Краеведение. Краеведение википедия


Краеведение - это... Что такое Краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Краеведение как наука

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.[1]

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (государственной лицензии)[2].

В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края.[3] В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах.[4]

С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей "Организация, методика и содержание краеведческой работы".[4]

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью.[1]

Краеведение в России

В России с 1990 года действует Союз краеведов России, также много формальных и неформальных краеведческих объединений.[5],[6]

Краеведение на Украине

С мая 1925 года работает Национальный союз краеведов Украины (укр. Національна спілка краєзнавців України)[7]. Много краеведческой литературы издаётся о Киеве, Львове, Харькове, а также о Волыни, Галичине, Слобожанщине и других регионах[8].

Краеведение в Германии

В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна — Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. Регионоведение. Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Гардарики, 2003. Страницы 43—44, 48.
  2. ↑ Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения
  3. ↑ Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1931. Номер 16. Страница 185.
  4. ↑ 1 2 Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987. Страница 3—4, 10.
  5. ↑ Диссертация «Системно-культурологические основы школьного краеведения :На материале Санкт-Петербурга» автореферат специальность ВАК 13.00.01 - Общая педагогика, история педаго …
  6. ↑ Художественные музеи России, исторические музеи России, краеведческие музеи России, список музеев России, каталог музеев России
  7. ↑ Національна спілка краєзнавців України
  8. ↑ Історія спілки

Ссылки

dic.academic.ru

Краевед - это... Значение термина

Слово "краевед" ассоциируется у современного человека со школьным курсом географии. Довольно часто дополнительные занятия по изучению особенностей родного края и разнообразные кружки этой тематики носят название «Юный краевед». Однако значение термина гораздо обширнее и не ограничивается стенами образовательного учреждения.

Значение термина

Краевед – это человек, который занимается детальным изучением местности, на которой он проживает или, одним словом, краеведением. Корни этого термина (край ведать) русские. Под краеведением подразумевается всестороннее детальное изучение определенного района страны, включая историю родного края, геологические особенности местности, экологию, разнообразие биологических видов, этнический состав и т. д. Краеведами могут быть как деятели науки, исследовательские интересы которых представлены на данной территории, так и специалисты разных уровней и профессий.

Краеведением называется отдельная дисциплина в школьной программе, которая предоставляет учащимся возможность ближе познакомиться с природой, культурным и историческим наследием родного края (региона проживания). Поэтому краевед – это ученик, который ведет активную деятельность по изучению и накоплению знаний о своей малой родине, популяризации информации о ней. Результатом обычно служит создание тематического музея в стенах школы.

История возникновения термина

Слово "краевед" вошло в повседневную жизнь благодаря развитию краеведения, которое, в свою очередь, имеет деления на виды по форме, организации и содержанию. Естественно, что деятельность краеведа – это прямая взаимосвязь между содержанием (историческим, географическим, биологическим, литературным и этнографическим) и формой (организация на уровне государства, общества или школы).

Многое зависит от выбранной специфики изучения края или территории. Например, историк-краевед в большей степени будет изучать существующие древние документы и различного рода описания давних лет для воссоздания полной картины прошлого. Этнограф-краевед будет интересоваться декоративно-прикладным искусством и устными народными традициями, которые бережно хранятся и передаются следующим поколениям.

Важность работы краеведа

Легко ли трудиться на поприще краеведения, и стоит ли эта работа внимания? Существуют определенные трудности в изучении конкретных регионов приезжими специалистами. Поэтому история родного края исследуется, восстанавливается и хранится земляками. Важность такой работы очевидна. Ведь краевед – это изыскатель всевозможной информации о родной земле, а также человек, который использует разнообразные источники и методики их изучения, но на этом его функции не заканчиваются. Следующим важным и ответственным этапом работы является осмысление значимости добытой информации, понимание ее места в исторической ретроспективе. И конечно же, нельзя забывать о роли краеведения и его вкладе в изучение мировой цивилизации.

Научное видение мира

Краеведение - одно из немногих научных направлений, которое придерживается принципа комплексности. Ведь сведения, получаемые при изучении предметов и явлений, затрагивают такие области, как история, искусство и иные науки. Исследование конкретной местности позволяет вычленить роль перечисленных областей знания в определенный исторический отрезок времени. Отличительной чертой краеведения является детальное изучение жизни отдельно взятых людей и немногочисленных представителей каких-либо этносов. Оно не делится на «специальное» (описанное предназначенными для этого терминами) и «общее» (или популярное), и обеспечивает научность знаний о малых регионах.

Краеведение и формирование личности школьников

Педагогика всегда использовала огромный воспитательный потенциал краеведения. Поскольку деятельность краеведа связана не только с оценочным суждением, но и требует от человека проявления культуры исследования предмета, а также ответственности за выводы исследования. Проведение изыскательских работ требует от человека определенного уровня подготовки и знаний во многих научных областях, таких как биология, география, история, физика и химия, а также искусствоведение.

Учащиеся под руководством более опытных взрослых учатся изыскательской деятельности: сбору различных сведений, проведению тематического опроса, работе с информационными источниками и т. д. Общение с людьми разных возрастных категорий и мировоззрений позволяет ребятам изучать на практике разнообразие и богатство окружающего мира. А составление «дерева рода» позволит не только установить родственные связи между предками, но и ответить на вопрос «кто я?», что немаловажно для подростков.

Занятие краеведением часто служит плодотворной почвой для возрождения местных обычаев, увлечения ремеслами, а также возобновления традиций в растениеводстве, животноводстве и охране окружающей среды.

fb.ru

краеведение — Викисловарь

Материал из Викисловаря

Перейти к навигации Перейти к поиску
См. также краеведенье.
В Википедии есть страница «краеведение».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. краеве́дение краеве́дения
Р. краеве́дения краеве́дений
Д. краеве́дению краеве́дениям

ru.wiktionary.org

Краеведение Википедия

Краеве́дение — изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Виды краеведения[ | код]

Общее, или комплексное, краеведение предусматривает всестороннее изучение ряда вопросов, касающихся различных направлений: истории, географии, литературы, археологии, этнографии, культуры и др. Эти направления и составляют виды отраслевого краеведения со своими целями и задачами.

Географическое краеведение[ | код]

Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход.

Функции географического краеведения:

  • сформировать знания о природе, населении, хозяйстве на местном материале, а также реальные представления, составляющие основу географической науки;
  • показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
  • получить знания об основных путях и средствах охраны природы, воспитать гражданскую ответственность по отношению к природной среде;
  • обучить работе с топографическим планом, физико-географической картой местности, приёмам пространственного ориентирования в условиях населённого пункта;
  • в практической деятельности использовать методы полевых наблюдений, сравнительный и картографический.

В процессе географического изучения территории необходимо:

  • связать общие черты природы и социально-хозяйственной деятельности страны с данной местностью;
  • выявить местную специфику природных компонентов и комплексов, типичные особенности, характеризующие природу данной местности, а также её уникальные объекты, явления, процессы;
  • раскрыть особенности состава населения (возрастные, половые, религиозные, национальные), его размещения и расселения;
  • рассмотреть вопросы хозяйственной и культурной жизни данного района.

Историческое краеведение[ | код]

Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкрет

ru-wiki.ru

Краеведение - это... Что такое Краеведение?

        всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. — комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. — отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. — сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.

         Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.

         После Великой Октябрьской социалистической революции К. стало массовым, объединив большие научные и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистическом строительстве. В период своего становления советское К., например, проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве края; в период Великой Отечественной войны 1941—45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоенный период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Школьное К. — наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера.

         В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.

         Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям (См. Краеведческие музеи). Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.

         Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).

         Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография).

         Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры — курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах — практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.

         К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) — общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.

         В ряде капиталистических стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, например, изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.

         Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.

         К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.

dic.academic.ru

Краевед Википедия

Краеве́дение — изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Виды краеведения[ | код]

Общее, или комплексное, краеведение предусматривает всестороннее изучение ряда вопросов, касающихся различных направлений: истории, географии, литературы, археологии, этнографии, культуры и др. Эти направления и составляют виды отраслевого краеведения со своими целями и задачами.

Географическое краеведение[ | код]

Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход.

Функции географического краеведения:

  • сформировать знания о природе, населении, хозяйстве на местном материале, а также реальные представления, составляющие основу географической науки;
  • показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
  • получить знания об основных путях и средствах охраны природы, воспитать гражданскую ответственность по отношению к природной среде;
  • обучить работе с топографическим планом, физико-географической картой местности, приёмам пространственного ориентирования в условиях населённого пункта;
  • в практической деятельности использовать методы полевых наблюдений, сравнительный и картографический.

В процессе географического изучения территории необходимо:

  • связать общие черты природы и социально-хозяйственной деятельности страны с данной местностью;
  • выявить местную специфику природных компонентов и комплексов, типичные особенности, характеризующие природу данной местности, а также её уникальные объекты, явления, процессы;
  • раскрыть особенности состава населения (возрастные, половые, религиозные, национальные), его размещения и расселения;
  • рассмотреть вопросы хозяйственной и культурной жизни данного района.

Историческое краеведение[ | код]

Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этап

ru-wiki.ru

Краеведение - это... Что такое Краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Краеведение как наука

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.[1]

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (государственной лицензии)[2].

В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края.[3] В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах.[4]

С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей "Организация, методика и содержание краеведческой работы".[4]

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью.[1]

Краеведение в России

В России с 1990 года действует Союз краеведов России, также много формальных и неформальных краеведческих объединений.[5],[6]

Краеведение на Украине

С мая 1925 года работает Национальный союз краеведов Украины (укр. Національна спілка краєзнавців України)[7]. Много краеведческой литературы издаётся о Киеве, Львове, Харькове, а также о Волыни, Галичине, Слобожанщине и других регионах[8].

Краеведение в Германии

В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна — Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. Регионоведение. Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Гардарики, 2003. Страницы 43—44, 48.
  2. ↑ Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения
  3. ↑ Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1931. Номер 16. Страница 185.
  4. ↑ 1 2 Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987. Страница 3—4, 10.
  5. ↑ Диссертация «Системно-культурологические основы школьного краеведения :На материале Санкт-Петербурга» автореферат специальность ВАК 13.00.01 - Общая педагогика, история педаго …
  6. ↑ Художественные музеи России, исторические музеи России, краеведческие музеи России, список музеев России, каталог музеев России
  7. ↑ Національна спілка краєзнавців України
  8. ↑ Історія спілки

Ссылки

dik.academic.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"