Стили языка и стили речи. Функциональные стили языка. Стили речи и тип


Стили речи

Стили речи это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении.

Научный стиль – особая разновидность литературных стилей, применяемый как в устной, так и в письменной речи. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Тщательное предварительное обдумывание высказывания и строгий отбор языковых средств отличает научный стиль от остальных. Для научной речи характерно употребление специальных терминов и нейтральная лексика. Для научного стиля характерны и свои грамматические особенности. В научных текстах часто используются деепричастия, причастия, отглагольные существительные. Могут применяться существительные в единственном числе для обозначения формы множественного числа. Научный стиль характеризуется логичностью, точностью, четкостью изложения. Редко используются эмоциональность и образность. Прямой порядок слов в предложении является свойственным для научной речи.

Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Данный стиль речи используется в основном в письменной речи. Используется при написании разного рода официальных документов, деловых бумаг: докладных записок, заявлений, протоколов и т.д. Для делового стиля свойственны сжатость изложения, точность, использование фразеологических штампов, специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствуют слова ограниченного потребления и эмоциональная лексика. В деловых текстах используется сложные предложения, строгий порядок слов в предложении, безличные конструкции. Для делового стиля характерно употребление отглагольных существительных и глаголов повелительного наклонения.

Сфера применения публицистического стиля – это издания периодической печати, новостные ленты, тексты выступлений перед общественностью в агитационных целях. Основная задача текстов написанных в этом стиле речи – воздействие, агитация и пропаганда. Для данного стиля характерно не только сообщение информации, но отношение автора, дополняющее текст. В публицистическом стиле, как и в научном особую важность имеет строгая логичность изложения и оперирование точными фактами, но в то же время текст может отличаться эмоциональной окраской, что больше свойственно художественному стилю. В публицистическом стиле используется разнообразная лексика: от сухой книжной до эмоциональной разговорной, от терминологической до оценочной. Часто в публицистических текстах могут быть использованы иноязычные термины, фразеологизмы различного рода изобразительно-выразительные средства речи. Для этого стиля свойственно использование как книжных, так и разговорных конструкций предложения. Часто встречаются вопросительные и восклицательные предложения.

https://bugaga.net.ru/ege/rus/stili-rechi bugaga.net.ru

Область применения разговорного стиля речи - общение в неофициальной обстановке. Применяется в письменной и устной формах. Разговорная речь не отличается строгим отбором языковых средств, большее значение имеет речевая ситуация. Разговорная речь часто подчеркивается и дополняется жестами и мимикой разговаривающих людей. Используются ударения, паузы, смена интонаций. Соответственно, менее строгие требования предъявляются при использовании разговорной речи, особый акцент ставится на эмоциональность, выразительность лексики. Часто можно встретить в толковых словарях русского языка пометку соответствующую лексике разговорного стиля - «разг.». При применении этого стиля речи могут встречаться нелитературные слова, неправильная речь (просторечие). Часто используются фразеологические единицы, придающие тексту большую выразительность и эмоциональность. Разговорный стиль речи отличается употреблением обращений, повторов слов, вводных и вставных конструкций, неполных предложений. Распространено использование разговорной речи в художественной литературе для речевой характеристики персонажей или образного отображения событий.

Художественный стиль или стиль художественной литературы используется при написании произведений художественной литературы: повестей, рассказов, романов, эссе. Основная функция информировать читателя и воздействовать на него с помощью эмоций. Отличается эмоциональностью, образностью, выразительностью. Широко распространено использование художественных языковых средств и словесных оборотов: метафор, сравнений, эпитетов. Порой для придания тексту торжественной, возвышенной окраски, особого колорита применяются устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Художественный стиль речи выделяется высокой степенью информативности в сочетании с эмоциональностью и выразительностью средств языка. Художественному стилю так же присуще использование сочетаний особенностей других стилей речи. Наиболее часто применяются элементы разговорного стиля.

← Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами     Вводные слова и предложения →

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

bugaga.net.ru

Стилистика. Речь. Типы речи.Стили речи и их характеристика.Художественные средства выразительности.

Речь. Типы речи

Речь – это результат работы мысли человека, выраженный устно (говорим) или письменно (пишем).

Языкознание – это наука о русском языке, которая описывает законы правильного построения речи. Основными её понятиями являются предложение и текст.

Текст – это предложения, расположенные в определенной последовательности и связанные между собой по смыслу.

Типы речи

1. Повествование Что произошло?

Обычно в тексте говорится о действиях и событиях из жизни людей, природы. События происходят в движении, последовательно, одно за другим.Пример:

После прилета скворца бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.

(по И. Соколову-Микитову)

2. Рассуждение Почему событие произошло?

В тексте излагаются причины явления, события. Все предложения связаны причинно- следственными связями. Обязательно присутствуют: 1) тезис (утверждение, которое нужно доказать), 2) доказательство этого тезиса, 3) вывод, заключение.

Пример:

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, служит проводником к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, она делает вас мудрыми.

(Д. Лихачев)

3. Описание Какое событие произошло?

В тексте изображаются предметы, люди, природа. Все действия происходят одновременно. Много прилагательных и причастий, изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.).

Пример:

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе на рассвет. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.

(К. Паустовский)

 

Внимание!

В одном тексте могут переплетаться разные типы речи.

2. Стили речи и их характеристика.

Стиль речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Характеристика стилей речи

1. Стиль художественной литературы.

Это стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес, стихотворений и т.д. В нем можно встретить особенности разных стилей. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чем-то. Через язык художественного произведения передается чувство прекрасного. Стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используются изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.).

2. Разговорный стиль.

Основная функция – общение, диалог. Этот стиль используется в неофициальной обстановке (дружеская беседа) в устной и письменной речи. Стиль отличается эмоциональностью. В основном используются общеупотребительные слова, могут быть просторечные выражения (столовка, стока, как в воду канул). Преобладают короткие, простые, неполные предложения: Подай книгу – на столе лежит. Имена часто сокращают: Соня, Маша, Саша, Даша.

3. Научный стиль.

Этот стиль применяется для общения в научной сфере в научных статьях, учебниках, энциклопедиях, докладах. Основная функция – точная передача и доказательное изложение научной информации. Для этого стиля характерны логичность и точность. Используются термины (атом, сопротивляемость материалов), глаголы типа предлагаем, отметим, заметьте и т.д., цепочки слов (изучение специфики единиц физически твердого тела). Для связи предложений служат вводные слова: во-первых, таким образом.

4. Публицистический стиль.

Назначение этого стиля – воздействовать на людей, сообщать информацию, формировать их общественное мнение. Используется журналистами в газетах, журналах, на телевидении. Особенности: отражает актуальные проблемы и вопросы, есть вопросительные и восклицательные предложения, слова – обращения (уважаемые слушатели), прямая речь, цитаты. Используются изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.), речевые штампы (важный шаг, достойный вклад).

5. Официально – деловой стиль.

Это стиль, используемый для написания служебных документов, деловых бумаг: заявлений, протоколов, законов, инструкций. Характерны использование штампов (довожу до вашего сведения, согласно приказу), сложных словесных конструкций, отсутствие эмоциональности. В этом стиле не должно быть диалектизмов и просторечий, изобразительных средств. Повторы слов являются нормой. Тексты имеют строгую структуру, поэтому важно знать форму написания заявлений, ходатайств.

Стилистические нормы

1. Слова, уместные в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой. Следует избегать неоправданного употребления слов иной стилевой окраски: просторечных выражений и диалектных слов (В своё сочинении мне охота написать о любимом герое), штампов (Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита).

2. Смешение лексики разных исторических эпох приводит к стилистической ошибке: Печорин получил путёвку на Кавказ. Следует употреблять: Печорин получил назначение на Кавказ.

3. Не всякий обратный порядок слов украшает письменную речь и может привести к ошибкам: Савельич просил прощения за Гринёва на коленях у Пугачёва. Пугачёв пожаловал Гринёву шубу и лошадь со своего плеча. Следует употреблять: Савельич на коленях просил у Пугачёва прощения за Гринёва. Пугачёв пожаловал Гринёву шубу со своего плеча и лошадь.

4. Повторы слов в пределах одного предложения и абзаца: На Данко смотрело множество глаз, и Данко поднял над собой сердце. Данко пошёл впереди всех.

Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.

Пример:

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.

Оксюморон – это соединение двух противоречащих друг другу понятий.

Пример:

пышное увяданье, убогая роскошь наряда, горькая радость, звонкая тишина.

Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства.

Примеры:

запах очага и дыма, звуки прежних клавесинов. В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря.

Олицетворение – это перенос свойств, качеств человека на явления природы (растений, животных, стихийные явления).

Пример:

Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над тихим лесом.

Эпитет – это яркое, красочное определение, чаще всего выражено прилагательным, причастием.

Пример:

красивейшие места, темные тучи, нежный аромат.

Парафра΄з – это выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.

Пример:

пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

Парафра΄за – это замена наименования лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Пример:

царь зверей (лев), Туманный Альбион (Англия).

Сравнение – это уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Сравнение может быть выражено:

– формой сравн. ст. прилагательного или наречия: более красивый, дальше;

– сравнительным оборотом с союзами как, словно, будто, точно, как будто: Облака плыли по небу, как чудесные корабли; – при помощи слов подобный, похожий: Я не знаю города, подобного нашему по разнообразию архитектурных памятников;

– фразеологизмом: как в воду канул, как с гуся вода; – СПП с придаточным сравнения (союзы как, как будто, будто, точно, словно): Летний воздух был настолько жарким и душным, как будто он прошел через гигантские трубы отопления.

Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (одни предметы ассоциируются с другими, похожими на них). Метонимия делает мысль более яркой и выразительной. Примеры:

Да что на серебре, на золоте едал!

Ругал Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита

 

Янтарь на трубах Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале.

Ирония – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово приобретает противоположный смысл.

Пример:

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Аллего΄рия — это иносказание, художественное изображение какого-то предмета, черт характера человека через животных, растений, мифологических персонажей. Используется в притчах, баснях, сказках. Примеры:

правосудие — Фемида, изображение хитрости в образе лисы, силы и власти – в образе льва.

Инверсия – изменение обычного (прямого) порядка слов в предложении с целью придания особого смысла слову или предложению.

Риторическое восклицание – это художественный приём, с помощью которого автор текста передаёт различные эмоции: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. При чтении его выделяют восклицательной интонацией.

Пример: Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Риторический вопрос – это вопрос, который ставится автором не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Примеры:

Знаете ли вы украинскую ночь? Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой?

Риторическое обращение – это обращение автора текста не к конкретному адресату, а для усиления выразительности речи.

Пример:

Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!

Гипербола (от греческого «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — сильное преувеличения с целью усиления выразительности сказанной мысли.

Пример: я говорил это тысячу раз, нам еды на полгода хватит, тараканище.

Литота — намеренное преуменьшение автором текста предмета или явления.

Пример:

мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

Автор: Куприенко В.В.

Книга “Пиши правильно”

sochineniena5.ru

Стили языка и стили речи. Функциональные стили языка

Стили языка – это его разновидности, которые обслуживают ту или иную сторону общественной жизни. У всех их есть несколько общих параметров: цель, или ситуация использования, формы, в которых они существуют, и набор языковых средств.

Само понятие происходит от греческого слова "stilos", которое обозначало палочку для письма. Как научная дисциплина стилистика окончательно оформилась в двадцатых годах ХХ века. Среди тех, кто обстоятельно исследовал проблемы стилистики, были М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, Г. О. Винокур, Е. Д. Поливанов. Серьезное внимание отдельным функциональным стилям уделили Д. Э. Розенталь, В. В. Виноградов, М. Н. Кожина и другие.

Функциональные стили языка – это определенные черты самой речи или ее социальной разновидности, конкретная лексика и грамматика, которые соответствуют сфере деятельности и способу мышления.

В русском языке их традиционно делят на пять разновидностей:

  • разговорный;
  • официально-деловой;
  • научный;
  • публицистический;
  • художественный.

Нормы и понятия каждого зависят от исторической эпохи и меняются со временем. До XVII века разговорный и книжный лексикон сильно различались. Русский язык стал литературным лишь в XVIII веке, во многом благодаря усилиям М. В. Ломоносова. Современные стили языка начали формироваться тогда же.

Рождение стилей

В древнерусский период существовали церковная литература, деловые документы и летописи. Разговорный повседневный язык отличался от них достаточно сильно. В то же время бытовые и деловые документы имели много общего. М. В. Ломоносов приложил для изменения ситуации достаточно много усилий.

Он положил в основу античную теорию, выделив высокий, низкий и средний стили. Согласно ей, литературный русский язык сложился в результате совместного развития книжного и разговорного вариантов. Она взяла за основу стилистически нейтральные формы и обороты из одного и другого, разрешила использование народных выражений и ограничила употребление малоизвестных и специфических славянизмов. Благодаря М. В. Ломоносову существовавшие тогда стили языка пополнились научным.

Впоследствии А. С. Пушкин дал толчок к дальнейшему развитию стилистики. Его творчество заложило основы художественного стиля.

Московские приказы и петровские реформы послужили истоками официально-делового языка. Древние летописи, проповеди и поучения легли в основу публицистического стиля. В литературном варианте он начал оформляться только в XVIII веке. К настоящему моменту все 5 стилей языка оформлены достаточно четко и имеют свои подвиды.

Разговорно-бытовой

Как понятно из названия, этот стиль речи применяется в повседневном общении. В отличие от жаргонизмов и диалектов, он основывается на литературной лексике. Его сфера – ситуации, где нет четких официальных отношений между участниками. В повседневной жизни используют в основном нейтральные слова и выражения (например, «синий», «лошадь», «налево»). Но можно употреблять слова с разговорной окраской («раздевалка», «недосуг»).

Внутри разговорного выделяют три подвида: обиходно-бытовой, обиходно-деловой, и эпистолярный. К последнему относится частная переписка. Разговорно-деловой – вариант общения в официальной обстановке. Разговорный и официально-деловой стили языка (урок или лекция может служить еще одним примером) в определенном смысле делят данный подвид между собой, так как его можно отнести и туда, и туда.

Неформальное общение допускает фамильярные, ласкательные и сниженные выражения, а также слова с оценочными суффиксами (например, «домище», «зайчик», «бахвалиться»). Разговорно-бытовой стиль может быть очень ярким и образным за счет употребления фразеологизмов и слов с эмоционально-экспрессивным оттенком («бить баклуши», «близехонько», «детина», «благоверный», «юбчонка»).

Широко применяются различные сокращения – «неуд», «неотложка», «сгущенка». Разговорный язык проще, чем книжный – неуместно использование причастий и деепричастий, сложных многосоставных предложений. В целом этот стиль соответствует литературному, но в то же время имеет и свои особенности.

Научный стиль

Он, как и официально-деловой, очень строг в выборе слов и выражений, резко сужает рамки допустимого. Научный стиль русского языка не позволяет диалектизмы, жаргонизмы, просторечные выражения, слова с эмоциональной окраской. Обслуживает сферы науки и производства.

Поскольку цель научных текстов – изложить данные исследований, объективные факты, это выдвигает требования к их композиции и используемым словам. Как правило, последовательность изложения такова:

  • введение – постановка задачи, цели, вопроса;
  • основная часть – поиск и перебор вариантов ответа, составление гипотезы, доказательства;
  • заключение – ответ на вопрос, достижение цели.

Произведение в этом жанре строится последовательно и логично, в нем подается два типа информации: факты, и то, как автор их организовывает.

Научный стиль языка широко использует термины, приставки анти-, би-, квази-, сверх-, суффиксы –ость, -изм, -ни-е (антитела, биполярный, сверхновая, оседлость, символизм, клонирование). Причем термины существуют не сами по себе – они формируют сложную сеть взаимосвязей и системы: от общего к частному, от целого к части, род/вид, тождество/противоположности и так далее.

Обязательные критерии подобного текста – объективность и точность. Объективность исключает эмоционально окрашенную лексику, восклицания, художественные обороты речи, здесь неуместно вести рассказ от первого лица. Точность же часто ассоциируется с терминами. В качестве иллюстрации можно привести отрывок из книги Анатолия Фоменко «Методы математического анализа исторических текстов».

При этом степень «сложности» научного текста зависит в первую очередь от целевой аудитории и от цели – на кого именно рассчитано произведение, какой объем знаний предположительно имеют эти люди, смогут ли они понять, о чем идет речь. Ясно, что на таком мероприятии, как школьный урок русского языка, стили речи и выражения нужны простые, а на лекции для старших курсов вуза подойдет и сложная научная терминология.

Разумеется, большую роль играют и другие факторы – тема (в технических науках язык строже и более регламентирован, чем в гуманитарных), жанр.

В рамках этого стиля существуют жесткие требования к оформлению письменных работ: кандидатских и докторских диссертаций, монографий, рефератов, курсовых.

Подстили и нюансы научной речи

Кроме собственно научного, выделяют еще научно-учебный и научно-популярный подстили. Каждый используется с конкретной целью и для конкретной аудитории. Эти стили языка – примеры различающихся, но в то же время похожих внешне коммуникативных потоков.

Научно-учебный подстиль – это своеобразная облегченная версия основного стиля, на котором пишется литература для тех, кто только начал изучать новую область. Представители – учебники для вузов, колледжей, школы (старших классов), часть самоучителей, другая литература, созданная для начинающих (ниже – отрывок из учебника психологии для вузов: авторов Сластенин В., Исаев И. и др., «Педагогика. Учебное пособие»).

Научно-популярный подстиль – более легкий для понимания, чем два других. Его предназначение – объяснить аудитории сложные факты и процессы простым и понятным языком. Разнообразные энциклопедии «101 факт о …» написаны именно им.

Официально-деловой

Из 5 стилей русского языка этот наиболее формализован. Он используется для общения между государствами, а также учреждений друг с другом и с гражданами. Является средством общения между гражданами на производстве, в организациях, в сфере обслуживания, в пределах выполнения ими их должностных обязательств.

Официально-деловой стиль относят к книжно-письменным, он используется в текстах законов, приказов, распоряжений, договоров, актов, доверенностей и тому подобных документов. Устная форма находит применение в выступлениях, докладах, общении в рамках рабочих отношений.

Составляющие официально-делового стиля

В общей категории выделяют несколько подстилей:

  • Законодательный. Используется в устной и письменной форме, в законах, нормативных актах, постановлениях, указаниях, разъяснительных письмах, рекомендациях, а также в инструкциях, постатейных и оперативных комментариях. В устной форме звучит во время парламентских прений и апелляций.
  • Юрисдикционный – существует в устной и письменной формах, используется для обвинительных заключений, приговоров, постановлений об аресте, судебных решений, кассационных жалоб, процессуальных актов. Помимо этого, его можно услышать во время судебных прений, бесед на приеме граждан и т. д.
  • Административный – в письменной форме реализовывается в приказах, уставах, решениях, контрактах, трудовых и страховых договорах, служебных письмах, различных петициях, телеграммах, завещаниях, докладных записках, автобиографиях, отчетах, квитанциях, товаросопроводительной документации. Устная форма административного подстиля – распоряжения, аукционы, коммерческие переговоры, речи на приемах, торгах, совещаниях и т. д.
  • Дипломатический. Этот жанр в письменном виде можно встретить в виде договоров, конвенций, соглашений, пактов, протоколов, личных нот. Устная форма – коммюнике, меморандумы, совместные заявления.

В официально-деловом стиле активно используются устойчивые словосочетания, сложные союзы и отглагольные существительные:

  • исходя из…
  • в соответствии с…
  • на основании…
  • за счет…
  • в силу…
  • ввиду…

Только научный и официально-деловой стили языка имеют четкие формы и структуру. В данном случае это заявление, резюме, докладная записка, удостоверение личности, брачное свидетельство и другие.

Для стиля характерен нейтральный тон повествования, прямой порядок слов, сложные предложения, лаконичность, сжатость, отсутствие индивидуальности. Широко используется специальная терминология, аббревиатуры, специальная лексика и фразеология. Еще одна яркая черта – клише.

Публицистический

Функциональные стили языка очень своеобразны. Публицистический – не исключение. Именно он используется в СМИ, в общественно-периодической литературе, во время политических, судебных выступлений. Наиболее часто его образцы можно встретить в радио- и телевизионных передачах, в газетных публикациях, в журналах, буклетах, на митингах.

Публицистика рассчитана на широкую аудиторию, поэтому здесь нечасто встречаются специальные термины, а если встречаются, то их стремятся объяснить в том же тексте. Она существует не только в устной и письменной речи - встречается также в фотографии, кинематографе, графической и изобразительной, театрально-драматургической и словесно-музыкальной форме.

Публицистический стиль языка имеет две основные функции: информационную и воздействующую. Задача первой – донести до людей факты. Второй – сформировать нужное впечатление, повлиять на мнение о событиях. Информационная функция требует сообщать достоверные и точные данные, которые интересны не только автору, но и читателю. Воздействующая же реализуется через личное мнение автора, его призывы к действию, а также способ подачи материала.

Кроме специфических именно для данного стиля, есть и общие для языка в целом черты: коммуникативная, экспрессивная и эстетическая.

Коммуникативная функция

Общение – главная и общая задача языка, которая проявляется во всех его формах и стилях. Абсолютно все стили языка и стили речи несут коммуникативную функцию. В публицистике же тексты и выступления предназначены для широкой аудитории, обратная связь реализуется через письма и звонки читателей, публичные дискуссии, опросы. Это требует, чтобы текст был понятным для читателей и удобным для восприятия.

Экспрессивная функция

В публицистическом тексте видна личность его автора, который может выразить свое отношение к событиям, поделиться своей точкой зрения. В разных жанрах у автора различная степень свободы – эмоциональность типична для памфлета или ток-шоу, но не приветствуется в информационной заметке или выпуске новостей.

Экспрессия не должна выходить за разумные рамки – необходимо соблюдать нормы речевой культуры, а выражение эмоций не может быть единственной задачей.

Эстетическая функция

Из всех 5 стилей речи русского языка эта функция наличествует только в двух. В художественных текстах эстетика играет важную роль, в публицистике ее роль намного меньше. Однако читать или слушать хорошо оформленный, продуманный, гармоничный текст куда приятнее. Поэтому желательно обращать внимание на эстетические качества в любом из жанров.

Жанры публицистики

Внутри основного стиля выделяют довольно много активно используемых жанров:

  • ораторская речь;
  • памфлет;
  • очерк;
  • репортаж;
  • фельетон;
  • интервью;
  • статья и другие.

Каждый из них находит применение в определенных ситуациях: памфлет как разновидность художественно-публицистического произведения обычно направлен против той или иной партии, общественного явления или политического строя в целом, репортаж – оперативное и беспристрастное сообщение с места событий, статья – жанр, с помощью которого автор анализирует некие явления, факты и дает им собственную оценку и интерпретацию.

Художественный стиль

Все стили языка и стили речи находят свое выражение через художественный. Он передает чувства и мысли автора, воздействует на воображение читателя. Он использует все средства других стилей, все многообразие и богатство языка, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Используется в художественной литературе.

Важной особенностью этого стиля является эстетичность – здесь она, в отличие от публицистики, обязательный элемент.

Выделяют четыре рода художественного стиля:

  • эпический;
  • лирический;
  • драматический;
  • комбинированный.

Каждый из этих родов имеет свой подход к отображению событий. Если говорить об эпическом, то здесь главным будет подробный рассказ о предмете или событии, когда сам автор или кто-то из персонажей выступит в роли рассказчика.

В лирическом повествовании акцент делается на впечатлении, которое события оставили у автора. Здесь главным будут переживания, то, что происходит во внутреннем мире.

Драматический подход изображает некий предмет в действии, показывает его в окружении других предметов и событий. Теория этих трех родов принадлежит В. Г. Белинскому. В «чистом» виде каждый из упомянутых встречается редко. В последнее время некоторые авторы выделяют еще один род – комбинированный.

В свою очередь, эпический, лирический, драматический подходы к описанию событий и предметов подразделяются на жанры: сказку, рассказ, новеллу, роман, оду, драму, поэму, комедию и другие.

Художественный стиль языка имеет свои особенности:

  • используется сочетание языковых средств других стилей;
  • форма, структура, инструменты языка выбираются в соответствии с замыслом и идеей автора;
  • использование особых фигур речи, которые придают тексту красочность и образность;
  • большое значение имеет эстетическая функция.

Здесь широко используются тропы (аллегория, метафора, сравнение, синекдоха) и стилистические фигуры (умолчание, эпитет, эпифора, гипербола, метонимия).

Художественный образ – стиль – язык

Автор любого произведения, не только литературного, нуждается в средствах для контакта со зрителем или читателем. Каждый вид искусства имеет свои средства коммуникации. Здесь и появляется трилогия - художественный образ, стиль, язык.

Образ – это обобщенное отношение к миру и жизни, выраженное художником с помощью выбранного им языка. Это некая всеобщая категория творчества, форма истолкования мира с помощью создания эстетически действующих объектов.

Художественным образом также, называют любое явление, воссозданное автором в произведении. Его смысл раскрывается лишь во взаимодействии с читателем или зрителем: что именно поймет, увидит человек, зависит от его целей, личности, эмоционального состояния, культуры и ценностей, в которых он воспитан.

Второй элемент триады "образ – стиль – язык" имеет отношение к особенному почерку, характерной только для этого автора или эпохи совокупности способов и приемов. В искусстве различают три разных понятия – стиль эпохи (охватывает исторический промежуток времени, для которого характерны были общие черты, например, викторианская пора), национальный (под ним понимают черты, общие для конкретного народа, нации, например, японский стиль) и индивидуальный (речь идет о художнике, работы которого имеют особенные, не присущие другим качества, к примеру, Пикассо).

Язык в любом виде искусства – система изобразительных средств, призванная служить целям автора при создании произведений, инструмент создания художественного образа. Он дает возможность общения между творцом и аудиторией, позволяет «нарисовать» образ с теми самыми уникальными стилевыми особенностями.

Каждый вид творчества использует для этого свои средства: живопись – цвет, скульптура – объем, музыка – интонацию, звук. Вкупе они формируют триединство категорий - художественный образ, стиль, язык, помогают приблизиться к автору и лучше понять созданное им.

Надо понимать, что, несмотря на различия между ними, стили не образуют отдельных, сугубо замкнутых систем. Они способны и постоянно взаимопроникают друг в друга: не только художественный использует языковые средства других стилей, но и официально-деловой имеет много взаимных точек с научным (юрисдикционный и законодательный подвиды по своей терминологии близки к аналогичным научным дисциплинам).

Деловая лексика проникает в разговорную речь, и наоборот. Публицистический вид речи в устной и письменной форме тесно переплетается со сферой разговорного и научно-популярного стилей.

Более того, современное состояние языка отнюдь не является чем-то стабильным. Вернее будет сказать, что оно находится в динамическом равновесии. Постоянно возникают новые понятия, русский словарь пополняется выражениями, которые приходят из других языков.

Создаются новые формы слов с помощью уже существующих. Стремительное развитие науки и техники также активно способствует обогащению научного стиля речи. Многие понятия из области художественной научной фантастики перекочевали в категорию вполне официальных терминов, называющих те или иные процессы и явления. А научные понятия вошли в обыденную речь.

fb.ru

Стили речи в русском языке и их описание

Основные стили речи в русском языке выделяются из множества его разновидностей и состоят из разговорного вида изложения и книжного (литературного). Первый обычно употребляется в устной форме, а второй - чаще в письменной, он содержит в себе ещё официально-деловую, научную, публицистическую и художественную речь.

В современном понимании слово «стиль» обозначает качество написанного, то есть способность выражать свои мысли по-разному, с помощью разнообразных языковых средств. В результате стили речи в русском языке не похожи друг на друга. Итак, рассмотрим, что представляет собой каждая манера изложения.

Разговорный стиль применяется в непринуждённой и неофициальной обстановке для повседневного общения в семье, на работе или в дружеской беседе в форме диалога. Происходит обмен информацией, мыслями, чувствами об обычных бытовых вопросах. Характеризуется эмоциональностью, жестикуляцией и образностью. Слова используются простые, нейтральные, часто фамильярные и ласкательные. Иногда вставляются фразеологизмы (к примеру, «от горшка два вершка»).

Далее разберём стили речи в русском языке, которые относятся к литературному виду. Научный жанр используется в научных докладах, журналах, статьях и диссертациях с целью представления и объяснения определенных фактов. Здесь употребляется профессиональная и терминологическая лексика в строгой логической последовательности и объективности. Ещё одним важным признаком этого вида является точность. Стоит отметить, что в научном стиле выделяют ещё научно-популярный (для массовой аудитории) и научно-учебный (для учебных заведений) подвиды, которые отличаются сложностью восприятия.

Официально-деловой стиль можно встретить в сфере законодательства, административно-правовой деятельности и т.д. Он представлен в виде законов, дипломатических документов, справок, инструкций и прочих деловых бумаг, написанных стандартной деловой лексикой с установленными оборотами. Вся информация тут должна излагаться точно и не допускать двоякого толкования.

Официально-деловой и научный стили речи в русском языке носят информативный характер и имеют сухое и лаконичное содержание.

Публицистический метод употребляется в общественно-политической литературе (газеты, репортажи, выступления по ТВ, радио и др.). Его целью является передача социально значимой информации для воздействия на аудиторию путем убеждения или внушения определенных идей и побуждения её к каким-либо действиям. Для него характерна призывность, логичность, образность и эмоциональность.

Художественный стиль отличается от всех остальных образностью и использованием разнообразных изобразительно-выразительных способов. Все стили речи в русском языке, примеры которых часто встречаются в нашей повседневной жизни, используются в художественном изложении. Однако здесь они подчиняются эстетической функции и создают поэтический образ.

Кроме перечисленных стилей, существуют ещё функциональные типы речи, по которым определяется смысловое содержание текста (повествование, описание и рассуждение), но это уже тема другой статьи.

fb.ru

их общая характеристика и виды

 

Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.

Виды функциональных стилей речи

В зависимости от сфер общественной жизни, в которой на сегодняшний день применяется язык, выделяют такие функциональные стили: официально-деловой, научный, публицистический, разговорно-обиходный и художественный.

Официально–деловой стиль

Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

Научный стиль 

Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.

 Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.

Публицистический стиль

Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.

Разговорный стиль

Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

Художественный стиль

Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Текст и его строение: виды его преобразования, тезисы, конспект Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspНаучный стиль речи: назначение, признаки и разновидности (подстили)

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Типы и стили речи

Типы и стили речи

Различают следующие функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, текст относится к одному из типов речи, но может содержать элементы других типов речи. 

Повествование как тип речи передаёт динамику действия, выражает сообщение о развивающихся во временной последовательности событиях, состояниях. Например: 

Ранней весной, как только вода начнёт поступать в корень берёзы, запасы крахмала, отложенные в корнях и стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины к почкам. Почки, питаясь сахарным раствором, распускаются, вырастая в молодые побеги. Весной, пока из почек не распустились клейкие листочки, берёза и даёт нам сладкий сок. (По Н. Верзилину) 

Описание как тип речи раскрывает отличительные признаки предмета, действия, состояния. Например: 

Весной на полях и пустырях встречается растение с ветвистым стеблем, покрытым редкими, оттопыренными, жёсткими полосками. Листья его яйцевидные, сидят на стебле поочерёдно, редко: нижние на черешках, а верхние охватывают стебель основанием. Листья также покрыты волосками. 

В июне это растение зацветает голубыми цветками. Они имеют пять сросшихся чашелистиков и пять тоже сросшихся заострённых лепестков. Это растение имеет запах огурцов. Если растереть листочек пальцами, то чувствуется запах молодых огурчиков. И называется это растение огуречной травой или бурачником. 

(По Н. Верзилину) 

Рассуждение как тип речи содержит утверждение (тезис), которое обосновывается при помощи доказательств (аргументов), фактов. Например: 

О детективе много спорят, ещё больше его читают. Много спорят о том, стоит ли его читать вообще? Уже название жанра говорит о многом. 

Во-первых, оно совпадает с профессией его главного героя — детектива, ведущего расследование. 

Во-вторых, детективный жанр — один из вариантов литературы о преступлении. 

В-третьих, подразумевается и способ построения сюжета. Тайна преступления так до конца и остаётся неразгаданной. 

В чём секрет популярности детектива? Почти всегда говорят о психологической разрядке, интеллектуальном отдыхе, который предоставляет такого рода чтение современному человеку. Другие признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом. Как бы то ни было, писатели стремятся полностью вернуть детективу утраченные, а если не утраченные, то значительно урезанные литературные права. (По В. Новикову) 

Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, которая выполняет определённую функцию в общении. 

Типы и стили речи : Лист1

Функциональные стили

Цели общения

Основные виды высказывания

Стилевые черты

Характерные языковые особенности

Разговорный

Обмен информацией.

Беседа, разговор, письма, записки.

Эмоционально-оценочный характер речи, неофициальность, непринуждённость общения.

Неполные предложения, обращения, междометия, разговорная лексика.

Научный

Сообщение и объяснение достижений науки.

Доклады, лекции, учебные статьи.

Точность и содержательность речи, нормативность.

Термины, вводные слова, сложные предложения.

Официально-деловой

Регулирование социальных отношений.

Законы, договоры, деловая документация.

Точность, логичность.

Официальная лексика, сложные предложения с условными придаточными.

Публицистический

Сообщение информации о социально значимых событиях, воздействие на читателя.

Жанры средств массовой информации.

Информативность, связанная с популяризаторской функцией, экспрессивность.

Общественно-политическая лексика, побудительные предложения, риторические вопросы.

Стиль художественной литературы

Воздействие на читателя путём художественного изображения жизни.

Все жанры художественной литературы.

Образность, эмоциональность, оценочность.

Тропы, фигуры речи, разнообразные синтаксические конструкции.

multiurok.ru

Стили и типы речи

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

I: {{9}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

S: Черты научного стиля …

+: официальность

+: однозначность, точность

+: строгая логичность

-: эмоциональность

-: сниженная лексика

-: образность

I: {{10}} ТЗ 2 – 1; КТ= А; МТ= 60;

S: Черты публицистического стиля…

+: общественно-политическая лексика

+: эмоциональность

+: употребление в СМИ

-: наличие вымысла

-: канцелярские штампы

-: профессионализмы

I: {{11}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ= 60;

S: Черты официально-делового стиля…

+: стандартизованность

+: отсутствие образных средств

-: многозначность слов

-: оценочная лексика

I: {{12}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

S: Черты разговорного стиля…

+: неофициальность

+: непринужденность

-: научная терминология

-: сложные синтаксические конструкции

I: {{13}} ТЗ 2 – 1; КТ= А; МТ=60;

S: Специфические черты художественного стиля…

+: наличие вымысла

+: художественная одаренность автора

-: однозначность слов и образов

-: стандартизованность

I: {{14}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ= 120;

S: Смысловой тип речи, в котором рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени, - это ###

+: повествование

I: {{15}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета, явления, - это ###

+: описание

I: {{16}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Смысловой тип речи, в котором мысль разъясняется, доказывается или опровергается с помощью аргументов, - это ###

+: рассуждение

I: {{17}} ТЗ 2 – 1; КТ= А ; МТ=60 ;

S: Виды описания…

+: портрет

+: пейзаж

+: интерьер

-: завязка

-: рассуждение

-: доказательство

I: {{18}} ТЗ 2 – 1; КТ= В; МТ=120;

S: Художественное описание природы - это ###

+: пейзаж

I: {{19}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Описание внешности человека (лица, одежды, позы, манер) - это ###

+: портрет

I: {{20}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Внутреннее пространство помещения и его изображение - это ###

+: интерьер

I: {{21}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

S: Композиция рассуждения включает …

+: тезис

+: аргументы

+: вывод

-: описание

-: экспозицию

-: эпилог

I: {{22}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120 ;

S: Исходный эпизод, определяющий конфликт произведения, влекущий за собой другие события, - ###

+: завязка

I: {{23}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Момент наивысшего напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта - это ###

+: кульминация

I: {{24}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Заключительная сцена, положение действующих лиц к концу произведения - ###

+: развязка

I: {{25}} ТЗ 2 – 1; КТ= А; МТ=60;

S: Повествование характеризуется частым употреблением …

+: глаголов совершенного вида прошедшего времени

+: наречий места и времени

-: прилагательных

-: наречий образа действия

I: {{26}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

S: Описание характеризуется частым употреблением …

+: существительных и прилагательных

+: наречий образа действия

+: номинативных и безличных предложения

-: подчинительных союзов

-: вводных слов

-: абстрактной лексики

I: {{27}} ТЗ 2 – 1; КТ= В; МТ=120 ;

S: Рассуждение характеризуется частотностью …

+: абстрактной лексики

+: осложненных и сложных предложений

-: номинативных предложений

-: простых предложений

-: номинативных предложений

I: {{28}} ТЗ 2 – 1; КТ=С ; МТ=180 ;

S: Правильная последовательность этапов повествования ..

1: экспозиция

2: завязка

3: развитие действия

4: кульминация

I: {29}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Предваряющая часть произведения, вступление, в котором обозначены проблемы и стиль произведения, - это ###

+: пролог

I: {30}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Заключительная часть произведения, рассказывающая о судьбе героев после изображенных событий, - это ###

+: эпилог

I: {31}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Изображение обстановки, в которой находятся действующие лица в начале произведения, - это ###

+: экспозиция

I: {32}} ТЗ 2 – 1; КТ=С; МТ=120;

S: Соответствие определений терминам

L1: описание обстановки в помещении

R1: интерьер

L2: описание природы

R2: пейзаж

L3: заключительная часть произведения

R3: развязка

L4: момент наивысшего напряжения конфликта

R4: кульминация

L5:

R5: портрет

L6:

R6: завязка

I: {33}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трех сторон один за другим отдаются удары мгно­венно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё пере­менилось около него; тихо враждует он с прибреж­ными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Черное море. (Н.Гоголь).

S: Стиль и тип речи…

+: художественный, описание

-: деловой, повествование

-: публицистический, рассуждение

-: научный, описание

I: {34}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидыва.1 его из одной руки в дру­гую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. (Н.Го­голь).

S:Стиль и тип речи…

+: художественный, повествование

-: научный, описание

-: деловой, описание

-: публицистический, рассуждение

I: {35}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ= 120;

Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургене­ва, сразу возникают в сознании не только «Записки охот­ника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (и все рома­ны), не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать (специалисты и подсчитали), сколько лет в общей слож­ности провел русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно... Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России - нет. <...> Если человек сидит за рабочим столом над лис­том бумаги и пишет «Записки охотника», позволитель­но спросить, где же он находится на самом деле - в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного Бежина луга? Ведь и Гоголь жива! в Риме и писал там «Мертвые души».

Трагедия писателя начинается тогда, когда он перестает ощущать свою аудиторию, когда слово его не находит отклика, а уходит как в вату. Между прочим, такая беда может приключиться с писателем, сиди он хоть в самой середине своей страны, достаточно ему утратить духовную связь с читателем, а еще громче говоря— с народом. Тургенев этой связи никогда, ни на одно мгновение не терял. (В.Солоухин).

S: Стиль и тип речи…

+: публицистический, рассуждение

-: официально-деловой, описание

-: научный, описание

-: художественный, описание

I: {36}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листы. Кус­ты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щелкают перепела, соловей в лесу толь­ко изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печет. По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением. (Л.Толстой).

S: Стиль и тип речи …

+: художественный, описание

-: художественный, рассуждение

-: публицистический, рассуждение

-: научный, описание

I: {37}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

Носитель полнофункционального типа умеет строить монологическую речь, сохраняя логическую нить повествования или рассуждения. Характер при­меняемых для этого текстовых скреп во многом за­висит от функциональной разновидности текста (дискурса), но, как правило, разнообразие используемых для этого слов и целесообразное их употребление - тоже характерная черта носителя полнофункционального типа. В письменной речи это еще и творческое, всегда целесообразное использование абзацного выделения мыслей (абзацного членения). И письменный, и устные дискурсы носителей полнофункционального типа речевой культуры отличаются не только богатством лексики, интонаций и других языковых средств, но и — это самое главное — творческим на­чалом, нештампованностью речи. (О. Сиротинина).

S:Стиль и тип речи…

+: научный, описание

-: разговорный, описание

-: публицистический, рассуждение

-: официально-деловой, рассуждение

I: {38}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

Выборы. Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конс­титуцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

S:Стиль и тип речи…

+: официально-деловой, описание

-: художественный, описание

-: научный, описание

-: разговорный, описание

I: {39}} ТЗ 2 – 1; КТ=А; МТ=60;

Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно - мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух - послушать, значит. Слышу - вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла — в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну - мне же помощники не нужны!

S:Стиль и тип речи…

+: разговорный, повествование

-: научный, повествование

-: официально-деловой, рассуждение

-: публицистический, рассуждение

I: {40}} ТЗ 2 – 1; КТ=В; МТ=120;

S: Изречение, помещенное перед произведением, помогающее понять его смысл, - ###

+: эпиграф

mykonspekts.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"