Дать гигиеническую оценку воздушно-тепловому режиму в классе. Температурный режим в классе

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

14. Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях и факторы влияющие на нормализацию его параметров.

Обеспечить оптимальные микроклиматические условия помещений можно только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации. В школах применяются две системы вентиляции: неорганизованный местный приток воздуха через форточки, фрамуги и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуждением (вытяжная вентиляция и организованный приток свежего воздуха в двух вариантах – децентрализованный с неподогретым воздухом и централизованный с подогретым воздухом).

В течение урока температура в классе может повышаться на 3–4 оС, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Не менее важно, что резко ухудшается качество воздуха. Поэтому на каждой перемене учителю необходимо проводить интенсивное (сквозное) проветривание в отсутствие детей под контролем термометра. Критерием полного воздухообмена являются снижение температуры воздуха на 2–3 оС и его субъективно ощущаемая свежесть. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые несколько минут урока температура восстанавливается.

Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18...+20 оС. При температуре +16...+17 оС и +21...+22 оС возникает умеренное напряжение терморегуляции. Если это происходит эпизодически, то считается допустимым и даже целесообразным для детей, потому что способствует тренировке терморегуляционной системы. Нахождение учащихся только в комфортных условиях задерживает возрастное становление этой системы, что, в свою очередь, является фактором риска, снижающим неспецифическую устойчивость к простудным заболеваниям. Но постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья.

В зимнее время основное внимание администрации школы и учителей сосредоточено на температуре воздуха («чтобы дети не замерзли»), что нередко приводит к повышению сухости, а это неблагоприятно сказывается на состоянии как учащихся, так и педагогов, особенно их голосовой функции. Есть простой способ повысить влажность воздуха: положить на батареи мокрые полотенца, нижний край которых опускают в сосуд с водой, чтобы быстро не высыхали. На переменах легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности – 30–50% (допустимо 25–60%).

Чтобы этого не допустить, лучше использовать наружные системы кондиционирования и вентиляционные фильтры для очистки атмосферного воздуха, ставить воздухоочистители, кондиционеры, которые уменьшают концентрацию углеводородов, оксидов азота, аэрозолей, жировых туманов, а также взвешенных минеральных частиц. Решать эти эколого-гигиенические проблемы необходимо на уровне управления образования, администрации района, города.

15. Микроклиматические условия в учебных помещениях и способы поддержания их оптимальных условий. Приборы и методы определения микроклиматических параметров.

Микроклиматические условия учебных помещений характеризуются температурой воздуха, относительной влажностью воздуха, скоростью движения воздуха, интенсивностью теплового (инфракрасного) облучения, температурой поверхности.

В помещениях дошкольных учебных заведений температура воздуха должна составлять: в игровой и раздевальной ясельных групп — 22 Сº, дошкольных — 20-21 Сº; в спальне ясельных групп — 21 Сº, дошкольных — 19 Сº; в туалетной ясельных групп — 22 Сº, дошкольных — 20 Сº; в залах для музыкальных и физкультурных занятий — 19 Сº; в помещениях бассейна — 29-30 Сº; в медицинских помещениях — 22 Сº. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей принимается 40-55%.

В помещениях общеобразовательных учебных заведений относительная влажность воздуха должна быть 40-60%, температура воздуха в классах и кабинетах — 17-18 Сº, в мастерских по обработке металла и дерева — 16-18 Сº, в спортивных залах — 15-17 Сº, в раздевальных при них — 19-23 Сº, в актовом зале — 17-20 Сº, в библиотеке — 16-18 Сº, в медицинских кабинетах — 21-23 Сº, в спальных помещениях — 18-20 Сº, в умывальных — 20-23 Сº, в вестибюле, гардеробе — 16-19 Сº, в туалетах — 17-21 Сº, в душевых — не ниже 25 Сº.

Температура ниже указанных нормативов недопустима.

Соблюдению температурного режима способствуют использование строительных материалов с теплоизоляционными свойствами, бесперебойное функционирование систем отопления, застекление окон, утепление окон, дверей, своевременный ремонт кровель, ликвидация щелей и т. п.

Изменение воздушной среды помещений возможно также вследствие выделения химического загрязнения при неправильном использовании полимерных материалов, дезинфицирующих средств, неисправности вытяжных устройств и др. Химические загрязнения могут оказывать аллергизирующее, раздражающее и даже токсическое действие.

Для обеспечения оптимальных условий пребывания детей в учебных помещениях необходимо проводить и мероприятия, направленные на профилактику загрязнения воздуха:

— приведение численности детей в соответствие гигиенической норме вместимости;

— использование помещений учреждений по назначению;

— использование оборудования, полимерных материалов, моющих, дезинфицирующих средств только при наличии документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;

— регулярное и правильное проветривание;

— ежедневная влажная уборка помещений, при необходимости с использованием дезинфицирующих средств.

Соблюдение воздушно-теплового режима способствует уменьшению случаев заболеваний острыми респираторными инфекциями и иными болезнями.

В обычных условиях для измерения температуры воздуха используются термометры (ртутные или спиртовые), термографы (регистрирующие изменение температуры за определенное время) и сухие термометры психрометров.

Для определения влажности воздуха применяются переносные аспирационные психрометры (Ассмана), реже стационарные психрометры (Августа) и гигрометры. При использовании психрометров дополнительно измеряют атмосферное давление с помощью барометров – анероидов.

Скорость движения воздуха измеряется крыльчатыми и чашечными анемометрами.

Аспирационный психрометр МВ-4М

Аспирационный психрометр МВ - 4М предназначен для определения относительной влажности воздуха в диапазоне от 10 до 100 % при температуре от -30 до +500 С. Цена деления шкал термометров не более 0,20 С. Принцип его работы основан на разности показаний сухого и смоченного термометров в зависимости от влажности окружающего воздуха.

Анемометр крыльчатый АСО-3

Крыльчатый анемометр применяется для измерения скоростей движения воздуха в диапазоне от 0,3 до 5 м/с. Ветроприемником анемометра служит крыльчатка, насаженная на ось, один конец которой закреплен на неподвижной опоре, а второй через червячную передачу передает вращение редуктору счетного механизма. Его циферблат имеет три шкалы: тысяч, сотен и единиц. Включение и выключение механизма производится арретиром. Чувствительность прибора не более 0,2 м/с.

Портативный измеритель влажности и температуры ИВТМ – 7

Прибор предназначен для измерения относительной влажности и температуры, а также для определения других температуро-влажностных характеристик воздуха.

Анемометр Testo – 415

Прибор предназначен для измерения скорости воздуха и температуры в помещениях. Информация отображается на большом двухстрочном дисплее. Прибор имеет возможность усреднения результатов измерений по времени и числу замеров.

studfiles.net

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях

IV. Требования к зданию

<...>

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; 

- не менее - 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. 

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

4.13. Спортивный зал рекомендуется размещать на 1-м этаже здания или в отдельно пристроенном здании.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов, площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые, площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты, площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных организациях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.<...>

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1–4 классов, и на высоте 0,7–0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5–11 классов. 

Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.<...>

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.<...>

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов – не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски–- не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – 70–90;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II–III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. <...>

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22 °С, душевых – 25 °С. <...>

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зале следует прекращать. <...>

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. <..>

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. <...>

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения. <...>

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300–500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300–500 лк, на классной доске – 300–-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради jсвещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

<...>

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. <...>

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. <...>

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. <...> 

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

  • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
  • организованных подвижных игр на переменах;
  • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
  • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
  • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. <...>

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. <...>

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. <...>

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций

11.1. Во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. <...>

11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации. <...>

 

 

 

 

 

mosmetod.ru

Школа, Температура в спортзале, Санитарные нормы, Простудные заболевания, Урок физкультуры | Информационно-справочный портал Беларуси

Уроки физкультуры в школах — причина детских простудных заболеваний. Так считают многие родители, и они отчасти правы. Проблема в том, что не всегда преподаватели физкультуры четко следуют требованиям документов, регламентирующих температурный режим при организации данных занятий. Портал interfax.by разъясняет существующие нормы.

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Минздрава РБ № 94 от 15 июля 2010 года, — очень интересный документ. В нем, к примеру, сказано, что при температуре наружного воздуха выше +5º С и скорости движения наружного воздуха не более 2 метров в секунду уроки по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в спортивных залах могут проводиться с открытыми окнами с подветренной стороны. А вот при более низкой температуре воздуха и большей скорости движения воздуха — только с открытыми фрамугами. И никаких сквозняков в морозную погоду! При температуре наружного воздуха ниже -10º С и скорости движения воздуха более 7 м/сек сквозное проветривание спортивного зала должно проводиться только в отсутствие учащихся.

Идем дальше. Уроки физкультуры на открытом воздухе не проводятся при температуре воздуха ниже -15º С и скорости движения воздуха более 1-3 м/сек, а также в дождливые дни. Так что физрук, выгоняющий школьников на стадион под моросящий дождь, не только жестокий человек, но и нарушитель.

Кстати, считается, что оптимальной температурой воздуха в спортзалах школ, гимназий и т.п. является +15…+18º С, а в раздевалке при спортивном зале — +19…+23º С.

Влажная уборка помещений общеобразовательных учреждений, согласно упомянутому выше документу, должна проводиться по мере загрязнения, но в случае со спортзалом — не реже двух раз в день (уважаемые родители, вы уверены, что так и происходит в школе, где учится ваш ребенок?) Более того, после каждого урока полы и спортивное оборудование должны протираться влажным способом.

Пару слов нужно сказать и о том, как должна проводиться обработка спортивного оборудования и инвентаря.

Спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесосов. Рекомендовано использование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3-4 раз в месяц.

Переносной спортивный инвентарь протирают влажной ветошью не реже 1-2 раз в день, а металлические части спортивного оборудования протирают сухой ветошью.

Спортивные маты не реже 1 раза в неделю очищают от пыли с помощью пылесосов или выколачивают на открытом воздухе.

Съемные чехлы к спортивным матам из текстильных материалов по мере загрязнения должны подвергаться стирке. Кожаные чехлы к матам ежедневно протираются с использованием моющих средств.

Кто же должен контролировать соблюдение данных правил? В санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах четко сказано: гигиеническая оценка организации физвоспитания учащихся в учреждениях образования проводится специалистами по врачебному контролю диспансеров спортивной медицины, медицинскими работниками общеобразовательных учреждений, специалистами уполномоченных органов и учреждений госсаннадзора. К ним и обращайтесь, если заметили нарушения, а обращение к руководству школы результатов не дало.

Попутно напоминаем, что о правильном температурном режиме в классах можно прочитать здесь.

Следует знать, что…

проведение уроков физической культуры не допускается:

  • в одном классе в течение двух дней подряд;
  • более одного раза в неделю первыми и последними уроками;
  • первыми и последними уроками в общеобразовательных учреждениях, находящихся в сельских населенных пунктах, при отсутствии подвоза учащихся.

Александр Нестеров

www.interfax.by

Vi. требования к воздушно-тепловому режиму постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29-12-2010 189 об утверждении СанПиН 2-4-2-2821-10 санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 29-12-2010 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2-4-2-2821-10... Актуально в 2018 году

6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется.

При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 25 °C.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, °C Длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4 - 10 25 - 35
От +5 до 0 3 - 7 20 - 30
От 0 до -5 2 - 5 15 - 25
От -5 до -10 1 - 3 10 - 15
Ниже -10 1 - 1,5 5 - 10

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °C и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.

6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

www.zakonprost.ru

Дать гигиеническую оценку воздушно-тепловому режиму в классе

Гигиена внешней среды школьников как условие сохранения их здоровья (2 ч.)

План занятия

1. Вступительное слово препода о важности вопроса для сохранения здоровья учащегося (10 мин)

2. Ознакомление студентов с планом работы (5 мин)

3. Самостоятельная работа студентов с методическими материалами и инструкциями (Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006) (50 мин)

4. Оценка результатов. (15 мин)

5. Подведение итогов. (5 мин)

 

1. Гигиенические требования к зданию, участку школы. Особенности размещения школ.

2. Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение.

3. Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки, физкультурного зала, рекреаций и школьной столовой.

4. Температурный режим помещений школы.

5.Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков.(Рекомендуется для самостоятельной подготовки студентов)

6.Особенности питания детей и подростков. (Рекомендуется для самостоятельной подготовки студентов)

 

Задачи

Дать гигиеническую оценку земельного участка и здания школы.

· Общеобразовательное учреждение школа № 57 г. N размещено в селитебной зоне, рядом с автомобильной дорогой.

· Площадь озеленения участка 180м2 (при общей площади участка школы 300м2).На территории школьного участка есть зоны отдыха, хозяйственная зона и физкультурно-оздоровительная. Физкультурная зона размещена со стороны окон учебных помещений. Площадки для подвижных игр засеяны травой, и оборудованы волейбольными щитами и металлическими креплениями для игры в теннис.

· Хозяйственная зона примыкает к пищеблоку. Вход в хозяйственную зону осуществляется через главный вход на территорию школы. Мусоросборники размещены на расстоянии 10 м от входа в пищеблок.

· Подходы к школе за 30 метров имеют твёрдое покрытие (дорожная плитка).

· Здание школы имеет 4 этажа. Здание имеет блоки для 1класов, 2-4 классов, 5-11классов. Для учеников 1-4 классов предусмотрен отдельный блок.

· В здании школы есть помимо учебных классов есть помещения для трудового обучения, детского творчества, физкультурно-оздоровительный блок, библиотека, столовая, административно-хозяйственные здания.

 

2. Дать гигиеническую оценку естественному и искусственному освещению в классе.

 

· Учебные классы и основные помещения школы имеют естественное и искусственное освещение. Не предусмотрено естественное освещение в бытовых помещениях и душевых бассейна.

· Направление основного светового потока естественного освещения левостороннее. Глубина учебных помещений более 6 метров.

· Коэффициент естественной освещённости в наиболее удалённой точке учебных классов равен 1,5 %.

· При оценке естественного освещения установлено, что соотношение яркости поверхностей тетрадь-парта составляет 3:1.

· Стены помещений окрашены в бледно-голубой, бледно-жёлтый, светло-бежевый тона.

· В большинстве помещений используются для освещения люминесцентные лампы ЛДЦ. В некоторых кабинетах используются лампы накаливания со светильниками частично-открытыми в сторону противоположную потолку.

· Светильники очищаются 2 раза в год.

· Уровень искусственной освещённости в классных комнатах и учебных кабинетах с люминесцентными лампами составляет 200ЛК, в кабинетах ИЗО 500ЛК.

· Искусственное освещение на момент проверки включается в ноябре месяце (25.11.) после 1500 .

 

Дать гигиеническую оценку воздушно-тепловому режиму в классе.

· Отопление основных помещений школы централизованное водяное с радиаторами. Радиаторы имеют температуру поверхности 500С. Температура воздуха в учебных помещениях от +180С до +240С, в спортивном зале +150С до +180С.

· Относительная влажность воздуха в основных помещениях в пределах 40-60%, в помещениях пищеблока 60-80%.

· Проветривание основных помещений проводиться через рекреационные помещения и санузлы.

· Кратность воздухообмена в классах и лабораториях 13 куб./час на 1 человека.

· Площадь фрамуг и форточек в большинстве помещений составляет около 1/60 площади пола.

· В учебном классе белорусской литературы заклеены форточки. Администрация мотивировала это тем, что кабинет угловой и выходит на северную сторону.

· При опросе учеников установлено, что проветривание помещений проводиться

периодически, продолжительность проветриваний от 2 до 5 минут (Т на улице

+ 5 ОС). Между сменами проветривание не проводиться.

· Допустимо ли проветривание спортивного зала при температуре воздуха на улице ниже – 7 ОС в присутствии учеников?

 

 

 

Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

studopedya.ru

График проветривания кабинета в школе по санпин, вытяжная вентиляция

Проветривание кабинета – одна из важнейших задач, которая должна выполняться на протяжении учебного процесса, а также в неурочное время.

Одна из важнейших задач, которую необходимо выполнять на протяжении учебного процесса, а также в неурочное время -проветривание кабинета

Санитарные правила и нормы устанавливают определенные нормы касательно воздухооборота, температурного режима и влажности в учебных заведениях, однако в них не значится информация ни про длительность проветривания, ни про то, что считать правильно проведенным проветриванием.

Связанно это с тем, что для каждого помещения проветривание должно проходить по-разному, зависимо от размеров помещения, количества людей в нем, системы вентиляции, климата, времени года, погодных условий и п. р..

Рассмотрим основные понятия, связанные с проветриванием и установим наиболее подходящий график для проветривания кабинетов в школах.

Важность проветривания

«Застоявшийся» воздух становится причиной множества проблем, ухудшает работоспособность и самочувствие людей, находящихся в помещении, способствует развитию аллергии. Это отыгрывает большую роль в работоспособности.

В непроветренном помещении создаются благоприятные условия для появления плесени, клещей, аллергенов( особенно, в пыли).

В свою очередь свободная циркуляция воздуха решает эти проблемы, а также оказывает следующее влияние:

  • нормализирует концентрацию кислорода и углекислого газа в воздухе, что важно для детской территории;
  • значительно уменьшает концентрацию аллергенов, грибков и пыли;
  • устраняет неприятные запахи;
  • способствует регулировке влажности и температуры.

Регулярное проветривание кабинета в школе помогает предотвратить появление многих проблем

Естественная вентиляция помещения школы

К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:

  • через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
  • через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
  • через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
  • через форточки и фрамуги.

Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).

Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.

Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.

Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.

При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.

Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.

Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:

  1. Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
  2. Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
  3. Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
  4. Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.

В осеннее и зимнее время проветривать кабинет в присутствии учащихся строго запрещено

Как и в дошкольных учреждениях, так и в школах на одного ребенка предусматривается около четырех-четырех с половиной кубометров воздуха при условии, что проветривание проводится каждый академический час.

Искусственная вентиляция

Кабинеты в школе также оборудуются искусственной вентиляцией, которая способна изменять характеристики воздушного потока (температуру, влажность). Однако механические вентиляционные системы в образовательных организациях используются нечасто. Обследование таких помещений показывает эффективность систем вентилирования.

Для поддержания комфортного микроклимата в проект вентиляции школы вносят приточные системы, которые обеспечивают поступления свежего воздуха помимо простого проветривания. В такой системе воздушные потоки проникают внутрь через решетку, которая также защищает воздухопровод от осадков. Далее поток проходит через фильтр для очистки от пыли и прочего мусора и в случае, если клапан открыт, поступает в кабинет.

Неотъемлемая часть приточной системы – калорифер, которые способен повышать температуру воздуха при необходимости, и вентилятор, который напротив – охлаждает воздух. Важной задачей при проектировке системы стало обеспечение звукоизоляции работающих приборов. Существует масса методов решения этой проблемы.

После манипуляций с температурой и влажностью воздуха потоки попадают в воздухопроводную сеть и распределяется по кабинетам при помощи специальной управляющей системы.

Для вывода воздуха, перенасыщенного углекислым газом используется вытяжная вентиляция. Время от времени необходимо проводить осмотр, оценку технического состояния и очистку приточно-выводных систем и ее составляющих.

Приточно-выводные системы значительно уменьшают необходимость в проветривании, так как обеспечивают дополнительное движение воздуха. Именно на уровне проектирование искусственной вентиляции определяется необходимость и частота проветривания школьных кабинетов.

График и продолжительность проветривания

График проветривания кабинета в школе по санпин предусматривает проветривание на протяжении двадцати минут до начала занятий, после чего каждый академический час на протяжении пяти-семи минут.

  1. В большинстве школ уроки начинаются в восемь часов утра, поэтому учитель или дежурный должны заблаговременно проветривать кабинет до прихода детей.
  2. После каждого урока, который стандартно длится сорок пять минут, необходимо опять проветривать класс. Кабинеты проветриваются при полном отсутствии детей, чтобы ребенок не простудился, а также имел возможность сменить обстановку и отдохнуть за приделами класса.
  3. После окончания первой смены в учебном заведении повторно должно проводиться в течении не менее двадцати минут. В зависимости от насыщенности воздуха.

После окончания первой смены в учебном заведении, школьный класс необходимо проветривать 20 минут

Большую роль играет правильный график проветривания учебных помещений. График и нормы проведения проветривания приведены ниже в таблице:

СанПиН 2.4.2.2821-10

Наружная температура Длительность проветривания Время проветривания
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От -5 до -10 1-3 10-15
Ниже — 10 1-1,5 5-10
  • При малых переменах – до 1 – 1,5 мин.
  • При больших переменах – до 10 мин.

Виды проветривания

Для проветривания учебных заведений подходят три способа проветривания зависимо от времени года и длительность воздухообмена. Рассмотрим каждый в отдельности:

  1. Освежение воздуха через форточку в режиме «проветривание». Длительность такого проветривания не превышает пятидесяти минут и подходит для проветривания в неурочное время или перед занятиями. Однако такой метод сильно охлаждает помещение (хоть и благоприятно влияет на влажность). В зимнее время стоит отказаться от такого проветривания.
  2. Освежение воздуха с открытым окном. Такое проветривание длится значительно меньше (5-7 минут). Оптимально подходит для проветривания между переменами. В зимнее время потери тепла не так значительны, как в первом случае, однако так же присутствуют.
  3. Сквозняк. Прибегать к этому методу стоит нечасто и при отсутствии в помещении учеников. Такое проветривание позволит наполнить кабинет свежим воздухом в считанные минуты.

Заключение

В данной статье мы определили, какие задания выполняет проветривание, принцип работы вентиляции и приточно-выводной системы в учебном заведении, ее важность для поддержания и изменения микроклимата, рассмотрели нормы СанПиН относительно проветривания в школах, предложили оптимальный график проведения вентиляции в кабинетах и познакомили с основными способами проветривания.

Циркуляция воздуха в помещении играет внушительную роль для нашего здоровья и самочувствия. Так что не забывайте проветривать не только кабинеты, но и собственное жилье!

vozduhstroy.ru

Персональный сайт - Температурный режим

Температурный режим в школе СанПиН

Многие из родителей помнят, что обучавшись в школах, они постоянно испытывали сильные температурные перепады. Невыносимая духота в кабинетах и распахнутые настежь окна нередко приводили к учащению простудных заболеваний. Новый СанПиН для школ предусмотрел одну из ранее неотмеченных проблем с температурой в комнатах личной гигиены учащихся. В школьных кабинетах личной гигиены необходимо поддерживать температуру 19 – 21 градус по Цельсию. Теперь в любых школах не допускается использование надворных санитарных узлов. Таким образом, уже оборудованные туалетами школы обязаны предусмотреть вентиляцию, регулирующую температурный режим, а не оборудованным – предусмотреть данный пункт при постройке.

Температура в школе по СанПиН

СанПиНы для школы предусматривают контроль температуры не только в учебных кабинетах, но и допустимые значения температур для занятий вне школы. Каждому родителю полезно знать, при каких температурах его ребенок может заниматься учебной деятельностью, а в каких случаях это будет недопустимо. Рассматривается три пункта, различающихся местонахождением учащихся:

  • температуры, при которых отменяются занятия в школах. Занятия в школах отменяются при экстремально низких температурах на улице, в значение принимается также и скорость ветра. В случае отмены занятий родители информируются через средства массовой информации. К тому же у многих школ появляются собственные системы внешнего мониторинга и их результаты публикуются на собственных сайтах;
  • температуры, при которых проводится обучение только внутри школьных помещений, отменяются занятия на свежем воздухе. Таблица поможет сориентироваться в допустимости таких занятий при минусовых температурах в градусах Цельсия:

Скорость ветра;Возраст

Без ветра

До 5 м/с

6–10 м/с

Свыше 10 м/с

До 12 лет

-9

-6

-3

Не допустимо

12–13 лет

-12

-8

-5

Не допустимо

14–15 лет

-15

-12

-8

Не допустимо

16–17 лет

-16

-15

-10

Не допустимо

  • температурный режим в школе по СанПиН предусматривает контроль в школьных помещениях. Нормы СанПиН в школе разделяются по сфере деятельности в школьных кабинетах. В учебных классах, столовой, библиотеке, актовом или музыкальном классе, рекреации и других помещениях должна поддерживаться температура от 18 до 24 градусов по Цельсию. В спортивных залах и мастерских этот показатель составляет от 17 до 20 градусов по Цельсию. График проветривания кабинетов в школе по СанПин не был изменен и все также зависит от температуры воздуха на улице.

В соответствии с СанПиН, школа 2015 – 2016 в РФ является безопасным и продуктивным для образовательной деятельности учреждениям. Новый СанПиН для школ 2015 – 2016 с изменениями дополняет и улучшает требования, предъявляемые к школам ранее. Изменения коснулись ранее не рассматриваемых или частично рассматриваемых моментов, которые напрямую влияют на качество учебного процесса. СанПиН по школам – новый стандарт, к которому обращаются руководители и контроллеры учебных заведений. А для родителей нормы СанПиН в школе – это документ, к которому можно обратиться в случае спорных ситуаций, возникающих при обучении.

socrat.ucoz.org



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"