Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока. Современный кабинет математики в школе


Персональный сайт учителя математики - Кабинет математики

МЕНЮ
Для учеников
Для родителей
Мой класс
Новости
Возраст сайта
Счетчик
Баннеры

   Высокие результаты обучения предмету достигаются, если хорошо оборудован кабинет математики, если он соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм, в котором,  все до последней мелочи содействует повышению эффективности труда учителя и учащихся, совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету.

   Оформление  кабинета должно отвечать современным требованиям.  Качество обучения, производительность работы на уроке, эффективность урока и отдыха, состояние здоровья учителя и учащихся зависит от правильного оформления интерьера. Входя в кабинет математики, учащиеся должны чувствовать строгость и сложность математической науки и, в тоже время, видеть ее красоту и гармонию. Ощущать не страх перед новым и непонятным, а желание встретиться с  интересным и увлекательным. Кроме того, кабинет должен быть легким, уютным и комфортным для всех кто в нем находится.

Всё для кабинета математики на сайтах:

 

Кабинеты математики в школах России

 

Презентации кабинетов школ России

 

 

ГОЛОСУЕМ!
Моя кнопка
Моя кнопка
Моя кнопка
Победитель-2013
Медаль
ФОТО
Опрос
Чат
Облако тегов
Поиск по сайту
Рейтинг
Анализ сайта
Анализ сайта
Статистика

ksjusche-holodowa.narod.ru

Кабинет математики | Социальная сеть работников образования

УЧИТЕСЬ ДОКАЗЫВАТЬ ТЕОРЕМЫ

Доказывать теоремы трудно. Специально запоминать доказательство не нужно, нужно научиться самому доказывать теоремы. Доказательство- это логическое рассуждение. При доказательстве теоремы мы сводим ее к ранее доказанным теоремам, а те в свою очередь еще к другим и т.д.

Всякий шаг доказательства состоит из трех частей:

1) предложение (аксиома, теорема, определение), на основе которого производится этот шаг-посылка;

2) логическое  рассуждение, в процессе которого посылка применяется к условию теоремы;

3) логическое следствие применения посылки к  условиям или ранее полученным следствиям.

Полезно заменять названия объектов, о которых идет речь  в теореме, их определениями, признаками. Если можно, то нужно доказываемое положение раздробить на части и доказывать каждую часть в отдельности.

В поисках доказательства теоремы полезно идти с двух сторон: от условий теоремы к заключению и от заключения к условиям. Нужно не просто запоминать доказательство теорем, а устанавливать, какими методами они доказываются.

МЕТОД АНАЛОГИИ

Слово в переводе  с греческого означает соответствие, сходство. Аналогия - эффективный инструмент познания. Применение аналогии распадается на следующие действия: построение аналогов различных заданных объектов и отношений; нахождение соответственных элементов в      аналогичных предложениях; составление предложений или задач, аналогичных данным, проведение рассуждений по аналогии.

Например, целесообразно увидеть аналогию между пространственными фигурами: между прямоугольником и прямоугольным          параллелепипедом. Полезно знать, что сторона прямоугольника (отрезок) соответствует грани прямоугольного параллелепипеда, т.е.  прямоугольнику. При этом противоположные стороны прямоугольника равны и противоположные

грани тоже  равны. Можно установить аналогию между единицами длины и единицами  площади, между единицами объема и единицами площади. Часто возникают затруднения в ответах на вопрос: Устранению таких трудностей способствует иллюстрация:

1дм3= 10 .10 .10 см3,1дм2=10 10см                                                                       2

                                                                                                                                      

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

Чтобы успешно сдать экзамены, необходимо к ним заранее готовиться.

1. Тщательно изучите материал по учебнику в той последовательности, в которой он изучался в течение года.

2. Материал по учебнику надо внимательно читать, разобрать, все ли ясно, затем выучить. После этого в особой тетради нужно сделать чертеж, доказать теорему, вывести правило.

3. На изученный материал необходимо решить ряд упражнений.

4. Если при решении задач встречаются затруднения, надо снова обратиться к учебнику.

5. Если при решении встречаются затруднения по ранее изученному материалу, нужно повторить его.

6. Следует решать   задачи из раздела учебника .

7. Обращайтесь за помощью к учителю, товарищу. Не оставляйте без ответавозникающие вопросы!

УЧИТЕСЬ СРАВНИВАТЬ

. И действительно, оценить что-либо, установить, чем оно является, хорошо это или плохо, каков данный объект, можно, лишь сравнивая его с каким-либо другим. Чтобы сравнить предметы, надо сначала выявить их общие свойства. А лишь затем установить, по каким свойствам эти предметы сходны. А по каким они различны. Если же объекты таковы, что они вообще не имеют общих свойств, то их сравнивать нельзя. Например, треугольник и многочлен не имеют общих свойств, а поэтому их сравнивать нельзя. А сравнивать математические объекты нужно, ибо только в сравнении мы познаем их наиболее важные свойства, изучаем их. Для сравнения чисел существуют два основных способа: разностное и кратное сравнение. Геометрические объекты сравниваются путем непосредственного или опосредственного сравнения с помощью измерения. Два объекта можно сравнивать не по одному какому-то свойству, а по разным и многим признакам. Например, треугольники можно сравнивать по площади, по периметру, по виду углов.

Сложнее сравнивать алгебраические объекты. Так, сравнивая между собой многочлены, можно лишь установить, различаются ли они по числу переменных  или по наивысшей степени переменных.Сравнение лежит в основе классификации объектов.

РАЗВИВАЙТЕ ВНИМАНИЕ

Для того, чтобы видеть любой математический объект  во всем многообразии его   свойств, видеть их сходства и различия, надо обладать хорошо развитым вниманием. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает без намерения человека. Необходимо уметь управлять своим вниманием, уметь направлять его на нужный объект. Есть много разных способов проверки уровня развития произвольного внимания. В таблице написаны числа от 1 до 25 в беспорядке. Необходимо внимательно рассмотреть таблицуh5 и отыскать все числа по порядку от 1 до 25.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

С помощью этой таблицы можно и тренировать свое внимание. Развитие внимания связано с укреплением воли. Имеются и особые методы по укреплению воли. Вот один из простейших. Прикрепите к стене лист белой бумаги с нанесенной на нем хорошо видимой точкой. Сядьте перед листом и попытайтесь сосредоточить все свое внимание на этой точке. На первых порах вы сумеете  сосредоточить свое внимание на рассматриваемой точке не более 15-20с. Затем точка начнет расплываться, появятся посторонние мысли. Но если  будете часто тренироваться в удержании своего внимания на этой точке, то постепенно достигнете успехов.

УКРЕПЛЯЙТЕ ПАМЯТЬ

Для изучения математики надо иметь хорошую память, и в то же время в процессе рационального и разумного изучения математики ваша память совершенствуется и укрепляется. Когда вы решаете задачи, выводите формулы, доказываете теоремы и при этом активно используете те или иные знания, правила и законы, то тем самым вы непроизвольно их запоминаете. Поэтому лучший  и наиболее рациональный способ запоминания знаний - это их активное  и многократное использование. Самый неразумный, даже      вредный способ - это зубрежка, механическое и многократное повторение одного и того же учебного материала. Рациональные способы произвольного запоминания - это такие, которые основаны на понимании, на логическом осмыслении запоминаемого.

Некоторые правила заучивания материала:

1. Заучивай лишь то, что  понимаешь. Надо сначала понять, а уже потом  ставить  цели, заучить.

2. Пользуйтесь при заучивании  смысловыми опорами, для этого разбивай заучиваемый материал на  логические части, обозначай  каждую   часть   своим названием - смысловыми опорами. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

3. Нельзя заучивать учебный  материал по математике, лишь читая его по учебнику или тетради. Надо обязательно этот материал воспроизводить на бумаге.

АЗБУКА РАССУЖДЕНИЙ

Рассуждения часто помогают  устанавливать истину. С  их помощью  установлены многие важные естественно - научные факты. Умение  правильно рассуждать необходимо и  в обыкновенной, повседневной жизни. А что  значит - рассуждать правильно? Правильное  рассуждение - это рассуждение, построенное по законам логики.

Так, например, испокон веков  казалось совершенно очевидным, что   тяжелые тела (например, камень) падают быстрее, чем  легкие  (например, пушинка ).

Однако Галилей, размышляя  над этим вопросом, пришел к другому выводу. . Полученное  противоречие навело его на мысль, что тяжелое и легкое  тела должны падать в пустоте  с одинаковой скоростью. Этот вывод был подтвержден  экспериментально и пополнил запас познанных человеком законов природы.

РАЗВИВАЙТЕ ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Вся математика есть результат деятельности воображения и мышления человека. Ведь математические объекты реально не существуют, их нет в природе, вокруг нас, они - плод воображения и мышления, но отражающие предельно точно этот окружающий нас мир. И изучение математики, овладение ею требует развитого воображения и мышления. Надо не только видеть в уме услышанное или прочитанное, но надо уметь и действовать в уме. Если надо преобразовать алгебраическое выражение, уравнение или неравенство, многие промежуточные преобразования надо  выполнять в уме, устно. Умение видеть и действовать в уме особенно помогает при изучении стереометрии.

Математика изучает общие свойства бесконечных совокупностей математических объектов.  Человечество приходило к математическим истинам  не сразу, а постепенно, замечая свойства отдельных объектов, а затем обобщая их. Значит, важно учиться обобщать единичные факты, наблюдения. Чтобы успешно учиться математике, надо развивать свое воображение и мышление, развивать свою сообразительность. А для этого нужна упорная и терпеливая работа над собой, нужно проявлять волю и настойчивость в преодолении трудностей, возникающих в процессе учения.

nsportal.ru

Кабинет математики - Сайт marpo-mat!

         

                             Как оформить кабинет математики

Оформление любого учебного кабинета должно отвечать современным требованиям и, прежде всего особенностям преподаваемого предмета. Качество обучения, производительность работы на уроке, эффективность урока и отдыха, состояние здоровья учителя и учащихся зависит от правильного оформления интерьера. Входя в кабинет математики, учащиеся должны чувствовать строгость и сложность математической науки и, в тоже время видеть ее красоту и гармонию. Ощущать не страх перед новым и непонятным, а желание встретиться с  интересным и увлекательным. Кроме того кабинет должен быть легким, уютным и комфортным для всех кто в нем находится.

1

В первую очередь, в оформлении кабинета математики должны присутствовать нормативные и обучающие материалы. Они позволяют лучше усваивать учебную программу. Однако не забывайте, что в один кабинет будут приходить дети с 5 по 11 класс, поэтому некоторые пособия развешивайте и располагайте так, чтобы их было можно снять или завесить другими. Дети помладше могут сильно отвлекаться на необычные геометрические фигуры, а уж тем более на их объемные модели.

2

Исходя из финансовых возможностей школы, приобретите различные плакаты, таблицы, макеты. Не лишним будет разместить в кабинете портреты известных людей, сделавших огромный вклад в развитие математической науки.

3

В магазинах сейчас есть большой выбор учебных пособий по математике. Чтобы лучше сориентироваться, какие именно купить, сделайте предварительно замеры кабинета. Набросайте на бумаге план, сколько таблиц и какого размера поместится на стенах, где можно будет поставить стенд для наглядных пособий. Если места в кабинете не так много, отдавайте предпочтение заламинированным печатным изданиям. Вы сможете свернуть их и убрать. В таком виде они не займут много места в шкафу как, например, жесткие таблицы, выполненные на деревянной основе.

4

Выделите место для стенда с дополнительной информацией. Разместите на нем расписание уроков, факультативов или дежурств, полученные учениками грамоты и другие материалы, освещающие жизнь школы и классы. Здесь же можно будет выставлять детские рисунки, посвященные математике.

5

Помимо учебных материалов, в оформление кабинета входят и те вещи, которые украшают помещение и создают уют. Будет особенно хорошо, если вы наполните кабинет горшечными цветами. Но при их выборе ориентируйтесь на то, что если зелень свисающая, то она не должна мешать проходу или ученикам, сидящим рядом. Если вы будете ставить растения на подоконник, не приносите большие раскидистые цветы, они будут загораживать солнечный свет, а его должно быть достаточно. Чтобы цветы еще лучше вписались в общее оформление кабинета математики, на горшки можно приклеить формулы и фигуры, вырезанные из бумаги, или нарисовать их краской.

 

 

 

marpo-mat.jimdo.com

Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока

Разделы: Математика

Дидактические возможности кабинета для организации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Не раз в истории педагогики умение ученика учиться становилось предметом внимания теоретиков и практиков. Но предметно-ориентированная концепция оказывалась сильнее практико-ориентированных. В результате российские школьники на международных тестированиях показывают высокий уровень знания фактов, событий, а на вопросы, требующими умения работать с этими фактами, отвечают гораздо хуже. Так для наших учеников не представляет трудности ответить на очень трудные специальные вопросы, тестирующих глубину предметных знаний. Но при ответе на прикладные и практические вопросы, наши ученики оказываются на одном из последних мест среди конкурсантов более чем из сорока стран.

Но учитель-предметник, реализующий в образовательном процессе развивающий и социализирующий потенциал предметного содержания, становится для учеников настоящим партнёром в познании мира средствами школьного предмета. Сами ученики с удовольствием выполняют и придумывают развивающие задания, одновременно усваивая предметное содержание. Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого. Он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ученик действительно начинает учиться, учить самого себя. Для такой работы кабинет математики должен быть оснащён не просто разнообразным дидактическим материалом, этот материал должен быть чётко систематизирован по тем умениям, которые развиваются при включении этих заданий и форм работы в учебный процесс.

Кабинет математики как дидактическое средство учителя математики

Для достижения высокого уровня образования в школах укрепляется материально-техническая база. Школы оснащают современной мебелью, учебным оборудованием и техническими средствами обучения. При этом учебные средства становятся не только источниками знаний, но средствами управления познавательной деятельностью обучающихся, одним из главных условий оптимизации процесса обучения и воспитания в целом. Учебное оборудование может быть использовано с большим педагогическим эффектом там, где оно сосредоточено в специализированных учебных кабинетах. В учебном кабинете, имея все средства обучения, учитель может использовать их в соответствии с требованиями научной организации труда и обеспечить активную работу учащихся. Кроме того, здесь учитель может плодотворно готовиться к урокам, отбирать и хранить необходимые материалы, литературу, работы школьников. Высокие результаты обучения математике достигаются наряду с другими средствами, если в школе оборудован кабинет математики, в котором всё до последней мелочи содействует повышению эффективности урока, совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету. Число предметов учебного оборудования, которое может быть взято на вооружение учителем математики, с каждым днём увеличивается. Различные виды оборудования внедряются в практику работы школы. Полноценное применение разнообразных средств обучения неосуществимо без хорошо оборудованного кабинета.

Вместе с тем математический кабинет не должен быть музеем, в котором сконцентрировано всё, что дети сделали своими руками: от стенгазет до моделей многогранников.

Желательно, чтобы кабинет математики выглядел привлекательно, даже нарядно. Однако сделать кабинет красивым не должно стать самоцелью. В частности, не следует навечно вывешивать портреты, высказывания великих людей, расписывать стены кабинета. Польза от написанных на стенах формул, графиков, высказываний невелика: учащиеся привыкают к ним, перестают их замечать.

Каждое средство обучения имеет свои функции, свои возможности в деле организации учебного процесса, свои педагогические и технические границы использования. Оптимальным вариантом является комплексное использование всех видов оборудования. Отдельные средства обучения должны использоваться не изолированно, а во взаимосвязи, с учётом возможностей каждого из них. Зная дидактические функции и специфические возможности различных средств обучения, учитель сможет не только использовать учебное оборудование, выпускаемое промышленностью, но и дополнять его самодельными средствами обучения. Если слова учителя подкрепляются хорошо продуманным зрительным рядом, если в помощь себе он применяет различные средства обучения, то урок становится живее, интереснее, эффективнее, учение – более радостным и плодотворным для каждого ученика.

Сейчас ни у кого не возникает сомнения, что обучение в хорошо оборудованном кабинете математики гораздо более эффективно, чем в обычном классе.

Содержание и организационные формы работы кабинета математики разработаны на основе принципов, ориентирующих учебно-воспитательный процесс на развитие активной, образованной и физически здоровой личности. Обучение проходит более успешно, если учитель в процессе обучения использует наглядные и технические средства. При этом главная работа проводится в классе, и учитель должен иметь в нем все необходимое, чтобы обеспечить требуемое разнообразие средств информации. В кабинете есть учебная литература, наглядные пособия, дидактический раздаточный материал.  Весь дидактический материал систематизирован. Дидактическим материалам каждого класса отведён свой шкаф. В любой момент можно быстро найти необходимый материал.   

Кабинет должен быть удобен для любой формы работы: индивидуальной, фронтальной, групповой, игровой, проектной и т.д.

Высокие результаты преподавания достигаются, если в школе кабинет математики   оборудован так, чтобы в нём всё до последней мелочи, содействовало бы повышению эффективности труда учителя и учащихся, совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету.

Для организации кабинета надо знать, как нужно оборудовать переднюю и боковую стены класса.

В кабинете математики должна быть   доска, имеющая большую рабочую площадь: место нужно и для того, чтобы несколько человек могли одновременно отвечать у доски, и для того, чтобы поместить записи в ходе объяснения нового материала. Для этих целей в кабинете служит и дополнительная доска на боковой стене кабинета.   Экран в кабинете необходимая вещь. Их в кабинете два. Один – стандартный, а другой расположен за доской на дверцах стенки. Магнитная доска находится за доской на другой дверце стенки.

В кабинете нет настенных стационарных таблиц с формулами. Остальные материалы   (таблицы собственного изготовления, графики, готовые таблицы) - это сменный материал для урока, например: формулы сокращенного умножения, изучаемые тригонометрические формулы и т. п. появляются по мере необходимости.

Перед глазами учеников постоянно находятся красочные модели многогранников и фигур вращения, изучаемых по программе и изготовленные учениками. Они способствую развитию пространственного воображения. Они служат дополнительным визуальным рядом. Этот наглядный материал очень востребован при изучении геометрии особенно в старших классах. В кабинете имеются комплекты раздаточных материалов для практических работ по геометрии для всех классах. Это всевозможные комплекты плоских и пространственных фигур, также развёртки многих основных многогранников и тел вращения.

При изучении взаимного расположения прямых и плоскостей на уроках геометрии используется “стереометрический ящик”. На дно коробки из-под конфет выкладывается небольшим слоем пластилин, укрывается бумагой из той же коробки, которая впоследствии хорошо протыкается спицами и пустыми стержнями для ручки. На таких моделях можно рассмотреть расположение скрещивающихся прямых, точки пересечения прямых с плоскостями. 

Портреты математиков являются неотъемлемой частью кабинета. Используя материал из истории математики необходимо познакомить обучающихся с выдающимися математиками.

Вся учебная, справочная, научно-методическая, математическая и научно-популярная литература находится в книжных шкафах, на отдельных полках. Учащиеся имеют доступ к этой литературе. Кроме этого в кабинете есть комплекты учебников по всем классам из старого библиотечного фонда. Данные учебники используются на дополнительных и индивидуальных занятиях.

  Также необходим стенд с классным уголком, на котором расположены: Государственные Герб и Флаг,  Гимн и Герб Ульяновской области и города Барыша, расписание работы кабинета, инструкции по технике безопасности.

   Важно соблюдать режим проветривания. В кабинете имеется график проветривания кабинета.   Немаловажную роль играют растения. Поэтому в кабинете много цветов, которые повышают влажность и содержание кислорода. Множество цветов подарено детьми и родителями. Дети заботливо ухаживают за цветами, поливают, опрыскивают, подкармливают, пересаживают. Чтобы расположить большое количество цветов, родители обучающихся изготовили навесные полки и подставки для цветов. Как только цветов в кабинете становится слишком много, мы ими украшаем школьные коридоры.

Оборудование кабинета – процесс длительный,  точнее не прекращающийся.

В условиях модернизации эффективным будет такое обучение, которое обеспечивает усвоение всеми учащимися образовательного стандарта и создаёт условия благоприятные условия для усвоения математики на уровне выше стандарта и на повышенном уровне учениками, интересующимися математикой. Существенную роль в этом оказывают средства обучения. Для того, чтобы правильно их применять, необходимо знать дидактические функции каждого отдельного его вида на том или ином этапе урока. Уметь методически правильно и в соответствии с принципами научной организации труда их применять.

Нормативная база кабинета математики

Нормативные документы Министерства образования, содержащие необходимую для учителя математики информацию по организации и управлению процессом преподавания и кабинетом.

К таким документам относятся:

  • стандарты и примерные программы;

  • перечень рекомендованных учебных пособий и оборудования;

  • перечень научно-методической и учебной литературы.

Кабинет математики и внеклассная деятельность учащихся

Кабинет математики во внеурочное время может быть:

  • местом проведения кружка, факультатива, элективного курса;

  • местом проведения дополнительных, индивидуальных занятий;

  • местом для самостоятельной работы по подготовке домашних заданий и выполнению проектов;

  • местом, где готовятся и проводят внеклассные мероприятия;

  • местом просмотра видеопрограмм и мультимедийных презентаций.

Если в кабинете проводятся кружковые, элективные и факультативные занятия, то планы их работы можно представить на стенде. Для поддержания мотивации учеников можно оборудовать в классе постоянно действующую выставку их работ.

В кабинете математики можно предусмотреть время для самостоятельной работы учащихся над выполнением домашних заданий. В этом случае в кабинете должны быть библиотека дополнительно и справочной литературы и к ним тематические каталоги; памятки в помощь учащимся, картотеки журнальных статей, мультимедийных презентаций. При создании кабинета, необходимо выделить те моменты, при выполнении которых могут принять участие ученики.

Кабинет математики может быть также местом подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, а так же и недели математики. Проведение недели математики в школе стало традиционным и всегда вызывает у учащихся желание поучаствовать. Проведение предметных недель позволяет как обучающимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, проявить хорошие организаторские способности, умение создавать праздничную творческую атмосферу. Разнообразные нетрадиционные формы проведения мероприятий вызывают большой интерес обучающихся, значительно увеличивают число участников предметных недель. Об уровне развития интереса к предмету также можно судить по росту популярности международной математической игры “Кенгуру” среди учащихся, помогающей разглядеть за жесткими формами

“трудной науки” живое содержание и разнообразие идей для полноценной учебы с удовольствием. Здесь учитываются два аспекта: во-первых, решение задач должно доставлять школьнику удовольствие, а во-вторых, “Кенгуру” – это хоть и не очень жесткое, но все-таки соревнование, поэтому побеждают наиболее способные и подготовленные, что в свою очередь порождает здоровую конкуренцию и дух соперничества у школьников, способствуя развитию познавательного интереса

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное  программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.   Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление        (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Новые технические средства, пришедшие сегодня на помощь учителю, позволяют делать уроки, факультативные и элективные занятия, индивидуальную и групповую исследовательскую работу занимательными, яркими, востребованными. Ученики создают презентации к урокам. В кабинете имеются презентации по различным темам. Есть презентации подготовленные учителем, учащимися, а так же, что найдены учащимися на различных сайтах в сети Интернет. Образовательный стандарт по математике предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, возникающих в окружающем его мире, умеет осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные технологии. Все это становится возможным, в том числе, благодаря использованию мультимедийных учебных пособий

Программы, предназначенные для создания презентаций в PowerPoint, эффективно используются во внеурочной деятельности для осуществления межпредметных связей математики, физики, информатики. Составление программ самими обучаемыми способствует активизации познавательного интереса к предмету, расширяет возможность самостоятельного творческого поиска наиболее увлеченных математикой учащихся. Такая работа способствует эмоциональному удовлетворению, самоутверждению в глазах окружающих, так как эти программы используются в дальнейшей работе на уроках.

Для учащихся овладение информационной культурой означает приобретение знаний, умений и навыков оптимального осуществления индивидуального информационного самообслуживания учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой деятельности.

Санитарно – гигиенические требования к кабинету математики

Одним из условий нормальной деятельности учителя и ученика является обеспечение в кабинете оптимального состояния воздушной среды.

Повышенная и пониженная температура воздуха, чрезмерная сухость или влажность. А также загрязнённость вредными газами и примесями существенно сказывается на самочувствии человека и отрицательно отражается на его работоспособности. Гигиенистами замечено, что способность запоминать, быстрота устного счёта ухудшается с повышением или понижением температуры воздуха относительно оптимальной температуры. Повышение температуры приводит к быстрому утомлению организма во время работы. Поэтому в кабинете нужно строго следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм. Этими нормами установлено, что независимо от наружной температуры в осеннее - весенний или зимний период температура в классах и кабинетах должна быть в пределах 16- 18 градусов при относительной влажности 40-60%. Перепад температуры воздуха в учебном кабинете как по вертикали, таки по горизонтали допускается в пределах 2-3 градусов.

Для обеспечения притока свежего воздуха помещения оборудуются системой центральной вентиляции, а окна фрамугами или форточками. Решётки вентиляционных отверстий надо ежемесячно очищать от пыли. Площадь исправно открывающихся и закрывающихся фрамуг и форточек должна составлять пятидесятую часть площади поля. при температуре наружного воздуха 10 градусов тепла фрамуги и форточки можно весь день держать открытыми.

Быстрое проветривание учебного кабинета достигается проведением в отсутствие учащихся сквозного проветривания. Сквозное проветривание проводится перед началом и по окончании занятий Особенно строго режим проветривания должен соблюдаться в периоды распространения острых респираторных заболеваний и гриппа.

Другим важным фактором, действующим на человеческий организм, является свет. Он влияет на многие физиологические процессы, способствует росту живого вещества, образованию витамина Д, улучшает обмен веществ и повышает сопротивляемость организма в борьбе с инфекционными заболеваниями. Условия освещённости влияют на общее нервно-психическое состояние и производительность труда.

Одной из важных мер в этом направлении является поддерживание чистоты оконных стёкол. При чистых стёклах ученики могут устремить взор вдаль. При переводе взора в бесконечность глазные мышцы расслабляются, хрусталик уплотняется, глазные оси располагаются параллельно – глаза отдыхают.

Уровень освещённости кабинета существенно зависит и от цвета окраски потолка, стен, пола, классной доски и мебели. В кабинете со светлой мебелью освещённость рабочих мест выше на 6-7%, классной доски – на 15-16 %, а общая освещённость – на 20 % выше, чем в таком же кабинете с тёмной мебелью. Кроме того, правильно составленная гамма учебного кабинета, улучшая эстетическое восприятие интерьера и уменьшает нервное утомление, создаёт комфортную обстановку для труда учителя и учащихся на протяжении всего ученого времени, а так же стимулирует бережное отношение к обстановке и желание поддерживать в кабинете чистоту

Здоровьесберегающий аспект

Реализация личностно ориентированного образования определяется созданием особой развивающей образовательной среды в школе, в классе, на учебном занятии и внеучебном занятиях. Образовательная среда представляет собой систему условий для развития ребёнка и возможностей самореализации. Одним из условий реализации личностно ориентированного образования соблюдение санитарно-гигиенических требований, позволяющих снизить затраты здоровья в процессе обучения. Создать здорвьесберегающую среду в кабинете математики помогут: разноуровневое обучение, проведение нестандартных уроков, устранение перегрузки на уроке, строго дозированное домашнее задание, проведение физкультурных минуток на уроке (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз) Упражнения должны быть просты и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. Двигательные минутки на уроке позволят ученикам размять своё тело. Передохнуть и расслабиться. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния, к изменению отношения к самому себе и к своему здоровью. Физкультминутки можно проводить учителю, а также это может сделать один из учеников, специально подготовленный. Главное в проведении физкультминуток – заинтересовать учащихся в сохранении собственного здоровья.

Заключение

Всё имущество кабинета должно хранить с соблюдением соответствующих правил. Оно не должно мяться, ломаться и портиться. При этом должен быть обеспечен максимум удобств для быстрого нахождения нужного средства обучения. В тоже время ничего лишнего, не относящегося к теме урока, или отвлекающего внимания не должно находиться перед глазами учащихся. Перечисленные требования к кабинету математики не определяются однозначно. Учитель – хозяин кабинета, и он использует имеющиеся возможности для полного оборудования учебного кабинета. Комплектация кабинета отражает в большой мере вкусы и склонности учителя, его методические приёмы, педагогические интересы. При этом деятельность учителей по оснащению кабинета нередко принимает различные направления, отражая при этом различные взгляды на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

См. презентацию.

Литература

  1. М. П. Нечаев, Н.Л. Галев. Современный кабинет математики, “За знания”, Москва, 2006.

2. Журнал “Практика административной работы в школе” № 6 2009 год, И.В. Николаева Материалы для подготовки семинара “Психолого-педагогические и технологические аспекты личностно ориентированного обучения”, стр. 47.

3. Ф.С. Мухаметзянова. Учебный кабинет как фактор повышения качества математического образования в условиях модернизации. ИПК ПРО, Ульяновск, 2002 год.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

МБОУ "Тимирязевская средняя школа" - Кабинет математики

Теорему ПифагораМы докажем без труда. Стенды очень помогаютВспомнить формулы всегда.Здесь жизнь школьная проходитИ сбываются мечты.Украшеньем кабинетаСтали классные цветы.

Кабинет математики – просторное, светлое, сверкающее чистотой помещение, где много цветов.

Материальное оснащение кабинета: доска, 11 ученических столов, 22 стула, шкаф (двустворчатый), шкаф (пенал, стеклянный), демонстрационный стол (из двух тумб), плакатница, учительский стол и стул, компьютерный стол, жалюзи, экран, стенды, декоративные цветы, спиртовой термометр, огнетушитель. Особое место занимают в кабинете современный компьютер, интерактивная доска «Smart», лазерный принтер, мульмедиапроектор прикрепленный к потолку.

Кабинет удобен для фронтальной, индивидуальной, групповой работы в любой форме: интерактивной, игровой, исследовательской, творческой, проектной и т.д. В кабинете есть учебная литература, наглядные пособия, дидактические материалы, раздаточные материалы дидактического характера, большое количество тестов, цифровые ресурсы. Имеются современные наборы таблиц практически по все темам курса математики, а так же набор стереометрических тел с сечениями.

Достопримечательностью кабинета математики является учебно-консультационный стол, на котором ребята могут найти информацию, вопросы и задачи разного уровня для подготовки к предстоящим зачётам, контрольным и самостоятельным работам, а так же для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Тут же предлагаются образцы оформления некоторых задач. Еженедельно для желающих проводятся индивидуальные консультации, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях по той или иной теме, другим же, наоборот, для получения глубоких знаний по предмету.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 

sctim1.narod.ru

Роль кабинета математики в обучении. Из опыта работы

с. Сараса, Алтайский район, Алтайский край.

Роль кабинета математики в обучении. Из опыта работы

Я являюсь заведующей кабинетом математики в Сарасинской средней школе Алтайского района Алтайского края.  Cчитаю, что высокие результаты обучения предмету достигаются, если хорошо оборудован кабинет математики, если он соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм, в котором,  все до последней мелочи содействует повышению эффективности труда учителя и учащихся, совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету.Оформление  кабинета должно отвечать современным требованиям.  Качество обучения, производительность работы на уроке, эффективность урока и отдыха, состояние здоровья учителя и учащихся зависит от правильного оформления интерьера. Входя в кабинет математики, учащиеся должны чувствовать строгость и сложность математической науки и, в тоже время, видеть ее красоту и гармонию. Ощущать не страх перед новым и непонятным, а желание встретиться с  интересным и увлекательным. Кроме того, кабинет должен быть легким, уютным и комфортным для всех кто в нем находится. Что же такое кабинет математики?  По определению, кабинет математики – это единая, органически связанная система учебного оборудования, смонтированная в одной классной комнате, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда учителя и учащихся и обеспечивающая высокий уровень преподавания математики. Из определения следует:
  • В кабинете математики должно быть сосредоточено все оборудование, позволяющее вести эффективное преподавание математики, и созданы условия для успешного использования всех средств обучения.
  • Оформление кабинета математики должно способствовать быстрому переключению учащихся на изучение математики, сосредоточению устойчивого и целенаправленного внимания учащихся на теме урока; систематическому, своевременному использованию наглядных учебных пособий, проекционной аппаратуры и разнообразного лабораторного оборудования.
   Именно в этом кабинете проходят уроки, ведется активная внеклассная работа, организуются предметные недели, занятия математического кружка. В кабинете сосредоточен необходимый материал:
  • «Попробуй реши» - материал олимпиадного характера,
  • «Из истории математики» - исторический материал и математический календарь,
  • Газета «Арифметейка»,
  • «Готовься к зачету» - материал для зачета,
  • Памятки «Как решить задачу»,
  • «Как работать с математическим текстом»
   За годы работы собран богатый методический материал для систематизации, закрепления и контроля знаний, умений и навыков, учащихся с использованием принципов индивидуализации и дифференциации в обучении, который постоянно обновляется и накапливается. Это и Раздаточный материал
Дидактический материал Справочные и наглядные материалы
Занимательный материал
Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА
Методическая литература
Собранная математическая библиотека дает возможность найти ответы на многие сложные вопросы.
В кабинете имеется

Общеобразовательные

программы

Рабочие программы
Провожу большую работу по накоплению материала по математике на CD и DVD дисках для использования их на уроках с применением мультимедийного показа.
В кабинете математики имеется необходимое оборудование для лабораторных и практических работ, в том числе изготовленных руками учащихся. Это модели геометрических фигур и тел, причем и довольно сложных – правильных многогранников: икосаэдр, додекаэдр, октаэдр, тетраэдр. Модели постоянно используются на уроках для показа и выполнения практических работ.
В кабинете представлены детские работы.Проекты, исследовательские работы
Ребусы, кроссворды, мини-сочинения
Паспорт кабинета Мой кабинет оснащен мультимедийным проектором и компьютером, имеется экран, устройство IK-1, выполняющее функции интерактивной доски, посредством школьной локальной сети имеет выход в интернет. Когда все это появилось в кабинете, радости ребят не было границ.  Оборудование кабинета мультимедийным комплексом позволяет проводить уроки с применением современных образовательных технологий и осуществлять проектную деятельность с использованием информационных технологий.  Кроме бумажного дидактического материала, накоплено очень много материала в электронном виде, который также систематизирован и находится в компьютере. 
Хорошо оборудованный кабинет не самоцель, а средство рациональной организации процесса обучения, поэтому его оформление нужно сделать таким, чтобы оно способствовало воспитанию у учащихся культуры научного мышления, вырабатывало у них стремление самостоятельно работать, прививало им по меньшей мере заинтересованность к изучаемым математическим закономерностям.Вывод. Оборудование кабинета должно обеспечить учителю математики возможность:
  • Использовать нужные во время урока раздаточные материалы,
  • Дифференцировать работу школьников с учетом их индивидуальных способностей и уровня  математической подготовки,
  • Обеспечить эффективное проведение самостоятельных и практических работ,
  • В нужный момент урока оперативно дать школьникам справочную литературу, учебники, дополнительные пособия,
  • Создать условия для всех учащихся принимать участие в работе по изучению важных математических объектов,
  • Оперативно осуществлять контроль знаний учащихся,
  • В том числе быстро проверять вычислительные работы во время практических или самостоятельных занятий,
  • Индивидуализировать работу учащихся с таблицами, графиками, схемами и т. п.
Учащимся во время урока необходимо иметь в нужный момент:
  • Используемые на данном уроке инструменты, приборы, пособия, миллиметровую бумагу и т.д.
  • Индивидуальные наглядные пособия.
 Литература
  1. Книга «Кабинет математики»  под редакцией В.Г. Болтянского, М. Педагогика, 1972 г
  2. Преподавание математики в условиях кабинетной системы, А.П. Пиговский, М.П. Маланюк, Москва «Просвещение», 1981 г
  3. Внеклассная работа по математике, автор: А.В. Фарков, 2006 г
  4. Материалы интернет: marpo-mat.jimdo.com/

 

www.uchportfolio.ru

Возможности кабинета математики в системе непрерывного обучения и воспитания современного школьника

Разделы: Математика

В данной статье хочется рассказать о современном кабинете математики: обычном и уникальном, похожем на другие кабинеты и неповторимом.

Наш кабинет является не только центром  учебной и внеклассной работы по математике, но и  центром воспитательной, общественной и методической жизни, центром эстетики, комфорта, удобства, стиля, безопасности и охраны труда.  

В кабинете математики  проходят интересные уроки с использованием современных средств обучения – компьютера, мультимедийного проектора, маркерной  доски, ярких таблиц и  наборов геометрических тел.

Для удобства всех участников образовательного процесса в кабинете собраны и систематизированы дидактические материалы – комплекты контрольных работ, тестовых заданий, таблиц, печатных и электронных пособий, фото и видеоматериалов.

После уроков в кабинете много ребят. Здесь проводятся дополнительные занятия, консультации, идет работа с одаренными детьми или учащимися просто заинтересованными математикой, ведется математический кружок «Коллективный ученик», работает клуб «Исследователь». Не случайно наши гимназисты принимают активное участие в  городских, областных, межрегиональных, всероссийских, международных   олимпиадах, конкурсах и конференциях по математике и занимают первые и призовые места.

Наш кабинет – это второй дом, за годы учебы мы проводим здесь почти половину школьной жизни. После уроков, в нашем кабинете проходят репетиции классного хора, репетиции к ежегодному, очень популярному и престижному в нашей гимназии конкурсу танцев, готовимся к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», сочиняем шутки к очередному КВН и конечно оформляем стенгазеты ко Дню Знаний, Дню Учителя, Новому году, Дню Святого Валентина, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, Дню Именинника. В кабинете проводятся классные часы и родительские собрания, много цветов, за которыми мы ухаживаем по очереди, составлен график ежедневного дежурства, график  влажной уборки кабинета.  А если есть возможность, то мы с удовольствием смотрим и обсуждаем фото или видеоматериалы наших мероприятий.

В кабинете математики систематически проводятся родительские собрания, заседания родительского комитета, заседания профкома, профсоюзные собрания, общие собрания трудового коллектива, встречи с ветеранами педагогического труда, с депутатами городского совета и областного собрания,  представителями власти, представителями общественных организаций, организуются и проводятся встречи с выпускниками гимназии, идет  работа с молодыми специалистами, студентами ПГУ им. М.В.Ломоносова, занятия областной школы одаренных детей, занятия центра обучения «Ступени».

В кабинете математики регулярно проходят педсоветы и совещания.

В рамках городских и областных семинаров проходят  открытые мероприятия и уроки, мастер-классы, педагогические мастерские, творческие отчеты, научно-исследовательские конференции, предметные олимпиады. Проводятся заседания кафедры предметов естественно-математического цикла, организуются выставки методических и дидактических разработок. Именно здесь готовятся материалы для фестиваля педагогических идей «Открытый урок», фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио», пишутся, а затем публикуются статьи в газете «Математика», журналах «Северная Двина», «Математика в школе».

Сделан качественный косметический ремонт.  Покраска выполнена современными экологическими материалами, полностью соответствует гигиеническим и санитарным нормам, рекомендациям психолога, эстетике и стилевому решению – светлые, нежные, пастельные тона разного цвета – зеленого, желтого, фиолетового, белого с геометрическими рисунками отвечают профилю и особенностям преподаваемого предмета.

Здесь все сделано для удобства и комфорта учеников, все продуманно до мелочей – куллер для питьевой воды с подогревом, много цветов, постеры с математическим содержанием, картины, стенды, яркие наборы геометрических тел и магнитов, в полный рост зеркало, часы, жидкое мыло, бумажные полотенца. 

В данном кабинете все способствует выполнению санитарно – гигиенических норм, сохранению и укреплению здоровья учащихся – соблюдается температурный режим, режим проветривания, поддерживается необходимый уровень освещенности, присутствует водоснабжение, система противопожарной безопасности.

Приобретены  удобные столы и стулья для учащихся, мебель в кабинет.

В кабинете установлен современный подвесной потолок, с бесшумными встроенными светильниками, пол уложен ламинат-паркетом с повышенной износостойкостью.

Ведется необходимая документация, а именно – инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах математического цикла, положение об организации и работе учебного кабинета, правила внутреннего распорядка для учащихся гимназии, правила поведения в кабинете математики, памятка действия учащихся при экстремальных ситуациях, копия плана эвакуации.

Все важные инструкции и положения расположены при входе в кабинет в специальных карманах, с ними может ознакомиться любой желающий. В кабинете обязательно есть паспорт кабинета, план работы кабинета на текущий учебный год, перспективный план, график работы кабинета. 

Школьная жизнь продолжается, развивается и совершенствуется. Ежедневно около двухсот детей спешат в кабинет математики за знаниями.

Уроки и внеклассные мероприятия по предмету ежедневно обогащают память и развивают интеллект учащихся, этому же способствует эстетика и культура оформления кабинета.

Уверена, что обучение в современном и комфортном кабинете математики, позволит гимназистам повысить свой образовательный и культурный уровень.

Перечень документов, необходимых в кабинете математики:

  • паспорт учебного кабинета
  • нормативные документы: инструкция по охране труда ИОТ-016-06
  • копия плана эвакуации
  • положение об организации и работе кабинета
  • правила внутреннего распорядка в гимназии
  • правила поведения в кабинете
  • анализ работы кабинета
  • план работы кабинета на текущий год
  • перспективный план работы кабинета
  • совет кабинета, график работы кабинета

В приложении к статье – фотопрезентация кабинета.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"