Предложения с прямой речью. Примеры. Правила русского языка. Прямая речь предложение слова автора предложение


Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью

Сегодняшняя наша тема – предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности – синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. – Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Чувствуете разницу? Тогда идём дальше.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа предложения (повествовательное, восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или вопросительный знак ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях – нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

Готовы идти дальше?

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить знак вопроса или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

То есть после первой части слов автора ставится двоеточие, а дальше прямая речь и все знаки препинания выписываются так, как будто мы пишем предложение по первому правилу.

Непонятно? Тогда попробуем составить предложение с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще – просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после – точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. – Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. – Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы.

  • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно – нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

Разбор предложений с прямой речью практически ничем не отличается от обычного синтаксического разбора. Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике сложные предложения с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное – проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

fb.ru

Предложения с прямой речью. Примеры. Правила русского языка :: SYL.ru

Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания – кавычек.

Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.

Что такое прямая речь?

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:

  • «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
  • Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
  • «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
  • «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.

Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.

Оформление конструкций, передающих чужую речь

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.

  • Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
  • Если такое предложение начинается с абзаца, перед ним ставится дефис, но не используют кавычки. Например:
  • Мальчишки бежали по улице и кричали:- Кому свежая газета! Покупайте свежие новости!
  • Когда прямая речь идет до слов автора, то она берется в кавычки со знаком препинания, соответствующим интонации, после чего обязательно ставится тире. Лучшим примером являются предложения с прямой речью из литературы русской классики:«Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот (Булгаков).«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
  • Прямая речь может прерываться словами автора, и в этом случае в конце ее первой части ставится знак, в зависимости от повествования, за ним тире и слова автора, которые могут заканчиваться точкой (законченное предложение) или запятой. После авторских слов также обязательно ставится тире. Если «разорванные» предложения с прямой речью берутся в кавычки, то их ставят в начале и в самом конце фразы:«Я никуда с тобой не поеду! – крикнула Маша. – Не приходи сюда больше».
  • В том случае, если в словах автора применяются два глагола, то они могут относиться к первой и второй части предложения с прямой речью. Примеры: «Все способы лечения уже попробовали, - вздохнул доктор, а затем с надеждой спросил. – А, может, забыли какой-то?»- Ты зачем меня позвал? - спросил Голос и добавил. – Думаешь, я тебе одному нужен?
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:«Ты куда сейчас идешь?» – спросил я насупившегося друга. – «А тебе зачем знать?» – «А вдруг нам по пути?» – «Вряд ли».

Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.

Схемы предложений

Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.

  • «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
  • «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
  • «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
  • А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
  • А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
  • А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»

Это примеры цельных прямых предложений

Схемы «разорванной» прямой конструкции

  • "П, – а, – п". «Подумаешь, укол, - сказала девочка медсестре, - раз и готово».
  • "П, – а. – П". «Сообщи, когда доберешься, - сказала мама. – Мне будет спокойней».
  • А: "П" – а. Диктор сообщил: «Это были последние новости» - и передал слово синоптикам.
  • А: "П!" – а. Девочка крикнула в отчаянии: «Все равно у меня будет собака!» - и убежала в слезах.
  • А: "П?" – а. Женщина вскрикнула: «Как такое возможно?» – и рухнула на скамейку.
  • "П, – а, – п. П". «Нам так хорошо вместе, - сказала Ира, - как раньше. Давай больше не будем расставаться».
  • "П, – а. – П". «Мало приготовить вкусную еду, - сказал шеф-повар. – Ее нужно еще правильно подать».

Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.

Применение прямой речи

Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.

Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.

Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.

Что такое косвенная речь?

Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».

Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:

  1. Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
  2. Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.

Строение косвенных предложений

Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:

  • Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.

Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:

  • Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.

В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.

Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:

  • Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.

Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.

Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:

  • Мама сказала, что лучше взять зонт.

Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:

  • Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.

При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:

  • Я спросил у прохожего: «Как мне пройти на Дерибасовскую?»
  • Я спросил у прохожего, как мне пройти на Дерибасовскую.

Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:

  • Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
  • Я спросил, будет ли он доедать борщ.

При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.

Несобственно-прямая речь

Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.

Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.

  • Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
  • Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
  • Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.

Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.

Диалог

Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:

Учитель спросил:

- Почему тебя не было на уроке?

- Я ходил к врачу, - ответил ученик.

Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.

www.syl.ru

7 предложений с прямой речью

Что такое прямая речь

   Прямая речь - это часть текста, цитирующая слова или высказывания, принадлежащие героям повествования. Прямая речь передает всю уникальность высказываний: лексику персонажей, грамматику, стиль. Она употребляется со словами автора, благодаря чему становится известно, кому принадлежат высказывания.

   Прямая речь может употребляться в форме диалога. Диалогом называют чередующиеся высказывания двух или более лиц. Слова автора в диалоге зачастую отсутствуют, а высказывания именуются репликами.

Правила оформления прямой речи

  • Прямая речь на письме начинается с большой буквы.
  • Прямая речь выделятся кавычками с двух сторон.
  • Слова автора, употребленные перед прямой речью, заканчиваются двоеточием.
  • Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее ставятся запятая и тире. Прямая речь с восклицанием или вопросом оканчивается восклицательным или вопросительным знак и тире.
  • Если прямая речь разрывается в месте, где должна быть запятая, двоеточие, тире или не должно быть никакого знака, то слова автора с двух сторон выделяются запятыми и тире.
  • Если прямая речь разрывается в месте, где должна быть точка, то перед словами автора нужно употребить запятую и тире, а после них точку и тире.
  • Если прямую речь слова автора разделяют в месте, где должен быть восклицательный или вопросительный знак, то словам автора будет предшествовать соответствующий знак и тире, а после них ставят точку и тире.
  • Все реплики в диалоге размещаются с новой строки, перед каждой ставится тире, кавычки не используются.

Примеры предложений с прямой речь

  1. Родители мне всегда твердили: "Делу время, потехе час".
  2. "Нет, не видел я тут никого", - сказал Санька.
  3. "Сережа, ты уже все уроки сделал?" - строго спросила мама.
  4. "Помнишь, - грустно затянул Ёжик, - как было весело с Медвежонком?"
  5. "Нет, не сделал, - ответил Серёжа. - Математика не идет, а к чтению не приступал даже".
  6. "Поздравляю! - воскликнул Винни Пух. - Желаю счастья в личной жизни!"
  7. - Ну, разобрал, какое горе у огурцов?

        - Горькое, бабушка, горькое! 

 

vashurok.ru

Сложное предложение. Прямая речь

Сложным называется предложение, состоящее из двух или нескольких объединенных по смыслу и интонации грамматических основ (простых предложений).

По способу связи выделяют два типа предложений: союзной и бессоюзной.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным): Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

  • Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение:Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.
  • Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения):Во сколько собираемся и куда поедем?

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочиненных называется сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и объединяются с помощью сочинительных союзов и, да, а, но, однако, зато, или, или … или, то … то: Не встречаются горы с горами, а братаются люди с людьми.

Между частями сложносочиненного предложения могут относиться запятая, точка с запятой и тире.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным):Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

  • Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение:Иногда в голубой вышине плыла облако или пролетала птичка.
  • Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения):Во сколько собираемся и куда поедем?

Точка с запятой ставится:

  • Если части сложносочиненного предложения далекие по смыслу или имеют в своем составе другие знаки препинания:То, бывало, дождь холодный сечет, а перестоять непогоды негде: то, бывает, ветер осенний пробирает до костей, а обогреться негде.

Тире ставится:

  • Если вторая часть предложения выражает следствие, противопоставление или быструю смену событий:Может умереть и человек и рассыпаться в прах — и горит на звездах огромное ее дело!

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненных называется сложное предложение, в котором одно предложение подчиняется другому, части предложения неравноправны и соединяются союзами подчинительные или соединительными словами: что, как, если, потому что, как, несмотря на то, перед тем как:Стихотворения Кобзаря рождены для того , чтобы не умирать никогда.

Предложение, от которого зависит другое предложение, называется главным, а предложение, которое подчиняется главному, придаточным. Придаточное предложение может стоять после главного, перед главным, а также в середине главного.

Все придаточные части отделяются от главного предложения запятыми. Если придаточные предложения присоединяется к главному сложенными союзами (несмотря на то, потому что, вследствие того что, по мере того как …), то запятая ставится либо перед всем союзом, либо внутри него:Теплый туман стелился по полю и налив балку до краев, так что деревья утопали в нем.

Запятая не ставится между частями придаточного предложения:

  • Если они состоят из одного слова:Подвязывая светлый виноград, смеется девушка не знать из чего.
  • Соединенными единичным союзом и (й), и (и), или и (или), если обе части имеют общее слово или общую часть:Детям казалось, что уже вечер и сейчас придет мама.

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Бессоюзным называется предложение, в котором составные части связаны в единое целое без помощи союзов и соединительных слов: Степ подбегал к обрыву и остановился — дальше бежать некуда: внизу, до самого горизонта, зеленело и менялось море. В бессоюзном сложном предложении между его частями относятся такие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире: В глубине леса стучал дятел, пищали синицы.

Прямая речь. Знаки препинания при ней

Прямая речь — это речь других, передано точно (не переменной), с соблюдением интонации от имени того, кто сказал или написал. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают, кому она принадлежит. Прямая речь может стоять после слов автора или перед ними, а может разрываться словами автора.

Знаки препинания при прямой речи:

  • Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. В конце предложения ставится нужный по смыслу знак препинания: восклицательный знак, знак, многоточие: А: «П (?)». Удивляюсь, радуюсь, у сердца спрашиваю: «Скажи, вещее сердце, скоро мир будет?».
  • Если прямая речь стоит перед словами автора, то она берется в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире. Слова автора пишутся со строчной буквы: «П», — а. «Кто творит умного и доброго человека — лучший мастер», — таково было решение стариков.
  • Если прямая речь разорвана словам автора, то в начале и в конце прямой речи относятся кавычки. Другие знаки препинания относятся так:
    1. Если слова автора разделяют прямую речь, которая является одним предложением, то они с обеих сторон выделяются запятыми и тире: «П, — а, — п». «Иди, дочка, — говорит мать, — не возраст удивляет».
    2. Если слова автора разделяют прямую речь на границе двух предложений, то после первой части прямой речи ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире, а после слов автора — точка и тире. Второе предложение прямой речи пишется с большой буквы. Лапки закрываются в конце прямой речи: «П! — А. — П. .. ». «Воскресни, Россия! — Страстно молил Я. Гоян. — Воскресни в казацких степях под своим высоким голубым небосводом … »
    3. Когда одна часть слов автора относится к первой части прямой речи (стоящий до разрыва), а вторая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, прямая речь продолжается с большой буквы «П! — А: — П. ». «Я слышал об этом, — сказал он и добавил: — А кто не слышал …»
  • Если слова автора разорваны прямой речью, после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) А: «П», а. Хорошо проявляет наше отношение к поджигателям войны выражение: «Кто взял меч, от меча и погибнет», хоть меч отнюдь не является оружием современных бойцов.
  • Когда есть диалог, то вместо кавычек ставится тире. Каждая реплика начинается с новой строки, а знаки препинания в предложении относятся такие же, как при прямой речи:

    — Бабушка! — Говорит он. — Хотел я посмотреть, очень длинный мир.— Увы! Смотрел бы из ворот, а лезть высоко малом не годится.

  • Если реплики берутся в кавычки и записываются подряд без слов автора, то между ними ставится тире. «На добрый, ты моя дорогая» — «На добрый, мой любимый друг» — «Что сегодня снилось тебе, милая?» — «Сон приснился, и дивненький очень». — «Что же за чудо снилось тебе, милая?» — «Мне снились билии лелеет ..» — «Радуйся, милая, потому Лелия — цветок чистой и любой надежды!».
 

xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai

Слова автора внутри прямой речи

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Знаки препинания при прямой речи

Постановказнаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)
А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)
А: «П...» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...» (А. Ахматова)
А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». (А. Пушкин)

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается вкавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова авторапишутся со строчной (маленькой) буквы.

«П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).
«П?» — а. «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин).
«П..» — а. «Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь)
«П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).

Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

«П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)
«П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)
«П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)
«П, — а, — п...» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...» (М. Булгаков)

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова авторапишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речиначинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в концепрямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

«П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин) 2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)
«П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
«П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — спросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
«П... — а. — П». «П... — а. — П?» 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

3. Вавторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

«П,— а : — П».

1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

studopedya.ru

§ 48. Прямая речь -

245. Прочитайте предложение с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делаете четкую паузу, прямую речь выделите голосом, учитывая вид предложения. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи? Составьте схемы предложений.

1. И сказала скалка. "Мне Фёдору жалко". А: "П".  2. И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?". А: П?". 3. И зарыдала корыто: "Увы, я разбито, разбито!". А: "П!".4. И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу". А: "П" (К. Чуковский)

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

246. Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора. Выпишите предложения с обращением.Предложение с обращением: 1. "А ты что, кумушка, в дорогу?" -  ей с возу Курица кричит. 3. "Стой, братцы, стой!" - кричит Мартышка. 4. "Ах ты, обжора! Ах, злодеи!" -  тут Ваську Повар укоряет. 5. "Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?" - говорит ей муравей. 7 "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - ей Мишка отвечал. 9. "Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал сурок.Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. Перед словами автора после прямой речи ставится запятая и тире. Если предложения в прямой речи вопросительные или восклицательные,  то перед словами автора после прямой речи ставится тире.

"Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал Сурок. Предложения с прямой речью. Прямая речь заключается в кавычки, стоит перед словами автора поэтому перед словами автора стоит тире. Предложение в прямой речи вопросительное, восклицательное, поэтому в конце стоит вопросительный знак. Слово "кумушка" - обращение, поэтому выделяется с запятыми. В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью перед словами автора? 1. "Что с вами приключилось, малыши?" - спросил Андрей. 2. "Пойдемте со мной, ребятки!" - предложил Андрей. 3. "Вы у меня в гостях, ребята", - произнес Андрей.

В первом предложении стоит вопросительный знак, во втором - восклицательный, а в третьем - точка.

247. К словам автора допишите прямую речь. Составьте схему второго и четвертого предложений.1. Отец серьезно спросил: "Почему ты не сделал уроки?". 2. Мальчик воскликнул: "Ура!". 3. Экскурсовод сообщил: "А сейчас мы проезжаем Красную площадь". 4. "Я не пойду с тобой", - возразил Александр. 5. "Куда ты так рано идёшь?" - удивилась девочка. 6. Учитель физкультуры скомандовал: "В шеренгу становись".

248. Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь. Укажите обращение.

1. "Проводи нас, дедушка (обр.)", - мы попросили лесника. (Предложения с прямой речью, слова автора стоят после прямой речи). 2. "Ступайте, ребята (обр.), за мной!" - пригласил он. 3. Ребята ответили: "Мы готовы, Иван Ильич (обр.)". 4. Лесник предложил нам: "Ешьте, ребята (обр.), яблоки". 5. Дети поблагодарили: "Спасибо, дедушка (обр.), большое". 6. Лесник сказал: "Возьмите яблоки с собой в дорогу". 7. Нам вслед неслось: "Счастливого пути, приходите еще".

249. Перепишите отрывки из русской народной сказки, расставляя знаки препинания. Замените маленькие буквы большими, где это необходимо. 1) "Здравствуй (здравие), сестрица (сестры). Что ты кушаешь (кушать, 1 спр., 2-е л.)?"-  спрашивает волк. 2) "Рыбу", - отвечает лисица. 3) "Дай мне, лисичка, хотьодну", - просит серый. 4) А рыженькая учит: " Ты братец ступай на рекуи опусти хвост в прорубь (рубить)". 5) Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь (рубить). Сидит и приговаривает: "Ловись, рыбка (рыба), и маленькая, и большая (больше)". 6) "Так-то лиса учила меня рыбу ловить (улов)", - говорит (говор) волк. 7) "Эх, братец, у тебя хвоста нет, а у меня голова (головушка) разбита", - жалуется (что делает?) лиса.

Просит - глагол, н.ф. - просить, 2 спр., в наст.вр., ед.ч., 3-е л.

250. Если вы вежливы, то, обращаясь к старшему или незнакомому человеку с вопросом или за объяснением, вы будете пользоваться словами прошу вас или скажите, пожалуйста; азрешите спросить; будьте любезны; будьте добры сказать. Составьте устно и запишите три предложения с прямой речью, употребляя эти слова.

Я попросил продавца: "Будьте любезны, покажите мне ту книгу". "Скажите, пожалуйста, где находится театр?" - спросил я у прохожего. "Будьте добры сказать, как проехать к зоопарку", - поинтересовался я у ребят.

porusskomu.ru

Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью

Сегодняшняя наша тема – предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности – синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. – Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Чувствуете разницу? Тогда идём дальше.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа предложения (повествовательное, восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или вопросительный знак ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях – нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

Готовы идти дальше?

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить знак вопроса или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

То есть после первой части слов автора ставится двоеточие, а дальше прямая речь и все знаки препинания выписываются так, как будто мы пишем предложение по первому правилу.

Непонятно? Тогда попробуем составить предложение с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще – просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после – точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. – Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. – Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы.

  • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно – нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

Разбор предложений с прямой речью практически ничем не отличается от обычного синтаксического разбора. Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике сложные предложения с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное – проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

4u-pro.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"