Что такое лирика в литературе? Лирика - это... Лирика это в музыке


Лирическое в музыке | Анна Благая

Скрипка | Статьи о скрипке

 

Лирическое в музыке

 

Лирике свойственна напевность и музыкальность.Опирается на ассоциации,дополнительные интонациии смысловые оттенки. Способнапередавать сложные душевные состояния.На первом плане — нечеткиемерцающие образы,зыбкие речевые конструкции.Подключает к образному мышлению.Часто интонации перемещаютсяв акустическую сферу,значения слов размываются.Лирические высказываниятяготеют к афористичности.В лирике в силу субъективностине важно где, что и когда произошло,а важен отпечаток в душе автора.Пространство и время не имеют значения.

(теория литературы)

 

А. «Лирическое мироощущение»

1.Слово «лирика» можно понимать как в узком, так и в широком смысле, имея в виду глубоко субъективное, одушевленное исполнение какого-либо (чаще романтического) произведения, характеризующееся «сплошным дыханием» в фразировке, льющимся и гибким звуком, постоянно меняющим свою окраску вслед за тончайшими изменениями душевного состояния, передаваемого музыкой.

Все сказанное выше о литературной лирике верно и для лирики музыкальной

(опора на ассоциации, дополнительные интонации и смысловые оттенки; подключение к образному мышлению, способность передавать сложные душевные состояния; помещение на первый план нечетких мерцающих образов, зыбких конструкций. Границы различных конструктивных элементов -фраз – действительно как бы размыты).

В качестве примера приведем тему гадания Кармен из скрипичной фантазии П.Сарасате, где музыкальное воздействие на слушателя обусловлено в основном вышеперечисленными качествами, или скрипичную музыку Кароля Шимановского и, в частности, его Первый концерт, а также «Фонтан Аретузы» из «Мифов».

2. Лирические высказывания могут приобретать различные формы:

- автопсихологическая лирика – предметом является внутренний мир автора. Речь ведется от первого лица (монолог).

Ярчайший образец такого рода лирики- знаменитая «Поэма» Шоссона (к этому названию мы еще вернемся в процессе написания реферата, т.к. оно говорит о многом).

- медитативная лирика – эмоционально насыщенное размышление о чем-либо (лирика чувства, лирика мысли, лирика описания и лирика повествования).

Вспомним такие пьесы, как «Созерцание» Брамса, «Размышление» Массне, «Листок из альбома» Вагнера и т.д., а также традиционно почти все вторые части концертов (например, Брамса, Чайковского…)

Добавим, что лирическое повествование может быть также в форме диалога (т.к. в музыке, например, в симфониях, возможны образования, имитирующие диалог ), обращения к неопределенному лицу, чувства сквозь сюжет (баллада), а также, в силу беспрепятственного проникновения лирики в произведения любого жанра и направления, она может принимать различные смешанные формы, как, например, философская лирика, черты которой явно выражены во вторых частях сольных скрипичных сонат И.С. Баха (особенно – До мажорной и Ля минорной).

Кроме того, лирическими бывают не только целые произведения или даже отдельные их части. Очень часто попадаются лирические эпизоды, темы, — они появляются ненадолго, быстро сменяются противоположными по характеру эпизодами, но определяют собой иногда весь облик произведения в целом.

Такова, например, побочная партия Первого концерта Паганини, да и побочные темы других концертов, в которых данное качество более или менее ярко выражено.

Надо сказать, что в том случае, когда лирическое начало проявляется в произведении эпизодически, это влечет за собой некоторые исполнительские сложности. Дело в том, что лирическое восприятие влечет за собой собственный стиль исполнения, свои методы, часто весьма отличные от тех методов, которыми придется пользоваться в следующем, контрастном эпизоде. Искусство мгновенного переключения – вопрос мастерства, которое приходит далеко не сразу.

Прежде чем перейти к вопросу о практическом претворении лирического начала в музыке, хотелось бы еще упомянуть о том (и это очень важно), что лирика далеко не обязательно проявляется в «медленных» (грубая ошибка) произведениях. С эстетической точки зрения, «Последняя роза лета» Эрнста – подлинный образец настоящей лирики, это лирическая пьеса, так как пассажи в ней являются всего лишь вариациями на замечательную фольклорную песенную тему.

B. О «плюсах» и «минусах» лирического мироощущения применительно к игре на скрипке

Из вышесказанного становится ясной важность для музыканта качества, называемого нами «лирическим мироощущением». Без него музыка теряет силу своего воздействия. Природа настоящего музыканта немыслима без этого качества, без эмоций, без эстетических переживаний.

Однако, есть и оборотная сторона этого явления.

Она заключается в том, что надо постоянно обращать внимание на некоторые проблемы технологического порядка, которые могут возникнуть на разных этапах освоения произведения из-за эмоционального переживания музыки.

Эти проблемы:

- Ритм,

- Интонация (часто становится слегка ниже, однако может и повышаться),

- Артикуляция в пассажах («проговаривание» пальцами левой руки мелких нот).

Остановимся на этом подробнее.

Забота о качестве исполнения

Если первые две неприятности легко устранимы (при должном внимании к ним все быстро проходит и на следующих этапах общения с данным произведением — следующем обращении к нему — не возобновляется), то последняя может серьезно подпортить впечатление от исполнения; кроме того, она может возникнуть в любое время и никто от нее не застрахован.

Это, по большей части, дело психологии.

(Дело в том, что существуют психологические закономерности, касающиеся эмоционального состояния при занятиях. Чувство тревоги, печаль оборачиваются повышенным вниманием к эмоциональной стороне музыки, глубоким проникновением в нее, при этом правая рука часто опускается ниже, чем нужно, и скрипка тоже, человек «наваливается» на нее, что делает звук сдавленным и в дальнейшем оборачивается проблемами в качестве. Наоборот,- удовольствие, оптимизм характеризуются ясным и приятным ощущением в левой, прежде всего, руке, при этом появляется повышенное внимание к технике, удовольствие от успешного решения того или иного трудного места; обе руки легкие, звук очень чистый и прозрачный, далеко несущийся, но после таких занятий несколько пропадает “настоящее” ощущение музыки. Очень интересен, но необычайно неудобен для скрипачей тот факт, что оба эти состояния мгновенно переключаются, превращаются друг в друга, то есть после успешного и приятного во всех отношениях проигрывания концерта или пьесы (на следующий день) можно ждать качественного ухудшения техники, звука, как бы вырывающего силком, из-под спуда, и собственного немного странного ощущения от игры).

Итак, мы упомянули о психологических закономерностях, из которых видно, что «переживание» музыки иногда оказывается неполезным для игрового аппарата скрипача. Однако, к счастью, есть и физиологические закономерности тоже, благодаря которым с потерями в качестве можно бороться.

Должен быть выработан «аварийный запас», комплекс мер, которые когда-нибудь придется осознанно применить, добиваясь от своих рук того или иного качества звучания. Для самонастройки игрового аппарата требуются специальные упражнения, набор которых индивидуален для каждого человека (в соответствии с его психологическими и физиологическими особенностями). Можно только сказать, что большую пользу в данном случае могут принести в основном самые простые движения, просто хорошо выполненные: гаммообразные пассажи одним, двумя пальцами; упражнения Шрадика (все три тетради, но особенно первая и вторая, причем в тех их разделах, где даны упражнения в высоких позициях).

С. Как развить лирические, чисто музыкальные качества

Однако способному человеку устранить легкие неприятности, связанные с чересчур эмоциональным отношением к делу, легче, чем развить кому-нибудь в себе качества, необходимые для глубокого восприятия и одушевленного исполнения музыки. В основном эти качества даются природой.

И все же их можно существенно усилить, если проводить (с самого начала обучения ребенка) осознанную педагогическую политику, обращающую внимание на развитие кантиленного звучания и фразировки, а также на общее психоэмоциональное развитие ученика.

1. Звукоизвлечение

Пожалуй, удачной находкой детской педагогики в России является то, что т.н.«учебные» концерты (Акколаи, Роде, Виотти, Шпор и т.д.), которые играют дети в первых классах специальных школ, почти все принадлежат к романтической музыкальной эпохе, что прекрасно формирует способности к перенесению собственных чувств и ощущений в исполнение произведения. Эта традиция не повсеместна. В Германии, например(по крайней мере, в некоторых городах), наоборот, — проводится строго поэтапное обучение, где изучаемые произведения выстроены в хронологическом порядке, как лекции по истории музыки. Детей учат играть на скрипке с классиков, с Моцарта, что, на мой взгляд, нецелесообразно, т.к. тут уже требуется мастерство, и при этом, что особенно важно, нет простора для полной отдачи эмоций…

Кроме репертуарной стратегии (которую лучше выстроить по «русскому» образцу), полезны этюды на выразительность звучания (например, Крейцер №13,14), представляющие из себя музыкальный материал, построенный или на богатом секвенцировании, или просто таким образом, чтобы требовалась постоянная смена окраски звучания вслед за испытываемыми эмоциями.

2. Фразировка. Отмеченные в самом начале реферата всех видов качества лирического мировоззрения (размытость линий) определяют собой совершенно иной тип фразировки: сплошное дыхание. В методическом отношении важно научить ученика, что мелодия не начинается с движения смычка и не определяется очередными его сменами.

Более того: ни лиги, ни акценты, проставленные редактором нот или же самим автором, ни смена оттенков, даже самая внезапная,- ничто это не может быть «забором», препятствием на пути к истинной музыкальности.

Уже на первых этапах обучения важно приучение к процессу постепенного формирования пластичной фразы, которая не зависит ни от каких внешних (технических или музыкальных) факторов.

(В этом смысле хотелось бы упомянуть такую проблему, как проблема пауз. Она возникает с самых первых лет обучения музыке и часто остается даже на более высоком(консерваторском) уровне. Вспомним 2 сонату Изаи для скрипки соло (особенно части 1,4, — «Наваждение» и «Фурии»): у многих она не получается, т.к. паузы все воспринимают как отъединяющие, а они на самом деле объединяют. Надо уметь мыслить через паузу.

Кстати, 2 часть этой же сонаты Изаи – «Меланхолия» – один из наиболее цельных и уникальных образцов сплошного дыхания в скрипичной литературе. Она обнаруживает родство с фольклорным плачем – абсолютное растворение конструктивных элементов в едином, текучем, индивидуальном начале. На ее примере лучше всего выражено – в широком смысле — понятие «лирического мироощущения»).

D. Дополнение: О музыкальной строфике

Эта чрезвычайно интересная тема стоит специального исследования, мы можем здесь только слегка обозначить ее.

Выше упоминалось о «Поэме» Шоссона и о ее совсем не случайном названии, напоминающем нам о тех временах, когда музыка и поэзия представляла из себя единое целое (поэзия Алкея и Сапфо в Древней Греции). Собственно, тогда она и называлась лирикой.

Теперь музыка- самостоятельный вид искусства, потерявший связь с поэзией. Однако, в целом ряде произведений (в основном, как раз в тех, о которых говорится в данном реферате) остается проблема строфы как единого элемента, организующего музыкальную ткань(без строфического решения некоторых кантиленных эпизодов они растягиваются, при прослушивании их появляется ощущение, что они длиннее, чем написано).

Решается этот вопрос уже на самом высшем музыкальном уровне, и обычно — чисто интуитивным образом.

… Итак, мы рассмотрели комплекс проблем, связанных с лирикой или, можно сказать, с проявлением «музыкальности» в музыке.

При этом мы имели возможность убедиться в том, что они возникают на самых разных уровнях скрипичной игры, начиная с детства и кончая весьма зрелым возрастом, так что, наверное, было бы интересно подумать над этой темой каждому скрипачу.

Анна Благая, 1999 г.

blagaya.ru

Лирические музыкальные произведения | Музыкальный класс

Центром любого лирического произведения являются чувства и переживания человека (например, автора или персонажа). Даже когда произведение описывает события и предметы, это описание проходит сквозь призму настроения автора или лирического героя, в то время, как эпос и драма подразумевают и требуют большую объективность.

Задача эпоса – это описание событий, и взгляд автора в данном случае – это взгляд стороннего беспристрастного наблюдателя. Автор драмы и вовсе лишен «собственного» голоса; все, что он хочет донести до зрителя (читателя) должно быть понятно из слов и действий героев произведения.

Таким образом, из трёх традиционно выделяемых родов литературы – лирики, эпоса и драмы – именно лирика наиболее близка музыке. Она требует умения погружаться в мир переживаний другого человека, которые зачастую носят абстрактный характер, а ведь именно музыка лучше всего способна передавать чувства, не называя их. Лирические музыкальные произведения делятся на несколько типов. Рассмотрим вкратце некоторые из них.

Вокальная лирика

Одним из самых распространённых жанров вокальной лирики является романс. Романсом называют  произведение, написанное на стихотворение (как правило, небольшое) лирического характера. Мелодия романса тесно связана с его текстом, и отражает не только структуру стихотворения, но и отдельные его образы при помощи таких средств, как ритм и интонация Композиторы иногда объединяют свои романсы в целые вокальные циклы («К далёкой возлюбленной» Бетховена, «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха» Шуберта и другие).

Камерно-инструментальная лирика

Камерные произведения предназначены для исполнения небольшим составом исполнителей в небольших помещениях и характеризуются  большим вниманием к личности человека. Эти особенности делают камерно-инструментальную музыку очень подходящей для передачи лирических образов. Лирическое начало в камерной музыке особенно сильно проявило себя в творчестве композиторов-романтиков («Песни без слов» Ф.Мендельсона).

Лирико-эпический  симфонизм

Еще один тип лирического музыкального произведения – лирико-эпическая симфония, которая зародилась в австро-немецкой музыке, и основоположником которой считается Шуберт (симфония C-dur). В такого рода произведениях повествование о событиях сочетается с эмоциональными переживаниями повествователя.

Лирико-драматический симфонизм

Лирика в музыке может сочетаться не только с эпосом, но также и с драмой (например, 40-я симфония Моцарта). Драма в таких произведениях проявляется как бы поверх присущей музыке лирической природы, преобразуя лирику и используя ее в своих целях. Лирико-драматический симфонизм получил своё развитие у композиторов романтической школы, а затем и в творчестве Чайковского.

Как видим, лирические музыкальные произведения могут принимать различные формы, каждая из которых имеет свои особенности и представляет интерес и для слушателей, и для музыковедов.

Автор – Алексей Бочкар

Посмотрите направо – вы видите, как много людей уже вступили в нашу группу в контакте – они любят музыку и хотят общаться. Присоединяйтесь к нас и вы! А ещё… Давайте послушаем с вами что-нибудь из музыкальной лирики… Например, чудесный весенний романс Сергея Рахманинова.

Сергей Рахманинов “Весенние воды”  – стихи Фёдора Тютчева

music-education.ru

Лирические образы. Лирические образы в музыке

Центром любого лирического произведения становится человек. Если в песне или рассказе нет людей, то каждый предмет описывается сквозь призму чувств автора или вымышленного героя.

Лирический образ

В художественном, музыкальном произведении есть персонаж, которого описывает автор, наделяя его какими-то характерными чертами. В лирике - роде произведений, основанном на эмоциональном раскрытии самого повествователя и его персонажа - он полностью обнажает душу и сердце.

Читатель или слушатель может определить все чувства, которые таят в себе лирические образы. Только внимательная публика прочитает послание автора через его произведение.

Что такое лирика?

Это род произведений искусства, пришедший из Древней Греции. Он был назван в честь струнного инструмента - лиры. Во время таких концертов древние артисты передавали свою чувствительную сторону с помощью музыки. Самым распространенным заблуждением стало то, что лирика основывается на меланхоличных мотивах. Это не правда. Она может фокусироваться на одной эмоции, но чаще всего отражает целый спектр: горе, радость, печаль, веселье. Какие бы чувства ни испытывал человек, если они выносятся на первый план в искусстве, оно становится лирическим.

Основные виды произведений - поэзия, музыка, послание. Самыми древними лирическими текстами считаются "Песнь Песней", которую написал легендарный царь Соломон, и Псалмы Давида. Первое произведение – это поэма, второе - относится к религиозной лирике.

Данный вид творений может быть просто отрезком или отступлением в большом произведении, во время которого главный герой переживает ряд чувств и делится ими с публикой.

Что делает уникальным лирику?

Основная черта такого рода произведений заключается в том, что, помимо чувств и личных ощущений от каких-то явлений, автор ничего не описывает. Словно со сцены звучит индивидуальная исповедь. Развития активных событий нет.

Главные характерные особенности:

  • бездействие,
  • чувства и эмоции,
  • настроение.

Древние времена

Лирика начинала свое развитие в античной Греции. Яркими представителями этого стиля в то время считались Стесихор и Алкман, которые прославляли героев и государство. Наибольшего рассвета лирика достигла в первом веке, в период деятельности Вергилия, автора "Энеиды", и Овидия с его "Метаморфозами". Главными темами моральных переживаний авторы выбирали любовь. У нее были самые различные драматические образы: любовь к отцу (как у Энея), любовь к родине, к близким людям.

Средневековье и эпоха Возрождения

В Средние века главными лириками были трубадуры. Они странствовали по разным селениям, пели, читали стихи, играли на флейтах. Своим творчеством трубадуры объединили различные виды лирики в один. Они даже давали театрализованные представления.

Эпоха Возрождения привнесла расцвет любовной лирики в мировое искусство. Из поэтов самыми знаменитыми стали Данте, Петрарка, Лоренцо Медичи. В то же время появились музыкальные баллады. Ярким представителем жанра стал Карл Орлеанский.

Лирика была не только любовной в указанный период. У Ульриха фон Гуттена она носила целиком полемический характер. Лирические образы, примеры которых брались у философов и музыкантов классической эпохи, приходилось делать более современными, менее эмоциональными. Но все же несчастная любовь героя Петрарки к его прелестной Лауре доминировала во всех дальнейших произведениях. Его поэмы брали за основу.

В Англии лирика развивалась мало. В народе возникла песня о Робин Гуде в стиле лирической баллады. Уильям Шекспир как первооткрыватель этого литературного рода в своей стране вынес на первый план драматические образы страдальца и мученика Гамлета, укрывающего правду Макбета и других героев.

Недалекое прошлое

Девятнадцатый век пестрит именами лириков: Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гете, Джон Китс, Уильям Вордсворт, Перси Биши Шелли, Виктор Мари Гюго, Альфред де Мюссе...

В России известными поэтами, работающими в этом стиле, были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Михаил Лермонтов, Кондратий Рылеев, Петр Вяземский, Владимир Одоевский.

Описание героя в лирике

В произведении такого рода необязательно главным действующим лицом будет человек. Лирический герой – это мужчина, женщина, ребенок, старик, природа, небесное светило, время года. Только автор может выбрать тот объект, который наделит в итоге эмоциями. Создатель произведения старается вложить собственные мысли в уста своих лирических образов. Он не переносит себя полностью на героя, зато наделяет теми чувствами, что испытывает.

Даже если автор и не собирался выносить свои личные переживания на показ, он не может избежать этого. Главный лирический образ станет отражением мировоззрения, восприятия музыканта или писателя. Основной герой проявляет все те черты, которые свойственны человеку настоящего времени, его общественному классу. В этом образе каждый для себя может вынести урок, сокрытый автором внутри произведения.

Лирические образы в музыке

Лирика передается через музыку. Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может высказать все чувства, которые не так и сложно понять внимательному человеку. Лирические образы в мелодии могут передаваться с помощью инструмента или вокала.

Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов. С помощью мелодий они формировали лирические образы. Ярким примером является Девятая симфония Бетховена. Композитор фокусируется на целом народе, лирическом образом выступает весь этнос. В музыке звучат попытки примирить враждующих людей.

Бетховен в течении всей жизни старался привносить положительные черты всем своим образам. Он говорил: "То, что исходит от сердца, должно к нему и вести". Многие исследователи берут это высказывание на вооружение при формировании определения лирического образа в целом. В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе, о пробуждении мира после зимнего сна. Лирические образы в музыке композитора воплотились в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

У Чайковского в цикле «Времена года» природа также становится главной. У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне в композиции «Нежность». Каждый маэстро находил вдохновение в природе, человеке, в каком-то моменте. Все это потом становилось главной темой в музыке.

В числе самых известных романсов с лирическими образами можно назвать:

  • «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Шуберта,
  • «К далекой возлюбленной» Бетховена,
  • «Романс о романсе» - слова Ахмадулиной, музыка Петрова,
  • «Я вас любил» - слова Пушкина, музыка Шереметьева,
  • «Тонкая рябина» И. Сурикова.

Лирические образы в литературе

Наиболее всего данный литературный род проявился в поэзии. Именно в ней наиболее часто раскрываются лирические образы персонажей путем описания их волнений. Поэты привносили собственное «я» в произведения. Герой становился двойником автора строк. Появлялось описание судьбы человека, его внутреннего мира, а также некоторых характерных черт, повадок. Такая - особенная - поэзия навсегда была увековечена Байроном, Лермонтовым, Гейне, Петраркой, Пушкиным.

Эти великие гении негласно изобрели основные правила в выбранном жанре, по которым и формировались лирические образы. Произведения становились более мягкими, индивидуальными, интимными. Литераторы называют этих поэтов романтиками, что лишний раз подчеркивает тонкую связь со стилем. Тем не менее в лирической поэме может и не быть своего «я». Так, примером могут выступать стихотворения Блока, где автор не переносит себя в произведение. То же касается и Фета.

Пушкин в стихах «Телега жизни», «К Чаадаеву» делал акцент не на «я», а на «мы» - в них он выступает наравне со своими персонажами.

В русской литературе герой может даже быть антиподом по своему духовному мировоззрению поэту. Яркими примерами такого стилистического направления являются образы в русской литературе в произведениях:

  • «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова,
  • «Черная шаль», «Я здесь, Инезилья…», «Паж, или Пятнадцатый год», «Подражания Корану» Александра Сергеевича Пушкина,
  • «Филантроп», «Нравственный человек», «Огородник» Николая Алексеевича Некрасова.

Это не полный список произведений. Лирические образы в них стали знаковыми для русской литературы.

В поэмах Сергея Есенина такой всплеск эмоций был переложен на коня. А у Марины Цветаевой присутствуют герои в виде птиц. Поэты наделяли персонажей собственными чувствами, соединив в один образ.

Многие исследователи лирического героя в России, в том числе и Гудковский, Гинзбурш, Роднянская, полагают, что сама аудитория дополняет его своим восприятием. Каждый человек может представить те чувства, которые испытывает герой произведения, по-своему. Он руководствуется теми эмоциями, которые были вызваны музыкой или поэмой, балладой или театральным действом. Вечные образы в литературе подтверждают эту теорию. Автор лирического образа пытается передать свое виденье, полагаясь на то, что публика поймет его.

fb.ru

лирика - это... Что такое лирика?

  • Лирика — ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… …   Литературная энциклопедия

  • Лирика —     ЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, не от… …   Словарь литературных терминов

  • Лирика — Действующее вещество ›› Прегабалин* (Pregabalin*) Латинское название Lyrica АТХ: ›› N03AX16 Прегалабин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G40 Эпилепсия ›› G62.9 Полинейропатия… …   Словарь медицинских препаратов

  • ЛИРИКА — ЛИРИКА, лирики, мн. нет, жен. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преим. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИРИКА — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество …   Современная энциклопедия

  • ЛИРИКА — (от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры) род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — ЛИРИКА, и, жен. 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина. 3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова

  • лирика — сущ., кол во синонимов: 7 • задушевность (14) • лиризм (10) • миннезанг (1) • …   Словарь синонимов

  • Лирика — (греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает… …   Энциклопедия культурологии

  • Лирика — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное “я” поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… …   Литературный энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Что такое лирика, ее виды

    Лирика – это один из основных литературных родов. В переводе с греческого языка это слово обозначает музыкальный инструмент – лиру. Это связано с тем, что в античном мире поэты свои стихотворения пели под звуки лиры, а не читали. Изображать их тоже было принято с этим инструментом.

    Чтобы лучше понять, что такое лирика, нужно сравнить ее с еще двумя родами литературы: драмой и эпосом. Эпос, в отличие от нее, повествует о жизни человека, о событиях, происходящих с ним. Драма отражает жизнь в переживаниях и поступках героя, то есть в действии, показанном в произведении. Лирика же изображает мысли, чувства и волнения героя не все, а только те, что вызваны конкретными обстоятельствами жизни. Она раскрывает его внутренний мир и тем самым позволяет читателю представить, какие обстоятельства вызвали переживания, которые описываются автором.

    Несмотря на лаконичность, краткость стихотворных произведений, им присущи все черты образного, художественного отображения жизни: элемент вымысла, обобщенность, индивидуализированность, воспитательное значение. Это тоже помогает разобраться более детально в том, что такое лирика. Обобщенность стихотворений проявляется в стремлении передать в переживаниях одного лирического героя переживания, общие для многих, типические. Индивидуализированность проявляется передачей настоящих, живых чувств отдельно взятого человека. Элемент вымысла присутствует в передаче поэтом переживаний, свойственных историческому периоду, в который он живет, его эпохе. Воспитательное значение стихотворных произведений заключается в изображении переживаний, отражающих жизнь в свете царящей идеологии.

    Таким образом, в полной мере понять, что такое лирика, оценить ее значение помогает образ лирического героя в произведении. Как правило, он возникает в представлении читателя после ознакомления не с одним, а с целым рядом стихотворений одного поэта, а еще лучше – со всем его творчеством.

    Рассуждая о том, что такое лирика, невозможно не упомянуть о ее характерной особенности – стихотворной форме. Это обязательный признак любого ее вида. Лирические произведения, облаченные в стихотворную форму, прекрасно передают всевозможные оттенки человеческой речи, ее насыщенность чувствами.

    Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их классификации. Так,  по содержанию стихотворного произведения различают лирику пейзажную, любовную, философскую и др.

    Кроме того, с древних времен выделяют следующие виды данного литературного рода: народная песня, элегия, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

    Например, мадригал. Изначально он представлял собой песенку пастушка идиллического содержания, но постепенно перерос в стихотворение, в котором в шутливом тоне дается преувеличенно положительная характеристика той особы, к которой обращается автор. Поэты конца 18 – начала 19 века еще сочиняли мадригалы, отступая при этом от формы, принятой в старину.

    На пастораль или идиллию похож такой вид поэзии, как эклога. Чаще всего стихотворение писалось в виде небольших диалогов. Нередко оно ставилось на сцене в сопровождении подходящей музыки и танцев.

    Элегии – это стихотворения, полные грусти. Они встречаются в лирике Западной Европы и России до начала 19 века. Их писали М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский.

    Среди различных видов сатирической поэзии выделяется эпиграмма. В небольшом стихотворении содержится злое высмеивание какой-то особы. Хотя изначально этим словом древние греки называли надпись на пьедестале, статуе, посуде и на храме. Написание эпиграмм распространено и у современных поэтов.

    Такие же названия эти виды лирики имеют и в литературе Древней Греции.

    fb.ru

    Лирика - это вершина поэзии

    Лирика – это вид литературы, где отражается жизнь посредством мыслей, переживаний, впечатлений, которые вызваны некоторыми обстоятельствами. Все чувства и эмоции не описываются, а выражаются. Характерными особенностями лирики являются стихотворная форма, ритмичность. В центре внимания находятся глубокие душевные переживания героя.

    Ученые-литературоведы считают, что лирика – это один из трех родов литературы. Существует наряду с драмой и эпосом. Каждый литературный род имеет основной признак. Эпос повествует о событиях, драма отображает события в диалогах, а лирика субъективно и эмоционально передает размышления автора.

    Произошло это слово в 19 веке от латинского «лира». Позже было заимствовано в греческий, французский, английский, немецкий, итальянский языки. К нам слово «лирика» пришло из французского. Означает оно род художественной литературы или совокупность произведений, относящихся к этому роду. Лирика – это эмоциональные элементы в каком-нибудь произведении или творчестве писателя, это внутренний монолог писателя, который он ведет сам с собой.

    Этот род литературы охватывает такие стихотворные жанры: романс, элегия, песня, сонет, стихотворение. Говорят, что лирика – это душа поэзии. В ее центре находится конкретный субъект – поэт, его мысли, эмоции, которые и составляют содержание произведения. Какой бы ни был диапазон тематики писателя, везде прослеживается его индивидуальная оценка в отличие от эпоса, где объективно изображается происходящее. Поэтому лирический поэт имеет риск быть неправильно истолкованным. Личная трактовка своих переживаний является позицией утверждения личности. В этом заключается ее сила и слабость одновременно. Глубина мировоззрения поэта становится решающей в создании лирического произведения. В 19-20 веках этот жанр стал подразделяться на четыре категории: гражданскую, философскую, любовную и пейзажную. В жанре лирики писали Дж. Байрон, Ф. Петрарка, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок.

    Творчество художника, который создает стихи, придает его поэтическому миру неповторимый и индивидуальный облик. Этим и отличается лирика Лермонтова от лирики Пушкина, произведения Блока от творений Некрасова и т. д. Чтобы почувствовать особенности произведений различных поэтов, нужно обратиться к их биографии, истории того времени.

    Лирика Пушкина проходит несколько стадий своего развития. На первые его стихи повлияла борьба литературного и поэтического языков. В лицейские годы из-под пера поэта выходят сатирические строки, пародии. Лирика этих лет посвящена дружеским отношениям, которые связывали крепкими узами юные дарования. Произведения Пушкина пронизаны идеями исторических, художественных и общественных идей. Любовная лирика стала вершиной его творчества и, кроме того, всей русской поэзии.

    Эмоциональное богатство поэтического мира А. Пушкина вместило в себя все оттенки любовных чувств: от мимолетного увлечения и до мук раскаяния от вечной разлуки. Вся лирика поэта пронизана нравственными, этическими нормами, даже если речь идет об измене и заблуждениях. Стихи автора передают человеческое чувство облагороженным, в котором нет случайных черт, но есть индивидуальность, драматизм и сила.

    Воспринимать произведения любого автора нужно с усвоения его жанра, типа, стиля, размерности. Только после этого можно понять непостижимый смысл лирики. Незнание ее особенностей может привести к неправильному толкованию смысла, который вложил поэт в произведение.

    fb.ru

    Что такое лирика в литературе? Лирика

    Что такое лирика? В литературе это отдельное направление, главной особенностью которого является воспроизведение эмоций и чувств. Это особенный вид создания художественных образов, популярный во все времена.

    Что такое лирика в литературе? Под этим термином понимают категорию произведений, в которых на первом плане субъективные чувства героя.

    Отличия от других направлений

    Для того чтобы понять, что такое лирика в литературе, следует сравнить ее с драмой или эпосом. В произведениях этих направлений присутствует сюжетность. В лирике ее нет. Автор повествует о своих чувствах, при этом использует преимущественно настоящее время. Содержание лирического произведения изложить очень сложно. В нем передано мгновение внутренней жизни автора.

    Античность

    Итак, что такое лирика? Литературный термин, который в переводе с греческого означает «под звуки флейты». В античные времена лирические произведения существенно отличались от тех, что созданы в последние столетия. Это были сочинения, которые воспроизводились под аккомпанемент флейты. В те времена были почти нераздельны музыка и литература. Темы в лирике могут быть различными. Такие произведения посвящают не только любви. В античности песни, которые исполняли под звуки флейты, нередко восхваляли богов. Многие из них, конечно, были посвящены и любви.

    Средневековье

    В десятом столетии широкую популярность получили гимны и секвенции. Когда речь идет о средневековой лирике, вспоминаются прежде всего произведения трубадуров. Эти поэты особенно мастерски воспевали платоническую любовь, причем чаще любовь к женщине, которая стоит на высокой общественные ступени. В поэзии трубадуров присутствуют и нравственные наставления. Но и они переплетаются с любовными мотивами.

    Родина трубадуров – Франция. Позже их поэзия проникла и в Германию. При этом вытеснила народную немецкую лирику настолько, что от нее не осталось и следа.

    Эпоха Возрождения

    В этот период лирика получила особенное развитие в Италии. В XIII столетии здесь появились трубадуры, среди которых немало было придворных поэтов. Возникли такие формы, как канцона и сонет. Последняя сегодня известна прежде всего благодаря великому Шекспиру, создавшему множество утонченных лирических произведений. В XIV веке во Франции в моду вошли баллады. Вскоре они стали так же распространены, как и итальянские сонеты.

    Лирика поэтов-романтиков

    Огромное количество выдающихся произведений было создано в XIX веке. Это эпоха романтиков, поверивших в несбыточную мечту. Этих поэтов не устраивала реальность, и они создали свой фантастический мир. Романтизм зародился в Германии. Затем получил распространение во всей Европе. Представители русского романтизма: Жуковский, Рылеев, Батюшков, Лермонтов, Баратынский, Одоевский и, конечно, Пушкин. Лиризм в XIX столетии проник во все виды поэзии. Его характерные черты присутствуют в поэме Пушкина «Кавказский пленник».

    Какие существуют жанры лирики в литературе? Послание, романс, элегия, эпиграммы, ода, идиллия. Стоит рассказать о самых популярных жанрах лирики.

    Романс

    Начиная с восемнадцатого столетия так называли поэтическое или музыкальное произведение лирического характера. Большое влияние на развитие жанра оказали немецкие поэты Гете и Гейне. В XIX веке сформировались школы романса: немецкая, французская, русская.

    Романс представляет собой небольшое стихотворное произведение, повествующее о событиях, которые возбуждают чувства и фантазию. Этот жанр возник прежде всего в южных странах. А именно в Испании. Сочинения, созданные авторами этой страны, напоминают эпические народные песни с национальной окраской. Произведения отличались простотой изложения.

    Ода

    В переводе с древнегреческого этот литературный термин означает «песнь». Ода – это торжественная песня, которая посвящена какому-либо герою или событию. Зародилась она в Древней Греции. Первоначально под этим словом понимали стихотворное произведение, которое читать следует под музыкальное сопровождение. Впрочем, как и любое другое лирическое сочинение.

    Ода была популярна и в Средневековье, и в 18-19 веках. В 18 столетии в России выдающимися литераторами было создано несколько произведений в этом жанре. Авторы знаменитых од - Ломоносов, Державин.

    Лирика Серебряного века

    Начало XX столетия в России ознаменовано появлением целой плеяды талантливых поэтов. Лирика Серебряного века невероятно музыкальная, многообразная. В начале столетия существовало несколько литературных направлений. Это и футуризм, и символизм, и эгофутуризм, представителем которого является Игорь Северянин. Поэзия играла важную роль в общественной жизни. Авторы зачитывали свои произведения на литературных вечерах, в те годы они становились так же известны и любимы публикой, как сегодня медийные личности.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод: довольно широкое значение имеет термин «лирика» в литературе. Есенин – великий русский поэт – создавал произведения, которые ничего общего не имеют с песнями французов-трубадуров. Выходец из Рязанской губернии в ранних стихах воспевал родные пейзажи, в «Письме к женщине» выразил свое отчаяние относительно прожитых лет, в «Черном человеке» поведал о своих страхах. Единственное, что объединяет все лирические произведения, - это субъективность чувств. Автор рассказывает о том, что испытывает в определенный момент.

    www.syl.ru



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"