А16. Гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий. Таблица окончание причастий

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Окончания причастий – правописание суффиксов и окончаний, таблица правил

Полные формы причастий (действительные и страдательные)
Падеж Единственное число Множественное число
мужской род женский род средний род
И. п. -ий/-ый прочитанный,

называемый,

звенящий

-ая прочитанная,

называемая,

звенящая

-ее/-ое прочитанное,

называемое,

звенящее

-ые/-ие прочитанные,

называемые,

звенящие

Р. п. -его/-ого прочитанного,

называемого,

звенящего

-ей/-ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-его/-ого прочитанного,

называемого,

звенящего

-ых/-их прочитанных,

называемых,

звенящих

Д. п. -ему/-ому прочитанному,

называемому,

звенящему

-ей/-ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-ему/-ому прочитанному,

называемому,

звенящему

-ым/-им прочитанным,

называемым,

звенящим

В. п. -ий/-ый/-ого прочитанный,

называемого,

звенящий

-ую прочитанную,

называемую,

звенящую

-ее/-ое прочитанное,

называемое,

звенящее

-ых/-их прочитанных,

называемых,

звенящих

Т. п. -им/-ым прочитанным,

называемым,

звенящим

-ей/ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-им/-ым прочитанным,

называемым,

звенящим

-ыми/-ими прочитанными,

называемыми,

звенящими

П. п. -ем/-ом о прочитанном,

о называемом,

о звенящем

-ей/ой о прочитанной,

о называемой,

о звенящей

-ем/-ом о прочитанном,

о называемом,

о звенящем

-ых/-их о прочитанных,

о называемых,

о звенящих

Краткие формы причастий (только страдательные)
нулевое окончание прочитан, называем прочитана, называема прочитано, называемо прочитаны, называемы

obrazovaka.ru

Окончания причастий: правописание

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

родит. п.

какого?

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с каким?

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о каком?

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий в женском роде в ед. числе

родит. п.

какой?

нет отбеливающей пасты

дательн. п.

к какой?

к отбеливающей пасте

винитель. п.

какую?

увидел отбеливающую пасту

творит. п.

с какой?

с отбеливающей пастой

предлож. п.

о какой?

об отбеливающей пасте

окончания причастий во множеств. числе

родит. п.

каких?

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к каким?

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

какие?

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о каких?

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

  1. На пестреющ… лужайке.
  2. Опавш… листву.

  3. О летающ... мотыльке.
  4. За отнят… игрушку.
  5. К сидящ… малышке.
  6. Ребят, рассказывающ… о путешествии.
  7. От растревоженн… улья.
  8. Народы, борющ…ся за свободу.
  9. Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
  10. Плескавш…ся волну.

Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

действующий предмет

предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета

котом (что он сделал?) запрыгнул

(каким?) запрыгнувшим

из чашки (что с ней сделал?) опрокинул

(какой?) опрокинутой

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

№ 1

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

№ 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
  2. Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
  3. По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.

  4. Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
  5. В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
  6. На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
  7. В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
  8. На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
  10. За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.

№ 3

  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.

№ 4

  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

№ 5

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
  • Собака лает – лающая собака.
  • Мальчик стоит – стоящий мальчик.
  • Грибы собрали – собранные грибы.
  • Поле засеяли – засеянное поле.
  • Рассказали историю – рассказанная история.
  • Лёд растаял – растаявший лёд.
  • Местность исследовали – исследованная местность.
  • Вещи разбросали – разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали – обрадованные дети.
  • Окна осветились – освещённые окна.
  • Океан дремлет – дремлющий океан.
  • Тропинки заросли – заросшие тропинки.
  • Слова написали – написанные слова.
  • Стоят столбы – столбы стоящие.
  • Волны пенятся – пенящиеся волны.

  • Предмет движется – движущийся предмет.
  • Птиц потревожили – потревоженные птицы.
  • Народ борется – борющийся народ.
  • Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли – вырытая канава.

Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:

ед.число

мн. число

1 лицо

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

2 лицо

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

3 лицо

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:

ед.число

мужской род

он читал, видел

женский род

она читала, видела

средней род

оно читало, видело

множественное число

они читали, видели

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

fb.ru

Задание 12. Правописание личных окончаний глагола и суффиксов причастий - Теория заданий ЕГЭ - Русский язык - Публикации

 

 

Скачать материал

Формулировка задания:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 

выдава..мыйпредлож..нныйпоруч..нныйзадерж..шьсязаглян..шь

Показать ответ  Правильный ответ: задержишься

Комментарий: страдательное причастие настоящего времени "выдаваемый" образовано от глагола I спряжения "выдавать", следовательно, пишем суффикс -ем-, страдательные причастия прошедшего времени "предложенный" и "порученный" образованы от глаголов II спряжения, оканчивающихся в инфинитиве  на -ить, следовательно, в причастии пишем суффикс -енн-. Глагол "заглянешь" является глаголом I спряжения, следовательно, в личных окончаниях у него могут быть буквы Е, У (Ю), а глагол "задержишься" - II спряжения, значит, у него в личных окончаниях будем писать буквы И, А (Я).

 

 

 

Что нужно знать:1. Спряжение глагола2. Правописание суффиксов причастий

I спряжение II спряжение
Брить, стелить  +  все глаголы на-ать, - оть, -уть и т.д., кроме -ить

«Сигнальные» буквы в личных окончаниях – е, у (ю):(мы) бреем, стелем(они) бреют, стелют

Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить + 11 глаголов-исключений.

11 глаголов-исключений:Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть. «Сигнальные» буквы в личных окончаниях – и, а (я):(мы) зависим, клеим, дышим(они) зависят, клеят, дышат

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и производные захотеть, расхотеть, побежать, добежать и т. п. называются разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению:
Лицо Местоим. Глаголы
1 я хоч-у бег-у
мы хот-им беж-им
2 ты хоч-ешь беж-ишь
вы хот-ите беж-ите
3 он, она, оно хоч-ет беж-ит
они хот-ят бег-ут

 

 

Проверьте, как вы усвоили тему "Спряжение глагола", выполнив тренировочный тест:

 

Внимательно изучите следующую таблицу. Выучив её, вы легко сможете объяснить, почему в причастии пишется тот или иной суффикс!

 

Проверьте, как вы усвоили тему "Правописание суффиксов причастий", выполнив тренировочный тест:

 

 

 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

Суффиксы причастий и их окончания :: SYL.ru

Какие суффиксы причастий существуют в русском языке? Ответ на этот несложный вопрос вы найдете в материалах данной статьи.

Общая информация

Перед тем как представить суффиксы причастий, следует рассказать о том, что это вообще за часть речи. Причастием называют самостоятельную часть речи (или особую форму глагола), обладающую свойствами и имени прилагательного, и глагола. Как правило, оно обозначает признак какого-либо предмета по действию, а также отвечает на следующие вопросы: «каков?», «какой?», «что делавший?», «что делающий?», «что сделавший?».

Какие виды причастий существуют?

Те или иные суффиксы причастий формируются в зависимости от того, как именно было образовано слово. Таким образом, представленная часть речи подразделяется на следующие виды:

  • причастия страдательные наст. вр.;
  • причастия страдательные прош. вр.;
  • причастия действительные наст. вр.;
  • причастия действительные прош. вр..

Причастия страдательные наст. вр.

Страдательный вид образуется от переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида. Различают следующие суффиксы причастий:

  1. -ем- или –ом-. Такие причастия образуются только от глаголов 1-го спряжения (понимать → понима(ем) → понимаемый; рисовать → рису(ем) → рисуемый; читать → чита(ем) → читаемый).
  2. -им-. Данный суффикс пишется в том случае, если причастие образовывается от глагола 2-го спряжения (терпеть → терп(им) → терпимый; зависеть → завис(им) →зависимый).

Причастия страдательные прош. вр.

Такие причастия формируются от переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида. Они имеют следующие суффиксы:

1. -н(н)-. Данный суффикс используется в таких случаях:

  • Если причастие образовывается от глаголов на -ять, -ать или –еть (например, загнать – загнанный, обсмеять – обсмеянный, просмотреть – просмотренный).
  • Если причастие образовывается от глаголов, у которых есть следующие суффиксы: -ева-, ова- (например, шифр-ова-нный, марин-ова-нный).
  • Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) завязать → завязанный.

2. -ён(н)- или -ен(н)–. Такие суффиксы используются в следующих случаях:

  • Если причастие образовывается от глаголов, которые оканчиваются на –сти или –чь, а также на –ить (стричь – стриженный, унести – унесённый, решить –решённый, подстрелить – подстреленный).
  • Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) замесить → замешенный.
  • Если в полном причастии есть приставка (кроме приставки не-). Например: сварить → сваренный, покрасить → покрашенный.
  • Если у полного причастия есть зависимое слово. Например: крашенный забор.

3. -т-. Такой суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на –оть, -нуть, -ереть (свернуть - свернутый, колоть – колотый, бить – битый, запереть – запертый).

Данные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида при помощи таких суффиксов, как:

1. -ущ– или -ющ-. Представленные суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 1-ого спряжения. Приведем пример: читать → чита(ют) → читающий; колоть → кол(ют) → колющий; писать → пиш(ут) → пишущий.

2. -ащ– или -ящ-. Такие суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 2-ого спряжения. Приведем пример: говорить → говор(ят) → говорящий; видеть → вид(ят) → видящий; клеить → кле(ят) → клеящий. Однако у данного правила есть свои исключения: брезжущий, зиждущийся, мучающий, меряющий, мерящий.

Причастия действительные прош. вр.

Названные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида при помощи следующих суффиксов:

1. –вш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на гласную букву. Например: устать – уставший, играть – игравший. Следует особо отметить, что перед -вш- пишется такая же гласная, что и перед суффиксом -л- в форме прошедшем времени, а также в инфинитиве перед суффиксом -ть (надеяться, надеялся – надеявшийся).

2. –ш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на согласную букву. Например: лезть → лез → лезший, нести → нес → несший.

Основные правила

  • Суффиксы причастий – это формообразующие суффиксы. Как правило, они не входят в состав основы слова при его морфемном анализе.
  • В суффиксе -ённ- страдательных причастий (или в краткой форме -ён-) прош. вр. после шипящих пишется «ё», если она находится под ударением (поражён – поражённый).
  • После шипящих щ, ж, ч и ш пишутся гласные а, и, е, у (например, печёный).
  • В суффиксах кратких причастий ставится одна -н.
  • Только страдательные причастия, образующиеся от переходных глаголов, могут иметь краткую и полную форму (например, склеен – склеенный).
  • Причастия страдательные прош., а также наст. вр. могут образовываться путем присоединения к форме действительного залога постфикса –ся (например, продава-вш(ие)ся).

Правописание окончаний причастий

У всех причастий имеются такие же окончания, что и у имен прилагательных. В связи с этим написание таких гласных проверяется при помощи соответствующих вопросов. Приведем пример: Море (какое?) бушующее; В море (каком?) бушующем; С морем (каким?) бушующим.

Подведем итоги

Зная все описанные правила постановки суффиксов в причастиях, вы можете легко и быстро создать грамотный текст. Также следует отметить, что очень важно уметь различать отглагольные прилагательные и причастия. Ведь правила их написания значительно отличаются.

www.syl.ru

Причастие. Правописание безударных окончаний причастий

Ход урока:

1 слайд

1) Приветствие (поздоровалась, представила себя). На слайде появляется книга Знаний (засветилась, открылась).

Сегодня, 10 февраля, я приглашаю вас в увлекательный мир знаний по стране русского языка. Перед вами лежат дорожные карты– это ваши карты знаний. Давайте запишем дату путешествия на нашей карте. (1 минута)

I Актуализация знаний(5 минут)

1 щелчок 1 слайда

-Посмотрите вокруг себя. Вы пока находитесь в классе. Вокруг вас много предметов. Если вы закроете глаза, то ваша зрительная память сохранит все, что вы смогли увидеть. Давайте попробуем нашу память потренировать: второй ряд называет увиденный предмет, 1 ряд- признак этого предмета (форму, цвет, размер), а 3 ряд- действие этого предмета( стул- стоит; картина- висит; книга- лежит)

( обращаюсь к 1 ряду) Какая часть речи помогла вам точно охарактеризовать названный предмет? ( прилагательные)

щелчок

- Т.е. прилагательное – это часть речи, которая обозначает…. ( признак предмета)

( обращаюсь к 3 ряду) Какая часть речи помогла вам точно назвать действие названного предмета? (глагола)

щелчок

Т.е. глагол- это часть речи, которая обозначает… ( действие предмета)- 1 минута

Посмотрите на ваши карты, прочитайте прилагательные, которые вы видите. Что они обозначают?

Посмотрите на ваши карты, прочитайте глаголы. Что они обозначают?

щелчок

В русском языке есть еще одна часть речи, ученые называют ее причастной к глаголу, но в образе прилагательного, она совмещает в себе признаки двух частей речи и может отвечать сразу на два вопроса: Какой? И что делающий? Как называется данная часть речи? ( ответы) попробуйте образовать причастие с помощью вопросов и записать их в книгу № 3 ( белеющий, краснеющий, синеющий).- 1 минута (щелчок)

( Этап введения в тему урока)- 1 минута

Что вы образовывали?

О какой части речи сегодня будем говорить на уроке? ( о причастиях) ( щелчок)

Возьмите текст № 1, прочитайте 1 предложение, попробуйте найти причастие и записать его в книгу № 4. ( работа с текстом № 1 ) ( если ошибочно находят вместо причастия прилагательное, задаю вопрос: Почему так легко спутать прилагательное и причастие?)

-Какой отличительный признак помог вам узнать причастие? ( суффиксы). Какие суффиксы причастий вы знаете? ( слушаю ответы) (щелчок)

-Что выделено в этом причастии? ( окончание) Оно ударное или безударное? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (правописание безударных окончаний причастий)-(щелчок)

-Запишите тему урока в нашу дорожную карту Знаний и отправляйтесь в путешествие . (Создание проблемной ситуации)- 1 минута

- прочитайте 2 предложение, найдите в нем причастие, почему вам было сложно его прочитать?

-Четко ли проговаривается окончание данного причастия? ( НЕТ)

-Знаем ли мы, как это определить?

- Верно, не знаем. Значит, какая у нас сегодня цель? (узнать, как правильно определять безударное окончание у причастий?) ( на слайде «Сформировать умение правописания безударного окончания у причастия») А достичь этой цели мы сможем путем решения следующих задач ( задачи на слайде) через этапы наблюдения, сопоставления и закрепления новых знаний.

II Этапы исследования нового материла( 10 минут)( щелчок)

Итак, мы прибываем на первую станцию. Здесь мы будем наблюдать. Как вы думаете, как называется эта станция? ( Наблюдателей)

  1. Этап «Наблюдение»(5 минут)

А) (1 минута) Понаблюдаем за причастием в 3 предложении ( бегущие ручейки ( читаем предложение)

- К какому слову оно относятся? ( если затрудняются, помогаю «Кто бежит? » (ручейки) . ( работа с учебником и чтение правила на стр.29)(щелчок)

- Как называется такое слово, вы можете прочитать в учебнике на стр.29

- Найдите причастие и его определяемое слово во 4 предложении (сделанная посуда) (щелчок)

- Попробуйте задать такой вопрос от определяемого слова к причастию. ( читаем в тексте словосочетания ПРИЧ+ СУЩ). Таким образом, что мы сейчас делали? ( искали определяемое слово)

-Запишите причастие вместе с определяемым словом из 4 в книгу № 5 ( Сделайте вывод)

Таким образом, какой части речи определяемое слово у причастий? Правильно, имя существительное. Эти знания помогут нам при выполнении следующего задания.

Б) (1 минута- щелчок) Понаблюдаем за окончанием причастия в 5 предложении, читаем предложение (на пришедшую сказку). Что можно определить у причастия с помощью окончания? ( род, число, падеж). Какое слово помогло вам в этом?

- А если предположить, что определяемое слово поставить в другой падеж, что будет с причастием?(щелчок) ( оно тоже изменится) (измените и запишите свой вариант причастия в Родительном падежа, Дательном и Предложном падежах из 5 предложения (пришедшую сказку) в книгу № 6)

- Какой вывод можно сделать? ( помогаю: если изменилось сущ., то….) с помощью чего мы определяли изменяемость второго слова( причастия). ( С помощью вопроса)

Вывод: Причастия согласуются с именем существительным. ( запишите вывод в книгу № 7)

В) (2 минуты) Вспомните, какая еще часть речи согласуется с именем существительным? ( прилагательные)

- Давайте возьмем текст № 2 и найдем 2 предложение, прочитаем: найдем здесь прилагательное вместе с его определяемым словам и запишем их в таблицу в Именительном падеже.( щелчок) Заполните колонку, просклоняв данное словосочетание и выделяя окончание. (самостоятельная работа)

Заполнение таблицы склонений причастий и прилагательных

Вспомните, как определяли окончания прилагательных? Вывод: окончания определяли по вопросу

( самостоятельная работа с таблицей- заполняется вторая колонка) Как определили окончания причастий? Вывод: окончания определяли по вопросу

Этап «Сопоставление»( 1 минута)

Так мы прибываем еще на одну станцию. Здесь мы будем сравнивать. Как называется эта станция? (щелчок)

Сравните окончания прилагательных и причастий. Что общего в их определении?

Какой вывод мы можем сделать? Запишите этот вывод в правило № 1 ( слушаю ответы)

  1. Составление алгоритма действий (работа в парах)( 2 минуты)(щелчок)

Давайте определим последовательность наших действий при определении окончания у причастия (составим алгоритм). Что мы делали сначала, что мы делали потом? Вы можете работать в парах и помогать друг другу. ( на слайде даны ключевые глаголы

Итак:

  1. Найти главное ( определяемое) слово.

  2. Поставить, задать вопрос от существительного к причастию.

  3. Выделить в слове-вопросе.

  4. Написать соответствующее в слове причастии.

Проверка

III Этап закрепления нового материла( 2 минуты)

Работа с упражнением 455 ( прием «по цепочке»( 1 абзац- 1 вариант; 2 абзац- 2 вариант)

IV Творческая работа ( резерв времени)( 10 минут)

Чтобы наши знания закрепились сегодня в книгах знаний, давайте представим себя в том месте, о котором идет речь в ваших предложениях. Предлагаю создать текст по данному началу с обязательным использованием причастий

А)Я шел по мягкой пыльной дороге, проходил реденькие сосновый борки, с застоявшимся запахом смолы и земляники.  ( 1 ряд)

Б) В засыпающем лесу стоит гулкая тишина.(2 ряд)

В) Мелькнула над террасой ласточка, с радостью звенящим смехом вильнула в воздухе и понеслась прочь.(3 ряд)

V Итог ( 1 минута)

Вспомните:

- Какая сегодня была тема урока? ( правописание безударных окончаний причастий)

-Какую ставили цель? ( научиться правильно определять безударное окончание)

-Достигли мы этой цели? ( ДА)

Итак, благодаря вашим стараниям, вашим знаниям, мы прошли с вами по трудной дороге Знаний и оказались в удивительном мире русского языка, который неисчерпаемо богат.

V Рефлексия( 1 минута)

Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.

1.Сегодня я узнал... 2.Было интересно...

3. Было трудно... 4.Я понял ,что...

5. Я научился... 6. Мне захотелось...

infourok.ru

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1. Выбор личного окончания глагола зависит от его спряжения.Вспомним что такое спряжение глаголов.Спряжение — это то, как глаголы изменяются. В русском языке существует 2 типа изменения глаголов (спряжения) — I и II.Определить, к какому спряжению относится глагол можно двумя способами. Желательно пользоваться ими именно в указанном порядке:1) Поставьте глагол в форму 3л. мн.ч. Если в окончании видим -ут или -ют, значит наш глагол относится к I спряжению, а если в окончании появились -ат или -ят, то этот глагол II спряжения.Примечание: этот способ работает только, если окончание в форме 3л. мн.ч. четко слышится, в противном же случае стоит воспользоваться вторым способом.2) Поставьте глагол в инфинитив. Если инфинитив будет оканчиваться на -ить, то глагол II спряжения, а если же нет — то наш глагол относится к I спряжению. Примечание: не стоит забывать и об исключениях. (см. таблицу)После того, как спряжение глагола определено, выбираем соответствующее окончание:Если глагол I спр. - -Ем, -Ете, -Ешь, -Ет, -Ут, -Ют. Если глагол II спр. - -Им, -Ите, -Ишь, -Ит, -Ат, -Ят.

I спряжение       II спряжение
-оть, -ыть, -ать, -уть, -ть, -чь, -еть и т.д.       -ить
брить,стелить, зиждиться       слышать, гнать, дышать, держать
      терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть
2. Правописание суффиксов причастий: -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -ом-/-ем-/-им- - зависит от спряжения глагола, от которого данное причастие образовано. Здесь следует действовать по алгоритму: 1) Все причастия образованы от глаголов. Опреляем, от какого глагола образовано причастие. 2) Определяем спряжение данного глагола. Как это делать, описано выше. 3) Делаем соответствующий выбор суффикса:
  • если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы: -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем-M;
  • если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы: -ащ-/-ящ-, -им-.
3. Правописание суффиксов причастий: -енн- (-ен-), -а-нн- (-а-н-)/ -я-нн- (-я-н-)
-енн- (-ен-)       если в неопределенной форме глагола перед-ть есть гласные и, е       выращенный (вырастить)напоенный (напоить)
-а-нн- (-а-н-)/ -я-нн- (-я-н-)       если в инфинитиве перед -ть есть гласные а, я       разрисованный (разрисовать)посеянный (посеять)

examer.ru

А16. Гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий / Русский на 5

  • Главная
  • А16. Гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий

Для того чтобы обойти "подводные камни", к заданию А16 готовься пошагово. 

Шаг 1. Выбор гласных в безударных окончаниях глаголов.

Личные окончания глаголов

В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени 

  • в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь, имеет, имеем, имеете, имеют
  • в окончаниях глаголов 2-го спряжения – и, а (я):  смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят

Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола!

Вспомни:

  1. Ко 2-му спряжению относятся глаголы:
    • с суффиксом -и в основе неопределённой формы: любить  Исключение: Брить, стелить– глаголы 1-го  спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелить, застелить, перестелить и другие.

    • 7 глаголов-исключений с суффиксом -е в основе неопределённой формы. Запомни их: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотретьи  их производные,например:  посмотреть, осмотреть, высмотреть, досмотреть, насмотреться, засмотреться и другие.

    • 4 глагола с суффиксом -а.

      Запомни их: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать, догнать, выгнать, изгнать и другие.

  2. К 1-му спряжению относятся  остальные глаголы c безударными окончаниями: играть, рисовать, тянуть, кинуть и другие.

Внимание:

 Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го. Проспрягаем эти глаголы:

Хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1-го спр., во мн. - 2-го).

Бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн .ч. - окончание 2-го спр.)

Чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн. ч. - окончание 2-го спр.)

Лишь у глагола хотеть в форме ед.ч. окончания в безударном положении.

Внимание:

Глаголы есть и дать и производные от них не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний. Об этом см. подробнее: Русская грамматика. Раздел 11. Глагол. Проблемы для задания А15 они не представляют, поскольку окончания у них под ударением. 

Шаг 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени.

Суффиксы причастий настоящего времени

Причастия могут быть разными: действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени.Избежать ошибок в их правописании поможет осознание того, что причастия настоящего времени образованы от основы глагола настоящего времени, а причастия прошедшего времени - от основы неопределённой формы глагола. Поэтому при выборе суффиксов причастий настоящего времени определяй спряжение глагола. Это поможет правильно выбрать суффикс. А для безошибочного написания причастий прошедшего времени важно знать суффикс в основе неопределённой формы глагола. 

1. Суффиксы  -ущ(-ющ),- ащ(-ящ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий  

Определи спряжение глагола! 

В причастиях, образованных

  • от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий, читающий.
  • от глаголов 2-го спряжения -  -ащ (-ящ): любящий, видящий  

Обрати внимание:Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

 знает, знают –  1-е спряжение, основа зна+ суффикс -ющ  →знающий, любит, любят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.

 

 2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый

 Определи спряжение глагола!

В причастиях, образованных от глаголов

  • 1-го спряжения, пиши  суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,
  • 2-го спряжения – -имлюбимый, видимый

Обрати внимание:Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

 поднимает, поднимают –  1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый,любит, любят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс --им → любимый. 

 

Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени

1. Гласные перед суффиксами  -вш, -ш  в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола. 

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: видевший←видеть,  слышавший←слышать.

 

 2. Различение гласных суффикса глагольной основы  -а (я) перед суффиксом -нн  и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов 

  • с суффиксом -а- -я-,  перед суффиксом причастия -нн-  пиши буквы а(я): потерянный ← потерять , 
  • с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн-пиши букву е: наполненный ← наполнить

 

Шаг 4. Используй ход рассуждений

Задание:

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?1) запиш...шь, закручива...мый2) вытащ...шь, наполн...нный3) изуча...шь, закле...вший4) накин...шь, муч...мый

Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011. Русский язык. Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: АСТ; Астрель. ФИПИ. С. 30.

 Выполнение: 

1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: записать, вытащить, изучать, накинуть.

2. Определи спряжение: записать - 1-е спр., вытащить - 2-е спр., изучать - 1-е спр., накинуть - 1-е спр.

3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: запишешь, вытащишь, изучаешь, накинешь

4. Определи гласные в суффиксах причастий. Уверенные в правильности выполнения пп. 1-3 могут анализировать далее только строки 1), 2) и 3). Остальным стоит разобраться со всеми четырьмя примерами причастий.

1) закручива...мый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глагола, от которого оно образовано: закручива...мый - от закручивать (1-е спр.), пишем гласную е: закручиваемый. 

Необходимый ответ найден. 

Для проверки правильности своего заключения выполняем анализ дальше.

2) наполн...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: наполн...нный - от наполнить. Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом -и-, пишется суффикс -енн-, то пишем гласную е: наполненный.

3) закле…вший – действит. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: закле…вший - от заклеить. Поскольку в действительных причастиях прошедшего времени сохраняется суффикс глагольной основы неопрделённой формы глагола, то пишем гласную и: заклеивший.

4) мучимый – страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо знать спряжение глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: мучимый от мучить (2-е спр.), суффикс -им-: мучимый.

5. Соотнеси все полученные данные и сделай вывод: правильный ответ - строка 1). 

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"