Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение). Какие бывают приставки в русском языке 3 класс таблица


Правописание приставок (основные случаи в таблице)

«Правописание приставок»

В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например: подписать [пат] — подданный [под], поход [па] — походя [по], отпирать [ат] — отпер [от].

Для остальных есть ТРИ основные группы правил:

1. Правописание приставок, которые оканчиваются на З-С.

Знать надо лишь то, что З меняется на С перед глухим начальным согласным корня. В результате оглушения может возникнуть удвоенная С: расспросить, рассредоточить.

Самостоятельной приставки З— не бывает, поэтому правописание слов здесь, здание, здоровье, зги нужно запомнить!

 

2. Правописание И или Ы после приставок.

Запомнить надо лишь одну фразу, но запомнить точно: И меняется на Ы после всех русских приставок, кроме МЕЖ- и СВЕРХ- (искл. взимать). Вспомнив её, вы легко логически выведете следствия из этого правила: спортигра (И не после приставки), дезинформация (приставка иноязычная), сверхинициативный (приставка СВЕРХ-).

 

3. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

ПРИ- обозначает: ПРЕ- обозначает:
1. Присоединение, прибавление, приближение: прикрепить, примкнуть, прийти, приехать, причислить, приделать, прицеп 1. Высшую степень качества или действия (в этом случае вместо приставки можно подставить слова весьма, очень): предлинный, предобрый, пренеприятный
2. Пространственную близость: привокзальный, причал, приморье 2. Значение, близкое к приставке ПЕРЕ-: преграждать, преображать, преступный, превращать
3. Неполноту действия: привстать, приоткрыть, присесть
4. Доведение действия до конца: приучить, привыкнуть, прилезть

Сложность представляют примеры, где значение приставки затемнено или же это не приставка вовсе (слово, по сути, становится словарным, и работать с ним надо как со словарным), а также пары слов, в которых приставка различает значение. Вот некоторые из таких слов:

 

В случае затруднения обращайтесь к словарю!

 

Некоторые сложности правописания приставок

 

Опорная таблица «Правописание приставок»

(с) Таблица из пособия издательства «Дрофа»

 

Дополнительная информация по приставкам ПРЕ-, ПРИ-. Таблица

Конспект урока «Правописание приставок». Следующая тема «Гласные после шипящих и Ц»

Правописание приставок

4.7 (93.33%) 6 votes

uchitel.pro

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)

Разделы: Начальная школа

Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова.

Цель: обобщение знаний о правописании приставок

Задачи

образовательные:

– совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами; – составить алгоритм написания приставок;

развивающие:

– расширять и активизировать словарный запас учащихся; – развивать наблюдательность, внимание, память; – развивать творческие способности детей;

воспитательные

– продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка, навыков самостоятельной и групповой работы.

1. Мотивация.

– Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?

– А если нельзя всё знать, может, не стоит учиться?

– Чтобы больше знать, надо каждый день узнавать, делать что-то новое.

– Сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать свои знания. Кому-то поможем сделать открытия. Нам предстоит издать спецвыпуск газеты “ Классный класс” о приставках. Я попробую себя в роли издателя, а вы будете редакторами и корреспондентами.

– Кто это такие?

(Редактор-человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.

Корреспондент-человек, сообщающий о текущих событиях.)

– У каждого из вас будут маршрутные листы.

(Выдаются маршрутные листы круглой или овальной формы)

Маршрутный лист ВК-входной контроль – ………….. УЭ-1учебный элемент – …………. УЭ-2 ………… УЭ-3 ………... Контроль ……….. Итог ……….

2. Входной контроль.

– Что такое приставка?

Наши корреспонденты вышли в сказки и попросили ответить на этот вопрос некоторых героев. (Инсценированный ответ правила. Учащиеся говорят текст правила от имени героев различных сказок, используется кукольный театр.)

– Запишите только слова, имеющие приставки:

Полёт, лётчик, написал, надежда, умница, уговорил, отнёс, овал, рассказ, поддал, прижал.

Работы проверяют редакторы, в маршрутном листе делают запись о выполнении задания.

3. “Открытие” нового знания

.

-Посмотрите на слова, которые написали, назовите приставки. Можем ли мы проверить написание этих приставок?

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

– пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения;

– в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с;

– пре-, при-.

4. Упражнения в написании слов с приставками.

УЭ-1 (Учебный элемент) Приставки 1 группы. Учащимся раздаются листы голубого цвета.

В– (ВО-) (ВЗО-)

ВЫ-

ДО-

ЗА– (ИЗО-)

НА_-

НАД– (НАДО-)

НЕ– (НЕДО-)

О-

ОБ– (ОБО-)

ОТ– (ОТО-)

ПА-

ПЕРЕ-

ПО-

ПОД– (ПОДО-)

ПРА-

ПРЕД– (ПРЕДО-)

ПРО– (РАЗО-)

С– (СО-)

СУ-

У-

 Разноуровневые задания:

– Выпишите приставки, которые пишутся с гласной буквой а.

– Образуйте с помощью приставок и запишите однокоренные слова к слову работать (ходить, летать)

УЭ-2. Приставки 2 группы. На листах розового цвета:

БЕЗ-

ВЗ-

ВОЗ-

ИЗ-

НИЗ-

РАЗ-

РОЗ-

ЧЕРЕЗ-

ЧРЕЗ-

БЕС-

ВС-

ВОС-

ИС_

НИС-

РАС-

РОС-

ЧЕРЕС-

Разглядывал беспорядок, Кощей Бессмертный, исследовал рассказ, разбитый подарок, известный разведчик.

– В каких словах вы написали удвоенную согласную? Где? Почему?

– Назовите слово с приставкой, относящейся к 1 группе.

– Что помогло вам правильно написать приставки?

Живут на свете, людям помогая, Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ– и БЕЗ-, Но если звук глухой согласный их встречает, Мы пишем их лишь только с буквой С. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Ты запомни, что приставки РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ– и ЧЕРЕЗ- Пред согласными глухими Всегда меняют З на С.

УЭ-3. Приставки 3 группы. Учащимся раздаются листы зелёного цвета

ПРИ–

ПРЕ-

– приближение

“очень”

– присоединение

(исключение: прискорбный,

– нахождение

причудливый)

– незаконченность

сходна с ПЕРЕ-

– От наших корреспондентов поступила информация.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.

Пр…катился клубок, пр…остановился. Пр…смотрелся, пр…гляделся Иванушка, видит– местность незнакомая. Пр…крикнул он на клубок, а тот пр…спокойно на месте лежит. Пр…томился он от дальней дороги. Хотел пр…лечь Иванушка, только пр…коснулся к траве, а трава в росе, пр…вскочил Иванушка. Пр…сел на пр…дорожный камень. Пр…задумался. А был он пр…хорошенький. Не страшны ему никакие пр…грады.

Редакторы групп проверяют выполненные работы. Результаты заносятся в маршрутные листы.

5. Правописание приставок с глаголами.

Инсценировка

Жил-был в стране Морфологии добрый молодец Глагол. Шёл он как-то по берегу реки, вдруг слышит, кто-то плачет. Подошёл он ближе и видит: сидит на камне красна девица и слёзы горькие льёт.

– Как зовут тебя, красавица? Кто тебя обидел? – спрашивает Глагол.

– Зовут меня Приставкой. А плачу я от того, что плохо мне одной жить.

Полюбил Глагол милую Приставку, да и девице по сердцу пришёлся добрый молодец. Решили они всегда быть вместе и никогда не расставаться.

– Теперь вам понятно, почему глаголы с приставками пишутся слитно?

6. Составление алгоритма.

1.Определяю, к какой группе относится приставка

7. Подведение итога. Оформление газеты.

– Оцените свою работу. Если вы считаете, что поработали отлично, на маршрутном листе стоит “5” – поднимите розовый листок. Хорошо, но могли лучше – зелёный. Если вы недовольны своей работой, поднимите синий листок.

Оцените работу класса.

– Всегда помните: учиться – всегда пригодится!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Какие бывают приставки?

Русский язык - наука непростая, и изучать его можно бесконечно. Однако не нужно быть профессором, чтобы узнать его основные моменты. Что мы знаем о составе слова? Что у него есть корень, приставка, суффиксы, окончание, некоторые еще про основу вспомнят. Но что мы знаем о приставках? Что они стоят перед корнем? Не все так просто! Если вы хотите знать, какие бывают приставки, тогда вам стоит прочесть статью крайне внимательно.

Начнем с определения. Приставка, или префикс, - это, несомненно, значимая часть слова, располагается она перед корнем и служит для того, чтобы дополнять смысл слова, либо вообще полностью изменять. Русский язык сегодня насчитывает около 70 префиксов. Приставки в русском языке, какие они? В современном русском языке все приставки делятся на три группы:

  • Первая группа. Эти приставки всегда пишутся одинаково: в-, вы-, до-, за-, ко-, на-, над- (надо-), не- (недо-), пред- (предо-), об- (обо-), о-, от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, су-, у-, про-, разо-, с- (со-). Примеры в словах: под-ыграть, обо-йти, про-петь.
  • Вторая группа. К этой группе относятся приставки, которые оканчиваются на з и с. Без- бес-, воз- вос-, рас- раз-, ис- из-, нис- низ- и так далее. Их написание зависит от того, на какую согланую начинается корень слова: если на звонкую, то пишем з-, если на глухую, то с-. Примеры: вос-петь, нис-падать, без-звучный, из-вергать, воз-гласить.
  • Третья группа. Это приставки пре- и при-. Это смысловые приставки, то есть написание в слове зависит от смысла слова, и это часто вызывает проблемы у незнающих правила. При- мы пишем, если слово с этой приставкой имеет значение присоединения (при-шить), неполноты действия (при-сесть), приближения (при-ехать), пространственной смежности (при-усадебный), доведения действия до конца (при-думать). Пре- мы пишем, если имеется значение «очень» (пре-умный), в значении "пере" (пре-рвать в значении "пере-рвать").

Друг

elhow.ru

Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка"

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «А»

Дата: 24.10.2015 г.

Тема: Приставки, их значение для образования слов. Словарный диктант.

Цель: 

- формировать умение находить в слове приставки, образовывать новые слова при помощи приставок;

-развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

-воспитывать интерес к изучению русского языка, к учению.

Тип урока: комбинированныйМетоды: словесный, наглядный, частично- поисковый, элементы игры.

Оборудование: таблицы, учебник, тетрадь.

Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой.          

-Привет, друзья!

Примите приглашение.

В стране Морфемики

Познаете вы много разных тайн,

И части слов живут и тут, и там.

2. Актуализация знаний.

1. Внимание! блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.

- Назовите части слова.

- Без какой части слово не может существовать? ( без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

- Часть слова без окончания это… ( основа)

- Что такое окончание? (определение)

- Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении)

- Выделите в слове ЗИМА основу, окончание и корень.

- Какая часть слова стоит между корнем и окончанием? (Суффикс)

- Для чего служит суффикс? (для связи слов в предложении)

2. Словарный диктант: (пишут на листочках)

Солнце, честность, сердце, чудесный, друг, город, народ, ключик, роща, речной, бабочка, цветок, голосок, автобус. трамвай, овощи, капуста, картофель, помидор, огурец.

Задание: подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить!

Разберите по составу слова: ключик, цветок, голосок.

3. Изучение нового материала.

1)Найди лишнее слово. Докажите.

Вода

Водитель

Водичка

Подводник

Вывод: водитель- имеет другое лексическое значение!

- Как выдумаете, какое слово из оставшихся является лишним? (Подводник, в нём есть приставка)

Проблема: что такое приставка? (Приставка- это часть слова, к5оторая пишется перед корнем и служит для образования новых слов). На доску таблицу!

«У Корня в недругах, представь – ка,

Есть дама гордая – Приставка,

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним!»

2) - Прочитайте сказку о приставках.

Лингвистическая сказка.

Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.

Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомились с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.

Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики

Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем.

- Какую первую тайну приставки мы с вами открыли? (стоит перед корнем)

Добавьте к корню – езд эти приставки.

Что получили? ( новые слова) Запишите их и выделите приставки.

- Какую вторую тайну приставок открыли? Для чего служат приставки? (для образования новых слов.)

Вывод :На доске! Приставки

* стоит перед корнем

* образует новые слова

4. Первичное закрепление.

1. Образуйте слова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

Выделите в словах приставки. Запишите в тетрадь.

Физминутка. Её приготовил для вас эльф из леса Приставок.

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершить.

2. Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.

ПОЁМ, ПОШЁЛ, ПОЕЛ, ПОРОГ.

5. Вторичное закрепление.

  1. Работа с учебником. Стр. 44 упр. 125, стр. 45 упр. 126.

Спишите слова. Выделите приставки.

  1. Самостоятельная работа в парах: стр. 44 упр. 124.

6. Итог урока:

- О какой части слова говорили на уроке? (о приставке)

- Что мы знаем о приставке?

- Какие приставки знаете? Назовите.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!

7. Инструктаж домашнего задания: стр. 42-43 правила учить, упр. 119.

infourok.ru

Понятие о приставке

Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.

 

Морфема — наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз- — морфема со значением высокой степени качества (разудалый, распрекрасный) или со значением разъединения (развести, растащить).

 

Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы. В этой работе мы хотим остановиться на префиксах.

 

Префикс

Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

 

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи:

  • автор — соавтор
  • носить — выносить
  • вне — извне

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных и наречий.

 

Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее, они могут быть и формообразующими:

  • делать — сделать
  • бледнеть — побледнеть
  • слепнуть — ослепнуть

Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со-, выражающая значение «совместимости», возможна в составе

  • — существительных:
  • сотоварищ
  • соучастник
  • сосуществовать
  • сопереживать
  • — прилагательных:
  • созвучный
  • сопредельный

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы убежать, прибежать, по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать.

 

Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие преотлично и прилагательное пресимпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный, но приставка пре- придаёт значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

 

Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для имён существительных соединение с приставками не столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные присоединением приставки:
  • частица — античастица
  • раздел — подраздел
  • экспресс — суперэкспресс

Однако число таких слов, в сравнении с существительными, не включающими приставок, не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень:

  • плут — архиплут
  • кубок — суперкубок

или указания временного характера:

  • язык — праязык
  • память — прапамять
  • история — предыстория
  • человек — дочеловек

Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова: АнтидемократИчный, прОтивовоздУшный, прОтивопожАрный, сОнанимАтель, внутрИклЕточный, АнтинейтралитЕт.

 

Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместимости в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ] или [а]: сонаниматель, соопекун, соруководители.

 

Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.

 

Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия:

  • входить — выходить
  • приходить — уходить
  • подходить — отходить
  • запеть, приоткрыть, подводный, наземный.

Приставка без- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: безземельный, беспомощный, бесшумно, а приставка не-, присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: неприятель (враг), невесёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.

 

Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях, например, приставка за- указывает:

  1. на распространение действия дальше определённого предела: залетел за черту;
  2. на доведение действия до крайней степени: закормить, захвалить;
  3. на попутное действие: зайти к товарищу;
  4. на начало действия: запеть, заплясать.

Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в-, на-, за-, другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например:

  • паводок
  • пасынок
  • падчерица
  • прадед
  • прабабушка
  • сумрак
  • суглинок

 

Приставки имён существительных

В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от глагольных основ с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не- входит в состав ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки: неслух, неверье, неприязнь, частью существующих самостоятельно: неприятель, недруг, непогода, несчастье, неволя.

 

Приставка о-(об-) в отглагольных образованиях служит для обозначения остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в результате действия: обмылок, окурок, обмерок, обноски, обрывок, опилки.

 

Приставка между-, не употребляемая с глаголами, обозначает пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: междуречье, междурядье, междупутье.

 

Приставка пере- называет предмет в окружении инородной среды, иногда являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета: перешеек, перелесок, переносица.

 

Приставка про- имеет значение близкое к приставке пере- и сходное с глагольной приставкой про-, обозначающей движение внутрь и насквозь: прожилка, прослойка, простенок, просёлок.

 

Приставка за- указывает положение по другую сторону предмета: заречье, загорье, заболотье, замостье.

 

Приставка пред- указывает на положение впереди предмета: предмостье, предгорье, предплечье, предгрозье, предзимье.

 

Приставка при- обозначает нахождение вблизи предмета: приморье, пригород, привесок, припёк.

 

Приставка под- обозначает нахождение ниже предмета: подбородок, подлесок, подоконник, подрамник, подножие.

 

Приставка по- означает местность, расположенную на поверхности и в пределах чего-либо: побережье, Поволжье, Поднепровье.

 

Приставка на- указывает на положение на поверхности предмета: наушник, наплечник, нарукавник, набрюшник, наконечник, нагорье.

 

Приставки имён прилагательных

Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок употребляется для образования качественных прилагательных, другая группа — для образования относительных прилагательных.

 

Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.

 

Так, приставка пре- (старославянского происхождения) близка по значению к наречиям меры очень, чрезвычайно и в новых образованиях нередко создаёт оттенок разговорной речи: презабавный, премилый, превесёлый, преусердный, прехитрый, прежирный, превосходный, прекрасный.

 

Приставка наи-, присоединяемая к превосходной степени, выражает экспрессивное усиление и придаёт слову несколько архаический, книжный характер: наиглавнейший, наикратчайший, наидобрейший.

 

Приставка раз- по значению аналогична приставке пре-, но свойственна разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования связаны с народно-поэтическими произведениями: развесёлый, разнесчастный, разлюбезный, разухабистый.

 

Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.

 

Приставка без- указывает на признак, заключающийся в отсутствии известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых частей растений и предметов: безрукий, безногий, беспалый, безусый, безбородый, беззубый, безволосый.

 

Приставка не- в отличие от частицы не, выражающей только отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки: несмелый (робкий) — смелый, небольшой (маленький) — большой, нередкий (частый), нехороший (плохой), нетрудный (лёгкий).

 

Приставка а- (греческая), употребляемая в словах греческого и латинского происхождения, близка по значению к приставкам без-, не-: аморальный, алогичный, аритмичный, асимметричный. Приставка а- не является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими бесприставочными прилагательными (аморальный — моральный) в отдельных случаях отчётливо выделяется.

 

Сложная приставка небез- (небес-), представляющая сочетание приставок не- и без-, выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небезвредный, небесполезный, небезызвестный.

 

Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп, в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами, сюда относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на-, над-, под-, при-, внутри-.

 

Приставка на- указывает на положение на поверхности: настольный, наземный, нагорный, нательный, нагрудный, набрюшный.

 

Приставка над- указывает на положение выше предмета: надбровный, надземный, надворный, надзвездный, надгробный.

 

Приставка под- указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом приставки над-, иногда на-: подводный, подземный, подкожный, подгорный.

 

Приставка при- обозначает положение вблизи предмета, связь с ним: приморский, приречный, придорожный, приусадебный.

 

Приставка вне- указывает на положение за пределами чего-либо, нередко употребляется с непространственным значением: внеевропейский, внеслужебный, внешкольный.

 

К приставкам, обозначающим время, относятся до-, пред-, по-, после-.

 

Приставка до- указывает на предшествующее время по отношению к известному событию, эпохе, периоду времени: дореволюционный, довоенный.

 

Приставка пред- на ближайшее предшествующее время и этим отличается от до-: предреволюционный, предоктябрьский, предвоенный, предвыборный.

 

Приставка по- непродуктивная, она указывает на последующее время и является антонимом приставки до-: пореформенный, посмертный.

 

Приставка после- однозначна с по- и является продуктивной: послевоенный, послеоктябрьский, послеоперационный.

 

Приставка интер- (латинская), синонимична приставке между-: интернациональный, интервокальный.

 

Приставка противо- указывает на назначение для уничтожения чего-либо, для борьбы с чем-либо: противовоенный, противоалкогольный.

 

Приставка анти- (греческая) обозначает «враждебный чему-либо, направленный против чего-либо», а также «лишённый чего-нибудь»: антифашистский, антинародный.

 

Глагольные приставки

Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: внести в дом, подложить под тарелку, отойти от доски. Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: внести улучшения в конструкцию станка, отойти от буквы закона. Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение совершенного вида, которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.

 

Приставки обычно имеют разветвлённые значения, причём в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других — значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.

 

Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве, они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путём указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчётливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.

 

В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют четкое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий: выбросить — бросить. Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей -ся, рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.

 

Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким падежом (без предлога или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре примеры будут приводиться с управляемыми словами.

 

Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава, они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать — продать, быть — прибыть, сбыть, забыть. Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.

 

Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами, примерами их могут служить производные глаголы:

  • а). снять, поднять, принять;
  • б). сказать, приказать, отказать, заказать;
  • в). сложить, подложить, заложить, отложить;
  • г). привыкать, отвыкать, свыкаться.

Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и их морфологический состав нередко затемнён, отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять, занять, отнять), только в редких случаях приставки сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемнённым значением приставок.

 

Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: внести — вынести, приставить — отставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления.

 

Приставка в- (во-) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в, бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать — въехать в город, нести — внести в столовую, клеить — вклеить страницу в книгу.

 

Приставка вы- имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу», в этих случаях вы- выступает как антоним приставки в- — обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из, с: ехать — выехать из города, нести — вынести из столовой, вылить из бутылки, вытащить из воды, выгрузить из машины.

 

Исходным значением приставки за- является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет. В этих случаях глагол управляет винительным падежом с предлогом за: ехать — заехать за дом, идти — зайти за гору.

 

Приставка из- только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из: гнать — изгнать из страны, извлекать из глаза.

 

Приставка от- выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от: ехать — отъехать от села, лететь — отлететь от аэродрома.

 

Приставка под- обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у непереходных глаголов) под предмет. В этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под: ставить — подставить под машинку, ехать — подъехать под мост.

 

Приставка у- имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия. Удаление чётко выражается у глаголов движения, исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от, из, с: уехать с Кавказа, уйти из театра, уплыть от берега, утечь из ведра.

 

Приставка на- указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь, с его поверхностью, в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на: ехать — наехать на тумбу, налететь на столб.

 

Приставка с-, с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой — встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно чётко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с: съехать с горы, сбросить с крыши.

 

К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: согнать с ковра, смахнуть пыль.

 

Сложная приставка недо- имеет значение неполноты действия, она противопоставляется приставке пере-: недоработать (переработать), недовыполнить (перевыполнить).

 

Сложная приставка обез- (обес-) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обезлюдеть, обезоружить, обезглавить, обессилеть, обесценить.

 

Приставки наречий

Словообразование наречий также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.

 

Приставка по- и суффикс –и- образуют наречия: по-отцовски, по-братски, по-чешски, по-птичьи, по-лисьи.

 

Приставка по- и суффикс –ому- (-ему-) образуют наречия от относительных, качественных прилагательных и местоимений: по-летнему, по-зимнему, по-богатому, по-новому.

 

Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда — навсегда, ныне — отныне, завтра — послезавтра.

 

 

Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Приставки - это... Что такое Приставки?

  • Приставки СИ — (десятичные приставки)  приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10,… …   Википедия

  • Приставки Си — (десятичные приставки)  приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10, число раз …   Википедия

  • ПРИСТАВКИ — бортовые шпангоуты на деревянных судах баржевой конструкции, представляющие собой вертикальные брусья, соединяющиеся помощью замка с днищевыми копанями. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… …   Морской словарь

  • Приставки на з- —      1. Приставки без , воз (вз ), из , низ , раз , чрез (через ) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный –… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Приставки на з- —      1. Приставки без , воз (вз ), из , низ , раз , чрез (через ) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный –… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Приставки — см. Префикс …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • приставки СИ и множители для образования десятичных кратных и дольных единиц и их наименований —                  |                      | Обозначение приставки              |                     |         | Приставка      | | Множитель  |         |                      | международное  | русское          |                     |         | | …   Энциклопедический словарь

  • ПРИСТАВКИ И МНОЖИТЕЛИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕСЯТИЧНЫХ КРАТНЫХ И ДОЛЬНЫХ ЕДИНИЦ — …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • Приставки (деревня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Приставки. Деревня Приставки Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • приставки десятичных единиц измерения — ▲ префикс ↑ десятичная система счисления приставки чисел, равных 10 в какой л. степени: 1 дека (10 в 1 степени). | 9 гига 2 гекто, | 12 тера 3 кило, | 15 пета 4 мириа, | 18 экза 6 мега, | 21 зетта | 24 йотта приставки, обозначающие отрицательную… …   Идеографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    Урок русского языка в 5-м классе "Типы приставок в русском языке. Буквы -З-С- на конце приставок"

    Разделы: Русский язык

    Цель:  ознакомление  обучающихся с типами приставок, со способами действия при выборе З-С на конце приставок, формирование умения владеть этим способом.

    Ход урока

    I. Синтаксическая пятиминутка.

    Составьте схемы предложений. 1. Сильнее припекает солнышко, и веселее булькают по склонам оврага ручьи. 2. Уцелел только маленький сугробик под лапами ели, которая растет на краю обрыва.

    - Что общего в структуре этих предложений? (Оба предложения сложные) - Чем они отличаются? (В первом – предложения, входящие в состав сложного, не зависят друг от друга; во втором – одно подчиняется другому, т.е. первое – сложносочиненное, второе – сложноподчиненное.)

    II. Работа по основной теме урока.

    1. Объяснение  учителя. Работа с таблицами.

    Таблицы проецируются на экран. С помощью наводящих вопросов дети сами приходят к осмыслению темы.

    - Какие бывают приставки?  (Одновариантные, двухвариантные, смысловые.) - Почему так они называются?  Обращаем внимание на лексическое значение слова.  (Одновариантные – это такие приставки, которые пишутся единообразно, независимо от позиции гласных и согласных звуков в их составе: надрезать (перед звонкими согласными), надписать (перед глухими согласными). Смысловые: при – 1) приближение, присоединение; 2) близость к; 3) неполнота действий. Пре – пере, очень. Двухвариантные – приставки на  З-С, правописание которых зависит от позиции гласных и согласных звуков в их составе.) - Внимательно смотрим на таблицу и скажем, когда приставка оканчивается на –З, а когда на –С?

    2. Работа с учебником. Находим подтверждение своей формулировке правила в учебнике (с.165)

    3. Закрепление материала.

    1) Запись под диктовку с комментированием.

    Расписание – развязать, бесшумный – безжалостный, возделывать – воспитать, испечь – издать, восстание – воззвание.

    2) Выборочно-распределительный диктант.

    Слова с приставками на -з, -с распределяем в две колонки.

    Местные жители с беспокойством наблюдали за разливом реки. Белый пар по лугам расстилается. Река извивается змейкой, петляет. Облако растаяло. В беспредельной синеве неба совсем не видно жаворонка. Тропинка то взбирается вверх, то сбегает в низину.

    Физкультминутка

    3) Работа с перфокартой.          з-с

    4)Диктант на замену.

    Небо без облаков – безоблачное Даль без предела – Рыцарь без страха Труд без пользы – Малыш без защиты – Жидкость без цвета – Пропасть без дна – Зима без снега – Ночь без сна –

    5) Выполнение тестовых заданий.

    1. Вставьте пропущенные буквы, выпишите слова без приставок.

     а) …бережение, …доровье, …дернуть (з/с) б) во…душный, в…тревожиться, во…ненавидеть (з/с) в) о…лака, о…ласканный, о…сыпанный

    2. Вставьте З или С в приставки. Выпишите слова с приставкой на –з.

     а) Ра…жалобитьб) и…жаритьв) …дутьг) ни…падать д) бе…подобно

    3. В каком ряду на месте пропусков нужно писать С?

    а) и…хлестанный, во…горание, …дельщинаб) ни…ходящий, …зади, бе…чинствоватьв) бе…вкусный, и…правленый, во…препятствоватьг) Ра…шитый, и…хоженый, ни…ложенный

    4. В каком ряду вместо пропусков нужно писать З?

    а) и…жить, бе…рассудство, …дравница, …борно-ра…борная модельб) бе…гаражный дом, Ра…метать листья, ни…ввергнуть, чре…мерные расходыв) во…браняется входить в …дание, Ра…бежаться, и…бороздить океан, и…колесить весь мирг) и…вернуться, Ра…жать руки, бе…заботный сон, и…вечные проблемы

    После выполнения взаимопроверка. По ходу проверки видно, какой процент обучающихся усвоил тему.

    6) Выполнение тренировочных упражнений 424, 428

    III. Обобщение и вывод. Домашнее задание.

    - Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке? Когда на конце приставки пишется – З, а когда –С? Чтобы закрепить сегодняшний материал, дома  повторите правило 82 и выполните упражнение 429 письменно.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"