Три основных правила жизни: мнение психолога. Три основных


"Три основных цвета" - изо, уроки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кузьминские Отвержки

Липецкого муниципального района Липецкой области

Конспект урока по ИЗОво 2 классе

«Три основных цвета».

подготовила

учитель ИЗО, черчения и МХК

Маркина Галина Викторовна

Тема урока: «Три основных цвета».

Цель: создать условия для знакомства с основными и составными цветами и научить получать цветовые смеси с помощью трех красок.

- Личностные УУД: радость общения с красками, формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению. 

-  Регулятивные УУД: должен научиться создавать рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (гуаши), оценивать результат своего труда.

- Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности.

- Познавательные УУД: эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для учащегося: что ему напоминает каждая краска? 

Предметные: знать 3 основные и полученные при их смешивании дополнительные краски

Уметь пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании.

Метапредметные: повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению, оценивание результата своего труда.

Оборудование: белая бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: работы И. Левитана, А. Куинджи, Рериха, Ван Гога.

Литературный ряд: сказка о волшебных красках.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Сообщение новой темы.

3. Самостоятельная работа.

4. Подведение итогов

Учитель. - Знаете ли вы, ребята, чем мы будем с вами заниматься на уроках изобразительного искусства?

Ученики. - Учиться рисовать!

Учитель. - Конечно, мы будем учиться рисовать и понимать, что рисуем мы и художники. А как вы думаете: вас можно назвать художниками? Конечно, мы с вами тоже художники. Каждый художник начинает работу с того, что готовит своё рабочее место, так, чтобы ему было удобно работать, удобно заниматься творчеством. Какой рукой мы будем работать?

Ученики. - Правой.

Учитель. - Значит вода находится справа, чтобы удобно было мыть кисточки. Баночки с краской открываем аккуратно, чтобы не испачкаться. Крышки от красок лучше всего положить в крышку от коробки, сами же краски лучше оставить в коробке. К краскам, ребята, нужно относиться бережно, не пачкать их, всегда закрывать. Иначе краски на вас обидятся, и будут делать вам некрасивые грязные рисунки. Наши с вами краски имеют разный цвет. Давайте посмотрим, какого цвета краски у нас есть и что ими можно нарисовать. (Слайд 2)

( Ответы детей).

Учитель. А хотите увидеть, что изображают художники этими красками? (Слайды 3,4,5,6)

Каждый художник при помощи красок показывает не только красоту природы, но ещё и настроение.

Дорогие ребята! Сегодня мы узнаем о необычном свойстве красок. Оказывается, они отличаются одна от другой не только цветом. Каждая из них вызывает у человека определённое настроение: покой, радость, веселье, боль, равнодушие. Чтобы лучше это понять, послушайте сказку о красках.

«Жил-был один художник. (Слайд 7) Однажды, возвращаясь домой с вечерней прогулки, он встретился со странными существами. Внешне они напоминали большие чернильные кляксы, но это были живые кляксы, умеющие ходить и говорить. Представившись путешественниками, они попросили о приюте на одну ночь. Художник, будучи человеком добрым и отзывчивым, конечно же, не отказал. Дома, при свете электрической лампочки, он смог получше разглядеть своих гостей. Их было четверо, и отличались они не только ростом, но и цветом. Самая маленькая, веселая, шаловливая, требующая к себе постоянного внимания клякса была желтой. (Слайд 8) Другая, чуть побольше,- оранжевой. Она тоже казалась веселой, но вела себя с достоинством и всем своим поведением напоминала ученика первого или второго класса. Две самые большие кляксы-родители были красными и выглядели очень энергичными. (Слайд 9) Именно они заставляли своих детей делать все то, что делали сами. Сами же они всегда чем-нибудь занимались, сохраняя при этом хорошее настроение и здоровый вид.

Одна из клякс держала большую клетку, в которой, на удивление художника, лежал толстый зеленый кот. По всему было видно, что он сыт, ленив и ко всему равнодушен. (Слайд 10)

За чаем с абрикосовым вареньем и овсяным печеньем гости рассказали хозяину о себе и своей родине - Королевстве цветного настроения. (Слайд 11) Оказывается, кляксы устроены таким образом, что меняют окраску в зависимости от настроения, поведения и самочувствия.

Желтый цвет - это цвет в основном маленьких детей, жизнерадостных приставучек и прилипалок. Оранжевый - веселых школьников, но не таких озорных, как малыши. Красный цвет взрослых, уверенных в себе клякс, активных и здоровых. (Слайд 12) Все больные кляксы выглядят фиолетовыми. Часто они становятся очень злыми и агрессивными. (Слайд 13) Зеленый - цвет равнодушия. Зато синий навевает покой, тишину, сон. Засыпая, все кляксы становятся синими. (Слайд 14)

На следующее утро, после завтрака, ночные гости распрощались с добрым доктором, подарив ему на память о себе очки из Королевства цветного настроения.

Они, как и кляксы, реагировали на состояние всего того, что попадало в их поле зрения, окрашивая предметы в соответствующий цвет, независимо от того, какими они были на самом деле».

Представьте, что и у вас есть такие очки, а на палитре не шесть красок: желтая, оранжевая, красная, зеленая, фиолетовая, синяя, а шесть настроений: радость, веселье, кипучая деятельность, боль, равнодушие, покой.

3. Практическая работа. «ИЗОБРАЗИТЬ НАСТРОЕНИЕ». (Слайды 15-23)

Если у вас нет оранжевой краски, то смешайте красную и жёлтую.

Если нет зелёной – смешайте жёлтую и синюю.

Если нет фиолетовой – смешайте синюю и красную.

(Показываю приёмы работы на доске).

Самостоятельная работа (Слайд 24)

4. Подведение итогов.

Удачными считаются те работы, в которых ярко показано эмоциональное состояние ребёнка. Работы вывешиваются на доску.

Учитель. Некоторые художники, ребята, пишут свои картины в такой манере. Например, художник В.В. Кандинский и Леонид Афремов. Их картины можно смело назвать «Картинами настроения».

5. Рефлексия.

Что понравилось больше всего?

Каких художников вы запомнили?

Понравились ли вам их работы?

Какое настроение у вас вызывают различные цвета? И т.д.

Использованные материалы

  1. «Сказка о кляксах» - собственная разработка учителя.

2.   Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

kopilkaurokov.ru

4. Три основных вопроса экономики.

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

  1. Что? – проблема целеобразования. – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

  2. Как? – проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

  3. Для кого? – проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей». А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

А

В

YВ ● Е

YС С

● F

D

Предметы потребления (Х)

О ХВ ХС

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию ХВ единиц предметов потребления и YВ единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (ХВ) и большего количества средств производства (YВ), чем выбрав точку С (ХС, YС). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХС – ОХВ единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОYВ – ОYС единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А1D1, возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Y

А1

● Е

А

Х

D D1

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Y

А1

А

Х

D

studfiles.net

Три основных правила отношений с мужчинами

Практически все женщины пренебрегают этими тремя важными правилами  на разных этапах отношений с мужчинами. И, обычно, женщины допускают эти ошибки рядом с любимыми мужчинами, с теми, кого боятся потерять, разочаровать.

Это приводит к обидам, ссорам, изменам и расставаниям. Ведь мужчины ведут себя так, как женщины позволяют им себя вести. Но, в то же время, наверное, у каждой женщины есть мужчины, которые  без ума от неё.

Почему так?  Почему одни любят, а другие играют, как с куклой?

Всё дело в том, что с теми мужчинами, которые не важны, женщины ведут себя совсем не так, как с любимыми и самыми важными мужчинами. И в итоге получается, что от одних отбиваешься палкой, а они всё лезут и лезут, а других боишься потерять – и в итоге теряешь…

Именно поэтому я хочу дать тебе 3 этих ценных правила, которые нужно запомнить и всегда повторять перед тем, как общаться с любимым мужчиной. Зная их, ты оградишь себя от очень многих проблем.

Главные правила отношений с мужчинами

1. Игра

Первое правило – это правило игры. Сколько бы тебе и твоему мужчине не было лет, каким бы ни был ваш социальный статус – в ваших отношениях всегда должна быть игра. Когда женщина влюбляется и боится потерять мужчину, это состояние пропадает. Наступает серьёзность и ответственность – это и приводит к угасанию его интереса к тебе.

Чтобы тебе быстро понять, что значит состояние “Игры”, просто вспомни, как ведут себя и общаются дети лет 8-ми.  В поведении детей есть всё, что необходимо для настройки мужчины на любовный лад: лёгкость, игривость, беззаботность, состояние счастья. Такое же состояние должно быть и у тебя, когда ты общаешься со своим мужчиной. Подробней на эту тему можно почитать статью “Секреты отношений с мужчинами. Принцип игры”.

Главное тут не переборщить, всё должно быть в меру. Но помни, без игры нет любви!

На начальном этапе отношений это сделать просто. Но если вы уже давно вместе или вы муж и жена, то тут важно научиться разделять те моменты, когда вы общаетесь серьёзно и те моменты, когда ты в состоянии игры. Решение проблем – это одно, а отношения ствоим мужчиной, самцом – это другое.

2. Не бойся его потерять

Когда мужчина почувствует, что ты его высоко ценишь и боишься потерять, он сядет тебе на шею. Твоя ценность для него упадёт ниже плинтуса, и он полностью расслабится. Он может начать наглеть, гулять с другими женщинами, перестанет ценить не только тебя и твоё внимание к нему, но и всё, что ты делаешь для него, для вашего счастья.

Поэтому твой мужчина должен чувствовать, что он не самый лучший и волшебный, а ты можешь обойтись и без него. Но, ни в коем случае сама не отталкивай его, даже когда он провинился. А если он тебе когда-нибудь скажет фразу: “Нам нужно расстаться”, ответь ему на это: “Хорошо, милый”. А лучше так: “Хорошо, любимый”. И если ты всё сделаешь правильно, он никогда и никуда от тебя не денется.

3. Он должен бояться потерять тебя

У мужчины всегда должна сидеть мысль в голове о том, что ты обалденная женщина, но кроме него это видят и другие мужчины. Ты нравишься многим мужчинам вокруг, и они готовы увести тебя от него в любой момент. Когда он будет чувствовать это, он будет держаться за тебя и ему не будет дела до других женщин.

Также он будет стараться сделать тебя и ваши отношения по-настоящему счастливыми. Ведь он будет знать, что ему досталась настоящая драгоценность, за которой нужно ухаживать. Страх потерять тебя нужно усиливать в те моменты, когда твой мужчина начал вести себя не красиво по отношению  к тебе.

И можно ослабить этот страх тогда, когда он всё делает правильно и ты счастлива с ним. Еще больше о правилах, способах и методах построения гармоничных отношений узнай из бесплатной книги Р. Резепова “Вся правда о мужчинах, которую не знает большинство женщин”. Помимо книги вы получите от автора серию полезных уроков по созданию счастливых отношений.

Если эта статья была полезна для Вас, и Вы хотите рассказать о ней своим друзьям, нажмите на кнопочки. БОЛЬШОЕ Спасибо!

happyticket555.ru

Три основных правила жизни

Наша жизнь – это очень сложная для понимания вещь. Идеально правильной модели нашего существования не существует. Каждый человек волен жить так, как считает нужным.

Для этого в нынешнем обществе есть почти все условия. Например, вы можете свободно исповедовать любую религию. Свои политические взгляды вы также определяете сами.

Но есть три вещи в этой жизни (с точки зрения психологии), которые помогают существенно улучшить её качество.

Если их реализовать и адаптировать под свои нужды, то результаты вас воистину удивят. Что это за вещи?

Экономия

Данный фактор сказывается на нашей жизни очень положительно. Экономия имеет просто огромное количество преимуществ:

• Уверенность в завтрашнем дне.

• Возможность купить что-то себе или другим людям.

• Тренировка силы воли.

• Обучение размеренному темпу жизни.

Как видим, данные преимущества оказываются очень кстати. Экономия может помочь человеку в разных аспектах его жизнедеятельности. Например, если вам хочется наладить хорошие отношения с другим человеком, то и здесь она вам сможет помочь.

Как? Да очень просто. Поскольку экономия приучает человека к размеренному темпу жизни и силе воли, другие люди это чувствуют и начинают уважать вас. Хотя бы из-за этого нужно учиться экономить.

Уверенность в собственных силах

Конечно, экономия даёт нам почувствовать себя более уверенными. Только в данном случае мы рассматриваем уверенность в более широком смысле. Нужно тренировать чувство уверенности. Как это сделать? И вообще, зачем нам нужно тренировать данное чувство?

Ну вообще, для того чтобы более-менее спокойной была наша жизнь. В этом смысле очень важна изначальная установка человека касаемо определённого явления. Например, если вы испытываете стресс, то должны дать себе установку, что это необходимо для адаптации к окружающему миру. И тогда автоматически, без вашего контроля! так будет происходить.

Сила воли

Естественно, как можно обойтись в этой жизни без силы воли? Это невозможно. Именно данное качество делает из нас человека. Именно благодаря ему мы можем почувствовать себя уверенно. Как так получается? Причина очень проста.

Сила воли помогает нам преодолеть негативные сиюминутные желания на пути к цели. Мы способны её чётко себе задать. И естественно, реализовать. Именно сила воли формирует уверенность.

Как? Да потому что волевой человек всегда может достичь поставленных целей. Ведь он не боится работать. Но при этом и не насилует себя. Важно помнить, что если сила воли применяется чрезмерно, то ни к чему хорошему это не приведёт.

Мнение одного психолога. Вы можете не согласиться)))

www.rasenya.ru

Три источника и три основных части цвета

В прошлый раз я начал разговор о цвете вообще и о цвете в фотографии в частности. Сегодня продолжу. Итак, сэр Исаак Ньютон обнаружил, что если белый свет пропустить через призму, то из-за дисперсии света он разлагается на лучи всех цветов радуги, начиная с красного и заканчивая фиолетовым. Обращаю внимание на линейность этой структуры. Далее, если смешивать, скажем, красный и зеленый лучи, на выходе получим желтый луч. Здесь все хорошо. Теперь Ньютон попробовал свести вместе два крайних цвета (ну или почти крайних): красный и синий. На выходе получается пурпурный. То есть цвета, которые мы воспринимаем глазом, укладываются на круг. Нет начального или конечного цвета. В этом видно одно из главных отличий нашего восприятия цвета по сравнению с его физической реализацией. Причина понятна: так устроен наш глаз (все те же пресловутые колбочки). Еще больше вопросов вызывают разные оттенки цветов. Скажем красный цвет. Таковым мы называем и алый, и вишневый, и бордовый, и розовый. Понятно, что смешением основных цветов этого не добиться. А как тогда они возникают? Оказывается, что здесь вступают на сцену белый, черный и серый цвета. Ну или другими словами, оттенки серого. Смешивая их с красным, мы получим указанные цвета.

Немного отступления. По умолчанию, цветовой моделью фотошопа является RGB. Это выглядит так. Изображение представляет собой мозаику из пикселей. Каждый пиксел окрашен в определенный цвет. Какой этот цвет определяют три цифры, ответственные за красный, зеленый и синий. Степень участия цвета в каждом пикселе указывается цифирью от 0 до 255 (всего 256 чисел - столько комбинаций можно закодировать с помощью 1 байта). Пока что для меня осталось загадкой смысл этих цифр, за исключением 0 и 255. 0 - этого цвета совсем нет, 255 - это тот цвет, который выделяется из белого с помощью призмы (т.н. чистый цвет).

В печати применяется другая модель - CMYK. Здесь смешиваются 4 цвета - бирюзовый (cyan), пурпурный (magenta) и желтый (yellow) + черный (blacK). Почему это так - не буду говорить. Пока. Важнее здесь следующее. Почему мы красный предмет видим красным? А потому, что при падении на него белого света, этот предмет поглощает почти весь свет, за исключение его красной компоненты, которую и отражает, а мы потом видим. В печати, и вообще в окрашивании чего-либо происходят другие процессы, чем при смешивании лучей.

Что из этого пока следует и на что надо обратить внимание? Для характеристики определенного цвета используются 3 параметра (черный в CMYK стоит немного особняком, его можно получить смешивая три остальные краски, но это будет дороже). Значит, если мы захотим использовать другую модель для построения цвета, нам все равно понадобятся три параметра. Вот к чему я клоню. Переходим к этой модели.

Эта модель использует следующие характеристики: Hue, Lightness (Luminance), Saturation. Специально привел их по-английски, потому что в русской литературе настоящая беда с этими терминами. Скажем, Hue. Некоторые называют его "тоном", но другие под "тоном" имеют в виду Saturation, а Hue называют "цветовым тоном" и т.д. Нужно быть очень внимательным при чтении работ художников и искусствоведов и обязательно выяснить, что они имеют в виде под каждым термином. В дальнейшем я Hue буду называть "оттенком" или просто "тоном" (да простят меня великие искусствоведы), Lightness будем называть "светлостью" (не путать с яркостью!), а Saturation - "насыщением". Итак, что это такое? Внятного определения нигде не найти, потому что все эти параметры основаны на чувственном восприятии. Но если их прочувствовать, а еще лучше погонять ползуны в фотошопе туда-сюда, то все станет на свои места.

Проще, наверно, определить понятие "оттенок" или "тон". Это, если грубо, и есть цвет в нашем примитивном понимании (красный, желтый, зеленый оттенки и т.д.). Если более точнее - это чистый цвет. Для физиков-технарей скажу еще так: это монохроматический свет, тот, который можно выделить из спектра белого. Только надо понимать, что в отличие от физического цвета, который начинается на красном, и заканчивается на фиолетовом, Hue закольцовывается: после фиолетового он переходит в magenta (как это по-русски? пурпурный?), а потом в красный. Обратите на это внимание на соответствующей палитре фотошопа.

Теперь поговорим о Lightness или "светлости". Каждый цвет при попадании на фотопленку или матрицу отдает ей определенное количество энергии. Чем она выше - тем светлее пиксел. Увидеть этот параметр довольно просто. Если перевести цветное изображение в ч/б (переводить надо без всяких плагинов, фильтров, только с помощью регуляции насыщения), то мы получим ни что иное, как "светлость" наших цветов. Ну или так. Светлость показывает, сколько белого, черного или серого находится в соответствующем пикселе. Если вывести ползунок насыщения на минимум, то мы увидим наш цвет определенным серым пикселом. Это и есть его характеристика "светлость". За восприятие светлости в нашем глазу отвечают палочки.

Ну и, наконец, "насыщение". Эта характеристика показывает насколько цвет отличается от серого. Иными словами, насколько близко или далеко стоит он соответствующего участка на такой же ч/б фотографии. Есть одно интересное 3D представление цвета. Оно состоит из цветового круга (Hue), через середину которого проходит полоса градации серого (Lightness), а определенный цвет находится на мостике, соединяющем конкретный оттенок с точкой на линии градации серого.

На сегодня пока все! До новых встречь в эфире!

gojuon.livejournal.com

Три основных направления в педагогике и психологии по проблеме развитие личности

 

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Она имеет различные аспек­ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи­зиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясня­ют действием присущих ему от рождения потребностей, влече­ний и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчинять­ся требованиям общества и при этом постоянно подавлять есте­ственные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с са­мим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естествен­ных потребностей замещает занятиями каким-либо видом дея­тельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес­се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявля­ются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обла­дания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо­собности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. резуль­таты социальной жизни, которые, определяя весь облик лично­сти, придают ей силы для преодоления своих физических недос­татков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвы­чайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе вни­мание (естественная потребность в признании). Другого челове­ка смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и сте­пень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание — быть показа­телем пассивного исполнения требований, безразличия, а непо­седливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте пе­реключения внимания и др.

Личность, по определению Л.С.Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основ­ные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, прояв­ляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важ­нейшая характеристика личности — социальный облик челове­ка, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружаю­щих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития лич­ности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количе­ственного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектическо­го материализма при изучении этого вопроса рассматривают раз­витие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышле­ния, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой еди­ный биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса раз­вития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и вос­питания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися форма­ми взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития лич­ности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в кото­ром проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результа­те ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удов­летворенная потребность рождает новую потребность, более вы­сокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — разви­тие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это про­тиворечия между требованиями к воспитанникам и их подготов­ленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А.С.Макаренко). В педагогическом процессе проявляются так­же противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспита­тельной работы.

 

 

megaobuchalka.ru

Три основных вопроса философии

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

286

Поскольку человек не может формировать вещи сами по себе, их априорное познание невозможно. Не даны они и в опыте. Поэтому Кант заключает, что такие вещи непознаваемы. Тем не менее он допускает их существование, так как в явлениях должно что-тоявляться. Вещи сами по себе «аффицируют» нашу чувственность (Sinnlichkeit), будучи источником «материальной» стороны явлений. Формы же явлений привносятся нами самими. Они априорны. Кант выделяет две такие формы — пространство и время. Пространство есть форма «внешнего чувства», время — «внутреннего». Внутреннее чувство связано с внешним, считал Кант, и невозможно без него. Воспринимать последовательность наших внутренних состояний, будь то мысли, ощущения или желания, можно, лишь соотнося их с неким неизменным фоном, а именно с предметами в пространстве, материей1. Но и внешнее чувство не может функционировать без внутреннего, так как постоянство пространственных объектов, сосуществование их частей и последовательность их изменений непостижимы вне временных характеристик.

Мысль о том, что время и тем более пространство не существуют независимо от субъекта, кажется весьма странной. Кант, однако, настаивает, что если бы время и пространство не были априорными формами чувственности, аподиктическая экспозиция их свойств в геометрии и арифметике была бы невозможна. Они должны были бы оказаться эмпирическими науками, но такие дисциплины не могут содержать априорные синтетические познания. Арифметика же и геометрия в изобилии содержат их.

Науки о формах и законах чувственного созерцания, однако, не исчерпывают всех аспектов человеческого познания. Знание может быть не только созерцательным, но и дискурсивным. И уже всякое реальное восприятие предполагает: 1) данность предмета в чувственном опыте, 2) осознание этого предмета. Сознание не имеет отношения к чувственности и созерцанию. Чувства пассивны, а сознание — спонтанное действие. Кант показывал, что всякий акт сознания, могущий выражаться формулой «Я мыслю [нечто]», предполагает рефлексию, самосознание, открывающее нам единое и тождественное Я, единственное неизменное в потоке представлений.

Кант, однако, отказывается называть это Я субстанцией. Такое Я было бы вещью самой по себе, а они непостижимы. Я есть лишь форма мышления, единство самосознания, или «апперцепции». Тем не менее Я оказывается для Канта глубинным источником самопроизвольной деятельности, основой

1 На этом положении основано кантовское «опровержение идеализма» (см. 3:235 — 238).

374

«высших познавательных способностей». Главной из этих способностей является рассудок (Verstand). Его основная функция — суждение. Суждение невозможно без понятий. Но любое понятие, к примеру «человек», содержит правила, по которым можно определить, подходит тот или иной предмет под данное понятие или нет. Поэтому Кант определяет рассудок как способность создания правил. Человеческий рассудок, подобно чувственности с ее априорными формами, содержит априорные правила, «основоположения». Основоположения вытекают из элементарных понятий рассудка — категорий, которые, в свою очередь, возникают из логических функций суждений, таких как связка «если — то», «или — или» и т. п.

Кант систематизирует категории в специальной таблице, параллельной таблице суждений, заимствованной им из логики1. Он выделяет четыре группы категорий — количества, качества, отношения и модальности, в каждой из которых оказывается по три категории — 1) единство, множество, целокупность, 2) реальность, отрицание, ограничение, 3) субстанция — акциденция, причина — действие, взаимодействие, 4) возможность — невозможность, существование — несуществование, необходимость — случайность. Третья категория в каждой из групп может быть истолкована как синтез (но не простая сумма) первых двух. Кант, однако, настаивал, что и другие категории (прежде всего категории отношения) связаны с синтетической деятельностью. Именно через категории многообразное чувств подводится «продуктивным воображением» под «трансцендентальное единство апперцепции», чистое Я, с которым соотнесены все наши представления. Если бы явления не подчинялись категориям, эти явления не могли бы осознаваться нами. Поэтому если пространство и время составляют условия возможности явлений вообще, то категории заключают в себе условия возможности воспринимаемых явлений — иные же явления, утверждал Кант, суть ничто для нас, а так как сами по себе они лишены реальности, то «невоспринимаемые явления» есть не более чем абстракция.

Явления, таким образом, соответствуют категориям. Но здесь не может обойтись без некоего посредничества. Ведь сами по себе категории как априорные понятия рассудка

studfiles.net



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"