3.4 Определение объекта и предмета исследования. Определение предмет исследования


3..Определение объекта и предмета исследования.

Объект - это то, на что направлен процесс познания. Это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию, нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, то есть существующего не­зависимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук, которые его изучают.  объект исследования - это явление или сфера социальной деятельности, которые является носителями проблемной ситуации (коллектив, группа, индивид, экономика и т. д.), а предмет исследования - это стороны, свойства, характеристики объекта подлежащие изучению (социально-психологический климат в коллективе, лидерство и т. д.).

Объект исследования должен быть:

1.чётко обозначен;

2.   ограничен временными рамками;

3.   количественно определён;

4.   описан в системе факторов, влияющих на его состояние.

В исследовании должны быть указаны все значимые характеристики объекта.  Предмет исследования - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Предмет исследования невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комп­лекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет исследования может быть общенаучным, - например, время как форма существо­вания и мера изменений. Он может быть междисциплинарным - например, межполовые отношения у животных. Их изучает биохимия, этология, зоо­логия, психология, ветеринария. Для каждой науки в любом предмете изу­чения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, част­ный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в те­оретическом, эмпирическом и прикладном исследовании. Значимость правильного определения предмета исследования обусловлено тем, что он:

Þ  ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые в наибольшей мере выражают центральный вопрос проблемы;

Þ  очерчивает рамки исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета исследования является необходимым условием целевой ориентации исследовательского процесса.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в од­ном из первых разделов текста.

4.Определение цели и постановка задач исследования.

Научное исследование представляет собой познавательную деятельность. Важнейшей ее чертой является целесообразность. Именно эта черта отличает поведение человека от поведения животного. Животное, например, охотившееся за добычей имеет определенную целевую ситуацию. Но в условиях отсутствия признаков, возможной цели (след, запах, и т. п.) животное не может поставить себе, четко сформулировать и зафиксировать цель как образ целевой ситуации. «Цель – это желаемый результат, недостижимый за рассматриваемый промежуток времени, но доступный в будущем, причем за данный промежуток времени к нему приблизиться»

Цель как желаемый результат отличается от понимания ее как некой неличной ситуации.

Желаемый результат может относиться как к реально существующим феноменам, так и к феноменам не существовавшим.

В момент, когда цель ставиться, вообще может быть неизвестно: достижима ли она, не известны средства ее достижения.

Цель в человеческой деятельности может представлять собой понятие о результате, который не существует в момент формирования цели и может быть реализован не сразу, а через значительный интервал времени.

В силу этого целесообразно увязывать постановку цели с наличием средств ее разрешения. Тем более в науке существуют ситуации, когда формулировка цели не предполагает никаких практических действий.

Научное исследование направлено на решение проблем, которые определяются в виде его цели.

В зависимости от решаемых проблем цели могут быть разные. Это может быть:

Þ  получение нового теоретического знания;

Þ  разработка методик исследования;

Þ  прогноз развития объекта исследования;

Þ  выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы;

Þ  разработка вариантов решения проблемы и т. д.

Чёткая постановка цели предопределяет:

1.   чёткую формулировку гипотез;

2.   правильное определение объёма работ, затрат, ресурсов;

3.   грамотное регулирование отношений между заказчиком и исполнителем.

Цель исследования формулируется коротко и точно, конкретизируясь в задачах исследования, и в содержательном отношении выражает то основное, что должен сделать исследователь.

Цель исследования - это общая его направленность на конечный результат Отличительной чертой человеческого целеполагание является не сам факт наличия цели, а осознание этой цели, ее зафиксированность в знаковой конкуренции.

Любое научное исследование есть особая деятельность по решению задач определенного типа.

Для достижения поставленной цели формируются основные исследовательские задачи. Исследовательская задача включает в себя:

- во – первых, проблемную ситуацию;

- во – вторых, цель, как понятие о феномене, которое необходимо достичь получить или создать. Цель должна быть грамотно сформулирована. В ее формулировке присутствует определенный императив: повеление, инструкция.

Целью может быть желаемый для исследователя результат; результат, желаемый для заказчика исследования.

Но целью может быть заведомо отсутствующий или недостижимый феномен (например, идеал).

- в – третьих, условия решения – факторы и средства, необходимые для достижения цели.

Любое научное исследование есть особая деятельность по решению задач определенного типа.

При решении предметно – практических задач констатируется наличие некоторых материальных феноменов и отсутствие других. Поэтому здесь целевая установка формулирует требования к отсутствующим феноменам и содержит императив к их достижению. Эти задачи в основном возникают в сфере производства материальных благ.

Для познавательных задач существенно, что имеет место материальный феномен, относительно которого требуется получить новое знание. Исследовательские задачи могут быть связанны с деятельностью по реализации уже существующих знаний.

Последний тип задач характеризуется тем, что в проблемной ситуации выявляется отсутствие некоторых необходимых или желаемых знаний на основе анализа уже существующих.

Задачи исследования - это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.

Они могут быть:

а) основными - ориентированы на решение главной проблемы;

б) вспомогательными - ориентированы на решение побочных вопросов.

При выдвижении исследовательских задач необходимо помнить, что -

Þ  они должны чётко определять основные этапы решений поставленной проблемы;

Þ  каждому виду задач соответствует определённый состав познавательных действий, средств и методов познания;

Þ  они не должны произвольно перемешиваться, как между собой, так и с целью исследования.

Цель и непосредственные задачи научного исследования находятся в взаимозависимости одна от другой и состоят в нахождении тех явлений и законов, по которым они функционируют..

В силу этого научным исследованием следует считать деятельность, необходимую для решения познавательных задач, конечным результатом которой является новое знание. Но научным, исследование может быть не только в том случае, если новое знание отвечает критериям научности.

Таким образом, исследование представляет собой решение особых познавательных задач, цель которых – создание нового научного знания.

studfiles.net

Определение объекта и предмета исследования — Мегаобучалка

Объект — носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержа­щую социальное противоречие проблемной ситуации.

Объектом социологического исследования в широком смыс­ле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в уз­ком — люди или объекты, способные дать социологу необходи­мую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и препо­даватели.

Объектами исследования могут быть, например, работники, увольняющиеся по собственному желанию; молодые специалис­ты со стажем работы менее пяти лет; первичные коллективы, ра­ботающие в условиях бригадной организации труда; нормативная документация, административные распоряжения, материалы эко­номической статистики, протоколы заседаний.

Уточнение объекта в программе осуществляется через опре­деление генеральной и выборочной совокупности; тем самым за­дается масштаб самого исследования, границы той области со­циальной жизни, по отношению к которой применимы его ре­зультаты.

Идеализированный объект — модель исследуемого объекта, вво­димая на теоретическом уровне анализа (например, модель твор-

ческого отношения к труду). Теоретические выводы строятся от­носительно идеализированного объекта. Взаимосвязь между иде­ализированным и эмпирически наблюдаемым объектами реали­зуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий.

Развернутое определение объекта исследования выливается в построение его эмпирической схемы, которую мы рассмотрим в дальнейшем.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче­нию. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследова- | ния. Он представляет собой концентрированное выражение вза- имосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для ре­шения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог. Формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпа-дает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов иссле-дования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пре­делах которых изучается конкретный объект в данном исследо-вании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой фор-мулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое иссле-дование.

Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эм лирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, ко торые будут являться предметом исследования. Иначе говоря когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же вре-мя формулирует (не всегда явно и осознанно) и гипотезу о boз-можном решении проблемы. Например, проблемная ситуация состоит в том, что текучесть кадров на предприятии повысилась по сравнению с уровнем, существовавшим ранее и считавшимся допустимым. При этом проблема определена как противоречие между существующей системой стабилизации кадров и повыше-нием роли увольняющихся по причинам, доступным управлен-ческому регулированию, а цель — как разработка предложений

по оптимизации деятельности системы стабилизации кадров предприятия. Объектом исследования в этом случае будут работ­ники предприятия, увольняющиеся по вышеназванной группе причин.

Так, в качестве центральной части проблемы, т.е. предмета исследования, можно избрать мотивацию увольнений. Этот вы­бор основан на предположении, что мотив увольнения — это чаще всего реакция на несовершенную систему стабилизации кадров, реакция заведомо отрицательная. Следовательно, анализ мотивов увольнения покажет наиболее уязвимые звенья системы, а это позволит оперативно разработать практические предложения, т.е. достигнуть цели исследования5.

Основным методом сбора данных здесь будет опрос. Иссле­дование обещает быть оперативным и экономичным. Придется считаться и с тем, что информация о стабилизации кадров на предприятии заведомо субъективная: эмоциональные оценки будут преобладать над рациональным анализом. Неизвестен так­же размер субъективных смещений получаемой информации. А они могут быть нескольких видов: формальное заполнение ан­кет (увольняющемуся человеку уже безразлично предприятие, которое он покидает), сознательное усиление негативных оценок (как психологическая рационализация принятого решения: чем хуже покидаемое предприятие, тем правильнее мое решение об уходе), приукрашивание ситуации (все равно ухожу, лучше рас­статься «по-хорошему»). Ясно, что информация, полученная ме­тодом опроса, нуждается в дополнении и перепроверке данны­ми, полученными другими методами. Поэтому интерпретировать результаты опроса надо при строгом учете их субъективной ог­раниченности и сложности связей между сознанием и поведени­ем людей6.

Другой вариант решения состоит в учете информационных аспектов проблемы. Тогда предметом исследования будет ин­формированность увольняющихся о возможностях решения проблемных ситуаций, послуживших причиной ухода, в рамках данного предприятия, а не с помощью увольнения. Такое оп­ределение предмета исследования может основываться на уже имеющихся результатах исследований, свидетельствующих о том, что повышение производственной информированности ра-166

ботников является одним из средств стабилизации кадров7. В этом случае объектом исследования станут не только уволь­няющиеся, но и работающие, что позволит анализировать как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. Кроме того, в объект исследования включается содержание информацион­ных потоков внутри предприятия (нормативное описание про­изводственной деятельности, групповых и межличностных вза­имодействий). Соответственно изменяется методика: специали­зированные анкеты, адресованные конкретным группам работников; контент-анализ документов (правил внутреннего трудового распорядка, заводских приказов, коллективного договора, положений о премировании, публикаций заводской многотиражки). Анализ объективных данных позволяет более строго интерпретировать результаты социологического опроса (анкета для изучения информированности работников предпри­ятия, кодировочная таблица и инструкция кодировщику).

Возможен третий вариант определения предмета исследования: состояние удовлетворенности трудом как наиболее существенно-го фактора текучести кадров. Его выбор основывается на предва-рительной информации о том, что резервы существующей на пред-приятии системы стабилизации кадров нуждаются в существен-ном расширении за счет дифференцированного учета уровния удовлетворенности трудом у различных групп работающих. Me-тодическое обеспечение опять-таки связано с обращением к раз-личным объектам исследования, выступающим носителями необ-ходимой информации (получение оценочных суждений об удов-летворенности трудом в целом и отдельными элементами рабочей ситуации, а также данных о намерении сменить место работы). Метод анализа документации позволяет соотнести вербальную информацию об отношении к труду увольняющихся с объектив-ными показателями их трудовой деятельности.

В знаменитом исследовании профессиональных ориентаций школьников новосибирского социолога В.Н. Шубкина, по ре-зультатам которого была выявлена пирамида профессиональных ориентации, изучалась проблема выбора профессии выпускни-ками школ. Проблемная ситуация заключается в противоречии между равными правами всех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных со циальных групп и регионов в реализации этих прав. Объект ис-следования — школьники и их родители; предмет исследования -

профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.

Итак, предмет исследования — это совокупность существенных признаков (или переменных), в которых описывается изучаемое явление. Предмет исследования чаще всего имеет сложную структу­ру. Вопрос об объекте — это вопрос о том, кому эти признаки при­надлежат, кто исследовался.

Очевидно, что по мере усложнения предмета исследования усложняется методическое обеспечение, растут затраты време­ни и средств и, вместе с тем, растет и надежность информации, расширяются границы интерпретации, повышается ее обосно­ванность.

megaobuchalka.ru

Определение объекта и предмета исследования — Мегаобучалка

Объектом исследования является материальная (в том числе биологическая) или идеальная (в том числе педагогическая) система (например, учащиеся какого-либо класса, система профессионально-прикладной физической подготовки и т.п.).

Объект исследования выступает как заданное, понимается всегда шире, чем предмет исследования.

Предмет исследования – это структура системы, ее элементы, различные свойства, подлежащие изучению (например, физическая подготовленность учащихся старших классов; особенности содержания и методики профессионально-прикладной физической подготовки).

Другими словами, объект исследования – это то, на что направлено внимание исследователя, предмет исследования – это то, что непосредственно исследуется в объекте. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Примеры (ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам):

Объект исследования – прикладная физическая культура.

Предмет исследования – методика прикладной физической подготовки юношей сельской школы к профессии водителя.

Объект исследования – физическое воспитание учащихся.

Предмет исследования – структура и содержание домашних заданий по физической культуре в общеобразовательной школе.

Объект исследования – современная система физического воспитания студентов в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – средства и методы повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям на занятиях физической культурой.

Объект исследования – система спортивной подготовки в единоборствах.

Предмет исследования – обучение технико-тактическим действиям в дзюдо.

Примеры (дисциплина Педагогика):

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс оценивания знаний, умений, навыков, компетентностей учащихся общеобразовательной школы.

Объект исследования: технологический подход к воспитанию.

Предмет исследования: технология коллективных творческих дел.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: нетрадиционные формы проведения занятий.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: методы, приемы и средства этнопедагогики.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: особенности образовательной среды, условий, способствующих формированию межнациональной толерантности.

Формулирование цели, задач и гипотезы исследования

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражает то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Предварительный анализ литературы и изучение опыта педагогической физкультурно-спортивной деятельности позволяют сформулировать основные задачи исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой отражает идею, цель курсовой работы, раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Задач должно быть немного – от трех до пяти.

Формулирование цели и задач исследования начинается с глагола совершенного вида сослагательного наклонения:

разработать,

выявить,

обосновать,

определить,

изучить,

установить,

проверить,

сравнить,

уточнить,

оценить,

доказать и т.д.

Примеры (ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам):

Цель исследования – проверить эффективность средств прикладной физической подготовки в плане развития специальных качеств водителя.

Цель исследования – дать научно-теоретическое обоснование содержанию и организации домашних заданий учащихся по физической культуре.

Цель исследования – разработать один из вариантов системы физического самовоспитания и критерии оценки ее эффективности.

Цель исследования – проанализировать эффективность внутреннего и внешнего функционирования физического воспитания в общеобразовательной школе.

Примеры (Педагогика):

Цель исследования - проверить эффективность использования накопительной системы оценивания образовательных результатов учащихся.

Цель исследования: проанализировать возможности технологии коллективных творческих дел для развития личности учащихся и формирования гармоничных взаимоотношений в коллективе.

Цель исследования: проанализировать возможности нетрадиционных форм обучения в повышении эффективности занятий по физической культуре.

Цель: исследовать возможности этнопедагогики для формирования интереса к физической культуре и спорту.

Цель исследования: экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования толерантности у школьников в процессе подвижно-игровой и внеурочной деятельности.

Пример

Тема: Военно-прикладная направленность физического воспитания юношей.

Цель – разработать модель военно-прикладной физической подготовки юношей для периода, предшествующего призыву их в вооруженные силы.

Задачи исследования:

1. Изучить психо-физическое состояние юношей 16-17-летнего возраста.

2. Разработать модель физического воспитания с военно-прикладной направленностью.

3. Проверить эффективность опытной модели в подготовке юношей к воинской службе.

Как видно из приведенного примера, первая задача связана с выявлением сущности, структуры, закономерностей изучаемого процесса. Вторая задача предполагает определение наиболее характерных способов педагогической коррекции объекта, т.е. вмешательство исследователя в педагогический процесс с целью его оптимизации. Третья задача – разработку конкретных практических рекомендаций или комплекса мер, направленных на совершенствования объекта исследования.

Поставив задачи нужно сформулировать гипотезу своего поиска. Рабочая гипотеза – предварительное утверждение или предположение о путях решения данной проблемы, выраженное в форме научных понятий, сделанное для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования.

megaobuchalka.ru

Определение объекта и предмета исследования.

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Введение.

 

В деятельности современного специалиста по ФКиС немало таких элементов

которые носят научно-исследовательский характер.

Сочетание научных исследований и практики позволяет выбрать оптималь-

ный путь укрепления здоровья и всестороннего физического развития занимаю-

щихся, повышения спортивного мастерства.

Одним из этапов самостоятельной научно-исследовательской, учебно-иссле-

довательской работы является выполнение курсовых и выпускных квалифика-

ционных работ. В процессе изучения курса «Основы учебно-исследовательской

деятельности», вы должны будете овладеть основными методами научно-педа-

гогических исследований, научиться обрабатывать полученные результаты ме-

тодами математической статистики, научиться оформлять итоги работы.

 

1.Основные требования предъявляемые к выпускным квалификационным

(курсовым) работам.

 

Как таковых жестких требований к оформлению работ нет, но определенные требования есть: - объем 35-40 стр.(ВКР), 25-30 стр.(курс.раб.).

-работа должна быть выполнена в печатной форме в переплё-

те, на стандартном листе формата А4 и на одной стороне листа.

- написание и защита работ являются обязательной составной частью итоговой государственной аттестации.

В своих работах вы должны будете показать :

- умение самостоятельно ставить задачи

 

- определять варианты решения задач

- умение анализировать полученные данные и обобщать их, делать выводы, оформлять текст и иллюстрации к нему.

Вам предоставляется право выбора темы. В тоже время вы можете предло-

жить свою тему с необходимыми обоснованиями целесообразности её разра-

ботки . На 3 курсе выполняется курсовая работа. Выпускная квалификационная работа является обобщением или продолжением ранее подготовленной курсово

работы. Работы могут быть следующих видов:

- теоретические- работы связанные с анализом и обобщением литератур-

ных источников и данных.

- эмпирические- работы связанные с изучением и обобщением опыта пе-

дагогов – новаторов.

- конструкторские- работы связанные с изобретательской деятельностью студентов.

- экспериментальные- работы в которых решается актуальная задача в

области ФКиС по содержанию физического воспитания различных групп насе-

ления, формированию ЗОЖ, по спортивной подготовке в детско-юношеском возрасте, массовом спорте, спорте высших достижений.

 

Планирование работы.

 

Процесс подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ состо-

ит из следующих этапов.

1. Выбор темы исследования.

2. Изучение научно-методической литературы.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Определение цели и задач исследования.

5. Разработка рабочей гипотезы.

 

6. Выбор методов исследования.

7. Формулировка названия работы.

8. Подготовка и проведение исследовательской части работы.

9. Математическая и статистическая обработка полученных результатов.

10. Обобщение и интерпретация полученных данных.

11. Формулировка выводов и практических рекомендаций.

12. Оформление работы.

13. Защита работы.

 

Выбор темы исследования.

 

Выбор темы курсовой (ВКР) работы-одна из сложных и наиболее ответствен

ных задач, от правильного выбора в значительной мере зависит успех работы в

целом. Одним из важнейших критериев правильности выбора является актуаль-

ность (теоретическая и практическая). Судить об актуальности темы можно по

следующим признакам: - общий интерес к теме со стороны ученых, педагогов и

тренеров к поставленной проблеме.

- наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе.

- необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями.

На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоро-

вительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств ФК

и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов

В исследовании оздоровительной направленности физ.упражнений и видов

спорта важное значение имеют: -совершенствование методики стимулирования

естественного созревания функций организма, формирование правильной осан-

ки, повышение ОФП, неспецифической устойчивости к воздействию внешней

 

среды обитания, лечебные возможности физ. упражнений при различных видах заболеваний.

В образовательной направленности средств и методов физ.воспитания боль-

шой интерес вызывают: - методика обогащения занимающихся теоретическими знаниями .

- стимулирование глубоко осознанного и активного отношения к занятиям физ.

упражнениями и спортом, к учебе, трудовой деятельности.

- важное значение имеет изучение и обобщение достижений физической куль-

туры народов России.

При исследовании воспитательных возможностей средств и методов ФКиС в научной разработке нуждается – методика воспитания личности занимающих-

ся.

Особое значение имеют исследования прикладной направленности средств и методов ФКиС. В научной разработке нуждается:

- методика применения физ.упражнений при изучении (оценке) и развитии спо-

собностей занимающихся.

- методика применения средств ФКиС в целях активного отдыха, восстановле-

ния работоспособности.

Слабо исследованы возможности средств и методов физ.воспитания при за-

Нятиях с лицами среднего и пожилого возраста.

В специальном научном обосновании нуждается методика и организация проведения школьного урока, а именно:

- содержание урока и его отдельных частей.

- Регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом индивидуальности каждого ученика.

- Способы управления занимающимися в ходе урока и особенности их приме-

нения в различных ситуациях.

- Взаимоотношения между учителем и учеником.

 

- Система домашних заданий и их эффективность.

Немаловажное значение при выборе темы играет специализация студента, а так же наличие соответствующей материально-технической и эксперементаль-

ной базы для проведения исследований.

При выборе темы необходимо четко представлять её границы.

- важна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина раз-

работки вопроса.

 

Определение объекта и предмета исследования.

 

- Объектом педагогической науки, является учебно-воспитательный прцесс,

учебно-организационный, управленческий, тренировочный процесс. Основным

объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы развиваю

щиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, ВУЗе.

- Переметом педагогического исследования могут выступать: прогнозирование,

Совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления в различных типах учебных заведений.

Из этого следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом

то, что в этом объекте получает научное объяснение. Предмет исследования оп-

ределяет тему исследования.

 

Цель и задачи исследования.

Цели и задачи исследования определяются исходя из названия курсовой (ВКР) работы, объекта и предмета исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

 

 

Целью исследования могут быть:

1. Разработка методик и средств обучения.

2. Разработка методик и средств тренировки.

3. Разработка методик воспитания качеств личности.

4. Разработка методик и средств воспитания физ.качеств.

5. Разработка форм и методов физического воспитания в различ-

ных структурных подразделениях народного образования и возрастных группах

6. Разработка содержания обучения.

7. Разработка путей и средств совершенствования управления

учебно-тренировочным и воспитательным процессом.

После выбора цели исследования, можно сформулировать задачи. Задач мо-

жет быть поставлено 2-3.

1-я задача, связанная с изучением состояния вопроса.

2-я задача, разработка экспериментальной методики обучения или трени-

ровки.

3-я задача, связанная с выявлением эффективности применения ее на прак-

тике.

Задачи должны формулироваться четко и формулируются в виде поручения.

«Изучить…», «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…»

«Определить…».

 

Выбор методов исследования.

 

Область физ.воспитания относится к педагогическим наукам и её развитие во многом зависит от уровня развития таких наук как педагогика, психология,

социология, физиология, анатомия, биология, матаматика.

В связи с этим в исследованиях, проводимых по физ.воспитанию и спорту широкое применение находят различные методы научного познания свойствен-

ные другим областям науки и техники.

С одной стороны это явление можно считать положительным, так как дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, с другой стороны оби-

лие всевозможных методов затрудняет выбор для конкретного исследования.

Исходя из этого основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить его задачи. Именно задачи и вопросы поставленные перед работой, определяют способы их решения и выбор соответствующих методов исследования.

 

 

 

Так как физическое воспитание относится к педагогическим наукам, то ведущими методами являются методы педагогических исследований, а другие методы рассматриваются в качестве вспомогательных в решении педагогических закономерностей.

В практике проведения исследований наибольшее распространение получили следующие методы:

1 -анализ научно-методической литературы, научных и архивных материалов

2 - педагогическое наблюдение

3 - беседа, интервью, анкетирование

4 - контрольные испытания

5 - хронометрирование

6 - экспертное оценивание

7 - педагогический эксперимент

8 - математико-статистические методы обработки результатов.

 

Любая исследовательская работа немыслима без изучения специальной литературы т.е. обобщения уже имеющейся информации.

Изучая литературные источники необходимо ясно представлять все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: её постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования.

Большую помощь в этом оказывают библиотеки, но нужно правильно ориентироваться в фондах библиотек. Большую помощь для целенаправленной работы оказывают каталоги, которые подразделяются на 3 вида:

- алфавитный

- систематический

- предметный.

Для успешного поиска необходимой литературы необходимо запомнить:

 

 

1. Вы знаете автора или название работы – обратитесь к алфавитному каталогу.

2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – системный каталог.

3. Необходима книга по какому-то узкому, специальному вопросу – предметный каталог.

4. Интересуетесь статьей из периодического издания – к систематическим или предметным карточкам журнальных или газетных статей.

В процессе изучения литературы немаловажное значение имеет знание способов чтения литературы: - беглое

- выборочное

- сплошное

-смешанное.

Проработка литературных источников дает возможность получить полную информацию с «Состоянии вопроса» и дает возможность для написания главы работы «Состояние вопроса», которая предшествует изложению собственно теоретического материала.

Большую помощь в поиске информации при подготовке может оказать Интернет. 2 адреса: 1. http://www.informika.ry;

2.http://www.rsl.ry.

Изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тренировок, протоколов соревнований, отчетов, учебных планов и программ.

В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить причинные связи и некоторые зависимости.

Большинство необходимых документов сконцентрировано в гос. архивах.

- центральные архивы федерального значения

- архивы республиканского значения

 

 

- архивы научных и учебных заведений.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ как метод исследования представля

ет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления .

В области физ.воспитания и спорта целью проведения педагогических наблюдений является изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса. К ним можно отнести:

- задачи обучения и воспитания,

- средства физического воспитания, их место в занятиях,

- методы обучения и воспитания,

- поведение занимающихся и учителя на уроке,

- характер и величина тренировочных нагрузок,

- элементы техники выполнения упражнений,

- тактические действия.

Объектами наблюдения могут быть отдельные учащиеся, спортсмены, группы учащихся (спортсменов).

Содержание каждого наблюдения определяется задачами исследования, для которых собираются конкретные факты (построение, объем нагрузки, интенсивность).

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ – исследователь сам является наблюдателем. При этом он может выступать или в роли свидетеля, участника, руководителя.

ОТКРЫТОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – считается такое, при котором занимающиеся и преподаватель заранее предупреждены и они знают, что за ними ведется наблюдение. Недостаток открытого наблюдения недостоверность полученных результатов так как испытуемые стараются показать себя лучше чем они могут быть на самом деле.

СКРЫТОЕ – все наоборот.

 

По времени проведения педагогические наблюдения делятся на:

- непрерывные,

- дискретные (прерывистые).

 

БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТИРОВАНИЕ.

 

БЕСЕДА- применяется как самостоятельный и дополнительный метод для получения необходимой информации. Беседа ведется ведётся в свободной форме без записи ответов собеседника, во избежание преднамеренного искажения ответов. Участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для фиксирования можно использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проанализировать текст беседы.

ИНТЕРВЬЮ- это метод получения информации путем устных ответов. В отличии от беседы он подразумевает определенные требования:

- вопросы должны строиться в определенной последовательности,

- характер ( вопрос – ответ ).

АНКЕТИРОВАНИЕ- это метод получения информации в письменной форме на систему стандартных вопросов. По содержанию вопросы анкеты могут быть: - прямые,

- косвенные.

По форме ответов анкеты могут быть: - открытые,

- закрытые.

При анкетировании необходимо соблюдать определенные правила:

- опрашиваемые должны знать цель опроса и его практическое значение,

- анонимность,

- кроме кратких ответов в анкете, должна иметься возможность вписывания дополнительных ответов,

- количество вопросов должно быть не очень большим.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.

 

Контрольные испытания наиболее эффективный метод исследования в области физического воспитания проводимых с помощью различных нормативов, упражнений, тестов. Использование контрольных нормативов в области физического воспитания и спорта может решить следующие задачи:

1. Выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования.

2. Выявить специальную тренированность спортсмена с помощью комплексных методов тестирования.

3. Выявить динамику развития спортивных результатов в процессе тренировки (в том числе многолетней).

4. Изучить систему планирования процесса тренировки.

5. Изучить методы отбора талантливых спортсменов.

6. Рационализировать существующие системы тренировки.

7. Воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознательность в процессе тренировки.

8. Проверить теоретические положения на практике.

9. Установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса.

10. Разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта.

В зависимости от задач тесты можно разделить:

- тесты для функционального исследования сердечно-сосудистой системы,

- антропометрические измерения для определения зависимостей спортивных достижений от телосложения,

- тесты для исследования двигательной работоспособности,

- тесты для исследования физических качеств,

- тесты для определения технических и тактических навыков,

 

- тесты для определения психологической и морально-волевой подготовки.

В исследовательских целях могут использоваться только точные и надежные нормативы и тесты. В методике проведения контрольных упражнений и тестов следует руководствоваться следующими положениями:

- условия проведения должны быть одинаковыми для всех занимающихся,

- контрольные испытания должны быть доступны независимо от подготовленности занимающихся.

- результаты контрольных упражнений должны измеряться в объективных величинах (время, пространственные характеристики, число повторений).

 

ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

 

Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (субъективная оценка результатов). В этом случае используется метод экспертных оценок. Он заключается в привлечении специалистов экспертов, которые относительно значимые объекты экспертизы на основе упорядоченности т.е. ранжирования.

 

ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ.

 

Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогических наблюдений. Но так же он используется как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – определение времени, затрачиваемого на выполнение каких- либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографирование.

 

Наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий ФКиС для определения общей и моторной плотности урока.

Для этой цели во время занятий фиксируются следующие виды деятельности.

1. Время выполнения физических упражнений.

2. Время слушания, объяснений, и наблюдения за показом физ.упражнений.

3. Время отдыха, ожидания занимающимися очередного выполнения упражнения.

4. Действия по организации занятий, упражнений.

5. Простои.

Хронометрирование занятий осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо занимающегося и ведения соответствующих записей

tфу*100%

МП=------------------ - моторная мощность

tобщ

tфу – время выполнения физ. упражнений.

tобщ - время урока.

Tад * 100%

ОП=---------------------

Тобщ

Тобщ.- общая продолжительность занятия.

Тад. – время активной деятельности.

- выполнение упражнений

- слушание, наблюдение

- действия по организации.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, нового содержания обучения и тренировки.

 

 

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

1. Когда ученые выдвигают новые идеи или предположения, требующие проверки.

2. Когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогичес-

кие находки, дать им обоснованную оценку.

3. Когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу

одного и того же педагогического явления уже подвергающегося проверке.

4. Когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в

практику обязательного и признанного положения.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

Существует много признаков по которым можно классифицировать педагогические эксперименты. Самым объективным считается группа по направленности педагогического эксперимента.

НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – проводится на основе изучения линейной цели ряда экспериментальных групп, без сравнения их с контрольными показателями, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – сравнение 2-х групп.

ПРЯМОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – когда занятия проводятся параллельно. Важное значение имеют уравниваемые и варьируемые условия.

- уравниваемые – должны обеспечивать сходство и неизменчивость протекания эксперимента. Условия:

- должно быть полное равенство начальных данных,

- должно иметься равенство условий работы,

- должно быть независимым от личности преподавателя.

 

 

- варьируемые условия – это точно определяемые и сопоставимые условия подлежащие изменению с целью эксперимента с аналогичными условиями в контрольной группе. Но уравнять возможности невозможно и для этого наиболее эффективно в применение перекрестного эксперимента.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

1. Нужно решить вопрос о необходимости экспериментальной части исследования – (проверка научно поставленных каких-либо организационных форм, средств, методов, приемов обучения).

2. Далее решается вопрос о выдвижении рабочей гипотезы, которая должна быть положена в основу эксперимента.

3. Выбор и оценка общих условий его проведения, к которым прежде всего относятся: - средства для проведения педагогического эксперимента,

- место проведения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

 

Структура и содержание работ

 

Каких-либо стандартных требований к структуре курсовых и ВКР нет. Но нужно придерживаться определенных ориентиров и выделить следующие составные части и разделы:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Обзор литературы.

5. Организация и методы исследований.

6. Результаты исследований и их обсуждение.

7. Заключение (выводы).

8. Список литературы.

9. Приложения.

 

Структура

и содержание курсовых и выпускных квалификационных работ

Титульный лист.

На титульном листе указывается министерство, к которому относится учебное заведение, полное название учебного заведения, специальность, по которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью в именительном падеже), курс и группа, название работы, вид работы (курсовая или выпускная квалификационная работа), данные о руководителе, населенный пункт (где выполнена работа) и год выполнения работы.

Содержание.

Это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц и написанных так, чтобы можно было по распределению судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, разделы, параграфы).Поэтому содержание пишется ступенчато образно. Левее начинаются названия глав, которые пишутся заглавными буквами, несколько правее – названия разделов и ещё правее – подразделов. Названия разделов и подразделов пишутся строчными буквами.

Введение.

Посвящается обоснованию актуальности темы, её теоретическому и практическому значению, определению объекта и предмета исследований, цели и задач, выдвижению рабочей гипотезы, перечислению основных методов, применяемых для решения поставленных задач.

Состояние вопроса.

В данной главе или её ещё называют обзор литературы, даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников. В данной главе студент должен проанализировать мнения различных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию.

Заключение.

Подводится общий итог работы, делаются определенные выводы из обзора литературы и проведенного эксперимента. Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи.

Список литературы.

Представляет собой перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и с нумерацией по порядку. В список литературы включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте работы или выдержки, из которой цитировались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем на иностранном.

Приложения.

В данный раздел включается второстепенные материалы ( анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов ).

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

 

Текстовый материал

 

Работа должна быть отпечатана на пишущей машинке или принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа формата А4 210х297 мм, с соблюдением следующих размеров полей ( верхнее-20, правое-10, нижнее-20, левое-40).Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая междусловные интервалы. Номера страниц указываются на середине верхней части листа без точек и литературных знаков. Каждая страница должна быть пронумерована. Нумерация начинается с третьей страницы. Титульный лист и оглавление не нумеруются. Номера страниц указываются начиная с цифры 3 на третьем листе. Формулы и фамилии иностранных авторов могут вписываться черной пастой или тушью. Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Например, если автор ссылается на работу, представленную в списке литературы под № 7, то ссылка должна выглядеть так: « Николаев В.И. [7] утверждает …», или « По Брыкину А.Т. [2] способы образования терминов …». Когда необходимо привести цитату, т.е. дословное описание определенных положений или выводов какого-либо автора, то указывается и номер страницы. Например « Сущность программированного обучения,- указывает Н.Ф.Талызина

[15,с.7], - состоит…». Цитата должна быть заключена в кавычки.

 

Цифровая информация

 

Кроме текстового материала большое значение и место занимает цифровая информация, которая оформляется в виде таблиц. Каждая таблица нумеруется и

должна иметь название. Слово Таблица (сокращать нельзя), и порядковая цифра ( без знака №) пишется в правом верхнем углу. Ниже по середине размеща-

ется название таблицы и ещё ниже на ширину листа сама таблица. В тексте на все таблицы должны быть ссылки. Если в работе выполнена всего одна таблица, то в ссылке на неё слово « Таблица» сокращать нельзя т.е слово «Таблица» пишется полностью. Если в работе несколько таблиц, то во время ссылок на них допускаются сокращения, например: « В табл. 2». Пример оформления :

 

Таблица 2

 

Результаты проведенных измерений

    Сама таблица.    

 

 

Графический материал

 

Хорошим дополнением к статистическому анализу и обобщению результатов послужат иллюстрации (рисунки). Они могут быть оформлены в виде линейных графиков, схем, столбиковых и секторных диаграмм, фотографий. Рисунки должны иметь отдельную нумерацию. Располагаются по тексту сразу же как на них сделана ссылка (Рис.1). И подписываются внизу рисунка. Например:

 

Рис.1. Столбиковая диаграмма какого-либо измерения

Наиболее часто применяются : - столбиковая диаграмма;

- секторная диаграмма;

- линейный график;

- рисунки или фотографии.

 

В списке

 

Правильное описание списка литературы так же имеет важное значение при оформлении работы. В него входят различные источники, описание которых имеет свою специфику.

 

Описание книг, монографий, учебников и учебных пособий

 

Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физическая культура и спорт, 1989. 223 с.

Основы управления подготовкой спортсменов / Под. Ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.

Веретенникова Л.К. Подготовка будущего учителя к работе: Монография. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 134 с.

Петров П.К. Гимнастика в школе: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 460 с.

 

Описание статей из журналов и газет

 

Столяров В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, №4. С.13-20.

 

Описание статей из сборников научных трудов и тезисов докладов

 

Розин Е.Ю. Педагогическая диагностика и контроль за физическим состоянием

// Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном

процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. С.53-59.

 

Описание авторефератов диссертаций

 

Холодов Ж.К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 1996. 60 с.

Райзих А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф. дис. … канд. пед. Наук. М., 1997. 30 с.

 

Подготовка к защите и защита курсовых и выпускных

Квалификационных работ.

 

Выполненная работа сдается руководителю за 10-15 дней до защиты. После проверки руководитель дает разрешение на защиту в виде визы на титульном листе о допуске к защите. Если работа не соответствует требованиям, то руководитель возвращает работу студенту на доработку. И устанавливает новый срок сдачи, но не менее чем 7 дней до защиты.

Защита работ осуществляется перед комиссией назначаемой заведующим отделением, в которую входят руководитель и два, три ведущих преподавателя. Защита работы должна показать уровень научно-теоретической подготовки студента. По содержанию работы можно судить о том, в какой степени студент овладел навыками научного исследования и теоретического обобщения, по защите – на сколько самостоятельно мыслит и умеет отстаивать свою точку зрения.

Одним из важных этапов подготовки является написание текста доклада, рассчитанного на 8-10 минут, и подготовка иллюстративного материала, так как читать текст работы не разрешается. Доклад может строится по следующему

 

 

принципу: 1. краткое обоснование выбора темы: актуальность (теоретическое и практическое значимость).

2. постановка задач.

3. методы исследования.

4. анализ теоретических и экспериментальных данных.

5. выводы.

На защиту приглашаются все студенты специализации, которые должны принимать активное участие в обсуждении работ. После завершения защиты выставляется оценка. Оценки объявляются после завершения защиты и обсуждения членами комиссии. Оценка выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. При неудовлетворительной оценке работа возвращается студенту для устранения недостатков с последующей повторной защитой. Неявка на защиту без уважительной причины рассматривается как задолженность. По итогам защиты работа может быть рекомендована или не рекомендована для продолжения работы в качестве выпускной квалификационной работы.

При выполнении выпускной квалификационной работы руководитель работы вместе с отзывом сдает работу заведующему отделением за 15 дней до определенного графика срока защиты. В отзыве должна быть характеристика проделанной работы по всем разделам работы, отношение к ней студента понимание им полученных результатов. Выпускная квалификационная работа допущенная к защите направляется на рецензирование. Работа с рецензией (в которой рецензент оценивает оригинальность полученных результатов, дает анализ имеющихся в работе недостатков, характеризует качество ее оформления, дает заключение о соответствии работы, с его точки зрения, предъявляемым требованиям и дает оценку) и отзывом руководителя должна быть сдана в учебную часть за 3 дня до защиты.

Свое выступление студент начинает с обращения к председателю и членам ГАК, присутствующим, например: «Уважаемый председатель и члены Государ-

 

 

ственной аттестационной комиссии, уважаемые преподаватели и студенты!», далее строит свое выступление согласно подготовленному докладу. Изложение результатов исследований как в работе, так и во время защиты не рекомендуется вести от собственного имени, лучше говорить: нами выполнено, мы утверждаем и т.д.

 

Курсовая работа

Младшего школьного возраста

 

Выполнил(а): студент(кА) 731 группы

_____________Фамилия Имя Отчество

Руководитель: преподаватель спортивных

дисциплин

____________Фамилия Имя Отчество

 

Яр 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДВИ-

ГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………………..6

1.1. Понятие «координационные способности»…………………………………6

1.2. Виды координационных способностей……………………………………...8

1.3. Методы развития и оценки координационных способностей…………….11

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………….15

2.1. Организация исследований………………………………………………….15

2.2 Методика разработки экспериментальной программы……………………16

2.3. Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы и используемые методы…………………………………………………………….22

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………28

3.1. Развитие «телесных»координационных способностей……………………28

3.2. Развитие «предметных» координационных способностей………………..33

3.3. Влияние упражнений на координацию движений на повышение интереса к занятиям физической культурой………………………………………………38

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….43

Практические рекомендации……………………………………………………..44

Список литературы……………………………………………………………….45

Приложения……………………………………………………………………….47

 

 

Введение.

 

В деятельности современного специалиста по ФКиС немало таких элементов

которые носят научно-исследовательский характер.

Сочетание научных исследований и практики позволяет выбрать оптималь-

ный путь укрепления здоровья и всестороннего физического развития занимаю-

щихся, повышения спортивного мастерства.

Одним из этапов самостоятельной научно-исследовательской, учебно-иссле-

довательской работы является выполнение курсовых и выпускных квалифика-

ционных работ. В процессе изучения курса «Основы учебно-исследовательской

деятельности», вы должны будете овладеть основными методами научно-педа-

гогических исследований, научиться обрабатывать полученные результаты ме-

тодами математической статистики, научиться оформлять итоги работы.

 

1.Основные требования предъявляемые к выпускным квалификационным

(курсовым) работам.

 

Как таковых жестких требований к оформлению работ нет, но определенные требования есть: - объем 35-40 стр.(ВКР), 25-30 стр.(курс.раб.).

-работа должна быть выполнена в печатной форме в переплё-

те, на стандартном листе формата А4 и на одной стороне листа.

- написание и защита работ являются обязательной составной частью итоговой государственной аттестации.

В своих работах вы должны будете показать :

- умение самостоятельно ставить задачи

 

- определять варианты решения задач

- умение анализировать полученные данные и обобщать их, делать выводы, оформлять текст и иллюстрации к нему.

Вам предоставляется право выбора темы. В тоже время вы можете предло-

Читайте также:

  1. PEST-анализ макросреды предприятия. Матрица профиля среды, взвешенная оценка, определение весовых коэффициентов. Матрицы возможностей и матрицы угроз.
  2. V. О предметах ведения Государственной Думы
  3. VI. В зависимости от объекта международно-правового регулирования
  4. Аварии на химико-технологических объектах: характеристика разрушительного воздействия, типовая модель развития аварии, поражающие факторы.
  5. Актуальные проблемы предмета ГПП.
  6. Анализ баланса реактивной мощности на границе раздела энергоснабжающей организации и потребителя, и при необходимости определение мощности батарей конденсаторов для сети напряжением выше 1 кВ
  7. Анализ пожарной опасности объекта
  8. Блок 1. Понятие о морфологии. Имена. Имя существительное: определение, грамматические признаки, правописание
  9. В случае непринятия судом признания иска ответчиком суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу.
  10. Виды потерь углеводородов на объектах трубопроводного транспорта и их отрицательное экономическое и экологическое воздействие
  11. Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
  12. Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы и объекты исследования.

lektsia.com

Определение объекта и предмета исследования

Количество просмотров публикации Определение объекта и предмета исследования - 856

Объект — носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделœение объекта осуществляется на базе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержа­щую социальное противоречие проблемной ситуации.

Объектом социологического исследования в широком смыс­ле выступает носитель какой-либо социальной проблемы, в уз­ком — люди или объекты, способные дать социологу необходи­мую информацию. Чаще всœего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. В случае если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и препо­даватели.

Объектами исследования бывают, к примеру, работники, увольняющиеся по собственному желанию; молодые специалис­ты со стажем работы менее пяти лет; первичные коллективы, ра­ботающие в условиях бригадной организации труда; нормативная документация, административные распоряжения, материалы эко­номической статистики, протоколы заседаний.

Уточнение объекта в программе осуществляется через опре­делœение генеральной и выборочной совокупности; тем самым за­дается масштаб самого исследования, границы той области со­циальной жизни, по отношению к которой применимы его ре­зультаты.

Идеализированный объект — модель исследуемого объекта͵ вво­димая на теоретическом уровне анализа (к примеру, модель творческого отношения к труду). Теоретические выводы строятся от­носительно идеализированного объекта. Взаимосвязь между иде­ализированным и эмпирически наблюдаемым объектами реали­зуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий.

Развернутое определœение объекта исследования выливается в построение его эмпирической схемы, которую мы рассмотрим в дальнейшем.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта͵ которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче­нию. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта͵ познание которых особенно важно для ре­шения проблемы исследования. Определœение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолоᴦ. Формируется на базе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пре­делах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета крайне важно поисковое исследование.

Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эм лирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, ко торые будут являться предметом исследования. Иначе говоря когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же вре-мя формулирует (не всœегда явно и осознанно) и гипотезу о boз-можном решении проблемы. К примеру, проблемная ситуация состоит в том, что текучесть кадров на предприятии повысилась по сравнению с уровнем, существовавшим ранее и считавшимся допустимым. При этом проблема определœена как противоречие между существующей системой стабилизации кадров и повыше-нием роли увольняющихся по причинам, доступным управлен-ческому регулированию, а цель — как выработка предложений

по оптимизации деятельности системы стабилизации кадров предприятия. Объектом исследования в данном случае будут работ­ники предприятия, увольняющиеся по вышеназванной группе причин.

Так, в качестве центральной части проблемы, ᴛ.ᴇ. предмета исследования, можно избрать мотивацию увольнений. Этот вы­бор основан на предположении, что мотив увольнения — это чаще всœего реакция на несовершенную систему стабилизации кадров, реакция заведомо отрицательная. Следовательно, анализ мотивов увольнения покажет наиболее уязвимые звенья системы, а это позволит оперативно разработать практические предложения, ᴛ.ᴇ. достигнуть цели исследования5.

Основным методом сбора данных здесь будет опрос. Иссле­дование обещает быть оперативным и экономичным. Придется считаться и с тем, что информация о стабилизации кадров на предприятии заведомо субъективная: эмоциональные оценки будут преобладать над рациональным анализом. Неизвестен так­же размер субъективных смещений получаемой информации. А они бывают нескольких видов: формальное заполнение ан­кет (увольняющемуся человеку уже безразлично предприятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он покидает), сознательное усиление негативных оценок (как психологическая рационализация принятого решения: чем хуже покидаемое предприятие, тем правильнее мое решение об уходе), приукрашивание ситуации (всœе равно ухожу, лучше рас­статься ʼʼпо-хорошемуʼʼ). Ясно, что информация, полученная ме­тодом опроса, нуждается в дополнении и перепроверке данны­ми, полученными другими методами. По этой причине интерпретировать результаты опроса нужно при строгом учете их субъективной ог­раниченности и сложности связей между сознанием и поведени­ем людей6.

Другой вариант решения состоит в учете информационных аспектов проблемы. Тогда предметом исследования будет ин­формированность увольняющихся о возможностях решения проблемных ситуаций, послуживших причиной ухода, в рамках данного предприятия, а не с помощью увольнения. Такое оп­ределœение предмета исследования может основываться на уже имеющихся результатах исследований, свидетельствующих о том, что повышение производственной информированности работников является одним из средств стабилизации кадров7. В этом случае объектом исследования станут не только уволь­няющиеся, но и работающие, что позволит анализировать как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. Вместе с тем, в объект исследования включается содержание информацион­ных потоков внутри предприятия (нормативное описание про­изводственной деятельности, групповых и межличностных вза­имодействий). Соответственно изменяется методика: специали­зированные анкеты, адресованные конкретным группам работников; контент-анализ документов (правил внутреннего трудового распорядка, заводских приказов, коллективного договора, положений о премировании, публикаций заводской многотиражки). Анализ объективных данных позволяет более строго интерпретировать результаты социологического опроса (анкета для изучения информированности работников предпри­ятия, кодировочная таблица и инструкция кодировщику).

Возможен третий вариант определœения предмета исследования: состояние удовлетворенности трудом как наиболее существенно-го фактора текучести кадров. Его выбор основывается на предварительной информации о том, что резервы существующей на пред-приятии системы стабилизации кадров нуждаются в существен-ном расширении за счёт дифференцированного учета уровня удовлетворенности трудом у различных групп работающих. Meтодическое обеспечение опять-таки связано с обращением к раз-личным объектам исследования, выступающим носителями крайне важно й информации (получение оценочных суждений об удовлетворенности трудом в целом и отдельными элементами рабочей ситуации, а также данных о намерении сменить место работы). Метод анализа документации позволяет соотнести вербальную информацию об отношении к труду увольняющихся с объективными показателями их трудовой деятельности.

В знаменитом исследовании профессиональных ориентаций школьников новосибирского социолога В.Н. Шубкина, по результатам которого была выявлена пирамида профессиональных ориентации, изучалась проблема выбора профессии выпускни-ками школ. Проблемная ситуация состоит в противоречии между равными правами всœех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных со циальных групп и регионов в реализации этих прав. Объект ис-следования — школьники и их родители; предмет исследования - профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.

Итак, предмет исследования — это совокупность существенных признаков (или переменных), в которых описывается изучаемое явление. Предмет исследования чаще всœего имеет сложную структу­ру. Вопрос об объекте — это вопрос о том, кому эти признаки при­надлежат, кто исследовался.

Очевидно, что по мере усложнения предмета исследования усложняется методическое обеспечение, растут затраты време­ни и средств и, вместе с тем, растет и надежность информации, расширяются границы интерпретации, повышается ее обосно­ванность.

referatwork.ru

3.4 Определение объекта и предмета исследования

Философия рассматривает объект как объективную реальность.

«Объект – лат. оbjectum – предмет; а) предмет, составляющий часть внешнего, материального мира; предмет познания и деятельности человека, субъекта; б) грам. дополнение» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 486).

«Предмет (в логике), все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством» (Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М., 1989. – С. 1064).

Под объектом исследования принято понимать свойства, связи и отношения, объективно существующие, независимые от исследователя. Как правило, под объектом исследования понимаются некоторые реальные процессы или явления, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

При выборе объекта исследования необходимо исходить из того, что он не должен быть безгранично широким, но должен давать ему содержательную характеристику, что обеспечивает более целостный подход к изучению основного предмета.

Предмет исследования выступает как сторона, как часть, элемент объекта. Понятие «предмет исследования» определяет те границы, в пределах которых изучается объект деятельности.

«Объект должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта» (Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. – С. 439).

Итак, объект исследователя – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы объект и предмет соотносятся между собой как целое и частное, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Следует иметь в виду, что понятия «объект» и «предмет» исследования относительны. Исходя из того, что идея есть знание, находящееся в развитии, то предмет обладает этим качеством. Следовательно, предмет определяет направление исследования, отраженное в идеях, цели исследования, содержании и структуре процесса познания.

    1. Гипотеза как элемент научного исследования

Любое исследование всегда связано с планированием, с предположением о конечном результате исследовательской деятельности.

«Гипотеза – ( греч. hypothesis – предположение ) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 177).

Гипотеза означает основание, предположение о результатах деятельности. В гипотезе в свернутом виде представлены пути достижения цели, новизна исследования, спорность получаемых результатов.

Гипотеза выступает как носитель новых идей в форме допущения, предположения, истинность знаний которых еще не определена, не доказана.

Новое знание рождается еще до того, как человек находит доказательства его истинности – это новое знание выступает в форме гипотезы, предположения.

Без гипотезы не обходится ни одно исследование, управление процессом. Гипотеза выступает как средство движения человека к новым знаниям. Гипотеза, как отмечал Гете, – «строительные леса, которые возводятся перед зданием и которые сносятся, когда здание готово». Они необходимы для работника, но их нельзя принимать за само здание. Познавательная суть гипотезы заключается в том, что она служит как бы мостиком для перехода от одного здания к другому, новому. Здесь гипотеза выступает как метод познания.

Гипотеза выступает как рабочее предположение о путях организации процесса и его изучения. В науке выделяется два вида гипотез – описательные и объяснительные.

Формирование гипотезы связано с тщательным изучением теории и практики. Следовательно, источником формирования гипотезы могут быть:

  • обобщение опыта, формирование общего представления об исследуемой проблеме;

  • анализ теоретических исследований, примыкающих к рассматриваемой проблеме;

  • здравый смысл, умозаключения, аналогия.

Итак, гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто; это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска, являясь основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

б) гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. В результате проверки ее подтверждают или отвергают.

Формирование гипотезы всегда соотносится с целью исследования. Без этого соотнесения нельзя получить истинный результат. К тому же, гипотеза в скрытом виде представляет новые подходы к решению исследуемой проблемы, новизну научного исследования, представляет собой концептуальную ценность.

studfiles.net

Как определить объект и предмет исследования примеры?

Опыт занятий с начинающими исследователями – студентами показывает, что различение объекта и предмета научного исследования — едва ли не самое трудное, с чем они сталкиваются в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы. Выделение предмета дает возможность автору сосредоточиться на главных для него характеристиках, свойствах объекта и фактах, связанных с этим главным.

По мнению Е.П. Тавокина, формулировка проблемы предопределяет выбор объекта исследования, в качестве которого может быть всё то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектомисследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Им может быть определенный процесс, область существующей действительности или какое-либо отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Действительность бесконечно многообразна. Студент должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой пункт, аспект или взаимосвязь, он может «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях, что, понятно, ни к чему хорошему привести не может. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой — то, относительно чего он обязуется получить новое знание, — предмет его научной работы.

Далее выделяется предмет исследования, то есть конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).

Иными словами, предмет исследования— часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е.

полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора — с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента — с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, журналиста – с точки зрения проблем, существующих в доме или связанных со строительством, человека, проживающего в здании, — с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать «все», притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.

Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон (Е.П. Тавокин).

Предметнаучной работы — это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта, конкретная часть объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследова­ния. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления), и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен.

Наконец, самым кратким и точным, хотя и требующим некоторых специальных знаний, определением будет такое: предмет — это модель объекта.

Иногда требование выделять объект и предмет исследования считают формальным. Это неверно. В действительности оно по-настоящему содержательно, поскольку помогает исследователю еще в начале работы определить прямую дорогу к поставленной цели, сосредоточить внимание на главном направлении. Предмет, если воспользоваться метафорой, помогающей понять суть проблемы, можно сравнить с магнитом, поднесенным к груде железных опилок. Появляется структура, беспорядочное нагромождение отдельных частиц поляризуется, приобретает определенные очертания. В исследовании становится возможным отделить главное от второстепенного, заданное от данного. Уже имеющееся «старое» (данное) знание выступает как средство получения новых нетривиальных результатов (заданного) — новых теоретических положений, закономерностей, принципов, более конкретных норм профессиональной деятельности и т.п.

Определение предмета полезно еще в одном отношении. Оно снимает претензии к полноте завершенного исследования, если работа выполнена в соответствии с заявленным предметом, т.е. если та сторона объекта, которую «взял» для изучения исследователь, рассмотрена им так, как обозначено в формулировке предмета, цели и задачи.

Можно и предмет обозначить формально, не подумав как следует. Это характеризует не категорию саму по себе, а ее небрежное использование.

Как показывает практика, различение категорий объекта и предмета дается с трудом. Наиболее распространенным недоразумением, фактически ликвидирующим различение двух рассматриваемых здесь характеристик, является представление о предмете как обозначении некоторого участка или объекта, избираемого для изучения: «объект шире, а предмет более узок». Но дело вовсе не сводится к размерам того или другого. Предмет — не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе. Эта мысль хорошо выражена в определении категории предмета. Нужно ещё раз подчеркнуть, что требование различать и чётко формулировать объект и предмет исследования — не пустая формальность. Характер и способ определения этих методологических характеристик служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе. В этих определениях находит отражение уровень всего исследования на данной стадии. Не всегда удается сразу найти нужные слова. Это не значит, что первоначальное определение было ошибочным. Просто произошел переход на следующую стадию познания изучаемого участка действительности, и это должно найти отражение в новых, уточнённых представлениях исследователя о его работе.

Таким образом,объект научной работы — эта та часть практики или научного зна­ния, с которой исследователь имеет дело, другими словами — это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Он представляет собою процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследо­ваться.

Существует два принципиальных подхода в определении места рас­крытия объекта и предмета научной работы в последовательности раскры­тия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уро­вень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу студенту с учетом его возможностей и времени, отпускаемого на исследование;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы иссле­дования и его содержание.

Каж­дый из указанных подходов справедлив в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможно­го исследования и его объем (содержание), после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь, позволяет определить границы и содержание ис­следования.

Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 10194 | Нарушение авторского права страницы

fibradecor.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"