Сословно-представительная монархия как форма государственного управления. Сословно представительная монархия оформилась в россии при


11. Сословно-представительная монархия в России.

Создание централизованного Русского государства спо­собствовало укреплению позиций господствующего класса фе­одалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено» всеобщее закрепощение крестьян. В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства в сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских соборов.Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия. Начиная с 1547г. глава государства стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политиче­ские цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных кня­зей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Зем­ском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномо­чиями в административной, законодательной и судебной сфе­рах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы. В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провёл судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление влас­ти Боярской думы и укрепление государства. В 1549г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись дове­ренные лица, назначаемые царем. Централизации государства способствовала и опричнина. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пы­тавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние. ^ Боярская дума формально сохранила свое прежнее по­ложение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с ца­рем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться ор­ганом боярской аристократии. Особое место в системе органов государственного уп­равления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу. Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

12. Государственные реформы середины XVI в. Реформы Ивана IV Грозного. Государственная централизация потребовала проведения ряда реформ в административной, финансовой и военной областях. Становление приказно-воеводской системы управ­ления означало централизацию всего управления и ликвида­цию остатков дворцово-вотчинной системы.  Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30 гг. XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государ­ства. По пути унификации финансовой системы шла государ­ственная податная политика (введение «посошной» системы обложения, т. е. установление единых критериев обложения земельного угодья, численности поголовья скота и т. п.). В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц («сох»). Вводились пря­мые («кормленый откуп», «пятина» с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенные (таможенный, соля­ной, кабацкий) налоги и сборы. Была установлена единая торговая пошлина — 5 % к цене товара. ^ Военная реформа связывалась с идеей обязательной дво­рянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составляло костяк воору­женных сил. В их состав входили «боевые холопы», которых приводили на службу те же дворяне, ополченцы из крестьян и посадских, казаки, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала XVII в. появляются регулярные подразделения «нового строя»: рейтары, пушка­ри, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностран­цы. Церковь в XV—XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка огра­ничить рост церковно-монастырского землевладения, в сере­дине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запреща­ется покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души». Наиболее ощутимым ограничени­ем стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архи­ерейских слобод в городах. Вместе с тем политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриарше­ство и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматрива­лась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государст­вом дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, озна­чало ограничение последней. Решительным политическим актом самодержавной влас­ти стала «опричнина» (1565—1572 гг.). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разде­лена на «опричнину» и «земщину», такое деление было чрез­вычайным, подчиненным политическим целям и не опирав­шимся на традиционную территориально-административ­ную структуру. Были также сформированы особые вооружен­ные подразделения (опричники), составившие ударную силу и репрессивный механизм опричнины. В этих условиях сло­жилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика.

13. Сословный строй в России в XV—XVII вв.: феодальная аристократия; служилые сословия; правовые категории крестьянства. Правящий класс четко разделился на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие – дворян.

Великий князь – крупнейший феодал, владевший дворцовыми и черносошными землями. Крестьяне дворцовых земель несли оброк или барщину. Крестьяне черносошных земель несли тягло, повинности.

Бояре - крупные землевладельцы, вотчинники. Они стали основной категорией господствующего класса феодалов. Они имели большие права на землю и живших на ней крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали, меняли. В их руках находился сбор податей. Они имели право поменять сюзерена-господина. Они входили в состав феодального совета при князе, занимали важнейшие должности в системе управления государством, имели привилегии в суде.

Служилые люди – владели землей на поместном праве, т.е. за службу и на время службы. Они не могли отчуждать земли, передавать их по наследству, не входили в Боярскую думу, не получали высшие чины.

Крестьяне подразделялись на: черносошные (государевы), дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие.

Черносошные платили подати, несли натуральные повинности. Они вместе с землей передавались, жаловались феодалам.

Частновладельческие имели от своих феодалов земельный надел, за что собственники земли получали ренту, либо оброк.

studfiles.net

Тема №4: «Сословно-представительная монархия в России

(сер. XVI - сер. XVII вв.)»

/4 часа/

План:

Введение.

 

1.Возникновение сословно-представительной монархии в России. Ее сущность.

2. Введение Иваном Грозным опричнины, ее суть. Различные оценки личности Грозного.

3. Расширение территории Великорусского государства. Воссоединение Украины с Россией.

4. Общественный строй государства.

5. Государственный строй. Реформы Ивана Грозного.

Заключение.

Учебники и учебные пособия:

1. История государства и права России / Под редакцией Ю.П. Титова. - М., 1998.

2. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М., 1992.

 

Специальная литература:

1. Беляев И.Д. Земские Соборы на Руси. - М., 1962.

2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. - М., 1960.

3. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М., 1964.

4. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М., 1992.

5. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.

6. Платонов Иван Грозный. - М., 1991.

7. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М., 1983.

8. Скрынников Р.Г. Царство террора. / Спб, 1992.

9. Скрынников Р.Г. Далёкий век. - М., 1989.

 

Введение.

Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период ещё недостаточна сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), которая противодействовала централизаторской политике московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан.

В период сословно-представительной монархии произошло значительное расширение территории России. Нижнее и Среднее Поволжье, Сибирь вошли в её состав, на западе к ней была присоединена Украина.

Сегодня мы разберём, как возникла сословно-представительная монархия, в чём её сущность, что представляла собой опричнина, которую ввёл Иван Грозный, каково отношение историков к ней и к личности царя.

Итак, сословно-представительная монархия - это такая форма государства, когда монарх правит, опираясь на более или менее широкое представительство сословий: боярство, духовенство, дворянство, посадское население (т.е. горожане). Процесс формирования сословного строя начался ещё во времена Киевской Руси, завершился он во II половине XVII века. Что же представляет собой сословный строй и что такое сословие? Каково отличие понятия сословия от понятия класс?

Сословия - это такие большие социальные группы, т.е. слои населения, которые отличаются друг от друга по правовому статусу(совокупности прав и обязанностей).

Классы - это тоже большие социальные группы, но они отличаются по другим, не

юридическим, а социально-экономическим категориям: по отношению к собственности и т.д. Иногда класс и сословие совпадают, иногда нет. Так, крестьянство - это и класс, и сословие одновременно.

Духовенство + дворянство = феодалы (это один класс), но это разные сословия.

Сословно-представительным учреждением, в котором были представлены боярство, духовенство, дворянство, посадское население, стали в России Земские Соборы. Именно опираясь на них, правили в России цари с середины XVI по середину XVII века. И этот период вошёл в историю как период сословно-представительной монархии.

Первый Земский Собор был созван в 1549 г., последний в 1653 г. Иван Грозный предпринял также попытку передать областное управление в руки самого общества (выборные губные, земские старосты, «излюбленные головы» в городах). Однако земство тогда не утвердилось из-за полной неподготовленности к нему крепостного общества.

Земские Соборы - главный институт сословно-представительной монархии постепенно отмирал, не успев окрепнуть. Структурные преобразования, начатые при Иване Грозном, могли сделать Россию сословно-представительной монархией «с человеческим лицом», но Иван IV повёл борьбу с удельной стариной чисто феодальными методами. Введение опричнины - тому подтверждение. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался ни перед чем. Он был не просто жестоким правителем, его деспотизм не знал границ. Кстати, некоторые историки отрицают наличие сословно-представительной монархии в России, утверждая, что в это время в стране была деспотия[2] или даже восточная деспотия[3]. Есть также точка зрения, что Земские Соборы не ограничивали власть царя.

Однако большинство историков считает, что в течение столетия (с середины XVI до середины XVII вв.) важнейшие государственные вопросы решались только после одобрения Соборов, а потому о России этого периода можно говорить как о сословно-представительной монархии. Как же складывалась сословно-представительная монархия, и какие причины способствовали этому? В середине XVI в. в Русском государстве резко обострились классовые и внутриклассовые противоречия. Это привело к ряду восстаний: восстание в Москве в 1547 г., в Пскове и Устюге.

1. Одной из причин волнений в стране был все усиливающийся крепостной гнет основной массы населения – крестьянства. К середине 16 века натуральное сельское хозяйство начинает втягиваться в товарный оборот. Феодалы уже не ограничиваются барщиной и натуральным оброком. Они облагают крестьян денежным оброком. Крестьяне ищут облегчения своей участи и нередко бегут на окраины, к новым владельцам (в Юрьев день они еще имели такое право перехода). Прежние владельцы силой возвращают крестьян обратно, требуют отмены Юрьева дня. Напряжение нарастает и выливается в повсеместное крестьянское неповиновение своим господам – феодалам.

2. Светские и духовные феодалы создавали в городах белые слободы, свободные от налогов и городских сборов. Так как сами феодалы были освобождены от государственного тягла, то они зазывали к себе посадских людей, создавали так называемые «белые слободы», вызывая тем самым конкуренцию остальному посадскому люду, продолжавшему нести на себе податное тягло. Это приводило к непрекращающейся борьбе посада с феодалами.

3. Серьезные противоречия были и в среде самого господствующего класса. Нуждаясь

в землях для обеспечения воинов-дворян, московские государи повели наступление на церковные земли и боярские владения, что вызвало недовольство и более того серьезное сопротивление церкви и крупного боярства.

Итак, мы видим, что в стране налицо три линии конфликта:

1. крестьянство против феодалов,

2. посадское население против феодалов,

3. в среде самих феодалов конфликт между царем и дворянами, с одной стороны, и боярством, с другой стороны.

Стремясь консолидировать все слои феодалов, расширить социальную базу монархии, правительство пошло на созыв в 1549 году (под непосредственным воздействием восстаний середины века) Земского Собора. Он вошел в историю под названием «Собор примирения». В Земских соборах наряду с боярской аристократией и церковными деятелями принимали участие представители дворянства и посадских людей. Дворянство и верхушка посадских людей играли в то время большую роль! Они были оплотом царской власти в борьбе против мятежного крестьянства и родовитого боярства. Без них царь не мог справиться с ситуацией в стране.

Именно возрастание роли дворянства и посада в условиях обострившейся борьбы определило образование сословно-представительной монархии! Власть на местах также передается из рук поместников и волостелей в руки выборных земских и губных учреждений.

Расширив в условиях обострения классовой борьбы свою социальную базу, царская власть тем самым укрепила себя. Но одновременно она же оказалась и ограниченной в своей политике решениями Собора.

 

Как уже было сказано выше, некоторые историки отрицают наличие сословно-представительной монархии на том основании, что введенная в 1565 году Иваном Грозным опричнина была ни чем иным, как деспотией.

Похожие статьи:

poznayka.org

Вопрос 1. Образование сословно-представительной монархии: причины, сущность, значение

СЕМИНАР 5-6

,

Экономические и политические предпосылки образования

сословно-представительной монархии в России, её характерные черты

 Сословно-представительная монархия — это важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

Сословно-представительная монархия — форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами (Земскими соборами). В России такая форма правления являлась неограниченно-монархической. Иван Грозный провозгласил себя царем, этот титул отражает действительное возрастание силы монарха.

Экономические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:

- разделение труда между отдельными районами;

- специализация ремесленного и мануфактурного производства;

- расширение торговых отношений с Западом.

В это время расширяется бюрократический аппарат, увеличиваются государственные расходы на его содержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований. С этой целью государь находит выход в представительстве торговых людей в Земских соборах, обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества для организации ополчения.

Политические предпосылки:

- внешнеполитические: появились Земские соборы — новый высший орган государства, посредством которого царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы (ведение войны, торговые отношения с иностранными государствами). Значение Боярской думы постепенно снижалось. Но, тем не менее, она пока еше ограничивала монарха; - внутригосударственные — первым толчком к созыву Земского собора послужило восстание горожан в Москве в 1549 г. Монархия рассчитывала на разрешение конфликта, привлекая к управлению государством не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. В состав Земских соборов входили государь, Боярская дума. Освященный собор. Государь, Дума и представители духовенства были верхней палатой Земского собора, члены которой не избирались, а участвовали в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России:

- кратковременность этого периода;

- это не самостоятельная форма правления, а переход от раннефеодальной монархии к абсолютной;

-отсутствие законодательства по разграничению полномочий Земских соборов и государя;

- органы местного самоуправления формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

- одновременно с системой сословного представительства присутствовала опричнина Ивана IV для подавления сопротивления и подрыва экономической основы княжеско-боярской знати.

Образование сословно-представительной монархии

studfiles.net

Сословно-представительная монархия как форма государственного управления

Монархия относится к числу древних форм правления. Ее особенность заключается в том, что власть над всеми сферами государства принадлежит одному лицу на праве престолонаследования. В древние времена считалось, что монарх – помазанник Божий. Однако во многих случаях власть добывалась не совсем мирными процедурами. Иногда это были выборы, иногда насилие, приглашение. До начала 19 века монархия была главенствующей формой правления во всех развитых государствах. Даже сегодня, несмотря на то, что республика как форма правления считается более прогрессивной, данный вид государственного управления успешно существует во многих странах.

Сущность монархии

Одним словом, данный тип государственного правления можно охарактеризовать как власть одного человека. Право управлять страной передается по принципу престолонаследия. Существует 3 системы передачи династии: салическая (женщина не может наследовать престол), кастильская (женщина может наследовать престол в случае, когда в династии нет мужчин), австрийская (отдается преимущество всем мужским линиям).

Сословно-представительная монархия

Исследование феодального общества невозможно без понимания формы государственного развития. Нельзя забывать о том, что каждый период истории характеризуется определенными режимами.

В условиях феодальных отношений самой лучшей формой правления считалась сословно-представительная монархия. Эта форма представляет собой такой принцип организации власти, при котором в управлении государством участвуют социально-закрытые группы. Благодаря делению на сословья, правящий монарх мог регулировать конфликты, возникающие даже среди высочайшей знати. Это значительно облегчало решение многих междоусобных вопросов.

Сословно-представительная монархия подразумевала деление страны на социальные группы. Из каждого такого сословия выбирались депутаты, которые представляли ту или иную территорию государства. Именно данная форма правления считается первой системой правительства. Таким образом, можно утверждать, что сословно-представительная монархия представляет собой составную политическую организацию власти. Это значит, что власть одного лица в определенной степени ограничивалась правительственным органом.

Сословно-представительная монархия в России

Предпосылок для установления данной формы государственного правления на Руси было множество. Это было связано с раздробленностью государства. Князья, бояре не хотели подчиняться друг другу, возникали разногласия. Кроме внутренних причин существовали внешние. Частые войны привели к тому, что Русь становилась уязвимой. Учитывая эти факты, государство нуждалось в сильной власти.

Еще при Дмитрии Донском было положено начало образованию сословно-представительной монархии. Однако лишь Иван IV смог официально завершить этот процесс.

Сословно-представительная монархия в России характеризовалась Земским советом. Этот орган управления собирался нерегулярно, но решал весьма значительные вопросы в государственном управлении.

Сословно-представительная монархия в Англии

Установление данного режима правления происходило с 13 по 15 вв. Оно характеризовалось победой парламента над королем.

Глава государства долгое время, пользуясь своим положением, требовал большие налоги не только с горожан и рыцарей, но и с аристократии. Это вызывало большое негодование, после чего последовали восстания. В итоге в Англии установилась сословно-представительная монархия.

По существу, в условиях данного режима власть все равно принадлежала королю, однако, парламент также принимал важные решения в руководстве страной.

Сегодня монархия не является лидирующей формой государственного управления, но отрицать ее большое значение в истории нельзя.

fb.ru

Лекция № 9. Сословно – представительная монархия в Россия (сер.16 – сер. 17)

1.Сословно – представительная монархия.

2. Центральные и местные органы управления.

3. Источники права

1. Сословно – представительная монархия - это промежуточная форма правления между раннефеодальной и абсолютной монархией. Основными признаками сословно - представительной монархии является ограничение власти монарха сословно – представительными учреждениями: Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии, сеймами В Венгрии, Чехии, Польше, кортесами в Испании, в России – Земские соборы. Основной политической силой является дворянство, которое в борьбе со старой знатью опирается на поддержку горожан.

Сословно – представительная монархия в России оформляется реформами Ивана IVГрозного. Реформы привели к расширению прав средних и мелких феодалов, на которых опирался ИванIVв своей политике. В отличие от Западной Европы в России Земские соборы возникли не по требованию сословных представителей, а по инициативе царей для упрочения их власти.

2. Реформы Ивана IVпривели к централизации государственной власти. Главой государства являлся царь, ему принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти в стране. Важным показателем усиления царской власти является то, что произошли серьезные изменения в социальном составе Боярской думы – вXVIIв. в нее вошли представители дворянства (40%).

Новым органом власти в этот период становятся Земские соборы. В их состав входили: Боярская дума, Освященный собор, представители дворянства и верхушка городского населения. Состав Земского собора, норма представительства, регулярность созыва и компетентность были неопределенными. Право созыва принадлежало царю или Боярской думе, в некоторых случаях – патриарху. Земские соборы собирались для решения важнейших государственных вопросов – о войне и мире, принятии новых законодательных актов, избрания царя и др. В первой половине XVIIв. соборы собирались довольно часто, продолжительность их работы также была различна, иногда более года. По мере укрепления царской власти цари стали обходиться без созыва соборов.

Существенным звеном государственного аппарата были приказы – центральные органы отраслевого управления. Строгого распределения административных и судебных функций между приказами не было. Изменилась система местного управления. На смену системе кормления приходит система губного и земского самоуправления. Органами самоуправления являлись губные и земские избы, состоящие из губного и земского старост, дьяков и целовальников. Все они были выборными, выполняли административные и судебные функции. В начале XVIIв. на смену губному и земскому самоуправлению приходит воеводское управление.

3. Период сословно – представительной монархии знаменуется развитием всех отраслей права. Основными источниками права в XVI–XVIIвв. было царское законодательство (жалованные, уставные, духовные грамоты и указы), приговоры Боярской думы, постановление Земских соборов, распоряжение приказов. Важнейшим источником права стал Судебник 1550 г. По структуре и содержанию он имел много общего с Судебником 1497 г. Судебник 1550 г. включал в себя 100 статей и регламентировал права и обязанности кормленщиков. В 1551 г. церковный собор принял Стоглав - сборник постановлений, регулирующих правовое положение церкви, организацию церковного суда, а также содержал нормы семейного, гражданского, уголовного права.

Изменения в гражданском, уголовном и процессуальном праве нашли отражение в новом сборнике законов – Соборном уложении 1649 г.

Соборным уложением 1649 г. регулировались: уголовное право, уголовный процесс, основы гражданского права, статус земельных участков, права бояр и дворян, статус и права горожан, статус крестьян.

studfiles.net

Сословно-представительная монархия в России

Сословно-представительная монархия была новой формой государственного правления, особенность которой состояла в том, что царская власть привлекала к решению важных вопросов представителей не только господствующего класса, но и

верхушки городского населения. Опорой централизованного государства становится дворянство, которое было заинтересовано в активной внешней политике и в преодолении боярских войн.

 

Образование сословно-представительной монархии в России проявилось в созыве Земских соборов. Сословно-представительная монархия существовала в России до XVII в., Когда ее сменила новая форма правления-абсолютная монархия.

 

От 1547 глава государства стал именоваться царем. Изменение титула были такие политические цели: укрепление власти монарха и предотвращения претензиям на престол бывших удельных князей, поскольку титул царя передался по наследству. Конце XVI в. вошел в обиход порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. Царь как глава государства имел значительные полномочия в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую Думу и Земские соборы.

 

Боярская Дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянный орган, наделенный законодательными полномочиями, вместе с царем решал важнейшие вопросы. В состав Боярской Думы принадлежали бояре, бывшие удильникнязи, думные дворяне, окольничие, думные дьяки и представникимиського населення.Хочаподальшш состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии.

 

Особое место в системе органов государственного управления занимали Земские соборы. Они созывались с середины XVI в. к середине ХУЛ в. (Первый 1549 p., Последний 1653 p.). их созыва объявлялось специальной царской грамотой. Земские соборы состояли из Боярской Думы, Освященного собора (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Споры, которые велись между ними, способствовали усилению власти царя. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: выборы или утверждение царя, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внутренней и внешней политики и т.д.. Вопрос обсуждал каждое состояние отдельно, но решения должны были принимать вместе.

 

Продолжала развиваться система приказов, общее число которых в середине XVII в. достигает 90. Для работы приказов был характерен бюрократический стиль: четкое подчинение (по вертикали) и безусловное соблюдение инструкций и предписаний (по горизонтали). Возглавлял приказ начальник, назначался из бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и др.. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу Проводили пиддячии. Вопросами организации государственной службы ведали приказы Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской. Структурным подразделением приказа был стол, который специализировался по отраслевому или территориальному принципу. Столы делились на повиття.

 

Основными органами управления на местах во второй половине XVI в. становятся земские и губные избы. Земские избы выбирало тягловое населения посадов и волостей на один-два года в составе земского старосты, дьячка и ценителей. Земские органы содержались за счет местного населения. Они осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

 

Губные избы становились основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял этот орган избран населением староста, судопроизводство возлагалось на ценителей, дьяков и ттиддячних

 

В начале XVII в. было реорганизовано местное управление. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначенных центральной властью воевод, им же начали подчиняться земские и губные избы, городские приказчик. В своей деятельности воеводы опирались на специально созданный аппарат - приказные избы, в состав которых принадлежали дьяки, приставы, приказчик, рассылочные т.п.. Воеводе назначал Разрядный приказ, утверждал царь и Боярская дума. Срок службы воеводы составлял один-три года.

 

В этот период была проведена реформа вооруженных сил. В ее контексте продолжалось упорядочения организации дворянского ополчения, создано постоянное стрелецкое войско. В начале XVII в. возникают постоянные полки - рейтарские (от нем. "рейтар" - всадник, вид наемного конницы), Пушкарская, драгунские и др.. Они были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.

worldofscience.ru

Сословно-представительная монархия в России

Основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XVI - XVII вв.

Существование сословно-представительной монархии в России охватывает период, продолжавшийся свыше 100 лет и насыщенный важными событиями. Активная внешняя политика принесла России новые территории. Удалось разгромить старых врагов – Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В результате Нижнее и Среднее Поволжье, а также Сибирь вошли в состав России. Началось освоение этих территорий.

В середине XVII в. Произошло событие крупного исторического значения – в 1654 г. левобережная Украина по воле ее народа воссоединилась с Россией.

Усиление эксплуатации крестьян и холопов приводит к обострению классовой борьбы в стране (восстания, волнения, крестьянская война под председательством И. И. Болотникова). Ливонская война и опричнина вызывают в стране большую разруху. Положение осложняется иностранной интервенцией.

После изгнания из страны иностранных интервентов начался новый подъем экономики. Однако преодолевать экономические трудности приходилось длительное время. Даже к 40-м годам XVII в. в стране обрабатывалось только 40% прежних пашен, что порождало голод и обнищание беднейшего населения.

В середине XVII в. Завершился процесс окончательного закрепощения крестьян. Еще в конце XVI в. Был сделан решительный шаг по юридическому оформлению закрепощения крестьян, который выразился в отмене права перехода крестьян от одного феодала к другому. Вначале такая мера провозглашалась как временная. Специальным указом вводились заповедные годы, в течение которых запрещался уход крестьян со своих земель. Затем вводятся урочные годы. В 1597 году издается Указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. В дальнейшем сроки сыска беглых крестьян в законодательстве изменялись, но этот институт сохранялся до 1649 г. Такое положение давало возможность боярам – крупным вотчинникам – переманивать к себе крестьян. Соборное уложение 1649 г. окончательно оформило закрепощение крестьян, отменив урочные лета. Отныне сыск беглых крестьян стал бессрочным. В среде господствующего класса в этот период наблюдались серьезные противоречия, шла ожесточенная борьба монархов и их сторонников с верхушкой боярской аристократии, выступавшей против централизации государства. Сословно-представительная монархия сложилась как результат борьбы за укрепление централизованного государства.

После изгнания интервентов страна стала укрепляться не только экономически. Начиная с Земского собора 1613 г., избравшего нового царя, Российское государство постепенно укреплялось. К середине XVII в. Оно становится опять мощным, способным вести активную внешнюю политику.

Изменения в общественном строе.

Экономическая основа общества в этот период оставалась прежней – феодальные отношения, которые достигли теперь полного развития. Завершилось закрепощение крестьян, получила развитие барщинная система хозяйства. Кроме барщины крестьяне выполняли ряд других повинностей.

Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения царя, постепенно стало возрастать значение поместного землевладения.

Наряду с развитием феодализма в обществе идут и другие процессы. В XVII веке появляется и развивается мануфактурное производство, создаются предпосылки для возникновения буржуазных отношений, хотя мануфактуры существуют еще на феодальной основе. Растут города, усиливается роль посадского населения, все интенсивнее развивается торговля.

Первым феодалом в стране был царь Иван IV продолжал экономическую политику, проводившуюся еще Иваном III, который опирался на дворян. Опричнина способствовала дальнейшему усилению экономической мощи царя. Отобрав громадное количество земель у бояр, царь приобрел значительный фонд для раздачи его в виде поместий. Используя этот фонд, он имел возможность привлекать на свою сторону дворянство, которое было заинтересованно в централизации и усилении власти монарха. Господствующий класс в феодальном обществе – феодалы – не представлял собой однородную массу, а состоял из различных слоев.

К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения опричнины прежнее свое экономическое значение, затем они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодалов входили крупные и средние бояре. Интересы этих двух групп были различны по некоторым вопросам. Единую линию они проводили лишь по отношению к эксплуатируемому населению.

Бывшие удельные князья последовательно и неуклонно выступали противниками централизации, они принимали меры для ослабления царской власти. Опричнина и направлялась главным образом против этой группы феодальной верхушки. Основная масса боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и мероприятия по укреплению централизованного государства. Бояре считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская дума, с мнением которой царю следовало обязательно соглашаться. В дальнейшем, особенно после введения опричного террора, между царем и боярством возник конфликт.

В период сословно-представительной монархии в России сохранялся сложившийся еще раннее принцип замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, знатностью, а не по личным деловым качествам (местничество). Наиболее важные посты в государстве находились в руках бывших удельных князей и бояр. При помощи местничества феодальная знать не давала монарху решать кадровые вопросы самостоятельно, без учета интересов боярско-княжеской феодальной верхушки. В состав господствующего класса входило и духовенство, являвшееся крупным феодалом. Церковь имела огромные земельные владения. Большое количество крестьян работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. Монархи пытались ограничить церковное землевладение, но все эти попытки оказались неудачными. Только Ивану IV удалось добиться некоторого ограничения роста церковного землевладения.

Крестьянство делилось на чернотяглое и частновладельческое. В годы разрухи в стране началось массовое бегство крестьян со своих мест. Раньше крестьяне были прикованы к земле своих хозяйством. В связи с этим они редко пользовались предоставляемой законом возможностью перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Когда же крестьянские хозяйства стали подвергаться разорениям в связи с Ливонской войной и опричниной, то в поисках лучших мест они начали покидать свои земли. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение.

В данный период еще сохранялось холопство. Его правовое положение оставалось прежним. Развивается, однако, новая категория зависимых людей, возникшая в предыдущий период, – кабальные люди. Они формировались из свободных (главным образом из потерявших земли крестьян). Для того, чтобы стать кабальным, требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в которой закреплялось правовое положение кабального.

Для составления кабальной грамоты необходимы были некоторые условия (лицо должно достичь определенного возраста, быть свободным от крепостной зависимости и от государственной службы и др.).

Во второй половине XVI в. и в XVII в. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадского населения, которое прикрепляется к посадам. Верхушку посада составляли крупные купцы – гости и люди гостиной и суконной сотен. Основная же масса посада состояла из мелких торговцев и ремесленников, несших разного рода повинности. Кроме того, в городах находились дворы и целые слободы монастырей и светских феодалов. Их владельцы не несли государева тягла, были « белыми» людьми, беломестцами. Соответственно крестьяне и холопы, жившие на дворах беломестцев, несли повинности в пользу своих хозяев, но не платили городских налогов.

В конце XVI в. – XVII в. назрел конфликт между беломестцами и черным посадским людом. Дело в том, что хозяева белых слобод переманивали к себе людей из черных. В условиях круговой поруки остающимся жителям черных слобод приходилось платить налоги и за ушедших. Кроме того, ремесленники, работавшие у беломестцев на более льготных условий, создавали сильную конкуренцию черным ремесленникам. В ходе Московского восстания 1648 г. было выдвинуто и требование отмены белых слобод. Это требование было удовлетворено Соборным уложением 1649 г., установившим, что белые места повсеместно упраздняются. Лавки и ремесленные предприятия беломестцев и их людей должны были быть проданы черному населению или записаны в тягло.

Шагом в лишении крестьян свободы был Судебник 1550 года. В нём подтверждалось положение о Юрьевом дне, но при этом увеличивалась сумма пожилого, уплачиваемого крестьянами на 2 алтына. В целом этот Судебник не сыграл значительной роли в закрепощении крестьян, но он поддержал наметившуюся тенденцию, как бы «закручивал гайки».

Основой законодательный материал конца XVI века сравнительно хорошо сохранился до наших дней. Имеются много приговоров, посвящённых не только первостепенным, но и маловажным сюжетам. Среди самых значительных законов XVI века определённо отсутствует лишь один, оказавший огромное влияние на весь ход экономического развития России. Это указ о закрепощении крестьян.

Законодательство по крестьянскому вопросу прослеживается с конца XVI века до Соборного уложения 9 марта 1607 года, но в этой цепи недостаёт одного (возможно, самого важного) звена – закона об отмене Юрьева дня. В советской историографии проблема заповедных лет была досконально исследована в трудах многих историков. Например, Б. Д. Греков представлял конкретный ход закрепощения следующим образом. При Иване Грозном, в самом начале 80-х годов XVI века, правительство издало указ о заповедных годах в силу которого все крестьяне лишались права переходить от одного хозяина к другому в Юрьев день. С. Б. Веселовский согласился с выводом Б. Д. Грекова, но высказал предположение о том, что при Иване Грозном заповедные годы действовали на определённой, ограниченной территории. А согласно теории Б. Д. Грекова заповедные годы сразу приобрели значение общегосударственной меры.

Анализ ранних документальных источников следует дополнить исследованием более поздних источников о закрепощении крестьян, среди которых наиболее важное значение принадлежит летописному свидетельству, сохранившемуся в составе Бельской летописи 17 века. Таким образом, у нас есть две версии. Согласно одной из них, выход крестьян запретил царь Фёдор Иоаннович, а с другой – Иван Васильевич Грозный. Однако сопоставление Бельской летописи и Уложения 1607 года говорит не в пользу первого. Запись в Бельской летописи была сделана по крайней мере на 25 лет позже, чем создано Уложение 1607 года, следовательно, не менее половины века отделяли время составления летописной статьи от предполагаемого времени установления заповедных лет. Кроме того, об авторе статьи ничего не известно его заметка о «заклятье» царя Ивана Васильевича носит сугубо литературный характер. В ней нет и намёка на то, что её автор использовал какие-либо документы о крестьянском закрепощении. В Уложении же содержится прямое указание на то, что его текст был составлен в Поместном приказе, который подготавливал и хранил все законы по крестьянскому вопросу. В компетентности авторов Уложения едва ли можно сомневаться.

Переход к сословно-представительной монархии.

В середине XVI века существенно изменилась форма государства. На смену раннефеодальной монархии пришла сословно-представительная. Причиной возникновения сословно-представительной монархии являлась относительная слабость монарха, который стремился к установлению самодержавия, но был вынужден делить власть с Боярской думой. У царизма возникла необходимость в противовес Боярской думе привлечь к государственному управлению дворян и верхушку горожан.

Царь Иван IV, ведя борьбу с боярской аристократией, не доверял Боярской думе и все больше опирался на так называемую «Ближнюю думу», в которую входили особо приближенные к царю лица. С ними он главным образом и советовался. В это время значительно изменился состав Боярской думы. Некоторых ее членов – родовитых бояр – казнили или изгнали. Их места в Думе заняли родственники царя и менее знатные представители – дворяне и дьяки. На роль Думе оказывал влияние и опричный террор. Опасно было в то время противоречить царю и его опричникам. Самодержавия в России во времена Ивана IV еще быть не могло, но царь стремился к этому. Введением опричнины он преследовал не только экономические цели, заключавшиеся в подрыве экономики бывших княжеских уделов и ликвидации экономической раздробленности страны. Политическое значение опричнины состояло в том, что путем террора в отношении княжеско-боярской феодальной аристократии Иван IV предпринял попытку государственного переворота с целью установления абсолютной монархии. Царю мешала прежде всего Боярская Дума, он хотел избавиться от ее опеки и стать неограниченным монархом.

После введения опричнины государственный строй временно претерпел некоторые изменения. Образовались две системы власти и управления. В земщине все оставалось по-прежнему – там функционировала Боярская Дума – высший орган государственной власти, делившей власть с царем. В опричнине фактически неограниченная власть принадлежала царю. Там была особая система государственных органов: опричная дума, специальные опричные приказы, опричное войско, опричная казна. Опричная дума контролировала Боярскую думу, ограничивая существенно ее права.

Попытка государственного переворота все же не удалась. Террор привел к тому, что пришлось казнить не только оппозиционных бояр, но также и многих дворян.

Опричный террор не смог уничтожить оппозиционность боярской аристократии. Против террора выступило духовенство. Митрополит Филлип в проповеди перед большой массой народа прямо потребовал отмены опричнины. Царь с ним расправился, добившись постановления церковного собора о смертной казни Филлипа. Затем Иван IV заменил этот приговор пожизненным заключением в монастырской тюрьме. Однако царь вынужден был отменить опричнину, так как понял, что может лишиться вообще всякой социальной опоры, ибо недовольны террором были уже все слои господствующего класса – бояре, духовенство, дворяне.

Значение опричнины нельзя определить однозначно. Проведенные в начале опричнины земельные конфискации ослабили боярскую аристократию и укрепили царскую власть. Вместе с тем опричный террор привел к значительным разрушениям производительных сил. Опричнина способствовала политическому возвышению дворян. Однако она не уничтожила значение Боярской Думы как высшего органа государственной власти, не поколебала принципа местничества, ограждавшего привилегии знати.

Местничество являлось одним из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными – княжескими или боярскими – фамилиями, а внутри этих фамилий – взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.

Наиболее специфическим органом государственной власти данного периода явились земские соборы. Важной причиной их созыва было обострение классовой борьбы. Земские соборы созывались в наиболее острые моменты классовой борьбы, при решении вопросов о мире, войне, изгнании интервентов, изысканий средств для преодоления экономической разрухи. Первый собор (названный Собором примирения) царь и феодалы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549 г. В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства (Освященный собор) в полном составе. Они составляли как бы верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с общественным положением. Нижняя палата была представлена выборными лицами от дворянства, дьяков, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Значительную роль в земских соборах играли дворяне, дьяки и особенно торговые люди, участие которых было важно для решения различных денежных проблем. Земские соборы в большинстве случаев созывались по инициативе царя. Созыв этого органа осуществлялся также и по инициативе определенных сословий или групп населения. Открывал собор дьяк или сам царь. В большинстве случаев заседания и обсуждения вопросов проходили по сословиям. Бояре и духовенство, как правило, заседали отдельно. Решения соборов оформлялись в специальных протоколах, которые назывались соборными актами. Они скреплялись печатями царя, патриарха и высших чинов.

После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, страна переживала экономическую разруху и серьезные финансовые трудности. Царизм нуждался в поддержке различных слоев населения, особенно богатейших кругов торговых людей.С 20-х годов XVII в. царская власть несколько окрепла, земские соборы стали собираться реже. Земские соборы нет оснований относить к совещательным органам царя. Они являлись высшими органами государственной власти.

Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства. Общей чертой реформ является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, – дворян, помещиков и верхи посада.

При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные. Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с "освященным собором" (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления.

Основной вопрос, рассматриваемый в декларации, – это вопрос о боярских детях и их интересах, все три пункта которые посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения "сил", "обид" и "продаж" по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, "обид" и "продаж", причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко "всем боярам" носило характер ультимативного требования под угрозой опал и "казни" для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия. В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV. Закон 28 февраля был принят без участия "всех бояр": добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение "всех бояр" текст нового закона и он был принят на заседании "ближней думы" с участием митрополита Макария.

Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления.

Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских – помещиков, стремилось представить себя защитником также и "всех крестьян царствия своего". Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех "крестьян" прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую "всенародный" характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и "всех бояр" следующие вопросы ("Царские вопросы"):

1. О борьбе с местничеством,

2. О пересмотре вотчин, поместий и кормлений,

3. О монастырских, княжеских и боярских слободах,

4. О ликвидации корчем,

5. О ликвидации мытов,

6. О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту,

7. О заставах по рубежам,

8. Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин,

9. Об упорядочении дела раздачи поместий,

10. О порядке обеспечения вдов боярских детей,

11. О порядке надзора за ногайскими послами и гостями,

12. О всеобщей переписи земель.

Значительная реформа была проведена в церковной жизни. В 1551 г. состоялся церковный собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были записаны в книге, состоящей из ста глав. Главными задачами церковной реформы были унификация церковных обрядов и создание единого пантеона русских святых. Это было необходимо для того, чтобы ликвидировать накопившиеся во времена феодальной раздробленности различия в совершении церковных обрядов и почитании святых. Другая задача состояла в поднятии авторитета церкви, который был подорван некоторым падением нравственности духовенства (злоупотребления церковных служащих, разврат, пьянство).Кроме того, на заседании церковного собора правительство Ивана IV выступило с предложением ликвидации монастырского землевладения, но оно не было принято ввиду несогласия осифлянского большинства собора. Но все же удалось несколько ограничить монастырское землевладение за счет аннулирования в пользу Ивана IV княжеско-боярских земель, пожалованных монастырям в годы его малолетства, начиная с 1533 г. Монастырям запрещалась покупка земель без царского разрешения, а потомки удельных княжат не имели права без ведома царя передавать свои земли церкви "на помин души". Этим правительство взяло под контроль монастырское землевладение. В конечном итоге церковная реформа была осуществлена на основе компромисса между осифлянским большинством духовенства и нестяжательски настроенным правительством.

Земельная реформа.

Главное место в программе правительственных мероприятий занимает земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-и пунктов, из которых состоят "Царские вопросы", пять посвящены земельным делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражавшимися в сосредоточении огромного количества земель, по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать "недостаточного" за счет "лишков" земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана IV является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения:

1. Запрещалась покупка монастырями (и другими представителями церковного землевладения) вотчин "без доклада" царю: "вперед архиепископом, и епископом, и монастырем вотчин без царева великого князя ведома и без докладу не покупати ни у кого, а князем и детем боярским и всяким людем вотчин без докладу не продавати ж. А кто купит и кто продаст вотчину без докладу, и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца вотчина; а взятии вотчина на царя и великого князя безденежно".

2. Другой пункт приговора распространял обязательность "доклада" и на земельные вклады в монастырь: "а кто без государева ведома в которой монастырь вотчину свою дасть по душе, и та вотчина у монастырей безденежно имати на государя".

3. Третье положение приговора устанавливало особые ограничения для вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь.

Наконец, особый раздел приговора регулировал порядок "выкупа" родичами вотчин, данных в монастыри.

Перечисленные пункты, однако, не исчерпывали содержания приговора. Более того, можно сказать, что основное политическое острие приговора заключалось не в них. Регулируя вопросы монастырского землевладения на будущее, приговор одновременно включал в себя и ряд пунктов, направленных на ревизию прошлого в вопросах развития монастырского землевладения. И здесь перед нами вновь выступает тот основной политический мотив, который с неизменностью обнаруживается во всех мероприятиях 50-ых годов в области земельной политики, – ликвидация в интересах дворянства результатов земельной политики времен боярского правления.

Приговор дает яркую характеристику монастырской экспансии в земельном вопросе, которой отличалась деятельность монастырей во время боярского правления. Экспансия шла по четырем направлениям:

1) приобретение поместных и черных земель за долги;

2) насильственный захват земель "у детей боярских и у христиан";

3) расширение владений путем подкупа писцов;

4) постановка монастырских починков "на государевых землях".

Эта характеристика методов и путей увеличения монастырями своих земельных владений, применявшихся монастырями в годы боярского правления, дается с вполне определенной целью – полной ликвидации результатов монастырской экспансии: в отношении всех земель, приобретенных монастырями в годы боярского правления, предписывалось "сыскати, чьи земли были изстари, за тем же земли и учитини". Наряду с монастырским землевладением другой категорией земель, о которых идет речь в приговоре 11 мая 1551 года, является княжеское землевладение".

Итак, в вопросе о княжеских вотчинах и вотчинах Твери и других городов, как и в вопросе о монастырском землевладении, приговор восстанавливал нарушенную после Василия III "старину" и означал возвращение к той политике по отношению к княжескому землевладению, которая проводилась до времени господства княжеско-боярских группировок 30-40 годов XVI века.

Сформулированная в приговоре политика характеризуется одной особенностью: Вводимые ограничения относительно вотчинного землевладения не носили всеобщего характера, а распространялись лишь на три княжеских рода и на определенную группу местностей Русского государства. Таким образом, приговор 11 мая, знаменующий собой начало политики борьбы правительства Ивана IV за ликвидацию экономической основы мощи княжат, – их вотчин, – наносил первый удар по наиболее мощной группе бывших независимых феодалов – княжат. Выражением той же самой политики являются и положения приговора 11 мая, направленные против всех вотчинников в целом Твери и других перечисленных в нем местностей.

Все эти местности представляли собой территории бывших самостоятельных феодальных государственных образований, вошедшие в состав Русского централизованного государства во второй половине XV века и в первые десятилетия XVI века, и установление контроля центрального правительства над вотчинным землевладением этих местностей выражало собой политику борьбы за подчинение бывших феодальных землевладельцев удельных княжеств правительству Русского централизованного государства.Военная реформа.

"Уложение о службе" 1556 года завершает не только выработку правовых основ поместного землевладения, но вместе с тем является и завершением процесса перестройки армии Русского государства – процесса, начало которого падает еще на вторую половину XV века и который заключался в создании армии нового типа на месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности. Уложение 1556 г. установило порядок прохождения воинской службы, согласно которому каждый феодал (вотчинник и помещик) был обязан с определенного количества земли (150 десятин) выставлять установленное количество воинов на конях и в полном вооружении. Те феодалы, которые выставляли воинов больше нормы, получали денежное вознаграждение, а тот, кто выставлял воинов меньше нормы, платил штраф. Такой порядок содействовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от службы. Этой же цели служили периодические военные смотры. У не явившихся на службу или смотры отбирались поместья и вотчины. Принятие Уложения о службе способствовало повышению боеспособности русских войск, что было немаловажно для проведения Иваном IV активной внешней политики.

Следующая правительственная реформа касалась реорганизации органов центрального управления – приказов. Важнейшими приказами стали: Посольский, Разрядный, Поместный, Челобитный, Разбойный и Земский. Приказная система управления способствовала ликвидации остатков феодальной раздробленности и укрепляла централизацию государства. Польский приказ ведал внешнеполитическими делами. Возглавил его дьяк Иван Михайлович Висковатый. На Посольский приказ возлагалась дополнительная функция – контролировать неофициальные отношения русских бояр и духовенства с литовскими панами и духовенством, а также все другие отношения с иностранными государствами. Разрядный приказ был своего рода штабом вооруженных сил и ведал дворянской конницей.

Приказ фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Существовал также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Поместный приказ ведал распределением поместий между служилыми людьми. Поместный приказ вел активную борьбу с бегством крепостных крестьян. В ведении Адашева была Челобитная изба. Это учреждение должно было принимать челобитные на имя царя и проводить по ним расследования. Это был высший контрольный орган. Разбойный приказ занимался борьбой против "разбоев" и "лихих людей". Земской приказ управлял Москвой, отвечал за порядок в ней. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Иван IV создал стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Вербовались стрельцы на добровольных началах из посадских и вольных людей, получая от казны весьма скудное жалование.

Стрелецкое войско не было похоже на регулярную армию, казарменная дисциплина там не вводилась. Стрельцы жили в своих домах с семьями (стрелецкие слободы). Наряду с военной службой они занимались торговлей, ремеслом, огородничеством. Для руководства стрельцами был создан Стрелецкий приказ. В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. Во второй половине XVI в. возникла необходимость выделения из казны Холопьего приказа, так как получает бурное развитие кабальное холопство. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых кабальных книгах. 

Местное управление и его реорганизация: введение губного и земского самоуправления. Воеводы, их функции

В середине XVI в. была проведена реформа местного управления, отражавшая чаяния дворянства и верхушки посада. Система кормления была заменена системой губного и земского самоуправления. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, которого утверждал в должности Разбойный приказ. Он же давал соответствующий наказ с разъяснением прав и обязанностей губного старосты. Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Каждый губной орган имел специальную канцелярию – губную избу, делопроизводство в ней вел губной дьяк. Губные органы расследовали и рассматривали дела об убийствах, разбое, краже, наблюдали за тюрьмами.

Одновременно с созданием губных органов проводилась земская реформа.

К ведению земских органов относились прежде всего сбор податей и разбор гражданских и мелких уголовных дел. Губные и земские органы выполняли одновременно административные и судебные функции. Суд еще не был отделен от администрации. Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царизм в том, что на губные и земские органы на местах нельзя полностью полагаться. Эти органы продолжали функционировать, но дополнительно была учреждена должность воевод, которые назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян и утверждались царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился город или уезд, где надлежало ему служить. В больших городах назначалось несколько воевод, но один из них считался главным. Они получали от казны жалованье, ибо принцип кормления был отменен. Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли, доходности земельных участков всех хозяйств. Сборы государственных налогов непосредственно проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.

Важной государственной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.



biofile.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"