Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные. Союзы как часть речи простые и составные союзы


Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные.

·                   Сегодня мы с вами узнаем, какими бывают союзы.

·                   Попытаемся отличить их от других частей речи.

·                   Увидим разницу между сочинением и подчинением.

Мы уже знаем, что союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Сравним союзы и, но, когда и поскольку и союзы как будто, потому что, так как, не только, но и. Чем они отличаются? В первом случае союзы представлены одним словом. А во втором – они состоят из двух и более слов. Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми, а из двух и более слов – составными.

Итак, союзы бывают простые – состоящие из одного слова – и составные, состоящие из двух и более слов.

Посмотрите на три предложения с составными союзами.

Мы остались дома, потому что лил дождь.

На улице шёл не то снег, не то дождь.

На улице не только шёл снег, но и лил дождь.

В первом предложении союз потому что состоит из двух слов, и они стоят рядом. Во втором случае союз не то… не то как бы разделен на две части, каждая из них стоит рядом со «своим» однородным членом. То же самое мы видим и в третьем предложении. Союз не только, но и разделяется, и его части находятся в разных частях сложного предложения.

Теперь мы знаем, что части некоторых составных союзов могут разделяться.

Давайте попробуем отличить простые союзы от составных!

Я хотел купить чипсы, однако передумал. Однако – простой союз, состоит из одного слова.

Мы, то есть я и моя подруга Оля, пошли в лес. То есть – два слова. Составной союз.

Дорогу перебежала то ли кошка, то ли крыса. То ли… то ли – составной союз, который разделяется, и его части стоят рядом с двумя однородными членами.

А теперь послушаем историю об очень несчастливом мальчике.

Чем отличаются эти предложения? Их части почти одинаковые: «Я съел варенье» и «у меня заболел живот». Но союз и просто соединяет две эти части. А союз поэтому показывает зависимость одной от другой.

И опять отличие только в предлогах. Предлог а просто соединяет две части. И эти части будут равноправными. А предлог когда подчиняет одну часть другой, делает одну – главной, а другую – подчиненной.

И опять получается, что предлог но только соединяет две равноправные части. А предлог хотя подчиняет вторую часть первой: главная – ты простудился, подчиненная – хотя свитер был теплым.

Получается, что союзы и, а и но отличаются от союзов поэтому, когда и хотя. В первом случае соединяют равные элементы. Это сочинительные союзы. А во втором – подчиняют одну часть предложения другой. Это подчинительные союзы.

Итак, союзы бывают сочинительными – соединяют равноправные элементы – и подчинительные – соединяют неравноправные элементы.

Сочинительные союзы соединяют однородные члены.

На завтрак он съел бутерброд и яблоко. Союз и соединяет однородные дополнения, между которыми можно поставить знак равенства.

Это мороженое холодное, но вкусное. Союз но соединяет однородные определения, между ними тоже можно поставить знак равенства.

На перемене нужно не бегать, а ходить. Союз а опять соединяет однородные члены, и между ними тоже можно поставить знак равенства.

Сочинительные союзы также могут соединять части сложного предложения.

Уроки закончились, и мы пошли домой.

Сочинительный союз и здесь соединяет два простых предложения, равных между собой. Получается сложное предложение, которое называется сложносочиненным.

Подчинительные союзы соединяют части сложного предложения. Мы пошли домой, потому что уроки закончились.

Здесь главная часть – Мы пошли домой, а вторая подчинена ей и просто называет причину. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Эти части соединяются подчинительным союзом потому что, и предложение, которое получается, называется сложноподчиненным.

Что же нам требуется запомнить?

Давайте попробуем определить, какие союзы употребляются в предложениях.

На школьном базаре купили недорогой, но красивый рюкзак. Но – одно слово. И соединяет равноправные определения.

Ты заболеешь, если выпьешь холодной воды. Если – одно слово, значит, простой. Заболеешь при каком условии? Если между частями можно поставить вопрос, союз подчинительный.

На улице не было видно ни людей, ни машин. Ни – ни. Два слова. Союз составной. Соединяет однородные члены. Сочинительный.

Мы приехали на курорт, для того чтобы отдохнуть. Для того чтобы – составной союз, три слова. Приехали для чего? – можем поставить вопрос между частями, значит, подчинительный союз.

videouroki.net

Союз как часть речи Строение союзов простые

Союз как часть речи.

Строение союзов: простые и составные n n Простые А, и, когда, если, что… n n Составные Так как, потому что, вследствие того что, ввиду того что, так что…

Значение союзов: n n а) сочинительные: связывают и однородные члены, и простые предложения в составе сложного б) подчинительные: связывают простые предложения в составе сложного

• 1. 3

Определите разряд союзов. n n n 1. Снова торжественно и мудро шумит надо мною старинный хвойный бор. 2. Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. 3. Он то смеётся, то плачет. 4. Река не глубокая, а мелкая. 5. Мал золотник, да дорог.

Знаки препинания при сочинительных союзах.

Всегда ставь запятую перед противительными союзами. n n Долго работали, зато с заданием справились. Долго работали, но справились отлично. Долго работали, а ничего так и не получилось. Долго работали, результат же расстроил.

В двойных и повторяющихся союзах запятую ставь перед второй частью.

Выберите подходящий двойной союз. Мои брат … моложе меня… аккуратнее. n … сочувствие мне сейчас нужно…действенная помощь. n …словом …делом помогай товарищу в беде. n

1. временные: когда, пока, едва, только, лишь, как только, с тех пор как, прежде чем. 2. изъяснительные: что, чтобы, как, будто. 3. причины: потому что, ибо, так как, ввиду того что, вследствие того что, поскольку. 4. цели: чтобы, для того чтобы, дабы. 5. уступки: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что. 6. следствия: так что. 7. сравнительные: как, будто, словно, точно, как будто. 8. условия: если, раз, кабы, коли, когда, как скоро.

Выпишите союзы, определите разряды. . Из истории Санкт-Петербурга n На Заячьем острове 16 мая 1703 года была заложена крепость, и этот день считается днем основания Санкт. Петербурга, хотя свое название город получил только 29 июня 1703 года в день закладки в крепости церкви Петра и Павла.

n Крепость, которая получила название Петропавловской, была построена в течение четырех летних месяцев. Возвратив России невские земли и заложив в устье Невы город, Петр Первый задумал построить порт , чтобы перевести сюда столицу России.

n Несмотря на трудности в освоении лесистой и заболоченной местности, Петербург рос очень быстро, и к 1725 году в городе уже не только насчитывалось около шести тысяч домов, но и население превысило 90 тысяч.

Подберите к разряду соответствующий союз n n n n Временные Причинные Целевые Условные Уступительные Сравнительные Следственные Изъяснительные n n n n Пускай (хотя) если (раз) будто (словно) оттого что когда (лишь) Чтобы( для того чтобы) так что

Расставьте знаки препинания, определите разряд союза. n n n Я вернусь когда раскинет ветви повесеннему наш белый сад. Хотя было еще рано ворота оказались запертыми. Я пришел сюда чтоб увидеть тебя. Пускай на улице снег и мороз я все же к тебе прибегу. Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало.

Правописание союзов.

n n n Союзы. 1. чтобы = для того чтобы: Чтобы подготовиться к мониторингу, надо учить правила. n n n Другие части речи. Что (мест. ) бы(част. ): Что бы еще предложить для вечера? (частицу можно отбросить)

n n Молодые сыны его тоже оглядели себя с ног до головы. Я также увлекаюсь футболом. n n То(мест. ) же(част. ) Так (нареч. ) же (част. ) Сделал то же (самое) В то же время(то самое) Выучил так же, как и он. (же можно отбросить) (Так, как и)

n n 3. Притом= причём: Ученикам раздали листы с заданием, притом предупредили, что на выполнение даётся полчаса. n n При (предлог)чём, том (мест. ): Он здесь ни при чём. При том складе есть заведующий. (При каком? )

n n 4. Наречия в роли союзов: потому, оттого, почему, зачем, затем, поэтому: Он оттого смирен, что сыт. Он потому не пришёл, что болен. (оттого = потому) n n Местоимения с предлогами: Идти по тому мосту. ( по какому? ) За тем домом сад. ( за каким? )

n n 5. Итак= следовательно: Итак, она звалась Татьяной. n n И (союз) так (наречие): Он работал и так устал, что прилёг отдохнуть.

n 6. зато= но: n Мал, зато удал. За(предлог) то (мест. ): n Спрячься за то дерево. (самое) n

Всегда раздельно: n n n n Как будто То есть Не то- не то Так что Так как Потому что Оттого что

Проверь себя. n n Дождь прекратился, ветер тоже затих. Выполни то же задание. Мы пошли дальше, потому что дождь прекратился. Мы пошли по тому же пути.

n n n n Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной возвратиться в маленький наш дом. С. Есенин Спустясь в один из таких оврагов, называемых на здешнем наречии балками, я остановился, чтоб напоить лошадь. (М. Лермонтов)

n n Голубоглазый малыш зачарованно смотрел, как угасают огоньки на ели. Я вижу его так, как это было вчера (Соколов-Микитов).

Сопоставьте предложения, проанализируйте написание союзов. n n n n Сын письмо писал отцу И поставил точку. Дочка тоже письмецу Приписала строчку. (С. Маршак) Дедушка потуже подтянул ремешок штанов, и внучек сделал то же самое. (В. Катаев)

Проверь себя. n n n От дождя женщины спрятались под дубом, нам также пришлось искать пристанища. Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим. Трудно себе представить, что бы со мной случилось, если бы пароход опоздал. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром. Поднимается выше солнце, наступает жара, и утренние голоса смолкают, зато оживает мир насекомых. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.

present5.com

Разряды союзов, таблица и примеры

Простые союзы Составные союзы
А, и, но, да, зато, если, потому, поэтому, тоже, также Потому что, оттого что, так как, для того чтобы, как будто, то есть, но и, не смотря на то что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, то что
Сочинительные Подчинительные
1. Соединительные: и, да (= и), тоже, также, не только, но и

2. Противительные: а, но, да (=но), же, зато, однако

3. Разделительные: или (= либо)9 то ... то, не то ... не то, то ли ... то ли, ли ... ли

1. Изъяснительные: что, чтобы, будто бы

2. Временные: когда, как только, пока, по мере того как

3. Причинные: ибо, потому что, оттого что, так как

4. Целевые: чтобы, чтоб, дабы

5. Условные: если {бы), ежели

6. Уступки: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что

7. Сравнительные: как, как будто, будто, словно

Производные союзы Омофоны- другие части речи
Облака потемнели, море (тоже). В небе первые звезды повисли, в окнах (тооке) горят огоньки (К. Ваншенкин). Я сделал то же, что и брат.
Друзья собрались в театр, я (также). Брат поступил так же, как и я.
Я жить хочу, (чтоб) мыслить и страдать. (Чтоб) стать мужчиной, мало им родиться. Что б такое интересное почи­тать?
Надо верить в возможности нести счастье, (чтобы) быть счастливым! (Л. Толстой) Что бы ни делал, делай качествен­но.
Трава порыжела, (зато) листья еще зеленые.

Для тебя я, Русь, эти сказы спел, (потому что) был и правдив, и смел.

(С. Есенин)
Человек отвечает за то, что делает.
Душа тоскует по тому, кто ей дорог.
Итак), я жил тогда в Одессе (А. Пушкин). И так нужно поступать всегда.

www.fio.ru

Урок на тему "Союз как часть речи. Простые и составные союзы"

Тема урока: Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

Цель урока: - дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со схемами; продолжить формирование умения логически мыслить.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока: формировать понятие о союзе, развивать умение отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся, сообразительность, любознательность, творческое воображение, интерес к русскому языку (посредством введения в обучение занимательного материала, заданий различных видов).

Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), практические (упражнения), аналитический.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Ход урока.

Орг. момент Улыбнитесь друг другу, садитесь Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!

М.В. Ломоносова: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

  1. Повторение.

На прошлых уроках мы с вами изучали предлог. Что мы можем сказать о нем? Чтобы вспомнить, давайте выполним задание.

Выборочный диктант.

Выпишите существительные с предлогом.

По возвращении из отпуска я приступил к работе. Из-за осенних заморозков надо закрыть ветками розы в саду. В течение недели мы подготовили материалы для доклада. После школы брат поступил в институт.

Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен. По завершении строительства школы учителя и ученики взялись за уборку. Доставка материалов на строительство задержалась из-за сильной бури. Из-за обвалов в горах проезд был закрыт.

Давайте проверим ( зачитывают несколько учеников ).

Что мы можем сказать о предлоге?

Какие предлоги мы знаем?

Как пишутся производные предлоги?

Для чего нужны предлоги?

  1. Изучение нового материала.

Спишите предложение (предложение записано на доске ).

Несколько часов я шагал по лесу и любовался.

Какие слова не отвечают на вопросы? ( по, и )

Почему? ( служебные части речи, не имеют синтаксической и морфологической функции ).

Какие это части речи ? ( предлог союз ). Работа с эпиграфом. Вызов. (На доске – эпиграф.)

Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «… …. не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». (союзы)

Что связывает союз в предложении? ( однородные члены предложения ).

2. Целеполагание. Определите тему урока, задачи урока с помощью вопросов: Узнаем что? Научимся чему? Применим где? Зачем?

Запишем тему урока: Союз как часть речи.

Какая это часть речи? (служебная )

Для чего нужен союз? (для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного)

Что связывает союз и предлог? (служебные части речи; не изменяются; не имеют синтаксической и морфологической функции )

Чем различаются? ( предлог выражает зависимость одного слова от другого, а союз связывает равноправные слова)

Итак, что же такое союз? ( чтение правила на странице 119, пункт 1)

Физминутка

Групповая работа. Теперь посмотрите внимательно на доску. У меня здесь записаны предложения. Задание: в предложении выделить союз и определить, что он связывает ( изобразить схематично ).

1 группа Солнце взошло и осветило все вокруг. Солнце взошло, и туман стал рассеиваться. Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

2 группа Мы не пошли купаться, так как шел дождь. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя (Один человек от группы по очереди выходят к доске и работают с предложениями, объясняя правописание слов и расстановку знаков препинания ).

Какие союзы мы встретили? ( состоящие из одного слова и из двух).

Как они называются? (чтение правила на странице 121).

Итак, что же мы узнали о союзе? ( ученики формулируют правило).

Давайте теперь откроем опорный конспект и вместе сделаем запись.

Союз

Служебная часть речи, которая связывает

Однородные члены предложения Простые предложения в составе сложного

Союзы

Простые Составные

И, а, но, как, что Потому что, так как, как будто,

чтобы, или, либо не только – но и, как – так и

  1. Закрепление.

Задание 1. а) Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выделяя союзы, указав их вид, объясняя схематично, что они связывают.

Мои парни любят охоту и рыбную ловлю. Цветы издавали редкий, но приятный запах. Сегодня я чувствовал себя неважно, потому что очень болела голова. Концерт задерживался, так как артисты еще не подъехали.

б) Работа с упражнением 274. Прочитайте текст, определите его основную мысль, озаглавьте, выпишите предложение с союзом, соединяющим однородные члены предложения и предложение с союзом, соединяющим простые предложения в составе сложного.

в) Самостоятельная работа

Продолжите предложения, используя союзы. Изобразите схематично, что эти союзы связывают. Укажите вид союза.

Я всегда беру книги в городской библиотеке …

Тучи закрыли небо …

К нам приехали гости …

После грозы все сверкало …

Я много читаю …

Выполнение  теста по теме. Самопроверка.  1. Часть речи, связывающая члены предложения и простые предложения в составе сложного:

а) предлог;  б) союз. 

2. Союзы бывают: а) производные и непроизводные;  б)простые составные.

3. Укажите пример с союзом. а) Уйти, чтобы вернуться; б) бродить по парку; в) вследствие быстрого течения. 4.Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес. б)   Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые. в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели. 5. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены. а) За заводами кончался город и начиналось море. б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит. в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи. Укажите примеры с составными союзами. а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение. б)   Мил да люб, так и друг. в) Денег ни гроша, зато слава хороша. г) Он молчал, так как признавал себя виновным.

Минутка для шутки. Шуточные вопросы.

 а). Что находится между рекой и берегом?

 б). Какие имена девочек состоят из двух союзов?

 VI . Вывод  по уроку. Дать полную характеристику союза.

 Союз - это служебная часть речи, которая связывает члены предложения, простые предложения в сложном . Союзы бывают простые и составные и делятся на две группы: подчинительные и сочинительные. Рефлексия

Домашнее задание: - выучить правила со страниц 119, 121; - выписать в словарь слова из рамочек и выучить; - выполнить упражнение 277.

Самостоятельная работа

Продолжите предложения, используя союзы. Изобразите схематично, что эти союзы связывают. Укажите вид союза.

Я всегда беру книги в городской библиотеке …

Тучи закрыли небо …

К нам приехали гости …

После грозы все сверкало …

Я много читаю …

Выполнение  теста по теме. Самопроверка.  1. Часть речи, связывающая члены предложения и простые предложения в составе сложного:

а) предлог;  б) союз. 

2. Союзы бывают: а) производные и непроизводные;  б)простые составные.

3. Укажите пример с союзом. а) Уйти, чтобы вернуться; б) бродить по парку; в) вследствие быстрого течения. 4.Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес. б)   Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые. в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели. 5. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены. а) За заводами кончался город и начиналось море. б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит. в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи. Укажите примеры с составными союзами. а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение. б)   Мил да люб, так и друг. в) Денег ни гроша, зато слава хороша. г) Он молчал, так как признавал себя виновным.

Самостоятельная работа

Продолжите предложения, используя союзы. Изобразите схематично, что эти союзы связывают. Укажите вид союза.

Я всегда беру книги в городской библиотеке …

Тучи закрыли небо …

К нам приехали гости …

После грозы все сверкало …

Я много читаю …

Выполнение  теста по теме. Самопроверка.  1. Часть речи, связывающая члены предложения и простые предложения в составе сложного:

а) предлог;  б) союз. 

2. Союзы бывают: а) производные и непроизводные;  б)простые составные.

3. Укажите пример с союзом. а) Уйти, чтобы вернуться; б) бродить по парку; в) вследствие быстрого течения. 4.Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес. б)   Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые. в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели. 5. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены. а) За заводами кончался город и начиналось море. б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит. в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи. Укажите примеры с составными союзами. а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение. б)   Мил да люб, так и друг. в) Денег ни гроша, зато слава хороша. г) Он молчал, так как признавал себя виновным

Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

infourok.ru

Союз как часть речи. Правила | Учеба-Легко.РФ

 

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены,  простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. 

 

По строению союзы делятся на простые (однословные): 

  а, и, чтобы, если   и т. п.; 

на составные (неоднословные): 

потому что, как будто, то есть   и т. п.   

        По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.   

     Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи  однородных членов предложения и равноправных по смыслу  простых предложений в составе сложного: 

    Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос. Наступила ночь, и пошёл снег.    

    По значению сочинительные союзы делятся на три группы: 

cоединительные: 

            и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и; 

противительные: 

            а, но, да в значении но, однако, однако же, зато; 

 

разделительные: 

            или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли.   

      Соединительные союзы используются для выражения  одновременно или последовательно происходящих событий,  явлений действительности: 

        На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса. 

        Но ветер пронесся и тучи унёс, и на небе стало чисто.   

      Противительные союзы выражают отношения противопоставления или разграничения: 

        Спеть бы песню грустную, но некогда грустить. 

        Надежда — мой компас земной, а удача — награда за смелость. 

      Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения, неразличения:   

        За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт. 

        Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда.   

 

       Запятая ставится между однородными членами, соединёнными  повторяющимися соединительными или разделительными союзами  (и...и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо): 

              То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей. 

              И берег, и море молчали. 

        Запятая не ставится между однородными членами, связанными  одиночным соединительным или разделительным союзом  (и,   да в значении и,   или,   либо). 

             Лодка качнулась, поднялась и исчезла.   

        Части некоторых составных союзов (как …так и, не только ….но и,  не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или  в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед  второй частью таких союзов: 

            Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды. 

            Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом. 

    Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают  простые предложения в составе сложноподчинённого предложения.  В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно  поставить вопрос. 

 

           Книжки густо измазаны карандашами, (почему?) потому что Серёжа любит раскрашивать картинки. 

 

        По значению подчинительные союзы бывают: 

изъяснительные: чтобы, что, как, будто, как будто, ли (союз-частица) и др.; 

временные:         когда, пока, как только, прежде чем, едва, перед тем как и др.; 

причинные:         потому что, ибо, так как, оттого что, вследствие, в связи с тем что и др.; 

условные:           если, если бы, раз, ли и др.; 

целевые:             чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.; 

уступительные:   хотя, несмотря на то что, пускай и др.; 

сравнительные:   как, словно, будто, как будто, точно, подобно тому как и др.; 

следственные:     так что .     

uclg.ru

Что такое союз, Определение, Простые и Составные, Сочинительные и Подчинительные

Союз — служебная часть речи, соединяющая однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

Простые союзы Составные союзы
А, и, но, да, зато, если, потому, поэтому, тоже, также Потому что, оттого что, так как, для того чтобы, как будто, то есть, но и, не смотря на то что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, то что

Разряды союзов

Сочинительные Подчинительные
1. Соединительные: и, да (= и), тоже, также, не только, но и2. Противительные: а, но, да (=но), же, зато, однако3. Разделительные: или (= либо)9 то ... то, не то ... не то, то ли ... то ли, ли ... ли 1. Изъяснительные: что, чтобы, будто бы2. Временные: когда, как только, пока, по мере того как3. Причинные: ибо, потому что, оттого что, так как4. Целевые: чтобы, чтоб, дабы5. Условные: если {бы), ежели6. Уступки: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что7. Сравнительные: как, как будто, будто, словно
Производные союзы Омофоны- другие части речи
Облака потемнели, море (тоже). В небе первые звезды повисли, в окнах (тооке) горят огоньки (К. Ваншенкин). Я сделал то же, что и брат.
Друзья собрались в театр, я (также). Брат поступил так же, как и я.
Я жить хочу, (чтоб) мыслить и страдать. (Чтоб) стать мужчиной, мало им родиться. Что б такое интересное почи­тать?
Надо верить в возможности нести счастье, (чтобы) быть счастливым! (Л. Толстой) Что бы ни делал, делай качествен­но.
Трава порыжела, (зато) листья еще зеленые.Для тебя я, Русь, эти сказы спел, (потому что) был и правдив, и смел. (С. Есенин) Человек отвечает за то, что делает.
Душа тоскует по тому, кто ей дорог.
Итак), я жил тогда в Одессе (А. Пушкин). И так нужно поступать всегда.

www.terminologija.ru

Урок русского языка по теме "Урок Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы".

Тема занятия: Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные.

Цель занятия:

Формировать представление о союзе как части речи.

Формировать умения различать союзы по строению и по значению.

Формировать способность находить союзы в тексте, употреблять их в устной и письменной речи.

Создать условия для формирования коммуникативных качеств личности обучающихся.

Оборудование: презентация

Ход занятия:

1.Оргмомент

Здравствуйте. Я рада вновь видеть вас. Запишите, пожалуйста, дату сегодняшнего занятия

Шестнадцатое апреля Классная работа

2.Актуализация знаний.

2.1. На уроках мы часто говорим о красоте, богатстве, выразительности своего родного языка. Предлагаю вам еще раз убедиться в этом. Составьте предложения из слов, представленных на слайде.

а, и, как, в, что, от, но, не, по

Почему? Разве так сложно из слов составить предложение? Как называются эти части речи? (служебные) Вспомните, какие части речи относятся к служебным и почему? Разбейте данные слова на три группы:

Служебные части речи

Предлоги

Союзы

Частицы

в, от, по,

а, и, как, что, но

не

Запишите группы слов в тетрадь. Слов какой части речи больше? Никогда не задумывались, насколько активно союзы употребляются в речи, как часто мы их используем?

2.2. Редактирование текста.

Прочитайте данный ряд слов.  Знакомые строки? Кто автор этого известного стихотворения? ( Федор Иванович Тютчев, «Весенние воды»)

Еще, в, полях, белеет, снег, воды, уж, весной, шумят, бегут, будят, сонный брег, бегут, блещут, гласят...

Сможете ли вы восстановить стихотворение? С помощью каких слов, какие слов пропущены? А какая эта часть речи ? (союз)

Запишите в тетрадь правильный вариант. Из скольких строк будет состоять текст. С прописной или строчной буквы запишите предложения.

Проверим по образцу. Обратите внимание на постановку знаков препинания. Если вы сделали все правильно, без ошибок, поставьте на полях тетради + карандашом.

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят...

Маленькие слова (всего в одну букву) позволили нам восстановить красивый поэтический текст. Это еще раз подчеркивает возможности языка.

Я не сомневаюсь, что вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о союзах). Уточните. Кто добавит? О чем еще? (о роли союзов, о правилах написания союзов, о синтакс. роли, о морф. признаках).

3. Освоение нового материала.

-Действительно сегодня мы начинаем изучать новую тему, мы повторим и расширим знания о союзе как части речи. Будьте внимательны, в конце урока вы мне скажете, что нового узнали.

Запишите тему урока в тетрадь:

Союз как часть речи

2.2.Приём «Мозговой штурм». Вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи?

Предполагаемые ответы:

А) Союзы – служебные слова, которые связывают однородные члены предложения или части сложного предложения (простые предложения в составе сложного). Б) По значению и употреблению союзы делятся на подчинительные и сочинительные. В) По строению бывают простые и составные. Г) Союзы не изменяются. Д) Союзы не являются членами предложения.

Давайте проверим, не ошиблись ли мы, все ли мы учли. Откройте стр. 146,п. 58

Молодцы! А кто уже уверен, что он хорошо усвоил, понял материал и, в общем-то, все знает о союзах?

2.3. Информация к размышлению Актуализация знаний по новой теме

Но вы, несомненно, знаете, что русский язык хранит в себе много интересного. Внимательно прочитайте информацию, которую я приготовила для вас.

В ней есть что-то новое?

Информация к размышлению

В русском языке около 250 союзов. Простые союзы появились в языке значительно раньше составных. Чаще всего употребляются союзы И, А, ИЛИ.

Слово союз очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень –юз– со значением «связь», близким по значению к словам узы, узел. В буквальном смысле, союз - это часть речи, которая служит для связи.

Приставка со– в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведение» и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.

Поднимите руки, если вы узнали что-то новое о союзах. Я рада, что помогла вам.

Вернемся к учебнику. Стр.146, упр. 354.

Выпишите из текста последнее предложение, найдите союз, заключите его в овал.

Дерево сломалось, потому что в него ударила молния.

Дайте характеристику союзу (по значению, по строению) ( подчинительный союз, связывает ПП в составе сложного, составной).

Уточните, какие союзы мы будем называть простыми, а какие составными? Замените составной союз потому что простым подчинительным союзом. Что получилось? Кто запишет предложение на доске ( сзади)?

Когда ударила молния, дерево сломалось

Едва ударила молния, дерево сломалось.( устно)

Запишите любой пример, заключите союз в овал

Проверьте. Если вы сделали все правильно, без ошибок, поставьте на полях тетради + карандашом.

Резерв: Проверим, как мы усвоили материал. Обратимся к учебнику-упр.360, составьте 2 предложения с составными союзами, Я усложняю задачу, предложения должны быть по теме « Весна»

Почему союзы называют подчинительными? (связывают ПП в составе СПП, одна часть подчинена по смыслу другой)

А сочинительные союзы? Какова их роль? ( связывают ОЧ или равноправные по смыслу ПП в составе ССП

Резерв: однородные, стр.149 ( найдите отрывок из стихотворения А. Твардовского) Сделайте вывод

Вернемся к нашему предложению Замените подчинительный союз в предложении сочинительным. Что получилось?

Ударила молния и дерево сломалось.

Мы выполнили задание. Проверим. Если вы сделали все правильно, без ошибок, поставьте на полях тетради + карандашом.

4. Применение полученных знаний в практической деятельности.

Вы молодцы! Я думаю, что вам не составит труда выполнить мое следующее задание. Посмотрите на экран. Сможете сами сформулировать задание? Какую работу можно провести?

Используя различные союзы, составьте сложные предложения. Если у вас возникли вопросы, обратитесь к учебнику, стр. 149, правило – сочин и подчинит

Будьте внимательны. Не все так просто!

1вариант. Составьте и запишите 2 любых ССП.

2 вариант. Составьте и запишите 2 любых СПП

что, чтобы, будто, как будто, когда, едва, как только, пока, прежде чем, в то время как; если; хотя, несмотря на то что; потому что, так как, оттого что; как, будто, как будто, словно.

и, да(=и), также, тоже, но, а, да (=но), зато, однако, или, или… или, либо, либо… либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли

1.Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.

2. Светило солнце, было холодно.

3. Пришла весна, на деревьях распускаются почки.

4.Выглянуло солнышко, дождь немедленно прекратился.

5. На улице уже потеплело, появилась зеленая травка.

Резерв: Подумайте, какие союзы появились в языке раньше: сочинительные или подчинительные? Попытайтесь привести аргументы. Вспомните информацию к размышлению, это вам поможет. Какие союзы чаще употребляются?

Проверьте задание друг у друга. Если все правильно, без ошибок, поставьте на полях тетради соседа + карандашом.

Подведем итог. Мне хотелось бы выяснить, насколько вы усвоили новый материал. Я предлагаю составить опорную схему темы. Вот какую информацию я от вас жду:

Кто попробует озвучить, воспроизвести содержание схемы?

Проверим. Кто был внимательным и не допустил ошибок. Похвалите себя.

Что нового для себя вы узнали на уроке? Вспоминайте информацию для размышления. Что удивило вас больше всего? Кто был самым активным на уроке? У кого было больше правильных ответов, +? Отметку вы получите с учетом количества правильных ответов.

Мне очень понравилось как работали на уроке……

Я надеюсь, что вам было интересно. Урок мне хотелось бы закончить очень весенним, очень позитивным стихотворением. Прочтем его вместе, вслух

Настроились, хором:

Звенит капель и солнце светит,А по утрам ещё свежо!И ребятне, и взрослым людямСегодня дышится легко.Не только шубы, но и шапкиДолой с отчаянных голов!Мы б и пальто сегодня сняли, Да слишком мамин взгляд суров.Весь школьный двор как на ладони:То Димка камешек метнул,То Лешка запустил кораблик,То в луже Петька утонул.И пусть твердят про холод мамы,И пусть действительно свежо…Но всё ж весна на белом свете,И это, братцы, хорошо!

- Скажите, стихотворение появилось на уроке только потому, что оно весеннее или по какой-либо другой причине? Вычлените союзы.

Д.з.: п. 58,59,60

На выбор:

1. стр.146. упр.354 –выполнить все задания к упражнению.

2 .лингвистическое сочинение «Зачем нужны союзы?»

Спасибо за урок!

infourok.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"