Разница между самостоятельными и служебными частями речи. Правила самостоятельные части речи и служебные


Самостоятельные и служебные части речи.

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные  и служебные.

Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения. Дует ветер, и идёт дождь. Служебные слова могут добавлять различные оттенки к значениям самостоятельных слов: Иди же! (частица же придаёт оттенок нетерпения). Прочитал бы ты эту книгу (частица бы придаёт глаголу прочитал оттенок пожелания). Служебные слова, в основном, не являются членами предложения. Но бывают исключения: Вдруг раздалось ура вдалеке (междометие ура в этом предложении является подлежащим.)

К самостоятельным частям речи можно задать вопросы, а к служебным словам и междометиям – нельзя. У каждой самостоятельной части речи свои вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи.

Самостоятельные части речи

1Имя существительное: ученик, знание.Кто? Что? Кого? Чего? И т. д.

2Глагол: работать, построить.Что делать? Что сделать?...

3Имя прилагательное: умный, деревянный, мамин.Какой? Чей?

4Имя числительное: пять, третий.Сколько? Который?

5Наречие: настежь, давно, далеко.Как? Когда? Где?...

6Местоимение: он, такой, столько, так.Кто? Какой? Сколько? Как?...

7Причастие: читающий, прочитавший.Какой? (что делающий?)...

8Деепричастие: читая, прочитав.Как? (Что делая? Что сделав?)...

Служебные части речи 

1Предлог: в, на, за, из...

2Союз: и, а, но, чтобы, если...

3Частица: бы, ли, же, не, ни, даже...

-Междометие: ах, ой.Междометия передают наши чувства.

likbez24.ru

классификация и примеры :: SYL.ru

Великий русский язык богат своим многообразием. И именно поэтому все слова делятся на самостоятельные и служебные части речи. Это значит, что одни из них могут представлять собой нечто целое в отдельности, а другие – только в сочетании с первыми.

Самостоятельные и служебные части речи: характеристика и классификация

Итак, частями речи занимается наука морфология. Это один из разделов грамматики, который изучает слова как отдельные "молекулы языка". Самостоятельные части речи – это слова, представляющие в отдельности смысловой оттенок и значение. К таким группам относятся существительные, числительные и прилагательные, а также глаголы, местоимения, наречия и причастия вместе с деепричастиями. У каждой из вышепредставленных частей речи есть свои общие морфологические признаки, к которым относятся род/падеж/число, время, неизменяемость слова, лицо, его спряжение или склонение. Самостоятельные части речи называют еще знаменательными. Они обозначают предметы, а также их какие-либо признаки и действия.

Детальное описание

Теперь о каждой части речи стоит рассказать подробнее. Сразу стоит отметить, что в русском языке нет единого мнения по поводу отношения к одной из групп частей речи причастий и деепричастий. Итак, имя существительное – это слово, обозначающее предмет или то, что совершает действие (например, окно, мальчик, папа, девочка). Глагол – это слово, указывающее и определяющее действие предмета. Соответственно, он отвечает на такие вопросы, как «что делать», «что делала», « что делал» (например, пилил, пела, будет есть, гуляешь). Имя числительное говорит само за себя – это слова, которые определяют степень и количество (например, пятый, шестеро, восемь, полтора). Имя прилагательное – это слово, обозначающее признак того, что совершает действие, его качества (например, деревянный, мамин, сильный, умный). Следующая часть речи из разряда самостоятельных – это наречие, которое отвечает на всевозможные вопросы типа "где", "как", "почему", "когда" (например, близко, весело, быстро, вчера). Местоимение – это слово, которое используется вместо имени (например, он, оно и другие). То есть местоимения как бы заменяют и пространственно обобщают предмет, который совершает действие. Самостоятельные и служебные части речи обладают множеством значений, поэтому нужно знать особенность каждой группы. Причастие и деепричастие – это особые формы глагола, только первое указывает на определение признака, а второе - на образ совершенного действия. Например, "мечтая" – деепричастие, "мечтающий" – причастие .

Служебные части речи

Служебные части речи – это несамостоятельные слова. К этой группе традиционно относят частицы, междометия, союзы и предлоги. Стоит напомнить, что отдельно существующие эти слова не могут быть членами предложения, однако могут входить в их состав. Например, вместе с существительным. Таким образом, при разборе предложения не стоит забывать о таких тонкостях. Самостоятельные и служебные части речи – это основа грамотности. Зная особенности каждой группы, можно без труда делать правильный морфологический разбор, а также составлять схемы предложения.

www.syl.ru

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных

Части речи-это ключевые грамматические группы слов. Все доли речи в русском языке разрешено поделить на: служебные и самостоятельные.

Самостоятельные части речи

Самостоятельные или их по-иному ещё именуют знаменательные доли речи – это слова, они определяют действие объекта, сам объект либо свойство. Построить предложение и словосочетание в их отсутствии невозможно, поэтому они являются главный структурной единицей предписания. Самостоятельные доли речи может быть систематизировать на:

Имя существительное

Имя существительное, к примеру: пес, электричество, стул, мебель, дверь и т. п.Можно задать вопросы падежей. Оно описывает объект и склоняется в падеже, числе и роде. Поскольку существительное описывает объект, то оно владеет его признаками.

Глагол

Глагол: изображать, составить, жаловать, играться, бездействовать, прикрыть, прибрать. Вопросы: что делать? что сделать? Определяет действие или положение определенного предмета, может быть возвратным и невозвратным(проверяется наличием, отсутствием мягкого знака, в согласовании с этим пишется –тся; -ться в окончании), глаголы бывают переходными и не переходными. Зачастую рядом есть существительное в винительном падеже. Глаголы изменяются по числам и временам.

Имя прилагательное

Имя прилагательное: хороший, сладостный, медвежий, зелёный. Вопросы: какой? чей? Существительное и прилагательное способно сменяться по числу, падежу и роду. Может обладать сокращенной формой, означает качество и свойственные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное: восемь, четвёртый. Вопросы: сколько? который? Числительное означает распорядок объектов, количество, численность. Подразделяется на четыре лексико-грамматических категории: собирательные(трое, семеро, обе) — отвечает на вопрос сколько? дробные(одна вторая, три четверти, одна шестая).

Количественные(десять, четыре, двадцать пять) отвечают на вопрос сколько? скольким? скольких? Порядковые(первый, восьмой, тридцать седьмой) отвечают на вопрос который?

Местоимение

Местоимение: она, такая, он, они, такой. Вопросы: кто? какая? Указывает на объект, признак и его количество, однако не именует его. Все местоимения разделяются на десять типов:

  • Личные(я, ты, он, она, оно)
  • Притяжательные(ваш, свой)
  • Возвратные(себя)
  • Неопределённые(чей-нибудь, кое-куда, нечто, несколько)
  • Указательные(тот, туда, там, здесь)
  • Вопросительные(который, когда, кто, откуда)
  • Отрицательные(ничей, никогда, ничто, негде, никто)
  • Относительные(какой, сколько, кто, что)
  • Взаимные(друг у друга, друг с другом, один в один, раз за разом)
  • Определительные(сам, любой, иной, другой, всюду, всегда)

Причастия

Причастия: работающий. Вопрос: какой? Это форма глагола, означающая критерий объекта по его действию. Содержит в себе свойства глагола и прилагательного. Подразделяется на четыре вида:

  • Чтобы получить страдательное причастие в настоящем времени, нужно использовать глагол несовершенного вида и суффиксы им, ем.
  • Чтобы получить страдательное причастие в прошедшем времени, необходимо употребить глагол совершенного вида и суффиксы т, ен, енн, н, нн.
  • Чтобы получить действительное причастие в настоящем времени, необходимо употребить глагол несовершенного вида и суффиксы ащ, ящ, ющ.
  • Чтобы получить действительное причастие в прошедшем времени, нужно использовать глагол совершенного вида и суффиксы ш, вш.

Деепричастия

Деепричастия: работая, поработав. Вопросы: как?(что делая? что сделав?) Глагольная форма означающая вспомогательное действие при основном действии.

Служебные части речи

Служебные доли речи это слова исполняющие вспомогательную функцию в предложении. Они не меняются и не могут быть членами предложения. Так же они не именуют ни предметов, ни действий ни признаков.К служебным долям речи можно отнести:

  1. Предлоги: на, около, до, по. Выражает синтаксическую зависимость самостоятельных долей речи.
  2. Союзы: и, или, однако. Соединяет между собой простые предложения.
  3. Частицы: ка, уж, бы. Выражает различные оттенки смысла.
  4. Междометия: ах, ох. Выражает эмоции, ощущения.

Отличие самостоятельных частей речи от служебных

Самостоятельные доли речи в отличие от служебных:

  1. Могут отвечать на вопрос.
  2. Имеют признак.
  3. Изменяются по роду, времени и т. д.
  4. Являются частями речи
  5. Имеют лексическое значение.
  6. Имеют синтаксическое значение.
  7. Имеют морфологические признаки.
  8. Они представляют собой что-то, что можно увидеть, описать, потрогать.

Служебные доли речи в свою очередность:

  • Не могут отвечать на вопрос(они зависят на прямую от самостоятельных долей)
  • Не могут изменятся по роду или времени.
  • Являются отдельными членами предложения.
  • Они имеют функции, а конкретно уточняют, дополняют, связывают и делают предложения наиболее развёрнутыми.
  • Имеют ударения.

Объединяет их то, что они помогают грамотно и полноценно выражать человеку свою письменную и устную речь.

vchemraznica.ru

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных

«Графиня изменившимся лицом бежит пруду» – что не так во фразе, которой Остап Бендер пугал подпольного миллионера Корейко, а журналист Н. Эфрос сообщал в газету «Речь» об очередной драме в семье Льва Толстого? Она состоит только из самостоятельных слов: ради экономии оттуда были выброшены предлоги – служебные части речи. Это довольно большая группа, по статистике занимающая до 25 % в устной или письменной речи человека; без предлогов, союзов, частиц и связок невозможно построение сложных лексических конструкций.

  • Сравнение
  • Таблица

В русском языке к категории самостоятельных лексико-грамматических разрядов относят имена существительные, прилагательные и числительные, глаголы, наречия, местоимения, причастия, деепричастия и безлично-предикативные слова.

К разряду служебных причисляют частицы, союзы, предлоги и связки. Эти слова нужны нам для грамматической и синтаксической связи в предложении, выражения отношений между самостоятельными частями речи, придания оттенков их значению.

Помимо самостоятельных и служебных частей, в отдельные группы выделяют междометия, модальные и звукоподражательные слова.

Сравнение

Самостоятельные части речи (они еще называются знаменательными) выполняют номинативную или указательную функцию в предложении. Они называют предмет или явление, его качества или свойства, обозначают количество, действие и состояние. Эта короткая речь длилась сравнительно недолго – полчаса. Слушая Фунта, Паниковский растрогался. В этих предложениях все части речи – знаменательные, однако всегда обходиться ими невозможно: мы используем распространенные и сложные лексические конструкции и в устной, и в письменной речи, а для грамматической и синтаксической связи нужны предлоги, частицы и союзы.

Из служебных слов невозможно построить предложение – их употребляют только со знаменательными. Лексического значения они не имеют, у них невозможно выделить корень или основу. Школьная программа обычно рекомендует определять, в чем разница между самостоятельными и служебными частями речи, задав вопрос к рассматриваемой лексической единице: если это невозможно, то перед нами служебное слово.

Частота употребления знаменательных частей речи намного ниже, чем служебных, однако список последних весьма ограничен (по сравнению с лексикой языка) – всего до 200 единиц. И если количество существительных, прилагательных и глаголов постоянно изменяется, то состав частиц, союзов и предлогов практически статичен, а их употребление не зависит от типа и жанра текста.

С морфологической точки зрения отличие самостоятельных частей речи от служебных состоит в выражении их грамматического значения через какой-либо грамматический показатель. Служебные слова как раз и являются одним из таких показателей (в ряде случаев), но сами морфологически не изменяются.

Членами предложения частицы, предлоги и союзы не являются, тогда как существительные, прилагательные, глаголы всегда выполняют определенные роли – подлежащего, сказуемого, определения и прочие.

к содержанию ↑

Таблица

Самостоятельные части речиСлужебные части речи
Имена существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения, причастия, деепричастияЧастицы, предлоги, союзы, слова-связки
Выполняют номинативную (называют предмет, качество, свойство, действие) или указательную функцииОбеспечивают грамматическую и синтаксическую связность речи, выражают отношения между другими частями речи
Могут образовывать предложения без служебных словНе используются без самостоятельных частей речи
Имеют лексическое значение (и лексическую основу)Не имеют лексического значения
Могут отвечать на вопросНевозможно задать вопрос
Знаменательных слов в языке больше, чем служебных, а частота их употребления – нижеОграниченный и закрытый список служебных слов
Грамматическое значение выражено через грамматический показательНе присоединяют грамматические показатели, не изменяются
Являются членами предложенияНе являются членами предложения

thedifference.ru

чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Слова категории состояния СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: Предлог Союзы Частицы Междометия, звукоподражательные слова. Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы.

Служебные части речи это: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие. Остальные части речи - служебные. К служебным частям речи относятся: предлоги, союзы, частицы. Самостоятельные части речи отвечают на вопросы (кто? что? что делать? какой? и т. д.) , что-либо обозначают (предмет, признак предмета, действие и т. д.) , могут выполнять какую-либо синтаксическую функцию - быть членом предложения (подлежащее, сказуемое, определение и т. д.) . А служебные части речи ничего этого не имеют и не умеют.

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения. Дует ветер, и идёт дождь. Служебные слова могут добавлять различные оттенки к значениям самостоятельных слов: Иди же! (частица же придаёт оттенок нетерпения). Прочитал бы ты эту книгу (частица бы придаёт глаголу прочитал оттенок пожелания). Служебные слова, в основном, не являются членами предложения. Но бывают исключения: Вдруг раздалось ура вдалеке (междометие ура в этом предложении является подлежащим.) К самостоятельным частям речи можно задать вопросы, а к служебным словам и междометиям – нельзя. У каждой самостоятельной части речи свои вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи. Самостоятельные части речи 1Имя существительное: ученик, знание. Кто? Что? Кого? Чего? И т. д. 2Глагол: работать, построить. Что делать? Что сделать?... 3Имя прилагательное: умный, деревянный, мамин. Какой? Чей? 4Имя числительное: пять, третий. Сколько? Который? 5Наречие: настежь, давно, далеко. Как? Когда? Где?... 6Местоимение: он, такой, столько, так. Кто? Какой? Сколько? Как?... 7Причастие: читающий, прочитавший. Какой? (что делающий?)... 8Деепричастие: читая, прочитав. Как? (Что делая? Что сделав?)... Служебные части речи 1 Предлог: в, на, за, из... 2 Союз: и, а, но, чтобы, если... 3 Частица: бы, ли, же, не, ни, даже... - Междометие: ах, ой. Междометия передают наши чувства. ПОХОЖИЕ МАТЕРИА

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения Самостоятельные (существ., прилаг., числит., местоим, глагол) Служебные (предлог, союз, частицы, )

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Слова категории состояния СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: Предлог Союзы Частицы Междометия, звукоподражательные слова. Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы.

ques.ru

самостоятельные и служебные части речи правила примеры

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные. Особое положение в системе частей речи занимают междометия. Самостоятельные части речи — это группа слов с общим грамматическим значением  (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов) . Служебные части речи — это группа слов, не имеющих собственного значения, так как не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос. Самостоятельные  (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.  К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие: Часть речи Вопросы Примеры 1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно. 2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать. 3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной. 4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый. 5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко. 6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там. 7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др. ) Мечтающий, мечтавший. 8 Депричастие как? (что делая? что сделав? ) Мечтая, решив.  Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.   *   К служебным словам нельзя поставить вопрос.  *   Служебные слова не являются членами предложения.  *

Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.  *   К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:  Часть речи междометие   *   предлог (в, на, об, из, из-за) ;  *   союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если) ;  *   частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только) .

engangs.ru

Самостоятельные и служебные части речи

Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Русский язык 7 классЦели урока:

1) дать обзорную характеристику самостоятельным и служебным частям речи;

2) сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи;

3) научить классифицировать части речи;

Задачи урока:

обучающие:

  • систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи,
  • показать их роль в предложении и тексте;
развивающие:
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать языковые и лингвистические компетенции;
воспитательные:
  • воспитывать любовь к семье, уважение, умение работать самостоятельно и в группах.
Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, контроль).

Оборудование: мультимедийная установка, карточки для развития критического мышления, тестовые работы. ХОД УРОКА:

Организационный момент.

  1. Слово учителя.
- многоэтапное задание:

1) запишите вариантное окончание словоформы, употреблённой в родительном падеже (ЛОЖКА САХАРА – ЛОЖКА САХАРУ)

2) найдите ошибку, выпишите её (ИДУ С МАГАЗИНА)

3) назовите словоизменительную категорию имени существительного, лежащего в основе склонения; выпишите первую букву (ПАДЕЖ).

4) вставьте пропущенные буквы. Что вставили? Выпишите. (В ДЕРЕВН..,, В ПОЛ…, О КОНФЕТ…) ( Е)

5) в диктанте ученик допустил две орфографические ошибки. Какую отметку ему следует поставить: а) ХОРОШО; б) УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. Выпишите из выбранного слова первую букву (Х).

6) первая буква алфавита? (А)

7) выпишите суффикс из слова ПОДАВАТЬ (-ВА-)

8) назовите раздел науки о языке, который изучает части речи? (МОРФОЛОГИЯ). Выпишите первую букву (М)

- что у вас получилось? ( УСПЕХА ВАМ)

- на сегодняшнем уроке я вам всем желаю успеха.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Работа в группах:

1-я группа: из предложенных слов составьте логическую цепочку (существительное, глагол, употребляются, наречие, без служебных частей речи, причастие, и с служебными частями речи, деепричастие, категория состояния, имеют синтаксическую роль, местоимение)

2-я группа: из предложенных слов составьте логическую цепочку (не бывают членами предложения, предлоги, союзы, качество, не называют, частицы, предмет, признак действия)

3-я группа: из предложенных слов двух карточек составьте предложения ( 1-я карточка: 1) Арина Родионовна, нянчить, Пушкин. 2) Она, петь, он, русские, сказки. 3) Она, быть, верная, «подруга дней суровых», опальный, поэт.) (2-я карточка: в, и, не, про, с, а, но, как, у, из, о, бы)

  1. Проверка работы групп:
- Проверим, как ребята 3-ей группы составили предложения по двум предложенным карточкам.

- Почему не смогли составить предложения из слов красной карточки?

- А что вы скажите о словах, записанных на синей карточке?

- Проверим работу ребят 1-ой группы (самостоятельные части речи). Какая логическая цепочка из предложенных слов у вас получилась?

- Проверим работу ребят 2-ой группы (служебные части речи). Какая логическая цепочка из предложенных слов у вас получилась?

- Определите тему нашего урока.

- Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи», запишите её.

4. Работа с учебником. Параграф 47, стр. 131.

- Самостоятельно прочитайте материал, что можете добавить к услышанным логическим цепочкам?

- Как вы думаете, какие задачи на уроке мы должны решить?

- Как на ваш взгляд, это весь материал, который мы узнали о служебных частях речи или ещё что-то новое будем узнавать?

- Конечно, это ещё не всё. А хотите познакомиться с тем, что мы новое узнаем о служебных частях речи на следующих уроках?

- Тогда посмотрите на слайды № 2, 4, 6 и попытайтесь сами сформулировать, что мы будем изучать ещё о каждой служебной части речи?

  1. Формулировка правила:
  1. Из данного отрывка стихотворения (карточки на партах) выпишите сочетания “предлог + существительное”:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

- Сформулируйте правило: какая часть речи называется предлогом и для чего он служит в предложении?

- Проверим (см.слайд № 5)

- Над каждым словом в стихотворении укажите часть речи. Назовите части эти речи.

  1. Подчеркните грамматические основы предложений. Сформулируйте правило: какая часть речи называется союзом? И какова роль союза в предложении ?

- Проверим (см.слайд № 3)

3) Прочитайте предложение из произведения А.С.Пушкина (с доски):

“ Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.

- Найдите частицы. Какую роль они играют в данном предложении?

- Дайте определение частице и скажите, для чего она служит?

- Проверим (см.слайд № 7)

- Над каждым словом укажите части речи. Какие части речи встретились?

  1. Фронтальная беседа. Работа со словами с доски.

- заботься, родители;

- составьте и запишите словосочетание с данными словами.

- какая часть речи поможет вам это сделать?

- для чего служат предлоги?

- прочитайте предложение, записанное на доске, спишите его: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Как вы понимаете эту пословицу?

- назовите служебные части речи в данной пословице.

- для чего они служат? 7. Работа с предложением у доски. Синтаксический разбор.

Каждая семья счастлива по-своему.

- укажите части речи над словами. Проверим.

- объясните дефисное написание наречия.

- сколько букв и звуков в слове семья?

- почему их количество совпадает?

- объясните написание буквы Т в слове СЧАСТЛИВА.

- как объясните пословицу?

- Почему человек должен жить в семье?

- можно ли назвать ваши семьи дружные? Почему?

- а ваши семьи счастливы? Почему? 8. Работа с упражнением 284, стр. 131. (по вариантам)

- выразительно прочитайте стихотворение.

- спишите 2-е восемь строк.

ПРОВЕРКА.

- какие предлоги и союзы отметили?

- найдите «опасные» моменты в предложении с точки зрения пунктуации. В чём опасность? (Причастный и деепричастный обороты).

- укажите границы, подчеркните обороты как члены предложения, укажите суффиксы у причастия и деепричастия.

9. Итог урока.

- итак, какова тема урока?

- вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

- как вы думаете, поставленные задачи мы решили?10. Тест.

- Сегодня мы говорили о самостоятельных и служебных частях речи. Теперь проведём небольшую проверочную работу (тест), посмотрим, как вы справитесь, что знаете хорошо, а над чем нам ещё надо поработать:ТЕСТ (индивидуальные карточки)самопроверка с доски:1. Укажите самостоятельную часть речи:

а) солнечно; в) из-за;

б) что; г) как будто.

2. Укажите служебную часть речи:

а) потому что; в) ива;

б) кое-где; г) увидевший.

3. Найдите причастие:

а) спешка; в) синеть;

б) поющий; г) спелый.

4. Найдите деепричастие:

а) вечерело; в) закрывать;

б) рисовал; г) улыбаясь.

5. Укажите словосочетание с наречием:

а) говорил убеждённо; в) четыре девочки;

б) встречаться у школы; г) смотрел по сторонам

6. Укажите словосочетание с предлогом:

а) жить у моря; в) посмотрел вправо;

б) сказал бы правду; г) показалось старушке.

7. Найдите предложение, в котором есть союз:

а) Перо пишет, а ум водит. в) Он узнавал время по солнцу.

б) Я поблагодарил друга за помощь. г) Бабочка села на цветок.

8. Найдите предложение, в котором есть частица:

а) Ветер не утихал. в) Он всегда жил в доме напротив.

б) Я лучше сделал. г) Высыхает согреваемая солнцем

земля.

(оценки)11. Итог урока:

- у вас на партах лежат карточки «Самостоятельные и служебные части речи». Работаете в парах, отметьте знаком «плюс» соответствующие графы. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРИЗНАКИ ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
Называют предмет, действие или признак +
Являются членами предложения +
Имеют морфологические признаки +
К словам можно задать вопрос +
Вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений +
Связывают слова и предложения +

ПРОВЕРКА.

- проверим, как вы заполнили таблицу. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

12. Д/З: дома вам нужно будет сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи.13. Рефлексия:

- А теперь, используя фразы, составьте одно предложение на тему: что дал мне сегодняшний урок.

1. сегодня я узнал..

2. было интересно..

3. было трудно..

4. я выполнял задания..

5. я понял, что..

6. я почувствовал, что..

7. я приобрёл..

8. я научился..

9. у меня получилось..

10. я смог..

11. я попробую ..

12. меня удивило..

13. урок дал мне для жизни..

14. мне захотелось.. - спасибо за урок.

Литература

  1. Русский язык. 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.М. Просвещение, 2008г.
  2. Дидактические материалы по русскому языку 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс". М. Просвещение, 2008

birmaga.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"