Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек». Как ставить правильно ударение в словах 1 класс

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Как научить ребенка правильно ставить ударения в словах

Дата: 22 февраля 2016 Автор: Наталья Василишин Рубрика: Правила

Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Как научить?

Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Игры

Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Считалочки и короткие стишки — отличный способ запомнить ударение в словах

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр.Полки делает столЯр.

Как у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы.

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый,под мостом поёт цыгáн,а танцóвщицы сбежали,напугал их таракан.

Раз лохматая гориллакрокодилу позвонúла.Он с гориллой не дружил,сразу трубку положúл.Ему лучше не звонúть,кто звонúт, тому водить.

В яслях дети баловáлись,воспитатели ругались:«Не балýйтесь, ремешоквас посадит на горшок».

Раз, два, три, четыре, пять.Чтобы нам игру начáть,встанем все по алфавúту:Ани, Вани, Коли, Риты.Кто не знает алфавúт,тот расчёт наш облегчúт.

Упражнения

Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Видео: Постановка ударения в словах

«Народные» методы

Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей.

  • «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
  • «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова. 

Наши в первом классе просто поочерёдно ставят ударение на каждый слог:

рУбашка-рубАшка-рубашкА!

Ekaterina AL

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

Надо обратиться вслух:Эй, лОшадьэй, мЫло —

и ударение слышно.

мх

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

Эти способы проверены целыми поколениями родителей, а также активно применяются на уроках учителями начальных классов.

Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая. Нужно только постепенно вводить полезные виды деятельности, приобщая малыша к языку, словам. Безусловно, все занятия должны сопровождаться чтением вслух, рассказыванием стихов и пением. Чем раньше дети слышат правильную разнообразную речь, тем быстрее они начинают чувствовать мелодику языка.

(Visited 20 414 time, 3 visit today)

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Метки:

shkolabuduschego.ru

Учим ставить в слове ударение.

Ох, уж это ударение! Никак не получается правильно определить его место в слове.

Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся  делить слово на слоги и ставить в слове ударение. Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.

Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.

                            Сказка о молоточке.

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и  никого не нашел. Мишка оставил свой след.  Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках  Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был  Мишка. Зайка решил позвать его.

« Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка  решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек  на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я   Ударение - волшебный Молоточек».

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом "позовите" это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.

Главное, чтобы ребенок понял:

  •        чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо "позвать" его,  произнося  нараспев.
  •        Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними.  Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение. 

 

 

chitalochka-ru.ru

Как научить ребенка правильно ставить ударение в словах

Вопрос о правильном произношении и ударении в слове начинает возникать тогда, когда малыш умеет говорить предложениями. Ребенок 2-3 лет еще нечетко говорит, пропуская буквы и некоторые слоги. Иногда сами родители подливают масла в огонь искажением слов, произнося их по-детски.

После 3 лет необходимо, чтобы ребенок правильно ставил ударения в словах

Поэтому рекомендуется с самого начала говорить с ребенком четко и правильно.

В большинстве случаев проблема с ударениями появляется при подготовке ребенка к школе. Родители или воспитатели в садике учат малыша буквам, слогам, и именно в этот момент он начинает путаться с ударениями. Как же научить дитя справиться с этой непосильной задачей?

Как научить?

Кубики Зайцева отлично помогают малышу в обучении

На помощь в обучении вам придут речевые и ролевые игры:

Игра «Попробуй позови» заключается в том, что нужно позвать слово, растягивая место с ударением, например, ко-О-шка, за-А-йка, ё-Ё-жик. Для начала выбирайте слова с двумя слогами, потом можно переходить к более длинным. Используйте для игры привычные и знакомые для ребенка объекты: мама, трава, кукла, кубик.

В игре «Повтори за мной» называйте вашему чаду определенное слово правильно, потом прокричите его, и пусть малыш так же прокричит. Затем вы прошепчите его, и пусть он повторит. Вспомните детскую кричалку «Ёжик», когда по очереди играющие увеличивают громкость произносимого слова. Экспериментируйте с другими словами.

В третьем способе «Угадай-ка загадку» назовите ребенку привычные слова, но с ошибочным ударением, пусть догадается, что вы назвали и произнесет правильно: «собакА» — «собАка», «деревО» — «дЕрево». Можете задавать вопросы типа: «А где висит люстрА?».

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Как научить детей ставить ударение в словах. 89031326679 занятия с детьми 3-6 и 7-11 лет.Москва.

Как научить детей ставить ударение в словах. 89031326679 занятия с детьми 3-6 и 7-11 лет. Москва

Как ставить ударения.

Игра «Расскажем стишок» заключается в чтении или рассказывании мамой либо папой стихотворения, когда последнее слово (рифму) угадывает и произносит ребенок. Например:

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мЯчик».

В игре «Стучит молоточек» нужно простукивать слоги на колене, столе или другом месте. Но на слог, куда падает ударение, стучать надо сильнее. Таким образом ребенок будет чувствовать, где должно быть ударение в этом слове.

Последний способ занятия с ребенком на тему ударений включает использование кубиков Зайцева. Это кубики, содержащие не буквы, а готовые слоги. При построении слова из 2-3 или большего количества кубиков ребенок ставит сверху на слог, куда падает ударение, обычный кубик или кубик со знаком ударения.

Сколько заниматься и как часто?

Проводите обучение в форме игры

Конечно же, не стоит играть с ребенком одновременно во все игры. Выберите 1-2 и поиграйте утром, после обеда опять поиграйте, но уже в другие. Идете куда-то по дороге, поиграйте опять в какую-то из вышеперечисленных игр. И время проведете веселее, и малыш будет учиться ставить ударения.

Если у малыша не получается с одной игрой или она ему не нравится, пробуйте другую.

У него все обязательно получится, и ударение в словах со временем он будет ставить правильно. Ведь многие взрослые до сих пор некоторые слова произносят неправильно. Учитесь вместе с ребенком!

aranetta.ru

Как научить ребенка правильно ставить ударение - игровые методики

Из нашего материала вы узнаете, почему возникает проблема неправильной постановки ударения, и что делать, чтобы её избежать. А также, как научить ребенка ставить ударение в словах, при этом используя методы обучения без скуки. Верно запомнить ударение в словах — задача не из лёгких даже для многих взрослых, что уж говорить о детях! В русском языке ударение в словах отличается подвижностью и разноместностью, усваивается вместе со словом, его надо просто запомнить. Но зачастую быстрее и легче запоминается неправильный вариант, а переучить потом на правильный очень сложно. Для первоклассников, которые только учатся читать это может стать настоящей проблемой.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения?

У этого может быть несколько причин:

  • Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения. В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов — где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой. В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
  • Недостаток общения с родителями. Дети обучаются всему через имитацию — подражание взрослым. Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить — он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
  • Разговор с детьми на «детском языке», сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек — это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
  • Непонимание самого понятия — что значит «ставить ударение». Почему «ставить»? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова — то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.

В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?

Все дети разные — кто-то развивается быстрее, кто-то чуть медленнее, но примерно к 3 или 4 годам у ребёнка формируется тот словарный запас, который позволяет ему строить фразы и даже сложные предложения. В более раннем возрасте нет необходимости в систематических занятиях, но и до школьного возраста тянуть тоже не следует. Избавиться от уже сформировавшейся проблемы, к примеру у школьника 1 класса, будет намного сложнее, чем предотвратить её на ранних этапах развития.

Чем раньше вы начнете исправлять ошибки в речи, тем лучше

Как же научить ребёнка говорить правильно?

Прежде всего, ВСЕГДА правильно и чётко произносите слова, разговаривая со своим ребёнком.

С самого раннего возраста объясняйте ребёнку предметы и явления, комментируйте свои действия, при этом старайтесь чтобы он видел вашу мимику, движения губ. Ни в коем случае не коверкайте слова, стараясь сделать их милыми. Если Вы хотите, чтобы малыш как можно раньше заговорил правильно — прислушайтесь к этому совету.

Также существует много способов обучения правильному ударению в игровой форме. Это и рифмованные строчки, стишки, считалочки, забавные задачки и загадки, и игрушки, помогающие обучению. Чуть ниже мы разберём подробнее эти способы.

Как часто необходимо заниматься?

Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься.Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.

Считалочки, стишки, рифмованные строчки.

Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются.***Раз лохматая гориллаКрокодилу позвонила.Он с гориллой не дружил,Сразу трубку положил.Ему лучше не звонить,Кто звонит, тому водить.***В яслях дети баловались,Воспитатели ругались:«Не балуйтесь, ремешокВас посадит на горшок».Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок.***Шарфы-Марфы:Как у нашей МАрфыВсе в полоску шАрфы!***Каталог-потолок:Наш огромный каталОгПодпирает потолОк.***Что за странный носорогЕл и твОрог и творОг

Упражнения

Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом — на прогулке, в дороге, перед сном.

«Угадываем слова».

Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА — собАка, кОнфета — конфЕта и т.д.

Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями.Как правильно? — чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ?Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.

«Позови меня».

Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!

Важно: все слова нужно произносить нараспев, но не разделяя их по слогам.Таким же образом можно звать по имени знакомых, друзей, любимые игрушки.

«Молоточек».Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.

Кубики Зайцева

Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному «звучат»:Железно-золотые кубики — склады с мягким знакомЖелезно-деревянные — склады с твёрдым знакомЗолотые — изображены гласныеЖелезные — звонкие складыДеревянные — приглушённые складыОчень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной — звенящее наполнение, внутри глухой согласной — глухое постукивание.Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад — пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится — ставим на него специальный кубик с ударением.

Народные методы

Народные методы также бывают очень эффективны и интересны, и проверены не одним поколением детишек и родителей.

Например, посадите ребёнка за стол, пусть он поставит свои кулачки один на другой и на стол, таким образом, чтобы подбородок был прямо над ними. Во время ударного звука подбородок будет касаться кулачков и не будет сомнения который звук ударный.

Вместе с развитием речи мы рекомендуем начать занятия по обучению счету. Как правильно это делать? Читайте в материале «Как легко научить ребенка считать в уме»

Какие проблемы могут скрываться за задержкой речи? Читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.

Как видите, поставить правильную грамотную речь ребёнку можно множеством различных способов, главное — уделять этому время и помнить, что никакие игры или упражнения не заменят хороший пример самих родителей. Ведь как бы правильно мы ни учили, но если сами допускаем ошибки в повседневной жизни, дети скорее последуют живому примеру, нежели самой интересной и увлекательной игре.

И в дополнение к считалкам и упражнениям рекомендуем вам посмотреть следующее видео:

umnyash.com

Тема урока: "Ударение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: уточнить представление об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный урок

Слайд 1.

– Вы готовы к работе? (Выполняется массаж каждого органа) – А глазки готовы смотреть? – А ушки готовы слушать? – Ручки готовы писать? – А головка думать? – Тогда пора начинать работу!

II. Чистописание

– Сегодня мы отправимся в гости к жителям деревушки Ударная. Дорожка туда местами мягкая, а иногда твердая. Запишите ее начало: да ди ду де Разгадайте правило, по которому она составлена. Продолжите закономерность с другими гласными.

Слайд 2.

III. Введение в тему

– Жители этой деревушки очень сильные, много трудятся. Они всегда ходят с молоточками. Как вы думаете, для чего им молоточки? Но бьют они не гвозди, а некоторые буквы в слове. Сегодня мы узнаем: (клик мыши) – По каким буквам бьют молоточком? – Как называются  эти молоточки?

Силачи приготовили для вас стихотворения.

Слайды 3, 4, 5

Самостоятельная работа: выпишите слова, которые пишутся одинаково.

– Что вы можете сказать о значении этих слов. – Подчеркните слог в первом слове (во втором), который произносится с большей силой

Вывод: Почему этот слог произносится с большей силой? (Клик мыши – удар молоточком)

– Как называется такой слог, узнаем из правила в учебнике, страница 31 (самостоятельное чтение правила) – Как называется слог, который произносится с большей силой? – Как называются эти молоточки? Их обозначают значком /. Поставьте в словах ударение. – На какую букву падает ударение? – Какое значение имеет ударение?

Слайд 6

IV. Физминутка

– Продолжим наше путешествие с Красной Шапочкой. Инсценировка песни.

V. Стадия осмысления содержания

Слайд 7.

– Ребята, а вы догадались, почему деревушка называется Ударная? – Работы у жителей хоть отбавляй, только успевай – постукивай. – Давайте поможем жителям, и сразу проведем исследование «На какой слог падает ударение?». Запишите рядом со словами номер ударного слога

(Все работают по карточкам, один человек – на интерактивной доске)

Вкусная(___), холодная(___), ароматный (___)

– Какие результаты исследования? (Клик мыши – самопроверка с доски. Клик мыши – Ударение может падать на любой слог).

Слайд 8

– А во французском языке ударение падает только на последний слог. Прочитайте слова на французский манер: бабушка, курица, муха, щука, капуста.

Слайд 9

VI. Физминутка для глаз

– Устали жители и попросили два выходных, т. е. два случая, когда ударение в словах ставить не надо. – И мы тоже немного отдохнем и посмотрим на небо (под музыку).

VII. Продолжение работы

– Давайте выясним, в каких случаях в словах не ставят ударение.

Игра «Найди лишнее». Подчеркни лишнее слово в каждой строчке:

Груша, вишня, слива, берёзаДача, кот, домик, крыша

(Все работают по карточкам, один человек – на интерактивной доске)

– Объясни свой выбор.

– Сделайте вывод, когда ударение не ставят в словах?

Клик мыши – Ударение не ставят в словах с буквой ё Клик мыши – Ударение не ставят в словах с 1 слогом

Слайды 11, 12

VIII. Подведение итогов урока

Наше время истекло. Нам ужасно повезло: В деревушке Ударная мы побывали И секреты Ударения раскрывали.

– Что узнали об ударении (закончи предложения):

Изменяет…Может падать на  ________ слогНе ставят в словах  с …Всегда ударная …

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка по теме "Ударение" (1 класс)

Урок русского языка в 1 классе по теме: Ударение.

Цели урока:

  • закрепить понятие "ударение", его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности,

  • уточнить представление о том, в каких условиях ударение в словах не ставится,

  • упражнять в разграничении слов, различающихся ударением,

  • формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги,

  • повторить понятия "однокоренные слова", "корень слова",

  • развивать речь, обогащать словарный запас,

  • работать над нормами правильного произношения.

Оборудование:

  • рисунок ударения,

  • текст загадок,

  • текст стихотворения (раздаточный материал),

  • изображения животных (слон, тигр, лось, кит),

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников. Положительно и эмоционально настраивает учеников на урок.Мы – умные!Мы – дружные!Мы – внимательные!Мы – старательные!Мы отлично учимсяВсё у нас получится!

Ноги прямо я поставлю,Локоточки разведу.Сяду прямо, не согнусь,За работу я примусь.

 Ребята, кто хорошо готов к уроку?Дети проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.2.Минутка чистописания.УДУ. Какие буквы будем писать сегодня?Д. у, дУ.Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.

2. Сообщение темы урока.

- Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? (Ударение)

- Да, у нас в гостях Ударение. Кто скажет, что такое ударение?

- А кто находится в подчинении Ударения?

3 Чтение правила в учебнике.- А чтобы легче было запомнить прочитаем весёлые стихи.Мы в слове слог ударныйНайдём элементарно.А когда его найдём,Громче всех произнесём. Работа со словами.

 На доске написаны слова. Прочитаем хором. Спишите слова, поставьте ударение. Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание, исправьте ошибки.

 Проверяют задание по листу контроля.Проверь у соседа:∕ ∕ ∕ ∕Речка, ласточка, стена, колесо, ∕ ∕ ∕ножницы, карандаш, урок, ∕ ∕ ∕ ∕поле, грамота, машина, молоко,∕учебник.5. Физминутка.

Работа по учебнику.Выполнение упражнения.Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? - Нет.  Рассказать? Вы любите сказки? (Да)

Тогда слушайте. Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова ему не поверили.: Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.

 Учитель демонстрирует картинки. а дети произносят слова хором.

5. Физминутка.

- Если в слове первый слог ударный - выполняем наклон влево, если второй слог - наклон вправо, если третий - приседаем:

(Учитель произносит слова: вода, собака, адрес, велосипед, кличка и т.д.)

(Слова учитель произносит , выделяя ударный слог. Обязательно обращает внимание на слово "велосипед" - ударный четвёртый слог, упражнение не делаем.)

6. Работа над новой темой.

1) Ударение в односложных словах.

-А сейчас немного ещё поиграем. Отгадаем загадки.

Хищник полосатый, Рыжий и усатый.На кота похож немножкоИ мяукает как кошка. (тигр)

У этого зверя огромный рост,Сзади у зверя - маленький хвост,Спереди зверя - хвост большой.Кто же это? Кто он такой? (слон)

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,Ходит смело и легко,Рога, раскинув широко. (лось)

Через море - океанПлывёт чудо - великан,А ус во рту прячет. (кит)

- Что объединяет этих животных? Какое животное "лишнее"?

- А что общего у слов? Какое слово "лишнее"? (Кит - 3б., лось - букв больше, чем звуков, есть буква, не обозначающая звука)

- Можно ли разделить эти слова на слоги? Почему?

- А нужно ли ставить ударение?

- Какой вывод можно сделать? (Если слово состоит из одного слога, ударение не ставится.)

2) Ударение в словах с "ё".

- Ну а Ударение приглашает нас дальше.

На доске картинки с изображения детёнышей животных.)

- Давайте назовём, кто это, названия запишем в тетрадь.

(На доске четвёртый столбик - названия детёнышей животных, в тетрадях - второй столбик.)

тигр

тигрёнок

слон

слонёнок

лось

лосёнок

кит

китёнок

- Что общего у слов второго столбика? (Сколько слогов?)

- Определите ударный слог в каждом слове.

- Какой вывод мы можем сделать? (Буква "ё" всегда ударная.)

- Послушайте стихотворение о букве "Ё".

Расскажи-ка, буква Ё,Как твоё житьё-бытьё?Буква Ё даёт отчёт:- Ничего житьё течёт.Я ударная всегда.Ой-ёй-ёй.Вот это да!

- Прочитайте ещё раз образовавшиеся пары слов.

- Что вы можете сказать о них? (Однокоренные слова)

- Выделите корень.

- Посмотрите на слова второго столбика. Кто знает, как называется часть слова, стоящая после корня.

- С помощью чего образовались слова второго столбика?

- В словах второго столбика обозначьте безударные гласные.

- Какие из них являются проверяемыми? Докажите, что они написаны правильно.

- Что же нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную?

7. Физминутка.

8.Закрепление.

- Назовите еще слова в названиях которых не нужно ставить ударение и объясните почему.

- Запишите эти слова в тетрадь.

9. Минутка орфоэпии.

- Ребята, вас ждет ещё задание . - Как правильно произнести?

(На доске названия продуктов записаны на карточках с различными вариантами постановки ударения. )

магазин магазин магазин

творог

- овощи,

свёкла

- зелень.

щавель

(Дети выбирают правильный вариант. Слово с неверно поставленным ударением убирается. Дети ещё раз хором прочитывают слова с правильным ударением.)

- Кто сможет с этими словами составить предложение и правильно произнести? (Дети составляют предложения)

10. Подведение итогов.

- Наш урок окончен. Спасибо за работу.

7.Рефлексия деятельности.-Что нового узнали на уроке сегодня? Прочитаем ещё раз, чтобы закрепить.-Что было интересным для вас?

- А с какими своими новыми секретами вас познакомило Ударение.-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.

Наш урок окончен. Спасибо за работу.

infourok.ru

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно

Содержание статьи

Грамотная речь невозможна без правильной постановки ударения в словах, и задача родителей научить ребенка этому в самом раннем возрасте. Но как научить ребенка ставить ударение в словах правильно знают немногие родители. Рассмотрим самые легкие и быстрые способы, полезные для развития и обучения ребенка.

Личный пример: правильно ставить ударение в словах

Как известно, дети чаще копируют поведение взрослых, чем прислушиваются к их назиданиям и нравоучениям. То же самое касается и речи. Как правило, ребенок говорит не так, как его учат, а так, как разговаривают окружающие его люди, в первую очередь родители. Даже если ребенок не говорит еще, он воспринимает информацию на слух.

Поэтому задаваясь вопросом, как научить ребенка ставить ударение в словах правильно, взрослые должны обратить внимание на собственную речь: даже зная, как правильно произносить то или иное слово, в повседневной речи они могут коверкать его. Важно освежить свои знания и следить за собственной речью, правильно ставя ударение во всех словах.

Раннее начало

Научить легче, чем переучить. Зачастую родители умиляются, когда маленькие дети коверкают слова, и даже сами начинают произносить их так же. В результате дети запоминают неправильное произношение, и потом долгие годы не могут избавиться от него.

Поэтому родителям важно учить своих малышей правильному произношению слов с самого раннего возраста. Если ребенок коверкает слово или ставит неправильное ударение в нем, взрослые должны мягко, но настойчиво каждый раз поправлять его.

Подсказки

Если ребенок уже умеет читать, то для него подойдет простой и ненавязчивый, но очень эффективный способ. Он поможет запомнить правильное произношение даже тех слов, в которых чаще всего возникают проблемы с ударением.

Для этого надо написать эти слова на ярких красивых бумажках, поставить знак ударения (или выделить крупным шрифтом или отдельным цветом ударную букву) и развесить такие бумажки по всему дому. Можно вешать только по одной бумажке и менять их каждые несколько дней.

Для этой же цели подойдет и магнитная доска в детской комнате или на холодильнике. Благодаря такому постоянному визуальному напоминанию, ребенок со временем запомнит, как правильно произносить даже самые «проблемные» в этом плане слова.

Важно при этом не делить слова на слоги! Подскажите ребенку, что гласные звуки тянутся, их можно пропеть. Пропев слово ребенок услышит, где правильно поставить ударение.

Стишки, считалки и песенки

Как известно, информация лучше запоминается в стихотворной форме. С учетом этого педагогами было придумано множество стишков и считалок, помогающих запомнить правильное ударение в словах. Разучивать их детям несложно и даже интересно, а интерес – это один из самых эффективных инструментов запоминания информации.

Еще большего эффекта можно добиться с помощью специальных обучающих песенок, особенно если они сопровождаются простыми движениями. В этом случае задействованы сразу несколько механизмов запоминания, и очень высока вероятность того, что ребенок на всю жизнь усвоит правильную постановку ударения в словах из такой простой песни.

Чтение вслух

Читать детям вслух очень полезно даже в том возрасте, когда они уже умеют делать это сами. Книжная речь обычно богаче в плане лексики, чем та, которую мы используем в повседневном общении, поэтому ребенок будет обогащать свой словарный запас, при этом усваивая правильное произношение слов.

Для этой же цели прекрасно подойдут и популярные в наше время аудиокниги. Конечно, очень важно, чтобы ребенок читал книги и сам, но при самостоятельном чтении он не всегда будет знать, как правильно поставить ударение во встречающихся ему незнакомых словах.

Как научить ребенка ставить ударение в словах рассмотрели. Если ребенок с самого раннего возраста научится правильно произносить слова и ставить в них ударение, то в дальнейшем, даже если он часто будет слышать неправильную речь, это не будет вводить его в заблуждение.

detskoerazvitie.info



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"