Как рисовать падающую (отброшенную) тень, используя перспективу. Тени людей рисунки


Как затенять рисунок правильно? Полезные советы для начинающих

Дата публикации: 04.01.2017

Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

Свет - самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.

Тень - неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.

Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

Полутон - плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.

Блик - светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.

На рисунке детально показаны блик, светотень, тень и рефлекс

От чего зависит тень?

Степень освещенности предмета зависит от освещения в комнате, угла падения лучей и источника света, расстояния между предметом и источником света. Существует естественное и искусственное освещение. Естественное освещение - это свет от солнечных лучей, а искусственное - это свет от источников света, сделанных человеком. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность предмета и наоборот. Свет и тени на переднем плане должны быть контрастнее, так как более заметны. Плоскости, которые направлены к свету, самые яркие.

Как правильно затенить объект

Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

Следующий шаг: надо заточить карандаш. Лучше всего это делать канцелярским ножом, так как грифель получается длиннее и тоньше.

Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

На рисунке показаны тени на обычном предмете – кувшине

Штрихи

Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки : прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

На рисунке показано как отбрасывается тень на лице человека под различными углами

Растушевка теней

Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

Исправляем ошибки

Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

comments powered by HyperComments

www.aristek.ru

Как рисовать мангу — Тени: лицо и тело

Anastasia Moreno, www.alphalink.com.au, перевод - Константин Дубков
В аниме и манге лицо и тело обычно плоское.

Округлые тени: Тени повторяют форму тела. Это делает тело похожим на геометрические фигуры (сферы, цилиндры и т.п.)

Плоские тени: Тени лежат на теле, как на относительно плоском объекте. Вот об этом-то мы и поговорим в данном уроке.
Шаблон лица: Эта маленькая хитрость - справочник для рисования теней в аниме и манге. Он показывает контуры на лице в фас и в профиль. Это основные зоны лица, используемые обычно художниками. Запомните эту схему и вы будете рисовать тени как профи!! (...хм, ну, может, это некоторое преувеличение...)
Применение на практике:

Посмотрим, как выглядит применение этой схемы у разных художников.

© Kia Asamiya 'Silent Mobius'

© Kia Asamiya 'Silent Mobius'

© Bandai 'Gundam W'

© Miki Kosuke/Oshima Yasuichi 'Action Star'

© Akemi Takada 'Kimagure Orange Road'

© CLAMP 'RG Veda'

© Yu Kinutani 'Angel Arm'

Сложные тени от разных источников света выглядят так...

© Yu Kinutani 'Angel Arm

Тело Это основные шаблоны для рисования теней на анимешных/мангавских телах. Здесь такая же система, как и на лице. Ну, может чуть сложнее.

Контуры тела основываются на реальной анатомии, но в манге и аниме смотрятся стилизованными – обычно ПЛОСКИМИ! Нет смысла много говорить, просто взгляните на изображения. Надеюсь вы поймёте.

Зоны теней

Освещение слева

Освещение сзади

Освещение справа

Вот! Тени, это легко... по крайней мере я так их делаю – хоть и обманным путём, ха-ха-ха. Правильным способом было бы изучение реальных объектов, по фотографиям и прочее... Но это заметно вам поможет! Так как рисунок - это обобщение, утрирование реального. Так что если вы желаете хорошо уметь рисовать, делайте зарисовки с натуры.

drawmanga.ru

Как рисовать тени? Основы рисования

Большинство художественных школ и курсов по рисованию в первую очередь учат, как рисовать тени. Построение и рисование таких примитивных фигур, как цилиндр, шар, конус, куб – это довольно утомительное и неинтересное дело. Однако именно подобные задания являются первым шагом к пониманию формы и объема геометрической формы, а также к умению изображать ее темные и светлые стороны – то есть, к умению рисовать тени карандашом поэтапно. В дальнейшей художественной практике умение правильно чувствовать темные и светлые стороны будет хорошим подспорьем в любом рисунке.

Если вы хотите сделать этюд наглядным и реалистичным, вам необходимо придать ему объем. В этой статье мы расскажем, как правильно рисовать тени карандашом.

Свет и тень

Рисунки должны быть реалистичными и радовать глаз. Поэтому необходимо правильно сочетать в них свет и тень. Это придаст рисункам контрастности, глубины и ощущения движения. Как научиться рисовать тени, чтобы рисунки выглядели более живыми, привлекательными и интересными?

Немного теории

Вы когда-нибудь задумывались о том, что позволяет нам видеть форму предметов? Откроем секрет: это столкновение света и тени. Если мы положим предмет на стол в комнате без окон и выключим свет, то никакой формы мы не увидим. Если же осветить предмет очень яркой лампой или прожектором, то его форму мы, опять же, не увидим. Ее позволяет видеть только свет, который сталкивается с тенью.

Ни свет, ни тень не ложатся на предметы как попало. Существуют определенные закономерности. Они позволяют предположить, как на предмете, на его формах, будет располагаться свет, а где начнется тень. И рисующему человеку необходимо знать эти закономерности.

Элементы светотени

В рисовании различают следующие элементы светотени: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс и падающая тень. Рассмотрим каждый из них по порядку.

Бликом называют пятно света, которое располагается на выпуклой или плоской глянцевой поверхности и получается из-за сильной освещенности объекта.

Свет – это поверхности объекта, которые ярко освещены.

Полутенью называется слабая тень. Она возникает, если предмет освещается не одним, а несколькими источниками света. Кроме того, она образуется на поверхностях, которые обращены под небольшим углом к источнику света.

Тень – это те участки предмета, которые освещены слабо. Падающей тенью называется та, которую предмет отбрасывает на плоскость, на которой стоит. А собственной – та, которая находится на неосвещенной его стороне.

Рефлексом называется слабое световое пятно, которое находится в области тени. Оно образуется лучами, которые отражаются от других объектов, находящихся рядом.

Изображение этих световых градаций и позволяет художнику наглядно изобразить на листе форму предмета, передать его объем и степень освещенности.

А работают ли эти правила для компьютерной графики?

Да. Компьютерная графика – это то же самое рисование. Поэтому то, как рисовать тени в САИ или "Фотошопе", нисколько не отличается от изображения их на бумаге. Вся теория и все правила, которые работают для изображения на холсте или бумаге, действенны и для компьютера.

Шаг 1: выбор правильных материалов

Как рисовать тени карандашом? В первую очередь необходимо выбрать правильный карандаш. Разумеется, можно рисовать тени и углем, и сангиной, и гуашью, и акрилом. Но на первых порах лучше ограничиться карандашом.

Для теней используются специальные карандаши для рисования. Они продаются в наборах. Бюджетный вариант можно найти в любом канцелярском магазине. Существует и специальная бумага для рисования: лучше выбирать более плотную и жесткую.

Существует много разновидностей карандашей для рисования. Есть с мягким (М, 2М, 3М, …, 8М, 9М) грифелем, а есть с твердым (Т, 2Т, 3Т, …, 8Т, 9Т). В наборах зарубежных фирм-производителей М заменяется на B, а Т – на H.

Для изображения теней вам будет достаточно набора из 3Т, 2Т, Т, ТМ, М, 2М и 3М. Для изображения света лучше использовать твердые карандаши, а для тени – мягкие. Так рисунок будет выглядеть естественнее и его проще будет нарисовать.

Поговорим о бумаге. Для рисования не подойдут слишком гладкие листы, те, на которых мы печатаем. Не стоит использовать и слишком жесткую бумагу. На ней будет сложно рисовать тени. Лучше всего использовать специальные листы для рисования, которые продаются в папке в канцелярских магазинах. Как правильно рисовать тени? В первую очередь приобрести правильные материалы.

Шаг второй: линейный набросок

Как рисовать тени на рисунке? В первую очередь сделайте линейный набросок того, что вы хотите нарисовать. Желательно сделать это с натуры, но можно использовать и фотографию объекта. Самое главное, чтобы объект, который вы выбрали, был неподвижен. В этом случае у вас будет много времени на то, чтобы его зарисовать.

Внимательно приглядитесь к домашней обстановке. Вы можете нарисовать цветы, часы, кухонные принадлежности, предметы одежды. Все это является отличными объектами для зарисовки.

Если же вы используете фотографию, то лучше распечатать ее в черно-белой гамме. Так у вас получится точнее изобразить контур и тени.

Шаг 3: ахроматические цвета

Как рисовать тени? При работе с карандашом в вашем распоряжении все ахроматические цвета. Они начинаются с белого и заканчиваются черным, имея в середине несколько оттенков серого.

Как создать ахроматическую шкалу? Нарисуйте прямоугольник: это можно сделать на отдельном листе бумаге или же в углу вашего рисунка. Разделите этот прямоугольник на пять равных частей (можно больше, но для начала достаточно будет 5), после чего пронумеруйте их.

Самый первый квадрат будет белым, а последний – черным. Части между ними нужно закрасить тремя разными оттенками серого, разделив их по тону. В результате у вас появиться нечто вроде палитры вашего карандаша: первый прямоугольник белый, второй – светло-серый, третий – средне-серый, четвертый – темно-серый и последний – самый темный тон, который может дать карандаш.

Шаг 4: теория о тенях

Как нарисовать тени? Для этого необходимо понять их природу.

Найдите основной источник света. Пронаблюдайте, что самые светлые часто находятся ближе всего к свету, темные – дальше, а тени падают против него. Особое внимание следует уделить отражениям, так как они могут быть наиболее ярким местом выбранного для рисования объекта.

Шаг 5: выбор способа штриховки

Как нарисовать тени? С помощью штриховки. Она накладывается поверх карандашного наброска.

Выберите способ, которым вы будете штриховать набросок, в зависимости от самого объекта, источника света и вида рисунка. Видов штрихования теней много, и самыми популярными из них являются прямая, круговая и крестовая.

Прямой называется рисование множества параллельных линий максимально близко друг к другу. Этот способ отлично подойдет для объектов без текстуры и для рисования волос.

Для круговой штриховки необходимо рисовать много мелких кругов. С помощью этой штриховки можно создать интересую текстуру, разбрасывая круги и дополняя их линиями. Кроме того, можно нагляднее показать плотность объекта, который изображаете, располагая круги близко друг к другу.

Тонированные объекта с помощью рисования пересекающихся линий – это крестовая штриховка. Этот способ отлично подходит для придания глубины рисунку.

Шаг 6: проба пера

Попробуйте сделать тени. Так как ваш рисунок еще на начальном этапе, не следует делать их слишком темными. Так вы без труда сможете их стереть, если это будет необходимо. Рисуйте, постепенно заполняя те места, которые надо, а самые светлые места оставляйте белыми.

В процессе рисования сравнивайте работу с объектом или его фотографией, чтобы быть уверенным, что вы наносите тени в правильном месте.

Шаг 7: терпение и поэтапная работа

Добавляйте тени в несколько слоев. Их необходимо постепенно затемнять, накладывая слой за слоем. Между темными и светлыми местами должен быть ощутимый контраст. Не забывайте использовать ахроматическую шкалу: рисунок не должен быть в одинаково серых тонах.

Спешить не нужно. Процесс штриховки теней напоминает проявление черно-белой пленки: он должен происходить постепенно. Терпение – ваш ключ у успеху и красивым рисункам.

Чем больше вы углубляете тени на рисунке, тем менее заметными будут становиться его контуры. И это правильно, ведь в настоящей жизни почти ничего не имеет черного контура. То же самое должно найти отражение и в вашем рисунке.

Шаг 8: растушевка теней

Теперь растушуйте тени на вашем рисунке. Необходимо сделать их более реалистичными и плавными. Нужно контролировать нажим, чтобы он был не слишком сильным и слишком слабым. Растушевывайте до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом.

Если у вас нет растушевки, можно пользоваться небольшим кусочком бумаги. Ластик поможет вам высветлить те места, которые вы замазали случайно. Это может быть блик, или контур, который не полностью скрылся под слоем штриховки.

Главное, помните, что большинство рисующих людей, в том числе и самые известные художники, на начальном этапе творческого пути допускали ошибки.

Советы и рекомендации

  • Между вашей рукой и бумагой, на которой вы рисуете, можно положить чистый лист бумаги для печати: так вы избежите пятен на рисунке.
  • Чтобы не пачкать набросок и корректировать ошибки, лучше использовать виниловую стирательную резинку. Ластики из этого материала не портят бумагу и хорошо стирают следы карандаша.
  • Не используйте палец, чтобы растушевать штриховку.
  • Чтобы разница между светом и тенью была более заметна, необходимо использовать хорошее освещение.
  • Карандаш лучше держать под меньшим углом к плоскости бумаги, чтобы рисовать стороной грифеля, а не его кончиком. Так тени получатся более натуральными.

fb.ru

Как рисовать тени

Тень — это элемент рисунка, который имеет наибольшее влияние на реалистичность портрета, поэтому убедитесь, что вы прорисовали их  хорошо. Я опишу метод, который иногда использую сам, и  думаю, что он дает хорошие результаты.

Для того, чтобы начать прорисовку теней вам понадобятся в основном те же инструменты, какими вы пользуетесь обычно:

  • Карандаши. Из  всей линейки твердостей карандашей для прорисовки теней лучше использовать маркировки от 3В  до 5B. В то же время подчеркивать тени  необходимо  карандашом с твердостью В2.

  • Бумага для затирки.Для растирания  карандаша я в основном используют только салфетки, хотя на самом деле подходят и другие изделия, например, мягкие бумажные полотенца или туалетная бумага. Стоит, однако, обратить внимание на качество бумаги, потому что она не должна быть слишком мягкой, как большинство некачественных носовых платков. Кроме того, в платочках или салфетках не должно быть никакой  пропитки, так как она пачкает бумагу.

  • Блендер. Это специальный карандаш или бумага, свернутая в рулонный блок, как показано на рисунке ниже.
  • Ластик.Обычно стерка «собирает» излишне затененные места и вытирает полосы света.

Тонирование

Первым шагом написания портрета является подготовка эскиза. Затем следует наметить все основные теневые пятна.

Затенение всегда начинается с нанесения начального тона, охватывающего всё лицо —  ровного серого цвета. Конечно, это должен быть светлый оттенок, потому что его роль заключается в том, чтобы подчеркнуть тон тела на бумаге. Я использую для этого карандаш Н3 или Н2, и рисую им очень осторожно, держа карандаш под достаточно острым углом, так чтобы касаться бумаги плоской стороной заточенного карандаша. Как показано на рисунке ниже.

После того как я покрыл равномерным тоном все лицо, следует начать поиск тех мест, где тень на лице является более темной. А затем обрисовать в общих чертах эти участки снова, так чтобы кое где на бумаге получилось 2 слоя карандаша. После чего мой рисунок выглядит так.

Следующим шагом является сильный выбор теней. Для этого  я обычно использую карандаш с твердостью НВ и, как прежде,  я держу его под большим углом. Следует постоянно сравнивать рисунок с фотографией, добавляя характерные тени. На этом этапе нам нужно много терпения,  не старайтесь сделать все это сразу. Лучше подождать в течение 5 минут, а затем оценить всю работу свежим взглядом, подобный анализ даст лучшие  результаты. Затенение делается медленно, я лично очень часто  исправляю те вещи, которые не вписываются в общую тоновую картину.

Тень на лице зависит от направления света, поэтому на данном этапе стоит представить себе, где находится тот человек. которого вы рисуете, является ли освещение интенсивным, откуда падает свет и куда ложится тень. Кстати очень часто взгляд «замыливается» на изображение, которое вы рисуете. Лично у меня есть способ для достижения более продуктивных результатов: я кладу рядом с каждым портретом напечатанное изображение в градациях серого и быстро перевожу взгляд с одного на другое. Это позволяет мне видеть, где я делаю тень слишком темной, где яркой, где на самом деле находятся световые пятна и блики.

 Шлифование

Теперь стоит перейти к дальнейшему  преобразованию портрета — шлифованию. В частности, я использую для  этого простой бумажный платок. Это очень легко, я наматываю бумагу на палец и мягко растираю тени. Нет необходимости беспокоиться, что вы выйдете за контур лица, потому что, как правило, остальной фон картины темнее, а также растертый карандаш очень легко стереть ластиком. Помните, что бумага, которой вы пользуетесь для шлифования, достаточно быстро становится грязной и начинает оставлять грязный след.  Поэтому я часто меняют место, которым смешиваю слои карандаша, иначе тени могут получиться слишком сильными.

Следующим шагом является дополнение теней и полутонов, которые следует наносить так же, как описано выше,  постоянно сравнивая получающийся рисунок со  стандартом. Для того, чтобы дорисовать отсутствующие элементы, есть два пути: либо сначала дорисовать тень и растереть ее; либо  использовать «грязные» ранее использованные носовые платочки. Таким образом можно прорисовывать тона и тени практически всех элементов портрета. Но иногда остаются места, достаточно малые по размерам, которые трудно растушевать пальцем. В таких случаях использовать бумажный платок не возможно, здесь следует пользоваться специальным блендером.

Создание бликов

Заключительным этапом работы по лицу является вытирание светлых пятен в тех местах, где лицо безмятежно, это, как правило нос, щеки, лоб и подбородок. Как это сделать? Усеченным ластиком аккуратно протрите слой карандаша для получения более чистого листа. Обратите внимание, что здесь главное не переусердствовать, и что «световые пятна» не имеют острых краев!

Прорисуйте все остальные детали: волосы, брови, глаза, рот, сережки. Старайтесь сделать их максимально похожими, это добавит правдоподобности портрету.

Конечно, кроме лица нужно прорисовать видимую часть тела и одежды.

Не бойтесь практиковать свои навыки, делайте ошибки и исправляйте их, прислушивайтесь к советам. Во всяком случае, после того как вы нарисуете достаточно большой объем портретов, сможете делать это очень хорошо. Я лично заметил, что с каждым рисуноком, я узнаю что-то новое,  исправляю ошибки и в следующий раз уже не допускаю их снова.

Поэтому, я еще раз отмечу, что наиболее важным является опыт, другими словами, практика, практика и еще раз практика.

www.moy-portret.ru

Тени. 30 интересных фотографий » Photolium

Тени. 30 интересных фотографий.

Тени детей, играющих в футбол, видны на стене на улице в Бенгела.

Суданские танцовщики во время церемонии прибытия Генерального секретаря ООН Бан Ги Мун в Судан.

Тени посетителей отбрасываются по поверхности во время промо-акции на День святого Валентина в Йокогаме, Токио.

Молодежь в солнечный день играет в Hacky Sack на Манежной площади у Кремля в Москве.

Силуэты палестинских мальчиков в летнем лагере, организованном движением ХАМАС в городе Газа.

Тени на стене в Пекине.

Тени детей, идущих рука за руку, видны на палатке в Коста-Рике.

Тень на снегу от воздушного шара в Швейцарии.

Тень от вертолета в поле, в Афганистане.

Тень рабочего падает на стену венгерского сталелитейного завода в городе Мишкольц.

Тени прогуливающихся людей в Киеве.

Тени индийских красавиц.

Бегуны.

Тени палестинских женщин на контрольно-пропускном пункте.

Солдаты почетного караула готовятся к официальной церемонии встречи боливийского президента Эво Моралеса в Тегеране.

Двое мужчин с сумками.

Тень от самолета возле аэропорта в Нью-Йорке.

Тень от турецких солдат.

Люди идут через финансовый район Лондона Canary Wharf.

Аргентинский строитель Адриан Гарридо перестраивает модель самого большого в истории травоядного – Аргентинозавра (38 метров в длину), в выставочном зале в Розенхайм, на юге Германии.

Тени от игроков на теннисном турнире в Монако.

Тени на стене стадиона, когда люди смотрят традиционный турнир по борьбе в столице Сенегала Дакаре.

Колесо обозрения "Лондонский глаз" отбрасывает тень на Юбилейные сады в Лондоне.

Тень от воллейболистов.

Фредди Крюгер.

Тени от журналистов.

Тень от самолета на облаках.

Тень от афганского солдата, играющего в воллейбол.

Тень от хоккеиста на зеленом льду.

Тень от мужчины и дерева на стене в центральном Лондоне.

photolium.net

Как рисовать падающую (отброшенную) тень, используя перспективу

В этом уроке мы наглядно рассмотрим как правильно строить падающую/отброшенную тень с помощью двухточечной перспективы.

Свет важен

Свет утверждает свою необходимость в рисовании через свой валёр. Под валёром подразумевается затемненность или освещенность оттенка тона объекта. В большинстве случаев более темный валёр используют для теней, а светлый, соответственно, для освещенных участков. Валёр, который находится между этими крайностями, обычно называют полутоном.

Валёр — в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.Из Wiki.

Необходимо создавать иллюзию света в рисунке, так как свет является определяющим фактором при различении предметов внешнего мира. Если мы хотим научиться создавать иллюзии в рисунках, самой главной иллюзией будет как раз создание света.

Свет активно действует в двух локациях – подсвеченной стороне и полутонах. Наш мозг запечатлевает их положение и усиливает их интенсивность, так же, как интенсивность теней.

Свет и тень

Тени обычно разделяют на «собственные» и «отброшенные». Собственная тень – это тень от самого объекта, а отброшенная тень – результат непроходимости света в объекте. Таким образом, тень «падает» на ближайшие поверхности.

Собственная тень может сообщить наблюдателю информацию о форме объекта, в то время как отброшенные тени формообразуют объект и направление света.

Отброшенные тени

Важна форма отброшенной тени, так как наблюдатель получает из ее очертаний представление о форме объекта. Некоторые художники пользуются этой особенностью, если они хотят заставить тени «говорить» особенным образом, управляя источником света. Однако такой подход требует некоторой сноровки и знания теории перспективы.

Для большинства рисунков с натуры тени объектов очевидны, и их можно нарисовать, основываясь на сравнении между позитивным и негативным пространствами. Однако, если вы рисуете воображаемые предметы, вам пригодится данный навык.

В видео ниже мы рассматриваем использование производной перспективы, чтобы уметь создавать формы отброшенных теней в виде простых прямоугольников и сфер.

Как использовать «перспективу», чтобы расположить отброшенные/падающие тени

Начнем с разбора процесса отбрасывания теней от прямоугольных объектов.

Сначала мы нарисуем простой прямоугольник, для этого воспользуемся двухточечной перспективой. Важно включать линию горизонта в план картины – для нас это будет «точка затухания тени».

Когда прямоугольник будет готов, мы определим источник света над уровнем горизонта. Чем ближе источник света будет располагаться к линии горизонта, тем длиннее будут тени.

Можно нарисовать линию от источника света до уровня горизонта. Точка пересечения этих двух линий (линия от источника света и линия горизонта) будет «точкой затухания тени».

Теперь мы можем нарисовать три линии от источника света, рассеивающиеся до верхних углов нашей формы. В этом случае мы имеем в виду три ближайших к наблюдателю угла.

Затем мы нарисуем линии по направлению от точки затухания тени до трех нижних углов нашей формы. Они должны быть достаточно длинными – такими же, как линии до верхних углов.

Точки пересечения помогают определить форму отброшенной тени.

Мы можем использовать получившуюся форму как основу для заполнения тени цветом.

Рисуем отброшенные тени сферы с использованием перспективы

Теперь, когда мы рассмотрели процесс создания отброшенных теней с использованием перспективы на примере прямоугольника, разберем стратегию построения тени для сферы. (Существует несколько способов построения тени для сферы, но этот самый простой, на мой взгляд).

Как и в предыдущем примере, нам придется определить линию горизонта, так как они пригодится нам при определении точки затухания тени. Нам также понадобится определить источник света и точку затухания тени.

Затем нарисуем круг, который впоследствии станет сферой. Чтобы было проще определить форму отброшенной тени, впишем круг в квадрат.

Проведем линии от источника света до двух верхних углов квадрата, вписывающего в себя окружность.

Теперь нарисуем линии от точки затухания тени до двух нижних углов квадрата.

Полученные точки пересечений можно использовать для определения формы квадратной отброшенной тени.

Теперь нам нужно создать овальную форму для собственно сферической тени. Для начала необходимо определить, где кривые будут соприкасаться с краями. Чтобы найти эти точки, нам нужно нарисовать линии от источника света до середин сторон квадрата с каждой из сторон.

Затем, с помощью этих точек пересечения определим форму отброшенной от сферы тени.

Теперь можно добавлять цвет и валёр к самой сфере и отброшенной тени, чтобы завершить рисунок. У вас есть все ориентиры для этого.

Надеюсь, статья была вам полезна! Оставляйте свои комментарии, пожелания и вопросы!

Автор: Matt Fussell

Оригинал статьи.

www.web-paint.ru

Учимся видеть свет и тень

В этом уроке я расскажу вам, как правильно использовать свет так, чтобы ваши работы выглядели максимально реалистично, ведь свет – это то, что создаёт атмосферу. Мы можем представить объект как более простую форму, а дальше – дело техники. Правда в том, что если бы света не было, мы бы попросту ничего не видели.

В первом уроке из этой серии, я расскажу вам, как правильно видеть свет, тени, отражения. Мы должны научиться понимать, как это работает.

Как я вижу?

Вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос, как художник? Если нет, то это ваша большая ошибка. Ведь все, что вы рисуете, это только представление того, что и как вы видите, также как и законы физики – это только представление того, как это происходит на самом деле. Я даже больше скажу – то, что мы рисуем это не реальное изображение, это всего лишь интерпретация картинки, которая конструируется из информации, полученной от глаз. То есть, мир, который мы видим есть лишь интерпретация реальности, одна из многих, и не обязательно самая правдивая или идеальная из них, - лишь оптимальная для выживания нашего вида.

Почему я говорю об этом в уроке рисования? Само по себе рисование есть искусство затемнения, высветления и окрашивания определённых частей бумаги (или экрана) для создания реалистичного изображения. Другими словами, художник пытается передать изображение созданное в нашем воображении (что, собственно делает это лёгким для нашего восприятия, так как воспринимаем мы все в текстурах – ищем знакомые формы в абстрактных рисунках).

Если рисунок похож на то, что мы себе представляем, мы считаем его реалистичным. Он может выглядеть реалистично несмотря на отсутствие знакомых форм и линий, - все, что нам нужно, это несколько мазков краски, свет и тень, чтобы сделать его реалистичным в нашем восприятии. Здесь представлен хороший пример подобного эффекта:

Чтобы создать убедительный рисунок - то есть, схожий с тем, что сотворило наше воображение, нам нужно понять, как это делает мозг. В процессе чтения этой статьи, большинство материала покажется вам вполне очевидным, но вы будете удивлены, насколько наука может быть близка к рисованию. Мы воспринимаем оптику, как часть физики, а рисование – как часть метафизического искусства, но это грубая ошибка – искусство есть ни что иное, как отражение реальности, увиденной нашими глазами. Итак, чтобы имитировать реальность, в первую очередь нам нужно разобраться, что же наше воображение считает реалистичным.

Так что же такое видение?

Давайте вернёмся к основам оптики. Луч света попадает на предмет и отражается на сетчатку глаза. Затем сигнал обрабатывается мозгом и, собственно, формируется изображение. Общеизвестный факт, верно? Но понимаете ли вы все последствия, вытекающие из данного процесса?

Итак, здесь мы вспоминаем о самом главном правиле рисования: свет – это единственное, что мы можем видеть. Не объект, не цвет, не проекцию, не форму. Мы видим исключительно световые лучи, отражённые от поверхности, преломлённые в зависимости от ее особенностей и особенностей наших глаз. Финальная картинка в нашей голове есть совокупность лучей, попадающих на сетчатку глаза. Изображение может меняться в зависимости от особенностей каждого луча – каждый из них падает из разных точек, под разным углом, и каждый из них мог преломиться по несколько раз, прежде чем коснуться нашего глаза.

Это именно то, что мы делаем во время рисования, мы имитируем лучи, попадающие на различные поверхности (цвет, консистенция, блеск), расстояние между ними (количество диффузного цвета, контрастность, края, перспективы), и, безусловно, не рисуем мы те вещи, которые для наших глаз ничего не отражают и не излучают. Если вы «добавляете свет» после завершения рисунка, вы поступаете совершенно неправильно, так как главное в вашем рисунке – свет.

Что такое тень?

Простыми словами, тень является областью, на которую не попадают прямые световые лучи. Когда вы находитесь в тени, источник света вы видеть не можете. Вполне очевидно, верно?

Длину тени можно легко вычислить, рисуя лучи.

Тем не менее, рисование теней может быть достаточно непростым. Давайте взглянем на эту ситуацию: у нас есть предмет и источник света. Интуитивно мы рисуем тень следующим образом:

Но постойте, ведь эта тень создана лишь одной точкой на источнике света! А что, если мы возьмём другую точку?

Как вы могли заметить, лишь точечный свет создаёт чёткую, легко различимую тень. Когда же источник света больше, или, иными словами, свет более рассеян, тень приобретает нечёткие, градиентные края.

Феномен, который я только что объяснил, является также причиной появления якобы нескольких теней из одного источника света. Такой вид тени более естественен, поэтому фотографии, снятые со вспышкой выглядят столь резкими и ненатуральными.

Хорошо, но это был лишь гипотетический пример, стоит разобрать сей процесс на практике. Это фото моей карандашницы, снятое в солнечный день. Видите странную двойную тень? Давайте взглянем поближе.

Грубо говоря, свет исходит из левого нижнего угла. Проблема в том, что это не точечный источник света, и мы не получаем хорошую чёткую тень, которую легче всего нарисовать. И тут даже рисование таких лучей совсем не помогает!

Давайте попробуем кое-что другое. Согласно тому, о чем я говорил выше, рассеянный свет создаётся из множества точечных источников, и будет намного понятнее, если мы нарисуем их подобным образом:

Чтобы объяснить более понятно, давайте закроем некоторые лучи. Видите? Если бы не эти рассеянные лучи, мы бы получили вполне себе чёткую, нормальную тень:

Без света нет и зрения

Но, постойте, если тень есть участок нетронутый светом, то как же мы видим предметы, находящиеся в тени? Как мы видим все вокруг в пасмурный день, когда все вокруг в тени от облаков? Это результат рассеянного света. Мы ещё поговорим о рассеянном свете в этом уроке.

Уроки рисования обычно описывают прямой свет и свет отражённый как вещи абсолютно разные. В них может говориться о существовании прямого света, освещающего предметы, и о возможности появления света отражённого, добавляющего немного освещения в теневую область. Вы можете увидеть диаграммы, подобные приведённой ниже:

На самом деле, все не совсем так. В основном все, что мы видим, есть отражённый свет. Если мы что-то видим, по большому счёту это потому, что свет отразился от этого чего-то. Прямой свет мы можем увидеть только если мы смотрим, собственно, прямо на источник света. Так что, диаграмма должна выглядеть следующим образом:

Но, чтобы сделать это ещё более точным, стоит внести несколько определений. Световой луч, падающий на поверхность, может вести себя по-разному в зависимости от самой поверхности.

  1. Когда луч отражён поверхностью полностью под тем же углом, это называется зеркальным отражением.
  2. Если часть света проникает в поверхность, эта часть может быть отражена ее микроструктурами, создавая нарушенный угол и  результирующий в нечёткое изображение. Это называется диффузным отражением.
  3. Некоторая часть света может быть поглощена предметом.
  4. Если поглощённый луч может пройти насквозь, это называется проходящим светом.

Итак, давайте сосредоточимся только на диффузном и зеркальном видах отражения, так как для рисования они очень важны.

Если поверхность отполирована, и имеет правильную, светоблокирующую микроструктуру, то луч отражается от неё под тем же углом, под каким падает. Таким образом создаётся зеркальный эффект – так происходит не только с прямыми лучами света непосредственно из источника, но и с лучами, отражёнными от какой-либо поверхности. Почти идеальная поверхность для такого отражения – конечно, зеркало, однако некоторые другие материалы тоже в достаточной степени подходят для этого, например, металлы или вода.

Зеркальное отражение создаёт идеальную картину из лучей, отражённых от объекта под правильным углом, с диффузным же отражением все намного интереснее. Оно освещает объект более мягким образом. Другими словами, оно позволяет нам видеть объект, не причиняя вреда вашим глазам – попробуйте разглядеть солнце в зеркале (я шучу, не делайте так никогда).

У материалов могут быть разные факторы, влияющие на отражение. Большинство из них поглощают большую часть света, отражая только небольшую его часть. Как вы знаете, глянцевые поверхности больше склонны к зеркальному отражению, чем матовые. Если мы ещё раз взглянем на предыдущую иллюстрацию, мы сможем нарисовать более правильную диаграмму.

Глядя на эту диаграмму, вы можете подумать, что тут лишь одна точка на поверхности, отражающая лучи зеркально. Это не совсем так. Свет отражается зеркально на всей поверхности, просто только в одной точке он отражается точно в ваши глаза.

Вы можете провести несложный эксперимент. Создайте источник света (например, телефон или лампа) и расположите его так, чтобы он зеркально отражался от какой-либо поверхности. Необязательно, чтобы отражение было идеальным, достаточно того, что вы его можете видеть. Теперь сделайте шаг назад, продолжая смотреть на отражение. Вы можете видеть, как оно двигается? Чем ближе вы к источнику света, тем острее угол отражения. Видеть отражения непосредственно под источником света невозможно, только если вы не есть этот источник.

Как это относится к рисованию? Это и есть второе правило – позиция наблюдателя влияет на тень. Источник света может быть статичным, объект может быть статичным, но каждый наблюдатель видит его по-своему. Это очевидно, если мы думаем о перспективе, но мы редко думаем таким образом о свете. Ответьте предельно честно – думали ли вы когда-либо о наблюдателе, когда работали над освещением вашего рисунка?

Вы задумывались, почему мы рисуем белую сетку на глянцевых объектах? Теперь вы можете ответить себе на этот вопрос, теперь вы знаете, как это работает.

Чем больше яркость, тем лучше мы видим

Мы пока не говорим о цвете – пока для нас лучи могут быть светлее или темнее. 0% яркости = 0% видим мы. Это не значит, что объект чёрный – мы не знаем, какой он. 100% яркости – и мы получаем 100% информации об объекте. Некоторые объекты отражают большинство лучей и мы получаем много информации о них, а некоторые поглощают часть лучей и отражают меньше, мы получаем меньше информации – такие объекты кажутся нам темными. А как объекты выглядят без света? Ответ: никак.

Эта интерпретация поможет нам понять, что такое контраст. Контраст определяется разностью между точками – чем больше расстояние между ними в шкале яркости или цвета, тем больше контраст.

Контраст серого

Посмотрите на иллюстрацию ниже. Наблюдатель на расстоянии х от объекта А и на расстоянии у от объекта В. Как вы видите, х = 3у. Чем больше расстояние до объекта, тем больше информации об объекте теряется, поэтому чем объект ближе, тем он для нас больше.

Далее другая ситуация. Разница между х и у здесь меньше – х = 1,3 у. Поэтому потеря информации примерно одинаковая и контраст меньше.

Так будет видеть эти объекты наблюдатель.

Но подождите, почему ближние объекты темнее, а дальние светлее? Больше яркости, больше информации, ведь так? И мы только что выяснили, что с ростом дистанции теряется информация.

Мы должны объяснить эту потерю. Почему свет далёких звёзд доходит до нас почти неизменным, а многоэтажку в нескольких милях от нас мы уже видим хуже? Все дело в атмосфере. Вы видите также тонкий слой воздуха, когда смотрите на что-либо, а воздух этот полон частиц. Пока лучи доходят до ваших глаз, они проходят сквозь множество частиц и теряют часть информации. В то же время эти самые частицы и сами могут отражать лучи в ваши глаза – поэтому мы видим небо синим. В конце концов, вы получаете лишь остатки изначальной информации, да ещё и смешанные с отражениями частиц - очень некачественная информация.

Вернёмся к иллюстрации. Если мы нарисуем потерю информации градиентом, мы наглядно продемонстрируем себе, почему ближние объекты выглядят темнее. Также это объяснит нам, почему контраст между ближними объектами больше, чем контраст между дальними. Теперь для нас очевидно, почему с ростом расстояния теряется контрастность.

Наш мозг воспринимает глубину и объем путём сравнения информации, полученной от каждого глаза. Поэтому дальние объекты выглядят плоскими, а ближние объёмными.

Видимость краёв на картинке зависит от дальности объекта. Если ваш рисунок выглядит плоским и вы обводите края объектов, чтобы их выделить – это неправильно. Линии должны появляться сами по себе как границы между контрастирующими цветами, так что они основаны на контрасте.

Если вы используете одни параметры для разных объектов, они будут выглядеть как один.

Искусство затенения

После прочтения теоретической части, я думаю, вы достаточно хорошо усвоили, что же происходит, когда мы рисуем. Сейчас же давайте поговорим о практике.

Иллюзия объёма

Наибольшая сложность во время рисования заключается в создании трёхмерного эффекта на простом листе бумаги. Тем не менее, это мало чем отличается от рисования в 3Д. Можно долго избегать эту проблему, фокусируясь лишь на так называемом мультяшном стиле, но чтобы прогрессировать, художнику нужно встретиться лицом к лицу с главным врагом - перспективой.Так что же общего имеет перспектива с тонированием? Наверняка больше, чем вы думаете. Перспектива помогает изображать трёхмерные предметы в 2Д измерении так, чтобы при этом они не утрачивали свой объем. И, так как предметы трёхмерные, свет падает на них под разными углами, создавая блики и тени.Давайте проведём небольшой эксперимент: попробуйте затенитьобъект, приведённый ниже, используя данный источник света.

Получится примерно так:

Выглядит плоско, да? А теперь попробуем так:

Получится что-то такое:

Совсем другое дело! Наш объект выглядит трёхмерным благодаря тем простым теням, что мы добавили. И как же это происходит? Первый объект имеет одну видимую стену, то есть для наблюдателя это лишь плоская стена, ничего более. У другого объекта стенки три, а у двумерного объекта их три быть не может быть в принципе. Для нас зарисовка выглядит трёхмерной, и представить части, которых свет касается или не касается, достаточно легко.

В следующий раз, подготавливая зарисовку, не используйте одни только линии. Нам не нужны линии, нам нужны трёхмерные формы! А если вы даёте формам верную дефиницию, то не только ваш объект будет выглядеть трёхмерным, но и затенение покажется вам удивительно лёгким.

Когда основное плоское затенение будет готово, вы можете закончить рисунок, но не добавляйте никаких деталей прежде. Основное затенение определяет освещение и позволяет держать все в соответствии.

Терминология

Давайте взглянем на корректную терминологию, которую мы будем использовать, говоря о свете и тени.

Полный свет - место прямо под источником света

Блик - место, где зеркальное отражение попадает на сетчатку наших глаз. Это ярчайшая часть формы.

Полусвет - затемнение полного света в направлении терминатора

Предел - виртуальная линия между светом и тенью. Он может быть чётким или мягким и размытым.

Теневая зона - место, расположенное против источника света, и, следовательно, им не освещённое.

Отражённый свет - рассеянное отражение, падающее на мёртвую зону. Никогда не бывает ярче полного света.

Тень - место, в котором объект преграждает путь световым лучам

И хотя это и выглядит вполне очевидным, главный урок, который из этого вам нужно извлечь - чем сильнее свет, тем более ярко выражен предел. Следовательно, чёткий предел является в некотором роде индикатором искусственного источника света.

Трёхточечное освещение

Если понять, что же такое видение, то фотография уже не выглядит столь отличной от рисования. Фотографы знают, что именно свет создаёт изображение, и используют его, чтобы показать что-то определённое. Часто в наше время говорят, что фотографии чересчур "отфотошеплены", на самом же деле, фотографы редко снимают что-то таким, какое оно есть. Они знают, как работает свет, и используют это знание для создания более привлекательного изображения, - именно поэтому вряд ли вы станете профессиональным фотографом просто купив дорогую камеру.

Вы можете использовать два разных подхода, подбирая свет для вашего рисунка - имитировать натуральный, изображая свет таким, какой он есть, или же "играть" с ним, создавая свет, показывающий объект наиболее привлекательным.

Первый подход поможет вам создать реалистичное изображение, в то время, как второй подход поможет реальность улучшить. Это как воин в поношенных доспехах с булавой в руках против красивой девочки-эльфийки в сияющих одеждах и с волшебной палочкой.

Легко сказать, что более реально, но что действительно более завораживающее и красивое? Решение ваше, но всегда помните, что принимать его нужно до рисования, и никак не во время, или менять потому, что что-то пошло не так.

Чтобы уточнить - мы говорим именно о свете, а не о предмете рисунка. Можно нарисовать единорога или дракона в свете натуральном, а можно при помощи света облагородить истомлённого воина. Играть со светом значит располагать его источники так, чтобы наилучшим образом показать рельеф мышц или блеск оружия. В природе так происходит редко, и все объекты сцены мы воспринимаем в целом.Поэтому, метод натурального света я советую для пейзажей, а улучшающий метод - для персонажей, но путём смешения двух подходов можно создать даже лучший эффект.

О реалистичном затенении мы можем узнать лишь непосредственно от природы. Поэтому, не берите за основу рисунки других или даже фотографии, - они могут обманывать так, что вы и не заметите. Просто посмотрите вокруг, не забывая о том, что все, что мы видим есть свет. Расположите зеркальное и рассеянное отражения, проследите за тенями, и создайте свои собственные правила. Тем не менее, не забывайте, что на фото или рисунке людям свойственно обращать больше внимания на детали, чем на обстановку вокруг них. Рисунки и фотографии легче "впитать", так они передают только ощущения автора, на чем можно сфокусироваться. Последствие же в том, что работу будут сравнивать с другими изображениями, а не с реальностью.

Если вы все-таки решили использовать иной подход, я покажу вам небольшой трюк. Фотографы называют это трёхточечным освещением. Вы так же можете использовать двухточечный метод для наиболее натурального эффекта.

Давайте поместим источник света напротив мишки. Используйте его, чтобы добавить свет и тень, и растушуйте их. Этот источник света есть ключевой.

Чтобы вытащить мишку из темноты, положим его на некоторую поверхность. На поверхность будет падать свет и на неё мишка будет отбрасывать тень. Поскольку лучи, падающие на поверхность, будут диффузными, они будут отражаться и на мишку. Поэтому и появляется чёрная линия между поверхностью и мишкой – и она будет появляться под объектом всегда, только если объект не объединён с поверхностью.

Положим мишку в угол. Так как лучи света падают и на стену, появляется много диффузных отражений повсюду. Таким образом, даже самые тёмные участки немного освещены и контраст получается сбалансированным.

Что если мы уберём стены и заполним пространство плотной атмосферой, которую будет видно? Свет будет рассеиваться и мы снова получим много диффузных отражений. Мягкий свет и диффузные отражения слева и справа  ключевого источника света называется заполняющим светом – он и будет освещать тёмные участки и тем самым сглаживать их. Если вы остановитесь здесь, вы получите освещение, которое обычно получается в природе, где солнце выступает ключевым источником света, а диффузные отражения от атмосферы создают заполняющий свет.

Но мы можем добавить и третий вид света – обрамляющий свет. Это задний свет, расположенный так, что сам объект загораживает большую его часть. Мы видим только ту часть, которая освещает края объекта сзади – так что этот свет отделяет объект от фона.

Обрамляющий свет не обязательно должен создавать эту обводку.

Ещё один совет: даже если фон вы не рисуете, рисуйте объект так, как будто фон есть. Так как вы рисуете в цифровом режиме, вы всегда можете подставить фон временно, чтобы рассчитать все нюансы освещения, а потом убрать его.

Заключение

Свет формирует все, что мы видим. Лучи света падают на сетчатку глаза, неся с собой информацию об окружающей среде, об объектах. Если вы хотите рисовать реалистично, забудьте о линиях и формах – все это должно формировать освещение. Не разделяйте науку и искусство – без оптики мы не могли бы видеть, и уж тем более рисовать. Сейчас для вас это может выглядеть как куча теории – но посмотрите вокруг, эта теория везде! Используйте это!

Этот урок – только начало серии. Ждите второй урок, где мы поговорим обо всем, что связано с цветом.

Наслаждайтесь!

Автор: Monika Zagrobelna

photoshop-master.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"