Тест по русскому языку на тему "Типы текстов" 4 класс. Определить тип текста 4 класс


Тест: Типы текстов - Русский язык 4 класс

Прочитай и укажи к какому типу текста относится фрагмент произведения

Русский язык 4 класс | Автор: Фрицлер С.К. | ID: 7172 | Дата: 25.1.2016

Вопрос № 8

Укажи фрагменты текстов-повествований

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Василису назвали Премудрой, потому что она всё умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и называют Василису Премудрой. Вопрос № 10

Укажи фрагменты текстов-рассуждений

Василису назвали Премудрой, потому что она всё умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и называют Василису Премудрой. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. У меня есть компьютер. Друг он мне или враг? С одной стороны, я считаю, что компьютер – мой друг. Во – первых, это развивающие игры, во – вторых – это Интернет — источник информации. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями.

Получение сертификатао прохождении теста

testedu.ru

Тест по русскому языку на тему "Типы текстов" 4 класс

Тест по русскому языку на тему «Типы текста»

________________________________________________________________________________

  1. Отметь все признаки текста:

  • Есть главная мысль и тема

  • Несколько предложений

  • Предложения стоят в любой последовательности

  • У каждого предложения свое место

  • Главной мысли может не быть

  • Есть смысловая завершенность

  • Имеется смысловая связь предложений

  1. Какие типы текста существуют?

  • _______________________________________________________________________

  • ______________________________________________________________________

  • ______________________________________________________________________

  1. Какое количество картинок можно составить к каждому типу текста? Сопоставь, соедини стрелками.

1 картинка текст-рассуждение

Несколько картинок текст-описание

Ни одной картинки текст-повествование

  1. Прочитай, определи тип текста.

В конце 16 века царем был Федор Иванович-тихий добрый человек. У царя не было детей. После его смерти престол опустел. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. К тому же на Русскую землю обрушилась новая беда-голод.

  • Текст-рассуждение

  • Текст-повествование

  • Текст-описание

  1. Прочитай, определи тип текста.

На своей картине «Дети, бегущие от грозы» автор изображает сельский пейзаж. Об этом свидетельствует узенькая речка, спрятанная в густой растительности, разноцветные луговые цветы и виднеющийся вдалеке лес. На переднем плане картины дети, которые пошли в лес за грибами, но внезапно попали под начинающуюся грозу.

  • Текст-рассуждение

  • Текст-повествование

  • Текст-описание

  1. Прочитай, определи тип текста.

Выйдя из здания, Людмила не могла понять, почему на нее так пристально смотрел весь зал. Девушка тщательно выбирала платье для бала и выглядела не хуже других. Может, дело было в прическе? Но ведь парикмахер утверждал, что заплел волосы Люды по последней моде….

  • Текст-рассуждение

  • Текст-повествование

  • Текст-описание

infourok.ru

Урок русского языка на тему "Типы текстов" (4 класс)

1

Тема: Типы текстов.

Цель: Знать виды текста и их признаки

 Задачи урока:

Актуализировать знания детей о тексте и его признаках

Способствовать развитию умения дифференцировать типы текстов в зависимости от выбранной ситуации. Развивать навыки критического мышления

Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группах.

Ход:

I.Стадия вызова.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

Весеннее солнышко льёт на вас свои тёплые лучики. Под ними вы становитесь умнее, внимательнее, добрее. Пошлите мысленно свои тёплые лучики маме, папе, бабушке, дедушке, всем родным и близким, друзьям, одноклассникам, растениям и животным. Пожелайте всем любви, добра и доброго дня!

А) На доске: АСЕМТР

-Соберите слово и пропишите в тетради строчку. Что обычно мы делаем? ( мастер)

- Попробуйте сформулировать ответы на данные вопросы:

- Кем мы будем на уроке?(Мастерами)

- Что будем делать? (Мастерить)

- Где будем работать? (В мастерской)

- А как вы думаете, что такое мастерская? (Ответы детей)

-Где можно узнать точное лексическое  значение данного слова?( В толковом словаре, интернете)

- Прочитаем определение в словаре.

- А вот какое определение даёт нам интернет

Определения в Интернете

Мастерская — помещение хозяйственного назначения. Предоставляет собой место оборудованное для тех или иных работ, главной особенностью которого является большая доля ручного труда.

Б) Стратегия «Круги по воде»

Мастер должен обладать определёнными качествами личности, чтобы добиться высоких результатов в своей работе. На каждую букву подберите слово, характеризующее вас как мастера.(В тетради)

М-мудрый

А - аккуратный

С - старательный

Т- терпеливый

Е - единственный

Р - результат

- Я сегодня предлагаю вам перевоплотиться из обычных учеников нашего класса в мастеров по выпуску первого номера классной газеты «Переменка».

- Подумайте, какие рубрики могут быть представлены в газетах? А теперь посмотрите какие рубрики будут  в нашей классной газете (открывается ватман с заготовками) «Мы показали себя достойно», «И всё о нас», «Это должен знать каждый», «Месяцеслов» и «Азбука здоровья».

II. Стадия осмысления.

- Над выпуском газеты трудятся люди различных профессий. На карточке № 1 вам предложены профессии людей. Выпишите в тетрадь те, которые на ваш взгляд принимают участие в выпуске газет и журналов.

(Педагог, редактор, инженер, корректор, машинист, дизайнер, журналист, водитель, верстальщик,  секретарь,  программист) Подчеркните орфограммы.

Проверка.

- Допишите в правый столбик действия, которые выполняет человек данной профессии.

Редактор        доводит текст до идеала

Корректор       исправляет ошибки, корректирует

Дизайнер          создаёт красивую обложку. (Повеств., невосклиц.,простое, двусостав.,распростр.. полное, не осложнено)

Верстальщик     вставляет текст в макет

Журналист          добывает новости, пишет очерки, ведёт репортажи

- Что вы составили, добавляя слова? (предложения). Проверка.

- Сделайте синтаксический разбор предложения о дизайнере. Взаимопроверка в паре.

- Если мы с вами тоже будем создавать газету, вам необходимо в своей группе выбрать журналиста, дизайнера , корректора, верстальщика, редактора.  Возьмите соответствующий стикер с вашей ролью и прикрепите себе на форму.

-Чтобы выпускать газеты и журналы, нужно хорошо уметь работать с текстом.

- Определим, что нужно знать о тексте.(Что такое текст? Признаки текста).

У вас на столах есть карточка № 2, на которой написаны признаки текста.

- Подумайте все ли признаки определения текста подойдут? Лишние зачеркните. (Работа в группе). Озвучивание по признаку.

-Что ещё мы должны знать и уметь?

ЗНАТЬ: виды текста

УМЕТЬ: различать тексты по цели высказывания; составлять тексты-миниатюры на определённую тему; определять их вид.

- Данные знания и умения пригодятся и вам на уроке, в нашей мастерской для выпуска классной газеты.

- А ещё где могут пригодиться знания о тексте? Физминутка

Работа с ресурсом «Виды текста»

- Тексты как вы знаете, бывают разными. В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами рисуют картины природы, удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём-нибудь важном и интересном, иногда даже спорят.

- Сейчас в своей группе вы должны изучить ресурс «Виды текста» (карточка № 3). А затем прочитать предложенный вам текст, определить его вид.

Ресурс:

Тексты группам:

1 и 4 группы  Синица – небольшая пёстрая птица из отряда воробьиных.

Назовём отличительные признаки этого вида синиц. У них чёрная голова и белые щёки. Верхняя часть тела зеленовато-серая, нижняя – жёлтая. Синицы истребляют вредных насекомых. (Описание).

2 и 5 группы   Тут скворушка заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом он запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, прыг прямо в варенье и завяз. ( Повествование)

3 группа И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он преодолел в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.(Рассуждение)

- Итак обобщите, на какие виды в зависимости от цели высказывания делятся тексты?

- Для чего нужно различать типы текстов? (чтобы грамотно определять и подбирать в зависимости от ситуации)

- А теперь прочитайте предложения и подумайте, к какому из типов теста соответствует каждое из них? (устно)

1). Классные комнаты в моей школе просторные, светлые, с большими окнами и удобными партами.

2). Учитель рассказывает нам о героических подвигах батыров.

3). Я уверена, что именно школа сможет по-настоящему воспитать и научить.

- С какой целью мы проделали такую огромную работу, чтобы восстановить все ваши знания по теме «Текст»? (для того чтобы смогли самостоятельно составить определённый вид текста для нашей газеты).

Работа в группах.

1 группа: Рубрика: «Мы показали себя достойно»(повествование)

По данному началу вы должны составить текст о достижениях нашего класса.

(Девятого апреля в рамках акции «Жеңіс эстафетасы» наш класс участвовал в проведении спецкурса «Поделки из солёного теста».)

Слова для справок: Каждый старался, чтобы его поделка получилась красивой. Мы принесли всё необходимое для участия в нём. Все были довольны своим результатом .Работать было интересно.. Поделки получились красивые. Тема занятия звучала так: «С Днём Победы!».)

2 группа: Рубрика «Месяцеслов» (вам нужно выбрать главное, и из полученных предложений у вас получится текст) (повествование)

(Апрель означает согреваемый солнцем. Этот месяц на Руси назывался априллий. В этом месяце в берёзе появляется сок берёзовица. За непостоянство погоды его называют капризник и обманщик. Это месяц начинается снегом и холодом, а кончается зеленеющей травой.)

3 группа Рубрика «И всё о нас»(описание)

Наш класс очень …….  Мы ….. года вместе. Наши ребята………. Мы активно участвуем в……..    У нас есть свои…….. Ребята нашего класса всегда……………

(четыре года вместе, участвуем в разных конкурсах, весёлые, умные, заступаемся друг за друга, помогаем в трудную минуту, активные, всегда вместе, спортивные мероприятия,  традиции)

4 группа Рубрика «Это должен знать каждый» (рассуждение)

Размышление о том, почему нужно соблюдать правила дорожного движения. Текст-сличение. Подобрать к каждому началу предложения свою соответствующую концовку.

Самое дорогое, что есть у каждого человека-это здоровье и жизнь.

Каждый из нас является пешеходами.

Мы понимаем, как необходимо соблюдать правила дорожного движения.

Нарушая правила, очень много людей получает травмы.

Чтобы избежать опасности будьте внимательны на дорогах.

Соблюдение правил дорожного движения играет важную роль для каждого человека.

Запомните, ваша жизнь в ваших руках!

5 группа «Азбука здоровья » (рассуждение)

Закончи предложения, составив правила сохранения своего здоровья.

1.      Каждое утро…….2.      Употребляй в пищу……..3.      Занимайся………4.      Прогулки на свежем воздухе помогут тебе……5.      Соблюдай режим дня, потому что…….6.      Еда должна быть…….

 (При работе групп обратить внимание на распределение ролей)

III.Стадия рефлексии.

- Представление своих работ с указанием типа текста, который у них получился..

- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты.

- Что вы чувствуете, глядя на него? 

- Какие знания и умения вы применили, чтобы прийти вот к такому результату?

- Почему газета называется «Переменка?» А как ещё можно было её назвать? («Классная», «Новостёнок» и др.)

- А почему «классная?» (Всем классом, о жизни класса)

- А ещё почему «классная»? Подберите синонимы. (Лучшая, замечательная)

- Значит мы какие? (классные). Покажите друг другу, что мы классные.

- Вы сегодня были все мастерами своего дела. Вернёмся к работе, которую мы выполнили в начале урока. Вы подбирали качества личности мастера. Выделите те, которыми на данном уроке обладали вы.

Оценивание (заполнение листов оценивания).

Спасибо за урок!

infourok.ru

Какие бывают типы текста? | какиебывают.рф

Каждый ребёнок, изучающий русский язык, знает, в чём разница между текстом и простым набором предложений.

Признаки текста

Текст - это предложения, взаимосвязанные между собой. Их соединяет смысл, целостность. Только текст может иметь определённую структуру, в которой все предложения служат одной общей мысли. Различают устный и письменный вид текста. Одно предложение не может считаться связным текстом. Их должно быть, как минимум, два. Идея и тема составляют смысл всех собранных воедино предложений. Каждый текст имеет своё композиционное строение, которое включает традиционные три части: вступление, основная часть и вывод. Главная мысль, тема текста, проблемы раскрываются в первой части. Основная часть содержит развитие событий.

Чтобы перейти к вопросу о типах текста, сначала стоит сказать несколько слов о стилях речи. Их два: разговорный и книжный. Второй имеет несколько подвидов:

  • научный,
  • публицистический,
  • официально-деловой
  • художественный.

Автор выбирает для создания своего текста определённый тип речи, который и будет создавать свой особый стиль изложения текста для раскрытия поставленной цели.

Типы текста

Выделяют три основных типа текстов:

  • повествование,
  • описание,
  • рассуждение.

«Повествование» - это рассказ о событиях, связанных между собой последовательно по времени. Отличительный признак повествования проявляется в структуре: завязка событий, их развитие и развязка. Повествование ведется от третьего лица и от первого. Используются глаголы в совершенном виде прошедшего времени.

Тип «описание» имеет последовательную характеристику и изображение предметов, событий, людей. Наблюдается перечисление свойств и характерных особенностей, которые принадлежат описываемому персонажу. В описании могут присутствовать предложения с однородными определениями, дополнениями и обстоятельствами. Используются метафоры, сравнения, эпитеты и другие средства выразительности языка. Основная задача такого типа текста – создание представления об описываемом предмете.

Тип текста «рассуждение» содержит изучение и исследование отдельно взятых предметов, происходит выявление их связи друг с другом. В рассуждении есть определенная схема и логически грамотно выстроенная структура. Во вступлении содержится главная мысль, высказывается предположение или формулируется тезис. В качестве подтверждения или опровержения приводятся яркие доказательства и аргументы. Выводы содержатся в концовке текста.

xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai

Урок русского языка "ТЕКСТ. ТИПЫ ТЕКСТОВ" 4 класс

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс

Подготовила: учитель начальных классов А.М. Чупрасова

Тема урока: Текст. Типы текстов.

Цель: закрепить знания учащихся о тексте и его признаках; об особенностях текста – описание, текста- повествование, текста – рассуждение.

обучающие: систематизация знаний учеников о тексте, типах текста

развивающие: повторение умения осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

воспитательные: совершенствование навыков общения, уважения друг к другу.

Цель деятельности ученика: знать о признаках текста и типах текста; уметь на практике применять свои знания.

познавательные: развивать умение отвечать на вопросы учителя, сравнивать, обобщать, анализировать

личностные: умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.

коммуникативные: создавать условия для участия учеников в диалоге, развивать умение слушать и понимать других.

Тип урока: урок – повторение.

Форма урока: урок – исследование.

Используемые технологии: технологии РО Л. В., Занкова, стратегии RWCT.

Методы: УДЕ, частично-поисковый, в парах, в малых группах, коллективная.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах, коллективная.

Оборудование: раздаточный материал, опорные таблицы, маршрутный лист, листы А4, маркеры.

1. Мотивация к учебной деятельности 1 модуль

Создает эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу,

подарите  свои улыбки.

Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок  для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

- А мы сейчас воспользуемся приёмом «круги на воде» и настроим себя на урок. Что будем делать на уроке?

2. Актуализация знаний.

1) Минутка чистописания Тт дтд тдт Дд

-Что знаете об этих буквах? (парные согласные, бывают мягкими или твёрдыми)

2) Словарная работа

Тракт.р ( ) та.ть ( ) д.рога( ) д.ревня ( )

«Лишнее слово? (таять – глагол) «Общее?» (словарные)

- Укажите у глагола вид и спряжение (несов. вид, 1 спр)

3)- Просклонять слово «таять»( «Дуэль» у доски - слово «лежит»

1л. - Я, мы – таю таем

2 л. - Ты, вы - таешь таете

3 л - Он, она, они - тает тает тают

4)- Составьте предложение с любым словом (форму слова можно менять)

Синтаксический разбор предложения

По широкой дороге ехал трактор из соседней деревни.

3. Работа по теме урока

- Отгадайте ребус и узнаете тему нашего урока. Какое слово получились?  Получилось слово  «текст»

- Как же нам одно предложение превратить в текст? (составить ещё несколько предложений связанных по смыслу и грамматически)

- Повторим признаки текста.

4.Повторение о признаках текста (отвечает ученик из пары)

Задание№1

-  Группе №1 - рассказать, что текст – повествование состоит…

-  Группе №2  - рассказать, что  текст  имеет…

- Групп№3  -рассказать, что  текст выражает …

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Обсудите в группах. (закрепить знания о тексте и типах текста)

-Назовите  тему нашего урока (Текст. Типы текстов)

5. Проблемное объяснение нового знания.

Задание№2

- У каждой группы свой тип текста.

-Каждая группа читает свой текст.

Группа №1

Текст - описание

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег, но земля

недолго остается черной и голой. Как только чуть потеплеет, отовсюду начинает пробиваться молодая ярко-зеленая трава, на деревьях набухают почки, что скоро превратятся в маленькие листочки. На водоемах быстро тает лед.

Группа № 2

Текст - повествование

Наступила весна. Это замечательная пора, когда природа пробуждается после долгого сна. На деревьях появляются молодые листочки. На улице свежо и пахнет оттаявшим снегом. Кругом суетятся птички, строят свои гнезда.

Группа № 3

Текст- рассуждение Как вы думаете? Почему весну называют душистой? А потому что, весной расцветают цветочки, черемуха душистая и много растений. Набухают почки на деревьях. Если ты ляжешь на землю поздней весной, то ты почувствуешь свежеть травы, и какая она мягкая на ощупь.

-Что сейчас вы прочитали? (текст)

-Что такое текст? (Два или несколько предложений, связанных по смыслу общей темой)

-Каковы основные признаки текста? (наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.)

- Докажите, что перед вами текст (предложения связаны по смыслу и объединены одной темой)

- Что общего в ваших текстах? (тема - это то, о чем повествуется, что описывается

в тексте, о чем ведется рассуждение)

- Какова же тема таких разных текстов? (весна)

- Назовите главную мысль каждого текста (пробуждение весны)

- Получается, что главная мысль у текстов общая или разная? (общая)

- В чём отличие текстов? (разные виды текстов)

-Какие виды текстов вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

6. Первичное закрепление. 2 модуль

- Ещё раз внимательно прочитайте текст и выясните, какой тип текста перед вами. Докажите по группам свою точку зрения.

Задание№3

Работа в группах

- Определите тему и главную мысль текста, найти характерные признаки для определения типа текста. Обсудите в группе и докажите свое мнение

- Каждому участнику групп предлагается продолжить по образцу текст данного вида.

1)  Повторение ( фронтальный опрос)

- Как типы текста вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)

- Как определить  текст - описание? (какой?)

- Как определить  текст-повествование? (что и как произошло?)

- Как определить текст – рассуждение? (почему?)

Практическая часть

Задание №4

Работа парами

- Весна – время пробуждения всей природы. Даже домашние животные начинают вести себя по – другому.

- О ком сейчас пойдёт речь?

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами

Песни распевает,

Время считает.

С.120 Упр 309 – приготовились работать парами.

- Прочитай. Выбери заголовок к тексту: «Петух», «Петух – гордость двора»

- В каком из них отражена тема, а в каком основная мысль?

- Определи тип текста (описание)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

Задание№5 С.120 Упр 309

Практическое задание №5

Группа № 1

- Сделать в тетради синтаксический разбор последнего предложения.

Группа № 2

- Сделать в тетради морфологический разбор слова « в лучах»

Группа № 3

- Разбор слова по составу «солнечных»

- Поменялись тетрадями и проверили друг у друга сообща.

Задание №6

-Выведите правило в группах и оформите карточку «Надо знать!»

Типы текстов:

1 группа Описание- зто тип текста, в кот. гов. о признаках предметов

2 группа Повествование-это тип текста, в кот. сообщ. о случае или событии

3 группа Рассуждение-это тип текста, в кот чел. рассуждает, объсян, доказ.

Задание№ 7

Синквейн « Весна»

Задание№8

- Составьте кластер на тему «Весна»

Спикер защищает проект.

8. Рефлексия.

Д/З: составить текст «Мой любимый фильм», укажите тип текста.

– Ребята, что нового узнали на уроке?

– Что такое текст?

– Назовите типы текстов.

– Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов?

Самооценивание.

Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока.

Основные понятия

Знал до изучения темы

Узнал

Могу применить

Критериальное оценивание позволяет самому ученику понимать, насколько он должен заработать, чтобы получить «3», « 4» или «5».

Критериальное оценивание знаний по теме «Текст. Виды текста»

критерии

баллы

И.Ф.

К1

Знание видов текста

Знание структуры текста

Логическое построение текста

К2

Соблюдение правил создания различных видов текста

К3

Стилевое единство и выразительность речи

Перевод баллов в оценки:

5 баллов – «5»                           3 балла – «3»

4 балла – «4»                           1-2 балла – «2»

Самооценка урока.

Резерв: Закончите предложения:

•  Несколько предложений, объединенных по смыслу, называются … (текстом).

•  Текст, в котором рассказывается, о чем произошло, называется … (повествованием).

•  Текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», называется … (описанием).

•  Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос «почему?», называется … (рассуждением).

– Понравилась ли вам работа на уроке?

-Оцените свои знания. - На стикерах напишите свои впечатления от урока, пожелания.

infourok.ru

Русский язык 4 класс "Типы текстов"

Г.Караганда

2015г

КГУ ОШ №21

Открытый урок по русскому языку в 4 г классе

Типы текстов. Текст – повествование.

Русский язык.4 класс Дата 20.04.2015г

Тема: Типы текстов. Текст – повествование.

Цели:

Актуализация знаний учащихся, полученных раннее: (особенности текстов-повествований).

Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Этап вызова

Эмоциональный настрой

— Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

Приём «Круги по воде»

-А мы сейчас воспользуемся приёмом «круги на воде» и настроим себя на урок. Что будем делать на уроке?

У – узнавать, удивляться

Р – развивать, рассуждать

О - обсуждать, открывать

К – корректировать)

- Сегодня на уроке мы отправимся в город русского языка в раздел науки Стилистика, будем работать в группе и индивидуально. А оценивать вы будете сами себя на листах оценивания.

-При выполнении заданий не забывайте о правилах работы в паре и группе.

Выход на тему.

Чистописание

Запишите буквы:

А р т с м е ч б к в п с д ж т

- Подчеркните каждую третью букву. Какое слово получилось?

-Какая тема урока?

— Обсудите в парах 1 минуту, что вам известно о том, что такое текст.

— Кто хочет поделиться с классом?

-Что такое текст? (предложения связаны по смыслу и общей темой)

-Назовите признаки текста? (Наличие группы предложений, предложения связаны по смыслу, расположены в правильной последовательности, можно определить тему и идею, можно подобрать заголовок, чаще всего состоит из трёх частей: начало, основная часть ,концовка.)

- Что называется темой текста? (то, о чём или о ком говорится в тексте)

-Что называется идеей текста? (то, чему учит текст ,к чему призывает.)

-Какие бывают типы текстов?

-Чтобы узнать с каким текстом будем работать найди зашифрованные слова.

а

т

о

р

а

о

ы

р

д

е

р

д

е

и

а

е

ы

ц

к

н

г

о

и

г

о

и

с

в

а

к

т

ы

я

н

щ

н

н

щ

н

п

о

в

е

с

т

в

о

в

а

н

и

е

о

в

п

ц

о

т

ы

с

и

ь

с

и

ь

-Какая тема урока? (текст повествование)

-Какую цель поставим?

Этап осмысления

«Составление постера»

- Работая в группах , вспомните всё, что вы знаете о тексте повествовании и отобразите в постере..

Защита групп.

-Сравните с памяткой. ( у каждого памятка «Текст повествование»)

- Чья группа всё отобразила в своём постере?

-Кто что - то пропустил?

Данные постеры нам понадобятся при дальнейшей работе.

(Индивидуальная работа по карточкам)  Восстанови  текст. Определи тип текста используя памятку.

Текст-повествование.

(что? где? когда? с кем? произошло) 

1.     В заголовке названо (или подразумевается) действие.

2.     В первом предложении происходит завязка действия, хочется узнать, что было дальше.

3.     Далее перечисляются действия, события.

4.     В текст можно вставить слова «потом», «затем».

5.     К тексту можно нарисовать несколько картинок.

6.     Текст заканчивается выводом.

 

Текст-описание.

(какой? какая? какое? какие?)

1.     В заголовке назван предмет описания.

2.     В первом предложении назван предмет описания.

3.     Далее перечисляются признаки предмета описания.

4.     В текст нельзя вставить слова «потом», «затем».

5.     К тексту можно нарисовать только одну картинку.

6.     Текст заканчивается выводом.

 

Текст-рассуждение.

(как? зачем? почему?)

1.                 Тезис.

2.                 Доказательства.

3.                 Вывод.

(Текст – описание)

   Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____.  Шубка у него ____,  а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.

    Я давно дружу с_____________.

Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая,   красивая, капризная,  острый.

 (Текст – рассуждение)

   Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это  ____________друг. А ещё с ним можно__________________.  А так же он _____________. Поэтому мне хочется ___________.

Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь,   утешает в горе.    

(Текст – повествование)

   У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут.

Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда   у ____очень хорошее настроение он любит_______.  Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________.

Вот такой он озорник!

Оцените себя в листе самооценивания по 5 бальной школе.

Физминутка

Работа в группах.

- Используя знания о признаках текста - повествования, вы будете выполнять задание, работая в группах.

- Какова схема построения повествовательного текста?

1. Вступление. Начало действия.

2. Основная часть. Развитие действия.

3.Ззаключение. Вывод.

- Что описывается в начале действия?

- О чём рассказывается в основной части?

- Что запишите в заключении?

1 группа. Составить текст – повествование по опорным словам: лес, тропинка, кусты, птенцы, гнездо.

2 группа. Составить текст – повествование по плану:

А) Случай в начале лета.

Б) Зайчонок в опасности.

В) Счастливого пути!

3 группа: Составит текст по картинке.

4 группа. Составить текст по заголовку «Случай в лесу»

Защита групп. Оценивание

- Озаглавьте тексты. Запишите их, соблюдая абзацы. Индивидуальное задание для каждой группы.

- Какой общей темой объединены ваши тексты? (тексты о природе)

-Какова идея всех текстов? (необходимо беречь и охранять природу)

Оцените себя в листе самооценивания по 5 бальной шкале.

Чтобы проверить ваши знания,  предлагаю тестовое задание. (Индивидуальная работа)

Тест по теме «Типы текстов». (Взаимооценивание)

- Выставите отметку своему соседу, используя критерии – без ошибок- «5», 1 ошибки-«4», 2-3 ошибки-«3».

Проверочный тест по теме «Типы текстов»

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания

2. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?»

А)текст- рассуждение   Б) текст- повествование   В) текст – описание

3. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А) текст- рассуждении   Б) текст- описание  В) текст- повествование

4.Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В)имя существительное

5.Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст- описание    Б) текст- рассуждение  В)текст- повествование

6.Инструктаж д/з.

Знаете ли вы ещё животных, которые относятся к семейству кошачьих?

- Чтобы прочными были ваши знания, даю вам спец. задание.

(Написать текст о животном из семейства кошачьих, используя любой из типов текста)

Рефлексивно-оценочный этап.

Заполнение рефлексивного листа.

- Используя стратегию «Большого пальца», покажите, добились ли мы цели урока?

- Заполните лист самооценки, ответив на вопрос: Как я работал на уроке?

Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове.

infourok.ru

"Текст. Виды текстов" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Цели урока: уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

На доске записаны группы предложений:

1. Связный текст о Якутске. 2. Набор отдельных предложений о Якутии.

Задание: Внимательно прочитайте и сравните:

1. Якутск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1632 году. Город стоит на красивой долине Туймада. 2. Наша Якутия богата своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Лена – самая красивая река.

  • О чем говорится в первом отрывке? Определите тему. (О городе Якутске).
  • А во втором отрывке? (О природе Якутии, о лете, о реке Лене).
  • В чем различие между отрывками? (В первом отрывке предложения связаны, а во втором связи нет).
  • Как связаны предложения? С помощью учителя дети находят слова, связывающие предложения: Якутск – он – город.
  • Какой из отрывков можно назвать текстом? (Первый).

Учитель. Давайте составим определение текста.

Ученики с помощью учителя составляют определение текста:

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться определять тему текста, познакомимся с разными видами текстов и научимся их различать.

Учитель записывает на доске тему урока.

III. Самостоятельная работа. Закрепление знаний об особенностях текста.

Учащиеся в начале урока разделяются на 3 группы. Каждой группе даются карточки с текстами.

I группа.

Текст №1.

Ысыах открывает старейший певец. Он держит в руках большой резной кубок с кумысом и поет о наступлении счастливой поры лета, о народном празднике изобилия. Уруй-айхал! – провозглашает певец и отпивает из кубка.

(По И.Данилову)

II группа.

Текст №.2

По красоте и аромату трудно найти другой такой цветок. Ее изображение находят на архитектурных памятниках Древнего Востока, Египта. Великий поэт древности Гомер воспевал лилию в своих произведениях. Она считалась королевским цветком. В Якутии растет два вида диких лилий. Лилия – любимый национальный цветок, воспетый поэтами и композиторами Якутии. Его любовно называют сарданой.

(Из книги “О природе Якутии” Р.Р. Попова)

III группа.

Отдельные предложения.

На берегу живописной речки, на открытой местности, лишенной всякой растительности, сияют на солнце снежные сугробы. На дне озера черная грязь лежит толстым слоем. Среди них лавируют караваны морских кораблей, которые доставляют товары для жителей Крайнего Севера.

Задание: Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста, найдите связывающие слова.

После обсуждения в группе один ученик защищает ответ группы, остальные дополняют его ответ.

1 группа: тема текста – Открытие Ысыаха. Связывающие слова: певец – он – певец. Кубок – кумыс – кубок. Ысыах – народный праздник.

2 группа: тема: Цветок лилия. Связывающие слова: цветок – ее лилия – королевский цветок – дикие лилии – национальный цветок – сардана.

3 группа: общей темы нет, связывающих слов нет.

IV. Конструирование текста.

Работа в тетрадях.

Учитель. Вспомните лето и составьте свой текст. Сначала определите для себя, о чем пойдет речь в тексте, то есть, какова его тема. Включите в текст связывающие слова.

После этой работы группы читают свой текст, рассказывают, как раскрыли тему, какие связывающие слова использовали. Таким образом, у учащихся закрепляется представление об особенностях текста. Наблюдение за особенностями текста-описания, текста-рассуждения, текста-повествования. Группам дается по 3 текста:

1 текст.

Волшебное озеро.

В народе рассказывают легенду о таежном озере “Око земли”. Оно не простое, а волшебное, повествуют старики. Почему же это озеро называют волшебным? Это хранилище живой воды, которая исцеляет болезни. Здесь целебно все: и вода, и грязь, и мох, и травы, растущие вокруг. Поэтому сюда приходят звери, прилетают птицы, чтобы лечиться от всякой хвори. Вот почему озеро “Око земли” называют волшебным.

(По И.Данилову).

2 текст.

Песец.

Вот бежит – катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы. Это – песец, живое сокровище снежных просторов тундры.

(По И. Данилову)

3 текст.

Тень на дороге.

Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.

Учитель. Внимательно прочитайте все 3 текста и попытайтесь найти между ними различия.

  • Какой общий вопрос можно поставить к первому тексту? О чем рассказывается (Рассказывается о том, что произошло. Вопрос – что случилось?)
  • Какой вопрос можно поставить к тексту “Тень на дороге”? О чем рассказывается в этом тексте? (Рассказывается о случае. Вопрос – что случилось?)

С помощью учителя дети приходят к выводу, что все тексты разного вида. На доске учитель записывает 3 вида текста: повествовательный, описание, рассуждение.

  • Как вы думаете, какой это текст, если к нему можно поставить вопрос что случилось? (Повествовательный.)
  • А если вопрос какой? ( Описательный.)
  • А если вопрос почему? (Рассуждение.)

После этого ученики составляют определение повествовательного, описательного текстов и текста рассуждения.

Учитель. В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось? В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос Какой? Какая? Какое? В рассуждении говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос Почему?

V. Итог урока.

  • Что такое текст?
  • Какие виды текста бывают?
  • Как отличить повествовательный текст от текста-описания.
  • В чем особенность текста-рассуждения?

VI. Домашнее задание

Написать рассказ, текст-описание на тему “Моя кошка” или “Моя собака”.

Использованная литература:

Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Книга для учителя. 2003, Москва;Т.Г. Рамзаева. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Москва, 2003;Р.Д. Попов. “О природе Якутии” Якутск, 1990;И. Данилов. “Тропой открытий” Якутск, 1984;И. Данилов. “Песнь о Якутии” Якутск, 1967;Т.П. Самсонова. “Повышение эффективности уроков русского языка в якутской школе” Якутск, 1995.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"