Правильные методы наказания ребенка. Наказание это метод


Наказание как метод воспитания - Организация воспитательной работы

19:57_

23.10.2018

="left">
Google+

Наказание как метод воспитания

Внизу есть ссылки на похожие материалы. Робот рекомендует ознакомиться с ними. Посмотреть Материал подготовила А.Ю. Ядрышникова, студентка факультета истории и права (3 курс, з/о) Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины. Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.

Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога.

Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога.

Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого).

Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок.

Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева.

Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода.

  • Наказание не должно наносить вред здоровью – ни психическому, ни физическому.
  • Ели есть сомнение в нужности наказания – не наказывайте!
  • Если наказание запоздало – лучше не наказывать. В сознании воспитанника наказание должно быть прочно связано с проступком, при большой отсрочке наказании эта связь не столь прочна.
  • Не надо доводить до того, чтобы воспитанник боялся наказания самого по себе. Ребенка должно останавливать то огорчение, которое вследствие его поведения появится у учителей, близких, других значимых для него людей.
  • Никакого унижения при наказании!
  • За наказанием всегда должно следовать прощение, не стоит «накалять» ситуацию, загоняя ребенка в бесполезные переживания.
  • Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект.

    Таким образом, к методу наказания необходимо прибегать в крайних случаях, оно ни в коем случае не должно становиться главным методом воздействия на воспитанника.

    Роботом установлено, что со статьёй «Наказание как метод воспитания» тематически связаны: А вот ещё несколько ссылок, которые выбраны наугад из лучших материалов сайта:
  • Презентации по теоретической педагогике
  • Теория обучения
  • ___________________

    Для ссылки:

    Наказание как метод воспитания [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-243 (дата обращения: 23.10.2018).
    Категория: Организация воспитательной работы | Добавлено 24.08.2013
    Просмотров: 19285 | Теги: метод, метод воспитания, метод наказания, методы воспитания, воспитание, наказание

    si-sv.com

    Правильные методы наказания ребенка - Полезные факты и советы

    Воспитание ребёнка это сложный процесс. По этому поводу существует много мнений и методик. Как бы все родители ни любили своих детей, проблема плохого поведения заставляет задумываться о наказании. Многие родителя прибегают к крайностям, некоторые позволяют своим детям всё, ссылаясь на новые европейские методики. Другие наказывают детей за малейшие провинности, мотивирую это жестокостью мира, в котором мы живём. Важны очень  правильные методы наказания ребенка.

    Всё должно быть в меру, нужно уметь сочетать похвалу и наказание своих детей — все это правильные методы наказания ребенка. Ребёнок должен понимать, что такое плохо и хорошо. В большинстве случаев, дети вырастают эгоистами из-за бесконечной любви своих родителей, связанной с бесконечной вседозволенностью.

    Методы наказания ребенка:

    — Отстранение. К примеру, ребёнок говорит плохие слова или обижает кого-то из родных, можно воспользоваться техникой отстранения, то есть перестать разговаривать с ним на некоторое время.

    — Ограничения. У всех детей есть любимые занятия. За проступки часто родители применяют метод ограничения, то есть лишают мультиков, сладкого, игрушек и так далее. Главное, не перестараться и соизмерять масштаб проступка и наказания.

    — Ответственность. Ребёнок должен осознавать, что каждое действие ведёт к каким-либо последствиям, за которые приходится нести ответственность. Воспитывая ребёнка, родители готовят его к взрослой жизни, значит, с детства нужно уметь отвечать за свои действия. К примеру, ребёнок специально пачкает одежду, приведите его в ванну и дайте стирать его одежду самому.

    — Физическое наказание. Безусловно, это самый неприятный вид наказания. Психологи утверждают, что рукоприкладство к детям недопустимо. Физическое наказание может привести к внутренним обидам ребёнка и агрессии.

    Что надо знать, прежде чем наказывать?

    При наказании детей нужно соблюдать некоторые нюансы, чтобы не травмировать ребёнка.

    Во-первых, наказание должно быть обоснованным и чётко связанным с поступком ребёнка. Сформулируйте и объясните, почему этот поступок недопустим и за что он должен понести наказание. Ни в коем случае, нельзя срываться на ребёнка из-за усталости, плохого настроения или многочисленных проблем.

    Во-вторых, наказание осуществить сразу после проступка ребёнка, так как дети могут теряться во времени и быстро забыть о случившихся событиях. Так что обещать наказание в будущем или вспоминать что-то из прошлого не стоит.

    Самым важным моментом наказания является обсуждение проступка наедине с ребёнком. Вы должны донести до него, почему это плохо, какие последствия могут быть. В конце разговора ребёнок сам должен прийти к умозаключению, что он был неправ.

    Не забывайте больше внимания уделять своим детям. Продумайте отношения с ребёнком и проанализируйте все ли в них правильно.

    Если вам понравилась статья «правильные методы наказания ребенка», то не забудьте поделиться ею со своими друзьями

    ohpoleznye.ru

    Метод наказаний - Теория и методика воспитания Библиотека русских учебников

    Специфическим методом воспитания является наказание. Наказание - это метод воспитания, предусматривающей воздействие педагога на личность воспитанника с целью осуждения или торможения его негативных действий и поступков. Отношение к этого метода в педагогической теории и практике неоднозначное. Авторитарная педагогика особенно была подвержена широкого применения наказаний в учебно-воспитательной работе с детьми и вообще в суспильс тви. Такой подход направлен на подавление личности, на формирование"социального рабаого раба".

    Украинская народная педагогика сдержанно относится к влиянию на человека путем наказаний. Это отражено прежде всего в пословицах:"Кто бьет ребенка, то не воспитывает хорошего человека","Злоба - плохая советчица""Перед тем как наказывать, сосчитай до ста","Как будешь часто называть человека свиньей, она захрюкает","Не учи ребенка штурханцямы, а хорошими словечками","Учи детей не. Страшко, а лаской","Жестокость произведу является тупость и глупость"и и ласкою", "Жорстокість породжує тупість і дурість" та ін.

    Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, также предостерегали от бездумного применения наказаний. Приведем некоторые из таких оговорок. Русский педагог. ПФ. Лесгафт пи. Исав, что сила мягкого спокойного слова так велика, что с ней не может сравниться никакое наказание не был категоричен в применении наказаний и. АС. Макаренко, хотя сейчас некоторые считают его апологетом авт оритарнои педагогики. Он писал, что наказание очень тяжелая вещь: она требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Швейцарский педагог. И. Г. Песталоцци также стоял на позициях гуманистически й педагогики:"Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что ее наказывают за незнание, как по вину. Кто наказывает невинность, тот теряет любовь"Категорическим в отношении. Покар ань был. КД. Ушинский, который писал, что страх телесного наказания не сделает злое сердце добрым, а смешение страха со злостью - отвратительное явление в человекайогидніше явище в людині.

    В свое время вокруг проблемы"казнить или миловать"имела место своеобразная заочная дискуссия между. ВО. Сухомлинским и. А. С. Макаренко. В пьесе украинского писателя. Ивана. Драча"Дума об учителе. Сухомлинськог го"вырисованные персонажи обоих педагогов. Каждый ведет за собой своих питомцев. Но средства, по мнению автора пьесы, у них разные. АС. Макаренко и его воспитатели держат в руках мощные резки, а. ВО. Сухомлин ский и его воспитатели - нежно машет оливковыми ветвями. Такое безосновательное противостояния, созданное воображением автора, не отражает научной и практической сутбражає наукової і практичної суті.

    В 1968 г.. ВО. Сухомлинский опубликовал статью под названием"Воспитание без наказания"В ней педагог не возражает против использования метода наказаний"Многолетний опыт, - пишет. ВО. Сухомлинский, - убеждает уе в правдивости очень важной педагогической закономерности: там, где источником радости ребенка, подростка является труд для людей, общества, совсем нет наказаний. У них просто нет необходимости, вопрос о пока ранняя даже не возникает. Преступлений не будет, если в детстве, отрочестве, ранней юности не будет наказаний, - точнее: если исчезнет потребность, необходимость в наказаниях"1. Размышляя над методами и приемами воспитания,. Василий. Александрович видел в наказании своеобразный способ усовершенствования навыков поведения, торможение негативных действий личности, частично транслируется на коллектив"Для упражнения в пр авильному поступка, - писал. ВО. Сухомлинский, - успешно можно использовать и такой метод воспитания, как наказание. Если этот вид упражнения серьезно продумано, то наказание воспринимается и оценивается не отдельному мым учеником, а всем коллективом"1. И в другом месте:"Наказание - не только крайняя форма принуждения, это также одна из форм гражданского оценки поведения человека. Наказание перевоспитывает только тогда, когда в чем-то убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям"2. Поэтому наказания. ВО. Сухомлинский смотрел диалектически, когда утверждал:"Наказание не является чем-то неотвратимым"іалектично, коли стверджував: "Покарання не є чимось невідворотним"3.

    Вернемся к достижениям. АС. Макаренко в течение многих лет выстрадал, выковал свое педагогическое мастерство, занимаясь перевиховуванням есть, работал с трудновоспитуемыми, педагогически запущенных ними детьми, которым было тяжело и сложно. Эти обстоятельства заставили его искать специфические методы воспитания, которые не всегда однозначно воспринимаются педагогами, которые занимаются воспитанием в других социальных условий ах. Так,. АС. Макаренко был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а"умная"система требований не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться прочном людсь кому характера, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать йм і переборювати їх.

    АС. Макаренко часто употреблял понятия"наказание"вместо"наказание""Я лично убежден, что наказание - не такое уж большое добро. Но я убежден в том, что там, где надо наказывать, там педагог не имеет право не наказывать. Однако это не совсем означает, что мы утверждаем желание наказывать во всех случаях и всегда. Кара должна решить и ликвидировать отдельный конфликте не создавать новых конфликтей конфлікті не створювати нових конфліктів...

    Во-первых, ни в коем случае она (кара -. Авт) не должна подразумевать задачи страдания. Обычная логика говорит, что я тебя накажу, ты будешь страдать, а другие будут смотреть и думать:"Вот ты страдаешь ш, и нам надо воздержаться от такого поступка вчинку".

    Никакого физического и нравственного страдания не должно быть. В чем же сущность казни? в карри. Есть подавленности, а есть переживание ошибки, есть переживание отстранение от коллектива, хотя бы минимального".

    Прибегая к наказаниям, надо владеть техникой их применения. Досадно, что отдельные учителя-воспитатели используют наказания, которые приводят к трагическим последствиям. Вот пример из практики

    Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривала дело о направлении в учреждение для несовершеннолетних правонарушителей. Сергея. В (сына одинокой матери). Причина: мальчик учился посредственно, но физической культуры. Ури дела были совсем плохи: был медленным, бедных, имел лишний вес. Учитель физического воспитания пренебрежительно относился к. Сереже, часто смеялся над ним в присутствии одноклассников. И все же веришь. См."помочь"парню"Ты,. Сергей, бесхарактерный. Прямо некий ни рыба ни мясо. Но я воспитаю в тебе настоящий характер и выбью леньрактер і виб'ю лінощі".

    -. На середину зала шагом марш!

    И он делал не 100, а меньше (под общий хохот всего класса) говорил учителю:"Не могу больше"И падал почти без

    -. Продолжать!

    Ободренные учителем ученики скандировали:"Раз!. Два!. Три!" читель дает задание четырем ученикам:"Из-под земли достать и привести нарушителя на урок. Будем продолжать воспитание"Ученика нашли, и как он не умолял и не сопротивлялся, его затащили в спортивную за ли. Опять началось"тренировки характера"Сергея. Учитель скомандовалрактеру". Сергія.. Вчитель скомандував:

    -. До перекладины шагом марш!

    Когда с огромным трудом мальчик подтянулся четвертый раз, пояс, которым он был опоясан, треснул. Брюки сползли на глазах детской группы, который был свидетелем постоянного глумления над одноклассником. Пис сле этого. Сергей более двух недель совсем не ходил в школу. Никто не знал, что творилось в душе мальчика. Однажды он вдруг появился в спортзале. И когда учитель во всеобщее оживление детей спросил. Сергея:. Так что, будем и дальше ковать характер?",. Парень выстрелил из самопала учителю в лицо. Выстрел оказался смертельным. Такой была реакция ученика на издевательства со стороны воспитателейу вихователя.

    В общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях используется традиционный арсенал наказаний: замечание в устной форме; замечание, выговор в приказе руководителя т.д.. Применяются и другие виды взысканий. А. Но при наказании следует учитывать советы. АС. Макаренко, который писал:"Наше наказание должно удовлетворять следующим требованиям: а) оно не должно иметь целью и фактически причинять простое физическое страдание; б) оно имеет смысл только если наказан понимает, что все дело в том, что коллектив защищает общие интересы в) наказывать надо только если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушь ник открыто и сознательно идет на нарушение, пренебрегая требованиями коллектива г) в некоторых случаях наказание надо отменить, когда нарушитель заявляет, что он подчиняется коллектива д) в наказании является важным не столько же смысл наложения наказания, сколько сам факт его наложения и выражен в этом факте осуждения коллектива; е) наказание должно воспитывать. Наказанный должен точно знать, за что его наказывают, и понимать смысл наказания"11 хотя в этом мнении просматривается тенденция давления на личность, все же рациональное зерно по специфичности и избирательности в применении метода наказания здесь покарання тут є.

    В процессе использования наказаний важен не только и не столько тормозящее влияние. Иногда целесообразно идти путем изменения видов деятельности. Естественно, что человек постоянно стремится к деятельности. Если питомец. СХИ ильного негативным воздействиям, следует затормозить такую ??тенденцию и переключить его внимание на выполнение позитивных действий, а не исключать из деятельности вообще. По логике это требование"естественных последствий"Приведу в. Примеромаведемо приклад.

    Неподалеку школы на пустыре ученики 7-го и 8-го классов затеяли игру"в войну"Для оборудования своих"редутов"взимали коробки, ящики, доски. Рядом с местом событий жила одинокая старуха. Двор ее в дома был огражден досками, штакетником, ветками. Все это потрухло, столбики держались на подпорках. Ребята обеих команд в пылу подготовки к"военных соревнований"значительную часть ограждения перенесли на свои"позиции"Бабушки в это время не было дома. На второй день она пришла к директору школы с жалобой на"разбойников"Директор после уроков вызвал участников событияиків".. Директор після уроків викликав учасників події.

    -. Хорошо устали вы вчера?

    В ответ понурые взгляды, тревога в глазах

    -. Ну что, ребята, - сказал директор -. Вы сделали доброе дело. Старый забор действительно отжил свой век. Если думаете завершить работу? лопаты, топоры, пилы, молотки и гвозди. И еще принесите из дома по несколько досок. Объясните родителям, что собираетесь сделать доброе дело. Родители поймут вас и помогут. Да и на хозяйственном дворе ш когда есть некоторые материалы. Попросите завхоза. Поставьте забор точно так, как стоял старый. От каждой команды выберите старшего. И еще: остатки старого забора порежьте, порубите на дрова и сложите в сарае бабы. Насти. За сколько дней справитесь упораєтесь?

    -. Сергей. Павлович, за два дня, - уже смелее ответил один из учеников -. Правда, ребята?

    -. Через два дня в 17:30 я приду принимать работу

    Ребята пошли работать, а. Сергей. Павлович зашел к бабушке. Насте, чтобы успокоить ее и посоветовать, как вести себя дальше с юными"воинами"

    Через два дня и забор стоял на нужном месте, и дрова сложены в сарае. А баба. Настя все благодарила и благодарила ребятам, еще и угостила их чаем с домашними пирожками

    uchebnikirus.com

    Методы наказания | Воспитание детей

    Как бы ни хотелосьнам воспитывать детей не используя наказаний, но это далеко не всегда возможно в реальной жизни. Разве вас, взрослых людей, не наказывают? А лишение премии или части зарплаты за опоздание? Выговор с занесением в трудовую? Отказ в повышении? Все эти наказания, если они. конечно, справедливы, мы воспринимаем как естественное следствие собственных проступков и редко протестуем.

    Если вы относитесь к родителям, которым удается не использовать наказаний в воспитании детей, я преклоняюсь перед вами, но позвольте мне усомниться, что это действительно гак.

    Применяя наказания, я советую руководствоваться всего одним, но самым важным принципом: наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка.

    17. Замечание, предупреждение

    Эти два метода тесно связаны друг с другом. Их основная цель показать ребенку, что его поведение выходит за рамки приемлемого. Замечание может быть выражено одним словом или даже жестом.

    Например: поднятый вверх палец, твердый взгляд в глаза ребенка, приподнятые брови, имя ребенка, произнесенное низким голосом, и т. д. Если ребенок не реагирует на замечание, сделайте предупреждение. Присядьте рядом с ним, посмотрите ему в глаза, возьмите за руку и скажите низким голосом: «Если ты еще раз ударишь кошку, мне придется отправить тебя в «тихое место». Я наблюдаю за тобой!»

    I8. Минута тишины

    Дети дерутся, кричат. Вы сделали им замечание и предупреждение, но это не сработало. Назначьте минуту тишины. Просто войдите в комнату и переверните песочные часы. Скажите: «Вы можете делать все что хотите, если не будете при этом издавать ни звука». Затем выйдите из комнаты.

    19. Выговор (порицание)

    Выговор (порицание) отличается от предупреждения тем, что уже сам по себе является достаточно серьезным наказанием, но злоупотреблять им не стоит. Сначала нужно объяснить ребенку, что именно в его поведении заслуживает выговора, какое правило он нарушил, затем необходимо удалить объект проступка. Например: «Нельзя бить животных! Мне придется забрать котенка, покаты не сможешь соблюдать это правило».

    20. Лишение чего-либо желанного и приятного

    Достаточно популярный метод. Опоздал в школу, получил двойку – не пойдешь в кино, устроил истерику в зоопарке – сразу идем домой и т. п. Никогда не наказывайте детей лишением карманных денег, рождественских подарков и подарков на дни рождения.

    21. Лишение внимания

    Самый простой в применении метод. Если вас не устраивает поведение ребенка, просто встаньте и выйдите из комнаты. Так следует поступать, если дети затеяли драку на ваших глазах или вы увидели, как дочь залезла в ящик с вашей косметикой и все перерыла в нем. Скажите: «Я не хочу этого видеть, надеюсь, вы сами знаете, как надо поступить». Не возвращайтесь к этой теме, если дети действительно все исправили.

    22. Игнорирование

    Вы решили применить один из самых популярных методов – игнорирование. Очень важно сообщить детям, что именно заставило вас это сделать. Если мама просто надулась и непонятно почему не разговаривает, не смотрит в глаза, выходит из комнаты, любой ребенок поймет, что что-то не так. Но что именно? Я рекомендую использовать игнорирование очень осторожно, этот метод требует хорошей подготовки со стороны родителей и приемлем не для всех детей. Чаще всего в результате его применения у ребёнка формируется чувство вины, а это неправильно. Обязательно надо сказать, каких именно действий вы ожидаете от провинившегося. «Я не могу общаться с тобой, пока ты не приведешь свою одежду в порядок. Как только заправишься, мы поговорим».

    23. «Тихое место»

    Что такое «тихое место» и как его использовать? Выделите в доме место, где ребенок будет проводить несколько минут за совершенные проступки. Количество времени может быть различным, мне нравится идея, когда время зависит от возраста ребенка: 5 лет – 5 минут, 8 лет – 8 минут и т. д. Поставьте в это место табуретку или стул, для маленьких детей можно даже положить одну игрушку. Объясните ребенку, за что и на какое время он может оказаться в этом «тихом месте», поместите недалеко часы, чтобы малыш сам мог выйти, когда время истечет. В зависимости от ситуации можно ожидать от ребенка извинений, но это необязательно. Если проступок совершен, сделайте сначала предупреждение. В случае, если это не привело к изменению в поведении, подойдите к ребенку, присядьте и объясните, за что он будет наказан, затем твердо возьмите его за руку и посадите в «тихое место». Покажите часы и объясните, как должны располагаться стрелки, когда он сможет выйти. «Тихое место» называется подобным образом именно потому, что там нельзя разговаривать. Если ребенок покинул стул до установленного времени, возьмите его за руку и верните на место. Повторите это столько раз, сколько будет необходимо. Доведите начатое до конца, как бы тяжело вам ни приходилось. Не проявляйте негодования и не злитесь на ребенка: вы преподаете ему пусть маленький, но урок жизни, и не все дети в состоянии усвоить материал сразу.

    www.iambaby.ru

    Наказания в системе педагогических приемов

    Есть ли место наказаниям в системе педагогических приемов? Многовековая дискуссия между сторонниками воспитания без наказания (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский) и педагогами, признающими этот прием, как обычный метод воспитания (А.С.Макаренко), заставляет и сегодня каждого педагога найти для себя приемлемый ответ. Попробуем разобраться, чьи педагогические идеи сегодня актуальны. Учебное взаимодействие педагога и учащегося предполагает выполнение определенных правил для достижения поставленных задач и целей. Поэтому наказания, как и противоположные приемы педагогического воздействия – поощрения, являются средством регулирования отношений. Они позволяют поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданному направлению и стимулируют деятельность воспитанника. Поощрение - это положительная оценка действий воспитанника, которая закрепляет положительные навыки и привычки. Этот метод основан на побуждении положительных эмоций, которые вселяют в него уверенность, создают приятный настрой и повышают ответственность и работоспособность. Наказание-это метод педагогического воздействия, который направлен на торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Основные формы наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же наложение дополнительных обязанностей, исключение из школы или перевод в другой класс. Методы наказания и поощрения требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения поощрений и наказаний. Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания - конфликтная ситуация. Именно поэтому важно, чтобы каждая сторона этого конфликта четко понимала, что послужило источником этого противостояния. Другими словами, какие действия и поступки учащегося пытается остановить педагог. Следующим шагом такой конфликтной ситуации должно стать обсуждение путей выхода из неблагоприятного паттерна поведения. Главная задача педагога, помочь ребенку вернуться в правовое поле отношений, найти те слова, действия и поступки, которые направят его по нравственному пути. И третий шаг технологии наказания – это выход из конфронтации педагога с учащимся, которое подразумевает проговаривание взрослым веры в способность ребенка измениться, снимает эмоциональное напряжение. Ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношении с детьми, нельзя рассматривать с позиций логики наказания.  Необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.
    1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.
    2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, производит обычно весьма положительное действие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.
    3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание посредством коллектива.
    4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
    5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: "опоздал с наказанием - не наказывай".
    6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула "проступок - наказание" должна соблюдаться неукоснительно.
    7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.
    8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям.
    9. Наказание - сильно действующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
    10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
    11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
    12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

    viktoria-ermoshina.blogspot.com

    Наказание - эффективный метод?

    В процессе воспитания ребенка многие родители используют метод наказания. Способы и подходы очень разные. В каждой семье в независимости от социального статуса и материального благополучия есть свои традиции и подходы, в применении наказания. Предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные из них.

    В отношения среди людей, в их поступках и действиях, присутствуют некие определенные правила. Воспитывая ребенка, мы стараемся приучить его эти правила соблюдать, так как это делает большинство людей в нашем обществе. Нарушение этих правил, может привести к серьезным последствиям. Обращаем ваше внимание на то, что прежде, чем наказывать ребенка за нарушения этих правил, они должны быть четко разъяснены и обоснованы. Ваш малыш не усвоил, не принял и не понял то, что вы ему объясняли, то все воздействие от наказания абсолютно бесполезно и бессмысленно. Девочка разрисовала фломастерами обои в гостевой комнате. Вы ее отругали, наказали. Не прошло и недели, как та же участь постигла обои в детской. Ее опять отругали, но понять, почему девочка не может, ведь обои в гостевой комнате, она больше не трогала. В этой ситуации, малышке нужно было рассказать, что на обоях рисовать нельзя вообще, а не просто наказать. В построении определенной системы ограничений и требований, которая дисциплинирует нам жизнь, нуждаются не только дети, но и взрослые. Ребенок не будет чувствовать себя брошенным и ненужным, если определенные правила будут присутствовать в его жизни, но они должны быть демократичными и гибкими. 

    Уважаемые взрослые, будьте доброжелательны и спокойны по отношению к ребенку в любой ситуации. Малыш должен уважать вас, а не бояться, считать честным и справедливым, а не злобным и нервным. Воспитать честного и сознательного человека, прежде всего взрослому нужно подавать пример для подражания. Любой проступок для ребенка будет являться таковым, после спокойного объяснения, а не после криков или рукоприкладства. Страх быть наказанным, вскоре пройдет и нарушение последует снова, а вот осознание того, что нельзя возымеет, положительный эффект. Например, вместо слов «немедленно переделай» или «я приказываю» скажите следующее: » Так надо» или «В нашей семье так не принято». Соблюдение дисциплины будет восприниматься ребенком не как диктат со стороны взрослого, а как должное.

    Не забывайте о том, что физическое наказание должно использоваться в редких случаях. Боль ребенок, может воспринять, как нелюбовь со стороны родных и еще больше озлобится против вас. А. вот такой прием, как лишение сладкого или просмотра любимого мультфильма, обязательно заставит ребенка задуматься над своим поведением. Своевременность наказания важный этап в формировании дисциплины у детей. Если ребенка наказать спустя несколько часов или дней после проступка, он уже все забудет. Наказывать за определенный поступок сегодня, а послезавтра — нет, тоже является бессмысленным. Обязательно дайте ребенку шанс исправиться и укажите, что вы от него ожидаете. Дети не всегда знают правильные пути исправления или способы поведения. Никогда и ни в коем случае не унижайте ребенка, ни перед другими детьми, ни перед взрослыми. Детская память очень развита и, по мнению психологов, многие обиды с детства могут перейти во взрослую жизнь. 

    Наказаний и запретов, не должно быть много, как и поощрений. Наказывать по любому поводу ребенка не нужно, иначе воспитание дисциплины потеряет смысл. Любовь родителей не зависит от поведения и поступков, ваш малыш должен это чувствовать. Достойные и благородные поступки обязательно должны быть вами замечены, ведь каждый ребенок исключителен и индивидуален.

    www.vospitaj.com

    Наказание как метод педагогического процесса

    Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

    Известны следующие виды наказания:

    • наложение дополнительных обязанностей;

    • лишение или ограничение определенных прав;

    • выражение морального порицания, осуждения.

    В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т. д.

    Технология применения

    Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания — конфликтная ситуация. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

    1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает это справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения: наказан — значит прощен.

    2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, обычно имеет весьма положительное воздействие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.

    3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и товарищи, друзья. В конечном счете наказание оказывает большее положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся наказание посредством коллектива может не оказать ожидаемого эффекта.

    4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.

    5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием — не наказывай».

    6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать исходя не из личной неприязни, а из педагогической необходимости. При этом формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

    7. При решении вопроса, за что наказывать и каким образом наказывать, рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, — к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

    8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.

    9. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

    10. Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

    11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются. Если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего его. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам — тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл узнать их мнение и то, какую позицию они занимают.

    12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания, что одними наказаниями делу помочь нельзя. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

    Важной специфической особенностью наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия.

    Известные педагоги о наказании

    Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, предостерегали от бездумного применения наказаний. Приведем некоторые примеры.

    Русский педагог П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого спокойного слова так велика, что с ней не может сравниться никакое наказание. Не был категоричен в применении наказаний и А.С. Макаренко, хотя сейчас некоторые считают его апологетом авторитарной педагогики. Макаренко писал, что наказание — очень тяжелое дело: оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Так, Антон Семенович был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а «умная» система требований не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться прочному человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

    Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци также стоял на позициях гуманистической педагогики: «Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, как за вину». Категоричен в отношении к наказаниям был К.Д. Ушинский, который писал, что страх телесного наказания не сделает плохое сердце добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.

    В 1968 В.А. Сухомлинский опубликовал статью под названием «Воспитание без наказаний». В ней педагог не возражает против использования этого метода: «Наказание не только крайняя форма принуждения — это также одна из форм гражданской оценки поведения человека. Наказание перевоспитывает только тогда, когда в чем-то убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям». Но в то же время Сухомлинский утверждает: «Наказание не является чем-то неизбежным».

    Правила применения наказания в семье

    Наказание применяют родители во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно. Вот несколько правил наказания от советского и российского психотерапевта и психолога Владимира Леви:

    1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

    2. Если есть сомнение — наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

    3. За один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно — за все проступки сразу.

    4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев — достаточное наказание.

    5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него — наказание.

    6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

    7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках — больше ни слова.

    Нельзя наказывать и ругать:

    1. Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.

    2. Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

    3. Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (но это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).

    4. Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.

    www.ya-roditel.ru



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"