезных проблемах с моторикой или пространственным восприятием, у большинства детей или даже подростков проблемы с почерком могут быть разрешены настолько, чтобы домашняя работа перестала быть «наказанием» и проблемой. В достижении этой цели вам помогут «Прописи для читающих детей» к «Букварю» Т. М. Андриановой.

Создаем необходимые условия для улучшения почерка

1. Выполняя упражнения для улучшения почерка — с помощью специальных прописей или просто в тетрадке — попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки — помарку всегда можно будет стереть.

2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы — и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.

3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель — сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.

4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи — заглавные.

5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками — так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.

6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу — не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще — почерк не страдает, а осанка — эта беда современных и не только школьников — не портится.

Упражнения на улучшение почерка

Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.

Упражнение 1. Играем в буквы

Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.

Что можно сделать в этом случае?

Первый вариант: самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом — все буквы с двумя прямыми палочками, потом — буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» — прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры — «игра в путаницу».

— Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?

— Да я их и так всегда путаю...

— И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно — ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить

— Это что же за буквы такие?

— Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?

Второй вариант: купите для ребенка буквы с неровной поверхностью — объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.

Третий вариант: купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная — вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя».

Упражнение 2. Закрепить в памяти

Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?

Вариант первый: мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:

— Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?

— В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?

— Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

— Сколько букв «И» в слове «ириска»?

— Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?

Вариант второй: описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.

— Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.

— Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!

— Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!

Вариант третий: обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.

— Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.

— Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!

Упражнение 3. Пятиминутка письма

Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк — плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).

Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить — помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.

Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.

Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.

Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.

rosuchebnik.ru

Исправляем почерк во втором классе. Мотивация.

  Мой воспитанник в начале второго класса  пишет с большой неохотой или отказывается вообще. Из  упражнения почти невозможно выбрать хоть одно аккуратно написанное слово: спешит, буквы пляшут, не соблюдает расстояние между буквами и размер букв, остаются длинные хвосты. Ребёнок уже запуган двойками и не верит в свои силы. Значит, во-первых, нужно создать доверительные отношения и   спокойную обстановку, располагающую к занятиям. Первые задания, которые  я ему даю - найти  и исправить намеренно допущенные ошибки.  Я тоже показываю воспитаннику своё письмо, я называю его скоропись, потому что привыкла за время учёбы в университете писать очень быстро. Мы вместе с ним находим мои неправильные буквы- это к и б. Я их прописываю в свою тетрадку и тоже буду писать у него на глазах. В тетрадь ученика прописываем самые  не его взгляд неудачные буквы и  их сочетания : ня, короткую в, "падающую" т и ш.  Трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические. С причинами будем разбираться в процессе наблюдений и общения с воспитанником и ни в коем случае не будем паниковать: двигательный навык письма (как, впрочем, и орфографический навык), в отличие от навыка чтения, за три года начального обучения не может быть сформирован; для этого требуется 7-9 лет обучения. Беглым, скорописным, с устоявшимся почерком орфографически грамотным письмом школьники овладевают лишь к концу основной школы, да и то отнюдь не все в одинаково удовлетворительной мере. Ученикам очень повезло с учителем, если неудачную букву сначала разрешается подправить карандашом- это послабление  избавляет в дальнейшем от "грязи" в тетрадях, когда букву пытаются обвести или исправить, повышает навык самоконтроля и даёт ребёнку право на ошибку, а это так важно для успешности ребёнка  во всей его последующей жизни.   Самая главная проблема- отсутствие мотивации и неустойчивое внимание. Каждый день, например, пишет слово "Домашняя" и всё равно умудряется "намазать". Сегодня, когда я уже перевела дух, на конце слова "Домашняя" вдруг  выскочила буква б, видимо из следующего слова... На выполнение домашнего задания уговариваю бонусами в виде интересных ему занятий- используем темы, которые изучаются на уроках по окружающему миру: свойства веществ, компас, глобус и т.д. Я и  не подозревала в себе до сих пор великого экспериментатора, но пришлось соображать быстро. Может с точки зрения психологии совершаю ошибку, но пока не нашла другой способ уговорить ребёнка писать... Заметила, что получается хорошо, лишь когда я говорю: "пишем последнее слово"...Задание 1 Сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.   Отдельные буквы пишет неплохо, соединения на месте. Я вижу проблему в том, что не используется на уроках в школе тетрадь с множеством косых линий, когда у каждой буквы и соединения свой "домик".  Меня очень вдохновил опыт двухмесячной работы Надежды Александровны Самойловой из  блога"Азбука сердца" в тетрадях с частыми косыми во втором классе. Эти тетради- хорошее забытое старое, потому что в таких писали и мои родители, а у них, кстати, на всю жизнь сохранился отличный почерк.   Тетради учеников Надежды Александровны рассматриваем вместе с моим воспитанником, чтобы он видел, что значит хороший почерк .   Очень важно  дать ребёнку  представление о практической  важности письма- он уже воспринимает занятия как мучения (буквы то у него вполне  понятно написаны, хоть и некрасиво) Поэтому рассказываю ему исторический анекдот. Интересный факт

 Во взрослой жизни не все люди уделяют достаточно внимания красоте своего почерка. Например, великий русский баснописец Иван Крылов обладал невообразимо диким почерком, который мало кто понимал. 

И даже на его рукописях находят авторские пометки примерно такого содержания: «Прочел через 3 года после написания. Ни черта не понял...».

   Мы вспоминаем не только замечательного баснописца, но и  пытаемся разобраться в каракулях знаменитого почерка врачей :

И, наконец, мы знакомимся с волшебным миром красивого письма - каллиграфией. Разве не удивительно, что взрослые занятые люди посвящают себя этому древнему кропотливому и изысканному  искусству!?                                                   Берём себе как девиз сказку  для начинающих каллиграфов и каллиграфинь с правилами красивого письма. Красиво оформляем и вешаем на стену. А, нет, поступило разумное  предложение и  мы сворачиваем лист в свиток "по-королевски" и скрепляем подписями. Но свиток всё равно вешается на стену, чтобы, когда иссякнет желание писать, обязательства можно было бы себе напомнить.
край свитка слегка обжигаем над пламенем свечи, чтобы свиток выглядел древним)
  В некотором царстве, в каллиграфическом государстве, с незапамятных времен правила царевна Линия. Её любимое занятие – участвовать в хороводах да игрищах разных, а излюбленная забава – множиться. Её и теперь можно на каллиграфических листах углядеть, да для этого нужно много достоинств при себе иметь: 1. Терпение – вера в то, что всё получится;2. Усидчивость –способность регулярно поддерживать интерес к занятиям и сосредотачиваться над листом бумаги;3. Умение видеть разницу – быть внимательным, всё примечать – что было и что стало;4. Способность обобщать – обнаруживать «родственные» явления, видеть их связи;5. Взыскательность к себе – не удовлетворятся достигнутым, видеть возможности дальнейшего самосовершенствования в письме;6. Усердие в работе –делать всё от сердца, от души – результаты будут лучше;7. Разумение – трудиться с умом, чтобы не ошибаться, лишнюю работу не делать и не уставать. /kalligrafinja.ru/Смотрим видео с письмом пером с восхищением, но и вздыхаем с облегчением от того, что в наше время уже изобретена  шариковая авторучка, которая чрезвычайно облегчила нашу жизнь. Было бы очень интересно попробовать писать пером,  а пока мы запасаемся разноцветными маркерами, тоненькими шариковыми ручками, золотыми маркерами и серебряными для надписей на поздравительных открытках, которые уж точно должны быть идеальными, ведь предназначаются для дорогих нам людей.Пригодятся в хозяйстве и красиво надписанные этикетки поэтому запасаемся шаблонами:  Решаем писать друг другу время от времени письма на красивых шаблонах для писем.Вдохновляемся видео о японской каллиграфии с красивой старинной легендой о монахе Кукае, который писал такие красивые иероглифы, что казалось они, как птицы, расправляли крылья над листом бумаги и, как рыбы, ускользали в его белой глубине...  Первое красиво написанное слово у своего ученика я увидела только после этой беседы  о каллиграфии... Задание 2. Письменные упражнения  У этого ребенка вероятно нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Значит, чаще будем рисовать в воздухе, обводить буквы маркерами, обводить отдельные осмысленные слова.  Когда мальчик спешит, появляются и признаки нарушения пространственного восприятия.  Например, буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить,  у какой из букв хвостик растет вниз. Причём эта ошибка стала появляться недавно.   Требуется обратить внимание, как именно ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев ("рисует") или двигает всей рукой до плеча? Мой воспитанник рисует, а это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.    Рисуем большой плакат(  в домашних условиях работаем пока без доски)  на листе обоев с панграммой- предложением, в котором используются все слова русского языка- так я сразу увижу ВСЕ проблемные буквы, которые требуют дополнительной тренировки в прописи. Предложила ему на плакате почувствовать широкими движениями от плеча размах слов и широту соединений, почувствовать свободу букв, чтобы они на письме не сливались- "не боролись":
Писал сначала карандашом, потом обводил маркером- заметил, что маркером  хоть и хочется, писать трудно
Выбрали несколько забавных панграмм:
  • Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю!
  • Вступив в бой с шипящими змеями — эфой и гадюкой, — маленький, цепкий, храбрый ёж съел их.
  • Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц.
 Заметили, что нужно поработать над шириной букв И и Н, наклоном Р, соединениями с Б. Первое время обводим удачные буквы. Неудачные собираем в задания прописать. Поскольку интерес у воспитанника очень неустойчивый, мы пока не используем готовые прописи, а в онлайн генераторе прописей , где можно выбрать разлиновку страницы , он  сам себе задаёт задания. Рабочий лист  выглядит, например, так:  Пишем с пользой, например, словарные слова " Все словарные слова в 1 и 2 классе" Узорова и Нефёдова   Первые  любимые задания из этого сборника были - исправления ошибок: я допускала ошибки, а он исправлял и с удовольствием ставил двойки. Очень полезно пособие  "Развивающие задания. 2 класс" Задания, например, дописать к данным слогам  и буквам по две буквы справа и слева, так чтобы получились новые слова: тахта, вынуждают моего ученика писать с заданным мной наклоном букв и заинтересовывают его в выполнении записей в тетради: "Такие загадки потом можно друзьям и родителям загадывать"
отсюда мы берём  интересные упражнения на "переменки" между домашними заданиями
было
 Пока только  сижу рядом, когда он пишет, рисую в воздухе подсказки, если он забывает, как писать букву, и напоминаю сделать пошире, поровнее и т.д. Наклон букв получается только если я напоминаю правильно положить тетрадь и напомню про наклонные линии- помощницы. Под постоянным контролем исправили осанку. Первое, что делали в тетрадях- это заново знакомились с линиями, тренировались их видеть. Сначала прописывали линии под заданным наклоном в рабочей строке, пока получатся параллельные, потом писали заглавные буквы алфавита только на пересечениях линий. После цикла занятий покажу результат, а пока мы только ещё на половине пути к аккуратному письму. О наших упражнениях в следующем посте.

bernudarzniece.blogspot.com

7 простых советов, которые помогут улучшить почерк

Компьютеры, планшеты и смартфоны здорово облегчили жизнь всем, но особенно обладателям плохого почерка. Теперь никто может даже и не узнать, что он плохой. Но все же если вам нужно писать от руки — то писать лучше красиво. «Мел» предлагает несколько способов, которые помогут улучшить почерк.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Есть распространённое мнение, что почерк формируется в детстве и пытаться исправлять его в дальнейшем бесполезно. Это не совсем так. Да, некоторые привычки и манера написания отдельных букв и соединений останутся с вами на всю жизнь. Но в целом, если приложить усилия, даже в зрелом возрасте можно существенно улучшить свой почерк, сделав его не только понятным, но и красивым.

Стоит сразу сказать, что превратить бессмысленные каракули в идеальный типографский шрифт за один день невозможно — потребуется много и усердно упражняться, прежде чем результат станет заметен. Ниже — семь базовых советов, которые помогут сделать первые шаги на пути к исправлению почерка.

1. Правильно обустройте рабочее место

Звучит как совет из древних учебников по чистописанию или фраза с плаката в кабинете в начальных классах. Но ровная твёрдая поверхность, удобный стул и хороший свет действительно важны не меньше, чем хорошая мотивация. В советах по улучшению почерка, опубликованных независимой благотворительной организацией NALA (National Adult Literacy Agency), отмечают: перед написанием текста нужно убедиться, что ваши руки и плечи находятся в расслабленном положении. На столе должно быть достаточно рабочего пространства. Не стоит пытаться писать, скрючившись где-то в уголке. Подберите себе кресло с жёсткой спинкой и постарайтесь сидеть ровно, не пожимая ноги под себя и не заваливаясь на бок. Также полезно сделать несколько упражнений, которые помогут размять пальцы, запястья и плечи.

2. Подберите хорошую ручку и бумагу

В любом деле важно подобрать себе хороший инструмент. Процесс написания текста от руки — не исключение. Некоторые считают, что перьевая ручка — идеальный инструмент для того, чтобы поставить красивый и ровный почерк. На самом деле это не универсальное решение. Возможно, вы избежите некоторых ошибок, используя перьевую ручку. Например, будете более сосредоточены на задаче и постараетесь писать медленнее и аккуратнее, чтобы случайно не смазать свои труды. Но если вам комфортнее писать обычной шариковой — не мучайте себя.

Почему «неумение писать от руки — признак примитивности»

Гораздо важнее, чтобы пользоваться рабочим инструментом было удобно. Избегайте слишком тонких ручек: тогда вам придётся прикладывать дополнительные усилия, чтобы удержать её, и ваши пальцы будут в постоянном напряжении. В некоторых случаях можно использовать специальную резиновую насадку. Она позволит удобно держать ручку на оптимальном расстоянии от наконечника и исключит скольжение пальцев.

Также стоит уделить внимание бумаге. Здесь нет универсальных советов, все зависит от того, какие цели вы ставите перед собой. В некоторых случаях достаточно тетради в узкую линейку. Она позволит привыкнуть к оптимальному размеру букв и не позволит предложениям сползать вниз по листу. Бумага в клетку поможет, если нужно, уделить внимание не только ровности почерка, но и интервалам, а также форме самих букв. В этом случае будет проще увидеть наиболее распространённые ошибки, которые вы делаете при письме.

Левшам немного сложнее поставить хороший почерк, как минимум потому, что человек не видит то, что он пишет. Приходится неестественно изгибать руку, что влияет на качество написания текста. В этом случае могут помочь специальные ручки для левшей. Стоят они, как правило, ощутимо дороже обычных, но помогают серьезно упростить процесс письма. Как правило, такие ручки обладают изогнутой формой и специальным наконечником. Это обеспечивает удобный захват и правильную постановку руки, а также позволяет не прикладывать дополнительные усилия при написании текста. Такие ручки часто заправлены быстросохнущими чернилами, благодаря которым вы не смажете аккуратно выведенные буквы.

3. Не торопитесь

Нескольких упражнений недостаточно, чтобы научиться писать красиво и понятно. На постановку или коррекцию почерка вполне может уйти один-два года регулярных тренировок. Лишь в этом случае приобретённые навыки станут рефлексами, и вам не придётся прикладывать дополнительные усилия и вспоминать, как правильно писать ту или иную букву. Соответственно, не поможет спешка и во время самих занятий. Да, если войти в определённый ритм, то почерк действительно может стать немного понятнее, но больших успехов вы не добьётесь. Сперва постарайтесь сформировать базовые навыки, научиться правильно писать буквы и соединения, достичь некого автоматизма, и уже потом ускоряйтесь.

4. Измените технику письма

Эксперт по каллиграфии Лора Хупер в своих советах по улучшению почерка отмечает, что большинство людей при написании от руки активно используют пальцы. Фактически они не пишут буквы, а рисуют их. При этом приходится часто отрывать руку от бумаги, чтобы продолжить текст. Профессионалы не используют пальцы вообще. Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, Хупер советует взять ручку и изобразить написание больших букв в воздухе (или вспомнить, как вы обычно пишете мелом на доске). Вы заметите, что в этом случае задействуются совсем другие мышцы, и именно они должны использоваться при обычном письме. Как только вы привыкнете, пальцы практически не будут управлять ручкой. Вы будете писать при помощи предплечья и немного использовать мышцы плеча, что позволит не только улучшить почерк, но и ускорить процесс написания.

5. Практикуйтесь на простых формах

Попрактикуйтесь в написании простых символов. Например, попробуйте исписать несколько страниц простыми вертикальными линиями, стараясь делать их одинаковой длины и сохранять параллельность. Потом повторите упражнение с горизонтальными линиями. Постепенно переходите к более сложным формам и изогнутым линиям, а также отдельным элементам букв. Фактически это та же самая работа в прописях, которую выполняют дети в начальной школе. С тем лишь отличием, что вы сами в состоянии оценить свой прогресс и установить нужный объём работы.

6. Определите главные ошибки и работайте над ними

Ситуации, когда плохо абсолютно всё, встречаются не так редко. Но все же в некоторых случаях достаточно усердно поработать над определёнными буквами и связками, чтобы почерк стал в разы понятнее. Определите, какие символы удаются вам хуже всего, и сконцентрируйтесь на том, чтобы изменить их написание. Выдерживайте одинаковое расстояние между буквами и их высоту. Лучше всего ошибки становятся заметны, когда вы оцените свежим взглядом исписанный разворот тетради. Обратите внимание, не становится ли ваш почерк хуже к концу занятия. Если это так, то это свидетельство усталости, и вам необходимо чаще делать перерывы.

7. Воспользуйтесь помощью со стороны

Если вы очень хотите исправить почерк, но самостоятельные упражнения не приносят желаемого результата или вам не хватает понимания, как и что именно нужно исправить, не бойтесь обратиться к специалистам. Есть множество курсов, где вы за сравнительно небольшое время получите необходимые знания, которые помогут в дальнейшем при самостоятельной работе. Важно лишь понять, так ли вам это нужно.

Ну и, наконец, последний совет в виде бонуса. Не расстраивайтесь, если в результате упражнений ваш почерк всё равно остаётся далёк от идеального. Помните, что, например, хорошие врачи не перестают быть хорошими врачами, хотя про выписанные ими рецепты ходят анекдоты. В конце концов, как уже было сказано в самом начале, в современном мире плохой почерк — это, возможно, меньшая из проблем, о которой стоит переживать взрослому человеку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Русский язык в школе: 10 вещей, которые бесят

Монолог учительницы из неблагополучной провинциальной школы

10 интересных профессий, которым учат в колледже

mel.fm



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"