Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочки? Различия в воспитании девочек и мальчиков


Разница в воспитании мальчиков и девочек

Это глава из книги «Предназначение быть мамой»

И давайте еще немного поговорим об отличиях воспитания маленьких мужчин и женщин. Мы ведь разные с самого начала, и это стоит учитывать и родителям.

Глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика – в сердце матери.Так говорят писания, и вы можете легко увидеть это в обычной жизни. Матери больше привязаны к сыновьям, отцы – к дочерям. И наоборот – мальчиков связывают чувства с матерью, а девочек – с отцом.Сыновья очень хорошо считывают все то, что находится в сердце матери. От этого зависит, какими они вырастут. Если мать искренне любит отца, заботится о нем, уважает его, то и сыновья захотят стать таким мужчиной, которого мать могла бы полюбить. Но если мать отца не уважает, не принимает и всячески им пренебрегает? Ответ на этот вопрос найти легко. Посмотрите на современных мальчиков – чем они заняты? Стремятся ли они стать мужчинами – или уходят от реальности в компьютерные игры и интернет? Все потому что у них нет стимула становиться такими, как отец. Нет образа отца, к которому они могли бы стремиться.

То же самое с дочерями – но наоборот. Дочь захочет стать настоящей женщиной, как мама, если папа мамой вдохновлен. А если нет? Если мама ходит дома в замызганном халате, растит огромные складки на теле и забывает мыть голову? Если с отцом они практически не общаются, разве только «купи хлеба» и «дай денег»? Или если мама вся такая супер-уверенная в себе, все сама, и отец не очень-то и нужен? Если он и рад бы быть с ней, но она всячески его отталкивает – своей самостоятельностью, силой, успешностью? Кем захочет стать девочка? Будет ли она женщиной, или сделает для себя вывод, что все женщины – отвратительны?

Поэтому нам, как мамам, важно понимать, какой образ дети видят в нашем сердце и нашего партнера. В большей степени это зависит именно от нас. Насколько мы сами умеем уважать, принимать, заботиться. И насколько мы способны заботиться о себе и сохранять интерес мужа к себе.

Девочек воспитывают мамы, мальчиков – папы

Исходя из того, что у нас обычно сильные эмоциональные связи именно с детьми противоположного пола, мы не можем быть к ним объективны.  Мы не можем многого требовать от сыновей, а отцы не могут ничему научить дочь. Дочь будет вить из отца веревки, а сын никогда не подчинится матери (если его не сломать).

Именно поэтому после пяти лет важно, чтобы за воспитание ребенка отвечал тот из родителей, который меньше вовлечен в такие связи. То есть родитель своего пола. У девочек – мама. У мальчиков – папа. Им проще быть объективными, проще «держать удар» и лучше видны все трудности и проблемы. На собственном опыте.

К тому же отец никогда не сможет научить дочку тому, чему ее научит мама. И домашнее хозяйство, и рукоделие, и кулинария, и уход за собой, и многое другое. Женские секреты и хитрости.

А мать никогда не научит сына подтягиваться на турнике, отжиматься на кулаках, отражать удары, разводить костры, ставить палатки, терпеть боль и лишения. Все то, что для отца естественно и понятно.

Самое сложное здесь – передать ответственность. Папам трудно согласиться, чтобы решения в воспитании дочери принимала мама. Мамам трудно отдать своих любимых мальчиков суровому отцу. Переход происходит проще, когда между мамой и папой внутри все спокойно. Когда у них нет противоборства и конфликта. То есть когда отношения уже проработаны, осознанны и глубоки. И если мы хотим детям счастья, это единственный верный путь.

Любовь-забота и любовь-доверие.   

Есть два типа любви – любовь как забота и любовь как доверие. Мальчикам нужна одна, девочкам другая. Главное не перепутать. Как вы думаете, какая для кого?

Или давайте я лучше расскажу то, что я обычно вижу. В семьях, на улице. Сначала о девочках.

  • Родители обычно считают девочек более благоразумными. Поэтому им больше доверяют.
  • Девочкам обычно обращены такие фразы: «Я в тебя верю, ты справишься!»
  • Девочкам же обычно достается меньше контроля и меньше защиты
  • Девочек учат постоять за себя, чтобы хулиганы не обидели
  • Девочкам с ранних лет доверяют мытье посуды, полов, уход за братьями и сестрами
  • Девочкам достается и больше критики от взрослых – и внешности, и оценок, и талантов

А мальчики?

  • Мальчиков и мам связывает особая трепетная любовь, которая не проходит со временем
  • Поэтому именно мальчикам обращены: «Надень шапку, покушай супчик, ты не заболел?»
  • Мальчиков же обычно стараются окружить любовью и теплом, очень берегут
  • Мальчиков же больше контролируют, опекают – и это не уходит с возрастом
  • На мальчиков дома обычно не накладывают никаких обязанностей – максимум вынести мусор
  • Обычно мальчиков мамы очень боятся обидеть и ранить

То есть по факту мальчикам мы даем заботу, а девочкам – доверие. Поэтому у нас растут сильные женщины, которые со всем справятся и мужчины, за которыми нужен постоянный уход. Причем никому это не нравится, но ничего не меняется. Ведь начинается все в детстве. А как надо бы?

Надо бы окружать заботой девочек. С самого рождения:

  • Защищать ее – от всего
  • Ограждать от всего лишнего
  • Не сваливать на нее много обязанностей
  • Интересоваться ею и ее делами
  • Оставлять ее дома, едва начался насморк
  • Встречать со школы, провожать в школу
  • Следить за тем, с кем она общается и как
  • Следить, не тяжело ли ей в школе, в садике, в коллективе
  • Всегда приходить ей на помощь – даже если она не просит. По ее лицу читать, что ей трудно
  • Никогда не смеяться над ней, стараться не обижать
  • Не заставлять ее покорять Эвересты
  • И лучше вообще ничего не заставлятьИдеально, если девочку будут растить, как экзотическое нежное растение, в тепличных условиях, очень трепетно и нежно. Сейчас вы подумаете, что она избалуется? Вы можете так думать. Но попробуйте примерить к себе. Если бы ваши родители к вам так относились, что бы изменилось в вас? Стали бы вы заносчивой и злой или наоборот, смогли бы больше любить и себя и других? Только честно.

Девочка, к которой отнеслись как к драгоценности, начинает сама так к себе относиться. И это ее лучшая защита в жизни. Это ее чувство собственного достоинства, которое не позволит выходить замуж за кого попало, терпеть по отношению к себе жестокость, насиловать саму себя. Для нее станет естественным слышать себя, принимать себя, любить. И тогда ей будет, что отдать миру.

Девочка в прежние времена всегда находилась под защитой. С рождения и до смерти. Сначала отец – и братья, потом муж, потом сыновья. Она всегда была окружена этой заботой. Чувствовала себя любимой, а значит, была спокойна, умиротворена. И этим умиротворением заполняла пространство вокруг.

Это сейчас мы все время пытаемся любовь заслужить, привыкнув, что в нас верят. Нас от этой веры в наши возможности уже тошнит, и очень хочется, чтобы кто-нибудь догадался и избавил нас от всего этого. Пришел, увидел, победил, все сделал сам. Сам догадался, как мне тяжело, сам спас, сам же и позаботился. Но так как у нас нет внутреннего позволения на такую любовь по отношению к себе, мы все со своими конями и избами бегаем, а во сне видим принца, который снова и снова спасает.

А девочка и ее чувство собственного достоинства начинается в детстве. С получения от родителей любви-заботы. И не только от папы (такую любовь хоть немного, но получили почти все девочки, выросшие в полной семье), но и от мамы, что гораздо сложнее.

С мальчиком же нужно обращаться, как с деревом. Закалить его трудностями, чтобы он смог вынести в жизни все. И чтобы при этом внутри у него был стержень. Стержень вашей в него веры.

  • Это сыну нужно говорить: «Я в тебя верю!»
  • Это сыну нужно отдавать ответственность за его жизнь, то есть перестать бегать за ним с шапочкой
  • Не защищать его в детских ссорах, а верить в него, что он сам справится. Можно и на карате заодно записать.
  • Сыну нужно создавать трудности, они закалят его характер
  • Сыну нужно предоставлять возможность пройти испытания, например, походы, спорт, сложные задачи. Всего этого в жизни мальчика должно быть много.
  • Сына нужно укреплять трудом, в том числе по дому
  • Сыну лучше вообще ни в чем не помогать, как только ему исполнилось 5-6 лет. Наоборот, стоит начать ждать помощи от него, привлекать, просить.
  • Мальчику нужен этот посыл: «Ты справишься!»
  • Мальчику нужны возможности для покорения вершин, а для этого ему эти вершины стоит показывать, отпускать его туда и верить, что справится (даже если не с первого раза)
  • Мальчика стоит готовить, как воина, рыцаря, и не меньше.

Это непросто – особенно для матери. Поэтому в ведические времена мальчиков воспитывали папы или другие мужчины. Они создавали трудности, устраивали проверки на прочность. И для того, чтобы все испытания пройти, мальчику нужен был стержень. Этим стержнем являлось безусловное доверие его матери. Ты справишься. У тебя получится. Я в тебя верю. В принципе, все эти трудности и нужны по большому счету только для того, чтобы он чувствовал, что в него верят. И сам верил в свои силы.

С самого детства мужчинам растили крылья, а не рога. Поэтому взрослые мальчики могли этими крыльями укрыть от ненастий всех своих близких, а заодно покорить любую вершину. Сейчас же мы своей женской заботой, не пуская к мальчикам мужчин, выращиваем из них домашних животных. И судя по народным поговоркам – с рогами.

Мальчик становится мужчиной в детстве. Или становится, или не становится. Подумайте, какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой. И начните относиться так к своему сыну, желая его увидеть именно таким. Сильным, решительным, смелым, самостоятельным, ответственным. Любовь как доверие в этом вам очень поможет.

По-разному хвалить

Мальчиков и девочек даже хвалить нужно по-разному.  Потому что мы очень по-разному устроены и по-разному все воспринимаем.

Девочек нужно хвалить как можно чаще. Невозможно девочку перехвалить. Не зазнается. Она с рождения – бриллиант. И если мы об этом будем молчать, она всю жизнь будет считать себя булыжником. А если мы еще этот бриллиант будем все время критиковать, то она и вести себя будет как булыжник.

И так как девочка изначально совершенна в своих качествах, вы не обманете, если похвалите ее за все то, что в ней уже есть. За те качества, с которыми она уже пришла в этот мир. Именно за качества ее и стоит хвалить.

Если вы будете хвалить ее за поступки, она начнет делать то, что делает сейчас большинство женщин. Начнет заслуживать любовь всеми способами, добиваясь похвалы. Принесет вам все пятерки из школы, и даже шестерки выиграет все олимпиады. Вымоет все полы. И вам, конечно, это понравится, и будет удобно. Но подумайте о ее жизни в будущем. Она ведь всегда и везде будет так поступать.

Она будет заслуживать любовь своего мужа, делая для него все – и даже больше. Для коллег и начальников она станет безотказной и очень удобной. Подругам она никогда не сможет сказать «нет». Она будет хвататься за любую возможность стать хорошей. И при этом ни одно из ее достижений не будет греть ее душу. Увы, сколько бы Эверестов она не покорила, ей будет мало, в груди останется огромная дыра, дыра от тоски по любви. И сколько бы ее не хвалили за то, что она сделала, ей всегда этого будет мало.

Кроме того, так она научится тому, что сама по себе она ничего не стоит. Если она сидит дома и просто варит борщ, она никчемна. Если не работает и не делает карьеру, то она позор нации. Что ее нельзя любить просто так. Нельзя дарить ей цветы без повода. Нельзя просто так сводить ее в кафе (она обязательно должна это все отработать).

Это цена за наше удобство и нашу гордость за успехи дочери. Потому что дочерью стоит гордиться просто так. Изначально. Потому что она есть. Потому что она красивая, добрая, ласковая, милая, хозяйственная, нежная… Тогда она будет ценить себя, такую замечательную. Разовьется собственное достоинство, которое, повторюсь, лучший предохранитель девочек от опасностей этого мира.

У девочки, которую хвалят таким образом, появится ощущение: «Ну как же меня можно не любить, я же такая хорошая!». Женщины, которые уверены, что их можно любить просто так, гораздо счастливее в этой жизни. Им проще создать семьи, проще делать то, что они сами хотят, проще отказываться от всего лишнего. При этом они не становятся менее трудолюбивыми, просто они перестают делать лишнее и то, что им несвойственно и неприятно. Но пятерки по всем предметам носить, может быть, и перестанет, начнет углубляться только в то, что ей интересно.

Можете говорить ей еще и такую фразу: «Я люблю тебя за то, какая ты есть. И тебе не обязательно что-то делать для того, чтобы я тебя любила». Кстати, сперва стоит эту фразу много-много раз повторить для самой себя…. И почувствуйте, как ваш голод по любви такого типа фразами насыщается мгновенно.

А как же стоит хвалить мальчиков? Наоборот.  Хвалим только за поступки, только за дела. Только по существу. Только за достижения. При этом мы их не критикуем за поражения (мы же в них верим, правда?). Хвалим за попытки к достижению, хвалим за упорство, с которым они сражаются и за сами достижения.

Мальчик ведь рождается «пустым» — в нем нет нужных ему качеств, все качества ему нужно приобрести, заработать, выработать. Потрудиться, одним словом. И если мы будем хвалить их так, как мы, мамочки, это делаем: «Ты мой красавчик, ты мой хороший, ты мой добрый, ты такой умный», то стимул к действию пропадает. Они думают, что у них уже все есть, что все хорошо, ничего делать не нужно. И остаются «пустыми».

Маменькины сыновья, которых вы иногда видите на улицах и брезгливо отворачиваетесь, на самом деле хорошие люди. Изначально хорошие. Их очень любили, о них заботились. Вот только в них не верили совсем и не побуждали их к развитию. Поэтому они остались довольными тем, что у них было, никуда не стремились, ничего особого не делали, и даже решения принимать сами не научились. При этом сами они глубоко несчастны и неудовлетворены, потому что мужского в них ничего нет, и это их тревожит очень сильно. Мы ведь такого будущего для сыновей не хотим?

И логично следует, что для того, чтобы мальчика чаще вот так хвалить, ему нужно давать возможности для поступков. Просить его о помощи с малых лет. Помочь маме с сумкой. Помочь с уборкой, на кухне. Погулять с собакой. И так далее. Просите о помощи – хвалите за результат, за действия. Мужчина вырастает с ощущением, что помогать другим – это здорово, это приносит удовольствие, удовлетворение и любовь.

Но очень важный момент. Хвалим мы только за поступки, но любовь выражаем постоянно и как можно чаще. Потому как “Я тебя люблю” – это не похвала, это витамин для роста и развития. И любовью не испортишь. Этого мальчикам нужно не меньше, чем девочкам. Может быть, даже больше, учитывая как часто именно такого проявления любви их лишают (так как негоже мужикам телячьи нежности!).

Вот, пожалуй, четыре основных ключика к сердцам девочек и мальчиков. Они абсолютно разные, как и сами мальчики и девочки. Попробуйте, поэкспериментируйте, понаблюдайте.

Ольга Валяева — valyaeva.ru

valyaeva.ru

Воспитание мальчиков и девочек: в чем разница?

Те, кто воспитывает мальчика, зачастую не понимают методов воспитания, которые применяют родители девочек, нередко встречается и обратная ситуация. Не менее сложно и тем, у кого разнополые дети, когда выясняется, что подход к их воспитанию нужно находить разный.

Какие различия существуют в воспитании мальчиков и девочек?

Безусловно, потребности мальчиков и девочек различны. Тем, не менее, всем им нужно главное – любовь.Любовь может проявляться по-разному, но главные ее составляющие – доверие и забота.

Забота – это заинтересованность в благополучии ребенка, готовность помочь ему, сострадание, желание сделать его счастливым. Доверие выражается в уверенности в силах ребенка, в его способности научиться чему-то на собственных ошибках.

Доверие – это предоставление личного пространства, свободы, возможности действовать самостоятельно.

Есть возрастные особенности предоставления доверия и заботы. Скажем, примерно до 9 лет ребенку требуется больше заботы, нежели доверия. В девятилетнем возрасте ребенок может несколько отдалиться от родителей, и это сигнал, что пропорции пора изменить – дать ребенку больше доверия, нежели заботы. По мере взросления ребенка ему становится нужнее доверие родителей, его должно стать больше, но это не исключает наличие заботы, просто проявляется она менее выражено.

Но если говорить оразнице в воспитании мальчиков и девочек, то отличия в проявлении любви видны практически с самого раннего возраста.

Мальчикам нужно больше доверия,девочкам же – больше заботы.

Пример: мальчикотказывается от помощи в одевании, для него важно сделать это самостоятельно, дать ему возможность самостоятельных действий — это проявление доверия.Девочка, которой мама или папа помогает одеться, воспринимает это, как проявление заботы и, следовательно, любви родителей.

Если Вы – мама мальчика, нелишним будет помнить, что чрезмерная забота может трактоваться сыном, как выражение недоверия, отсутствие веры в его способность сделать что-то самостоятельно.

Обратная ситуация – когда родители предоставляют слишком много свободы девочке,она может считать, что ее отталкивают, не любят.

Доверие и забота – каждому ребенку

Те тенденции в поведении, которые демонстрируют взрослые женщины и мужчины закладываются и начинают проявляться еще в детстве. Самые маленькие дети, будь то мальчик или девочка, изначально доверяют миру одинаково. Если же ребенок встречает пренебрежение к своим нуждам, желаниям, то здесь уже начинаются половые различия. Мальчики, скорее всего, будут меньше заботиться о тех, кто их окружает, девочки же перестанут проявлять доверие к окружающим. Чтобымальчикбыл способен заботиться об окружающих и сам желал этого, ему нужно доверие от них; чтобы девочкамогла доверять другим, ей нужны забота и понимание.

Доверчивая девочка - та, которая чувствует, что она может доверять другим – это девочка счастливая и получившая достаточное количество заботы. Если девочка заботы не получила в том количестве, которое необходимо для установления доверия, это может напрямую влиять на ее характер. Не получившая того, что ей требуется, девочка, может подавлять в себе женские качества (ранимость, слабость) и проявлять качества мужские, требуя теперь уже доверия, самостоятельности. Но здесь важно учесть, что необязательно проявление мужских качеств – это следствие отсутствия заботы, это вполне может быть особенностью темперамента, а забота, любовь и поддержка такой девочке по-прежнему необходимы.

Доверие, приятие, одобрение, которое Вы можете оказать сыну– это мотивация его к заботе об окружающих. Если Вы даете понять мальчику, что он способен доставить радость окружающим, что он уже радует их, это становится мотивацией к хорошему поведению. Отсутствие позитивной мотивации способно сделать мальчика слабым, а ее наличие лишь подтверждает его успех и увеличивает стремление продлить успешные действия.

Не стоит сообщать мальчику в случае неудачи, что Вы его предупреждали, что ничего не получится. Просто поверьте, что он сможет сделать правильные выводы, даже если сейчас что-то не удалось, дайте ему уверенность в его силах, поверьте в его самостоятельность и способность найти правильный путь. Но не отказывайте в помощи девочке, именно так Вы даете ей любовь, заботу и поддержку, в которых она нуждается.

Конечно, одобрение, доверие, приятие нужно демонстрировать не только сыновьям, но и дочерям, но именно для мальчика это станет лучшим побуждающим мотивом, именно его это приведет к успеху, способному стать самым действенным стимулом.

Мальчики – с Марса. Девочки – с Венеры.

Джон Грей определил различия в воспитании мальчиков и девочек аллегорией: «Мальчики с Марса, девочки с Венеры». Есть несколько положений, которые помогут Вам найти правильный путь в воспитании маленьких «марсиан» и жительниц Венеры:

  • Мальчики нуждаются в том, чтобы любовь к ним выражалась в признании того, что они способны сделать самостоятельно, положительное отношение к результатам их деятельности. Девочки стремятся получить признание того, что они такие, как есть, что Вы понимаете и принимаете их чувства и желания.
  • Мальчикам нужно показывать радость от их достижений, высокая оценка их деятельности и ее результатов. Девочки хотят восхищения и любви по отношению к себе больше, чем по отношению к своим действиям.
  • Для успеха мальчику нужны одобрение и мотивация. Девочке нужна помощь и ободрение.
  • Мальчик, равно как и мужчина, способен стать счастливым, если в нем нуждаются и если он способен оказать какую-либо поддержку. Если мальчик чувствует свою ненужность, невостребованность, это способно вогнать его в уныние. Девочка, равно как и женщина, становится счастливой тогда, когда она может получить поддержку, если поддержку получить неоткуда и необходимо действовать только самой в сложной ситуации, девочка может почувствовать себя несчастной.
  • Заботу о других, активные действия мальчик может демонстрировать в том случае, когда он чувствует доверие, одобрение своих действий, приятие их. Девочка может доверять близким и быть уверенной в себе только в том случае, когда она видит заботу, уважение и понимание по отношению к себе.

www.baby.ru

Различия в воспитании мальчиков и девочек

Общеобразовательная Автономная некоммерческая организация«Образовательный центр «Лучик», с 1988 года.

На нашей планете живет огромное количество людей, но все мы делимся на две большие и очень противоположные группы - на мужчин и женщин. Мы – мужчины и женщины - отличаемся генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в обществе. Общество через культуру диктует свои правила поведения для мужчин и женщин - особые правила этикета. Культура является главной характеристикой поведения, которая называется мужской или женской.С момента рождения ребенок начинает свое образование. Ребенок узнает, что значит быть девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной: как вести себя, что надеть, какую прическу носить, т.е., с момента рождения начинается гендерная социализация - это процесс усвоения норм, правил поведения, руководящих указаний в соответствии с культурными представлениями о роли, позиции и цели мужчин и женщин в обществе.В возрасте до полутора лет особенности поведения девочек и мальчиков почти не отличаются, но впоследствии осознание себя и половая принадлежность формируются все активнее и активнее. Мальчика 2-х летнего возраста сложно увлечь женской работой по дому, но стоит ему показать молоток или дрель - он точно увлечен на ближайшие 20 минут. Почему? В чем разница в воспитании мальчиков и девочек? Ответы на эти и другие вопросы вы получите в этой статье.Для начала разберемся в основных отличиях: мальчики позже, чем девочки, начинают ходить, говорить. Стоит отметить, что девочки опережают мальчиков примерно на 3-4 недели, так как рождаются более зрелыми и, в дальнейшем эта тенденция увеличивается и в период половой зрелости эта разница достигает почти 2 лет. При рождении мальчиков больше осложнений у матерей, примерно на 100 девочек рождается 120-180 мальчиков. Мальчики более мобильны, чем девочки. В возрасте от 3 до 15 лет травмы различного рода происходят у мальчиков в 2 раза чаще.До 5 лет мальчики и девочки отличаются по остроте слуха - у мальчиков выше, а у девочек проявляется чувствительность к шуму, резким звукам, что их, естественно, раздражает. Девочки имеют более развитую чувствительность кожи, поэтому их нужно чаще гладить и ласкать, хотя последнее не значит, что мальчиков не нужно обнимать.Даже читать мальчикам и девочкам нужно по-разному: девочек очень заинтересует сложная книжка (даже проза) с яркими картинками, мальчикам же необходимо читать стихотворные варианты с часто повторяющимися элементами, чтобы развивать скудный словарный запас и избегать скуки во время чтения (это может отбить у мальчика охоту читать в будущем).Важно знание роли зрения, его остроты, и для мальчиков, и для девочек. Так, игры девочек опираются на ближнее зрение, поэтому свои игрушки они раскладывают вокруг себя и игровое пространство девочки не превышает обычно 1-2,5 метров. У мальчиков наоборот: они опираются на дальнее зрение, и если пространство ограничено, они овладевают им вертикально: забираются на мебель, прыгают с нее и т.д. Поэтому мальчикам крайне необходимо для активного развития пространство со спортивным оборудованием - таковы их физиологические потребности. Пресекая желание ребенка носиться по всей территории парка, сквера, детского сада, школьной площадки, мы лишаем его умения ориентироваться в пространстве и чувствовать расстояние.В девочках заложено внутреннее спокойствие и способность адаптироваться к различным ситуациям. Они быстро привыкают к рутине и процессу обучения, умеют за короткое время заслужить любовь и симпатию. Вследствие чего во взрослой жизни девочки становятся настоящими хранительницами домашнего очага. Однако взамен многие из них жертвуют своими мечтами и амбициями. Это еще можно наблюдать в школе. В течение многих лет основными возмутителями спокойствия в классе практически всегда являются мальчики - они срывают уроки, хулиганят. Однако во взрослой жизни, именно мужчины являются руководителями крупных предприятий, фирм, возглавляют партии, имеют профессиональный рост в своей карьере. Истоки подобного поведения лежат в школе, где у тихой и покладистой девочки нет возможности реализовать весь свой творческий потенциал, потому что не созданы для этого условия. Отметим, что от стереотипов страдают и мальчики - гендерное образование мальчиков тоже имеет свои минусы. Хорошо известное выражение: "мужчины не плачут!", не совсем верное, поскольку известно, что мужской пол гораздо более чувствителен, чем женский. И идет это с детского возраста: девочки больше расположены к помощи и сочувствию, и потому традиционно считается, что они более нежные и уязвимые существа. И, следовательно, их чувства совершенно естественны. Но мальчики могут быть гораздо более эмоциональны и ранимы. В результате мальчики вынуждены постоянно контролировать бурю эмоций, чтобы выглядеть настоящими мужчинами, не показывая своих истинных чувств, что приводит к дополнительной путанице в умах и дополнительному стрессу.Есть еще одна очевидная разница между мальчиками и девочками. Как часто мы говорим в шутку: "мужчина любит глазами, а женщина ушами". Данное высказывание весьма реально, для мужского пола - в детском или во взрослом состоянии им действительно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но девочка может посмотреть по меньшей мере раз сто, но до тех пор, пока вы ей все не объясните словами - она не поймет. Обязательно учитывайте эти различия в процессе воспитания.У мальчиков большая склонность к точным наукам, у девочек - наоборот. Поэтому умные родители девочек обязательно делают акцент на естественно-математическом профиле образования, так как это развивает неактивные участки мозга девочки, что всегда сказывается положительно на процессе дальнейшей социализации.При обучении мальчиков необходимо всегда уделять внимание взаимоотношениям людей между собой, способам контактирования, признакам различных эмоций, способам выхода или избегания конфликтных ситуаций. Все, что касается общения и взаимоотношения людей между собой - у девочки в крови, а для мальчиков - непонятная пропасть. Поэтому многие вещи, кажущиеся очевидными, до мальчиков не доходят, им все надо объяснять.Самое главное при воспитании собственного ребенка - помнить всегда, что родители являются для него примером во всем. Мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры - все образцы поведения у ребенка перед глазами, он впитывает их и учится применять в жизни. Поэтому во всех своих жизненных проявлениях помните, что за вами наблюдают внимательные глаза и лет через 10 абсолютный срез вашего поведения вы увидите "во всей красе". Ваша главная задача - показать своему ребенку пример мужской силы и мужества, женской мудрости и нежности. И тогда дети станут полноценными членами общества в полном соответствии с гендерными требованиями, не забывая о своих чувствах и интересах.

Удачи вам, дорогие родители!

Статью подготовилаГубанова Елена Владимировна,Научный руководитель школы «Лучик»,кандидат педагогических наук,почётный работник высшего профессионального образования,профессор кафедры экономики образования МИОО,эксперт МЦФР и Форум Медиа,руководитель высшей квалификационной категории.

luchik.ru

Различия в воспитании мальчика и девочки

Различия в воспитании мальчика и девочки хоть и небольшие, но все таки есть. Мальчики и девочки – такие разные, уже с рождения. Это заложено природой и поэтому дети по разному воспринимают мир, который их окружает. Мальчиков и девочек из-за их психического отличия в мировосприятии следует и воспитывать, и развивать с небольшими различиями, но это очень важные для родителей моменты.   

Различия в воспитании мальчика и девочки

У занятий, которые направлены на развитие мальчиков и девочек, всегда есть определенные особенности. Мозг у детей разного пола по-разному функционирует, поэтому для успешного развития для мальчика и девочки нужны разные акценты при выборе занятий, даже в младенческом возрасте.

Мамы, после рождения малыша, обычно так радуются его появлению, что кто бы то ни был – мальчик или девочка, на первом году жизни не делают между ними различия. Различия в воспитании мальчика и девочки — но психологи уверяют, что сразу после рождения, все маленькие человечки уже обладают некоторым набором личностных качеств, которые присущи его полу!

Различия в воспитании мальчика и девочки

Сами подумайте: всем давно известно, что мальчики обычно рождаются более крупными, мальчики намного чаще посещают детского невролога, у мальчиков не такое быстрое речевое и физическое развитие, чем у девочек.

Даже сам ребенок уже с рождения может отличать женщин от мужчин по различию внешности.

На втором году жизни ребенок уже способен знать кто же он, мальчик или девочка, только еще не сможет объяснить, в чем их разница.

За рубежом, обычно, совсем крошечные детки уже имеют обозначение пола: если ребенок мальчик, то его одежда содержит изображение машинок, динозавров, самолетиков, а если девочка, то на едва проклюнувшихся волосиках, уже прикреплен бантик, на одежде изображены различные цветочки, принцессы и так далее.

У нас же не редко родители предпочитают приобретать бесполые вещи, которые универсально подходят и мальчикам и девочкам. Но психологи рекомендуют все таки перенимать заграничный опыт.

Для ребенка очень важно слышать как о нем говорят окружающие. Например: «какой хорошенький мальчик» или «какая прекрасная девочка».

Но это совершенно не значит, что мальчика нужно одевать во все голубое, а девочку во все розовое. Здесь важнее сам фасон одежды и мелкие детали, которые не оставят сомнения у окружающих, кто перед ними мальчик или девочка.

Родителям обязательно нужно следить за своей речью, не стоит обращаться к малышу «бесполыми» фразами, такими как: «ты мой малыш!», это особенно касается обращения к девочке. При общении делайте акцент на такие фразы, которые подчеркивают половую особенность детей: «ты мой самый любимый сыночек» или «ты моя самая лучшая девочка».

Почти все папы, по-разному ведут себя с детьми, это зависит от их пола, начиная с самого рождения. Папы очень смущаются, если их попросили подмыть девочку или же делают это с большей осторожностью. И тембр голоса отца сильно отличается, когда он говорит с мальчиком, и когда обращается к девочке. Если вы заметили такие особенности в поведении своего супруга, не иронизируйте, а старайтесь их поощрять.

Какие же есть различия в развитии между девочками и мальчиками?

Что касается мышления мальчиков и девочек?

В этом возрасте глупо еще говорить о мышлении логически, но оно уже довольно выражено у мальчиков, которые на доступном уровне усваивают предметную классификацию. А девочки больше склонны делать по шаблонам, уделяя внимание деталям.

Какие здесь можно дать рекомендации родителям?

Различия в воспитании мальчика и девочки — мальчикам чаще покупайте различные конструкторы: они хорошо осваивают вкладыши, с удовольствием пытаются понять смысл игры. При этом, не обращаясь к взрослым за помощью.

Девчонкам больше нравится коллекционировать какие-нибудь предметы по одному определенному признаку, чем их классифицировать. Например, девочки карточки упорно будут складывать по стопкам, а вот мальчики раскладывать их по стопкам.

Девочки все же больше рассчитывают на помощь родителей, они просят, что вы сначала показали им как правильно, а затем и похвалили за то, что у них хорошо получается повторять за вами.

Мальчики обычно обладают более острым слухом, но девочки раньше начинают говорить и различать речь на слух. Мальчики намного дольше общаются междометиями, а потом выбирают несложное общение: «дай», «нет», «да», «не хочу». Но, зато мальчики могут лучше слышать малейшие шумы, и начинают делать свои выводы о том, с чем они могут быть связаны.

Какие есть практические рекомендации для родителей?

Мальчики более громкие и шумные, любят производить сильные звуки, будьте терпимее к этому. Не переживайте, если ваш сын еще не говорит, а его ровесницы уже во всю разговаривают. Постарайтесь говорить с мальчиками глаголами, а не прилагательными, их мальчики воспринимают лучше.

Если у вас девочка, то чаще разговаривайте с ней и покупайте музыкальные игрушки.

И мальчики и девочки, проявляют одинаковый интерес к рисованию, но только в разных формах. У мальчиков получаются довольно смелые крупные мазки, а девочки пытаются творчески подойти ко всем деталям. Мальчики очень любят перемешивать всяческие цвета, а вот девочки делают различия между цветами.

Какие здесь есть рекомендации мамам и папам?

Девочки работают по образцу, а мальчики проделывают эксперименты с красками. Тоже самое относится и к простой лепке из теста и другого материала.

Поделки и рисунок девочки могут закончить раньше, чем их мальчики ровесники.

Не навязывайте мальчикам стиль аккуратности, пусть проводят с удовольствием свои эксперименты.

Какие есть особенности физического развития между мальчиками и девочками?

Различия в воспитании мальчика и девочки — с самого раннего возраста у мальчиков проявляется наклонность к тренировкам, связанным с силой, а девочки — к более «изящным». Мальчики любят помногу прыгать в прыгунках, подтягиваться за ручки мамы и папы, поднимать тяжелые игрушки. Девочкам же нравится играть под звучащую в комнате музыку в любые ритмичные игры.

Девочки любят когда их гладят и делают легкий массаж. А мальчики предпочитают более сильный массаж и шутливую возню. Мальчики как правило — позже начинают ходить, но активнее, чем девочки ползают. Так как они от природы имеют склонность завоевывать пространство, изучать мир его и подчинять себе.

Какие есть по этому поводу практические рекомендации для родителей?

Мамам, у которых мальчик, нужно сразу же настроить себя на то, что их сын – будущий мужчина. Не паникуйте, когда мальчик ставит себе шишки. Не делайте ограничений в его исследовательской деятельности. Основой для будущего крепкого самосознания мужчины, является активное покорение пространства и даже удачные младенческие авантюры.

Мамам девочек нужно спокойно относиться к тому, что каждой девочке нужен свой укромный уголок, девочка более требовательна к порядку — к тому, чтобы ее вещи были разложены все по своим местам. Девочкам нужно даже подбирать более деликатного специалиста по массажу и более мелодичную музыку для игр и занятий.

Все вышесказанное вовсе не означает то, что нужно действовать строго по стереотипам типа таких как: «мальчикам нельзя плакать», «девочки должны игрaть в куклы». Просто понимание определенных нюансов позволит правильно оценить действия и интересы ребенка. Конечно же, можно встретить из девочек и «бандиток», а в мальчиках лирический склад характера.

В любом случае любой ребенок – это уже личность, к которой нужен свой индивидуальный подход!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sosed-domosed.ru

Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочки?

Представим себе диалог: «У меня родился ребенок! — Поздравляю!..» Каким будет следующий вопрос молодому родителю, как бы вы продолжили этот разговор? Согласно результатам небольшого опроса, который я провело перед написанием этой статьи, подавляющее большинство продолжило этот диалог фразой: «Кто — мальчик или девочка?»

Всем очевидно, что на воспитание, да и просто на жизнь с ребенком сильно влияет его пол. Чем отличаются мальчики от девочек психологически? Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочки? Что значит «женственность» и «мужественность» и зачем они нужны? Попробуем разобраться…

Во всех культурах правила для воспитания мальчиков и девочек разные. Девочкам во все времена прививается женственность (как она понимается в конкретное время в данном обществе), а мальчикам — мужественность…

В современном мире эти понятия претерпели существенные изменения, однако до сих пор считается, что терпение и сосредоточенность на мелочах — типично женские характеристики, а умение брать на себя ответственность и вести за собой — черты мужчины. Однако справедливости ради надо сказать, что эти свойства могут дополнять друг друга, сочетаясь в одной личности, и напрямую не соотносятся с полом. Просто это те положительные качества человека, которые общество стереотипно причисляет к мужским или женским. Попробуем рассмотреть некоторые типичные различия в поведении современных мальчиков и девочек.

Первое различие, отмечаемое практически всеми исследователями данной темы, — уровень агрессии. Мужчины уже в детском возрасте значительно более агрессивны по сравнению с маленькими женщинами. Проявляется это в выборе игр: мальчики предпочитают играть более активно и шумно, стреляя, нападая и «убивая». В таких играх ребенок выражает желание быть первым и побеждать, в них создаются стратегии достижения будущих успехов и защиты «своих» от всевозможных врагов.

Игры девочек носят значительно более мирный характер и отражают типично женские занятия. Так, например, трудно себе представить мальчика, приходящего после уроков домой и продолжающего с удовольствием играть в школу, в то время как для его сверстниц такое поведение нормально, потому что обучение и воспитание детей — традиционно женские занятия, в которых девочка учится быть хорошей мамой и наставницей своих будущих детей.

Для мальчиков важно получить результат, они сконцентрированы на цели и испытывают удовлетворение, когда добиваются ее, девочки могут отдаться процессу и получать удовольствие здесь и сейчас, не думая о цели.

Для иллюстрации приведу две короткие истории из жизни, характеризующие эти различия.

Сестра вернулась домой из гостей. Брат спрашивает:

— Где была?

Девочка отвечает:

— У подружки.

— Что делали?

— В куклы играли.

— Кто выиграл?

Две девочки играют в шахматы. После окончания игры мама спрашивает:

— Кто выиграл?

— Никто, просто игра закончилась.

Второе различие — отношение к свободе. Мальчики требуют большей свободы и самостоятельности. Например, четырехлетней девочке удобнее промолчать и дождаться, когда мама снимет с нее сапоги, потому что она чувствует, что таким образом мать выражает заботу о ней. Мальчиком же это расценивается как недоверие, вторжение в его пространство. Такое поведение матери вызывает бунт, особенно если есть посторонние люди, наблюдающие за этой сценой.

Если десятилетнему ребенку поручить какое-либо не очень понятное и привычное для него дело, выделить время и отпустить в свободное плавание, то мальчики чаще всего воспринимают это как вызов и стараются выполнить задание самостоятельно. Девочки нуждаются не только в инструкции, но и во внешнем руководстве, потому что задание без разъяснений они воспринимают как пренебрежение, нежелание заниматься вместе с ними. Интересно, что тенденция отношения к свободе проявляется и в отношении к пространству. Мальчики, играя, неосознанно стремятся занять все свободное место, разложить свои вещи или даже раскидать их. Девочки играют «на малой территории»: обустраивают дом, огораживают игровое место игрушками или подушками, не занимая всего пространства, а устанавливая границы своего маленького мира. В таком мире девочка, повзрослев, будет строить свою семью. Она ориентирована на отношения внутри своего дома, а не на достижения вовне. Приведу один монолог-мечтание пятилетней девочки, влюбленной в своего одногруппника в детском садике и представляющей свое будущее: «Знаешь, мама, мы со Степой, когда вырастем, купим себе дом, машину и собаку. А телефоны у нас и так будут. Ну а если телефоны у нас сломаются, мы с ним сделаем друг другу сюрприз». Третье — эмоциональная сфера. Девочки больше принимают и выражают свои эмоции, чем мальчики, — им не составляет труда засмеяться, когда смешно, и разрыдаться, если страшно или обидно. Мальчикам с детства внушают, что «мужчины не плачут» (не жалуются, не ноют…). Эти общественные установки приводят к тому, что, вырастая, они редко принимают свои эмоциональные реакции и находят возможность адекватного их выражения. В связи с давлением этих культурных ограничений палитра внешних проявлений чувств у мужчин беднее: им непросто распознать и разграничить сложные эмоциональные комплексы (разочарование, недоумение, досаду и др.), а не только привычные радость, злость, грусть.

Девочки более коммуникативно адаптированы, чем мальчики, они легче устанавливают контакты с новым взрослым (учителем, тренером), точнее чувствуют психическое состояние другого человека. Эмоциональная компетентность дает им возможность легче находить нужные слова для выражения своего состояния, они больше говорят, рассказывают о своей эмоциональной жизни.

Еще одна «любовная история» из жизни шестилетних детей. Алина рассказывает о прогулке в детском садике: «Мама, я с Ваней сегодня так хорошо дружила: я на него смотрела, глазки строила… Мы с ним валялись в снегу, играли в снежки, я ему говорила: «Ваня, какая любовь!» — «А он что тебе говорил?» — «А он — ничего, просто улыбался, новый зуб показывал». Несмотря на все общественные стереотипы восприятия мальчиков и девочек, личность каждого уникальна. Если родители отмечают, что сыну или дочери несвойственно что-то, что, по мнению общества, должно быть присуще ребенку этого пола, это может быть поводом задуматься о том, как он будет развиваться дальше, каким мужчиной или какой женщиной вырастет.

Даже если вы чувствуете, что ваша девочка не вполне женственна, а мальчик не так проявляет свою мужественность, как это принято или хотелось бы вам, не пытайтесь давить фразами типа: «Ну ты же девочка!» или «Ты же будущий мужчина, как можно?!» Лучше спокойно обсудить поведение сына или дочери вечером, перед сном, и проанализировать, как еще можно было поступить в конкретной ситуации. Может быть, ваш ребенок просто не догадывается о том, что бывают другие варианты поведения, или ему непривычно так себя вести. Показав ему другие возможности реагирования, вы подскажете и те переживания, которые, на ваш взгляд, более уместны для конкретной ситуации. Потому что невозможно привить растущему человеку те качества, которых у него изначально нет. Можно только создать условия, в которых будет выражаться та часть его личности, которую вы хотите усилить. Поэтому главное для родителя — оставаться верным своему ребенку, безусловно любить его и искренне ему доверять. Тогда даже самые напористые и активные девочки будут чувствовать радость любви и родительского принятия, и этот опыт (пусть позднее!) позволит им открыть свою нежность и мягкость. А испытывающий повышенную тревогу стеснительный мальчик, понимая, насколько родители доверяют ему и верят в него, решится на публичное выступление… Ведь, несмотря на наши столь агрессивные попытки изменить человеческую сущность, уравнять женщин и мужчин в правах и занятиях, природа упорно сопротивляется. Может быть, зачем-то мы нужны именно такими: женственными женщинами и мужественными мужчинами…

x

https://www.youtube.com/watch?v=QMa1359ByaY

ladyso.ru

Особенности воспитания мальчиков и девочек / В чем разница

Особенности воспитания мальчиков и девочек! Для любого родителя, так или иначе, возникает вопрос, правильно ли он воспитывает сына либо дочь, есть ли отличия в воспитании разнополых детей. Как правило, родитель однополых детей считает, что отличий в воспитании нет. Но, родитель разнополых детей, однозначно отвечает, что разница в воспитании сына и дочери существует.

Содержание:

Разница в воспитании мальчика и девочки

Отличия заключаются в следующем

  1. Если дочь воспитывается по тому же принципу, как и сын (одинаковое проявление системы наказаний и поощрений), то вырастает впоследствии «пацанка». То есть, девочка проявляет такие качества, как смелость и решительность, имеет твёрдое мнение, она не склонна к плаксивости. В принципе, в этом нет ничего плохого. Такие девочки очень комфортно чувствуют себя в мужском кругу, они как рубаха парень, друг. Но им сложно стать женственной и кроткой. Их таких «пацанок» бывают отнюдь не слабые, мягкие жёны, а напротив – напористые, с боевитым характером. В воспитании своих детей они проявляют минимум материнской нежности, так как руководствуются лозунгом «не будь нытиком, будь сильнее».
  2. Противоположный случай, если мальчика воспитывают, по типу девочки – то есть «маминого сынка», то большая вероятность возникновения сложностей при адаптации в социуме как юноше, парню, мужчине. Мужские волевые качества, такие как смелость, мужественность, настойчивость должны быть у любого мальчика. Когда брат воспитан по тому же принципу, что и сестра, то ему изначально трудно в детском саду, в классе, а затем и в армии. Позже, возможно он и станет более сильным и мужественным, но ему все же придётся неоднократно слышать далеко не лестных слов по поводу его характера и личностных качеств.

Верно ли, что девочек воспитывают мамы, а мальчиков – папы?

Так получилось, что природой заложена сильная психологическая связь с ребенком противоположного пола. Следовательно, родители часто бывают необъективны. Мать подсознательно лелеет сына и не может многого потребовать от него, а отец маловероятно, что научит дочку быть кроткой и нежной.

Возрастной период 5-7 лет обусловлен половой идентификацией с родителем своего пола. Поэтому в это время очень важно, чтобы мать заложила в девочке именно женственные черты, а отец в сыне мускульные качества. То есть родители должны воспитывать исходя из своего опыта половой принадлежности. Ко всему у отца не получится научить дочь женским хитростям (кулинарное искусство, рукоделие, личная гигиена девушки, прическа и многое другое). А мать не сможет научить сына защищаться в драке, отжиматься, пользоваться строительными инструментами, преодолевать страх перед восхождением на гору и т.п.

У супругов на подсознательном уровне часто возникает страх передать ответственность в воспитании. То есть, папа не соглашается, чтобы мама передала свой опыт дочери, и соответственно, маме трудно отдать своего любимого сыночка черствому отцу. Доверие возникает лишь в том случае, если между родителями царит гармония, если они не соревнуются друг с другом в «перетягивании каната».

Девочкам – доверие, мальчикам – забота

Если понаблюдать со стороны за взаимодействием мам с дочерями и за взаимодействием мам с сыновьями, то можно сделать следующий вывод:

  1. Девочкам больше доверяют, т.к. они якобы, более благоразумные.
  2. В девочек верят.
  3. Девочек обычно меньше контролируют, а также меньше защищают.
  4. Девочки пользуются доверием с малых лет помыть посуду, полы, ухаживать за младшими.
  5. Девочек чаще критикуют за оценки, внешность.

К мальчикам же мамы испытывают особую любовь, более трепетную. И со временем эта любовь не угасает. Как правило, о мальчиках более заботятся: «холодно, оденься теплее, плотно покушай, очисти нос».

Таким образом

  1. Мальчиков берегут, окружают любовью.
  2. Мальчиков больше опекают и чаще контролируют.
  3. Обязанность мальчика дома минимальная – например, выносить мусорное ведро.
  4. Как правило, сыновей мамы боятся взволновать или обидеть.

Исходя из вышесказанного, понятно, почему девочки становятся мужественными, а мальчики сентиментальными, не умеющими преодолевать препятствия. Естественно, такое никому в обществе не нравится.

Поэтому необходимо с самого рождения девочку

  1. Защищать от всего буквально.
  2. Не нагружать слишком многими обязанностями.
  3. Чаще интересоваться ее самочувствием, настроением, желаниями.
  4. Встречать со школы, провожать в школу.
  5. Знать круг ее общения.
  6. Сопереживать ее неудачи.
  7. Не заставлять ее «сворачивать горы».
  8. Необходимо растить ее как принцессу.

Конечно, можно подумать, что она вырастит избалованной, но девочка, воспитанная в атмосфере трепета и заботы, впоследствии себя старается лелеять и любить. Она ведет себя таким образом, чтобы ее любили, ценили и заботились о ней.

Такая девочка с самого рождения получает защиту от отца, братьев, затем мужа, а потом уже и от сыновей. Таким образом, она всегда защищена любимыми. У девочек самоуважение закладывается в детстве благодаря родительской заботе. Причем с заботы обоих родителей.

Мальчика же необходимо воспитывать так, чтобы он обладал волевым характером, заключающимся в его стержне. И все это воспитывается с помощью родителей веры в него.

Вера родителей заключается в следующих проявлениях

  1. Сыну необходимо говорить: «Я верю в твои силы, ты сможешь!»
  2. Необходимо сыну давать возможность проявлять себя в поступках, чтобы потом обсудить с ним результат.
  3. Не стоит бегать за сыном с ложкой, чтобы накормить, и с шапкой, чтобы потеплее одеть. Пусть учится брать на себя ответственность.
  4. Объяснить, как разрешать конфликты и в случае их возникновения, а не бежать на помощь, а дать ему возможность самому разобраться. То есть верить в него.
  5. Мальчику необходимо привить навык преодоления трудностей в походах, в спортивных играх и др.
  6. Мальчику необходимо прививать любовь к труду – помощь в быту, физическая работа на даче, помощь маме донести сумки.
  7. Сына нужно воспитывать как отважного воина.

Если воспитывать разнополых детей идентично, то проблемы в будущем им не избежать. Родители закладывают фундамент в детях, дочь должна стать хорошей женой и матерью, а сын – надежной опорой для будущей своей семьи.

Заключение

В заключение стоит добавить – хвалить необходимо и мальчиков и девочек, но по-разному. Девочек – за сам факт наличия ее хороших качеств, а мальчиков за успехи, то есть за поступки. И не забывать постоянно, показывать свою любовь, говорить о ней. Именно понимание того, что любят, воспитывает бережное отношение к чувствам родителей.

Надеюсь, что данный пост, особенности воспитания мальчиков и девочек, был полезен!

apteka24chasa.ru

различия в воспитании девочек и мальчиков :: SYL.ru

Первое время после рождения ребенка все силы окружающих его людей направлены в первую очередь на обеспечение его безопасности и комфорта. Забота о здоровье и питании малыша становится для них главной. Однако по мере роста и развития ребенка родителям и педагогам требуется все больше времени уделять его воспитанию, в том числе и гендерному. В общепринятом смысле гендер – это совокупность различных проявлений поведения человека, соответствующих понятиям женственности или мужественности, а также реакция окружающих людей на такие проявления. От того, насколько полным будет гендерное воспитание ребенка, во многом зависит его успешность и умение взаимодействовать с окружающими во взрослой жизни.

Девочка или мальчик?

Дети довольно рано начинают понимать, что и они сами, и те, кто их окружает, являются либо девочками, либо мальчиками. Происходит это, как правило, уже к 2-3 годам. Затем начинается процесс осознания того, что принадлежность к тому или иному полу не изменится. К 7 годам дети уже должны понимать, что так и останутся девочкой или мальчиком. Причем от их желания это обстоятельство не зависит, а тот или иной пол определяется природой. У каждого ребенка существуют свои представления о том, кого можно считать мальчиком, а кого девочкой. Самые маленькие обычно ориентируются по наличию у деток косичек и бантиков, платья или пистолета. Таким образом, гендерное воспитание нужно начинать уже с двухлетнего возраста, тогда ребенку проще будет найти свое место в окружающем мире.

Физическое развитие мальчиков

Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:

  • Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
  • Легкие больше по размеру, чем у девочек.
  • Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
  • Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
  • Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.

Физическое развитие девочек

Девочки также имеют особенности физического развития, не характерные для будущих мужчин:

  • Дыхание с участием грудной клетки.
  • Быстрая, по сравнению с мальчиками, утомляемость.
  • Меньшая подвижность, сочетающаяся с явной суетливостью. Это объясняется более частым биением сердца.
  • Чувствительность к шуму.

Девочки не так сильны физически, как мальчишки, но при этом более выносливы. Они лучше сопротивляются заболеваниям, не так подвержены негативным влияниям окружающей среды. У девочек более активно левое полушарие головного мозга, которое регулирует речевые функции, способность к письму, логическому мышлению, счету.

Психическое развитие девочек

Девочки гораздо лучше мальчиков способны выразить свои мысли словами. Их словарный запас богаче, они в мельчайших подробностях описывают предметы, составляют сложные речевые обороты. Гендерное воспитание в детском саду часто отражает эту особенность. На утренниках девочкам чаще мальчиков доверяют рассказывать длинные стихи со сложными словами. Для девочек большое значение имеют эмоции. В слышимой речи не так важен ее смысл, как интонация. Девочки быстро запоминают полученную информацию, но с трудом соотносят ее с уже имеющейся. При этом более легким для восприятия будет эмоционально окрашенный материал. Рисунки девочек отличаются большим разнообразием цветов и оттенков, деталей и фигур. Себя обычно изображают с хорошо прочерченными ресницами, волосами, губами.

Психическое развитие мальчиков

Существуют различные программы, на которых базируется воспитание дошкольников, гендерное в том числе. Они учитывают особенности психического развития малышей. Мальчики, например, отличаются своей смелостью. Они более самостоятельны, чем девочки, в своих суждениях и представлениях о чем-либо. Особое внимание уделяют действиям, независимо от того, чем занимаются – подвижной игрой или составлением рассказа. Мальчикам сложно выдумать длинную невероятную историю. Их рассказы отличаются простотой и традиционным сюжетом. Описаниям предметов мальчики предпочитают упоминания о всевозможных действиях. Стремление к движению проявляется и в рисунках. Маленькие представители сильного пола часто изображают себя рядом с машинами. Рисунки при этом отличаются небольшим количеством цветов.

Особенности воспитания

Особенности физического и психического развития детей обоих полов учитывает гендерное воспитание. Игры, которые педагоги предлагают малышам, должны также учитывать все эти различия. Мальчикам будет полезно развивать мелкую моторику, при этом будет улучшаться качество речи, повышаться усидчивость. Девочкам будут полезны игры, направленные на освоение трехмерного пространства. Конструирование, эксперименты с изменением форм различных предметов и прочие занятия помогут им лучше понять математические законы и устройство окружающего мира. Такая игра – это своеобразное занятие по гендерному воспитанию. Мальчиков не нужно ругать за их чрезмерную активность, ведь она обусловлена самой природой. Лучше постараться направить их деятельность на пользу окружающим, например, уборку игрушек, помощь другим малышам. При этом для мальчиков важно получить четкие и понятные указания. На объяснение малышу того, что предстоит сделать, нужно потратить не менее минуты.

Не женское это дело…

Гендерное воспитание основывается на физических и психических особенностях развития детей разных полов. При этом родителям стоит помнить, что у малышей часто представления о женственности или мужественности складываются на основании поведения мамы и папы, их советов и предложений. В этой ситуации важно сохранять чувство меры и не пытаться манипулировать на гендерных различиях. Мальчики, например, часто слышат о том, что мужчины не плачут. Ребенка укоряют за малейшее проявление слабости. Это не делает его устойчивым к стрессам, а, наоборот, приводит к пугливости, необъяснимой агрессии, неспособности принимать решения во взрослой жизни. Нужно понять причину слез малыша, попытаться ее устранить. Важно объяснить ребенку, как стоит реагировать на ту или иную сложную ситуацию. Тогда он научится без ущерба для собственного здоровья спокойно и сдержанно справляться со стрессом. Не стоит чрезмерно навязывать детям и собственные представления о мужских и женских обязанностях. Если мальчик с детства слышит о том, что мытье посуды и приготовление пищи – не мужское занятие, трудно будет ждать от него помощи маме по дому. При этом у ребенка могут возникнуть сложности и во взрослой жизни, ведь он будет абсолютно несамостоятелен в бытовых вопросах.

Чрезмерное внимание женственности часто уделяют мамы в воспитании девочек. Красивые наряды, прически, долгие часы перед зеркалом отвлекают ребенка от учебы, которая постепенно уходит на второй план. Девочка начинает думать, что единственно главным для женщины является быть красивой. При этом родители потом сами же ругают дочь за плохие оценки в школе. Таким образом, не стоит полностью переносить на ребенка свои представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина, и спекулировать в своих интересах гендерными различиями.

www.syl.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"