2. Общество как социальная система, его структура и основные элементы. Основные признаки общества как социальной системы


определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.

Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

Основные признаки: 1)имя, 2) культура, 3) язык, 4) история, 5) способность к самопроизводству, 6)свойство быть самой крупной единицей социальной реальности, 7) способность к саморегуляции, 8) устойчивость, 9) наличие территории (и государства), 10) наличие внутренней дифференциации.

Подсистемы: 1) экономическая (производство, услуги, зарплата и т.д.),

2) социальная (профессия, демография, территория и т.д.), 3) политическая (органы управления, партии, режимы), 4) социокультурная (наука, религия, СМИ, искусство и т.д.)

8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.

Основные принципы системного подхода:

• Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

• Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

• Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

• Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

• Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Функциональный (упор на динамические изменения)

Детерминистский (общество определяет поведение индивида по доминирующей сфере)

Индивидуалистический (отдельные личности определяют «лицо» общества)

9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.

В современном обществознании существуют несколько типологий обществ.

Тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов.

Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология общества определяется на основе определенных признаков или критериев.

1.В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества :

Дописьменные

письменные.

2.По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют

простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно

сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д.

3.По степени социальной мобильности

открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения

закрытые, где данные признаки отсутствуют.

По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ формационный и цивилизационный.

Формационный подход появился в XIX в., его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой формационного подхода является понятие «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация — это стадия в развитии общества с присущим ей способом производства материальных благ. Выделяют пять общественно-экономических формаций:

1) первобытная;2) рабовладельческая;3) феодальная;4) капиталистическая;5) коммунистическая (1-я стадия — социализм).

Беларусь не имеет технологическую базу и экономическую структуру постиндустриального общества, а социальная структура, близкая к структуре постиндустриального общества. Экономика в Белоруссии строится на принципах социально-ориентированной, рыночной модели

Беларусь имеет уникальную модель экономики. Она опережает Литву, Латвию и Эстонию. ВВП в 5 раз выше, чем в Литве. Беларусь - страна кранов. В ней дается много бесплатного жилья нуждающимся (муниципальная собственность). В Вузы поступают много желающих. После окончания гарантируется работа. Зарплата у работающих составляет 600-650 долларов, выше чем в Литве. В стране имеется большой социальный пакет: пионерские лагеря, санатории, и почти бесплатные столовые. Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров. Жители могут свободно уезжать из страны, но не делают этого. В Беларуси плохо жить тем, кто хочет быстро сделать деньги. В Беларуси пьют меньше, чем в соседних странах. В армии высокая дисциплина. Промышленность страны постоянно производит модернизацию устаревающих вооружений своими силами.

studfiles.net

2. Общество как социальная система, его структура и основные элементы.

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его как социальную систему и применить соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.

Теория социальных систем зарождается в начале 1950-х годов и обязана своим появлением на свет усилиям двух социологов — Толкотта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Они могут рассматриваться как основатели школы, именуемой структурный функционализм- подход, которыйрассматривает общество как развивающуюся систему, каждая часть которой функционирует в связи со всеми другими частями системы. Тогда любые данные об обществе могут рассматриваться с точки зрения того, насколько они функциональны или дисфункциональны для поддержания социальной системы.

Парсонс разработал общую теорию социальных систем, пытаясь нащупать пути интеграции социологической теории с разработками в биологии, психологии, экономической и политической теории. Согласно Парсонсу, любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются 4 условия, т.е. каждая социальная система имеет четыре подсистемы, соответствующие четырем основным функциям, а именно — адаптации (А), достижению цели (G), интеграции (I) и поддержанию образцов или латентности (L). Парсонсом была разработана универсальная схема структурно-функционального анализа, призванная описывать и объяснять социальные системы любого уровня (от индивидуального действия и малой группы до социального института и общества в целом).

Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре основных подсистемы:

Экономическая подсистема: производство, распределение, перемещение, обмен на рынке, экономическое стимулирование, система финансов, кредитная, банковская система. Цель подсистемы – адаптация людей к окружающей среде, обеспечивая средствами к существованию.

Политическая подсистема: политическое устройство, режим правления, система власти, наличие политических прав и свобод, партийная система. Цель – объединить людей для достижения общественно значимых целей, обеспечивая координацию их действий; механизм принятия решений и управление деятельностью людей.

Социальная подсистема: социальная и этнонациональная структура, его территориальная и профессиональная структура, социально-демографические характеристики (соотношение мужчин и женщин, детей, взрослых, динамика рождаемости, смерти, продолжение жизни). Цель – интеграция, поддержание устойчивых связей между элементами общества, социальными группами.

Социокультурная подсистема: образование, искусство, религия, наука, мораль, культура и т.д. Цель – поддержание стабильности системы, обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, но взаимодействуя друг с другом, образуют вполне определенные структурные компоненты общества.Основными из таких компонентов являются следующие:

1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;

2) социальные статусы, занимаемые людьми в обществе Социальный статус – это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определённых прав и обязанностей. Термин «социальный статус» введен в социологию в середине 30-х годов ХХ века Робертом Линтоном, до этого этот термин использовался для определения экономического положения человека в обществе. В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый генеральный статус – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным, т.е дифференцирующим данное общество. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, услуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» статусы. Предписанный статус приобретается от рождения. Это национальность (русский, казах и т.д.), социальное происхождение (из рабочих и т.д.), место рождения (москвич, одессит и т.д.). Достигаемые же статусы приобретаются в течение всей последующей жизни, например, образование, квалификация и т.д. Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж — это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций. Таким образом, категория социального статуса характеризует социальное значение человека в аспекте его социальных функций, прав и обязанностей. Динамическим дополнением этой статической категории служит понятие социальной роли – поведенческой характеристики человека, в том числе и его личностных черт;

3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами.Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе. Понятие «социальная роль» было выработано в начале ХХ века (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Шибутани, Р. Линтон и др.).

Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятие социальной роли и игры отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, «ролевая теория» неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма. Социальная роль распадается на ролевые ожидания, то, что согласно «правилам игры», ждут от той или иной роли, и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Система социальных ролей снижает общий уровень тревожности в обществе, делая поведения обладателя той или иной социальной роли типическим, предсказуемым, ожидаемым. Как правило, индивид нервничает в незнакомой обстановке, когда не знает, чего ожидать от окружающих и каким образом вести себя самому, то есть, какую социальную роль представлять, «разыгрывать». Так же система социальных ролей позволяет эффективно контролировать поведение человека, отслеживая и наказывая его за отклонение от общепринятых ожиданий. Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая система социальных санкций – от порицания, осуждения, бойкота до насильственного пресечения и изоляции индивида.

Социальная роль – более узкое понятие, чем статус, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли – перед подчиненными, в третьей – как отец. Везде он остается директором завода – в этом его главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал всю совокупность ролей, вытекающих из данного статуса,ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами и исполняет при этом бесконечное множество ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми.;

4) социальная структура, включающая в себя социальные страты(рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иныеобщности;

5) социальные взаимодействиялюдей, обладающих определенными социальными статусами и социальными ролями и принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;

6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.

studfiles.net

Общество как социальная система

Если рассматривать общество как социальную систему, то вначале надо коснуться его структуры. Общество как социальная система включает в себя различные элементы системы и связи между ними. Элементами общества являются социальные группы (малые и большие), социальные институты и индивиды, а также связи между индивидами, группами, между индивидом и группой и т.д. Место или позиция, которое занимает социальный элемент, будь то индивид или группа, называется социальным статусом. Функцию, которую выполняет социальный элемент, в социологии называют социальной ролью.

Социальные общественные отношения играют роль социальных связей между элементами общественной системы. Социальная связь – это совокупность фактов, обусловливающих интерактивную деятельность индивидов в определённых общностях для достижения каких-либо целей. Общество как социальная система определяет во многом и связи, складывающиеся в социуме, которые отражают политическую, экономическую, культурную специфику конкретного общества.

Устойчивые социальные отношения возникают тогда, когда социальные взаимодействия постоянно воспроизводятся, при этом интенсивность их может сильно различаться. Например, после того, как молодой человек (юноша или девушка) покидает дом своих родителей, социальные связи и отношения между ними не прекращаются, хотя непосредственных контактов может и не быть. Однако остаются родственные отношения, память, наличие их образов в сознании молодого человека, что позволяет нам говорить о том, что социальные связи и отношения между ними продолжаются.

Единых, раз и навсегда заданных законов социального взаимодействия, конечно же, не существует. Общество как социальная система во многом определяет характер такого рода взаимодействий, зависящий от множества факторов, которые можно рассматривать как две группы: к первой мы отнесем объективные, например, социально-культурную специфику конкретного общества, а ко второй – субъективные, в которые включаются личностные особенности индивидов (мировоззрение, ценности, установки, направленность личности и т.п.).

Индивид действует в непрерывном взаимодействии с другими людьми. Однако общество как социальная система оказывает огромное влияние на взаимодействующих индивидов, регламентируя их деятельность, поощряя или наказывая их. Кроме этого, сами люди оказывают перманентное влияние друг на друга. Индивид также может в существенной мере воздействовать на свое ближайшее, и не очень, социальное окружение, например, когда подает пример конкретных действий. Если учитывать такие многоплановые, разновекторные и непрерывные воздействия, которые присутствуют повсюду в социальной среде, то можно говорить о системе, которая обладает такими качествами, которыми не характеризуется ни один из её элементов в отдельности.

Общество как целостная социальная система имеет свои специфические законы. Например, устойчивость, динамизм и открытость, эмерджентность и синергичность, способность к самосохранению и саморазвитию.

При всем многообразии теоретических подходов к рассмотрению общества как социальной системы, можно выделить три теоретические модели общества.

Первая модель рассматривает общество как совокупность действующих людей, как результат их совместной деятельности (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Вторая модель основывается на том, что в обществе приоритетными являются не индивиды, а их объединения, союзы (К. Маркс, Р. Дарендорф). И, наконец, третья модель связана с неким метафизическим пониманием того, что есть социальное с применением метода сепарации при рассмотрении социальных процессов и явлений (А. Щюц, Дж. Мид, Н. Луман, П. Бурдье).

fb.ru

Общество и его признаки. Общество как социальная система — Социология. Ответы на билеты 1-12

Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество.Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

ifreestore.net

Лекция №3 ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 11Следующая ⇒

1. Общество и его признаки.

2. Подходы социологов в системном изучении общества.

3. Типологии обществ.

4. Эволюционизм, как система взглядов, признающая объективный характер социального развития

1.

В социологии общество - это многоплановое понятие. С одной стороны этот термин употребляется для обозначения группы лиц. Это когда мы говорим «Как хорошо я себя чувствую в нашем обществе!» В данном случае обществом называется определенная совокупность людей объединенных конкретными интересами, или взаимными симпатиями, либо видом деятельности. Кроме того, оно употребляется и в широком смысле для обозначения сложившихся связей в государственно-территориальных единицах. В первом случае обществом можно назвать кружок самодеятельности, а в другом современную Россию.

Наиболее распространённым из определений является следующее: общество- это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности.

По каким признакам можно определить общество?

1. Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета через природные ландшафты определила условия жизнедеятельности людей и придала их сообществам неповторимые черты.

Территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

2. Второй отличительной чертой общества является способность поддерживать и воспроизводить интенсивность внутренних взаимосвязей, то есть то что, мы понимаем под словомкультура

3. Следующий признак общества - это структурность. Под структурой в социологии мы понимаем устойчивые социальные образования, связи, отношения. Это могут быть социальные институты, социальные общности и т.д. Это результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, которые возникли первоначально на основе межличностных контактов и взаимосвязей.

Между тем, структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности (то есть при условии признания их целесообразности большинством населения). Резкие сдвиги в массовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьёзно подорвать доверие населения к существующим структурам и нарушить механизм воздействия на людей.

Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи - институт денег регулирует товарообмен, институт семьи - брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

4. Следующей отличительной чертой общества является автономность -способность к саморегуляции. Автономность общества достигается через многофункциональность, через способность создавать необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей членов общества. Именно в обществе человек способен удовлетворить все свои потребности через вступление в необходимые ему и обществу связи и отношения.

Общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять своё основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. Автономность и самодостаточность общества проявляются в том, что общество регулируется и управляется только теми институтами и организациями и на основе тех принципов и норм, которые возникают внутри него самого.

5. Общество отличает большая интегрирующая сила. Она социализирует, подчиняет своим правилам каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений. Благодаря этому качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, поскольку органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития.

2.

Рассмотрим общество как социальную систему. Как известно, система - это такое целое, которое не сводимо к сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. В этом случае многое определяется выбором системообразующего элемента, лежащего в основе теоретической конструкции

В процессе развития социологической мысли исследователи в своих теоретических концепциях использовали различные системообразующие элементы и по-разному структурировали общество. Наличие разных подходов объясняется сложностью такого феномена как общество. Перечислим только некоторые: это социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные нормы и т.д.

Каждый из этих компонентов вносит в социальную жизнь организующее начало и может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях исследователя.

Начнем с того, что общество как социальную систему характеризуют пять основных параметров

Саморегуляция. Учитывая внешние воздействия, социальная система постоянно корректирует свою деятельность. Каждая новая ступень в развитии общества опирается на достижения предшествую­щих поколений. Таким образом, преобразование общества происходит эволюционным путем за счет внутренней трансформации социальных структур.

Открытость. Взаимодействие одной социальной системы с приро­дой и другими системами и происходит путем обмена информацией, энергией, веществом и т.п. Чем активнее связи и чем свободнее этот обмен от формальных регламентации, тем он эффективнее.

Следовательно, открытость социальных систем - это создание и сохранение благоприятных условий жизнедеятельности людей, развитие обмена деятельностью и многое другое.

Информационность. Человеческая деятельность основана на ин­формационных процессах. Они дают возможность каждому поколению опираться на опыт своих предшественников, диагностировать существующее состояние социальных проблем, прогнозировать будущее развитие.

Иерархичность. Общество - многоуровневая систему характеризующаяся сложным сочетанием различных уровней и звеньев, организации и субординации между ними.

Детерминированность (взаимосвязь и взаимообусловленность) социальных явлений. В общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих.

Между тем, в социальной системе отсутствует фатальная детерминация. Присущие обществу объективные законы предопределяют только общее направление, тенденции социальных изменений, а их конкретные формы, методы, темпы определяются конкретными условиями.

Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором системообразующего элемента, который лежит в основе теоретической концепции.

Как Вы считаете, какая же из представленных ниже концепций определяет облик общества в целом?

Первая группа социологов считает, что общество объединяет свои структурные элементы, на основе их функциональной зависимости. Функциональная зависимость - это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Представитель этой точки зрения, Т. Парсонс попытался начать анализ социальной системы не с выявления структурных элементов, а с определения функциональных основных требований, без которых система существовать не может. Эти требования заключаются в следующим:

1) Общество должно обладать способностью к адаптации, приспосабливаться к изменению условий жизни и росту потребностей людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

2) Общество должно быть целеориентированным, способным к пос­тановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их дости­жения;

3) Общество должно сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в сис­теме;

4) Общество должно обладать способностью к интеграции.

Сторонники функционалистской точки зрения считали функциональный детерминизм наиболее верным в определении характеристик социальных систем. Р. Мертон предложил говорить не только о явных, позитивных функциях, но также и о скрытых, латентных функциях и дисфункциях, создающих угрозу стабильности, порождающих различные отклонения от общепринятых норм, правил, являющихся своеобразным источником напряженности. Различаясь по своему положению в обществе, социальные слои, классы неизбежно в стремлении удовлетворить соответствующие потребности и реализовать собственные интересы, будут противостоять, сталкиваться с другими группами.

Выделение функциональных подсистем характерно и для других социологических школ. Разногласия заключаются только в определении их количества и функционального предназначения.

Другая группа учёных, ярким представителем которых является К.Маркс отдавал предпочтение экономическому детерминизму. Однако Октябрьская революция в России, нарушила все постулаты этой теории. В реалиях политический переворот стал не итогом, а началом изменения экономического базиса. Воздейс­твие политики на социальным жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Идея верховенства политики имеет более древние корни - еще у Платона и Аристотеля. Современные исследования тоталитаризма подтверждают огромную роль организации политической жизни в об­ществе. Политика, государство при определенных условиях могут стать решающим фактором, полностью контролирующим все социальные сферы.

Сторонники технологического детерминизма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве.

Последователи культурного детерминизма считают, что структуру и форму общественных отношений составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества.

В отечественной науке принято выделять экономическую подсистему (обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов), духовнокультурную (позволяющую человеку реализовывать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом), социальную (регламентирующую потребление и распределение всех благ), и политическую (осуществляющую общее руководство и управление обществом).

Таким образом, общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов и норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

3.

При изучении общества важно не только выделить его характерные черты, отличающие его от других социальных образований, но и показать многообразие его проявлений, развития в реальной жизни. Даже поверхностный взгляд позволяет охватить пеструю картину современных обществ. Отличия проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния ), так и не столь открыто ( уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможности для самореализации личности ).

Поскольку общество является крайне сложным, мнгоуpовневым образованием, то здесь невозможна какая-либо универсальная классификация. Исследователь вынужден из многообразия признаков, характерных для общества, выбирать часть, делать их типообpазующими и на этой основе создавать свою типологию.

Познакомимся с некоторыми наиболее интересными подходами.

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное.

Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультуpной регуляции.

В нашем сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, а главное - большая инерционность, невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностью поведения индивидов. Оно строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами.

Более того, перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, крамольной является даже мысль об их возможном преобразовании или изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием инновационного процесса в обществе.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Сен-Симон, подчеркивая производственную основу общества. Важнейшими чертами индустриального общества являются гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, активная социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегpативной функции путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

В теоретических построениях различных авторов могут вводиться дополнительные штрихи к описаниям традиционного и индустриального общества.

К.Поппер использует понятия закрытого и открытого общества, в основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппеpа, представляет собой закрытое общество, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения, - открытое общество.

В 60-е годы появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской (Д. Белл ) и западноевропейской (А. Туpен ) социологии.

Причина появления этой концепции – возникшие структурные изменения вынуждающее по-иному взглянуть на общество. В современном мире резко возросла роль знания и информации. Имея необходимое образование и доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по социальной иерархии. Плодотворный творческий труд становится основой успеха и процветания.

Однако на базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Государство, правящая элита, благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам информации стали обладателями колоссальной возможности влияния на массы. Именно на эту опасность возрастания роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского общества указывал А.Туpен в своей книге «Постиндустриальное общество».

Постиндустриальное общество - это не просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм, обеспечивающих, в частности, приоритет знаний и образования, но и нарастание реальной угрозы усиления социального контроля, в более изощренной, скрытой, а потому более опасной форме.

Классификация обществ может быть на основе господствующих в них религий (христианские или мусульманские общества), через язык ( англоязычное, испано-говорящее и др.) и т.д.

Марксизм в основу типологизации кладет различия производственных отношений.

Ряд исследователей обращаются к системе политических отношений, формам государственной власти, считая их определяющими для характеристики различных видов общества. Например, у Платона и Аристотеля по типу государственного устройства различаются монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия.

В современном варианте тот же подход расширяется за счет перехода рассмотрения собственно государства к осмыслению системы его взаимоотношения с обществом в целом. Соответственно отмечается существование тоталитарных обществ, где государство определяет все основные направления социальной жизни, демократические общества, где население может влиять на государственные структуры и авторитарные общества, сочетающие элементы тоталитаризма и демократии.

4.

В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Если эволюция общества - естественно-истоpический процесс, то роль ученого виделась в выявлении основных параметров происходящих трансформаций, в поиске того решающего звена, модификация которого влечет за собой изменение всего облика общества.

Г. Спенсеp видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, сопровождающейся ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. По его мнению, движение общества от гомогенности к гетеpогенности сопровождается ростом свободы индивидов, общество перестает жестко контролировать своих граждан и начинает все больше обслуживать их интересы. Усложнение общества, ведущее к росту самостоятельности граждан, - таково понимание Г. Спенсеpом социального прогресса.

У Э. Дюpкгейма содержание эволюции сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации. Благодаря разделению обеспечивается взаимозависимость людей на принципиально новой основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется чувство солидарности как высший моральный принцип общества.

Эволюционистским по своей сути был подход сторонников теорий индустриального и постиндустриального общества. В основе движения к новой стадии здесь также лежат качественные сдвиги в науке, технике, характере производства, социальной культуре, в знаниях и т.д.

Марксизм определяющим фактором социального развития считает производительные силы, рост которых ведет к смене способа производства, провоцирующего соответствующие изменения всего общества и обеспечивающего смену общественно-экономических формаций.

Отличительной чертой марксизма стало настоятельное стремление соединить эволюцию с революцией, предать последней легитимный характер. Попытка доказать ее важное для развития общества значение. Революция по мысли Маркса должна стать «повивальной бабкой» - помочь родится новым политическим и экономическим структурам.

Для других представителей эволюционизма революции были лишь эпизодом, кровавым и жестоким, в развитии обществ, причем скорее случайным, возникающим под воздействием экстремальных факторов, чем закономерным. А. Де Токвиль, говоря о Великой французской революции, отмечал, что все, что революция сделала, было бы сделано и без нее.

В рамках этого направления удалось определить и некоторые тенденции социальной эволюции:

а) Общество движется от простого состояния к более сложному, то есть к более структурированному, более дифференцированному.

б) Усложнение социальной структуры одновременно является условием и следствием растущего многообразия запросов, устремлений, убеждений индивидов.

в) Творческая личность с широким кругозором становится основным творцом истории. Она требует раскрепощения своего внутреннего созидательного потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени может обеспечить свободу.

Однако процесс развития общества настолько сложен, что в рамки традиционного эволюционизма, исходящего из принципа поступательного, восходящего развития общества, не укладывались попятные движения, кризисы и распады обществ, исчезновение целых цивилизаций.

Для объяснения этих явлений исследователи обратились к теориям циклического развития (О. Шпенглер, А.. Тойнби). Эволюция общества представала теперь не как прямолинейное движение, а как своеобразный замкнутый цикл подъема к более совершенному состоянию, расцвета и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Выше мы уже указывали основные звенья, изменение которых и влечет за собой восходящее развитие: знания, социальная дифференциация, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы.

Между тем, при углубленном изучении роли этих звеньев стало очевидным, что они могут дать импульс не только позитивным, но и негативным процессам. Знание может быть использовано для создания оружия массового поражения, солидарность, напротив, подавить инициативу и самостоятельность индивида, научно-техническая революция - привести к экологической катастрофе и т.д.

Так появились теории социальных изменений. Например, Т. Парсонс, излагая свой взгляд на социальные изменения в обществе, считал, что его приспособление к новациям осуществляется за счет внутренних резервов. Вместе с тем, он полагал, что изменения в обществе - это отклонение от его нормального состояния.

Вопросы для повторения:1. Раскройте понятие «общество» через его признаки. 2. В чем сущность системных параметров общества? 3. Какие подходы существуют в исследовании общества как социальной системы? 4. Какие системные требования предъявляются к функционированию общества? 5. Какие подсистемы выделяются современными исследователями общества? 6. Перечислите выделяемые учеными типы обществ и дайте им характеристику. 7. В чем заключается основная угроза информационного общества? 8. Что можно положить в основу типологизации обществ? 9. Раскройте взгляды Э. Дюркгейма и Г. Спенсера на эволюцию общества. Опишите взгляды других ученых на развитие общества. 10. Каковы основные тенденции социальной эволюции? 11. Дайте характеристику теории циклического развития общества?

Читайте также:

lektsia.com

II. Общество как социальная система, её основные системные признаки

Количество просмотров публикации II. Общество как социальная система, её основные системные признаки - 203

В XX веке представление об обществе как о целостной системе формировалось в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А. А., Богдановым и Л. Фон Берталанфи.

В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах Т. Парсонса, который предпринял попытку создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всœей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие "социальная система".

Система- это определœенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ целостное единство.

Функциональная зависимость - ϶ᴛᴏ то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Системное качество - ϶ᴛᴏ особое качественное состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

Системное качество формируется вследствие множества социальных связей, взаимодействий и отношений.

Социальная связь - ϶ᴛᴏ набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целœей.

Социальное взаимодействие - ϶ᴛᴏ процесс, в котором люди и испытывают воздействие друг на друга.

Социальные отношения - ϶ᴛᴏ относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Целостной системе присущи множество связей, взаимодействий и отношений, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация – это определённая согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы, где нет отношений подчинœения и превосходства в отличие от субординации.

Субординация– система подчинœения, регламентированное распределœение прав и обязанностей в любой организации.

Под "социальной системой" в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархическую совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединœенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующими со средой как единое целое.

Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы - семьи - до всœего человечества.

В системном анализе понятие "социальная система" тесно связано с такими категориями, как "социальная структура" и "функции", что дает возможность описывать состав, характер связей между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой.

Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа, категория социальной системы легко поддается операционализации и эмпирической верификации в прикладных социологических исследованиях.

В связи с этим понятие "социальная система" превратилась в универсальную категорию социологии.

Производным от социальной системы является понятие социетальной системы (от лат. societas - общность). Впервые данный термин был введен А. Г. Келлером для выделœения в особый класс социальных систем большого масштаба - государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом.

Социетальные системы отличаются большим разнообразием функций и включают в себя несколько подсистем; экономическую, собственно социальную, политическую, культурную и т.д.

Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения общества, отражающая действительные реалии социальной жизни.

Рассмотрим некоторые из концептуальных подходов к категории "общества".

Согласно "атомистической" теории (Дж. Дэвис) общество является совокупностью действующих личностей или отношений между ними.

В теории "социальных групп" (Ф. Знанецкий) общество определяется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы.

Функционалисты основывают свой подход на утверждении (Г. Спенсер, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), что общество - это стабильная и упорядоченная система, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям.

С точки зрения марксизма общество - это сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиций, закона, социальных институтов и т.д., которая строится на определœенном способе производства, распределœения, обмена и потребления материальных и духовных блаᴦ.

Наиболее полное определœение признаков общества принадлежит американскому социологу Э. Шилзу. По его мнению, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе и любому объединœению людей (независимо от его численности), если:

‣‣‣ объединœение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;

‣‣‣ оно не является частью какой-либо крупной социальной системы;

‣‣‣ оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью;

‣‣‣ у него есть собственное название и своя история;

‣‣‣ браки заключаются преимущественно между представителями этого объединœения;

‣‣‣ оно пополняется преимущественно за счёт собственного прироста͵ ᴛ.ᴇ. рождения детей внутри объединœения;

‣‣‣ его объединяет общая система ценностей;

‣‣‣ оно обладает собственной системой управления.

Основные признаки общества

В отечественной социологической литературе выделяют следующие признаки общества:

1) наличие территории, обычно совпадающей с государственными границами. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения взаимодействия между индивидами;

2) устойчивость: наличие социальной структуры, ᴛ.ᴇ. устойчивых социальных связей, которые способствуют поддержанию и воспроизводству высокой интенсивности внутренних социальных взаимодействий;

3) самодостаточность или автономность, ᴛ.ᴇ. то, что позволяет ему без вмешательства извне выполнить свое основное предназначение - предоставить людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целœей;

4) общность культуры, большой интегрирующей силы, которая социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Примером общности культуры являются религиозные идеи, способствующие созданию и сохранению целых сообществ, к примеру, христианская, мусульманская.

В современной социологической науке под обществом принято понимать универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всœех базовых потребностей людей, самодостаточный , саморегулирующийся и самовоспроизводящийся.

В обществе можно выделить основные сферы: социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная.

referatwork.ru

Общество как социальная система. Характеристики :: SYL.ru

Общество как целостная социальная система – центральная категория в социологической науке. Понятие это в своих трудах употребляли еще древние мыслители. Обычно выделяется два подхода, определяющие понимание того, что, собственно, есть общество как социальная система. Упрощенный подход - это взгляд на систему, которая представляет собой простую совокупность государственного и социального устройства. Вместе с тем, некоторые значимые исследователи рассматривали вопрос, как нечто более сложное. Например, Эмиль Дюркгейм считал, что общество как социальная система – это некая духовная реальность, основанная на массовых, коллективных архетипах. В противовес Дюркгейму Маркс рассматривал этот феномен как совокупность человеческих взаимоотношений, которые складываются как следствие совместного производства и зависят от его характера и производительных сил. Толкотт Парсонс считал, что социум является систематической межличностной связью, которая основана на общих духовно-культурных понятиях и ценностях. То есть, можно сделать вывод, что общество - как социальная система - представляет собой весьма сложную категорию, имеющую ряд различных трактовок и подходов.

Характеристика феномена

Некоторые черты, которые в обязательном порядке присущи обществу, были выделены американцем Эдвардом Шиллзом:

  • Общество должно иметь собственную территорию, общее для его членов понятие о совместном историческом прошлом, а также самоназвание.
  • Социум имеет тенденцию к самостоятельному самовоспроизведению.
  • Общество само по себе есть крупнейшая форма совместного человеческого сосуществования. Оно не может быть частью более крупной системы.
  • Оно имеет единые для всей территории и для его членов органы управления.

Общество как социальная система сплачивается в результате формирования общей исторической памяти и единых ценностных ориентиров. Стоит обратить внимание на то, что каждый из вышеназванных подходов к социуму основывается на отведении одной из социальных сфер, которых насчитывают как минимум четыре:

  1. Экономическая – человеческие взаимоотношения в сфере распределения и производства материальных ресурсов.
  2. Политическая – в этой сфере выполняются функции, которые регулируют работу государственного аппарата, правовых норм, обеспечивают диалог власти с народом, систему социальной мобильности и так далее.
  3. Духовная – вся деятельность, которая связана с образованием, наукой, искусством, религиозными и культурными потребностями людей.
  4. Социальная сфера – представляет собой совокупность всех институтов, что отвечают за стратификацию этого общества, социальные роли (возрастные, гендерные) и так далее.

Теоретические модели общества по Карлу Попперу

Этот исследователь обратил внимание на следующее интересное свойство обществ: они могут быть открытыми и закрытыми. Причем степень открытости зависит от их социальных норм и табуированности. Например, в закрытом обществе члены имеют строгий набор установок и правил на все жизненные вариации. Индивидуальное поведение жестко предписано и имеет единственно правильную модель. Такая жесткость характерна для архаичных общественных организмов. Зачастую в них отсутствуют социальные лифты из-за жесткой регламентированности общественной жизни, и они разбиваются на закрытые касты. Открытые же общества, напротив, демонстрируют гибкость и демократичную расположенность к новшествам. Обычно началом эволюции общества от закрытого к открытому становится знакомство с необычными для них системами и осознание того, что социальные нормы не являются универсальными для всего человечества.

www.syl.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"