Формирование и сплочение классного коллектива. Коллектив классный

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Классный час "Что такое коллектив"

Классный час «Что такое коллектив?»

Цели: воспитание в детях качеств товарищества, взаимовыручки, ответственности за себя и за своего друга; развитие творческих способностей учащихся

Оборудование : словарные слова, листовки для работы детей

Ход занятия

  1. Настрой на позитивные мысли.

-Я читаю стихотворение, а вы слушайте и вбираёте в себя каждое тёплое слово, что бы оно осталось в вас надолго.

Мир, мир, мир везде. Мир в тебе и мир во мне!

Свет, свет, свет везде. Свет в тебе и свет во мне!

Любовь, любовь, любовь везде. Любовь в тебе, любовь во мне!

-Для того, чтобы так было всегда, нужно относиться к людям так, какого отношения вы хотели бы к себе.

2. Словарная работа

Давайте заглянем в наш словарик. Что же обозначают следующие слова?

Коллектив – группа людей с общими интересами.

Лидер – человек, пользующийся уважением в коллективе.

Авторитет – качество человека, которое позволяет притягивать к себе людей.

Товарищество – дружба.

Взаимовыручка – оказание помощи в нужную минуту.

Всё, что мы назвали, необходимо в любом коллективе.

3.Тренинг «В поход»

-Вы с классом собрались в поход. Вам необходимо выбрать своего лидера, т.е. человека, на которого вы могли бы положиться в трудную минуту, что он вас выручит. Какими качествами он должен обладать?

Перед вами листок бумаги, на котором вы можете написать:

  1. Имя человека, которого вы хотели бы видеть вожаком группы.

  2. Оказалось, что в вашей палатке всего 22 места и кого-то одного вы должны оставить. Кто это?

-Кто из вас написал самого себя? Почему вы это сделали \не сделали?

-Про себя подумали, чьё имя вы написали под цифрой 2. Как вы думаете, что будет правильнее, вычеркнуть имя или помочь человеку исправиться? Ведь из любого положения есть выход. В палатке можно и потесниться.

ВЫВОД: прежде чем отвергать человека, нужно подумать. а если вы будете в таком положении? Какого отношения к себе вы бы захотели?

4. Устав о поведении в коллективе. Работа в группах

Наш устав – это свод правил поведения в коллективе (что можно, что нельзя).

На полученных листовках составьте свои правила поведения в коллективе

(дети работают в течении 7-8 минут, учитель анализирует и выявляет лидера)

Защита своих проектов.

-Участники группы, кого вы выдвигаете своим лидером? Почему?

Кто считает, что сам мог бы занять место лидера и почему? Лидер защищает свой проект.

5. Игра «Чаша терпения»

-Оно из основных качеств человека, необходимых в коллективе – это терпение. Давайте заполним нашу чашу – напишем качества, которые помогают сплотить коллектив.

6. Чтение притчи. Краткий разбор.

7. Итоги. Подводя итоги, давайте вспомним, о каких качествах мы говорили?

-Каждый должен задуматься, почему выбрали или не выбрали меня лидером ? Что я должен изменить в себе?

Анализ

С целью сплочения коллектива, выработки таких качеств, как взаимовыручка, взаимопомощь, умение слышать близкого проведён классный час.

Ребята приняли активное участие – обсуждали значение новых слов, где говорилось о качествах людей. Проведённый тренинг показал , что лидерами в классе являютсяДимитрюк Никита ,Жабаева Лаида. К сожалению, дети с лёгкостью вычеркнули учащегося класса, тем самым отказались от него. Поэтому следует вести работу по сплочению коллектива в дальнейшем. Работая в группах, учащиеся составили свои листовки с уставом коллектива. Выделены наиболее активные –Хуснуллина Д, Абрамов К. . Подводя итоги, дети отметили, что научились ценить товарищей, поняли, что нельзя оставлять их в беде. Значит, классный час целей достиг.

multiurok.ru

Классный час "Классный коллектив"

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование: тема записана на доске, памятки.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

- Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

- Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

- Мне нравится, когда мои друзья...

- Я не люблю, когда меня...

- Мне очень приятно говорить друзьям...

- Своим друзьям я всегда...

- Я могу дружить с теми, кто...

- Со мной можно дружить, потому что...

Вывод. Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

- Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.

Подведение итогов

- Что такое классный коллектив?

- Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?

Дополнительный материал для учителя

Можно предложить детям обсудить следующие законы жизни классного коллектива. Законы нашей жизни

1. Закон уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

2. Закон дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

3. Закон храбрости. Будь храбрым, не бойся препятствий.

4. Закон любви. Люби своих друзей, родителей, Родину и все то, что тебя окружает.

5. Закон доброты. Доброта - это сила. Не бойся быть сильным - дари людям добро.

6. Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!

7. Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!

infourok.ru

Как воспитать дружным классный коллектив

Муниципальное Средняя

образовательное общеобразовательная

учреждение школа №2

140200 г. Воскресенск ул. Октябрьская 21 тел. 8(49644)2-14-85, факс 8(49644)2-14-85,

e-mail wkola-2@mail.ru, www.150voss2.edusite.ru

Тема по самообразованию:

«Как воспитать дружный коллектив»

Подготовила :

Кищенко А. В. Учитель английского языка,

Классный руководитель 5 « Б» класса

2013 г.

Проработав год в 5 классе, я поняла, что главным показателем работы классного руководителя следует считать самочувствие в ней ученика. Класс хорош, если ребенок с желанием идет на занятия, рад встрече с одноклассниками и учителем. А с желанием ребенок идет к друзьям. А это значит, что классный руководитель должен не покладая рук трудиться над созданием дружного коллектива, формированием основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и с окружающими. Это важно и потому, что дети, придя в 5 класс , становятся новичками в школе. Это важно и потому, что атмосфера особого доверия между детьми положительно влияет на успеваемость.

Итак как же воспитать классный коллектив?

Только в том случае когда педагоги общаются с учениками неформально, они перестают быть просто «математичками» или «англичанками,» а становятся нечто большим для учеников. Итак как же воспитать дружный коллектив? Во первых необходимо больше общаться со своими учениками. Ведь общаясь со своими учениками, вы будете всегда в курсе их дел, будете знать, что происходить в их жизни. В некотором роде понимать почему ученик сегодня в плохом настроении, почему у него ухудшилась успеваимость, а также обращать внимание на детали.

Пример: Я заметила, что девочки в моем классе стали вести себя друг к другу агрессивнее. Это проявлялась на уроках, когда кто то выходил к доске и отвечал неправильно, они начинали высмеивать этого ученика. Мне пришлось оставить этих учениц после уроков и поговорить с ними. Из разговора выяснилось, что девочки в классе поссорились и разделились на два враждебных лагеря, и вот только собрав их вместе и дав возможность высказаться девочки помирились.

Необходимо вовлекать детей чаще в общеполезные дела : субботник, классный час, разделять детей на мини-группы, давать им задания, особенно ярким личностям в этих группах поручить контроль за исполнением этих дел. Необходимо создать классный уголок, где будут фотографии класса, сведения о их коллективных делах, достижениях. Конечно найдутся те, кому все равно, но постепенно образуется актив класса, который будет подтягивать за собой остальных.

Кто может стать идеальным классным:

  • исследователь, сумевший увлечь своим внешкольным интересом учеников.

  • Интеллектуал, который водит детей по музеям и театрам не потому, что так положено по программе, а ради эстетического удовольствия.

  • Волонтер, пробудивший в школьниках сострадание и желание оказать посильную помощь.

Работа со школьным психологом, специальные тесты помогают выявить атмосферу класса. Изгоев, лидеров, задир еще на ранних этапах зарождения коллектива.

Постановка перспектив перед классом ( Теория Макаренко)

Мощным средством воспитания ученического коллектива, является постановка перед ним радостных перспектив, которые ведут его вперед, помогают преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Поэтому важно, чтобы в коллективе постоянно жила светлая перспектива- «завтрашняя радость» Вот класс собирается на выставку, интересную экскурсию, билеты в театр. В сплочении и воспитании класса важно ставить коллективные перспективы, которые ведут к коллективным переживаниям, порождают общий подъем, мобилизируют на преодоление препятствий в борьбе за поставленные цели. Стоит отметить, что перспектива постоянного интересного и увлекательного дела сильнее организует и сплачивает класс, если классный руководитель добивается того, чтобы эта перспектива выдвигалась самими учащимися.

Действительно это действует! Стоит построить с детьми какие-то планы на будущее, как они тут же начинают обсуждать предстоящее событие изо дня в день и ждать этого дня с нетерпением.

Создание традиций, сплачивающих коллектив

В жизни и развитии ученического коллектива большую роль играют традиции. Опыт показывает, что в тех школах и классах, где создаются хорошие традиции, учителя классные руководители получают в свои руки действенное средство, при помощи которого они укрепляют коллективные связи между учащимися, воспитывают навыки коллективной деятельности, чувство чести и гордости за свой класс, за свою школу. Очень важно, чтобы классный руководитель, получая в свои руки класс, бережно относился к тем хорошим традициям, которые уже сложились в начальной школе, и в дальнейшем старается их преумножить.

И действительно в классе сложились традиции, которые они соблюдают, такие как: поздравления с днем рождения, чаепития по случаю праздников ( восьмое марта, новый год, 23 февраля) с обязательным представлениям. И со своим классом я стараюсь сохранить эти традиции и преумножить. Например: по случаю окончания четверти мы обязательно идем в кино или на выставку.

Предъявление единых требований к учащимся.

В воспитании классного коллектива большая роль принадлежит учителям-предметникам. Они обязаны постоянно заботиться о том , что бы использовать процесс бучения, а также внеклассные занятия в целях воспитания у учащихся чувства коллективизма, дружбы. Со своей стороны, классный руководитель принимает меры к тому, что бы обеспечить единство требований к учащимся со стороны всех учителей. Коллектив педагогов, начиющий работать в новом классе, совместно с классным руководителенм, с первых дней учебного года, предъявляет твердые требования к учащимся. Единые требования, составленные на основе « Правил для учащихся, включают в себя, ряд установленных норм поведения учащихся в школе до начала уроков, во время уроков, на переменах, во время общешкольных мероприятий.

Работа с активом класса.

В организации ученического коллектива большую роль играет актив, созданию которого классный руководитель должен уделить особенно большое внимание. Очень важным является сам процесс образования актива, а потому нельзя этот процесс предоставлять самотеку, так как только систематическая работа по выявлению и воспитанию активистов обеспечивает образование настоящего рабочего актива. Опыт показывает, что для выявления активистов и выдвижения их в соответствующие ученические органы требуется известный период времени. Не следует поэтому спешить в первые же дни занятий в новом учебном году организованно оформлять ученические органы. Правильно поступают те классные руководители, которые приступая вновь к работе с классом, стремятся всесторонне ознакомиться с составом учащихся , узнать стремленя, интересы, увлечения учащихся, организаторские способности и навыки учащихся. Для этого они используют беседы с бывшими учителями, встречи с родителями, а также свои личные наблюдения за поведением учащихся на уроках.

Классные собрания

Среди разнообразных средств организации и воспитания первичного классного коллектива, проверенных в школьной практике, важную роль играют классные собрания. Являясь руководящим органом ученического коллектива, классное собрание, умело подготовленное и проведенное на высоком идейном уровне, служит одним из важных средств воспитания у учащихся высоких моральных качеств- принципиальности, коллективизма, чувство чести и долга.

infourok.ru

Характеристика классного коллектива в школе

Не секрет, что работа классного руководителя - это еще и заполнение всевозможных отчетов, составление служебных записок, написание иной документации. Выделяется на этом фоне психолого-педагогическая характеристика классного коллектива. Никто из учителей так тесно не взаимодействует с группой ребят, как ее классрук. В этом документе последнему надо выступить не только педагогом, но и психологом, наблюдателем, статистиком. Какие разделы включает в себя характеристика, как ее правильно оформить, мы рассмотрим в статье.

Лицевой лист

Строгих унифицированных правил оформления первой страницы характеристики классного коллектива нет. Однако при этом важно отобразить на ней следующее (по порядку) сведения:

  • Полное официальное наименование учебного заведения.
  • Надпись "Характеристика", далее - класс, школа, населенный пункт. К примеру: "Характеристика классного коллектива 6-Д класса МОУ СОШ №500 г. Москвы".
  • Выполнил(а): учитель-предметник, Ф. И. О., классное руководство. Пример: "Учитель русского языка и литературы Иванова Д. В., классрук 6-Д класса".
  • Внизу страницы - ваш город, год составления документа.

Содержание характеристики классного коллектива

Опять же, унифицированного списка тем, которые классный руководитель должен отобразить в отчете, нет. Однако мы рекомендуем построить педагогическую характеристику классного коллектива, опираясь на следующий план:

  1. Общая информация о группе.
  2. Структура детского коллектива. Основные процессы, что происходят внутри группы.
  3. Специфика общения между учениками.
  4. Познавательные потенциал ребят, их успехи в учебе.
  5. Творческая активность учащихся.
  6. Вопрос о воспитании, усвоении социального опыта.
  7. Физическое развитие ребят.
  8. Наличие вредных привычек, склонность к аморальному поведению.
  9. Характеристика семей, родителей учеников.
  10. Общие выводы, предложения.

А теперь подробно разберем каждый из представленных пунктов.

Общие сведения

Итак, что должен отметить учитель в этом разделе характеристики классного коллектива:

  1. Специфика группы: общеобразовательная, с математическим, гуманитарным и прочим уклоном.
  2. Число детей, количество мальчиков и девочек.
  3. Года рождения учеников. Например: "2007 г. - 18 человек, 2008 г. - 6 человек".
  4. Краткая история формирования коллектива: сколько ребят было в классе изначально, кто пришел в группу позже.
  5. Если это характеристика классного коллектива начальной школы, то важно указать, из каких дошкольных учреждений пришли ученики.
  6. Где в основном проживают ребята? Кто-то приезжает из другого района, населенного пункта?
  7. Общая оценка успеваемости, число ребят-отличников и хорошистов. Вывод о качестве знаний.
  8. Оценка пропусков, основные их причины.
  9. Общий вывод об отношении друг к другу, учителям, учебному процессу.
  10. В процентах представьте, кто из ребят занимается творчеством, посещает интеллектуальные кружки, спортивные секции.

Структура коллектива

В этой части характеристики класса (классного коллектива) учитель должен показать себя педагогом-психологом, а также отобразить, насколько он в курсе положения дел в детской группе. Раскрыть здесь суть поможет отражение следующих вопросов:

  1. Как в общем вы оцениваете отношения в классе: коллектив дружный, разобщенный, с наличием враждебных групп?
  2. Несколько слов об органах самоуправления: как ребята относятся к обязанностям? Инициативны ли они? Приносят ли самоуправленческие функции пользу?
  3. Какие в классе есть группы (перечислите фамилии учащихся)? На основе чего они сформировались?
  4. Есть ли замкнутые, необщительные ребята? Кто это? Почему возникла такая проблема?
  5. Кто ведет себя независимо, обособленно? Как вы охарактеризуете этих детей?
  6. Кто в коллективе формальный и неформальный лидер? Как относятся к этим детям другие ребята? Есть ли положительные и отрицательные лидеры, кто это?

Специфика общения

Небольшой, но важный раздел. В характеристике классного коллектива 1 класса, конечно, трудно написать здесь что-то особенное, но все же нужно уделить теме внимание.

Итак, что стоит отразить здесь:

  1. Общая оценка общения между ребятами.
  2. Какие товарищеские чувства у них развиты: взаимовыручка, чувство общности, доверие друг к другу?
  3. Отношения между мальчиками и девочками.
  4. Как бы вы в общем охарактеризовали своих учеников? Доброжелательные, беззлобные, общительные?
  5. Каковы отклонения от примерного поведения встречаются чаще всего?
  6. Как они проводят внеурочное время? Собираются ли вместе?

Познавательный потенциал

В этой части характеристики классного коллектива (класс 2, 3, 1 уже можно здесь достаточно полно описать) вы оцениваете ребят уже не как психолог, а как учитель. Действуйте по этому плану:

  1. Оценка внимания (устойчивое, рассеянное), работоспособности (от низкой до средней, высокой).
  2. Какой тип памяти у детей развит более всего?
  3. Каковы их успехи в познавательном плане? Умеют ли ребята анализировать, делать общие выводы, структурировать информацию?
  4. Каков результат их самостоятельной работы?
  5. Какова познавательная активность (от высокой до низкой)?
  6. Как они относятся к учебному процессу, к школе вообще?
  7. Есть ли ученики с проблемами в этом плане? Какими?

Творческая активность

Пункт не менее важный, чем все остальные - говорит о всестороннем развитии ребят. Что важно отметить здесь:

  1. Участвуют ли дети в классных и школьных внеурочных мероприятиях? Интересно ли им это, инициативны ли они?
  2. Как относятся к проигрышам и победам? Как проявляют себя в командной подготовке?
  3. Могут ли самостоятельно придумать номер, сценку, иное представление? Нужна ли им ваша помощь в этом или достаточно идеи, "толчка"?
  4. Кого из ребят вы выделите в творческом плане? Почему?

Вопросы воспитания

Здесь классный воспитатель выступает наблюдателем. Довольно каверзный пункт - придется высказать не только профессиональное, но и житейское личное мнение. Проще всего раскрыть тему, отвечая на такие вопросы:

  1. Как вы в общем оцениваете уровень воспитания, культуру поведения ребят? Благополучны ли их семьи, или родители не уделяют детям должного внимания?
  2. Есть ли у ребят уже какие-то сформированные жизненные принципы, моральные представления, правила общения? Кратко упомяните их.
  3. Какова дисциплина на уроках и вне их? Чем они по большей части заняты на переменах?
  4. Допускают ли дети злословие, физические расправы, травлю?
  5. Как они ведут себя в общественных местах во время школьных походов?

Физическое здоровье класса

Вот что достаточно важно отразить в данном разделе:

  1. Как в общем вы оцениваете физическое состояние ребят (абсолютно, относительно здоровы, имеют серьезные проблемы со здоровьем).
  2. Перечислите в процентах, у скольких учащихся основная, подготовительная, специальная группа по физкультуре.
  3. Каковы самые частые проблемы со здоровьем (в т. ч. и на основе пропусков по болезни)?
  4. Отдельное внимание ребятам со спецгруппой по физкультуре. Кто это? Какие у них проблемы?

Склонность к аморальному поведению

Очень серьезная часть характеристики. Вот что здесь стремятся отметить учителя:

  1. Есть ли в классе "трудные" дети? Кто это? Из-за чего вы дали такую характеристику?
  2. Кто состоит на учете в ПДН, КДН? Каковы причины этого?
  3. Отметьте, у кого из учащихся есть склонность к бродяжничеству, воровству, распитию алкоголя, курению или иным вредным и опасным для детей привычкам.

Характеристика родителей, семей учащихся

Информацию для этого раздела классный руководитель черпает из практики проведения родительских собраний, личном общении с семьями своих учеников. Вот что важно отобразить здесь:

  1. Охарактеризуйте семьи - полные, неполные. Выделите, кто из учащихся сирота, воспитывается опекунами, кто из многодетной семьи.
  2. Какова, на ваш взгляд, атмосфера в семьях учеников? У кого есть проблемы? Какого они плана?
  3. Как родители относятся к школе, жизни класса, лично к вам? Интересны ли им отметки детей, их отношения с другими ребятами, успехи и неудачи сына или дочери?
  4. Кто из родителей наиболее активен? Кто состоит в родительском комитете школы?
  5. Как ведут себя родители на собрании? Кто наиболее активен, а кто предпочитает быть зрителем?
  6. Какова статистика посещений собраний? Есть ли родители, которые систематически пропускают их?

Общие выводы и предложения

Такой большой объем работы нуждается в подведении итогов, общих выводах, которые бы "выжали" все самое ценное из написанного. Предлагаем учителю пойти здесь таким путем:

  1. Напишите, на сколько сформирован классный коллектив (от низкого до высокого уровня). Кратко аргументируйте этот вывод. Вынесите несколько предложений для более удовлетворительного результата: организация общего досуга, игры на формирование чувства общности, психологическая помощь особо замкнутым ребятам и проч.
  2. Ваши общие выводы об успеваемости и работоспособности. Характеристика положительных и отрицательных черт ребят, как членов коллектива. Оценка их культуры поведения, навыков общения. Как им помочь в более успешной социализации?
  3. Духовно-нравственное развитие. Что необходимо сделать родителям, школе, чтобы все и каждый из детей в будущем стал достойным для подражания личностью?

Работа заканчивается записью "Классный руководитель: роспись, Ф. И. О.".

Вот и все, что мы хотели вам рассказать о варианте наиболее обстоятельной и всесторонней характеристики классного коллектива. Отвечая на вопросы внутри каждого раздела, учитель сможет описать жизнь своего класса наиболее полно.

fb.ru

Создание и сплочение классного коллектива Коллектив

Создание и сплочение классного коллектива

Коллектив – это группа лиц, объединённых общей работой, общей учёбой, общими интересами. Классный коллектив играет важную роль в воспитании личности. Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, непохожего на других человека. Коллектив , как правило, унифицирует личностей своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его индивидов, предъявляя им единые требования.

В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив» . Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей; Второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.

А. С. Макаренко: Закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

Стадии (этапы) формирования коллектива: 1. Становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д. ) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2. Усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Характерно: стабилизация структуры коллектива. Коллектив уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. На второй стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Классный коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков: совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) -- предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива. совместная деятельность членов коллектива, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. Деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества.

наличие отношений ответственной зависимости -- в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя классный коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей.

Классные коллективы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других.

В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается отдельными педагогическими работниками как позитивное явление. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче.

Работа с классным коллективом может рассматриваться в двух плоскостях: с одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особенности его сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т. е. создавался воспитательный коллектив.

Критерии формирования классного коллектива (Л. М. Фридман) : групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т. п. ) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера классного коллектива. способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).

подготовленность классного коллектива к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности -ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.

Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показателях формирования классного коллектива: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друга с «полуслова» . Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость -- две радости, разделенное горе -- полгоря» . Волевая коммуникативность - это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экcтремальных ситуациях

Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются: 1. Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе; сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Большое значение имеет положительное эмоциональное отношение детей к общественно полезной деятельности в классе. 2. Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу). Успешность решения группой своих задач, может определяться моментом зрелости группы, или уровнем группового развития. Уровень группового развития одновременно является характеристикой сформированности межличностных отношений, результатом процесса формирования группы.

Коллектив в педагогике - объединение учеников, отличающихся признаками: 1) Общая цель 2) Общая совместная деятельность 3) Соотношение частей 4) Общий выборный руководящий орган Особенности коллектива: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие. Классный коллектив - группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью

Этапы создания коллектива: 1) становление коллектива (стадия первоначального сплочения). От педагога исходят все требования (ставится цель) 2) создание актива (саморегуляция, организация, инициатива от детей) 3) Создание собственного коллектива. Коллектив формирует целостную, нравственную личность.

Пути создания: 1) традиции (их необходимо создавать в группе), 2) перспективные линии (близкая: например, воскресная совместная прогулка; средняя (при наличии актива): подготовка школьного праздника; далекая: цель-успешное окончание школы) 3) параллельное влияние (учитель влияет на учеников не прямо, а через коллектив, через мнения друзей).

Признаки сформированности коллектива: 1)ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 2) ощущение защищенности каждого члена; 3) активность; 4) привычка к сдержанности в эмоциях и словах.

Таким образом, классный коллектив - это форма общности школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Для коллектива младших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкая способность к организации коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабовыраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп.

present5.com

Формирование и сплочение классного коллектива

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей«Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

249402, г. Людиново, Калужская обл., ул. Дзержинского, д. 1,

тел.-факс: 8(48444) 6-23-42

«Формирование и сплочение

классного коллектива»

Учитель начальных классов: Самохина Т. Г.

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.

Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе.

Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии:

- содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь.

Уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен классный руководитель.

Я являюсь классным руководителем 3 класса. В этом классе есть дети, которые учатся с 1 класса и вновь поступившие. Возрастной состав учащихся 3 класса:Всего по списку-13 учащихся.2001 год рождения: мальчики-3 чел., девочки-1 чел.2003 год рождения: мальчики-4 чел., девочки-2 чел.2004 год рождения: девочки-1 чел.2005 год рождения: мальчики-1 чел.Обучаются в классе-7 человек, обучаются на дому-6 человек.И первый вопрос для меня был следующий: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?».

В самом начале учебного года по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Я проанализировала документацию, имеющуюся на каждого вновь поступившего ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику).

Были выявлены трудности в обучении у многих ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Я выявила следующие проблемы:

- неумение трудиться на общее благо;

- дефицит общения;

- разрозненность класса;

- негативные отношения к некоторым учащимся класса .

Какое же решение этой проблемы?

Нужна система воспитания, в основе которой лежит формирование здорового классного коллектива.

Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои ребята, каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный«кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

Я определила свою цель:

Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, который умеет жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

В результате были поставлены следующие задачи:

- адаптация учащихся класса к обучению;

- формирование и сплочение классного коллектива;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

- формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

- улучшение успеваемости и поведения учащихся;

- совместно со всеми работниками школы и родителями сохранять здоровье учащихся;

- воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;

- прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой .

Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы. На первом организационном классном часе необходимо познакомить детей с правилами в школе, рассказать о предметах, учителях, провести экскурсию по школе, показать кабинеты и познакомить с учителями, спланировать ближайшую внутриклассную работу. На следующем этапе необходимо спланировать работу класса, для этого необходимо принять и разработать законы классного коллектива.

Примерные правила класса:

  1. Вовремя приходи на уроки.2. Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.3 .Приходи в школу подготовленным, с выполненным домашним заданием.4. Будь вежлив, не груби, не дерись.5. Бережно относись к школьному имуществу.6. На уроках соблюдай тишину.7. Во время перемены не бегай в классе.8. Приходи в школу в форме, будь аккуратен и опрятен.9.Помогай слабому.10. Не бери чужие вещи без разрешения.11. Не пользуйся мобильным телефоном в классе.12 .Бережно относись к чужим вещам.13. Активно участвуй в общественной жизни класса и школы.14. Следи за чистотой и порядком класса и своего рабочего места.Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Обязанности были строго распределены. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться.

Вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.

В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. Ребята с удовольствием готовятся к каждому общешкольному мероприятию. Все дети активно принимают участие в школьных выставках, конкурсах, предметных неделях. Был проведён цикл бесед по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении всего учебного года вела работу в тесном контакте с воспитателями группы, родителями учеников.

В своей работе использовала следующие направления:

- гражданско – патриотическое, - развиваем интеллект,- общение, - досуг, - здоровьесбережение, - учение, - созвездие талантов, - труд.

Многие ребята занимаются в различных кружках, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Традиционными у нас стали поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. На мой взгляд, такие мероприятия, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги, которые провожу на классных часах или во внеурочное время.  И т.к. это дети младшего возраста для них важна тактильная чувствительность. Наши «классные» дети очень любят ходить, держа кого – то за руку. Поэтому на первых этапах я организую такие упражнения.Однако, один детский коллектив не похож на другой. Бывает так, что в одном классе подбираются дети дружные, внимательные друг к другу, вежливые, но иногда класс вызывает беспокойство педагога: дети подсмеиваются над ошибками другого, или высмеивают того или другого ученика. Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель. Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с нами.

 Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя. И если этот человек сочетает  в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты, ему доверяются детские тайны.

Т.е., на мой взгляд, сплочённость и сформированность детского коллектива  зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств учителя.

Я предлагаю перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

 

Заповеди классного руководителя:

 

1.Будь требователен к себе.

2.Владей грамотной речью.

3.Показывай пример во всём.

4.Не будь равнодушным.

5.Доверяй, но проверяй.

6.Пообещал – сделай.

7.Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.

8.Будь добрым, но не добреньким.

9.Умей поставить себя на место ребёнка.

10.Помни: максимум поощрения, минимум наказания.

11.Не заводи любимчиков.

12.Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.

13.Давай воспитаннику посильные задания.

14.Сумей смотреть с родителями в одну сторону.

15.Люби детей, чего бы тебе это ни стоило.

 На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях.

И в заключение хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию классного коллектива дала свои результаты.

Ожидаемые результаты:

Развить личностные качества, этические, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические, физические, трудовые.

«Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ» (М.Цветаева).

Для меня мой класс, как и для каждого классного руководителя, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

infourok.ru

Работа по формированию классного коллектива

Формирование классного коллектива

Я работаю учителем начальных классов в школе №18 уже 29 лет…

За это время у меня были разные классы, разные дети и родители.

И каждый раз набирая новый класс, я задумывалась о том:

  • Что и как необходимо сделать, чтобы жизнь детей в школе была счастливой и интересной, чтобы они росли добрыми и заботливыми, дружными и активными?

  • Как сформировать единый коллектив детей и взрослых так, чтобы родители тоже хотели участвовать в жизни класса?

Объединение детей - дело серьезное.

Однако для ребенка - это, прежде всего, игра.

Эта игра длиной в четыре года, то есть время, проводимое ребенком в начальной школе.

День за днем я строила воспитательный процесс, анализируя ситуации, сравнивая результаты, делая для себя выводы.

За это время я выделила этапы формирование коллектива:

где главная роль возложена на учителя и родителей.

  • 2 класс- родители более активно включаются в процесс организации коллектива, а дети стараются внести свои идеи и воплотить их .

  • 3 класс - процесс формирования коллектива заканчивается;

  • 4 класс- это уже объединение, в котором дети играют ведущую роль, как в организации, так и в проведении совместных творческих дел.

Однажды, мне попался интересный материал из опыта работы учителя

одной из московских школ по созданию коллектива на основе Содружества.

Я поняла! Это то, что нам нужно! Это то, к чему я шла год за годом!

Мы построим такое Содружество, которое будет основано на дружбе, уважении и сотрудничестве со взрослыми!

Местом организации Содружества стал школьный класс.

Именно здесь дети имеют возможность постоянно общаться и участвовать в делах друг друга.

Это позволяет создать определенный нравственный микроклимат.

А активные родители поддержат нас в работе!

Я считаю, что половина успеха заключена в том, чтобы убедить родителей: все дети в классе общие, и мы должны позаботиться об их интересной и насыщенной жизни.

И вот 1 класс….Класс вполне обычный. Один из тех, который формируется каждый год в начальной школе

Но было в этих детях нечто такое, что подсказывало, – с ними все будет по-другому!

Жизнь каждого коллектива начинается со знакомства.

Таким знакомством стала первая анкета «Расскажите о своем ребенке».

(образец)

Из ответов я узнавала о семье, интересах и особенностях каждого ребенка. Полезной стала информация о том, какую помощь в организации жизнедеятельности класса могут оказать родители.

Первое совместное наше дело– это необычный день рождения.

Необычность его заключалась в том, что это был праздник не одного человека, а всего класса..

А вот и подарок! С удовольствием получаем книгу, которую я очень люблю – это “Маленький принц” А. Сент-Экзюпери.

В ней есть замечательные слова о том, что самое важное в жизни - это роскошь человеческого общения!

(показ)

К ним мы не раз будем обращаться!

С этого момента начинается становление детского коллектива.

Организуя систему работы, приходится продумывать не только содержательную (внутреннюю) сторону деятельности, но и ее “дизайн” (внешнюю сторону работу).

Прежде всего, это оформление классной комнаты, которое было выдержано в едином учебно-игровом стиле. В этом опять же проявилась помощь родителей.

Войдя в класс, мы видим “поезд с пассажирами», , который мчится в Страну Знаний, Веселое и яркое солнышко, Ученая Сова – символ мудрости,

“Здравствуй!”- Это обращение дети видят перед собой каждый день.

Ведь здороваться с кем-то – это значит приветствовать его, желать ему здоровья.

Все это создает общий эмоциональный настрой, который затем переносится на урок, на учебную деятельность ученика.

Главная задача, стоящая перед детьми в начале 1 класса познакомиться друг с другом, с правилами поведения в школе, с людьми, работающими здесь.

Моя задача помочь детям адаптироваться.

Здесь на помощь приходит социально-психологическая служба школы.

В результате проведенной работы были выявлены проблемы, определены пути их решения. ( см. материалы педконсилиума)

Наиболее используемой формой учебной работы у нас стала работа в паре.

Ребята на уроке вместе выполняют задание, а затем поднимают руки вверх, скрепляя их.

Этот жест мы назвали “огоньками дружбы”, которые “зажигаются ” по окончании учебной работы.

Одна рука означает: “Я знаю”, а две – “Мы знаем, мы сделаем вместе”.

Казалось бы, такое простое действие, но оно так нравится детям, что они стараются как можно быстрее помочь друг другу выполнить задание, чтобы “огоньки дружбы” “зажглись” вновь и вновь!

Формируя ученические пары я учитывала психологическую совместимость детей. ( анкета)

Теперь я имею возможность наблюдать динамику отношений в классе как положительную, так и отрицательную.

Хорошей возможностью понаблюдать за детьми в игровой внеучебной деятельности является прогулка после уроков, в ГПД.

Здесь ярко проявляются характеры и темперамент, дружеские отношения и интересы детей. Здесь же мне предоставляется возможность незаметно скорректировать их действия.

Но особенно сближают детей проведение внеурочных мероприятий.

И главное, появляется возможность включения родителей в процесс подготовки и проведения.

Дети с восторгом смотрят на них, открывая новые возможности своих мам и пап! А главное, учатся быть не пассивными зрителями, а активными участниками всего происходяшего!

Классный час – наш помощник.!

Здесь дети учатся видеть и слышать своих товарищей, учатся высказывать свое мнение, думают, как сделать жизнь в классе интересней?

На одном из таких классных часов предложила ребятам придумать название нашему классу…

Решили, что самым подходящим будет короткое, но емкое слово “Мы”.

Выбрали девиз, песню. Изображение колокольчика сделали символом класса.

Следующим шагом было принятие наших Правил и Декларации.

Учитывая возраст детей, декларация была разработана взрослыми.

Главным стало то, какими мы ( учителя и родители) хотим видеть своих детей в будущем. (показ)

Дети в классе любят сочинять и придумывать.

Вдруг родилась идея создания собственной газеты! Включаемся в работу в зависимости от желания, интересов и своих возможностей.

И вот уже наш “Колокольчик” гордо занимает свое место в классном уголке!

Самым ответственным моментом организации деятельности Содружества было избрание органов самоуправления.

Высшим органом стал Совет Содружества, в который вошли Глава Содружества и его помощники.

Спрашиваю детей: «Каким должен быть глава Содружества?»

Ответы:

“Тот ученик, который не только хорошо учиться, но и может быть хорошим другом”.

Я рада! Это означает, что выбранный мною путь сплочения коллектива дает положительный результат!

Ученики не разделяют отличные успехи, показанные в обучении, с нравственными поступками лучшего ученика!

Наш класс постепенно превращался в маленькую планету, на которой жизнь текла по своим правилам..

Сейчас ученический коллектив, с которыми начинался мой проект, уже в 6 классе. Их отличает умение дружить, сотрудничать, сопереживать.

Неслучайно этот класс был признан «Лучшим классом года».

Когда мне было предложено принять участие в городском конкурсе педагогического мастерства «ДАНКО», я с удовольствием согласилась.

На 1 этапе надо было представить творческий проект по определенной теме. Я не задумываясь подала проект «СОДРУЖЕСТВО МЫ», ведь именно этот материал был уже наработан и в действии…..

На 2 этапе состоялась защита проекта, где мы выступали вместе с ребятами моего класса.

3 этап – открытое мероприятие «Дом, который построим МЫ».Это коллективно-творческое дело, где ребята могли проявить свои качества, раскрыть свои способности и показать сплоченность коллектива.

Нам это удалось! Жюри по достоинству оценило наш совместный труд!

Победа в конкурсе придала нам новых сил и энтузиазма для дальнейшей работы.

Однако, это лишь первая ступенька, когда дети сумели взглянуть на себя, на своих одноклассников другими глазами.

Впереди нас ждут новые открытия, новые “шаги роста”.

infourok.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"