Понятие Науки в Философии. Наука это философия


Понятие Науки в Философии

 

Наука – это вид  познавательной деятельности человека, направленный на получение и выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний об окружающем мире. В ходе этой деятельности происходит сбор фактов, их анализ, систематизация и дальнейших синтез на базе имеющихся данных новых знаний, которые позволяют осуществлять научно обоснованное прогнозирование будущего.

Понятие науки в философии занимает одно из важнейших мест. Наука является основной формой познания мира. Для философского видения мира необходимо иметь определенное представление о науке, о том, что это такое, как устроена наука, как она развивается, что ей доступно, на что можно надеяться благодаря ее достижениям.

 

Понятие науки в философии складывается из ее определения, целей, идеологического базиса (парадигмы), комплекса идей и представлений о том, что представляет собой наука и т.д. Сюда же включают проблемы научной этики – системы правил, регулирующих отношения людей в сфере научных исследований.

Любая идеология является оформлением данных, полученных опытным путем, которые касаются взаимодействия людей между собой или с природой. Практически всегда установление истины сопряжено с заблуждениями. Проверка идеологических постулатов эмпирическими методами является достаточно сложной задачей.

Понятие науки в философии определяется как сфера деятельности людей, чьей главной функцией является выработка знаний о действительности на объективной основе. Наука представляет собой форму общественного сознания. В нее включается деятельность по приобретению новых знаний, а также сама сумму всех знаний, которые лежат в основе картины мира. Под наукой также понимают отдельные отрасли научных знаний.

Система наук в философии делится на общественные, естественные, гуманитарные и технические. Она зародилась еще в древнем мире, но как система начала складываться с 16 века. В ходе своего развития она превратилась в важных социальный институт, необходимый обществу и оказывающий на его деятельность огромное влияние.

 

Исторически выделяются отдельные этапы развития философии науки. Эта философская дисциплина начала развиваться вместе с позитивистским учением. Именно тогда впервые возникла острая необходимость исследования языка, логики и методов точных наук. В различные этапы в качестве основных проблем изучения выделялись разные явления, обсуждались разные темы и не было единства во мнении, что включать в понятие науки в философии.

В позитивистской философии (на всех трех этапах) главной задачей философии науки являлось понимание сущности естественнонаучной теории в целом, делались попытки определения ее структуры, средств формирования знаний. В это время появляется проблема роста научных знаний.

На последующих этапах становления философии науки позитивисты  все больше отходили от действительного содержания научной теории. Логико-позитивистское учение вообще фактически ушло в метафизику, отойдя от науки. Неопозитивисты  продолжали опираться на эмпиризм. Они сводили философию к логике науки. Постпозитивисты попытались подвергнуть анализу влияние на развитие науки «вненаучных» факторов (культурных, духовных, социальных). На этом этапе наука начала взаимодействовать с социальной средой. С этого момента наука стала для философов перспективной и интересной темой. Теории неопозитивистов и постпозитивистов остаются актуальными до настоящего времени.

Существует такое понятие как проблемы науки философии. Под ним понимают проблемы роста научных знаний, исследование возникновения науки и ее развитие на каждой стадии общественного развития. Философия науки стремится вырабатывать мировоззренческие ориентиры для решения этих проблем. Основной проблемой философии науки является проблема возникновения самих научных знаний. Вообще же все проблемы делятся на три группы: проблемы философии науки, вытекающие из особенностей философии; проблемы внутри самой науки; проблемы взаимодействия философии и науки.

 

 

fb.ru

Философия наука или нет? — Мегаобучалка

Является ли философия наукой? О соотношении философии и частных наук было и, ви­димо, будет много споров, одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи - как их симбиоз и т.д. «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и позна­ния". На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука явля­ется чрезвычайно сложным. Первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности дан­ного социального феномена, определения самого понятия термина «Философия и наука».

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство зна­ний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью по­стижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимо­связи. Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания и резуль­тат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определен­ных принципов и процесс их производства. Как и другие формы познания, наука - соци­ально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной дея­тельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность, демо­кратизм. Философия (в пер. с греч, яз) - «любовь к мудрости». Несмотря на свой нема­лый возраст (а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интер­претации дан­ного понятия. Философия выступает как мыслительный инструмент, она выраба­тывает прин­ципы, категории, методы познания, которые активно применяются в кон­кретных науках.

Сходства. Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпири­че­ского и теоретического познания действительности имеет дело с определенными поня­тиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. В филосо­фии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Философия и Наука - две взаимосвязанные деятельности, направ­ленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится по­знать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нере­альное. Для Философии нет границ - она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.

А каковы отличия философии и науки? Великий немецкий философ А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина" П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир- человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Итак, наука и философия - не одно и тоже, хотя у них и немало общего.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений.

Разное - в том что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разде­ляют их другие философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать досто­вер­ные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе опреде­лённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или модели­ро­вать, как доступно ученому.

Вывод: Философия, - для одного она познается сквозь призму научного учения и явля­ется наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на чем основыва­ется его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировос­прия­тия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

42. Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?

Проблема обоснования истины является одной из значительных проблем философии. Человеческая деятельность, человеческая активность, социальная практика человека невозможны без познания их результата – истины. Философия призвана исследовать основные принципы социальной деятельности человека, следовательно, проблема истины, вообще проблема обоснования истины, в частности выступают как актуальный объект и задача философского исследования.

Определяющая роль практики, как материальной деятельности людей, по отношению к познанию, как духовной деятельности, выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. Обе эти стороны неразрывны уже потому, что любой акт практики всегда есть в то же время и средство проверки истинности имеющихся знаний, и источник получения новых знаний. Тем не менее разделять эти аспекты в теоретическом плане не только возможно, но и необходимо.

На стадии достижения результата практики субъект имеет возможность оценить эффективность своих действий, все те эмоциональные и рациональные моменты, которые их сопровождали. Практика становится критерием истинности, не всегда окончательным и исчерпывающим, но тем не менее всегда позволяющим сделать оценку истинности обстоятельной и содержательной. Практика не единственный критерий истинности, но один из главных.

В структуре практики много относительно самостоятельных моментов, значение которых неодинаково. Это находит отражение в специфике философских учений. Когда кантианцы анализируют практику, они исходят из активности субъекта. Марксисты переносят акцент на средства практики, придавая им особое значение. Между тем практика есть единое целое, здесь все взаимосвязано. Поэтому-то практику саму надо брать во всем ее объеме, во всей ее сложности, подвижности, противоречивости. Необходимо учитывать объективные закономерности ее изменения, а также тенденцию и направление этих изменений. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося объективно-истинного знания.

megaobuchalka.ru

Философия науки

Фотограф Chris Wells

Философия науки – это дисциплина, занимающаяся изучением методов, границ компетенции и понятие науки, а также исследует природу, способы развития и обоснования научного знания, его структуру и функции. Существуют специализированные разделы этой дисциплины, занимающиеся исследованием конкретных наук, например философия химии или философия лингвистики.

Философия науки как самостоятельная дисциплина оформила свои черты в работах Пуанкре, Маха, Дюэма, Пирсона и других мыслителей XXXXVI века, термин был предложен Дюрингом. В их трудах исследование самой науки было отделено от других объектов и предметов познания, но окончательно проведена чёткая черта между анализом науки и вненаучных форм познания логическим позитивизмом. В последнем целостно описываются структура, функции и компетенции науки.

Прорыву этой дисциплины способствовала научно-техническая революция, которая явилась ожидаемым завершением роста влияния и успехов научного знания за последние века по отношению к обсуждаемому предмету. Так философия науки стала поворотным моментом гносеологических изысканий в истории философии. Но до научно-технической революции, ещё в XXXXIII веке происходит отделение знаний от домыслов, теоретического и эмпирического обоснования от субъективно-полагаемого или интуитивного, то есть разделение ранее искусственно срощенных философии и религии.

Предмет и объект философии науки

Общие и частные закономерности, тенденции изменения в актуальный момент и в исторической перспективе специфической деятельности разума по производству научного знания – это предмет философии науки. В данном случае, как не нравилось бы критикам, настаивающим о вненаучности, философия отчетливо предстаёт в сугубо научной форме и к изучению научного процесса и знания как продукта приступает.

Все науки в целом и научное знание как продукт за весь известный период времени развития и совершенствования культуры всех народов - вот объект философии науки. То есть к этому относятся преднаучное познание, известное с XXIII века, где закладывались объективность, аргументация, логическое обоснование и прочее, говоря иначе- то самое научное исследование и подход к изучению в философии. О роли математики как языка, способного описать любое явление в материальной Вселенной,известной не одно тысячелетие ,необходимо говорить отдельно.

Если резюмировать в краткой форме, то объект и предмет философии науки -это специфическая отрасль разумной деятельности по производству и обслуживанию знаний.

Из вышесказанного следует, что данная дисциплина является одним из агентов по оценке критериев научности и вынесению суждений и заключений в пользу или против научности, либо характеристике степени научности касательно любой гипотезы, теории или любого знания как продукта. К сожалению, как и всё в человеческой деятельности, последнее не лишено своей спекулятивности, предстающей в разных формах, что, повторюсь, печально. То, что наука и философия науки имеют некую зависимость от авторитетов, авторитарность и спекулятивность роднит их с религией. Заострю внимание, чтобы не давать лишнюю пищу критикам философии, на том, что о схожести с религией в данном контексте речь идёт и о науке, более того - прежде всего о науке, а не только о рассматриваемой философской дисциплине. Но это предмет отдельной статьи, которая тоже, скорее всего, будет спекулятивна.

Вопросы и проблемы философии науки

Позитивизм, а затем и логический позитивизм. сыгравший значительную роль в окончательном становлении философии науки. выступает с критикой заявляемых проблем, если не занимает позицию утверждения отсутствия проблем в философии науки, считая их бессмысленными и даже беспредметными – это иронично.

Разумеется, у философии в общем и философии науки в частности есть реальные проблемы и множество вопросов, требующих разрешения отнюдь не из праздности или для развлечения.

Главная проблема философии науки это возникновение, если угодно – производство, научного знания, а так же критерии его оценки. Если сгруппировать проблемы, то получится три группы, построение которых происходит из структурного взаимодействия философии и самой науки.

Первая группа- это проблемы внутренней оценки компетенций самой философией, разумно отнести к второй группе те же проблемы внутри структуры отдельных наук по отношению к заключениям философии. И третья группа проблем происходит из столкновения первой и второй групп как интересов философии и других наук в оценке их продукта – знания. Однако не стоит забывать, что философия лучше любой науки способна решать парадоксальные проблемы, а так же она вооружена историчностью знаний, а последнего лишены большинство других наук.

Таким образом, к актуальным вопросам относятся: Каковы критерии знания?Каковы отличия научного, околонаучного и ненаучного знания?Виды (иные) знания;Что такое наука и научное?Компетентность конкретных методов и степень их научности?

К философским вопросам относятся сопутствующие, например, «Где границы компетенции субъективного в познании объективной реальности?», «Что такое реальность?» и подобные.

В целом философия науки очень обширная дисциплина и это понятно, так как она рассматривает все науки и произведённые ими знания за весь период известной истории. Более детальное рассмотрение любого отдельного вопроса, проблемы, раздела  и прочего потребует отдельных статей.

(c) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

sargelas.com

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ - это... Что такое НАУКА И ФИЛОСОФИЯ?

 НАУКА И ФИЛОСОФИЯ Длительное время философия рассматривалась как наука, и даже высшая наука (в Древней Греции понятия «знание», «наука», и«философия» были синонимами). Долгое время философия рассматривалась как«наука наук» прежде чем стать самостоятельной областью духовной культуры.Является ли философия наукой? Если рассматривать предмет изучения, то философия исследует отношение человек-мир, а частные науки – отдельные стороны бытия (философию  интересует мир в целом, а научное мышление погружено в конечный материал). Если рассматривать характер полученного знания, то наука стремится систематизировать, обосновать и доказать объективное знание действительности, а философия – осмыслить место человека в мире (при этом философия  не  даёт  однозначных  решений в  отличие  от  науки).  Если  рассматривать средства  добывания знания,  то  наука  опирается  на  факты  и  эксперименты,  а философия – это чисто теоретическое, умозрительное знание о действительности в целом.  По характеру понятийного аппарата язык науки однозначен, а философия оперирует категориями, которые отражают всеобщее, причём каждый философ может иметь свой язык (свой категориальный аппарат), или свою трактовку общих категорий. Если ценностные аспекты науки отнесены на второй план,  а в философии  ценностные ориентации имеют огромное значение. Если наука не бывает национальной, то  язык философии всегда национально окрашен. Поэтому философия не является отдельной наукой, но в то же время является теоретическим знанием, как и наука, однако отличным от неё. Но в начале XIX в. позитивизм выдвинул лозунг «наука сама себе философия» и философии было отказано в статусе называться наукой. Конфликт между  философий и наукой привёл к утверждению сциентизма и мировоззренческому кризису, так как наука не может решить целый ряд смысложизненных проблем человека и сущностного понимание им мира. Философия нужна науке. Она снабжает её методами, правилами и операциями мышления, наделяя мировоззренческими  ориентирами, и выявляет круг нерешённых проблем. История науки – это развитие научных идей, которые решаются в рамках фундаментальных основ, выработанных в философии. Поэтому философия и наука неотделимы друг от друга, при этом оставаясь самостоятельными областями духовной культуры.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.

  • НАУКА И ТЕХНИКА
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Смотреть что такое "НАУКА И ФИЛОСОФИЯ" в других словарях:

  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания Ф.н. опирается на те или иные гносеологические… …   Философская энциклопедия

  • Философия науки — Имеется викиучебник по теме «Философия науки» Философия науки  раздел философии, изучающий понятие, границы и …   Википедия

  • Философия в Киевском университете — (досоветский период)    Философский ф т первым в 1834 г. начал свою работу в Императорском ун те Св. Владимира и в соответствии с проектом Временного устава 1833 г. имел 2 отделения. В первое входили 5 кафедр: философии, греч. словесности и… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия

  • Философия химии — Философия химии  раздел философии, изучающий фундаментальные понятия, проблемы развития и методологию химии как части науки. В философии науки химические проблемы занимают более скромное место, нежели философия физики и философия математики …   Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от …   Философская энциклопедия

  • Философия общего дела — учение русского философа Николая Фёдорова. При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде.[1] Название… …   Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА —         наука о наиболее общих теоретико мировоззренч. проблемах правоведения и государ ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне.         Ф. п.… …   Философская энциклопедия

science_philosophy.academic.ru

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - это... Что такое ФИЛОСОФИЯ НАУКИ?

    ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука.     Термин “философия науки” (Wissenschaftstheorie) впервые появился в работе Е. Дюринга “Логика и философия науки” (Лейпциг, 1878). Намерение Дюринга построить философию науки как “не только преобразование, но и существенное расширение сферы логики” не было им реализовано, однако данная терминологическая новация оказалась весьма своевременной.     Проблематика философии науки (структура и развитие научного знания) восходит к Платону и Аристотелю. С формированием науки Нового времени философия науки в единстве с теорией познания становится важнейшей областью философского исследования в работах Ф. Бэкона, Декарта, Лейбница, д'Аламбера, Дидро, Канта, Фихте, Гегеля, позже — Б. Больцано, который еще ограничивается термином “наукоучение” (Wissenscgaftslehre). Состояние и значение современ     ной философии науки определяется местом науки в обществе, в мировоззрении, а также набором ее внутренних, исторически сформированных понятий и проблем. В 20 в. философия науки выступает также как один из наиболее технически сложных разделов профессиональной философии, использующий результаты логики, психологии, социологии и истории науки и представляющий собой по сути междисциплинарное исследование. В таком качестве она оформилась ко 2-й пол. 20 в., но как особое философское направление сложилась столетием раньше и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических, измерений науки. Здесь философия науки выступает как совокупность философских течений и школ, образующих особое философское направление, сформированное в ходе поэтапного развития и отличающееся внутренним многообразием (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, некоторые течения в неокантианстве, неорационализм, критический рационализм). Вместе с тем философия науки продолжает существовать в рамках таких философских учений, в которых анализ науки не является главной задачей (марксизм, феноменология, экзистенциализм, неотомизм). В первом случае проблематика философии науки практически исчерпывает содержание философских концепций, во втором — анализ науки встроен в более общие философские контексты и детерминирован ими. Однако в целом тематика философии науки, ее концептуальный аппарат и центральные проблемы определяются прежде всего в рамках философии науки как особого философского направления и лишь при его посредстве попадают в фокус внимания других философских школ и течений.     В качестве особого направления философия науки формируется в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля. Ее возникновение знаменовало собой отчетливую постановку нормативно-критической задачи — привести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Предпосылками выдвижения этой задачи на первый план явился резкий рост социальной значимости научного труда, профессионализация научной деятельности, становление ее дисциплинарной структуры в 19 в. На первом этапе развития философии науки в фокусе ее внимания оказалась гл. о. проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Содержание второго этапа эволюции философии науки (1900—20) определялось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже 19—20 вв. Центральными фигурами данного этапа стали как философы, так и выдающиеся ученые (Э. Мах, М. Планк, А. Пуанкаре, П. Дюэм, Э. Кассирер, А. Эйнштейн и др.). Это предопределило то обстоятельство, что главным предметом анализа стали содержательные основоположения науки (прежде всего теории относительности и квантовой механики). Следующий период (1920—40) можно обозначить как аналитический. Он во многом воодушевлялся идеями раннего Л. Витгенштейна и определялся программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом (Венский кружок и Берлинская группа — М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Рейхенбах и др.). Свою задачу неопозитивистская философия науки видела в том, чтобы прояснить логическими методами отношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, устранить из языка науки “псевдонаучные” утверждения и способствовать созданию унифицированной науки по образцу математизированного естествознания. Понятие науки вообще сводилось при этом к тому, что англичане называют “science” — естествознание. В рамках позднего неопозитивизма 1940—50-х гг. важное место занимает имманентная критика догм эмпиризма — эмпирического редукционизма и дихотомии аналитических и синтетических суждений. Этому сопутствует тщательное изучение логики научного объяснения, исследование вопроса редукции теорий и построение реалистических и инструменталистских моделей структуры научных теорий (Н. Кемпбелл, У. Куайн, Э. Нагель, У. Селларс, К. Гемпель, Р. Брейтвейт, П. Бриджмен). Понятие науки расширяется, предметом исследования становится история, в частности статус исторических законов и функции исторического объяснения. К этому же этапу философии науки с известными оговорками может быть отнесена и концепция логики научного исследования К. Поппера, центральными моментами которой явились критика психологизма, проблема индукции, разграничение контекста открытия и контекста обоснования, демаркация науки и метафизики, метод фальсификации и теории объективного знания. Уже в рамках аналитического этапа философии науки начинают подвергаться критике основные догмы неопозитивизма. Эта тенденция усиливается к кон. 1950-х гг., когда обсуждается знаменитая работа У. Куайна “Две догмы эмпиризма”, появляется перевод книги К. Поппера “Логика научного исследования” на английский язык, работы Т. Куна, М. Полани, Н. 1удмена, Н. Хэнсона.     Параллельно аналитической философии науки выдвигаются разные парадигмы изучения науки как социально-культурного феномена в рамках социологии знания (М. Шелер, К. Мангейм) и социологии науки (Л. Флек, Ф. Знанецкий, Р. Мертон). Предметами исследования становятся связь научного сообщества с определенными стилями мышления, социальные роли и ценностные ориентации ученых, этос науки, амбивалентность научных норм. В целом, допуская социальную природу и обусловленность научного знания, социологи продолжали рассматривать естествознание и математику в качестве объективного знания, дающего независимый от индивида и общества образ реальности. В этом отношении значительно более последовательной оказалась социальная история науки советского историка Б. Гессена, которая познакомила западных ученых и философов с возможностями марксистского подхода и оказала заметное влияние на перспективы анализа науки.     Постпозитивистский этап в развитии философии науки связан с дискуссиями между представителями “исторической школы” и “критического рационализма”. Главными темами стали возможность реконструкции исторической динамики знания и неустранимость социокультурных детерминант познания (М. Полани, С. Тулмин, Н. Хэнсон, Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Агасси, П. Фейерабенд, К. Хюбнер, Г. Шпиннер, Л. Лаудан и др.). На этом этапе философия науки превращается в междисциплинарное исследование. Начинается взаимовлияние философии и ряда социальных и науковедческих дисциплин, в силу чего происходит размывание предметных и методологических границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией и когнитивной социологией науки. Ответы на вопросы, поставленные в общем виде философами, дают социологи и историки в анализе конкретных познавательных ситуаций (case studies). Ученый химик и социальный психолог М. Полани критикует понятие “объективное знание” К. Поппера в своей концепции “личностного знания”. Историк физики Т. Кун выдвигает альтернативу попперовской теории развития научного знания как “перманентной революции”, давая противоположную интерпретацию революций в науке. Сторонники Франкфуртской “критической теории” формулируют программу “финализации науки”, предполагающую социальную ориентацию научнотехнического прогресса (М. Бёме, В. Крон). Авторы “сильной программы” в когнитивной социологии науки (Б. Барнс, Д. Блур) раскрывают макросоциальные механизмы производства знания из социальных ресурсов. Этнографические исследования науки (К. Кнорр-Цетина, И. Элкана) и анализ научной коммуникации и дискурса (Б. Латур, С. Вулгар) дополняют картину с помощью микросоциологических методов, показывающих, как научное знание конструируется из содержания деятельности и общения ученых (в ходе переписывания научных протоколов, в процессе научных и околонаучных дискуссий).     Многообразие подходов в рамках современной философии науки делает возможной их типологизацию, лишь прибегая к комплексным оценкам. Так, нормативистская ориентация в философии науки может быть представлена в двух вариантах. Первый, логицистский вариант предполагает перестройку научного мышления в соответствии с теми или иными стандартами и критериями (логический эмпиризм). Второй, историцистский вариант строится на анализе истории науки как системы нормативно значимых выводов из нее (Дж. Холтон). Здесь же предпринимаются попытки логико-методологической экспликации историко-научного материала (семантическая модель научной теории П. Суппеса, Ф. Саппе, М. Бунте), в рамках “критического рационализма” предлагаются фальсификационистские модели и методологии исследовательских программ. Сходные установки разделяют структуралистская концепция научных теорий Дж. Снида и В. Штегмюллера, конструктивистская философия науки П.Лоренцена, Ю. Миттельштрасса. Дескриптивистские тенденции получили развитие в “исторической школе” философии науки и когнитивной социологии науки, представители которой стремились к конкретному исследованию тех или иных эпизодов истории науки и брали на вооружение методы социологии и антропологии научного знания, феноменологические и герменевтические установки.     В процессе развития философии науки сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях философии науки. Одно из них гласит, что философия науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них. Согласно другому, философия науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики (подход, близкий к социологии науки). Далее, философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм). Наконец, наиболее распространено убеждение, что философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т. е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания.     Стержневая проблематика философии науки существенно изменялась в процессе ее эволюции. В начале века в фокусе внимания философии науки находились, во-первых, идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, пространства и времени, соотношения динамических и статистических закономерностей Вторым элементом традиционной тематики философии науки стали структурные характеристики научного исследования — соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов С 1920-х гг на первый план выходит проблема демаркации — разделения науки и метафизики, математики и естествознания, естественно-научного и социально-гуманитарного знания Большую значимость приобретает в это время проблема эмпирического обоснования науки, вопрос о том, можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирического знания С эмпирическим редукционизмом тесно связан вопрос о статусе и значении теоретических терминов, анализ их сводимости к эмпирическим, а также их инструментального, операционального и онтологического смыслов Осознание относительной самостоятельности теоретического и эмпирического уровней научного знания переводит проблему обоснования науки в изучение процедур верификации, дедуктивно-номологического объяснения, подтверждения, фальсификации     В 1960-х гг проблематика философии науки существенно обновляется В рамках критики, а затем вообще отказа от фундаменталистских программ, предполагавших принципиальную возможность редукции всей совокупности научного знания к неким далее неразложимым и достоверным элементам опыта, вводятся интегральные понятия, ориентирующие на социокультурный подход к проблеме оснований научного знания Возрождается интерес к метафизическим (философским) измерениям науки От проблем структуры научного знания анализ смещается к проблемам его роста, оспариваются кумучятивистские модели развития науки Для объяснения природы научных революций вводится понятие несоизмеримости Приобретает новое содержание понятие научной рациональности, на базе которого в философии науки формулируются критерии научности, методологические нормы научного исследования, критерии выбора и приемлемости теорий, осуществляется рациональная реконструкция эпизодов истории науки Возникает устойчивая тенденция историзации философии науки, в связи с чем соотношение философии и истории науки выдвигается в число центральных проблем Расширение предметного поля философии науки знаменует собой анализ мировоззренческих и социальных проблем науки В этой связи встает вопрос о социальной обусловленности и детерминации научного знания, о соотношении науки и иных форм рациональности, о возможности интернализма и экстернализма как подходов к реконструкции развития научного знания Важную роль начинают играть понятия “неявное знание”, “парадигма”, “тема”, “идеалы естественного порядка”, “традиция”, “социальная образность”, “исторические ансамбли”, “научная картина мира”, “стиль научного мышления”

    На рубеже 1970—80-х гг, когда основные постпозитивистские концепции философии науки были уже разработаны и обсуждены, наметился сдвиг проблематики в двух разных направлениях Во-первых, представители этой дисциплины стали более внимательны к эпистемологическим основаниям выдвигаемых ими моделей, что привело к оживлению дискуссии о реализме и инструментализме, к более детальному обсуждению проблемы концептуальных каркасов и т π Еще более заметный сдвиг связан с распространением наработан

    ных в философии науки (в основном на материале естествознания) моделей на анализ социальных и гуманитарных наук В дополнение к традиционному философско-методологическому анализу исторической науки (как антиподу “наук о природе”) стали активно развиваться методология экономической науки, философско-методологический анализ психологии, социологии, социальной антропологии и других наук о человеке Вместе с тем тенденции, связанные с переоценкой роли науки в современной жизни, с противостоянием сциентизма и антисциентизма, развэтием контркультурных и религиозных течений, привели к кризисным явлениям в рамках философии науки, к отрицанию ее философского и общекультурного значения (П Фейерабенд, Ρ Рорти)     Историография философии науки в 20 в , как правило, ограничивается ссылками на англо-американских и немецких авторов, чьи работы задают доминирующее направление развития Картина, однако, была бы неполной без учета вклада других национальных школ, образующих не столько периферию, воспроизводящую на свой лад общепризнанные идеи, сколько обширный резервуар альтернативных теорий и подходов Среди них заслуживает внимания французская (А Пуанкаре, Э Мейерсон, П Дюем, Г Башляр, А Койре, M Фуко), финская (Г Χ фон Вригт, Л Роутила, Я Хинтикка), польская (Л Флек, К Айдукевич, Т Котарбинский), российская (В И Вернадский, А А Малиновский, Б M Кедров, П В Копнин, Б Г Кузнецов, M Э Омельяновский, Э ГЮдинидр)     Лит: Венцковскии Л Э Философские проблемы развития науки M 1982, Витгенштеин Л Логико-философский трактат M , 1958, ЗотоеА Ф, ВоронцоваЮ В Буржуазная “философия науки > (становление, принципы, тенденции) M , 1978, Лекторский В А Философия, наука, философия науки — “ВФ>, 1973, № 4, Никифоров А Л Философия науки история и методология M 1998 Степин В С, Горохов В Г, Розов M A Философия науки и техники M , 1996 Структура и развитие науки M , 1978, DantoA, Morgenbesser S (eds ) Philosophy of Science N Y, I960, Esser H Klenowits К., Zehnpfenmng H Wissenschanstheorie Stuttg , 1977, Frank P Philosophy of Science Englewood Cliffs, 1957, Harre R Philosophies of Science Oxf, 1972, Kutschern M Wissenschaftstheorie Munch , 1972, Laiidan L Theories f Scientific Method from Plato to Max A Bibliographical Review — “History of Science”, 1969, 7, LoseeJ A Historical Introduction to the Philosophy of Science Oxf, 1980, Pap A An Introduction to the Philosophy of Science Glencoe, 1962, Popper K R Logik der Forschung W, 1934 Idem The Logic of Scientific Discovery L , 1959 Qume W Tw Dogmas of Empiricism — From a Logical Point of View Cambr 1953, ToulminS The Philosophy of Science An Introduction L, 1953

    И Т Касавин, Б И Пружинин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Философия - это наука! | Философский штурм

Систематизация и связи

История философии

Основания философии

Философия науки и техники

Очень часто можно встретить мнение, что философия - это не наука. Собственно, я и сам когда-то придерживался этого мнения, однако если проследить историю развития философской и научной мысли и рассуждать логически, можно прийти к пониманию того, что философия - это не просто наука, а наука наук! И это не просто громкие слова.

Философия - это наука. Почему бы и нет? Где лежит граница между философией и наукой? Наук много, и у каждой науки своя предметная область, свой предмет. Зоология исследует животных, физика исследует природу вообще, лингвистика исследует языки и т.д. Мы видим, что у каждой науки свой конкретный предмет. Естественно полагать некую науку как таковую, общую науку. Иначе все множество наук, которое в возможности является бесконечным множеством, оказывается как бы в подвешенном состоянии. Так вот эта наука вообще и есть философия. Часто спрашивают: какой у философии предмет? У общей науки не может быть какого-либо конкретного предмета, так, чтобы ее можно было поставить в ряд с другими науками. Философия исследует предмет вообще - объект как таковой, данность, сущее, бытие сущего. И это логично. Ведь не было и не могло быть такого, чтобы какая-либо конкретная наука зародилась бы сама собой. Прежде чем исследовать что-либо, надо понять, как вообще можно познавать что-либо. Вот почему философия Нового времени складывается как гносеология. Все философы от Бекона, Декарта до Канта, Гегеля и позднее ставили перед собой главную цель - найти те основания, на которых можно воздвигнуть незыблемое здание науки. И в каком-то смысле они построили это здание, но насколько непоколебим его фундамент?

В связи с вышесказанным, неудивительно, почему за философией в общественном сознании закрепилась определенная, если можно так выразиться, репутация - рассуждение обо всем и ни о чем конкретно. От философии нет никакой пользы в обыденной жизни, в жизни отдельного человека. Философия не приносит конкретной пользы, но она принесла общую пользу для всех. Хотя, конечно, следует различать теорию и практику. Результатом деятельности ученого является теория и только теория. Теория - одно, практика - совсем другое. Но это уже другой разговор...

Ваша оценка: Нет Средняя: 1 (5 голосов)

philosophystorm.org

Наука философия. Философские основания науки — Мегаобучалка

Наука и философия. Существует три возможных подхода к проблеме соотношения науки и философии: 1. Философия есть наука: это своеобразная наука всех наук (Аристотель, Г. Гегель). 2. Философия – не наука, т.к. выводы философии нельзя вери- фицировать, т.е. проверить опытом (позитивисты О. Конт, Л. Витген- штейн и др.). Сторонник неопозитивизма Б. Рассел дал определение философии как ничейной земли между наукой и богословием. 3. Философия отчасти наука, а отчасти не наука (Ф. Энгельс). С одной стороны, философию можно считать наукой, так как, во- первых, она возникает одновременно с наукой (первые философы яв- лялись одновременно учеными), философия - это «праматерь» всех наук; во- вторых, как и наука, философия опирается на силу разума (это постижение мира с помощью специальных понятий, категорий). Но, с другой стороны, есть существенные отличия философии и науки: а) частные науки исследуют явления, которые существуют объ- ективно (независимо от сознания), а философия исследует явления через призму их связи с человеком, с его сознанием; б) наука опирает- ся на экспериментальную проверку своих положений, а философия исследует явления, которые постигаются умом, эти явления, по сути, недоступны чувственной проверке. Таким образом, философия – это не только наука, но еще и мировоззрение.

Филосо́фия (др.-греч. любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира[2][3][4]. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.

Философские основания науки. Включенность науки в систему культуры прежде всего предполагает ее философское обоснование, фундаментом которого являются философские категории и идеи.

В качестве философских оснований науки можно вычленить онтологические, гносеологические, методологические и аксиологические составляющие. На конкретном этапе развития науки на нее оказывают влияние не все эти основания, а лишь определенная их часть. Для классической науки XX в. были значимы гносеологические проблемы, раскрывающие специфику субъект-объектных отношений, а также проблемы понимания истины. Для современной постнеклассической науки интерес представляют аксиологические философские утверждения, проблемы соотношения ценностей и знания, этические проблемы.

Таким образом, философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из обширного поля философской проблематики наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Иначе говоря, философия по отношению к науке сверхизбыточна, ибо обсуждает не только проблемы научного познания. В то же время наука влияет на развитие философии, вносит свой вклад в философские основания.

Основные идеалы и нормы научного познания:

1. Непротиворечивость — речь идёт о формальной непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию.

2. Принципиальная проверяемость — верификация. данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов.

3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допущение возможности опровержения того или иного научного положения.

4. Организованность и системность. Это значит, что каждый новый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказываниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.

5. Принцип точности — этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках.

б. Принцип преемственности в развитии научного познания. Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предшествующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание: <<‘Я стоял на плечах гигантов.

7. Идеал научного объяснения — задача науки состоит в адекватном объяснении мира.

8. Идеал предсказания — наука ценится, когда может предсказывать явления и события.

9. для современной науки особо ценным является идеал возможности практического использования научных выводов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.

Философские основания науки

На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний — философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.

Философские основания включают в себя четыре вида оснований:

1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и тд.

2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.

3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики — искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.

4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей — от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии — этика.

Наука и религия

megaobuchalka.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"