Формулировка темы урока как этап современного урока в рамках ФГОС. Как сформулировать цель урока по фгос


Цель и целеполагание на уроке ФГОС

Статья "Цель и целеполагание на уроке ФГОС"

Трушина Светлана Юрьевна Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательнаяк кадетская казачья  школа"  Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка

                              Цель и целеполагание  на уроке ФГОС

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»  К. Д. Ушинский Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком. Как формулировать цель?  -Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся. - Цель, сформулированная  через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической (диагностичной, диагностируемой или операциональной) -Цель описывает желаемый, но возможно еще не достигнутый результат

        Целеполагание урока — одно из самых «больных» мест педагогической деятельности.  Почему? Ответ на этот вопрос отчасти лежит в плоскости другого вопроса: а насколько привычным для нас является деятельность целеполагания в повседневной жизни? Ведь это довольно трудоемкая деятельность, требующая большой концентрации внимания. Гораздо проще и удобнее жить «как придется» — в полном соответствии с обстоятельствами и уже сложившимися стереотипами. Целеполагание здесь становится ненужным. Вопреки этому некоторые ученые считают целеполагание главной функцией «образа Я» человека. То есть — если человек осуществляет целеполагание, то он обладает «образом Я». А если целеполагания нет — нет и «Я». Человек вроде бы как-то живет, что-то желает, но оказывается, что он подобен зомби: вместо того чтобы самому ставить цели, он слепо следует каким-то чужим, извне навязанным целям. Например, некритично реагируя на рекламу, идет и покупает не очень- то нужный ему товар, выполняя цели совсем чужих людей — сотрудников службы фирмы, которая выпустила товар. Дети очень хорошо ощущают разницу, что за учитель ведет урок: учитель, имеющий свое «Я» и сознательно ставящий цели, или «учитель-зомби». В общем, ставить цели педагогической деятельности и, в частности, урока и можно, и нужно. Но здесь начинает действовать очередной миф, который звучит примерно так: «Цели и задачи урока формулируются каким-то особым, научным языком, недоступным простому смертному». Отсюда — первый страх перед целеполаганнем: «Я — обычный человек, и никогда не научусь выражаться тем "научным" туманно-витиеватым языком, которым принято сформулировать цели и задачи». Существует и  страх учителя перед целеполаганием. Цели урока ставить страшно, потому что тогда будет вдвойне страшно констатировать, что они не достигнуты. Лучше уж вовсе не ставить, не облекать в словесные формы, а оставлять где-то «там», в подсознании, чтобы потом интуитивно определять: «получился» урок или «не получился». И почаще говорить себе, что «получился», чтобы не чувствовать себя во всем неудачником. Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы? ·  Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики? ·  Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. · Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель. ·  Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.  В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату            Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Цели должны быть: ·         Диагностируемые.  Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. ·         Конкретные. ·         Понятные. ·         Осознанные. ·         Описывающие желаемый результат. ·         Реальные. ·         Побудительные (побуждать к действию). ·         Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».   Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели
Основные категории учебных целей Характеристика целей Ключевые слова для постановки задач
Образовательная Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. Повторить,  дать определение,  познакомить, описать, объяснить,  демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать...
Развивающая Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки. Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.  
Воспитательная Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек­ватного поведения в любом обществе. Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…  прививать, укреплять... навыки  
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. 1. Визуальные: ·         Тема-вопрос ·         Работа над понятием ·         Ситуация яркого пятна ·         Исключение ·         Домысливание ·         Проблемная ситуация           Группировка. 2. Аудиальные:   ·         Подводящий диалог ·         Собери слово ·         Исключение ·         Проблема предыдущего урока.  Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание. Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.                        Некоторые приемы  целеполагания Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову). Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. «На запоминание и воспроизведение»: - Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников , композиторов. «На понимание и синтез»: -Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках  музыки  фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо   персонажу любого произведения,   сочинить письмо одного литературного или музыкального  героя  к другому и т. д. «На понимание и применение»: - Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей   музыкального произведения  и терминов, а ребенку осознать важность внимания  Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным

        Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся (Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО, г. Москва). 

                                         Источники:www.uchportal.ru/publ/24-1-0-1981uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.htmlivlieva56.ucoz.ru/publ/6-1-0-4 Каким должен быть современный урок. www.it-n.ru.  

 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

www.uchportfolio.ru

Особенности урока в соответствии с ФГОС: цели, задачи, этапы

Особенности урока в соответствии с ФГОС: цели, задачи, этапы

Целеполагание

  • Процесс формулирования цели и вытекающих из неё задач.

Компоненты целеполагания

  • Обоснование и выдвижение цели
  • Определение путей их достижения
  • Проектирование ожидаемого результата

Целеполагание

Процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности;

совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности; выбору содержания деятельности и определению критериев результативности деятельности, выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процесса осуществления идеи.

Понятие цель

То, к чему стремятся, что намечено достигнуть

Д.Н. Ушаков

То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть

Т.Ф. Ефремова

Идеальное ,мысленное предвосхищение результата деятельности

БЭС

Желаемое представление результата деятельности

Философский словарь

Осознанный образ предвосхищаемого результата

Психологический словарь

Конечное желание, намерение, чего кто силится достигнуть

В.И.Даль

SMART критерии постановки цели

  • S (specific) – конкретность
  • M (Measurable) - измеримость
  • A (Attainable) - достижимость
  • R(Result-oriented) –ориентированность на результат
  • T(Time-bounded) - соотносимость с конкретным сроком ( время)

Определение целей урока

Цели обучения

Стратегическая цель

Цели предмета

Тактическая цель

Цели данного урока

Операциональная цель

( Цели на каждом этапе урока )

Формулировка цели на основе таксономии Б. Блума

  • (Таксономия- классификация и систематизация объектов….)
  • Уровни таксономии Б. Блума
  • 6.Оценка
  • 5.Синтез
  • 4.Анализ
  • 3.Применение
  • 2.Понимание
  • 1.Знание

Цель урока - достижение образовательных результатов

  • Личностных –принятие новых ценностей, нравственных норм
  • Метапредметных – освоение способов деятельности, навыков самоорганизации
  • Предметных- приобретение знаний и умений по данному предмету

Определите цель, которую можно достигнуть за 45 минут, за 125 часов, за 5 лет обучения

  • Научить учащихся работать со справочной литературой.
  • Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции.
  • Научить анализировать литературные произведения эпического характера.
  • Закрепить знания об основных признаках млекопитающих.
  • Развить способность к системному анализу явлений действительности.
  • Научить учащихся составлять тезисы и конспекты прочитанных статей и книг.
  • Сформировать знания о периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
  • Сформировать знания о сущности закона Ома.

Проанализируйте цели урока:

Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

Цели урока:

  • Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов.
  • Содействовать формированию мировоззренческих идей.
  • Обеспечивать сохранение здоровья учащихся.
  • Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать познавательный интерес учащихся.

Какие ошибки можно выделить в предложенных формулировках целей урока?

Отредактированная цель

Первоначальная цель

Ученики будут знать даты важных событий в истории России

Ученики будут знать диких и домашних животных

Ученики будут знать понятия …

Ученики будут знать как использовать полезные разговорные выражения

Ученики будут знать лучший способ решения задачи

Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны

Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными

Ученик смогут классифицировать понятия… по параметрам …

Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора

Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше

Как определить, что цель сформулирована правильно

Ответить на вопросы:

  • Посильна ли цель для учеников?
  • Конкретна ли цель?
  • Способствует ли достижению запланированного результата?
  • Можно ли оценить достигнутый результат?
  • Цели сформулированы в действиях учащихся?
  • Заложен ли в формулировке конечный результат?

Как определить, что цель сформулирована правильно

  • Цель урока трансформируется в задачи:
  • Информационная : что будем учить и чему будем учиться?
  • Операционная : как и каким образом будем учиться?
  • мотивационная : зачем нам это надо?
  • коммуникативная : с кем и где?

Требования к уроку

Объявление темы урока

Традиционный урок

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания

Осуществление контроля

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Итог урока

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Критерии

Традиционный урок

Цель :

Урок в условиях введения ФГОС

Формирование ЗУН

Ведущий тип деятельности

Развитие личности

Способ усвоения материала

Репродуктивный, воспроизводящий

Исследовательский, продуктивный, творческий

Деятельность по образцу

Контроль

Мыслительная деятельность, рефлексия

Контроль и самоконтроль усвоения нового материала

Целеполагание

Самооценка , рефлексия результатов деятельности

Определяет учитель

Определяют ученик и учитель по согласованию

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК

-урок становится личностно-развивающим;

- урок становится компетентностно-ориентированным;

- урок становится метапредметным;

- наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

Структура традиционного урока

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • актуализация субъектного опыта учащихся
  • изучение новых знаний и способов деятельности
  • первичная проверка понимания изученного
  • закрепление изученного;
  • применение изученного;
  • обобщение и систематизация;
  • контроль и самоконтроль;
  • коррекция;
  • домашнее задание;
  • подведение итогов учебного занятия;
  • рефлексия.
  • Сколько этапов должно быть на уроке?

Структура современного урока

Проблематизация

Извлечение новых знаний

Формирование первоначальных умений

Применение умений

Обобщение и систематизация

Повторение

Контроль

Коррекция

Актуализация знаний

Семантизация

Контроль, само оценка

Рефлексия

Структура урока по ФГОС:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Тип урока

Целевое назначение урока

Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий

Первичное усвоение новых знаний и (или) способов учебных действий

Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений

Урок применения знаний, умений и навыков

Применение умений и навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации ЗУНов

Систематизация знаний или способов действий

Урок повторения ЗУНов

Закрепление ЗУНов или подготовка к контрольной работе

Контрольный урок

Проверка уровня усвоения предметных ЗУНов или сформированности общих учебных умений, навыков

Учебная экскурсия, Учебный поход

Урок решения практических задач

Непосредственное ( в отличие от опосредованного) изучение явлений окружающего мира

Лабораторный практикум

Практическая направленость изучения теоретических положений

Заседание клуба

Открытие и использование эксперимента как способа

проверки выдвинутых гипотез

Формирование умения учебного сотрудничества

ТИПОЛОГИЯ УРОКА

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ФГОС

  • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
  • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
  • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
  • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
  • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
  • Контрольно-оценочная деятельность.

Современный урок

  • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
  • на уроке применяются разнообразные источники знаний;
  • изменяется структура урока;
  • преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
  • отдается приоритет деятельности ученика;
  • применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода

  •   Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
  • Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
  • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
  • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
  • Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
  • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

Задание

  • Разработать целеполагание урока по системно-деятельностному подходу.

Предмет___________________________________

Тема урока_________________________________

Класс __________________________

Цель ( личностный , метапредметный , предметный результат) __________________________

Задачи урока:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

multiurok.ru

Особенности урока в соответствии с ФГОС цели, задачи, этапы

Инфоурок › Другое › Другие методич. материалы › Особенности урока в соответствии с ФГОС цели, задачи, этапы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Особенности урока в соответствии с ФГОС: цели, задачи, этапы

2 слайд Описание слайда:

Целеполагание Процесс формулирования цели и вытекающих из неё задач. Компоненты целеполагания Обоснование и выдвижение цели Определение путей их достижения Проектирование ожидаемого результата

3 слайд Описание слайда:

Целеполагание Процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности; совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности; выбору содержания деятельности и определению критериев результативности деятельности, выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процесса осуществления идеи.

4 слайд Описание слайда:

Понятие цель То, к чему стремятся, что намечено достигнуть Д.Н. Ушаков То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть Т.Ф. Ефремова Идеальное ,мысленное предвосхищение результата деятельности БЭС Желаемое представление результата деятельности Философский словарь Осознанный образ предвосхищаемого результата Психологический словарь Конечное желание, намерение, чего кто силится достигнуть В.И.Даль

5 слайд Описание слайда:

SMART критерии постановки цели S (specific) – конкретность M (Measurable) - измеримость A (Attainable) - достижимость R(Result-oriented) –ориентированность на результат T(Time-bounded)- соотносимость с конкретным сроком ( время)

6 слайд Описание слайда:

Определение целей урока Цели обучения Цели предмета Цели данного урока (Цели на каждом этапе урока) Стратегическая цель Тактическая цель Операциональная цель

7 слайд Описание слайда:

Формулировка цели на основе таксономии Б. Блума (Таксономия- классификация и систематизация объектов….) Уровни таксономии Б. Блума 6.Оценка 5.Синтез 4.Анализ 3.Применение 2.Понимание 1.Знание

8 слайд Описание слайда:

Цель урока - достижение образовательных результатов Личностных –принятие новых ценностей, нравственных норм Метапредметных – освоение способов деятельности, навыков самоорганизации Предметных- приобретение знаний и умений по данному предмету

9 слайд Описание слайда:

Определите цель, которую можно достигнуть за 45 минут, за 125 часов, за 5 лет обучения Научить учащихся работать со справочной литературой. Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции. Научить анализировать литературные произведения эпического характера. Закрепить знания об основных признаках млекопитающих. Развить способность к системному анализу явлений действительности. Научить учащихся составлять тезисы и конспекты прочитанных статей и книг. Сформировать знания о периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Сформировать знания о сущности закона Ома.

10 слайд Описание слайда:

Проанализируйте цели урока: Цели урока: Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов. Содействовать формированию мировоззренческих идей. Обеспечивать сохранение здоровья учащихся. Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. Развивать познавательный интерес учащихся. Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

11 слайд Описание слайда:

Отредактированная цель Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными Ученик смогут классифицировать понятия… по параметрам … Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше Какие ошибки можно выделить в предложенных формулировках целей урока? Первоначальная цель Ученики будут знать даты важных событий в истории России Ученики будут знать диких и домашних животных Ученики будут знать понятия … Ученики будут знать как использовать полезные разговорные выражения Ученики будут знать лучший способ решения задачи

12 слайд Описание слайда:

Как определить, что цель сформулирована правильно Ответить на вопросы: Посильна ли цель для учеников? Конкретна ли цель? Способствует ли достижению запланированного результата? Можно ли оценить достигнутый результат? Цели сформулированы в действиях учащихся? Заложен ли в формулировке конечный результат?

13 слайд Описание слайда:

Как определить, что цель сформулирована правильно Цель урока трансформируется в задачи: Информационная : что будем учить и чему будем учиться? Операционная : как и каким образом будем учиться? мотивационная : зачем нам это надо? коммуникативная : с кем и где?

14 слайд Описание слайда:

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

15 слайд Описание слайда:

Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель : Формирование ЗУН Развитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка , рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию

16 слайд Описание слайда:

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК -урок становится личностно-развивающим; - урок становится компетентностно-ориентированным; - урок становится метапредметным; - наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

17 слайд Описание слайда:

Структура традиционного урока Сколько этапов должно быть на уроке? организационный момент; проверка домашнего задания; актуализация субъектного опыта учащихся изучение новых знаний и способов деятельности первичная проверка понимания изученного закрепление изученного; применение изученного; обобщение и систематизация; контроль и самоконтроль; коррекция; домашнее задание; подведение итогов учебного занятия; рефлексия.

18 слайд Описание слайда:

Структура современного урока Актуализация знаний Проблематизация Рефлексия Контроль, самооценка Семантизация Извлечение новых знаний Формирование первоначальных умений Применение умений Обобщение и систематизация Повторение Контроль Коррекция

19 слайд Описание слайда:

Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

20 слайд Описание слайда:

Тип урока Целевое назначение урока Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий Первичное усвоение новых знаний и (или) способов учебных действий Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений Урок применения знаний, умений и навыков Применение умений и навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности Урок обобщения и систематизации ЗУНов Систематизация знаний или способов действий Урок повторения ЗУНов Закрепление ЗУНов или подготовка к контрольной работе Контрольный урок Проверка уровня усвоения предметных ЗУНов или сформированности общих учебных умений, навыков Учебная экскурсия, Учебный поход Непосредственное ( в отличие от опосредованного) изучение явлений окружающего мира Урок решения практических задач Практическая направленость изучения теоретических положений Лабораторный практикум Открытие и использование эксперимента как способа проверки выдвинутых гипотез Заседание клуба Формирование умения учебного сотрудничества

21 слайд Описание слайда:

ТИПОЛОГИЯ УРОКА Тип урока Виды уроков Урок изучения нового традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок закрепления знаний практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Урок комплексного применения знаний практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д. Урок контроля, оценки и коррекции знаний контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

22 слайд Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ФГОС Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

23 слайд Описание слайда:

Современный урок ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; на уроке применяются разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ученика; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

24 слайд Описание слайда:

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода  Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогиче

infourok.ru

Определение целей и задач урока с учётом требований ФГОС к результатам обучения.

Определение целей и задач урока с учетом требований ФГОС  к результатам обучения

 

В.И. Сиротин, главный редактор журнала "УЧИТЕЛЬ географии"

 

В новом образовательном стандарте (ФГОС) большое внимание уделяется конечным результатам обучения, достигнутым в процессе  реализации основной образовательной программы. При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные. Учителя предметники в своей работе традиционно и вполне обоснованно при постановке цели и задач урока уделяют больше внимания  требованиям, связанным с содержанием преподаваемого  предмета. Метапредметные и личностные требования к результатам освоения основной образовательной программы, как при планировании, так и в ходе реализации задач урока зачастую остаются за его рамками. Методике реализации именно этих требований ФГОС необходимо уделять больше внимания  при планировании урока, отборе содержания и при организации деятельности учащихся.

При определении задач конкретного урока традиционно выделяются задачи по образованию, развитию и воспитанию учащихся, актуальные и в настоящее время. Но при этом необходимо признать их общий характер, размытость и не нацеленность на конечный результат как того требует новый стандарт.

Планируя цели и задачи конкретного урока в современных условиях перехода на обучение по ФГОС, на наш взгляд, целесообразно исходить из требований к результатам освоения основной  образовательной программы и учитывать планируемые результаты, содержащиеся в основной образовательной программе конкретного образовательного учреждения. При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно- деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования. Деятельностная парадигма стандарта предусматривает уровневый подход к системе планируемых результатов и выделение, наряду с базовым, перспективного уровня (выпускник получит возможность научиться), необходимого учащимся для построения индивидуальной траектории  своего развития.

Важно понимать, что система планируемых результатов устанавливает и описывает совокупность учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые решаются учащимися в ходе обучения. Особое внимание уделяется задачам, которые нацелены на формирование знаний и компетенций, выносимых на итоговую оценку (см. ФГОС, ПООПОУ, стр.61-66, «ученик научится») .

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты. Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:-систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;-навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;- ИКТ - компетентности,  необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.  

При этом, учебные задачи по предмету (географии), направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО) прописанных в новом стандарте считаем целесообразным конкретизировать и  дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на  предметные, метапредметные и личностные.

Задачи урока:Достижение предметных планируемых результатов:- формирование системы знаний о Земле как планете людей;- обеспечение глубокого понимания целостности и неоднородности территорий на поверхности Земли;- формирование системы знаний об основных этапах освоения Земли;- обучение выявлению особенностей природы и хозяйственной деятельности людей в различных регионах и странах мира;- формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и жизнедеятельности населения, относящегося к различным народам;- овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;- формирование  умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды;- овладение навыками использовать карту как язык международного общения и как средство изучения географических процессов и явлений;- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;- овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при возникновении различных видов стихийных природных явлений.

Достижение метапредметных планируемых результатов:- ставить учебные цели и задачи;- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;- корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;- получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;-работать в группе по решению общих учебных задач;- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;-владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;- применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;- владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов:-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;- готовность к самообразованию и саморазвитию;- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;- обучение навыкам коммуникативной компетентности;-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности  в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, определение задач урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы позволит нам более планомерно перейти на обучение в соответствии с новым стандартом. При этом, следует учитывать, что приведенные формулировки, дифференцированные в зависимости от указанных в новых стандартах трех уровней требований (предметных, метапредметных и личностных) являются примерными. Конкретизация учебных задач происходит в зависимости от изучаемой темы, рассматриваемого в теме содержания, выбранных методов и приемов обучения, а также от формы урока и его структуры. Отбор содержания учебного материала, выбор методов и приемов обучения также нуждаются в новом прочтении с учетом  содержания новых стандартов. Эти вопросы должны быть ключевыми и при организации методической работы, распространения опыта работы творческих учителей, проведении творческих мастерских, мастер-классов, научно-практических конференций.

nsportal.ru

Рекомендации по постановке цели и задач урока

Цели

Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.

Примерный перечень возможных целей урока

  • Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
  • Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
  • Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
  • Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
  • Овладение практическими способами деятельности.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.

К познавательным целям относятся:

  • Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
  • Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
  • Введение новых терминов и условных обозначений
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
  • Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
  • Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
  • Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.

Цели по закреплению и углублению знаний:

  • научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
  • научить составлять план или работать по заданному плану
  • научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
  • научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
  • научить устанавливать связи, различать причину и следствие
  • научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Воспитательные цели на уроке

  • Формирование научного мировоззрения, убеждений.
  • Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
  • Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
  • Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Задачи

Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.

Образовательные задачи урока

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры глаголов для формулировки задач

Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Литература:Целеполагание и планирование деятельности учителя на уроке. Сборник. СК ИПК и ППК, 2007 г.

www.azbyka.kz

Методическое руководство "Как поставить цель на уроке"

Коучинг – занятие учитель биологии Капанова Алтын Каппасовна

ТЕМА: Как правильно поставить цель урока?

Без грамотного, научно обоснованного

проектирования учебных занятий тщетно надеяться

на повышение качества образования учащихся.

И.П. Подласый

Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра.Сенека

ЦЕЛЬ: Актуализировать умение учителей правильно ставить цели урока, соотносить цели урока и ожидаемый результат.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить уровень знаний и практических умений учителей по данной проблеме постановки целей урока.

  2. Показать актуальность данной проблемы в контексте изменения подходов к преподаванию и обучению в современной школе.

  3. Содействовать пониманию учителями того, что каждый этап, каждая минута урока

должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в

основной цели

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков и повышению

профессионального уровня педагогов школы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Умение учителей ставить цели урока, определять содержание, прогнозировать ожидаемый результат; соотносить цели урока и ожидаемый результат; учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на уроке.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: определение эффективности коучинга через мини-анкету по методу «Шкалирование», рефлексию вслух «По кругу», визуальную рефлексия «Древо познания»

Подходы к проведению сессии:

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Продукты деятельности учителей: постеры «Что такое цель?» (А4), разработанный этап целеполагания конкретного типа урока

: ХОД КОУЧИНГА:

  1. Вводная часть. Учителя рассаживаются по группам в случайном порядке. Психологический настрой на работу.

  2. Знакомство с темой занятия «Как правильно поставить цель урока?». Актуальность данной темы для учителей нашей школы.

Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? (на стикерах)

  1. Работа в группах по выполнению заданий:

Задание 1. Мозговой штурм (стратегия КМ) Подумайте и ответьте на вопрос:

Что такое цель урока и зачем она нужна? Оформление постера (А4) (3 мин)

Выступление представителей от групп.

4. Слово коуча по проблеме целеполагания. (10-15 минут)

Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернет для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что это лишняя трата времени урока. Этап целеполагания - основополагающий на уроке, так позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на умы учеников. Ззанимает 2-3 минуты на уроке опытных учителей.

Под целью в образовании понимают идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.

Урок как система

  1. Урок как система состоит из элементов (этапов):

  1. Элементы урока (этапы) взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру урока:

  1. Урок как любая система должен иметь цель.

Таким образом цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Целеполагание – это, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

  • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

  • соотносимы с типом и содержанием урока

  • личностно ориентированы

воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.

О том, насколько важен процесс формулирования целей урока учителем и согласование его с учениками, говорит следующая формула:

ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА:

ЦЕЛЬ  Х  СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ0  Х  СОДЕРЖАНИЕ = 0ЦЕЛЬ  Х  0 = 0

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке истории, учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали ученики, что на уроке узнали?

  • Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.

  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Беседуя о целеполагании на уроке важно обратить внимание ещё на один момент. Ученики идут на урок со своими целями, а учитель – со своими. Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовать. Поэтому для личностно ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку целей собственной деятельности.

Часто урок или этап изучения нового материала педагоги, обращаясь к ученикам, начинают словами: «Цель нашего урока…» и проговаривают дальше, например: «научиться рисовать пейзаж». Совершенно понятно, что это цель учителя, лишь формальная, ничего не значащая фраза. Совершенно не обязательно. Что такая же цель возникнет у учеников. Так же малополезна запись учителем своей цели на доске (слайде). А между тем известно, что деятельность без принятой цели не является полноценной и достаточно эффективной.

Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с…», «Научить…»

Подмена методом обучения

«Рассказать учащимся о…»

«Показать учащимся…», «Провести наблюдение….»

Подмена цели процессом деятельности

«Решить задачи по теме…»

«Выполнить лабораторную работу…»

В качестве обобщения всего изложенного по вопросам целеполагания урока, предлагаю схему, которая сможет оказать помощь в этом непростом (трудо- и времяемком) педагогическом процессе:

те результаты, которые планируем достичь

Результаты

предыдущего

урока

Целенаправленные действия по отбору

содержания учебного материала,

методов, форм и технологических приемов их реализации

Сравнение традиционного подхода к постановке целей к инновационному:

Научить учеников целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

  • Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.

  • Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.

  • Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить...,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

  1. Работа в группах. Практическое задание.

. Раздаю листы с планированием уроков биологии, в которых отражены цели, ожидаемый результат урока, и как я могу увидеть достижение результата.

Задание 2. Мозговой штурм. Сделать анализ данного урока. В чем принципиальная новизна такого подхода к целеполаганию? Насколько цели соответствуют ожидаемому результату? (5 минут)

Задание 3. Каждой группе, используя вспомогательную таблицу (Приложение 1) разработать цели урока. Каждой группе предлагается определенный тип урока. Определить предмет, тему урока. Разработать цели и ожидаемый результат урока. Представить этап целеполагания на уроке с участниками коучинга («Ролевая игра»).

(7 минут)

Выступление спикеров. Проиграть этап урока целеполагание.

Во время выступления спикера одной команды, другой команде дается задание: сделать анализ целей урока (Приложение 2)

6. Подведение итогов. Слово коуча. Вывод.

Таким образом, подводя итог, коуч делает вывод:

Цель обучения и его результаты:

«Цель обучения определяет то, чему стремится научить учеников учитель, конкретизируя свои «стремления» в вопросах:

- Какие знания необходимы ученикам?

- Какие ключевые идеи должны усвоить ученики?

- Какие вопросы должны быть проанализированы и исследованы учениками?

Результаты обучения продемонстрируют учителю степень успешности его деятельности по достижению запланированных целей обучения на уроке.

Результаты должны быть:

- ориентированы на личность ученика:

- выражены в форме глагола, характеризующего приобретенный навык;

- согласованы с общей целью подготовки учеников.» (Руководство для учителя, 2012. с. 273)

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

7. Рефлексия. Возвращаемся к стикерам, которые мы заполняли в начале занятия. Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

1. Рефлексия вслух по кругу:

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

2. Рефлексия коучинг – занятия по теме

Как правильно поставить цель урока?

Мини-анкета: Ответьте на вопросы, поставив в нужную ячейку «+»

1. Насколько мне всё было ясно и понятно

0

10

2. Насколько мне это было необходимо

0

10

3. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

0

10

4. Насколько я готов использовать полученные знания на своих уроках?

0

10

5. Насколько нужна помощь тренера?

0

10

В завершение занятия учителя вывешивают свои стикеры, заполненные в начале занятия, на древо познания, которое высвечено на экране.

Приложение 1

Как формулировать цели разных уроков?

Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

- учащиеся должны иметь представление о …

- учащиеся должны иметь общие понятия о …

- учащиеся должны распознавать …

Урок усвоения нового материала

- учащиеся должны понимать содержание…

- учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…

- учащиеся должны уметь выявлять закономерности…

Урок формирования новых умений

- учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации…

- учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…

- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

- учащиеся должны знать…

- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

- учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания…

Урок систематизации и обобщения учебного материала

- учащиеся должны знать…

- учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…

- учащиеся должны уметь делать обобщение…

Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень):

- учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…

- учащиеся должны воспроизводить по образцу…

- учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…

- учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…

- учащиеся должны владеть компетенцией…

Приложение 2

Алгоритм анализа цели урока:

1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.

4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

5. Определить степень осознанности учителем цели;

6. Выяснить реальность достижения цели;

7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

Алгоритм анализа цели урока:

1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.

4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

5. Определить степень осознанности учителем цели;

6. Выяснить реальность достижения цели;

7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

Алгоритм анализа цели урока:

1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.

4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

5. Определить степень осознанности учителем цели;

6. Выяснить реальность достижения цели;

7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

Алгоритм анализа цели урока:

1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.

4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

5. Определить степень осознанности учителем цели;

6. Выяснить реальность достижения цели;

7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

Урок №1.

Тема: Нервная система беспозвоночных и позвоночных животных. Усложнение строения нервной системы и головного мозга позвоночных.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска (демонстрация), интерактивный тренажер «Чей головной мозг?», флипчарт «Ромашка Блума», тестовые задания

Цели:

1.Ознакомить учащихся с понятиями раздражимость и строение нервной системы животных.

2. Показать усложнение нервной системы позвоночных в сравнении с беспозвоночными.

3. Обосновать эволюционное усложнение головного мозга позвоночных животных.

4. Продолжить развитие навыка работы с источниками информации.

Ожидаемый результат:

1.Знать понятие раздражимость, строение нервной системы беспозвоночных и позвоночных животных

2.Сравнивать раздражимость беспозвоночных и позвоночных животных.

2. Уметь выявлять признаки усложнения в строении нервной системы и головного мозга позвоночных.

4. Уметь структурировать учебный материал.

Как установить, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них?

В течение всего урока ученики заполняют лист самооценки по критериям, вытекающим из целей урока, и принятых в начале урока.

Суммативное оценивание (по критериям):

1.Биологический диктант (на этапе актуализации знаний)

2. Самостоятельное выполнение теста (на этапе первичного закрепления знаний)

Продукты деятельности учеников:

1.Таблица «Строение нервной системы разных животных»

2. Заполненный по совместно принятым критериям лист самооценки

3. Тест

В конце урока рефлексия с помощью смайликов.(+, -, ?)

infourok.ru

Формулировка темы урока как этап современного урока в рамках ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кулундинская средняя школа № 1»

Кулундинского района

Алтайского края

Доклад

Формулировка темы урока как этап современного урока

в условиях ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы

Рудая Марина Владимировна

Кулунда

2016

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала.

О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным формулировкам.

Безусловно, формулировка темы урока зависит от типа урока. В условиях введения ФГОС выделяют шесть типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, лишь урок контроля знаний не подразумевает (в силу своей специфики) формулирование темы урока учащимися, остальные типы уроков (особенно урок «открытия» нового знания) позволяют направить детей, подтолкнуть к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создавая условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию школьников.

Прием «Синтаксическая пятиминутка»

Дается стихотворение:

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина.

Задание: причитайте выразительно. Что вызвало затруднение? Почему? Дети приходят к выводу, что без точек и запятых мысль порой становится непонятной, значит, нас сегодняшнем уроке мы будем повторять постановку знаков препинания. Тема «Повторение синтаксиса».

Прием «Орфографическая пятиминутка»

Урок начинается с записи слов.

О…дать, ра…смотреть, з…править, ра…жигать, в…шёл,  бе…конечно, п…ддержать, и…пугаться, пр…лестный, бе…вкусный.

Нужно вставить пропущенные буквы, распределив орфограммы по типу. Дети быстро распределяют слова на три группы в зависимости от правописания приставок, вычисляют слово «прелестный» как слово, написание приставки которого они не знают. Изучение этого правила и станет темой урока. Тема «Правописание приставок пре- и при-».

Прием «Потопаем-похлопаем»

На доске написано предложение.

Миша сегодня встал рано.

Учитель: Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

Как правило, топают и поднимают левую руку мало, потому что с наречием дети знакомы лишь поверхностно. Формулируем тему «Наречие как часть речи»

Прием «Загадка»

Дается загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придет:Летит ракета, люди строят здания,И рожь в полях растет.

Учащиеся очень быстро угадывают, что тема урока «Глагол».

Прием «Восстанови текст»

Прослушайте текст. О ком идет речь?

«Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом - ….., с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

Дети затрудняются угадать, говорят, что в тексте не хватает признаков предмета. Когда прилагательные «возвращаются» на свое место, то дети понимают, что речь идет о пятнистом олене. Ребята приходят к выводу, что прилагательные играют большую роль в тексте, и формулируют тему «Имя прилагательное».

Прием «Самый внимательный»

Дается текст:

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть?

Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив.

Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

Как правило, учащиеся быстро догадываются, что в тексте много кратких прилагательных. Тема «Краткие прилагательные»

Прием «Кроссворд»

Задание: разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Устаревшие слова.

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

6. Новые слова.

Какое же ключевое слово получилось?

Итак, тема урока «Омонимы».

Прием «Ребус»

1) Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

Можно один раз сделать карточки и потом успешно пользоваться.

2) ПВТРН ГЛГЛ

Задание: вставить гласные буквы.

Тема:«Повторение глагола»

Или другой вариант данного приема. Даны ребусы:

Учащиеся с удовольствием их разгадывают. Учитель задаёт вопрос: «Что объединяет эти ребусы?». Дети догадываются, что числа. Тема урока «Имя числительное».

Прием «Ключевые термины»

Из текста параграфа выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, какую тему сегодня они будут изучать.

Прием «Рассыпанные открытки»

Предлагается большая разрезанная открытка.

часть

речи

служебная

связь

слов

в

предложении.

Сложив правильно части открытки, дети формулируют тему «Предлог»

Прием «Исключение».

Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Афоризм, мудрое изречение или крылатое выражение

Даны три изречения великих людей.

  • Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский)

  • Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин)

  • Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какая мысль объединяет эти высказывания? Какое слово является ключевым во всех трех высказываниях? (богатство) Итак, речь пойдет о богатстве русского языка, о богатстве его лексического запаса. Тема «Лексика»

Какография

Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками.

В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность людей. Например, «Не зная падежов – не говорите глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так как на предыдущих уроках работали с именами существительными, то учащиеся легко формулируют стандартную тему сами «Склонение имён существительных».

Или другой вариант данного приема. Дается шуточное стихотворение:

Дядя, прашу тибя, памаги

Тваей плимяннице Оле,

А то нибудет ее наги

В этай противнай школи.

Мне вчира за дектант на слава

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать

Папраси его, дядя, исправить «двойку»

И паставить мне «пять».

Ребята, как правило, поражены таким количеством орфографических ошибок легко формулируют тему «Повторение орфографии».

Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии ведь при такой организации урока ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Источники:

1.http://infourok.ru/kak-formulirovat-temu-uroka-v-sootvetstvii-s-fgos-477931.html

2.http://doc4web.ru/pedagogika/metodicheskoe-posobie-po-sozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos.html

infourok.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"