27 педагогических синквейнов о технологиях обучения. Модернизация синквейн

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Как педагоги тренировались в составлении синквейна

Современный человек перерабатывает огромные массивы информации. Однако зачастую нет никакой пользы от хранения отрывочных сведений.

Как научиться извлекать из информации то, что затем пригодится в профессиональной деятельности? И пригодится не только взрослому, но и ребёнку?

Ответ на эти вопросы есть! Образовательные технологии, например, такие как Технология развития критического мышления через чтение и письмо, помогают на основе анализа и синтеза информации сохранять в памяти то, без чего сложно обойтись, постигая азы разных наук.

Один из таких методов – синквейн (от французского пятистрочье).

Синквейн – формализованное стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк.

Первая строка

Название из одного слова, обычно существительного.

Вторая строка

Два слова – прилагательные или причастия, характеризующие или описывающие заданную в первой строке тему.

Третья строка

Три слова – глаголы или глаголы с деепричастиями, рассказывающие о типичных действиях описываемого предмета.

Четвёртая строка

Словосочетание или предложение (идеально, если оно состоит из четырёх слов), которое выражает личное мнение автора синквейна о предмете стихотворения. Возможно использование поговорок, пословиц, цитат, устойчивых выражений.

Пятая строка

Слово, подводящее итоги либо расширяющее содержание темы. Обычно это существительное, с помощью которого автор отражает собственные ассоциации и чувства. Но возможно использование и слов других частей речи: местоимений, наречий или междометий.

Упражнения в составлении синквейнов нравятся и педагогам, и учащимся. Вот 27 примеров. Их авторы – педагоги, директора и завучи школ, руководители профессиональных образовательных организаций, которые в ноябре прошлого года приняли участие во Всероссийском практическом семинаре «Образовательные технологии, рекомендованные для реализации ФГОС».

 1

Портфолио

Учебный, искусственный.Отбирают, анализируют, оценивают.Форма оценивания образовательных результатов.Деятельность.

2

Исследование

Социологическое, научное.Анализ, сбор, выборка.Существует ложь, большая ложь и статистка.Относительность.

3

Проект

Тематический, творческий.Придумать, сделать, показать.Проект – часть процесса образования.Знание.

4

Портфолио

Форма оценивания, метод познания.Отбирать, анализировать, учиться.Важен процесс.Учиться, учиться и учиться!

5

Тьютор

Профессиональный, грамотный.Воспитывает, надзирает, заботится.Выстраивает индивидуальный образовательный маршрут.Специалист.

6

Доклад

Устный, научный.Написать, выступить, находить.Сообщение на актуальную тему.Доклад.

7

Проект

Ученический, педагогический.Делать, защитить, обучить.Учащиеся самостоятельно выполняют и защищают.Самостоятельность.

8

Траектория

Кривая, прямая.Построить, отследить, уточнить.Траектория шторма.Найди свою траекторию!

9

Проект

Запланированный, творческий.Сделать, оценить, презентовать.Ограничен во времени.Практичность.

10

Доклад

Устное сообщение обобщённого материала.Сбор информации, анализ, обобщение.Доклад – устное сообщение, проанализированной обобщённой информации.

11

Обучающийся

Активный, не пассивно следует,А учится, изучает, исследует,Став активным субъектом образования!Радует!

12

Портфолио

Индивидуальное, грамотное.Составляется, оценивается, представляется.Необходимый элемент ФГОС.На результат!

13

Компетенции

Юридические, правовые.Действовать, выражать, позволяющие судить.Опыт индивидуума в профессиональной деятельности.Знание.

14

Проект

Учебный, социальный.Задумал, спланировал, выполнил.«Обучение посредством делания» Д. ДьюиПродукт проекта.

15

Доклад

Устный, научный.Подготовить, выступить, обсудить.Подготовиться и выступить с научным сообщением.Сообщение.

16

Технологии

Образовательные, интерактивные.Изучила, осмыслила, выработала,Чтобы учеников включить в деятельность, нужно овладеть этой деятельностью.Результат – ФГОС.

17

Проект

Актуальный, реальный.Планирует, двигает, достигает.Мечту воплощает в жизнь.Действие.

Отзывы-синквейны участников семинара

18 

Схематичный синквейн

19

Семинар

Интересный, практический.Мотивирует, обучает, информирует.Появилось много интересных идей.Спасибо!

20

Занятие

Эффективное, интересное.Изучили, делали, достигли.На интересных эффективных занятиях познали новое.Семинар.

21

Семинар-практикум

Обучающий, практикоориентированный.Пришёл, проработал, применил.«Если хочешь сделать хорошо, сначала научись и сделай сам».Новые знания.Новые знакомые.

22

Семинар

Обучающий, эффективный.Захотел, разъяснили, научили.Век живи – век учись.Поучительно.

23

Семинар

Интересный, практический.Мотивирует, обучает, информирует.Появилось много интересных идей.Спасибо!

24

Курсы

Интересные, познавательные.Научили, помогли, настроили.Семинар удался.Удовольствие от общения.

25

Семинар-практикум

Обучающий, уточняющий.Помогают выстроить, систематизировать.Взбудоражил мысль, вдохнул новую волну.Спасибо!

26

Курсы

Полезные, доступные.Получили, строили, исследовали.Получили полезный материал для работы.Оригинально!

27

Открытие

Активно, интересно.Обучает, информирует, вдохновляет.Современные технологии обучения руководителей.Результат (max)!

Попробуйте и вы составить синквейн!

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

academy-prof.ru

Помогите составить синквейн. Синквейн на тему Мораль . Пожалуйста .

ПРИМЕР ПРИРОДЫ Счастье и любовь являет птица, Зов любви влечёт через моря, Чтоб весною радостно гнездиться, Жизнь птенцам на родине даря. Очень просто птице перелётной, За моря летит упрямо вновь, Чувствует себя теперь свободной, Угасает к осени любовь. Но у птиц ответственность большая, Не бросают никогда птенцов, Божий мир потомством украшая, Проявляют нежную любовь. Люди в любви действуют иначе, Разрушая счастье вновь и вновь, Оставляют семьи в горьком плаче, Коль прельщает новая любовь. Надо брать пример с живой природы: Пусть грозит огромная беда Иль случатся горькие невзгоды, Деток не бросают никогда.

Мораль Идеальная, реальная Ориентирует, регулирует, проявляется "Во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтоб они поступали с вами" Этика.

а ещё мораль бывает политическая и обьщесвенная !

touch.otvet.mail.ru

помогите составить синквейн к слову школа

Школа. Начальная, средняя. Работают, обучают, изучают. Учебное заведение для получения среднего образования. Знания.

помогите синквейн со словом меценат

мне не нравится

Школа. Высшая, частная. Проводят, оценивают, учат. Школа — это поле битвы за собственную душу. Учитель.

Школа хорошая, добрая Обучает, помогает, кормит Школа делает меня умнее Учреждение Сегодня учительница писала, так-что это 100% правильно

помогите составить синквей об Викторе Ивонове директоре 8 школы.

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: синквейн на тему труд

труд физический, умственный преобразует, изменяет, развивает деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида работа

Труд Умственный физический функционирует помогает образует это основа деятельности человека профессия

Алинка Гатауллина Ученик (101) 1 год назад труд физический, умственный преобразует, изменяет, развивает деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида работа 0/0 Нравится Пожаловаться Елизавета Никонова Ученик (214) 2 недели назад Труд Умственный физический функционирует помогает образует это основа деятельности человека профессия 0/0 Нравится Пожаловаться Артем Семенов Ученик (119) 4 дня назад спасибо

спасибо болишое самый класный сиквейн для 4 того класса

спасибо вам огромное

<a rel="nofollow" href="https://youtu.be/Tz_X3fNkdKo" target="_blank">https://youtu.be/Tz_X3fNkdKo</a>

спасибо большое !

спасибо вам огромное

touch.otvet.mail.ru

Помогите)Синквейн! Синквейн на тему Ассоль(Алые паруса)

Ассоль Нежная, хрупкая Мечтает, уважает, любит Верит в чудо Мечты сбываются

Ассоль Нежная, хрупкая Мечтает, уважает, любит Верит в чудо Мечты сбываются

Ассоль Добрая, мечтательная Верит, ждёт, любит Ассоль верит в свою мечту Любящий человек

Ассоль Добрая, мечтательная, хрупкая Мечтает, ждёт, любит Верит в свою мечту Мечты сбываются

touch.otvet.mail.ru

Синквейны - Златина Альбина Геннадьевна

Концепция модернизации российского образования РФ на период до 2010 года предполагает новый подход к его содержанию. Новый подход предполагает, что центром содержания обучения и воспитания станут основные компетенции. Среди ключевых компетенций различают:    - ценностно-смысловые;    - общекультурные;    - учебно-познавательные;    - информационные;    - социально-гражданские.     Социально-экономические и научно-технические изменения в обществе, формирование новой информационной среды ставят перед человеком задачи овладения новыми знаниями для успешной адаптации в этой среде. Информационная культура определяется совокупностью знаний, умений и навыков работать с источниками информации и средствами её преобразования. В школе основным источником является учебник. В качестве примера творческого уровня работы с учебником и другими источниками информации я использую такой прием как составление синквейна.     Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Этот прием предполагает составление пятистрочечного стихотворения. Это позволяет обобщить определенный объем учебного материала в виде краткой записи. При этом у учащихся совершенствуются такие навыки логического мышления как: анализ, синтез, умение делать вывод. Работа по созданию синквейна является средством творческого самовыражения учащихся (его оформление и способ презентации). Развиваются умения лаконично и ёмко, а также последовательно излагать свои мысли. Оформление синквейна учащимися также является способом запоминания учебного материала. Пользоваться этим приемом можно при изучении любой темы курса биологии.     Структура синквейна проста, легко запоминается. Анализ структуры синквейна в различных источниках показал, что наблюдается изменение требования к 4 строке. Например, встречаются такие трактования: "отношение автора к теме, выраженное четырьмя словами" и "фраза на тему не ограничивающая количество слов". Я придерживаюсь второго варианта, т.к. это позволяет учащимся использовать точные формулировки определений биологических понятий, цитаты, ключевые выводы и т.п.     Структура синквейна:    1 строка - тема, выраженная одним существительным (Кто? Что?).    2 строка - характеристика темы двумя прилагательными (Какой? Какая? Какие?).    3 строка - описание действий тремя прилагательными (Что делает? Что делают? Что сделал?).    4 строка - фраза на тему.    5 строка - одно обобщающее слово - синоним темы синквейна на философском или эмоциональном уровне.     Примеры синквейнов, составленных учащимися МОУ "Кебратская СОШ".

Последние публикации

Цель: формирование мотивации у педагогов участия в создании здоровьесберегающего экологического пространства школы.

Учебно-методическая работа

07 июня 201307.06.2013

Конспект открытого урока

Биология

06 июня 201306.06.2013

Что такое сквернословие и откуда к нам пришли «бранные слова»? Почему люди сквернословят? Как бороться со сквернословием ?

Учебно-методическая работа

05 июня 201306.06.2013

Элективный курс «Школа для детективов» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Химия

23 апреля 201306.06.2013

www.zlatina.ru

СИНКВЕЙН

Роль синквейна при формировании учебно-познавательной компетенции в процессе обучения английскому языку студентов- лингвистов.Пантюхова П.В., доц. каф. английского языкаСтавропольский государственный университетНовый Образовательный стандарт ориентирует на деятельностный характер образования, на овладение учащимися и студентами обобщенными способами учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Такой подход к образованию позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания общего  и высшего образования.Тем не менее, в существующей системе получения знаний, умений и навыков студенты испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, хотя могут хорошо овладеть набором теоретических знаний (2, 17). Очевидно, особую актуальность в этой ситуации приобретает само понятие «учебно-познавательная компетенция», как часть целостной системы непрерывного образования, а процесс развития данной компетенции требует новых подходов, определяющих учебно-познавательную деятельность обучаемых. Наиболее остро эта проблема стоит в сфере иноязычного образования, так как главной целью обучения языку в высшей школе является овладение коммуникативной компетенцией. Достижение этой цели возможно посредством формирования у студентов совокупности знаний, умений и навыков в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком.Анализируя различные трактовки обозначенной компетенции можно сделать вывод о том, что изучение учебно-познавательной компетенции студентов и способов её формирования должно рассматриваться через учебно-познавательную деятельность, при осуществлении которой и проявляется данная компетенция.В учебно-познавательной деятельности выделяют три компонента: когнитивный, деятельностный и ценностный (2, 19).На основании этого Забалуевой А.И. сформулировано наиболее удачное, на наш взгляд, определение учебно-познавательной компетенции как «способность личности к познавательной деятельности такого качественного уровня, на котором ею обретаются не только новые знания и соответствующие им умения, но возникает и понимание объекта познания, что обеспечивает качественно новый – интегрированный результат каждого целостного учебно-познавательного акта, соответствующий изначальному триединству познания» (1).Таким образом, основными задачами преподавателя являются изучение тех характеристик ментального, субъектного и учебно-познавательного опытов, в которых проявляется учебно-познавательная компетенция студентов, а также создание педагогических условий, в которых она формируется, а именно:·                   активизация познавательной активности, самостоятельности студентов в учебном процессе;·                   создание ситуации успеха;·                   поиск преподавателем способов включения учебно-познавательного опыта каждого студента в учебный процесс;·                   использование разнообразных активных и интерактивных форм и методов организации учебной деятельности студентов.В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов. В данной статье мы остановимся более подробно на СИНКВЕЙНЕ. Синквейн (от фр. Cinquains, англ. Cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Причем, текст стал основываться не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Таким образом «синквейн» стал кратким резюме на основе больших объемов информации (3).Рассмотрим содержание строк синквейна на примере слова “Teacher” при изучении студентами тема “Choosing a Career”. Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово – обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (Teacher). Вторая строка – два слова – чаще всего прилагательные или причастия, дающие описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (Kind,devoted). Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта (Teaches, educates, helps). Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (A great teacher is a great artist). Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (Master).Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В связи с этим чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк, что, безусловно, является основополагающим при формировании учебно-познавательной компетенции.Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу и синтезу сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа студентов. В отличие от стандартного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.Существуют различные вариации для составления синквейна, способствующие разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного, парного и группового, при составления нового синквейна, возможно следующие варианты:1.     Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).Eg. Make up a monologue on the topic “Love” using the following cinquain:3) To rely, to encourage, to help.4) One of the oldest human needs is having someone to wonder where you are when you don’t come home at night.2.     Коррекция и совершенствование готового синквейна.Eg. Correct, improve and develop the following cinquain devoted to the topic “Home”:3) To comfort, to protect, to save.4. Home is not where you live, but where they understand you.3.     Анализ нескольких синквейнов, посвященных одной проблематике, но выражающих разные или даже противоположные мнения, суждения, чувства.Eg. Analyze the two following cinquains and explain the difference of perceptions and judgments presented in them.

1) Love

1) Love.

2) Impetuous, ardent.

2) Tender, calm.

3) To challenge, to thrill, to come to an end. 3) To feel, to protect, to cure.
4) The meeting of two personalities is like the contact of two chemical substances: if there is any reaction, both are transformed. 4) To love deeply in one direction makes us more loving in all others.

5) Passion

5) Gift

4.     Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить)Eg. Guess the topic of the following cinquain and and make up a short story basing on it. Reflect all notions and connections. Определив тему синквейна, составьте краткий рассказ по содержанию синквейна, отразив в нем все упомянутые в нем понятия и внутренние связи.2) Rewarding, stimulating, well-paid.3) To engage, to strain, to challenge.4) Everybody loves some fun, back-breaking manual labor!Подводя итог, следует констатировать, что учебно-познавательная компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, она формируется тогда, когда образуется ситуация, предполагающая мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной. Содержательные характеристики понятия «учебно-познавательная компетенция», определяющие ее развитие, предполагают, прежде всего, организацию и выстраивание самостоятельной познавательной деятельности в полном цикле. Для обеспечения оперативного мониторинга качества полученной студентами информации, необходимы технологические инструменты, создающие оптимальные условия для рефлексии обучающихся.Умение студента составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о высокой степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:·        знает содержание учебного материала темы;·        умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;·        умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи

***************************************************************

Интересный методический прием

В 2004 году на курсах повышения квалификации попался на глаза информационный лист, где среди других словарных слов давалось определение синквейна. «Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Тогда я еще не знала, что это один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обращалась с этим «стихотворным жанром» свободно, приспосабливая к своим нуждам. А нужды появились великие в моих двух пятых классах (слабая подготовка, низкая учебная мотивация) и на уроках грамматики, и на уроках развития связной речи. На уроках грамматики выручили игры, приемы образного изложения лингвистического материала, а на уроках развития речи – синквейн.Программа по развитию речи в 5-м классе (учебник Ладыженской Т.А.) начинается с цикла уроков, вводящих речеведческие понятия «текст», «тема текста», «основная мысль текста». На таких уроках много работаем со связными текстами, помещенными в учебнике. Сама специально подбираю тексты. Синквейн помог оживить уроки, внести элемент новизны. Кого-то привлекло звучное иностранное слово, кого-то – возможность стать поэтом, ведь получаются «почти стихи». («Почти», потому что «столбиком, но нескладно»). Жесткая структура синквейна не сковывалаполета фантазии (его просто не было), но помогла четко сформулировать задачи. Воодушевляла ребят и внешняя простота стихотворения: «Существительные, прилагательные и глаголы мы знаем!».1. Найдем в тексте существительное (существительные), называющее предмет речи. О ком или о чем рассказывается? Какое существительное употребляется чаще всего?2. Давайте подберем из текста два прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризуют предмет, обозначенный существительным.3. Какими глаголами обозначены действия предмета (лица)? В какой последовательности запишем глаголы?Мы работали с текстами – описаниями и повествованиями коллективно. Каждый, предлагая свое слово, должен был убедительно обосновать выбор. «Без мотивировки никакие, даже очень уместные, предложения приниматься не должны, так как мотивация и есть главная развивающая атмосфера этих занятий» [1]. Слова только звучат, но ни одно из них не записывается на доске, не навязывается. Окончательный выбор за учеником: из общей копилки предложенных вариантов в свои тетради ребята записывают наиболее, на их взгляд, подходящие.Так постепенно картина, нарисованная автором, уточнялась, конкретизировалась. Мы подходили к самому сложному и важному: выяснению авторского замысла, анализу собственных ощущений и переживаний.4. Какие чувства испытывает автор? Зачем он рассказал нам эту историю? Нарисовал эту картину?5. Ваше отношение к предмету речи? Определите свои ощущения, впечатления. Что привлекло ваше внимание, удивило, поразило?В разработке урока вопросы, побуждающие учеников осознать свои и чужие чувства, объяснить их, становятся ключевыми. Поэтому стараюсь, во-первых, подобрать интересный текстовый материал, во-вторых, «обеспечить» ребят необходимыми речевыми формулами. Первая страница наших тетрадей по развитию связной речи включает памятку № 1 с условными обозначениями ошибок и памятку № 2 с эмоционально-оценочной лексикой. (Начинали с ученической классики «люблю – не люблю», «нравится – не нравится», теперь наш словарный запас стал богаче). И еще: очень важно уже на первых уроках показать ребятам, что отбор признаков объекта описания, порядок их расположения зависит от основной мысли высказывания («Давайте посмотрим, как согласуются существительные, прилагательные и глаголы с выводом. Согласуются ли? Нет ли противоречия?»).Таким образом, синквейн использовался мной в качестве способа интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации.В пятом классе еще раз обращалась к данному виду работы на уроках обучения описанию предмета и животного (упр. 295, 599 [2]). Только теперь составляли синквейн не на основе анализа текста, а самостоятельно. Получались оригинальные законченные произведения со своей специфической структурой. Конечно, каждый по-своему воспринимает прочитанное, увиденное, услышанное. Например, не все хотели думать, что положение зайца, героя картины А.Н. Комарова «Наводнение», трагично. Некоторые полагали, что зверек отдохнет, осмотрится и найдет выход из положения. Но мнение большинства (с незначительными вариациями) было таким:Зайчик.Маленький, несчастный.Дрожит, боится, ждет.Кто его спасет?Человек.В шестом классе этот прием продолжает успешно работать при изучении (по учебнику М.Т. Баранова) следующих тем: «Описание уголка природы», «Описание природы по личным наблюдениям», «Рассказ по сюжетным картинкам».Сумерки.Зайцы.Лиловые, страшные.Бедненькие, пугливые.Опускаются, торопят, пугают.Встали, ходят, трудятся.Страшно одному в лесу!Радостно им в сумерках.Хочется домой.Людям страшно.(Упр. 254, по тексту М.Пришвина)Утро.Солнечное, морозное.Удивляет, радует, восхищает.Только январь может подарить эту красоту.Великолепие!(Упр. 255, по тексту И.Бунина)Матрешка.Матрешка.Деревянная расписная игрушка.Детская глупая игрушка.Блестит, красуется, радует.Смешит.Русская красавица такая.Подарю ее сестре.Родная.Пусть играет.(Упр. 299, по тексту К.Паустовского)Кот.Приставучий, надоедливый.Вертится, мяукает, выпрашивает еду.Кто виноват, что банка разбилась?Я не виноват.(Упр. 380, сюжетные рисунки на тему «Как я однажды помогал маме»)Степа.Хвастливый, самоуверенный.Размахнулся, ударил, ушибся.Легко хвалиться, легко и свалиться.Научись сначала!Топор.Острый, опасный.Волнуется, сердится, срывается:«Не бери меня без папы!Ты еще маленький!».Чурки.Толстые, замерзшие.Лежат, смеются тихонько:«Не одолеешь нас!Мало каши ел».(Упр. 439, сюжетные рисунки на тему «Степа дрова колет»)Синквейн помогает создавать свои собственные тексты. На уроках морфологии, если дидактический материал был тематически однороден, иногда предлагаю ребятам составить синквейн. Например, после изучения имени числительного провела обобщающий урок «Уренгой в цифрах и фактах». (Недавно мы отметили 75-летие ЯНАО и 40-летие поселка Уренгой.) У одних получился очень правильный синквейн как с точки зрения содержания, так и формы, у других не совсем, у третьих – совсем не синквейн. Главное, что человек мыслит и уже не боится «высказать себя».Уренгой.Славный, знаменитый.Живет, трудится, отдыхает.Здесь я родилась.Это моя родина.Уренгой.Северный, морозный.В нашей вьюге заблудиться может каждый простак.Вот в таком климате мы живем.Даже собака из будки не высунет нос,А мы ходим в школу.(Слышу, Женечка, горе твое неизбывное!)Уренгой.Приполярный, газовый.Газ он добывает,Людям отсылаетПо трубам.Снег падаетИ ложится на деревья грустные,Сияет в свете фонаря.А ветер кружит вихри снежные,Сметая красоту ветвей,И бьет в лицо!Поэтому не видишь ты, что впереди…Наилучший итог таких занятий – создание книжек компьютерного производства, слайд-фильмов (в кабинете есть мультимедийный компьютер). Поначалу презентации были небольшими, состояли из двух слайдов: на первом – фотография класса, на втором – текст синквейна. Увеличивалось число оригинальных, самостоятельных работ – увеличивалось и количество слайдов со стихами и портретами авторов.Думаю, что синквейн – интересный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Как показала практика, данный методический прием помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету. Может быть, кому-то работы моих ребят покажутся неинтересными, малосодержательными, но мне они дороги как свидетельства крошечных побед над ученической ленью, равнодушием к слову. Теперь иногда и после уроков литературы ребята приносят свои творения.Листочек.Грустный, одинокий.Дрожит, болеет, плачет.Страшно ему улетать от мамы.Возьму его домой.

А.И. ХРУЩЕВА,Уренгойская средняя школы № 1,Пуровский р-н,Ямало-Ненецкий автономный округ

**********************************************************************

В прошлом номере мы опубликовали статью о синквейне — приёме технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Уже на стадии подготовки материала его содержание вызвало оживлённое обсуждение в редакции. Один из первых откликов публикуем сегодня. Надеемся узнать мнение о синквейне, его методических возможностях и от других словесников.Много лет проработав в школе, каждый раз восхищаюсь коллегами, которые ведут постоянные методические поиски. Желание привнести в традиционные уроки что-то новое свойственно людям творческим, с огромной энергетикой, неуёмным. А как приятно наблюдать за горящими глазами учеников, когда видно, что и их захватила поставленная учителем задача. Однажды посетив открытый урок и познакомившись с методикой составления текста по ассоциациям, я тоже стала иногда использовать эти приёмы.Синквейн — очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффектный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. И здесь перед преподавателем встаёт сложная проблема: с одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой — словесник не может не понимать, что настоящая литература есть нечто живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике, таковыми не являются, как бы они ни были ярки. Ведь созданные образы являются навязанными определённой технологией.Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы, но вряд ли стоит широко использовать его в учебной практике, особенно в старших классах. Данный метод представляется удачным в 5–6-м классах или как индивидуальная работа с детьми.Некоторое время мне пришлось работать в школе с национальным компонентом, и моими учениками были ребята, которые не всегда свободно владели русским языком. Уроки с использованием методики составления текста помогали им почувствовать себя успешными учениками.Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы, не связанные с изучаемыми литературными произведениями. Это даёт больший простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное — не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.И ещё одно замечание. Такой метод хорошо работает один-два раза за весь период обучения, он не должен повторяться с теми же детьми каждый год или каждую четверть. Это убивает элемент творчества, радости, неожиданности.Вот алгоритм, которым можно воспользоваться для проведения задания такого вида.
  • Напишите миниатюру на одну из тем: «Москва», «Красная площадь», «Метро», «Моя улица», «Море», «Лес».
  • Выполняйте задания в указанном ниже порядке. Последовательно запишите свои ответы каждый раз на новой строчке.
  • Назовите то, о чём вы пишите.
  • Подберите 2–3 определения, выраженные прилагательными.
  • Подберите 1–2 сказуемых, выраженных глаголом, которые раскроют описываемое вами явление или предмет в действии.
  • Назовите чувства, связанные с тем, что вы описываете.
  • Опишите, какого цвета может быть описываемое вами явление или предмет.
  • Опишите, какой вкус может быть у описываемого вами явления или предмета.
  • Опишите, какие звуки возникают в вашей памяти, когда вы вспоминаете об описываемом вами явлении или предмете.
  • Прочитайте то, что вы написали. Можете что-нибудь добавить, убрать или написать в другом порядке. После редактирования перепишите вашу миниатюру на чистовик.
Миниатюры учеников 6-го класса школы с национальным литовским компонентом.Красная площадьКрасная площадь — сердце Родины.Она надёжная и много испытавшая,Большая и шумная.Она живёт и будет жить века.Чувство Родины.Чувство гордости.Чувство истории…Когда идёшь по Красной площади,Ощущаешь запах победы, вкус горечи и крови.Москва-рекаТы протекаешь мимо,А я чувствую грусть И горько-сладкий вкус одиночества.Стон ветра.Хлопанье птичьих крыльев.
Наталия Плавинская,завуч Педагогического университетаИздательского дома «Первое сентября».

2709199318.blogspot.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"