Типы партийных систем. Партийная система - это... Политическая система многопартийная


Многопартийная политическая система — Мегаобучалка

Политология при характеристике партий, их деятельности оперирует такими понятиями, как «партийные системы» и «многопартийность». Многопартийность может быть представлена как сумма партий, и как система партий. Многопартийность как система партий означает, что в стране существует партийная система.

Многопартийность предполагает наличие в стране нескольких или многих политических партий, реально участвующих в политическом процессе. Основой многопартийности является конституционный принцип свободы образования и деятельности политических партий.

Многопартийность - наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы. Синонимом «многопартийности» в этом определении выступает «партийная система».

Многопартийность может существовать только в демократическом обществе, гарантирующем всем гражданам равные политические права, в т.ч. и право на создание политических организаций. Понятие многопартийная система шире понятия "многопартийности".

Многопартийная система - политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.

Многопартийность как сумма партий продуцирует большую дозу негативных явлений; борьба за власть всё больше уходит от цивилизованных её форм. Как показывает мировой опыт, наличие в государстве многопартийности, функционирующей как система, снимает многочисленные негативные характеристики, возникающие тогда, когда она представлена простой суммой партий.

Наличие нескольких партий в стране не является достаточным основанием для того, чтобы говорить о складывании партийной системы. Задачи, которые стоят перед политической партией и партийной системой, не совпадают. Если каждая политическая партия в отдельности стремится к завоеванию политической власти или к контролю над ней для выполнения воли своего электората, то партийная система призвана обеспечить эффективное делегирование воли народа политическим институтам и сбалансированное представительство интересов ведущих социальных групп в государственных органах власти.

Совокупность политических партий представляет собой разновидность партийной системы лишь тогда, когда они находятся в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния, руководствуются формализованным или неписаным сводом правил политической борьбы, в том числе: краеугольным принципом ротации политических сил у власти и способностью идти на компромисс, устойчиво позиционируют себя в отношении друг друга по определённым кливажам, включая устоявшиеся идеологические ориентиры и группы электората. Только в этом случае механическая сумма партий превращается в жизнеспособную и динамичную структуру и возникает партийная система.

«Многопартийность выступает в качестве системной характеристики общих закономерностей развития политической системы государства и гражданского общества, и определение ее специфики традиционно осуществляется посредством сопоставления с понятием "партийная система", укорененным в западной науке», - пишет отечественная исследовательница Т.В. Рединская.

М. Дюверже определяет партийную систему как «стабильный ансамбль» партий, длительное время действующий на политической арене страны и принимающий активное участие в дележе и осуществлении власти.

Партийная система, являясь категорией политической науки, понимается как политическая структура, объединяющая партии конкретной страны.

 

Такая политическая структура в каждой конкретной стране характеризуется:1) количеством партий и спецификой их строения;2) идеологической дистанцией между партиями;3) типом электоральной системы и правовыми условиями политической борьбы;4) спецификой парламентской деятельности партий.

Партийная система - это верхушка айсберга многопартийности считает исследователь Н. Петров.

Возникновение партийной системы свидетельствует о достаточной зрелости гражданского общества, причем происходит это тогда, когда партии начинают доминировать в процессах конструирования конкретного типа верховной власти. Историческая практика демонстрирует несколько разновидностей многопартийной системы.

Итальянский ученый Джованни Сартори в своей классической работе «Партии и партийные системы» предложил семь классов партийных систем:1) однопартийные системы;2) система с партией-гегемоном;3) система с доминирующей партией;4) двухпартийная система;5) система умеренного плюрализма;6) поляризованный плюрализм;7) авторизированный плюрализм.

Однопартийная система относится к не состязательным. Она характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Хотя при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей, и других политических партий, последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии.

Система с партией-гегемоном является разновидностью однопартийной системы. Существующие партии-сателлиты носят декоративный характер, их цель - замаскировать существующий однопартийный режим, поэтому говорить о реальном соревновании альтернативных политических курсов невозможно, ведь гегемонии правящей партии не может быть брошен вызов. Правящая партия в подобной системе тоже может быть идеологической или прагматической. В последнем случае роль зависимых партий может вырасти.

Партийную систему со стабильно лидирующей силой называют системой с доминирующей партией. Чаще всего в этих случаях одна крупная партия противостоит ряду менее влиятельных сил. Главный критерий здесь - это не количество партий, а особенности распределения власти между ними. Выборы присутствуют, и сам механизм соревнования действует, но результатом честного избирательного процесса является то, что большинство все время принадлежит одной силе, которая если и вступает в коалиции, то редко.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Рассматривая количественную классификацию партийных систем, Ж. Блондель вывел следующие статистические показатели: двухпартийная система означает, что две наиболее влиятельные партии регулярно получают вместе более 75% голосов, но не более 65% каждая; многопартийная система предполагает, что две наиболее влиятельные партии набирают вместе менее 75% голосов избирателей.

Большинство американских и многие европейские политологи (например, английские) убеждены в преимуществе беспартийности, которая обеспечивает устойчивость правительства, объединяет представителей одной политической ориентации в парламенте, лимитирует претензии на расширение народной воли и обеспечивает постоянное число партий в органах власти.

Несоблюдение принципа "партийной биполярности", по мнению американских авторов, негативно сказывается на мобилизационных способностях системы, способствует стремлению электората к независимым политическим действиям, усиливает его неконтролируемость; в то же время беспартийность способствует смягчению идеологических конфликтов, приближает всю политическую систему к идеалу ответственного правления.

Сторонники многопартийной системы утверждают, что двух партийность не обеспечивает представительства всех социальных групп общества, толкает к созданию третьей партии или даже многих мелких партий.

М. Дюверже считал, что многопартийная система обеспечивает каждой "доле" народа минимум свободы, выступает как источник сбалансированности. Г.В. Голосов, например, выдвигает следующие достоинства беспартийности и недостатки многопартийности.

1. Беспартийная система способствует смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции, что делает всю политическую систему более устойчивой. Многопартийная система подчеркивает глубину идеологических разногласий.2. Беспартийная система позволяет партии, одержавшей победу на выборах, сформировать однопартийное, не подверженное кризисам правительство, что не всегда гарантирует многопартийная система.3. Беспартийная система облегчает избирателям выбор при голосовании. Многопартийная система не только затрудняет голосование, но порой из-за избытка информации о большом количестве кандидатов делает рациональный выбор невозможным.4. Беспартийная система позволяет приблизиться к идеалу ответственного правления, когда одна партия находится у власти, другая - в оппозиции. В условиях многопартийности политическое руководство обычно носит коалиционный характер, что увеличивает "шантажный" потенциал системы.

Системы с тремя или с четырьмя, а иногда и с большим количеством влиятельных партий относятся к партийным системам умеренного плюрализма. По сравнению с двухпартийными системами для партийных систем умеренного плюрализма характерны коалиционные правительства. Так как ни одна из партий не может собрать абсолютного большинства, а править в одиночку Доминирующей партии другие соперники готовы позволить не всегда. Именно в этих системах роль центра гораздо значительнее, и он может уже существовать не в качестве двух половин, принадлежащих к разным партиям, но и в качестве самостоятельной силы. Такие системы ещё называют или трех-партийной, или «двух-с-половиной». Они состоят из двух крупных соперничающих партий, каждая из которых нуждается в поддержке третьей партии, чтобы получить большинство в парламенте. Третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий.

Система поляризованного плюрализма отличается не только большим (свыше пяти-шести) количеством влиятельных партий, но также тем, что в ней, в отличие от всех предыдущих случаев, соревнование за электорат идет только в сторону удаления от центра. Первая черта этой системы - наличие влиятельных центристских сил. Причем этот центр воспринимается всеми участниками политического процесса в качестве такового и выступает в роли самостоятельного полюса.

Конечно, существует некоторое различие в характеристиках партийных систем в зависимости от того единый ли это центр, или он фрагментирован, но важно другое, что вдоль лево-правого измерения центр политической системы поляризованного плюрализма всегда занят. Этот центр вынужден постоянно поворачиваться то к левым, то к правым, и вся политическая система основана на его силе.

Дж. Сартори, помимо наличия влиятельного центра, выделяет еще семь признаков, которые и позволяют определить партийную систему в качестве системы поляризованного плюрализма. Второй признак этой системы - существование влиятельных антисистемных партий. Их главная характеристика состоит в том, что они стремятся сменить не правительство, а всю систему правления в целом; это партии, которые не считают законным существующий режим. Это не значит, что антисистемная партия обязательно будет революционной, то есть такой, которая готовит вооруженное восстание против режима, она может действовать и внутри системы, выступая, тем не менее, против ее существования.

Третий и четвертый признаки системы поляризованного плюрализма, согласно Дж. Сартори, следующие: существование двух формально взаимоисключающих друг друга оппозиций, противостоящих правящему режиму (находящемуся в центре) с разных сторон; а также высокая степень идеологической поляризации. Итальянский ученый особо подчеркивает, что поляризация и биполярность системы - разные вещи. В качестве пятой черты системы поляризованного плюрализма Дж. Сартори называет преобладание центробежных сил над центростремительными. Можно сказать, что именно эта черта центростремительного плюрализма является основной. Именно она порождает его основные признаки.

Шестая черта связана с большим влиянием идеологии на политический процесс в целом. Седьмым признаком итальянский исследователь называет наличие безответственной оппозиции, которая, зная, что ей не придется отвечать за свои обещания, так как она не участвует в создании правительства, позволяет себе ничем не обеспеченные заявления. Даже правительственно ориентированные силы являются как бы полу ответственными, по той причине, что право- и лево центристы играют в правительстве только второстепенную роль.

Последняя, связанная с предыдущей, восьмая черта поляризованного плюрализма - склонность к политике «чрезмерных обещаний». В подобной системе естественный соревновательный механизм, который в политических системах умеренного плюрализма обычно не позволяет партии «постоянно обещать небеса на земле без ответа за то, что она обещает», работает плохо. Поэтому основные противники борются друг с другом, раздавая чрезмерные обещания.

Отталкиваясь от данных оценок, можно утверждать, что центр в политической системе поляризованного плюрализма не является залогом стабильности системы, напротив, он препятствует действию центростремительных сил.

Другой ученый П. Фарнети выделяет систему центростремительного плюрализма. Центр остается важнейшей составляющей подобной системы. Динамика центростремительного плюрализма появляется из соревнования за создание альянса с Центром, так как потери от постоянного положения в оппозиции выше, чем от участия в гетерогенном большинстве или готовности пойти на компромисс ради принятия какого-либо правительственного закона. Однако это сближение с центром не гарантирует смягчение программных установок и ослабление идеологического напряжения. По мнению П. Фарнети, «основные черты модели центростремительного плюрализма возникают в таких системах, в которых в недавнем прошлом ни революция, ни гражданская война не смогли навязать обществу на относительно длительное время одну единственную идеологию».

Авторизированная партийная система - это многопартийные системы, насчитывающие десятки и даже сотни партий.

Все выше упомянутые партийные системы конкурентные, безусловно, в разной степени. Джованни Сартори считал конкурентными такие партийные системы, в которых партии конкурируют за голоса избирателей, а расстановка политических сил в парламенте отражает политические предпочтения электората. Важнейшим элементом конкурентной системы является возможность участия в политической борьбе всех признанных легальных политических партий и формальное равенство в рамках парламентских кампаний.

В свою очередь, неконкурентные партийные системы не допускают возможности политической конкуренции, ограничивая появление новых политических игроков и создавая неравные условия участия в процессе политической борьбы (например, ограничения доступа к средствам массовой информации). К этой группе Сартори относит однопартийные системы, системы партии-гегемона и системы доминирующей партии. Другая интересная попытка создания типологии партийных систем на основе критерия количества — типология ирландского политолога Мэйра, который в качестве критерия использовал поддержку (избирательную силу), полученную партиями. Все партийные системы в рамках существующих парламентских циклов (промежутков времени между парламентскими выборами), по Мэйру, можно разделить на системы больших и малых партий.

Система больших партий. В такой системе сложился политический климат, при котором партии, получающие свыше 15% поддержки на выборах, имеют более 50% всех голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Система малых партий. В такой системе более 50% голосов избирателей получают партии, за которых были отданы не более 15% голосов.

Приведенная типология партийных систем не универсальна. К тому же, построенная на количественном критерии, она допускает возможность отнесения одной и той же партии одновременно к двум и более типам.

Такие крупные ученые как Дюверже и Ньюменн вообще склонны считать, что между числом партий (однопартийная двухпартийная-многопартийная) и характером партийной системы существует устойчивая видообразующая связь. Количество партий, считают они, является и мерилом стабильности общества в целом. Наиболее распространенным институциональным признаком, на основе которого строится классификация партийных систем в структуре многопартийности, выступает количество партий, формирующих законодательные и исполнительные органы власти. Однопартийная система не может существовать длительное время, не аккумулируя, не замыкая на себе все противоречия в обществе. Не разрешаясь своевременно, наслаиваясь друг на друга, эти противоречия рано или поздно ведут общество к глубокому системному кризису. На определенном этапе одно партийность может перерасти в а партийность, когда партия растворяется в государстве, становится его властным стержнем, орудием уже не политического влияния, а репрессивного государственного диктата. Двух партийность, в той или иной мере, может удовлетворить естественную тягу общественного сознания к двойственности и открытой состязательности составляющих ее компонентов.

Социальная база двухпартийное™ в лице мощного "среднего класса" является залогом стабильности системы в целом, источником уменьшения политических разногласий между двумя постоянно сменяющими друг друга силами. Исторический опыт дает примеры стабильных обществ, построенных на трех и четырех партийных системах. От систем собственно многопартийных следует отличать квази партийные, когда фактическая одно партийность маскируется наличием в стране других партий.В пределах обшей категории многопартийных государств имеется много типов партийных систем, писал Э. Гидденс. Какая из них развивается - зависит в значительной мере от природы электоральных процедур, отмечал ученый, там, где выборы проводятся на основе принципа "победитель получает все", получает развитие тенденция к доминированию в политической системе двух партий. Кандидат, завоевывающий большинство голосов, выигрывает выборы независимо от того, какую долю всех голосов он получил. Там, где выборы проводятся на основе иных принципов (например, пропорционального представительства, когда места в представительном собрании распределяются в соответствии с долей полученных голосов), двухпартийная система встречается реже. Многопартийные системы позволяют более непосредственно выражать различные интересы и взгляды, предоставляют простор для представительства разумных альтернатив, утверждал Э. Гидденс.

Итак, какой можно сделать вывод? Процесс создания партийных систем начинается с создания многопартийности как суммы партий. По мере развития партий и гражданского общества политические партии, функционирующие в рамках того или иного государства, как правило, взаимодействуя друг с другом, образуют партийные системы. Они сводятся, в основном, к двум укрупненным типам: двухпартийные и многопартийные.

megaobuchalka.ru

Многопартийная политическая система

Общая характеристика партийной системы

Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике. Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов. Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.

Замечание 1

Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а именно направление и число партий, реально участвующих в жизни страны.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем, а именно:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Для того, чтобы наиболее качественно понимать многопартийность политической системы, охарактеризуем для начала однопартийные и двухпартийные системы.

Рисунок 1. Классификация партийных систем. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однопартийная система

Однопартийную систему часто считают не состязательной. Название системы говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Однако такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом системы можно назвать Германию и Италию.

Другая ее отличительная черта – это сильные средства защиты установленного режима, в результате процесс свержения главной партии крайне сложный. Опираясь на исторический опыт можно отметить, что среди факторов, способствующих прекращению подобного режима, служили военные положения или попытки самореформирования.

Рисунок 2. Однопартийная система. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Двухпартийные системы

Для формирования такого типа необходимо наличие двух партий, сменяющих друг друга. Положение партий формируется в результате выборов. В таком случае партия, представляющая оппозицию, по результатам голосования может оказаться партией, формирующей правительство, передав свои оппозиционные полномочия проигравшей стороне. Однако в данном типе политической системы число не является решающим фактором, по сравнению с выше рассмотренным.

Рассматривая в качестве примера Великобританию, отметим, что там существует далеко не одна партия, а вместе с тем можно выделить и множественное число политических организаций. Возникает вопрос: почему же Великобритания считается классической представительной двухпартийной системой? Как отмечалось выше, важную роль играет не только количество партий, но и их реальное участие в политической жизни государства. В рассматриваемом примере только две партии, а именно консерваторы и лейбористы, сменяют друг друга, формируя правительство и определяя направление развития государства, как внутреннюю, так и внешнюю политику. В сравнении с однопартийной, двухпартийная система представляется более надежной. Выстраивая политику данным образом, такая система защищает себя во всех направлениях.

Однако есть и ряд весьма ощутимых минусов. Стоит учитывать, что главные партии страны представляют собой совершенно разные социально-политические позиции. В результате смена одной партии другой может привести к существенной встряске не только для механизма государства, но и для общества в целом.

Многопартийная система

Замечание 2

Характеризуя многопартийную политическую систему, в первую очередь следует сделать акцент на том, что необходимо отличать многопартийную систему и многопартийность.

Многопартийность, или можно встретить еще такое название как множественность партий, акцентирует свое внимание на количестве партий, что является характерным элементом для многих демократических стран. Что касается многопартийности, о чем неоднократно говорилось выше, она раскрывает способ формирования власти, то есть за управление и образование правительства отвечает несколько партий на равноправной основе. Такой тип приводит к формированию своеобразного государственного механизма.

Характеризуя положительные стороны, отметим, что:

  • при многопартийности в большей степени реализуется потенциал гражданского общества;
  • развивается открытость политики;
  • формируется здоровая конкуренция и взаимокритика.

Однако, как и в любой системе, здесь также имеются и свои минусы. Реализуя своей политикой легальную деятельность партий, можно пошатнуть не только демократию, но и саму многопартийность. Решением в такой ситуации становится стремление к улучшению многопартийной системы и формированию более совершенного и удовлетворяющего всем требованиям варианту. В связи с этим можно выделить ряд разновидностей многопартийной системы.

Разновидности многопартийных систем

Многопартийные системы можно разделить на:

  • системы с доминирующей партией и без нее;
  • «боковые» многопартийные системы.

Для первой характерно доминирование одной из партий. При таком построении лидирующая партия способна самостоятельно или же с «дружественными» партиями контролировать парламентское большинство, что вполне устраивало бы правящую элиту, тем самым компенсируя предсказуемость результатов, исключая нежелательные результаты голосования и многое другое. Однако классический вариант, а именно многопартийная система без доминирующей партии, представляет собой систему, когда между собой борются в определенной степени равные партии, что приводит к труднопредсказуемости результата. Такой подход формирует возникновение союзов и соглашений. Вместе с тем происходит затягивание формирования правительства.

Не стоит забывать и боковые многопартийные системы. Такая система немногим отличается от классической, то есть многопартийной без доминирующей партии. Однако ее характерная черта заключается в процессе группирования партий в противостоящие друг другу блоки. Исходя из политики и стратегии выбранного блока, партия формирует свою программу действий. Участники, не имеющие отношение ни к одному из блоков, практически не обладают шансом на победу.

spravochnick.ru

Типы партийных систем. Партийная система

Партийная система — это ряд определенных партий и взаимосвязь между ними. Каждой развивающейся стране присущ свой политический режим, который устанавливался веками. Сегодня существует несколько видов партийных систем. Какая из них характерна для современной России и почему так исторически сложилось – вопросы, на которые исследователи до сих пор ищут ответы.

Партии и партийные системы

Новая политическая партия возникает для того, чтобы удовлетворить интересы различных социальных слоев населения. Их количество является отражением степени экономической и идеологической неоднородности интересов. Чем больше степень неоднородности, тем, соответственно, больше партий в политической системе. Каждая из них удовлетворяет интересы определенного слоя населения. Положение партий в политической системе, характер их взаимодействия, а также их типаж создают особую конфигурацию для каждого государства, то есть действующую партийную систему. Каждой державе присуща своя.

Типы партийных систем могут быть:

  • однопартийными;
  • двухпартийными;
  • многопартийными.

Однопартийная система

Главным признаком выступает монополия одной партии в государстве. Существование однопартийной системы возможно при тоталитарном или авторитарном режиме.

Такие системы обычно подразделяют еще на два типа. Первый – реально однопартийная система, то есть во главе государства стоит действительно одна партия, которая контролирует все сферы деятельности. Второй тип – формально многопартийная система. Ее суть состоит в том, что, несмотря на существование нескольких партий, вся власть принадлежит только одной, ее называют гегемоном.

Партийные системы стран Восточной Европы принадлежали к этому типу до 1990 года. В настоящее время она характерна для Китая, однако, помимо правящей коммунистической партии, действует еще восемь других.

Двухпартийная система

Главный признак – постоянная конкуренция двух основных политических партий, их попеременной правление. В такой системе у остальных нет значительного политического веса. Это означает, что практически все парламентские места достаются депутатам двух партий, которые набирают большее количество голосов избирателей. В двухпартийной системе невозможно создание коалиции, потому что каждая партия уже сама по себе представляет таковую. Основными представителями являются англоязычные страны – США и Великобритания.

2,5-партийная система

Этот тип не является официально признанным, потому что встречается крайне редко, но с теоретической точки зрения стоит помнить о нем. Он является чем-то средним между двухпартийной системой и многопартийной. Проявляется в том случае, если ни одна из двух конкурирующих партий не может набрать нужное количество голосов, например, одна набирает 43%, а другая - 47%. Для формирования правительства нужно 50% плюс один голос.

В этом случае недостающие проценты забираются у малозначительной партии, которая за них сможет приобрести значимые властные полномочия.

Многопартийная система

Главным отличием является конкуренция сразу нескольких партий. В соответствии с их количеством выделяют партийные системы умеренного (3-5) и крайнего (6 и более) плюрализма. Но при этом ни одна из них не находится самостоятельно у власти. Для этого несколько партий объединяются в коалиции. Это является необходимым для внутрипарламентской работы и правления в целом. Партийная система современной России принадлежит к данному типу.

Разновидности многопартийной системы

В зависимости от функционирования партий выделяют несколько видов.

  1. Многопартийная система без партии, которая доминирует. При таком типе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства. Во время формирования правительства несколько партий объединяются в союзы и коалиции.
  2. Многопартийная система с доминирующей партией. Соответственно, одна партия (или возможен союз) выступает лидером на политической арене.
  3. Блоковая многопартийная система. Этот тип напоминает бипартизм в связи с тем, что партии объединяются в блоки, которые конкурируют между собой.

Типология партийных систем

В ходе исторического развития в одном государстве образовалась одна партия, в другом – две, в третьем – три и больше. В зависимости от классового состава населения, исторических традиций, условий, политической культуры, национального состава сложилась та или иная партийная система. Это обусловлено многими факторами, влияющими на политику государства.

Загнанные в рамки одного общества партии постоянно взаимодействуют между собой, не отгораживаясь друг от друга. Они принимают государственные решения, оказывают влияние на социум.

Ряд этих партий, их характер, отношения между собой, взаимодействие с государством или иными политическими институтами и есть политическая система.

Типы партийных систем определяются не чисто арифметическим способом, то есть однопартийная – одна партия, двухпартийная – две, многопартийная – много. Здесь следует учитывать и совокупность определенных признаков. Квалификация политических систем состоит из трех основных показателей:

  • количество партий;
  • присутствие или же отсутствие доминирующей партии, коалиции;
  • уровень конкуренции между партиями.

Партийные политические системы

Каждой державе присущ определенный режим. Политика государства формируется на протяжении многих веков. Партийная система – это целостная концепция взаимоотношений между партиями, их блоки и союзы, взаимодействие между собой, сотрудничество или, наоборот, соперничество в осуществлении власти.

На сегодняшний день в разных государствах существует огромное количество партий, которые удовлетворяют интересы всех ячеек общества. Потому такое разнообразие позволяет любому человеку сделать свой выбор на избирательном участке.

Партии и партийные системы складываются в результате их взаимодействия и положения на политической арене. Немаловажным является и тип самих партий. Большое воздействие несет действующее законодательство, конституция и избирательные законы. Каждому государству присуща определенная партийная система. Это неотъемлемая часть любой державы. Отличаются только типы этих систем и характер партий.

Существует несколько факторов, которые влияют на формирование политической системы государства. К ним относятся:

  • политическая зрелость социума;
  • уровень политического сознания;
  • национальный состав;
  • религиозные взгляды общества;
  • культурный аспект;
  • исторические традиции;
  • постановка социальных и классовых сил.

Современные партийные системы того или иного государства – это результат многовекового становления и исторического развития.

Функции партий

На политической арене невозможно найти золотую середину, поэтому населению требуется несколько вариантов, среди которых оно сможет сделать свой выбор. В связи с этим на сегодняшний день существует огромное количество союзов, блоков и объединений.

В зависимости от необходимых компонентов общественной и политической жизни современного социума партии выполняют определенные функции.

К первой и самой основной следует отнести представительскую. Она выражает интересы определенных групп общества. В некоторых странах на одинаковые слои населения ориентировано несколько политических партий.

Ко второй функции относится социализаторская. Ее суть заключается в том, чтобы вовлекать в число своих членов или просто сторонников часть населения.

К третьей исследователи относят коммуникативную функцию. Ее задача состоит в том, чтобы поддерживать устойчивые связи с избирателями, общественностью, другими политическими институтами, правящей организацией, конкурентами. Партийная организация должна ориентироваться на общественное мнение, поэтому данная функция является крайне важной.

Четвертая – идеологическая. Сюда относится пропаганда. Пиар, реклама, предвыборная кампания, разработка выигрышной политической платформы.

И пятая функция – организационно-политическая. Важным компонентом является подбор людей, выдвижение кадров на выборы, обеспечение их подобающими условиями деятельности и последующее их участие в борьбе за власть.

Ситуация в России

Партийная система современной России начала свое формирование еще в конце девятнадцатого века. С тех пор на арене появилось множество новых союзов, но остались и те, которые устанавливались и развивались вместе с историей.

Партийная система России является многопартийной. Однако исследователи-теоретики убеждены в том, что ее многопартийность является аморфной и нестабильной. На одном уровне с известными и достаточно популярными партиями перед выборами появляются новые, а потом сразу же исчезают. Существует множество блоков, чьи программы не отличаются друг от друга. Из-за этого электорат рассыпается, делая неправильный выбор.

Однако Российская Федерация благодаря Конституции и действующему законодательству постепенно отходит от этой тенденции. Так, на выборах в Государственную Думу в 1995 году было зарегистрировано целых 43 политических объединения. В 1999-м – уже 26, а в 2003-м и того меньше – 22 партии. С каждым годом это число уменьшается.

Партийная система России контролируется законодательством, основные требования изложены в Законе «О политических партиях». Благодаря этому замечаются улучшения в системе.

В соответствии с законом каждая партия должна насчитывать не менее 50 тысяч человек, у нее должны быть региональные организации минимум в 50 субъектах Российской Федерации, каждая из которых должна насчитывать 100 членов. Увеличили и барьер прохождения в Государственную Думу. Раньше партиям требовалось 5% голосов электората, сейчас – не менее 7%.

fb.ru

Многопартийная система в России. Формирование многопартийной системы и ее особенности

Современная политическая обстановка в России характеризуется формированием демократического режима, основным признаком которого является наличие политического и идеологического плюрализма, правового государства и гражданского общества. Процесс этот – сложный и растянутый во времени. Одним из его важнейших проявлений может служить складывание таких институтов, как многопартийная политическая система и ответственный перед народом государственный аппарат.

Партийная система и ее сущность

Политическая система любого государства представляет собой чрезвычайно сложный механизм, включающий в себя множество разнообразных элементов. Одним из ее связующих элементов является партийная система, представляющая собой не только всю совокупность партий данного государства, но и социально-правовые механизмы взаимодействия между ними, а также степень понимания гражданами необходимости и важности их существования.

Основные виды партийных систем

Большинство западных политологов и социальных исследователей уже давно пришли к выводу, что наличие той или иной партийной системы достаточно точно отражает политическую развитость общества. Так, многопартийная система свидетельствует и о развитости социальной структуры, и о высокой степени влияния гражданского общества на решения органов государственной власти. Наоборот, однопартийность – неизменный признак тоталитарного общества, свидетельствующий о том, что людям намного проще переложить ответственность на чиновников, чем взять ее на себя.

В целом ряде государств (например, в США и Великобритании) уже сравнительно давно действует двухпартийная система. При этом двухпартийность вовсе не означает существование именно такого количества партий. Просто реальная борьба идет именно между ведущими политическими силами, для других партий и движений практически шансов прийти к власти нет.

Многопартийная система и ее особенности

Особенности многопартийной системы включают в себя как внешние отличия от других систем, так и сложную внутреннюю сущность. К первым можно отнести наличие более двух партий, большинство из которых имеют реальные шансы придти к власти, развитое избирательное законодательство, активную деятельность институтов гражданского общества, сменяемость политической элиты.

Внутренние особенности вытекают из того, что суть многопартийной системы – это сложный компромисс между огромным количеством участников. Это максимально публичная система, построенная на основах состязательности и взаимного уважения друг к другу. Она позволяет каждому гражданину найти именно ту политическую силу, которая будет наиболее полно представлять его интересы и интересы окружающих его людей. Это многопартийная система, заставляющая каждого гражданина постоянно интересоваться происходящими в стране событиями.

Классический тип

Многопартийная система существует в различных разновидностях. Она зависит не только от партийного уклада, но и от существующей в том или ином обществе политической традиции и политической культуры.

Классической считается так называемая многопартийная раздробленность, которая существует в настоящее время в таких странах, как Дания, Австрия, Бельгия. В этой системе нет партии-лидера, ни одна из политических сил не получает на выборах абсолютного большинства, поэтому вынуждена вступать в те или иные коалиции. Эта система нестабильна, вследствие чего стремится перейти в другое состояние.

Другие разновидности многопартийных систем

Одно из наиболее устойчивых состояний политической системы связано с блоковой многопартийностью. Данная многопартийная система, действующая, например, во Франции, разделяет все основные политические силы по нескольким основным блокам. Такая структура заставляет партии и их лидеров идти на определенные уступки со своими союзниками, более взвешенно относиться к составлению предвыборных программ и внутрипартийной дисциплине.

Наконец, существует многопартийная система, в которой ключевую роль играет одно, самое крупное объединение. Здесь оппозиционные силы раздроблены и не в состоянии предложить гражданам внятной альтернативы. Главным недостатком такого режима, который характерен, например, для Индии и Швеции, является то, что он чаще всего ведет к застою в политической жизни и вызреванию в недрах общества стремлений к революционным изменениям.

Становление многопартийной системы в России: дореволюционный период

Многопартийная система в России начала складываться гораздо позже, чем в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. Главной причиной этого был господствующий несколько столетий крепостной строй с ярко выраженной самодержавной властью.

Реформы шестидесятых годов XIX века привели не только к бурному экономическому росту, но и к заметным изменениям на политической арене страны. Это, прежде всего, относится к процессу резкой политизации общества, когда разные социальные слои искали возможность оказывать влияние на постепенно теряющее свое влияние самодержавие.

Многопартийная система в России берет свое начало в конце XIX – начале ХХ вв., когда за неполное десятилетие оформилось более пятидесяти партий. Безусловно, этот процесс был напрямую связан с бурными событиями первой русской революции и изданием Манифеста от семнадцатого октября 1905 года. Среди наиболее заметных политических организаций стоит выделить РСДРП, Конституционно-демократическую партию, Октябристов, Союз русского народа и Партию социалистов-революционеров.

В то же время стоит отметить, что формирование многопартийной системы в нашей стране проходило в условиях серьезных социальных изменений, и до революции этот процесс так и не был завершен. Главными препятствиями здесь были сложная многоступенчатая система выборов, неравные условия для партий в политической деятельности, а также сохранявшееся доминирующее положение самодержавия на политической арене.

Советский период

С приходом в октябре 1917 года к власти революционно настроенной партии большевиков деятельность всех других политических объединений стала постепенно сворачиваться. Уже к лету 1918 года РСДРП(б) осталась единственной легально действующей политической партией, все остальные были или закрыты, или самораспустились. На долгие десятилетия в стране установилась монополия одной силы.

Многопартийная система в СССР стала возрождаться в конце 1980-х гг., когда в связи с перестройкой и политикой демократизации общества в стране стали появляться оппозиционные политические движения. Особенно быстрыми темпами этот процесс пошел после отмены в 1990 году шестой статьи Конституции, которая гарантировала господствующее положение КПСС.

Уже в первые месяцы после знаменитого мартовского съезда народных депутатов министерством юстиции СССР было зарегистрировано около двадцати политических партий и движений. К моменту распада государства их уже насчитывалось более шестидесяти.

Становление многопартийности в России: современный этап

Формирование многопартийной системы в России перешло на качественно иной уровень после принятия в декабре 1993 года новой Конституции. Именно здесь, в тринадцатой статье, закреплен такой политико-правовой институт, как многопартийность. Он подразумевает существование неограниченного количества партий, которые, с одной стороны, имеют право в законном порядке бороться за власть, а с другой – должны отвечать за свои действия перед избирателями.

В России в настоящее время не существует какой-либо официальной идеологии, поэтому политические партии могут иметь и правый, и левый уклон. Основное условие – отсутствие в их программных требованиях призывов к расовой или национальной дискриминации, а также к революционным действиям с целью радикально изменить существующий строй. Памятуя о советском опыте, создание партийных ячеек на заводах, в организациях и учреждениях запрещено.

К наиболее крупным и известным политическим движениям, деятельность которых продолжается уже не один избирательный цикл, следует отнести КПРФ, «Единую Россию», «Яблоко», ЛДПР, «Справедливую Россию». Эти партии отличаются друг от друга не только программными требованиями, но и своей организационной структурой, и методами работы с населением.

Особенности современной российской многопартийной системы

Рассматривая формирование многопартийной системы в нашей стране, анализируя ее особенности, следует помнить, что ее становление и развитие проходило в сложных условиях перехода от одной общественной системы к другой. Кроме того следует иметь в виду особенность складывания отечественных партий, а также скептическое отношение большинства граждан к самой партийной системе.

Одной из важнейших составляющих процесса многопартийности в нашей стране следует признать то, что он носит скачкообразный характер. Многопартийная система в современной России сильно подвержена влиянию внешним процессам. Это связано, прежде всего, с тем, что многие партии формируются исключительно из сиюминутных целей, не ставя перед собой решения серьезных социальных и идеологических задач.

Особенность многопартийности в России заключается еще и в том, что практически все партии (за исключением, наверное, КПРФ) создаются вокруг конкретного лидера, а не как выразители интересов определенных социальных слоев или классов. Лидеры же, в свою очередь, рассматривают создание политического объединения как возможность для себя попасть в эшелоны власти и встроиться в существующую политическую модель.

Основные трудности и пути их решения

Главная сложность в процессе развития политического и идеологического плюрализма в нашей стране связана с тем, что в обществе за более чем двадцатилетний переходный период так и не выработалось основного идеологического стержня. Во многом именно поэтому партии ориентированы на сиюминутные выгоды, не заботясь о системной планомерной работе. Выходом из данной ситуации может стать последовательная совместная работа государства и гражданского общества, которая приведет к выработке понятных для всех идеологических ориентиров.

Еще одна трудность состоит в том, что многопартийная система, примеры которой рассматривались выше, в большинстве стран формировалась в процессе так называемых буржуазных революций. В нашей стране многопартийность стала развиваться после семидесяти лет существований жесткой авторитарной модели. Это, в свою очередь, наложило отпечаток на отношение простых граждан к власти, на их желание и стремление активно участвовать в жизни общества.

Основные выводы и перспективы

Однопартийные и многопартийные системы в тех или иных странах отражают обстановку в политических сферах, дают представление о традициях и менталитете народа. Современная Россия находится в сложном переходном периоде, когда долгое время считавшиеся незыблемыми установки оказались стремительно разрушены, а новые идеологические ориентиры так и не сформировались.

В этих условиях многопартийная система обречена на длительный и сложный процесс своего становления. В то же время мировой опыт дает возможность предположить, что все основные трудности будут со времен преодолены, и Россия перейдет к более активному строительству современного демократического общества.

fb.ru

21. Партийно-политические системы

Общее понятие «политическая система» наполняется конкретным содержанием вследствие влияния множества факторов. На формирование конкретного облика политической системы влияли различные условия.

Многое зависит от особенностей социальной структуры и складывающейся на этой основе палитры социально-политических интересов различных групп населения. Как правило, в обществе со сложной и многослойной социальной структурой, с незавершившимися социальными преобразованиями существует большое разнообразие интересов, которые пытается представлять множество политических партий.

Не менее важными являются исторические особенности стран, традиции организации политической жизни, имеющийся у народа опыт борьбы за свои права.

Своеобразным результатом, показателем достигнутой степени развития политической системы является организация выборов законодательных органов в той или иной стране, то есть характер избирательной системы.

Избирательная система – это установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями и кандидатами.

При пропорциональной системе, когда число мест в парламенте пропорционально числу голосов избирателей, полученных партией на выборах, большое количество мелких партий имеет реальные шансы на депутатские кресла в парламенте.

При мажоритарной системе, когда депутатский мандат от избирательного округа получает кандидат, набравший относительное или абсолютное большинство голосов избирателей, и выборы проходят в два тура, соперничество партий приобретает более острый и сложный характер. Слово «мажоритарный» в переводе с французского означает «большинство».

При мажоритарной системе в том случае, когда выборы проходят в один тур, у власти чередуются авторитетные независимые партии.

Масштаб политического влияния политических партий на общество и власть зависит от трех составляющих, но переменных величин: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

В политологии партийно-политические системы классифицируются с учетом ряда важнейших показателей: число партий, участвующих в выборах и затем в осуществлении государственной власти; наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; уровень соревновательности между партиями.

Таблица 54. Изменения, внесенные в российское законодательство о выборах в Государственную думу

Многопартийные партийно-политические системы дают наибольшее число комбинаций.

При многопартийной системе с одной доминирующей партией все остальные партии ведут длительную борьбу с ней, что заставляет правящие партии действовать осмотрительно и выступать от имени большинства избирателей. Мажоритарная партия, получившая абсолютное большинство депутатских мандатов, получает право на проведение своего политического курса. С 2003 г. в IV Государственной думе доминирующие позиции заняла «Единая Россия», позиции которой упрочились после выборов 2007 г. в V Государственную думу.

Двухблоковая партийно-политическая система является отражением достаточно серьезных противоречий интересов в обществе, которые преодолеваются в процессе сложной политической борьбы (Франция, Италия, Германия, Дания, Финляндия и др.).

Достаточно редкой является многопартийная политическая система, в которой нет единственной партии бесспорного и авторитетного лидера или возможности голосовать за несколько партий, образующих два борющихся политических блока.

При двухпартийной системе всего лишь две конкурирующие партии сменяют друг у друга у кормила государственной власти. Эти партии, придя к власти, стараются удовлетворить интересы не только «своего» электората, но и завоевать на свою сторону сторонников конкурирующей партии, чтобы победить на следующих выборах. Двухпартийные системы длительное время существуют в США, Великобритании.

Однопартийные партийно-политические системы характерны для авторитарных и тоталитарных политических режимов.

В дореволюционной России многопартийность возникла позже, чем на Западе. Первые партии возникли в конце XIX в. В условиях революции 1905–1907 гг. существование партий, действовавших в рамках закона, было разрешено. Открыто стали действовать проправительственные, консервативные партии («Союз русского народа», «Союз русских людей» и др.). За конституционные реформы, компромисс с самодержавием выступали либеральные партии («Союз 17 октября», Конституционно-демократическая партия). Оставались на нелегальном положении и вели борьбу за свержение самодержавия радикально-революционные партии (Российская социал-демократическая рабочая партия, Общероссийская партия социалистов-революционеров и др.). Множество политических партий разной ориентации возникло на национальных окраинах страны.

Специалисты насчитывают в дореволюционной России десятки политических партий. Партийные фракции в I–IV Государственных думах занимались законотворчеством, утверждали государственный бюджет, критиковали самодержавие, но правительство формировал царь. Он руководствовался не партийно-политическим раскладом в думе, а личными соображениями.

После прихода к власти большевики повели жесткую борьбу против всех политических конкурентов. К середине 1920-х гг. все политические партии были уничтожены или самораспустились. В конце 1980-х гг. руководство КПСС под мощным давлением демократических сил допустило многопартийность. В результате «партийного бума» возникли сотни партий. Однако структура и состав многих партий оставались нестабильными, а политическое влияние и воздействие на массы ограниченным.

На выборах в I Государственную думу (декабрь 1993 г.) 5 % и более голосов избирателей набрали 8 партий и избирательных блоков, во II Государственную думу (декабрь 1995 г.) прошли 4 партии, а в III Думе (декабрь 1999 г.) по партийным спискам получили места 7 партий и блоков.

Таблица 55. Примерная схема расходов предвыборного бюджета (в процентах от всех расходов)

По данным Центра политической информации (Аргументы и факты. 2007. № 47. С. 4).

В 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях», целью которого стала унификация достаточно жестких требований к политическим партиям. Множество мелких партий прекратили свое существование. На выборах в декабре 2003 г. в IV Государственную думу пятипроцентный барьер преодолели только 4 участника межпартийной борьбы за симпатии избирателей. В V Государственную думу прошли, преодолев 7 % барьер, только четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Во всех пяти составах российского парламента были представлены только Коммунистическая партия Российской Федерации и Либерально-демократическая партия, в трех думах работала фракция движения-партии «Яблоко». Партия «Единая Россия», участвуя в выборах третий раз (1999, 2003, 2007 гг.), в 2003 г. смогла набрать абсолютное большинство голосов и стала первой в истории России мажоритарной партией, а в V Государственной думе получила конституционное большинство. У ряда партий, избирательных блоков пока хватило «пороха» лишь на одноразовое попадание в парламент («Женщины России», «Демократический выбор России», «Наш дом – Россия», «Союз правых сил» и некоторые другие). Российская партийно-политическая система отличается своеобразием. 250 депутатов избирается по партийным спискам на пропорциональной основе. В Думу проходят лишь партии, получившие не менее 5 % голосов. Еще 250 мест могут получить кандидаты, выступающие в качестве физических лиц. Они, как правило, заявляют о своих партийных предпочтениях в ходе избирательной кампании. Но в Думу попадают те, кто набрал наибольшее число голосов избирателей (не обязательно абсолютное большинство, то есть 50 % плюс один голос). При этом выборы проводятся в один тур. В Государственной думе депутаты, избранные на индивидуальной основе, обычно входят в свою партийную фракцию.

Таблица 56. Результаты выборов в V Государственную думу 2 декабря 2007 г по России и Санкт-Петербургу (в % к общему итогу)

studfiles.net

Партийная система - это что такое? :: SYL.ru

Партийная система — это вид взаимодействия между политическими партиями, принимающими участие в борьбе за власть. Она представляет собой совокупность действующих партий, самостоятельных, но взаимосвязанных между собой в своих политических целях.

Как формируются партийные системы

Тип партийной системы, господствующей в государстве, предопределяется прежде всего историческими условиями, характерными для этой страны. Так, важными факторами в формировании политического режима является классовый и национальный состав населения, традиции, уровень политической культуры. В рамках одного общества множество партий вынуждены взаимодействовать, не отгораживаясь друг от друга, но принимая совместное участие в процессах, связанных с управлением государством и социумом.

Партийно-политическая система — это установленный порядок взаимоотношений политических партий как между собой, так и с государством, гражданами и другими элементами политического общества. Функционирование государственной власти во многом зависит от специфики существующих партийных систем, а также от количества партий, входящих в систему.

Классификация партийных систем

Партийные системы подразделяют по двум признакам:

  • число партий, составляющих систему;

  • тип политического режима;

Политический режим предопределяет структуру партийной системы, ее функциональную определенность.

Партийные системы и политические режимы

В правовых государствах существуют демократические, авторитарные и социалистические партийные системы.

  1. Буржуазно-демократическая партийная система — это тип политического устройства, для которого характерно ведение легальной борьбы за власть групп партий. При этом господствующее положение занимает партия, обеспечивающая себя поддержкой большей части членов парламента. Тем не менее в парламенте представлена оппозиция.

  2. Социалистическая партийная система — это режим, представляющий собой систему управления, при которой у власти в привилегированном положении находится одна правящая партия. Управленческий аппарат - под полным контролем господствующей партии.

  3. Авторитарная партийная система — это промежуточный между демократическим и социалистическим типом правления. Доминирующую позицию занимает государство. Представители конкретной партии играют незначительную роль в процедурах, связанных с руководством государством и принятием решений.

В соответствии с количеством партий различают следующие типы партийных систем: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные и многопартийные.

Типология партийных систем включает в себя разделение на конкурентные и неконкурентные режимы. Определяющим признаком является характер межпартийных отношений. Так, отсутствие конкуренции за власть свойственно однопартийной системе, в то время как ее наличие — признак двух- и многопартийного политического порядка.

Особенности однопартийной системы

Система, функционирование которой подразумевает наделение политической властью одной партии, называется однопартийной. Для монопартизма характерна многофункциональность, в процессе которой происходит объединение партии с государственным аппаратом. Неконкурентные системы могут основываться как на идеологии, так и на президенциализме.

В условиях тоталитарного режима однопартийность является логическим следствием утопической идеологии, которая не предполагает конкуренции, но усиленно поддерживает традицию правления вождя.

Для стран социалистического лагеря была характерна система партии-гегемона, при которой де-юро функционирование других партий законодательно не запрещено, но де-факто — существующие партии-сателлиты не были способны ограничить власть коммунистических партий. Последние жестко регламентируют деятельность других политических партий. Обладая монополией на власть, они осуществляют тотальный контроль общества, его идеологической и организационной сторон.

Характерные признаки двухпартийной системы

К основным партийным системам относится тип организации политической деятельности, при котором монопольное положение в государственной политике занимают две крупные партии, завоевывающие во время избирательной кампании большинство голосов. Также им принадлежит большая часть мест законодательного собрания. Условно разделяя государственную власть, формируют двухпартийную систему политического режима. Для такой формы правления характерна попеременная смена власти: в то время как одна из партий господствует, другая — выступает в роли оппозиции, но вследствие выборов партии меняются местами.

Стоит отметить, что двухпартийная система не исключает функционирования других партий, тем не менее они оказывают отрицательное влияние на стабильное чередование власти двух господствующих партий.

Особенностями партийной системы, для которой характерен приоритет двух ведущих мажоритарных партий, являются следующие:

  • власть не привязана к определенной социальной категории;

  • обеспечение полного представительства гражданских интересов;

  • отсутствие политического центра;

  • удаление с политической арены партий и организаций, выступающих в качестве оппозиции.

Примечательно, что одной из разновидностей бипартизма является так называемая «двухсполовинная» система, состоящая из взаимодействующих между собой 2+1 партий. Несовершенный бипартизм позволяет правящей партии сосуществовать с противостоящими ей двумя коалиционными. Подобная система «рационального парламентаризма», когда ни одна из конкурентоспособных партий не занимает большинство позиций в парламенте, характерна для Германии.

Преимущества и недостатки многопартийности

Партийно-политическая система, состоящая из трех и более партий, обладающих сильной организацией и мощным влиянием на функционирующие институты, называется многопартийной. Особенность многопартийности заключается в том, что борьба за государственную власть ведется с участием различных идейно-политических позиций. Конкуренция является основой многопартийности, поскольку победа в избирательной кампании достается той партии, чья деятельность вызывает у граждан наибольшую политическую симпатию. Важно отметить, что понятие партийной системы как трех-, четырех-, пятипартийной формируется в зависимости от количества партий, имеющих парламентское представительство.

Главным преимуществом многопартийности исследователи и социологи считают развитие политического плюрализма, поскольку в условиях вынужденного сотрудничества партии приходят к компромиссам, развивают толерантность. Безусловно, многопартийная система позволяет защитить интересы большего количества социальных групп. Тем не менее для рядового избирателя программы нескольких партий могут казаться фактически одинаковыми, что приводит его в замешательство. Кроме того, существенным недостатком многопартийной системы является правительственная нестабильность, вызванная отсутствием в парламенте определенного большинства.

Исторические сведения

Несмотря на тот факт, что возникновение первых политических партий в России пришлось на конец XIX века, формирование партийных систем началось лишь в первом десятилетии XX столетия, когда, в соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 года, населению были дарованы гражданские свободы, включая возможность создания политических партий. Многопартийная система существовала в начале 20-х, а однопартийная — с 20-х по 80-е годы. Начало 90-х, ознаменованное изменением шестой статьи Конституции СССР, гласящей о руководстве КПСС как единой направляющей силы общества Страны Советов, привело к постепенному формированию партийной системы современной России.

Образование многопартийной системы, кардинально отличающейся от прежней, — нелегкий период в истории России. Основной преградой на пути к достижению полноценной политической многопартийности в современных условиях является отсутствие среди гражданского населения требуемого уровня социально-политической дифференциации. Господство коммунистической партии в ХХ веке привело к слиянию понятия «партийная система» с государственными структурами.

Партийная система РФ

По словам политологов, партийная система России все еще находится на стадии формирования. Так, политические реформы В. Путина были направлены на свержение ельцинской партийной системы, уничтожение «системной» оппозиции. Политические партии, критикующие режим, не являются оппозицией в строгом смысле этого слова, поскольку их влияние на принятие решений крайне ограничено, рычаги давления — отсутствуют. Современная партийная система в России — имитация демократичности режима. Политические партии играют демонстрационную роль для внешнеполитической арены.

«Партия власти» и многопартийность

У государственного аппарата прочно укрепилась «Партия власти» — существенный элемент российской партийной системы: ДВР, НДР, «Единство», «Единая Россия» — все это не самостоятельные политические субъекты, а партии, созданные правящей элитой для победы на думских выборах.

Чем обусловлена тенденция партийного строительства, при которой на политическом спектре выделяется сильная «партия власти»?

  1. Переход от авторитаризма к демократии требует наличия у власти сильной верхушки, способной преодолеть негативные последствия реформаторской деятельности.

  2. Российская Федерация является демократическим правовым государством, где сильная президентская власть закреплена конституционно.

  3. Закон «О политических партиях» от 2001 года ограничивает процессы, связанные с фрагментацией партийной системы и появлением новых политических партий.

Немаловажным фактором в формировании сегодняшней партийной системы являются изменения в политической культуре и электоральных настроениях населения в пользу центристских и консервативных ценностей.

Развитие партийной системы России

В условиях современной политической ситуации наблюдается тенденция к укреплению сил уже действующих политических партий.

В соответствии с электоральной реформой, которая предусматривает выборы в Государственную думу по пропорциональной системе, у государственного аппарата должно сформироваться стабильное партийно-парламентское представительство, являющееся опорой для сильной власти президента.

Заключение о партийных системах

Партийная система и ее внутренняя структура во многом зависят не только от характера взаимодействия партий между собой, но и от уровня культурной образованности населения в вопросах, связанных с правом и политикой, спектром этнического, конфессионального и классового распределения гражданских сил, историческими традициями. В качестве правовой основы партийных систем выступает Конституция и законы, связанные с избирательным, законодательными и политическими процессами в отдельной стране.

www.syl.ru

Партийные системы, их типология - Политическая система общества: Учеб. пособ

Партийные системы, их типология

В процессе исторического развития в одних странах образовалась одна политическая партия, в других - две, в ряде же стран возникли три и больше партий. Конкретно - исторические условия, сложившиеся в той или иной стране (классовый состав населения, исторические традиции, политическая культура, национальный состав и т. д.), детерминировали количество и характер появившихся и функционирующих в ней политических партий. Находясь в рамках одного общества, эти партии не отгораживаются друг от друга. Они постоянно взаимодействуют, оказывают влияние на принятие тех или иных государственных решений, в той или иной степени участвуют в управлении делами социума. Совокупность этих партий и характер их отношений между собой, а также с государством и другими политическими институтами, характерными для данного политического режима, принято называть политической системой.

Партийные системы бывают однопартийными, двухпартийными и многопартийными. Отнесение партийной системы той или иной страны к одному из перечисленных типов определяется не чисто арифметически, то есть количеством партий, функционирующих в этой стране, а наличием совокупности определённых признаков. При классификации политических систем необходимо учитывать три основных показателя: а) число партий; б) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; в)уровень соревновательности между партиями.

Однопартийная система -это такая система, где реальной возможностью осуществления государственной власти обладает одна партия. При этом может быть две разновидности однопартийной системы. Одна из них представляет абсолютную монополию одной партии, где исключается существование других партий. ( Такие системы существуют на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Лаосе и др.). Другая разновидность заключается в существовании наряду с партией, обладающей монополией на власть, других политических партий. Однако роль последних незначительна, так как их деятельность жестко регламентируется. В обществе осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль со стороны государственной партии. Хотя внешне такие системы походят на многопартийную, на самом же деле - это однопартийные системы (в КНР ).

Двухпартийная система - это система, характеризующаяся наличием двух крупных партий, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Другими словами, это такая система, где монопольное положение в политике страны занимают две основные партии, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Когда одна из них находится у власти и выступает в качестве правящей, другая в это время пребывает в качестве оппозиционной. В результате победы на выборах оппозиционной партии они меняются местами. Двухпартийная система отнюдь не означает отсутствия других партий. Но эти другие не мешают двум главным партиям управлять попеременно. Например, за всю историю существования двухпартийной системы в США более 200 кандидатов третьих партий пытались добиться избрания на пост президента страны, однако лишь 8 из них сумели завоевать более миллиона голосов избирателей, но ни разу их представитель не был избран президентом. В США и Великобритании две основные партии собирают до 90% голосов избирателей, лишая остальных доступа к власти.

Разновидностью двухпартийной системы является двухсполовинная система (2 1/2 партий) или «две плюс одна партия». Суть этой разновидности состоит в том, что если ни одна из конкурирующих и способных сформировать правительство партий не имеет большинства в парламенте, то одной из них приходиться вступать в коалицию с третьей немногочисленной, но постоянно представленной в парламенте. Так, в ФРГ двум основным конкурирующим партиям - СДПГ и ХДС/ХСС приходиться прибегать к союзу с партией свободных демократов. Вынуждены добиваться поддержки «третьей партии», её электората ведущие партии Австрии, Австралии, Канады и ряда других стран. В целом же надо отметить, что при двухпартийной системе создаётся относительно стабильное правительство.

Многопартийная система - это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование институтов. Определяя систему как трёх -, четырёх -, пятипартийную, политологи имеют в виду количество партий, получивших парламентское представительство. Многопартийные системы функционируют в Германии, Франции, Италии, Швеции, Бельгии и некоторых других странах. При многопартийной системе партии занимают разные идейно - политические или идеологические позиции: от крайне правых до крайне левых. В многопартийных парламентах места располагаются в виде некоторого полукруга, где, следуя традиции Французской революции, представители консервативных и правых партий рассаживаются на правой стороне от председательствующего, дальше влево - близкие им по духу партии, в центре - умеренные и в самом конце - представители леворадикальных партий. Правда, появившиеся в последние десятилетия националистические, регионалистские и другие движения и партии трудно вместить в эту схему, так как они представлены всеми оттенками идеологического спектра.

Многопартийные системы позволяют учитывать разнообразие политических симпатий и общественных движений, хотя в известной мере затрудняют спокойную парламентскую поддержку правительства. Как правило, при таких системах нет доминирующих партий, к власти могут приходить разные партии, в том числе и не имеющие поддержки даже относительного большинства избирателей (Франция, Италия). Иногда складывается ситуация, при которой относительно невлиятельная партия может приобрести ключевую роль. Поэтому в этих странах остро стоит проблема политических и парламентских союзов. Многопартийность является благоприятной для общества, поскольку располагает механизмом цивилизованного прихода партий к власти, а через их конкуренцию обеспечивает выдвижение альтернативных вариантов развития общества.

Многопартийная система сложилась и получила развитие в промышленно развитых западных странах, где данная система позволяет достаточно оптимально в целом осуществлять управление их обществами, решать стоящие перед ними задачи. Вместе с тем необходимо выяснить, сложилась ли многопартийная система в России. Составляет ли систему обилие политических партий, возникших в последние годы?

Начнём с установления начала формирования многопартийности в России. Известно, что первые политические партии в России возникли в конце XIXв. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако появление политической системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что означало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. - однопартийная, в конце 80-х-начале 90-х гг. начался процесс формирования многопартийной системы. Началом этого процесса с юридической точки зрения можно считать время изменения редакции ст.6 Конституции СССР (март 1990г.), гласившей, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества. В новой редакции уже не говорилось о руководящей роли КПСС, а аналогичная статья Конституции РФ в изменённом в июне 1990г. виде поставила все партии в равное положение. Но начало становления многопартийности не было простым. В 1991г. Президентом Российской Федерации была приостановлена, а затем и прекращена на территории России деятельность Коммунистической партии. В конце 1992г. решением Конституционного Суда была доказана правомерность существования Коммунистической партии. Таким образом, начало пути к многопартийности было в общем-то драматическим, связанным с запретом политической партии. В начале 90-х гг. формировались новые подходы в организации политической жизни. В марте 1991г. началась регистрация партий, а к концу 1991г. было зарегистрировано уже 26 партий. Ныне в министерстве юстиции в качестве зарегистрированных значаться более 70 партий, хотя, по различным данным, в стране существует значительно больше - несколько сот и даже тысяч. Однако возникновение большого количества партий ещё не означает образования многопартийной системы. Существуют определённые признаки многопартийной системы. Одной из основных является представление партией части общества, класса или слоя, выражения их интересов, потребностей и стремлений. Современное российское общество находится в аморфном, атомизированном состоянии. В нём плохо обозначено структурирование интересов различных общественных сил, их слабое осознание на политическом уровне. Можно ли сегодня утверждать, что рабочий класс или крестьянство или другие социальные группы осознали свои социальные интересы? Безусловно нет. Существующие партии, многие из которых мало чем отличаются друг от друга своими программами. Они не столько озабочены выражением и реализацией интересов своего электорального слоя, сколько «голым интересом власти». Образование таких партий часто носит искусственный характер и обусловлено стремлением политической самореализации индивидов (выступающих в роли лидеров), которые вербуют своих сторонников под ту или иную абстрактную идею. Эти идеи представляют собой заимствования из политического словаря Запада или дореволюционной (1917) России.

Трудности с образованием партийной системы не только связаны с отсутствием в обществе необходимого уровня социально - политической дифференциации, но и с особенностями преодоления прежней однопартийной системы. Дело в том, что, как справедливо утверждает К. С. Гаджиев, в условиях советского строя коммунистическая партия не была нормальной политической партией в общепринятом смысле слова. Она в сущности не просто слилась с государственными структурами, она полностью поглотила государство и общество. Государственные структуры оказались лишь бледными отражениями партийных структур. В результате образовался своеобразный гибрид партия - государство. С крахом тоталитарной системы перед страной встала проблема создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы (Гаджиев К. С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. 2-е изд. - М., 1997.- С.207).

Затрудняет создание многопартийной системы и неразвитость политической культуры, отсутствие последовательной государственной политики, направленной на формирование дееспособных партий и совершенствование законодательной базы. Создаётся впечатление, что верхние эшелоны власти (президент, правительство) не заинтересованы в становлении сильных партий, так как им выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. Исполнительная власть сознательно проводит политику «деполитизации», чтобы не допустить большого влияния партий на население. Поэтому говорить о сформировавшейся многопартийной системе в России явно преждевременно. Она, на наш взгляд, находится на стадии формирования. Идёт процесс её становления. Показателем этого являются образующиеся механизмы регулирования взаимоотношений между партиями, между партиями и властными структурами, между партиями и обществом (Виноградов В. Д. Многопартийность в России: реальность или утопия?// Вестник Санкт - Петербургского университета. 1993. Сер 6. Вып.2.-С.42). Об образовании таких механизмов свидетельствуют выборы в Государственную Думу 1993, 1995, 1999гг.

Так, в результате выборов 1993г. по партийным спискам в Государственную Думу прошли 8 партий и блоков (КПРФ, Аграрная партия, ЛДПР, «Выбор России», «Женщины России», «Яблоко», ПРЕС, ДПР). Это означает, что за каждый список кандидатов этих объединений проголосовали не менее пяти процентов избирателей. На выборах 1995г. четыре партии преодолели пятипроцентный барьер и прошли в Государственную Думу (КПРФ, ЛДПР, движение «Наш Дом - Россия» и блок «Яблоко»). В 1999г. на выборах в Государственную Думу по партийным спискам победу одержали КПРФ, избирательное объединение «Единство», общественно - политический блок движений «Отечество» - «Вся Россия», избирательный блок «Союз правых сил», «Блок Жириновского».

Несомненно, что представительство политических партий в парламенте оказывает положительное воздействие на процесс становления партийной системы. Вместе с тем необходимо отметить, что только в парламенте, то есть в законодательной ветви власти, партии имеют влияние. В исполнительной власти такого влияния нет. Сам Президент России не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется не по партийному, а по профессиональному признаку. Большинство глав администраций субъектов федерации, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в исполнительной власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата. Следовательно, власть политических партий в России имеет латентный характер, она сводится к деятельности в парламентских фракциях. В этом случае воздействие на исполнительную власть проходит через процесс законотворчества, посредством лоббирования принятия политических и социально - экономических решений, торга на «рынке власти» с правительством и президентом.

С какими же требованиями выступают политические партии, в чём суть их программных задач? Остановимся на программных требованиях КПРФ, ЛДПР и общественного объединения «Яблоко».

Из политических партий, действующих в настоящее время в России, наиболее крупной является Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). В отличие от КПСС она парламентская, реформистская партия, отказавшаяся от моноидеологии, выступает за сотрудничество с церковью, признает различные формы собственности. В противовес космополитизму, который проповедуют западники - демократы, КПРФ считает патриотизм по отношению к социалистическому Отечеству высшей доблестью гражданина России, выступает за сохранение земли в государственной собственности, отвергает её продажу. Стратегическая цель - возвращение общества к социалистическим ценностям. Свою социальную базу КПРФ видит в союзе рабочего класса, трудового крестьянства и народной интеллигенции, всех людей труда. Главным противником на международной арене КПРФ считает США и страны НАТО, союзниками - Ирак, Китай, Кубу и Северную Корею.

Либерально - демократическая партия России (ЛДПР). Стратегическая цель - завоевание политической власти в государстве. Программа реализации этой власти чрезвычайно размыта и эклектична. Её приоритет: Россия должна стать мощной мировой державой. ЛДПР выступает за экономику, в которой будет доминировать государственная собственность и где не будет частной собственности на землю. Однозначно выступает против федерального строения России, настаивает за возвращению к губернскому административному делению. В программе ЛДПР очевиден перевес русского этнического фактора и приоритет интересов перед интересами общества и личности. Выступает за сильное авторитарное правление. Стратегическими союзниками объявляются Ирак, Ливия и ряд других с авторитарными режимами, а противниками - НАТО, США.

Общественное объединение «Яблоко» выступает за развитие в России частной собственности (в том числе на землю), но критикует правительственную программу приватизации («по Чубайсу»). Ратует за изменение направленности реформ таким образом, чтобы их результатами могло пользоваться большинство россиян. Для этого предлагается проработка программ приватизации каждого отдельного предприятия, ориентация не на внешние займы, а на долгосрочные инвестиционные проекты (как западные, так и отечественные). «Яблоко» высказывается за подлинный федерализм, когда регионам будет придана большая экономическая самостоятельность. Стратегическими партнёрами России на международной арене объявляются США и страны Западной Европы.

politics.ellib.org.ua



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"