Обозначение орфограмм — Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму? Орфограмма в слове сочетание

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

правописание гласных в корнях лаг, лож, кос, кас и как проверить безударную – примеры

Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.

Область применения правила

Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Разновидности

Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

  • непроверяемые,
  • проверяемые,
  • чередующиеся,
  • выбираемые.

От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

Непроверяемые

Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

  1. безударные гласные;
  2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

Проверяемые

Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

гора́ – го́рка, в го́ры.

Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

  • дуб – дубок, дубы;
  • честный – честь, честен.
  • весна – весенний, вёсен.

В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

Древнерусский вариант Церковнославянский вариант Примеры
-оро- -ра- город — ограда
-оло- -ла- полотно — платок
-оло- -ле- молоко — млечный
-ере- -ре- берег — прибрежный

Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова младший, молодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

«О—Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё, если нет – тогда О (шёпот – шептать, шорох – родственных с Е нет).

Виды орфограмм в корне

Чередования

Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно

.

Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

Последующие согласные

В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А, а перед С без последующей Т – всегда О. Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав, нарицательные росток и ростовщик пишутся через О, а слово отрасль – через А. В список данного типа не включены . Причины будут разъяснены ниже.

Суффикс -а-

От суффикса -а- зависит выбор гласной И: выберешь – выбираешь, раздерет – продираться, выжечь – выжигать, презреть – презирать, замереть – замирать, отпереть – отпирать, застелить – расстилается, вытереть – стирать, вычет – вычитание, блестящий – блистать;

гласной А: —кос-//-кас- (коснуться – касание)

сочетания ИМ, ИН на месте А (Я):

  • нажать – сжимать
  • понять – принимать
  • клясть – проклинать
  • начало – начинать
  • измять – сминать

Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (положить – слагаемое), так что для их проверки годятся два способа.

Ударение

В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар— (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –

в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О.

Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А.

Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

Ударение в словах

Оттенки значения

Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» — требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

Выбираемые гласные

Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши, ча-ща, чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы, Я, Ю, за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).

Также в эту группу входит правило, согласно которому И, стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (интересный – безынтересный — сверхинтересный).

Часть 1. Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Вывод

Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы, Я-А, Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис-). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

uchim.guru

Обозначение орфограмм — Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

загрузка...

  • Орфограмма - это то место в слове, где мы можем допустить ошибку. Например: слово quot;зубкиquot;; орфограммой в данном слове будет глухая согласная quot;бquot;, которую мы проверяем звонкой согласной quot;бquot;, то есть мы проверяем парную согласную в слове, изменяя слово таким образом, чтобы четко услышать нужную нам букву. Но для этого нужно немного потрудиться и подобрать к слову quot;зубкиquot; такое однокоренное слово, которое бы заканчивалось либо на буковку quot;нquot; либо, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная буква. Итак, слово quot;зубкиquot; мы проверяем словом quot;зубастыйquot;. Как же выделить данную орфограмму слова? Наверное, мы карандашиком подчеркнем черточкой проверяемую букву quot;бquot;, и ещ, обязательно, выделим корень -зуб-, а также, хорошо будет, если мы рядом с словом с орфограммой ( quot;зубкиquot; ), напишем проверочное слово ( quot;зубастыйquot; ). То есть: подчеркнули проверяемую букву, выделили корень слова, записали проверочное однокоренное слово.

  • Обозначить орфограмму - значит выделить в слове место, где может быть ошибка. Когда учитель говорит в домашнем задании выделить орфограмму, то в заданном тексте есть пробелы или даны две буквы на выбор. Это и есть орфограмма.

    Еще лучше знать, что орфограмма состоит из двух слов quot;орфоquot; - правильный, quot;граммаquot; - букваquot;, то есть правильная буква. Вот и получается, ищем в слове правильную букву, которая может быть написана неправильно

  • Каждый школьник сталкивается в школе с необходимостью обозначать орфограммы в словах. Чтобы не ошибиться и правильно совершить это действие, для начала необходимо понимать, что такое орфограмма, как е искать и, соответственно, затем выделять.

    Вот небольшая инструкция, отвечающая на все эти вопросы:

  • Как говорит Современный энциклопедический словарь:

    А если сказать очень просто, так чтобы понял и ребенок, то можно объяснить так: есть случаи, когда не возникает никаких вопросов, как написать какое-то слово, например, слово quot;домquot; - оно как слышится, так и пишется. Но есть слова, которые человек слышит и думает: quot;Как же это правильно написать?quot; Возникают сомнения: можно и так, и так... Для этих случаев люди и придумали орфограммы, то есть общие правила того, как писать quot;трудныеquot; слова, чтобы все мы могли друг друга легко понимать и не возникало путаницы (иначе один писал бы о шифре quot;мой кодquot;, а другой - quot;мой котquot;).

    Орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые (которые нужно запомнить). Они могут касаться, например, безударных гласных, слитного или раздельного написания, строчных и прописных букв и других правил.

    Если есть задание найти орфограмму, то это значит, что нужно найти в слове случаи, где применяется какое-то правило написания. (Например в слове quot;глядетьquot; - безударная гласная quot;яquot; в корне слова, которая проверяется словом quot;взглядquot;).

    Когда необходимо выделить орфограмму на письме, то ее нужно подчеркнуть внизу карандашом.

  • В школе учитель часто требует обозначить орфограммы в разных словах. Но что такое на самом деле эта орфограмма и как ее находят? А ещ - как ее выделить? Если вы последуете следующим рекомендациям, они Вам могут немного помочь.

    Орфограмма - это определенное вид написания слова, которое основано на правилах русского языка. Если сказать просто, если вы не уверены, как написать слово, а часто это происходит, когда буква или сочетание букв находятся в quot;слабой позицииquot;, то в этом случае Вы имеете дело именно с орфограммой.

    К примеру, написание, которое основано на отличии глухих и звонких парных согласных в корне слова или в его конце. Чтобы правильно написать такое слово, необходимо изменить его форму или же подобрать однокоренное слово, для того, чтобы буква оказалась теперь уже в сильной позиции.

    К примеру, в слове quot;дубquot; выделите корень слова (в этом случае это все слово) и увидите, что буква Б здесь в слабой позиции, потому что слышится парный ей согласный П.

    Получается, что это написание нужно проверить, то есть эта самая буква и является орфограммой. Вам надо подчеркнуть букву Б, после чего выделить корень в слове. Таким образом Вы выделите орфограмму. Она называется в этом случае quot;Написание глухих согласных в корне словаquot;.

    Измените форму данного слова и подберите однокоренное слово.

    К примеру: Дуб - Дубы.

    Как Вы видите - теперь после буквы Б стоит гласная согласная буква, причм она находится в сильной позиции. Написание слова соответствует его произношению. Выходит, что в слове quot;дубыquot; орфограммы нет.

    Орфограммы могут появляться в разных частях слов: в окончании, в корне, в суффиксе, в приставке. Если вы видите орфограмму, и от Вас требуется е выделить, то нужно обозначить ту часть слова, в которой она находится, а кроме того графически обозначьте написание.

    К примеру, если Вы имеете дело с орфограммой вида quot;Чередующихся безударных гласных в корне словаquot;, то Вам нужно выделить корень, а также подчеркнуть гласную в корне (это и будет в данном случае орфограммой).

    Так, например, в слове quot;расположилсяquot; в его корне quot;ложquot; орфограммой считается написание буквы О. Выделите корень слова, подчеркните в нм букву О одной чрточкой, а букву Ж двумя, потому что написание этой безударной гласной зависит от следующего после него согласного.

    В слове quot;расположилсяquot; есть ещ одна орфограмма - это написание приставки. Е также нужно выделить, после чего надо ещ подчеркнуть букву С и последующую согласную П, потому что написание слова зависит от того, глухой или звонкий согласный находится после приставки. Буква С здесь подчркивается одной чертой, а буква П - двумя чертами.

    В том же слове нужно отметить ещ одну орфограмму в приставке quot;поquot;. Выделите для этого приставку и подчеркните в не букву О.

    Как Вы видите - в слове расположился, например, необходимо выделить не одну, а сразу несколько орфограмм.

    Если Вы не будете лениться обозначать орфограммы, то это очень может помочь Вам писать слова грамотно.

  • Орфограмма - это такое место в слове, написать которое правильно можно не на основании здравого смысла, а согласно правилам правописания. Здравый смысл основывается на том, что слышит ухо. Морфемный принцип, традиция и аналогия - три кита русской орфографии. С юных лет школьников учат находить quot;подводные камниquot; орфографии, узнавать подозрительные места и не спешить, останавливаться, задумываться над тем, какую букву нужно написать, слитно, раздельно или через дефис.

    Буквы - это знаки. Использование любых знаков предполагает кодировку. В случае с правописанием звуковые реалии трансформируются в визуальные, при этом предполагается полноценная обратная перекодировка - из визуальных во звуковые. То есть мы можем записать то, что говорим, и прочитать то, что написали. Где код и программирование, там возникает необходимость выбора из предложенных вариантов в зависимости от ситуации. Вс это звучит мудрено, а на самом деле любой думающий ребнок способен выбрать правильную букву, склоняя слово, находя однокоренные слова, где сомнительное место (орфограмма) находится под ударением, и т. д.

    Основные орфограммы перечислены здесь, подробные правила с примерами можно найти на сайте грамота.ру, посвящнном разным аспектам грамотности, в том числе и правописанию.

    Типичная проблема - правописание безударных гласных, поскольку редукция гласных звуков во внеударных позициях - одно из свойств русской фонетики, отличающей наш язык не только других славянских, но и вообще от большинства языков в мире. Чаще всего она проявляется в необходимости писать quot;оquot; там, где слышится quot;аquot;. На самом деле там quot;слышитсяquot; ни quot;оquot;, ни quot;аquot;, а возможны совсем другие звуки, для которых нет букв в русском алфавите, но большинству говорящих по-русски привычно узнавать в них именно quot;аquot;. Распознать орфограмму - полдела, нужно ещ правильно определить участь сомнительной буквы. Часто получается так, что перестраховщики видят в любом безударном звуке quot;аquot; замаскированную букву quot;оquot; и пишут quot;порольquot; или quot;удолитьquot;. То есть понимание того, что данной позиции (безударной) соответствует какое-то правило правописания, уже есть, но умения его применить для правильного выбора ещ нет.

    Изменения в правилах, призванные упростить правописание, часто приводят к появлению ошибок нового типа. До революции приставки раз- и без- писались всегда с буквой quot;зquot; в конце, например quot;разсказъquot;. Типичной ошибкой было написание буквы quot;сquot; вместо quot;зquot;, поскольку перед глухими согласными происходила ассимиляция по звонкости-глухости. Теперь же, когда правильно писать рассказ, ученики quot;экономятquot; на второй букве quot;сquot;. С приставкой без- вообще конфуз приключился: с отменой букв quot;ятьquot; и quot;ерquot; написание слова quot;бесquot; полностью совпало с написанием приставки перед глухими согласными. и вот уже мнительные люди ищут и находят quot;славного бесаquot; в слове бесславный, а поскольку слов с данной приставкой в русском языке очень много, то бесы атакуют тех, чь внимание занято не теми знаками, которым следует уделять внимание, по крайней мере - на письме.

    Люди часто путают орфографию с грамматикой. Тревожные возгласы в СМИ и Интернете о том, куда же катится русский язык, в большинстве случаев оказываются сетованиями именно на орфографические ошибки или на робкие разговоры об изменении правил правописания. Когда вместо заяц предлагают писать quot;заецquot;, русский язык никуда не катится - это лишь обсуждение целесообразности перекодировки в конкретном случае. Язык катится тогда, когда употребление несклоняемого существительного кофе становится позволительным с прилагательными в среднем роде. Ещ дальше язык покатится, если это слово начнут склонять, но даже тогда речь пойдт о внутренней логике развития языка, а не обязательно о его порче.

  • В моей памяти нет термина quot;орфограммаquot;. Видимо, двадцать лет назад детей учили без излишней терминологии, объясняя основы русского языка другими доступными словами. Насколько помню, мы не обозначали в словах орфограммы. Мы просто учили правила, которые намертво закрепились в нашей памяти. Но это так... лирическое отступление.

    Для начала нужно понять: что такое орфограмма? А это всего лишь написание слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка. Существует около 70 видов орфограмм.

    Орфограммой может быть:

    • Безударная гласная в корне, суффиксе или приставке слова, которую можно проверить, подобрав проверочное слово с ударением на эту гласную. Пример: запЕвать или запИвать песню? В данном случае орфограмма буква quot;Еquot;. Для обозначения подчеркиваем ее одной чертой. Проверочное слово quot;пЕтьquot;.
    • Непроверяемая безударная гласная в слове. Например: кОрова. В данном случае орфограммой является буква quot;Оquot;, на которую не падает ударение. Подчеркиваем ее. Нужно просто запомнить, что корова пишется через quot;Оquot;. Другой пример: цЫпленок. Орфограммой является буква quot;Ыquot;. По правилам, в корне слова после буквы quot;Цquot; пишется буква quot;Иquot;, но есть исключения: цЫган на цЫпочках стоял и цЫц цЫпленку повторял. Это тоже необходимо запомнить.
    • Проверяемая согласная в слове. Например: слово quot;столБquot;. В конце звучит глухой звук quot;Пquot;, а писать нужно через букву quot;Бquot;. Это значит, что буква quot;Бquot; является орфограммой. Подчеркиваем ее. Правильное написание можно проверить, подобрав слово, в котором после орфограммы quot;Бquot; будет гласная: столБы.
    • Непроверяемая согласная в слове. Например: раЗрушить. Орфограммой является буква quot;Зquot; в приставке quot;раЗ-quot;. Подчеркиваем ее одной чертой. Правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, используем приставку quot;раЗquot;; если с глухой - приставка quot;раСquot;. Мы видим зависимость правильного написания приставки от буквы, с которой начинается корень. Значит, нужно эту букву подчеркнуть двумя чертами, чтобы выделить зависимость орфограммы.

    Чаще всего орфограммой является буква, которая звучит не так, как пишется. Но орфограммой может быть и дефис, и разделительное написание (пробел). Например: quot;по моему мнениюquot; и quot;по-моемуquot;. В этом примере орфограммами являются:

    1) пробел между предлогом quot;поquot; и притяжательным местоимением quot;моемуquot;;

    2) дефис в наречии по-моему. Чтобы графически обозначить эти орфограммы, нужно подчеркнуть пробел и дефис.

    Подведем итог: орфограммы дело хорошее, выделяйте их, но этого мало. Учите правила русского языка и тогда намного легче будет грамотно писать: вы автоматически будете ориентироваться на правила.

  • Как известно, орфография - это набор правил, который определяет правильность написания слов определнного языка. Если для того, что бы при письме избежать ошибки в слове, вам приходится прибегать к использованию определнного правила, то в данном слове имеется орфограмма. Например в слове quot;котquot; нет орфограммы, а вот в слове quot;моешьсяquot; она есть.

    Чтобы найти орфограмму нужно хорошо знать 27 правил орфографии и уметь их эффективно использовать. Особое внимание при письме нужно обращать на следующие моменты, которые могут свидетельствовать о наличии орфограмм:

  • Орфограммой в русском языке называют проблемы в написании слов, то есть те буквы, в которых легко ошибиться, которые нуждаются в проверке.

    Например, написание безударных гласных в корне слова всегда необходимо проверять для того, чтобы написать правильно. Возьмм слово quot;дубquot;. Писать quot;Бquot; или quot;Пquot;? Если возникает этот вопрос, значит, эта буква и является орфограммой.

    Обозначается орфограмма вот как: подчркивается буква, которую нужно проверить, а также выделяется корень слова. В данном случае проверочное слово quot;дубыquot;.

  • Как обозначается орфограмма, лучше показать на примере.

    В следующем примере имеется орфограмма, в которой идт речь о безударных гласных в корне слова. В таком случае нужно выделить сам корень слова, а чередующуюся гласную в корне (которая в данном случае и есть орфограмма) подчеркнуть.

    Возьмм слово quot;расположилсяquot;. Здесь может возникнуть сложность при написании буквы quot;Оquot; в корне слова quot;ложquot;. Обозначаем орфограмму:

    • буква quot;оquot; подчркивается одной чертой;
    • буква quot;жquot; подчркивается двумя чрточками, так как написание quot;оquot; зависит от последующей согласной quot;жquot;.
  • vodnoklassniki.ru

    Орфограммы в корне слова — урок. Русский язык, 5 класс.

    Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук находится в безударном положении, и поэтому слышится неясно. В этом месте может возникнуть ошибка.

    Пример:

    землЯ, хорошО, светлО

    Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

    Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).

    Пример:

    землЯ — зЕмли, светлО — свЕт.

    В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.

    Пример:

    хорошО, хорОшенький, хорошИст, прихорАшиваться...

    Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать:

    Пример:

    портфель, собака, вестибюль, вокзал, пальто...

    Гласные О-Ё после шипящих в корне слова. И-Ы после Ц

    В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е:

    Пример:

    шЕпот — шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть

    Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о:

    Пример:

    жОкей, шОмпол, шОрох

    В корне слова после ц и в существительных, оканчивающихся на -ция пишется и:

    Пример:

    циферблат, цирк, акация, акция.

    Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть.

    Чередование гласных в корне слова

    Чередование е-и

     В корнях с чередующимися гласными е-и (пер - пир-, мер - мир-, стел - стил, бер - бир-, дер - дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-:

    Пример:

    выбирать — выберут,  умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, запирать — запереть, блистать — блестеть.

    Чередование а-о

     1. В корнях лаг- лож- и кас- -кос- буква а пишется, если за корнем идёт суффикс -а-:

    Пример:

    полагать — положить, касаться — коснуться.

    2. В корне гар- гор- в безударном положении пишется о (под ударением -а):

    Пример:

    загорЕть — загорАть, загорЕлый, но загАр.

    Исключение: вЫгарки.

    3. В корне зар- зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о):

    Пример:

    зарЯ, зарнИца, озарЁнный, но зОри, зАрево.

    4. В корне раст- рост- гласный а без ударения пишется перед ст и щ; перед с, без т пишется о:

    Пример:

    возраст, наращение, но росла.

    Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.

    Корни с полногласием и неполногласием

    Корни с неполногласием

    (из старославянского языка)

    Корни с полногласием

    (исконно русские)

    -ра-, -ла-, -ре-, -ле-

     

    Бразды, охлаждение, возглас, оглавление, ограда

    -оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-

     

    борозда, холод, голос, голова,  огородить

    Правописание согласных в корне слова

    Проверяемые и непроизносимые согласные

      

    Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р:

    Пример:

    дуб — дубок, наряд — нарядный, тростник — тростинка, солнце — солнышко.

    Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю:

    Пример:

    праздник, чувство, лестница.

    Правописание удвоенных согласных

      

    Обрати внимание!

    Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство.

    Чередование согласных в корне слова

    Корень в родственных словах, как правило,  всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

    Пример:

    г//ж//з — друг- дружить- друзья;т//ч//щ — свет- свеча- освещение;д//ж//жд — труд- тружусь- утруждать;б//бл — любовь- люблю;

     в//вл — ловить- ловля;м//мл — ломить- преломление;п//пл — лупить- луплю...

    Источники:

    Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.

    Русский язык. 5 класс.   Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.  М.: 2007 - 303с.

    www.yaklass.ru

    Что такое орфограмма? – Ответы на все вопросы

    Орфограмма – это та часть слова, в которой можно легко допустить ошибку, а точнее – это написание слова в соответствии с правилами русского языка. Если у вас появляются сомнения в правильности написания какой-либо буквы в слове или сочетании букв, то вы столкнулись с орфограммой.

     

    В качестве примера можно рассмотреть написание, когда вы сомневаетесь в том, глухая или звонкая согласная должна быть в конце слова. Чтобы не ошибиться при написании такого слова, нужно изменить форму или же подобрать однокоренное слово так, чтобы написание буквы стало очевидным, то есть, чтобы она оказалась в сильной позиции.

     

    Рассмотрим для примера слово «дуб». Выделяем корень слова (в данном примере это будет всё слово) и видим, что буква «б» находится в слабой позиции и вместо неё можно случайно услышать и написать «п». Такое написание требует проверки, эта буква здесь представляет собой орфограмму. Нужно подчеркнуть орфограмму и выделить корень в слове. Для проверки орфограммы в слове «дуб» изменяем его форму и подбираем однокоренное слово: Дуб – Дубы. Теперь буква «б» находится в сильной позиции и написание полностью соответствует произношению. В слове «дубы» орфограмма отсутствует, в нём невозможно допустить ошибку.

     

    Орфограммы могут присутствовать в любой части слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. В слове «расположился» выделяем корень «лож» и видим, что орфограммой здесь является буква «о». Далее выделяем корень и подчёркиваем букву «о» одной чертой, также нужно подчеркнуть букву «ж» двумя чертами, написание этой чередующейся безударной гласной зависит от находящегося после неё согласного.

     

    Однако мы рассмотрели не все части слова «расположился», в которых можно допустить ошибку. В этом слове также можно ошибиться при написании приставки. Её следует выделить, подчеркнуть букву «с» и последующий согласный «п». Букву «с» подчёркиваем одной чертой, а «п» – двумя.

     

    В этом же слове в приставке «по» также можно допустить ошибку, поэтому не стоит оставлять без внимания и эту орфограмму. Выделяем приставку и подчёркиваем букву «о».

     

    Так мы видим, что в одном только слове может быть сразу несколько орфограмм. Надеемся, что вы разобрались с вопросом «Что такое орфограмма?». Не ленитесь и всегда обозначайте орфограммы, это поможет вам писать грамотно.

     

    Вместе со статьёй «Что такое орфограмма?» читают:

    Что такое предложение в русском языке?

    Загрузка...

    snipeclass.ru

    Срочно!!! Назовите все орфограммы! Русский 3 класс

    - Буквы И, У, А после шипящих (Запомни и всегда пиши жи и ши, ча и ща, чу и щу: жить, машина, чаща, чудо, щука; искл.: жюри, брошюра, парашют) - Ь не пишется перед двумя ЛЛ: аЛЛея, интеЛЛект; между согласными: НН, НЧ, НЩ, РЩ, РЧ, ЧН, ЧК, ЩН: реЧКа, няНЧить, камеНЩик, испоРЧенный, реЧНой - Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии; клички животных, географические названия) - Буква Ь для обозначения мягкости согласных на письме ( в конце слова: прорубЬ, сталЬ, дублЬ; в середине слова перед твердым согласным: молотЬБа, нянЬКа; для обозначения мягкости Л: сеЛЬдь, боЛЬной, пеЛЬмень) - Разделительный Ъ (после приставок, оканчивающихся на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подЪезд, обЪединение, изЪявить, сЪехать, сЪёжиться; !!!Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э: разОхаться, сЭкономить, сАгитировать, безОблачный, отЭкзаменовать, сУзить) - Разделительный Ь (перед буквами Е, Ё,Ю, Я, И в корнях, суффиксах и окончаниях: вЬЮга, лисЬИ, шерстЬЮ, интерЬЕр, терЬЕр; !!!Ь никогда не пишется после приставок) - Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (холодать – хОлод, холОдный) - Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова для запоминания: топор, винегрет, балкон, командир) - Проверяемые согласные на конце (оглушение конечного согласного звука снеГ [k], столБ [п], саД [т], кроВ [ф] ь, стриЖ [ш], воЗ [c]) и в середине слова (роБ [п] кий, коГ [к] ти, глаД [т] кий; фуТ [д] бол, мяГ [х] кий) - Удвоенные согласные в корне слова (класс, аллея, группа, суббота, терраса, касса, масса) - Удвоенные согласные на стыке приставки и корня (ссора, рассчитать, рассказ, расстояние) - Непроизносимые согласные в корне слова (проверяемые позДно – опозДать, серДце – серДечко, чесТный – чесТь; непроверяемые лесТница, чуВствовать) - Безударные гласные в падежных окончаниях существительных (1 скл. луна, земля: Р. п. –ы, -и ; Д. п. –е, -е; Т. п. –ой, -ёй; П. п. –е, -е; 2 скл. конь, окно: Т. п. –ём, -ом; П. п. –е, -е; 3 скл. печь, степь: Р. п. –и, -и; Д. п. –и, -и; П. п. –и, -и - Безударные гласные в падежных окончаниях прилагательных (Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончание у вопроса и написать такое же в прилагательном). - Безударные гласные в личных окончаниях глаголов (если окончание ударное, то пишем то, что слышим 1спр. –Е, 2 спр. –И; если окончание безударное, нужно поставить глагол в н. ф. (что делать? что сделать?), если глагол будет на –ать, ять, еть, оть, уть, ють – это 1 спр и надо писать –Е; если глагол будет на –ить – это 2 спр. и надо писать -И - Безударные гласные в приставках (Гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково: поезд, пошёл; созван, созвать - Разделительное написание предлогов со словами (Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно: поехать по дороге, увидеть у дома). - Раздельное написание НЕ с глаголами (Не с глаголами пишется отдельно: не был, ненавидеть (искл.)). - Буква Ь после шипящих в неопределённой форме глагола (в неопределенной форме глаголов: береЧЬ, стриЧЬ) - Буква Ь после шипящих у глаголов во 2-м лице ед. ч. ( несёШЬ, возиШЬ, бросиШЬ, несёШЬся, бросиШЬся, возиШЬся) - Буква Ь в сочетаниях –ТСЯ и –ТЬСЯ глаголов (что делает? купается; что делать? купаться) - Буква Ь на конце существительных после шипящих (После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т. к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл).

    touch.otvet.mail.ru

    Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова :: SYL.ru

    Грамотность - одно из основных требований к письменным работам, выполняемым школьниками на протяжении всего периода обучения. Уровень овладения навыками безошибочного письма проверяется и у выпускников школ на ГИА и ЕГЭ. Анализ работ показывает, что чаще всего ошибочному написанию подвергаются орфограммы в корне слова. И это несмотря на то, что освоение правописания корней начинается с момента поступления ребенка в школу и продолжается до ее окончания.

    Что такое орфограмма?

    Место в слове, где возможно появление ошибочного написания, называется орфограммой. Обычно она обнаруживает себя тогда, когда написание не совпадает с произношением. Ошибкоопасные места могут находиться в любой из частей - приставке, суффиксе, корне, окончании или между словами.

    Для правильного написания частей слова ученику недостаточно просто заучить правило, которое укажет, как необходимо написать букву или проверить ее. Ребенок должен безошибочно определять состав слова, что, в свою очередь, является очень непростым делом. Кроме того, ему нужно увидеть само "опасное" место в слове.

    Понятие корня

    Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином "корень слова". Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.

    Как известно, корень - это часть родственных слов, именно в ней заключен их основной лексический смысл, и она является общей для всей группы. Поэтому перед знакомством с понятием необходимо научить детей составлять цепочку из родственных слов. Чем богаче запас слов, которыми ребенок активно пользуется, тем легче и интереснее проходит эта работа. Примерами таких рядов могут послужить следующие:

    • море, моряк, морской, морячка;
    • лес, лесник, лесной, лесовик;
    • школа, школьник, школьница, школьный.

    Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.

    Орфограммы в корне слова

    Видеть все ошибкоопасные места при написании слов - вот то главное, чему необходимо учить детей. И начинать эту работу нужно уже в первом классе. К моменту окончания учебного года первоклассники должны знать около десяти правил написания, среди них есть и те, которые указывают на орфограммы в корне слова. К ним относятся парные согласные по звонкости - глухости в слабой позиции, безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

    Во втором и последующих классах количество и разнообразие орфограмм значительно увеличивается. Опыт показывает, что если ребенка не приучить видеть опасные места в словах в самом начале обучения правописанию, то в дальнейшем сделать это будет очень сложно. Результат такой методической ошибки - низкий уровень грамотности учеников.Самый надежный способ, позволяющий научить видеть орфограммы в корне слова и других его частях - это ежедневные упражнения в записи предложений под диктовку с проговариванием всех ошибкоопасных мест. Объяснительные диктанты могут содержать не более трех коротких предложений, но они должны быть ежедневными. Это обязательное условие для достижения стопроцентной грамотности при выполнении письменных работ.

    Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.

    Проверяемые орфограммы

    В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.

    Сюда относятся:

    • гласные в слабой позиции;
    • парные глухие и звонкие согласные;
    • согласные, которые при стечении не произносятся.

    Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.

    Непроверяемые написания

    Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.

    Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.

    Орфограммы гласных

    Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых, в курсе школьной программы - самые сложные для усвоения орфограммы. Гласные в корне слова, приставке, суффиксе или окончании, по мнению ученика, могут иметь несколько вариантов написания, например, явление, ивление, евление. Задача учителя состоит в том, чтобы дети, применяя соответствующий алгоритм, научились выбирать правильное написание.

    Безударные гласные а, о, е, и, я требуют проверки, если они стоят в корне слова. Чтобы убедиться в правильности их написания, необходимо подобрать проверочное слово. Оно должно быть однокоренным (родственным) или иметь другие формы проверяемого. Слово может называться проверочным только тогда, когда безударная гласная окажется в сильной позиции.

    Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:

    • определять в слове ударную и находить безударные гласные;
    • выделять корень;
    • подбирать родственные слова или их формы;
    • знать правила проверки орфограмм.

    Орфограммы согласных

    Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости - глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.

    Согласные, как звонкие, так и глухие, требуют проверки, если:

    • они находятся в конце слова;
    • звонкие согласные стоят перед глухими согласными;
    • глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными.

    Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

    www.syl.ru

    Мне нужно объяснить все орфограммы в словах! Пожалуйста помогите мне!

    ◆ Как объяснить написание Н и НН в словах МАСЛЕНИЦА, МОРОЖЕНЫЙ, СМЫШЛЁНЫЙ, ПОДАВЛЕННЫ (дети унылы и подавленны)? Все эти слова на правило Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. 1. Масленица. Существительное образовано при помощи суффикса -ИЦ- от слова МАСЛЕНЫЙ и сохраняет в написании первого суффикса -ЕН- одну Н. В слове масленый пишем одну Н, согласно одному из пунктов названного выше правила: оно образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида МАСЛИТЬ, не имеет пояснительных слов, поэтому пишется с Н и является отглагольным прилагательным. 2. Мороженый. Одна Н пишется на том же основании, что и в слове МАСЛЕНЫЙ: образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида МОРОЗИТЬ и является отглагольным прилагательным 3. Смышлёный. Исключение из правила Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Согласно одному из пунктов этого правила, при наличии приставки пишем НН. В этом слове есть приставка С-, но пишем Н, так как это исключение. Это, кстати, тоже отглагольное прилагательное. 4. Дети унылы и подавленны. А вот в этом случае пишем НН, а не Н на том основании, что это отглагольное прилагательное, а не причастие. Есть причастие ПОДАВЛЕННЫЙ (в полных причастиях пишется всегда НН, но объяснить можно и правилом: образовано от приставочного глагола совершенного вила ПОДАВИТЬ) В кратком причастии пишем одну Н (ягоды подавлены, то есть их подавили). В предложении же _Дети унылы и подавленны_ употреблено не причастие, а отглагольное прилагательное – краткая форма от прилагательного ПОДАВЛЕННЫЙ (подавленный человек, подавленное настроение – их никто не давил, связь с глаголом утрачена, слово употреблено в переносном значении: мрачный, вялый, в плохом настроении). Далее правило гласит, что если в кратком причастии пишем всегда одну букву Н, то в кратком прилагательном столько, сколько писали в полной форме. В прилагательном ПОДАВЛЕННЫЙ пишем НН (есть приставка), следовательно, в кратком прилагательном эти НН сохраняем: дети подавленны (то есть вялы, в плохом настроении, мрачны). ◆ Как объяснить все орфограммы в словах ЧЕРЕСПОЛОСИЦА, КОЧЁВКА, ОТРАСЛЕВОЙ, ЮРОДИВЫЙ, ШОФЁР? 1. Чересполосица. 5 орфограмм: 3 в приставке, 1 в корне и 1 в суффиксе. • В приставке пишем гласные Е в полногласном сочетании ЕРЕ, на конце С перед глухим согласным [П]. • В корне безударную гласную проверяем ударением: по́лосы, можно вспомнить и о полногласном сочетании ОЛО. • В суффиксе пишем гласную И, так как это слово женского рода. 2. КОЧЁВКА. В слове 3 орфограммы, все в корне. Корень КОЧЁВ-, хотя исторический корень КОЧ- (от татарского слова КОЧ – путешествие, поезда, переселение). • Гласную О проверить нельзя, запоминаем. • Слово КОЧЕВОЙ является одновременно проверочным для гласной Ё после шипящей (проверили словом с Е, следовательно, под ударением пишем Ё, а не О) и для сомнительной согласной В (слышим звук [Ф]), поставили после этого согласного главный – поняли, что писать надо букву В. 3. Отраслевой. Орфограммы в приставке, корне, суффиксе. • Приставка ОТ- пишется всегда одинаково, независимо от произношения. • Слова ОТРАСЛЬ, ОТРАСЛЕВОЙ – исключения из правила написания корня РАСТ//РАЩ//РОС, так как перед С в них пишется буква А, а не О. • В безударном положении в прилагательных пишется суффикс -ЕВ-: марлевый, сиреневый, отраслевой. 4. Юродивый. Орфограмма в суффиксе. Это исключения из правила, гласящего, что в прилагательных суффикс -ИВ- пишется под ударением, а -ЕВ- в безударном положении: красивый, но отраслевой. 5. Шофёр. Орфограмма в корне. Написание гласной О надо запомнить – это словарное слово. ◆ Написание остальных слов я объяснила, отвечая на Ваш НЕВОПРОС <a rel="nofollow" href="https://otvet.mail.ru/question/184234085" target="_blank">https://otvet.mail.ru/question/184234085</a>

    череСПолосица-орфограмма про написание приставок, оканчив. на -з и -с, хотя здесь не приставка, а предлог, превращенный в приставку. -кочЁвка -пишется Ё, а не О, тк. образовано от действия -кочЕвать. -отраслевой - корень раст рост -смышленый мороженый -прилигательное, а не причастие -шофёр дирижёр-иностранные слова панцирь-после ц пишется И, не исключение типа цыпленок. масленица -от слова масло + суфф ниц- унылы -прилаг, подавленны краткое причастие.

    отраслевой - правописание суффиксов имен прилагательных (под ударением -ив, без ударения -ев) + непроверяемая безударная в корне слова. юродивый - слово-ислючение из правил правописания суффиксов имен прилагательных (под ударением -ив, без ударения -ев) в пламени - правописание приставок имен сущ. (1склонение, Предложный падеж - пишется И)

    touch.otvet.mail.ru



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"