Что такое краткое причастие, полное причастие? Как сделать морфологический разбор причастия? Причастие что это такое

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Что такое причастие в церкви?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Что такое причастие в церкви? И для чего оно нужно? На этот вопрос отвечает современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос).

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Что такое причастие в церкви?

Установил Таинство причастия сам Иисус Христос на последней трапезе с Апостолами — своими учениками перед тем, как Его взяли под стражу и затем распяли.

Причастие Плоти и Крови Христовых (Евхаристии — греч. «благодарение») совершается на каждой Литургии (утренней службе) и по сути является целью каждой Литургии. Во время причащения восстанавливается единство между Творцом и его творением. 

«Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (Афанасий Великий)

Мистическая тайна Евхаристии (хлеба и вина) кроется в Крестной Жертве Иисуса Христа. Пролив Свою Кровь и распяв Свою Плоть на Кресте, Он восстановил нашу падшую человеческую природу. Он для этого и приходил — чтобы принести нам это лекарство для нашего спасения — лекарство причастия Тела и Крови Спасителя.

Трудно вместить эту тайну, что принятие причастия — вкушение Плоти и Крови Христовых — это не символическое действие, но вполне реальное. Архимандрит Андрей (Конанос) в своей Беседе о Святом Причастии говорит, что благодаря причастию «В НАШИХ ВЕНАХ ТЕЧЕТ ХРИСТОВА КРОВЬ».

Некоторые люди полагают, что причащаться достаточно несколько раз в год. Но, по словам одного из священников, душа наша нуждается в очищении даже чаще, чем тело. При этом мыться мы не забываем практически каждый день, а вот об очищении души в таинстве причастия заботимся крайне редко!

Для чего нужно причастие в церкви? Ответ в Евангелии в словах Самого Иисуса Христа

Современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) о Святом Причастии

Размышления архимандрита Андрея (Конаноса) о том, как бы чудесно изменилась наша жизнь, если бы мы осознали тайну причастия.

Святое Причастие очищает всех, как очищает Святой Дух. Вы не можете через причастие чем-то заразиться. Это как вынести на солнце какую-то грязную вещь. Солнечному свету грязь не может навредить, даже наоборот: солнце выбелит одежду и сделает её снова чистой.

Согласно данным статистики, священники живут дольше всех. Как правило, умирают священники в весьма преклонном возрасте. Постоянно причащаются, потребляют Святое Причастие и живут по столько лет. И ни наука, ни человеческая логика не могут это объяснить.

Святой Андрей Критский, будучи ребенком, заговорил впервые после причастия – хотя до этого он был нем. Святой Иоанн Кронштадтский с такой верой причащал людей, что после причастия происходило много чудес — больные исцелялись, приняв Дары причастия.

Мы же, причащаясь, похожи на детей, которые играют с драгоценными камнями и не понимают, что это.

Если бы мы осознавали значение Причастия в своей жизни, наша жизнь бы очень изменилась к лучшему, в том числе и в собственной семье. Во время причастия Сам Бог входит в нас. И тело наше становится единым с Его телом, в венах наших течет Христова кровь, дыхание наше дыхание становится Его дыханием.

В такие минуты осознания величия Таинства Причастия мы жаждем причаститься Христа (причаститься — значит стать его частью), в этом и есть цель Святой литургии. Литургия и служится для того, чтобы нам причаститься. А те, кто не причащается, давайте будем радоваться за причащающихся. И ревновать им, и стараться поскорее исправить свои недостатки, чтобы тоже причаститься!

Надеюсь, друзья, Вы получили ответ на вопрос: «Что такое причастие в церкви и для чего оно нужно?» Как правильно причащаться, как исповедоваться первый раз, как готовиться к причастию и к исповеди Вы можете узнать из этой статьи.

Посмотрите это видео. Протоиерей Андрей Ткачев «О Святом Причастии»: 

Всем желаю не унывать, радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

alenakraeva.com

Причастие

(61 голос: 4.21 из 5)

См. раздел ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (ЕВХАРИСТИИ)

 

Прича́стие (греч. евхаристия – благодарение) есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его любви и благодати.

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

***

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком). 

***

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство? Отец Евгений.  Хороший вопрос. Церковь разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд,  и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но Церковь относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары.  Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике.  Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой.  Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и  Соборованием – они обращены именно к этому.  Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»?  Это что – людоедство?Отец Евгений.  Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную».  «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи.  «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе».  Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина  – мы всегда вкушаем мертвую отдельность.  А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое».  Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?Отец Евгений.  Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом.  В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен.  Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?Отец Евгений.  Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий.  Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен  в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред.  Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить,  вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни.  Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя.  Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение. Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь.  Так и Причастие – это условность и не более того.  Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы:  это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде.  Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность.  И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?Отец Евгений.  Совершенно верно, такие условия нужны.  Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте.  Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а  в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более.  Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу —  как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством.  Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше,  держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?Отец Евгений.  Если говорить о церковно-юридической стороне,  то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты.  Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни».  Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом,  встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение.  Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь,  шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

Духовно-просветительский телепроект «Слово»

***

игумен Пётр (Мещеринов):Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10). Я есмъ путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему. Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. Еф. 3, 19).

священник Александр Торик:Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии (см. на сайте).

святой Алексий Мечёв († 1923): «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский: Бедствие для души — долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

azbyka.ru

Причастие: что это? - Православный журнал "Фома"

Многие верующие (и не только) очень заинтересованы в поисках святынь, непосредственно связанных с земной жизнью Спасителя. Особенный ажиотаж вызывают поиски «святого Грааля» или старинных мощевиков, где якобы есть часть Крови Христа. При этом иногда даже забывается, что не только Кровь, но и Тело Христовы есть абсолютно в каждом храме и как минимум раз в неделю можно приобщиться к этой великой Святыне — то есть причаститься.

01

Что такое Причастие?

Таинство христианской Церкви, в котором верующие принимают (причащаются) Тело и Кровь Христа под видом хлеба и вина.

 

02

Кто и когда установил Причастие?

Иисус Христос на Тайной Вечере, незадолго до своей Крестной смерти. На ней присутствовали только ближайшие ученики — апостолы. Во время пасхальной трапезы (ветхозаветной — в честь исхода евреев из Египетского плена) Христос благословил хлеб и виноградное вино, назвав их своими Телом и Кровью.

 

03

Как Причастие выглядит сейчас?

В конце каждой Божественной литургии (другое название — Евхаристия, греч. благодарение), на которой и происходит пресуществление (превращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, священник или епископ выходит с чашей к людям. Из нее специальной лжицей (слав. ложкой) он кладет в рот верующим Святые Дары. При этом священнослужитель говорит: «Причащается раб Божий (имя) Честнáго и Святаго Тела и Крóве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную».

 

04

Зачем христиане причащаются?

Спаситель прямо говорит об этом в Евангелии от Иоанна: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). То есть причащение нужно для соединения со Христом и как следствие — возможности быть вместе с Ним в вечной жизни. Через Причастие верующие становятся причастными Богу.

 

05

Кто может причащаться?

Все крещеные люди, которые получили перед Причастием благословение священника. Подробнее о подготовке к таинству можно узнать из официального церковного документа «Об участии верных в Евхаристии» или кратко в нашем материале Как готовиться к Причастию.

 

foma.ru

Что такое причастие?

На уроках русского языка мы все изучали причастие. Однако, у лингвистов до сих пор нет общего мнения по поводу того, что такое причастие. Одни считают его специальной формой глагола, другие определяют причастие как самостоятельную часть речи. Попробуем разобраться, что такое причастие: русский язык и его ответы.

Определение причастия

Условно причастием называют особую форма глагола, которая обозначает признак предмета или объекта по действию, и отвечает на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?. Кроме того, причастие соединяет в себе признаки как глагола, так и прилагательного.

Причастие и прилагательное

Причастия, имеют много сходного с прилагательными. Причастия склоняются – согласуются с существительным в роде, числе, падеже. Начальная форма причастия имеет такие же характеристики – мужской род, единственное число, именительный падеж. Например, отражающий, красящий, летящий. У причастий, как и у прилагательных возможна краткая форма.

Краткое причастие

Что такое краткое причастие – ещё один вопрос, который задают лингвисты, споря о том, что прилагательное это или особая часть речи. Так или иначе, современный русский язык выделяет две формы причастия - краткую и полную. Краткое причастие отвечает на вопросы: что сделан?, что сделана?, что сделано?, что сделаны?.

Например, разлитый – разлит, потерянный – потерян. В предложении краткие причастия всегда являются сказуемым: «лавка закрыта уже несколько часов».

Образуются краткие причастия от полной формы путем добавления нулевого окончания, а также окончаний «а», «о» и «ы». Например, построенная – построена; скошенный - скошен.

Причастие и глагол

Причастие имеет общие морфологические свойства и с глаголами – возвратность, переходность, вид и время. Причем, в отличие от глагола причастие не имеет форм будущего времени. А вот формы настоящего времени есть только у причастий, которые образованны от глаголов несовершенного вида. К примеру, сидеть – сидящий.

Наиболее сложные моменты связаны с вопросом, что такое причастие прошедшего времени, а именно с их образованием. Необходимо помнить следующие правила:

  • Действительные причастия прошедшего времени образуются от инфинитива с добавлением суффиксов «вш» или «ш», а также окончаний прилагательных. Например, спрятать – спрятавший; вынести – вынесший.
  • Страдательные причастия прошедшего времени образуются от инфинитива с добавлением суффиксов «нн», «енн» и «т», а также окончаний прилагательных. Например, с

elhow.ru

Что такое краткое причастие, полное причастие? Как сделать морфологический разбор причастия? :: SYL.ru

Русский язык считается одним из самых сложных для изучения. И этот факт очень легко объяснить лишь количеством в нем частей речи, не говоря уже об их особых формах. В школьном курсе русского языка с причастием детей знакомят именно как с особой глагольной формой, однако многие лингвисты утверждают, что оно является самостоятельной частью речи, у которой есть свои грамматические признаки.

Причастие в русском языке

Определение в учебнике для 7 класса звучит примерно так: причастие – это особая форма слов, обозначающих действие с явно выраженными признаками имени прилагательного, которые отвечают на вопросы какой? что делающий? и что сделавший? По сути, это глаголы, которые описывают действие предмета и одновременно определяют его признаки в определенном отрезке времени. Именно такая особенность данной части речи является не только камнем преткновения в определении ее самостоятельности, но и частой ошибкой в обозначении функции слов в предложении, которые к ней относятся. Достаточно часто школьники путают причастие с глаголами или прилагательными. Такие ошибки приводят к неправильному написанию слов и неверной расстановке знаков препинания в предложении. Как же отличить причастие от глагола или имени прилагательного, как понять, полное это или краткое причастие? Примеры, с помощью которых наглядно будет показано, как образуются причастия от глаголов в разных спряжениях, можно найти в этой статье. Также здесь можно найти описание действительных, страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Сходства причастий с глаголом и прилагательным

Причастие включает в себя грамматические признаки двух частей речи: глагола и имени прилагательного. Как и глагол, оно бывает совершенного и несовершенного вида, или, другими словами, может означать законченное или незаконченное действие. Может иметь форму возвратности и может быть действительным или страдательным. Как и у имен прилагательных, бывает полное и краткое причастие. Помимо этого, данная форма глагола изменяется по родам, падежам и числам, что вполне может означать ее самостоятельность. Следует также отметить, что причастие может иметь только настоящее и прошедшее время. Формы будущего времени у него нет. Например: прыгающий – несовершенный вид в настоящем времени и спрыгнувший – совершенный вид в прошедшем времени.

Особенности причастий

Все причастия, в зависимости о того, на какой признак они показывают, делятся на два типа: страдательные (указывающие на признак предмета, к которому направлено действие) и действительные (указывающие на признак предмета, совершившего действие). Например: направляемый – направляющий, открываемый – открывающий. В зависимости от того, какой глагол берется для образования причастия, выходит разная временная форма. Например: смотреть – смотрящий, смотревший, смотренный; просмотреть – просмотревший, просмотренный. На примере видно, что от глагола несовершенной формы, где нет указания на то, что действие будет закончено, образуется причастия прошедшего и настоящего времени, а от совершенного вида только прошедшего. Отсюда также можно сделать вывод, что образование причастие напрямую связано с видом и переходностью глагола, форму которого оно представляет. В свою очередь, страдательные причастия также делятся на два вида: краткое причастие и полное. Еще одной особенностью причастия является то, что оно вместе с зависимыми от него словами достаточно часто образует оборот, который на письме выделяется запятыми.

Действительные причастия

Для образования действительных причастий в настоящем времени за основу берется начальная форма глагола и к первому спряжению добавляется суффикс -ущ-, -ющ-, а ко второму –ащ-, -ящ-. Например: скачут – скачущий, лечат – лечащий. Для образования действительного причастия в прошедшем времени суффиксы –ть- и –ти- заменяют на –ш- и –вш-. Например: ехать – ехавший, нести – несший.

Страдательные причастия

Страдательные причастия также образуются в результате замены суффиксов. Для образования настоящего времени для первого спряжения глаголов употребляются суффиксы –ем-, а для второго –им-. Например: любим – любимый, храним - хранимый. Для того чтобы получить страдательное причастие прошедшего времени, в качестве основы берут инфинитив с окончанием –ать или –еть и добавляет к глаголу суффикс –нн-. Например: нарисовать – нарисованный, наклеить – наклеенный. Для глаголов, заканчивающихся на –ить, при образовании причастий используют суффикс –енн-. Например: красить – крашенный, белить – беленный. Если же окончание глагола –оть, -уть или -ыть, то для получения причастия используют суффикс –т-. Например: надуть – надутый, пороть – отпоротый.

Краткое и полное причастие

Страдательные причастия имеют две формы: краткую и полную. Краткое причастие обладает теми же грамматическими признаками, что и краткое имя прилагательное. Образуются они от полной формы причастия и могут изменяться по числам и родам, однако не склоняются по падежам. В предложении краткое причастие зачастую выступает как именная часть составного сказуемого. Например: я не любима никем. Однако бывают исключения, в которых краткое причастие употребляется в качестве обособленного определения, связанного с подлежащим. Например: бледна как поганка. В полных причастиях заключены грамматические признаки как прилагательного, так и глагола, а в предложении они всегда являются определением.

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия характеризуются не только наличием морфологических признаков глагола, особенно важно их значение в предложении. Они обладают способностью подчинять себе слова, образуя при этом обороты, о которых уже упоминалось. Однако если теряются временные признаки, которые привязывают к себе действие, то признак предмета становится постоянным. А это может означать только то, что причастие потеряло все свои глагольные признаки и стало прилагательным, которое зависит от имени существительного. Например: сдержанный характер, натянутые струны, приподнятое настроение. Учитывая такую возможность перехода причастия в имя прилагательное, следует очень тщательно проводить анализ слова, чтобы не перепутать эти две похожие, но в то же время разные части речи.

Схема морфологического разбора причастия

Хоть причастие и не выделяют в отдельную самостоятельную часть речи, а лишь говорят, что это особая глагольная форма с элементами прилагательного, но все же морфологический анализ проводят по той же схеме, что и разбор самостоятельных частей речи. В первую очередь определяют название, в данном случае это причастие. Далее описывают его морфологические признаки: определяют начальную форму. То есть ставят слово в именительном падеже в мужском роде и единственном числе; описывают постоянные признаки, к которым относятся следующие показатели: действительное причастие или страдательное, указывают время, в котором слово употребляется в предложении и вид причастия; следующий пункт – описание непостоянных признаков: число, род и падеж (для полных причастий). В завершении разбора описывают синтаксическую функцию причастия в предложении (является ли оно определением или выступает именной частью сказуемого).

www.syl.ru

Интересно, а что такое причастие? :: SYL.ru

Небольшое вступление

Причастие - это особая глагольная форма, определяющая признак предмета по действию. Мнения по поводу того, как оно образовывается, расходятся. Некоторые языковеды считают причастие в русском языке независимой частью речи. Оно имеет признак как глагола, так и прилагательного, отвечает на вопросы: «Что делающий?», «Каков?», «Что сделавший?», «Какой?» Например, "решаемый", "сидящий", "говоривший".  Причастие используют во многих иностранных языках, например сиреникском (Гренландия, Аляска, Чукотка), венгерском. В английском оно вместе с деепричастием образует Participle, а в немецком Partizip.

Что такое причастие, какие у него есть особенности?

Одними из них являются морфологические глагольные признаки. Это вид, залог и время. Также оно связано с именами прилагательными (адъективация). Его отличает род, число и падеж. Причастия прошлого времени образуются только от глаголов совершенного вида, настоящего и прошедшего - от несовершенного. Еще одной особенностью является то, что страдательная форма создается от переходных глаголов.

Что такое причастие с точки зрения синтаксических признаков?

Чаще всего в предложении оно является именно определением или частью составного сказуемого. Эту же роль играет и краткое причастие. Полные причастия согласуются с существительным в числе, роде и падеже.

Что такое причастие в начальной форме?

Оно, как и прилагательное в начальной форме, находится в именительном падеже, мужском роде, единственном числе. Например, "раскрытый", "говоривший", "читавший", "думавший".

Виды и формы причастий

Причастие бывает только двух видов: действительным и страдательным. Первый обозначает признак, создаваемый самим предметом. Например, "пишущая девочка" – девочка, которая сама пишет, "писавшая девочка" – девочка, которая сама писала. Страдательное причастие отражает признак одного предмета, создаваемое другим. Например, "написанный девочкой стих" – стих, который написала девочка; "потерянный кем-то листок" – листок, который кто-то потерял. Также оно имеет краткую и полную форму: "наряженный мальчик" – мальчик наряжен, "забытый стих" – стих забыт. Существует два времени, в которых может находиться причастие. Это настоящее и прошедшее. В обоих случаях словообразование происходит путем добавления суффиксов. В настоящем времени действительные образовываются с помощью «-ущ», «-ющ» (читающий) в первом спряжении, «-ащ», «-ящ» (строящий) во втором. Страдательные «-ом», «-ем» (читаемый) и «-им» (строимый) соответственно. Причастие использовала в своих стихах Анна Ахматова: («Крик аиста, слетевшего на крышу»,) и Николай Степанович Гумилев. Если прилагательное выступает в роли константы по отношению к предмету, то причастие - наоборот. Рассмотрим на примере. В словосочетании «ходячий мальчик» мы видим прилагательное, «ходящий мальчик» - причастие.

Небольшое заключение

Русский язык довольно сложный, и в нем, как говорится, больше исключений, чем правил. Но, прочитав данную статью, вы поймете, что такое причастие. Пишите и разговаривайте грамотно! Ведь правильная речь - это украшение человека.

www.syl.ru

Что такое причастие в русском языке.

Многие индоевропейские языки похожи, но не во всех есть причастие. Причастие в русском языке является формой глагола, но имеет также и признаки прилагательного. Поэтому не все лингвисты выделяют причастие в отдельную часть речи.

Но в школах причастие - это особая форма глагола, которая имеет очень много признаков прилагательного. Кроме того, что причастие отвечает на вопросы прилагательных, оно еще обозначает признак предмета, но этот признак связан с действием и его еще называют отглагольным или признаком по действию. Например, падающий снег - это снег, который падает.

С тем, что такое причастие, ученики знакомятся в 6 классе. До этого его не отличают от прилагательного. Как и прилагательные, причастия могут быть любого рода, а также стоять во множественном числе. У причастия есть начальная форма. Оно имеет род и число. Например, слово "летающий" может иметь форму "летающая", "летающее" и "летающие". Причастия склоняются также по падежам, могут стоять в краткой форме, например, "открыт", "выкрашен". Оно в предложении всегда является определением, как и прилагательное.

Что такое причастие с точки зрения глагольных признаков? Причастия бывают в настоящем и прошедшем времени, правда, не бывает причастий будущего времени. Например, "сидящий сейчас" и "сидевший раньше". Еще один глагольный признак - это вид, а в словосочетаниях, построенных по типу управления, причастия требуют существительного в винительном падеже. Бывают возвратные причастия, например, "спотыкающийся".

Очень важно правильно определить спряжение глагола, от которого образовалось причастие, иначе можно ошибиться в написании суффикса. Важно также уметь определять основу неопределенной формы глаголов, переходность и знать, что такое возвратные глаголы. Поэтому, прежде чем изучать, что такое причастие, нужно подробно изучить тему "Глагол".

Все причастия делятся на две большие группы. Они бывают действительными и страдательными. Отличить их можно не только по значению, но и по суффиксам. Действительные причастия обозначают, что сам предмет что-то делает. К основе глагола настоящего времени присоединяются суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, а для глагола в прошедшем времени -вш- и -ш-. Например, спящий, жующий, летевший.

Если же действие совершает не сам предмет, а кто-то другой, то признак этого действия обозначают страдательные причастия. В их образовании участвуют суффиксы -нн-, -енн-, -т-. Например, вылизанный, закрытый, включенный. Страдательные причастия образуются не от всех глаголов. Например, глагол "брать" не имеет формы страдательного причастия, от непереходных глаголов тоже не образуются такие причастия. Но зато только страдательные причастия образуют краткую форму.

Очень большие трудности у учащихся возникают не от прохождения самой темы "Что такое причастие", а от неумения правильно писать суффиксы причастий. Особенно много ошибок делают ученики при написании двойной буквы "н".

Что такое причастие, нужно помнить и знать и после школы. Чтобы правильно употреблять слова в письменной и устной речи, нужно уметь их образовывать.

fb.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"