4. Особенности композиции и конструктивные приемы текст. Какие композиции текста бывают

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

4. Особенности композиции и конструктивные приемы текст

ч. 1 ч. 2 ... ч. 5 ч. 6 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТА

КАК ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЫ РЕЧИ

 

  

План

 

1.       Определение понятия текст и его общая характеристика.

2.       Способы изложения и типы текстов.

3.       Виды связи, структурные компоненты текста.

4.       Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

5.       Общие рекомендации по корректировке текста.

 

1. Общие сведения о тексте таковы.

Текст (лат. textum – ткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.

Другими словами, если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст – устный, письменный, мысленный – как раз и будет таким результатом, поскольку содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Из определения также следует, что основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность. А ведь это те самые признаки, о которых уже говорилось, когда определялись качественные показатели речевой культуры. Напомним, в чем они проявляются.

Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.

Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.

Цельность проявляется в смысловом единстве.

В свою очередь, логичность предполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Суть первого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второй закон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третий требует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.

Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считается лаконичность, т.е. умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Л. Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности, т.е. уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C. Пушкин).

Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличаться композиционной стройностью.

Напомним, что тема – это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы. Влияние вредных выбросов в атмосферу.)

Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию, поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы.

Подчеркнем, что идея текста (основная мысль) всегда связывается с тем, что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекста произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.

Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысль произведения.

Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление.

Так, под композицией принято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста. Особенности построения текстов, наличия и следования его частей будут проанализированы ниже применительно к текстам разных типов.

2. В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, рассуждение, повествование.

Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1) название предмета, 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.

Повествование представляет собой рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия), 3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.

Рассуждение – это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос: «Почему?». Полная композиционная форма состоит из трех частей: 1) тезис, 2) доказательство и 3) вывод. Рассуждение характеризуется наличием сложных структур, передающих причинно-следственные связи, отношения. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.

Чтобы обобщить данную информацию, такое деление текстов на определенные типы можно представить в виде следующей таблицы и комментария к ней.

 

Тип текста Основной

вопрос

Характер

содержания

Текст-описание

 

 

 

Что произошло..? Речь идет о последовательных событиях: сначала.., потом.., затем… и наконец… .
Текст-повествование Какой..?

Каков..?

Речь идет о признаках, свойствах, о том, что составляет характеристику предметов, явлений, субъектов и объектов действия
Текст-рассуждение Почему..? Речь идет о причинах возникновения явлений, событий, процессов, устанавливается между ними связь
 

Указанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения (доказательства).

 

3. Анализ третьего вопроса – виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение.

Известно, что предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называется цепной. Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.

Например: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин).За домом был заброшенный пруд. Пруд был весь покрыт зеленью. Здесь повтор выражен в словесной форме, но связь может быть установлена и с помощью семантического повтора в виде перифразы:  Утро. Туман рассеялся. Солнце уже было высоко над горами.

Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встречается там, где мысль развивается линейно: и в текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях, но особенно в текстах-рассуждениях научного стиля речи.

 

Другой вид связи предложений – параллельный. Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.

Например: Нашу верность проверяли каленым железом. 

Нашу гордость испытали танками и бомбами (И. Эренбург).

Очень часто некоторые члены соединяемых предложений имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливается анафорой. Этохудожественное средство языка, для которого характерно единоначатие, повторение первого слова в предложениях. Но анафора – необязательное условие параллельной связи. Такая связь может достигаться  параллелизмом синтаксической структуры предложений: Маленькие ветви пригнуло к земле. Желтые листья унесло  далеко в сторону. (Безличные предложения.) 

Параллельные связи используются в текстах с экспрессивной окраской, в текстах художественного и публицистического стиля. Особенно характерен параллелизм для поэтической речи. А. Блок «Анне Ахматовой»:

«Красота страшна» – Вам скажут, –

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан – в волосах. …

-------------------------------------

Вы задумаетесь грустно: …

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна.» Параллелизм – сюжетный и синтаксический – составляет суть этого стихотворения, имеющего кольцевую композицию.

  

Итак, в любом тексте наблюдается сцепление, связь предложений. Как предложения строятся по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения соединяются по определенным синтаксическим правилам. Язык диктует нам не только правила образования слов, словосочетаний и предложений, но и правила соединения самостоятельных предложений. Эти знания важны для владения связной речью, т.е. умения строить собственное высказывание. Нарушение связи расценивается как нарушение нормированности построения текста.

 

Выше было показано, как объединяются самостоятельные предложения. Теперь необходимо узнать, во что объединяются самостоятельные предложения. Звуки объединяются в слова, слова в словосочетания, а предложения? Предложения – в строфы, или в абзацы.

 

Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой.

 

Мы будем придерживаться последнего термина, прозаическая строфа, поскольку абзац имеет и другое значение – отступ в начале строки, красная строка. Ставя абзац, мы отмечаем, что в тексте начинается новая мысль. Это своеобразная разбивка текста, которая позволяет нам сконцентрировать внимание на той или иной мысли автора. Правильное абзацное членение важно еще и потому, что человеку вообще свойственно членить информацию, воспринимать ее частями.

Другими словами, с помощью абзаца мы членим текст на строфы – наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.

Строфа как единица текста имеет свою композицию: зачин, содержащий начало мысли, микротему строфы; затем следует средняя часть – развитие мысли темы, а далее идет завершение – концовка, которая, как правило, выделяется специально, так как требуется подчеркнуть, что развитие мысли строфы заканчивается. Организующие строфу компоненты выполняют неодинаковую роль.

Наибольшей свободой построения характеризуется обычно первое предложение строфы, или зачин, где используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Зачин может быть представлен в виде:

– постановки проблемы,

– вопроса,

– примера,

– замечания о важности темы,

– цитаты.

Другие предложения менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении. Только первое предложение можно считать построенным свободно. Структура второго предложения и последующих в значительной степени определена и обусловлена отношением к первому. Предложения средней части особыми средствами не оформляются: они присоединяются к зачину посредством цепной или параллельной связи.

Существуют и другие виды связи предложений в строфе, например, присоединительные, отличающиеся большей свободой в их организации и содержании, большей независимостью в составе целого. Они характерны для художественных текстов, которые не являются предметом нашего анализа

По типу связи предложений различаются цепные и параллельные строфы. Цепные строфы играют большую роль в связной речи. Строфы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани текста во всех стилях речи.

Нижняя граница строфы – концовка – выделяется, как правило, особо, специально. (Древние римляне: «Dixi – Я сказал!»)

Наиболее распространенными являются следующие типы концовок:

– выводы, в которых содержатся все положения, рассмотренные в тексте;

– концовка-повтор, которая делает речь подчеркнуто завершенной;

– цитата.

Некоторые строфы получили название кольцевых, так как зачин и концовка их полностью или частично совпадают, что подчеркивает цельность и завершенность строфы. Они чаще используются в жанрах публицистического стиля, чем научного, потому что отличаются эмоциональной окрашенностью.

Например: Я пересек Сибирь от… и до…. Побывал … . Увидел… . Узнал… . Я пересек всю Сибирь и понял… .

Представленная композиция строфы – типовая, но необязательная. В зависимости от структуры произведения возможны строфы без зачинов, без концовки, строфы-предложения, например текст рекламы.

 

Итак, мы выяснили, что строфа является основной единицей текста. Мы поняли, что каждый шаг вперед от слова к тексту ведет к укрупнению единицы нашего анализа. В словосочетании такой единицей является слово, в предложении – член предложения, в строфе – предложение, в тексте – прозаическая строфа.

Но чтобы составить развернутый текст (высказывание), мы обязаны мыслить более крупными семантико-синтаксическими «блоками», ведь развитие темы обычно осуществляется на уровне двух-трех строф. Так образуются сложные семантико-синтаксические единицы, которые получили название фрагмента текста. Как правило, «программа» фрагмента содержится в первой строфе, там намечается тема и узловые моменты ее развития. Подобные строфы называются ключевыми. Это своеобразные зачины фрагмента. Строфы, находящиеся внутри фрагмента, призваны пояснять, иллюстрировать основную тему. Поэтому они менее самостоятельны и не оказывают влияния на развитие главной, сквозной мысли. Именно зачины фрагментов образуют смысловой каркас произведения, там содержатся опорные фразы, заключающие в себе основные мысли-тезисы. Об этом следует помнить при составлении вторичных текстов на основе оригинала, например: аннотации, конспекта или реферата, подробный анализ которых будет представлен ниже.

Далее за фрагментом – крупной семантико-синтаксической единицей текста – следуют параграф, глава, часть, том.

Схему связной книжной письменной речи можно представить следующим образом: предложение – строфа – фрагмент – глава – часть – законченное речевое произведение (текст).

Специфика всех перечисленных единиц текста – в их структурной и смысловой законченности. Конечно, не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы. Объем, протяженность их могут быть разными: включать одно предложение (афоризм, загадка, пословица), одну строфу или один фрагмент (заметки в газете, служебная записка) и более значительные его составляющие.

 

4. Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, когда автор последовательно переходит от одной мысли к другой (параграфы учебника), и концентрической, при этом автор на протяжении всего текста несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне (лекции).

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

Такова общая характеристика текста как речевой единицы.

 

 

 

5. Итак, чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.

1.       Написанный текст обычно читается два-три раза с тем, чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.

2.       При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.

3.       При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.

4.       При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.

5.       При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.

6.       Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).

 

Выводы. Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, что хороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.       Что такое текст? Каковы его основные признаки?

2.       Что такое тема, общее содержание и идея текста?

3.       Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

4.       Что такое цепная и параллельная связь предложений?

5.       На какие структурные компоненты членится текст?

6.       Какие факторы определяют композицию текста?

7.       Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО

ТЕКСТА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ

 

 

План

 

1.       Особенности научного текста.

2.       Характеристика первичных и вторичных жанров научной речи.

3.       Функциональные и структурно-языковые особенности плана.

4.       Функциональные и структурно-языковые особенности конспекта.

5.       Функциональные и структурно-языковые особенности реферата.

 

1. Характеристика любого речевого произведения, в том числе и научного, соотносится с целью, адресатом и ситуациями общения.

Известно, что научный текст, который составляет основу любого жанра, содержит некое знание, доказывает истинность. При этом и автор, и адресат отличаются подготовленностью к восприятию информации. Нетрудно догадаться, что основная функция текстов всех научных жанров – убедительное изложение научной информации. В отличие от речевых произведений других стилей, научному тексту свойственны глубина, продуманность высказывания, строгая логичность, точность и лаконичность при отборе языковых средств, недопустимость использования разговорной лексики, лексики с экспрессивной окраской. Его красота проявляется в изящной аргументации, простоте и точности формулировок.

Как же создается научный текст? Конечно, любой текст, в том числе и научный, начинается с выбора темы, т.е. объекта рассмотрения (изучения), содержание которой затем будет раскрываться в определенном аспекте.

Всякая научная тема включает:

– подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта;

– микротему, равную в тексте абзацу (отдельной строфе) и обеспечивающую смысловые связи частей текста.

После определения темы формулируется его идея. Для этого нужно ответить на вопросы: Какова цель? Где можно взять материал? Кому он будет адресован? Затем следует отбор фактического и научного материала и выстраивается композиция текста с использованием известных вам конструктивных приемов (контраст, перечисление, конкретизация и пр.).

Заметим, что в научном тексте все служит достижению конечной цели и прежде всего композиция. Это тип текста жесткого построения.

Структурной единицей научного текста является строфа, т.е.некое сверхфразовое единство, представляющее собой относительно законченную мысль, микротему и содержащее определенные идеи, положения, аргументы.

Как уже было сказано, абзац – красная строка, отступ в начале строки служит показателем перехода от одной мысли к другой. Абзацное членение научного текста нередко сочетается с нумерацией. Например, порядковые номера принято указывать словами: часть первая, а для параграфа используются арабские цифры.

Напомним, что каждая строфа состоит из трех частей: зачина – главной фразы, средней части – комментария, аргументов и концовки-вывода. Основная идея строфы выражена в ключевых словах, которые содержатся в предложении-зачине или в предложении-концовке; обычно их не трудно выделить, чтобы определить суть строфы.

Строфы группируются в более крупные смысловые части – фрагменты текста. Для связи между строфами фрагмента и отдельных фрагментов текста употребляются такие языковые средства, как предлоги, вводные слова, определенные речевые клише («автор рассматривает…», «необходимо отметить…», «это доказывает…»).

В целом научный текст – это трехчастная структура (три достаточно самостоятельных фрагмента): вступление, основная часть и заключение. Различие этих частей проявляется не только в построении и внутренней организации, но и в объеме. Вступление и заключение никогда не должны быть равны основной части текста, они должны быть значительно меньше.

Огромная роль в структуре текста отводится вступлению и заключению, поскольку именно там содержатся наиболее важные положения текста

ч. 1 ч. 2 ... ч. 5 ч. 6

zav.ansya.ru

Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы

Композиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.

Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.

Композиционные элементы

Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:

  1. Повествование — главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
  2. Описание. Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание — это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж — это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
  3. Диалог — разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
  4. Монолог — речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
  5. Система образов. Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
  6. Вставные рассказы, рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
  7. Авторские или лирические отступления. Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
  8. Авторская характеристика. В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям — такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
  9. Сюжет повествования — это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
  10. Фабула — все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета — хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж — описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
  12. Портрет — это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.

Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?

Виды композиции

  1. Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
  2. Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
  3. Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
  4. Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
  5. Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
  6. Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
  7. Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
  8. Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).

Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.

Композиционные приёмы

  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
  2. Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
  3. Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Сюжетная композиция

В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.

  • Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
  • Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
  • Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
  • Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
  • В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.

Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Композиция сказки

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:”Жили-были” или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

obrazovanie.guru

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА — Мегаобучалка

Жанр как понятие появался уже очень давно, еще в античном мире. В это же время появилась и типология жанров. Сегодня типологии текстов более строгие и обладают четкими границами. Причем применяются они во всех сферах жизни – в государственной деятельности, в профессиональных сферах, театре, медицине и даже быту.

Жанры в художественной литературе – это особый сложный вопрос. В эпосе, лирике и драме существует целая система жанров.

Например, эпос. В него входят прозаические произведения, такие как рассказ, повесть, новелла, роман и т. д. Композиционно они очень близки друг к другу и отличаются скорее объемом. Если отличия между ними рассмотреть подробнее, то следует отметить, что, например, рассказ – это текст небольшого объема с завершенным сюжетом.

Новелла – также текст небольшого объема, но от рассказа отличается тем, что это сюжет как бы вырванный из повествования и с открытым концом. Роман считается самым сложным видом эпического жанра. Обычно это текст большого объема, с очень большим количеством героев, философскими и лирическими отступлениями.

Что касается лирики, то к этому жанру относятся все произведения, написанные в рифму. Это могут быть не только стихотворения, но и поэмы, новеллы или даже целые романы в стихах. С этим жанром все несколько сложнее, чем с эпосом. Например, в стихотворениях обычно нет главного героя. Романы же в стихах, наоборот, обладают всеми чертами прозаического романа дополнительно к лирической начинке.

И наконец, драма. Это очень обширный и сложный жанр. К нему относится как комедия, так и трагедия, водевиль и киносценарий.

Комедия и трагедия – это самые древние жанры, возникшие еще в античной Греции. Интересно еще и то, что изначально эти жанры были созданы для того, чтобы их ставить именно на театральной сцене, чтобы их играли актеры.

Также интересно и то, что все эти жанры могут очень тесно переплетаться. Существует множество фильмов, а следовательно, киносценариев на великие романы, и не только прозаические, но и романы в стихах, например фильм, снятый по мотивам романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но здесь происходит некоторая трансформация, так как этого требуют условия разных жанров.

В античной риторике выделены также жанры, не зависящие от сфер общественной жизни, – описание, повествование и рассуждение (теперь их называют типами речи – текста).

В описании указываются признаки предметов, явлений, рисуются картины – портрет человека, пейзаж, интерьер. В описании сюжет не играет существенной роли, действующие лица – это описываемые объекты и сам автор.

В повествовании излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги. В повествование нередко включаются описания, зарисовки, действие переносится в пространстве и во времени.

Рассуждение строится на логических умозаключениях, причинно-следственных связях, обобщениях и выводах, истинность какого-либо суждения доказывается или опровергается с помощью аргументов и весомых фактов.

Тексты различаются также и по стилям, языковым характеристикам, причем нередко жанр обладает собственными особенностями: стиль басни, эпистолярный стиль и т. д...

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕКСТОВ, ИЗМЕНЕНИЕ ИХ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: ПЛАН, ТЕЗИСЫ, КОНСПЕКТ, АННОТАЦИЯ, СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА ИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОДРОБНОСТЯМИ

Перед каждым выступлением оратор не раз прорабатывает все от начала до конца. Успех лекции состоит из многих составляющих частей: манеры поведения выступающего, его голоса, умения держать себя и конечно же владения информацией. Продемонстрировать таковое можно, лишь хорошо подготовившись. Для этого можно полностью написать речь, а потом прочитать ее перед аудиторией. Этот прием можно использовать, но он подходит не для всех случаев, и следует рассчитывать это заранее. Если оратор не рассчитывает на свою память, но хочет продемонстрировать свое знание материала и прочесть доклад, не зачитывая его с листа, то он вправе прибегнуть к другим вспомогательным приемам.

Например, план – это краткие заметки, что за чем следует. Обычно план составляется по пунктам, которые отражают основную мысль главы, параграфа и части выступления. Могут также присутствовать подпункты, дополняющие или раскрывающие смысл основного пункта. План говорит о том, в какой последовательности находится информация в тексте и главная идея, к которой она сводится. Но план не дает представления о самом содержании текста, т. е. ограничиваясь планом, выступающий должен рассчитывать только на свою способность к запоминанию.

Более развернутыми, а следовательно, более вместительными для информации являются тезисы. Это понятие, включающее в себя информацию о тексте.

Тезисы не просто говорят о последовательности содержания в тексте информации. Это она и есть, только в сжатом виде. Тезисы должны быть очень краткими и в то же время содержательными. Поэтому это обычно не часть текста, вырванная из контекста, а переработанный оратором текст и высказанный своими словами.

Следуя тенденции увеличения информации, логично рассказать о конспекте. Их составляют студенты во время лекции за речью преподавателя, ораторы перед выступлением. Конспекты не трансформируют текст так радикально, как план или тезисы. Они могут быть достаточно близки к первоисточнику. К тому же конспект можно просто зачитать, но помня о том, что он тоже трансформирует текст. Ведь для того чтобы донести смысл сложного выражения своими словами, автору приходится изменить его форму, не нанося ущерба содержанию.

Аннотация обычно пишется к тексту. Это несколько другое, чем план или конспект. Она носит скорее описательную функцию и может внести некоторые изменения в содержание.

Сокращение текста – это понятие говорит само за себя. Обычно сокращение текста применяется при письменной речи, когда, например, текст по объему превышает ранее запланированный. Тогда, по усмотрению автора, из текста могут «выбрасываться» целые предложения и даже параграфы. Конечно, за этим следует изменение структуры текста, и могут вноситься некоторые нюансы в содержание.

И последнее, о чем следует сказать, – это распространение подробностями. Автор может вносить некоторые заметки, поясняющие некоторые понятия. Встретить этот прием можно чаще в письменной речи (каких-либо докладах, статьях). Распространение подробностями может быть в виде пояснений или сносок.

megaobuchalka.ru

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА - это... Что такое КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА?

 КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА.

Схема семантической и структурной организации текста, отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, типы связей между элементами текста. Понимание К. т. важно при обучении чтению и письму.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ
  • КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

Смотреть что такое "КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА" в других словарях:

  • Композиция текста — – это схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Композиция текста —   подбор, группировка и распределение элементов структуры текста в их логической связанности целостности …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • композиция текста, метод организации излагаемого содержания — 1) Закономерности построения логичного текста. Правильно выбранный метод организации материала является одним из основных лингвистических условий реализации логичности речи на уровне синтаксиса связного текста 2) Один из элементов информационной… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Композиция (построение художеств. произв.) — Композиция (от лат. compositio ≈ составление, сочинение), ═ 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. ≈ важнейший организующий компонент… …   Большая советская энциклопедия

  • Композиция — (от латинского «componere» складывать, строить) термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из… …   Литературная энциклопедия

  • Композиция издания — 1. Последовательность расположения его составных частей, к которым относятся осн. текст (одно произведение или их ряд, рассматриваемый как одно целое), предтекстовые и затекстовые элементы аппарата издания, затекстовой доп. текст (приложения). В… …   Издательский словарь-справочник

  • Композиция полосы — компоновка элементов полосы таким образом, чтобы все они (набор текста, репродукции иллюстраций, заголовки и т. д.) гармонично соединились в худож. целое, уравновешенное с компоновкой элементов соседней на развороте полосы, и создавали наиболее… …   Издательский словарь-справочник

  • Композиция — I Композиция (от лат. compositio составление, сочинение)          1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. важнейший организующий компонент… …   Большая советская энциклопедия

  • Композиция (литературоведение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Композиция. Композиция лат. componere составлять в литературоведении взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно речевых средств в словесно художественном… …   Википедия

  • композиция —    1) В литературе и искусстве: построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка, последовательность изобразительных приемов, организующих идейно художественное целое;    2) структура муз.произведения; сочинение музыки как вид… …   Историко-этимологический словарь латинских заимствований

methodological_terms.academic.ru

Как понять,какая композиция текста,какая она бывает?

Триада - Дежавю

Как я попал в этот сон объясните В окнах мелькал мой перон, остановите В вашем мире к граниту ведут все открытия Я здесь чужой ,постой, дайте выйти мне

Как я попал в этот сон объясните В окнах мелькал мой перон, остановите В вашем мире к граниту ведут все открытия Я здесь чужой ,постой, дайте выйти мне

Господи,прошу, прости,объясни,Курю-не курю, люблю,но не ту,нет путиГде же вы,пажи и вельможи те,что предали мою надежду,опять это дежа-ву-уЯ не могу так,сколько можно,тыщи суток,больше не трожь меня Чего ты хочешь,скажи,я мир переверну мне хватит сил,взорву любую звезду Не лгу превращу металлы в лаву,камни в пыль,укрощу свой пыл,славу Буду нежным как прежде,обезвреженным,бережным,зверем бешеным,твоим сумасшедшимОтверженным,я не грущу,я рад,я видел ад и значит бог есть здесь и он сильней во сто кратОн вылечит мою болезнь,вырвет душу из лап страсти вернув её ласку

Как я попал в этот сон объясните В окнах мелькал мой перон, остановите В вашем мире к граниту ведут все открытия Я здесь чужой ,постой, дайте выйти мне

Как я попал в этот сон объясните В окнах мелькал мой перон, остановите В вашем мире к граниту ведут все открытия Я здесь чужой ,постой, дайте выйти мне

Краем одежды провёл по окну запотевшему,картина та же,мостовая заснежена Сказать нечего,а уходить рано,хлопья падали на плафоны, словно пьяные Таксофоны хавали карточки,телеграммы,а я писал не желая больше обманывать Прошло два лета и две зимы,поэта мучали кошмары,поэтому сны Он убивал водкой,украдкой по вечерам вспоминал глядя на фотки,вал Тянуло словно волнами электромагнита к её подъезду с запахом карбида Тебе мало? Ты ж мои розы обнимала,шипы царапали юное тело,кровь кипела Но это временный рай,судьба порою дарит шансы и это походу второй Те же ароматы Франции те же глаза,разговоры,номера,город спал,а мы видели Первые лучи, пробивающие бронь ночи, издали,тучи были низкими,а мне быть не с кем Дни мелькают кадрами,одни приходят с бедами,другие с лаврами,исчезая туманом Повторяя себя в этом мире многогранном.

Как я попал в этот сон объясните В окнах мелькал мой перон, остановите В вашем мире к граниту ведут все открытия Я здесь чужой ,постой, дайте выйти мне

Как я попал в этот сон объясните В окнах мелькал мой перон, остановите В вашем мире к граниту ведут все открытия Я здесь чужой ,постой, дайте выйти мне...

irc.lv

Композиция в литературе

 

В прошлой статье мы  рассматривали этапы развития сюжета.  Сегодня, продолжая рубрику «В помощь начинающему автору», поговорим о композиции в литературе.

 

 

Композиция в литературе это...

 

Со словом «композиция» мы встречаемся ещё в школе, но с течением времени все знания (даже хорошо усвоенные) постепенно стираются, поэтому мы попытаемся восполнить некоторые пробелы. Тем более, что данный термин – один из ключевых для любого писателя.

В переводе с латыни «композиция» означает «сочинение» или «составление». Оно  и понятно: без данного явления мы не имеем ни целостного повествования, ни текста вообще. Если же попытаться дать определение, то получится примерно следующее: композиция – это расположение частей художественного произведения в определённом порядке. Это также совокупность различных форм и способов художественного изображения, которая обусловлена непосредственно содержанием того или иного текста. Именно поэтому ошибочно называть композицией просто цепочку эпизодов и сцен, которые образуют повествование.

 

Композиционные элементы

Среди композиционных элементов можно выделить следующие: повествование, описание, диалоги и монологи, систему образов, вставные рассказы, авторские отступления и характеристики, сюжет повествования и фабулу, пейзаж и портрет. Теперь остановимся на каждом из них чуть подробнее.

 

  1. Повествование – это некий рассказ, включающий в себя действия. Это то, что при желании можно пересказать и проиллюстрировать серией картинок (что-то вроде слайд-шоу или презентации). В этой части произведения будет много глаголов и деепричастий, как же иначе передать динамику происходящего? Ключевой вопрос: что случилось?
  2. Описание – это, прежде всего, картинка. Здесь, как правило, ничего не меняется и ничего не происходит. Однако вы детально вместе с автором исследуете лицо героя или помещение, в котором он находится. Автор выступает в качестве художника, у которого вместо привычных красок – могущественное слово. Ключевой вопрос: какой?
  3. Диалог – разговор двух персонажей (или разговор с самим собой при условии, что кто-то кому-то отвечает). Через диалоги хорошо передаётся столкновение двух точек зрения. Через них же раскрывается и личность того или иного героя (существует ещё такое понятие, как речевая характеристика).
  4. Монолог – речь одного персонажа, которая не получает или не требует ответа. Классический вариант – плач Ярославны, который любят детально разбирать на уроках литературы. Именно через монолог передаются мысли героя, его потаённые желания и потребности. Один граф Монте-Кристо чего стоит!
  5. Система образов – это все образы произведения, которые между собой взаимосвязаны и взаимодействуют. Сюда можно отнести главных героев и второстепенных, ищущих счастья и спешащих ответить на важные вопросы, топонимические образы и предметные. Естественно, что каждое произведение обладает своей уникальной системой, которую автор выстраивает в зависимости от своего замысла (целей, которые он перед собой ставит).
  6. Вставные рассказы – это то, что называется рассказом в рассказе. Например, притча, которую рассказывает Пугачёв Петру Гринёву из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Обычно вставной рассказ не только помогает узнать что-то в плане событий, но и раскрывает личность героя, помогает понять его внутренний мир. Так с помощью уже упомянутой притчи мы понимаем, почему Пугачёв выбрал отчаянный и разгульный образ жизни: лучше отведать свежей крови, нежели всю жизнь питаться мертвечиной. Вечный выбор: тлеть долго или сгореть быстро.
  7. Авторские отступления (или лирические отступления) – это те места в тексте, где автор несколько уклоняется от общего повествования и начинает поднимать глубоко личные вопросы. Например, Н.В.Гоголь вписывает в «Мёртвые души» свои известные строки о Руси и тройке, которая всё куда-то несётся. А.С.Пушкин часто увлекается в «Евгении Онегине» и тоже позволяет читателю немного перевести дух и развеяться другими мыслями. В таких отступлениях очень хорошо просматривается личность самого автора, читателю легче понять его, узнать, почувствовать. Да и потом… те же самые лирические отступления бывают не только очень красивыми, но и крайне мудрыми. Лишний повод о чём-то призадуматься.
  8. Авторская характеристика. Тут, наверное, особо пояснять ничего не требуется. В качестве примера вспомним опять того же «Евгения Онегина», где автор называет Онегина своим другом, а к Татьяне Лариной выражает явную симпатию.
  9. Сюжет повествования – это то, о чём мы говорили подробно в предыдущей статье. Вспомним лишь,  что это цепочка событий, которые и являются содержанием художественного текста.
  10. Фабула. О ней тоже речь шла недавно. Это все события, обстоятельства и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета – хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж – уникальное средство для создания воображаемого мира. Мы можем описывать вымышленные города и страны, планеты и галактики. Данный элемент композиции обычно выступает вне сюжета, однако с помощью него передаются главные мысли, создаётся соответствующая атмосфера и раскрывается определённый эпизод.
  12. Портрет – это описание не только внешнего облика героя, но и его внутреннего мира. Сами понимаете, что без грамотного портрета произведение будет откровенно слабым, а персонажи – картонными.

 

 

Теперь, когда мы перечислили основные компоненты композиции, самое время поговорить о том, какая она бывает. Итак...

 

 

Виды композиции

 

  1. Внешняя (архитектоника). К её главным составляющим относят разделение текста на абзацы и главы, пролог и эпилог, различные приложения и комментарии, посвящения и эпиграфы, авторские отступления и вставные фрагменты. Одним словом, всё то, что выделяется графически и можно легко увидеть, открыв книгу.
  2. Внутренняя композиция (повествование) предусматривает акцент на содержании произведения: организация речевых ситуаций, построение сюжета, система образов и отдельные образы, сильные текстовые позиции (лейтмотив, повторяющиеся ситуации, финал и другое), главные приёмы композиции. На последних остановимся подробнее.

 

Композиционные приёмы:

 

  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Читатель вместе с автором погружается в прошлое героя и доходит до первопричины происходящего здесь и сейчас. Часто этот приём воплощается в рассказах-воспоминаниях. Например, замечательное произведение Спаркса «Спеши любить» начинается с того, что пожилой господин хочет поведать историю своей любви. Далее он вспоминает себя в семнадцатилетнем возрасте. Заканчивается же всё тем, что мы снова попадаем в настоящее.
  2. Разрыв. Лучший приём для создания интриги. Глава заканчивается какой-нибудь интригующей сценой. Мы уже замираем в предвкушении, а тут раз…И следующая глава совершенно о другом. Временное разочарование и сильный стимул читать дальше. Обычно с этим сталкиваешься у таких современных авторов, как Джоджо Мойес и Лиана Мориарти.
  3. Экспозиция. Хоть она и является частью сюжета, но может как присутствовать, так и отсутствовать. Её же наличие позволяет автору несколько предварить события и настраивать читателя на нужную волну.

 

 

Возвращаясь к видам композиции, отметим, что она также может быть обратной, кольцевой, зеркальной и тематической.

 

  1. Обратная композиция позволяет автору начать произведения с финальной сцены. Стоит заметить, что многим читателям она не нравится, так как теряется главный интригующий момент. Они считают, что ни к чему читать книгу, когда знаешь, чем она закончится. Момент, безусловно, спорный.
  2. Кольцевая композиция ещё называется композицией обрамления. Например, произведение заканчивается тем же описанием или той же сценой, с которой всё и началось. Как в сказке про золотую рыбку.
  3. Зеркальная композиция выстроена на симметрии некоторых эпизодов или образов. Замечательный приём воплощается в поэме А.Блока «Двенадцать».
  4. Тематическая композиция (в центре оказываются взаимоотношения центральных образов), в свою очередь, имеет три подвида. Она бывает последовательной (движение от одной мысли к последующей), может быть основана на развитии и трансформации центрального образа, а также на сопоставлении двух образов, взаимодействующих между собой (основной приём – антитеза).

 

 

Таким образом, обрисовав кратко основные моменты, мы завершаем разговор о композиции. Всё-таки возрождать знания нужно постепенно…

 

В следующей статье мы поговорим об экспозиции.

 

Новости:

1. Сегодня 31 марта — конец месяца, и я хочу отметить лучших читателей блога. Вот они:

В который раз победителем становится Алефтина. 308 (!) комментариев она написала за этот месяц, причем многие из них вот такого объёма:

Итак, хочу поощрить первых трёх победителей и пополнить баланс телефона:

1. Алефтине — на 250 р.

2. Вадиму — на 150 р.

3. Софии — на 100 р.

Поздравляю победителей! Шлите номера ваших телефонов в службу поддержки.

 

2. Продолжается "Третий международный конкурс поэтического перевода «С Севера на Восток». Подробности здесь

liter-rm.ru

О композиции текста. | Мы вместе!

В прошлый раз я писал, что ИДЕЯ - это самое главное для создания песни. Но, идея – это вещь духовная, она не материальна. Так вот, чтобы её реализовать и воплотить в жизнь, то есть в текст, нужно ТЕХНИЧЕСКИ создать для этого условия. Вот когда строится здание – начинают строить с крыши или фундамента? Разум подсказывает, что с фундамента. Так вот, «фундамент текста» – это его композиция. Именно всё выстраивается в композиции, и если выстроено неверно, то и текст неинтересный получается. Я вкратце писал, что это такое композиция текста, но мне кажется, что нужно подробнее пояснить. Композиция – это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей текста, служащее наиболее полному воплощению замысла автора. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она (композиция) представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция текста включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации.

 Сюжетно-композиционный центр произведения составляют главные действующие лица или предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему и служат более выразительному выявлению идейного содержания. Сюжет – основа формы произведения. (от фр. subjet – «предмет») – ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации. Сюжет и фабула… В чём различие? Обычно эти два понятия путают и выдают одно за другое. Поэтому сначала обратимся к этимологии. Если слово «сюжет» буквально означало «предмет», то фабула ближе всего к глаголу «рассказывать» (если следовать латинскому языку). И фабулу, и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды. Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления. Наконец, третий пункт состоит в следующем. Фабула – это развитие непосредственно самого конфликта. А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается.

Виды сюжета. Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение поэты – песенники для которых хронология событий не имеет принципиального значения. В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений. Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи.

  1. Экспозиция – то, с чего начинается произведение. То, что мотивирует читателя на дальнейший ход повествования. То, что могло происходить год назад, десять лет назад с тем или иным персонажем. Иногда экспозиция напоминает миф о сотворении мира: именно она даёт толчок всему существующему, но ни на что особо не влияет. Одним словом, начинаешь читать, думать и ждать. Это сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. В литературе тот элемент сюжета, который может присутствовать в художественном произведении, а может и отсутствовать за ненадобностью. Но если автор вводит данную часть, то она явно будет играть важную роль. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки. событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. Это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора. В самом термине «экспозиция» (обратимся снова к этимологии) заложено некое «объяснение», «разъяснение». Экспозиция – это, в определённом смысле, описание обстановки, в которой зарождались события, перечисленные в тексте. Описание тех ситуаций, которые сформировали характер героя. Описания исторических условий, о которых идёт речь в произведении. Одним словом, это всё то, что позволяет нам глубже проникнуть в суть произведения, узнать предысторию. А что, собственно, происходило с героями до того момента, когда автор начал вести о них речь? Экспозиция – это отличная возможность заглянуть за канву общего повествования и узреть те детали, которые позволят лучше понять авторский замысел. А теперь рассмотрим подробнее, какие бывают экспозиции – 1) Прямая экспозиция. Классический вариант, когда она располагается в самом начале произведения. Таким образом, сохраняется хронологическая последовательность происходящего: от прошлых лет к явному настоящему. Автор даёт читателю необходимые сведения, после чего спокойно занимается дальнейшим построением сюжета. 2) Задержанная экспозиция позволяет читателю поиграть с воображением читателя и подогреть его природное любопытство. Получается, что сначала мы знакомимся с героями при зарождении их конфликта, а позже (где-нибудь в середине повествования) перед нами срываются все покровы, и авторское слово даёт возможность взглянуть назад 3) Обратная экспозиция располагается в самом конце произведения.  Если быть наиболее точным, то обратная экспозиция имеет ещё три подвида, среди которых выделяется предыстория, межистория и послеистория. Пожалуй, названия говорят сами за себя. Правда, в некоторых источниках межистория идёт отдельным самостоятельным видом. Это тот случай, когда экспозиция разорвана и органично смешивается с основным повествованием.
  2. Завязка – На этом этапе уже становится понятно, что конфликт не за горами. Точнее именно сейчас он и появляется: сначала потихоньку и незаметно, как будто пунктиром. А чуть дальше становится более явным и напряжённым. Обычно это встреча двух героев, которым суждено вместе пройти по дороге жизни и расставить все точки над i. Кстати, конфликт – это не всегда что-то плохое и резко негативное. Это лишь столкновение кого-то или чего-то: точек зрения, образов жизни, ситуация, людей и прочее. Любовь, между прочим, — это тоже конфликт. Да ещё какой!
  3. Развитие действия – структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу развития действия конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются. Важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек. Читатель уже втянулся в происходящее, знает, как зовут героев, чем они живут и как думают. Он уже понимает, в чём соль происходящего, но продолжает усиленно следить за развитием сюжета, заинтригованный и теряющийся в догадках.
  4. Кульминация – (от лат. culmen, род. пад. culminis – вершина) – момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов. Кульминация – это изюминка любого текста, это море эмоций, буря чувств и острые действия. Кульминация, как правило, наступает сразу перед развязкой, когда все тайны приоткрываются, а накал страстей, достигнув верха, стремительно срывается вниз. Самая же кульминация – это тот переломный момент, то решающее действие, которое навсегда меняет сложившуюся ситуацию и не позволит вернуться к прошлому. Мы уже достаточно знаем о структуре произведения и понимаем, что в его основе лежит некий конфликт, который постепенно нарастает, нарастает, нарастает… И в определённый момент достигает максимальной остроты. Именно в это время герои обнажают свои истинные лица, проявляют черты характера и показывают, кто есть кто. Ситуация будто выходит из-под контроля и увлекает за собой читателя. На самом же деле, автор отлично всё контролирует и сознательно готовит столь лакомую приманку. 1. Кульминация характера для концентрического сюжета, где хорошо просматриваются причинно-следственные связи 2. В кульминации полностью раскрывается проблема, которую автор исследовал в течение всего произведения. Именно на этом этапе у читателя формируется то или иное отношение к происходящему, он занимает определённую позицию и волен соглашаться или не соглашаться с писателем. 3. После кульминации жизнь героев не может остаться прежней. Это та поворотная точка, преодолев которую ступаешь на новый путь. Одним словом, то событие, которое не оставляет шансов отступить назад. 3. Так как кульминация – это своеобразная изюминка любого текста, продумывать её нужно долго и тщательно. Перечитывайте, находите нужные слова, пробуждайте сильные чувства, шокируйте. Если читатель остаётся равнодушным, то можно говорить о крупном провале, который ничем не исправишь. 4. Кульминация должна быть жизненной: ситуации будут узнаваться читателем, он станет примерять их на себя. Только так вы сможете вызвать сопереживание, необходимое для нужного эмоционального потрясения. Если же вы проявите излишнюю наивность, то явно не добьётесь нужного эффекта: читатель спокойно перевернёт страницу, пожмёт плечами и станет тщетно ждать душераздирающих сцен. Важно, чтобы публика верила писателю. Тогда он будет иметь успех. 5. Кульминация должна полностью соответствовать вашему авторскому замыслу. Она должна воплощать основную мысль произведения и содержать в себе правильно расставленные акценты. 6. Для того чтобы добиться максимально сильного эффекта, следует держать в голове несколько приёмов (неожиданный ход, игра на чувствах, художественная справедливость, обретение героем чего-то нового).  7. Не забывайте про силу слова. Обязательно останавливайтесь на деталях, снабжайте происходящее красноречивыми подробностями. Невозможно объяснение в любви ограничить только словами: «Я тебя люблю». Невозможно писать о чувствах и выбирать ничего не значащие слова. Слово! Именно оно породило в своё время мир. Оно имеет огромную власть над читателем, поэтому не стоит оставаться на достигнутом. Пробуйте сказать то, что читатель и без вас уже знает, так, как будто он слышит об этом в первый раз. 8. Больше специй. Кульминация – это всегда «сверх» и «чересчур». Наверное, поэтому не стоит бояться усилить отчаяние, горе или беспредельное счастье. Увеличивайте масштаб эмоций, и читатель будет вам бесконечно благодарен. А всё потому, что каждый из нас нуждается в чём-то ярком, далёком от будничности и серости. Пара удачных штрихов сможет придать вашей кульминации привкус непревзойдённого мастерства и превратить всё произведение в изысканную и достойную вещь.
  5. Развязка – разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Это своеобразное открытие занавеса – обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале; может также объединяться с кульминацией. Развязка  завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, развязка знаменует собой победу одной стороны над другой.

Объём изложенного текста конечно большой и всё за одно прочтение не усвоится. Ну, если кому-то интересно – прочтёт ещё. Дело в том, что тему о композиции нельзя разделить – она должна излагаться полностью, для полного понимания. Ещё раз повторюсь – это не мои личные мысли, я это элементарно скопировал из разных источников. Но я пользуюсь этим, может ещё кому-то пригодиться. И ещё – никто не заставляет вас это читать, и делать так, как написано. А после возмущаться, «что, мол, не нужно меня учить и устраивать ликбез». Все прекрасно знают правила дорожного движения и умеют держаться за руль автомобиля… но не все становятся Шумахерами.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------С УВАЖЕНИЕМ ,ИНДАР 4

mi-vmeste.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"