Занятие по теме: "Человек свободного общества". Сообщение человек свободного общества

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Что означает термин "свободное общество"? Свободное общество: различные модели

Для каждого человека существует собственное понятие свободного общества: свобода мысли, право на выбор, освобождение от стереотипов... Общество, свободное от оков правительства и излишней тирании со стороны властей, считается самым желанным в современном мире.

Утопия

Полное свободомыслие, отсутствие преград в оспаривании чьих-либо идей, низкий уровень влияния различных силовых структур на индивидуумов - все это, согласно многолетним исследованиям, невозможно полностью реализовать в разумном социуме. Большинство ученых считают свободное общество утопией, а все потому, что в определенных рамках воплотить в жизнь такую мечту нельзя, так как в любом случае будут ущемляться права других людей.

К примеру, во время рассмотрения чьего-либо предложения некоторые лица будут недовольны и выразят свое недовольство напрямую автору идеи. Ввиду необоснованности такого протеста, в законную силу не сможет вступить какой-либо важный законопроект, что чревато торможением дальнейшего развития социума.

Термин "свободное общество": что под ним понимают люди?

У многих данное понятие ассоциируется с раскрепощенностью в поведении, в выборе полового партнера (бисексуализм, гомосексуализм), а также с анархией и полным беззаконием. Редко индивидуумы в состоянии до конца понять, что действительно собой представляет свободное общество. Понятие о подобных социальных группах расшифровывается таким образом: права государства ограничены, оно имеет возможность вмешаться в жизнь отдельного индивида в случае необходимости поддержания нормального функционирования и развития социума. То есть силовые структуры, представляющие власть, могут контролировать человека только при возможной угрозе с его стороны для других людей.

Признаки свободного общества

Свободомыслящий социум, где ключевой фигурой является народ и его потребности, не может развиваться без определенных факторов. Свобода каждого члена общества состоит не только в его праве выбора, но еще и в возможности действовать так, как заблагорассудится ему, естественно, в рамках устоявшихся принципов и морали.

Признаками считаются:

  • Свобода предпринимательской деятельности.
  • Большое количество политических партий, представляющих интересы разных слоев населения.
  • Демократия, избранная в качестве главного варианта управления государством.
  • Повседневная жизнь граждан регулируется дистанционно, при помощи общепринятых демократичных законов и моральных норм.

Социологические модели общества

Различные модели свободного общества, как и других социальных групп, представлены ниже:

  • Функционалистская. Общество является стабильной и относительно устойчивой, интегрированной структурой. Оно состоит из социума, чья деятельность направлена на обеспечение стабильности, при этом учитываются ценности народа.
  • Социокультурная. Объединяет в себя учение о человеке из социологии и антропологии. Здесь важны следующие аспекты: мораль, общественные нормы, роль человека в окружающей среде, семья, взаимосвязь людей между собой.
  • Конфликтная. Общество постоянно меняется, его перемены могут быть как индивидуальными, так и масштабными. Социальные конфликты неизбежны, так как социум основан на принуждении одних индивидуумов к подчинению другим.

Примеры

Несмотря на то что само понятие свободного общества считается утопией, существует 2 вида политических систем управления, применяемых в различных государствах. Примеры свободного общества:

  • Либеральное государство.
  • Демократическое государство.

Свободным можно назвать также гражданское общество. А из истории в качестве примера можно было бы привести СССР. Но здесь есть один нюанс. С момента становления Страны Советов слово "свобода" фигурировало практически в каждом лозунге различных партий. Однако со временем стало ясно, что население государства вряд ли можно назвать свободным обществом. Безусловно, утопия присутствовала в некоторых аспектах, но все же власти вели тотальный контроль над своими гражданами (КГБ, разведка, "бдительные сограждане", дружинники).

Демократическое государство

Демократия - основополагающий способ управления страной в целом и членами различных социальных групп в частности. Это достаточно сложное, многогранное понятие. Общество, свободное от излишнего внимания со стороны правосудия, а также направленное на реализацию воли, желаний и интересов народа, является демократическим. В современной политике редко встречаются государства, избирающие исключительно демократический режим правления.

Признаки

Общество, свободное и демократическое, не может существовать без определенных условий. Его развитие напрямую связано с наличием:

  • Избирательного права (причем для каждого члена общества).
  • Равноправия, свободы слова.
  • Государственной власти, полностью зависящей от мнения и воли народа.
  • Партий, организаций, отвечающих предпочтениям и интересам граждан.

Либеральное государство

В либерализме прерогативой считается свобода личности каждого отдельного гражданина. Причем демократия, различные моральные принципы и устои являются средствами для достижения свободы. В либеральном государстве неприемлемы никакие попытки со стороны властей контролировать духовную, экономическую деятельность населения. Однако существует одно но в политическом режиме такого рода: общество, свободное от давления со стороны правоохранительных органов и прочих инструментов власти, не до конца является свободным. Государство все же контролирует индивидуумов, как бы говоря: "Можно менять и делать все что угодно, но власть менять нельзя". Либеральный режим считается неустойчивой, переходной формой правления.

Признаки

Для либерализма характерны следующие черты:

  1. Политическая нестабильность.
  2. Постоянное образование различных пропагандистских оппозиционных партий.
  3. Разделение власти на судебную, исполнительную, законодательную, дабы обезопасить граждан от возможного произвола со стороны каких-либо структур.
  4. Осуществление программ, не обладающих силой и популярностью среди народа.
  5. Призыв к свободным рыночным отношениям, признанию частной собственности.
  6. Принятие прав и свобод народа, развитие независимых от властей источников информации.

fb.ru

Что такое свободное общество? :: SYL.ru

Что такое свободное общество? Это неограниченные возможности каждого человека или же рамки дозволенного все же есть? А демократический строй подразумевает свободное общество? Интересные вопросы, и, наверное, каждый из читателей когда-нибудь их себе задавал. Но мало кто потратил время и нашел ответ. Поэтому для всех любознательных людей, у которых есть лишних 5 минут, мы сделали подборку ответов на самые интересные вопросы.

Что такое свободное общество

Это понятие очень субъективно. Свободным обществом считается то, которое не ограничено запретами и законами государства. Вмешиваться в жизнь человека нельзя никому. Но все мы понимаем, что при таких условиях возникнет анархия. Люди не смогут жить без правил и законов. Если человек будет делать то, что ему вздумается, он может пойти и украсть корову у соседа. И тот, в свою очередь, имеет полное право убить человека на том основании, что ему так захотелось.

Какое общество можно считать свободным? Если рассматривать этот вопрос не в рамках утопичных теорий, то можно сказать, что снятие цензуры с литературы, телевидения и уход от религиозных теорий поможет человеку мыслить шире. Но вот законы, ограничивающие человеческие действия, должны остаться. В современном мире сводное общество – это то, которое существует в рамках демократии. Но во всех ли странах эта политическая система оправдывает себя?

Немного о демократии

Каждый человек думает, что он свободен. Демократия считается государственным режимом нашей страны. А что же это такое? Демократическое общество – это система, которая ориентирована на интересы каждого человека. Она зиждется на соблюдении традиций и законов, а взамен обещает свободу творчества и предпринимательской деятельности. Демократия есть проявление народной воли, она направлена на удовлетворение интересов большинства граждан страны. Проявляется она в отсутствии цензуры на печать, свободе слова и действий, если они не противоречат закону. Признаки демократии:

  • всеобщее равенство;
  • формирование государственной власти посредством общенародных выборов;
  • всеобщее избирательное право;
  • наличие политических партий, которые выражают интересы различных групп населения.

Что ограничивает свободу человека

Люди не могут жить отдельно от общества. А если жить в нем без законов, постоянно будут возникать конфликты. Чтобы их избежать, были изобретены факторы, которые ограничивают свободу человека. Вот некоторые из них:

  • Кодексы. Их всего 20 штук, среди них: уголовный, гражданский, трудовой, семейный, жилищный и т. д. Они созданы для того, чтобы решать все спорные вопросы, которые возникают в свободном обществе.
  • Религиозные запреты. Церковь играет важную роль в жизни человека. Она тоже имеет свой «кодекс». В христианской религии он называется Библией. Эта книга – свод церковных заповедей, которые не должен нарушать ни один верующий человек.
  • Моральные устои. Именно те общечеловеческие нормы, которые внушают родители детям, сильно ограничивают жизнь людей. Но и очень облегчают ее одновременно. Уважение к старшим, помощь ближнему, сочувствие к немощным - это все то, что делает человека человеком.

А нужно ли ограничивать свободу

Кажется, что свободное общество – это сказка. Люди хотели бы жить без запретов. Но смогут ли они это делать? Нет. Любое общество нуждается в лидере, который будет решать проблемы и устанавливать законы. Люди - существа коллективные. Они не могут жить без общества. А при жизни в нем у них постоянно случаются стычки и недопонимания. И если конфликты не будут решаться мирным путем, то в ход пойдут кулаки.

Но регулировать нужно не только бытовые вопросы. Например, все мы привыкли к правилам дорожного движения. Некоторым кажутся они нелогичными, но все равно их приходится соблюдать. А теперь представьте, что все правила отменили. Сколько аварий произойдёт за час, если все люди будут ездить так, как им вздумается? Понятно, что очень много. И так везде. Без такого ограничения свободы жить сложно.

Признаки свободного общества

Как уже писалось выше, в пункте про демократию, жизнь человека должна быть ограничена в разумных пределах. Людям нужно иметь максимум свободы там, где это возможно. То есть человек может делать что угодно, но в рамках всех кодексов, и при этом не причинять физического и морального вреда другим членам коллектива. А какое общество свободное? Основные признаки этого понятия:

  • избирательное право должно быть у всех людей;
  • должна быть свобода слова и свобода печати;
  • все люди равны друг перед другом;
  • власть избирается гражданами страны;
  • люди вольны создавать союзы, партии и т. д.;
  • человек волен заниматься предпринимательской деятельностью.

Утопичные развития общества в книгах

Наверное, каждый из нас читал книги О. Хаксли и Дж. Оруэлла. Именно «Дивный новый мир» и «1984» хорошо поднимают проблемы свободы общества. Эти произведения считаются утопичными, хотя, как бы это странно ни звучало, в их основу лег реально существующий политический строй. В этих книгах поднимался вопрос о том, может ли человек быть свободным от общества, и был дан ответ: нет, не может. Все мы - люди, существа коллективные, и как бы ни была плоха система правления в стране, найдется мало добровольцев, которые пойдут против системы. Читая такие произведения, понимаешь, что даже если у человека стоит жесткий запрет на свободу мысли, ограничить потенциал творца невозможно.

Есть ли сегодня цензура

Да, даже в нашей демократичной стране выпустить любую книгу не получится. Во-первых, типография может не пустить ее в печать, а во-вторых, государство может запретить ее распространение. То же самое касается и фильмов. Но нужно уметь отличать реальный запрет от пиар-хода. Недавно на экраны кинотеатров вышла нашумевшая лента «Матильда». В прессе и на телевидении много говорилось о том, что эта кино противоречит истории и в плохом свете показывает царскую семью. Но на деле получилось так, что благодаря такому ходу фильм имеет успех. Вот так в наше время некоторые люди используют преимущества, которые свободное общество дает в руки человеку.

По-прежнему публично нельзя ругать политический строй и представителей власти и церкви. Как же тогда проявляется свобода слова? Сегодня можно в красочных выражениях встретить высказывания на страницах книг, а также услышать мат со сцены театра и из уст актеров в фильмах. Сложно понять, почему именно в такой форме в России проявляется свобода слова... Будем надеяться, что это явление временное и скоро исчезнет.

Проявление свободы путем самовыражения

Каждый человек волен выбирать, как ему жить и чем заниматься. Некоторые люди предпочитают работать на нелюбимой работе, а вечерами смотреть телевизор. И такой индивид заслуживает звания человека свободного общества. А есть люди, которые не хотят просто кануть в Лету. Их жизненная миссия - оставить на этой земле какой-то след. Поэтому они пишут картины, книги, компьютерные программы. Именно в творческом порыве и выражается свобода. Человек, который не зависит от общественного мнения, может не проводить вечера в ночных клубах, чтобы потом выложить модное селфи в инстаграм. Он имеет возможность заниматься тем, что ему по-настоящему нравится.

Удивительно, но в детстве все люди в совершенстве владеют этим навыком. Маленькие первооткрыватели спонтанны, никогда не знаешь, чего от них ждать. Их жизнь намного интересней и ярче, чем повседневные будни взрослых. Дети вольны делать что хотят, в рамках разумного, конечно. Но становясь старше и вливаясь в общество, понимаешь, что оно накладывает запреты, и человек привыкает думать и действовать так, как его научили, а не так, как ему хочется. А вот чтобы перевоспитать себя, нужна смелость, которой многим не хватает.

Может ли человек жить вне общества

Как уже писалось выше, люди - существа коллективные. Поэтому на вопрос "можно ли быть свободным от общества" ответ будет отрицательный. Чтобы выжить, нужно работать и учиться. И сделать это в отрыве от других людей невозможно. Кроме того, даже самый некоммуникабельный человек нуждается в общении. Оно нужно людям, чтобы разделить радостные и горестные события жизни. Любому из нас нужна любовь и поддержка. Есть много фильмов, которые показывают жизнь главного героя на необитаемом острове. Возьмем, например, кинокартину «Изгой». Самолет, на котором летит персонаж Чак Ноланд, терпит крушение. Попадая на необитаемый остров, главный герой устраивает свой быт. Но жить без общения у него не получается. Поэтому он отождествляет мяч с человеком, дает ему имя и разговаривает с ним. Кинокартина хорошо показывает, что выжить человек без общества может, но жить ему очень тяжело.

Почему стереотипы ограничивают наши действия

Удивительно, но жить в обществе и быть свободным нельзя. Даже если человек и не всегда соблюдает писаные правила, он все равно существует в плену своих стереотипов и моральных запретов. Это выяснили еще священники во времена Средневековья. Именно поэтому церковь и играет такую важную роль в жизни человека. И если писаный закон преступить у людей сил хватает, то мысль о том, что если не будешь соблюдать заповеди, то попадешь в ад, многих пугает. Власть общественного мнения проявлялась всегда. Но с распространением интернета жизнь людей сильно поменялась. Многие живут напоказ. Они вынуждены это делать, ведь именно так поступают друзья. И если поступиться этими правилами, то люди о тебе плохо подумают. А сейчас мнение окружающих для многих людей важнее, чем свое.

Как стать свободным от стереотипов

Кажется, что разорвать порочный круг сложно. И быть свободным от общества нельзя. И это действительно так. Но любому человеку хочется, чтобы он смог самореализоваться. А как найти свою стезю, если общество настаивает, что главное в жизни - это успех и благосостояние? Нужно иметь машину, большой дом, завести семью и лишь потом думать об искусстве и науке. Вот несколько советов, которые помогут человеку стать более свободным:

  • Читайте. Сегодня многие перестали это делать. Книги стоят на полке исключительно для красоты. А ведь это кладезь знаний, которые блогер на "Ютубе" вам точно не вольет в голову.
  • Смотрите хорошие фильмы. Многие люди проводят свой вечер за просмотром комедийных сериалов. Да, это помогает расслабиться, но никак вас не развивает. В то время как в некоторых фильмах поднимаются философские вопросы, над которыми действительно стоит задуматься.
  • Не верьте стереотипам. Не все блондинки глупые, так же как не все толстые люди - добрые. Стоит на собственной практике проверять то, что вам рассказывают окружающие. Это, конечно, относится не ко всему. Не стоит совать пальцы в розетку, чтобы узнать, что случится. Просто иногда задумайтесь о нерушимых, казалось бы, истинах: настолько ли они крепки, как кажутся?

Воспитание ребенка в духе свободы

Если вы хотите вырастить детей хорошими людьми, недостаточно дать им высшее образование. Нужно научить их жить в обществе и быть свободным. Это значит, что не следует убивать потенциал ребенка на корню. Если чадо хочет рисовать на обоях, можно разрешить ему это делать, просто объясните, что такая практика допустима только в одной комнате конкретно этого дома. Ребенок с удовольствием будет творить, и это поможет ему расширить границы своих возможностей. То же самое касается занятий музыкой, фотографией, лепкой или танцами.

Нельзя чего-то запрещать детям и никак не аргументировать свои ограничения. Если чего-то нельзя, ребенок должен понимать, почему это нельзя. Способность мыслить формируется именно в детстве, задача родителей - развить критическое мышление, неподвластное стереотипам. Нужно прививать своему чаду хороший вкус. Ребенок должен понимать, как найти хорошую литературу, музыку и фильм. А также стоит развивать детей всесторонне, чтобы не страдала ни физическая, ни интеллектуальная, ни культурная составляющая.

www.syl.ru

4. Свободный человек в свободном обществе : Основы марксизма-ленинизма Куусинен О.В., Арбатов Ю.А. : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн

Коммунизм — самый справедливый общественный строй, который полностью осуществит принципы равенства и свободы, обеспечит расцвет человеческой личности и превратит общество в слаженную ассоциацию, содружество людей труда.

Равенство и свобода

Равенство и свобода всегда были мечтой передовой части человечества. Под этим знаменем развёртывались многие общественные движения прошлого, в том числе буржуазные революции 18 — 19 вв. Но в обществе, основанном на частной собственности на средства производства, расколотом на классы эксплуатируемых и эксплуататоров, угнетенных и угнетателей, эта мечта оставалась несбыточной.

Только тогда, когда средства производства переходят в общественную собственность, а эксплуатация человека человеком делается невозможной, открывается путь к фактическому, а не просто формальному равенству людей, к их действительному освобождению.

Это историческое дело доводит до конца коммунизм. Один из его главных социальных принципов — всеобщее фактическое равенство людей.

Равенство достигается прежде всего тем, что коммунизм — это бесклассовое общество, в котором ликвидируются последние остатки социальных различий и связанного с ними неравенства, еще сохраняющиеся при социализме, в том числе различий между городом и деревней, между людьми физического и людьми умственного труда.

Исчезновение этих различий ни в коем случае не означает нивелировки индивидуальностей, унификации человеческих способностей и характеров. Коммунизм не казарма, населенная безликими фигурами. Такую карикатуру на общество будущего могут рисовать лишь неисправимые вульгаризаторы или заведомые клеветники. В действительности это общество открывает безграничный, никогда в прошлом не существовавший простор для расцвета человеческой индивидуальности во всем ее бесконечном многообразии.

Коммунистическое равенство предполагает ликвидацию не всяких различий между людьми, а лишь таких различий и таких условий, которые порождали бы разницу в социальном положении людей. Независимо от происхождения и положения человека, независимо от его вклада в общественное производство он получит при коммунизме равную со всеми другими возможность для участия в решении общих дел, для саморазвития и пользования всеми благами жизни. Одна из особенностей коммунизма как раз в том и состоит, что он обеспечивает ту высшую степень равенства, при которой,

как говорил Маркс, даже «различие в деятельности, труде, не влечёт за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления»9. В этом великое социальное значение той формы распределения материальных и духовных благ, которую вводит коммунистический строй.

Вместе с тем коммунизм несет и окончательное торжество человеческой свободы. Уже в первой, социалистической фазе развития нового общества люди получают главную из всех свобод — свободу от необходимости работать на эксплуататоров. Власть трудящихся при социализме придает истинный смысл демократии, т. е. принципу народовластия. Коммунизм идет дальше, впервые создавая условия, при которых вообще отпадает необходимость в принуждении.

Почему это становится возможным при коммунизме, хотя в прошлой истории никакое общество не могло и мечтать об отказе от принуждения? Дело в том, что на протяжении тысячелетий господствовали социальные условия, делавшие неизбежными непримиримые противоречия, столкновение интересов отдельных людей и целых классов. Этот раскол общества и породил принуждение, вызвав к жизни специальный аппарат классового насилия, а также систему правовых норм, навязываемых людям силой, сосредоточенной в руках господствующих классов.

Подобный раскол общества устраняется уже с победой социализма. Коммунизм, преобразуя производство, распределение и труд, вместе с тем обеспечивает полное слияние социально-экономических интересов всех членов общества. В результате исчезает почва для каких бы то ни было мер принуждения. Отношения господства и подчинения окончательно заменяются свободным сотрудничеством. Отпадает необходимость в государстве. Отмирает нужда в правовой регламентации. Для культурных, идейных, высокоморальных людей, какими станут люди при коммунизме, соблюдение правил -человеческого общежития делается привычкой, второй натурой. В этих условиях, писал Энгельс, «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» 10.

Исчезновение из общественной жизни всякого принуждения преобразит не только социальные условия будущего общества, но и самого человека, который будет во всем свободно следовать своим убеждениям и сознанию своего морального долга.

Расцвет личности

Высшая цель коммунизма состоит в том, чтобы обеспечить полную свободу развития человеческой личности, создать условия для безграничного развития личности, для физического и духовного совершенствования человека. В этом марксизм и видит подлинную свободу в самом высоком смысле этого слова.

Всеобщий достаток, совершенная система народной гигиены и здравоохранения и разумный образ жизни в коммунистическом обществе обеспечат здоровье, долголетие, физическое совершенство человека. Свойственная коммунизму форма распределения навсегда освободит людей от забот о хлебе насущном. Свободный, творческий труд будет не подавлять, а, напротив, развивать разносторонние способности, заложенные в человеке.

Намного вырастет досуг, свободное время людей. Известно, какое огромное значение придавал этому Маркс, говоривший, что при коммунизме богатство общества будет измеряться размерами не рабочего времени, а свободного времени его членов. Ведь досуг — это не только время для отдыха, восстановления сил человека, но и, говоря словами Маркса, пространство для развития его личности.

Культурные, разносторонне развитые люди нового общества безусловно найдут разумные и достойные способы заполнить это «пространство». Ученье станет такой же непременной чертой образа жизни каждого человека, как труд, отдых, сон. Неизмеримо вырастет потребление всех видов культурных благ. Общество, становясь богаче, сможет выделять на их производство все больше средств и труда.

Развитию и совершенствованию личности будет в огромной степени способствовать и то обстоятельство, что коммунистическое общество обеспечит безграничную возможность для приложения всех способностей человека, а любой талант, как известно, расцветает, оттачивается, достигает совершенства только тогда, когда им пользуются.

6 созданием этих предпосылок развернется во всю свою силу человеческий разум. Огромных высот достигнет и культура характеров и чувств людей. Новые условия жизни в полной мере разовьют новые моральные побуждения: солидарность, взаимное доброжелательство, чувство глубочайшей общности с другими людьми — членами единой человеческой семьи. Все это откроет перед человечеством безграничные возможности наслаждаться жизнью, полной мерой черпать ее радости.

Вместе с тем расцвет личности послужит могучим фактором дальнейшего быстрого прогресса коммунистического общества. Ведь ум, таланты, способности людей — это величайшее из всех богатств, которыми располагает всякое общество. Но в прошлом, в силу социальных условий, это богатство использовалось лишь в минимальной мере. Какие же безграничные перспективы откроются, когда получат полное развитие способности и таланты каждого человека и когда они будут использоваться плодотворно, а не растрачиваться впустую!

Организованное содружество всесторонне развитых людей

Свобода, которую даст человеку коммунизм, не будет означать распада общества на отдельные общины и тем более на индивидов, не признающих никаких общественных связей.

Подобное представление о свободе свойственно только последователям анархизма и мелкобуржуазного индивидуализма. Для них свобода — в разрыве всяких общественных уз и ликвидации всякой общественной организации. Но такая «свобода» не может принести пользы людям.

Для того чтобы общественное производство нормально функционировало и развивалось, чтобы расцветали культура и цивилизация, обеспечивая всем людям благосостояние, свободную и счастливую жизнь, обществу нужна какая-то форма организации. Поэтому на смену государственности приходит не царство всеобщей анархии, а система общественного самоуправления.

Нет смысла гадать, какие конкретные формы примет эта система, но о некоторых ее общих чертах можно судить со значительной долей достоверности.

Общественное самоуправление при коммунизме — это организационная система, охватывающая все население, которое с ее помощью само будет осуществлять непосредственное управление своими делами. Для создания такой системы потребуются новые формы организации — такие формы, которые позволяют правильно и своевременно выявлять общую волю и эффективно проводить ее в жизнь, сплачивая многие миллионы людей на решение задач, встающих перед обществом.

Коммунистическое общественное самоуправление будет представлять собой прежде всего разветвленную систему массовых организаций и коллективов. Только так можно обеспечить постоянное участие в управлении всех членов общества, мобилизовать их энергию, опыт, творческую инициативу.

Соответственно изменятся также методы управления общественными делами. В области экономики — в главной сфере общественного самоуправления — это будут методы научного планирования, организации добровольных связей и сотрудничества между производственными коллективами и хозяйственными зонами. При решении других дел будут использоваться методы общественного воздействия, влияние общественного мнения. Оно станет при коммунизме могучей силой, достаточной, чтобы урезонивать тех индивидов, которые не захотели бы следовать коммунистическим обычаям и правилам общежития.

Принципиально новой будет и та атмосфера, в которой развернется деятельность общественного самоуправления. Оно предполагает не только полную гласность и информиро-

ванность о делах общества, но и очень высокую гражданскую активность людей, их глубокую заинтересованность в этих делах. По всей вероятности, публичное обсуждение общественных дел не обойдется без споров. Но это не послужит препятствием для дела, а, напротив, поможет находить наиболее правильные решения. Неразрешимые противоречия, как показал опыт, возникают на почве непримиримых интересов и невежества. Эти причины при коммунизме будут исключены; останутся, следовательно, лишь различия в опыте, в степени осведомленности, в подходе к отдельным вопросам. Однако такие расхождения в условиях глубокой общности интересов, целей и мировоззрения нетрудно будет разрешать. Все эти особенности коммунистического общественного самоуправления полностью отвечают характеру отношений между людьми в будущем обществе, отношений сотрудничества, братства и содружества. Коммунистический человек не эгоист, не индивидуалист, его будет отличать сознательный коллективизм, глубокая забота об общем благе. Основа основ морали этого человека — преданность коллективу, готовность и умение свято блюсти общественные интересы. Такие качества свободных и равных граждан нового общества и сделают коммунизм высокоорганизованным и слаженным сообществом людей — подлинных мастеров творческого коммунистического труда.

www.ahmerov.com

Свободный человек в свободном обществе

Коммунизм — самый справедливый общественный строй, который полностью осуществит принципы равенства и свободы, обеспечит расцвет человеческой личности и превратит общество в слаженную ассоциацию, содружество людей труда.

Равенство и свобода

Равенство и свобода всегда были мечтой передовой части человечества. Под этим знаменем развёртывались многие общественные движения прошлого, в том числе буржуазные революции 18 — 19 вв. Но в обществе, основанном на частной собственности на средства производства, расколотом на классы эксплуатируемых и эксплуататоров, угнетенных и угнетателей, эта мечта оставалась несбыточной.

Только тогда, когда средства производства переходят в общественную собственность, а эксплуатация человека человеком делается невозможной, открывается путь к фактическому, а не просто формальному равенству людей, к их действительному освобождению.

Это историческое дело доводит до конца коммунизм. Один из его главных социальных принципов — всеобщее фактическое равенство людей.

Равенство достигается прежде всего тем, что коммунизм — это бесклассовое общество, в котором ликвидируются последние остатки социальных различий и связанного с ними неравенства, еще сохраняющиеся при социализме, в том числе различий между городом и деревней, между людьми физического и людьми умственного труда.

Исчезновение этих различий ни в коем случае не означает нивелировки индивидуальностей, унификации человеческих способностей и характеров. Коммунизм не казарма, населенная безликими фигурами. Такую карикатуру на общество будущего могут рисовать лишь неисправимые вульгаризаторы или заведомые клеветники. В действительности это общество открывает безграничный, никогда в прошлом не существовавший простор для расцвета человеческой индивидуальности во всем ее бесконечном многообразии.

Коммунистическое равенство предполагает ликвидацию не всяких различий между людьми, а лишь таких различий и таких условий, которые порождали бы разницу в социальном положении людей. Независимо от происхождения и положения человека, независимо от его вклада в общественное производство он получит при коммунизме равную со всеми другими возможность для участия в решении общих дел, для саморазвития и пользования всеми благами жизни. Одна из особенностей коммунизма как раз в том и состоит, что он обеспечивает ту высшую степень равенства, при которой,

 

 

как говорил Маркс, даже «различие в деятельности, труде, не влечёт за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления»9. В этом великое социальное значение той формы распределения материальных и духовных благ, которую вводит коммунистический строй.

Вместе с тем коммунизм несет и окончательное торжество человеческой свободы. Уже в первой, социалистической фазе развития нового общества люди получают главную из всех свобод — свободу от необходимости работать на эксплуататоров. Власть трудящихся при социализме придает истинный смысл демократии, т. е. принципу народовластия. Коммунизм идет дальше, впервые создавая условия, при которых вообще отпадает необходимость в принуждении.

Почему это становится возможным при коммунизме, хотя в прошлой истории никакое общество не могло и мечтать об отказе от принуждения? Дело в том, что на протяжении тысячелетий господствовали социальные условия, делавшие неизбежными непримиримые противоречия, столкновение интересов отдельных людей и целых классов. Этот раскол общества и породил принуждение, вызвав к жизни специальный аппарат классового насилия, а также систему правовых норм, навязываемых людям силой, сосредоточенной в руках господствующих классов.

Подобный раскол общества устраняется уже с победой социализма. Коммунизм, преобразуя производство, распределение и труд, вместе с тем обеспечивает полное слияние социально-экономических интересов всех членов общества. В результате исчезает почва для каких бы то ни было мер принуждения. Отношения господства и подчинения окончательно заменяются свободным сотрудничеством. Отпадает необходимость в государстве. Отмирает нужда в правовой регламентации. Для культурных, идейных, высокоморальных людей, какими станут люди при коммунизме, соблюдение правил -человеческого общежития делается привычкой, второй натурой. В этих условиях, писал Энгельс, «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» 10.

Исчезновение из общественной жизни всякого принуждения преобразит не только социальные условия будущего общества, но и самого человека, который будет во всем свободно следовать своим убеждениям и сознанию своего морального долга.

Расцвет личности

Высшая цель коммунизма состоит в том, чтобы обеспечить полную свободу развития человеческой личности, создать условия для безграничного развития личности, для физического и духовного совершенствования человека. В этом марксизм и видит подлинную свободу в самом высоком смысле этого слова.

 

 

Всеобщий достаток, совершенная система народной гигиены и здравоохранения и разумный образ жизни в коммунистическом обществе обеспечат здоровье, долголетие, физическое совершенство человека. Свойственная коммунизму форма распределения навсегда освободит людей от забот о хлебе насущном. Свободный, творческий труд будет не подавлять, а, напротив, развивать разносторонние способности, заложенные в человеке.

Намного вырастет досуг, свободное время людей. Известно, какое огромное значение придавал этому Маркс, говоривший, что при коммунизме богатство общества будет измеряться размерами не рабочего времени, а свободного времени его членов. Ведь досуг — это не только время для отдыха, восстановления сил человека, но и, говоря словами Маркса, пространство для развития его личности.

Культурные, разносторонне развитые люди нового общества безусловно найдут разумные и достойные способы заполнить это «пространство». Ученье станет такой же непременной чертой образа жизни каждого человека, как труд, отдых, сон. Неизмеримо вырастет потребление всех видов культурных благ. Общество, становясь богаче, сможет выделять на их производство все больше средств и труда.

Развитию и совершенствованию личности будет в огромной степени способствовать и то обстоятельство, что коммунистическое общество обеспечит безграничную возможность для приложения всех способностей человека, а любой талант, как известно, расцветает, оттачивается, достигает совершенства только тогда, когда им пользуются.

6 созданием этих предпосылок развернется во всю свою силу человеческий разум. Огромных высот достигнет и культура характеров и чувств людей. Новые условия жизни в полной мере разовьют новые моральные побуждения: солидарность, взаимное доброжелательство, чувство глубочайшей общности с другими людьми — членами единой человеческой семьи. Все это откроет перед человечеством безграничные возможности наслаждаться жизнью, полной мерой черпать ее радости.

Вместе с тем расцвет личности послужит могучим фактором дальнейшего быстрого прогресса коммунистического общества. Ведь ум, таланты, способности людей — это величайшее из всех богатств, которыми располагает всякое общество. Но в прошлом, в силу социальных условий, это богатство использовалось лишь в минимальной мере. Какие же безграничные перспективы откроются, когда получат полное развитие способности и таланты каждого человека и когда они будут использоваться плодотворно, а не растрачиваться впустую!

 

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Занятие по теме: "Человек свободного общества"

Занятие «Человек свободного общества»

Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости (В.Г. Белинский)

Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию. Но что важнее всего – без общества наше совершенство было бы почти бесцельно. (У. Говдин)

Ребята, давайте прочтем эпиграф к нашему сегодняшнему занятию(дети читают). В течение занятия мы будем размышлять над этими понятиями, в заключении вернемся к этим словам и вы скажите правы ли эти высказывания.

Цели:

- рассмотреть и уточнить основные понятия – «свобода», «ответственность», «выбор», «свободное общество»;

- формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию;

- вырабатывать умение в различных жизненных ситуациях правильно делать свой выбор, осознавать границы свободы и ответственности.

1. Беседа «Дай определение»

Ребята, в повседневной жизни мы не раз слышим такие слова как «свобода», «ответственность», «выбор», «свободное общество».

Кто из вас задумывался над их смыслом?

Давайте вместе попытаемся разобраться и дать определение этим понятиям.

Воспитанники дают собственные определения этих понятий, говорят о том, что они вкладывают в их смысл.

Определения:

- Понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость». «Свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки.

- Ответственность - чувство, что ты отвечаешь за свои слова, что они не расходятся с твоей совестью. Что ты не обманываешь людей.

Выбор:

- Человеку легче выбирать простые и привычные для нас бытовые вещи: продукты, одежду, обувь, услуги;

- В выборе человека мы руководствуемся оглядываясь на моральные нормы, умение поставить себя на место другого человека, совесть.

- Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, своего будущего.

2. После беседы с ребятами зачитать высказывания об этих понятиях ученых, мыслителей, писателей:

- А сейчас послушайте, какой смысл в понятие «свобода» вложили мыслители разных стран и времен:

«Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев)

«Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости» (В.Г. Белинский)

«Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности» (Альбер Камо – рус.революционер)

Вопросы к воспитанникам:

- Почему к такому трактованию понятия «свобода» пришел каждый из вас?

- Как ты считаешь, правы ли они в своих высказываниях?

- Может ли свобода быть безграничной?

3. Раздать детям афоризмы с высказываниями об ответственности. Необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказываний:

«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни» (Ромен Роллан)

«Настоящяя ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. (Фазиль Искандер)

- Как вы поняли их смысл?

- Где и в каких жизненных ситуациях может и должна проявляться ваша ответственность?

4. А сейчас давайте рассмотрим ситуции.

Ситуация №1

Компания подростков однажды вечером решила покататься на машине. Собственного автомобиля ни у кого не было, поэтому ребята угнали первую попавшуюся машину. Через несколько часов друзья попали в полицию и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку «безобидным развлечением» и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Работники полиции познакомили их с соответствующими статьями УК и ребята поняли, что им грозит.

- Как вы оцениваете эту ситуацию?

- Оказывались ли вы когда-либо в подобной ситуации?

- Освобождает ли незнание закон от ответственности?

- Могут ли возникнуть подобные ситуации у кого-либо из вас после выхода из детского дома?

- Чем это грозит?

- Кто не уверен в себе и может оказаться в компании, угнавшей какое-либо транспортное средство?

Ситуация №2

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, общаться с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних.

В детском доме нет забора и нет службы режима. Ваши действия?

- Кто из вас воспользуется оказанным доверием и может совершить самовольную отлучку, воровство?

- Куда вы можете направиться?

- Чем будете заниматься?

- Как вы предполагаете продолжить обучение?

- Возможет ли вариант добровольного возвращения в детский дом, в каком случае, не в случае ли нового конфликта с правосудием?

5. Рассмотрим два оттенка понятия «свобода» - свобода от чего-либо или от кого-либо, и свобода для чего-либо или кого-либо.

- Свобода от обязанностей

- Свобода от родителей

- Свобода от уроков

- Свобода от труда

- Свобода для деятельности

- Свобода для творчества

- Свобода для самовыражения

- Свобода для каких-либо действий и поступков

- Отличаются ли оттенки этих понятий «свободы» друг от друга?

- Чем?

- В чем позитивный негативный смысл данного понятия?

6. И еще раз подведем итог нашему разговору, о свободе, выборе, ответственности.

Для этого я вам каждому дам цитату. Каждый из вас должен объяснить ее смысл, как он ее понял, определить, отрицательный или положительный смысл заложен в ней. Все остальные слушают и дополняют, или убеждают в ошибочности суждений.

- Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри (Т. Мурановский)

- Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода и люди не знают, что с ней делать. (М. Пришвин)

- Свобода возникает только с изменением человека. Она не может быть запланирована, ее нельзя создать насильственно, но люди при правильной постановке и решении конкретных задач сообща обретают свободу.(Карл Ясперс)

- Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда мои соотечественники будут просвещены, только тогда они сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений…(Е. Дашкова)

- Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным. (Ж. Лабрюйер)

- Свобода означает ответственность, вот почему многие ее боятся. (Б. Шоу)

- Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Ш. Монтескье)

7. Сейчас сделаем основные выводы по этой теме:

1.Так каким же должен быть человек в нашем обществе?

- Человек свободного общества должен быть свободным, ответственным и уметь делать выбор;

2.Связаны ли между собой понятия свобода. Ответственность, выбор?

-Понятия свободы, ответственности и выбора взаимосвязаны и взаимозависимы;

3. Что нужно человеку для того, чтобы осознанно делать выбор?

- Для того. Чтобы осознанно делать выбор, человек должен обладать определенными знаниями, умениями, ценностями;

4. Любой ли человек может сделать выбор, что для этого необходимо?

-Любой человек может сделать выбор, и поэтому необходимо научиться делать его осознанно;

Вывод: свобода и распущенность – понятия одно другому совершенно противоположные, но у каждого есть выбор.

8.Теперь, в завершении нашего сегодняшнего занятия, давайте, с вами перечислим те ценности, на которые мы должны опираться, делая свой выбор:

- Права человека;

- Ответственность;

- Границы свободы;

- Совесть;- Гуманизм;

- Умение поставить себя на место другого человека;

- Нравственные нормы;

- Закон.

Рефлексия.

И давайте вернемся к эпиграфу нашего занятия, каждый скажет свое мнение, правы ли мыслители и их выказывания (ответы детей)

- Скажите, ребята, что полезного, интересного или может быть, жизненно важного вы почерпнули из нашего сегодняшнего занятия?

- Это поможет вам в дальнейшей жизни?

Удачи вам. До свидания.

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей «Детский дом(смешанный) №24»

ст. Григорополисская

Открытое занятие

на тему:

«Человек свободного общества»

воспитателя детского дома

Бригадировой Веры Георгиевны

2014 г

infourok.ru

2. Что такое свободное общество. Свобода в деятельности человека

Похожие главы из других работ:

Наркомания - враг нашего общества

Что такое наркомания?

Наркоманией называется группа заболеваний...

Наркомания - социальная проблема

2. Что такое наркомания

Наркомания (это слово образовалось от греч. narkз оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) - хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими средствами...

Неформальные молодежные движения, или Я - неформал

2.3.2 Что это такое

Смысл подобных игр заключается в следующем: существует некто DM (Данджеон Мастер, Повелитель Подземелья), который ведет игру. У него имеется текст модуля - описание игрового мира, и список различных фатальностей...

Ночные клубы как форма досуга

§1.1 Досуг и свободное время: специфика и функции

свободный время молодежь клуб В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности...

Основные понятия социологии

8. Что такое религия?

Религия есть форма отражения действительности в фантастических понятиях и представлениях. Признак любой религии - вера в какие-либо сверхъестественные силы. Крупнейшими на сегодня религиями являются христианство и ислам...

Основные формы девиантного поведения, разрешение проблемы в социальной работе

Что такое девиация?

Во всех обществах поведение некоторых людей порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения...

Особенности самообразования в информационном обществе

6. Что такое геймификация

Игрофикамция (геймификация от англ. gamification, геймизация) -- применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей...

Проблемы наркомании среди молодежи

Что такое наркомания

Наркомания -- не болезнь в обычном смысле этого слова, но это и не просто порок из числа тех, что присущи здоровым людям. Наркоманию называют комплексным социопсихофизиологическим расстройством. Наркомания -- тотальное (т. е...

Развитие общества знания в современных условиях

1.2 Общество риска и общество знания

На всех этапах развития представлений об обществе знания сохранялась проблема демаркации между этими представлениями и другими теориями социальных трансформаций. Очевидно, что теории информационного общества...

Синергетика, основные положения

Что такое синергетика?

Текущая версия (не проверялась) Синергетика (от греч. ухн -- «совместно» и греч. есгпт -- «действующий») -- междисциплинарное направление научных исследований...

Социальная стратификация общества

3. Понятия «закрытое общество» и «открытое общество»

социальная стратификация общество неравенство В политологическом смысле закрытое общество - это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено...

Социология конфликта

Что такое конфликт?

Коротко говоря, конфликт - это навязывание своей воли. В зависимости от масштаба целью может стать подавление (в случае конфликта в семье) или даже уничтожение противника (в случае войны)...

Социология личности

1. Что такое личность

Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно...

Спорт как досуг

1. Спорт: двигательная активность в свободное время

...

Сценарий как литературно-режиссерская разработка мероприятия

1. Что такое сценарий?

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena -- сцена), термин имеет несколько значений. 1. Изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа, т. е. не обусловленное заданным драматургическим текстом...

soc.bobrodobro.ru

Что такое свободное общество

      Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.       Какое же общество может обеспечить такой выбор?       Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.       Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало.       В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере — разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.       «Все, что может делать общество и государство, — это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», — писал один из американских политических деятелей.       Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество.       Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.       Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости.       Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности.       Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений — альтернатив — дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого.  Основные понятия:свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество. Термины:деиндивидуализация, предопределение.

Проверьте себя

      1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3) Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей. 5) В чем выражается общественная необходимость? 6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»? 7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество». 8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе. 9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

Подумайте, обсудите, сделайте

      1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе?       2. Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верным?       «Наша жизнь — это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». «Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».       3. Как вы понимаете выражение «Свобода — это выбор»?       4. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?       5. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:       1) свобода — это отсутствие всяких преград и помех;       2) свобода — это осознанное следование необходимости;       3) свобода (свободная воля) — это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;       4) свобода — это осознанная возможность исторического творчества?       6. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?       7. Согласны ли вы с высказыванием «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.       8. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона... Законы — это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание.       9. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо, Губернатора убьем, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдем.

      К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона.

Как мы защищаем свое чувство свободы

      Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин...       Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию...       Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению... Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении.       Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии... При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии.  Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

studfiles.net



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"