Месть княгини Ольги древлянам. Месть княгини ольги древлянам


Месть княгини Ольги древлянам

- 6039

Месть княгини Ольги древлянам — легендарное историческое событие, произошедшее во время правления княгини Ольги и описываемое монахами Киево-Печерского монастыря (предположительно под руководством Нестора) в Повести временных лет.

После того как 945 году древляне убили князя Игоря, киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности.

Первая месть ОльгиПосле убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу. Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца и, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

Вторая месть ОльгиПосле этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей — княжеского рода, купцов, бояр. Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть истопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели вместе с ней.

Третья местьКиевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлянам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну». После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня, на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот древний обычай для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

Четвёртая месть ОльгиВ 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян — Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы». На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить». Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно». Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха». Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое». Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине. Такая необременительная дань не вызвала у них подозрений, так как у восточных славян было принято отдавать птиц в жертву богам.

В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет — поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи — под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть — взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.

Добавить комментарий

slawa.su

Как княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа

Ольга, супруга князя Игоря, мать Святослава и бабка крестителя Руси Владимира, вошла в нашу историю как святая княгиня, первой принесшая на нашу землю свет христианства. Однако, прежде чем стать христианкой, Ольга была язычницей, жестокой и мстительной. Именно такой она вошла в летопись «Повесть временных лет». Что же сделала Ольга?

Поход Игоря

Начать следует с последнего похода ее мужа князя Игоря. В записи за 945 год сказано, что дружина стала жаловаться Игорю на то, что «отроки Свенельда», то есть люди, составлявшие ближний круг его воеводы Свенельда, все «изоделись оружием и одеждой», в то время как сами Игоревы дружинники «наги». Вряд ли княжьи дружинники были настолько «наги», чтобы об этом стоило говорить серьезно, но с дружиной в те времена старались не спорить, поскольку именно от нее зависело, усидит ли князь на киевском престоле. Поэтому Игорь отправился к древлянам, племени, обитавшем на территории украинского Полесья, и учинил погром, прибавив к прежней дани еще новые выплаты, дабы прикрыть вопиющую наготу своих дружинников. Собрав эту дань, он отправился, было ,восвояси, но по дороге, видимо, решил, что хитрые древляне еще где-то что-то припрятали. Отправив основную часть своих людей домой, он с малой дружиной вернулся в древлянскую столицу Искоростень, «желая большего богатства». Это стало его ошибкой. Древляне во главе со своим князем Малом дали ему отпор, перебили всех воинов, а самого Игоря подвергли страшной казни - разорвали его, привязав за ноги к вершинам двух согнутых деревьев.

Первая месть Ольги

Разобравшись таким образом с Игорем, древлянский князь послал делегацию в Киев к беспомощной, как ему казалось, вдове. Мал предлагал Ольге свою руку и сердце, а также защиту и покровительство. Ольга приняла послов ласково, наговорила любезностей, дескать, Игоря уже не вернешь, почему бы и не выйти замуж за такого замечательного князя, как Мал. А чтобы свадебный сговор был еще более пышным, она пообещала послам оказать великую честь, посулив, что завтра же их с почетом принесут на княжий двор прямо в ладье, после чего им будет торжественно объявлена княжеская воля. Пока послы спали у пристани, Ольга распорядилась выкопать во дворе глубокую яму. Утром ладья с древлянами была поднята слугами Ольги на руки и торжественно пронесена по Киеву до самого княжьего двора. Здесь их вместе с ладьей бросили на дно ямы. Летописец сообщает, что Ольга, подойдя к краю ямы и склоняясь над ним, спросила: «Ну, что, какова вам честь?», на что древляне отвечали: «Горше нам Игоревой смерти». По знаку Ольги свадебное посольство было засыпано землей живьем.

Вторая месть Ольги

После этого княгиня отправила к Малу посла с просьбой прислать ей для сватовства самых лучших людей, чтобы киевляне видели, какую ей оказывают честь, иначе ведь могут и воспротивиться, не отпустить княгиню в Искоростень. Мал, не подозревая подвоха, тут же снарядил большое посольство. Когда сваты прибыли в Киев, Ольга, как и положено радушной хозяйке, велела приготовить им баньку, чтобы гости могли помыться с дороги. И как только древляне стали мыться, двери бани подперли снаружи, а саму баню запалили с четырех сторон.

Третья месть Ольги

Разобравшись со сватами, княгиня послала сказать Малу, что она идет к нему, но прежде свадьбы желала бы совершить тризну на могиле своего мужа. Мал принялся готовиться к свадьбе, приказав наварить медов для пиршества. Явившись к Искоростеню с небольшой свитой, Ольга в сопровождении Мала и самых знатных древлян пришла на могилу Игоря. Пир на кургане чуть не был омрачен вопросами Мала и его приближенных: где сваты, которых он засылал в Киев, почему их нет в княгини? Ольга ответила, что сваты едут следом и вот-вот появятся. Удовлетворившись этим объяснением, Мал и его люди принялись за хмельные напитки. Как только они упились, княгиня дала знак своим дружинникам, и они положили на месте всех древлян.

Поход на Искоростень

После этого Ольга немедленно вернулась в Киев, собрала дружину и выступила в поход на Деревскую землю. В открытом бою древляне были разбиты. Они бежали и спрятались за стенами Искоростеня. Осада длилась все лето. Наконец, Ольга отправила в Искоротстень посла, предложившего снятие осады на очень мягких условиях: Ольга ограничится изъявлениями покорности и данью - по три голубя и три воробья с каждого двора. Разумеется, запрошенная дань была немедленно отправлена. Тогда Ольга приказала привязать к каждой птице зажженный прут и отпустить ее. Птицы полетели в свои гнезда, и в городе начался пожар. Так пал Искоростень, столица древлянского князя Мала. На этом Ольга насытилась местью. Дальше, как сообщает летопись, она вела себя уже не как разъяренная женщина, а как мудрый государственный деятель. Она отправилась по обширным землям, подвластным киевским князьям, устанавливая «уроки и погосты», то есть размер дани и места ее сборов. Теперь никто не мог, подобно неразумному Игорю, ходить за данью в одно и то же место по нескольку раз, произвольно устанавливая ее размеры. Княжеская дань из разбойничьей добычи стала превращаться в нормальное налогообложение.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Месть княгини Ольги древлянам — Википедия

Месть княгини Ольги древлянам — легендарное историческое событие, произошедшее во время правления княгини Ольги и описываемое монахами Киево-Печерского монастыря (предположительно под руководством Нестора) в Повести временных лет.

Предыстория

После того как в 945 году древляне убили князя Игоря, киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности.

Видео по теме

Четыре мести

Первая месть

Первая месть Ольги

После убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу. Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца и, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

Вторая месть

Вторая месть Ольги

После этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей — княжеского рода, купцов, бояр. Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть истопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели.

Третья месть

Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлянам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну». После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня, на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот способ для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

Четвёртая месть

Четвёртая месть Ольги

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян — Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы». На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить». Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно». Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха». Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое». Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине.

В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет — поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи — под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть — взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.

Анализ текста

У историков и исследователей нет единого мнения, является ли сюжет о мести княгини Ольги древлянам легендарным, или же имеет под собой некую историческую основу. Некоторые исследователи (к примеру, Д. С. Лихачёв) считают сюжет о мести княгини Ольги поздней вставкой, сделанной летописцами в первоначальный текст того, что позднее назовут Повестью временных лет[1]. Сам сюжет, по их мнению, основан на фольклорных преданиях, которые получили у исследователей различные условные названия — «народные предания о первых русских князьях-язычниках» (повествующие «о мудрости-хитрости» Вещего Олега, Игоря и Ольги), «пересказом южнорусских сведений об Игоре и его жене псковитянке Ольге», «былины о жестокой мести Ольги»[1]. С. Э. Цветков высказал предположение, что сюжет о мести княгини Ольги составлен летописцем из различных текстов разного происхождения и разной временной датировки[2].

Историки также проводят параллели с похожими сюжетами, бытовавшими у других народов, в частности, у скандинавов. Так, В. Я. Петрухин сравнивает легенду о княгине Ольге со скандинавскими сказаниями о королеве Сигрид, которая также отвергает претендентов на её руку и мстит настырному жениху, сжигая его живьем в бане[3]. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о походе легендарного конунга Хаддинга на царя Геллеспонта Хандвана[4], а также скальдом Снорри Стурлусоном в его рассказе о взятии Харольдом Суровым некоего города на Сицилии[5][4]:

Он осадил город, потому что там были настолько прочные стены, что он и не помышлял о том, чтобы проломить их. У горожан было довольно продовольствия и всего необходимого для того, чтобы выдержать осаду. Тогда Харальд пошел на хитрость: он велел своим птицеловам ловить птичек, которые вьют гнезда в городе и вылетают днем в лес в поисках пищи. Харальд приказал привязать к птичьим спинкам сосновые стружки, смазанные воском и серой, и поджечь их.

Однако, остаётся неясным место зарождения данной легенды и была ли она заимствована русскими летописцами из скандинавских преданий, или же наоборот - составители скандинавских саг вдохновлялись сюжетами из славянских летописаний[1][4]. М. Н. Тихомиров отмечал, что поведение княгини Ольги, изложенное в Повести временных лет ничем не отличается от поведения варварских королев эпохи Меровингов в летописях франков[6]. Некоторые видят в данном сюжете библейские мотивы[1].

Также высказываются предположения, что фольклорный сюжет о тройной мести (перед походом на Искоростень) является реминисценцией славянских языческих обрядов человеческих жертвоприношений, приносимых перед битвой[7] и всё описание наполнено глубоким языческим символизмом[8]. По мнению О. В. Творогова три мести Ольги, взятые в совокупности, «отражают элементы языческого похоронного обряда»: ношение покойника в лодке, сожжение, тризна с человеческими жертвоприношениями[9][10].

Исследователи также обращают внимание на схожесть летописного рассказа о мести с сюжетом народных сказок. Ольга загадывает древлянским сватам загадки и подвергает их испытаниям, как и царевна-невеста из русских сказок испытывает своего жениха[8][11]. И, также как и в сказках, может покарать последнего за неправильный ответ (к примеру, мотив закапывания жениха живьем присутствует в былинах о Михайло Потоке). По словам советского фольклориста В. Я. Проппа, «иногда царевна изображена богатыркой, воительницей, она искусна в стрельбе и беге, ездит на коне, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания с героем»[4]. По утверждению исследовательницы М. Н. Виролайнен, Ольга в летописи «совершает те шаги, которые и должна совершать определенного рода героиня в определенного рода условиях»[12].

Также у историков вызывает вопросы столь подробное описание монастырскими летописцами несовместимых с христианской моралью жестокостей, совершаемых одной из первой христианок на Руси. Некоторые исследователи видят в этом дань памяти раннеславянскому обычаю кровной мести[13]. По словам С. М. Соловьёва летописец включил в повествование эпизод с местью руководствуясь этическими причинами[14]:

При тогдашней неразвитости общественных отношений месть за родича была подвигом по преимуществу: вот почему рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и потому так свежо и украшенно сохранился в памяти народной

Обращает внимание и то, что именно за удачливую процедуру мести, летописец называет Ольгу «мудрѣйши всих человѣкъ» ("мудрейшей из всех людей»")[15]. Другие историки прослеживают в подобном описании противопоставление жестокого языческого и милосердного христианского поведения, отмечая, что подобным же приёмом летописец воспользовался при описании греховной жизни Владимира Святого до его крещения[10]. Таким образом летописец проводит мысль о том, что чем тяжелее грех, тем выше подвиг добровольного преодоления его[10]. Следует также сказать, что в позднейшее время русскими книжниками была предпринята попытка объяснить древлянскую месть уже с точки зрения христианской морали. Так, в «Житии святой Ольги» XVI века, её поступок прославляется как образец целомудрия и верности усопшему мужу, автор уподобляет Ольгу «горлици единомужней»[16][10]. Однако, уже во времена Ивана Грозного поступки Ольги были переосмыслены как наказание государеубийцам, ослушавшихся верховной власти. В Степенной книге это передано следующими словами: «Того ради да примут месть, чтобы прекратилась дерзость в Русской земле помышляющих злое на самодержавных, да и прочие не навыкнут убивать государствующих ими в Руси, но со страхом да повинуются величию царствия Руския державы начальникам»[16][10].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов. — М., 2004, c. 78-80, 86-87 и 122-124
  2. ↑ Цветков С. Э. Глава: Сказание об Ольгиной мести — утраченный подлинник // Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава.. — М.: Центрполиграф, 2012. — 494 с. — ISBN 978-5-227-03441-0.
  3. ↑ Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М.: АСТ, 2009. — С. 400. — 464 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-008799-3.
  4. ↑ 1 2 3 4 Цветков С. Э. Глава: Древнерусские или скандинавские корни? // Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава.. — М.: Центрполиграф, 2012. — 494 с. — ISBN 978-5-227-03441-0.
  5. ↑ Снорри Стурлусон, «Сага о Харальде Суровом», «Круг Земной» VI.
  6. ↑ Тихомиров М. Н. Ольга//Рукописное наследие академика М.Н. Тихомирова в Архиве Академии наук/Научное описание/ Сост. И.П. Староверова. М.: Наука, 1974. С. 159–161
  7. ↑ Фроянов И. Я., Дегтярёв А. Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы.. — М.: Златоуст, 1995. — С. 73. — 701 с. — ISBN 5865470183.
  8. ↑ 1 2 Лихачев Д. С. Комментарии // «Повесть временных лет». Ч. 2. М. — Л., 1950. С. 297
  9. ↑ Пчёлов Е. В. Генеалогия древнерусских князей IX — нач. XI в. / д.и.н. О. М. Медушевская. — М.: РГГУ, 2001. — С. 131. — 262 с. — ISBN 5728103146.
  10. ↑ 1 2 3 4 5 Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. — М.: «Молодая гвардия», 2009. — С. 90-106. — 374 с. — ISBN 978-5-235-03520-1.
  11. ↑ Королев А. С. Глава 3 // Святослав (ЖЗЛ). — 2011. — 352 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03397-9.
  12. ↑ Виролайнен М.Н. Загадки княгини Ольги. (Исторические предания об Олеге и Ольге в мифологическом аспекте) // Русское подвижничество. М., 1996. С. 64.
  13. ↑ М. Айвазян. Герменевтика древнерусской литературы / Мишутина Т. И.. — М.: ИМЛИ РАН, 1995. — Т. 8. — С. 6. — 333 с. — ISBN 5865620185.
  14. ↑ Соловьёв С. М.. История России с древнейших времён. — Спб.: товарищество «Общественная польза», 1851—1879. — Т. 7.
  15. ↑ Малиновский А. И. Кровавая месть и смертные казни. Вып.1-2 / Томск: Типо-лит. Сиб. т-ва печ. дела, 1908—1909. // Известия Томского университета; 1909, Кн. 33
  16. ↑ 1 2 ПСРЛ, том XXI. Издание 1-е. Половина 1-ая. Книга Степенная царского родословия (1-10 степени грани). СПб., 1908. 350 с.// стр. 10

Ссылки

wikipedia.green

Месть княгини Ольги древлянам — WiKi

Первая месть

  Первая месть Ольги

После убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу. Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца и, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

Вторая месть

  Вторая месть Ольги

После этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей — княжеского рода, купцов, бояр. Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть истопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели.

Третья месть

Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлянам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну». После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня, на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот способ для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

Четвёртая месть

  Четвёртая месть Ольги

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян — Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы». На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить». Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно». Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха». Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое». Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине.

В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет — поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи — под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть — взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.

У историков и исследователей нет единого мнения, является ли сюжет о мести княгини Ольги древлянам легендарным, или же имеет под собой некую историческую основу. Некоторые исследователи (к примеру, Д. С. Лихачёв) считают сюжет о мести княгини Ольги поздней вставкой, сделанной летописцами в первоначальный текст того, что позднее назовут Повестью временных лет[1]. Сам сюжет, по их мнению, основан на фольклорных преданиях, которые получили у исследователей различные условные названия — «народные предания о первых русских князьях-язычниках» (повествующие «о мудрости-хитрости» Вещего Олега, Игоря и Ольги), «пересказом южнорусских сведений об Игоре и его жене псковитянке Ольге», «былины о жестокой мести Ольги»[1]. С. Э. Цветков высказал предположение, что сюжет о мести княгини Ольги составлен летописцем из различных текстов разного происхождения и разной временной датировки[2].

Историки также проводят параллели с похожими сюжетами, бытовавшими у других народов, в частности, у скандинавов. Так, В. Я. Петрухин сравнивает легенду о княгине Ольге со скандинавскими сказаниями о королеве Сигрид, которая также отвергает претендентов на её руку и мстит настырному жениху, сжигая его живьем в бане[3]. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о походе легендарного конунга Хаддинга на царя Геллеспонта Хандвана[4], а также скальдом Снорри Стурлусоном в его рассказе о взятии Харольдом Суровым некоего города на Сицилии[5][4]:

Он осадил город, потому что там были настолько прочные стены, что он и не помышлял о том, чтобы проломить их. У горожан было довольно продовольствия и всего необходимого для того, чтобы выдержать осаду. Тогда Харальд пошел на хитрость: он велел своим птицеловам ловить птичек, которые вьют гнезда в городе и вылетают днем в лес в поисках пищи. Харальд приказал привязать к птичьим спинкам сосновые стружки, смазанные воском и серой, и поджечь их.

Однако, остаётся неясным место зарождения данной легенды и была ли она заимствована русскими летописцами из скандинавских преданий, или же наоборот - составители скандинавских саг вдохновлялись сюжетами из славянских летописаний[1][4]. М. Н. Тихомиров отмечал, что поведение княгини Ольги, изложенное в Повести временных лет ничем не отличается от поведения варварских королев эпохи Меровингов в летописях франков[6]. Некоторые видят в данном сюжете библейские мотивы[1].

Также высказываются предположения, что фольклорный сюжет о тройной мести (перед походом на Искоростень) является реминисценцией славянских языческих обрядов человеческих жертвоприношений, приносимых перед битвой[7] и всё описание наполнено глубоким языческим символизмом[8]. По мнению О. В. Творогова три мести Ольги, взятые в совокупности, «отражают элементы языческого похоронного обряда»: ношение покойника в лодке, сожжение, тризна с человеческими жертвоприношениями[9][10].

Исследователи также обращают внимание на схожесть летописного рассказа о мести с сюжетом народных сказок. Ольга загадывает древлянским сватам загадки и подвергает их испытаниям, как и царевна-невеста из русских сказок испытывает своего жениха[8][11]. И, также как и в сказках, может покарать последнего за неправильный ответ (к примеру, мотив закапывания жениха живьем присутствует в былинах о Михайло Потоке). По словам советского фольклориста В. Я. Проппа, «иногда царевна изображена богатыркой, воительницей, она искусна в стрельбе и беге, ездит на коне, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания с героем»[4]. По утверждению исследовательницы М. Н. Виролайнен, Ольга в летописи «совершает те шаги, которые и должна совершать определенного рода героиня в определенного рода условиях»[12].

Также у историков вызывает вопросы столь подробное описание монастырскими летописцами несовместимых с христианской моралью жестокостей, совершаемых одной из первой христианок на Руси. Некоторые исследователи видят в этом дань памяти раннеславянскому обычаю кровной мести[13]. По словам С. М. Соловьёва летописец включил в повествование эпизод с местью руководствуясь этическими причинами[14]:

При тогдашней неразвитости общественных отношений месть за родича была подвигом по преимуществу: вот почему рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и потому так свежо и украшенно сохранился в памяти народной

Обращает внимание и то, что именно за удачливую процедуру мести, летописец называет Ольгу «мудрѣйши всих человѣкъ» ("мудрейшей из всех людей»")[15]. Другие историки прослеживают в подобном описании противопоставление жестокого языческого и милосердного христианского поведения, отмечая, что подобным же приёмом летописец воспользовался при описании греховной жизни Владимира Святого до его крещения[10]. Таким образом летописец проводит мысль о том, что чем тяжелее грех, тем выше подвиг добровольного преодоления его[10]. Следует также сказать, что в позднейшее время русскими книжниками была предпринята попытка объяснить древлянскую месть уже с точки зрения христианской морали. Так, в «Житии святой Ольги» XVI века, её поступок прославляется как образец целомудрия и верности усопшему мужу, автор уподобляет Ольгу «горлици единомужней»[16][10]. Однако, уже во времена Ивана Грозного поступки Ольги были переосмыслены как наказание государеубийцам, ослушавшихся верховной власти. В Степенной книге это передано следующими словами: «Того ради да примут месть, чтобы прекратилась дерзость в Русской земле помышляющих злое на самодержавных, да и прочие не навыкнут убивать государствующих ими в Руси, но со страхом да повинуются величию царствия Руския державы начальникам»[16][10].

ru-wiki.org

Месть княгини Ольги древлянам Википедия

Месть княгини Ольги древлянам — легендарное историческое событие, произошедшее во время правления княгини Ольги и описываемое монахами Киево-Печерского монастыря (предположительно под руководством Нестора) в Повести временных лет.

Предыстория

После того как в 945 году древляне убили князя Игоря, киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности.

Четыре мести

Первая месть

Первая месть Ольги

После убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу. Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца и, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

Вторая месть

Вторая месть Ольги

После этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей — княжеского рода, купцов, бояр. Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть истопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели.

Третья месть

Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлянам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну». После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня, на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот способ для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

Четвёртая месть

Четвёртая месть Ольги

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян — Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы». На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить». Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно». Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха». Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое». Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине.

В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет — поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи — под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть — взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.

Анализ текста

У историков и исследователей нет единого мнения, является ли сюжет о мести княгини Ольги древлянам легендарным, или же имеет под собой некую историческую основу. Некоторые исследователи (к примеру, Д. С. Лихачёв) считают сюжет о мести княгини Ольги поздней вставкой, сделанной летописцами в первоначальный текст того, что позднее назовут Повестью временных лет[1]. Сам сюжет, по их мнению, основан на фольклорных преданиях, которые получили у исследователей различные условные названия — «народные предания о первых русских князьях-язычниках» (повествующие «о мудрости-хитрости» Вещего Олега, Игоря и Ольги), «пересказом южнорусских сведений об Игоре и его жене псковитянке Ольге», «былины о жестокой мести Ольги»[1]. С. Э. Цветков высказал предположение, что сюжет о мести княгини Ольги составлен летописцем из различных текстов разного происхождения и разной временной датировки[2].

Историки также проводят параллели с похожими сюжетами, бытовавшими у других народов, в частности, у скандинавов. Так, В. Я. Петрухин сравнивает легенду о княгине Ольге со скандинавскими сказаниями о королеве Сигрид, которая также отвергает претендентов на её руку и мстит настырному жениху, сжигая его живьем в бане[3]. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о походе легендарного конунга Хаддинга на царя Геллеспонта Хандвана[4], а также скальдом Снорри Стурлусоном в его рассказе о взятии Харольдом Суровым некоего города на Сицилии[5][4]:

Он осадил город, потому что там были настолько прочные стены, что он и не помышлял о том, чтобы проломить их. У горожан было довольно продовольствия и всего необходимого для того, чтобы выдержать осаду. Тогда Харальд пошел на хитрость: он велел своим птицеловам ловить птичек, которые вьют гнезда в городе и вылетают днем в лес в поисках пищи. Харальд приказал привязать к птичьим спинкам сосновые стружки, смазанные воском и серой, и поджечь их.

Однако, остаётся неясным место зарождения данной легенды и была ли она заимствована русскими летописцами из скандинавских преданий, или же наоборот - составители скандинавских саг вдохновлялись сюжетами из славянских летописаний[1][4]. М. Н. Тихомиров отмечал, что поведение княгини Ольги, изложенное в Повести временных лет ничем не отличается от поведения варварских королев эпохи Меровингов в летописях франков[6]. Некоторые видят в данном сюжете библейские мотивы[1].

Также высказываются предположения, что фольклорный сюжет о тройной мести (перед походом на Искоростень) является реминисценцией славянских языческих обрядов человеческих жертвоприношений, приносимых перед битвой[7] и всё описание наполнено глубоким языческим символизмом[8]. По мнению О. В. Творогова три мести Ольги, взятые в совокупности, «отражают элементы языческого похоронного обряда»: ношение покойника в лодке, сожжение, тризна с человеческими жертвоприношениями[9][10].

Исследователи также обращают внимание на схожесть летописного рассказа о мести с сюжетом народных сказок. Ольга загадывает древлянским сватам загадки и подвергает их испытаниям, как и царевна-невеста из русских сказок испытывает своего жениха[8][11]. И, также как и в сказках, может покарать последнего за неправильный ответ (к примеру, мотив закапывания жениха живьем присутствует в былинах о Михайло Потоке). По словам советского фольклориста В. Я. Проппа, «иногда царевна изображена богатыркой, воительницей, она искусна в стрельбе и беге, ездит на коне, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания с героем»[4]. По утверждению исследовательницы М. Н. Виролайнен, Ольга в летописи «совершает те шаги, которые и должна совершать определенного рода героиня в определенного рода условиях»[12].

Также у историков вызывает вопросы столь подробное описание монастырскими летописцами несовместимых с христианской моралью жестокостей, совершаемых одной из первой христианок на Руси. Некоторые исследователи видят в этом дань памяти раннеславянскому обычаю кровной мести[13]. По словам С. М. Соловьёва летописец включил в повествование эпизод с местью руководствуясь этическими причинами[14]:

При тогдашней неразвитости общественных отношений месть за родича была подвигом по преимуществу: вот почему рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и потому так свежо и украшенно сохранился в памяти народной

Обращает внимание и то, что именно за удачливую процедуру мести, летописец называет Ольгу «мудрѣйши всих человѣкъ» ("мудрейшей из всех людей»")[15]. Другие историки прослеживают в подобном описании противопоставление жестокого языческого и милосердного христианского поведения, отмечая, что подобным же приёмом летописец воспользовался при описании греховной жизни Владимира Святого до его крещения[10]. Таким образом летописец проводит мысль о том, что чем тяжелее грех, тем выше подвиг добровольного преодоления его[10]. Следует также сказать, что в позднейшее время русскими книжниками была предпринята попытка объяснить древлянскую месть уже с точки зрения христианской морали. Так, в «Житии святой Ольги» XVI века, её поступок прославляется как образец целомудрия и верности усопшему мужу, автор уподобляет Ольгу «горлици единомужней»[16][10]. Однако, уже во времена Ивана Грозного поступки Ольги были переосмыслены как наказание государеубийцам, ослушавшихся верховной власти. В Степенной книге это передано следующими словами: «Того ради да примут месть, чтобы прекратилась дерзость в Русской земле помышляющих злое на самодержавных, да и прочие не навыкнут убивать государствующих ими в Руси, но со страхом да повинуются величию царствия Руския державы начальникам»[16][10].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов. — М., 2004, c. 78-80, 86-87 и 122-124
  2. ↑ Цветков С. Э. Глава: Сказание об Ольгиной мести — утраченный подлинник // Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава.. — М.: Центрполиграф, 2012. — 494 с. — ISBN 978-5-227-03441-0.
  3. ↑ Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М.: АСТ, 2009. — С. 400. — 464 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-008799-3.
  4. ↑ 1 2 3 4 Цветков С. Э. Глава: Древнерусские или скандинавские корни? // Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава.. — М.: Центрполиграф, 2012. — 494 с. — ISBN 978-5-227-03441-0.
  5. ↑ Снорри Стурлусон, «Сага о Харальде Суровом», «Круг Земной» VI.
  6. ↑ Тихомиров М. Н. Ольга//Рукописное наследие академика М.Н. Тихомирова в Архиве Академии наук/Научное описание/ Сост. И.П. Староверова. М.: Наука, 1974. С. 159–161
  7. ↑ Фроянов И. Я., Дегтярёв А. Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы.. — М.: Златоуст, 1995. — С. 73. — 701 с. — ISBN 5865470183.
  8. ↑ 1 2 Лихачев Д. С. Комментарии // «Повесть временных лет». Ч. 2. М. — Л., 1950. С. 297
  9. ↑ Пчёлов Е. В. Генеалогия древнерусских князей IX — нач. XI в. / д.и.н. О. М. Медушевская. — М.: РГГУ, 2001. — С. 131. — 262 с. — ISBN 5728103146.
  10. ↑ 1 2 3 4 5 Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. — М.: «Молодая гвардия», 2009. — С. 90-106. — 374 с. — ISBN 978-5-235-03520-1.
  11. ↑ Королев А. С. Глава 3 // Святослав (ЖЗЛ). — 2011. — 352 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03397-9.
  12. ↑ Виролайнен М.Н. Загадки княгини Ольги. (Исторические предания об Олеге и Ольге в мифологическом аспекте) // Русское подвижничество. М., 1996. С. 64.
  13. ↑ М. Айвазян. Герменевтика древнерусской литературы / Мишутина Т. И.. — М.: ИМЛИ РАН, 1995. — Т. 8. — С. 6. — 333 с. — ISBN 5865620185.
  14. ↑ Соловьёв С. М.. История России с древнейших времён. — Спб.: товарищество «Общественная польза», 1851—1879. — Т. 7.
  15. ↑ Малиновский А. И. Кровавая месть и смертные казни. Вып.1-2 / Томск: Типо-лит. Сиб. т-ва печ. дела, 1908—1909. // Известия Томского университета; 1909, Кн. 33
  16. ↑ 1 2 ПСРЛ, том XXI. Издание 1-е. Половина 1-ая. Книга Степенная царского родословия (1-10 степени грани). СПб., 1908. 350 с.// стр. 10

Ссылки

wikiredia.ru

Жестокая месть княгини Ольги.

Жестокая месть княгини Ольги.

Эту женщину по праву можно назвать образцом женской верности. Потеряв мужа, она нашла способ жестоко отомстить его убийцам, а когда ее вынуждали еще раз выйти замуж, то предпочла отречься от веры предков, лишь бы снова не пойти под венец. При этом ей пришлось справляться с тяжким бременем, легшим на ее плечи, – возглавить и сохранить лишенное правителя государство.

Невесть откуда взявшаяся

Ольга впервые появляется в летописях как невеста князя Игоря. А вот кто она и откуда родом, древние тексты дают довольно противоречивые сведения. Согласно «Повести временных лет» ее привели из Пскова. Житие княгини, составленное в XVI веке, утверждает, что ее родиной была «весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда еще не существовавшего».

В Иоакимовской летописи вообще указано, что Вещий Олег нашел племяннику жену в Изборске. Неясна и национальность княгини. Согласно Житию, Ольга была «от языка варяжска», что подтверждает ее скандинавское имя – Ольга (Helga). Но по Иоакимовской летописи она происходит из славянского рода, идущего от самого Гостомысла – древнейшего правителя Руси.

При этом неславянское имя княгини объясняется так: до свадьбы ее звали Прекрасой, а Ольгой ей назвал Вещий Олег. Еще более невероятный факт приводит Типографская летопись начала XVI века: Олег женил Игоря на собственной дочери! В общем, княгиня Ольга возникает в истории как невеста Игоря, полностью соответствуя древнему значению этого слова: «невеста» – та, что пришла невесть откуда.

Месть 1. Живьем погребенные

Мы уже рассказали о том, как князь Игорь был убит древлянами из-за того, что попытался взять с них дополнительную дань. Когда тревожная весть о его смерти облетела Русь, Ольга с сыном Святославом находилась в Киеве.

Но не успели на ее щеках обсохнуть слезы печали по погибшему супругу, как под стенами города появились сами убийцы – двадцать избранных мужей от Деревской земли просили у княгини аудиенции. Ольга приняла послов. На вопрос, зачем пришли они, древляне ответили:

– Мужа твоего мы убили, так как он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю. Так пойди замуж за князя нашего Мала.

Избавившись от Игоря, древляне решили, что теперь смогут прибрать к рукам всю Киевскую Русь, женив своего князя на вдове погибшего правителя и убив законного наследника. Ведь официально престол Киевской Руси перешел к сыну Игоря Святославу, но так как тому было всего лишь три года, Ольга исполняла роль регентши.

– Любезна мне речь ваша, – подумав, ответила Ольга. – Мужа моего мне все равно уже не воскресить… Я с охотою пойду за вашего молодого князя. Теперь идите, отдохните в ладье вашей, утром же я позову вас на почетный пир. Вы же, когда поутру придут звать вас, скажите, что прибудете туда таким же образом, как прибыли к Киеву: то есть прямо в ладье.

И тогда киевляне понесут вас на головах своих. И пусть все увидят вашу знатность и мою любовь к вашему князю.Обрадовались древляне и пошли отдыхать в ладью. Утром, как и обещала Ольга, пришли киевляне звать их на пир.

– Мы не пойдем пешими, не поедем на конях. Несите нас к княгине в ладье на головах ваших, – заявили послы.Киевляне покорно подняли корабль и понесли в город распираемых от гордости древлян. Но не долго они радовались. Едва русичи внесли ладью на княжий двор, тут же сбросили ее вместе с послами в глубокую яму, выкопанную за ночь по велению Ольги.

– Хороша ли вам честь? – спросила княгиня, склонившись над ямой. А потом повелела засыпать яму, живьем похоронив дерзких послов.

Месть 2. Кровавая баня

Расправившись с делегацией, Ольга сразу же послала гонца в Деревскую землю.– Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за вашего князя, присылайте за мной посольство более многочисленное и более знатное, чем первое.Иначе не пустят меня киевские люди, – объявила она.

Не подозревавшие о том, какая участь постигла первых сватов, древляне отправили в Киев еще полсотни мужей, выбрав самых знатных. Когда они явились в Киев, Ольга повелела истопить баню и передала послам, что примет их лишь после того, как они хорошенько вымоются. Но едва древляне принялись мыться, киевляне подперли двери, обложили баню соломой и хворостом и подожгли. Так свершилась вторая месть княгини Ольги.

Месть 3. Тризна

Наконец Ольга, взяв с собой небольшую дружину, сама отправилась в Деревскую землю. Высланные вперед гонцы объявили, что княгиня перед свадьбой желает оплакать своего погибшего мужа и устроить тризну на его могиле, а потому повелевает свезти как можно больше хмельного меда и яств к городу Искоростень, около которого был убит Игорь. Древляне выполнили указания княгини.

– А где же дружина наша, которую послали за тобой? – удивились они, не обнаружив в свите Ольги посланных к ней сватов.– Они идут вслед за нами по другому пути со всем моим богатством, – ответила та.Оплакав Игоря, Ольга приказала насыпать над его захоронением большой курган, после чего пригласила древлян помянуть убитого ими князя. Своим же людям она велела прислуживать на пиру. Когда же древляне опьянели, княгиня воскликнула:– А теперь рубите их!

И русичи безжалостно перебили всех пирующих. В ту тризну у кургана князя Игоря пролили кровь пяти тысяч человек.

Месть 4. Небесный огонь

Вернувшись в Киев, Ольга собрала войско и через год двинула на Деревскую землю всю русскую рать. Древляне выставили против нее свою армию, но потерпели поражение и заперлись в Искоростене. Взять город оказалось дружине Ольги не по силам – целый год она безрезультатно продержала его в осаде. Древляне отчаянно оборонялись, понимая, что исполненная желанием мести княгиня никого не пощадит. Наконец Ольга смирилась:

– Я уже трижды мстила за смерть Игоря и больше не хочу мести, – передала она с гонцами. – Теперь желаю лишь взять с вас небольшую дань, заключить мир и уйти прочь. Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не можете уплатить мне ни медом, ни воском, ни кожами. Так дайте мне хотя бы какую-нибудь мелочь, например по три голубя и по три воробья от каждого дома, и мне этого будет вполне достаточно, чтобы убедиться в вашей покорности.

Обрадовались древляне, посчитав эту дань слишком ничтожной, и сразу же исполнили просьбу княгини. Приняв этот странный дар, Ольга пообещала завтра же увести от города свои войска. Но жители Искоростеня даже не подозревали, что большинству из них не суждено дожить до рассвета. Едва сгустились сумерки, княгиня Ольга раздала каждому своему воину по птице, повелела привязать к лапкам трут с фитильком, поджечь и выпустить.

Оказавшись на свободе, воробьи и голуби устремились к своим гнездам в Коростень: в голубятни, под крыши теремов, на сеновалы, в сараи. В городе разом полыхнули все дворы. Ольга же приказала окружить стены и хватать всех, кто попытается покинуть город. Покорив таким образом Деревскую землю, Ольга обложила ее еще большей данью, чем брал ее муж.

Крещение вместо венчания

После расправы с древлянами княгиня Ольга вернулась в Киев и долгие годы правила русскими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов».

Согласно «Повести временных лет» в 955 году она отправилась с дипломатической миссией в Константинополь.

Император Византийской империи Константин VII Багрянородный поразился красоте и разуму русской княгини и пожелал взять ее в жены. Ольга, которая даже после смерти мужа хранила ему верность, оказалась озадачена: как отказать императору, но при этом не испортить отношения между государствами?

И тогда она ответила:

– Хорошо, я выйду за тебя. Да только я – язычница, и негоже мне сочетаться браком с христианином. Вот приму крещение, тогда и веди под венец. Но есть одно условие: если хочешь крестить меня, делай это сам, иначе не покрещусь.Константин с радостью согласился.

Когда же он, окрестив Ольгу, снова обратился к ней с той же просьбой, та ответила:– Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь.

– Перехитрила ты меня, Ольга! – воскликнул император, в очередной раз подивившись ее разуму и смекалке, после чего с богатыми дарами отпустил княгиню домой.Княгиня Ольга до конца своих дней оставалась правительницей Киевской Руси. Повзрослев, Святослав хоть и возглавил государство, но постоянно находился в военных походах, оставляя свои земли в надежных материнских руках.

Но однажды княгиня сказала сыну:– Видишь – я больна. Куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь.

Через три дня – 11 июля 969 года княгиня умерла. Перед смертью она попросила не справлять по ней языческой тризны, а похоронить по христианскому обряду. Святослав исполнил волю матери. Позже, в 1007 году, принявший христианство ее внук князь Владимир выкопал останки легендарной Ольги и перенес их в основанную им церковь Святой Богородицы.

http://storyfiles.blogspot.ru/2013/12/blog-post_3721.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

mirinteresno.mirtesen.ru

Мщение Ольги

Мщение Ольги

  Страшная гибель мужа при Искоростене стала причиной жестокой мести княгини Ольги взбунтовавшимся древлянам. Хитростью и силой оружия она привела их к покорности, полностью уничтожив их племенных вождей и старейшин. Искоростень был предан огню.

  Автор "Повести временных лет" свидетельствует, что древляне, решили захватить власть над Киевом. По преданию, их старейшины решили: "Вот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его Святославом сделаем, что хотим".

  Живьем погребенные. Двадцать именитых знатных мужей Древлянской земли отправились к княгине Ольге и сказали: "Мужа твоего убили, потому что муж твой был словно волк, расхищая и грабя, а наши князья добрые, берегут Древлянскую землю. Пойди за князя нашего Мала". Хитрая правительница ответила на их предложение притворным согласием: "Люба мне ваша речь; ведь в самом деле мне мужа своего не воскресить!" Княгиня заявила, что хочет оказать послам почет особый и просит их завтра прибыть ко двору в ладье, да так, чтобы несли ее на плечах ее дружинники. Обрадованные ласковым приемом древляне вернулись на берег Днепра. Наутро они важно расселись в лодке, а присланным Ольгой воям сказали, как научила их княгиня: "Не едем на конях, не идем пешком, а несите нас в ладье!" Беспечные сваты не подозревали, что лишь только они ушли из терема правительницы, она приказала выкопать на дворе яму "велику и глубоку", задумав против них недоброе. Едва древлянских послов внесли на княжеский двор, их прямо в ладье бросили в яму. "Довольны ли вы честью?" - спросила Ольга. - "Ох, хуже нам Игоревой смерти!" - стенали несчастные. Не обращая внимания на их мольбы о сострадании, княгиня велела засыпать их землей живыми.

  Кровавая баня. Ольга же послала гонцов к древлянам и потребовала от них более высокого посольства: "Если вправду меня просите, то пришлите мужей нарочитых. Тогда с великой честью пойду за князя вашего, иначе не пустят меня люди киевские". Древляне ничего не знали об участи первых сватов. Они собрали пятьдесят лучших представителей знати и старейшин и послали их в Киев. Княгиня Ольга встретила их с показным радушием. Она велела истопить для "дорогих гостей" баню. "И натопили баню, - говорит летопись, - и влезли в нее древляне и начали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все".

  Третья месть Ольги. Ольга продолжала жаждать отмщения. Осенью 946 года она послала сказать древлянам, что готова стать женой князя Мала, только до вступления во второй брак ей необходимо совершить тризну по покойному Игорю. Она велела им наварить хмельные меды и ожидать ее в гости на месте гибели ее мужа под Искоростенем. В сопровождении небольшой дружины она пришла к древлянской столице и повелела воинам насыпать "могилу великую", а затем началось поминальное пиршество. Когда действие крепкого напитка омрачило головы неосторожных хозяев, и они забылись мертвецким сном, княгиня приказала своей дружине рубить их мечами. Более пяти тысяч тел стали кровавым жертвоприношением на могиле Игоря.

  Война с древлянами. В 946 году киевское войско под предводительством варяжских воевод Свенельда и Асмуда, сопровождаемое Ольгой с сыном Святославом, вновь отправилось в Древлянскую землю. Жители ее, не считавшие себя покоренными, выставили против киевлян свои дружины. Княжич Святослав метнул копье в сторону противника. Брошенное слабой детской рукой, оно пролетело между ушей коня, на котором сидел юный воин, и упало на землю. "Князь уже начал битву! - взревела дружина. - Вперед!" Древляне были разгромлены, бежали в родные города и там затворились. Киевская рать быстро взяла штурмом эти "грады". Один осажденный Искоростень продолжал оказывать сопротивление. "И стояла Ольга лето, и не могла взять город", - говорит летопись.

  Взятие Искоростеня. Тогда княгиня пошла на новую хитрость. Она заявила, что вполне удовлетворена местью, что не хочет брать город приступом, а нужна ей только дань - как свидетельство, что древляне ей покорились. Древляне в очередной раз поверили: они предложили княгине воск, мед, меха и рыбу. Но, как оказалось, Ольга просила всего-навсего по три голубя и по три воробья с каждого двора. Жители Искоростеня, довольные тем, что так дешево отделались, наловили нужное количество птиц и передали их победительнице. Вероломная княгиня велела привязать к лапкам каждого голубя и воробья трут, пропитанный серой, поджечь его и отпустить птиц на волю. Естественно, те полетели в родные гнезда, вызвав в городе пожар. Обезумев от страха, жители в панике бежали, пытались спастись от бушующего пламени за пределами крепости и стали легкой добычей киевлян. Часть древлян погибла, а другие были угнаны в рабство.

www.othist.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"