Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте. Тема и проблема текста


Как сформулировать проблему текста?

В последнем задании ЕГЭ по русскому языку от ученика требуется прочесть текст и отыскать имеющуюся проблему. Таковых в задании имеется три, иногда более. Проблемы с их определением возникают нечасто. Однако следует детально рассмотреть данный процесс, поскольку важно не просто найти какую-то проблему и написать по ней сочинение, но и правильно ее аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Также не стоит забывать, что проблему необходимо определить верно, иначе даже самое лучшее сочинение не будет засчитано.

Как найти проблемы текста

ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения. Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять баллы.

Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста. Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца. Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена в смысле текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной.

Формулировка проблемы

Как было сказано ранее, для начала следует разобраться со смыслом текста. После его осознания можно приступить к формулировке проблемы. В любом сочинении для правильного выражения проблемы требуется обобщить суть текста. К примеру, если в нем говорится об истреблении определенного вида животного или растения человеком, то основная проблема будет заключаться в неразумном вмешательстве человека в мир природы. Это не будет прямо записано в художественном тексте, однако прочитать эту мысль можно "между строк".

Все используемые в подобных заданиях художественные тексты зачастую содержат частные случае или ситуации, из которых затем делается общий вывод смысла. Полученное в итоге сочинение также должно соответствовать заданному объему, минимум в 150 слов. Желательным количеством является двести и более слов. Однако не следует слишком усердствовать и расписывать текст на десять листов, ведь будет учтено только два аргумента и пара примеров. Излишнее цитирование также нежелательно.

Проблемы в художественных текстах

Этот вид примеров оказывается наиболее сложным для работы, поскольку требуется анализ описываемого действия, героев, их характеров и прочего. Именно с этим у многих и возникают основные трудности. Чтобы разобраться с ними и облегчить процесс анализа, поделите текст на три части. Это деление будет условным.

В первой части, которая может состоять из вступления и завязки сюжета, можно отыскать основную проблему текста. Если она не прослеживается столь явно, то следует перейти ко второй части с основным сюжетом. В ней также можно отыскать намеки на общую проблему. Однако там будет еще одна тема для сочинения. И затем можно перейти к анализу третей и последней части. Нередко с ней может возникать путаница, поскольку мысли, высказываемые в финале, могут натолкнуть на размышления о сторонней проблеме.

Проблемы в публицистических текстах

Этот вариант задания не часто встречается. Однако работать с ним легко, поскольку проблема может быть выражена в одном из предложений, и её не потребуется формулировать самостоятельно. Ученику будет достаточно выписать его, а после работать с полученными данными.

Что будет, если неправильно выразить проблему текста?

В таком случае сочинение будет просто не засчитано, даже если по всем другим пунктам оценивания будут набраны все баллы. Эта ситуация наиболее неприятна для ученика, поскольку даже идеально написанное сочинение не получит оценки.

Постараться избежать этой ситуации можно, стараясь искать тему не в отдельных предложениях (как упоминалось ранее, так как заключительная часть может легко натолкнуть на ошибочные выводы), а в целом. Так, зачатки основной темы легко прослеживаются в начале, середине и конце текста.

Что делать, если найдено несколько проблем?

Этот вариант наилучший, поскольку ученик имеет возможность выбрать, о чем писать. В первую очередь следует определиться, какая тема является основной. После нужно разобраться с тем, какую из них будет легче всего аргументировать. На основе этих двух деталей можно определиться с идеей и написать с ее помощью хорошее сочинение.

Как писать сочинение

Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.

Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:

  • Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
  • Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
  • После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
  • Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.

На что следует обратить внимание

Отдельного внимания заслуживают способы формулировки проблемы:

  • Самостоятельно (своими словами). Этот вариант также можно поделить на два способа: простой и сложный. В первом проблема может быть выражена одной фразой (автор поднимает проблему веры и т. д.) Такой вариант прост, поэтому редко встречается. Тексты к сочинению не всегда позволяют так просто найти проблему. В таких случаях может использоваться сложный вариант с выражением проблемы в форме вопроса: «Может ли один человек повлиять на историю? Над этим нам предлагает задуматься автор». Иногда подобная формулировка оказывается легче первой.
  • Цитирование. Некоторые тексты имеют авторское формулирование проблемы. В этом случае достаточно воспользоваться цитатой.
  • Предложения из текста. Иногда определенные предложения содержат суть поднимаемой проблемы или даже выражают её. В этом случае достаточно привести их номера из текста.

Книжные аргументы к сочинению

Как было указано ранее, в качестве аргументов могут использоваться книги, фильмы, исторические факты (жизненный опыт). Из всех них обязательным является книжный пример, поскольку одна из основных целей сочинения состоит в проверке читательского опыта ученика и умения использовать его в качестве аргументов. В качестве литературы можно использовать любые произведения отечественных и иностранных авторов. В число исключений попадают народные сказки (за счет отсутствия авторов). Особенностью данного аргумента является то, что не всегда проверяющий может знать используемое в примере произведение. Некоторые ученики успешно пользуются этим, придумывая свои названия для книг малоизвестных авторов или меняя сюжет истории, делая его подходящим для аргументации.

Это может показаться удобным, однако не следует злоупотреблять такой хитростью, ведь если проверяющий знает произведения автора или даже читал их, то трюк будет легко раскрыт, и аргумент может быть не засчитан.

Какие произведения лучше использовать при аргументации? Ученику следует писать о книгах, которые ему хорошо знакомы. При этом следует выйти за пределы классической школьной литературы. Даже современные фантастические книги могут сослужить хорошую службу при написании работы, ведь в них вполне может присутствовать хороший аргумент. Иностранные книги в качестве аргументов могут сильно пригодиться, однако следует учитывать проблемы перевода текста, поскольку иногда они могут натолкнуть на неверный вывод о содержании.

Прочие варианты аргументов

В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.

Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков. При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить. И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.

Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.

Научный текст

Рассмотрим проблемы из научного текста. Этот тип текста используется очень редко. Однако в качестве тренировки с целью научиться формулировать проблему вполне подходят. Особенностью этих текстов является отсутствие излишней "воды" и красивых оборотов. Вся цель выражается ясно и четко с помощью соответствующей терминологии. Это сильно облегчает задачу поиска и может пригодиться тем, кто только учится определять проблему текста.

Проблемы из текста песни

Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и проблемы, поднимаемые в нем, могут стать еще одной из причин, по которой необходимо научиться вычислять основные вопросы. Песни в этом случае - не столь популярный вариант, поскольку они часто имеют не столь высокие требования к содержанию и могут быть, по сути, бессмысленными. Например, если уделять особое внимание анализу, то можно даже найти проблемы в тексте песни Фараона или другого исполнителя. Особенно актуальны в этом зарубежные рок-певцы, поскольку у них, кроме сильного смыслового содержания в тексте, может иметься хороший видеоряд, благодаря которому легко понять заложенный смысл.

Песни и аргументы к сочинению

Ранее было упомянуто обязательное использование читательского опыта при аргументации сочинения. Далеко не лишним будет прибегнуть к стихам и песням различных исполнителей, чтобы укрепить аргументацию и быть более уверенным в том, что ваше мнение будет засчитано. Сегодня у многих возникают сомнения по поводу актуальности того или иного книжного аргумента в тексте, а также его верного толкования. В случае с песнями и стихами можно прибегнуть к цитированию, благодаря которому все объяснение сильно упрощается.

Последнее задание ЕГЭ требует сформулировать проблему текста. Это очень важный этап, поскольку он помогает определить читательский опыт ученика и его умение аргументировать свою позицию. Проблема текста и сочинение также связаны, поскольку недостаточно просто назвать найденную тему. Необходимо уметь использовать её для составления полноценного сочинения, в котором она будет полностью раскрыта. Задание не является чем-то особенным, поскольку проблемы текста и русский язык тесно связаны. Достаточно вспомнить любое классическое произведение. Во всех из них имеется как минимум одна проблема. Чем больше какое-либо творение, тем большее количество проблем в нем заложено. Актуально это не только для отечественных авторов, но и для зарубежных. Суть написания любой книги лежит в составлении истории, которая может базироваться как на одной проблеме, так и включать сразу несколько на протяжении всего повествования.

fb.ru

Что же такое проблема текста и как её сформулировать? — МегаЛекции

Работа над проблематикой текста при написании сочинения

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Именно так формулируется задание части С, и вот тут-то каждый начинает творить, порой забывая, что каждое сочинение проверяется двумя экспертами. При оценке работы эксперты учитывают:

• насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста;

• проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте:

• насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, вежливо ли, корректно обоснована точка зрения экзаменуемого:

• проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации;

• хороша ли, богата, выразительна речь, уместно ли использованы ее выразительные средства.

Таким образом, для успешного выполнения задания части С ключевыми понятиями являются проблематекста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация.Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно.

Довольно часто в заданий С выпускники не могут определить проблему, тему текста, не знают, в каких словах заключается авторская позиция.

На мой взгляд, только методом проб и ошибок учащиеся смогут видеть главное в тексте.

Итак, два вопроса ставим перед первым прочтением предложенного текста: «о чём этот текст?» - это тема;

«почему, с какой целью текст написан автором?» - это идея. Адекватное понимание исходного текста - важнейшее условие успешного

выполнения задания с развёрнутым ответом. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринимать проблематику текста (о чём говорится? Какие вопросы ставятся?), позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ на поставленный вопрос, основные аргументы).

Рассмотрим каждое из этих понятий.

Что же такое проблема текста и как её сформулировать?

Проблема текста - это вопрос, над которым размышляет автор.Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? В то же время проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, например, проблема «отцов» и «детей».

Выявление проблематики исходного текста - важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

Проблема- это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная... проблема

Проблема чего:войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность.. .какой-либо проблемы.Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.Уделить внимание какой-либо проблеме.Над какой-либо проблемойдумать, работать.

Какая-либо проблемавозникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1. проблема чего:Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»;

В тексте поднимается проблема одиночества;

Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;

2. формулировка в виде вопроса(напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Например, автор текста рассказывает о жизни ученого Алексея Федоровича Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на стройке Беломор-Балтийского канала, практически потерял зрение, - однако не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового признания.

Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А.И. Солженицына, рассказавшего всему миру правду о сталинских лагерях. Итак, проблема данного текста может быть сформулирована следующим образом: Что может помочь человеку выжить в нечеловеческих условиях и не потерять человеческого достоинства?

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. В этом случае выбор проблемы, которая будет положена в основу сочинения, определяется как минимум двумя факторами:

1) следует сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

2) необходимо выбрать ту проблему, которая дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п.

В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном - в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении - от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

· Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный-человек и общество; политический- человек и государственная власть, экологический -человек и окружающая среда; нравственный (этический) -взаимоотношения людей, нравственные ценности).

· Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?

· Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.).

· Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции (клише). Например:

Автор поднимает проблему...

Автор затрагивает важную проблему...

Автора текста волнует проблема...

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что ...

Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой….

Волнующую всех нас проблему ... поднимает писатель Д. Гранин.

Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, - это...

Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...

Проблема ... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

Что такое ... ? (В чем заключается... ? Какую роль в жизни человека играет... ?)

Эту важную проблему поднимает автор.

Следует осторожно использовать, подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.

Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.

Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на первый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Таким образом, текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.

Как показывает наш опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему необходимо знать историю?

Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

· У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни..

(Как справедливо отмечает Л.Л. Соколова, «важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой»).

· Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека...

(Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка - нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека).

· Главная проблема этого текста - это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: автор поднимает проблему сострадания или как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?).

· Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер... (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: ...автор поднимает важную социальную проблему...).

· Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.

(Вместо проблемы формулируется позиция автора).

· В прочитанном, мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема - это не одно и то же).

· Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

 

 

Следующий критерий оценки - К2 - касается комментария.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Конспект "Развитие речи. Проблема текста"

Демахина Т.П.,

методист дополнительного образования I кв. категории

МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска»

Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема: Развитие речи. Проблема текста

Цель урока: учить выявлению и формулированию проблемы текста в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст.

Задачи:

Образовательная: формировать умение определять и формулировать основную проблему текста;

Воспитательная: прививать любовь к родному слову и формировать активную жизненную позицию.

Развивающая: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Форма урока: урок-практикум.

Методы обучения:

  • информационный метод – эвристическая беседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения;

  • частично – поисковый метод – поиск решения вопросов о соответствии с поставленным заданием;

  • проблемный метод – выбор правильного ответа, заполнение таблиц и составление алгоритма.

Оборудование занятия:

Демонстрационный материал:

  • презентация по теме «Развитие речи. Проблема текста»;

  • исходные тексты;

  • опорная схема.

Раздаточный материал: карточки

Оформление доски происходит в ходе урока.

Ход урока.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

I. 1 Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.2 Актуализация знаний.

Учитель: ЕГЭ по русскому языку обязательно включает написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст – это сложная задача для большинства выпускников. Это задание нацелено на проверку навыков вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Обратите внимание на первую фразу задания №25: «Напишите по прочитанному тексту…» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается».

Вопрос учителя: Что является важнейшим условием успешного написания сочинения?

Ответ учащихся: правильное понимание исходного текста.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1 Целеполагание, мотивация.

Учитель: Правильно понять текст – задача не из легких. Важным моментом здесь является умение правильно определить проблему текста. Сформулируем тему урока:

Учащиеся: Проблема текста

Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста». Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.

Учащиеся: Формулируют цель урока: научиться правильно анализировать исходный текст, находить проблему…

Учитель дополняет учащихся: в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст научить выявлению и формулированию проблемы текста.

Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

1.Что такое проблема и проблематика?

2.Как выявить проблему текста?

3.Как сформулировать проблему текста?

2.2. Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания изученного

2.2.1 Что такое проблема?

Задание: (выполняется в группах) обратившись к толковому словарю, дайте ответ на первый вопрос.

(Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, не допускает однозначного ответа, например: «В чем смысл жизни?», проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребёнка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостоянии, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – это когда текст охватывает ряд проблем. В таком случае нужно выбирать одну, более интересную, по которой сформирована собственная позиция.

Выделяют разные виды проблем:

  • философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;

  • социальные касаются устройства и жизни общества;

  • политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;

  • экологические отражают взаимодействие человека и природы;

  • нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с правилами поведения.

Задание: Продолжите фразу: данная философская проблема может быть важной,.(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)

Ученик: Философская проблема данного текста является актуальной.

Задание: приведите примеры следующих проблем:

А. философские (добро и зло, счастье, одиночество, самосовершенствование, цель жизни…)

Б. социальные (взрослые и дети, семья, брак, дом, материнство…)

В. политические (проблема власти, межнациональные конфликты, власть денег..)

Г. экологические (влияние человека на природу, животные - наши верные друзья и помощники..)

Д. нравственные (любовь в жизни человека,, доброта, героизм, милосердие, правда и ложь...)

Задание: (работа в парах) соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (выполняется на карточках, делаются пометки карандашом):

(Проверка на слайде)

2.2.2.Как выявить проблему текста?

В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому скорее всего они не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Для выявления проблематики текста прежде всего необходимо понимание текста как информационной, смысловой и личностной целостности. Речь идёт об использовании методов активного чтения (Информация на экране)

Введение условных обозначений при чтении исходного текста:

? – сомнение

!!! – важно, обратить внимание

! – хорошо запомнить

(выписать)

Задание: (самостоятельно) Заполнение таблицы в ходе чтения и после него:

  • Составление учеником вопросов, на которые бы он хотел получить ответ в тексте.

  • Выделение ключевых слов и ключевых предложений, расположение их в логической последовательности, составление опорной схемы, которая отражает развитие мысли, смысловое развёртывание текста.

Пример:

Вдали от своей земли всё кажется чужим: и люди, и обычаи, и природа.

почему?

Родина – это кусочек тепла, любви, всей души своей земли.

Родина – это святое для людей, самое дорогое, самое главное в жизни. И забыть это – значит навсегда опустошить свою душу, превратиться в ничтожное, малодушное существо.

Даже если уезжаешь за границу ненадолго и знаешь, что скоро вернёшься домой, даже тогда вспоминаешь пословицу: «На чужой сторонушке рад своей воронушке».

Как вы понимаете слово милосердие? В чём вы видите причины снижения нашей отзывчивости? Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? Может ли литература воспитать в человеке чувство милосердия?

Задание: (работа в парах) Кратко записать алгоритм «Как выявить проблему текста» в тетрадь:

1.Заполнение таблицы в ходе чтения и после него

2. Составление вопросов

3.Выделение ключевых слов и ключевых предложений

4.Составление опорной схемы

(Проверка на слайде) Такой алгоритм действия в работе с исходным текстом поможет извлечь из него необходимую информацию, критически её оценить, найти связи на имеющиеся знания и опыт.

2.2.3. Формулирование проблемы.

Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Формулировка проблемы должна быть предельно понятной.

Задание: (самостоятельно) Попробуем сформулировать проблему исходного текста (Текст на экране)

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.

Заметьте: если вы спросите у кого то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажу больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.

Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», – говорит человек. Будьте уверены, что придёт он в лучшем случае через пятнадцать, хотя, когда он говорил, ему казалось, что придёт именно через пять минут.

Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В. Солоухин)

Ответы учащихся: восприятие времени человеком, почему люди опаздывают, человек и время…

Учитель: в двух формулировках проблем допущены ошибки. Чтобы исправить ошибки поработаем с таблицей

Из таблицы видно, что при формулировании проблем текста В.Солоухина сужена проблема: Восприятие времени человеком, и расширена проблема: человек и время. Рассуждение автора посвящено вопросу восприятия времени человеком, а не причинам опоздания людей (об этом говорится в тексте, но лишь для иллюстрации тезиса, заявленного в первом предложении). Ошибки при формулировании проблемы связаны с неверным пониманием текста, для понимания которого нужно уметь вскрыть аллегорию, или овладеть широкими знаниями по данной теме. При этом условии смысл текста не будет искажён и проблема выявлена правильно.

Задание: (самостоятельная работа) Работа с текстом

Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Задание: (самостоятельная работа) прочитайте текст Д.С.Лихачёва «Путями доброты»

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!

Задание: Какие же проблемы можно выделить из текста академика Д. С. Лихачева?

Ответы учащихся: Во-первых, здесь поднимается проблема, что люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Во-вторых,    автор утверждает, что если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить ради других, то они сберегут то, чем служили, чему отдавали силы.

Учитель: Есть разные способы формулировки проблемы: (Работа с таблицей)

Задание: в течение 5 минут, применяя разные способы формулировки проблемы, опираясь на образец, сформулировать темы одним, двумя, тремя способами.

1.Сочетание слова «проблема» с сущ. в род. падеже (проблема чего?).

2.В виде повествовательного предложения

3.В виде вопроса

Проблемы текста «Путями доброты» Д.С. Лихачёва

1.Сочетание слова «проблема» с сущ. в род. падеже (проблема чего?).

Проблема воспитания детей. Проблема выбора профессии.

Проблема служения другим.

Проблема смысла жизни.

2.В виде повествовательного предложения

Автор размышляет над проблемой воспитания. Или: Текст автора заставил меня задуматься над проблемой воспитания

Автор размышляет над проблемой служения другим. Или: Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни.

3.В виде вопроса

Кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения:

Каким должно быть правильное воспитание ребёнка?

Как нужно жить, чтобы о тебе помнили?

Почему нужно жить не только для себя?

(Проверка на слайде)

Учитель: Каждая из этих проблем может стать основой для написания сочинения. Но всё же в центре внимания автора проблема служения людям.

Задание: Сформулируйте тремя способами проблему «Детство в жизни человека»

Ответы учащихся: Проблема роли детства в жизни человека. Автор текста заставил меня задуматься о роли детства в жизни человека. Почему детство – важнейший этап жизни человека?

(Проверка на слайде)

Учитель: Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Автором проблема может быть:

затронута

поднята

сформулирована

  • поставлена

  • изложена

  • рассмотрена

Учитель: Сказка всегда считалась полезной выдумкой, которая помогала человеку. Сказка и радует, и учит, и заставляет задуматься над теми «намёками», которые кроются в ней. Она всегда поднимала проблему. Поэтому её и называют сокровищницей суждений и размышлений.

Задание: Назвать проблемы и грамотно сформулировать любым из трёх способов, которые звучат в известных вам сказках:

«Колобок» (проблема непослушания родителям и излишняя самоуверенность).

«Теремок» (проблема толерантности).

«Снегурочка» (проблема свободы и независимости, желания любить)

«Репка» (проблема взаимовыручки, толерантности, дружбы).

III. ИТОГОВЫЙ ЭТАП

3.1 Подведение итогов.

Учитель: Предлагаю ответить на три вопроса: «Что? Где? Когда?» Что нового узнали, где и когда это пригодится.

Учащиеся: Что такое проблема и проблематика. Как выявить точную проблему текста на основе алгортима.3.Как правильно сформулировать проблему текста тремя возможными способами.

Учитель: И последнее, что вы должны запомнить: надо быть очень внимательными при выявлении и формулировании проблемы текста. Неправильно выделенная или неточно сформулированная проблема ставит под удар содержание всего сочинения

3.2 Рефлексия. Самооценка учащимися своей работоспособности, психологического состояния, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.

3.3 Информация о перспективах дальнейшей деятельности

Учитель: Данное занятие является первым по данной теме. На следующих занятиях мы продолжим работу по вычленению проблем исходного текста и их правильной формулировке.

3.4 Домашнее задание:

Выделить и сформулировать разными способами все проблемы текста и определить основную проблему в тексте «Когда следует обижаться?» из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока на тему «Что такое «тема», «проблема» и «основная мысль текста»

Что такое «тема», «проблема» и «основная мысль текста»?

Эти три понятия — тема, проблема и основная мысль текста — самые важные для понимания в списке терминов. Если мы хотите справиться с заданим С1 на ЕГЭ по русскому, мы должны понимать их четко и ясно. Поэтому я отдельным образом публикую эту страничку.

Тема,проблема и авторская позиция — как они соотносятся?

Тема текста — самое масштабное понятие, самое широкое. «Тема» означает весь круг жизненных явлений, о которых сказано в тексте. Но выражается весь этот круг явлений в одном или нескольких словах. Например, «тема любви» или «тема здоровья».

Проблема — главный вопрос, который ставит автор. Вопрос может быть сформулирован конкретными словами, а может и подразумеваться. В сочинении нам будет нужно указать на главную проблему исходного текста, потому что проблем в тексте иногда бывает несколько.

Идея — это ответ на проблему. Если автор поставил проблему, он хочет, чтобы она была решена. Чаще всего автор сам дает ответ на проблемный вопрос, но иногда оставляет читателей без ответа. Но даже в этом случае мы по его словам можем видеть, к какому ответу он больше склоняется и на какой ответ нас наталкивает. Другими словами, авторская позиция все равно нам будет ясна, даже если нет прямого ответа на поставленный вопрос.

Здесь и далее мы будем держать в голове вот этот рисунок. Лучше всего будет, если вы сохраните это изображение себе в компьютер или перерисуете от руки, чтобы была шпаргалка.

Тема, проблема, идея «Колобка»

А теперь разберем сказанное на конкретном примере.

Чтобы было понятно абсолютно всем, я беру самое известное произведение — сказку «Колобок». Ребята, не надо сейчас морщить нос, ухмыляться и делать умные лица. Все не так просто, как кажется.

Итак, давайте вспомним сюжет, событийную линию сказки. 

Живут дед с бабкой. Бабка печет колобка и ставит его на подоконник, чтобы он остыл. Но колобок вдруг оживает и убегает от родителей. По дороге это существо, сделанное из теста, встречает зайца, волка и медведя. Каждому зверю колобок поет одну и ту же песенку. В словах песенки он очень горд тем, что от всех ушел. Колобок очень уверен, что ему удастся и дальше уходить от всех. Однако финальный эпизод сказки печален, колобку не удается уйти от лисы. Она его съедает. На этом сказочке конец.

Определим тему

Тема отвечает на вопрос «о чем текст?» Текст о недолгих похождениях колобка. А если взять шире, то здесь тема судьбы. Далее вы поймете почему.

Определим проблему

В образе колобка видится смелая попытка уйти от всех. Он родился, чтобы быть съеденным. Конкретными словами вопрос в сказке не задан. Но мы должны понимать, что подразумевается проблема-вопрос:можно ли уйти от судьбы?

Определим позицию автора

Несмотря на то, что автор сказки — целый народ (ведь это фольклорная сказка), авторская позиция видится совершенно явно: от судьбы не уйдешь! Если ты родился для съедения, то тебя все равно съедят, как ты ни бегай.

Подведем краткий итог:

Тема: судьба, предначертание всего жизненного пути с самого рождения

Проблема:  можно ли уйти от пути, который нам заготовила судьба?

Авторская позиция: нет, от судьбы уйти нельзя.

Спорить с автором сказки или соглашаться — личное дело каждого. Споря или соглашаясь, мы должны предъявить свою позицию и несколько аргументов в ее пользу. Это нам и предстоит сделать в сочинении на ЕГЭ по русскому языку. Правда, текст там будет немножко большего объема, чем сказка про колобка. Но понять его с точки зрения темы, проблемы и идеи будет так же просто.

doc4web.ru

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

Поиск Лекций

Как создавать сочинение на ЕГЭ

 

С чего начать?

— С внимательного прочтения текста – не менее двух раз.

— Разобраться в том, что является темой текста, какие проблемы текст содержит

 

Текст и проблема, в чём разница?

 

Способы выражения проблемы

 

Обратите внимание

— В тексте может быть несколько проблем

НО

не на все из них есть ответ автора,

То есть

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

ВЫВОД:можно начинать с нахождения авторской позиции, а потом формулировать проблему

 

Типы проблем

Философские Социальные Политические
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека Устройство и жизнь общества Деятельность государственной власти
  • В чём смысл жизни
  • Познание и самопознание
  • Свобода и ответственность
  • Человек и история
  • Человек и культура
  • Социальная справедливость и несправедливость
  • Создание правового государства
  • Соблюдение прав человека
  • Прогресс и общество
  • Наука и общество
  • Естественно ли деление людей на бедных и богатых?
  • Политика в жизни общества
  • Гражданское общество
  • Демократия
  • Международные конфликты
  • Разоружение
  • Как остановить международный терроризм
  • Национализм
  • шовинизм
Нравственные Экологические Эстетические
Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей Взаимодействие человека и окружающей среды Восприятие человеком прекрасного
  • Эгоизм и гуманизм
  • Доброта и жестокость
  • Духовность и бездуховность
  • Честь и бесчестие
  • Интеллигентность и хамство
  • Дружба и предательство
  • Любовь и ревность
  • Конфликт поколений (отцы и дети)
  • Взаимосвязь человека и природы
  • Глобальная экологическая катастрофа
  • Потребительское отношение к природу
  • Экология культуры
  • Экология языка
  • Как уберечь мир от экологической катастрофы?
  • Восприятие искусства
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Чтение, роль книги в жизни человека
  • Массовая культура. Телевидение. Интернет

 

Помните!!!

В каждом тексте речь идёт о человекеи его отношении к миру общечеловеческих ценностей

— Человек и природа (гармоническое взаимодействие)

— Человек и наука ( истина)

— Человек и политика (мир, справедливость, демократия)

— Человек и право( закон и правопорядок)

— Человек и нравственность (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство и…)

 

О ценностях

— Ценности - это те явления и предметы (материальные и духовные), которые наиболее важны для человека. Чаще всего именно они обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление мыслей.

— В сознании человека могут сочетаться противоположные ценности.

— Чаще всего, выявив общечеловеческие ценности, мы определим позицию автора.

— При изображении антиценностной действительности автор подводит к мысли, как должно быть.

 

На что обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет

— Героев (внешность, поведение, речь, диалоги)

— Авторское отношение (пишет с негодованием, восхищением, гордостью, осуждением..)

— Помните: в основе – конфликт (столкновение интересов, чувств, характеров) Чаще всего в противоречие вступает прямой и внутренний конфликт, которые могут быть разными.(Базаров - отношение к любви, Обломов - мечты и реальность)

 

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

 

poisk-ru.ru

Как найти проблему текста » Рустьюторс

Как писать сочинение ЕГЭ 2019      

 

Итак, что же такое проблема текста?

 

Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа. 

Например: 

 

Как следует относиться к природе? (это проблема)

(Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.)

 

Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких)

 

 

Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

 

Какие бывают проблемы?

 

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль. А внешние - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

 

 

Скачать схему

 

 

 

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы.

Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?

 

 Как формулировать проблему?

Проблему можно сформулировать двумя способами:1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:1) В проблеме указывают авторскую позицию.Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это уже оценочная лексика)Проблема отношения к книгам - МОЖНО2) Проблема слишком широкая. Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема - это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.3) Сужение проблемы.4) Проблема, которой нет в тексте.Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.Слова-помощники для формулировки проблемыС их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:- отношение- взаимоотношение- воздействие- взаимодействие- влияние- роль- восприятиеЕсли формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:Как нужно относиться...?Как следует относиться...?Почему важно +глагол...?Почему нужно +глагол...?Что такое +существительное...?Для чего нужно...+глагол?Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?В чем причина...?Какова роль... в жизни человека?Что такое...?Что важнее: _ или _?Что необходимо...?В чем различие между _ и _?Что такое истинная (ое, ый)...?Что значит ...?

rustutors.ru

Тема и проблема — Юнциклопедия

Темой художественного произведения называется круг событий, явлений, предметов действительности (а также человеческого сознания и культуры), который отразился в произведении и стал основой авторского повествования, средством конкретной реализации определенного идейно-эстетического замысла писателя. В каждом большом, значительном художественном произведении выделяется, как правило, не одна какая-нибудь, пусть и главнейшая, тема, а система взаимосвязанных тем — тематика.

  • Иллюстрация В. Бургункера к сказке Х. К. Андерсена «Крысолов».

  • Иллюстрация В. Минаева к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

  • Иллюстрация М. Протасьевой к роману А. И. Герцена «Кто виноват?».

Понимание литературного произведения становится более ясным, если его содержание представить как ряд острых жизненных противоречий (проблем), стоящих перед художником и его персонажами и настоятельно требующих своего разрешения в сюжетном действии.

Так, проблема Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Имею право (на пролитие крови) или не имею?», или, иначе: «Наполеон я или тварь дрожащая?» — поворачивается разными гранями в различных фабульных ситуациях, в отношениях героя с другими персонажами романа. Она множится, укрупняется с развитием всего сюжета произведения, отражаясь в характерах и судьбах других действующих лиц. Почти каждый из них преступает какую-то черту нравственно дозволенного и совершает, таким образом, некое преступление против человечества, совести, гуманизма, убивая что-то в окружающих и в самом себе. Всеобщее «преступление» и неизбежное «наказание», объединяющее всех персонажей и все события произведения в тугой неразрешимый узел, — так может быть прочитано проблемное название романа, заключающее в себе, по мысли автора, ключевую проблему русской общественной жизни в переломные 1860-е гг.

По сравнению с тематикой, лишь называющей основные предметы художественного изображения, литературная проблематика указывает на основные противоречия действительности, пережитые, осмысленные и поставленные художником в его произведении перед читателями. Нередко наиболее острые, животрепещущие проблемы современности выносятся авторами в заглавие произведений. В одних случаях это прямой, категорически сформулированный вопрос, настраивающий читателя на поиск ответа на него в содержании произведения («Кто виноват?», «Что делать?», «Много ли человеку земли нужно?»), или косвенный вопрос («Кому на Руси жить хорошо», «Как закалялась сталь»). В других — проблема представлена в виде заглавной социально-философской антиномии («Горе от ума», «Мертвые души», «Отцы и дети», «Война и мир», «Былое и думы» и др.). В третьих — образно, подчас символически обозначена проблемная ситуация эпохи, обрисованная в произведении как стечение обстоятельств, чреватое жгучей социальной проблемой («Пир во время чумы», «Накануне», «Гроза», «Обрыв», «В овраге», «На дне», «Разгром» и т. д.), причем формулировка самой проблемы еще должна быть домыслена читателем в процессе восприятия художественного произведения.

Проблемы литературного произведения, в принципе никогда не разрешаемые авторами до конца, рассчитаны на соучастие читателей, возбуждают интерес к путям и средствам их решения, способствуют самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы, уже за пределами художественного текста. Однако писатель не только побуждает своих читателей решать проблемы, поднятые в его произведении, но и предлагает собственные варианты их решения, дает прямые, подчас декларативные, публицистически открытые ответы на заданные им же вопросы. Такие авторские решения литературных проблем в своей совокупности составляют множество художественных идей произведения, образующих его идейно-эстетическую концепцию.

Если проблематика выявляет структуру и организует тематическое содержание литературного произведения в соответствии с авторским замыслом — от художественных деталей до его названия, то идеи писателя характеризуют авторское отношение к изображаемым им событиям, характерам, обстоятельствам и выражают его оценку как тематики, так и проблематики произведения, как бы подытоживая художественное повествование обобщающими суждениями мировоззренческого, философского характера. В подлинно художественном произведении проблематика вычленяется из тематики.

Тема, проблема, идея являются элементарными составляющими трех различных, хотя и взаимосвязанных, уровней художественного содержания литературного произведения. Первый — предметно-тематическое наполнение произведения — составляет его строительный материал; второй — проблематика — упорядочивает этот во многом еще «сырой» материал в единую художественно-эстетическую конструкцию целого; третий — идейно-эстетическая концепция — завершает это художественно организованное единство системой авторских выводов и оценок мировоззренческого характера.

yunc.org



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"