Фортепиано. Любимый инструмент. Пианино инструмент


Фортепиано — Википедия

ФортепианоКлассификация Родственные инструменты Диапазон(и строй)
Разновидности: Пианино, Рояль (на илл.)
Клавишный струнный музыкальный инструмент
Клавесин, Клавикорд, Спинет
(для 88 клавиш)
 Фортепиано на Викискладе

Фортепиа́но или фортепья́но[1] (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент[2].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Датировка фортепиано
  • 3 Разновидности
  • 4 Устройство фортепиано
    • 4.1 Действие фортепианной механики
    • 4.2 Педали
  • 5 Игра на инструменте
  • 6 Техническое обслуживание, настройка и условия содержания
  • 7 Конвейерное производство клавишных в СССР
  • 8 Транспортировка ф

ru.wikipedia.org

Фортепиано — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Фортепиано

Основные сведения

Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

История, происхождение

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы).

Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали.

В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 годах.

Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Устройство современного фортепиано

Фортепианная механика

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали Фортепиано

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Видео: Фортепиано на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Пианино:

Рояль:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

eomi.ru

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика2. Резонансная дека3. Стальные струны4. Чугунная рама5. Боковая стенка6. Шпрейцы футора7. Педали8. Штег дискантовый9. Штег басовый с мостиком10. Рамные штифты11. Рипки12. Клангштабик с прижимным каподастром13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)14. Ролик или опорная колодка15. Клавиатурный клап16. Консоль17. Крышка18. Клавиатура19. Вирбели

my-piano.ru

Фортепиано. Любимый инструмент | Школьный музыкант

Каждый, наверное, знает, что фортепиано относится к клавишным струнным музыкальным инструментам. Потенциал инструмента для музыканта, пожалуй, не имеет границ.  Фортепиано смело можно отнести к самым совершенным инструментам и прошлого, и настоящего.  На нем возможно сыграть практически любые из музыкальных произведений, даже оркестровые, вокальные, инструментальные. Репертуарный банк пианистов считается самым большим и охватывает тысячи и тысячи сочинений, как композиторов-классиков, так и современных композиторов. Для этого инструмента в свое время сочинили бессмертные произведения титаны музыкального искусства — великие композиторы прошлых эпох. Для фортепиано сочиняют и сегодня современные композиторы, привлеченные огромными возможностями этого инструмента.В его диапазоне вы найдете диапазоны практически любого музыкального инструмента. Громкость и насыщенность звуков фортепиано, рояля, пианино меняется музыкантом от легчайших еле слышимых звуков до очень громкого фортиссимо. Опытный пианист может заставить этот инструмент звучать, словно оркестр.

Конструктивные особенности, акустический потенциал фортепиано дают музыканту беспредельные возможности в исполнении многоголосия, и разнообразной фактуры, построенной на аккордах.

data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"data-ad-slot="2837389906"data-ad-format="auto">

Первое упоминание о пианино с 1598 Paliariona из письма герцога Модены, где он пишет об инструмент фортепиано. Однако неясно, был ли это инструмент молоточный или какой-то традиционный инструмент. Фортепиано эволюционировало из клавикорда . Создателем инструмента, который был прародителем современного фортепиано, был Бартоломео Кристофори . Источники дают разные даты этого изобретения, между 1689 и 1709 годами, хотя самый старый экземпляр, сохранившийся до нашего времени, относится к 1720 году. Чаще всего 1711 год упоминается вв литературе годом создания для первого фортепиано.  Кристофори выпустил около двадцати таких инструментов, а затем прекратил производство, возможно, из-за отсутствия интереса со стороны музыкантов.

Переломным моментом в ранней истории фортепиано стала статья Сципионе Маффея , в которой даны технические детали построения инструмента и его исполнительских возможностях. Статья была распространена по всей Европе и заставила ремесленников вернуться к строительству этого инструмента. Одним из них был немецкий мастер Иоганн Зильберман,который улучшил конструкцию фортепиано, в том числе путем введения механизма для отключения глушителя, который позволил бы свободно накручивать струны. Пианино Зильбермана в 1730 году было представлено Иоганом Себастьяном Бахом, но сам он не проявил к нему большого интереса. Только улучшенная модель с 1747 года получила всеобщее одобрение.Следующие десятилетия — это период все большей популярности фортепиано. Компании, специализирующиеся на производстве этого инструмента, создаются по всей Европе. Самыми известными были: Schidemayer с 1735 года, Франсиско Перес Мирабель в Испании с 1745 года, Штайн с 1748 года Томас Гуллифолд в Лондоне с 1750 года.

Эволюция раннего фортепиано, известном сегодня, принадлежит Людвигу ван Бетховену и продюсеру Фордвуда в Лондоне. Прогрессирующая глухота Бетховена требовала более громких инструментов. Бродвудские пианино, созданные специально для Бетховена, становились все громче и громче. В конечном счете, изготовитель снабдил их тремя струнами для каждого звука, натянутыми поверх стальной рамы. Форма инструментального резонансного ящика также начала подходить сегодня. Диапазон фортепианной шкалы также постепенно расширялся.

С начала 19 века рояль стал доминирующим сольным инструментом, и все еще остается таковым.  Универсальность переложений для фортепиано сделала его фундаментальным дополняющим инструментом в преподавании практически любой другой области музыки.

 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

shkolamuzikant.ru

Фортепиано — WiKi

История

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре легато, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1731), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультер, фенгер, демпфер. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—1721).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

В 1721 году немецкий музыкант и педагог Готтлиб Шрётер (1699—1782) изобрёл принципиально другой механизм, в котором молоточек, укреплённый на конце клавиши, подбрасывался и ударял по струне (Prellmechanik). Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г. Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн (1728—1792), ученик Г. Зильберманна (1683—1734), реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 году усовершенствовал этот механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.

С 1750-х гг. в Лондоне Иоганн Кристоф Цумпе[en] (1726—1790) стал делать четырёхугольные фортепиано, снабжая их немного изменённым механизмом Кристофори.

С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.

Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши, а значит — при этом демпфер успевал заглушить струну.

В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом[3]. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя[4]. Известны имена более 700 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г. Этими исследованиями[5], а также вопросами атрибуции и экспертизы[6] фортепиано занимается кандидат филологических наук, фортепианный мастер С.-Петербургской консерватории М. В. Сергеев. Им подготовлен «Иллюстрированный каталог музыкальных фирм России 1725—1918».

В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных. С 1828 года по сей день в Австрии (Вена) существует фортепианная фабрика Bösendorfer — старейшая из ныне действующих.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000[7] фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Разновидности

  Диапазон фортепиано с 88 клавишами 7 полных октав

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным.

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшему его в 1745 г. Однако уже в 1742 году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Söcher) в Зантхофене (Бавария) вышел подобный инструмент, а в 1748 году такие же инструменты делал и Г. Зильберманн.

Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только пианино и рояли.

Устройство фортепиано

  Рояль изнутри: видны обитые войлоком молоточки, струны (в показанном диапазоне — по 2 струны на один звук) и вирбеля, на которые они натянуты (слева сверху).

Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).

Действие фортепианной механики

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Схема рояля

1 — рама и вирбельбанк 2 — откидная часть крышки 3 — каподастр 4 — демпфер 5 — неподвижная часть крышки 6 — контрклавиатура 7,8,9 — передача от правой педали 10 — педальный шток 11 — педаль 12 — штег 13 — задний штифт 14 — задняя пластина рамы 15 — резонансная дека 16 — струна.

Педали

  Педали фортепиано (рояль)

В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре[8]) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda («одна струна»), её снятие — пометкой tre corde («три струны») или tutte le corde («все струны»). Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

Из необычных педалей:

  • Изменение громкости или тембра. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Бывает, что на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности, эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.
  • Педаль резонанса. В этом режиме, как и с обычной правой педалью, поднимаются все демпферы; при отпускании клавиши демпфер останавливает струну и снова отходит от неё. Основная струна перестаёт играть, но остальные продолжают гудеть в унисон[8]. Этот режим удобен для отыгрывания стаккато, лучше передаёт органную музыку. Бывает, что полное нажатие правой педали работает как обычно, а полунажатие — даёт режим «резонанс».
  • Отдельный мануал, который играется ногами, например, для репетиций органистов. См. Педальное фортепиано.
  • В XVIII в., на волне увлечения турецкой военной музыкой, существовали так называемые «янычарские педали», дававшие различные звуковые эффекты (погремушки, колокольчики, барабанчики)[9][10][11]. До нас дошли инструменты с шестью такими эффектами. С янычарскими педалями иногда играют Турецкое рондо Моцарта.

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и самоотдачи.

Выдающиеся пианисты XX века — Сергей Рахманинов, Иосиф Гофман, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Гленн Гульд и другие.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

  Мастер настраивает фортепиано   Инструменты для настройки фортепиано

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей — гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 °С до +25 °С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила[12]:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте.
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2—3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» — исключительном праве на продажу — не подтверждаются европейской практикой.

Конвейерное производство клавишных в СССР

Транспортировка фортепиано

Вибрация судовых корпусов при работе судовых машин негативно сказывается на настройке фортепиано, так что фрахт на их перевозку безальтернативно получали парусные суда, вплоть до самого конца их существования[14].

Галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ Проверка слова: фортепиано. Грамота.ру. Проверено 13 октября 2017.
  2. ↑ БСЭ
  3. ↑ Сергеев М. В. Фортепианное дело в Петербурге XIX века: (По материалам русской периодической печати) // Российская культура глазами молодых учёных // Вып. 3. — СПб., 1994. — С. 74—92.
  4. ↑ Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII – первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сб. статей.. — СПб., 2001. — С. 39—51 http://www.conservatory-tuner.narod.ru/history.html.
  5. ↑ Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. — С. 241—263.
  6. ↑ Сергеев М. В. Экспертиза профессионального фортепиано: (Методические указания к курсу "Экспертиза музыкальных инструментов") // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. — С. 141—149.
  7. ↑ http://www.conservatory-tuner.narod.ru/serial_new1.htm Каталог серийных номеров фортепиано
  8. ↑ 1 2 Feurich — Четвёртая педаль — Денис де ля Рошефордье
  9. ↑ Janissary Pedals | Elifnurk’s Blog
  10. ↑ http://www.squarepianotech.com/wp-content/uploads/2012/01/Janissary-Pedals.pdf
  11. ↑ Demonstration of Janissary features on a piano by Thym (1815) at the National Music Museum — YouTube
  12. ↑ Мохель Л., Зимина О. Самоучитель игры на фортепиано. — М.: Музыка, 1968.
  13. ↑ Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київське обласне книжково-газетне видавництво, 1961 г. (укр.), С. 58-59.
  14. ↑ Могикане эпохи парусников

Литература

  • Алексеев А. История фортепианного искусства. — М., 1962.
  • Дьяконов Н. А. Рояли и пианино. Конструирование и производство. — М., 1966.
  • Зимин П. История фортепиано и его предшественников. — М., 1968.
  • Исакофф С. Громкая история фортепиано. — М.: Corpus, 2014. — 480 с. — ISBN 978-5-17-082076-4.
  • Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII — первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сб. статей.- СПб., 2001. — С. 39-51.
  • Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование: Межвуз. сб. науч. тр. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — С.241-263.
  • Соловьёв Н. Ф. Фортепиано // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

ru-wiki.org

Фортепиано - музыкальный инструмент | Социальная сеть работников образования

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-1}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-4 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_2-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-1}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-0,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-1 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-1,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-2,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-3 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-5,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-4,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-3,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-8,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-0}#doc11222671 .lst-kix_list_2-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-3}#doc11222671 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-6,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-7,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-7 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-2}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-3 0}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc11222671 .lst-kix_list_3-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-6}#doc11222671 .lst-kix_list_2-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-5}#doc11222671 .lst-kix_list_2-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-8}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-2 0}#doc11222671 .lst-kix_list_2-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-2}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-4 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-6,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-7,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-7}#doc11222671 .lst-kix_list_3-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-7}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-4,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-5,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-8,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-8 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-5 0}#doc11222671 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-6}#doc11222671 .lst-kix_list_3-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc11222671 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:"o "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc11222671 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-2 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc11222671 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-5}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-4}#doc11222671 .lst-kix_list_2-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-4}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-6 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-8 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-2,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-0 4}#doc11222671 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-4,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-5 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc11222671 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-7,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-7 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc11222671 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-5,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-0,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-1,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-1 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-8,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-2,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-3,decimal) ". "}#doc11222671 ol{margin:0;padding:0}#doc11222671 table td,table th{padding:0}#doc11222671 .c4{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:justify;height:10pt}#doc11222671 .c11{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc11222671 .c10{padding-top:0pt;text-indent:15pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;height:10pt}#doc11222671 .c0{margin-left:18pt;padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;height:10pt}#doc11222671 .c15{margin-left:36pt;padding-top:0pt;padding-left:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11222671 .c16{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc11222671 .c2{background-color:#ffffff;color:#000000;font-weight:700;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman"}#doc11222671 .c1{background-color:#ffffff;color:#000000;font-weight:400;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman"}#doc11222671 .c28{margin-left:18pt;padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11222671 .c14{vertical-align:baseline;font-size:13.5pt;font-family:"Times New Roman";color:#000000;font-weight:700}#doc11222671 .c5{margin-left:36pt;padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:right}#doc11222671 .c12{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";color:#000000;font-weight:700}#doc11222671 .c6{vertical-align:baseline;font-size:13.5pt;font-family:"Times New Roman";color:#000000;font-weight:400}#doc11222671 .c7{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:center;height:10pt}#doc11222671 .c13{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:justify;height:10pt}#doc11222671 .c3{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";color:#000000;font-weight:400}#doc11222671 .c17{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;height:10pt}#doc11222671 .c19{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:700}#doc11222671 .c30{vertical-align:baseline;font-size:10pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:400}#doc11222671 .c8{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:400}#doc11222671 .c24{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:700}#doc11222671 .c29{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:400}#doc11222671 .c20{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:center}#doc11222671 .c27{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:700}#doc11222671 .c9{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:400}#doc11222671 .c31{background-color:#ffffff;max-width:481.9pt;padding:56.7pt 56.7pt 56.7pt 56.7pt}#doc11222671 .c22{padding:0;margin:0}#doc11222671 .c25{text-align:justify}#doc11222671 .c18{font-style:italic}#doc11222671 .c26{text-decoration:underline}#doc11222671 .c21{margin-left:36pt}#doc11222671 .c23{height:10pt}#doc11222671 .title{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:36pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 .subtitle{padding-top:18pt;color:#666666;font-size:24pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Georgia";line-height:1.0;page-break-after:avoid;font-style:italic;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 li{color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Times New Roman"}#doc11222671 p{margin:0;color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Times New Roman"}#doc11222671 h2{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:24pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h3{padding-top:18pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:18pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h4{padding-top:14pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:14pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h5{padding-top:12pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:12pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h5{padding-top:11pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:11pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h6{padding-top:10pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:10pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 ]]>

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск

средняя общеобразовательная школа№1

имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»

655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Енисейский м-он, дом 20

Телефон 2-08-55         Факс 2-09-00

E-mail: school_19_026@mail.ru

Исследовательская работа

Фортепиано – музыкальный инструмент

Выполнила: Тимощенко

Мария Артемовна

                                                Руководитель :Фогель

                                                Ирина Ивановна

2016 г.

Введение

Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано.

Нет другого музыкального инструмента, который имел бы такую обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, и с другими инструментами. Как участник оркестра или как любимый инструмент для домашнего музицирования фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей. Если вы научились играть на пианино, то вы сможете играть на любом другом музыкальном инструменте.

Цель работы: узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития; выяснить, почему фортепиано считают самым универсальным инструментом.

Задачи: 

- узнать, где и когда появилось фортепиано;

- узнать о современных клавишных инструментах;

- выявить преимущества и недостатки инструмента.                      

 История фортепиано

Изучив всю найденную литературу, я узнала, что история развития фортепиано не так богата, как думала раньше. Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами   ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV веках и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но было гораздо проще. Клавикорд ставили на стол и играли стоя. На протяжении 5 веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они размещались одна над одной, в виде лесенки. Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель по желанию мог играть то тише, то громче. Современники писали о клавикорде: «Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений…» Но был у клавикорда и большой недостаток - большей громкости так и не удалось добиться.

Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых. Инструменты делали нарядными, украшали позолотой. Однако играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы видим её сегодня у всех клавишных инструментов. Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках.

Другой клавишный инструмент – клавесин - скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, были распложены параллельно, как у современного рояля, и это определило характерную форму, которая перешла к роялю. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.

Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма - внешним видом он напоминает современный рояль.

Клавесин превратился в замечательный ансамблевый инструмент. В оркестре он исполнял партию сопровождения: дирижер сидел за клавесином – левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью. Увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука.

Мастера не могли смириться с тем, что клавесин звучит однообразно, и придумывали всевозможные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина. Например, устанавливали несколько клавиатур с разной силой звука; приспосабливали педаль, при нажатии которой звук становился тише, – но все они были не очень удобными. Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем – его можно и сегодня услышать на концертах старинной музыки.

На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у флорентийского герцога Козимо Медичи, имеющего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. На самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.

Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано», что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо. 

А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Мариус (1716 г), в Германии – Готлиб Шретер (1717-21 г). 

Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его звучанию был приучен слух музыкантов и публики. Сто лет понадобилось, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное.

В. А. Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано.

Но «сдался» клавесин лишь при Бетховене: старенький тихоголосый клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро.

К концу ΧVΙΙΙ века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

На протяжении веков сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Существует также пирамидальное фортепиано. Это настолько редкий вид фортепиано, что долгое время исследователи не могли определить, как же правильно называть этот музыкальный инструмент. И только в 1976 году определили, что в Иркутске в доме-музее Волконских сохранился уникальный экземпляр пирамидального фортепиано. Инструмент был изготовлен в Германии или Австрии между 1780 и 1810 годами. 11 лет фортепиано находилось на реставрации. Петербуржские мастера восстановили экстерьер инструмента и утраченную крышку-клапан клавиатуры. Была полностью восстановлена механика. Сейчас это единственное действующее фортепиано такого вида в мире.

Рояль – это концертный инструмент. Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы используем в тех местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука.

Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен, Григ, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Балакирев, Скрябин. «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Ф.Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля. 

В настоящее время самый дорогой из изготовленных роялей – эксклюзивный Сваровски. Он осыпан более чем 9000 кристаллов ручной огранки в золоченых оправах; мельчайшие кристаллы вкраплены в лаковое покрытие – рояль окружен сиянием и переливается всеми цветами радуги. Кроме того, он дает великолепный звук. Точная цена инструмента неизвестна; он изготовлен в единственном экземпляре и на продажу еще не выставлялся.

В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Внешне они очень похожи на фортепиано, но эти инструменты по некоторым качествам превосходят его. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий. Иногда, по некоторым качествам, они превосходят фортепиано. Это заключается в объёме диапозона, возможности получения различных тембров, даже имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона.

Преимущества и недостатки фортепиано

А теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано: в ней семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. При нажатии на клавишу, прикрепленный к ней молоточек приходит в движение – ударяет по струне. Одновременно от нее отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (демпфер) поднят, и звук длится до полного угасания. Стоит только отпустить клавишу, как глушитель возвращается на свое место (то есть опускается на струны), и звук мгновенно гаснет.

Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым, то есть, как говорят музыканты, поменять ″окраску″. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.

Но есть у пианино и недостатки, связанные с особенностями фортепианного механизма. Их два:

  1. Вслед за нажатием клавиши следует удар молоточка по струне, пусть смягченный, благодаря оклейке особым материалом – фильцем, но все же удар. При исполнении певучей музыки любая ударность неприемлема, поэтому во время обучения игре на инструменте пианисту приходится много работать, чтобы добиться певучести в звучании. 
  2. Коснувшись клавиши, пианист уже больше не властен над звуком: он не может усилить его, ни ослабить по своему желанию, ни оставить его постоянным, он может только слушать, как звук затихает, или прервать его, сняв палец с клавиши. Но и этот недостаток у хорошего пианиста не так уж заметен. 

Выразительные возможности фортепиано настолько богаты, что легко покрывают его недостатки.

Как писал непревзойденный пианист и выдающийся композитор Ференц Лист: ″Фортепиано располагает объемом целого оркестра и десяти пальцев человека хватает для воссоздания гармоний, которые иначе могли бы быть воссозданы к жизни в результате соединения сотен музыкантов в оркестре″.

Действительно, фортепиано под руками мастера начинает звучать, как настоящий оркестр. Не случайно Лист перевел на фортепианный язык симфонии Бетховена и оркестровые произведения других композиторов, то есть сделал фортепианные переложения этих сочинений, сохранившие образное содержание оркестровых оригиналов.

Послушайте прелюдии Рахманинова или ″Грустную песню″ Чайковского. И вам покажется, что вы слышите пение, человеческий голос, а несколько инструментов аккомпанируют ему.

Выводы

За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы фортепиано. У фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты: Бетховен, Шопен, Шуберт, Рахманинов, Скрябин и другие. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для фортепиано раскрывали его огромный потенциал. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.

Значит ли это, что фортепиано устарело?

Разумеется, нет. Фортепиано молодой инструмент. Ему не более трёхсот лет. Он оказывает на общество большее воздействие, чем любой другой инструмент. Уверена, что его славе ещё далеко до заката. Его история только началась. Триумф фортепиано впереди!

И подтверждение этому мы находим в количестве людей стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки. Это значит, что фортепиано с его богатством и разнообразием звуковых красок и оттенков, любимый музыкальный инструмент. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравниться сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Композиторов привлекают его огромные, почти безграничные возможности.

Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепиано. Но и сегодня присутствуя на концертах, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садится за рояль и зал замирает. На глазах у всех совершается великое таинство – рождается музыка… Так и живет с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.

В процессе исследования, я много узнала из истории инструмента, игре на котором обучаюсь 2 года. Я поняла, что знать историю музыки, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше понимать содержание того или иного музыкального произведения.

Теперь я с большим интересом посещаю уроки музыки по классу фортепиано. А музыка, исполненная мной на пианино, доставляет мне и моим слушателям огромное удовольствие богатством и разнообразием звуковых красок, неповторимыми оттенками. Я думаю, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий.

Список литературы: 

  1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся старших классов классов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1989. – 192. 
  2. Гельберквит М. Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984. 
  3. Зильберквит М. Мир музыки: Очерк.– М.: Дет. Лит.,1988, 336 с. 
  4. Зимин П.А. История фортепиано и его предшественников: М., 1968, 178 с. 
  5. История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html 
  6. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка. – М., 1997, 448 с. 
  7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Терра, 1996. 
  8. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство советских композиторов. 1986. 
  9. К. Паустовский. Избранное. Рассказы. Красноярское книжное издательство, 1977. 
  10. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры: Ростов-на-Дону: Феникс, 2005,187 с. 
  11. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская / – М.: Педагогика, 1985. 
  12. http://www.allpianists.ru/pianists-ch.html 
  13. http://euro-piano.ru/reviews/ 
  14. http://www.sonata-etc.ru/instruments/old-time/25/date/index.html 

nsportal.ru

Пианино — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пиани́но (итал. pianino, дословно: маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент с ударным (молоточковым) способом звукоизвлечения, созданный специально для комнатного музицирования в небольших помещениях. Пианино представляет собой уменьшенную по размеру разновидность фортепиано, в которой струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.

История, происхождение

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда и пошло современное название инструмента. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно).

Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него (в январе 1801 года) пианино также сконструировал австриец М. Мюллер. В ходе своего развития к инструменту были добавлены педали.Современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, позднее — перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

В России производство фортепиано было связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818–1820-м годах.

Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Наиболее распространённые кабине́тные пиани́но имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел щитовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется ко́нсоль.

На изображении пианино Schiedmayer (Штутгарт) на выставке в Лондоне в 1851 году.

Видео по теме

Специфика музыкальных произведений и игры

Самое первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Людовику Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта. Для профессии пианиста особенно важно начать заниматься музыкой в очень раннем возрасте, около трех-четырех лет. Тогда формируется «широкая» форма ладони, которая в будущем помогает виртуозно играть. В зависимости от эпохи развития фортепианной музыки, к пианистам выдвигались порой диаметрально противоположные требования. Кроме того, профессия музыканта неизбежно пересекается с профессией композитора. Большинство пианистов сами сочиняют музыкальные произведения для фортепиано. И только редким виртуозам удалось прославиться, исполняя исключительно чужие мелодии. В любом случае, как любому музыканту, пианисту важно быть искренним и эмоциональным, уметь раствориться в исполняемой им музыке. По словам Гарольда Шонберга, известного музыкального критика, фортепиано — это не просто инструмент, это образ жизни: а значит, смысл жизни пианиста — не просто музыка, а музыка ради фортепиано.

Галерея

См. также

Ссылки

wikipedia.green



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"