Становление Киева. Основание Киева. Киев кем основан

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Кий, князь киевский: биография и историческое свидетельство

Князь Кий – легендарный основатель города Киева, который через несколько столетий станет центром Древнерусского государства. Насчет реальности этой личности ходит много споров: одни историки считают его деятельность абсолютно легендарной, другие заявляют, что легенды, возможно, имеют под собой фундамент реальных событий. Так кто же был князь Кий? Биография, различные версии его жизни, а также их интерпретации станут предметом нашего обсуждения.

Свидетельство «Повести временных лет»

Первый источник, который следует упомянуть при поисках истины, кем же был основатель Киева князь Кий, это летопись «Повесть временных лет».

Согласно летописным данным, братья Кий, Щек и Хорив, а также их сестра прекрасная Лыбедь принадлежали к племени полян. Щек жил на горе, которая в будущем была названа Щековицей, а Хорив – на возвышенности, получившей название Хоривицы. В честь Лыбеди была названа река, впадающая в Днепр. Три брата и сестра основали город, которому по имени старшего из них было дано название Киев.

В то же время летописец приводит и другую версию основания города, согласно которой Кий - вовсе не князь, а простой перевозчик через Днепр. Поэтому данная местность стала называться «перевоз Киев». В будущем это название закрепилось и за основанным в этих местах городом. Но летописец сам же и опровергает эту версию, говоря о том, что Кий посещал Царьград (столица Византии Константинополь) и был принят императором, а простой перевозчик этого сделать бы не смог, поэтому он однозначно – князь.

Далее в летописи говорится, что, возвращаясь назад, князь Кий основал на берегах Дуная небольшой городок, в котором решил осесть. Но местные жители невзлюбили пришельцев, а поэтому те вынуждены были вернуться на берега родного Днепра, в Киев. Но тем не менее на Дунае осталось городище, которое получило название Киевец. Кий, как его братья и сестра, умер в основанном им городе Киеве.

Именно эта легенда о князе Кие является наиболее авторитетной.

Версия Новгородской летописи

Новгородская летопись является своеобразным продолжением «Повести временных лет». Тем не менее в ней однозначно говорится, что Кий никакой не князь, а именно перевозчик. Там же повествуется о том, что он был ловцом зверей.

Данная летопись также привязывает деятельность Кия к конкретному времени – 854 году. Но большинство историков считают, что если он и существовал, то жил гораздо раньше. Ведь получается, что всего через 28 лет Киев захватил правитель Новгорода Олег. Князь Кий должен был основать Киев не позже конца VIII века. Так, во всяком случае, считал известный советский историк Михаил Николаевич Тихомиров.

Польская хроника Яна Длугоша

Кий упоминается не только в отечественных летописях, но и в источниках других стран. Например, упоминание о нем имеется в польской хронике XV века Яна Длугоша. Впрочем, Длугош, упоминая о Кие, опирался в первую очередь на все те же русские летописи, о которых мы говорили выше, так что его сообщение является вторичным.

Так как же представлен в данной хронике Кий? Князь упоминается лишь связи с тем, что назван родоначальником династии, которая правила в Киеве вплоть до братьев Аскольда и Дира. Но «Повесть временных лет» считает последних не потомками Кия, а варягами. Более того, арабские хроники и некоторые современные историки вообще сомневаются, что Аскольд и Дир могли править в одно время, считая их либо отцом и сыном, либо вообще не связанными друг с другом людьми.

Армянская интерпретация

В Армении также существует легенда, которая не просто перекликается с сообщением из «Повести временных лет», но даже оперирует идентичными именами. Она дошла к нам через «Историю Тарона» Зеноба Глака (приблизительно VI-VIII в.). В легенде говориться о двух братьях, которые вынуждены были бежать из родных мест в Армению. Местный царь сначала их жаловал и одарил землями, но через 15 лет убил, а имущество предал их сыновьям – Куару, Мельтею и Хореану. Каждый из братьев основал город и назвал его собственным именем. Между поселениями они основали языческий храм.

В именах братьев Куар и Хореан легко угадываются Кий и Хорив. Название города Куары идентично Киеву. Но как же быть с Мельтеем? Дело в том, что это имя переводится с армянского как «змей». Такой же перевод с древнеславянского имеет имя Щек.

Но как связаны между собой армянские и славянские сказания? Существует версия, что их объединяет древняя общеиндоевропейская легенда. Также высказывается предположение, что оба народа переняли её у скифов.

Данные археологии

Как же сопоставляются эти сведения из легенд с реальными материальными данными, добытыми в результате археологических раскопок? Ведь только легенда, подтвержденная археологией, может претендовать на историчность.

Однако есть археологические находки, свидетельствующие о наличие поселения на месте современного Киева ещё в конце V века н. э. Поэтому в 1982 году условно-официально отпраздновали 1500 лет со дня основания Киева. На момент закладки поселения оно находилось на границах одновременно трех археологических культур: колочинской, пеньковской и пражско-корчакской. Все три культурных группы большинство ученых относят к славянским племенам. Ещё ранее, со II по V века, на месте будущей столицы Украины располагалась киевская культура. Её непосредственным продолжателем является указанная выше колочинская культура, а предшественником – зарубинецкая.

Но археологи нашли только остатки обычного славянского поселения V века. Ни о каком полноценном городе с постоянным населением тогда речь не шла. Лишь только начиная с VIII века можно с уверенностью сказать, что на месте Киева возник полноценный город, с укреплениями и с городским стилем жизни, естественно, с корректировкой на эпоху. В это время, с VIII по X века, на этом месте пересекались волынцевская культура и луки-райковецкая. Волынцевскую культуру обычно связывают со славянскими племенами северян, которые имели центр в Чернигове. Луки-райковецкая культура являлась продолжателем корчакской культуры, и возможно, связана с племенами полян, которые собственно и основали Киев, согласно теории принятой большинством историков. Нужно отметить, что представители волынцевской культуры оттесняли своих соседей на запад.

В 1908 году знаменитым археологом Хвойка В. В. на Старокиевской горе был обнаружен комплекс, который он сам трактовал, как языческий алтарь князя Кия. Ориентировочно эта находка датируется VIII—X веками. Впрочем, позже выводы Хвойка о предназначении данного сооружения некоторыми специалистами были поставлены под сомнение.

Поиски истины в византийских источниках

Как было сказано выше, в «Повести временных лет», в Константинополе был Кий. Князь был принят византийским императором. Поэтому, если это не выдумка летописца или просто легенда, данный факт мог бы послужить хорошей зацепкой, чтобы выяснить, кем был Кий и в какое время он жил.

Некоторые средневековые историки пытались даже связать это событие с сообщением византийца Никифора Григоры, который жил в XIII-XIV веках. Согласно его словам, во время правления римского императора Константина великого в IV веке, к нему приходили в Константинополь правители разных стран. Среди них также был назван «повелитель Руси». Нужно заметить, что данное сообщение в средние века воспринималось довольно серьезно. В одном из летописных сводов XVIII века, опираясь на это византийское свидетельство, был указан год основания Киева – 334 от Рождества Христова.

Но при более тщательном подходе свидетельство Никифора Григоры не выдерживает никакой критики. Во время правления Константина Великого никакой Руси быть ещё не могло, а славяне представляли собой разрозненные племена, не объединенные даже в подобия государств. Впервые термин «Русь» появился только в IX веке, то есть через пятьсот лет. Кроме того, это событие нигде больше не упоминалось, а сам Никифор Григора жил на 1000 лет позже описываемых событий. Скорее всего, чтобы подчеркнуть величие Константина Великого, он сочинил это сообщение о посольстве, вставив туда название современных Никифору государств.

Более реалистичной выглядит попытка связать правление основателя Киева со временем Юстиниана I. Именно тогда жил человек, с которым может быть сопоставлен Кий. Князь совершил путешествие к Царьграду. Возможно, это был военный поход, который часто в ту пору совершали славяне из союза антов. Один из них, Хильбудий, был даже назначен императором правителем провинции Фракия. Некоторые современные ученые пытаются сопоставить Хильбудия и Кия. Дословно в «Повести временных лет» указывается, что Кий «великую честь принял от царя». Слово «честь» для древних славян означало также переход на службу. Так что Кий вполне мог служить у Юстиниана в качестве федерата или даже занимать пост в византийской армии, как это делал Хильбудий. Кроме того, в византийских источниках указано имя отца Хильбудия – Самватас. Таким же было одно из наименований Киева.

Исторический Хильбудий был убит в 533 году в битве с одним из славянских племен.

Ещё одна из версий сопоставляет Кия с предводителем болгар Кубером, который жил в первой половине VII века.

Хазарская версия

Существует также гипотеза, по которой Кий – князь Киева - имел хазарское или мадьярское происхождение. Данную версию впервые выдвинул известный историк Вернадский Г. В. Он считал, что Киев был основан сравнительно поздно, не раньше 830 года. Это случилось тогда, когда границы Хазарской державы продвинусь к Днепру. По этой версии Кий, Щек и Хорив были либо хазарами, либо предводителями мадьярских племен на службе у хазар.

Имя «Кий» Вернадский выводил от тюркского слова, которое означало берег реки. Кроме того, византийский император Константин Багрянородный называет Киев Самватасом, а, по мнению лингвистов, этот топоним имеет хазарское происхождение.

Время правления

Так когда же жил Кий-князь? Годы правления в точности не назовет никто. Даже век, в котором он правил, если существовал в действительности, назвать очень трудно. Но можно очертить некоторые временные рамки.

Согласно различным свидетельствам и интерпретациям, Кий жил в отрезке с IV по IX века. Впрочем, если откинуть самые крайние и маловероятные, как, например, свидетельство Никифора Григора, то получим временной промежуток с VI по VIII века.

Выводы ученых

Большинство современных ученых считают личность Кия абсолютно легендарной. Его имя они определяют как эпоним. То есть легенду о Кие, по мнению академической науки, придумали для того, чтобы дать объяснение названию города, происхождение которого забыли.

Но все-таки не хочется верить в такое скучное и банальное объяснение, ведь легенда намного интереснее.

Кий в современной культуре

В настоящее время Кий считается покровителем столицы Украины. Памятник основателям Киева Кию, Щеку, Хориву и Лыбедь был установлен в 1982 году, в честь празднования 1500-летия основания города.

В 1980 году была написана книга «Князь Кий». Она принадлежит перу украинского писателя Владимира Малика.

Кий: история и легенда

В повествовании о князе Кие очень трудно отделить реальную историю от легенды. Более того, большинство историков считают, что этот правитель никогда не существовал.

Тем не менее с основанием города Киева навсегда останется связан в представлении многих людей Кий – князь, имя которого вошло в легенду.

fb.ru

когда был основан киев и кем

1
  • Авто и мото
    • Автоспорт
    • Автострахование
    • Автомобили
    • Сервис, Обслуживание, Тюнинг
    • Сервис, уход и ремонт
    • Выбор автомобиля, мотоцикла
    • ГИБДД, Обучение, Права
    • Оформление авто-мото сделок
    • Прочие Авто-темы
  • ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
    • Искусство и развлечения
    • Концерты, Выставки, Спектакли
    • Кино, Театр
    • Живопись, Графика
    • Прочие искусства
    • Новости и общество
    • Светская жизнь и Шоубизнес
    • Политика
    • Общество
    • Общество, Политика, СМИ
    • Комнатные растения
    • Досуг, Развлечения
    • Игры без компьютера
    • Магия
    • Мистика, Эзотерика
    • Гадания
    • Сны
    • Гороскопы
    • Прочие предсказания
    • Прочие развлечения
    • Обработка видеозаписей
    • Обработка и печать фото
    • Прочее фото-видео
    • Фотография, Видеосъемка
    • Хобби
    • Юмор
  • Другое
    • Военная служба
    • Золотой фонд
    • Клубы, Дискотеки
    • Недвижимость, Ипотека
    • Прочее непознанное
    • Религия, Вера
    • Советы, Идеи
    • Идеи для подарков
    • товары и услуги
    • Прочие промтовары
    • Прочие услуги
    • Без рубрики
    • Бизнес
    • Финансы
  • здоровье и медицина
    • Здоровье
    • Беременность, Роды
    • Болезни, Лекарства
    • Врачи, Клиники, Страхование
    • Детское здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Красота и Здоровье
  • Eда и кулинария
    • Первые блюда
    • Вторые блюда
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
    • На скорую руку
    • Напитки
    • Покупка и выбор продуктов
    • Прочее кулинарное
    • Торжество, Праздник
  • Знакомства, любовь, отношения
    • Дружба
    • Знакомства
    • Любовь
    • Отношения
    • Прочие взаимоотношения
    • Прочие социальные темы
    • Расставания
    • Свадьба, Венчание, Брак
  • Компьютеры и интернет
    • Компьютеры
    • Веб-дизайн
    • Железо
    • Интернет
    • Реклама
    • Закуски и Салаты
    • Прочие проекты
    • Компьютеры, Связь
    • Билайн
    • Мобильная связь
    • Мобильные устройства
    • Покупки в Интернете
    • Программное обеспечение
    • Java
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
  • образование
    • Домашние задания
    • Школы
    • Архитектура, Скульптура
    • бизнес и финансы
    • Макроэкономика
    • Бухгалтерия, Аудит, Налоги
    • ВУЗы, Колледжи
    • Образование за рубежом
    • Гуманитарные науки
    • Естественные науки
    • Литература
    • Публикации и написание статей
    • Психология
    • Философия, непознанное
    • Философия
    • Лингвистика
    • Дополнительное образование
    • Самосовершенствование
    • Музыка
    • наука и техника
    • Технологии
    • Выбор, покупка аппаратуры
    • Техника
    • Прочее образование
    • Наука, Техника, Языки
    • Административное право
    • Уголовное право
    • Гражданское право
    • Финансовое право
    • Жилищное право
    • Конституционное право
    • Право социального обеспечения
    • Трудовое право
    • Прочие юридические вопросы
  • путешествия и туризм
    • Самостоятельный отдых
    • Путешествия
    • Вокруг света
    • ПМЖ, Недвижимость
    • Прочее о городах и странах
    • Дикая природа
    • Карты, Транспорт, GPS
    • Климат, Погода, Часовые пояса
    • Рестораны, Кафе, Бары
    • Отдых за рубежом
    • Охота и Рыбалка
    • Документы
    • Прочее туристическое
  • Работа и карьера
    • Обстановка на работе
    • Написание резюме
    • Кадровые агентства
    • Остальные сферы бизнеса
    • Отдел кадров, HR
    • Подработка, временная работа
    • Производственные предприятия
    • Профессиональный рост
    • Прочие карьерные вопросы
    • Работа, Карьера
    • Смена и поиск места работы
    • Собственный бизнес
    • Трудоустройство за рубежом
  • Семья и дом
    • Воспитание детей
    • Детские сады
    • Домашний уют
    • Организация быта
    • Дом и семья
    • Домашние животные
    • Загородная жизнь
    • Сад-Огород
    • Мебель, Интерьер
    • Семейное право
    • Домашняя бухгалтерия

woprosi.ru

Становление Киева. Основание Киева - история и интересные факты

Моя корзина

Корзина пуста 0 экскурсий

(044) 222 79 57

     Нам хотелось бы создать небольшой цикл статей, посвященный хронологической истории Киева. Вместить историю столь старого города сложно ни то чтобы в несколько десятков статей, об истории Киева пишутся целые тома, но мы конечно, на такое не претендуем) Попытаемся достаточно лаконично рассказать и описать основные этапы становления и развития Киева, главные и ключевые события в истории Киева, увидеть, то и кто влиял на его культуру и социальное строение и многое другое.

      Во все эпохи и времена, данная местность, в первую очередь из-за выгодных топографических и географических особенностей, была популярной среди поселенцев, поэтому чуть ли не со времен палеолита и до сегодня, Киев был местом постоянного проживания людей.

     Множество раскопок и исследовательских работ, которые проводились в разные времена, доказывают существование цивилизации на территории современного города ещё в эпоху палеолита, приблизительно 40-10 тыс. лет тому. Эти же исследования описывают и жизнь поселений тех далеких эпох, и особенности климата, а так же ландшафта. Условия жизни в каменном веке были намного суровее нынешних, ландшафт был ближе к тундровому, хвойная растительность появилась здесь гораздо позже. Река была полноводнее и вширь достигала порой 30 км, затапливая весь современный левобережний Киев.

     Во время раскопок 1893 года, на глубине 30 м была обнаружена всемирно известная Кирилловская стоянка. Именно она относится к эпохе палеолита. Располагалась она неподалеку от Старокиевской горы, над Подолом по улице Фрунзе. На месте стоянки, известный украинские археолог Викентий Хвойка и группа ученных обнаружила останки жилищ, похожих на жилища современных северных народов, датируемые 17-20 ст до н.э. в них в ходе работ были обнаружены орудия труда, предметы изобразительного искусства, а сами древние постройки были сооружены практически полностью из крупных костей ископаемых животных. Мелкие же кости использовались как топливо. Следы ещё нескольких стоянок позднего палеолита были обнаружены в Протасовом Яру и в районе Караваевых Дач.

     Позднее, в 8-10 ст. до н.э. население города резко выросло, об этом свидетельствуют раскопки, проводившиеся на Оболоне, Никольской Слободке. В эпоху меди, в доскифский и скифский периоды, люди овладели железом, развивали ремесла и вели торговлю с греческими колониями Северного Причерноморья, населяя все большие территории. Так были найдены останки поселений 1-3 ст. до н.э. на Старокиевской и Замковой горах, в районе Жулян, в усадьбах Софиевского и Киево-Печерского монастырей, на лысой горе.

     На рубеже столетий в эпоху раннего христанства, местность была плотно населена представителями зарубинецкой (2 ст. до н.э. – 1ст. н.э.) и Черняховской (2-5 ст. н.э.) культур. Тут найдено около 10 стоянок и множество захоронений, монет и сокровищ, что свидетельствовало не только густоте населения, но и о тесных торговых связях с античным миром.

     Так благодаря проведенным исследованиям в хронологии заселения территории современного Киева, от раннего палеолита и до 5 ст. н.э., решается вопрос об основании города и о происхождении первых жителей Киева.

     Ранние поселение появлялись скорее, не та территории современного города, а на территории Киевской области. Археологические раскопки показывают, что первые следы селений датируются вплоть до 20 тысяч лет до нашей эры.  Определенный «расцвет» человеческой культуры на территориях близких к Киеву относиться к периоду с 4500 годов до н.э. до 2000 годов до н.э., когда существовала земледельческая трипольская культура. Период бронзового века представлен в Киеве Зарубинецкой культурой, период железного века – Черняховской культурой.

Статуэтки времен Трипольской культуры

 

     Общепринятой датой основания Киева, именно как городского селения, считается VI—VII века нашей эры. Некоторые ученные оспаривают эту дату, и считают, что Киев как город был основан в IX и X веках нашей эры. Но вопрос скорее стоит не в том, когда в Киеве образовалась общественная жизнь, а какие критерии вкладывать в смысл именно «городского образования». Если же под «городом» понимать именно наличие сложных сооружений – замки, дворцы, дома, то возможно, они и возникло немного позже, чем первые полноценные поселения на правом берегу Днепра – к началу IX-го века.  В любом случае ученные сходятся в одном – жизнь в Киеве зарождалась на территории современной Старокиевской и Замоковой горы, а также Подола. Предлагаем Вам более детально ознакомиться с версией о возникновении Киева  археолога и историка Максима Берлинского.

Кий, Щек и Хорив на иллюстрации к Радзивиллоской летописи, XV-й век 

 

     Общепринятой теорией о возникновении Киева считается его основание неким Кием и его братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедь. Оспорить либо подтвердить данную теорию-легенду практически невозможно, но если Кий и был, то он, скорее всего, пришел с севера и имеет скандинавские корни. Также, существует научная теория о происхождение названия Киев от слова «кий» в таком контексте. Первыми поселенцами Киева могли быть рабочие,сооружавшие переправу через Днепр. Переправу строили из деревянных слоев уложенных на вбитых в дно столбах – «киях». Из христианских религиозных легенд о возникновении Киева, существует легенда о том, что на современных киевских холмах побывал однажды апостол Андрей и прорекал на этом месте возникновение большого и красивого города (на предполагаемом месте ныне расположен Андреевский спуск и Андреевская церковь).

Старокиевская гора - одно из мест, где зарождалась жизнь города 

 

     В  V—VI веках Киев начинает становиться центром приднепровского славянского племени полян, которое начинает процесс объединения вокруг себя близлежащих славянских племен – северян, дреговичей, древлян, кривичей и радимичей. Эти объединения приведут к появлению средневекового государства Киевская Русь. Больше узнать об истории Киева Вы смможете, воспользовавшись услугой экскурсовода по Киеву. 

 

Киев становится столицей Киевской Руси. Первые князья Киева

Читать далее

 

 

smartclever.com.ua

Основание Киева. Украина: история

Основание Киева

Как вообще возникают великие города? Главное — правильно выбрать место. Об этом, между прочим, свидетельствует вся история великих городов мира.

Если плыть по Днепру от самых его истоков до устья, то Киев окажется как раз на полпути. Да и главные днепровские притоки сплетаются в тугой узел чуть выше Киева. Это не только ключевой транзитный пункт для всего Днепровского бассейна, но и тот плацдарм, с которого удобно начинать большое плаванье вниз по реке до ее впадения в Черное море и дальше по морю — к богатым Левантийским берегам.

К тому же Киев располагается как раз на границе двух культурно-географических зон — Полесья и южных степей. Это место огромного стратегического значения, место встречи и слияния двух исторических течений.

Об одном из этих течений или тенденций мы уже упоминали. Речь идет о постепенном объединении многочисленных и разрозненных восточнославянских общин в крупные племена. Каждое из них занимало определенную территорию, имело собственных вождей и свои обнесенные частоколом «грады». В авангарде этого процесса шли поляне, и на их территории вскоре возникнет Киев.

По оценкам ученых, уже в VI—VII вв. поляне во главе со своим полулегендарным вождем Кием создали сильный племенной союз, который подчинил себе соседей и поддерживал тесные отношения с Византией. Ну а по легенде, именно Кий с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидью основал город и дал ему свое имя. К сожалению, мы имеем самые смутные представления о той далекой эпохе. Но и того, что мы знаем, достаточно, чтобы заключить: уже тогда восточные славяне в целом и поляне в частности вышли на прямой путь к созданию того широкого политического, торгового и культурного союза, имя которому Киевская Русь.

Второе течение привело на историческую сцену скандинавов. Оно было еще более стремительным и судьбоносным.

Чтобы понять, откуда подули ветры истории, давайте окинем взором пустынные скалистые берега Скандинавии. Именно здесь по до сих пор не понятным причинам в VIII—IX вв. возник невиданный демографический бум. Не находя средств к существованию на родине, многие молодые отчаянные норманны садились на корабли и отправлялись искать счастья на чужбине.

Поначалу они ограничивались тем, что устраивали опустошительные рейды вдоль всего морского побережья Западной Европы. А затем стали оседать на постоянное жительство в тех островных и прибрежных странах, которые им удавалось захватить. Так возникали королевства и княжества норманнов в Англии, Ирландии, Франции и на Сицилии.

Другая часть скандинавов пересекла Атлантику и колонизировала Исландию и Гренландию. Вполне вероятно, что эти норманны достигли Американского континента.

Наконец, третьи, которых называли варягами (а это были в основном выходцы из Швеции и с острова Готланд), отправились на юго-восток. Их поселения появляются на берегах Балтики и Ладоги (Альдейгьюборг), а немного позднее — на озере Ильмень (Новгород). В отличие от скромных славянских земляных укреплений с деревянными частоколами это были настоящие города-крепости. В каждом таком городе жил варяжский князь с дружиной и семьей. А вокруг вырастало предместье, населенное коренными жителями — торговцами и мастеровыми.

Варяги путем торгового обмена или грабежа (когда первое не удавалось, они охотно прибегали ко второму) добывали у славян все те же меха, мед, воск и рабов. Но всего этого им было мало. Слухи о великих и роскошных городах мусульман и византийцев манили их на юг. Свои северные поселения они, по-видимому, рассматривали лишь как временный плацдарм для продвижения на юг и юго-восток привычными им водными путями. Там, где водный путь прерывался, они тянули свои суда волоком. Так вышли они на Волгу и Каспий. Оттуда им открывался путь на Багдад — эту космополитическую столицу мусульманского мира.

Дальнейшие экспедиции варягов привели к еще более важному открытию. Недаром летописцы окрестят этот новый водный путь «путем из варяг в греки». Он проходил вниз по Днепру, пересекал Черное море и упирался в Константинополь — этот громадный рынок, куда съезжались купцы со всего Средиземноморья, этот богатейший город во всем христианском мире.

Теперь требовалось передвинуть плацдарм ближе к Константинополю. Для предприимчивых варягов и это было лишь делом времени. Если верить «Повести временных лет», Аскольд и Дир — два дружинника варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, «отпросились» у него в Константинополь («испросистася ко Царюгороду с родом своим»). Проплывая вниз по Днепру и «узреста на горе градок», они оценили выгодное местоположение Киева на высоких холмах над Днепром, овладели им и обложили данью окрестных полян. Вскоре они укрепились и усилились настолько, что смогли позволить себе в 860 г. набег на Константинополь (вместе с подвластными им полянами).

Слухи об их успехах дошли до Новгорода. Рюрика уже не было в живых, а сын его Игорь (по-скандинавски — Ингвар) был еще слишком мал, чтобы стать во главе дружины. Поход на Киев возглавил Олег (по-скандинавски — Хелги), которого Рюрик оставил опекуном Игоря до достижения им совершеннолетия. Олег собрал дружину из варягов, финнов и славян. В поход он взял с собою Игоря. Прибыв в Киев, хитростью выманил Аскольда и Дира за городские стены и, обвинив в самоуправстве, казнил. С 882 г. Олег стал править в Киеве. «Се буди мати градом русьским»,— заявил он.

Вот так Нестор объясняет приход варягов в Киев. А историки из поколения в поколение занимаются тем, что, сверяя Несторов рассказ с другими доступными им источниками, пытаются уличить киевского летописца в недомолвках и противоречиях.

Киевская Русь в X в.

Во-первых, говорят они, почему столь могущественный князь, каковым, если верить Нестору, был Рюрик, не упомянут ни в одном современном ему источнике? А может, и Рюрика-то никакого не было?.. Во-вторых, возможно ли, чтобы столь искушенные воины, как Аскольд и Дир, поддались на элементарную хитрость Олега? И, в-третьих, кто вообще такой этот Олег? Действительно ли он был родственником Рюрика и опекуном Игоря (о чем, если верить летописцу, он и заявил в Киеве Аскольду и Диру: «Вы неста князя, ни роду княжа, но аз есмь роду княжа», и вынесоша Игоря: «А се есть сын Рюриков», и убиша Асколда и Дира»)?.. А может быть, летописец задним числом сочинил первому «официальному» киевскому князю красивую генеалогическую легенду? Наконец, если Олег был всего лишь опекуном Игоря, то почему же тогда «регентство» Олега затянулось до самой его смерти (а Игорь к тому времени давно уже был совершеннолетним)?.. Короче говоря, никто из историков нашего времени не возьмется отличить факт от вымысла в этом рассказе древнего летописца.

Впрочем, как бы ни относились историки к Несторовой версии «откуду есть пошла руская земля», вплоть до Олегова правления другими местными источниками они все равно не располагают.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Основание киева — когда был основан киев и кем — 22 ответа



Кто основал киев

В разделе Гуманитарные науки на вопрос когда был основан киев и кем заданный автором Ђара Мирошниченко лучший ответ это ОСНОВАНИЕ КИЕВААрхеологические раскопки, проводившиеся на территории Киева в XIX- XX веках, показали, что уже во II веке нашей эры там существовали три поселения, впоследствии слившиеся воедино. В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: "И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, асестраихбылаЛыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев".Младшие братья и сестра, по мнению большинства исследователей, являются чисто легендарными персонажами, вымышленными длятого, чтобы объяснить названия холмов Щековица иХоревицаиреки Лыбедь. Старшийже брат, Кий, вероятно, является личностью исторической. Академик Б. А. Рыбаков пишет: "Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева ("городКия", "Киев город") заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или постровшим его".Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях - Киевской, известной под названием "Повесть временныхлет", иНовго-родской. Разницалишьвдатировке. Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII веку, а новгородский -к IX веку. Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописецуказывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а, ссылаясь в&народнуюмолву, называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр. Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: "Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, оттого и говорили: "На перевоз на Киев".Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, - не знаем только, к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему (...) тот царь".В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем - византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почетом принят императором. Б. А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, вьщвинул убедительную гипотезуовремени, ккоторому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: "Это сказание (...) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века".Имя Кий, возможно, означает "кузнец". Исследователи славянской мифологии В. В. Иванов и В. Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов - земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей - и стал пожирать людей. Гибли люди, "как трава под ногами скота, как просо на солнце".Кузнец - "Божий коваль" - победил змея, запряг его в плуг - и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля - Змиевыми валами, существующими и поныне. Образ кузнеца-змееборца восходит к славянскому богу огня, покровителю кузнечного ремесла Сварогу, и можно утверждать, что легенда об основании Киева имеет не только исторические, но и более глубокие - мифологические - корни.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: когда был основан киев и кем

Ответ от Игорь комукак[гуру]Кий основал.

Ответ от Оксана сторожук[гуру]Киев основан в VI—VII вв. н. э. как центр восточнославянского племени полян. Впервые Киев упоминается в русских летописях под 860 в связи с походом Руси на Византию. В “Повести временных лет” под 862 помещена легенда, связывающая происхождение названия “Киев” с именем Кия (см. : Кий, Щек и Хорив). Возвышению Киева как политического, культурного и торгового центра Киевской Руси способствовало его географическое положение. Через Киев проходили важнейшие торговые пути — “аз варяг в греки”, из Европы в Азию, в Польшу, в Царьград (Константинополь) , на Дон, на Муром, в Новгород. В IX — н.

Ответ от Ellevfever[гуру]Есть неофициальная теория, что слово Кий/киев является названием некоего племени возможно славянского, по непоняным причинам покинувшего Балканы и обосновавшегося на терриритории, где и возник город Киев. Интересно то, что на Балканах имееются населенные пункты с названием Кий/Киев.

Ответ от Вячеслав Чёрный[новичек]Какая разница кто и когда основал киев если уже есть Москва ? =)

Ответ от Михаил Бобрешов[активный]Как на Руси у женщины могло быть мужское имя – Лыбедь, а мужчине служило именем название подручного предмета – кия, то есть посоха?Между тем, за исключением, разумеется, Кия, трое остальных, как повествуется в нехристианских летописях, а они в отличие от христианских не грешат какой-либо идеологизацией и тем более фантазиями (как в Персии при царе Кире, так и в дохристианской Руси умышленный обман карался смертью), – лица реальные.После распада империи Аттилы (в наших энциклопедических справочниках, кстати, говорится, что он расширил свою державу на Востоке до Волги и на Западе – до Рейна; это неверно, восточной границей его империи служил Енисей, а западной – Лаба, то есть Эльба, население между Лабой и Рейном только платило ему дань) в Южной Руси установилось своеобразное республиканское правление, во время которого на так называемых конных съездах князей и старшин родов (слово «род» означало не какое-то фамильное родство, а административно-территориальную единицу, как теперешние области и районы) избирались сроком на шесть лет три главных руководителя государства: верховный воевода и два равных в правах великих князя, ведавших гражданскими и судебными делами.Так вот, в нехристианской летописи под годом 525-м (456 г. христианской эры) сказано, что в Голуни состоялся конный съезд, на котором великими князьями избраны Щек и Хорив, а верховным воеводой – Лыбедь, годом позже совершивший победоносный поход на Цареград и вернувшийся с большой данью и необходимым для Руси межгосударственным договором.На том же конном съезде было решено переименовать торгово-ремесленный центр на Непре («не пря», то есть мирная река) Бусовград («бус» – аист; отсюда Бусовград – город гостей, то есть купцов) в Киев (по-древнерусски это значит «посох в движении»), что говорило о желании россичей отныне не только принимать здесь иностранных торговых гостей, но и сам отправлять отсюда по Непре торговые караваны в Византию (Лыбедь ходил в поход на Царь- град специально, чтобы принудить Византию заключить с Русью торговый договор и пропускать её суда через проливы) и другие страны Средиземноморья, главным образом с хлебом, кожами, мехами, мёдом, воском, льном и пенькой, и белорыбицей – осетровыми, которых в Днепре и Роси водилось тогда в изобилии. Русь производила в то время много и других товаров, в том числе варила высокоуглеродистую сталь, из которой ковались самые лучшие в Европе мечи, насошники, ножи и наконечники стрел, но металлом россичи не торговали и своё умение варить сталь держали в строжайшем секрете.

Ответ от Александр гураль[новичек]та это было всё написано по указу Ярослава мудрого который присвоил себе подвиги своего отца

Ответ от Индарс Лощилов[гуру]- По сведениям тарабарских грамот, которыми изобилует кириллическое письмо, Кий - это переходчик с сам-вада (речной дозор) Крюк на Волге араб Гия (Джирджис) Геора, который в регенство византийской императрицы аморийской династии Феодоры захватил со своими щеками (просветлённые; брат Щек) и хором ебунов (брат Хор-ив) с либидо (сестра Лыбедь) к анусу готскую пристань на Днепре Данав (Пантера), сам-вад которой назвав Киевом или Псовым (Гепардов), ибо гепард по арийским понятиям - "пёс "(у этого кота не убираются когти), термин, обозначающий также урнинга, хотя в конкретном случае подразумевалась повадка гепарда с возвышенности выслеживать свою добычу (дозорный Киев находится на горыни правого берега Днепра для наблюдения за проплывающими по этой реке, чтобы брать дань). Гия и его разноплеменная свора росо-москов (алчные патики) были людьми Жребия или Роса, таким образом называясь росами, как и готы Данава, округа которого стала, вероятно, называться тогда Росией или Сербией (Жребия), являясь частью земли Палунь (пал - огонь, пожар, костёр сигнальный), которая принадлежала зороастрийцам спалам (поляне), где в античности была конфедерация народов тарон (обоз) Варте (Согласие или Барт) со знаменитыми Змиевыми валами... С уважением к искателям истины, Индаро. 20.04.2017.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

когда был основан киев и кем

ОСНОВАНИЕ КИЕВА

Археологические раскопки, проводившиеся на территории Киева в XIX- XX веках, показали, что уже во II веке нашей эры там существовали три поселения, впоследствии слившиеся воедино. В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: "И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, асестраихбылаЛыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.

И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев".Младшие братья и сестра, по мнению большинства исследователей, являются чисто легендарными персонажами, вымышленными длятого, чтобы объяснить названия холмов Щековица иХоревицаиреки Лыбедь. Старшийже брат, Кий, вероятно, является личностью исторической. Академик Б. А. Рыбаков пишет: "Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева ("городКия", "Киев город") заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или постровшим его".Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях - Киевской, известной под названием "Повесть временныхлет", иНовго-родской. Разницалишьвдатировке. Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII веку, а новгородский -к IX веку. Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописецуказывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а, ссылаясь внароднуюмолву, называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр. Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: "Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, оттого и говорили: "На перевоз на Киев".

Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, - не знаем только, к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему (...) тот царь".В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем - византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почетом принят императором. Б. А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, вьщвинул убедительную гипотезуовремени, ккоторому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: "Это сказание (...) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века".Имя Кий, возможно, означает "кузнец". Исследователи славянской мифологии В. В. Иванов и В. Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов - земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.

Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей - и стал пожирать людей. Гибли люди, "как трава под ногами скота, как просо на солнце".Кузнец - "Божий коваль" - победил змея, запряг его в плуг - и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля - Змиевыми валами, существующими и поныне. Образ кузнеца-змееборца восходит к славянскому богу огня, покровителю кузнечного ремесла Сварогу, и можно утверждать, что легенда об основании Киева имеет не только исторические, но и более глубокие - мифологические - корни.

info-4all.ru

Киев (город) — Циклопедия

Киев — столица современной Украины и исторической Киевской Руси. В 9 веке объединением Киева и Новгорода под властью Олега началась Русь. Через город протекает крупная река Днепр.

[править] Легендарная и ранняя

По легенде, Киев был основан местными тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью, причем Кий стал первым князем (см. Киевичи).

Cогласно академику Петру Толочко, поселение на Старокиевской горе, от которого можно отсчитывать историю города, возникло в конце V — нач. VI веков[1]. Как центр племенного союза полян, хотя люди жили в этих местах за много тысяч лет до появления города. Первое известное датированное упоминание города в летописи — 852 год[2].

[править] 882—1243 гг.

В 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород под своей рукой, умертвив киевских правителей Аскольда и Дира. Далее вплоть до 1243 года Киев был столицей древнерусского государства (Киевской Руси).

В Киеве происходили такие ключевые исторические события, как Крещение Руси, подготовка походов в Византию, против хазар и половцев, составление летописей.

В 1240 году город был взят и разрушен монголо-татарами.

[править] 1243—1917 гг.

В дальнейшем после монгольского завоевания Киевское княжество продолжило своё существование, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку от хана.

Киев входил в состав сначала Великого Княжества Литовского (c 1362 года по 1569 год), Речи Посполитой (с 1569 года по 1654 год), а затем Московского царства и Российской Империи на правах крупного города и центра Украины. Киев также был значимым православным административным и образовательным центром (особенно Киево-Печерская Лавра). Однако в 18-19 веке город был классическим губернским городом.

[править] 1917—1991

Во время Гражданской войны Киев несколько раз переходил из рук в руки. В 1918—1920 годах Киев был столицей Украинской Народной Республики (независимого государства). Затем он стал столицей Украинской ССР и оставался ею до конца существования Советского Союза. Во время Второй Мировой войны (Великой Отечественной войны в российской историографии) Киев был оккупирован немецкими войсками, а затем освобожден силами Красной Армии.

В 1986 году многие киевляне пострадали от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

[править] 1991 — н. в.

Киев стал столицей независимой Украины. В городе располагаются президент, парламент, правительство и все основные органы власти современного украинского государства. Именно в Киеве происходили основные события и протесты Оранжевой революции 2004 года. А также в Киеве происходили главные события Евромайдана (Революции Чести и Достоинства), которые проходили с конца ноября 2013 по конец февраля 2014 годов.

[править] Современный Киев

Население — 2,8 млн человек, не считая пригородов. Город является научным, культурным, образовательным и административным центром Украины.

Киев — транспортный центр Украины. В городе имеются два аэропорта, железнодорожный и авто- вокзалы, метро, троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси и остальные присущие столице виды транспорта, включая фуникулер и водный.

[править] Промышленность

В Киеве сосредоточены значительные промышленные мощности нескольких отраслей — от производства пива до заводов тяжелой индустрии.

Атеисты, христиане всех основных конфессий, иудеи, мусульмане, буддисты и другие.

[править] Современные тенденции

Сегодня в Киеве наблюдается рост численности населения. В городе постоянно происходят политические события, в том числе протестного содержания, связанные с активным политическим периодом на Украине. «Там или вокруг него деялись дела страны нашей…», — отмечал ещё Николай Гоголь[3].

[править] Интересные факты

  • В 1982 году был впервые отмечен «День рождения» Киева — его 1500-летие (отсчитывая от поселения, существовавшего на Старокиевской горе в конце V — нач. VI веков)[4].

 

cyclowiki.org



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"