Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств. Психические расстройства у детей


Психические расстройства у детей - симптомы, признаки, лечение

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

— сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Просмотров: 128 632 Комментирование и размещение ссылок запрещено.

psihomed.com

Как распознать психоз и психические расстройства у детей: симптомы и лечение

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

  1. Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
  2. Проблемы с социальной приспособленностью.
  3. Нарушение межличностных отношений.
  4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
  5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, тревога;
  • агрессивность, конфликтность;
  • негативизм, противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

  • попытках суицида или само повреждения;
  • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
  • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
  • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
  • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
  • неспособности к усидчивости;
  • принятии наркотиков или алкоголя;
  • постоянных перепадах настроения;
  • плохом поведении.

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • лор;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

  • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
  • консультации профильных специалистов;
  • семейную терапию;
  • групповую и индивидуальную психотерапию;
  • внимание и любовь родителей.

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Рекомендации родителям

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

neurodoc.ru

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Детские психические расстройства

Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез — отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

1

Причины расстройств

Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
  • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
  • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
  • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
  • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

2

Связь расстройств и возраста

У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

  • ранний — до трех лет;
  • дошкольный – до шестилетнего возраста;
  • младший школьный – до 10 лет;
  • школьно-пубертатный – до 17 лет.

Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

  • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
  • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
  • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
  • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
  • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
  • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.

Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

Расстройства аутистического спектра (РАС): причины, симптомы и лечение

3

Виды патологий

У детей диагностируются психические расстройства, свойственные взрослым людям, но у малышей существуют и специфические возрастные недуги. Симптомы дизонтогенеза разнообразны, обусловлены возрастом, этапом развития и окружающей обстановкой.

Особенность проявлений в том, что у малышей не всегда просто отличить патологию от особенностей характера и развития. У детей выделяют несколько видов расстройств психики.

Психические расстройства у мужчин и женщин: разновидности, описание проявлений, методы лечения

3.1

Умственная отсталость

Патология относится к приобретенным или врожденным недоразвитиям психики с явным недостатком интеллекта, когда социальная адаптация ребенка затрудняется или совсем невозможна. У больных детей снижаются, иногда значительно:

  • познавательные способности и память;
  • восприятие и внимание;
  • речевые навыки;
  • контроль над инстинктивными потребностями.

Словарный запас беден, произношение нечеткое, эмоционально и нравственно ребенок развит слабо, неспособен предсказать последствия своих действий. В легкой степени выявляется у детей с поступлением в школу, средняя и тяжелая стадии диагностируются в первые годы жизни.

Заболевание вылечить полностью не удастся, но правильное воспитание и обучение позволит ребенку научиться общению и навыкам самообслуживания, при легкой стадии болезни люди способны адаптироваться в социуме. В тяжелых случаях уход за человеком потребуется на протяжении всей жизни.

3.2

Задержка психического развития

Пограничное состояние между олигофренией и нормой, нарушения проявляются задержкой в познавательной, моторной или эмоциональной, речевой сфере. Психическая задержка иногда возникает из-за медленного развития мозговых структур. Случается, состояние бесследно проходит или остается как недоразвитие одной функции, при этом происходит ее компенсация другими, иногда акселерированными способностями.

Встречаются и остаточные синдромы – гиперактивность, снижение внимания, утрата ранее приобретенных навыков. Тип патологии может стать основой для патохарактерологических проявлений личности во взрослом возрасте.

3.3

СДВ (Синдром дефицита внимания)

Распространенная проблема у детей дошкольного возраста и до 12 лет, характеризуется нервно-рефлекторной возбудимостью. Проявляет в том, что ребенок:

  • активен, неспособен усидеть на месте, долго заниматься одним делом;
  • постоянно отвлекается;
  • импульсивен;
  • несдержан и болтлив;
  • не доводит начатое до конца.

Невропатия не приводит к снижению интеллекта, но если состояние не корректировать, нередко становится причиной сложностей с учебой, адаптацией в социальной сфере. В будущем последствием синдрома дефицита внимания может стать несдержанность, формирование наркотической или алкогольной зависимости, семейные проблемы.

3.4

Аутизм

Врожденное нарушение психики сопровождается не только речевыми и моторными расстройствами, аутизму свойственно нарушение контакта и социального взаимодействия с людьми. Стереотипное поведение затрудняет смену окружающей обстановки, условий жизни, изменения вызывают страх и панику. Дети склонны к совершению однообразных движений и действий, повторению звуков и слов.

Лечению болезнь поддается плохо, но старания врачей и родителей способны исправить ситуацию и снизить проявления психопатологических симптомов.

3.5

Акселерация

Для патологии характерно ускоренное развитие ребенка в физическом или интеллектуальном плане. К причинам относят урбанизацию, улучшение питания, межнациональные браки. Акселерация может проявляться гармоническим развитием, когда все системы развиваются равномерно, но эти случаи редки. При прогрессе физического и психического направления в раннем возрасте отмечаются соматовегетативные отклонения, у старших детей выявляются эндокринные проблемы.

Психическая сфера тоже характеризуется разладом, к примеру, при формировании ранних речевых навыков, отстает моторика или социальные познания, также физическая зрелость сочетается с инфантилизмом. С возрастом происходит сглаживание разногласий, поэтому нарушения обычно не приводят к последствиям.

3.6

Инфантилизм

При инфантилизме в развитии отстает эмоционально-волевая сфера. Симптомы выявляются на этапе школьного и подросткового возраста, когда уже большой ребенок ведет себя как дошкольник: предпочитает играть, а не получать знания. Не приемлет школьную дисциплину и требования, при этом уровень абстрактно-логического мышления не нарушен. При неблагоприятной социальной среде простой инфантилизм имеет тенденцию к прогрессу.

Причинами формирования расстройства нередко становится постоянный контроль и ограничение, неоправданная опека, проецирование негативных эмоций на ребенка и несдержанность, что побуждает его закрываться и приспосабливаться.

4

На что обращать внимание?

Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

  • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
  • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
  • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
  • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
  • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.

Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

5

Методы лечения

Своевременное выявление поведенческих нарушений у детей и создание благоприятной психологической атмосферы позволяет корректировать расстройство психики в большинстве случаев. Некоторые ситуации требуют наблюдения и приема медикаментозных препаратов на протяжении всей жизни. Иногда удается справиться с проблемой в короткие сроки, порой на выздоровление требуются годы, поддержка окружающих ребенка взрослых. Терапия зависит от диагноза, возраста, причин формирования и типа проявлений нарушений, в каждом конкретном случае метод лечения подбирается индивидуально, даже когда симптомы незначительно разнятся. Поэтому при посещении психотерапевта и психолога важно объяснить врачу суть проблемы, представить полное описание особенностей поведения ребенка, основываясь на сравнительной характеристике до и после изменений.

В лечении детей используются:

  • В простых случаях достаточно психотерапевтических методов, когда врач в беседах с ребенком и родителями помогает найти причину проблемы, пути ее решения, научит контролировать поведение.
  • Комплекс психотерапевтических мероприятий и прием медикаментозных средств говорит о более серьезном развитии патологии. При депрессивных состояниях, агрессивном поведении, перепадах настроения назначаются седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Для лечения отставания в развитии применяются ноотропы, психонейрорегуляторы.
  • В случае тяжелых расстройств рекомендуется стационарное лечение, где ребенок получает курс необходимой терапии под контролем врача.

В период лечения и после него необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить стрессы и негативное воздействие среды, влияющей на поведенческие реакции.

Если у родителей возникли сомнения в адекватности поведения ребенка, необходимо обратиться к психиатру, специалист проведет обследование и назначит лечение. Важно выявить патологию на ранней стадии, чтобы вовремя скорректировать поведение, предотвратить прогрессирование расстройства и устранить проблему.

neurofob.com

Психические расстройства у детей — на что обратить внимание родителям

Понятие психического расстройства у детей может быть достаточно трудно объяснить, не говоря о том, что его нужно и определить, особенно самостоятельно. Знаний родителей, как правило, для этого недостаточно. В результате, многие дети, которые могли бы выиграть от лечения, не получают необходимую им помощь. Данная статья поможет родителям научиться определять тревожные признаки психического заболевания у детей и осветит некоторые варианты помощи.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также — материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное — своевременного лечения.

Понятие психического расстройства, его проявление у детей

Дети могут страдать от тех же психических заболеваний, что и взрослые, но проявляют они их по-разному. Например, депрессивные дети часто показывают больше признаков раздражительности, чем взрослые, которым, как правило, более свойственна печаль.

Дети наиболее часто переносят ряд заболеваний, в том числе острые или хронические психические расстройства:

Дети, страдающие тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальная фобия и генерализованное тревожное расстройство, ярко показывают признаки беспокойства, которая является постоянной проблемой, которая мешает их повседневной деятельности.

Иногда беспокойство является традиционной частью опыта каждого ребенка, часто переходя от одной стадии развития к другой. Однако, когда стресс занимает активные позиции, это становится тяжело для ребенка. Именно в таких случаях показано симптоматическое лечение.

  • Дефицит внимания или гиперактивности.

Это расстройство, как правило, включает в себя симптомы трех категорий: трудности концентрации внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Некоторые дети с данной патологией имеют симптомы всех категорий, в то время как другие могут иметь только один признак.

Данная патология является серьезным расстройством развития, которое проявляется в раннем детстве — обычно в возрасте до 3 лет. Хотя симптомы и их тяжесть склонны к изменчивости, расстройство всегда влияет на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

  • Пищевые расстройства.

Расстройства пищевого поведения — такие, как анорексия, булимия и обжорство — достаточно серьезные болезни, угрожающие жизни ребенка. Дети могут стать настолько заняты едой и собственным весом, что это не позволяет им сосредоточится на чем-то ином.

  • Расстройства настроения.

Расстройства аффекта, такие как депрессия и биполярное расстройство, способны привести к стабилизации стойких чувств печали или резким перепадам настроения гораздо более серьезным, чем обычная изменчивость, распространенная у многих людей.

Это хроническое психическое заболевание заставляет ребенка терять связь с реальностью. Шизофрения чаще появляется в позднем подростковом возрасте, примерно от 20 лет.

В зависимости от состояния ребенка, заболевания могут классифицироваться как временные психические расстройства или постоянные.

Основные признаки психического заболевания у детей

Некими маркерами того, что ребенок может иметь нарушения психического здоровья, являются:

Изменения настроения. Следует обратить внимание на доминирующие признаки грусти или тоски, которые длятся по крайней мере, две недели, или тяжелые перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома или в школе.

Слишком сильные эмоции. Острые эмоции подавляющего страха без причины, иногда в сочетании с тахикардией или учащенным дыханием — серьезный повод обратить внимание на своего ребенка.

Нехарактерное поведение. Сюда можно отнести резкие изменения в поведении или оценке собственной личности, а также опасные или выходящие из-под контроля действия. Частые драки с применением сторонних предметов, сильное желание навредить окружающим, также являются предупреждающими знаками.

Сложность концентрации. Характерное проявление подобных признаков очень хорошо просматривается в момент подготовки домашнего задания. Также стоит обратить внимание на жалобы учителей и текущую успеваемость в школе.

Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частая рвота или использование слабительных может указывать на расстройство пищевого поведения;

Физические симптомы. По сравнению со взрослыми, дети с нарушениями психического здоровья могут часто жаловаться на головные боли и боли в животе, а не на печаль или тревогу.

Физический ущерб. Иногда состояние психического здоровья приводит к самостоятельному травмированию, также называемому самоповреждением. Дети часто выбирают для этих целей далеко негуманные способы — часто режутся или поджигают себя. У таких детей также часто развиваются мысли о самоубийстве и попытки реализовать суицид на самом деле.

Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети употребляют наркотики или алкоголь, чтобы попытаться справиться со своими чувствами.

Действия родителей при подозрении на психические расстройства у ребенка

Если родители действительно беспокоятся о состоянии психического здоровья своего ребенка, необходимо обратиться к специалисту как можно скорее.

Врачу следует подробно описать настоящее поведение, делая упор на самых ярких несоответствиях с более ранним периодом. Для получения дополнительной информации перед визитом к врачу рекомендуется побеседовать со школьными учителями, классным руководителем, близкими друзьями или другими лицами, которые проводят с ребенком какое-то продолжительное время. Как правило, такой подход очень помогает определиться и открыть что-то новое, то, что ребенок никогда не покажет в домашних условиях. Нужно помнить, что от врача никаких секретов быть не должно. А еще — нет никакой панацеи в виде таблеток от психического расстройства.

Общие действия специалистов

Психическое состояние здоровья у детей диагностируется и лечится на основе признаков и симптомов с обязательным учетом влияния психологических или психических отклонений на повседневную жизнь ребенка. Такое подход позволяет также определить типы психических расстройств ребенка. Не существует каких-либо простых, уникальных или стопроцентно гарантирующих положительный результат тестов. Для того, чтобы поставить диагноз, врач может рекомендовать присутствие смежных специалистов, например, психиатра, психолога, социального работника, психиатрической медсестры, педагогов психического здоровья или поведенческого терапевта.

Врач или другие специалисты будут работать с ребенком, как правило, индивидуально, чтобы определить в первую очередь, имеется ли у него действительно отклонение от нормального состояния психического здоровья на основе диагностических критериев, или нет. Для сравнения используются специальные база данных детской психологической и психической симптоматики, которыми пользуются специалисты всего мира.

Кроме того, врач или другой куратор психического здоровья будет искать другие возможные причины, объясняющие поведение ребенка, такие как история предыдущих заболеваний или травматизма, в том числе и семейного.

Стоит отметить, что диагностика детских психических расстройств может быть достаточно трудной, поскольку для детей выразить свой эмоции и чувства правильно может стать серьезной проблемой. Причем это качество всегда колеблется от ребенка к ребенку — одинаковых детей в этом плане не существует. Несмотря на эти проблемы, точный диагноз является неотъемлемой частью правильного, эффективного лечения.

Общие терапевтические подходы

Общие варианты лечения для детей, которые имеют нарушения психического здоровья, включают в себя:

  • Психотерапия.

Психотерапия, также известная как «разговорная терапия» или терапия поведения, является способом решения многих проблем психического здоровья. Говоря с психологом, проявляя при этом эмоции и чувства, ребенок позволяет заглянуть в самую глубину его переживаний. Во время психотерапии, дети сами узнают многое о своем состоянии, настроении, чувствах, мыслях и поведении. Психотерапия может помочь ребенку научиться реагировать на сложные ситуации на фоне здорового преодоления проблемных барьеров.

  • Фармакологическая терапия.

Врач может порекомендовать прием определенных лекарств, если это действительно необходимо, таких как стимуляторы, антидепрессанты, успокаивающие препараты, антипсихотические препараты или стабилизаторы настроения.

  • Сочетание подходов.

В процессе поиска проблем и их решений, специалисты сами предложат необходимый и самый действенный вариант лечения. В каком-то случае будет вполне достаточно сеансов психотерапии, в другом — без лекарственных средств будет не обойтись.

Стоит отметить, что острые психические расстройства всегда купируются проще, нежели чем хронические.

Помощь родителей

В такие моменты ребенок нуждается в поддержке родителей более, чем когда-либо. Дети с диагнозами в области психического здоровья, собственно, как и их родители обычно испытывают чувства беспомощности, гнева и разочарования. Спросите у лечащего врача вашего ребенка совета о том, как изменить способ взаимодействия с сыном или дочерью, а также — о том, как справиться с трудным поведением.

Ищите способы, чтобы расслабиться и весело провести время с вашим ребенком. Хвалите его сильные стороны и способности. Исследуйте новые методы управления стрессом, которые могут помочь вам понять, как спокойно реагировать на стрессовые ситуации.

Семейное консультирование или помощь групп поддержки может быть хорошим подспорьем в лечении детских психических расстройств. Такой подход очень важен для родителей и детей. Это поможет понять болезнь вашего ребенка, его чувства, а также то, что можно сделать всем вместе, чтобы оказать максимальную помощь и поддержку.

Чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе, информируйте учителей вашего ребенка и руководство школы о состоянии психического здоровья вашего чада. К сожалению, в некоторых случаях, возможно придется сменить образовательное учреждение на школу, учебная программа которой рассчитана на детей с проблемами психики.

Если вы беспокоитесь о психическом здоровье вашего ребенка, советуйтесь со специалистами. Никто не в силах за вас принять решение. Не избегайте помощи по причине своего стыда или страха. При соответствующей поддержке, вы можете узнать правду о том, имеет ли ваш ребенок отклонения и сможете изучить варианты предложенного лечения, тем самым обеспечите своему дитя дальнейшее достойное качество жизни.

onevroze.ru

Психические расстройства у детей: виды, симптомы

Психические расстройства у детей — это нарушения развития детской психики вследствие влияния различных факторов. Таких как черепно-мозговая травма, генетическая предрасположенность, перенесённые инфекции во время беременности или тяжёлые роды. Также может сказаться напряжённая обстановка в семье, с частыми скандалами и рукоприкладством.

Очень важно научиться распознавать симптомы расстройства, чтобы своевременно получить квалифицированную помощь. Ведь если вовремя обратиться к специалистам, возможно излечить некоторые отклонения в развитии. Или в крайнем случае предотвратить тяжёлые последствия. Поэтому если заметили какие-либо признаки, не ждите что скоро само пройдёт, не теряйте время и возможность помочь малышу.

Классификация заболеваний и степени их тяжести

1. Умственная отсталость или олигофрения

Отставание малыша в умственном и психическом развитии. Считается сложным психопатологическим состоянием. Характерной особенностью является недостаток речи. Выделяют 4 степени: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая.

  • Лёгкая степень или дебильность (IQ 50–60 баллов). Такие детки намного позже научаются ходить, говорить. Они физически слабые и проявляют мало интереса к окружающей действительности. Не всегда понимают вопросы, а тем более длинные предложения. Преобладает многократное и бесцельное повторение одних и тех же действий (очень долго может катать машину взад и вперёд). При этой степени они дееспособны и в состоянии нести воинскую службу, отвечать перед законом…
  • Умеренная степень или имбецильность (IQ 35–49 баллов). Заметить этот вид расстройства можно рано. Такие детки лишены «комплекса оживления» при виде взрослых, очень поздно начинают держать головку (минимум 4–6 месяцев). Ходить учатся после 3 лет. Речь очень примитивна в более взрослом возрасте. Признаются инвалидами с детства. Они вполне обучаемы, и могут овладеть навыками общения.
  • Тяжела степень или тяжёлая олигофрения (IQ 20–34 балла). Почти неразвита моторика и практически отсутствует речь. Они практически неспособны общаться и не могут сами себя обслуживать.
  • Глубокая умственная отсталость или идиотия (IQ 20 баллов). Возможно диагностировать в ранний период. Такие детки очень поздно начинают ходить, стоять. Порой этого не происходит и они ведут лежачий образ жизни. Чаще всего не могут обслуживать себя и нуждаются в постоянном уходе.

2. Задержка психического развития (ЗПР)

Нарушенная умственная работоспособность, характеризуется замедленными процессами мышления, ослабленным вниманием и памятью. Обычно обнаруживают при поступлении в школу, но порой отклонения возможно заметить и раньше. Может быть:

  • Конституциональная. Это наследственное заболевание. У такого ребёнка незрелая эмоционально-волевая сфера, что свидетельствует о сложностях в формировании процесса обучения. Он просто неспособен придерживаться правил поведения. Чаще всего радостный и обладает малым запасом знаний об окружающем мире.
  • Соматогенная. Ребёнок рождается здоровым, а после перенесённых инфекционных заболеваний появляется задержка развития. Такие малыши безынициативны, у них отсутствует интерес к познаниям. При усталости снижается аппетит, возникает головная боль и проблемы с сердцем. Эти симптомы используют для манипуляции при возникновении сложностей в работе.
  • Психогенная. Возникает вследствие неблагоприятных условий воспитания. У ребёнка снижается интеллектуальная мотивация. Может повлиять отсутствие материнского тепла и внимания, однообразная среда обитания. Обычно проявляется в неблагополучных семьях. Такой малыш становится пассивным, тревожным с травмированной психикой. Обычно чрезмерно агрессивны или, наоборот, излишне покорны.
  • ЗПР церебрально-органического характера. Проявляется вследствии перенесённых инфекций как матерью во время беременности, так и ребёнком на первом году жизни. Из-за алкоголизма или наркомании родителей, а также при тяжёлых родах. Отклонения проявляются в сниженной концентрации внимания и чрезмерной утомляемости. Умственное развитие на уровне олигофренов. Навыки общения очень снижены, усвоенную информацию быстро забывают. Не умеют включаться в процесс обучения в силу того, что делают только то, что им хочется.

3. Синдром дефицита внимания (СДВ)

Отклонение в развитии поведенческого и неврологического характера. Проявляется чаще всего в дошкольном или младшем школьном возрасте. Возникает вследствие болезни ЦНС, при повреждениях мозга, а также в связи с генетической предрасположенностью.

Этот синдром подразделяется на три вида:

  1. Преимущественно импульсивный (или гиперактивный). Такой малыш будет излишне активен, вспыльчив и импульсивен. Постоянно куда-то бежит, даже сидя дёргает и болтает ногами. Тороплив и практически никогда не доводит начатое до конца. Даже со сверстниками поиграть в одну игру неспособен, постоянно будет переключаться на другие предметы или игры. Игнорирует запреты и лезет постоянно туда, куда опасно или не разрешено. Во сне также ведёт себя беспокойно — часто крутиться и сбрасывает с себя одеяло. Недослушивает до конца вопрос, поэтому часто отвечает неверно. Вклинивается в разговоры и очень много говорит. Не слушает собеседника и перебивает его.
  2. Преимущественно невнимательный. Исключается возможность возникновения гиперактивности, такой ребёнок слишком невнимательный. Он не может сосредоточиться на чём-то одном, не умеет планировать и качественно выполнять задания. Порой кажется, что он не слушает то, что ему говорят. На самом деле он не может собрать услышанное в одно целое, но при этом понимает, о чём идёт речь. Когда идёт куда-то, обращён внутрь себя и полностью поглощён своими мыслями. Поэтому такие детки неуклюжи и часто врезаются в предметы. Они попросту их не замечают. Постоянно теряют свои вещи. Очень сложно им выполнять задания, связанные с умственной нагрузкой.
  3. Комбинированный вид. Наиболее распространённый вид расстройства. Сочетает предыдущие виды и симптомы невнимательности и гиперактивности.

4. Синдром раннего детского аутизма

Характеризуется полным отсутствием потребности в общении. Первые признаки можно заметить уже в грудном возрасте. Когда малыш отказывается от груди и отстраняется при попытках взять его на руки. У него отсутствует комплекс «оживления» при проявлении к нему внимания. Взгляд как бы сквозь человека, он никогда не смотрит в глаза.

Со временем начинает страдать бессонницей. Когда научается сидеть, может часами просто раскачиваться из стороны в сторону. Абсолютно безразличен к близким и их присутствию. Боится шумных компаний и новизны. Мимика у детей с аутизмом маловыразительна. Речь чаще всего задерживается в развитии. О себе говорят в третьем лице или просто повторяют последнее слово из предложения другого. О своих потребностях заявляют коротко, без употребления местоимений.

Интеллектуальное развитие чаще всего снижено, но нередки случаи, когда обладают гениальными способностями в какой-либо сфере. Порой не различают между собой одушевлённые и неодушевлённые предметы. К матери может проявлять безразличие или даже агрессию, а к кусочку листика сохранять неизменную привязанность.

Предпочитают следовать одному и тому же маршруту при прогулке, есть из одной и той же тарелки и пользоваться всегда одним мылом. В случае если попробуете что-то изменить — может проявить себя непредсказуемо, вплоть до агрессии.

Точные причины возникновения не выяснены, но существуют теории о наследственном факторе. Также могут повлиять инфекции, которые мать перенесла в период беременности и отравление ядовитыми веществами. Существенную роль играет обстановка в семье и методы воспитания. Порой влияет на развитие аутизма нарушение гормонального баланса.

Психические расстройства у детей в каждый период возраста может проявляться по-разному. Но в основном сохраняются такие общие признаки, по которым можно заподозрить отклонения:

  • резкие перемены в поведении;
  • перепады настроения;
  • чрезмерная замкнутость или продолжительное ощущение печали;
  • повышенный уровень тревоги и беспричинного страха;
  • порой жестокое поведение как к себе, так и по отношению к другим;
  • проблемы с едой, чаще всего отказ.

Если вы заметили странности в поведении своего ребёнка, а особенно если совпали симптомы с вышеуказанными расстройствами, отведите его на консультацию. Психиатр, психотерапевт или детский врач смогут помочь вам развеять сомнения в случае неоправданных подозрений. Или назначить лечение, коррекцию и подсказать о методах воспитания в случае подтверждения диагноза.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

marypop.ru

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка — естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь — и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты). Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы — способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями. Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления. К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) — факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач — невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", — это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия — способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей — любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

Метки: Воспитание,

Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми: Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

psyhologytoday.ru

Психические расстройства у детей

Психические расстройства у детей встречаются очень часто, и количество их с каждым годом увеличивается. По данным статистики, сегодня каждый пятый ребенок имеет проблемы с развитием разной степени. Опасность таких заболеваний в том, что часто родители не распознают симптомы вовремя и не придают особого значения состоянию детей, списывая все на плохой характер или возраст. Но важно знать, что психические расстройства сами с возрастом не проходят. Большинство из них требуют комплексного специализированного лечения. Серьезный подход и своевременное распознание проблемы – шанс вернуть ребенку полноценное психическое здоровье.

В чем особенность психических расстройств у детей?

Психические расстройства у детей развиваются в большинстве случаев в первые месяцы жизни малыша, но могут проявляться и в более старшем возрасте. Они представляют собой неполноценность и сбои в работе психики и, соответственно, влияют на общее развитие ребенка.

Психические расстройства, в зависимости от возраста и стадии заболеваний, могут проявляться в разных формах. Всего медики выделяют четыре общих группы:

  • Умственная отсталость или олигофрения – она характеризуется низким уровнем интеллекта, воображения, памяти и внимания;
  • Задержка психического развития – впервые дает о себе знать примерно в год, для нее характерны проблемы с речью, моторикой, памятью;
  • Синдром дефицита внимания – этот синдром вызывает гиперактивность, импульсивность и невнимательность, при этом, наблюдается снижение уровня интеллекта;
  • Аутизм – это состояние, при котором нарушаются возможности коммуникации и социализации ребенка.

Иногда родители списывают негативные проявления малыша на возраст и надеются, что со временем это пройдет. Однако психические расстройства нужно лечить. С возрастом заболевания только обостряются и уже сложнее подобрать правильные и эффективные терапевтические методы. И как бы сложно ни было признать родителям, что их малыш имеет психические отклонения, нужно обращаться за помощью к психотерапевту.

Факторы, провоцирующие психические расстройства

Психические расстройства возникают под влиянием нескольких факторов. Причем, многие из их форм развиваются еще во внутриутробный период. Существует несколько ключевых причин:

  • Генетическая предрасположенность – наследственная передача психических расстройств, происходит в 40% случаев;
  • Особенности воспитания – неправильный выбор методов воспитания или его отсутствие;
  • Инфекционные заболевания, поражающие головной мозг и ЦНС;
  • Родовые и послеродовые травмы головы малыша;
  • Дисфункция системы обмена веществ;
  • Сильный стресс или перенапряжение;
  • Низкий уровень интеллекта;
  • Неблагоприятная обстановка в семье;

Симптомы и признаки психических расстройств у детей

Первые признаки заболеваний проявляются по-разному, в зависимости от возраста ребенка. В домашних условиях родители могут заметить следующие изменения, которые могут символизировать о сбое в психике:

  • Плохое настроение у ребенка, стоит обратить внимание, если оно доминирует на протяжении нескольких недель без конкретной причины;
  • Частая смена настроения;
  • Невнимательность и сложность концентрации;
  • Нервозность, агрессивность;
  • Постоянные страхи и чувство угрозы;
  • Изменения в поведении ребенка – ребенок начинает делать опасные вещи и становится неконтролируемым;
  • Постоянное желание обратить нас себя внимание или, наоборот, скрыться от окружающих;
  • Потеря аппетита и, соответственно, значительная потеря веса;
  • Тошнота и рвота;
  • Головные боли и беспричинные боли в животе;
  • Разговор с самим собой или воображаемым другом;
  • Действия, причиняющие себе и окружающим вред;
  • Снижение интереса к любимым вещам и занятиям;
  • Употребление алкогольных и наркотических средств.

Эти признаки можно заметить самостоятельно. Но врачи диагностируют психические расстройства на основе не только этих, но и других медицинских симптомов:

  • Тахикардия и учащенное дыхание;
  • Изменения в органической структуре крови;
  • Изменения в структуре клеток головного мозга;
  • Расстройства пищеварительной системы;
  • Низкий уровень IQ;
  • Физическое недоразвитие;
  • Особая форма шизофрении.

Такие заболевания обычно вызывают несколько симптомов, поэтому чтобы убедиться в диагнозе недостаточно только наблюдения, нужен медицинский осмотр.

Диагностика и лечения

Чтобы правильно подобрать терапевтический метод, нужно пройти полную диагностику. Она происходит по такой схеме:

  • Изучение и анализ явных симптомов;
  • Лабораторное исследование крови, мочи;
  • МРТ-обследование коры головного мозга;
  • Проведения тестирования.

Чтобы правильно подойти к лечению, необходим осмотр ребенка несколькими специалистами: психиатром, психотерапевтом, невропатологом. Причем, обследования нужно проходить у каждого специалиста поочередно: каждый из врачей, таким образом, может определить симптомы, характеризующие его область.

Важно запомнить, что с помощью медикаментозной терапии нельзя полностью вылечить психические расстройства. Чтобы помочь ребенку и вернуть полноценное психическое здоровье, нужно использовать комплекс процедур и методов.

Существует несколько способов борьбы с этой проблемой:

  • Лекарственная терапия. Она заключается в принятии антидепрессантов, транквилизаторов, успокаивающих препаратов, а также общеукрепляющих витаминных средств. Выбор препарата лежит на враче, он назначает специальное средство, что отвечает возрасту и форме развития расстройства.
  • Психотерапия. В психотерапии существует множество методик, позволяющих побороть психические расстройства у детей. Все зависит от возраста и стадии запущенности процесса. Очень эффективным считается индивидуальная разговорная терапия, или групповая, с соответственным подбором детей. Психотерапия считается наиболее эффективным методом лечения такого рода заболеваний.
  • Семейная терапия. Семья очень важна для формирования психики малыша, именно здесь закладываются первые понятия. Поэтому, при психических расстройствах, члены семьи должны добиться максимального взаимодействия с малышом, помочь ему чего-то достичь, постоянно с ним разговаривать, делать вместе упражнения.
  • Комплексная терапия. Она предусматривает сочетания лекарственного лечения с другим видом терапии. Он необходим при острых формах расстройств, когда одних психологических занятий недостаточно.

Чем раньше родители выявят у своего малыша проблемы психического характера и отведут его к врачу, тем больше шансов вернуть ему полноценный образ жизни. Главное правило – обратиться за помощью к специалисту, во избежание неприятных последствий.

Читайте также:

medportal.su



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"