Смерть Пушкина глазами врача (4 фото). Отчего пушкин умер


Как умер Пушкин? Когда умер Пушкин?

Многие люди, даже зная об обстоятельствах гибели легендарного поэта, думают, что Пушкин умер в лет так 45-50. На самом деле это случилось порядком раньше. Немудрено, что возникает такое заблуждение, ведь уму непостижимо, как автор за свою короткую жизнь смог создать столько великих, поражающих глубиной произведений. И все же факт остается фактом: поэт покинул наш мир достаточно молодым, в возрасте 37 лет. Почему умер Пушкин так рано? Об этом поговорим в статье.

Человек, оборвавший жизнь героя

Чужеземец с двумя именами и тремя отчествами, 22-летний корнет Дантес, ворвался в размеренную, полную творческого труда, мирную жизнь Александра Сергеевича еще более чем за два года до трагедии. Для тех, кто не знает, в каком веке умер Пушкин, подчеркнем, что все события разворачивались в 19 столетии, в 1830-х годах. Итак, Дантес, являвшийся французом по происхождению, прибыл в Россию, чтобы делать карьеру в Кавалергардском полку. В нашей стране он стал приемным сыном барона Геккерена - голландского посланника в Петербурге.

Дантес имел красивые и правильные черты лица, был ростом выше среднего. Ему очень шла кавалергардская полурыцарская форма. К сожалению, к прекрасной внешности корнета добавлялись не лучшие человеческие качества: самодовольство, хвастовство, пустословие… И все же женщины увлекались им.

Встреча Дантеса и Пушкина

Они познакомились в 1834 году. Чужеземец был противен поэту своими развязными манерами, своей несдержанностью, хотя Александр Сергеевич иногда и не прочь был послушать его каламбуры. Дантесу нравилась жена Пушкина – Наталья Николаевна. Так как она по своей натуре была кокетливой и легкомысленной, ей льстили ухаживания и исключительное внимание блестящего кавалергарда. Надо сказать, что поначалу поэт жену даже не ревновал, поскольку любил ее и безгранично доверял ей. Да и сама Наталья Николаевна бездумно и простодушно рассказывала мужу о поклоннике Дантесе и о своих светских успехах.

Вызов француза на дуэль

Между тем ухаживания чужеземца становились все более открытыми. За спиной поэта усиливались перешептывания и злорадные усмешки. Положение Александра Сергеевича в обществе ухудшалось с каждым днем. Хотя Пушкин видел, как крепло увлечение Натальи Николаевны Дантесом, он ни на минуту не заподозрил жену в измене, ведь она сама рассказывала ему подробности их встреч на вечерах и балах. Однако равнодушным к такому положению дел поэт, конечно, не мог оставаться, но, убежденный в чистоте супруги, откладывал свое вмешательство до удобного момента.

Такой момент настал 4 ноября 1836 года. Забегая вперед, скажем, что от этого числа оставалось уже совсем немного времени до той даты, когда умер Пушкин. Но обо всем по порядку. Итак, 4 ноября поэт получил письмо от светских бездельников, рассылающих анонимные послания мужьям-рогоносцам. Прочитав клеветнический оскорбительный текст и посчитав Дантеса виноватым в нанесенной обиде, Александр Сергеевич 5 ноября послал ему письмо с вызовом на дуэль.

Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Пушкину пришлось отказаться от поединка. Француз после этого посчитал, что он снова может бывать в доме поэта и встречаться с Натальей Николаевной. Но Александр Сергеевич сказал, что такого никогда не будет и между их домами не может быть ничего общего.

Ответный вызов от Дантеса

Кавалергард, видясь с женой Пушкина на светских мероприятиях, продолжил оказывать ей знаки внимания, а она, в свою очередь, по-прежнему вела себя легкомысленно. Возмущению и раздражению поэта не было предела. Он больше не мог себя сдерживать и решил действовать после того, как Наталья Николаевна рассказала ему, что как-то вечером Геккерен спросил у нее о том, когда же она, наконец, уйдет от мужа. Александр Сергеевич послал барону письмо, в котором излил все свое бешенство и оскорбительно высказался о Дантесе. Французу ничего не оставалось, как вызвать поэта на дуэль.

Смертельное ранение

Вот мы и приблизились к рассказу непосредственно о том, как умер Пушкин. Около пяти часов вечера 27 января 1837 года в предместье Петербурга, на Черной речке, состоялся роковой поединок. Противники встали по местам и начали сходиться. Александр Сергеевич вплотную подошел к своему барьеру, а Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил. Пуля раздробила кость правой ноги у соединения с тазом и ушла глубоко в живот. Поэт упал, но, когда к нему бросились секунданты, сказал, что ему хватит сил для ответного выстрела. Дантес стоял на своем месте боком, правой рукой прикрыв грудь. Пушкин выстрелил полулежа, пуля пробила французу руку, но даже не задела кости.

Александр Сергеевич мучился от жгучей боли, его тошнило, один за другим происходили обмороки. Когда поэта привезли домой, его осмотрел доктор Арендт, в то время известный придворный врач. Пушкин попросил откровенно сказать ему о том, насколько опасна рана и каково его положение. Арендт честно признался ему, что надежды на выздоровление практически нет. К такой информации Александр Сергеевич отнесся с невозмутимостью, он лишь велел ничего не говорить жене.

Как умер Пушкин

Советских и российских хирургов часто спрашивали о том, можно ли было спасти поэта. Конечно, в то время, когда умер Пушкин, возможности медицины были еще достаточно ограниченными. В наши дни вылечить его было бы под силу даже хирургу среднего уровня. Но история не терпит сослагательного наклонения.

Петербург, набережная Мойки, дом 12 – это место, где умер Пушкин. Сюда еще за два дня до смерти Александра Сергеевича начали стекаться люди. И сама набережная, и все прилегающие улицы были заполнены народом. Для поддержания порядка пришлось даже вызвать воинский отряд.

Между тем пульс у поэта стал падать и уже почти не ощущался, его руки похолодели. За пять минут до того, как умер, Пушкин попросил повернуть его на правый бок, а затем тихо сказал: «Кончена жизнь!» Это были последние слова, произнесенные великим человеком. На часах было 2:45 ночи. Голова поэта склонилась, и дыхание прервалось. Его лицо было торжественным и величавым. Вот как умер Пушкин. Случилось это 29 января 1837 года.

В последний путь…

В церкви на Конюшенной площади было проведено отпевание, и гроб с телом поэта в ночь на 3 февраля в сопровождении Александра Ивановича Тургенева отправили в Псковскую губернию. 6 февраля прошла литургия в Святогорском Успенском монастыре, а затем монастырским клиром во главе с архимандритом Геннадием была совершена последняя панихида у тела Пушкина. Похоронили Александра Сергеевича у алтарной стены монастырского собора.

Сегодня творчество великого поэта известно каждому человеку не только в странах СНГ, но и в Европе, Америке и других частях света. О нем говорят и пишут, его читают. Смерть Александра Сергеевича Пушкина ознаменовала начало его бессмертной славы на земле.

fb.ru

СМЕРТЬ ПУШКИНА - ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Дмитрий Белюкин. Смерть Пушкина

Пушкин смертельно ранен Дантесом. 29 января (10 февраля) поэт скончался. Похоронен в Святогорском монастыре.

28 февраля 1837 года Наталия Николаевна Пушкина неожиданно приобрела европейскую известность. В этот день парижская газета «Журналь де Деба» опубликовала сенсационное сообщение из Петербурга:

Знаменитый русский поэт Пушкин убит на дуэли своим свояком, французским офицером Дантесом. «Дуэль состоялась на пистолетах. Господин Пушкин, смертельно раненный в грудь, тем не менее прожил еще два дня. Его противник также был тяжело ранен:»

В этот же день то же сообщение опубликовал «Курьер Франсе». 1 марта сообщение было перепечатано в «Газет де Франс» и «Курьер де Театр». В то время парижский «Журнал де Деба» играл на европейском континенте ту же роль, что сегодня играет «Нью-Йорк Таймс» во всем мире.

5 марта немецкая «Альгемайне Цайтунг» сообщила своим читателям о дуэли, после которой Пушкин «прожил еще два дня с пулею в груди» и петербургская скандальная хроника начала свое шествие по европейским газетам. Прессу прежде всего занимали сенсационная обстановка гибели русского поэта, сама дуэль и поводы, приведшие к ней.

Однако подлинная сенсация дотошным парижским журналистам осталась неведома. Не знали о ней и мы почти 160 лет.

В среду 27 января 1837 года около шести часов вечера Наталья Николаевна Пушкина вышла из своей комнаты в переднюю и тут ей стало дурно: камердинер, взяв в охапку, нес ее мужа, истекающего кровью. Карл Данзас, которого она давно знала как лицейского приятеля Пушкина, объяснил ей, насколько мог спокойнее, что ее муж только что дрался на дуэли с Дантесом. Пушкин, хотя и ранен, но очень легко. Секундант поэта сказал неправду: рана была смертельной. В 2 часа 45 минут пополудни 29 января Пушкина не стало.

Как умершего насильственной смертью Пушкина вскрыли. Был ли составлен официальный акт вскрытия, осталось неизвестным.

До нас дошла лишь записка врача Владимира Даля «Вскрытие тела А. С. Пушкина». Она гласит:

«По вскрытии брюшной полости все кишки оказались сильно воспаленными; в одном только месте, величиною с грош, тонкие кишки были поражены гангреной. В этой точке, по всей вероятности, кишки были ушиблены пулей.

В брюшной полости нашлось не менее фунта запекшейся крови, вероятно, из перебитой бедренной вены. По окружности большого таза, с правой стороны, найдено было множество небольших осколков кости, и наконец, и нижняя часть крестцовой кости была раздроблена.

По направлению пули, надобно заключить, что убитый стоял боком, в пол оборота и направление выстрела было несколько сверху вниз. Пуля пробила общие покровы живота в двух дюймах от верхней передней оконечности чресельной или подвздошной кости (ossis iliaci dextri) правой стороны, потом шла, скользя по окружности большого таза, сверху вниз, и, встретив сопротивление в крестцовой кости, раздробила ее и засела где-нибудь поблизости.

Время и обстоятельства не позволяли продолжать подробнейших розысканий.

Относительно причины смерти — надобно заметить, что здесь воспаление кишок не достигло еще высшей степени: не было ни сывороточных или конечных излияний, ни прирощений, а и того менее общей гангрены. Вероятно, кроме воспаления кишок, существовало и воспалительное поражение больших вен, начиная от перебитой бедренной; а наконец, и сильное поражение оконечностей становой жилы (caudae equinae) при раздроблении крестцовой кости».

29 января командующий отдельным гвардейским корпусом генерал-адъютант К. И. Бистром приказал судить Дантеса военным судом. О своем распоряжение Бистром в тот же день рапортовал Николаю I. Военный министр А. И. Чернышев доложил рапорт командующего царю. Впрочем, о дуэли царь уже знал вечером 27 января.

Императрица записала в это день в дневнике: «Н. сказал о дуэли между Пушкиным и Дантесом, бросило в дрожь.»
Дуэль Пушкина

Но официальное известие о происшедшем Николай получил только 29 января от Военного Министра. Царь в тот же день распорядился передать военному суду не только Дантеса, но и Пушкина, а также всех лиц, причастных к дуэли, исключая иностранных подданных, о причастности которых к поединку должна была быть составлена особая записка. Но Пушкин умер, секундант же Дантеса Оливье д Аршиак, атташе французского посольства за два дня до начала работы комиссии военного суда 2 февраля поспешил отбыть в Париж. Поэтому перед судом предстали только Дантес и Данзас.

Характерно, что в подлинном военном-судном деле о дуэли Пушкина с Дантесом-Геккерном нет никаких медицинских документов о характере ранения Пушкина и причинах его смерти.

В первых же страницах дела, где приведены мнения гвардейского генералитета, речь идет о ранении Пушкина в грудь. Как мы сейчас увидим, знаменитые лермонтовские строки «с свинцом в груди», не были простой поэтической метафорой, а отражали ходившие в обществе слухи о подробностях смертельного поединка на Черной речке.

Недаром Тютчев вопрошал «Из чьей руки свинец смертельный поэту сердце растерзал?»

В то же время в ряде документов дела речь идет о ранении в бок. Очевидно, члены военного суда при Конном полку имели смутное представление о том, куда именно был ранен убитый, и это заблуждение судей едва ли можно объяснить их неведением или просто обыкновенным равнодушием к загубленной жизни гения.

Неосведомленность суда была следствием того, что секунданты намеренно затемняли вопрос о характере ранения поэта и совершенно сознательно стремились создать неверное представление, куда целились противники.

Происхождение этих противоречивых сведений таково. В рапорте Бистрома царю о предании Дантеса суду, о ранении Пушкина не упоминается вовсе, говорится лишь о том, что во время дуэли Дантес был ранен. Заседаниям комиссии военного суда предшествовало предварительное дознание. Его производил полковник Галахов. Со слов Дантеса он записал, что тот действительно дрался с Пушкиным на пистолетах, «ранил его в правый бок и сам был ранен в правую руку». Данзас же только подтвердил Галахову факт дуэли, о характере же полученных противниками ранений секундант Пушкина распространяться не стал.

Как допрашивали Дантеса

6 февраля на первом допросе комиссии Дантесу был задан вопрос, где и когда происходила дуэль и не может ли он в подтверждении своих слов сослаться на свидетелей или на какие-либо документы, разъясняющие дело. Дантес, показания которого в ходе всего дела были тенденциозными, неискренними и откровенно лживыми, но в то же время очень скупыми, взвешенными и осторожными, ссылался лишь на те документы, что обеляли его. Относительно дуэли заявил, что «реляцию» о поединке его секундант д Аршиак перед своим отъездом из Петербурга вручил камергеру князю П. А. Вяземскому.

Любопытный поворот

Примечательно, Дантес, не желавший вмешивать в процесс никого из посторонних и даже предлагавший Данзасу скрыть его участие в дуэли, от чего друг Пушкина с гордостью отказался, выдвинул на авансцену третье лицо, в поединке не участвовшее, и для чего? Для того, чтобы сообщить суду о подробностях дуэли, то есть передать то, о чем должен был рассказать сам Дантес как непосредственный участник.

Более того, «реляция» — это по сути дела первый документ о дуэли, которым располагала комиссия, военный суд, и была создана, надо думать, специально на этот случай, для комиссии. Оглашение этого документа Дантес считал настолько выгодным для себя, что поспешил сослаться на него и «вмешать» в дело третье лицо — Петра Вяземского. Дантес хорошо знал, что со стороны Вяземского никаких неприятных для него разоблачений не последует. И конечно же не ошибся.

Петр Вяземский

8 февраля Вяземский был призван в комиссию. Ему предложили целый комплекс вопросов, касающихся дуэли и просили дать объяснения сколь возможно подробнее, представить документы, относящиеся к делу, если такие имеются у него. Однако Вяземский не только не представил никаких документов (хотя ими в тот момент располагал, что выяснилось впоследствии в ходе расследования), но от всех вопросов отговорился полным незнанием.

Создается впечатление, что главная цель Вяземского состояла в оглашении «реляции», которая, видимо, именно для этой цели и была создана. На вопрос о происхождении «реляции», князь ответил, что никакой «реляции», то есть официального документа у него нет, но он располагает письмом д Аршиака с описанием поединка.

Показания Вяземского

«Не знав предварительно ничего о дуэли, — показал Вяземский, — про которую в первый раз услышал я вместе с известием, что Пушкин смертельно ранен, я при первой встрече моей с д Аршиаком просил его рассказать о том, что было.» Нетрудно в этих «чистосердечных» показаниях Вяземского увидеть стремление князя «обосновать» как бы случайное, бытовое происхождение частного письма.

На самом деле подробные сведения о поединке Вяземский получил, конечно же, не от д Аршиака, а от Данзаса вечером 27 января на Мойке, в квартире поэта, где князь встретил секунданта поэта, не покидавшего дом умирающего. «На сие г. д Аршиак вызвался изложить в письме все случившееся, прося меня при этом, — продолжил Вяземский, — показать письмо г. Данзасу для взаимной проверки и засвидетельствования подробностей дуэли».

Однако письмо д Аршиака Вяземский получил уже после отъезда французского атташе за границу, поэтому князь не мог, по его словам, прочитать его вместе с обоими свидетелями, чтобы получить в его глазах ту достоверность, которую он желал иметь. Вследствии этого Вяземский отдал письмо д Аршиака Данзасу, и тот возвратил князю этот документ вместе с письмом от себя.

Так Вяземский объяснил как бы случайное создание письменной версии дуэли, версии, достоверность которой почти официально была засвидетельствована обоими секундантами в специально подготовленных на этот случай документами. Эти-то документы и были предъявлены следствию Вяземским, как бы совершенно посторонним, а значит вроде бы абсолютно объективным лицом.

(Немаловажно отметить, что в последующие дни Вяземский создаст и письменную версию не только самого поединка, но всей дуэльной истории, подберет документы, ее как будто подтверждающие, версию, увы, весьма далекую от того, что имело место в обыденной действительности).

10 февраля «реляция» д Аршиака-Данзаса была предъявлена Дантесу и тот еще раз подтвердил,что в ней произошедшее описано «по всей справедливости».

Читая письма д Аршиака нетрудно заметить, что в этом описании ни слова не говорится о том, куда был ранен Пушкин. Более того, в письме Данзаса чувствуется намерение писавшего не только затемнить этот предмет и создать у читателя (что, как увидим ниже, и удалось) неверное представление.

«Князь! Вы желали знать подробности грустного происшествия, которого г. Данзас и я были свидетелями. Я сообщаю их вам, и прошу вас передать это письмо г. Данзасу для его прочтения и удостоверения подписью», — писал д Аршиак Вяземскому 1 февраля.

Как проходила дуэль

— Было половина пятого, когда мы прибыли на назначенное место. Сильный ветер, дувший в это время, заставил нас искать убежища в небольшой еловой роще. Так как глубокий снег мог мешать противникам, то надобно было очистить место на двадцать шагов расстояния, по обоим концам которого они были поставлены.

Барьер означили двумя шинелями; каждый из противников взял по пистолету. Полковник Данзас подал сигнал, поднял шляпу. Пушкин в ту же минуту был уже у барьера; барон Геккерн сделал к нему четыре из пяти шагов.

Оба противника начали целить; спустя несколько секунд раздался выстрел. Пушкин был ранен. Сказав об этом, он упал на шинель, означавшую барьер, лицом к земле и остался недвижим. Секунданты подошли; он приподнялся и, сидя, сказал: «Постойте!» Пистолет, который он держал в руке, был весь в снегу; он спросил другой.

Я хотел воспротивиться тому, но барон Георг Геккерн (Дантес) остановил меня знаком. Пушкин, опираясь левой рукой на землю, начал целить; рука его не дрожала. Раздался выстрел. Барон Геккерн, стоявший неподвижно после выстрела, упал, в свою очередь раненный.

Рана Пушкина была слишком опасна для продолжения дела и оно кончилось.

Сделав выстрел, он упал и два раза терял сознание; после нескольких минут забытья, он наконец пришел в себя и уже более не лишался чувств. Положенный в тряские сани, он на расстоянии полу-версты самой скверной дороги, сильно страдал, но не жаловался.

Барон Геккерн (Дантес), поддерживаемый мною, дошел до своих саней, где дожидался, пока не тронулись сани его противника, и я мог сопутствовать ему до Петербурга. В продолжении всего дела обе стороны были спокойны — исполнены достоинства.

Примите, князь, уверение в моем высоком уважении.»

Что касается Данзаса, то, по сути дела подтвердил, изложенное д Аршиаком, отметив лишь некоторые незначительные неверности в его рассказе. Так в частности Данзас несколько удлинил фразу раненного Пушкина: «Постойте! Я чувствую в себе еще столько силы, чтобы выстрелить».

Данзас отметил, что не мог оспаривать обмен пистолета и не делал этого в действительности. Что же касается ранения Дантеса, то Данзас пояснил: «Противники шли друг на друга грудью. Когда Пушкин упал, тогда Геккерн (Дантес) сдела движение, чтобы подойти к нему; после же слов Пушкина, что он хотел стрелять, он возвратился на свое место, стал боком и прикрыл грудь свою правой рукою. По всем другим обстоятельствам я свидетельствую справедливость показаний г. д Аршиака.»

…Еще немного рассуждений
Жорж Шарль Дантес

Примечательна фраза Данзаса: «Противники шли друг на друга грудью». Именно она создавала ложное впечатление у читателя «реляции», что выстреливший первым Дантес ранил Пушкина в грудь. Вместе с тем получалось, что и раненый Пушкин стрелял противнику в грудь, ибо Данзас написал: Дантес, «стал боком и прикрыл грудь свою правою рукою». Поскольку же Дантес оказался ранен в руку, то стало быть, Пушкин и метил в грудь противника. Однако, как мы увидим ниже, это совсем не так.

Характерно, что когда материалы дела были представлены гвардейскому начальству и генералы подали свои мнения, то командующий гвардейской кирасирской дивизии генерал-адъютант Апраксин именно так и понял ситуацию: «камер-юнкер Пушкин получил смертельную рану в грудь, от которой он умер, Геккерн же слабо ранен в руку.» Точно так же дело представлялось и командиру гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанту Кнорингу.

19 февраля комиссия военного суда закончила расследование.

На основе собранных материалов была подготовлена выписка из дела. В ней дуэль была описана на основе «реляции» д Аршиака и Данзаса, а следовательно без указания раны Пушкина. Та же картина была представлена и в сентенции суда. 11 марта Бистром представил все материалы дела в Аудиторский департамент Военного министерства. Передавая дело, Бистром отметил, что при ревизии его в штабе отдельного гвардейского корпуса был замечен целый ряд «упущений».

Целый ряд упущений

В частности, Бистром указал на то, что «не взято надлежащего засвидетельствования о причине смерти: Пушкина.» Указание Бистрома особенно интересно, если принять во внимание, что из всех генералов он подал самое резкое мнение, осуждающее Дантеса.

Бистром находил виновным Геккерна в том, что он вызвал Пушкина на дуэль, нанес ему смертельную рану, а прежде раздражал щекотливость Пушкина как мужа, присылая его жене театральные билеты и книги вместе с записочками сомнительного содержания. Генерал справедливо полагал, что в отношении Дантеса нет никаких «заслуживающих снисхождения обстоятельств».

Поскольку дуэли были строго запрещены, «оскорбительные выражения, помещенные в письме Пушкина к приемному отцу Дантеса, не давали права поручику на «противозаконное самоуправие».

дерзость пушкинского письма, спровоцировавшего дуэльБистром особо подчеркивал, что в распоряжении суда, не было показаний самого Пушкина, чрезвычайная же дерзость пушкинского письма, спровоцировавшего дуэль, «не могла быть написана без чрезвычайной причины», которая очень слабо объясняется признанием самого Дантеса в том, что он писал жене убитого щекотливые письма.

Бистром, Карл Иванович

Немаловажно отметить, что Бистром каким-то образом был связан с родом Гончаровых. Во всяком случае, когда уже после смерти Пушкина, в феврале 1837 года Дантес потребовал, чтобы братья его жены Екатерины Гончаровой юридически оформили причитающуюся часть родового наследства, то был составлен соответствующий документ и на нем в качестве свидетеля со стороны Гончаровых подписался К. И. Бистром. Видимо, командующий отдельным гвардейским корпусом лучше других членов суда и генералов, рассматривавших это дело, мог быть осведомлен об обстоятельствах дуэли Пушкина и Дантеса.

Мнение Бистрома приняли во внимание в Генерал-Аудиториате. Потому в своем определении, представленном военному министру А. И. Чернышеву 17 марта члены этого органа внесли определенные поправки в описание поединка. В аудиторском определении говорилось, что «первый выстрелил Геккерн и ранил Пушкина в правый бок». «Пушкин ранил Геккерна в руку». Как видим, здесь воскресла формула, взятая из предварительного дознания полковника Галахова. Именно в таком виде она фигурировала в докладе военного министра Николаю I.

18 марта царь утвердил доклад, согласно которому Пушкин был ранен в правый бок.

Между тем, еще 28 января, когда Пушкин был еще жив, старший врач полиции П. Н. Юденич, доносивший о происшествиях в столице в Медицинский департамент Министерства Внутренних дел, писал, что Пушкин «ранен пулею в нижнюю часть брюха», «Дантес — в правую руку навылет и получил контузию в брюхо».

В 1856 году из Сибири возвращался после амнистии декабрист И. И. Пущин. В Нижнем Новгороде он встретился с В. И. Далем, тем самым, что составил записку о вскрытии тела Пушкина. Даль показал лицейскому другу поэта скорбную реликвию — сюртук, в котором стрелялся Пушкин. На сюртуке против правого паха было небольшое с ноготок отверстие от пули, унесшей жизнь Александра Сергеевича.

Да и описание Даля не оставляет сомнения в том, куда стрелял Дантес.

Вызывают улыбку (если только она уместна в таком печальном деле) неуклюжие попытки современных врачей «поднять» пулевое ранение Пушкина как можно выше паха, поставить под сомнение описание доктора Даля как недостаточно компетентное. Но как же быть тогда с пулевым отверствием в сюртуке, которое точно указывает, как кажется, куда вошла пуля.

Куда целился Пушкин

Оказывается, нет, не указывает. Так доктор Б. М. Шубин, издавший в 1983 году в Москве книгу «История одной болезни», утверждал, что Даль не учел, что целясь на близком расстоянии в Дантеса, который был ростом выше»,

Пушкин, видите ли, «поднял правую руку, а вместе с ней, естественно, полетела кверху и правая пола сюртука. Сопоставление пулевого отверстия на сюртуке и раны на теле позволяет определить как выского была поднята рука Пушкина, и предположить, что он целил в голову своего противника». Вполне возможно, что доктор Б. М. Шубин и носил такие костюмы, у которых полы, прикрывающие пах, приподнятие руки вверх оказывались чуть ли не на груди. Ведь было это в советское время.

(Вспомним хотя бы незабвенного Аркадия Райкина: «Ребята, кто шил этот костюм?»). Но только в XIX веке сюртуки шили так, что надевший его мог поднимать руку вверх, не опасаясь оголить пах. Что же касается того, что Пушкин целился в голову Дантеса, то это особый разговор.

Как уже говорилось выше, оба противника дрались на расстоянии двадцати шагов. Каждый дуэлянт мог сделать пять шагов до барьеров, разделенных десятью шагами. Пушкин в момент выстрела Дантеса находился у своего барьера. Дантес же не дошел одного шага до своего. Расстояние, с которого противники произвели свои выстрелы, составляло всего одиннадцать шагов. [

Искусство Пушкина в стрельбе хорошо известно. Гораздо менее известно то, что и Дантес был метким стрелком (Одним из его увлечений была охота). Пожалуй, даже профан с одиннадцати шагов мог попасть в своего противника, примерно в то место, куда целился. Что же говорить об искусном стрелке, даже охотнике? Если даже принять во внимание, что Дантес нервничал (хотя никаких свидетельств на этот счет нет), сделать поправку на сильный ветер, все равно трудно не признать: Дантес намеренно стрелял в пах Пушкина.

Куда же целился Пушкин, смертельно раненный в нижнюю часть живота? В голову?

Когда комиссия военного суда начала заседать, к раненному Дантесу отправили штаб-лекаря гвардейского кавалерийского корпуса Стефановича, чтобы он произвел освидетельствование подсудимого, и ответил на вопрос, может ли тот давать показания. «: Геккерн имеет пулевую проницательную рану на правой руке ниже локтевого сустава на четыре поперечных перста», — засвидетельствовал лекарь, — «Вход и выход пули в небольшом один от другого расстоянии. Обе раны находятся в сгибающих персты мышцах, окружающих лучевую кость, более к наружной стороне. Раны простые, чистые, без повреждения костей и больших кровеносных сосудов. Больной: руку носит на повязке и, кроме боли в раненном месте, жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вздыхании, хотя наружных знаков контузии не замечено:»

Фартовый Дантес

В письме о поединке Вяземского к Денису Давыдову герою-партизану 1812 года есть одна очень важная подробность, объясняющая, почему Дантес отделался только легкой контузией: пуля «пробила мясо, ударила в пуговицу панталон, на которую надеты были помочи, и уже ослабленной отскочила в грудь.»

Указание Вяземского помогает нам понять очень многое. Пуговица, на которую надевались подтяжки, естественно, располагалась в районе пояса панталон. В какой же позе должен был стоять Дантес, если внешняя сторона его правой руки с пистолетом, прикрывающим грудь, на четыре поперечных пальца ниже локтя находилась на уровне пуговицы панталон?

Читатель, мысленно представь эту нелепую позу!

Нет, вовсе не грудь прикрывал Дантес пистолетом. Если это правая рука в месте ранения находилась на уровне пояса, то пистолет должен был быть не поднят, а, наоборот, опущен. Значит, Дантес прикрывал оружием свой пах. Почему же рука Дантеса оказалась именно здесь? Видимо, потому, что он следил, куда был направлен ствол пистолета Пушкина. Или же Дантес ожидал от своего раненого противника выстрела в то же место, в которое он сам произвел свой выстрел.

Теперь становится понятно, почему секунданты всячески затемняли вопрос о ране Пушкина, зачем понадобилось сочинять заранее «реляцию» о дуэли для комиссии военного суда. Интересно отметить и то, что во всех рассказах о дуэли, которые с легкой руки Вяземского разошлись в публику, нет никаких упоминаний о том, куда был ранен поэт. Конечно, такого рода умолчания не были вызваны естественной человеческой деликатностью, то есть нежеланием посвящать посторонних, если так можно выразиться, в физиологию смерти Пушкина.

Не случайно, то же обстоятельство скрывали и друзья Дантеса, которым деликатность по отношению к русскому гению была абсолютно чужда. Дело заключалось в том, что, если противникии сознательно стреляли друг другу в пах, то у них, очевидно, были для этого особые причины. В случае же огласки, сразу же вставал бы вопрос об этих причинах, а такой вопрос придавал бы дуэли весьма щекотливый характер. Неужели защищая честь жены или собственное достоинство, как утверждает созданная Вяземским легенда, необходимо стрелять в пах противнику? Какие же слова могли быть произнесены дуэлянтами до и после того, как они обменялись выстрелами ниже пояса?

То, что секунданты не только Пушкина, но и Дантеса намеренно скрывали местоположение раны поэта в первые дни после поединка — это очень важный факт истории дуэли, никем из пушкинистов еще не отмеченный. Но возникает еще один важнейший вопрос: если создатели «реляции» утаивали такой важный эпизод дуэли, насколько верно они описали и все остальные эпизоды этого трагического происшествия?

В 1963 году французский журнал «Рубан руж», издаваемый Орденом Почетного Легиона, кавалером которого впоследствии стал Дантес, опубликовал статью Флерио де Ланжля о дуэли с Пушкиным. Публикация сопровождалась рисунком, изображающим поединок. Противники с пистолетами в руках стоят друг против друга в белых рубашках (27 января при 15-градусном морозе!).

Не станет укорять художника (имя его в журнале не обозначено) за незнание российских реалий. Не должны ли мы признаться себе, что и сегодня, почти 160 лет спустя после этого поединка, мы знаем о нем не многим больше, чем французский художник?

Во всяком случае, мы вправе подозревать, что «реляция» д Аршиака и Данзаса о дуэли — это лишь составная часть легенды о гибели поэта.

Читайте также:

«ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ» — ПОСВЯЩАЕТСЯ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ

9 МИФОВ О ЛЕРМОНТОВЕ, КОТОРЫЕ НУЖНО СРОЧНО ЗАБЫТЬ

НАСТОЯЩАЯ ПРИЧИНА СМЕРТИ ГОГОЛЯ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Как умер Пушкин Александр Сергеевич? Причина дуэли Пушкина и Дантеса :: SYL.ru

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, драматург, публицист и прозаик. Его гибель — одно из самых загадочных событий 19 века. Исследователи почти два столетия подряд пытаются прояснить таинственные события дуэли. Как умер Пушкин? Что послужило причиной? Эти и многие другие вопросы остаются загадкой и по сей день. В этой статье рассматриваются различные версии обстоятельств его дуэли, смерти поэта, а также странности при его погребении.

А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В детстве мальчик проводил длительное время со своей няней, занимался французским языком с гувернерами, а в 12 лет пошел учиться в Царскосельский лицей, где провел шесть лет. Годы обучения способствовали формированию его как поэта (именно в этот период юношей было написано 130 стихотворений) и становлению его политических воззрений. Приведем интересные факты из жизни Пушкина, случившиеся еще при его обучении в лицее:

  • Поступил Александр Пушкин в заведение по просьбе своего дяди Василия Львовича. По итогам обучения он числился вторым с конца по успеваемости.
  • Еще будучи лицеистом, поэт пользовался успехом у женщин. В данном заведении он также впервые влюбился.
  • Первая его дуэль случилась еще в годы обучения, причем по совершенно пустяковой причине.
  • Поэт увлекался карточными играми, из-за чего влезал в долги, а потом рисовал эпиграммы и шаржи на своих кредиторов, чем вызывал большие скандалы.

Годы творчества в Петербурге и в ссылке

Окончив лицей в 1817 г., он начал служить в Коллегии иностранных дел в Петербурге. Однако вместо работы увлекся творчеством, отличающимся юношеским вольнодумием. За стихотворения, в которых он выступал против власти и призывал к революции («Огонь очищения»), юноша в 1820 г. был отправлен царем в ссылку на юг России. В эти годы творчество Пушкина развивалось очень интенсивно. Им созданы поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и др.

В 1824 поэт переехал в село Михайловское, где были написаны «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и множество стихотворений. В декабре 1825-го он узнал об аресте своих друзей после восстания на Сенатской площади. И, оберегая их от ареста, ему пришлось уничтожить автобиографические записи. В 1830 г. он провел очень плодотворную осень в с. Болдино. Пушкин написал известные произведения в прозе и стихах, закончил «Евгения Онегина».

В 1831 опять переехал в Петербург и стал служить в Иностранной коллегии. Пользуясь правом посещения архива, начал работать над произведениями про Пугачева и царя Петра I. А 18 февраля он обвенчался в Москве с Натальей Гончаровой, брак с которой стал источником вдохновения, счастья и привел поэта к смерти. Краткая биография Пушкина, представленная в статье, поведала нам о его детстве, юности и зрелых годах. Теперь обратимся к его последнем периоду жизни в Петербурге.

Что предшествовало трагическим событиям?

Чтобы рассказать подробно, как умер Пушкин, нужно отметить, что последние годы поэта были морально тяжелыми из-за враждебного отношения к нему царя и дворянского общества, нелицеприятных высказываний в газетах. Но работа над произведениями продолжалась: в это время он пишет поэму «Пиковая дама», повесть «Капитанская дочка», поэму «Медный всадник».

Зимой 1836 г. по городу начали распространяться слухи про романтические отношения его жены и Ж. Дантеса, результатом чего был вызов Пушкиным господина Жоржа на дуэль, в которой Александр Сергеевич оказался смертельно ранен. На момент смерти гениальному поэту было всего 37 лет. Принято считать, что Пушкин погиб на дуэли от руки Дантеса, но в действительности это произошло через 2 дня после этого события.

Причины дуэли с Дантесом и условия проведения

На первый взгляд все просто. Вспыльчивый и очень эксцентричный Пушкин, приревновав свою жену Наталью к поручику Жоржу Дантесу, вызывает того на дуэль. Место, время и секунданты назначены. И 27 января 1837 года дуэлянты пускают друг в друга пули из пистолетов недалеко от Черной речки, вследствие чего соперник Жорж смертельно ранит поэта.

По подсчетам историков, дуэль Пушкина и Дантеса была 21-ым вызовом Александра Сергеевича. Поэт был инициатором примерно 15-ти, и лишь четыре из них состоялись, во многом благодаря друзьям Пушкина, содействующих примирению сторон. В шести остальных случая инициаторами были оппоненты. Условия, на которых проходила данная дуэль, были довольно жестоки. Соперники расходились на 20 шагов, после чего начинали стреляться, идя навстречу друг другу. Если первые выстрелы не приносили результатов, то дуэль возобновлялась.

Причина дуэли Пушкина – один из самых главных вопросов, который волнует историков много лет. Ведь самая популярная и официальная версия — ревность поэта, которую вызвал Жорж Дантес своими ухаживаниями за Натальей Гончаровой. Но существуют некоторые варианты. Сопоставив различные интересные факты из жизни Пушкина, самого поединка, а также погребения великого поэта, можно обнаружить несколько вероятных причин, приведших к трагической дуэли.

Ревность Пушкина — официальная причина дуэли

Впервые вызов на дуэль произошел еще 5 ноября 1836-го. Причиной послужило анонимное письмо, пришедшее днем ранее, с клеветническим и оскорбительным для поэта текстом. Тогда дуэль Пушкина и Дантеса не произошла из-за просьбы барона Геккерн, приемного отца Жоржа. Тот попросил отложить поединок на две недели. Француз объявил о своем намерении жениться на сестре Натальи – Екатерине, что помогло уладить разногласия Александра и Жоржа, но, увы, ненадолго.

Вскоре произошел случай, который сделал дуэль практически неизбежной. Возвращаясь из театра, Геккерн спросил Наталью Гончарову о том, скоро ли та собирается разводиться. Женщина рассказала об этом случае мужу, и Пушкин отправил барону письмо, выказывающее все его чувства и негодование по поводу произошедшего. В ответ секундант Дантеса принес ответ Луи Геккерна с вызовом на дуэль, подписанную самим Жоржем.

Другие версии причин дуэли

Вторая версия не настолько популярна, но многие ученые и историки выдвигают неоспоримые факты в ее поддержку. В ней говорится о том, что с помощью Дантеса царь Николай I избавился от Пушкина. Ведь поэт отличался дерзостью и своенравностью, и его стихотворения не всегда поддерживали правителя и устои Российской империи.

Третья версия противоречит предыдущей. Следуя ей, поэт был убит потому, что в своих стихотворениях выставлял в благоприятном свете царя (такие произведения действительно присутствовали в его творчестве). Это мешало голландскому послу в Российской империи барону Луи Геккерну, который решил избавиться от Пушкина. На это указывает и то, что барон принимал слишком большое участие сначала в разборках между Дантесом и поэтом, подстраивая и вызывая ссоры, а позже в суде, защищая Жоржа.

Четвертая версия, в последнее время набирающая все большую популярность, гласит о том, что смерть Пушкина произошла по приказу масонов-иностранцев. Существуют факты, что в одно время Александр Сергеевич состоял в этом обществе. Но позднее, в 1820 году, он порывает с Орденом вольных каменщиков и становится поэтом, который прославляет царя и его правление. Подтверждением этой версии является травля, которую устроили все газеты, выставляя поэта в худшем свете и называя «необузданным и диким». По мнению историков, такое могли устроить только масоны.

Почему врачи не спасли русского гения?

Как умер Пушкин и от чего именно — тоже очень животрепещущие вопросы. Официальной причиной считается сильная потеря крови и перитонит после ранения в живот. К сожалению, в те времена подобные недуги медицина была не в силах излечить. Смерть Пушкина наступила 29 января 1837 года в его квартире на набережной Мойки. В последнюю минуту жизни с ним находились его друзья: Жуковский, Даль и Тургенев.

Очень интересный вопрос, который вызывает споры ученых не первое десятилетие: "Почему пуля, выпущенная из пистолета Пушкина, не нанесла большого урона Жоржу Дантесу?" Официальная версия — она срикошетила от пуговицы сюртука. Но не кажется ли это странным? По этому поводу существует много споров. Выдвигается предположение, что на Дантеса была надета кольчуга. Но эта версия не раз опровергалась учеными, так как даже спрятать незаметно «пуленепробиваемый жилет» под военный мундир или сюртук не представляется возможным.

Тайны захоронения поэта

Смерть Пушкина – это действительно очень таинственное событие, но не менее загадочным является и история его захоронения. На свет выходят очень странные обстоятельства:

  1. Поэт должен был быть погребен рядом со своей матерью, недалеко от села Михайловское. Но по каким-то причинам его последняя воля не была выполнена. Было решено похоронить его в другом месте.
  2. Еще одним таинственным фактором является перенос отпевания из одной церкви в другую. Изначально планировалось провести церемонию в Исаакиевском соборе, но в последний момент гроб с телом Пушкина перенесли ночью в Конюшенную церковь, разрешенную для посещения только придворными. Скорее всего, власти пытались не пустить народ к телу поэта.
  3. Второго февраля и целый день 3-го числа труп оставался в церкви. Некоторые исследователи предполагают, что в это время тело поэта заменили на другое, но точных доказательств подобной версии нет. Вечером друзья Пушкина проводили его. И ночью ящик с гробом был перевезен в город Псков, где 6 февраля рядом с храмом в Святогорском монастыре поэт был предан земле.
  4. Очень интересен факт, что родственники на могиле у поэта не были, а жена посетила могилу лишь раз и находилась тут совсем недолго.

Когда разрешатся загадки смерти поэта?

Творчество Пушкина отличается любовью к родине, восторженным восприятием жизни, прекрасной любовной лирикой и легким музыкальным слогом. Это прекрасные стихотворения и проза, наполненные чувствами самого поэта. Еще не один век, начиная с самого детства, люди будут читать произведения Александра Сергеевича, а историки и литературоведы разгадывать тайны его жизни и смерти. К сожалению, загадочный вопрос о том, как умер Пушкин, может так и остаться неразрешенным.

www.syl.ru

Трагическая дуэль и смерть Пушкина

Историю о смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина следует начать с описания главного виновника безвременной кончины классика отечественной литературы - Жоржа Шарля Дантеса. Ведь трагическая смерть Пушкина стала следствием вызывающего поведения француза, которое послужило поводом к дуэли, унесшей жизнь прославленного российского стихотворца.

Корнет Кавалергардского полка Дантес приехал в Россию и ворвался в мирную жизнь Пушкина спустя некоторое время после революции во Франции с целью сделать успешную карьеру. Там его усыновил голландский посол в Петербурге Геккерен и дал ему свою фамилию. В самом городе Дантес получил очень теплый прием, а представил его офицерам полка сам император Николай I, который выразил надежду, что он оправдает оказанное доверие и отличится в службе с лучшей стороны. Однако Жорж не проявлял никакого усердия и зачастую пренебрегал своими обязанностями по полку, за что 44 раза был подвергнут различным взысканиям.

Дантес был достаточно хорош собой и обладал правильными чертами лица. Рост его был выше среднего, и ему очень к лицу была кавалергардская форма. Кроме неотразимого внешнего вида, следует упомянуть и характер Жоржа, который был полон хвастовства и самодовольства. Но именно это и привлекало в нем легкомысленных девушек, готовых смеяться над любой фразой француза.

Знакомство Александра Пушкина с Дантесом произошло в 1834 году. Поэт сразу невзлюбил напыщенного корнета за его высокомерный нрав и развязные разговоры с дамами. А Дантесу, в свою очередь, очень понравилась Наталья Николаевна, которая была женой Александра Сергеевича. И он стал уделять ей особое внимание, а она не была против этого, наоборот, такой интерес со стороны обворожительного кавалергарда даже льстил спутнице великого поэта. Поначалу Пушкин никак не реагировал на это и не воспринимал такие ухаживания всерьез. Он любил свою жену и безмерно ей доверял. А между тем Дантес уже в открытую добивался Наталью Николаевну, что вызывало шептания и смешки за спиной Александра.

Поддерживал Дантеса в ухаживаниях и его приемный отец Геккерен, который считался развязным и сластолюбивым стариком, вмешивающимся во все дела своего сына. Все это не могло так дальше продолжаться, а последней каплей стало письмо, полученное Пушкиным от группы бездельников, которые занимались рассылкой писем мужьям, чьи жены им изменяли.

На следующий день Александр Сергеевич вызвал Жоржа на дуэль, намереваясь отомстить ему за нанесенную обиду, но барон Геккерен сообщил Пушкину, что Дантес собирается взять в жены сестру Натальи Гончаровой - Екатерину. Данное обстоятельство не заставило поэта отказаться от своего намерения, так как он не верил, что француз действительно влюблен в свою невесту. Александр считал, что таким способом Дантес пытается избежать поединка.

Однако в дальнейшем сложились такие обстоятельства, что Пушкин был вынужден отказаться от дуэли. Он написал письмо секунданту Дантеса, где подробно объяснил причины отказа, и обе стороны согласились не проводить поединок, таким образом отсрочив смерть Пушкина.

Но дуэль все-таки состоялась спустя некоторое время. Поводом послужили слова Геккерена, сказанные Наталье Гончаровой. Барон спросил её, когда же она бросит своего мужа и уйдет к Дантесу. Александр Сергеевич не стал это терпеть и отправил гневное письмо Геккерену. Затем ночью секундант Дантеса доставил Пушкину послание, в котором говорилось о вызове поэта на дуэль. Естественно он не стал отказываться и принял вызов.Во время исторической дуэли Пушкин был смертельно ранен в живот, а Дантес отделался легким ранением руки. После этого поэта сразу увезли домой, где к нему прибыл врач Арендт, который сообщил Александру Сергеевичу о его скорой кончине.Дата смерти Пушкина - 10 февраля 1837 года. На тот момент медицина была на достаточно низком уровне, и поэтому смерть Пушкина была неизбежна. Однако в 1937 году советские хирурги во главе с академиком Бурденко сообщили, что в наши дни Александра Сергеевича вылечил бы даже врач средней квалификации.

Смерть Пушкина сильно взбудоражила общественность. Набережная Мойки была полна народа, а люди все прибывали и прибывали, чтобы проститься с гением русской литературы. Они восприняли известие о кончине поэта как личную трагедию, а высший класс, наоборот, был полностью на стороне Дантеса и всячески поддерживал его.Можно с уверенностью сказать, что дуэль и смерть Пушкина оставили неизгладимый след в истории российской и мировой литературы.

fb.ru

Смерть Пушкина. Как умирал поэт

На смертном одре

Пушкин Александр Сергеевич (рожд. 26 мая (6 июня) 1799 г. —  смерть 29 января (10 февраля) 1837 г.) — русский поэт. Дуэль (на пистолетах) между А. С. Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) произошла 27 января (8 февраля) 1837 г. на окраине Санкт-Петербурга, в районе Черной речки. На дуэли Пушкин был смертельно ранен и спустя 2 дня умер.

Смерть Пушкина описали многие из его современников, но подробней всех его друг, писатель Владимир Даль. 1837 год, 28 января — во второй половине дня Даль узнал о ранении Пушкина и поторопился к нему домой.

«У Пушкина,- вспоминал он,- нашел я уже толпу в передней и в зале; страх ожидания пробегал по бледным лицам. Доктор Арендт и доктор Спасский пожимали плечами. Я подошел к болящему, он подал мне руку, и улыбнувшись сказал: «Плохо, брат!» Я приблизился к одру смерти и не отходил от него до конца страшных суток. В первый раз он сказал мне ты,- я отвечал ему также, и побратался с ним уже не для здешнего мира.

Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться с смертью — так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил. Плетнев говорил: «Глядя на Пушкина, я в первый раз не боюсь смерти». Больной положительно отвергал утешения наши и на слова мои: «Все мы надеемся, не отчаивайся и ты!» — отвечал: «Нет, мне здесь не житье; я умру да, видно, уже так надо». В ночи на 29 он повторял несколько раз подобное; спрашивал, к примеру, который час? и на ответ мой вновь спрашивал отрывисто и с расстановкою: «Долго ли мне так мучиться? пожалуйста, поскорей».

Почти всю ночь держал он меня за руку, часто просил ложечку холодной воды, кусочек льда и всегда при этом управлялся своеручно — брал стакан сам с ближней полки, тер себе виски льдом, сам снимал и накладывал себе на живот припарки, и всегда еще приговаривая: «Вот и хорошо, и прекрасно!» Собственно, от боли страдал он, по словам его, не столько, как от чрезмерной тоски, что нужно приписать воспалению брюшной полости… «Ах, какая тоска’ — восклицал он, когда припадок усиливался,- сердце изнывает!» Тогда просил он поднять его, поворотить или поправить подушку — и, не дав кончить того, останавливал как правило словами: «Ну, так, так, хорошо: вот и прекрасно, и довольно, теперь очень хорошо!» Вообще был он, по крайней мере в обращении со мною, послушен и поводлив, как ребенок, делал все, о чем я его просил.

«Кто у жены моей?» — спросил он между прочим. Я ответил: много людей принимают в тебе участие- зала и передняя полны. «Ну, спасибо, — отвечал он,- однако же поди, скажи жене, что все, слава Богу, легко; а то ей там, пожалуй, наговорят».

С утра пульс был крайне мал, слаб, чист,- но с полудня стал он подниматься, а к шестому часу ударял сто двадцать в минуту и стад полней и тверже; в то же время начал показываться небольшой общий жар… Пульс сделался ровней, реже и гораздо мягче; я ухватился, как утопленник, за соломинку и, обманув и себя и друзей, робким голосом возгласил надежду. Пушкин заметил, что я стал бодрей, взял меня за руку и сказал: «Даль, скажи мне правду, скоро ли я умру?» — «Мы за тебя надеемся еще, право, надеемся!» Он пожал мне руку и сказал: «Ну, спасибо». Но, по- видимому, он однажды только и обольстился моей надеждой; ни прежде, ни после этого он ей не верил; спрашивал нетерпеливо: «А скоро ли конец?» — и прибавлял еще: «Пожалуйста, поскорей!»

…В продолжение долгой, томительной ночи смотрел я с душевным сокрушением на эту таинственную борьбу жизни и смерти,- и не мог отбиться от трех слов из «Онегина», трех страшных слов, которые неотвязчиво раздавались в ушах, в голове моей,- слова:

Ну, что ж? — убит!О! сколько силы и красноречия в трех словах этих! Они стоят знаменитого шекспировского рокового вопроса «Быть или не быть». Ужас невольно обдавал меня с головы до ног,- я сидел, не смея дохнуть и думал: вот где надо изучать опытную мудрость, философию жизни; здесь, где душа рвется из тела, где живое, мыслящее совершает страшный переход в мертвое и безответное, чего не найдешь ни в толстых книгах, ни на кафедре!

Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно и на слова мои: «Терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче»,- он отвечал отрывисто: «Нет, не надо, жена услышит и смешно же это, чтобы этот вздор меня пересилил!» Он не переставал по-прежнему дышать часто и отрывисто, его тихий стон замолкал на время вовсе.

Пульс стал упадать и в скором времени исчез совсем, и руки начали стыть. Ударило 2 часа пополудни, 29 января — и в Пушкине осталось жизни только на три четверти часа. Бодрый дух все еще сохранял могущество свое; изредка только полудремота, забвенье на несколько секунд туманили мысли и душу. Тогда умирающий, несколько раз, подавал мне руку, сжимал и говорил: «Ну, подымай же меня, пойдем, да выше, выше, ну, пойдем».

Опамятовавшись, сказал он мне: «Мне было пригрезилось, что я с тобою лезу по этим книгам и полкам высоко — и голова закружилась». Раза два присматривался он пристально на меня и спрашивал: «Кто это, ты?» — «Я, друг мой».- «Что это,- продолжал он,- я не мог тебя узнать». Немного погодя он опять, не раскрывая глаз, стал искать мою руку и, протянув ее, сказал: «Ну, пойдем же, пожалуйста, да вместе!» Я подошел к В.А.Жуковскому и графу Вельегорскому и сказал: отходит! Пушкин открыл глаза и попросил моченой морошки; когда ее принесли, то он сказал внятно: «Позовите жену, пусть она меня покормит». Наталия Николаевна опустилась на колени у изголовья умирающего, поднесла ему ложечку, другую — и приникла лицом к челу мужа. Пушкин погладил ее по голове и сказал: «Ну, ничего, слава Богу, все хорошо».

Друзья, ближние молча окружили изголовье отходящего; я, по просьбе его, взял его под мышки и приподнял повыше. Он вдруг будто проснулся, быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он тихо произнес: «Кончена жизнь!» Я не дослышал и переспросил тихо: «Что кончено?» — «Жизнь кончена», — отвечал он внятно и положительно. «Тяжело дышать, давит», — были последние слова его. Всеместное спокойствие разлилось по всему телу; руки остыли по самые плечи, пальцы на ногах, ступни и колени также; отрывистое, частое дыхание изменялось более и более в медленное, тихое, протяжное; еще один слабый, едва заметный вздох — и пропасть необъятная, неизмеримая разделила живых от мертвого. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его».

 

 

 

А.Лаврин

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Смерть Пушкина глазами врача

Как же часто во времена Царской России распри среди людей благородного сословия разрешались дуэлью! И это все — несмотря на указ Петра I от 14 января 1702 года о запрете такого рода поединков ради сохранения чести и достоинства (как будто других вариантов поговорить «по-мужски» не было). Однако такое уж бремя выпало на долю горячих кровью молодых людей «златого века».

Какого же «пострадавшего» мы вспоминаем в первую очередь? Естественно, Александра Сергеевича Пушкина. И, естественно, чуть ли не у всех знакомых с его судьбой возникал вопрос: «А можно ли было его спасти?». Что бы сказал современный врач о пушкинском случае, как бы описал состояние и какое бы лечение назначил? Вот давайте с этим разберемся — используя замечательную работу Михаила Давидова «Дуэль и смерть А. С. Пушкина глазами современного хирурга».

Многие пытливые умы на протяжении веков изучали многочисленные оставшиеся после дуэли документы, связанные и с записками очевидцев, и с заметками врачевателей великого поэта, среди которых присутствовали лучшие врачи Петербурга.

Вот что пишут о здоровье Александра Сергеевича и его образе жизни: «Александр Сергеевич к моменту своего ранения на дуэли был в возрасте 37 лет, имел средний рост (около 167 см), правильное телосложение без признаков полноты. В детстве он болел простудными заболеваниями и имел легкие ушибы мягких тканей. В 1818 г. в течение 6 недель Александр Пушкин перенес тяжелое инфекционное заболевание с длительной лихорадкой, которое лечащими врачами было названо „гнилой горячкой“. В течение последующих двух лет появлялись рецидивы лихорадки, которые полностью прекратились после лечения хиной, что дает основание предполагать, что Пушкин переболел малярией…

Поэт вел здоровый образ жизни. Помимо длительных пеших прогулок, он много ездил верхом, с успехом занимался фехтованием, плавал в речке и море, для закаливания применял ванны со льдом.Можно заключить, что к моменту дуэли Пушкин был физически крепок и практически здоров.»

Близился день дуэли…

Утро среды 27 января 1837 года (или 8 февраля по новому стилю). «Встал весело в 8 часов — после чаю много писал — часу до 11-го. С 11 обед. — Ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни — потом увидел в окно Данзаса (прим.: секундант), в дверях встретил радостно. — Вошли в кабинет, запер дверь. — Через несколько минут послал за пистолетами. — По отъезде Данзаса начал одеваться; вымылся весь, все чистое; велел подать бекешь; вышел на лестницу, — возвратился, — велел подать в кабинет большую шубу и пошел пешком до извощика. — Это было ровно в 1 ч». (из записок друга Пушкина поэта В. А. Жуковского о последнем дне Александра Сергеевича перед дуэлью)

…Место дуэли. «Закутавшись в медвежью шубу, Александр Сергеевич сидел на снегу и отрешенно взирал на приготовления. Что было в его душе, одному богу известно. Временами он обнаруживал нетерпение, обращаясь к своему секунданту: „Все ли, наконец, кончено?“ Его соперник поручик Дантес, высокий, атлетически сложенный мужчина, прекрасный стрелок, был внешне спокоен. Психологическое состояние противников было разным: Пушкин нервничал, торопился со всем скорее покончить, Дантес был собраннее, хладнокровнее.»

…Шел 5-й час вечера

«Секунданты шинелями обозначили барьеры, зарядили пистолеты и отвели противников на исходные позиции. Там им было вручено оружие. Напряжение достигло апогея. Смертельная встреча двух непримиримых противников началась. По сигналу Данзаса, который прочертил шляпой, зажатой в руке, полукруг в воздухе, соперники начали сближаться. Пушкин стремительно вышел к барьеру и, несколько повернувшись туловищем, начал целиться в сердце Дантеса. Однако попасть в движущуюся мишень сложнее, и, очевидно, Пушкин ждал окончания подхода соперника к барьеру, чтобы затем сразу сделать выстрел. Хладнокровный Дантес неожиданно выстрелил с ходу, не дойдя 1 шага до барьера, то есть с расстояния 11 шагов (около 7 метров). Целиться в стоявшего на месте Пушкина ему было удобно. К тому же Александр Сергеевич еще не закончил классический полуоборот, принятый при дуэлях с целью уменьшения площади прицела для противника, его рука с пистолетом была вытянута вперед, и поэтому правый бок и низ живота были совершенно не защищены». Именно такое положение тела Пушкина стало причиной своеобразного раневого канала.

Яркая вспышка. Пушкин на мгновение ослеп и в ту же секунду почувствовал удар в бок и нечто с силой стрельнувшее в поясницу. Ноги поэта не выдержали столь резкого воздействия и массы собственного тела, он рухнул левым боком лицом в снег, ненадолго потеряв сознание. Однако, как только секунданты и сам Дантес ринулись посмотреть на последствия выстрела, Пушкин очнулся и резко крикнул, что у него еще есть достаточно сил, чтобы совершить свой выстрел. Он с усилием приподнялся и сел, вскользь заметив затуманенным взором, что рубашка и шинель пропитались чем-то алым, а снег под ним окрасился в красный. Прицелился. Выстрелил.

«Пуля, летевшая от сидящего Пушкина к высокорослому, стоявшему правым боком вперед, Дантесу, по траектории снизу вверх, должна была попасть французу в область левой доли печени или сердце, однако пронзила ему правую руку, которой тот прикрывал грудь, причинив сквозное пулевое ранение средней трети правого предплечья, изменила направление и, вызвав лишь контузию верхней части передней брюшной стенки, ушла в воздух. Рана Дантеса, таким образом, оказалась нетяжелой, без повреждения костей и крупных кровеносных сосудов, и в дальнейшем быстро зажила…» Что же было потом?

Помощь поэту и транспортировка

По воспоминаниям Данзаса на месте дуэли из раны Пушкина лилась кровь «рекой», она пропитала одежду и окрасила снег. Отмечал он и бледность лица, кистей рук, «расширенный взгляд» (расширение зрачков). Раненный пришел в сознание сам. Грубейшая ошибка секунданта поэта была в том, что он врача на дуэль не пригласил, средства для перевязки и лекарства не взял, следовательно, первую помощь и хотя бы небольшую перевязку никто не сделал. Обосновал Данзас это тем, что «был взят в секунданты за несколько часов до дуэли, времени было в обрез, и он не имел возможности подумать о первой помощи для Пушкина».

Пушкин, находясь в сознании, самостоятельно передвигаться не мог из-за шока и массивной кровопотери. Носилок и щита не было. «Больного с поврежденным тазом подняли с земли и вначале волоком „тащили“ к саням, затем уложили на шинель и понесли. Однако, это оказалось не под силу. Вместе с извозчиками секунданты разобрали забор из тонких жердей и подогнали сани. На всем пути от места дуэли до саней на снегу протянулся кровавый след. Раненого поэта посадили в сани и повезли по тряской, ухабистой дороге». Чего таким образом добились? Правильно, усугубления шока.

Объем кровопотери, по расчетам врача Ш. И. Удермана, составил около 2000 мл, или 40 % всего объема циркулирующей в организме крови. Сейчас поэтапная кровопотеря в 40% объема не считается смертельной, но тогда… Все средства для восстановления потерянных масс крови еще не разработали. Невозможно представить степень анемии у Пушкина, которому не перелили ни миллилитра крови. Несомненно, кровопотеря резко снизила адаптационные механизмы бедного организма и ускорила летальный исход от развившихся в дальнейшем септических осложнений огнестрельной раны.

Дома…

«Уже в темноте, в 18 часов, смертельно раненного поэта привезли домой. Это была очередная ошибка Данзаса. Раненого нужно было госпитализировать. Возможно, в пути поэт действительно высказал желание, чтобы его везли домой. Но он, периодически находясь в бессознательном состоянии, в глубоких обмороках, на какое-то время с трудом выходя из них, не способен еще был к ясной оценке происходящего. Что Пушкин был безнадежен и оперировать его не стали, не может служить оправданием секунданту, ибо в пути Данзас этого еще не мог знать. Наблюдая сильное кровотечение, частые обмороки и тяжелое состояние раненого, Данзасу даже не надо было спрашивать Пушкина, куда его везти, а самому принять правильное решение и настоять на нем!» — считает Давыдов.

Найти в вечернем Петербурге хирурга — задача не из легких. Однако, вмешалась сама Судьба — Данзас на улице встретил профессора Шольца. Да, он был не хирургом, а акушером, но это все же лучше, чем ничего. Тот согласился осмотреть Александра Сергеевича и вскоре приехал вместе с хирургом К. К. Задлером, который к тому времени уже успел оказать помощь Дантесу! (вот такая превратность: ранен легко, а помощь «пришла» раньше).

«Профессор акушерства Шольц после осмотра раны и перевязки имел беседу с раненым наедине. Александр Сергеевич спросил: „Скажите мне откровенно, как вы рану находили?“, на что Шольц ответил: „Не могу вам скрывать, что рана ваша опасная“. На следующий вопрос Пушкина, смертельна ли рана, Шольц отвечал прямо: „Считаю долгом вам это не скрывать, но услышим мнение Арендта и Саломона, за которыми послано“. Пушкин произнес: „Благодарю вас, что вы сказали мне правду как честный человек… Теперь займусь делами моими“.»

Наконец (не прошло и нескольких часов) тяжело раненного поэта соизволили посетить срочно приглашенные лейб-медик Н. Ф. Арендт и домашний доктор семьи Пушкиных И. Т. Спасский. Потом в лечении раненого Пушкина принимали участие многие врачи (Х. Х. Саломон, И. В. Буяльский, Е. И. Андреевский, В. И. Даль), однако негласно именно Арендт, как наиболее авторитетный среди них, руководил лечением. К его мнению прислушивались все.

Некоторые исследователи считают, что действия Арендта и Шольца, которые рассказали Пушкину о неизлечимости его болезни, противоречили медицинской этике, ибо они противоречили веками выработанному принципу по одному из правил Гиппократа. Оно гласит: «Окружи больного любовью и разумным утешением; но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает». Нужно сказать, что до сих пор между врачами возникают распри в вопросах деонтологии, но больной все же имеет право знать о своем диагнозе, каким бы неутешительным он не был.

fishki.net

От чего умер пушкин — Почему умер Пушкин, если рана его была не смертельна? — 22 ответа



От чего умер пушкин

В разделе Другое на вопрос Почему умер Пушкин, если рана его была не смертельна? заданный автором Невроз лучший ответ это Смерть А. С. Пушкина наступила от проникающего слепого огнестрельного ранения живота с переломами правой седалищной и крестцовой костей, ушибом петель кишечника, осложнившегося острой кровопотерей и разлитым перитонитом. На начальном отрезке раневого канала пуля, не задев жизненно важные органы, прошла ниже правой почки и позади петель толстого кишечника. Ударившись о внутреннюю поверхность крыла правой подвздошной кости, скользнула по его вогнутой поверхности, отщепляя острые костные отломки и, раздробив крестец, засела в его отломках.Да – совершенно верно – его рана в наши дни классифицируется как не смертельная. НО:После смерти А. С. Пушкина вплоть до наших дней не стихают споры о возможности спасения жизни поэта. Сюзанна Масси пишет, что после смерти Пушкина «слышался ропот против иностранцев и даже против иностранных докторов, лечивших Пушкина». Выдающийся советский хирург С. С. Юдин, отметив в лечении Пушкина ряд недостатков, уверен, что рана, в соответствии с состоянием медицины того времени, несомненно, была смертельной. К мнению профессора Юдина присоединился и известный профессор И. А. Кассирский. На заседании Пушкинской комиссии, посвященной столетию со дня смерти поэта, выступил знаменитый хирург, профессор, будущий президент АМН СССР Н. Н. Бурденко. Академик утверждал, что РАНЕНИЕ ПУШКИНА, УЧИТЫВАЯ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ТУ ЭПОХУ, БЫЛО, НЕСОМНЕННО, СМЕРТЕЛЬНЫМ. Врач – доцент А. А. Аренд, правнук лейб-медика Н. Ф. Аренда, наряду с Н. Н. Бурденко доказал полную несостоятельность утверждения, что Н. Ф. Аренд по политическим мотивам не оказал в полном объеме медицинскую помощь погибающему Пушкину. Академик Б. В. Петровский в 1982 году утверждал: «С позиций современной хирургии мы можем сказать, что перед тяжелым ранением А. С. Пушкина наши коллеги первой половины XIX века были беспомощны».[ссылка появится после проверки модератором]Первый серьезный анализ болезни сделал В.И. Даль, (до нас дошла записка врача Владимира Даля «Вскрытие тела А. С. Пушкина» http://mitin.com/dj01/safonov.shtml) и он правильно оценил перитонит как основную причину смерти. Это подтверждает и профессор Л.С. Журавский – младший праправнук В. Даля: причина смерти – разлитой септический перитонит на фоне резкого обескровливания. Пушкин потерял около 2,5 л крови.И всё-таки не всё возможное было сделано.«Возможные меры помощи раненому А.С. Пушкину:1. Первая врачебная помощь на месте травмы - повязка, теплое укрытие в карете, вино и транспорт в хирургическую клинику Медико-хирургической Академии.2. Консультативное лечение под руководством профессоров Академии Х.Х. Саломона, И.В. Буяльского.3. Применение сердечных и возбуждающих средств, внутривенное вливание жидкостей.4. После некоторого улучшения состояния пульса – операция для окончательной остановки кровотечения и создания оттока из брюшной полости с оставлением бандолета (в случае обнаружения ранения кишки – шов Лямбера или подшивание поврежденного сегмента к брюшной ране).5. Раннее применение обезболиваний (опий).6. Строгий постельный режим с уходом сестры милосердия круглосуточно.7. Ограничение посещений поэта и полный душевный покой.8. Моральная поддержка раненого».Таким образом, делает вывод Л.С. Журавский, гибель поэта связана не только с огнестрельной раной, а со всей общественной и придворной обстановкой. Правительственные круги во главе с императором способствовали дуэли. Царь отрицательно влиял на оказание медицинской помощи Пушкину, действовал подавляюще на его моральное состояние. Медицинская помощь под руководством Н.Ф. Арендта значительно отставала от уровня хирургической науки тех лет. Врачи, родные и друзья не сумели организовать борьбу за спасение или существенное облегчение его болезни.А.С. Пушкин был убит с помощью сложной придворной интриги.[ссылка появится после проверки модератором]

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему умер Пушкин, если рана его была не смертельна?

Ответ от трость[новичек]в дуэли

Ответ от Дарина Дейкун[новичек]Потому что была потеря крови из-за дуэта умер он в 37 лет

Ответ от Џнуш Мариш[новичек]Смертьтранных докторов, лечивших Пушкина». Выдающийся советский хирург С. С. Юдин, отметив в лечении Пушкина ряд недостатков, уверен, что рана, в соответствии с состоянием медицины того времени, несомненно, была смертельной. К мнению профессора Юдина присоединился и известный профессор И. А. Кассирский. На заседании Пушкинской комиссии, посвященной столетию со дня смерти поэта, выступил знаменитый хирург, профессор, будущий президент АМН СССР Н. Н. Бурденко. Академик утверждал, что РАНЕНИЕ ПУШКИНА, УЧИТЫВАЯ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ТУ ЭПОХУ, БЫЛО, НЕСОМНЕННО, СМЕРТЕЛЬНЫМ. Врач – доцент А. А. Аренд, правнук лейб-медика Н. Ф. Аренда, наряду с Н. Н. Бурденко доказал полную несостоятельность утверждения, что Н. Ф. Аренд по политическим мотивам не оказал в полном объеме медицинскую помощь погибающему Пушкину. Академик Б. В. Петровский в 1982 году утверждал: «С позиций современной хирургии мы можем сказать, что перед тяжелым ранением А. С. Пушкина наши коллеги первой половины XIX века были беспомощны».[ссылка появится после проверки модератором]Первый серьезный анализ болезни сделал В. И. Даль, (до нас дошла записка врача Владимира Даля «Вскрытие тела А. С. Пушкина» ссылка и он правильно оценил перитонит как основную причину смерти. Это подтверждает и профессор Л. С. Журавский – младший праправнук В. Даля: причина смерти – разлитой септический перитонит на фоне резкого обескровливания. Пушкин потерял около 2,5 л крови.И всё-таки не всё возможное было сделано.«Возможные меры помощи раненому А. С. Пушкину:1. Первая врачебная помощь на месте травмы - повязка, теплое укрытие в карете, вино и транспорт в хирургическую клинику Медико-хирургической Академии.2. Консультативное лечение под руководством профессоров Академии Х. Х. Саломона, И. В. Буяльского.3. Применение сердечных и возбуждающих средств, внутривенное вливание жидкостей.4. После некоторого улучшения состояния пульса – операция для окончательной остановки кровотечения и создания оттока из брюшной полости с оставлением бандолета (в случае обнаружения ранения кишки – шов Лямбера или подшивание поврежденного сегмента к брюшной ране).5. Раннее применение обезболиваний (опий).6. Строгий постельный режим с уходом сестры милосердия круглосуточно.7. Ограничение посещений поэта и полный душевный покой.8. Моральная поддержка раненого».Таким образом, делает вывод Л. С. Журавский, гибель поэта связана не только с огнестрельной раной, а со всей общественной и придворной обстановкой. Правительственные круги во главе с императором способствовали дуэли. Царь отрицательно влиял на оказание медицинской помощи Пушкину, действовал подавляюще на его моральное состояние. Медицинская помощь под руководством Н. Ф. Арендта значительно отставала от уровня хирургической науки тех лет. Врачи, родные и друзья не сумели организовать борьбу за спасение или существенное облегчение его болезни.А. С. Пушкин был убит с помощью сложной придворной интриги.

Ответ от Просовывать[новичек]РАНА КАК РАЗ ТО БЫЛА СМЕРТЕЛЬНАЯ ТОГДА ТАКОЕ НЕ ЛЕЧИЛИ!! ПУЛЯ ПОПАЛА В ЖИВОТ ОН ПОГИБ ИЗ-ЗА СВИНЦА И 38 ЛЕТ ЭТО НЕ МАЛО ЕГО ОРГАНИЗМ НЕ ПЕРЕНЁС ЭТОГО

Ответ от Ђигран Айрапетян[мастер]ему выстрелили в голову

Ответ от Вернон[активный]Пушкин умер своей смертью в 71 год.он сам подстроил свою смерть, так как, как уже сказал Александр выше, кое-что нарыл.и ему нужно стало исчезнуть, ну или умереть по-настоящему.

Ответ от Александр Симов[гуру]Все это туфта, Пушкина убили по причине того что он что-то нарыл в архивах о Петре 1, в которые его собственно и допустил Николай 1. И последние 5 лет А. С. там работал.Но когда Николай 1 узнал что он там нарыл, то к печати наложил запрет. Собственно по этой же причине и николашку грохнули.А нарыл он то что в посольство в европу уехал один человек, а вернулся совсем другой!! Поэтому и помощь не оказали, а может и помогли.

Ответ от Егор Хайруллин[новичек]Умер в возрасте 38 лет, из-за несовместимых травм с жизнью на тогдашний момент, была задета кишка.

Ответ от Лиза Таран[активный]От страданий...

Ответ от Марта Роговска[новичек]а может он ножом зарезался?! $_$

Ответ от Елизавета *[гуру]Истекавшего кровью, находившегося в состоянии тяжелого шока, получившего сильное охлаждение тела А. С. Пушкина в течение часа везли в полусидячем положении 7,5 верст от места дуэли на Черной речке до его квартиры на набережной Мойки. По дороге он сильно страдал от болей в области таза, жаловался на мучительную тошноту. Платье насквозь пропиталось кровью. Временами раненый терял сознание, при этом карету приходилось останавливать. Таких остановок в пути было несколько. Очевидно, в эти минуты у поэта в результате кровопотери и шока наблюдалось значительное снижение артериального давления (давление, естественно, не измеряли). Врачебную помощь в пути оказать было невозможно. В периоды некоторого улучшения Александр Сергеевич разговаривал с Данзасом, но через силу, прерывистыми фразами. Он вспомнил о дуэли их общего знакомого Щербачева, который был смертельно ранен в живот. Жалуясь на боль, Пушкин сказал: “Я боюсь, не ранен ли я так, как Щербачев”.Уже в темноте, в 18 часов, смертельно раненного поэта привезли домой. Это была очередная ошибка Данзаса. Раненого нужно было госпитализировать. Возможно, в пути поэт действительно высказал желание, чтобы его везли домой. Но он, периодически находясь в бессознательном состоянии, в глубоких обмороках, на какое-то время с трудом выходя из них, не способен еще был к ясной оценке происходящего. Что Пушкин был безнадежен и оперировать его не стали, не может служить оправданием секунданту, ибо в пути Данзас этого еще не мог знать. Наблюдая сильное кровотечение, частые обмороки и тяжелое состояние раненого, Данзасу даже не надо было спрашивать Пушкина, куда его везти, а самому принять правильное решение и настоять на нем!Вообщем паника у них была

Ответ от Катюша Миллер[гуру]потому, что тогдашняя медицина...

Ответ от Katherine Pierce[гуру]потому что ему не помогли вовремя и медицина была не очень...

Ответ от Пользователь удален[новичек]жить ему надоело

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"