3 класс. Русский язык. Правописание предлогов и приставок. Отличие предлога от приставки 3 класс

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Урок русского языка в 3 классе. Приставка и предлог.

МБОУ «СОШ» №7

Урок русского языка в 3а классе

Приставка и предлог

Провела урок учитель нач. кл.

Варфоломеева Г.К.

Улан-Удэ

17.10. 2012 г.

У р о к 31.Приставка и предлог

Цель: дать понятие о приставке как о части слова, о предлоге как о самостоятельной части речи.

Задачи:

  • Развивать орфографическую зоркость.

  • Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами и приставками.

  • Воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность ведения записей в тетрадях.

Оборудование:

  • Учебник А. В. Поляковой “Русский язык” 3 класс (1 часть).

  • Рабочие тетради.

  • Таблица, схема слова.

  • Плакат.

  • Индивидуальные карточки.

Оформление доски:

Пятнадцатое октября.

Классная работа.

Правописание предлогов и приставок.

от, к, за, для, про, с, по, кроме.

Реш.ли волки зайчика (за)печь,

А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.

Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

С добрым утром, начат день,Первым делом гоним лень,На уроке не зевать,А работать и писать!

– Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись, глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем урок!

II. Оформление тетрадей

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Пятнадцатое октября. Классная работа.

III. Чистописание:

Полумесяц в небе темном

Буквой … С повис над домом.

В. Степанов

1. П р о д о л ж и т е закономерность.

С С С С с с с с С С С

2. З а п и ш и т е пословицу, объясните ее значение.

Сболтнешь – не воротишь.

– Вспомните пословицу, которая по своему значению соответствует данной. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

На доске: от, к, за, для, про, с, по, кроме

– Посмотрите на доску. Прочитайте, что я выписала. Как вы думаете, что это? (Это предлоги и приставки.)

– На какие две группы их можно разделить? (В одной группе будут приставки, которые могут быть предлогами – от, за, про, с. Во второй группе – это слова, которые могут быть только предлогами – к, для, кроме.)

– В качестве чистописания, запишите на первую строку приставки, которые могут быть предлогами. Напишите их, чередуя, до конца строчки.

– Устно составьте свои примеры с данными приставками. (Например, заговорить, подарок,сбежать и т.п.)

– На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.

– Придумайте примеры, используя словарные слова с данными предлогами. (Например, к окну, кроме енота, для России.)

IV. Сообщение темы и цели урока

– Назовите тему нашего урока.

V. Словарно-орфографическая работа

а) – Отгадайте загадки и запишите отгадки. Объясните ударение и орфограммы.

Это что за зверь леснойВстал, как столбик, под сосной?И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц)

Раскололся тесный домикНа две половинки.И посыпались оттудаБусинки – дробинки. (Горох)

Дни его – всех дней короче,Всех ночей длиннее ночи.На поля и на лугаДо весны легли снега.Только месяц наш пройдет,Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

б) – А сейчас расшифруйте словарные слова, объясните ударение и орфограммы: АГВОН, ОЖНЁГЛР, ДРГОО. (Вагон, жонглер, город)

VI. Устное упражнение на дифференциацию предлогов и приставок (параллельно проводится работа по индивидуальным карточкам)

а) – На доске даются предложения. Прочитайте их и определите: какое задание необходимо выполнить. (Раскрыть скобки.)

Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

– Докажите, где приставки, а где предлоги.

– Пока мы будем работать с предложениями, некоторые дети получают карточки. Вы должны успеть выполнить работу за то время, пока мы работаем устно. (Приложение 1)

– Что означает выражение “БУБНЯ ПОД НОС”? (Неразборчиво и тихо говорить самому себе.)

– Что такое ДОСАДА? (Чувство неудовольствия, раздражения вследствие неудачи, обиды.)

– Чем отличаются предлоги от приставки? (Написанием со словами.)

б) Повторение по плакату. Чтение хором.

Плакат

Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно, между предлогом и словом можно поставить любое другое слово или вопрос.

Приставка – это часть слова, пишется слитно. Между приставкой и словом нельзя поставить другое слово или вопрос.

У глаголов нет предлогов.

VII. Физкультминутка

– Упражнения для глаз, плечи расправлены, руки опущены вниз, работа только глазами! (Вверх-вниз “Прыгунки”, вправо-влево “Часики”, по кругу “Самолетик”, крепкое зажмуривание и расслабление.)

– Упражнения на дыхание. (Глубокие вдохи и выдохи, потягивания.)

VIII. Блиц-опрос

– С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (С глаголами).

– Предлог – это … (часть речи).

– Какие предлоги не могут быть приставками? (к, для, кроме)

– Приставка – это … (часть слова).

– Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к, о, за; к от)

IХ. Работа по учебнику. Комментированное письмо (стр. 66, № 115)

1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.

Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.

– Что такое ПОЗЕМКА? (Вьюга, во время которой дует низовой ветер.)

– Почему ветки елок называют лапами? (Внешне ветки елей похожи на птичьи лапки.)

2. Подберите к словам, где это возможно, однокоренные существительные в единственном числе без приставки. (Загудел – гудок, побежала – бег, закачались – качка, залепила – лепка.)

Дополнительное задание:

– разобрать второе предложение по членам предложения, дать характеристику предложению. – какое слово из этого предложения подходит к схеме слова ? (По лесу)

Х. Письмо по памяти

Текст записан на доске. После заучивания текст закрывается.

Реш.ли волки зайчика (за)печь,А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.

– Какие орфограммы пропущены?

– Раскройте скобки и объясните все орфограммы.

Чтение хором с орфографическим проговариванием. Запись текста по памяти. Самопроверка.

ХI. Итог урока

– Чем отличается приставка от предлога?

– Что понравилось на уроке?

XII. Домашнее задание: стр. 68, № 117.

Индивидуальные карточки

1. Вставь пропущенные предлоги и приставки.

Человек сидит __ седле.

Ноги тащит __ земле –

Это едет дядя Степа

__ бульвару __ осле.

-Вам, - кричат Степану люди, -

Нужно ехать __ верблюде!

__ верблюде он поехал –

Люди давятся __ смеха:

-Эй, товарищ, вы куда?

Вы раздавите верблюда!

Вам, __ вашей вышине,

нужно ехать __ слоне!

2. Исправь ошибки. Выдели приставки и предлоги.

Катер от плыл от пристани.

До сторожки мы до брались поздней ночью.

Ребята с катились с горы.

Зависело б от мыла, веснушки я б от мыла.

Сугробы снега вьюги на мели, и грузовик, как баржа, на мели.

3. Правильно спиши стихотворение.

Лентяй

Сидел он на (о)кошке

И размышлял (о)кошке.

Вдруг подумал: «А (у)сов

Есть усы иль нет (у)сов?»

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

  1. Вставьте предлоги и выделите приставки.

Шёл восьмой час, когда ученик вышел __ дому, ___ крыльцо, сошёл __ крыльца, пошёл __ двору, зашёл __ ворота, подошёл __ газетному ларьку, отошёл __ ларька, дошёл __ трамвайной остановки, вошёл __ трамвай, и трамвай ушёл.

Плакат

Правописание предлогов и приставок

Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно, между предлогом и словом можно поставить любое другое слово или вопрос.

Приставка – это часть слова, пишется слитно. Между приставкой и словом нельзя поставить другое слово или вопрос.

У глаголов нет предлогов.

Добежать, проговорить.

multiurok.ru

Презентация на тему "Различие предлогов и приставок" (3 класс)

3 класс                            Тема урока: «Различие предлогов и приставок»

Вид работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Тип урока: урок- закрепление

Метод: объяснительно- иллюстративный, наглядный.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, доска, компьютер, рабочие листы, картинки, мел.

Цели урока:

Образовательные:

1.     Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.

2.     Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

 Развивающие:

1.     Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение терминологией по теме занятия.

2.     Совершенствовать понимание прочитанного на материале  деформированного текста.                                             

 

  Воспитательные:

1.     Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.

2.     Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание

 

1.     Приветствие

- Я у жёлтой бабочки,

Тихо-тихо спрашивала:

Бабочка, скажи мне

Кто тебя раскрашивал?

Может это лютик?

Может одуванчик?

Может желтой краской

Тот соседский мальчик?

 

 

Л: - Ребята, давайте, скажем бабочке, как  нас зовут. Передавая  бабочку друг другу, вам необходимо представиться. Например: «Меня зовут Мария Юрьевна. А тебя как зовут?»

(идёт знакомство с учениками).

 

2.     Эмоциональный настрой на урок

Л: А теперь,  давайте вместе покажем бабочке, как мы можем улыбаться.

Л:-Улыбнемся, не показывая свои зубки.

Л:- Молодцы! А теперь начнем широко, показывая зубки, улыбаться друг другу.

(дети начинают улыбаться)

 

3.     Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Сообщение темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Актуализация знаний

 

Л: - Ребята, давайте вместе с бабочкой проведем дыхательную гимнастику.

 (детям раздаются карандаши с бабочками).

Л:- Набираем полной грудью воздух и дуем на бабочку как можно дольше, медленно выдыхая весь воздух.

(дети выполняют дыхательную гимнастику, а логопед в это время читает стихотворение «Бабочка»).

Л:

Одним воздушным очертанием-

Я так мила…

Весь бархат мой, живым миганием –

Лишь два крыла.

Не спрашивай, откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь… на цветок я легкий опустилась

- и вот дышу…

Надолго ли без цели, без усилий…

Дышать хочу…

(Вот, вот сейчас, сверкнув,

Раскинув крылья – я улечу!)

 

Л:- Очень хорошо! Ребята, у Вас на столах лежат шарики. Давайте их надуем!

(дети надувают шарики)

 

Л:-Прочитайте, что написано у вас шарике.

Ученики:- Я приставка! Я предлог!

Л: Сделайте вывод, какая тема нашего занятия.

Ученики:- Приставки и предлоги!

Л:Правильно! Сегодня мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в путешествие по водоемам Калмыкии.

 

Л:- Ребята, что вы знаете о приставках и предлогах? Для чего нужно знать как отличать предлоги от приставок?

(дети отвечают)

Л: Что такое предлог?

Ученики: это слово.

Л: Для чего нужен предлог?

Ученики: Для связи слов в предложении.

Л: Как пишется предлог с другими словами?

Ученики: раздельно.

Л: Что такое приставка?

Ученики: Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Л: Как пишется приставка со словами?

Ученики: слитно.

Л: - Совершенно верно! Ребята ваши шары разделили Вас на две команды: «Приставки» и «Предлоги». Предлагаю каждой команде прочитать свой девиз!

1 команда:

Я – предлог пишусь раздельно!

Я всегда хожу один!

Сам себе я господин!!!

2 команда:

Я – приставка! Ну и что!

Что пишусь я слитно!

Но зато ведь без меня

Дел ваших не видно!

 

Л: - Молодцы, ребята! Прежде чем отправиться в путешествие, я расскажу Вам сказку. А вы должны, слушая ее, изображать действия главных героев.

«Сказка».

 слайд.

Жили- были в стране Грамматика Предлоги и Приставки

 слайд.

У предлогов были свои отдельные домики.

(дети над головой руками изображают домик).

Слайд

Предлоги были очень важными и строгими. Они гордились тем, что всегда писались отдельно от других слов.

(изображают гордость)

Слайд

А приставки своих домиков не имели, и всегда присоединялись к другим словам.

(дети обнимают друг друга)

Слайд

Но однажды предлоги и приставки встретились (дети протягивают руки друг другу)

И стали ученики их путать, и не знали они что делать.

Обратились они за помощью к царице грамматике: «Посоветуйте, как нам отличиться друг от друга?»

Слайд

Царица грамматика: «Чтобы узнать ответ на этот вопрос. Я попрошу вас сделать кораблики, на которых вы отправитесь в путешествие по водоемам Калмыкии»

 (дети делают лодочки)

(технологическая карта, как сделать кораблик)

 

5.     Работа по теме урока. Закрепление. Задание  № 1

Л: - Ребята, у вас на столах есть рабочие листы. Прочитайте задание №1.Найдите приставки и предлоги.

·        Рыбка живет (в)чистом озере.

·        Коля (с)пустился (к)реке.

·        (При)шла весна, (с)текли ручьи.

·        (На)деревьях (на)бухают почки.

·        (К)озеру Маныч- Гудило (при)летело много птиц.

(дети выполняют задание в рабочих листах, оценивают себя)

6.       Задание №2

Царица грамматики: «Молодцы, ребята! А теперь для выполнения следующего задания я отправляю вас на Каспийское море»

Прочтите задание №2. Прочтите текст и вставьте предлоги, приставки по смыслу.

            в     к     в    под     на    рас   в   вы    в

·        …ступила весна.

·        … море растаял лёд.

·        Рыбаки …шли …море.

·        Корабль ….плыл …. берегу.

·        Летом дети будут купаться ….море.

·        В августе…Каспийском море …пускаются лотосы.  

7.     Физминутка.Точечный массаж.

Л: - А теперь, ребята, давайте немного отдохнём!

Крылья носа разотри- раз, два, три

И свой носик ты утри- раз, два, три

Брови нужно расчесать- раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два, раз, два

Серьги на уши повесь, если серьги у вас есть

Сзади пуговку найди и её ты застегни

Девочки и мальчик приготовьте пальчики

Вот так славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ногти растереть и не будем мы болеть

8.     Закрепление

            Задание №3

Царица грамматика: «Отлично, ребята! Вы успешно выполнили  задание. На очереди последнее испытание. И я отправляю вас на реку Волга. Не подведите меня».

Прочтите задание №3. В этом тексте перепутались приставки и предлоги. Помогите им!

·        Волга- самая длинная река вРоссии.

·        Летом дети любят купаться наберегу реки.

·        Туда при езжают много людей изразных городов.

·        Скаждым годом у меньшается численность различных видов рыб.

·        Люди вы лавливают рыбу безразрешения.

9.     Итог урока. Рефлексия

 

Л: - А теперь ребята, мы с вами построим дом из основных правил различия предлогов и приставок

(дети строят дом и заполняют озеро).

Л: Чему учились на занятии? Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.

(ученики  отвечают и вывешивают фрагменты домика на доску).

Л: - Сегодня мы с вами научились различать предлоги и даже построили им домик. А также мы с вами узнали о наших калмыцких водоемах, в которых обитают приставки. И я желаю вам, чтобы  у вас тоже были свои родные дома на берегу чистого озера. Сохраняйте и берегите нашу природу!

10.                        Подведение итогов

Л:- Ребята, сейчас суммируйте свои оценки за каждое задание и разделите число на три.  Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

 

                              

infourok.ru

3 класс. Русский язык. Правописание предлогов и приставок - Предлог как часть речи

Комментарии преподавателя

Ино­гда при­став­ки в гла­го­лах могут быть схожи с пред­ло­га­ми. Их нужно раз­ли­чать. При­став­ка – это часть слова, ко­то­рая слу­жит для об­ра­зо­ва­ния новых слов, она  пи­шет­ся со сло­вом слит­но, а пред­лог – это от­дель­ное слово, по­это­му пред­ло­ги пи­шут­ся  с дру­ги­ми сло­ва­ми раз­дель­но. Пред­ло­ги слу­жат для связи слов в сло­во­со­че­та­нии и в пред­ло­же­нии. Тема урока: «Пра­во­пи­са­ние пред­ло­гов и при­ста­вок».

В одной сказ­ке жи­ли-бы­ли в стране Грам­ма­ти­ка пред­ло­ги и при­став­ки. У пред­ло­гов были свои до­ми­ки, в ко­то­рых они жили от­дель­но от дру­гих слов. Пред­ло­ги гор­ди­лись тем, что были са­мо­сто­я­тель­ны­ми.

Кроме того, пред­ло­ги все­гда ука­зы­ва­ли: где нужно на­хо­дить­ся (в, на, под, над, за, у) или куда нужно дви­гать­ся (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4 )

 

Рис. 1. Пред­ло­ги в, на  Рис. 2. Пред­ло­ги под, над
Рис. 3. Пред­ло­ги за, у  Рис. 4. Пред­ло­ги  из, в, через, по, к, от, до

А при­став­ки своих до­ми­ков не имели. Они об­ра­зо­вы­ва­ли новые слова (на­при­мер, на­пи­шу, под­пи­шу, вы­пи­шу, при­пи­шу).

Но мно­гие при­став­ки и пред­ло­ги были по­хо­жи друг на друга, как две капли воды. Стали уче­ни­ки их пу­тать. Ца­ри­ца Грам­ма­ти­ка пред­ло­жи­ла пред­ло­гам ото­дви­нуть­ся

www.kursoteka.ru

Написание предлогов и приставок. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (353,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове.
  • Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти мышления и орфографической зоркости.
  • Воспитывать интерес к познанию нового.

Ход урока

1. Организационный момент - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-1

- Сегодня на уроке с нами Смешарики! Мы будем учиться , а так-же играть и правила новые запоминать! Посмотрите, какие имена у наших гостей! Что они обозначают?

(ответы детей-приставки:предлоги:)

2. Чистописание

(Написание буквы о с верхним и нижним соединением , на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

Так приставка или предлог?

- Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

3. Постановка темы урока:

Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

4. Работа по теме урока-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-2

Повторим правила игры "Предлоги"

(ответы детей)

- Предлог - это слово.

- Предлог служит для связи слов в предложении.

- Он пишется раздельно со словом.

- Никогда не пишется с глаголом.

- Между предлогом и словом можно вставить другое слово или поставить вопрос.

По картинке слайда составляем предложения, самое интересное записываем и разбираем по членам предложения.

Остальные предлоги выписываем вместе со словом, к которому он относится в столбик.

Возможные варианты предложений:

На волшебном дереве расцвели цветы. За снежными вершинами показалась радуга .С высоких гор бежит ручей. Над речкой изогнулся деревянный мосток. В быстрой горной речке холодная вода. По извилистой дорожке побежали смешарики. На крутом берегу около реки растут ромашки икамыши.

2 - Следующая игра в "ПРИСТАВКИ" -ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД-3

Повторяем правила игры "ПРИСТАВКИ"

(ответы детей)

- Приставка - это часть слова.

- Она служит для образования слова.

- Пишется слитно.

- Употребляется в словах различных частей речи.

- Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.

- Я начну, вы - продолжайте: слов цепочку составляйте!

(слова записываем рядом со столбиком предлогов, для сравнительного анализа)

Красуля от Бараши отъехала, совсем далеко уехала, с горки она ловко съехала , по дорожке ровной поехала, на пригорок быстро въехала и до ромашек доехала!

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. Стоп! Немного отдохнем И домой пешком пойдем.

3 - Обобщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-4

(по признакам угадываем :что это - предлог или приставка)

4 - Допишите слова- антонимы, меняя приставку ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-5

(примерная запись в тетради:

прикатился - закатился

приползла - уползла

привязали - отвязали

прибили - выбили)

5 - Зрительно-слуховой диктант ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-6

(С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Смешарики в сказку.

(Взаимопроверка по тексту, написанному на доске)

6. Домашнее задание

- Написать рассказ-миниатюру на тему: "Я мечтаю:" В тексте должны быть слова с приставками.

7. Итоги урока ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД- 7

Обобщение

- Чем мы занимались на уроке?

- Что нового узнали о приставках и предлогах?

Рефлексия

- Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?

- Что вас порадовало на уроке?

- Какие задания выполняли с удовольствием?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отличие приставок и предлогов. 3 класс

Цель:  Развивать орфографическую зоркость;

  Учить отличать приставки от предлогов;

  Закреплять знания о предложении;

  Прививать интерес к предмету через применение ИКТ и разных форм обучения.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд №2)

II. Знакомство с планом и темой урока. (Слайд №3)

1. План урока.

— Чистописание;

— Словарная работа;

— Орфографическая 5-ка;

— Физминутка;

— Проблема урока;

— Работа с предложением;

— Вывод урока;

— Домашнее задание.

2. Чистописание.

3. Написание даты, темы урока. (Слайд №4)

III. Словарная работа. (Слайд №5)

Б_р_ер, б_ _ _ейн, б_тон, б_лкон, б_нан, б_гаж.

Записать слова, вставить пропущенные орфограммы.

Учащиеся занимаются самопроверкой, обозначают уровень знания данных  словарных слов.

IV. Индивидуальная работа.

Выдели приставки и корни в словах.

Перелесок, подснежник, подшить, подмёл, округлил.

Вставь пропущенные буквы.

П_дклеит, п_катил, _жать, _десь, _дание, _доровье, _ткрыл.

V. Орфографическая 5-ка. (Слайд №6)

_давала, п_плыл, _тнёс, _жимает, д_говор

Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

Исключи слово. (Договор-сущ., сжимает-глаг. н. вр., сдавала-гл. ж. р.)

VI. Физминутка. (Слайд №7)

VII. 1.Работа по проблеме урока. (Слайд №8, №9, №10)

На, над, в, с, по, под, про, до, за

Что написано на доске?

Выявить проблему урока. (При написании можно перепутать приставку и предлог).

2. Работа в группах.

Записать номера слов с приставками, доказать.

1-(за)шёл 2-(за)дом, 3-(на)резать 4-(на)кусочки, 5-(до)шёл 6-(до)ворот

Записать в тетрадь с объяснением.

3.Самостоятельно сформулировать правило о приставке и предлоге.

4. Прочитать правило в учебнике на Стр. 62-63.

5. Выполнить упражнение №110(1,2,3)

VIII. Работа с предложением. (Слайд №11)

(На)ст_кле п_ _ вились уд_вительные р_сунки.

Вставь пропущенные буквы.

Выдели главные члены, выпиши словосочетания.

Дать характеристику предложению.

IX. Вывод урока. (Слайд №12)

Чему научились на уроке?

Рефлексия (Написание орфограмм, интерес, настроение)

X. Домашнее задание. (Слайд №13)

Придумать 4 предложения с предлогами и приставками.

Предыдущее: Графический редактор Paint Практическая работа «Раскраска»Следующее: Музыкальные инструменты: Струнные — Материалы к уроку музыки

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 4th Декабрь, 2014Вы находитесь:

www.inksystem-az.com

Чем отличается приставка от предлога

В русском языке есть простое, но обязательное для исполнения правило: приставки пишутся слитно, а предлоги – раздельно. Чтобы не ошибаться в написании этих несложных языковых элементов, следует обратиться к разделу морфологии, который изучает нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи.

Определение

Приставка – значимая часть слова, которая предшествует корню, служит для образования новых форм различных частей речи и грамматической связи слов в словосочетаниях.

Предлог – служебная часть речи, выполняющая в предложении функцию связи между синтаксическими единицами.

к содержанию ↑

Сравнение

Приставка является частью основы слова, ядром которого неизменно остается корень. С помощью приставки можно изменить грамматическое значение некоторых частей речи. Это происходит, когда образуется новая форма слова, отличная от исходной, или изменяется его  смысловое  значение:

идти – подойти; думать – задумать; пить – выпить;

окно – подоконник; ветер – проветривание; ставить – постановка.

Приставка всегда пишется слитно.

Предлог, в отличие от приставки, не часть слова, а самостоятельная часть речи. Предлоги употребляются в предложении для связи слов, образующих минимальную синтаксическую единицу – словосочетание:

После дождя Миша любил бегать по лужам.

Подберезовики растут у самых корней деревьев.

Перейдешь мост через реку, увидишь возле колодца камень: под ним и найдешь тайник.

По правилам орфографии, действующим в русском языке, сложные предлоги, образованные соединением двух простых, пишутся через дефис:

из-за угла; по-над берегом; из-под руки.

К предлогу как служебной части речи нельзя поставить вопрос. Однако сам предлог может входить в вопросительную конструкцию:

С чего начнем? – Начнем с таблицы умножения.

По каким признакам определяют время года? – По температуре и продолжительности светового дня.

К приставке нельзя поставить вопрос; с ее помощью вопрос задать тоже невозможно.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Приставка – часть слова. Предлог – служебная часть речи.
  2. Приставка служит для образования новых слов или изменения их формы. Предлог выполняет функцию связи слов в словосочетании.
  3. Приставка с корнем слова пишется слитно. Предлоги со всеми частями речи пишутся раздельно.
  4. Сложные предлоги, состоящие из двух простых, пишутся через дефис.

thedifference.ru

Приставки и предлоги. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель урока: формирование умения правильно писать приставки и предлоги.

Задачи урока:

  • Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;
  • Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; речь, память, внимание, мышление, обогащать словарный запас учащихся;
  • Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.

Познавательные УУД:

  • формировать умения отличать предлог от приставки, формировать навыки их верного правописания;
  • способствовать развитию мышления, памяти, орфографической зоркости,

Регулятивные УУД:

  • формировать умения грамотно строить речевые высказывания.
  • развивать орфографическую зоркость.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения.

Ход урока

1. Организационный момент.

С добрым утром, начат день,Первым делом гоним лень

- Мозговая гимнастика.

1. “Качания головой” (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, плечи расслабьте и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. (30 секунд)

2. “Ленивые восьмёрки” (упражнение повышает устойчивость внимания, обеспечивает запоминание): нарисуй те в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. “Шапка для размышлений” (улучшает внимание и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

На уроке не зевать,А работать и писать!

Работа в тетради.

Запиши дату с комментированием:

Два . цать вт .рое дек . бря.

Кла .. ная р . бота.

II. Самоопределение к деятельности

Прием “Корзина идей”.

- От какого слова в дате можно образовать глаголы? (работа)

- Назовите глаголы (работать, заработать, переработать, поработать)

- Какая часть слова помогла образовать новые слова? (приставка)

- Назовите приставки. (за, пере, по)

- Какие ещё знаете приставки? (вы, над, про, воз, под, в, с, к, у, на)

- На какую часть речи похожи приставки в русском языке? (на предлоги)

- Какие предлоги вы знаете?

- Какая опасность может возникнуть? (можем не отличить приставку от предлога)

- Можете ли вы из наших рассуждений назвать тему урока?

III. Формулирование темы и задач урока.

(Правописание приставок и предлогов)

- Поставьте задачи к уроку:

(уметь находить приставки и предлоги,

  • отличать приставку от предлога,
  • научиться применять правила написания слов с приставками и предлогами )

- Сегодня вы будете исследователями. Будем исследовать правописание предлогов и приставок.

IV. Минутка чистописания.

На доске

вы по к про пере от для об за

- Что означают данные сочетания букв? (это приставки и предлоги)

-  Назовите те из них, которые бывают только приставками. (вы,пере)

- Назовите те их них, которые бывают только предлогами.(к, для)

- А какие из них бывают как приставками, так и предлогами? (по, под, про, об, за)

Далее самостоятельно списываем предложение с доски:

Реш.ли волки зайчика (за) печь,

А за.ц (из) духо.ки пры. (за) печь.

- Какая проблема может возникнуть при списывании. ( Слово (за) печь – писать вместе или раздельно? Подумайте сами и запишите это предложение. А проверим только тогда, когда закрепим новый материал)

Актуализация имеющихся знаний.

- Что мы знаем о правописании приставок и предлогов?

- Внесите информацию в первый столбик.

Знаю Хочу узнать Узнал(а)
     

V. Повторение (3 ученика работают у доски)

1 ученик: (поставить пропущенную букву, записать проверочное слово)

  • ....... – с . .сна
  • ....... – пч .. ла
  • ...... - д .. машний
  • ...... - б .. да
  • ...... - к .. рмить
  • ...... - т .. хонько

- как находили проверочные слова?

2 ученик: (поставить пропущенную букву, записать проверочное слово)

  • ....... – берё ... ка
  • ....... – ло .. кий
  • ....... – хле ..
  • ....... – сугро ..
  • ....... – тра .. ка
  • ....... – яго.. ки

- как находили проверочные слова?

3 ученик: (разобрать слова по составу)

Осенний, слонёнок, доварил, дровишки, лесок, травинка, подарок,

полетела, домище.

Остальные пишут на местах.

Словарный диктант.

Известный, сердце, вкусный, солнце, капустный, поздно, согласный,

ужасный, прекрасный, прелестный, интересный.

Проверка, самооценка.

Физкульминутка.

VI. Изучение нового материала:

Фронтальная работа

(д . ) ехал (до) д . ревни,

(по) б . жал (по) д . роге,

(про) читал (про) з . вод,

(у) селся (у) дер . ва,

(за) кружились (за) . кном.

- Какое задание вы можете предложить?

(раскрыть скобки, определить приставку или предлог в слове, распределить слова на 2 группы)

- Самостоятельная работа.

- Назовите слова с приставками.

доехал

побежал

уселся

прочитал

закружились

- Скажите, что такое приставка?

- Как найти приставку в слове?

- Докажите, что это приставка.

- Слова, какой части речи в этом столбике?

- Назовите слова с предлогами

до деревни

по дороге

про завод

у дерева

за окном

- Что такое предлог?

- Как предлог пишется со словами?

- Докажите, что это предлог.

Работа с правилом (на слайде)

А сейчас обобщим наши выводы и сделаем кластер: (2 ученика - у доски)

Приставка Предлог
Часть слова Часть речи
Слитно раздельно
Для образования новых слов Для связи слов в предложении
Дружит с глаголом Не дружит с глаголом

Задание на слайде:

- Ребята, я записала предложение, но из него исчезли приставки и предлоги. Кто поможет вернуть мне их на место.

Ребята ... весили ... лесу кормушки ... птиц.

Спишите это предложение, вставив предлоги и приставки.

Разберите по членам предложения, дайте характеристику.

Какое слово из этого предложения подходит к схеме слова

- Как вы думаете, ребята поступили правильно? (Да. Птицам надо помогать).

VII Работа с учебником.

Стр. 132. Упражнение 259.

VIII Закрепление пройденного материала.

Работа с деформированным текстом

- А сейчас поработаем устно. На доске (слайд 2) вы видите слова. Составьте из слов каждой строчки предложение.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к, кормушке, и, воробьи, синички.

- Найдите в каждом предложении предлоги (слайд4).

- Как предлоги пишутся со словами?

- Найдите слова с приставками (слайд5).

- Как приставки пишутся со словами?

- Почему птицам зимой нужно помогать?

IX.Тест.

Выбери правильное утверждение, обведи букву:

П. Приставки со словами пишутся слитно

Г. Приставки со словами пишутся раздельно

Я. Приставка служит для образования новых слов

Л. Приставка служит для связи слов в предложении

К. Предлоги пишутся слитно со словами

Т. Предлоги пишутся раздельно со словами

Ь. Предлог – часть речи

Я. Предлог – часть слова

- Какое слово получилось? (пять)

X. Итог:

  • Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
  • Почему нужно различать приставки и предлоги?
  • Что мы узнали о правописании приставок и предлогов со словами?
  • Какие знания предшествующих уроков нам сегодня пригодились?

XI. Рефлексия:

  • Сегодня на уроке я узнал (а) ....
  • Я похвалил (а) бы себя ....
  • Я похвалил (а) бы своих одноклассников за ....
  • Мне это пригодится...
  • Особенно мне понравилось ...
  • Мне было трудно ...

Составить синквейн

Приставка Предлог
Важная, ошибкоопасная Самостоятельный, связывающий
Образовывает, меняет Помогает, указывает
Служит для образования новых слов Служит для связи слов в предложении
Часть слова Часть речи

XII. Дом.задание: (дифференцированное)

  • Стр. 133 Упражнение 262. И написать по 5 слов с предлогом и приставкой.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"