Авторский замысел, композиция. Композиционная схема текста (линейная и параллельная). Композиционная текста схема

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Bilety_15_17_18

Билет №15. Композиция текста. Структурные элементы текста. Принципы разработки содержания. Типичные недостатки композиции и их исправление.

Композиция— это схема организации и структурной упорядоченности целого текста, отражающая его строение, взаимное расположение и соотношение составных частей, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Композиция текста - это способ его построения, связи его частей, фактов, образов, так чтобы текст приобрел смысловую ценность.

Композиция связана напрямую с такими свойствами текста как целостность и членимость. Композиция может присутствовать и в разговорной речи.

Рамочные элементы– это элементы и самого текста, и газетной/журнальной полосы в целом. К ним относятся:

1) Заголовки

2) Подзаголовки

3) Вступления

4) Заключения5) Врезы– выделенные графически абзацы, резюмирующие тему.

В рекламе:1) Слоган– основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение.2) Эхо-фраза– ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган.3) Рубрика– название серии материалов, которую публикуют продолжительное время.4) Выделитель– название темы одного или нескольких материалов (а не постоянной серии), занимающее место рубрики.

Функции рамочных элементов:1) обозначение рамок текста – выделение в потоке коммуникации

2) привлечение и удержание внимания адресата

3) информирование о теме и содержании текста

4) в рекламе – формирование положительного отношения к объекту рекламы

5) не должны противоречить друг другу ни по содержанию, ни по стилю.

6) содержат ключевые слова – не ограничены контекстом, понятны, тематически связаны, вне корпуса текста

Композиция может быть простойисложной. Для многих жанров (типов текстов) существуют готовые стандартные формы не только выражения мысли (на уровне предложения, абзаца), но и на уровне построения текста (документы, деловые письма, авторефераты диссертаций и др. – см.жанры ОДС, жанры научной литературы). В связи с этим выделяется"нулевой уровень" композициис присущим ему линейно-последовательным и объективно-нейтральным изложением (например,N родился в… году в селе… В детстве… В юности…и т.п.). Стремление к большей выразительности требует от авторатрансформациинейтрально-линейной последовательности изложения – реальной (т.е. изменение естественного течения факта, явления) либо логической (т.е. изменение отношений элементов в системе, установленной в той или иной научной области). Трансформированные композиционные структуры широко используются не только в художественных произведениях, но во многих нехудожественных жанрах – очерках, фельетонах, научно-популярных текстах, учебниках, в судебной речи и т.д.

Более популярна трехчастная композиция, которая включает в себя такие основные части композиции, как вступление (зачин) — основная часть — заключение (концовка).

Актуализация вступления/заключения:

  1. Цитата

  2. Кольцо

  3. Обобщение суждения в начале или конце

  4. Историческая или литературная аналогия

  5. Этимологическая справка

  6. Интригующее вступление

  7. Вступление – конкретная ситуация

  8. Дубитация – постановка вопросов для определения проблемы и направления рассуждения

  9. Открытая концовка

  10. Ироничная концовка

Композиционная разработка содержания - концепции Одинцова:

  1. экстенсивнаяразработка содержания: основа - содержательно-логические понятия, ориентирована на рациональную составляющую восприятия – научный, ОДС, фрагментарно публицистический

  2. интенсивнаяразработка содержания: основа - система образов, ориентация на эмоциональную составляющую: публицистический стиль и ЯХЛ

Принципы разработки содержания

  1. Хронологический – как события развиваются во времени

  2. Пространственный – композиция отражает изменение предмета речи в пространстве

  3. Логический – композиция передает анализ и систематизацию объекта речи

  4. Сопоставительный – сравнение или противопоставление объекта

  5. Ступенчатый – движение мысли вперед, без возвращений

  6. Кольцевой

  7. Концентрический – возвращение к одной мысли (поверхностное, углубленное, обобщенное, детализированное)

Правка-сокращение - принцип оптимизации композиции и исправления ошибок

Цель– уменьшение объема текста

Составляем план и определяем назначение каждой из частей

  1. Более короткие синонимы (лексические и синтаксические)

  2. Отказ от уточнений, определений, вводных слов, вставных конструкций, тропов и фигур

Правильно сокращенный текст не потерял смысла, творческий почерк автора сохранен

Просматриваем текст на наличие «хвостов» - упоминаний ранее удаленных фактов

Типичные недостатки композиции:

  • Отход от темы, бессистемное развитие нескольких тем

  • Несоразмерность частей:непроработанность одних аспектов содержания или излишняя детализация других.

  • Нарушение последовательности изложения

  • Смысловая скважина– такой недостаток информации, который делает неясной логику связи двух соседних предложений/абзацев

  • Неудачные композиционные приемы(лирическое отступление)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  1. Архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определённые части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь.

В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности:когезияикогерентность(термины предложены В. Дресслером).

Когезия(от лат. cohaesi— «быть связанным»), или локальная связность, — связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоимённой субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесённости грамматических форм и др. См., например:

Зимой Левицкийпроводил все своё свободное время в московской квартиреДанилевских, летом стал приезжатьк нимна дачу в сосновых лесах по Казанской дороге.

Он перешел на пятый курс, емубыло двадцать четыре года, но уДанилевских... все... звалиегоЖоржем и Жоржиком. (И.А.Бунин)

Когезияопределяет непрерывность семантического континуума в тексте.

Когерентность(от лат. cohaerentia— «сцепление»), или глобальная связность, — связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшиесредства созданиякогерентности—повторы(прежде всего слов с общими семантическими компонентами) ипараллелизм.

  1. Сюжет– это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжеткак сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являютсяэкспозиция,завязка,развитие действияикульминация,развязкаиэпилог.(Классическая схема строения сюжета:экспозиция(фон для начала действия) –завязка(начало основного действия) –развитие действия–кульминация(высшее напряжение) –развязка).

Принято выделять (вполне условно) обязательныеинеобязательныеэлементы. Кобязательнымотносятся те, без которых классический сюжет вовсе невозможен:завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Кнеобязательным– те, которые в ряде произведений (или во многих) не встречаются. Сюда часто относятэкспозицию(хотя не все авторы так считают),пролог, эпилог, послесловиеи др.

Экспозиция– сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Завязка– событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие действия– это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка– это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог– это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении. Эпилог– изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой). [Эпилог- повествование о судьбе героев после развязки основного действия и / или размышления автора по поводу проблематики произведения.]

Билет №17. Описание как функционально-смысловой тип речи: типология, композиционные и языковые особенности. Оптимизация описания.

Функционально-смысловые типы речи– коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи. Типы речи зависят от ее назначения и смысла.

Важнейшие ФСТР — описание, повествование, рассуждение.

Иногда расширяют перечень ФСТР, добавляя к трем названным типам речи определение,характеристикукак разновидность описания и сообщениекак вариант повествования.

Описание

Описание– это тип речи, в котором предмет или объект речи дается как совокупность деталей и характеристик (временных или постоянных). Отличается перечислительным характером изложения и интонацией.

Цельописания: «Назначение описания, всегда состоящего из отдельных элементов – создать впечатление целого».

Объединяет равноправные составляющие объекта. Не предполагает развития событий; это констатация таких одновременно существующих характеристик объекта, которые адресат оценивает как важные для его коммуникативных целей.

Виды описаний:

  1. Объективированные описания: деловые (например, перечень примет разыскиваемого лица и т. п.) инаучные (главные, отличительные признаки предмета, его свойства).

Характерны: точность, логичность приведения признаков, их объективность, существенность, достаточность (полнота)

  1. Субъективированные описания: художественные(преобладают субъективность изображения, образы, впечатления, лирический элемент). Главное здесь — дать яркое представление о предмете, при этом необязательно исчерпывающее, полное.

Характерны: выразительность, контекстуальная ценность, оригинальность

  1. Статическое описание: преобладающий вид описания. Больше по объему. Объект описания находится в покое/позиция наблюдателя не изменяется. Тормозит развитие действий (приемретардации)имеет ограничение на введение в тексты, требующие стремительного развития действия.

  1. Динамическое описание: встречается относительно редко. Меньше по объему. Объект в движении/меняется позиция наблюдателя. Не прерывает развитие события, т.к. включено в него и невелико по объему. Может иметь композиционную рамку. Усиливается роль глагола.

Синтаксические особенности:

 статика

  1. Однотипность форм сказуемых

  2. Синтаксический параллелизм

  3. Использование номинативных предложений,в которых обозначается только наличие, бытие предметов или явлений и не выражается действие или состояние («Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер»)

  4. Безличные предложениясо значением состояния - часто бывают нераспространенными и стоят в первом ряду с номинативными предложениями: в номинативных предложениях выражается бытие чего-то, а в безличных — состояние,например: («Маленькая комната на чердаке. Светло, тепло и скучно...»)

  5. Эллиптические предложенияв описании природы, обстановки и т. д. («Справа от них — густая чаща из молодого пихтача, а слева — сухостойные кедры»)

  6. Активность определений, однородных членов

Морфологические особенности:

  1. основную смысловую нагрузку несут существительные, прилагательные,наречия с оценочным значением.

  2. Часто используются глаголы несовершенного вида в настоящем и прошедшем времени– дают ситуацию как бы в одной плоскости; Настоящее время – для приведения постоянных признаков объекта.

  3. Широко используются эмоционально-экспрессивныелексические и фразеологическиесредства: метафоричность (особенно глагольная), употребление эпитетов, обстоятельств, уточняющих сказуемое, и т. д. – в художественных описаниях

Ошибки в описании:

  1. Нарушение фактологической точности детали

  2. Отсутствие логики в отборе и приведении деталей

  3. Излишняя детализация/обобщенность

  4. Отсутствие связи с предыдущим и/или последующим ССЦ (отступление от темы)

  5. Немотивированное нарушение сложившихся описательных схем.

Билет №18. Повествование как функционально-смысловой тип речи: композиционные и языковые особенности. Оптимизация повествования.

Повествование– способ изложения, ориентированный на представление события в его динамике. Предполагает развитие события/явления во времени, часто и в пространстве. Служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий.

По своему значению, структуре и модальности повествованию с его динамичностью противопоставлено описание.

Морфологические особенности:

  1. Употребление глаголов совершенного вида, которые обозначают сменяющие друг друга события и конкретные действия (конфликт возник, владелец заправил, машина сломалась, компания взяла на себя расходы)

  2. Смена временного планав формах глагола (прошедшее и настоящее время)

  3. Вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака;

  4. Обстоятельственные словасо значением временной последовательности: наречия времени и места, …

  5. Употребление конкретных, неотвлеченных существительных

Синтаксические особенности:

  1. Использование союзовсо значением чередования, сопоставления или возникновения действия.

  2. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры.

  3. Соблюдается определенный порядок слов в предложении (нарративный порядок слов): сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.

Повествование художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы.

Виды хронологического изложения в повествовании:

  1. Прямая хронология

  2. Обратная хронология

  3. Смешанная хронология (с забеганием вперед, чаще всего в зачине)

Узлы повествования– относительно законченные по времени и смыслу этапы развития события.Верное расположение узлов: предыдущий узелследующий = отсутствие смысловых скважин = понятная логика развития событий.

Ошибки в повествовании:

  1. Недостаточность повествования: пропуск необходимых узлов образование смысловых скважин

  2. Избыточность повествования: включение лишних узлов

  3. Хаотичность повествования – немотивированное нарушение хронологии

  4. Непропорциональность узлов: длительность повествования об определенном событии не всегда говорит о его важности

Чем плохи лишние узлы?

  1. Нарушается закон тождества

  2. Затрудняют выделение и восприятие информации

  3. Перебивают ритм повествования, делают изложение вялым

Повествование может идти:

  1. От 1го лица – интимизация, сближение с автором

  2. От 2го лица – обобщение

  3. От 3го лица – объективность, авторизация

studfiles.net

СОЧИНЕНИЕ ТЕКСТА ПО КОМПОЗИЦИОННОЙ СХЕМЕ

Поиск Лекций

НАПИСАНИЕ СТАТЬИ ПО ГОТОВОЙ СХЕМЕ

О РОСИНКЕ

 

1. Главное действующее лицо мальчик Саша, 10-11 лет от роду.

2. Начать статью: мальчик просыпается посреди ночи. Его разбудил сверчок.

Размышляя, мальчик приходит к выводу, что дома тепло, как на бабушкиной печке, когда в семье мир и покой. Родители не ссорятся между собой и детей не ругают.

Перепрыгивает мыслями к городским детям. В городе ритм жизни напряжённый, нервный, а для ребят — это плохо. Деревенские дети более спокойные. Крестьянская жизнь размеренная, неторопливая, связанная с работой на природе, поэтому более привольна, чем в каком-либо офисе.

Саша делает вывод: он не хочет переезжать в город. А если пришлось бы жить там постоянно, попросил бы родителей записать его в клуб «Росинка».

Рассказать о «Росинке».

 

ПЛАН СТАТЬИ

 

1. Её тема: душевное и телесное самочувствие. Как всегда быть в хорошем расположении духа? Что для этого нужно делать?

2. Основная мысль: в здоровом теле — здоровый дух!

3. Опорные слова: самочувствие, радость, улыбка, любовь, взаимопонимание.

4. Микротемы (смысловые части текста)

а) Мальчику Саше приснился сон, видимо не очень приятный. Его разбудил сверчок.

б) Он вспоминает лето.

в) Переносится мыслями в город, где живёт его подруга Алёнка.

г) Мальчик приезжает в город. Идёт в «Мозаику».

Рассказ о клубе «Росинка».

 

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОМПОЗИЦИИ

 

1.Первая микротема — завязка действия.

Не проснись Саша посреди ночи и продолжать было бы не о чем.

2. Вторая микротома — развитие действия.

Воспоминания о лете, заставляют мальчика сравнивать жизнь в городе и деревне, где он живёт. Он приходит к нелицеприятным выводам.

3. Третья микротема — кульминация.

В деревне жизни спокойная. Но вот, в городе, люди часто подвергаются стрессам. Что делать? Нельзя же «замуроваться» в деревне?

4. Четвёртая микротема — завершение действия.

Выход есть всегда! Приходите в «Мозаику» вместе с детьми! И ваше душевное равновесие обязательно восстановится.

СОЧИНЕНИЕ ТЕКСТА ПО ГОТОВОЙ СХЕМЕ

 

1. ОПИСАНИЕ СЮЖЕТА

 

А) Главное действующее лицо – гусь.

Б) Начать рассказ – девушка кормит на озере гуся. Гусь становится для геологов почти домашним животным. Его назвали Гошей. Когда приходит пора собираться домой, они сворачивают лагерь. Гоша проводил людей до самолёта. Девушка взяла гуся в Москву.

Гоша попадает в зоопарк. Ему здесь нравится. Следующей весной – девушка и гусь вновь встречаются. Оба рады видеть друг друга.

 

2. План сочинения.

 

А) Тма сочинения: мы в ответе за тех кого приручили.

Б) Основная мысль: нельзя бросать друзей на произвол судьбы.

В) Опорные слова: гусь, геологи, девушка, палатки, Москва, зоопарк.

Г) Смысловые части текста (микротемы):

а.Гусь в палатке геологов

б. Гоша в Москве

в. Гусь в зоопарке

г. Радостная встреча.

Д) Название рассказа: “Вот так гусь!”

 

3. Составные части композиции

 

А) Завязка – девушка кормит на озере гуся. Гусь вместе с ней приковылял в лагерь геологов и остался здесь. Его назвали Гошей.

Б) Развитие сюжета – вскоре геологи засобирались домой. Попрощались с гусем и ушли. Гоша, долго не думая, отправился им вслед. Девушка привезла гуся домой. В квартире ему не очень понравилось. Гоша попадает в зоопарк.

В) Кульминация – гусь благополучно перезимовал в зоопарке. По весне, Гоша радуется солнцу, воде, теплу, зелёной траве. В зоопарк приходит девушка. Она и гусь сразу узнают друг друга!

Г) Завершение истории – потом девушка много раз приходит в зоопарк. Они с Гошей долго гуляют по берегу.

 

4. Текст рассказа

 

ВОТ ТАК ГУСЬ!

 

Девушка бросала в озеро кусочки хлеба. Гусь подплывал к хлебу и быстро глотал его. Утром гусь вышел на берег. Девушка погладила птицу и направилась к палатке геологов. Гусь заковылял вслед. В палатке его накормили. Пошёл дождик, и гусь остался с геологами. Назвали его Гошей.

Скоро все стали собираться домой. Сняли палатки, попрощались с гусем за лапку и пошли по тропинке к самолёту. Гоша вперевалку пошёл за маленьким отрядом. Девушка повезла Гошу домой. Через день геологи были в Москве. Два дня он гулял по квартире. Затем девушка повезла его в зоопарк. В зоопарке ему очень обрадовались. Девушка долго прощалась со своим питомцем.

Прошла зима, наступила весна. Лёд на пруду растаял, и птиц пустили к воде. Гоша быстро плавал, радовался воде, солнцу. И однажды он услышал: “Гоша!” Гусь повернул голову и бросился к берегу. Девушка, целуя его голову, радостно приговаривала: “Гошенька, милый, хороший, узнал!” Не раз потом приходила девушка в зоопарк. Они долго гуляли на берегу.

(По. В. Емельянову.)

 

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ

 

Упражнение № 1

 

А) Составьте и запишите связный текст, используя ниже приведённые материалы. Составьте связный текст с помощью простых предложений. Озаглавьте его.

 

Для справок: по небу, утро, журчал ручей, в овраге, соловей, в поле, поднималось, песенка жаворонка, рожь, солнышко, заливался, слышалась, в воздухе, выше и выше, в кустах, было, чуть-чуть колыхалась, всё.

 

Б)Дополните полученный текст подходящими прилагательными.

 

Слова для справок: тёплое, лазурному, весёлая, голосистый, летнее, голубом, золотистая, звонкая, студёный, яркое.

 

Упражнение № 2

КАБАНЁНОК ВАСЯ

Утром Серёжа открыл сарай и крикнул кабанёнка Васю. Ему не так, как вчера, хотелось идти с ним на речку. Кто знает, как зверь будет себя там вести. Поначалу всё было хорошо. Серёжа шёл впереди, кабанёнок бежал за ним.

На пути к речке – дубовая роща. Земля в ней изрыта. Вася завидел перекопанную землю, ринулся к ней, зарылся в неё длинною мордой. Он захрюкал, завилял хвостом. Время от времени он вытаскивал чёрную морду, перебегал на соседнее место и снова зарывался в землю.

Серёжа звал его домой, но кабанёнок не обращал на него внимания. Мальчик не знал, что делать. Разве сбегать за мамой? По дороге домой Серёжа оглянулся, следом за ним мчался кабанёнок.

(По Е. Суровой)

 

1. Составьте план рассказа.

2. К каждому пункту плана выберите из текста по два-три предложения. Запишите их.

 

Упражнение № 3

1. Обозначьте смысловые части текста.

2. Составьте план рассказа.

3. Допишите рассказ по его началу.

4. Озаглавьте текст.

 

Был жаркий день. Недавно прошёл дождь. Кругом стояли лужи. Ребята выбежали во двор.........

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ

 

1. Прочитайте. Разбейте текст на смысловые части (микротемы). Составьте композиционную схему рассказа.

 

ТЕКСТЫ

 

ТИХИЙ СНЕГ

 

Говорят о тишине: “Тише воды, ниже травы”. Но что может тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принёс тишину.

Этот целомудренный снег в целомудренном мартовском свете младенческой пухлотой своей создавал такую обнимающую всё живое и мёртвое тишину. И всякий звук только усиливал её: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла.

Какая тишина, какая благодать, как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни, прикосновение к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина.

(М. М. Пришвин.)

 

ГРОЗА НАЧАЛАСЬ

 

Я стоял на вершине холма. Передо мной раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не было зыби по этому морю, не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Солнце ещё светило, но там, за рожью, не слишком далеко синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Я глядел на синюю громаду, и смутно было на душе. Туча не двигалась. Она давила землю.

И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха! Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешенный, мчатся рыжие, низкие, словно клочья, разорванные облака. Всё закружилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром. Запахло серой.

(По И. Тургеневу.)

 

Разделите рассказ на две части по следующему плану:

1) перед грозой;

2) гроза.

Найдите глаголы, которые автор использовал, чтобы нарисовать картину сильной грозы.

 

2. ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ. Прочитайте. Спишите текст, поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Разделите текст на смысловые части (микротемы). Озаглавьте каждую из них. Составьте композиционную схему текста.

 

ОСЕНЬ

 

Ударили холодные утренники на некоторых кустах листву, как ножом, срезало с деревьев дождём сыплются листья бабочки, мухи жуки прячутся певчим перелётным птицам уже становится холодно они торопливо пробираются рощами и перелесками не жалуются на бескормицу только дрозды они стаями накинулись на гроздья спелой рябины

В оголённом лесу свищет холодный ветер деревья погружаются в глубокий сон песен в лесу больше не слышно . (В. Бианки)

 

СОЧИНЕНИЕ ТЕКСТА ПО КОМПОЗИЦИОННОЙ СХЕМЕ

А. 1) Тема сочинения: выходной на природе.

2) Основная мысль – наблюдательность помогает в изучении окружающего мира.

3) Главный герой – мужчина средних лет.

4) Опорные слова – лес, тропа, озеро, лягушка, дочь, шорохи, выскочила.

5) Название сочинения: У озера.

Б.План сочинения.

1) Начало. Полдень. Жарко и душно. Я иду по лесной тропе. Куда она выведет?

2) Развитие сюжета. Деревья расступились. Открылось небольшое озерко. Я подошёл к кромке воды. Замер. На камень вспрыгнула зелёная лягушка. Я стал наблюдать за ней.

3) Кульминация. За спиной раздалось едва слышное шуршание. Я напрягся. Лягушка тоже занервничала. Шум достиг апогея. Сбоку от меня раздвинулись кусты, и на берег выскочила моя дочь. Лягушка испугалась, прыгнула в воду. Озеро будто насторожилось.

4) Завершение истории. Наблюдать далее не представлялось возможным. Я умылся, и мы с дочкой направились в сторону сторожки лесника.

В. Текст

У озера

Летний полдень. В лесу жарко и душно. Вёрткая, узкая тропа вела меня в неизвестное. Вдруг деревья расступились. Открылось небольшое озерко. Я подошёл к берегу. Замер. На плоский камень, у песчаной кромки, взобралась зелёная, блестящая лягушка. Я стал наблюдать.

Вскоре за моей спиной раздались странные шорохи. Звуки быстро нарастали. Я напрягся. Шум достиг апогея. Сбоку от тропы кусты резко раздвинулись, и к озеру выскочила моя дочь. Лягушка испугалась и прыгнула в воду. Природа насторожилась.

Продолжать наблюдения было бессмысленно. Я умыл лицо, и мы с Вероникой направились к сторожке лесника.

 

ТАБЛИЦА № 3

 

Композиционные части Тип текста Форма речи Временной план
Завязка Повествование Монолог Прошедшее время
Развитие действия Повествование Монолог Настоящее время
Кульминация Повествование с элементами описания Монолог. Диалог Настоящее время
Развязка Повествование Диалог (могут быть элементы монолога) Настоящее время.

 

poisk-ru.ru

Готовимся к ЕГЭ. Занятия 3-4: Композиционная схема текста, абзац

Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Тренировочный текст представлен в первом занятии.

Проверка

 Ответы на задание второго занятия

Анализ - ответы - показывает, что автор взялся за статью, поскольку считает любопытным свой взгляд на "Капитанскую дочку", в частности на Савельича и его взаимоотношения с Гриневым. Идея эссе - показать, что Савельич, будучи рабом (крепостным) Гринева, на самом деле имеет власть над своим хозяином, потому что бескорыстно любит его. Авторский вывод и основная мысль текста: "Любовь - главнее всех".

Текст можно озаглавить исходя из его основной мысли, например: "Бескорыстная любовь Савельича к Гриневу - причина перевёрнутых отношений хозяин-слуга в понимании Ф. Искандера" (ваш вариант?).

Занятие 3

Структурная композиционная схема текста. Сюжет и композиция художественного и художественно-публицистического произведения

Большинство небольших прозаических текстов различных функциональных стилей имеют чётко очерченную логическую структуру, в пределах которой автор раскрывает тему и воплощает идею.

1. Завязка, или вступление, где автор вводит читателя в курс дела и подготавливает к раскрытию темы. В завязке публицистического текста в виде тезиса может быть сразу представлена тема. В художественном или публицистическом произведении завязке может предшествовать экспозиция, которая обычно шире по охвату выбранной автором темы или содержит краткое обобщение будущих событий.

Задание. В тренировочном тексте ЕГЭ до объявления автором темы и идеи своего эссе два абзаца. В первом автор говорит вообще о влиянии на него "Капитанской дочки". Во втором - о том, что более всего привлекло его внимание в повести. Можно ли считать первый абзац экспозицией, а второй непосредственно вступлением или оба абзаца составляют вступление?

2. Основная часть самая объёмная, где происходит развитие мысли - раскрытие темы и воплощение идеи. Эта часть в художественном или художественно-публицистическом произведении может содержать кульминацию, когда противоречия - внешние между персонажами или внутренние в душе героя, - двигающие действие, достигают наивысшего напряжения.

Задание. В каких абзацах текста ЕГЭ происходит раскрытие темы?

3. Развязка, или заключение. В этой части научных, деловых и публицистических текстов подводятся итоги, делаются выводы и обобщения, а в литературных произведениях ещё и разрешаются противоречия. Часто развязка логически соотносится с завязкой, тем самым как бы замыкая логический круг.

Задание. Как логически связаны начало и конец эссе из варианта ЕГЭ? Какие части структурной схемы охватывают два авторских вывода?

Основная мысль в произведениях малых форм может объявляться автором в любой структурной части текста. Если это происходит в начале - дальше будет обоснование, если в середине или в конце - автор заранее подведёт читателя к основной мысли. В небольших по объёму публицистических текстах завязка и заключение, как правило, принадлежат к одному речевому типу, в основной части тип речи может меняться.

В художественной литературе и в близкой к ней художественной публицистике тема и идея произведения раскрываются через сюжет, когда схема из экспозиции, завязки, основной части, кульминации и развязки одухотворяется писательским талантом в создании образов.

Кроме того, в художественном и публицистическом произведении автор для реализации своего замысла использует композицию. Чаще всего в малых формах (в рассказе, эссе) композиция представляет собой основную структурную схему, но в больших формах (повести, романе) может быть и сложной, когда в завязке герой предстаёт перед нами стариком, а потом мы узнаём о его детстве и юности. К примеру, в "Герое нашего времени" мы сначала знакомимся с Печориным из рассказа о нём Максима Максимыча и только потом узнаём лично, читая его дневник.

Занятие 4

Абзац - микротема текста. Абзац или фрагмент текста с типом речи повествованием

Абзац потому и называют микротемой текста, что он в миниатюре повторяет логическую структуру из завязки (зачин абзаца), развития мысли и развязки (концовка абзаца).

Перед нами абзац из повести А. Пушкина "Метель". Предложения (в том числе простые в составе сложных) для наглядности пронумерованы.

"(1) Скоро в доме всё утихло и заснуло. (2) Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. (3) Служанка несла за нею два узла. (4) Они сошли в сад. <…> (5) Они насилу дошли до конца сада. (6) На дороге сани дожидались их. (7) Лошади, прозябнув, не стояли на месте; (8) кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. (9) Он помог барышне и её девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и (10) лошади полетели".

Первое предложение - зачин абзаца, в котором дана общая картина происходящего. Начиная со второго предложения происходит развитие действия. Наконец, девятое, а главное - маленькое десятое предложение, простое в составе сложного, логическая концовка абзаца. Микротема исчерпана.

В исследуемом абзаце логика соединения предложений такова: автор высказывает мысль, потом от того, что уже было сказано, отталкивается, делает шаг вперёд в развитии мысли и сообщает новую информацию. (О "данном" и "новом" в предложении см. в книге М. Карнауховой "Понимаю - пишу - проверяю".) при обязательном сохранении единого действующего лица. Такая связь предложений называется последовательной, или цепной.

Такое соединение предложений характерно для типа речи повествования, когда события или явления следуют друг за другом или обусловливают друг друга. Это значит, что повествованию присуще действие, которое развивается во времени внутри какого-то события или цепи событий.

Перечитайте абзац и отметьте характерные черты повествования:

а) действие, в котором участвуют действующие лица и которое развивается во времени, что показывается прежде всего глаголами движения;

б) предложения соединяются последовательной логической связью;

в) темой повествовательного текста или фрагмента текста является событие с развитием действия или цепь событий, где участвует действующее лицо (действующие лица).

При грамматическом оформлении повествования авторы в основном оперируют глаголами совершенного вида прошедшего времени.

Задание. Найдите такие глаголы в отрывке.

Консультация

Ваш вопрос Марине Карнауховой:

rg.ru

Авторский замысел, композиция. Композиционная схема текста (линейная и параллельная)

Утверждаю

Протокол заседания кафедры

от 15.11.2012 г. № _4___

Зав. кафедрой филологии

___________ Т. М. ПучинскаяВопросы к зачету по дисциплине «Русский язык» для студентов 5 курса факультета педагогики и психологии специальностей:

1-01 02 02-04 «Начальное образование. Белорусский язык и литература» (НБ-51)

    1. 02 02-06 «Начальное образование. Физическая культура» (НФ-51)
  1. Многочленные сложные предложения, их классификация и характеристика.
  2. Текст как линейно строящаяся речь и как высшее коммуникативное целое. Признаки текста, формальные средства текстовой связи.
  3. Монологическая и диалогическая речь.
  4. Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
  5. Тема, авторский замысел, композиция. Композиционная схема текста (линейная и параллельная).
  6. Абзац как композиционное членение текста в письменной форме речи. Логико-смысловой признак и эмоционально-экспрессивный признак членения текста на абзацы. Членение текста на абзацы как важный стилеобразующий фактор.
  7. Период как особый тип сложной синтаксической конструкции. Структурные и интонационные особенности периода. Период с сочинительной связью. Период с бессоюзной связью частей.
  8. Период как композиционное стилистическое средство.
  9. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Структурные особенности данной синтаксической конструкции. Признаки сложного синтаксического целого.
  10. Признаки текста: связность; тематическое единство, главная мысль, идея текста и средства её выражения.
  11. Связность текста. Композиционная схема текста. Средства связи элементов текста.
  12. Комплексный анализ художественного текста. Особенности прозаических текстов разных авторов.
  13. Комплексный анализ художественного текста. Особенности стихотворных текстов разных авторов.
  14. Выразительные средства языка и их использование в художественных текстах.
  15. Лингвистический анализ текстов различных стилей (художественных текстов).
  16. Лингвистический анализ текстов различных стилей (научных текстов).
  17. Лингвистический анализ текстов различных стилей (разговорных текстов).
  18. Лингвистический анализ текстов различных стилей (деловых текстов).
  19. Лингвистический анализ текстов различных стилей (публицистических текстов).
  20. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
  21. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
  22. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
  23. Бессоюзное сложное предложение как особый тип синтаксических образований. Интонация как основное средство связи предикативных частей сложного бессоюзного предложения. Дополнительные средства связи предикативных частей.
  24. Бессоюзные сложные предложения с однотипными и разнотипными составными частями.
  25. Классификация бессоюзных сложных предложений в зависимости от смысловых отношений между составными частями.

Составитель Ермалович Н.В.

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:Школьные материалы Школьные материалы

vb2.userdocs.ru

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 3. Композиционная схема текста, абзац — микротема текста.

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 3. Композиционная схема текста, абзац - микротема текста.

Марина КарнауховаРоссийская газета" - www.rg.ru

17.09.2010, 16:14

Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Тренировочный текст представлен в первом занятии.ПроверкаОтветы на задание второго занятия

Анализ - ответы - показывает, что автор взялся за статью, поскольку считает любопытным свой взгляд на "Капитанскую дочку", в частности на Савельича и его взаимоотношения с Гриневым. Идея эссе - показать, что Савельич, будучи рабом (крепостным) Гринева, на самом деле имеет власть над своим хозяином, потому что бескорыстно любит его. Авторский вывод и основная мысль текста: "Любовь - главнее всех".

Текст можно озаглавить исходя из его основной мысли, например: "Бескорыстная любовь Савельича к Гриневу - причина перевёрнутых отношений хозяин-слуга в понимании Ф. Искандера" (ваш вариант?).

Занятие 3Структурная композиционная схема текста. Сюжет и композиция художественного и художественно-публицистического произведения

Большинство небольших прозаических текстов различных функциональных стилей имеют чётко очерченную логическую структуру, в пределах которой автор раскрывает тему и воплощает идею.

1. Завязка, или вступление, где автор вводит читателя в курс дела и подготавливает к раскрытию темы. В завязке публицистического текста в виде тезиса может быть сразу представлена тема. В художественном или публицистическом произведении завязке может предшествовать экспозиция, которая обычно шире по охвату выбранной автором темы или содержит краткое обобщение будущих событий.

Задание. В тренировочном тексте ЕГЭ до объявления автором темы и идеи своего эссе два абзаца. В первом автор говорит вообще о влиянии на него "Капитанской дочки". Во втором - о том, что более всего привлекло его внимание в повести. Можно ли считать первый абзац экспозицией, а второй непосредственно вступлением или оба абзаца составляют вступление?

2. Основная часть самая объёмная, где происходит развитие мысли - раскрытие темы и воплощение идеи. Эта часть в художественном или художественно-публицистическом произведении может содержать кульминацию, когда противоречия - внешние между персонажами или внутренние в душе героя, - двигающие действие, достигают наивысшего напряжения.

Задание. В каких абзацах текста ЕГЭ происходит раскрытие темы?

3. Развязка, или заключение. В этой части научных, деловых и публицистических текстов подводятся итоги, делаются выводы и обобщения, а в литературных произведениях ещё и разрешаются противоречия. Часто развязка логически соотносится с завязкой, тем самым как бы замыкая логический круг.

Задание. Как логически связаны начало и конец эссе из варианта ЕГЭ? Какие час

univerfiles.com

композиционная схема текста что это

Системность — это сущностное свойство текста, которое обеспечивается.. композиционное развертывание, аннотация, заголовок, оглавление и др.)... Отметим, однако, что представленная схема этапов познавательной. Задание. Композиционный анализ прозаического текста.. Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов. Занятия 3-4: Композиционная схема текста, абзац - микротема текста,. Если это происходит в начале - дальше будет обоснование,. Тип речи - это способ изложения, избираемый автором и. Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:. текста [2: 56-60], хотя это несколько устаревшая таксономия возможных. Схема этой ФМ такова: Объект 2 (родители) + Локация +. Объект 1 +. подтемы – это то, о чем говорится в тексте; микротемы – это то, что. композиционную схему, только в роли зачина выступает не предложение, как в. Это могут быть следующие данные: 1) об адресате (кому адресован документ?). сумма его реквизитов и содержательно-композиционная схема - их взаимосвязь,. Приведем схемы организации текста некоторых наиболее. Текст документа требует строгого соблюдения композиционной. Композиция текста — это схема организации и структурной упорядоченности целого. «Словесный ряд – это представленная в тексте последовательность (не обязательно.... Схема композиционного анализа прозаического текста. ... речи (описание, повествование, рассуждение) и их композиционные схемы.. в тексте; умение определить тип речи и создать композиционную схему. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.. Текст (от лат. textus — ткань, соединение) — это несколько предложений или абзацев,. Композиционный ряд книжки. Эскизы.. текст и делаю очень простую композиционную схему.. Пока это только черно-белое решение. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста. Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста. Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные. Сопоставление композиционной схемы и плана текста может. Рассмотрим это на примере стилистического анализа художест- венного текста. Схемы логически-композиционного построения. Способы композиционной организации... Рекла

wallinside.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"