Моцарт и заблуждения связанные с его именем. Моцарт что написал список


полный список произведений моцарта - Полезная информация для всех

  • Сон Сципиона (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль) Луций Сулла (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа Тамос, король Египта (Thamos, Knig in gypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера Мнимая садовница (La finta giardiniera), 1774-5 снова возвращение к традициям оперы-буфф Царь-пастух (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль) Заида (Zaide), 1779 (реконструирована Х. Черновин, 2006) Идоменей, царь Критский (Idomeneo), 1781 Похищение из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль Каирский гусь (Loca del Cairo), 1783 Обманутый супруг (Lo sposo deluso) Директор театра (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия Женитьба Фигаро (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
  • Оперы Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория Аполлон и Гиацинт (Apollo et Hyacinthus), 1767 ученическая музыкальная драма на латинский текст Бастьен и Бастьенна (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж. -Ж-Руссо Деревенский колдун Притворная простушка (La finta semplice), 1768 упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto), 1770 в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина Асканий в Альбе (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль) Betulia Liberata, 1771 оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна Сон Сципиона (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль) Луций Сулла (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа Тамос, король Египта (Thamos, Knig in gypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера Мнимая садовница (La finta giardiniera), 1774-5 снова возвращение к традициям оперы-буфф Царь-пастух (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль) Заида (Zaide), 1779 (реконструирована Х. Черновин, 2006) Идоменей, царь Критский (Idomeneo), 1781 Похищение из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль Каирский гусь (Loca del Cairo), 1783 Обманутый супруг (Lo sposo deluso) Директор театра (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия Женитьба Фигаро (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф. Дон Жуан (Don Giovanni), 1787 Так поступают все (Cos fan tutte), 1789 Милосердие Тита (La clemenza di Tito), 1791 Волшебная флейта (Die Zauberflte), 1791. Зингшпиль править Другие произведения 17 месс, среди которых: Коронационная , KV 317 (1779) Большая месса C-moll, KV 427 (1782) Реквием , KV 626 (1791)

    Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема 41 симфония 13, в том числе: Парижская (1778) 35, KV 385 Хаффнер (1782) 36, KV 425 Линцская (1783) 38, KV 504 Пражская (1786) 39, KV 543 (1788) 40, KV 550 (1788) 41, KV 551 Юпитер (1788) 27 концертов для фортепиано с оркестром 6 концертов для скрипки с оркестром Концерт для двух скрипок с оркестром (1774) Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779) 2 концерта для флейты с оркестром (1778) 1 Соль мажор K. 313 (1778) 2 Ре мажор K. 314 Концерт для гобоя с оркестром Ре мажор K. 314 (1777) Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791) Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774) 4 концерта для валторны с оркестром: 1 Ре мажор K. 412 (1791) 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783) 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787) 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786) 10 серенад для струнного оркестра, в том числе: Маленькая ночная серенада (1787) 7 дивертисментов для оркестра Различные ансамбли духовых инструментов Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты 19 сонат для фортепиано 15 циклов вариаций для фортепиано Рондо, фантазии, пьесы Более 50 арий Ансамбли хоры, песни

  • Оперы Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория Аполлон и Гиацинт (Apollo et Hyacinthus), 1767 ученическая музыкальная драма на латинский текст Бастьен и Бастьенна (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж. -Ж-Руссо Деревенский колдун Притворная простушка (La finta semplice), 1768 упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto), 1770 в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина Асканий в Альбе (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль) Betulia Liberata, 1771 оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна Сон Сципиона (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль) Луций Сулла (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа Тамос, король Египта (Thamos, Knig in gypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера Мнимая садовница (La finta giardiniera), 1774-5 снова возвращение к традициям оперы-буфф Царь-пастух (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль) Заида (Zaide), 1779 (реконструирована Х. Черновин, 2006) Идоменей, царь Критский (Idomeneo), 1781 Похищение из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль Каирский гусь (Loca del Cairo), 1783 Обманутый супруг (Lo sposo deluso) Директор театра (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия Женитьба Фигаро (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф. Дон Жуан (Don Giovanni), 1787 Так поступают все (Cos fan tutte), 1789 Милосердие Тита (La clemenza di Tito), 1791 Волшебная флейта (Die Zauberflte), 1791. Зингшпиль править Другие произведения 17 месс, среди которых: Коронационная , KV 317 (1779) Большая месса C-moll, KV 427 (1782) Реквием , KV 626 (1791)

    Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема 41 симфония 13, в том числе: Парижская (1778) 35, KV 385 Хаффнер (1782) 36, KV 425 Линцская (1783) 38, KV 504 Пражская (1786) 39, KV 543 (1788) 40, KV 550 (1788) 41, KV 551 Юпитер (1788) 27 концертов для фортепиано с оркестром 6 концертов для скрипки с оркестром Концерт для двух скрипок с оркестром (1774) Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779) 2 концерта для флейты с оркестром (1778) 1 Соль мажор K. 313 (1778) 2 Ре мажор K. 314 Концерт для гобоя с оркестром Ре мажор K. 314 (1777) Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791) Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774) 4 концерта для валторны с оркестром: 1 Ре мажор K. 412 (1791) 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783) 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787) 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786) 10 серенад для струнного оркестра, в том числе: Маленькая ночная серенада (1787) 7 дивертисментов для оркестра Различные ансамбли духовых инструментов Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты 19 сонат для фортепиано 15 циклов вариаций для фортепиано Рондо, фантазии, пьесы Более 50 арий Ансамбли хоры, песни

  • Оперы Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория Аполлон и Гиацинт (Apollo et Hyacinthus), 1767 ученическая музыкальная драма на латинский текст Бастьен и Бастьенна (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж. -Ж-Руссо Деревенский колдун Притворная простушка (La finta semplice), 1768 упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto), 1770 в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина Асканий в Альбе (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль) Betulia Liberata, 1771 оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна Сон Сципиона (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль) Луций Сулла (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа Тамос, король Египта (Thamos, Knig in gypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера Мнимая садовница (La finta giardiniera), 1774-5 снова возвращение к традициям оперы-буфф Царь-пастух (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль) Заида (Zaide), 1779 (реконструирована Х. Черновин, 2006) Идоменей, царь Критский (Idomeneo), 1781 Похищение из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль Каирский гусь (Loca del Cairo), 1783 Обманутый супруг (Lo sposo deluso) Директор театра (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия Женитьба Фигаро (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф. Дон Жуан (Don Giovanni), 1787 Так поступают все (Cos fan tutte), 1789 Милосердие Тита (La clemenza di Tito), 1791 Волшебная флейта (Die Zauberflte), 1791. Зингшпиль править Другие произведения 17 месс, среди которых: Коронационная , KV 317 (1779) Большая месса C-moll, KV 427 (1782) Реквием , KV 626 (1791)

    Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема 41 симфония 13, в том числе: Парижская (1778) 35, KV 385 Хаффнер (1782) 36, KV 425 Линцская (1783) 38, KV 504 Пражская (1786) 39, KV 543 (1788) 40, KV 550 (1788) 41, KV 551 Юпитер (1788) 27 концертов для фортепиано с оркестром 6 концертов для скрипки с оркестром Концерт для двух скрипок с оркестром (1774) Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779) 2 концерта для флейты с оркестром (1778) 1 Соль мажор K. 313 (1778) 2 Ре мажор K. 314 Концерт для гобоя с оркестром Ре мажор K. 314 (1777) Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791) Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774) 4 концерта для валторны с оркестром: 1 Ре мажор K. 412 (1791) 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783) 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787) 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786) 10 серенад для струнного оркестра, в том числе: Маленькая ночная серенада (1787) 7 дивертисментов для оркестра Различные ансамбли духовых инструментов Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты 19 сонат для фортепиано 15 циклов вариаций для фортепиано Рондо, фантазии, пьесы Более 50 арий Ансамбли хоры, песни

  • Оперы Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория Аполлон и Гиацинт (Apollo et Hyacinthus), 1767 ученическая музыкальная драма на латинский текст Бастьен и Бастьенна (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж. -Ж-Руссо Деревенский колдун Притворная простушка (La finta semplice), 1768 упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto), 1770 в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина Асканий в Альбе (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль) Betulia Liberata, 1771 оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна Сон Сципиона (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль) Луций Сулла (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа Тамос, король Египта (Thamos, K#246;nig in #196;gypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера Мнимая садовница (La finta giardiniera), 1774-5 снова возвращение к традициям оперы-буфф Царь-пастух (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль) Заида (Zaide), 1779 (реконструирована Х. Черновин, 2006) Идоменей, царь Критский (Idomeneo), 1781 Похищение из сераля (Die Entf#252;hrung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль Каирский гусь (Loca del Cairo), 1783 Обманутый супруг (Lo sposo deluso) Директор театра (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия Женитьба Фигаро (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф. Дон Жуан (Don Giovanni), 1787 Так поступают все (Cos#236; fan tutte), 1789 Милосердие Тита (La clemenza di Tito), 1791 Волшебная флейта (Die Zauberfl#246;te), 1791. Зингшпиль править Другие произведения 17 месс, среди которых: Коронационная , KV 317 (1779) Большая месса C-moll, KV 427 (1782) Реквием , KV 626 (1791)

    Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема 41 симфония 13, в том числе: Парижская (1778) 35, KV 385 Хаффнер (1782) 36, KV 425 Линцская (1783) 38, KV 504 Пражская (1786) 39, KV 543 (1788) 40, KV 550 (1788) 41, KV 551 Юпитер (1788) 27 концертов для фортепиано с оркестром 6 концертов для скрипки с оркестром Концерт для двух скрипок с оркестром (1774) Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779) 2 концерта для флейты с оркестром (1778) 1 Соль мажор K. 313 (1778) 2 Ре мажор K. 314 Концерт для гобоя с оркестром Ре мажор K. 314 (1777) Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791) Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774) 4 концерта для валторны с оркестром: 1 Ре мажор K. 412 (1791) 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783) 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787) 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786) 10 серенад для струнного оркестра, в том числе: Маленькая ночная серенада (1787) 7 дивертисментов для оркестра Различные ансамбли духовых инструментов Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты 19 сонат для фортепиано 15 циклов вариаций для фортепиано Рондо, фантазии, пьесы Более 50 арий Ансамбли хоры, песни

  • info-4all.ru

    Вольфганг Амадей Моцарт

    Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге 27 января 1756 года. Жизнь его с самого раннего детства была очень насыщена. Он вместе с сестрой и отцом Леопольдом исколесил многие города Европы выступая и удивляя своей игрой.

    И, действительно, мальчик игравший на закрытой тканью клавиатуре, с листа умеющий читать любые предложенные публикой пьесы и вообще всесторонне одаренный как исполнитель не мог не удивить толпу. Постоянно давая концерты, не задерживаясь долго на одном месте семья Моцартов могла заработать какие-то деньги, признание же высокопоставленных особ согревало самолюбие главы семейства. Главным же для отца было сделать сына знаменитым уже сейчас, ведь Леопольд давно понял насколько талантлив его отпрыск, нет не просто талантлив, а до неприличия, вне всяких рамок.

    То что другие на музыкальном поприще отрабатывали месяцами у Вольфганга получалось тотчас. На этом раннем этапе отец позволял сыну демонстрировать публике только исполнительские навыки, зная что на композиторском поприще признания добиться сложнее. Он искренне желал чтобы его отпрыск смог вырваться из тины провинциального Зальцбурга, увидеть свет, поэтому все делал для развития способностей будущего великого композитора.

    Образование Вольфганг Амадей Моцарт получал дома, не исключено, что сам отец обучал его наукам, главным же всегда оставались занятия музыкой. И в этой сфере отец поступал весьма мудро. Он возил сына по многим городам, знакомя его с различными музыкальными направлениями, коих в тот период было очень много. Это и итальянские оперы и творчество выдающихся музыкантов (Иоганн Шоберт, Кристиан Бах). Леопольд стремился не давать сильно увлекаться каким-то одним композитором, стремясь познакомить с всей пестротой существовавших тогда жанров. Это выработало такое свойство в творчестве Моцарта младшего, как универсальность.

    Вольфганг Амадей Моцарт - первое самостоятельное путешествие

    В 22-х летнем возрасте молодой Вольфганг почувствовал наконец вкус свободы, зальбургский архиепископ освободил его от службы концертмейстером. Немалую роль в этом снова сыграл его отец, который видел насколько велика слава сына, когда они выезжали в другие города, и насколько ничтожно, а часто и унизительно, пребывание в провинциальном Зальцбурге, с ничего не смыслящими в музыке, людьми. И вот, не без опасений, отец отпускает сына, наставляя при этом "беречь себя от всякой горячности и сутолоки, ибо ты знаешь, что ты-то горяч и холод тебе полезнее тепла". Также Леопольд просит чтобы мать поехала с ним. Маршрут путешествия Вольфганга был ориентирован на пространство от Мюнхена до Парижа.

    В Мюнхене к Моцарту весьма благосклонно отнёсся местный курфюрист, зная его по опере "Мнимая садовница" поставленную здесь в 1775 году. Однако, несмотря на доброжелательное отношение, оказалось что вакансий для молодого композитора нет.

    Следующий город, куда отправляется Вольфганг - Мангейм. Здесь ситуация "нет вакансий" повторяется. Несмотря на это, Моцарту нравится в этом городе он знакомится с руководителем капеллы Кристианом Каннабихом и дает уроки его дочери, занимается с детьми других новых знакомых, играет в дворце. Все это он делает в основном ради забавы, и производит неизгладимое впечатление на публику, в которой очень много и его сверстников. Однако, всё это не приносит ему никакой прибыли, проводя концерты при знатных дворах он получает в подарок часы, которых у него набралось уже пять штук, но на работу его никуда не берут. Практичный Леопольд читая письма сына, не видит в отличие от Вольфганга в такой жизни ничего забавного, ведь целями этого путешествия для отца были: завоевание славы, заработок денег.

    Отец, пусть и огорченный сложившейся ситуацией, не теряет надежды, ведь до столицы мира Парижа сын его еще не доехал, там должны еще помнить гениального ребёнка и именно там у Леопольда осталось множество знакомых, которые могли бы помочь с трудоустройством.

    Но Вольфганг не спешит уезжать из Мангейма, он знакомится с неким господином Вебером - музыкантом, у которого есть дочь Алоизия, обладающая прекрасным чистым голосом и которой всего 15-ть лет. Композитор очень привязывается к новым знакомым, восхищаясь голосом Алоизии и замечая сходство между господином Вебером и своим отцом. Неудивительно, что вскоре в свем письме к старшему Моцарту Вольфганг говорит о своем намерении поехать с семьей Веберов в Италию и просит Леопольда устроить им эту поездку. Не просто устроить, но через обращение к своим знакомым рекомендовать Алоизию, чтобы её взяли в примадонны оперного театра. Отец впадает в отчаяние от письма сына, для него все о чём пишет Вольфганг пустые фантазии, которые не имеют ничего общего с реальностью. В ответном письме он осуждает легковерность сына, чрезмерное доверие к людям, которых он почти не знает и готовность променять собственных родителей на одобрение и похвалу тех, кто просто хочет поживиться на его таланте. Реальные факты говорят сами за себя - даже великие оперные певицы прежде чем завоевать публику Италии должны вначале стать популярными в своей стране, у Алоизии же нет даже театрального опыта. Также прежде чем мечтать писать оперы для театра Италии необходимо приобрести известность, заработать деньги в Париже. Вот основные аргументы отца, используемые им для "отрезвления" Вольфганга.

    И вот, молодой композитор все таки отправляется в Париж, когда доводы Леопольда возымели действие. Мать Вольфганга, которая все это время была в Мангейме отправилась с сыном. В Париже молодой Моцарт понимает, что очень скучает по Алоизии, да еще приходится иметь дело с людьми, которые толком ничего не понимают в музыке. Ситуация "нет вакансий" повторяется и здесь, правда один раз все таки поступает предложение устроится на должность органиста из Версаля, где обещанный оклад составлял 2000 ливров в год. Но Вольфганг отвергает его, объясняя отцу это тем, что "2000 ливров в Париже не те деньги ради которых стоит связывать себя постоянной службой". И так неблагоприятная ситуация, выражающаяся неумением Моцарта заработать приличные деньги, дополняется ещё и болезнью матери, которая вскоре умирает.

    Отец, потерявший уже надежду на благоприятный исход поездки, призывает сына вернуться назад в Зальцбург, но Вольфганг всё еще тоскует по Алоизии, ему хочется навестить её, да и перспектива службы в родном городе его как-то не прельщает, о чем он и пишет отцу. Однако, вскоре Леопольд уже приказывает сыну подчиниться и 11 сентября молодой композитор выезжает из Парижа домой.

    Вольфганг Амадей Моцарт - снова Зальцбург...

    Путешествие домой оказалось большим испытанием для отца, так как Вольфганг постоянно задерживался больше предполагаемого срока, то в Страсбурге он даёт успешный, но не сточки зрения прибыли концерт, то он делает большой круг, заехав в Мангейм. Семейство Веберов же он там не обнаружил, оказалось что оно уехало в Мюнхен, где его члены неплохо устроились. Приехав к Алоизии, которая по рекомендациям Вольфганга сумела стать певицей в местном театре и выбиться в люди, Моцарт получает еще один удар - он больше не нужен своей возлюбленной, о чём она сама открыто ему заявляет.

    Теперь Моцарт младший, наконец понимает что у него нет другого выбора, кроме как ехать назад к отцу, что он и делает, прибыв в Зальцбург 15 января 1779 года. Его вновь принимают на службу и он снова не выезжает из родного города, пишет музыку, правда в меньших количествах чем прежде, и не ту которая ему по душе. Выезжать на гастроли теперь Вольфгангу запрещалось. Однако через два года прозябания в Зальцбурге поступает заказ из Мюнхена на оперу "Идоменей" и архиепископ, из нежелания портить отношения с баварским курфюристом, отпускает Вольфганга в Мюнхен, но только на 6-ть недель.

    6 недель растягиваются на пять месяцев, но великий композитор и не думает возвращаться назад. 16-го марта Вольфганг, по повелению архиепископа Колоредо, прибывшего в имперскую столицу, едет в Вену. Здесь он, игнорируя распоряжения начальства, дает концерты, которые на сей раз дают неплохую прибыль. Провоцируя князя, Моцарт отказывается возвращаться на службу в Зальцбург, затем отвечает ему резкостью на оскорбления за неповиновение. Это и была последняя капля, переполнившая чашу терпения Колоредо. С 9-го мая композитор больше не обременён службой Зальбургскому владыке.

    То, что произошло для Леопольда Моцарта было катастрофой, но Вольфганг отвечает, что честь для него дороже жизни и что лучше быть несчастным, больным, но с незапятнанной честью. Так, оставаясь без постоянной службы, вынужденный "в муках и заботах стараться пополнить свой кошелёк" вскоре молодой Моцарт добивается и славы и уважения и денег. То есть всего того, чего желал ему отец, но вне рамок службы на королевских особ.

    И все же недолго существование Вольфганга и его семьи было безбедным, он умер 5-го декабря 1791 года оставив своей супруге только долги. Однако его отец, скончавшийся несколькими годами ранее застал только зенит славы сына.

    Можно сказать, что жизнь Вольфганга Амадея Моцарта показывает нам переходный момент одной эпохи в другую. Первая представлена такими именами как Бах, Гендель, Гайдн и характеризуется крепкой житейской хваткой, четким разделением искусства и жизни. Вторая именами Бетховена, Шуберта, Вагнера, для неё характерна черта "неумение жить", а также исчезновение грани между музыкой и жизнью. Ближе ко второй был и Вольфганг Амадей Моцарт, для которого на протяжении всей жизни мечты о музыке и реальность сливались в единое и именно поэтому было столько непонимания у отца в ответ на замыслы сына.

    Список произведений

    1. Опера "Дон Жуан" (1787 год)2. Опера "Идоменей" (1781 год)3. Опера-буфф "Мнимая садовница" (1774-75 годы) 4. Опера "Волшебная флейта" (1791 год) 5. Музыкальная комедия «Директор театра» (1786 год) 6. Месса "Реквием" (1791 год) 7. Симфония №41 "Юпитер" (1788 год) 8. Симфония "Парижская" (1778 год) 9. Симфония №36 "Линская" (1783 год) 10. Симфония №38 «Пражская» (1786 год)

    gorstorehov.com

    Вольфганг Моцарт - биография, произведения, творчество, личная жизнь, отравление Сальери

    Вольфганг Моцарт: биография

    Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

    В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

    Семья Вольфганга Амадея Моцарта

    Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

    Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.

    Вольфганг Амадей Моцарт с сестрой

    Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

    Путешествие по Европе

    Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

    Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.

    Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

    В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

    За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

    Творческое становление

    В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

    Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

    После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

    Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

    Вольфганг Моцарт за работой

    В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

    Расцвет карьеры

    Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

    Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

    Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.

    Вольфганг Моцарт

    К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

    Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

    Личная жизнь

    Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).

    Вольфганг Моцарт и его жена

    Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

    Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

    Смерть

    В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

    В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

    В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

    Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным. Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

    Интересные факты

    • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.
    Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
    • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
    • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

    Фото

    24smi.org

    Моцарт Вольфганг Амадей | Sheets Piano

    Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, полное имя Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart — Йоханн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт; 27 января 1756 — 5 декабря 1791) — один из величайших композиторов мира, один из основоположников классической музыки. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

    Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два — имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo. Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

    Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

    В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

    В 1762 г. отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «La Finta semplice» (Притворная простушка), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

    1770—74 гг. Моцарт провёл в Италии. В 1771 г. в Милане, опять же при противодействии театральных импрессарио, все же была поставлена опера Моцарта «Mitridate, Rе di Ponto» (Митридат, царь Понтийский), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал «Il sogno di Scipione» (Сон Сципиона, по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

    В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию №31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

    В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» («Die Entführung aus dem Serail»), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.

    В 1783—85 гг. созданы шесть знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).

    С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Свадьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Свадьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 г. в Праге и имело ещё больший успех, чем «Свадьба Фигаро».

    После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Закончил его уже ученик Моцарта Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита». Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, возможно вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным.

    sheets-piano.ru

    Моцарт и заблуждения связанные с его именем

    Когда я начинала писать эту статью о Моцарте, то задумывалась она совсем другой по содержанию. В процессе же, я столкнулась с несколькими противоречивыми сведениями, в отношении как мне казалось, общеизвестных и неподдающихся сомнению фактов по этой теме и смысл статьи изменился, теперь она стала несколько похожа на статью-расследование.

    Иллюстрация к статье: Портрет Вольфганга Амадея Моцарта,1819г. кисть Барбары Крафт, выполнен по семейному портрету 1780-1781гг. Портрет признан лучшим, передающим точное сходство, поскольку писался под руководством сестры Моцарта Наннерль.

    Что ж, расскажу по-порядку.

    Мы начнём с той информации о Моцарте, которая уж точно никем не оспаривается.

    Неоспариваемый Моцарт.

    Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор о котором, слышал каждый, живущий на этой планете. У вас могут быть разные познания о композиторе, о его биографии, о его произведениях, но вы точно хоть раз в жизни слышали о нём.

    Немного из биографии: родился в Зальцбурге (Вена) 27 января 1756 года, в семье музыкальных родителей. Отец Моцарта Леопольд Моцарт (1719-1787) известный музыкант, играл на скрипке, органе, клавире. В музыкальном мире хорошо известен как автор Скрипичной школы, опубликованной в год рождения Вольфганга. Служил Леопольд Моцарт при дворе графа Шраттенбаха, и носил звание придворного композитора принца-архиепископа.

    Доподлинно известно, что музыкальный гений Моцарта проявился очень рано, в 3-4 года он уже не по-детски виртуозно играл на музыкальных инструментах, имел феноменальный слух и был склонен к импровизации. В шесть лет Моцарт написал первое произведение, а в 12 лет написал первую оперу «Мнимая простушка». Его удивительный талант склонял перед ним головы людей, вызывал в сердцах людей восхищение и восторг.

    Творчество Моцарта настолько разнообразно, что он не только создал творения во всех существующих музыкальных нишах и формах, но и смог добиться значительных успехов в каждой из этих ниш. Он даже успел проявить себя музыкальным педагогом и оставил после себя учеников, добившихся немалых успехов на музыкальном поприще. Его творчество вдохновляло и других известных композиторов, и продолжает вдохновлять и нас сегодня.

    Произведения Моцарта характеризуются, прежде всего, мелодичностью, но при этой мелодичности он умудрялся сочетать помпезность и гротескность образов, стремительность напора и порой драматичность.

    Составленный музыковедом Кёхелем каталог всех сочинений Моцарта занял том в 550 страниц. Всего произведений, сочинённых Моцартом, примерно 626.

    Какие же музыкальные произведения написал Моцарт? – непростой вопрос!

    Прежде чем ответить на этот вопрос, я расскажу вам свою предысторию, с которой и началось моё расследование.

    Я, как и вы, давно слышала и знала об этом композиторе, но более глубокий интерес к его творчеству, а потом и к его жизни возник у меня далеко не сразу. Не смотря на то, что я занимаюсь пением с детских лет, к своему стыду, я почти совсем не знаю классической музыки и композиторов-классиков. Такие знания дают в музыкальной школе детям, но я её не посещала. Все знания, которые хранились в моей голове, это обрывки уже давно не связанной между собой информации с уроков музыки.

    И вот однажды, я услышала «музыку ангелов». Если вы в поисковике зададите это словосочетание, то вы получите в результате тысячи сайтов, которые предложат вам её послушать и скачать бесплатно.

    Эта музыка заворожила меня, в то время, я слушала часами только одну её в разных исполнениях и в современной обработке. Потом наступил момент насыщения, честно сказать не скоро, но этот момент настал. И тогда я встала перед задачей заменить любимую мелодию, на другую, но не менее качественную. Конечно, к тому времени я поинтересовалась у интернета, кто же написал мою любимую мелодию, и получила ответ: Моцарт. Тогда, я подумала, что может Моцарт был так любезен, что написал и другие такие же душевные мелодии, которые не померкнут перед его же «музыкой ангелов». И стала искать другие вдохновляющие меня произведения из тех, что он написал.

    И на просторах интернета я нашла ещё много прекрасных произведений Моцарта. Задумав написать статью об этих вдохновляющий меня композициях, я решила поискать полный перечень произведений Моцарта, и вот именно здесь меня ожидало разочарование!

    Именно в этот момент смысл и содержание моей статьи о Моцарте резко изменилось!

    И что же произошло? А просто я заглянула в список, составленный музыковедом Кёхелем, о котором, я писала вам выше и в несколько переведённых на русский язык списков произведений Моцарта. И тогда я обнаружила, что Моцарт не писал произведения «Музыка ангелов», не писал «Ближе к мечте», не писал и «Реквием по мечте», и уж тем более не писал «Гимн Лиги чемпионов УЕФА»!

    Сведущим в музыкальной литературе людям, наверное, будет смешно прочитать это моё признание, они такими заблуждениями не обладают. Нам очень жаль, когда разрушаются какие-то наши иллюзии и представления о ком-то или о чём-то. И я, рассказав мужу о своём открытии, на пару дней впала в меланхоличное настроение.

    Но, ничего, всё проходит, прошло и моё разочарование. Я стала искать по списку реально написанные Моцартом произведения, для того чтобы открыть для себя настоящего Моцарта. Конечно, не всё, что я слушала и любила, оказалось не принадлежащим перу Моцарта, и своё мнение о гениальности композитора я не изменила. Но статья приобрела после этого новый смысл! И теперь я спешу рассказать вам о тех заблуждениях, которые живут в интернете.

    «Эффект Моцарта»?

    Ещё один спорный момент, который я выяснила, связан с так называемым «эффектом моцарта».

    В университете Калифорнии в 1990-х годах, проводился группой исследователей эксперимент. Исследователи провели опыт воздействия музыки Моцарта на группу студентов.

    Несколько групп решали один и тот же интеллектуальный тест, но в разных условиях. Одна группа выполняла задания в тишине, другая при одновременном прослушивании «Сонаты для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. По результатам испытаний учёные сделали вывод, что у испытуемых при прослушивании музыки Моцарта временно была повышена работоспособность головного мозга, и это позволило студентам выполнить тесты лучше. Чем группа, выполнявшая эти же тесты в тишине.

    Новость, о результатах опыта разнеслась очень быстро. Газеты и телевидение сделали из этого очередную сенсацию, и уже на протяжении многих лет существует понятие «эффект Моцарта».

    Купите наши авторские песни, минусы, ноты в разделе Магазин.

    На основе этого эффекта созданы различные оздоровительные методики для больных аутизмом и детей с нарушениями центральной нервной системы, этим же эффектом лечат алкоголизм и целый букет других болезней.

    Этим эффектом стараются развивать своих детей сторонники раннего развития способностей. Считается, что этот эффект повышает интеллектуальное развитие ребёнка.

    Американец, Дон Кэмпбелл написал книгу "Эффект Моцарта: музыка, исцеляющая тело и укрепляющая разум", он колесит по странам со своими лекциями на эту тему и продаёт диски с записями произведений Моцарта, которые, по его мнению имеют наибольшее лечебное и оздоравливающее действие на человека.

    В подтверждение теории «эффекта Моцарта» существует история об актёре Жераре Депардье, который до своей карьеры актёра якобы плохо владел французским и заикался, но по совету врача слушал оперу «Волшебная флейта» Моцарта и за несколько месяцев излечился (видимо и от плохого знания языка тоже).

    Реальность или миф?

    У этой теории «эффекта Моцарта», существует как много сторонников, так и много скептиков.

    Пока учёные спорят между собой, что остаётся делать нам неучёным людям? Верить в эффект или нет? Пользоваться советом, развивать детей с помощью музыки Моцарта или нет? Пытаться вылечится от болезней моцартовскими симфониями или не стоит на выздоровление рассчитывать?

    Что говорит в пользу «эффекта моцарта»?

    В пользу говорит та же наука, которая проводила опыты с классической музыкой. Всем прекрасно известно, что классическая музыка увеличивает удои молока у коров, способствует более стремительному произрастанию растений, очищает структуру воды и т.д. и т.п.

    В свое время ещё Платон считал, что для гармоничного развития человека необходима гимнастика и музыка. Задача музыки в данном случае, была в том, чтобы поднимать дух и провоцировать лучшие нравственные порывы в человеке. Но тут же Платон подчёркивал, что не всякая музыка этому способствует, а некоторые мелодии разрушающе действуют на человека.

    Значит, задолго до опыта с музыкой Моцарта у человечества уже было понимание разрушающего и созидательного воздействия музыки на человека. И скорее всего, созидательная составляющая присутствует во всей классической музыке, а не только исключительно у Моцарта.

    Косвенно это подтверждают исследования, о том, что именно музыкальные волны более высокой частоты звучания положительно сказываются на всём живом, а низкие частоты, которыми изобилует современная попса и рок, разрушают и отупляют при постоянном воздействии. Среди всей классической музыки именно музыку Моцарта выделяют как наиболее мелодичную и содержащую как раз наибольшее количество высоких частот.

    Что же заставляет нас сомневаться в «эффекте моцарта»?

    Во-первых, существует уже достаточно много исследований, которые не подтвердили результатов калифорнийских учёных, как известно даже сама группа калифорнийских исследователей не смогла добиться повторения первого ошеломляющего опыта.

    В оздоровительной терапии с помощью музыки Моцарта, также не удалось добиться хоть сколько бы значимых результатов, чтобы разительно отличать результаты терапии без использования музыки вообще.

    Да и простая логика подсказывает нам, что написав и исполняя свою чудесную музыку, композитор должен был бы быть самым здоровым в свою эпоху. Но увы, многие источники говорят, что он как раз мучился болезненностью своего организма, и к сожалению не известно ничего о его повышенных интеллектуальных способностях по отношению к другим представителям своей эпохи. Музыкальный гений, единственное, что отличало Моцарта от других, он был на вершине музыкального мастерства, но не отличался каким-то выдающимся интеллектом. Это, конечно, нисколько не умаляет его музыкальный гений!

    По этой же простой логике, профессиональные музыканты исполняющие музыку Моцарта, также должны были показать значительные отличия от немузыкальных людей и в здоровье и в интеллекте, но и тут, значительных отличий от простых обывателей у музыкантов нет.

    Так как же нам относится к «эффекту Моцарта»?

    Тут я думаю должен возобладать здравый смысл…

    То, что музыка Моцарта и музыка других классиков, оказывает на человека созидательное воздействие, с этим сложно спорить, даже не углубляясь в какие-то научные опыты, мы с удовольствием слушаем классику, чтобы поднять себе настроение и ощутить вкус классических мелодий, их гармонию и красоту.

    Польза от музыкального развития детей также не вызывает у нас сомнений! О развитии наших деток детскими песнями мы говорили с вами в предыдущей статье. Ни один из родителей не сомневается в пользе музыки, но этому способствует не только классика и Моцарт.

    О лечебном воздействии музыки спорить не станем, пусть об этом спорят учёные. Но если от прослушивания любимых песен, мелодий, и в том числе произведений Моцарта, нам становится спокойнее и радостнее на душе, то это и есть наверное лучший эффект и лучший бальзам на любые наши раны!

    Вот и ещё одна иллюзия, связанная с «эффектом моцарта», разрушена для меня пока я пишу эту статью. Всё же существует где-то в нас детская привычка верить в чудеса, и мы ждём порой этого чуда и становимся лёгкой добычей шарлатанов разных мастей.

    Но, мне не хотелось бы заканчивать статью, на такой нотке, и поэтому я напоминаю вам, с чего мы начали – Моцарт это музыкальный непревзойдённый гений! Его творчество разнообразно и вы сможете найти в его творчестве то, что именно вам по душе!

    Гёте когда-то сказал, что Моцарт это нечто непостижимое в музыке, к которому все стремятся, но никто не может превзойти.

    А мы тем временем, добрались до места, когда надо подвести итог нашей беседы. Я рассказала вам о моём пути к Моцарту, о том, что существуют произведения, которые ошибочно приписывают его «перу». Поразмышляли мы с вами и на тему «эффекта моцарта».

    Не останавливайтесь на информации из этой статьи, узнайте о Моцарте больше, почитайте его биографию, это тоже очень интересно. Есть ещё один волнующий вопрос, связанный со смертью композитора, может быть позже, я напишу об этом статью.

     

    Если вам нравятся наши статьи, то подпишитесь на нашу рассылку.

    И поделитесь этой статьёй со своими друзьями.

    До новых встреч!

     

    melodiyadushi.ru

    “Осторожно, люди!”: cколько музыки сочинил Моцарт

    Как сочиняют музыку? Вы наверняка видели образ: композитор у рояля, перед ним ― партитура. Лоб ― в творческом напряжении, рука с карандашом делает пометки на нотном стане. Процесс таинственный, для посторонних непостижимый. Концерт, симфония или сюита рождаются медленно, с трудом.

    Видимо, так сочиняют не все. Вольфганг Амадей Моцарт за свою короткую жизнь написал столько, что потомки долго не могли разобраться.

    Начнем с того, что Моцарт не ставил даты на свои произведения, номера либо не писал, либо помечал их беспорядочно. За наследие Моцарта взялся австрийский ученый Людвиг Риттер фон Кохель, он жил с 1800 по 1877 год.

    Кохель пользовался списком самого Моцарта, в котором были произведения после 1784 года и ранними каталогами Алоиза Финча от 1837 года и Иоганна Антона Андрэ от 1828 года.

    Кохель разделил работы Моцарта на 23 категорий, в зависимости от стиля музыки, почерка самого маэстро и имеющихся дат. Первым с этом списке стоит менуэт для фортепиано К1, 1762 года, завершается Реквиемом 1791 года.

    В 1991 году отмечали двухсотлетие смерти Моцарта. Фирма «Филипс Классик», на основе каталогов Кохеля, создала полное собрание моцартовских сочинений.

    Сюда вошли 21 театральная и оперная постановка, 15 месс,более пятидесяти симфоний, 25 фортепианных концертов, 12 скрипичных концертов, 27 концертных арий, 17 фортепианных сонат, 26 струнных квартетов и многое другое.

    Всего получилось 180 компактных дисков, 2 599 звуковых дорожек. Общее время звучания ― 7 с половиной суток, 179 часов.

    Моцарт умер в 35 лет, сочинял с раннего детства. По моим подсчетам он писал по 6 часов музыки в год, по минуте на каждый день, включая выходные и праздничные дни, а также дни болезней, концертов, переездов и загулов.

    Эти 60 секунд оркестровой партитуры, если садиться ее переписывать, хватит на несколько часов, если не на целый день работы.

    Сам же Моцарт за один присест сочинил увертюру к опере «Дон Жуан».

    Говорят, за рояль не садился. На любимом биллиардном столе писал.

    seva-bbc.livejournal.com

    Интересные факты из жизни Моцарта. Вольфганг Амадей Моцарт: биография

    В этой статье мы расскажем вам некоторые интересные факты из жизни Моцарта. Этот композитор стал настоящей легендой. Он родился в 1756 году, 27 января, в городе Зальцбурге. За недолгую жизнь этот композитор сумел написать множество концертов, опер, симфоний, сонат (всего более 600 различных произведений). Творчество Моцарта действительно многогранно и объемно. В каждом из музыкальных направлений, в которых он работал, ему удалось добиться невиданного успеха. Современники композитора рассказывали, что он виртуозно владел несколькими инструментами, а также имел невероятную память и идеальный слух. Однако этим далеко не заканчиваются интересные факты из жизни Моцарта. Мы отобрали, на наш взгляд, самые любопытные из них, и предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии этого гения.

    Музыкальная одаренность семьи Моцарта

    Вся семья великого композитора была одарена музыкально. Например, его отец, Леопольд, играл на органе и скрипке, а также служил композитором при дворе Зальцбургского архиепископа, руководил церковным хором. Он написал также книгу по игре на скрипке, которая считалась в то время одним из лучших учебных пособий по этому инструменту.

    Этот человек привил любовь к музыке и своим детям: сыну, который начал играть на клавесине с трех лет, а позднее освоил еще орган и скрипку, и дочери, которая также отлично играла на клавесине, а также на фортепиано.

    Из семи детей выжили лишь двое в семье Моцартов: Вольфганг и его старшая сестра.

    Юный гений

    Друг семьи, Шахтнер Иоганн Андреас, зальцбургский придворный трубач, рассказывал следующую историю, которая непременно должна быть включена в наш рассказ на тему "Интересные факты из жизни Моцарта". Однажды Леопольд Моцарт вместе с Шахтнером пришел к себе домой и увидел, как юный Вольфганг (которому было лишь 4 года) пишет что-то на нотной бумаге. Сын макал в чернила не только перо, но также и пальцы. Моцарт-младший сообщил взрослым, что пишет концерт. Отец взял испачканный кляксами лист и заплакал - настолько все стройно было в сочинении.

    Моцарт и Бах

    Когда мальчику было примерно 8 лет, талант его высоко оценил Иоганн Кристиан Бах, который был сыном знаменитого Иоганна Себастьяна Баха. Они несколько раз играли вместе на публике: Бах сажал маленького гения на колени и исполнял сонаты на клавесине вместе с ним. Несколько тактов играл Бах, несколько - Моцарт. Казалось, что за инструментом находится один музыкант - так слаженно звучал этот дуэт. Артисты также играли в четыре руки и много беседовали о музыке.

    Выступление во время поста

    Вольфганг в детстве часто ездил по другим странам. Эти путешествия устраивал отец мальчика, чтобы сын давал публике концерты, слушал известных музыкантов и узнавал что-то новое. В Голландии, одной из стран, где они побывали, строго-настрого во время постов запрещалась музыка. Однако для Моцарта сделали исключение. Духовенство в его таланте увидело Божий дар.

    Опера для императора

    Иосиф II, римский император, заказал Моцарту оперу, когда мальчику было всего 12 лет. Она называлась "Мнимая простушка" и была предназначена для итальянской труппы. Юный композитор сочинил произведение всего за несколько недель. Певцам, однако, оно не понравилось, поэтому примьера оперы так и не состоялась.

    Композитор и масоны

    Интересные факты из жизни Моцарта связаны не только с его музыкальной карьерой. Этот человек, например, стал масоном и даже привел в ложу своего отца. Композитор сочинил музыку для ряда масонских ритуалов, даже в знаменитой опере под названием "Волшебная флейта" звучит тема этого движения.

    Моцарт и Сальери

    Однажды герой нашего рассказа вздумал подшутить над Сальери. Он сообщил своему приятелю, что создал такую вещь для клавира, которую не способен исполнить ни один человек в мире, кроме самого Моцарта. Сальери, посмотрев ноты, воскликнул, что юный музыкант тоже не сможет этого сделать, поскольку обеими руками нужно будет выполнять труднейшие пассажи, да к тому же на противоположных концах клавиатуры. Одновременно нужно взять посередине еще несколько нот. Если даже играть ногой, написанное исполнить все равно не удастся, так как темп произведения слишком быстрый. Весьма довольный, Моцарт рассмеялся. Он уселся за клавир и исполнил это произведение именно так, как было указано в нотах. А сложные ноты были взяты носом!

    Констанция, жена Моцарта

    Зарабатывая своим творчеством приличные гонорары, тем не менее Моцарт, биография которого порой противоречива, часто был вынужден занимать у своих приятелей деньги. Так, к примеру, получив тысячу гульденов (баснословную по тем временам сумму) за выступление на одном из концертов, он сидел без денег уже через две недели. Приятель Моцарта, у которого композитор попытался занять, заметил с удивлением, что у музыкального гения нет ни конюшни, ни замка, ни кучи детей, ни дорогостоящей любовницы. "Для чего же тебе требуются деньги?" - спросил он. Моцарт ответил, что ведь у него есть Констанция, жена. "Она - мой табун породистых лошадей, мой замок, моя куча детей, моя любовница", - сказал композитор.

    Сложный концерт

    Моцарт, биография которого, как и всех вундеркиндов, еще с детства была отмечена фактами, свидетельствующими об уникальном даровании, свой первый концерт написал в четыре года. Это было произведение для клавира. Оно было настолько сложным, что из европейских виртуозов его вряд ли смог бы когда-нибудь кто-нибудь исполнить. Когда отец забрал у мальчика неоконченную еще запись, объяснив это тем, что такой, по его мнению, трудный концерт нельзя сыграть, Моцарт ответил, что все это глупости. Ведь даже ребенок сможет это сделать. Он, например.

    Моцарт играет с кошкой

    Все детство этого юного гения было чередой музыкальных занятий и выступлений. В различных уголках Европы на многочисленных концертах вундеркинд развлекал публику из высшего света: играл с закрытыми глазами на клавире. Отец при этом закрывал ребенку лицо платком. Им же закрывали и клавиатуру, но юный гений все равно справлялся с игрой. Творчество Моцарта у всех вызывало восхищение. На эстраду на одном из концертов этого композитора вышла кошка. Тогда Моцарт перестал играть и помчался к ней со всех ног. Забыв о слушателях, он стал забавляться с этим животным. На окрик отца юный гений отвечал, что клавесин ведь все равно никуда не денется, а кошка сейчас уйдет.

    История с Марией-Антуанеттой

    После того как маленький Моцарт (композитор, о котором мы рассказываем) выступил в императорском дворце, Мария-Антуанетта, юная герцогиня, решила ему показать свое роскошное жилище. Мальчик в одном из залов упал, поскользнувшись на паркете. Тогда герцогиня помогла Моцарту подняться. Он заметил, что герцогиня добра к нему. "Пожалуй, я женюсь на вас", - сказал музыкант. Девушка рассказала об этом матери. Императрица с улыбкой спросила маленького "жениха", почему тот сказал так. Моцарт ответил: "Из благодарности".

    Встреча Моцарта с Гете

    Однажды семилетний Моцарт давал во Франкфурте-на-Майне концерты. К нему после выступления подошел 14-летний мальчик. Он похвалил его игру, сказав, что ему не научиться такому мастерству никогда, поскольку это очень сложно. Юный Вольфганг удивился и спросил его, пробовал ли тот писать ноты. Собеседник ответил, что нет, так как ему в голову приходят лишь стихи. Тогда Моцарт парировал: "Наверное, очень трудно писать стихи?" Мальчик ответил, что, напротив, очень легко. Собеседником Моцарта оказался Гете.

    Причина смерти композитора

    До сих пор вызывают споры и вопросы причины смерти этого величайшего композитора. В медицинском заключении было указано, что умер Вольфганг от ревматической лихорадки, которую, возможно, осложнила острая почечная или сердечная недостаточность. Однако некоторые искусствоведы полагают, что он был отравлен Антонио Сальери, его соперником. Но оснований полагать, что между этими двумя людьми была вражда, на самом деле не много. В 1997 году, несмотря на это, спустя 200 лет после смерти Вольфганга, в Милане прошел суд над Сальери. Исследователи творчества двух этих музыкантов, а также врачи были выслушаны судьей, который впоследствии постановил, что Сальери не виновен в смерти известного композитора.

    Как был похоронен Моцарт?

    Композитор, несмотря на все свои заслуги и величайший талант, был похоронен как бедняк. Останки Моцарта были помещены в общую могилу вместе с несколькими другими гробами. До сих пор неизвестно точное место захоронения. Надгробные камни и плиты в то время ставили у кладбищенских стен, а не на могиле. В день похорон до кладбища композитора из его близких никто так и не дошел. Не смогла проститься с супругом и больная вдова Моцарта. Лишь до городских ворот гости проводили такого великого композитора, как Вольфганг Амадей Моцарт.

    Интересные факты из жизни этого человека на этом не заканчиваются. Их существует довольно много. Некоторые из них имели место в действительности, другие же носят полулегендарный характер. Интересное о Моцарте любопытно не только профессиональным музыкантам и поклонникам его творчества. Гении всегда вызывают повышенный интерес. Жизнь Моцарта была недолгой. Он родился в 1756 году, а умер в 1791, то есть в возрасте 35 лет. Но за это время гений успел создать множество бессмертных произведений, намного переживших их автора, которым является Моцарт. Фортепиано, скрипка, кларнет, флейта – для всех этих инструментов композитор создал множество произведений, которые исполняются и с восторгом принимаются публикой и по сей день.

    fb.ru



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"