Стихотворные размеры в таблице с примерами — Пиши.про. Стихотворные размеры примеры


Стихотворные размеры

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

 

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

 

Хорей, или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя…(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея. (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

 

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги. 

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.Когда не в шутку занемог…(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба.

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.Пожар, пожар пригнал меня сюда. (И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –– | – | – | – | – | Это пример 5-стопного ямба.

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать! Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам. А пуще дочери, да сами добряки. Дались нам эти языки! (А.С. Грибоедов)

– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – – | – | – | – | – | – |– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба. В каждой из строк от одной до шести стоп.

 

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги. Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёныйВоздух усталые силы бодрит…(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | – | – – | – – | – – | Это пример 4-стопного дактиля.

 

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.Обняв, его держит и греет старик.(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия.

По синим волнам океана,Лишь звёзды блеснут в небесах…(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –– | – – | – – | Это пример 3-стопного амфибрахия.

 

Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,Я такого угла не видал…(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –– – | – – | – – | Это пример 3-стопного анапеста.

mosliter.ru

Стихотворные размеры » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

 

 

Название Краткая характеристика Пример
Хорей Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
Ямб Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин)
Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Кто бы ни звал - не хочуНа суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)

Как определить стихотворный размер?

Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:

О милые плуты! Кто часто их видел,Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:

о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел 

тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей

2. Готово. Теперь ставим ударения.

о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел

тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й

3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

о - ми' / - лы - е / - плу' - ты / - кто - ча' / - сто - их / - ви' - дел /

тот - ве' / - рю - я / - лю' - бит / - кре - стья'н / - ских - де / - те'й

Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /

тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й 

Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий. 

Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.

Он немного проще. 

Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.

Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

2-4-6-8 - ямб;

1-3-5-7 - хорей;

1-4-7-10 - дактиль;

2-5-8-11- амфибрахий;

3-6-9-12 - анапест.

Выбирайте любой понравившийся способ

Неужели это так сложно - определить размер стиха?

 Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.

5litra.ru

Виды стихотворных размеров с примерами

Подготовка к ЕГЭ: Виды стихотворных размеров с примерами

Стихотворный размер – это кратчайший отрезок определенного стихотворного метра, который сконцентрирован в группе слогов с относительно устойчивым ударением (ритмическим акцентом).

Стихотворный размер выступает в качестве единицы измерения и определения стихотворного ритма.

В зависимости от количества слогов стихотворные размеры классифицируют на односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные.

Итак, теперь давайте подробно разберем каждый из них.

Но сначала следует разобраться с обозначениями:

? — безударный слог

¯ — слог с ударением

Односложный размерЗдесь выделяют только один вид – брахиколон. Это — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Пример брахиколона:

Бей

тех,

чей

смех!

Вей,

рей,

сей

снег!

(Н. Н. Асеев)

Двусложный размер

Здесь существуют следующие четыре вида:

Ямб ? ¯

Играй,/ Адель,Не знай печали;Хариты, ЛельТебя венчали…             (А. С. Пушкин)

Хорей ¯ ?

Аты-/баты,Шли солдаты,Аты-батыНа базар..           (народн.)

Пиррихий ? ?

Богат и сла вен Кочу бей, Его луга необоз римы (А. С. Пушкин). 

Спондей ¯ ¯

«Мой дядя самых честных правил…» (А. С. Пушкин)

Трёхсложные размеры

Видов трёхсложного размера очень и очень много, поэтому рассмотрим только главные из них:

Дактиль ¯ ? ?

В рабстве спасённоеСердце свободное —Золото, золотоСердце народное!

(Н. А. Некрасов)

Амфибрахий ? ¯ ?

На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.

(М. Ю. Лермонтов)

Анапест ? ? ¯

Есть в напевах твоих сокровенныхРоковая о гибели весть.Есть проклятье заветов священных,Поругание счастия есть.

(А. А. Блок)

Четырёхсложные размеры

Хореямб ¯ ? ? ¯

В час незабвенный, в час печальный

Я долго плакал пред тобой.

(А. С. Пушкин)

Пеон состоит из трех кратких и одного долгого слога. По месту расположения долгого слога различаются пеоны I, II, III и IV. Пеон I ¯ ? ? ?, II ? ¯ ? ?, III ? ? ¯ ?, IV ? ? ? ¯. Пример пеона III:

…Заметались, затерялись в океане корабли… (В. А. Брюсов)

Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Виды стихотворных размеров с примерами» / Январь 2016источник

sochinenie-o.ru

Статья по литературе на тему "Стихотворные размеры"

Стихотворные размеры.

Стихотворная речь – речь, по-особому организованная.

РИТМ – равномерное чередование звуков, смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на читателя.

СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударными.

УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса.

СТИХ – одна строка.

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Понятие стихосложение (иначе версификация, от лат. versus — стих и facio — делаю) употребляется в двух значениях:

1. Учение о принципах стихотворной организации речи — стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу.

2. В более точном смысле, конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

Звуковая организация стиха в принципе должна учитываться каждым стихотворцем. В случаях выдающихся уровень звука не просто учитывается, а задается.

Простейший и одновременно наиболее выразительный прием акцентирования — тавтограмма, такое стихотворение, в котором все (или почти все) слова начинаются с одной и той же буквы.

Скороговорки.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Петр Петрович

Пошел погулять.

Поймал перепелку —

Пошел продавать.

Примеры (А.С.Пушкин)

«Ночное небо над Невою...», «Прочтя печальное посланье...», «Прелестным пальчиком писала...», «Сомненья сердца своего...».

«Тавтограмма нередко придает стихотворной строке особую, пословичную афористичность», - комментирует В. Хромов.

Пример тавтограммы.

Валерий Брюсов

Мой маяк

Мадригал

Мой милый маг, моя Мария,—

Мечтам мерцающий маяк.

Мятежны маревы морские,

Мой милый маг, моя Мария,

Молчаньем манит мутный мрак...

Мне метит мели мировые

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк!

1914

Брахиколон (др.-греч. βραχύς — короткий и κῶλον — член) — однодольный стихотворный размер, иначе говоря, стих из одних ударных слогов.

Примеры брахиколона встречались уже в позднеримской поэзии[1]. В русской поэтической практике брахиколон, по-видимому, впервые появляется у поэтов-экспериментаторов начала XX века. К наиболее известным примерам брахиколона относится, в частности, стихотворение Владислава Ходасевича (1928):

« Лоб —

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел —

День

Свят!

Склеп

Слеп.

Тень —

В ад! »

Брахиколон - это достаточно серьезная форма, хорошо передающая энергичный ритм, подчеркивающий нерв какого-то эпизода стихотворения или поэмы. Например, у Маяковского:

Мальчик шел, в закат глаза уставя.

Был закат непревзойдимо желт.

Даже снег желтел к Тверской заставе.

Ничего не видя, мальчик шел.

Шел,

вдруг

встал.

В шелк

рук

сталь.

Среди других авторов, чьи произведения или отрывки написаны в форме брахиколона, —

Николай Асеев, Александр Безыменский.

Логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего́дня дурно́й де́нь: __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

Кузне́чиков хо́р спи́т, __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

И су́мрачных ска́л се́нь - __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

О. Мандельштам

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

Двусложные размеры.

Хорей — двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Пример четырёхстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_

Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́

А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Пример пятистопного ямба:

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́

А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Спонде́й (др.-греч. σπονδή возлияние) - стопа, состоящая из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением; в такой спондеической стопе возникают два силовых ударения подряд.

Пример.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Трёхсложные размеры.

Да́ктиль (греч. δάκτυλος «палец») в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Примеры:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

М. Ю. Лермонтов

Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

Мнемоническая фраза для запоминания размера.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.

Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς — с обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

Не с го́р побежа́ли ручьи́ -

Моро́з-воево́да дозо́ром

Обхо́дит владе́нья свои́.

(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

(Н. А. Некрасов)

Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.

Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

И приве́тствую зво́ном щита́!

Пример (также А. Блок):

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных

Рокова́я о ги́бели ве́сть.

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,

Поруга́ние сча́стия е́сть.

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).

Вместе с тем, размеры стихотворений, примеры которых часто можно найти в произведениях известных поэтов: Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока и др. - не ограничиваются только названными выше. Кроме основных перечисленных стихотворных размеров существуют еще такие, как пиррихий или дибрахий. В таких двусложных размерах стихотворения стоят два безударных слога. А в спондее (двусложный размер) рядом расположены два ударных слога. Еще можно встретить трибрахий, в таком произведении подряд стоят три безударных слога.

Основные стихотворные размеры

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весн6ой шумят...

(А.Фет)

Хорей

1,3,5,7…

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость…

(С.Есенин)

Пиррихий

Сочетание двух подряд безударных слогов в стопе

Топи да болота,

Синий плат небес…

(С.Есенин)

Спондей

«лишнее» ударение в стихотворной строке

Швед, русский колет, рубит, режет…

(А.С.Пушкин)

Трехсложные

Дактиль

1,4,7,10…

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит…

(Н.А.Некрасов)

Амфибрахий

2,5,8,11…

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

(М.Ю.Лермонтов)

Анапест

3,6,9,12…

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталось лохматой….

(А.А.Блок)

Как определять стихотворный размер?

1. Чтобы определить количество слогов в строке, подчеркнем все гласные буквы.

2. Произнесем строку нараспев и расставим ударения.

3. Теперь проверим, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

4. Остается разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения.

Литература

Шульговский H. Прикладное стихосложение. Л.,1929.

Хромов В. Тавтограмма // Наука и жизнь, 1971,

Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63—65.

Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, М., 1933;

infourok.ru

Стихотворные размеры в таблице с примерами - Пиши.про

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.Стопа – единица измерения стихотворного размера.Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники. Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Таблица «

Трехсложные стихотворные размеры

»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, — И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:«Мой дядя самых честных правил…»Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.

Источник: pishi.pro

teora-holding.ru

как определять? Названия стихотворных размеров

Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить размеры стихотворных строк, нужно отметить, что речь идет о силлабо-тонической системе стихосложения, где определяющим элементом является стопа. Это такой повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов. Стопа была известна уже в античности, однако там она состояла не из ударного и безударных слогов, а из долгих и кратких.

Размеры определяются характером стопы и количеством стоп в стихе (стихотворной строке). Одна из типичных ошибок формулировки – это тавтологическое словосочетание «стихотворный размер стиха». Это словосочетание можно довольно часто слышать от школьников и даже от учителей, оно некорректно, хотя и очень распространено. Размер стиха по своей природе является стихотворным, поэтому некорректно спрашивать: «Как определить стихотворный размер стиха?», - правильно говорить: «Как определить размер стиха?»

Двусложные стопы

От характера стопы зависят стихотворные размеры. Как определять характер стопы, подскажет скандирование, запись стиха в виде схемы и определение того, какое место занимает ударный слог в каждом повторяющемся элементе стихотворения.

Двусложные стопы состоят из двух слогов (то есть элемент повторяется каждые два слога).

Если первый слог повторяющегося элемента ударный, а второй – безударный, то это хорей. Достаточно повторить несколько раз любое хореическое слово (лето, осень), чтобы почувствовать звучание хорея. Хорей очень распространен в поэзии и известен читателям как по произведениям современных авторов, так и по творчеству классиков. Хореические стихи очень характерны для поэзии, адресованной детям:

Как-то в осень ослик Ося

Ночью очень плохо спал.

И, когда пробило восемь,

Ослик Ося не вставал… (А. Чебышев)

Ежик Хоня был тихоня,

Ежик Хоня не спешил.

Вот однажды ежик Хоня

За водой сходить решил… (А. Чебышев)

Банный день у черепашки.

Очень хлопотно ему:

Надо выстирать рубашку

И помыться самому… (А. Чебышев)

Если ударным в стопе является второй слог, то это ямб. Ямбические стихи не менее популярны.

Котенок был пушистый

И очень озорной.

Он бегал быстро-быстро

За кошкой и за мной.

Еще к собачке Жучке

Он часто приставал…

А если взять на ручки,

Мурлыкал он и спал. (А. Чебышев)

Чтобы «услышать» звучание ямба, достаточно повторять любое ямбическое слово (весна, жара). Ямб обычно ассоциируется со звучанием пушкинского «Евгения Онегина».

Трехсложные стопы

Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых – первый, второй или третий – ударный.

Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.

Три и четыре, и два бегемота

Встретили два и четыре слона.

Рядом – один – это было болото,

Два – это речка.

И пальма – одна.

Три и один бегемота сказали:

«Здравствуйте, два и четыре слона».

А остальные под пальмой лежали.

Их было много,

А пальма – одна. (А. Чебышев)

Если ударный слог – второй, то это амфибрахий. После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:

…Однажды пупусик водичил цветочки,

А нусики мерили воду в горшочках,

Следили, чтоб он ничего не схимичил

И в каждый горшочек помногу водичил…

… Однажды пупусик кишмишил обед

И вспомнил, что соли ни горсточки нет.

А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!

Еще в старой бубе зачухлилась соль…»

…Однажды пупусик кузюнился с другом,

Вдруг нусики взвякнули громким испугом:

«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!

Смотри, как он хищнит глазами вокруг!

Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.

А нусики что будут вечером есть?..»

В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).

…а бывает еще воскресение.

А сегодня нельзя баловать,

Потому что, когда воскресение,

Нам не надо пораньше вставать.

Мама-папа не будут с будильником,

Как сегодня, ругаться с утра…

А зато у меня в холодильнике

Очень вкусная рыбья икра.

А вчерашней весной в воскресение –

Там еще продавали слонов –

С мамой-с-папой гуляли мы семьями,

А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)

Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.

Четырехсложные стопы (пеоны)

Русская поэзия знает также четырехсложные стопы, их называют пеонами. Если ударный слог первый, то такую стопу называют пеон I, если второй, то, соответственно, пеон II, и так далее. Пеоны легко спутать с хореем или ямбом, однако, если прислушаться, то звучание их разное. В рамках школьной программы в основном говорят о классических стопах – двусложниках и трехсложниках.

Пятисложные стопы (пептоны)

Кроме того, возможны и пятисложные стопы, или пятидольники, или пептоны. Эти стопы можно встретить в русской народной поэзии или в ее стилизациях. Наибольшее распространение приобрели пятисложники с третьим ударным слогом: «Как во матушке, во сырой земле…» Звучание пептона III действительно очень характерно и незабываемо, знакомо многим по русским былинам.

Количество стоп в стихе

Стопой определяются стихотворные размеры. Как определять вид стопы, описано выше, однако для того, чтобы узнать, каким размером написано стихотворение, знания о типе стопы недостаточно. Стопа – это та единица, которой измеряется размер. Второе действие, которое нужно произвести – посчитать, сколько именно стоп образует стихотворную строку (стих).

Корректные названия стихотворных размеров поэтому звучат, например, так: «трехсложный хорей» (количество хореических стоп в строке – три), «пятисложный ямб» (количество ямбических стоп в строке – пять), «двусложный анапест» (количество анапестовых стоп в строке – две) и т. д. Типичную ошибку допускают многие школьники и студенты, отвечая на вопрос: «Какой это размер?» - называя лишь вид стопы. Неправильно говорить «Размер этого стихотворения – дактиль», правильно говорить: «Размер этого стихотворения – трехстопный (двустопный и т. д.) дактиль».

Определение количества стоп в стихе

Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.

Если я надену шляпу,

Стану я почти как папа.

Ну, а папа и без шляпы

Все равно похож на папу.

В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.

Лошадка по полю скакала, скакала,

По полю скакала и очень устала.

И в поле стояла, и травку щипала.

И снова скакала, скакала, скакала.

И в речке купалась, и гривой играла,

И снова по полю скакала, скакала.

Ни ветру, ни птице ее не догнать.

Никто не умеет так быстро скакать.

В этом стихотворении того же автора количество стоп тоже четыре, однако стопы, в отличие от предыдущего примера, не хореические, а амфибрахические, поэтому размер этого стихотворения – четырехстопный амфибрахий.

fb.ru

Внеклассный урок - Стихотворные размеры

Стихотворные размеры

 

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Пример:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

 

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

Пример брахиколона:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел –

День

Свят!

Склеп

Слеп.

Тень –

В ад!

(В.Ходасевич)

 

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

- 4-стопный

- 6-стопный

- 5-стопный

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет     ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;      ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

(А.С.Пушкин)

 

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

- 4-стопный (лирика, эпос),

- 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

- 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

- вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,             __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,                          __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил                          __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г.                         __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

(А.С. Пушкин)

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,               __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть…       __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

(А.С.Пушкин)

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

- 2-стопный (в XVIII в.)

- 4-стопный (с XIX в.)

- 3-стопный (с XIX в.)

Пример:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!             ∩́ __ __ /∩́ __  __ / ∩́ __  __ / ∩́ __  __ /

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…      ∩́ __ __ /∩́ __  __ / ∩́ __  __ / ∩́ __  __ /

(М.Ю.Лермонтов)

 

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

- 4-стопный (начало XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,                   __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ли ручьи́ -                     __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ /

Моро́з-воево́да дозо́ром                          __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ __ /

Обхо́дит владе́нья свои́.                          __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ /

(Н.А.Некрасов)

 

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

- 4-стопный (с середины XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —       __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __Без конца́ и без кра́ю мечта́!               __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!         __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __И приве́тствую зво́ном щита́!             __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

(А.Блок)

 

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй! 

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

 

Хорей

хОдит

хо – значит хорей.

В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.

Ямб

домбАй

мб – значит ямб.

В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.

 

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

 

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Дактиль

вЕчером

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМфибрахий

калИтку

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

Анапест

запирАй

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

 

Можно еще так представить:

Дактиль

АМфибрахий

Анапест

в

Е

ч

е

р

о

м

к

а

л

И

т

к

у

з

а

п

и

р

А

й

 

 

raal100.narod.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"