5.Архитектура и изобразительное искусство барокко. Каковы характерные черты изобразительного искусства барокко


Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности | DesigNonstop

Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

0

Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Во-первых, это изменение мировоззренческих представлений о мироздании и человеке, связанных с эпохальными научными открытиями того времени. И во-вторых, с необходимостью власть придержащих имитировать собственное величие на фоне материального обнищания. И использование художественного стиля, прославляющего могущество знати и церкви, было как нельзя кстати. Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался дух свободы, чувственность и самоощущение человека, как деятеля и созидателя.

  

Барокко — (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

  

В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На ее территории начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы. Но истощенная Италия не утратила высоты своих позиций — она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.

  

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. В этот период, благодаря открытиям Коперника, изменилось представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

  

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.

  

Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

  

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник Каналетто.

 

 

Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — Ван Дейк. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Халс и Ян Вермеер. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.

  

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко. Идеализация образов сочетаются с бурной динамикой, реальность — с фантазией, а религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью.

  

Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Человек предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды.

  

В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа. В архитектуре барокко достигло величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля. Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

www.designonstop.com

Изобразительное искусство барокко - Искусство (II часть) - Каталог файлов

                                                      Изобразительное искусство барокко

В изобразительном искусстве барокко, так же как и в архи­тектуре, преобладали монументальные декоративные компози­ции на религиозные и мифологические темы, парадные портре­ты, предназначенные для украшения интерьеров дворцов.

 Живопись барокко. Творчество Рубенса

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и вырази­тельно представлено декоративной монументальной живо­писью, покорявшей и ослеплявшей современников своим празд­ничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов. Перед зрителем представали разверзшие­ся небеса, стремительно несущиеся в разные стороны группы людей и ангелов, обрамлённые причудливыми очертаниями пышных архитектурных форм. Небо и земля, свет и мрак, силы ада и рая — всё переплеталось в этих аллегорических компози­циях, вовлекая зрителей в неукротимое движение и бурное ки­пение страстей.

Монументальная живопись барокко расширяла границы ре­ального пространства, подчёркивала идею беспредельности ми­ра. Она всё больше напоминала мистическое или театральное действие. Главные её темы — торжество Божественной справед­ливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и свя­тых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограничен­ной власти государства и церкви.

К выдающимся художникам барокко можно отнести фламанд­ского мастера Питера Пауэла Рубенса (1577—1640), принадле­жавшего к числу «универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют отклик­нуться на самые различные стороны жизни» (М. В. Алпатов).

При упоминании имени Рубенса приходят на память пыш­ные фламандские красавицы с золотистыми волосами, сцены

охоты и битв, вакханалии, великолеп­ные пейзажи с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопа­дами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей... В каждом своём произведении Рубенс не только передавал сходство с натурой, но и наделял полотно жизненной силой, энергией, доставлял радость зрителю. Он умел наполнять интенсивной, бьющей через край жизнью всё, к чему прика­салась его кисть. Не случайно худож­ник Эжен Делакруа называл его «Гоме­ром живописи», а Карл Брюллов нахо­дил в его картинах «роскошный пир для очей ».

Рубенса часто называют крупней­шим мастером торжествующего барок­ко. Это верно, так как в своём творчестве он унаследовал и развил многие тради­ции этого художественного стиля. Ощу­щение бесконечности мира, неукротимо го всеобщего движения, столкновение стихийных сил и накал человеческих страстей — вот что характерно для многих поло­тен художника. Многофигурные асимметричные композиции, представленные в сложных диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями.

Картины Рубенса отличают свободное построение компози­ции, объёмная пластика форм, сильные цветовые эффекты, тон­чайшая игра красочных оттенков. Они полны напряжённой ди­намики, буквально светятся сочными, яркими красками, кото­рые художник накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Для него было характерно письмо длинными вол­нистыми мазками. Так, вьющуюся прядь волос он мог написать одним движением кисти. Вот почему грузные тела в его ком­позициях воспринимаются лёгкими, исполненными изящества и грации.

Полотна Рубенса, отвечавшие вкусам монархов, великолеп­но вписывались в роскошное убранство прославленных дворцов Лондона, Парижа и Антверпена. Но его картины нельзя рассмат­ривать только как декорации парадных залов, дворцов и музеев. Это подлинные шедевры, в которых органично сочетаются луч­шие традиции нидерландских мастеров живописи, ощущается собственный почерк талантливого мастера.

Рубенса часто называют счастливым и блистательным худож­ником. И это верно. В 23 года он получил от гильдии Святого Луки звание художника и отправился совершенствовать своё мастерство в Италию.

Посмотрите на его замечательный «Автопортрет с Изабел­лой Брант», и вы поймёте, насколько талантлив был этот на­чинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и пре­исполнено чувства собственного досто­инства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шля­па с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчёркивают его аристок­ратичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой Изабел­лой в беседке, увитой зеленью и цвету­щей жимолостью. Выразительные глаза супругов обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склонён­ные друг к другу фигуры, красноречи­вый жест соединённых рук символизи­руют внутреннее согласие и любовь. Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника.

Рубенс, как уже отмечалось, никогда не замыкался в рамках одного жанра живописи. Он писал многочисленные картины-аллегории, посвящённые важ нейшим проблемам современной жизни, обращал­ся к древним античным мифам, наполняя их со­держание глубоким символическим смыслом. В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух при­родных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Зем­лю олицетворяет мать богов Кибела, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освя­щает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибелы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды, шумно вырывающейся из ог­ромной урны. Зыбкий союз Земли и Воды не случайно является центром композиции, отражающей надежду Рубенса на скорей­шее процветание родины. После разделения Нидерландов на Се­верные и Южные провинции Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.

Рубенса всегда вдохновляла античная мифология, в ней он находил радость жизни, единение человека с природой, яркие

мужественные образы. Пирующие боги и силены, вакханки и нимфы, сатиры и пастушки, живущие в ми­ре страстей и желаний, становятся главным объектом изображения. В «вакханалиях жизни» Рубенс пе­редаёт своё восхищение человече­ской красотой, умеющей и в мире стихийных чувств сохранить свою глубокую чистоту и праздничное мироощущение.

Немало прекрасных полотен со­здано Рубенсом на темы Священно­го Писания. Одно из лучших его произведений — алтарная картина «Снятие с креста», блестяще опи­санная французским писателем, ху­дожником и искусствоведом Э. Фро- мантеном в книге «Старые мастера» (1820—1876):

«Сцена — значительна и суро­ва... здесь страдание представле­но благородное и величаво-ти­хое. Тут всё сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. Ни искривлённых тел, ни криков, ни мук, ни лишних слёз. Быть может, только Богоматерь не сдержала рыдания. Непомерная скорбь её выражена неутеш­ным жестом, заплаканным лицом и красными глазами. Христос — одна из наиболее прекрасных фигур... В нём не­уловимо гибкое, утончённое изящество, передающее мягкость тела и изысканность, свойственную прекрасному академиче­скому этюду. Чувство меры — тонко. Вкус — совершенен. Рисунок не уступает по силе чувства. Обратите особенное внимание на то... как осторожно его поддерживают, как бес­сильно изогнуто оно, покрытое длинным саваном, с какой любовью и тоской принимают его к себе на руки женщины. Есть ли что-нибудь более трогательное?..

Это картина с темноватым фоном, на котором положены ши­рокие, сильные, совершенно не оттенённые световые пятна. Колорит не очень богат. Он напряжён, выдержан, точно рас­считан на впечатление издали... Он слагается из тёмно-зелё­ного, почти чёрного цвета, из абсолютно чёрного, из немного глухого красного и из белого. Эти четыре цвета положены один возле другого так же свободно, как могут быть положе­ны четыре краски такой силы... всё это поразительно по раз­маху и строгости ».

В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это в свою очередь поднимало его престиж в обществе и откры­вало ему путь к свободному творчеству. В заказах не было недос татка, число поклонников его таланта постоянно росло. Заказчиками художника были француз­ская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабел­ла, генуэзские купцы...

Не имея возможности быстро выпол­нять многочисленные заказы, Рубенс со­здал огромную мастерскую, куда стека­лись лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были знаме­нитые Антонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб Йордане (1593—1678) и Франс Снейдерс (1579—1657).

Рубенс обладал колоссальной рабо­тоспособностью. В шесть часов после ут­ренней мессы он шёл в мастерскую к ра­бочему столу или мольберту, делая де­сятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на определён­ных элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоя­тельных произведений и ещё столько же совместно с учениками — невероятная цифра для выдающегося мастера, про­жившего всего 63 года! Убедительный комментарий к сказанному — оценка Делакруа: «Рубенс — Бог!»

Рубенс был не только художником, но и блестяще образован­ным человеком. Разносторонний учёный, знаток и коллекци­онер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписы­вавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издав­ший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе за­служенную славу при жизни. В 1630 г. после удачной диплома­тической миссии английский король Карл I пожаловал худож­ника в рыцари, подарил ему свою шпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами... Один из влиятель­ных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столько талантов, что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

Как и живопись, скульптура барокко подчинялась общему декоративному оформлению фасадов и интерьеров зданий. Она отличалась подчёркнутой экспрессивностью форм, её излюбленными мотивами стали спираль, гнутые и витые формы, закруглённые грани, возможность рас­смотрения их с разных точек зрения. Идеальные скульптурные образы сочетали в себе бурную ди­намику выражения чувств, реальность с фантази­ей, искусственные материалы с природными. До­биваясь впечатления невесомости фигур, скульп­торы, казалось, стремились преодолеть тяжесть мрамора или бронзы.

Одним из лучших мастеров скульптуры барок­ко был Лоренцо Бернини, которому удалось и в этом виде искусства сделать немало художественных открытий. Определяя главные особенности изобра­зительного искусства барокко и скульптурного творчества Бернини, искусствовед Н. А. Дмитри­ева отмечала:

«Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Не живопись стремится быть скульптурной, как в искусстве Возрождения, а скульптура хочет быть живописной... Немуд­рено писать красками воздушные облака или пушистый мех и лёгкое кружево, а вот превратить мрамор в облака и мех — это триумф художника, для которого нет ничего невозможного».

Действительно, Лоренцо Бернини умел подчинять своей творческой фантазии твёрдый камень, превращая его в послуш­ный и податливый материал. Он говорил:

«...Я победил трудность, сделав мра­мор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью...»

Он мог вручную шлифовать камень по пять—семь часов в день «без единой передышки». Такого напряжения и са­моотверженности в работе не выносили даже его молодые ученики-помощники. Тщательно обрабатывая белый или цветной мрамор и бронзу, он добивался удивительных световых эффектов, ими­тировал блеск и мягкость кожи, факту­ру ткани. Но главной заслугой скульп­тора было мастерское воспроизведение тончайших движений человеческой ду­ши, в этом искусстве ему не было рав­ных. В интерьерах соборов и капелл, оформляя ансамбли площадей, он со­здавал непревзойдённые по красоте и изяществу композиции.

Подлинным шедевром скульптурно­го творчества Бернини стала скульп­турная композиция «Экстаз Святой Те резы» для римской церкви Санта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизо­дов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и по­зднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и прон­зил ей сердце золотой стрелой:

«В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огнен­ным остриём; мне показалось, что он вонзил её несколько раз в моё сердце... Боль была так сильна, что я не могла удер­жаться от крика, но в то же время испытала такую бесконеч­ную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно».

Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъ­естественное явление, поэтому скульптурная группа была за­думана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Нереальность происходящего подчёркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Её веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в её болезненно-вос­торженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего пре­дела, до исступления, но при этом у зрителя не создаётся впечат­ления неестественности в проявлении чувств.

Композиция помещена в глубокой нише, обрамлённой цвет­ным мрамором. На рельефах боковых стен Бернини запечатлел заказчиков. Эффект мистического видения скульптор подкре­пил светом, падающим в дневное время сквозь жёлтое стекло ок­на собора. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удаётся представить их парящими в облаках.

Глядя на это произведение, кажется, что Бернини сознатель­но не даёт здесь проявиться природе камня: мрамор восприни­мается лишённым тяжести и веса. Твёрдый камень пласти­чен и податлив, он передаёт то воздушность облаков, то барха­тистую нежность кожи, то гладкость ткани. В фигурах он отполирован с осо­бой тщательностью: бурно извиваются складки одеяния, сливающиеся с клу­бящимися облаками. Складки драпиро­вок настолько глубоко прорезаны, что эта вспененная поверхность разрушает цельность объёма композиции. Да, Бер­нини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск».

К лучшим творениям Бернини при­надлежат и фонтаны, которыми он укра­сил Рим. Самые известные из них — фонтан Тритона и фонтан Четырёх рек — блестящее сочетание экспрессивной ба­рочной пластики с бурлящей и пеня­щейся водой.

 

 Вопросы и задания

Почему изобразительное искусство барокко тяготело к декора­тивно-монументальной живописи, каковы его характерные черты? Чем можно объяснить особый интерес художников к аллегорическим сюжетам на мифологическую или библейскую тематику? На примере известных вам произведений попробуйте показать их принадлежность к стилю барокко.Что характерно для творческой манеры Питера Рубенса? Поче­му его называют крупнейшим мастером барокко? Каковы главные те­мы его творчества? Отметьте характерные особенности в изображении мира и героев на полотнах художника. Какие из произведений Рубен­са вам особенно понравились? Почему?Какими художественными средствами Лоренцо Бернини доби­вался особого воздействия скульптуры на чувства зрителей? Как ему удавалось передавать стремительную динамику жизни, самые слож­ные и тонкие движения человеческой души? Какова художественная роль деталей в созданных им скульптурных портретах?

 

 Творческая мастерская

Фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капел­ле Ватикана, произведения позднего Тициана и огромные диагональ­ные композиции Тинторетто, созданные в эпоху позднего Возрожде­ния, часто рассматривают как предвосхищение стиля барокко в живо­писи. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.Познакомьтесь с творчеством знаменитых учеников Рубенса Ан­тониса Ван Дейка, Якоба Йорданса или Франса Снейдерса. Что общего и в чём различие их творческой манеры по сравнению с произведения­ми их прославленного учителя? Оформите стенд (выставку или аль­бом) на тему «Фламандские живописцы барокко». Сопроводите живо­писные произведения краткими аннотациями.

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Изобразительное искусство барокко»; «Монументальная живо­пись итальянских и французских мастеров»; «Особенности парадного портрета барокко»; «Традиции Возрождения в изобразительном ис­кусстве барокко»; «Портретное искусство Питера Рубенса»; «Творче­ство Антониса Ван Дейка»; «Живописные шедевры Якоба Йорданса»; «Натюрморты Франса Снейдерса»; «Произведения фламандских мас­теров в собраниях российских музеев»; «Скульптурные шедевры Ло­ренцо Бернини»; «Роль художественной детали в скульптурных про­изведениях Лоренцо Бернини».

 

Книги для дополнительного чтения

Авермат Р. Рубенс. М., 1995.

АркинД. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Тома­на. М., 2000.

Варшавская М. Л. Питер Пауль Рубенс. М., 1958.

Грицай Н. Фламандская живопись XVII века. Л., 1990.

Живопись барокко. Глубины души в беспредельности мира. М., 2002.

Лебедянский М. С. Портреты Рубенса. М., 1991.

Локтев В. И. Барокко: от Микеланджело до Гварнини. М., 2004. Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.

Морозова С. В. Якоб Йордане. М., 1974.

Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. Уэджвуд К. В. Мир Рубенса. М., 1998.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

sghistoryspb.ucoz.com

Барокко. Живопись. Характерные черты живописи барокко. •

Барокко. Живопись.

Характерные черты живописи барокко. • • • Праздничный блеск. Накал страстей. Неукротимая энергия. Динамика. Расширение границ реального пространства (идея безграничности мира). • Питер Пауэл Рубенс. «Союз Земли и Воды» . 1618 г.

Главные темы живописи. • Торжество Божественной справедливости и прославление Христа и святых. • Античные аллегорические сюжеты.

Главные темы живописи. • Прославление воинских побед. • Утверждение новых законов. • Идея неограниченной власти государства и церкви.

Парадный портрет. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души. Гиацинт Риго. «Портрет Людовика 14» . 1701 г. Лувр, Париж.

Рубенс – король живописи. • Питер Пауэл Рубенс (1577 – 1640) – счастливый и блистательный фламандский художник. В 1609 году был назначен придворным живописцем. Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие художники Фландрии.

• Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора герцога Альбы, преследовавшего протестантов. • Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста» . Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. • Здесь Питер Пауль с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников.

Портрет Изабеллы Брант 1610

Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626. Холст, масло, 86 х62. Галерея Уффици, Флоренция

Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609 -1610. Холст, масло, 178 х136. Альт Пинакотека, Мюнхен

Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626 -1627. Дерево, масло, 157 х93. Музей Лихтенштейна, Вадус

• Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев» . Словно соревнуясь друг с другом, современники слагали одну за другой оды в честь художника. Как придворный живописец Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Однако желающих поступить в его мастерскую оказалось так много, что он был принужден отклонять многие просьбы.

Портрет юной девочки, 1615 -16. Холст, масло, 37 х27. Вадус, Музей Лихнетштейна

Ночная история 1616 -1617

Мария Паллавичино 1606

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки, 1625

Маркиза Бригитта Спинола Дориа 1606, Галерея искусства, Вашингтон

• В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца. Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной.

Питер Пауль Рубенс. Портрет королевы Франции Марии Медичи, 1622

Анна Австийская 1622

Автопортрет, 1628 -1630. Холст, масло. Дом-музей Рубенса, Антверпен

Удары судьбы один за другим обрушиваются на Рубенса В 1623 году он переживает потерю дочери, а в 1626 -м, вероятно от эпидемии чумы, свирепствовавшей тогда в Антверпене, умирает и его жена, Изабелла Брант. Тяжело переживая это новое горе, художник, чтобы как-то заглушить боль, глубоко погружается в пучину дипломатической деятельности. • В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. • В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629 -м — в Лондон для завершения переговоров. • В 1630 году многолетние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан. .

Автопортрет Рубенса, 1628. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Портрет Дьюка Букингхема, 1625. Холст, масло, 63 х48. Галерея Палатина, Флоренция, Италия

В декабре 1630 года художник вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалерами. «Я взял молодую жену, — писал он, — дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати — гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти. . . » «Теперь, — добавлял в том же письме художник, — я спокойно живу с моей женой и детьми. . . и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни» .

Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630. Холст, масло, 262 х206. Королевский Музей Изобразительных Искусств, Брюссель

Елена Фоурмен с детьми, 1636 -1637. Дерево, масло, 115 х85. Музей Лувр, Париж

Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и ощутить необходимое для работы спокойствие духа. Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить» . Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму» . Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, пришедших отужинать с ним вместе

Последний автопортрет, 1639. Холст, масло, 110 х85. Исторический Музей, Вена

Мадонна со святыми и ангелами, 1634. Холст, масло Церковь Святого Иакова в Антверпене

Охота на кабана, 1615 -1620. Дерево, масло, 137 х168. Дрезденская Картинная Галерея

Мучения Святого Стефана, 1616 -1617. Холст, масло, 437 х278. Валенсия, Музей Изобразительных Искусств, Испания

Святой Иероним 1635

Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном 1635

Бегство Лота 1622

Распятие (Удар копья)1610

Победа и смерть консула Деция Муса в бою 1617

Возвращение Дианы с охоты, 1615. Холст, масло, 136 х184. Дрезденская Картинная Галерея, Германия

Суд Париса

Орфей и Эвридика, 1636 -1638

• Туалет Венеры, 1608 Музей Тиссен. Борнемиса, Мадрид

Ромул и Рем с волчицей, 1616 Капитолийская пинакотека, Рим

Пейзаж с Филемоном и Бавкидой 1637

1637 Возвращение крестьян с поля

Мария Медичи становится регентшей 1621 -1625

Сад любви 1631

Пейзаж с заходящим солнцем 1635 -1640

Кермеса 1635 -1638

present5.com

Стиль Барокко - Все об эпохе искусства

На закате эпохи Возрождения, в конце XVI века появился новый стиль – барокко. Именно о нем пойдет речь в данной статье.

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности.

Родиной этого стиля принято считать некоторые итальянские города: Рим, Венецию и Флоренцию. Сразу нужно подчеркнуть, что эпоха барокко с самого начала резко противопоставила себя классицизму и рационализму.

Эпоха барокко

Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с Италии, которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.

Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям истории.

Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.

Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.

Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени. Горожане предпочитают рыцарским турнирам прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.

Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ Декарт выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.

Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.

Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.

Стиль барокко

Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию.

Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства. Одним словом, Реформация и учение Коперника сыграли ключевую роль в закладке фундамента стиля барокко.

Если для эпохи Возрождения свойственно было воспринимать человека, как меру всех вещей и разумнейшее из существ, то уже Блез Паскаль иначе осознает себя: «чем-то средним между всем и ничем».

Искусство барокко

Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.

Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль – караваджизм.

Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.

Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен.

К слову сказать, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве – классицизма.

Барокко в архитектуре

Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.

Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене

Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.

Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.

Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.

Стиль «Петровское Барокко»

Музыка барокко

Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.

Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.

Если Вы любите интересные факты обо всем на свете — рекомендуем подписаться на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Эпоха барокко. Краткая характеристика

Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий - с конца 16 до середины 18 века.

К отличительным чертам данного стиля относятся напыщенность, торжественность и парадность. Причем барокко охватывает не только художественное творчество, литературу и живопись, но и образ мышления человека, его существования, а также в какой-то мере и науку.

Произведения данного времени экспрессивны и выразительны, им присуща изощренность форм, создание иллюзорного пространства, а также причудливая игра тени и света.

Эпоха барокко дала жизнь науке. Именно в это время начинают свое развитие биология, анатомия, физика и химия, другие дисциплины. Ранее их изучение жестоко каралось служителями церкви.

Войны, эпидемии различных болезней, таких как чума и оспа, различные религиозные конфликты привели к тому, что человек чувствовал себя незащищенным и растерянным. Его будущее было неопределенным. Все больше и больше умы охватывали различные суеверия и страхи. В это же время церковь раскалывается на два религиозных лагеря - протестантов и католиков, что также порождает немало склок и баталий.

Все это приводит к новому пониманию Господа как Творца мироздания. Бог рассматривался лишь как создатель насущного, человек же управлял живым и неживым.

Эпоха барокко также характеризуется активной колонизацией - образовываются английские поселения в Старом и Новом Свете.

Архитектура того времени богата колоннадами, изобилием различных украшений на фасадах и в интерьере. Также преобладают многоярусные купола сложной, многоуровневой структуры. К наиболее известным архитекторам того времени относятся Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерна, Николай Султанов.

В живописи этой эпохи преобладают религиозные и мифологические мотивы, а также парадные портреты. Довольно часто на картинах изображалась Мадонна, окруженная ангелами. Наиболее знаменитые художники эпохи барокко - Микеланджело Меризи, Иасенто Риго, Диего Веласкес, Питер Пауль Рубенс.

Именно в это время зарождаются такие музыкальные жанры, как опера, фуга. Музыка становится более экспрессивной. Композиторы эпохи барокко - Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Джованни Габриели. Как видно, много выдающихся личностей творило в то время.

Эпоха барокко – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и направления в искусстве: литературе, музыке, живописи, архитектуре. Формируются новые взгляды на религию и человека. Возникают новые направления в науке. Несмотря на некую напыщенность, этот период подарил мировой культуре множество памятников культуры, кои высоко ценятся и в наше время. Имена мастеров и деятелей искусства эпохи барокко до сих пор гремят на весь мир.

Закономерным продолжение этого стиля стал рококо, сформировавшийся в первой половине 18 века. Ему удалось сохранить свои позиции вплоть до конца 18 столетия.

fb.ru

5.Архитектура и изобразительное искусство барокко.

Впервые термин "барокко" применил в XIX в. швейцарский историк Якоб Буркхардт.

Он использовал данное понятие в негативном плане, вкладывая в его содержание такие эпитеты, как "вычурный", "причудливый". Вместе с тем, термин прочно вошел в обиход. В переводе с португальского “барокко” обозначает "жемчужину неправильной формы".

Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия).

Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединил в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудком. При всей своей противоречивости барокко вместе с тем имеет вполне выраженную систему изобразительных средств и определенные специфические черты.

На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах и асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

Проявления стиля барокко легко узнать по криволинейным очертаниях, преобладающим в планах архитектурных сооружений; в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи; в пышности, декоративности, парадности фасадов и интерьеров зданий. Многие «внешние» черты барокко родились в придворной среде, в придворно-праздничной обстановке: пышная декоративность, напыщенность и аффектация в выражении чувств, аллегории, стремление поразить и ошеломить. Блестящее, поражающее и импозантное – вот пафос и стихия барокко.

В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным чувством. В той же Италии воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.

Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами.

В работе "Основные понятия истории искусств" (1915), анализируются классицизм и барокко. Г. Вельфлин, рассматривая этапы эволюции барочного стиля, выделяет пять особенностей, они заключаются в следующем:

классический стиль является линейным. Границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением;

для классического стиля характерна плоскостность, тогда как барокко - искусство пространственное;

классицизм - замкнутая система, барокко - открытая;

единство классического стиля достигается композицией четко выделенных элементов, в произведениях барокко, композиция представляет собой нерасторжимое целое;

классицизм всегда стремится к ясности, в то время как для барокко отдельные элементы представляют меньший интерес и на первый план выдвигается их соотношение.

Внутреннее напряжение стиля барокко выражено в противоречии: с одной стороны, стремление художника сделать "тайну и откровения осязаемыми", чтобы можно было руками потрогать, отсюда часто отталкивающий натурализм, а с другой - общая иррациональная, мистическая атмосфера.

ИМЕНА и РАБОТЫ.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу (1573-1584) в Риме, возведенную арх. Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Джакомо Делла Порта (около 1537-1602).

Большой вклад в создание архитектуры барокко внесли Франческо Борромини, Карло Мадерна и Лоренцо Бернини.

Церковь Сан-Карло алле Куатре Фонтане Франческо Борромини (1599-1667) - замечательный пример образца стиля в смелом индивидуальном истолковании.

Яркий образец палаццо - дворец Барберини (1625-1663), архитекторы К.Мадерна, Ф.Борромини и Л.Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор. Архитекторы связали дворец с городом и образовали в нем некий, особый мир, сочетающий архитектуру и живую природу.

Собор св. Петра в Риме (Браманте, Микеланджело, Мадерна) с колоннадой Бернини - точка отсчета. По замыслу архитектора Микеланджело, развитому в аллегорической форме Бернини, создателем колоннады, окаймляющей площадь собора, он должен был олицетворять церковь и христианство и воплощать небесный свод, распростершийся над миром. Крылья колоннады словно руки собора, а купол - его глава.

В ХVIII в. в Германии, Баварии и Саксонии, благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. С Саксонией связано творчество архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана (1662-1736). Основное дело его жизни - строительство в Дрездене парадной резиденции курфюрстов Саксонии под названием Цвингер (1711-1728).

Для короля Пруссии Фридриха II (1740-1786) архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699-1753) построил в Потсдаме, пригороде Берлина, королевскую резиденцию Сан-Суси (1745-1747 гг.), что в переводе с французского означает "без забот".

Особое претворение стиль барокко нашел в истории русского искусства. По мнению Д. Лихачева "русское барокко" XVII века "приняло на себя многие из функций Ренессанса", поскольку "настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси".

Отсюда достаточно условные названия стилей "нарышкинского барокко" по отношению к архитектуре Москвы ХVII в., а также крайне отдаленного от Европы "петровского барокко" начала ХVIII в. Совершенно особый вариант "русского барокко" в середине XVIII в. создал выдающийся зодчий Ф.Б. Растрелли.

Самым ярким представителем высокого барокко был итальянский скульптор и архитектор Лоренцо Бернини (1598–1680). Как он сам признавался, он «соединил в своем творчестве живопись и скульптуру». Наиболее значительной заслугой Бернини стало возрождение

итальянской скульптурной традиции, прерванной со смертью великого Микеланджело

Бернини - подлинный гений барокко, непревзойденный мастер, архитектор и скульптор, мастер надгробий и алтарей, монументальных городских ансамблей с фонтанами и обелисками. Ему принадлежит самый крупный архитектурный ансамбль Италии - площадь св. Петра в Риме.

Живопись

Итальянская живопись XVII столетия была представлена рядом ярких имен, среди которых первенствуют Микеланджело Меризи известный как Караваджо (1573–1610) и Аннибале Карраччи (1560–1609). Как художник барокко, он следовал принципу экспрессионизма, который достигался им через особый контраст света и тени. Характерна в этом отношении серия полотен на библейские темы: «Распятие апостола Петра», «Обращение Павла», «Успение Марии», «Усекновение головы Иоанна Крестителя».

Третьим крупным итальянским художником, обладавшим также и талантом архитектора, был работавший в Риме флорентиец Пьетро да Кортона (1596–1669). Ему принадлежит великолепная роспись плафона Палаццо Барберини в Риме, представляющая зрелое барокко.

Испания: Хусепе де Рибера (1591–1652), Фран-сиско де Сурбаран (1598–1664) и Диего Веласкес (1599–1660). Веласкес, как известно, был придворным художни-ком, и это предопределило тематику его произведений. Среди них кар-тины на мифологические темы («Вакх»), исторические сюжеты («Сда-ча Бреды»), острохарактерные портреты («Иннокентий Х»), и, конечно же, портреты королевской семьи («Меннины») и придворных (знаменитая галерея карликов). Своей вершины испанская живопись барок-ко достигла в творчестве Бартоломео Мурильо (1617–1682).

Также, символом художественной эпохи является имя Рубенса Питера Пауля (1577 - 1640) - Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны для самых драматических произведений Рубенса. У него было много учеников: Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный. Наиболее знаменитый его ученик - Антонис ван Дейк (1599-1641), но истинным последователем и главой фламандской школы стал Якоб Иорданс (1593-1678).

Но самую значительную роль в живописи всего XVII в. предстояло сыграть художнику голландской школы Рембранту. Харменс ван рейн Рембрант (1606-1669) –«Даная», «Возвращение блудного сына», «Портрет Яна Сикса», «Ночной дозор». Творчество Рембранта проникнуто стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой один из "пиков" мировой художественной культуры. Художественное наследие Рубенса велико: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, он был непревзойденным мастером рисунка и офорта.

studfiles.net

Стиль барокко в живописи, его основные отличия

Для украшения жилых помещений истинные почитатели и ценители прекрасного во все времена использовали произведения живописи. Хорошо подобранные, они в полной мере могут продемонстрировать изысканный вкус владельца дома, его неординарное восприятие и утонченное понимание прекрасного. Мастерски написанные картины - наиболее эффектный метод украшения жилища.

Закономерно возникает вопрос о том, какой стиль в живописи в наибольшей степени подходит для украшения интерьера? Знатоки утверждают, что наиболее подходящим вариантом окажется стиль барокко. В живописи он известен как наиболее популярный из стилей, царивших в Европе на протяжении почти двух веков (с конца 16 столетия и до средины 18-го). Родина барокко - солнечная Италия.

Интересно само название стиля - барокко, которое имеет португальское происхождение. Именно так португальцы называли бесценные дары моря - жемчужины, имевшие неправильную форму, а именно - причудливую. Стиль барокко в живописи изначально был обозначен несколько насмешливо, и его название ассоциировалось именно со словом "причудливый". Но это не стало преградой для быстрого роста его популярности во всей Европе.

Чем отличается барокко в живописи?

К главным особенностям стиля следует отнести его торжественность, величественность, способность выразить наслаждение жизнью и ее полноту. Отличается барокко в живописи и своей выразительностью, контрастностью, необычайной фантазийностью. Для барокко характерна выраженная игра света и тени, цвета и оттенка.

Чем же еще отличается эта прекрасная, яркая живопись? Художники, пишущие в стиле барокко, стремились к созданию произведений монументальных. Их творения полны динамизма, а богатство тщательно выписанных декораций поражает воображение даже посвященных ценителей живописи.

Барокко в живописи имеет чаще всего тематику мифологическую или религиозную. Но часто можно встретить портреты представителей аристократии, удивительно красивые и пышные.

Почитаемый за одного из основателей стиля барокко в живописи, знаменитый итальянский художник Караваджо предпочитал создавать картины, имеющие цельный характер, наполненные мрачным спокойствием и глубиной. Но его последователи отдали предпочтение созданию произведений более ярких, наполненных цветом и светом. Со временем также стало прослеживаться некоторое отдаление от религиозной тематики.

Не менее знаменитые художники - нидерландец Рембрандт и проживающий во Фландрии Рубенс - привнесли в стиль барокко в живописи нотку национального колорита своих стран. Они смогли создать произведения, обогащенные культурой и традициями своих народов.

Изучая работы художников, пишущих в стиле барокко, можно также заметить, что на развитие стиля оказывало влияние религиозное окружение. Более помпезный характер и выраженный торжественный стиль присущи художникам из католических стран (Италии и Испании). Работы сторонников протестантской церкви отличаются большей сдержанностью чувств, скромностью и строгостью.

fb.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"