НИНДЗЮЦУ. Навыки ниндзя


Ниндзюцу

Владение специальными приемами возводило ниндзя в ранг почти сверхлюдей. Ничто — ни тренировки, ни техники, которые могли понадобиться ниндзя в их дальнейшей деятельности, —не должно было быть упущено при подготовке.

С юности ниндзя начинали работать над своими телами, превращая их в уникальные инструменты. Когда связки и сухожилия были мягкими и пластичными, будущие шпионы учились растягивать и выгибать суставы таким образом, чтобы их легко можно было «разобрать», сознательным усилием вывести из анатомического положения. Этот странный навык мог пригодиться, если ниндзя захватывали в плен. Опутанный веревками ниндзя мог освободиться, растянув и вывернув суставы. Когда его связывали, ниндзя всегда старался напрячь тело насколько возможно, чтобы потом, просто сняв напряжение с конечностей, ослабить узы.

Если ниндзя нужно было протиснуться в узкое отверстие, он делал это таким же образом, просто определенным образом сдвигая суставы. Также этот навык помогал, если приходилось драться врукопашную и враг блокировал сустав ниндзя. С помощью этой техники захваченный мог свести к минимуму боль от проведенного приема и освободиться.

То, что ниндзя прекрасно передвигались, было результатом использования десяти стилей или техник:

1 Нуки-аши — скрытый шаг

2 Сури-аши - скользящий шаг

3 Симе-аши - мелкие (семенящие) шаги

4 Тоби—аши - летящий шаг

5 Ката-аши - одиночный шаг

6 Со-аши — большой шаг

7 Ко-аши — короткий шаг

8 Какизами - маленький шаг

9 Варе-аши - точный шаг

10 Суне-аши — обычный шаг

Нинздя также использовали еще один интересный метод передвижения — йокоаруки, или «ходьба боком». При этом способе ходьбы ноги ставились крест-накрест, и ниндзя обескураживали своих врагов такой ходьбой. Невозможно было понять, в каком направлении человек движется. Ходьба боком применялась в узких проходах или на тропинках, так перемещались в коридорах замков или зарослях бамбука.

В плавании ниндзя тоже достигали совершенства. Ниндзя плавали под водой на большие расстояния, бесшумно, но не очень быстро. Используя специальные техники, ниндзя, невидные глазу, бесшумно пересекали крепостные рвы. Если это было необходимо, ниндзя могли плыть с большим грузом, используя самодельные сплавные камеры. Мощно и точно гребя, ниндзя плыли против волн и течения или пересекали их. Чтобы выпутаться из водных растений и морских водорослей, ниндзя также использовали этот вариант передвижения в воде.

Особый вертикальный способ плавания позволял переправлять вещи, не замочив их. Ниндзя мог даже что-нибудь писать во время плавания, и бумага при этом не намокала. Также практиковалось ведение рукопашного боя в воде и под водой, с оружием или без него. Кроме того, шпионы были обучены захватывать врага на палубе корабля. Затем вместе с противником ниндзя ловко прыгали в воду, а уж там их искусство ведения борьбы под водой не давало жертве никаких шансов на выживание. При использовании другого метода плавания ниндзя мог, держась над поверхностью воды, поджигать стрелы или бомбы, и все это благодаря сильным тренированным ногам.

Использование дыхательных техник позволяло этим великолепным пловцам оставаться под водой в течение трех минут. Для того чтобы оставаться под водой на протяжении более долгого периода времени, ниндзя использовали особые дыхательные упражнения. Погружение, плавание под водой и определенные техники были необходимы для того, чтобы незаметно проникать на территорию врага, или для того, чтобы избежать зажигательных снарядов неприятеля. Ниндзя точно знали, на какой глубине следует плыть, чтобы стрелы, копья или снаряды не могли причинить им вреда.

Способность ниндзя задерживать дыхание была полезной во время бега, ходьбы, плавания. Очень часто способность контролировать дыхание спасала ниндзя жизнь, когда те прятались возле врага. Малейший вдох или выдох сослужил бы недобрую службу, и вражеское копье или меч наверняка бы настигли затаившегося лазутчика.

Некоторые ниндзя ослабляли звук дыхания, концентрируя внимание. Другие полагались на другие средства, например помещали в рот кусочек фланелевой ткани, для того чтобы приглушить ток воздуха.

ninja.pp.ua

Беседы с Сенсеем - Ниндзюцу |

Беседы с Сенсеем

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Суть философии Ямабуси - предшественников ниндзя, заключалась в вере в высшее «природное знание» (Сидзэнти), соответствующее «Истинному закону», то есть - учению Будды, который можно постичь только путем строгой аскезы, уединения, тяжёлых и изнурительных тренировок, дыхательных и медитативных упражнений, составлявших суть магической практики.

На протяжении веков Ямабуси накапливали и тщательно хранили знания по химии, астрологии, медицине.

Легенды наделяют Ямабуси способностями изгнания злых духов и лечения самых тяжелых заболевания путаем произнесения магических формул - Дхарани.

Также образ Ямабуси неразрывно связан с образом магических существ - Тэнгу, воплощенных духов, полулюдей - полуворонов, славившихся мистическим искусством боя на мечах.

Многие верили, что Ямабуси и есть Тэнгу, а легенды наделяют Ямабуси способностями по своему желанию превращаться в Тэнгу. Практически все древние художественные свитки содержат изображения Ямабуси в облике Тэнгу.

Большинство практик ниндзя были заимствованы у Ямабуси и бережно хранимы внутри кланов.

Со временем, примерно к 12 - 13 веку количество кланов ниндзя стало увеличиваться и в их среде начала формироваться особая иерархия.

Все ниндзя делились на три категории:

Дзенины - лидеры кланов, как правило имевшие прямые связи с правителями;

Тюнины - командиры небольших отрядов, осуществляющие разработку конкретных операций;

Гэнины – обычные ниндзя, являющиеся непосредственными исполнителями.

Иногда Тюнины и Гэнины покидали кланы, становясь «независимыми» наемными воинами – шпионами.

Услуги ниндзя всегда высоко ценились. Воин, шпион, обладающий навыками диверсанта и умеющий выживать «и в снег, и в град», как требовал «Бансэн Сюкай» - древний трактат по искусству ниндзя, всегда оказывался востребованным.

 

Японская культура не редко противопоставляет ниндзя самураям, в первую очередь из-за того, что Кодекс самураев – Бусидо всегда ставил идеалы воинской службы, в том числе идею служения самурая своему господину и готовность в любой момент умереть за своего господина - превыше всего, что шло в разрез с философией ниндзя.

Для ниндзя – не существовало господина, ниндзя выполнял свою работу за деньги, в основном выбирая тех, кто больше платил, при этом  выполняя поставленную задачу, ниндзя стремился выжить любой ценой.

Кроме того, в отличие от самураев, для ниндзя не существовало запрещенных действий или ограничений.

Любые средства считались допустимыми – если они приводили, либо, по мнению ниндзя могли привести к осуществлению поставленной цели.

Обучение техники ниндзя

Как правило, освоение технического арсенала искусства ниндзя состояло из нескольких уровней, являющихся взаимодополняемыми частями, переходящими друг в друга.

Технический арсенал искусства ниндзя включает в себя, в том числе методы боя без оружия, использование холодного оружия, способы освобождения от пут и бегства из закрытых помещений, искусство маскировки и военную стратегию.

Обучение техники разделяют на три больших этапа:

 Первый этап - уровень гэнина – разведчика и бойца, овладевшего базовыми навыками.

Данный уровень служил для освоения простейших методов боя голыми руками, физического развития и укрепления тела, обретение гибкости, координации, освоение техники прыжков и преодоления препятствий, обретение навыков бесшумного передвижения, умения оставаться невидимыми окружающим.

В древности, в знаменитых кланах Ига и Кога такие тренировки могли начинаться едва ли не с рождением ребенка.

Известный способ тренировки младенцев – когда люльку с маленьким ниндзя растачивали так сильно, что она сотрясаясь с силой ударялась о стены, обучая младенца инстинктивно группироваться защищаясь от удара.

 

Второй этап был направлен на развитие психических способностей.

Ниндзя учились различать и использовать в бою «пять состояний» своего противника: тщеславие, трусость, горячность, леность и мягкотелость.

Также ниндзя учились использовать «пять вредных желаний» человека: голод, стремление к удовольствиям, к чувственным наслаждениям, жадность и гордыню.

Важнейшим умением, которое должен был обрести ниндзя на данном этапе – было «Умение чувствовать».

Как гласит древняя притча: «Как может ниндзя, достигший совершенства, избежать опасности, поджидающей его в пути? Устроит ловушку врагу? Нет, он просто не выйдет из дома. Победа будет достигнута без боя».

 

Третий этап – высший уровень развития ниндзя.

Пройдя данный уровень – ниндзя открывались девять ступеней к просветлению и он получал право обучать других.

Частью существования ниндзя всегда были магические ритуалы, сочетавшие мистицизм и крайнюю рациональность.

Наиболее известными являются практики нанесения магических надписей, представляющих собой каллиграфическое написание сакральных строк на коже или листке бумаги.

Практика ниндзя включала набор навыков, обладание которыми позволяло противостоять любой опасности, в том числе:

Использование окружения

Ниндзя обучался навыкам маскировки, распознавания следов, незаметного перемещения, преодоления препятствий, при этом все, что его окружало - могло быть использовано в качестве подручных средств.

Кроме того, ниндзя учился слиянию с окружающим миром.

В основе данной практики лежал Принцип Пяти первоэлементов (китайский вариант – Огонь, Земля, Вода, Дерево, Металл, японский вариант - Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пустота).

Достигалось абсолютное единение с каждым из первоэлементов и ниндзя сливался с окружающим, становился недосягаемым и невидимым для окружающих.

Данное искусство в практике ниндзя носит собирательное название Томпо — или искусство маскировки.

Искусство боя

Данная практика включала обретение навыков противостояния, как вооруженному, так и безоружному противнику и включало искусство владения телом – Тайдзюцу и умение работать с оружием - Бу-дзюцу.

Использование внутренних ресурсов организма

Данная практика включала в себя различные виды психотренингов и была направлена на мобилизацию внутренних ресурсов организма и использование так называемых «изменённых состояний сознания».

Данное искусство в практике ниндзя называлось - Нимпо-миккё.

Шесть практик нинздя

Обучение ниндзя включало в себя шесть основных практик, направленных на обретение духовной чистоты (сэйсин тэки кэё) и ментальной мощи (саймин-дзюцу), обретение навыков владения телом (тай-дзюцу) и оружием (бу-дзюцу), овладение искусством быть невидимым (синоби-дзюцу), а также искусством шпионажа, диверсий, террора (тёхо-дзюцу, катакэси-но-дзюцу).

 

Практика духовной чистоты была нацелена на сохранение чувства реальности, которое всегда должно сопутствовать нинздя.

Чистый разум с точки зрения ниндзюцу – это «чистое сердце», излучающее «внутренний свет», духовное самосовершенствование, особый способ мышления, основанный на «тайных знаний» о Вселенной учения Сюгэндо.

 

Практика ментальной мощи представляла собой обретение навыка целенаправленного психическое воздействие, как на себя самого, так и на других людей.

Данная практика предполагала вхождение в состояния измененного сознания с использованием различных методов:

мантр («дзюмон») - словесных формул, мудр («кудзи-кири») – особый способ соединения пальцев для направления энергетических потоков в организме, мандалы («нэнрики») – визуальные отображения определенных состояний в виде графических изображений.

Практика боевого искусства (владение телом и оружием) включала в себя:

общефизическую подготовку (Дзюнан-тайсо) – развитие силы, ловкости, гибкости, координированности, выносливости и прочих,

навык перемещения в пространстве (Тайхэн-дзюцу) – различные методы ходьбы, бега, прыжки, преодоление препятствий, акробатика, освобождение от пут, а также

приемы рукопашного боя, в том числе ударная техника (Дакэн-Тайдзюцу) и

техника захватов, бросков, удушений и болевых рычагов (Дзю-Тайдзюцу).

При этом в технике рукопашного боя ниндзюцу – приоритет отдавался ударам по уязвимым точкам тела (Атэми-Вадза).

Практика владения оружием включала в себя, как владение самурайским оружием (катана, алебарда, копье, железный веер и прочие), так и крестьянскими орудиями труда (серп, топор, посох, нунчаки и прочие).

Ниндзя часто называют «невидимыми воинами» во многом благодаря «искусству быть невидимыми», овладение которым стучалось одним из важнейших навыков ниндзюцу.

Данное искусство включало в себя слияние со стихиями.

Основой практики является Теория или Принцип Пяти первоэлементов.

Ниндзя должен был не просто подражать первоэлементу (земле, огню, воде, дереву или металлу), а стать его частью, почувствовать единение с ним.

Данная практика также включала в себя обретение навыков практической психологии и этологии, то есть умение понимать, как людей, так и животных.

 

Практика шпионажа, диверсий, террора, входящая в арсенал ниндзя, включала в себя: сбор, анализ информации, технику шифрования, использование тайных сигналов и знаков, навыки подделки документов и подписей, приемы скрытой деактивации противника, планирование     тайных операций.

Неотъемлемой частью данной практики были методы врачевания, быстрого восстановления после травм и повреждений.

Принципы Ниндзюцу

Первый принцип Ниндзюцу гласит - «Учись ждать».

Умение ждать, превозмогая боль, страх, гнев, усталость, умение перешагнуть через собственное «эго» - суть данного принципа.  Ниндзюцу – не зря называют «искусством терпеливых».

Второй  принцип Ниндзюцу – «Чистый разум».

Ниндзя должен сохранять сознание спокойным и незамутненным.

Разум ниндзя должен быть подобен гладкому зеркалу, отражающему все, что его окружает, но не обнаруживающее само себя.

Смотрящийся в такое зеркало видит лишь свое отражение,  не обращая внимания на саму зеркальную поверхность.

Умение сливаться с окружением, становиться частью обстановки, «отражая» ее как зеркало.

Умение «раствориться» в пространстве, став его незаметной частичкой.

Быть невидимым не только среди неодушевленных предметов, но и оставаться незаметным среди людей – находясь в шумной толпе, в небольшой группе или даже наедине с другим человеком – вот, пожалуй, высшая ступень «искусства маскировки», требующая умения управлять собственной психикой  и огромного самообладания.

Для освоения данного навыка ниндзя часто практиковали особые медитативно-дыхательные упражнения, предназначенные для управления жизненной энергией «Ки» (или «Ци» в китайском варианте).

В результате практики ниндзя обретал состояние «абсолютного покоя», когда ни одна мысль не нарушала «гладкой поверхности разума».

Данное состояние носит название «Мусин» («не думание» или «неразум») и позволяет остановить ход мыслей и избавиться от всех чувств – злобы, гнева, радости, зависти.

В поединке вхождение в состояние «Мусин» позволяет воину не действовать самому, а лишь следовать за противником, используя его силу против него же самого.

Третий принцип Ниндзюцу гласит – «Умей выдавать ложное за действительное»

Данный принцип лежал в основе тактики ниндзя.

Умение ввести в заблуждение противника, умение создать иллюзию реальности и осуществить неожиданное действие, застав противника врасплох, превзойти ожидания противника, совершить то, что противник не может понять или меньше всего ожидает - так должен быть реализован данный принцип.

 

Четвертый принцип Ниндзюцу – «Избегать прямого столкновения с противником»

Суть данного принципа – уходить от столкновения и появляться «из пустоты», нанося решающий удар.

Данный принцип неразрывно связан с «искусством быть невидимым».

Главным фактором в действиях ниндзя была внезапность и неожиданность.

Пятый принцип Ниндзюцу – «Использование масок»

Древний трактат по искусству ниндзя «Сэнин-ки» описывал «7 масок» – 7 ролей которыми должен безупречно владеть ниндзя и надевать их на себя в любой момент, по своему выбору, это: танцор (саругаку), самурай, потерявший своего господина (ронин), монах, играющий на флейте с корзиной-шапкой на голове (комусо), священник, горный монах-воин ямабуси, торговец, бродячий актер.

 

Данные семь ролей являются классическими практически во всех школах Ниндзюцу и обычно называются «семью способами пройти» (Сити Хо До) или «семью способами проникнуть куда угодно».

Кудзи-кири

Кудзи-кири или «тайные жесты Ниндзя» – часто называют сутью Ниндзюцу.

Дословно Кудзи-кири можно перевести, как «Девять сечений» или «Девять фигур кистей рук».

Число «Девять» в Ниндзюцу соответствует числу Вселенной, символизирующему все ее многообразие и завершенность.

Истоки техники исходят из глубокой древности, времен становления даосизма и индуизма.

По некоторым данным техника была привезена в Японию в 7 – 8 веках монахом Кобо Даиси, основателем эзотерической буддийской секты Сингон.

В настоящее время техника священного переплетения пальцев активно используется тибетскими монахами.

Кудзи-кири представляет собой особую технику соединения пальцев рук пробуждающую и направляющую энергетические потоки в человеческом теле определенным образом.

При этом каждый палец связан с определенным элементом первостихии.

Так в некоторых школах Ниндзюцу большой палец соответствует «пустоте» – началу и конечной точке всего сущего, указательный палец соответствует «ветру», отвечая за мудрость и добродетель, средний палец соответствует «огню» и символизирует разум и агрессию, безымянный палец соответствует «воде», контролируя деятельность тела и эмоции человека, мизинец соответствует «земле», соответствуя физическому началу человека.

Правая рука считается активной и соответствует энергии Ян. Правая рука - отдает энергию.

Левая  рука считается пассивной и соответствует энергии Инь. Левая рука - принимает энергию.

Пример использования техники Кудзи-кири – соединение большого пальца одной руки и безымянный палец другой при соответствующем направлении сознания – приводит к быстрой адаптации к экстремальной ситуации.

Девять сечений Кудзи-кири - это:

Рин — сила тела и разума

Киу — направление энергии

То — гармония со вселенной

Ша — исцеление

Кай — интуиция

Дзин — чтение мыслей

Рэцу — контроль пространства и времени

Дзай — управление стихиями

Дзэн — просветление

Для ниндзя не существует понятия абсолютной безопасности, так как любое действие представляет собой нарушение существующей гармонии и порождает ответное действие, стремящееся к восстановлению нарушенного равновесия.

Чем сильнее действие – тем большее нарушение равновесия оно вызывает и тем сильнее будет противодействие, направленное на восстановление нарушенного баланса.

Суть философии ниндзя – в понимании, какие именно нарушения вызывают действия, а, следовательно – каким будет противодействие и умении минимизировать последствия такого противодействия.

Все права защищены 2018 (с) MartialArtsWorld.ru  Тексты зарегистрированы на Яндекс.Вебмастер

martialartsworld.ru

Ниндзюцу — искусство терпения, искусство невидимости

Искусство, объединяющее шпионов японского средневековья и современных бойцов ММА, мифических героев сказок и вполне настоящих исторических личностей, ниндзюцу очень часто определяют просто - искусство ниндзя. А ведь этих искусств у этих ниндзя было весьма много! Значит ниндзюцу это какое-то особое, определяющее статус синоби умение? Но какое из них главное? Не бег по стенам, не метание звезд, не шпионаж и не переодевание, не выдыхание пламени и не подражание голосам животных, не зубодробительные удары и не прыжки выше головы - тогда что?

.

Для справки: "ниндзюцу" буквально переводится как "искусство быть терпеливым", а также "искусство невидимости". Слово "дзюцу" - означает технику, конкретное практическое умение, применяющееся человеком в зависимости от ситуации.

Раньше

Издревле в японских сказках и преданиях к героям, которые заведомо преуспели в ниндзюцу, относились примерно так же, как к особо сметливым и везучим героям наших сказок. Опоил гигантского змея сакэ? Уже считай ниндзя. Помог отомстить жадному землевладельцу, утащив у того сундук с добром? Точно ниндзя. Таким образом, что Дзирайя, что Иван-дурак — разницы для народа не было. Под ниндзюцу в широком смысле понималась смекалка и наблюдательность, зачастую переходящая в беспардонное манипулирование окружающим миром. Кроме того, в "ниндзюцу" народ походя записывал все, что было недоступно пониманию обычного человека. Пропал ли кто среди бела дня (улетел!) или научился зажигать огонь без кремня и огнива - тот точно либо волшебник, либо святой монах, либо ниндзя. Но волшебников на свете мало, святых монахов слава на сотни километров обгоняет, а вот ниндзями, небось, леса кишмя кишат.

С более достоверной, исторической стороны, упоминания о ниндзя и ниндзюцу чаще встречаются в военных летописях. Ниндзя (которых, кстати, словом "ниндзя" или "синоби" практически и не называли - см. соответсвующую статью о расшифровке этого термина) применялись исключительно для шпионских, реже - для диверсионных или ликвидационных целей. Так и "ниндзюцу" понималось чаще как "искусство шпионажа", включающее в себя навыки маскировки и скрытого проникновения, а многие полезные умения, которые мы считаем типичными исключительно для ниндзя, зачастую изучались и простыми самураями. Тем не менее, особо хитрые тактики все равно считались проявлением хитрости ниндзя. Татэока Додзюн, например, захватил практически неприступный замок, переодев весь свой отряд в форму союзных замковым охранникам войск — формально эта стратегия прозвалась "бакэмоно-дзюцу", но по сути она являет собой чистейшее ниндзюцу в тактическом масштабе.

С уходом военной эпохи, а значит снижением важности шпионажа, да и вообще наступанием общей демилитаризованности общества, ниндзюцу как будто стало пропадать из поля зрения. Оно превратилось в наследственное искусство, вроде бы действующее, но не находящее применения в мирные столетия. Невидимое до войны "искусство невидимок" вновь стало тайным.

В наши дни

Сегодня практически каждый, кто хоть немного заинтересован в ниндзюцу как дисциплине, знает, что этим термином называется не единое искусство, но целый комплекс физических техник, методик и тактик, необходимых для успешного ведения разведдеятельности. И если говорить проще, то чем надежней и действенней избранная тактика, тем выше в ней уровень ниндзюцу.

Также ниндзюцу сегодня часто называют видом боевых искусств, зачисляя к нему в основном традиционные японские стили или совсем махровые новоделы (тут смотрите раздел "современные ниндзя" и определяйте, кто есть кто самостоятельно). В действительности школы ниндзюцу могли использовать какие-либо особые военные техники, основанные на особенностях того или иного "рю", но боевые искусства в этих школах имели далеко не первостепенное значение, поэтому называть ниндзюцу боевым искусством - ошибка. Нинпо Тайдзюцу - "искусство тела, основанное на принципах невидимости" - гораздо более близкий рукопашным умениям воинов-теней термин.

Итак, резюмируя, можно сказать, что  ниндзюцу - это набор практик, необходимых для выживания и ведения требуемой деятельности в любых условиях: от создания ядов и декламации стихов, до применения огнестрельного оружия и рукопашного боя (будо- и нинпо-тайдзюцу). Духовные принципы ниндзя называются "нинпо" и о них - в другой статье.

mitsumono.ru

JapanTravel - Ниндзя

ФАКТЫ, ЛЕГЕНДЫ, ТЕХНИКИ НИНДЗЮЦУ – ИСКУССТВО НЕВИДИМОК

Предшественники японских ниндзя были так называемыми бунтовщиками, протестовавшими против распространения буддизма. Они спасались в городах близ Киото от религиозных притеснений и кровавой расправы со стороны императорского двора.

Эти группы инакомыслящих стали известны как ямабуси, или горные отшельники, стилем жизни которых стал практический мистицизм. Чтобы защитить себя, они совмещали практику боевых искусств и изучение военной техники с развитием психической силы и оккультными науками.

В течение нескольких веков ямабуси развили поразительную способность выживать и сражаться в любых условиях. Эта способность делала их грозными бойцами. К началу феодальных времен в Японии большая часть семейных кланов ушла от повстанцев ямабуси, и отделившиеся стали профессиональными лазутчиками и тайными агентами-убийцами. Их часто нанимали разные провинциальные правители (даймё), таким способом решая свои внутриклановые проблемы в борьбе за власть.

Между 1192 и 1333 годом н. э. открылось всего около 25 школ ниндзя, каждая из которых обладала собственной техникой и отличительными чертами. Тренировочные лагеря ниндзя были рассыпаны по всей стране. Большую часть этого периода времени две провинции (теперь называются префектурами) почти полностью контролировали ниндзя.

Около 50 семей принадлежало школе Кога, находившейся в провинции Кога (теперь префектура Шига), но только три семьи ниндзя – Хаттори, Момоши и Фудзибаяси контролировали провинцию Ига (теперь префектура Майе). Эти три семьи были самыми знаменитыми кланами ниндзя в феодальной Японии, в самой большой семье было около 1000 человек.

Ниндзя, находившиеся в службе безопасности сёгуната, и их потомки оставались главной полицейской силой в Эдо (Токио), а так же других городах Японии вплоть до XIX века. Ниндзя с помощью своей техники и тактических приёмов находили и ликвидировали преступников и врагов сёгуната Токугава.

К середине 1900-х осталось всего несколько потомков тех семей, которые помнили старинные техники. Эти люди попытались сохранить некоторые приёмы в виде мирных единоборств. История и традиции ниндзя собраны и сохранены в Музее ниндзя в Ига-Уено, что находится в префектуре Майё.

Семьи ниндзя

Ниндзя рождались и тренировались в семьях, посвятивших себя изучению и практике ниндзюцу. Это было их профессией. У каждой семьи была собственная традиция (рю), согласно которой семья пользовалась каким-то определенным методом шпионажа и убийств. Насчитывалось около 70 различных традиций (домов) ниндзюцу, наиболее известными из которых были дома провинций Ига и Кога, что на главном острове Хонсю.

Кланы ниндзя были разбросаны по всей стране, тем не менее соблюдалась строгая иерархия, согласно которой главенствующими признавались наиболее старинные дома и организованные дома.

Поскольку ниндзя нанимались разными группами и политическими партиями, вполне возможным мог оказаться такой вариант, когда отец выступал против сына, брат против брата, если они были наняты разными влиятельными господами, нуждавшимися в услугах военных шпионов. Но никогда ни одна из организаций ниндзюцу не была настолько сильной, чтобы противостоять атаке объединённых сил сёгуната.

Секретность была основой работы всех ниндзя. Строгие меры секретности были основой основ всех организаций ниндзя, и за соблюдение секретности разные дома ниндзя отвечали перед главной семьёй. Ниндзя, если только в данный момент не находились на службе, тренировались в специальных лагерях, расположение которых держалось в секрете. Знали это только посвященные. Тренировочные базовые лагеря ниндзя всегда располагались в гористой местности, в самых трудно доступных местах, таких, о которых никогда не подумаешь, что там что-то находится.

Для того чтобы сохранить эту секретность, каждый дом делил ниндзя на три класса. На самом верху иерархической лестницы находится джонин, высокопоставленный управитель, или босс. Ему помогали чунин, маленькая группа ниндзя, в чьи обязанности входила роль посредников или связующих звеньев между джонином и ниндзя низшего порядка – генинами.

Именно Генины и их дела прославили ниндзя, поскольку именно они выполняли всю работу на местах. Даже находясь под прямым руководством джонина, генин не догадывался, кто его босс. Приказы передавал чунин.

Простые горожане считали ниндзя изгоями, самураи презирали, считали трусливыми предателями. Так как ниндзя были классом отверженных и не воспринимались как люди, те из них, которые попадали в руки воинов, погибали страшной смертью. Их варили живьем в кипящем масле или с них медленно сдирали кожу.

Был специально придуман метод убийства захваченных в плен ниндзя, и этот способ приносил боль и медленную смерть. Ниндзя подвешивали, закрепляя на деревянной раме над заостренным бамбуковым колом. Человека привязывали так, как будто он сидел в воздухе с вытянутыми и широко разведенными ногами. Рама не довала жертве шевельнуться. Человека и раму вешали прямо над колом. Когда веревка, на которой висел груз, намокала, то растягивалась, и ниндзя дюйм за дюймом постепенно садился на заостренный кол.

Вначале умный ниндзя мог как-то раскачаться, чтобы избежать кола, но голод и усталость брали свое, и борьба становилась напрасной. Утренние туманы, дожди и тяжелая роса делали свое дело, но если эти природные явления не справлялись с задачей, палачи поливали веревки водой.

Такой варварский способ убийства заставлял совершать самоубийства, принимать сильнодействующий яд или закалываться собственными мечами, если только ниндзя чувствовали, что им не избежать плена. Ниндзя так же калечили лица, чтобы не быть узнанными и чтобы никто не понял, из каких они кланов. Связанный ниндзя мог лишить себя жизни, просто откусив себе язык и вызвав тем самым смертельное кровотечение.

Тренировки мастерства

Предполагалось, что ребенок, не важно – девочка или мальчик, родившийся в семье ниндзя, станет продолжать семейную традицию. Тренировки начинались с пяти-шестилетнего возраста и становились естественной частью жизни этих детей. Тренировки включали в себя развитие ловкости, силы, равновесия, упражнения на выносливость, а также разнообразные дополнительные умения.

Одним из первых упражнений, с которым сталкивался ученик, было упражнение на развитие умения балансировать. Срубалось молодое деревце, с него обрубались ветки. Оставшийся ствол помещался на высоте двух или трех футов над землей. Ребенка заставляли «гулять по бревну», поворачиваться, нагибаться, приседать, вставать. Прыгать и переворачиваться, при этом нельзя было терять равновесия и падать.

Со временем, когда навык удержания равновесия рос, бревнышко поднималось все выше и выше, пока совсем не исчезала боязнь высоты и ребенок не достигал невероятной ловкости в балансировании. Когда-нибудь этот навык сослужит ниндзя хорошую службу где-нибудь на узком высоком препятствии – стене, крыше, дереве.

Тренировка ловкости начиналась с того, что молодые дарования прыгали через веревку, натянутую между двумя стойками. Однако материал, из которого была свита веревка, делал это упражнение немного более трудным и опасным, чем простые прыжки через провисающую веревку. В качестве веревки использовалась прочная виноградная лоза. Покрытая острыми колючками. Любое прикосновение к этой «веревке» вело к ранениям и обильным кровотечениям.

Одним из классических упражнений на развитие выносливости было развитие способности быстро бегать. Ниндзя приходилось быть превосходными бегунами и не только для того, чтобы спасаться от преследователей. Но и для того, чтобы доставлять важную информацию, которую они добывали, своим начальникам. Все дети по достижении подросткового возраста уже умели бегать быстро и на большие расстояния.

Для контроля скорости использовалась обычная соломенная шляпа. Шляпу просто помещали на грудь бегуна. Если человек бежал достаточно быстро, шляпа держалась на груди, прижимаемая силой ветра. Ученик, который мог бежать с такой скоростью на большие расстояния, имел большую выносливость. Есть свидетельства тому, что ниндзя пробегали с такой скоростью, не останавливаясь, до 50 миль. На более длинных расстояниях работало несколько бегунов, сменявших друг друга.

Сочетая бег и ходьбу, в день ниндзя мог покрывать расстояние до 100 миль, и все благодаря своей большой выносливости.

Все ниндзя работали над тем, чтобы максимально увеличить свою силу. Тренировка силы начиналась в раннем детстве, один из основных методов тренировки силы было висение на ветке с использованием только захвата обеими руками. Чем старше был ученик, тем на более высоко расположенной ветке он висел; обычно эта высота колебалась от 30 до 50 футов над землей. Тренированный ниндзя мог висеть таким образом без движения до 1 часа.

Фактически, упражнение тренировало также и психику, когда развивалась сила воли и способность терпеть боль. Физически упражнение укрепляло пальцы, запястья, руки и плечи. Эта способность придавала ниндзя уверенности при неподвижном висении среди густой листвы. Когда враги располагались непосредственно под этим деревом.

Специальные навыки

Владение специальными приемами возводило ниндзя в ранг почти сверхлюдей. Ничто – ни тренировки, ни техники, которые могли понадобиться ниндзя в их дальнейшей деятельности, - не должно было быть упущено при подготовке.

С юности ниндзя начинали работать над своими телами. Превращая их в уникальные инструменты. Когда связки и сухожилия были мягкими и пластичными, будущие шпионы учились растягивать и выгибать суставы таким образом, чтобы их легко можно было «разобрать», сознательным усилием вывести из анатомического положения. Этот странный навык мог пригодиться, если ниндзя захватывали в плен. Опутанный веревками ниндзя мог освободиться, растянув и вывернув суставы. Когда его связывали, ниндзя всегда старался напрячь тело насколько возможно, чтобы потом, просто сняв напряжение с конечностей, ослабить узлы.

В плавании ниндзя тоже достигали совершенства. Ниндзя плавали под водой на большие расстояния, бесшумно, но не очень быстро.

Особый вертикальный способ плавания позволял переправлять вещи, не замочив их. Ниндзя мог даже что-нибудь писать во время плавания, и бумага при этом не намокала. Так же практиковалось ведение рукопашного боя в воде и под водой, с оружием или без него.

Использование дыхательных техник позволяло этим великолепным пловцам оставаться под водой в течение трех минут. Для того чтобы оставаться под водой на протяжении более долгого периода времени, ниндзя использовали особые дыхательные упражнения.

Способность ниндзя задерживать дыхание была полезной во время бега, ходьбы, плавания. Очень часто способность контролировать дыхание спасала ниндзя жизнь, когда те прятались возле врага. Малейший вдох или выдох сослужил бы недобрую службу, и вражеское копье или меч наверняка бы настигли затаившегося лазутчика.

Некоторые ниндзя ослабляли звук дыхания, концентрируя внимание. Другие полагались на другие средства. Помещали в рот кусочек фланелевой ткани, для того чтобы приглушить ток воздуха.

Маскировка

Ниндзя было необходимо тренировать себя на предмет узнавания большого количества звуков, когда источник звука не виден. Тот шум, который издавала открывающаяся или закрывающаяся дверь, мог рассказать опытному шпиону, на сколько широко она открывается и в каком направлении. Также ниндзя мог быстро определить количество человек, находящихся в комнате, по звуку их дыхания, шагам и шуршанию одежды.

Ниндзя были исключительными танцорами. Их учили танцевать в разных ритмах, так что при подходящем стечении обстоятельств ниндзя мог смешаться с толпой в любом районе страны и больше выведать о своей мишени. Поскольку ниндзя приходилось скрывать свое истинное лицо, они использовали одежду, которая меняла их внешность и помогала стать похожим на кого-нибудь, что могло помочь успешно выполнить задание.

Ниндзя тщательно изучали различные слои общества, для того чтобы маскировка возымела силу, и настолько ловко это получалось у некоторых, что они годами жили, выдавая себя за других, и никто не догадывался о их истинной натуре.

Например, если ниндзя переодевался в священника, ему следовало уметь разбираться во всех религиозных отправлениях культа.

Техники

Наилучшими часами для выполнения задания были те ночные часы, которые позволили бы ниндзя слиться с природным или другим фоном. Для того чтобы подготовить свое зрение к ответственной ночной операции, ниндзя находились в темноте 24 часа до задания. Дневные часы шпион проводил в темной пещере или маленькой яме, выкопанной в земле, где и прятался до начала миссии.

Чувствительность глаз ниндзя и его способность видеть в темноте были почти фантастическими. В самую темную ночь ниндзя был способен прочесть любые знаки и письмена. Чтобы развить такую способность, ниндзя ели продукты с большим содержанием витамина А, такие как водяной кресс, растущий в диком виде в ручьях.

Ловушки за стенами

Феодальные замки в Японии были построены так, что ниндзя не составляло никакого труда проникнуть внутрь. Однако опасность пряталась за каждым углом здания. В коридорах были настелены «поющие» половицы. Они скрипели, когда по ним шел даже очень маленький и легкий человек. Для того чтобы оставаться незамеченными, ниндзя разработали специальную технику ходьбы, или же они могли по-поучьи перебираться по потолку. Специальные люки, приводимые в действие тяжестью тела, часто приветствовали крадущегося ниндзя глубокими ямами с заостренными бамбуковыми кольями на дне.

Свои акробатические способности ниндзя использовали для ходьбы на руках, когда того требовали обстоятельства. Это делалось во избежание столкновения с предметами, поставленными близко к земле. Иногда ниндзя просто перемещались на четвереньках, чтобы не столкнуться с подобными препятствиями.

Особенности профессии

Благодаря интенсивным тренировкам и особым навыкам, приобретенным в результате этих занятий, ниндзя умели делать такое, что было не под силу сделать обычному человеку. Чего стоит пример попыток пленения ниндзя в охваченном пламенем здании. Дом поджигали в надежде на то, что шпион выйдет наружу, спасаясь от огня. Многие разочаровывали своих возможных палачей, оставаясь внутри здания и принимая ужасную смерть.

Но ниндзя всегда были готовы к пожару. Зная, что чрезмерное скопление газов приводит к удушью, они опасались дыма больше, чем огня. На расстоянии от пола меньше одного несчастного дюйма всегда было достаточно воздуха для того, чтобы остаться в живых, и ниндзя широко использовали этот ограниченный воздушный коридор. Часто шпионы рассчитывали, что смогут разобрать полы, выкопать маленькую ямку, спрятаться в ней от жара и пламени, набросав на себя земли, и переждать, пока не исчезнет пламя, заодно с поджидающими ниндзя людьми. Затем невредимый шпион выходил из развалин, чтобы продолжить свою миссию.

Мастерство

Ниндзя был непревзойденным бойцом, владевшим всеми основными видами оружия и несчетным количеством оружия второстепенного. Меч, копье, алебарда, лук и стрелы были его неизменными спутниками, но и метательные ножи, серпы, цепи и странно выглядящее, малоизвестное оружие также играли важную роль в арсенале ниндзя. Во время тренировок ниндзя учился делать черный порох, бомбы, взрывпакеты, ракеты. Он умел использовать мочевину, взятую из земли возле отхожих мест, в качестве источника азота при создании черного пороха. Он знал, как нитровать древесную золу, взятую на месте пожара, и как превратить ее во взрывчатое вещество.

Ниндзя преуспевали в искусстве передавать сообщения. Сигналы дымом и огнем использовались на основе заранее установленного шифра для передачи сообщений на большие расстояния эстафетным способом.

Шпион использовал бесцветные чернила, особым образом сделанные из большого числа компонентов. Послание, написанное такими чернилами, можно было прочитать, только проведя по нему языком. Если ниндзя грозил плен или если письмо было больше не нужно, а другим способом уничтожить его было невозможно, ниндзя просто съедали материал, на котором послание было написано. Но особый навык, которым обладал ниндзя, позволял ему изрыгнуть проглоченное письмо, особенно если ниндзя нужно было спрятать послание подобным образом. Благодаря этой технике ниндзя мог выпить чай и съесть обед, держа «проглоченное» письмо в горле, а после этого преспокойно достать его. Или же ниндзя съедал послание, запечатанное в особый воск, а затем ждал, пока оно выйдет естественным путем.

Яды

Познания ниндзя в медицине были таковы, что они были сами себе врачами, они могли облегчить боль и вылечить последствия укуса насекомых, отравления ядовитыми растениями, кишечные расстройства и общие недомогания, которыми даже ниндзя иногда страдали. Раны, от которых могло пойти заражение, обрабатывались специальными плесневыми грибками, которые помещали прямо на пораженный участок.

Известно также, что ниндзя искусно ампутировали конечности с целью избежать опасности попасть в плен или с целью не допустить печальных последствий инфицированной раны.

Невозможно было отыскать ниндзя, не умеющего приготовить и использовать ужасные яды. Глубокие знания человеческой анатомии и физиологии делали возможным применение ядов или подрывающих силы средств против врагов. У каждого дома ниндзюцу были свои собственные препараты. Некоторые яды были едва различимы. Те, которые были извлечены из печени и других органов животных – жаб, медведей, пауков, ос, змей и ящериц, - были особенно сильными. Смешанные в нужной пропорции и добавленные в чай, рисовое вино или еду, эти яды делали свою смертельную работу быстро и бесшумно. Некоторые ниндзя пропитывали вееры ароматными, но ядовитыми жидкостями.

Разоблачение ниндзя

Тренировки ниндзя развивали в нем некоторые условные рефлексы, благодаря которым он и мог быть раскрыт. Все воины знали это и поэтому прилагали некоторые усилия к тому, чтобы заставить ниндзя раскрыть себя. Процесс саморазоблачения объяснялся тем, что условный рефлекс является автоматическим ответом на некоторые раздражители и обстоятельства, такие рефлексы невозможно проконтролировать силой воли. Когда за человеком, которого подозревали в причастности к искусству ниндзюцу и который мог быть опасен в определенные политические моменты, устанавливали слежку, он не мог не проявить своей истинной природы и навыков владения ниндзюцу.

Однажды во время наблюдения тщательно разработанный план мог выявить его истинное лицо. Это становилось возможно с помощью одного метода, когда феодал отправлял маленьких детей играть туда, где находится подозреваемый ниндзя. Вдруг один из детей бросал крутящийся волчок перед подозреваемым. Если это действительно был ниндзя, то он избегал столкновения с волчком, ловко и умело уклоняясь или перепрыгивая через него так, как мог сделать только тренированный ниндзя. Как только это действие выдавало ниндзя, люди феодала налетали на шпиона и пытались его схватить.

Одежда, инструменты и оружие

Если ниндзя работал без маскировки, то на нем всегда был специальный костюм, который назывался синоби созоку. Он состоял из четырех частей: куртки, штанов, капюшона или шарфа и обуви.

Чаще всего костюм ниндзя был бурого цвета. Он обычно шился двухсторонним, так что, вывернув его наизнанку, шпионы получали еще один костюм, более глубокого тона или темно-синий. Эти оттенки прекрасно сочетались с темнотой ночи, отчего ниндзя было трудно, практически невозможно заметить.

В куртке и штанах скрывалось большое число карманов и кармашков, в которых ниндзя прятали громадное количества разного рода предметов, необходимых для выполнения миссии. Определенный набор «инструментов» был у каждого убийцы, но специальные приспособления выбирались согласно полученному заданию. Таким образом, не было ничего необходимого в том, что у ниндзя всегда были под рукой: инструменты, необходимые для проникновения в некоторые строения; инструменты, которые могли понадобиться для покорения высоких стен; трубка для плавания под водой, когда нужно было отделаться от преследователей; дымовые, зажигательные и осколочные бомбы и ракеты. Еще имелись: сплавная камера, с помощью которой переправлялись тяжелые грузы по воде; несколько диких полевых мышей, ящериц или ласок, благодаря которым можно было напугать и отвлечь людей; запас еды и воды, лекарства и яды, а также разнообразное оружие.

Легкая, но прочная матерчатая обувь с выделенным большим пальцем обеспечивала устойчивость во время выполнения разнообразных трюков. Обычно использовалась подошва двух типов: первый тип – кожаная, обеспечивающая превосходное сцепление с поверхностью, а второй тип – специальная, сделанная из смеси хлопка с шелком, которая делала бесшумную походку ниндзя еще более тихой. Оба типа подошв были в распоряжении каждого ниндзя.

С помощью капюшона или шарфа ниндзя мог не только замаскировать лицо и голову, но также использовать их специфические свойства для фильтрации питьевой воды. Также капюшон мог послужить в качестве защитной маски от дыма в случае пожара, перевязи для ран или преспокойно мог сойти за оружие.

Но особенно важной деталью в костюме и личном имуществе ниндзя было то, что все было легким, портативным, сделанным так, чтобы это все можно было носить, не испытывая дискомфорта от перегрузок. Тот факт, что ниндзя в полном вооружении и облачении мог передвигаться быстро и ловко, говорит о том, что ниндзя с умом делали и использовали свое оборудование и обмундирование.

По материалам книги Донна Ф.Дрэггер "Ниндзюцу - искусство невидимок".

 

www.japantravel.ru

Кэцу-ин / Кудзи-ин (магия жестов, "печати" ниндзя)

Пальцовка ниндзя, которую часто показывают в фильмах, мультиках и играх, считается одним из неотъемлимых атрибутов "воинов ночи" - везде, от современных американских боевиков до классики японского кино, её можно встретить. Даже на гравюрах ушедших веков, изображающих легендарных героев-синоби (таких как Дзирайя или Данзо, например), мы видим характерные жесты рук, в которых пальцы переплетаются причудливым образом, производя поистине колдовской эффект - они помогают ниндзя мгновенно испаряться, уноситься на многие расстояния или в считанные секунды залечивать смертельные раны. Что же это такое, какую силу может нести такое "распальцовывание" и откуда оно вообще взялось - попробуем разобраться.

.

Раньше

Особый способ сплетания пальцев в мудры с древних времен практиковался еще в Индии, и как часть множества религиозных и психоэнергетических ритуалов со временем перекочевал в Японию. Особенно явно мудры проявили себя в ритуалах миккё - таинственного эзотерического учения, связанного с боевыми искусствами, а значит состояли на вооружении и "спящих в горах" монахов-ямабуси, откуда и перекочевали к ночным воинам - ниндзя. Так в Стране Восходящего Солнца мудры получили название кэцу-ин или кудзи-ин.

Согласно восточным учениям и практикам, тело человека пронизано множество энергетических каналов, по которым циркулирует энергия (ки или ци). Умение найти гармонию для каждого потока или использовать их общую силу единой "волной" напрямую отражалось на физических и эмоциональных возможностях практика, причем при желании придавая ему поистине нечеловеческие возможности. Но при чем же тут пальцы?

Каждый палец, следуя миккё, представляет собой проводник для сил того или иного природного первоэлемента. Так, например, мизинцу соответствует земля (ти), безымянному вода (суй), среднему огонь (ка), указательному воздух (фу) и большому пальцу - пустота (ку). Замыкая эти проводники в определенном порядке и связке, ниндзя или монах добивались требуемого результата. Каждая такая комбинация несла вполне четкую и определённую цель.

Целое количество всех возможных комбинаций назвать сегодня весьма трудно, самое большое число из попавших на глаза автору было восемьдесят один. Однако же, самыми  живучими и известными стали девять мудр кудзи-ин и "решетка" кудзи-кири (о ней в другом материале). Каждой мудре соответствует специальное дыхание, образ и мантра, соединяя таким образом "заклинание" на трех божественных уровнях тела (кэцу-ин), сердца (образ) и разума (мантра). Коротко о каждой форме:

  1. Рин (печать молнии) - в трактовке синто: сила тела и разума - в трактовке буддизма: противостоять - в трактовке ниндзюцу: сила
  2. Пё (печать великой молнии) - синто: направление энергии - буддизм: солдат - ниндзюцу: канал
  3. То (печать внешнего льва) - синто: гармония со вселенной - буддизм: сражаться - ниндзюцу: гармония
  4. Ся (печать внутреннего льва) - синто: лечение себя и других - буддизм: против кого-то - ниндзюцу: исцеление
  5. Кай (печать внешних оков) - синто: предчувствие опасности - буддизм: всем вместе - ниндзюцу: чувство опасности
  6. Дзин (печать внутренних оков) - синто: чтение намерений - буддизм: выстраивать - ниндзюцу: чтение мыслей
  7. Рэцу (печать кулака мудрости или связи двух миров) - синто: повелевание временем - буддизм: ряд - ниндзюцу: контроль пространства и времени
  8. Дзай (печать солнцечного кольца) - синто: контроль над первоэлементами - буддизм: присутствовать - ниндзюцу: управление стихиями
  9. Дзэн (печать скрытой (онгё) формы) - синто: просветление - буддизм: двигаться вперед - ниндзюцу: просветление

Сейчас

Мудры кэцу-ин (по-русски иногда пишут кецуин) пришли в наш век сравнительно открыто. Ещё на заре массовой печати и кинематографа вместе с ниндзя пришли и их "распальцовки". А уж после публикации господином Хайесом своей книги о кудзи-ин, "подлинники" мудр стали появляться и вовсе регулярно.

Герои "Мести Ниндзя" пальцуются перед решающей битвой, Райдзо из "Ниндзя Убийцы" лечит свои раны мудрой, даже в таком нениндзевом фильме как "Скотт Пилигрим" главный злодей Гидеон наколдовывает себе катану с помощью кэцу-ин. В играх можно вспомнить молодчика Гая из "Уличного Бойца", поддразнивающего противника сверхскоростной сменой пальцовок, главный ниндзя игрового мира Рю Хаябуса усиливает себя этим же способом, красавица Таки добивает демона особой формой кудзи-ин, а Рэйвен из Tekken пытается научить кривляку Ёсимицу мудрам, если тот проиграет ему. И в мультиках то же самое, разве что нельзя обойти стороной "печати" из вселенной Наруто, полностью придуманные автором манги - там в качестве названия используются животные восточного календаря.

Это внимание к сакральным техникам прошлого, конечно, с одной стороны радует. Но, увы, слишком часто сложные комплексные ритуалы, эффект от которых сказывается только через года тренировок, медитаций и духовного совершенства, превращаются в балаганные фокусы. Поэтому многим в наше время кажется, что для обретения любой необычной способности достаточно закрутить хитрую "фигушку" и все получится само собой. А если не получится - что ж, никогда не поздно объявить невидимок прошлого хитрыми выдумщиками и лжецами.

mitsumono.ru

Боевые искусства: Ниндзюцу

Ниндзюцу («искусство скрытности») — японское боевое искусство.

Происхождение

Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.

Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.

Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.

Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.

В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.

Основы учения

Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.

В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.

Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (CHI), Воды (SUI), Огня (KA), Воздуха (FU) и Пустоты (Первооснова всего, KI. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название тон-дзюцу — исчезновение путём подражания.

Второй блок — искусство борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:

Тай-дзюцу — искусство владения телом

Бу-дзюцу — работа с оружием

Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)

         

Рукопашный бой ниндзя

По мнению историка-япониста Горбылева, отдельной системы рукопашного боя ниндзя не существовало[1]. Кланы ниндзя использовали старую форму дзю-дзюцу. Вместе с тем, были отличия от самурайских стилей дзю-дзюцу.

Больше ударов, чем в самурайском дзю-дзюцу.

Упор на удушающие приемы, как более бесшумные по сравнению с бросками.

Упор на ведения боя в малых помещениях.

Предпочтение внезапным ударам (из засады, сзади и пр.)

Упор на приемы ошеломления противника.

Ни одно из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведет происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приемы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях японской армии.

При бегстве применялись 2 приема рукопашного боя[2]. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.

По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков[3]. Серьезные тренировки в рукопашном бое влекут за собой серьезные изменения во внешнем облике и демаскируют ниндзя. Поэтому ниндзя делали акцент на приемах внезапного нападения с близкой дистанции.

Снаряжение ниндзя

Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку, детали синоби-сёдзоку: уваги (куртка) и додзимэ (пояс), ига-бакама (штаны), дзукин (маска), тэкко (накладки на руки), кяхан или асимаки (ножные обмотки), таби (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи (сандали) и уваппари (верхняя куртка) и нагабукуро («рюкзак» ниндзя).

Переменное одеяние — Кавари-гомоно

Амигаса — соломенная шляпа

Доспехи

·                       Кусари-катабира (кольчужный доспех)

·                       Татами-гусоку (типы Кико и Куратагину) — легкий доспех.

Щиты

·                       Тэцу-но камэ

·                       Нэрукава-ита

Оружие ниндзя

Огнестрельное оружие Каки

·                       Фитильные (хинава-тэппо)

·                       Кремневые (хиути исидзю)

·                       Духовые (кукидзю)

·                       Вакидзаси-тэппо (ружье, замаскированное под меч Вакидзаси)

·                       Ядатэ-тэппо (ружье, замаскированное под футляр для кисти)

·                       Кисэру-тэппо (ружье, замаскированное под курительную трубку)

Пушка

·                       Мокухо («деревянная пушка»)

·                       Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)

Зажигательные средства

·                       Огненные стрелы Хия

·                       Бохия — огненная палка

·                       Утихия — метательная зажигательная стрела

·                       Хидакэ — огненный бамбук

·                       Хисякэн («огненный сякэн»)

·                       Отравляющие средства

·                       Моппан

·                       Фуё-но ооги

·                       Нэмуриби

·                       Кусагамэ

Запалы и фитили

·                       Хокути, Хинава, Хиноки-Хинава, Такэ-хинава, Гудзин-хинава, Амэ-синоги-хинава, Амэ-хинава, Мидзу-хинава.

Мечи, копья, секиры, ножи

·                       Ниндзя-то, Синоби-гатана — меч ниндзя

·                       Танто -нож

·                       Конагината — короткая нагината

·                       Сибаки-яри — копье

·                       Камаяри — копье-серп

·                       Оно — секира

·                       Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы).

Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп.

Боевые шесты и дубинки

Дзе, Сякудзе, Рокудзе, Сюмонкудзуэ, Бо, Ханбо, Косикирибо, Мимикирибо и т. д.

Верёвки и цепи

·        Мусубинава — веревка с грузиком

·        Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): Кусари-фундо, Тама-гусари,Содэ-гусари, Кусари-дзюттэ, Рё-бундо и т. д.

Метательные бомбы и гранаты

Метательное оружие

·        Ханкю (половинный лук) и Юмия (стрелы)

·        Фукия (Фукибари) — стрельба отравленными стрелами из духового «ружья»

·        Сюрикэны (метательные «звёзды» ниндзя)

·        Сякэн («звездочка»), типы: Санко, Дзюдзи, Роппо, Хаппо, Мандзи, Нагарэ-мандзи, Тэккан и т. д.

·        Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы: Босугата, Тантогата, Кугигата, Хэйтёгата, Харигата, Хасидзё, Кусабигата и т. д.

·        Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжелым наконечником, напоминает дротик для Дартс, но большего размера).

·        Цубутэ, Арарэ, Мэцубуси.

Легенды и факты о ниндзя

Рассказы о жизни и деятельности ниндзя составляют довольно значительный процент той ауры таинственности, которая окружает мастеров искусства ниндзюцу . Некоторые рассказы правдивы. Но порядочная часть таких историй искажена преувеличениями, в то время как другая часть рассказана людьми с чересчур живым воображением, подпавшими под влияние притягательности ниндзюцу.

Воин хотя и был натренирован справляться с опасностями и презирать смерть, иногда боялся коварного и находчивого ниндзя, чьи проделки не сходили с уст практически каждого горожанина. Простые люди всегда испытывали страх перед ниндзя, и их суеверные мозги лучше всего поддавались влиянию рассказов о ниндзя.

Сами ниндзя никогда и не пропускали случая воспользоваться тем психологическим влиянием, которое они приобретали над простыми людьми благодаря силе легенд, рассказываемых о них. На самом деле большинство ниндзя прикладывали усилия к увековечению подобных рассказов или к созданию новых, в которых ниндзя представали одинаково беспощадными по отношению как к аристократии, так и к простым людям.

Кто в феодальной Японии не слышал о Яма- да Яэмоне, мастере маскировки, который мог, если верить рассказам, иметь сотни лиц и так быстро менять свою внешность, что толпа, через которую он пробирался, запоминала полдюжины или больше его перевоплощений, прежде чем он выбирался из нее.

Касуми Росуке был известен своими хитрыми уловками и приемами. Шимотсуге Кизару, мастер прыжков, прыгал так хорошо и далеко, что представлялся видевшим его буквально летящим по воздуху. Хатчисуко Тензо отличался своей способностью отходить с территории врага, роя ходы под землей.

 

Путь Дракона (Ниндзюцу. Уроки Кекусинкай) 

 

boevoe-iskustvo.blogspot.com

Осознание ниндзюцу в современном мире

Спустя несколько веков после угасания влияния кланов синоби на историю Японии отношение к понятию "ниндзя" поменялось практически диаметрально. Сегодня быть ниндзя в историческом понимании так же невозможно, как вернуть порядок вещей, бытовавший столетия назад. Поэтому в дальнейшем, говоря о приближении к состоянию "невидимок", мы будем подразумевать достижение такой внутренней и внешней кондиции, которая максимально отвечала бы уровню развития ниндзя в средневековой Японии, но с известной ориентировкой на современные условия и реалии, а также на персональную готовность конкретного человека.

.

Одной из главных ошибок, которую допускают наши современники, рассуждая о ниндзя, является непонимание и неприятие самого понятия "ниндзюцу". Для большинства это искусство убийства, скрытого проникновения, шпионажа - и, учитывая векторы применения ниндзюцу в Эпоху воюющих провинций, с этим трудно поспорить. По другому распространенному мнению, ниндзюцу - всего лишь один из многочисленных видов боевых искусств, ориентированный на победу не совсем привычными, "грязными" приемами вроде ударов в пах, по глазам и т.п. Так что же считать верным? И есть ли вообще чёткое определение этому искусству?

Достаточно немногочисленные последователи школ ниндзюцу, существующих в наше время, трактуют данный термин по-своему. Так, иероглиф "нин" из слов "ниндзя", "ниндзюцу" может быть расшифрован в такой достаточно романтичной манере, как "сердце направляет меч" (как уж тут не вспомнить фильм "Синоби: сердце под острием меча"?), описывая "искусство ночных воинов" как умение применять самое смертельное оружие только для самых благих целей. Также "нин" вариативно переводится как "прятаться" или "терпеть", из-за чего искусство синоби можно интерпретировать как "искусство быть невидимым" или "искусство быть терпеливым".

От кого же прятались и что терпели синоби? В контексте немирной истории Японии ответ на этот вопрос достаточно очевиден: весь разношёрстный состав, поколение за поколением формировавший тонкую социальную прослойку под названием "ниндзя", имел своих противников, личных или навязанных хозяином, в борьбе с которыми значительную роль играло, помимо прочего, как раз умение скрываться и выжидать.

Сегодня же, когда в военных конфликтах персональное присутствие большого количества солдат совсем не обязательно, а сами конфликты практически в любом государстве заминаются мировыми силами (частные случаи мы упоминать не будем), у ниндзя совершенно иная роль и иные задачи.

На смену войне пришёл мир, и на смену приоритету выживания пришло главенство развития. Если раньше, в других условиях, от сил и навыков ниндзя зависели его жизнь и существование его клана, то сегодня от сил и навыков человека зависят "всего лишь" его личный комфорт и ощущение безопасности. Развитие в таком случае происходит одновременно и сложнее, и проще. Остаться в живых, например, так гораздо легче (разве что шею на турнике сломать можно), но и мотивация в предолении трудностей гораздо меньше. Зачем оттачивать мастерство удара, когда имеется травматическое оружие? Зачем осваивать умение терпеливо пережидать в секрете, когда есть GPS и мобильники? Зачем вообще нужно бегать под дождём, когда можно спокойно, в тепле и уюте доехать на автомобиле? Бесполезность в современном мире как боевых искусств в целом, так и искусства невидимок в частности представляется даже чересчур очевидной.

Но, с другой стороны, многие ли из нас носят оружие? Пригодится ли спутниковая навигация в знакомом подъезде? А сколько вы продержитесь, убегая от взбесившегося пса? Любой может оказаться в похожей ситуации, и ничто, кроме вашей смекалки и тренированного тела, вас не выручит. Именно умение обходиться в критических условиях без дополнительных "костылей", а также умение правильно использовать их, когда есть возможность, умение сливаться с естественным, природным ходом вещей, оказываясь в нужном месте в нужное время, и делают любого человека ниндзя. Естественно, это личное мнение автора статьи, но, возможно, немного поразмыслив, и вы придете к похожей точке зрения.

Ещё одно заблуждение, касающееся ниндзя, - излишняя приверженность к устаревшим, архаическим формам: боя ли, мировосприятия ли, неважно. Это проклятие масс-культуры, превратившее ниндзя в экзотическую "фишку", обвешанную метательными звездами, шепчущую заклинания и исчезающую в облаке дыма. В реальности же аналоги современных ниндзя, работающие в спецслужбах, вряд ли носят с собой метательные ножи, хотя несомненно умеют ими пользоваться. Террористы-снайперы могут закрыть лицо маской, но не будут стрелять из лука. А гений маскировки, проходя в охраняемое помещение, скорее переоденется сервисным служащим, чем бродячим буддийским монахом.

Вообще, образ современного ниндзя, вероятнее всего, будет базироваться на трех основных факторах "временного действия", этаком триединстве материи, духа и разума:

  1. Использование технологий и материальных средств, наиболее подходящих в конкретный момент, и неважно, были ли они изобретены в последние полгода или возрастом чуть моложе колеса. Уметь метать звезды - это хорошо, но вот пулю они не обгонят. Сюда же можно отнести и развитие собственного тела, обращаясь к тренировкам не только многовековой давности.
  2. Приоритеты, наиболее характерные для текущего положения дел в обществе. Нет, тут идет речь не о любви к деньгам или власти, но о следовании мирному пути в мирное время, либо выживанию в период военных действий. Любое спутывание ориентиров (как бывает иногда с выживальщиками или, наоборот, с чрезмерными "потребителями") ни к чему хорошему не приведет. Ниндзя современности умеет отдыхать и наслаждаться жизнью, не впадая в крайности милитаризма или обреченной интроверсии.
  3. Осознание себя частичкой вечного или чего-то большего, старшего. Сознательно отделяясь от природы, мы сами отрезаем себе пути к отступлению, а замыкаясь на собственных источниках сил и энергии, лишаем себя возможности приобрести что-то сверх дарованного нам. Отказываясь же от прошлого своей родины или своего искусства, мы отказываемся и от их чести, превращаясь в этаких "гастарбайтеров поневоле".

Таким образом, можно увидеть, что картину чёрного ночного убийцы, характерную для ниндзя страшных времен гражданской войны, в наше время сменяет совсем иной образ: это человек, заботящийся о благополучии себя и своего окружения, развитый интеллектуально и физически, наслаждающийся каждым мгновением жизни и с уважением относящийся к окружающему миру и наследию прошлого.

mitsumono.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"